Дидактические игры приобщение к русскому народному творчеству. Дидактические игры. «найди такой узор»

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня предлагаю познакомиться с развивающим лото "Народные промыслы"

Игра «Народные промыслы». Развивающая игра для индивидуальных и групповых занятий с детьми от 4 лет.

Производитель: ООО "Развивающие игры"

Цель игры . Знакомство с окружающим миром - изучение народных промыслов.

Комплектация игры : 12 листов, которые содержат 7 карт лото и 56 маленьких карточек с изображениями предметов народных промыслов.

Подготовка к игре . Перед началом игры разрежьте листы по пунктирным линиям.

Как играть

Наибольший развивающий и обучающий эффект дидактической игры достигается при участии взрослого – он объясняет правила игры, рассказывает о возможных вариантах, следит за ходом игры, руководит игрой, если в ней участвуют несколько ребят, или участвует в процессе как игрок.

Чтобы занятия были успешными, надо соблюдать несколько простых правил:

  • выбирайте игру в соответствии с возрастными возможностями ребенка - слишком простые или слишком сложные задания для него одинаково неинтересны;
  • находите подходящее время для игры, когда ребенок сыт, доволен и не занят важным для него делом;
  • игровой материал лучше не давать в свободный доступ, доставайте его только для занятий, иначе ребенок может потерять к нему интерес;
  • заканчивайте игру до того, как она наскучит.

И не забывайте создавать стимулы в игре. Самые простые из них - это похвала или маленький приз. Помните, что мотивация детей во многом зависит от вашей фантазии и творческого подхода. Не бойтесь придумывать свои, новые варианты игр, каждый раз в уже знакомой игре можно придумать что-нибудь новое. Также дайте возможность детям придумывать свои игры с карточками, играть в которые будет особенно интересно!

Игра 1. Лото «Народные промыслы»

Цель игры . 3накомство с различными народными промыслами; развитие внимания.

Игру можно проводить как дома в паре «ребёнок – взрослый», так и в группе детей (2-7 человек). Каждому из игроков достается по одной большой карте. Соответствующие им маленькие карточки-картинки переворачиваются на столе изображениями вниз и перемешиваются, или выкладываются стопкой. Ведущий достает по одной карточке и предлагает детям угадать, у кого такая карточка.

Взрослый . Посмотрите внимательно, у вас на картинках изображены элементы росписи различных народных промыслов. Давайте поиграем в лото - каждый должен собрать на большой карте все маленькие картинки, изображающие изделия этого промысла. Победит тот, кто первым соберет все свои картинки. Будьте внимательны, не спешите и постарайтесь не ошибаться! Начинаем игру. Кому нужна такая картинка? А эта картинка на что больше похожа? И т.д.

В конце игры взрослый подводит итог, называя виды промыслов. Также полезно спросить детей, какие виды промыслов они собирали - так лучше дифференцируются и запоминаются названия народных промыслов.

В дальнейшем можно предлагать детям собирать картинки к двум большим картам, что сложнее.

Игра 2. «Парные картинки»

Цель игры . Закрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и памяти. Подберите по две картинки, которые изображают изделия каждого из представленных в игре народных промыслов - всего 14 карточек. Перемешайте картинки на столе, затем предложите ребенку подобрать пары похожих картинок. Когда пары подобраны, попросите вспомнить и назвать народные промыслы, изделия которых изображены на картинках. В такой игре можно играть с несколькими детьми – в этом случае подготавливаются несколько наборов пар картинок и побеждает тот, кто первым рассортирует свои картинки на пары.

Игра 3. «Мемори»

Цель игры . Закрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и памяти.

Подготовьте для игры маленькие карточки: сколько игроков - столько наборов карточек, перемешайте карточки и разложите на столе «рубашками» вверх, чтобы спрятать изображение (так же можно играть на полу, расположившись вокруг карточек в кружок). Взрослый объясняет детям суть игры и выдает по одной карточке-образцу (можно в качестве задания дать название промысла, но это сложнее).

Взрослый . Каждый из вас должен собрать свои картинки - всего 4 (или 5, 6, 7, 8), все изображения на которых относятся к одному из народных промыслов.

Чтобы собрать карточки, можно по очереди делать попытки - переворачивать одну из карточек и смотреть изображение на ней: если карточка подходит - игрок забирает ее себе, а если нет - снова кладет на место изображением вниз. Все игроки стараются запомнить, где какие карточки лежат. Затем следующий участник выбирает одну из карточек и т.д. В игре побеждает тот, кто первым соберет все свои карточки. Это самый внимательный игрок, он не просто пробует переворачивать и смотреть картинки, но запоминает месторасположение картинок, которые уже переворачивали и смотрели. Уровень сложности этой игры можно легко варьировать, изменяя количество карточек в игре. Например, поначалу можно предлагать игрокам собрать по 4 карточки, затем по 5-7.

Игра 4. «Угадай по названию»

Цель игры . Закрепление знаний о русских народных промыслах и их названиях.

Положите перед ребенком 7 маленьких карточек, изображающих изделия разных народных промыслов. Предложите выбрать подходящую картинку по слову – названию.

Взрослый. Я буду называть народный промысел, а ты найди и покажи нужную картинку. Гжель. Правильно выбрал - молодец. Хохлома. Городецкая роспись. Верно - вот она. Каргопольская игрушка. Нет, это филимоновская игрушка, а вот - каргопольская. И т.д.

Игра 5. «Кто первый»

Цель игры . 3акрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и быстроты реакции, в игре используются все карточки - количество изучаемых промыслов по количеству игроков.

В этой игре-соревновании побеждает тот, кто быстрее всех найдет и соберет все свои карточки, для этого все карточки перемешиваются и раскладываются на столе или на полу изображениями вверх. Старт игре даётся по сигналу взрослого. В конце игры ведущий просит игроков показать свои картинки, чтобы проверить правильность выполнения игрового задания и назвать вид народного промысла.

Игра 6. «Сортировка»

Цель игры : закрепление знаний о русских народных промыслах и их названиях.

Игра проводится с одним ребенком, На столе или на полу раскладываются карточки изображениями вверх, ребенку предлагают рассортировать картинки по промыслам - выложить рядами или кучками, Когда все картинки будут рассортированы, попросите ребенка назвать виды народных промыслов.

Уровень сложности этой игры можно гибко варьировать, увеличивая или уменьшая количество карточек в игре, можно предложить ребенку рассортировать картинки, разложив их на большие карточки для лото. Такую игру можно проводить на скорость - использовать песочные часы или завести будильник на 2-5 минут.

Дополнительные игры

С игровыми карточками можно придумать много других полезных и интересных игр. Дадим несколько примеров, чтобы разбудить вашу творческую фантазию.

Игра «Картинки и названия» (развивает внимание и мышление, умение читать). Раздайте двум игрокам набор картинок (одна маленькая картинка из каждого промысла) и табличек с названиями промыслов. Попросите подобрать каждой картинке название - подложить карточку к картинке. Побеждает тот, кто первым справился с заданием.

Игра «Четвертый лишний» (развивает внимание и мышление). Выложите перед ребенком четыре карточки: три картинки с изображениями одного народного промысла, одна картинка - с изображением другого промысла. Предложите убрать лишнюю картинку. Продолжайте игру с другими карточками.

Игра «Выложи ряд» (развивает внимание, закрепляет представления о народных промыслах и их названиях). Используя маленькие карточки, предложите ребенку выложить ряд картинок под диктовку: называйте поочередно виды народных промыслов, а ребенок выбирает подходящие картинки и выкладывает их в ряд. В этой игре можно использовать разное количество картинок: по одной из каждого промысла, или по несколько из каждого промысла.

Сканы карточек

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня предлагаю познакомиться с развивающим лото "Народные промыслы"

Игра «Народные промыслы». Развивающая игра для индивидуальных и групповых занятий с детьми от 4 лет.

Производитель: ООО "Развивающие игры"

Цель игры . Знакомство с окружающим миром - изучение народных промыслов.

Комплектация игры : 12 листов, которые содержат 7 карт лото и 56 маленьких карточек с изображениями предметов народных промыслов.

Подготовка к игре . Перед началом игры разрежьте листы по пунктирным линиям.

Как играть

Наибольший развивающий и обучающий эффект дидактической игры достигается при участии взрослого – он объясняет правила игры, рассказывает о возможных вариантах, следит за ходом игры, руководит игрой, если в ней участвуют несколько ребят, или участвует в процессе как игрок.

Чтобы занятия были успешными, надо соблюдать несколько простых правил:

  • выбирайте игру в соответствии с возрастными возможностями ребенка - слишком простые или слишком сложные задания для него одинаково неинтересны;
  • находите подходящее время для игры, когда ребенок сыт, доволен и не занят важным для него делом;
  • игровой материал лучше не давать в свободный доступ, доставайте его только для занятий, иначе ребенок может потерять к нему интерес;
  • заканчивайте игру до того, как она наскучит.

И не забывайте создавать стимулы в игре. Самые простые из них - это похвала или маленький приз. Помните, что мотивация детей во многом зависит от вашей фантазии и творческого подхода. Не бойтесь придумывать свои, новые варианты игр, каждый раз в уже знакомой игре можно придумать что-нибудь новое. Также дайте возможность детям придумывать свои игры с карточками, играть в которые будет особенно интересно!

Игра 1. Лото «Народные промыслы»

Цель игры . 3накомство с различными народными промыслами; развитие внимания.

Игру можно проводить как дома в паре «ребёнок – взрослый», так и в группе детей (2-7 человек). Каждому из игроков достается по одной большой карте. Соответствующие им маленькие карточки-картинки переворачиваются на столе изображениями вниз и перемешиваются, или выкладываются стопкой. Ведущий достает по одной карточке и предлагает детям угадать, у кого такая карточка.

Взрослый . Посмотрите внимательно, у вас на картинках изображены элементы росписи различных народных промыслов. Давайте поиграем в лото - каждый должен собрать на большой карте все маленькие картинки, изображающие изделия этого промысла. Победит тот, кто первым соберет все свои картинки. Будьте внимательны, не спешите и постарайтесь не ошибаться! Начинаем игру. Кому нужна такая картинка? А эта картинка на что больше похожа? И т.д.

В конце игры взрослый подводит итог, называя виды промыслов. Также полезно спросить детей, какие виды промыслов они собирали - так лучше дифференцируются и запоминаются названия народных промыслов.

В дальнейшем можно предлагать детям собирать картинки к двум большим картам, что сложнее.

Игра 2. «Парные картинки»

Цель игры . Закрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и памяти. Подберите по две картинки, которые изображают изделия каждого из представленных в игре народных промыслов - всего 14 карточек. Перемешайте картинки на столе, затем предложите ребенку подобрать пары похожих картинок. Когда пары подобраны, попросите вспомнить и назвать народные промыслы, изделия которых изображены на картинках. В такой игре можно играть с несколькими детьми – в этом случае подготавливаются несколько наборов пар картинок и побеждает тот, кто первым рассортирует свои картинки на пары.

Игра 3. «Мемори»

Цель игры . Закрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и памяти.

Подготовьте для игры маленькие карточки: сколько игроков - столько наборов карточек, перемешайте карточки и разложите на столе «рубашками» вверх, чтобы спрятать изображение (так же можно играть на полу, расположившись вокруг карточек в кружок). Взрослый объясняет детям суть игры и выдает по одной карточке-образцу (можно в качестве задания дать название промысла, но это сложнее).

Взрослый . Каждый из вас должен собрать свои картинки - всего 4 (или 5, 6, 7, 8), все изображения на которых относятся к одному из народных промыслов.

Чтобы собрать карточки, можно по очереди делать попытки - переворачивать одну из карточек и смотреть изображение на ней: если карточка подходит - игрок забирает ее себе, а если нет - снова кладет на место изображением вниз. Все игроки стараются запомнить, где какие карточки лежат. Затем следующий участник выбирает одну из карточек и т.д. В игре побеждает тот, кто первым соберет все свои карточки. Это самый внимательный игрок, он не просто пробует переворачивать и смотреть картинки, но запоминает месторасположение картинок, которые уже переворачивали и смотрели. Уровень сложности этой игры можно легко варьировать, изменяя количество карточек в игре. Например, поначалу можно предлагать игрокам собрать по 4 карточки, затем по 5-7.

Игра 4. «Угадай по названию»

Цель игры . Закрепление знаний о русских народных промыслах и их названиях.

Положите перед ребенком 7 маленьких карточек, изображающих изделия разных народных промыслов. Предложите выбрать подходящую картинку по слову – названию.

Взрослый. Я буду называть народный промысел, а ты найди и покажи нужную картинку. Гжель. Правильно выбрал - молодец. Хохлома. Городецкая роспись. Верно - вот она. Каргопольская игрушка. Нет, это филимоновская игрушка, а вот - каргопольская. И т.д.

Игра 5. «Кто первый»

Цель игры . 3акрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и быстроты реакции, в игре используются все карточки - количество изучаемых промыслов по количеству игроков.

В этой игре-соревновании побеждает тот, кто быстрее всех найдет и соберет все свои карточки, для этого все карточки перемешиваются и раскладываются на столе или на полу изображениями вверх. Старт игре даётся по сигналу взрослого. В конце игры ведущий просит игроков показать свои картинки, чтобы проверить правильность выполнения игрового задания и назвать вид народного промысла.

Игра 6. «Сортировка»

Цель игры : закрепление знаний о русских народных промыслах и их названиях.

Игра проводится с одним ребенком, На столе или на полу раскладываются карточки изображениями вверх, ребенку предлагают рассортировать картинки по промыслам - выложить рядами или кучками, Когда все картинки будут рассортированы, попросите ребенка назвать виды народных промыслов.

Уровень сложности этой игры можно гибко варьировать, увеличивая или уменьшая количество карточек в игре, можно предложить ребенку рассортировать картинки, разложив их на большие карточки для лото. Такую игру можно проводить на скорость - использовать песочные часы или завести будильник на 2-5 минут.

Дополнительные игры

С игровыми карточками можно придумать много других полезных и интересных игр. Дадим несколько примеров, чтобы разбудить вашу творческую фантазию.

Игра «Картинки и названия» (развивает внимание и мышление, умение читать). Раздайте двум игрокам набор картинок (одна маленькая картинка из каждого промысла) и табличек с названиями промыслов. Попросите подобрать каждой картинке название - подложить карточку к картинке. Побеждает тот, кто первым справился с заданием.

Игра «Четвертый лишний» (развивает внимание и мышление). Выложите перед ребенком четыре карточки: три картинки с изображениями одного народного промысла, одна картинка - с изображением другого промысла. Предложите убрать лишнюю картинку. Продолжайте игру с другими карточками.

Игра «Выложи ряд» (развивает внимание, закрепляет представления о народных промыслах и их названиях). Используя маленькие карточки, предложите ребенку выложить ряд картинок под диктовку: называйте поочередно виды народных промыслов, а ребенок выбирает подходящие картинки и выкладывает их в ряд. В этой игре можно использовать разное количество картинок: по одной из каждого промысла, или по несколько из каждого промысла.

Сканы карточек

Дидактические игры по формированию интереса и ценностно-деятельностного отношения ребёнка старшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству Урала на основе ознакомления с Урало-Сибирской росписью.

Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования детского сада "Солнышко", структурного подразделения Северного педагогического колледжа, г. Серов
Описание материала: Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Урало-сибирской росписью. (практический материал к учебно-методическому пособию). Предназначены для развития детей среднего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям, родителям дошкольников. В следующих моих разработках будут предложены другие дидактические игры и рабочая тетрадь по этой теме.

Предлагаю вашему вниманию серию дидактических игр по формированию у детей целостного представления об урало-сибирской росписи. На данном материале хочу показать педагогам, как легко преобразовать знакомые игры, наполнив их новым, необходимым содержанием.

В далекой Сибири суровой
На древних Уральских горах
Расселись фазаны и совы
На прялках, горшках, сундуках.

По древним уральским поверьям
Все это не просто красиво:
Считают, что птицы и звери
Имеют защитную силу.

Распишут упряжку букетом
-И в путь отправляются кони.
Приятно смотреть, и при этом
Злых духов рисунок отгонит.

Дидактическая игра «Парочки».

Цель: закреплять у детей представления об Урало-сибирской росписи, элементах, ее составляющих. Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к народному творчеству.
Задача для игроков: собрать как можно больше парочек.
Подготовка к игре: продублировать все 4 листа, разрезать на отдельные картинки.




Ход игры: в игре могут участвовать от 2 до 4 человек. Картинки нужно разложить по 4–6 штук в ряд рисунками вниз. Первый игрок открывает две любых картинки. Если на них изображен один и тот же рисунок, играющий берет их себе и открывает другую пару картинок. Если картинки не сошлись – игрок кладет их на место изображением вниз. Ход переходит к следующему участнику. Карточки лучше открывать не парами, а по одной. Когда непарные картинки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит.
Подведение итогов: игра заканчивается, когда разобраны все картинки. Выигрывает тот, кто соберет больше парочек.
Игру можно усложнить, раскладывая картинки не рядами, а в беспорядке.

Приметы, символика уральской росписи:

Живописный куст, украшенный цветами и плодами - надежда на богатый урожай и достаток в доме.
Двери голбца, которая вела в подполье, украшали изображением солнца, древа жизни. Считалось, что в подполье живет домовой, охранитель дома и с ним надо жить в согласии.
В центре столешницы на красном фоне изображался зеленый круг с желтой окантовкой - символ жизни.
Если прялка расписывалась для девушки, изображалась одна птичка, для женщины - 2 птички.
Для нижнего яруса комнаты приписывалась связь с матушкой-землей, нижней сферой мироздания; для верхнего - с небом, солнцем, верховными культами; средний ярус - мир человека - ориентирован на связь с реальными мифологизированными обитателями земли.
Деление куста или дерева на ярусы - деление на поколения: прародителей, родителей, детей.
Цветущее дерево и конь - благополучие в семье.
Символы светила, круговые рисунки имели значение оберега, связывались с солнцем, светилом, дарующим жизнь всему земному, от которого зависела судьба крестьянина.
Птица - посредница между землей и небом, между облаками, дарующими дождь, и земной поверхностью. Птица - символа жизни. Древнейшие мифы раскрывают значение птицы как символа солнца.
Коловрат – символизирует круговорот Вселенной, это охранный (обережный) символ и символ счастья, талисман, притягивающий удачу.
Свастику изображали на стенах домов, для того чтобы в них царило счастье, помещали на конек и вырезали на наличниках.

Дидактическая игра «Собери узор»

Цели игры: развивать эстетическое восприятие предметов народных промыслов, учить видеть их красоту. Развивать внимание, умение чувствовать симметрию в композиции.
Подготовка к игре: для игры необходимо 2 экземпляра каждой картинки, один из которых является образцом, а второй необходимо разрезать на части (от 2 и более в зависимости от возраста и возможностей детей; можно разрезать как пазлы).





Ход игры:
Вариант 1. Ребенок выбирает образец – картинку, которую будет составлять, называет, что это. Затем берет набор из частей и по образцу составляет целую картинку.
Вариант 2. В игре участвуют 2 и более человек. Каждый выбирает себе образец, к нему подбирается соответствующий набор разрезанных картинок. Выигрывает тот, кто быстрее соберет свою картинку из частей.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С РУССКИМ НАРОДНЫМ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВОМ Д/и «Назови правильно» Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ. Материал и оборудование. Планшет с изображением народных промыслов России. Ход игры. Дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности. Д/и «Составь хохломской узор» Цель: Закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль»). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу. Материал и оборудование: Трафареты посуды хохломских изделий из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи. Ход игры. Детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете на трафарете посуды методом аппликации. Д/и «Городецкие узоры» Цель: Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции. Материал и оборудование. Трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др.), набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты) Ход игры. Детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации. Настольная игра «Декоративное домино» Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному. Материал и оборудование: Карточки поделенные пополам. На каждой стороне карточки картинка с промыслом. Ход игры. Поиск нужных картинок, соблюдение очередности. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: филимоновская игрушка к филимоновской игрушке, каргопольская игрушка к каргопольской и т.д..

2 Д/и «Собери гжельскую розу» Цель: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу. Материал и оборудование. Элементы гжельской розы. Ход игры. Дети должны собрать гжельскую розу, используя данные элементы методом аппликации. Выигрывает тот, кто первым сложил гжельскую розу. Д/и «Собери матрёшку». Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству. Материал и оборудование. Матрешки, поделенные на несколько частей. Ход игры. Собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек. Д/и «Найди домик матрёшки» Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству. Материал и оборудование. Карточка с силуэтами матрешек их домиков, матрешки разные по величине. Ход игры. Правильно «заселить» матрешек в свои домики. Д/и «Найди лишнее» Цель: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь доказательство. Материал: 3-4 изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и одно - любого другого. Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т.е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор. Ход игры: выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно. Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов. Д/и «Что изменилось» Дидактические задачи: закреплять представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их. Материал: предметы разных промыслов. Игровые правила: игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим. Ход игры: воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами и убирает какой-либо. Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена, выбирается другой ведущий, игра продолжается. Варианты: игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что убрал ведущий, но и описать его.

3 Д/и «Узнай элементы узора» Дидактические задачи: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи. Материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями. Игровые правила: определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты. Ход игры: получив большую карту и нескольких маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания. Д/и «Составь узор» Дидактические задачи: учить составлять декоративные композиции располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество. Материал: плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов. Игровые правила: составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи. Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию. Д/и «Разрезные картинки» Дидактические задачи: закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства. Материал: два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части. Игровые правила: быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом. Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием. Д/и «Художественные часы» Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных художественных промыслах, умение находить нужный промысел среди других и обосновывать свой выбор. Материал: планшет в виде часов (вместо цифр наклеены картинки с изображением разных промыслов). Кубики и фишки. Игровые правила: играющий бросает кубик и считает, сколько у него очков. Отсчитывает стрелкой нужное количество (отсчет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Рассказать нужно о промысле, на который указала стрелка. За правильный ответ фишка. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

4 Д/и «Укрась поднос» Дидактические задачи: закреплять знания о жостовской росписи ее колорите, составными элементами; учить располагать узор; развивать чувство ритма, композиции; формировать эстетическое отношение к народному творчеству. Материал: трафареты подносов разной формы, вырезанные из картона, различные цветы, литья по размеру, форме, цвету. Игровое правило: брать по одному элементу. Игровое действие: выбрав поднос определенной формы расположить узор. Д/и «Из какой росписи птица» Дидактические задачи: закрепление знаний о декоративно-прикладном творчестве русского народа. Материал: изображения птиц городецкого, хохломского, дымковского, гжельского промыслов. Игровое действие: назвать вид прикладного творчества, найти птиц неизвестных видов росписи и не относящихся к декоративно-прикладному творчеству. Д/и «Помоги Незнайке» Дидактические задачи: закрепление знаний о декоративно-прикладном творчестве русского народа. Материал: изображения различных видов декоративно-прикладного творчества. Игровое действие: определить к какому виду народного промысла относится изображение, доказать, называя особенности той или иной росписи. Д/и «Обведи элемент» Цель: учить детей элементам росписи, технике исполнения элементов. Материал: листы бумаги с нарисованными элементами росписи (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома и др.), кисть. Ход игры: педагог предлагает детям сухой кистью обвести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, если нужно провести тонкую линию или поставить точку-горошинку. Д/и «Обведи и раскрась» Цель: продолжать знакомить с народными росписями декоративно-прикладного искусства; учить расписывать силуэт; развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус. Материал: бумажные силуэты, краски, кисти. Ход игры: предложить детям выбрать силуэт по желанию и расписать его. Д/и «Найди пару» Цель: учить детей ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание. Материал: чайные пары (чашка с блюдцем), расписанные под Дымку, Городец, Гжель, Хохлому. Ход игры: педагог предлагает подобрать для каждого блюдца чашку (или наоборот) и назвать вид росписи.

5 Д/и «Собери целое» Цель: учить ориентироваться в различных видах росписи; закрепить знания об истории некоторых видов народного промысла. Материал: плоскостные силуэты изделий, расписанные разными видами росписей и разрезанные на несколько частей. Ход игры: педагог предлагает детям собрать изделия (вариант: кто быстрее), назвать вид росписи. Д/и «Дорисуй рисунок» Цель: учить детей рисовать элементы росписи, совершенствовать технику исполнения элементов. Материал: листы бумаги с частично нарисованными элементами росписей, кисти, краски. Ход игры: Педагог предлагает продолжить рисунок, соблюдать порядок рисования, делать одинаковые промежутки между элементами орнамента. Д/и «Поможем художнику» Цель: научить детей воображать элементы хохломской росписи, составлять узор на основе заданной им схемы основного узора. Материал: силуэты посуды, краски, кисти. Ход игры: Педагог рассказывает, что один художник не успел расписать изделие и попросил ребят помочь ему закончить роспись. Затем показывает детям схематичное изображение основного элемента росписи и говорит, что сейчас они вместе это сделают. Варианты: 1.Дети придумывают, как это лучше сделать, глядя на образцы элементов хохломской росписи, а педагог рисует все, что дети придумывают. 2.То же самое, но без образцов. 3.Дети сами придумывают и рисуют, глядя на образцы. 4.То же самое, но без образцов. Д/и «Что это?» Цель: учить детей правильно называть предметы одежды; расширять словарный запас; развивать внимание. Материал: карточки с изображением предметов одежды. Ход игры: вниманию детей предлагаются карточки с нарисованными элементами и предметами одежды. Детям надо правильно назвать предмет или элемент одежды и рассказать о назначение. Аналогично можно проводить игру на закрепление знаний об оружии. Д/и «Герои русских былин» Цель: упражнять детей в составление целого из частей; развивать внимание, мышление, память. Материал: картинки с изображением былинных героев, разрезанные на части. Ход игры: дети составляют целую картинку из частей. Д/и «Кто больше знает слов на тему «Земледелие» Цель: закрепить знания о жизнедеятельности Древней Руси. Материал: фишки-кружки с изображением колосков. Ход игры: Педагог предлагает вспомнить слова по теме «Земледелие». За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Кто больше наберет «колосков», тот победитель. Примерные ответы детей: пашня, борозда, соха, грабли, плуг, лошадь, крестьянин, пахарь, семена, земля, сеять, пахать и т.д.


Олещенко Светлана Владимировна учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Гимназия 9 им. Н. Островского г. Сочи НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ХОХЛОМА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА

Картотека игр по художественноэстетическому развитию в средней группе. «Угадай и расскажи» Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративноприкладного искусства;

Картотека игр по художественноэстетическому развитию в средней группе. «Угадай и расскажи» Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства;

Дидактическая игра: «Найди лишнее» 1.Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных 2.Развивать внимание, наблюдательность, речьдоказательство. 3.Развивать мышление, эстетическое восприятие

Картотека дидактических игр, способствующих развитию технических спососбностей у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности Упражнения и задания по формированию: пространственных представлений

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Березка» 666661 Россия, Иркутская область, Усть-Илимский район, р.п.железнодорожный, ул. Солнечная,2. Телефон: 67-9-05,

Дидактические игры в нравственнопатриотическом воспитании детей Педагогическая актуальность. Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, как первой ступени

Дидактические материалы для использования в образовательной деятельности Образовательная область «Художественно эстетическое развитие». Подготовительная группа. Что изучается? 1.Предметное рисование. Анализ

Филимоновская роспись СТАРШАЯ ГРУППА п/п Занятия, Развлечения. Свободная деятельность. Работа с родителями. 1 Тема: «Филимоновская радость». 1.Рассматривание иллюстраций, открыток, слайдов. Папка «передвижка»:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Методические рекомендации Составитель: воспитатель дошкольного отделения ГБОУ Школа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детство» «Центр развития ребенка» города Калуги необособленное структурное подразделение «Бережок» Составила: Шепелева С.Н. воспитатель ИЗО

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА Филимоновская роспись п/п Занятия, Развлечения. Свободная деятельность. Работа с родителями. 1 Тема: «Филимоновская радость». Программное содержание: Познакомить 1.Рассматривание

Долгосрочный проект «Народные промыслы» (для детей старшей группы) Составил: воспитатель по изобразительной деятельности Гаврилюк Н. И. В рамках этого проекта дошкольники познакомились с городецкой, гжельской

Картотека дидактических игр по художественно-эстетическому развитию Подготовила: ФилиноваЮлия Владимировна Воспитатель МБДОУ «Детский сад 15 «Колобок» 2016 год Картотека дидактических игр по художественно-эстетическому

«РАЗВИВАЮЩИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.

Проект «Декоративно - прикладное искусство» Ярмарка Подготовили воспитатели 9группы: Казакова.Ю.С. Данилина.А.Н. Тема: «Декоративно - прикладное искусство» Вид проекта: творчески информационный Участники

Эстетическое воспитание дошкольников с нарушением зрения средствами декоративного рисования в условиях реализации ФГОС ДО Сатаева Елена Григорьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад 83» города Бийска Алтайского

Проект на тему: «Народное декоративно-прикладное искусство» для детей старшей группы детского сада Вид проекта: творчески информационный краткосрочный Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели,

Дидактические игры по ИЗО деятельности Дидактические игры и упражнения по цветоведению. Цель: Познакомить детей с понятием «колорит», возможными сочетаниями цветов и их эмоциональном воздействии на человека.

Краткая презентация к рабочей образовательной программе педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности Выполнил: педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности

Приложение 7 (ООП) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА культурной практики «аппликация» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Второй год обучения г. Калининград 207 г. . Пояснительная записка Основу

МДОУ Детский сад 1 Воспитатель: Орлова В.С. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы Аннотация Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой

Доклад из опыта работы на тему: «Формирование нравственнопатриотического отношения к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства» Воспитатель специалист по ИЗОдеятельности

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников. Игра это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей

Консультации для воспитателей Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников Игра это не только источник положительных эмоций, это ещѐ и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей

Картотека дидактических игр по рисованию для средней группы Дидактическая игра «Волшебные цвета» Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Котиково Вяземского муниципального района Хабаровского края ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Заседание Педагогического

Дидактические игры по цветоведению в работе с дошкольниками Игры подобранные педагогами в рамках проектной деятельности по художественному-эстетическому развитию детей «Чувство цвета является популярнейшей

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 6 г. Комсомольска на - Амуре Проект: «В гости к мастерам Гжели» Авторы проекта: Береснева А.В. Жихарева С.В. Воспитатели

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад 2 Колосок» Воспитатели: Звонарь Л.В. Косых Г.А Данный проект был реализован в средней группе воспитателями

Пояснительная записка ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дошкольный возраст является важнейшим, базовым периодом в художественном и эстетическом развитии ребенка. "Это период первоначального фактического складывания

«Спортивный инвентарь» Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей со спортивным инвентарем; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его

Конспект по художественно-эстетическому развитию с детьми 6-7 лет Тема: «Аппликация по мотивам гжельской росписи» Задачи: Разработала Н.Н.Долматова, воспитатель 1 кв.к. -расширить представления детей об

Вид проекта: информационно-практический. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители. База проекта:мкдоу д/с 360 «Журавушка». Срок реализации: 2 месяца. Актуальность проекта:

Серия дидактических игр 1 этап - игры направленные на развитие умения произвольно распределять и переключать внимание с одного объекта на другой в результате сознательных усилий воли. «Найди отличия» Обучающая

Паспорт мини-музея «Дивная роспись» МБДОУ 57 г. Красноярск 2017 г. «Богата и привольна Родина моя И промыслом народным славится она. Есть Тула, Гжель и Суздаль И Павловский Посад, Загорская матрешка, И

Изучение русских народных узоров во второй младшей группе. Издревле человек пытался украсить свое жилище и свой быт при помощи того что было у него под рукой это и глина, и дерево, и кость, и разрисованное

Учить называть одним словом предметы, объединенные одним смыслом. воспитывать доброжелательное, дружеское отношение к товарищам по группе в ходе совместной деятельности. Развивать связную речь через объединение

Дидактические игры на занятиях по изодеятельности в детском саду 1. Игра «Цветные корзинки» Первая игра используется с самыми маленькими детьми и называется "Цветные корзинки". Цель игры: игра направлена

Перспективное планирование работы по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с Мезенской росписью. Разработала Коробовская Н.В., воспитатель. наименование задачи материал Методы и приемы 1.

«Учимся рисовать» Комплект пособий Салмина Нина Гавриловна, доктор психологических наук, заслуженный профессор МГУ им. Ломоносова; Глебова Анна Олеговна Кандидат педагогических наук, член Союза художников

Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников «Спортивный инвентарь» Описание дидактических игр Цели и задачи: формировать у детей

Подготовила: Воспитатель ГБОУ Детский сад 1524 Недопекина А.В. «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад 231» Принято на педагогическом совете Утверждаю Протокол 2 Заведующая МБДОУ 231 от 31.08.2016 г. Е.И.Матвеева

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 6 Проектная деятельность по художественно эстетическому развитию детей средней группы 4 Тема: «Ознакомление с дымковской

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Московский городской Центр детского творчества «Культура и Образование» Дополнительная

Игры по правилам дорожного движения для детей младшей и средней группы ДОУ «Светофор» Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, о цвете (красный, желтый, зеленый). Материал:

Консультация для воспитателей Тема: «Художественноэстетическое развитие детей средствами дидактических игр» Подготовила: Филинова Юлия Владимировна Воспитатель МБДОУ «Детский сад 15 «Колобок» 2015год Консультация

ИГРЫ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «Светофор» ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, о цвете (красный, желтый, зеленый).

Аннотация к программе учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» Составитель: Михайленко И.Н., заведующая отделением изобразительного искусства МБОУ ДОД ДШИ п. Гигант. Возраст поступающих в первый

Музейное лото. «ЧТО ИЗ ЧЕГО?» Дидактическая игра музейное лото «Что из чего?» для детей имеет развивающее значение. Она способствует развитию познавательных процессов. Может использоваться как в детском

Проект «Художественная роспись по дереву» Презентацию подготовила Солёнова Е.В учитель начальных классо ОГКОУ «Санаторная школа-интернат Ивановская область, город Шуя Цель проектной деятельности Формирование

Картотека дидактических игр по ПДД Составитель: Тишина Виктория Александровна, воспитатель МБДОУ МО г.краснодар «Детский сад 135» «Угадай, какой знак?» Цели: Учить детей различать дорожные знаки, закреплять

Продолжительность проекта: краткосрочный. Срок реализации: 1 октября 1ноября 2017 года. Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников. Актуальность. Русская культура не мыслится

Изобразительное искусство п\п Содержание материала. Тема урока. 1. Рисование с натуры. Чем и как работают художники. «Волшебные краски». 2. Аппликация. «Цветовой круг». 3. Декоративное работа «Красивые

Презентация Подготовила: Никитина Ольга Геннадьевна Краеведческие игры старшего дошкольного возраста Цель: Расширить представления детей о родной стране, о родном крае. Приобщать детей к общечеловеческим

Картотека дидактических игр по математике для детей старшего дошкольного возраста. Составила: Фендрикова Е.Л. «Танграм» Цель: закрепление знаний детьми о геометрических фигурах, развитие воображения, анализ

Конспект занятия по пластилинографии в подготовительной группе «Украшение разделочной доски городецкими птицами, цветами». Использование технологий развития детского творчества, информационно-коммуникативных

Перспективный план работы с детьми по нетрадиционной технике рисования Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию во 2-й младшей группе. Тема Программное содержание Рисование пальцем или ватной

1 Занятие- викторина «Бумага и ножницы заставляют думать» Задачи: Развитие пространственного мышления; Развитие мелкой моторики пальцев; Диагностика результатов обучения в области работы с бумагой, конструирования,

Перспективное планирование работы по развитию психических процессов у старших дошкольников с использованием дидактических игр. месяц сентябрь Лексическая тема «Детский сад. День знаний». Дидактические

Разработка занятия по учебному предмету «Декоративное рисование» для учащихся 4 классов ДХШ Тема занятия «Составление узора в круге из растительных, природных форм» Составитель Власова В.Н. преподаватель

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «КОЛОБОК» С. ПЕРОВО» СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКА КРЫМ Проект в подготовительной группе «Золотая Рыбка» «Народные игры и

ВОЛШЕБНЫЕ ЛЕНТЫ ДОРОГ (учебно-развивающая игра) Материалы: игровое поле, где изображены дороги, улицы, скверы, парки. На красных полях силуэты хорошо известных в городе зданий, памятников и других сооружений;

МК ДОУ «Центр развития ребенка детский сад 45» г. Биробиджан Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем Подготовила: воспитатель Обогрелова Т.Н. 2015 год «Любовь к родному

Предметная упрощённая программа по искусству для I школьной ступени первого этапа 1 класс 2 класс 3 класс 1.Учится замечать цвета и формы объектов, а также следить в своей работе за соответствием цвета

Информационно-творческий проект для детей разновозрастной группы «Народные промыслы России». Тип проекта: информационно - творческий; Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: дети разновозрастной

ВОЛШЕБНЫЕ ЛЕНТЫ ДОРОГ (учебно-развивающая игра) Материалы: игровое поле, где изображены дороги, улицы, скверы, парки. На красных полях силуэты хорошо известных в городе зданий, памятников и других сооружений;

Картотека "Дидактические игры по мотивам народного творчества для старшего дошкольного возраста" создана в рамках реализации проекта "Золотые россыпи России" и содержит описание игр, дидактические задачи, материалы и игровые правила.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малыш» с. Александров-Гай Александрово-Гайского

муниципального района Саратовской области

Рослякова Валентина Владимировна,

Воспитатель

МБДОУ д/с «Малыш»

С. Александров-Гай

Дидактические игры по мотивам народного творчества для старшего дошкольного возраста

Д/и «Найди лишнее»

Дидактические задачи : учить находить предметы определенного промысла
среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь -
доказательство.
Материал : 3-4 изделия (или карточки с ихизображением) одного промысла и одно - любого другого.

Игровые правила : выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т.е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

Ход игры : выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно. Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.

Д/и «Художественный салон»

Дидактические задачи : учить устно, описывать выбранный предмет,
развивать сосредоточенность, речь-описание.

Материал: различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.

Игровые правила : точно описать предмет, который игрок хочет «купить».

Ход игры : предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие - «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?» Когда «продавец» определит, что это за предмет, продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.

Д/и «Что изменилось»

Дидактические задачи : закреплять представление о какой-либо росписи,
развивать наблюдательность, внимание память и быстроту реакции, учить
анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь
объяснять их.

Материал: предметы разныхпромыслов.

Игровые правила : игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку дляответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим.

Ход игры : воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов
различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение,
игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами и убирает
какой-либо. Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена,
выбирается другойведущий, играпродолжается.

Варианты: игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что убрал ведущий, но и описать его.

Д/и «Узнай элементы узора»

Дидактические задачи: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать

интерес к росписи.

Материал: большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней
части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с
отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи,
отличающиеся цветом, деталями.

Игровые правила: определить, какие из предложенных карточек с
изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной
карты.

Ход игры: получив большую карту и нескольких

маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

Д/и «Домино»

Дидактические задачи: закрепить представления об основных элементах
какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой,
правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами
промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции,
вызвать интерес к росписи.

Материал: карточки

прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора; варианты отличаются цветом, деталями.

Игровые правила : игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответствовало тому же изображению другой карточки. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки.

Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Все карточки выкладывают в центр стола рисунками вниз - это "базар". Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Первым делает ход тот, у кого есть карточка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой. Если нет нужной игрок пользуется "базаром". Если "базар" пуст-пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек.

Вариант: игрок делает ход и называет элемент росписи. Если название не верное, ход пропускается.

Д/и «Лото»

Дидактические задачи: те же, что и в «Домино».

Материалы: большие карты с изображением предметов, украшенных какой-
либо росписью. По краям карт до шести клеток с изображением элементов
донной росписи. Карточки с вариантами элементов узора, отличающихся
цветом,деталями.

Игровые правила:
больших картах. Внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы
на своей карте.

Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает
каждому по одной большой карте, маленькие перемешивает. Затем, вынимая
по одной карточке, ведущий спрашивает, что за элемент на ней изображен и
кому нужна такая карточка.

Вариант: игру можно проводить в форме соревнования команд. При этом каждой команде выдается сразу несколько карт для одновременного заполнения.

Д/и «Найди пару»

Дидактические задачи: те же, что и в «Домино».

Материал: прямоугольные карточки, разделенные на две клеточки: одна с
элементами узора, другая - пустая. Карточки с вариантами элементов узора,
образующие пары к рисункам на полосках.

Игровые правила: игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на
больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов
на своих карточках.

Ход игры: принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому одинаковое количество двойных карт, маленькие перемешиваются в центре стола. По команде ведущего играющие подбирают пару элементам на своих карточках.

Д/и «Составь узор»

Дидактические задачи: учить составлять декоративные композиции -
располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в
стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма,
наблюдательность,творчество.

Материал: плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.

Игровые правила: составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи.

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию.

Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.

Д/и «Разрезные картинки»

Дидактические задачи: закрепить знания о выразительных средствах,
применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки
из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к
достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к
предметам декоративного искусства.

Материал: два одинаковых плоскостных изображения различных предметов,
одно из которых разрезано на части.

Игровые правила: быстро составить из отдельных частей изделие в

Соответствии с образцом.

Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Д/и «Назови правильно»

Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ.

Материал: планшет с изображением народных промыслов России.

Игровые правила: дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.

Д/и «Угадай и расскажи»

Дидактические задачи: закрепить знания детей о народной игрушке как об
одной из форм народного декоративно-прикладного искусства. Закреплять
умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять
элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии. Развивать
эстетический вкус.

Материал: карточки с изображением

изделий народных промыслов.

Игровые правила: детипоочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа.

Д/и «Составь хохломской узор»

Дидактические задачи: закрепить умение детей составлять хохломские
узоры способом аппликации. Закреплять названия элементов росписи:
«осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль». Поддерживать
интерес к хохломскому промыслу.

Материал: трафареты посуды хохломских художников из бумаги желтого, красного, черного цветов, набор элементов хохломской росписи.

Игровые правила: детям предлагается набор элементов хохломской росписи, из которых они должны выложить узор на трафарете посуды методом аппликации.

Д/и «Угадай, какая роспись»

Дидактические задачи: закрепить умения детей узнавать и называть ту или
иную роспись, уметь обосновывать свой выбор, называть элемент росписей,
отгадывать загадки. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край -
край умельцев и мастеров.

Материал: карточки с изображениями различных узоров росписей.

Игровые правила: дети поочередно друг другу задают задание, показывая на карточку. Угадывающий должен отгадать, какой промысел изображен на карточке. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа, т.е. назвать элементы росписи, его цветовое решение.

Д/и «Городецкие узоры»

Дидактические задачи: закреплять умение детей составлять городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запоминать порядок выполнения узора, самостоятельно подбирать цвет и оттенок для него. Развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

Материал: трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др.), набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты).

Игровые правила: детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.

Д/и «Распиши платок»

Дидактические задачи: закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.п.), умение подбирать цветовую гамму узора.

Материал: квадратные трафареты шалей разного цвета (красного, синего, желтого, белого и т.д.), растительные и цветочные элементы.

Игровые правила: детям предлагается набор растительных и цветочных элементов, из которых они должны выложить на трафарете узор для украшения шали методом аппликации.

Д/и «Художественные часы»

Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных художественных
промыслах, умение находить нужный промысел среди других и
обосновывать свой выбор.

Материал: планшет в виде часов (вместо цифр наклеены картинки с изображением разных промыслов). Кубики и фишки.

Игровые правила: играющий бросает кубик и считает, сколько у него очков. Отсчитывает стрелкой нужное количество (отсчет начинается сверху, на картинке вместо цифры 12). Рассказать нужно о промысле, на который указала стрелка. За правильный ответ - фишка. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

Д/и «Собери гжельскую розу»

Дидактические задачи: закреплять умение детей составлять гжельскую розу
способом аппликации по мотивам гжельской росписи. Поддерживать интерес
к гжельскому промыслу.

Материал: элементы гжельской розы из бумаги (картона).

Игровые правила: дети должны собрать гжельскую розу, используя данные элементы методом аппликации. Выигрывает тот, кто первым сложил гжельскую розу.

Д/и «Найди домик матрешки»

Дидактические задачи: закреплять знания детей о народной игрушке -
матрешке и умение выделять фигурки по величине. Воспитывать уважение и
любовь к народному творчеству.

Материал: карточка с силуэтами матрешек - их домиков, матрешки разные
по величине.

Игровые правила: правильно «заселить» матрешек в свои домики.