Отчет по конструктивной деятельности в старшей группе. Отчет о результатах воспитательно - образовательной работы старшей группы по фгос. Инновационный опыт на тему

Мотрена Романова
Отчет по работе кружка по лего-конструированию «Лего-Club» в старшей группе

Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений.

В педагогике Лего -технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.

Для достижения целей работы кружка по ЛЕГО конструированию были поставлены задачи :

Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию.

Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности.

Развивать познавательную активность, воображение и фантазию, творческую инициативу, самостоятельность.

Развивать речь, расширять словарный запас.

Развивать мелкую моторику, память, внимание

Моя работа по ЛЕГО конструированию началась с самообразования, посетила открытые показы по лего-конструированию , изучила литературу по лего-конструированию , прошла обучение на курсах по лего конструированию и робототехнике в 2016г.

В процессе ЛЕГО конструирования у детей активно развиваются математические способности, в результате пересчитывания деталей, блоков, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка : совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) .

К шести годам наши дети уже способны замыслить довольно сложную конструкцию, называть её и практически создавать.

В начале на занятиях кружка использовала уже знакомый детям конструктор Лего "Дупло", чтобы детям было интересно старалась ставить проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества.

На занятиях давала недостроенную конструкцию и просила детей достроить, предлагала конструирование по условиям : например построить домик для фермера. Затем использовала образовательный набор Лего «Моя первая история» и конструктор Лего education .

Занятия по ЛЕГО - конструированию помогают детям войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. В план занятий кружка , включены такие темы, как «Животные» , «Предметы мебели» , «Игрушки» , «Транспорт» , «Корабли» , «Путешествие в сказку» и другие. В уголке детского творчества организуются тематические выставки, в которых неизменно представлены работы детей , посещающих занятия по ЛЕГО- конструированию .

Занимаясь ЛЕГО конструированием во время совместной и самостоятельной образовательной деятельности течение дня, дети приобретают навыки культуры труда : учатся соблюдать порядок на рабочем месте , распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность.

Таким образом, по результатам работы кружка в этом году , можно сделать вывод о том, что мои воспитанники научились анализировать конструктивную деятельность, соотносить реальную конструкцию со схемой, а это – планируемые результаты освоения программы детьми.

Публикации по теме:

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Раздел: Конструктивно-модельная деятельность Тема: «Легогород» Цель: Закрепление.

.

Конспект по лего-конструированию в старшей группе «Страус» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Буратино» Конспект по лего-конструированию старшая группа

Целью нашей работы было - создание условий для развития конструктивных умений, что способствовало решению следующих задач:

Развитие конструктивного мышления;

Создание условий для формирования предпосылкой творчества;

Создание условий для сотрудничества в совместной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Отчёт по конструктивной деятельности в старшей группе за 2012-2013 учебный год Целью нашей работы было - создание условий для развития конструктивных умений, что способствовало решению следующих задач: -Развитие конструктивного мышления; -Создание условий для формирования предпосылкой творчества; -Создание условий для сотрудничества в совместной деятельности;

Для работы были созданы необходимые условия: центр «Конструкторское бюро», где ребенок делает первые шаги на пути к овладению удивительным искусством конструирование, альбом «Архитектор» (где представлены геометрические формы в трех проекциях), разнообразные виды конструкторов деревянные, металлические, пластмассовые, магнитные, графические модели, по которым дети учатся строить предметы.

При условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

В процессе конструктивной деятельности, детям представлена возможность выбора различных материалов для конструирования, созданы все условия для интересов, плодотворной деятельности. С целью развития мелкой моторики, мы использовали различные приемы: - Перенос на бумагу; - Перенос на цветную бумагу с последующим вырезанием. Самым сложным этапом является старший возраст, так как необходимо научить читать чертежи конструкции, представленные в трех проекциях, и обучить заранее, обдумывать замысел будущей постройки.

Самое главное, чтобы детям было интересно на НОД, и это способствует успешному усвоению материала. В своей работе мы применяли личностно-ориентированный подход к детям. У каждого ребенка свой темперамент и складывающийся на основе характер. Такие проявления, как подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, неуверенность в поведении непосредственно обуславливается особенностями нервной системы ребенка и другими врожденными качествами. Мы строили свою работу так, чтобы стимулировалось развитие каждого в соответствии с его возрастными особенностями, но и индивидуальными проявлениями характера, воли, мышления.

За год было проведено 20 НОД по конструированию. В течении года на экскурсиях, во время целевых прогулок, знакомили детей с новыми зданиями, с архитектурными особенностями сооружений. Это давало детям материал для творческого отображения окружающей жизни в игре. Эта работа ведется систематически и уже можно сказать о результатах: Дети умеют планировать, конструировать по схемам, чертежам; Дети умеют технически мыслить; Дети умеют работать коллективно (подгруппами, парами); Дети умеют творчески фантазировать Дети умеют применять в самостоятельной деятельности приобретенные знания и умения.

Родители воспитанников наши первые помощники в организации и создании среды развития у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у детей ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным стереотипам действительности. Известна подражательность детей, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. На родительском собрании познакомили с областью познания – конструктивной деятельностью. Мы рассказали родителям о своих планах по обучению детей конструированию. Результатом стало заинтересованность родителей. Они помогли приобрести материал: конструкторы, изготовили различные чертежи и схемы.

Таким образом, овладев знаниями по развитию конструктивных действий, мы делимся своим опытом с коллегами. Провели семинар на тему: «Развития конструктивных умений и навыков для развития самостоятельности и творчества дошкольников». Была составлена картотека игр и упражнений по развитию конструктивной деятельности для детей дошкольного возраста. Мы провели мониторинг по познавательной деятельности (конструирование) в сентябре были показатели такие: 1.6 баллов, большинство компонентов не достаточно развиты. В январе составляло 2 балла, отдельные компоненты не развиты. А в мае был проведен итоговый мониторинг такие показатели: 3 балла, соответствует возрасту. Поставленных задач мы добились. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


МБДОУ Общеразвивающего вида детский сад № 19 г. Ливны Орловская область

Требования ФГОС дошкольного образования к организации конструктивной деятельности детей младшего возраста.

(Опыт работы)

Красова Тамара Сергеевна

воспитатель

Конструирование – один из важнейших интереснейших видов продуктивной деятельности, это практическая деятельность, направленная на получение определенного заранее задуманного реального продукта, соответствующего по функциональному назначению. В нем отражается окружающая действительность.

Особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.

Актуальность проблемы развития конструктивной деятельности в группе детей младшего возраста состоит в том, что на данном этапе развития общества конструированию уделяется недостаточно времени и внимания и недостаточность методического обеспечения.

Проблема формирования интереса к конструированию у детей младшего возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.

В контексте ФГОС дошкольного образования конструктивно-модельная деятельность включена в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на приобщение к конструированию. Развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов и их элементами.

Но, однако, прослеживается интеграция конструктивной деятельности с другими образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие (выделены задачи по развитию конструктивных способностей детей), например в области познавательное развитие, обозначено ознакомление детей с цветом, величиной, формой (шар, кирпичик, кубик).

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку, где происходит сохранение самооценки дошкольного детства. Каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности. Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему.

Особенностями конструктивной деятельности детей младшего возраста является построение образовательного процесса с учетом дидактических принципов: наглядности, образности, доступности, посильности, практичности. Реализация названных принципов осуществляется через использование яркого и привлекательного материала, дидактических игр, игрушек, методически грамотно построенной конструктивной деятельности, сочетание разнообразных методов и приемов работы с детьми.

Организация конструктивной деятельности в режиме дня осуществляется в двух основных направлениях: совместной деятельности педагога и детей, самостоятельной деятельности. Объем образовательной нагрузки в режиме дня определен рабочей программой педагога, основанной на основе образовательной программы учреждения, осуществляется в виде непрерывной образовательной деятельности, которая систематически организуется в первой половине дня. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности составляет12- 15 минут.

В свободное время дети заняты предметными играми, которые под руководством воспитателя плавно переходят в сюжетно-ролевую игру. Во время игры продолжаю учить детей конструировать. Но делаю это ненавязчиво, так, чтобы дети не чувствовали, что их обучают.

Первоначально использую объемное конструирование (игры со строительным материалом), так как детям в младшем возрасте нужно не только видеть из чего они будут сооружать постройки, но и обязательно потрогать те детали, которыми будут пользоваться.

На первоначальном этапе работы мной было проведено обследование детей с занесением результатов в мониторинговую карту. Изучив интересы и способности воспитанников, выяснилось, что не все дети могут различать строительный материал по форме, не знают название деталей, не умеют строить элементарные постройки.

Прежде чем, приступить к конструктивной деятельности с детьми, мной была изучена методико-педагогическая литература, рекомендации по организации и проведению обучающих занятий и совместной деятельности детей, составлена рабочая программа воспитателя, на основе основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №19», в которой обозначено содержание, методология, оценка развития детей, целевые ориентиры, предусматривающие результативность образовательной деятельности, составлено ежедневное планирование, в котором отражены задачи по конструированию в непрерывной образовательной деятельности, индивидуальной и самостоятельной работе, разработана картотека занимательных игр и упражнений по конструированию.

Для успешного овладения игровой строительной техникой и существенной организацией работы по развитию конструктивной деятельности создана развивающая предметно-пространственная среда. Работу по организации развивающей предметно-пространственной среды постаралась построить в соответствии с ФГОС к условиям реализации образовательной программы.

В доступном для детей месте в группе создан центр конструктивной деятельности. В него вошли мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, конструкторы, имеющие различные по сложности, способу соединения деталей, элементарные игрушки-вкладыши, мягкие модули, яркий красочный дидактический материал. Имеются мелкие резиновые, пластмассовые игрушки, фигурки животных, птиц, транспорт. Дети пользуются ими при создании построек (соизмерение построек с игрушками, обыгрывание их). Представлен нетрадиционный материал: пробки, выпиленные плашки, различные контейнеры, игры «Логический домик», «Куб» и другие. Имеются простейшие схемы построек, «алгоритмы» их выполнения, мозаика крупная, схемы выкладывания узоров из неё, конструкторы типа «Лего» с деталями разного размера, игрушки застежки, шнуровки, игрушки трансформеры. Для удобства строительный материал и конструктор разложен по коробкам разной величины. Они соответствуют возрастным особенностям детей, безопасны и изготовлены из экологически безопасных материалов.

Существенным фактором в планировании методике проведения непрерывной образовательной деятельности является взаимосвязь обучения. Интеграция обеспечивает взаимосвязь и взаимозависимость всех образовательных направлений и областей; позволяет понять целостную картину мира, которая заключается во взаимосвязи всех предметов, явлений, событий. Интеграция обогащает представления о предметах и явлениях благодаря познанию их с разных сторон, через разное содержание образовательной работы, характеристики образов, предметов. Кроме этого интеграция способствует образованию ассоциаций, без которых невозможно развитие творчества и разнообразных способностей, подводит детей к овладению обобщенными знаниями и умениями. Конструктивная деятельность логично увязывается с познавательной сферой (сенсорным развитием, знакомство с предметным и социальным окружением), развитием речи, экспериментально-исследовательской деятельностью, прослеживается на прогулке в песочнице - изучаем свойства песка, делаем простейшие постройки; художественной литературой, знакомство со сказкой «Три медведя», «Теремок», прочли сказку, рассмотрели иллюстрации и сооружаем элементарные постройки.

При планировании непрерывной образовательной деятельности учитываю возраст детей и уровень их развития. Непрерывную образовательную деятельность провожу систематически согласно планированию с подгруппами детей в первой половине дня. Распределение детей по группам осуществляю по принципу разных возможностей с учетом «зоны ближайшего развития». Для меня существует определенный «алгоритм» проведения непрерывной образовательной деятельности:

  1. Мотивация к деятельности.
  2. Знакомство с новым материалом (детали строительного материала).
  3. Работа по усвоению знакомых деталей строительного материала.
  4. Показ образца (если постройка сложная, показ поэтапно).
  5. Самостоятельная деятельность детей (помощь).
  6. Идентификация с образцом.
  7. Обыгрывание постройки (подведение итога на основе результата).

Кроме систематических занятий провожу один раз в месяц занятие-закрепление, оно состоит из игровых заданий, которые направлены на закрепление знаний и умений и приобретение на их основе новых.

С целью развития конструктивных способностей в работе с детьми использую различные методы и приемы. Ведущими в обучении конструктивной деятельности являются наглядно-образные и наглядно-действенные: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ способов действия.

Основное место занимает использование образца, выполненного воспитателем, сопровождаемого показом и подробным объяснением процесса возведения постройки. Прежде чем обучать детей приемам создания той или иной постройки, знакомлю детей с реальным предметом, объясняю из каких частей он состоит, его практическое назначение. Пояснение часто сочетаю с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы (совет, напоминание, поощрение, из практических методов и приемов использую игровые упражнения). Для развития конструктивных навыков у детей использую различные игрушки, которые помогают детям хорошо ориентироваться на высоту и другие размеры постройки.

Одним из важных направлений развития конструктивной деятельности является взаимодействие с семьей. Общаясь с родителями, получаю возможность наметить пути действенной помощи семьи, дать конкретные советы.

С родителями моей группы было проведено родительское собрание, на тему: «Конструктивная деятельность детей 3-4 лет», подготовлена консультация «Значение конструирования в жизни младшего дошкольника», оформлена папка-раскладушка «Приемы и методы конструирования», представлен вниманию родителей мастер-класс «Алгоритм проведения непрерывной образовательной деятельности», даны советы и рекомендации по обучению детей конструированию, родители привлечены к изготовлению нестандартного оборудования для игры.

Успешность осуществления работы прослеживается в постепенном подходе к овладению целевыми ориентирами:

Сооружают элементарные постройки по образцу;

Овладели простейшими приемами конструирования;

Различают детали по величине, форме, цвету;

Называют детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма);

Выкладывают изображение по образцу;

Разворачивают игру вокруг собственной постройки;

Разбирают постройки и аккуратно выкладывают детали в коробки.

Результаты обследования детей в мае будут занесены в мониторинговую карту. Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями.

Следовательно, учитывая особенности конструктивной деятельности детей младшего возраста, можно успешно и качественно реализовывать задачи Образовательной программы группы и детского сада.

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд и конструирование.
В моей практике работы данное положение нашло убедительное подтверждение. Планомерная, систематичная и последовательная организация занятий по ручному труду и конструированию принесла ощутимые плоды в виде реальных продуктов детского творчества, а так же положительной динамики результатов диагностики по всем показателям художественно-творческого развития детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий отчет по теме:

«Развитие творческих способностей детей посредством

конструирования и ручного труда»

Воспитатель: Мельникова Н.В.

«Творчество не приходит к детям, по какому- то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

В. А. Сухомлинский

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало.

Развитие детского творчества является актуальной темой современной педагогики и психологии, что сегодня связано с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни, художественно-эстетическим и трудовым воспитанием, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

Отечественные психологи и педагоги – Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Подьякова, Н.А. Ветлугина - доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Так как дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.

Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.)

Развитие творческих способностей дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами (Б.Г. Ананьев, C.J1. Рубинштейн, М.Н. Скаткин). Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом и конструированием. (Е.Я. Беляева, Н.М. Конышева, T.B. Куцакова, T.B. Пантелеева, Д.В. Сергеева и др.). Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата.

Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т.д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт.

Подтверждение тому – множество оригинальных поделок и конструкций, сделанных дошкольниками. Восточная мудрость гласит: «Всё великое делается медленным незаметным ростом». Особенно важны первые шаги, движения, усилия. Они многое определяют в будущем.

Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Согласно «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», одна из целей дошкольного образования – «формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности». Эти задачи решаются в конструировании и в ручном труде.

В результате своей практической деятельности на начальном этапе столкнулась с проблемами, связанными с неразвитостью мелкой моторики, что объясняется, прежде всего, возрастными особенностями детей и низким уровнем развития воображения, внимания, любознательности, они развиты недостаточно, отсутствует ярко выраженный интерес к познанию окружающего мира и неумением творчески выполнить самые простые задания. Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Ребёнок как бы ни имел материала для воображения, и это приводило к неинтересной, часто очень шаблонной деятельности. Выход из сложившейся ситуации стало возможным в результате поиска более эффективных средств и методов и расширение опыта ребенка для творческого развития детей. С этой целью я в течении несколько лет углубленно работала над темой «Развитие творческих способностей детей посредством конструирования и ручного труда».

Цель моей работы: Развивать творческие способности дошкольников посредством конструирования и ручного труда.

Т.е. на основе создания предметно–развивающего пространства, отвечающего требованиям современного дошкольного учреждения; использование конструирования и ручного труда для общей подготовки ребёнка к жизни, для развития у него наиболее общих психических свойств и способностей, присущих людям: умения точно воспринимать окружающий предметный мир, понимать его особенности, выделять существенные свойства предметов, устанавливать связи и зависимости между ними, выражать своё отношение к окружающему, планировать свои действия, согласовывать их с действиями других людей, прогнозировать их результаты, управлять своим вниманием и поведением, проявлять творческую активность и др.

Всё это побудило меня сформировать задачи:

Учить детей самостоятельно создавать продукты ручного творчества

из различных материалов.

Развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач;

Совершенствововать мелкую моторику рук;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость, желание

включаться в творческую активность.

Этапы работы:

Подготовительный этап. Определение цели, задач, изучение психолого-педагогической литературы, анкетирование родителей с целью выявления знаний о творческом развитии детей и о том, насколько родители принимают, участвуют в этом развитии, наблюдение образовательной области «Художественное творчество» (Ручной труд, конструирование).

Основной этап. Реализация задач. На этом этапе происходила реализация системы мероприятий, направленных на повышение уровня развития творческих способностей детей – это индивидуальная работа с детьми, коллективные работы, а также работа с родителями воспитанников.

Заключительный этап. Определение эффективности деятельности.

В своей работе использовала следующие принципы:

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

5. Способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, игровых проблемных ситуаций.

В данной работе использовала научно- исследовательские методы:

Изучение и анализ литературы по проблеме исследования,

Наблюдение, беседа,

Метод анализа продукта деятельности,

Анкетирование.

Направления работы.

Развитие творческих способностей

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

«Желание творить и фантазировать может зародиться лишь при расширении знаний у детей об окружающем их огромном мире….»

(С.И. Мерзляков)

Методику своей работы строила таким образом, чтобы у детей формировались:

Творческая активность,

Инициативность,

Раскрепощенность,

Самостоятельность.

Условие, которое обеспечивает полноту развития деятельности, ребенка и его личности, является создание центра ручного труда и конструирования, т.е. создание предметно-развивающей среды. Поэтому я оформила уголок творчества. При этом учитывала, что уголок требует соответствующей организации: эстетически обдуманной, доступной, безопасной. Необходимо иметь не только сами материалы, но и образцы, которые дети используют в свободной деятельности. Учитывала, что в уголке должен быть достаточный запас соответствующих материалов.

В уголке находятся множество различных видов конструктора (крупный строитель, мелкий строитель, пластмассовый конструктор «Лего» разного размера, металлический и деревянный конструктор, бумага разного цвета и различной фактуры, бросовый материал (коробки, спичечные коробки и.д.), природный материал (шишки, скорлупа грецкого ореха и т.д). Через действия с различными материалами, в процессе выполнений разных операций, применении различных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в конструктивной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

В своей работе использовала различные методы и приемы обучения.

Наглядные (показ педагога, пример, помощь, рисунки, иллюстрации, схемы), словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок), практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Педагогический процесс я строила и на способах организации деятельности: наблюдений, экскурсий, игровых проблемных ситуациях.

Конструирование из песка, снега, из строительного материала и из различных деталей конструкторов, изготовление красочных поделок из бумаги, картона (оригами, бумагокручение, плетение, бумагопластика и т.д.), природного материала, украшения из бусинок, пуговиц, шитьё, вышивание - увлекательные и полезные занятия для дошкольников. Чувственный опыт, который добывается непосредственно в практической, преобразующей деятельности более ценен. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует (вертушка вертится на ветру), поделка из бросового материала (планетолёт) выставлена на всеобщую выставку детского сада т.д.

Начиная работу со средней группы, наметила план работы по развитию творческих способностей детей через конструирование и ручной труд.

Для систематичной и последовательной работы по конструированию и ручному труду разработала перспективное планирование, которое отражает принцип от работы по готовым образцам к постепенному усложнению: по схемам, словесным описаниям и творческой работе.

Основной формой работы являются занятия по подгруппами один раз в неделю: средняя группа (20 минут), старшая группа (25 минут), подготовительная (30 минут). Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.

Структура и содержание перспективных планов занятий показывают, что дошкольники входят в многоаспектный мир творческой деятельности. Работа дошкольников сконцентрирована на выполнении различных творческих заданий, как индивидуальных, так и коллективных. Назначение занятий - в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых способов действий, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и руководства со стороны педагога. Дошкольники осваивают базовые формы различных видов конструирования, работы с бросовым и природным материалом, искусства оригами, различные способы изготовления поделок, а также знакомятся с богатыми традициями народно – прикладного искусства.

Чтобы занятия были интереснее, а обучение прошло легко и незаметно для детей, я использовала мотивацию детской деятельности, которая бывает двух типов:

Мотивация личного интереса, создание игрушек, поделок

для себя, в своё личное пользование.

Мотивация общения со взрослым, достаточно значима и привлекательна для детей, так как они хотят быть рядом со взрослым и охотно помогают ему во всём.

Занятие ручным трудом и конструированием помогает: заинтересовать детей изготовлением поделок из различных материалов;

Дисциплинируют;

Учат слушать устные инструкции;

Учат совершать последовательные действия;

Развивают способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев;

Улучшают пространственное воображение и умение мысленно оперировать объемными предметами;

Знакомят на практике с основными геометрическими понятиями, формами и телами;

Развивают уверенность в своих силах и способностях;

Влияют на формирование самостоятельности, самооценке;

Помогают развитию первых чертежных навыков;

Стимулируют развитие памяти;

Учат концентрировать внимание;

Заинтересовывают детей изготовлением поделок из различных материалов, способствуют выявлению конструктивных и творческих способностей;

Развивают творческие способности и исследовательские навыки;

Воспитывают усидчивость, аккуратность, бережное отношение к продукту деятельности и материалу;

Способствуют формированию добрых чувств к близким людям;

Формируют художественный вкус;

Совершенствуют речь и коммуникативные способности.

Конструирование и ручной труд в свободное от занятий время способствует закреплению у детей полученных навыков и умений, а также приобретению новых благодаря систематическим упражнениям. Дети учатся самостоятельно находить способы решения задач.

Для воспитания самостоятельности, развития их творческих способностей детей использовала игры как на непосредственно - образовательной деятельности, так и в свободное время по типу «Танграм» (из квадрата), «Вьетнамская игра» (из круга), «Колумбово яйцо», «Удивительный треугольник», направленных на создание плоскостных изображений предметов, животных, людей. Живой и образной может быть игра из спичек, счетных палочек. Животные, человечки, домики, деревья из спичек, счетных палочек легко меняют положение своих составляющих, трансформируются друг в друга. Наборы геометрических фигур в играх могут заменять предметы заместители (пробки от пластиковых бутылок, спичечные коробки, коробки от конфет и т.п.) Данные игры для ребенка открывают новые возможности самостоятельной деятельности, количество предметов может быть ограничено, может, нет, и нет жестко заданной схемы (последовательности действий), что стимулирует активный самостоятельный поиск способов воплощения замысла и позволяет комбинировать части в различных сочетаниях, развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Для облегчения запоминания последовательности изготовления поделок использовались игры : «На что похоже?», «Добавь деталь», «Чего не хватает?» и т.п. В ходе самостоятельной игровой деятельности дети научились вначале по образцу, затем по словесным указаниям, по схемам, а в дальнейшем по собственному воображению строить постройки из строительного материала, различных видов конструкторов (металлического и пластмассового на болтах и гайках, «ЛЕГО», мозаики и т.д.). На занятиях по ручному труду дошкольники складывали из бумаги «собачек», «крокодилов», «петушков», плели коврики, изготавливали мебель, летательные аппараты, вышивали салфетки, пришивали пуговицы и т.д. Проблемные ситуации создавались таким образом, чтобы ребенок сам захотел что-либо изготовить для решения поставленной перед ним игровой задачи. При проигрывании, обговаривании поделки дети не только научились работать и по образцу и показу, но и запоминали последовательность действий, что позволило им создавать поделки в группе и дома в самостоятельной игровой деятельности.

Немаловажную роль сыграла взаимосвязь со специалистами.

Интегрированный подход позволяет оптимизировать художественное воспитание в ДОУ, улучшить качественные характеристики образов, создаваемых детьми. Интеграция видов художественно-конструкторской и эстетической деятельности в дошкольном возрасте имеет естественный характер. Особенности возраста не позволяют строить творческо-конструкторскую деятельность детей без подкрепления ее словом, пластическим движением, проигрыванием. В силу возрастных особенностей дети легко включаются в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Конструирование и ручной труд позволяет интегрировать содержание и формы учебно-воспитательной работы с детьми (учебные занятия, самостоятельная деятельность, игра и т.д.)

Положительный эффект дает интеграция образовательных областей Интеграция образовательных областей позволяет реализовать творческий потенциал ребенка, развивает коммуникативные умения, познавательную активность, развивает такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, классификация, обобщение, формирует способности воспринимать внешние свойства предметного мира: величину, цвет, форму, пространственные и размерные отношения.

Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявлен.

В процесс работы по конструированию и ручному труду вовлечены так же и родители для того, чтобы творческая работа продолжалась дома. Работа с семьей по этому направлению велась через такие формы, как консультации: «Развитие конструктивных способностей у дошкольников», «Что должен знать и уметь ребёнок в данном возрасте», «Как развивать детское творчество», «Значение оригами в развитии ребенка» и советами «Как творчески развивать ребёнка», « Создание условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду», рекомендациями «Что могут сделать родители вместе с детьми дома». Проводилось анкетирование родителей с целью определение уровня готовности осуществлять процесс ознакомления с конструированием у старших дошкольников на основе имеющихся знаний и профессиональных умений и с целью оценки знаний и умений родителей для организации работы по развитию интереса к конструированию из природного материала у старших дошкольников.

Организовывала конкурсы «Елочный базар», «Валенки», целью которых является создание праздничной атмосферы, укрепление связей детского сада с семьёй, побуждение родителей к совместной творческой деятельности с детьми, развитие творческих способностей детей и применение ими в быту полученных умений и навыков конструктивной деятельности. Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, совместных творческих выставок детей и родителей: «Мы из сказки», «Все умеют наши мамы», «Цветы своими руками», «Подарки осени», «Дары осени».

На родительском собрании по теме «Наши дети таланты» провела практикум для родителей на тему «Домашняя мастерская (природные поделки)». Родители вместе с детьми в заключение сделали поделки из природного материала. На родительском собрании на тему «Семья – ключ к счастью» дети вместе с родителями выполняли задания «Выложи фигуру» (из геометрических фигур), «Построй дом» (из модуля) целью, которого было - побуждение родителей и детей к творческому самовыражению. На родительском собрании «Творим и мастерим» рассказала о детском творчестве и о его развитии в дошкольном возрасте. В заключении родители выполнили коллективную работу «Рыбки в пруду». На родительском собрании на тему «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» родители выполняли работу из природного материала (сухих листьев), целью, которой было развитие творческого воображения.

Для реализации поставленных задач и отслеживания результатов эффективности применялась система диагностики (Л.В. Куцаковой), содержащая – задания, направленные на развитие детского творчества, и на стимулирование творческих способностей детей.

Критерии качества освоения ребенком конструирования и ручного труда:

Имеет представление о материале, из которого сделана поделка. Владеет приемами работы с различными материалами. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы. Умеет самостоятельно провести анализ поделки. Использует свои конструктивные решения в процессе работы. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки. Выполняет работу по замыслу. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей. Показывает уровень воображения и фантазии. Использует в работе разные способы ручного труда.

По результатам педагогической диагностики можно сделать вывод, что дошкольники овладели умением в точной последовательности выполнять задания, приобрели практические умения и навыки, появилась самостоятельность при решении творческих задач, гибкость мышления (они совершенствуют поделки и находят им новое применение), научились эстетично и аккуратно оформлять работу, совершенствована мелкая моторика руки, сформированы умения и навыки работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами, пополнили активный словарь.

В целом, подводя итоги проделанной работы, хочу отметить, что система развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования и ручного труда, является исключительной возможностью развивающих, творческих занятий ручным трудом, в педагогической работе с дошкольниками, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявлять отступления от образца, проявляя индивидуальность, художество, развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира, высказывать свою точку зрения на окружающую действительность

Исходя из своего личного опыта, разработала рекомендации для воспитателей:

Иметь в наличие в группе необходимые и разнообразные материалы для конструирования и ручного труда. Создавать условия для творческого поиска в конструировании: знакомить детей с произведениями искусства. Расширять виды материалов и инструментов.

Создавать ситуации, побуждающие дошкольников изобретать, придумывать, творить. Действовать в соответствии с принципом пошагового обучения. Обучение должно проходить в игровой форме. В работе с детьми очень важны добрый совет, помощь, поддержка, но не навязывание своего мнения. Большое значение имеет индивидуальный подход.

Список литературы:

Алексеевская, Н. А. Волшебные ножницы [Текст] серия «Через игру – к совершенству»/ М.: «Лист», 1998. 192 с.

Богатеева, З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада / М.: Просвещение, 1986.-206 с.

Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада / М.: Просвещение, 1993.-206 с.

Гульянц, Э.К. Что можно сделать из природного материала [Текст] / Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. – М.: Просвещение, 1983. – 175 с.

Давыдова, Г. Н. Пластилинография для малышей– М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.-80 с.

Закржевская, Е. Д. 110 увлекательных поделок из пуговиц [Текст] /Е. Д. Закржевская, С. В. Марсаль. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006.- 124 с.

Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985. –192с.

Короткова, Е. А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду [Текст] Е. А. Короткова.- Академия развития, 2009.- 128 с.

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) [Текст] // Обруч. – 2004. - №. – С. 3-7.

Кузнецова, Е. М. Художественное моделирование и конструирование [Текст] / Е. М. Кузнецова. – Волгоград: Учитель, 2013. 113 с.

Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду [Текст] / Л.В. Куцакова. – М.: Просвещение, 2005. – 240 с.

Куцакова, Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада и родителей.- М.: Мозаика –Синтез, 2007.-112 с.

Лиштван, З.В. Конструирование [Текст] / З.В. Лиштван. – М.: Мозаика-Синтез, 1981. – 159 с.

Лубковска, К. Сделаем это сами [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада / К. Лубковска, И. Згрыхова.- М.: Просвещение, 1983. – 159 с.

Парамонова, Л.А. Особенности поисковой деятельности детей в конструировании [Текст] / Л.А. Парамонова // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н.Поддьякова. - М.: Просвещение, 1980. - С. 162-184.

Парамонова, Л.А Детское творческое конструирование [Текст] / Л.А.Парамонова. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2005. – 240 с.

Парамонова, Л.А Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст]: метод.реком. / Л.А. Парамонова. – М.: Академия, 2008. – 192 с.

Парамонова, Л.А. Формирование обобщенных представлений у детей дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности [Текст] / Л.А.Парамонова // Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддьякова. - М.: Педагогика, 1972. - С. 106-120.

Петрова, И. М. Волшебные полоски. [Текст]: Ручной труд для самых маленьких. – СПб.: «Детство- экспресс», 2008.- 32 с.

Пискулина, С. С. Художественно- творческая деятельность. [Текст]: аппликация из ткани: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет. – С. С. Пискулина.- Волгоград: Учитель, 2012.-95 с.

Пищикова, Н. Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012.-48 с.

Рябкова, И. А. Художественно- творческая деятельность оригами [Текст]: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет. – И. А. Рябкова, О. А. Дюрлюкова.- Волгоград: Учитель, 2012.-95 с.

Салагаева, Л. М.Ручной труд для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного [Текст]: – СПб.: «Детство- экспресс», 2010.- 64 с.

Соколова, С. В. оригами для дошкольников. [Текст]: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: Детство – пресс. 2010. – 64 с.

Шайдурова, Н. В. Учимся делать открытки [Текст]: Учебно-методическое пособие для педагогов. СПб.: ООО «Издательство – Пресс», 2010.- 48.


Александра Толмачева
Отчет по работе кружка по лего конструированию «Лего-мастер» в старшей группе

Отчет по работе кружка по лего- конструированию "ЛЕГО-МАСТЕР "

в старшей группе «Жемчужинка» воспитателя Толмачевой А. Н. за 2016 - 2017 уч. г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ

«Развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества посредством легоконструирования и робототехники »

Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений.

В педагогике Лего -технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.

Для достижения целей работы кружка по ЛЕГО конструированию были поставлены задачи :

1. Ставить перед детьми проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества. Поощрять самостоятельную деятельность, конструирование по собственному замыслу.

2. Учить анализировать образцы построек. Помогать детям, сформировать целостно-расчлененное представление о конструируемом объекте . Развивать умение устанавливать ассоциативные связи.

3. Развивать у детей умение работать сообща , предлагать коллективные работы .

4. Проводить ознакомление с окружающим миром с помощью моделирования из конструктора Лего ,

Моя работа по ЛЕГО конструированию проводилась по следующим направлениям :

Самообразование (посещение семинаров, круглых столов, открытых показов, изучение литературы по лего конструированию ); прошла обучение на курсах по лего конструированию и робототехнике в 2016г.

Организация и проведение занятий кружка по интересам «ЛЕГО Мастер » , направленных на развитие логического мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков и расширение кругозора детей

- консультирование педагогов детского сада по использованию на занятиях ЛЕГО конструкторов (по теме «Развитие детского творческого конструирования » ).

Проведение открытого занятия с элементами легоконструирования .

Посредством использования ЛЕГО конструкторов мы эффективно решали образовательные задачи реализуемые в детском саду в соответствии с примерной общеобразовательной программы ДОУ, как в инвариантной, так и в вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса, т. к. программа позволяет оптимально сочетать базисное содержание образования и приоритетные направления в работе ДОУ .

Также лего технологию активно внедряем в воспитательно – образовательный процесс и удачно интегрируем с другими образовательными областями «Познавательной» , «Речевой» , «Социально - коммуникативной» , «Художественно - эстетическая» , «Физическая» .

В процессе ЛЕГО конструирования у детей активно развиваются математические способности, в результате пересчитывания деталей, блоков, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка : совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) .

К шести годам наши дети уже способны замыслить довольно сложную конструкцию , называть её и практически создавать.

Вначале за занятиях кружка использовала уже знакомый детям конструктор Лего "Дупло", чтобы детям было интересно старалась ставить проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества.

На занятиях давала недостроенную конструкцию и просила детей достроить, предлагала конструирование по условиям : например построить домик для фермера.

В настоящее время использую образовательный набор Лего «Моя первая история» , и конструктор Лего education .

Занятия по ЛЕГО- конструированию помогают детям войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. В план занятий кружка , включены такие темы, как «Животные» , «Предметы мебели» , «Игрушки» , «Транспорт» , «Корабли» , «Путешествие в сказку» и другие. В уголке детского творчества организуются тематические выставки, в которых неизменно представлены работы детей , посещающих занятия по ЛЕГО- конструированию .

Занимаясь ЛЕГО конструированием во время совместной и самостоятельной образовательной деятельности течение дня, дети приобретают навыки культуры труда : учатся соблюдать порядок на рабочем месте , распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность.

В будущем планирую использовать данные конструкторы для умения рассказывать и придумывать свои истории, которые идеально подходят для изучения огромного количества тем. Дети придумывают сюжет, опираясь на декорации в виде 5 двухсторонних карточек, которые служат фоном к рассказываемой истории.

Дети будут создавать полноценные сказки или описывать определенную сцену истории. Набор также можно использовать и для свободного творчества.

Таким образом, по результатам работы кружка в этом году , можно сделать вывод о том, что мои воспитанники научились анализировать конструктивную деятельность , соотносить реальную конструкцию со схемой , а это – планируемые результаты освоения программы детьми!

Публикации по теме:

Конспект занятия по лего-конструированию в старшей группе Цель: учить детей индивидуальному конструированию Программное содержание: Учить строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая.

Конспект занятия по лего-конструированию в средней группе «Красивый двор для лего-человечков» Конспект занятия по лего-конструированию в средней группе. Воспитатель: Малахова А. И. Образовательная область: познавательное развитие.

Мастер - класс «Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора Лего в работе учителя-логопеда» МАДОУ Детский сад №15 «Крепыш» Муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан Мастер – класс «Игровые упражнения и.

Мастер-класс «Использование Лего-конструирования в образовательной работе с дошкольниками» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 17 «Журавлик» Мастер – класс.

Мастер-класс по лего-конструированию «Лошадка» Администрация городского округа Саранск Управление образования МУ «Информационно-методический центр» Мастер-класс по продуктивной деятельности.