Письменный отчет об особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса. Письменный отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещения, игровой площадки,

Арапова Наталья Олеговна,

воспитатель

МАДОУ д/с № 176 города Тюмени

Обучение детей происходит ежеминутно, а с приходом лета образовательная деятельность переносится на участок. На нашем участке присутствуют все необходимые условия для обеспечения разных направлений развития детей: игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной деятельности.

Созданная нами предметно-развивающая среда участка позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

В то же время такая предметная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Оформление участка детского сада даёт нашим воспитанникам возможность наблюдать, исследовать, проводить опыты, трудиться, а потом в театрализованной, музыкальной изобразительной деятельности отражать свои впечатления от взаимодействия.

При входе на наш участок вы попадаете в атмосферу подводного царства, наша веранда является многофункциональным сооружением, в первую очередь это теневое пространство, которое необходимо в летние жаркие дни, а так же укрытие от дождя. Подводный мир помогает закреплять знание цветов у детей и развитие фантазии.

Веранда оснащена досками для рисования мелом, что способствует развитию художественно-эстетического восприятия.

А для рисования карандашами и восковыми мелками на участке имеется удобный стол со скамейками.

Также на стенах веранды изображены цифры и шары, что способствует закреплению математического счета, и отождествлению количества предметов с числовым изображением.

С помощью закрепленных на стене колец, а также выносного материала развиваются физические навыки детей. Для познавательного развития на участке имеется стол для экспериментирования, изготовленный родителями группы, который открывает разнообразные возможности для детей.

Также для игр с песком имеется большая песочница с влажным песком. Дополнительно для игр с водой на участке имеется надувной бассейн.

После «выхода на сушу» мы попадаем в совсем другой мир, он пестрит яркими красками и населен сказочными героями, которые способствуют социально-коммуникативному развитию детей.

Для развития трудовой деятельности на участке имеются огород и цветники, которые также способствуют развитию познавательного интереса, экологических знаний, наблюдениям и умозаключения детей.

В целях соблюдения гигиены на участке имеется рукомойник, который позволяет детям мыть руки или умываться в любое необходимое время.

Формируя предметно – развивающую среду на нашем участке, я руководствовалась следующими принципами:

1. Принцип гигиеничности и охраны жизни и здоровья (прочность построек, гибкость материалов, возможность их обработки, от­сутствие колющих, режущих элементов и т.д.);

2. Принцип доступности, т.е. предметы развивающей среды долж­ны быть доступны детям для активного пользования;

3. Принципы всестороннего развития, т.е. среда должна гармони­зировать личность ребенка, способствовать его эстетическому, физическому, трудовому, нравственному, умственному, экологи­ческому воспитанию и развитию;

4. Принцип системности, т.е. развивающая среда должна способс­твовать формированию системных представлений о предметном, природном, социальном мире;

5. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка;

6. Принцип вариативности (полифункциональности), – который за­ключается в разнообразии вариантов использования предметов развивающей среды участков, площадок, уголков и всей террито­рии детского сада.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.

Этим требованиям отлично соответствует концепция, сформулированная доктором психологических наук С.Л. Новосёловой, и именно этой концепции придерживается большая часть специалистов. Она утверждает, что развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный и физический облик и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Отсутствие деятельности ведёт к ограничению возможностей и депривации личности в дальнейшем. Именно поэтому деятельность ставится в этой концепции на первое место. Она формирует психику через обобщение ребёнком своего личного опыта, а предметное окружение этому способствует.

Из чего состоит развивающая среда?

Полноценная предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС состоит из:

  • большой игровой площадки;
  • разнообразного игрового оборудования;
  • набора игрушек;
  • игровой атрибутики;
  • различных игровых материалов.

В такой среде ребёнок должен самостоятельно стремиться к деятельности, которая будет развивать у него умственные и творческие способности, воображение, навыки общения, формировать личность в целом. Чтобы быть развивающей, среда должна соответствовать всем этим требованиям. Вопрос её организации — задача дошкольного образовательного учреждения, которую ставит новый ФГОС.

Компоненты развивающей среды

Анализируя работы учёных, можно выделить три компонента развивающей среды. При этом предметно-пространственному компоненту отводится центральное место.

  1. Социальный.

Основными критериями этого компонента являются:

  • хорошее, весёлое настроение;
  • уважение к воспитателю как руководителю процесса;
  • дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности детей и поощряет сотрудничество;
  • задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
  1. Пространственно-предметный.
  • среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.
  • у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса;
  • среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.
  1. Психодидактический.

Под этим компонентом подразумевается такая деятельность педагогов, вовлечённых в процесс воспитания и образования, которая будет способствовать полноценному развитию детей.

Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде

ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности ребёнка.

ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными компонентами, которые будут стимулировать познавательную и образовательную деятельность детей. При этом очень важна доступность всех этих компонентов и помещений образовательной организации для каждого ребёнка.

Предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна быть организована так, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься тем, что им больше нравится. Оборудование должно быть размещено по секторам по интересам детей. В одном месте — конструкторы, в другом — наборы для рисования, в третьем — наборы для экспериментирования или ручного труда.

Обязательное условие — наличие среди оборудования большого набора материалов, которые будут стимулировать ребёнка к познанию:

  • развивающие игры;
  • простые технические устройства и модели;
  • лупы, магниты, весы и наборы для проведения опытов;
  • природные материалы, которые можно изучать, собирать в коллекции и с которыми можно проводить эксперименты.

Основные проблемы при организации предметно-развивающей среды

Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды. Первая — использование устаревшего подхода, бывает, даже с советских времён. Вторая — понимание среды как фона, мол, педагог должен воспитывать, а окружение — лишь средство.

Из-за этого происходят проблемы. К примеру, отсутствие понимания того, как изменился мир сегодняшнего дошкольника. Нельзя игнорировать такое популярное явление, как конструктор «Лего» и популярнейшие трансформеры, не говоря уже про различные гаджеты и компьютерные игры. Развивающая среда должна быть привлекательна для ребёнка, он должен чувствовать себя в ней комфортно.

Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес дошкольника к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт. Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных уголков или жёстко зонируется либо, если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности (например, рисование или краеведение), либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами.

Как создать развивающую среду в ДОУ?

При создании развивающей среды в ДОУ по ФГОС нужно понимать, какие задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Для этого среда должна быть комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и потребности. Не менее важно для среды иметь место для образования детей, их воспитания и развития социальных способностей.

Создавая развивающую среду, необходимо учитывать и то, из чего она состоит, и какие основные компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты и каких ошибок стоит избегать.

Следующие пять принципов лишь дополняют основные положения, рассмотренные выше.

  1. Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
  2. Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.
  3. Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.
  4. Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки - о женственности.
  5. Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

НА ПРОГУЛОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ ДОО В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО.

Злобина Надежда Васильевна

Воспитатель первой квалификационной категории

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №23 общеразвивающего вида» г.Сыктывкара

Задача ДОО и каждого педагога грамотно организовать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую принципам Федерального государственного образовательного стандарта. На этом этапе работы, необходимом для успешного образовательного процесса, нередко встречаются сложности, зачастую вызванные недостатком у педагогов знаний и опыта по данной теме.

В работе педагога с детьми предметное окружение определяется как основа структуры образовательной среды. Соприкасаясь с окружающими предметами, которые требуют работы мысли, воображения, ребёнок непрестанно развивается, таким образом, окружающее становится средой развития. Оно воздействует на все стороны личности ребенка - вызывает эмоции, чувства, волю, побуждает к действиям.

При разработке современной развивающей предметно-пространственной среды мы придерживались основополагающих принципов ФГОС ДО: вариативность, полифункциональность, доступность, насыщенность, содействие, сотрудничество детей и взрослых, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, сотрудничество организации с семьей.

Опираясь на эти принципы, мы совместно с родителями создавали содержательно насыщенную развивающую среду прогулочной площадки нашей группы, способствуя максимальной реализации образовательного потенциала.

Следуя примерному алгоритму преобразования, мы грамотно организовали предметно-пространственную среду, где сейчас имеем возможность эффективно работать над раскрытием индивидуальности каждого ребенка, учитывая его склонности, интересы, уровень активности:

  • Ø Провели оценку и анализ развивающей предметно-пространственной среды прогулочной площадки.
  • Ø Определили недостающие компоненты.
  • Ø Составили перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из требований Программы.
  • Ø Изучили интересы, предпочтения и особенности детей группы.
  • Ø Составили план - схему, определив пространственное размещение оборудования, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.
  • Ø Продумали способы выделения игровых зон, с учётом регионального компонента и возможности внесения изменений в среду в течение учебного года.

Выносное оборудование трансформируется детьми в зависимости от образовательной или игровой ситуации, имеет характер открытой незамкнутой системы готовой к корректировке. Например: при организации предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевой игры «Автомобиль», используются детские стулья и малые формы, которые при изменении интересов детей могут трансформироваться в любые другие игры («Путешествие», «Поликлиника»).

Полифункциональность оборудования позволяет использовать их в разных видах детской активности. Например: атрибуты для одной сюжетной игры могут использоваться по желанию детей как предмет-заместитель для усовершенствования сюжетной линии других игр.

Одни и те же пособия используются для развития у детей исследовательских навыков, речевого развития, опытно-поисковой работы.

На площадке организованы центры для различных видов детской активности: сюжетные, строительные игры; рисования и лепка, театрально-игровой деятельности (летний период), экспериментирования. Детям доступны необходимые материалы, игрушки и оборудование для свободного выбора, учитывая гендерное развитие.

Для мальчиков есть инструменты, детали военной формы, технические игрушки, разного вида транспорт, паркинги, конструктор, строительный материал. Для девочек - сумки, зонтики, куклы с атрибутами. Предметная среда оснащена наборами атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Хозяйка», «Почта», «Моряки», «Поликлиника», «Магазин», «Строители», «Безопасная дорога». Весь материал находится в доступном для детей месте. Ребята самостоятельно могут подобрать себе нужный материал для игр, после игр они убирают атрибуты на прежние места, которые имеют условные обзначения.

Стимулирование игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей производится посредством обновления игрового материала, внедрения новых предметов и атрибутов.

Центр экспериментирования оснащен атрибутами для опытно-поисковой работы: лупы, мерные ёмкости из различных материалов, песочные часы, секундомером, воронкой, резиновой грушей. Здесь дети могут поработать с образцами природных материалов, парафиновыми свечками, воздушными шарами, красками, картотекой «Опыты, эксперименты, фокусы». В первом полугодии детям были предложены материалы и необходимые предметы для самостоятельного экспериментирования с водой. Во втором полугодии дополним материалами и инструментами для самостоятельных опытов с воздухом и звуком. Таким образом, периодическая сменяемость материалов делает развивающую среду прогулочной площадки вариативной.

В летний период доступна художественная литература, открытки, иллюстрации, картины, альбомы разной тематики.

Учитывая, возрастные особенности большое пространство на площадке оставили для двигательной активности детей, где используем различный спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, кегли, гимнастические палки, бревно для ходьбы и др.) В зависимости от времени года одно и то же пространство мы используем по-разному. Летом играем в подвижные игры, проводим спортивные эстафеты, индивидуальную работу с детьми. А зимой - строим горку, крепости, лабиринты, снежные фигуры.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду прогулочной площадки, мы руководствовались нормами безопасности и соответствия санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности, программой, реализуемой в ДОО.

Организованная на прогулочной площадке развивающая предметно-пространственная среда способствует максимальной реализации творческого потенциала детей, созданию комфортных условий для разных видов деятельности ребёнка. На площадке имеются растения разных видов для наблюдений, рассматриваний, проведения исследовательской деятельности и труда. Дети могут самостоятельно высаживать растения и ухаживать за ними, наблюдая за их ростом и изменениями. В любое время года дети совместно с взрослыми имеют возможность заниматься трудовой деятельностью. Все орудия труда в доступном и безопасном для детей месте. В связи с тем, что прогулочная площадка изменилась с точки зрения полифункиональности, вариативности, безопасности у детей появилась большая возможность проявлять творческую активность.

Наша прогулочная площадка имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, она не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, мы будем пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Список литературы.

1.Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя.-2014г.-№8.

2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049-13 .

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 г. Москва «Об утверждении САНПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

4. Федеральный закон «Об Образовании» №273-ФЗ от 29.12.12г.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013г. № 30384)

ПИСЬМЕННЫЙ ОТЧЕТ

об особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса,

территории ДОО

воспитателя Шкуро Галины Владимировны, воспитателя

МАДОУ комбинированного вида «Детский сад № 8 Динской район»

В соответствии с ФГОС развивающая среда должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями воспитанников. Решение программных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Предметно – развивающая среда в моей группе, соответствует требованиям ФГОС, и учитывая возрастные особенности дошкольников, была организована на основе следующих принципов.

Принцип индивидуальной комфортности заключается в обеспечении эмоционального благополучия ребенка, развитии его положительного самоощущения. Интерьер групповой комнаты, приближенный к домашней обстановке, помогает дошкольникам легче адаптироваться к детскому саду, способствует снятию стрессообразующего фактора. Созданные в группе условия успокаивают, уравновешивают эмоциональный фон, оказывают благоприятное влияние на нервную систему детей. Например, стенд " фотовыставка", представляющее собой яркий фотомонтаж из жизни воспитанников группы, поднимает настроение, гасит негативные эмоции, располагает к общению.

В соответствии с принципом эстетичности и красоты в оформлении помещения группы выдержан единый стиль. Стены, шторы, палас подобраны в приятной для глаз светло- голубой цветовой гамме, не нарушают общей гармонии. Светлые стены и белые потолки оптически расширяют пространство, создают ощущение простора и легкости. Развитию правильного светоощущения детей служат цветовые пятна в интерьере группы: картинная галлерея, игрушки, постеры в рамках. Удачно подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию дошкольников.

Важным при организации предметно-развивающей среды является принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей. Мнение ребенка относительно содержания предметной среды также следует учитывать, поэтому воспитанники активно вовлекаются в процесс оборудования игровых зон и уголков, вносят свои предложения.

Педагоги нашей группы стремятся создать условия как для совместной деятельности воспитанников, так и для индивидуальной, учитывая особенности развития каждого дошкольника.

Предметная среда должна предоставлять ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир, а не воспитатель побуждает дошкольника к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности предоставляет ему широкие возможности для саморазвития.

При построении среды необходимо соблюдать принцип зонирования . Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью легких перегородок, открытых стеллажей, не загромождающих помещение, в группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской).

Предметно-развивающая среда в старшей группе должна отвечать принципам активности, самостоятельности, творчества, а также динамичности .

Следуя принципу разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования, педагогам стоит осторожно подходить к вопросу насыщения группы игрушками и руководствоваться интересами педагогической целесообразности. Например, в игровых уголках представлены традиционная мозаика и современные пазлы. При выборе игр предпочтение отдается их способности стимулировать развитие. Игровое оборудование создает оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную среду с достаточным пространством для игр и занятий детей.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности , когда один и тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.

В соответствии с принципом индивидуального подхода в группе предусмотрены зоны для персональных выставок творческих работ детей, фотостенд.

Принцип гендерного подхода к развитию среды позволяет учитывать интересы и наклонности как мальчиков, так и девочек.

Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,.-Москва: Мозаика – Синтез, 2015.

Размер мебели для детей, расположение и размер оборудования соответствует рекомендациям СанПиН.

Особенности построения предметно-развивающей среды в группе

В соответствии с требованиями ФГОС и рассмотренными принципами в нашей группе ДОУ была создана следующая предметно-развивающая среда.

Театральный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Нами подобраны и размещены в нем растения, требующие разных способов ухода, необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

В природном уголке также размещены детские поделки из природного материала, экспонаты природы, гармонично расставленные на полках.

С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, камни, ракушки, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов.

Для центра искусства "Юный художник" отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла, и настенного панно «подводное царство», выполненное детьми коллективно.

Строительный центр , хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).

Игровой центр «Жилая комната»

Основной вид деятельности детей - игровой. В нашем центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.

В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п., Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье", «Почта», «Рыбалка».

В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме. Например, для игры в:

"Больницу" в наличии должны имеются халаты и медицинские приборы (инструменты), всевозможные пузыречки и коробочки от таблеток;

для уголка дорожного движения – различные машины, дорожные знаки,

для игры в "Парикмахерскую" – пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты), флакончики, коробочки, фотографии с модельными стрижками;

для уголка "Ателье" – швейная машинка, образцы тканей, пуговицы, альбом с моделями одежды;

Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

Книжный уголок

В уголке по художественной деятельности – книжный уголок - книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки.

Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин. Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе.

Уголок ряженья с зеркалом

Уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут группы. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр.

Яркий, веселый физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом, метание в цель и т. п. В «Зоне двигательной активности» имеется различное оборудование: воротца, тоннели, мячи, обручи, мешочки, набитые песком, разноцветные флажки, ленточки, гимнастические палки, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, картотеки: подвижных игр, физкультурных занятий, утренних гимнастик.

Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Хочется немного рассказать об оформлении раздевальной комнаты. Здесь есть стенд для родителей, где можно найти много интересной информации о жизни детей в саду, стенд логопедических консультаций. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде, к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.

На протяжении нескольких лет нами наработан положительный опыт работы по использованию вытынанки в оформлении предметно-развивающей среде группы.

Вытынанка - вид украинского народного декоративного искусства. Название происходит от слова - "вытынать", т.е. "вырезать". Это орнаментальные украшения жилья, ажурные или силуэтные композиции, вырезанные ножницами либо ножом из белой или цветной бумаги. В древности такие изделия использовали для отделки стен, окон, полок, печей. Как правило, традиционная вытынанка содержит сюжет - по ней можно было прочитать, что происходит в деревне, кто родился, где свадьба, какие были праздники.

Основная задача воспитателей – ввести детей в особый мир русской культуры и быта путем его действенного познания. Занятия в "Русской избе" предполагают знакомство с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством. Здесь проходят встречи и посиделки, на которых дети знакомятся с жемчужинами народной мудрости и просто пьют чай из самовара.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Созданная нами развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности и творчества.

Деятельность педагогов и детей в созданной предметной среде

Обновление содержания предметной среды в группе влечет за собой расширение и разнообразие деятельности педагогов и детей. Продуманный интерьер групповой комнаты, выдержанный по цветовой гамме, положительно влияет на настроение и детей и взрослых. Воспитанники с интересом знакомятся с новым оборудованием, пробуют свои силы в той или иной деятельности. Окружающая среда позволяет им выбирать занятия по интересам, а воспитателю – направлять детскую деятельность. Создавая различные зоны и уголки, педагог предлагает дошкольникам заняться любимым делом (рисованием, конструированием, исследовательской деятельностью), реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении. Наблюдая за детьми, педагог получает много интересной и ценной информации. Это помогает ему вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем. Для повышения профессиональной компетенции педагогов в вопросе создания развивающей среды в течение года проводится методическая работа по заранее составленному плану.

Таким образом, реализуемый проект предметно-развивающей среды в старшей группе вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. При этом педагогам предоставляется возможность для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом качественном уровне.

Заведующая

МАДОУ комбинированного вида

«Детский сад № 8 Динской район» ____________ Е.Л. Заботина

Игровое оборудование своими руками для летней площадки детского сада

Лето – самая любимая пора детей. Можно целыми днями проводить время на свежем воздухе, что позволит укрепить детский организм. Педагоги продумывают, как в летний период организовать работу с детьми, чтобы удовлетворить потребность растущего организма в творческой, познавательной и двигательной деятельности.
К лету мы готовились основательно. Продумывали зоны для игровой деятельности детей, сделали много игрового оборудования своими руками. Привлекли к этому процессу родителей, за что им несказанно благодарны.


Сделали тропу здоровья для профилактики плоскостопия.
Использовали срубы веток деревьев небольшого диаметра, донышки пластиковых бутылок, реечки от спинки детской кроватки, старые счёты, капсулы от киндер-сюрпризов. Босохождение в летний период позволит закалить детский организм.


Создали центр по развитию мелкой моторики рук в виде игрового оборудования.


Использовали спинку детской кроватки, пластмассовые шары из сухого бассейна, колечки пирамидок и кубики. Закрепили колечки таким образом, чтобы они свободно двигались, вращались.


Взяли старый стол, закрепили на нём половинку счёт. Косточки раскрасили в яркие цвета. Я сделала игру-шнуровку , используя фанеру небольшого размера, колечки от коробок с соком и самоклеящуюся бумагу. Фанеру прикрутили к столу. Для игры потребовались яркие цветные шнурки. Шнуровать можно в разном направлении: сверху вниз и наоборот, аналогично шнуровке на обуви.
Для игр с пробками из фанеры сделали куб, в верхнюю поверхность вставили горлышки от пластиковых бутылок и закрепили. Сделали из универсальных салфеток накладные коврики-картинки. Можно подбирать пробки по цвету к каждой картинке-композиции. На ножке стола прикрепили крючок, на который повесили ведро с набором пробок и набор ковриков-картинок. Стулья взяли на складе, покрасили их в яркие цвета. На столе оборудование закрепили таким образом, чтобы можно было играть одновременно группе детей, подходить к столу можно с разных сторон.


В центре по развитию мелкой моторики рук на заборе закрепили солнышко . Оно сделано из фанеры. Глазами служат выключатели. Их можно закрывать и открывать. Рот-это шнуровка. Также использованы колечки от коробок с соком.
Под солнышком закреплена реечка с ленточками. На концах ленточек колпачки от фломастеров. Ленточки служат для закручивания (сворачивания).


В нашем центре есть паровоз .
На нём закреплены разные приспособления, которые можно закрывать, нажимать, защёлкивать, включать, крутить и т.д.


Рядом с коровой-мини-песочницей, которую мы сделали в прошлом году, теперь размещается баран.


Баран - это стол для рисования манкой .
Баран сделан из фанеры, для ног использованы деревянные бруски. Сверху закреплено оргстекло. Для рисования можно использовать и песок.



Это стенд для творческих работ .


Использована спинка от детской кровати, деревянные бруски, проволока, канцелярские гвозди и зажимы. С обратной стороны прикреплена фанера для рисования мелом. На ножке закреплено ведро для воды. Там есть и тряпочка, которую дети могут использовать для стирания рисунков.



Для обучения ПДД на асфальте сделали разметку, светофор из фанеры и самоклеящейся плёнки.


Это стол для игр по ПДД .



Дорога выполнена в виде накидки, она сшита из ткани. Использована резинка, которая вставлена по краям дороги. Она позволяет свободно надевать дорогу на стол. Дома, светофор сделаны из бросового материала - картонных коробок. Машины и атрибуты для игры хранятся в пластиковом контейнере.
Это ФИЗО – уголок .


Он установлен на веранде. А изготовлен в виде машины из пластмассовых ящиков из-под овощей и фруктов. Ящики покрашены краской и закреплены на деревянных срубах, которые тоже покрыты краской. В машине хранятся атрибуты и снаряды для ФИЗО - занятий на свежем воздухе.
Это лев - физкультурное оборудование из фанеры для метания в цель .


Метать нужно в рот. С этой целью выпилено отверстие круглой формы, сшит мешочек в виде кулька из ткани красного цвета, который закреплён с помощью мебельного степлера. Для метания можно использовать маленькие резиновые мячики, пластмассовые шары, шишки. Их легко достать и снова положить в таз или корзину.

На веранде мы решили сделать комнатку для девочек .
Для этого соответствующе разрисовали стены. Одна стена-это кухня,другая стена-это комната-спальня.


Постелили ковры. Поставили старую раскладушку. На крючок в потолке подвесили колыбельку. Сделали её из старой коляски, которую обшили яркой тканью, тюля и верёвки.