Конспект прогулки наблюдение за деревьями осенью. Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за березами осенью. Подвижная игра «Сделай фигуру»

Цель: Наблюдение за деревьями осенью
Задачи:
Развивать наблюдательность, двигательную активность
Воспитывать эмоционально - положительное отношение к природе, уважение к труду взрослых
Закреплять знания о деревьях, их названия
Закреплять знания об улицах родного города, правилах дорожного движения
Ход прогулки:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в парк имени Пилютова по дороге мы должны быть внимательными, аккуратными. Скажите, на какой улице находится наш детский сад?
Дети: 40-Лет Победы 11
Воспитатель: Правильно, мы начинаем нашу прогулку с улицы 40 Лет-Победы11 посмотрите ребята перед нами проезжая часть, и тротуар, где мы должны идти?
Дети: По тротуару
Воспитатель: Конечно же по тротуару, а давайте вспомним стихотворение про тротуар.
Дети идут и рассказывают стихотворение
Пешеходам - тротуар
Для машины, знают все,
Есть дороги, есть шоссе.
Помнит также мал и стар,
Пешеходам - ТРОТУАР.
Я иду по тротуару,
Я гуляю не спеша.
И прогулка не опасна,
И погода хороша.
Н.Мигунова
Воспитатель: Посмотрите ребята, а мы уже подошли к другой улице, как она называется?
Дети: Улица Ленина.
Воспитатель: Правильно, эта улица названа в честь В. И.Ленина.
Проходя по улице, дети рассматривают достопримечательности улицы Ленина.(магазины, фонтан, дворец культуры металлургов.)
Воспитатель: Мы незаметно и подошли к парку имени Пилютова.
Осмотритесь вокруг, какие изменения с приходом осени произошли?
Какие деревья здесь растут?
Давайте сравним ствол у рябины и берёзы.
Посмотрите на клён
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем
Подвижная игра "Змейка"
Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Ребенок, стоящий первым, становится ведущим. Он начинает бежать, увлекая за собой всех остальных. На бегу ведущий несколько раз должен резко изменить направление движения всей группы: Все дети должны крепко держаться за руки, чтобы "цепочка" не порвалась, точно повторять все движения ведущего и стараться бежать "след в след". Игру можно остановить, если "цепочка" порвалась, и выбрать нового ведущего.
Посмотрите, на каких деревьях есть плоды?
На каких деревьях быстрее желтеют листья?
Почему с деревьев облетают листья?
Воспитатель: Давайте походим по опавшим листьям, послушаем, как они шуршат под ногами.
Послушайте стихотворение
Озорники
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь -
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, -
Дождь из листиков и я.
Л. Разводова
О чём говориться в стихотворении?
Давайте с вами поиграем с листиками, посмотрим, как они кружатся в воздухе.
Дети собирают листья и подкидывают их вверх, повторяя несколько раз.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем.
Подвижная игра "К дереву беги"
Воспитатель произносит название дерева, дети находят дерево и бегут к нему по команде "Раз, два, три к...(берёзе, клёну) беги"
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в парке работает дворник.
Для чего нужна работа дворника?
Что необходимо дворнику для работы?
Зачем дворник обрезает кусты?
Как мы можем помочь дворнику?
Трудовая деятельность
Дети помогают дворнику собрать срезанные веточки.
Воспитатель: Молодцы ребята, помогли дворнику. Не забывайте, чем меньше мы будем мусорить на улицах нашего города, тем красивее и чище будет вокруг нас.
Скажите, какие деревья растут в нашем парке?
Что вы можете сказать о парке, какой он?
Что мы можем сделать, что бы дворнику легче было работать?
Давайте соберём букет из осенних листьев и принесём его в детский сад.
Ну, а теперь нам пора в обратный путь.

Елена Сусолина

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает и поэтому организация прогулок с детьми открывает огромные потенциальные возможности для всестороннего развития личности ребёнка. Именно на прогулке дошкольникам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в получении новых и ярких впечатлениях, в свободной игре, как и с игрушками, так и природным материалом. Дошкольники любят прогулки , так как на улице можно прыгать, бегать, кататься на велосипедах и санках, наблюдать за явлениями природы, за цветами, птицами и отмечать характерные признаки каждого времени года и каждой раз любоваться красотой окружающего мира. На прогулках дети познают мир во всей его красе, укрепляют своё здоровье, наблюдают, размышляют, экспериментируют. Именно прогулка предоставляет большую возможность не только оздоровить дошкольников, но и обогатить их различными знаниями, способствует развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления. Планирование разнообразной деятельности на прогулке позволяет воспитывать любовь и бережное отношение к природному окружению.

Выйти в сад? слушая звуки осени: ветер, жужжание деревьев, пение птиц. Культурный адрес друг другу. Т: Исследование сахара и конфет? вес сравнение. Манипуляция сыпучим материалом. Понимание свойств сахара, типов и видов использования в различных продуктах. Фоторепортаж От свеклы до леденца. Ознакомить детей с сбором сахарной свеклы с полей, а также на следующих этапах ее переработки. С детьми, готовыми готовить красочные конфеты для кукол, используя натуральные материалы из угла природы. Восточное движение весело.

Индивидуальные развлечения по углам интереса? используйте вежливые фразы. Знакомство с свойствами муки, наливание. Распознавайте и называйте различные виды злаков. Укладка картины. Путь хлеба. Узнайте о следующих этапах обработки зерна, пока вы не купите хлеб в пекарне. Моделирование солевой массы хлеба и восстановление знакомых форм в пластырях, улучшение небольших движений рук и пальцев. Забава с пением Мало кто хочет испечь хлеб. Дыхательные упражнения Счастливые ветряные мельницы. Улучшение индивидуальных фаз дыхания.

Для того, чтобы прогулки радовали детей и способствовали всестороннему развитию, а не становились скучными, необходимо планировать разнообразные виды деятельности, использовать разнообразные игры и наблюдения. Поэтому прогулка состоит из 5 составляющих : наблюдение, подвижная игра, сюжетно – ролевая игра, труд, индивидуальная работа с детьми. Так как игра является ведущим видом деятельности дошкольника, поэтому вся деятельность организуется в игровой форме и соответствует определённой тематике .

Взаимная помощь в раздевалке. Оперативные цели В зависимости от: - составления карт и составления рисунков и графиков - повествования и упорядочения истории, связывая причины и следствия в соответствии с хронологией событий - они могут называть свою улицу, номер дома, квартиру - создавать коллекции по форме, месту назначения, материалам - пытаться изолировать героико - Они складываются в соответствии с рисунком - они склеивают элементы в игре и повседневной жизни - они кладут простые мозаичные узоры Палочки - рассказывают, что происходит на картинке - подражать одному персонажу в спектакле в театре - имитировать услышанные звуки.

Цель данной прогулки :

Формировать и закреплять знания детей об осени , изменениях происходящих в природе.

Развивать у детей быстроту в беге, воспитывать выдержку (начинать бег только после окончания слов) ; способность к замыслу; познавательный интерес; желание взаимодействовать в игре друг с другом. Воспитывать у детей привычку поддерживать чистоту и порядок на участке детского сада, желание работать на общую пользу.

Т: Дорогое письмо. Рассказ о картине Дорогие письма? Детские заявления о содержании изображений, которые они рассматривают. Знакомство с детьми с тяжелой работой почтальона. Развитие восприятия, смелости, точности и ответственности при выполнении задачи. Т: мои ортофонические плакаты катаются по почтальону на бирюзовый, бирюзовый, тасовый, туп. Дети учатся правилам телефонного разговора. Практическое применение диалоговой речи, использование вежливости.

Движение весело прыгать через бассейн. Проблема в почтальоне? объедините свой собственный адрес. Ознакомить детей с различными реквизитами, необходимыми для развлечения. Общие правила и правила поведения в игре. Выйти в сад? мел, опираясь на булыжники. Т: Две буквы. Ознакомить своих детей с судьбой главных героев. Ознакомьте своих детей с ситуациями, когда вам может понадобиться знать ваши собственные данные. Вставьте конверт и вставьте на него штамп в нужном месте.

Интеграция образовательных областей :

«Познавательное развитие» , «Речевое развитие » , «Физическое развитие » , «Социально - коммуникативное» .

Предварительная работа :

Беседы по теме осень , чтение стихотворений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

Все части прогулки были взаимосвязаны и чётко обозначены : наблюдение, труд, подвижная игра, сюжетно – ролевая игра, индивидуальная работа с детьми. Для всестороннего развития детей использовала следующие материалы и оборудование : детскую посуду для работы кафе, медицинскую аптечку для работы медпункта, картинки с изображением деревьев и овощей. Всё оборудование имело практическую направленность. Постоянно обращалась к имеющимся знаниям и опыту детей, давая им возможность самостоятельно выполнить задание. Во время прогулки использовала различные методы и приёмы : словесные – загадки, стихотворение, беседа словесная игра «С какого дерева листок» ; наглядные – наблюдение, дидактическая игра «Найди в каждой цепочке лишнее» ; практические – сбор осенних листьев для осенних поделок ; игровые методы – подвижная и сюжетно – ролевая игры. Использовала фронтальную, подгрупповую и индивидуальную формы организации детской деятельности. Дети испытывали интерес в течении всей прогулки .

Т: В сумке почтальона. Резаки в широких правителях, а младшие дети рисуют кистью на больших листах бумаги. Математическая забава В сумке почтальона. Сортировка коллекций в диапазоне 5 элементов путем увеличения числа. Создание коллекций по одной конкретной функции.

Дидактический план работы на декабрь для 4-летних детей. Давайте танцевать вместе вокруг елки Традиции и обычаи Рождества. Общие цели: - Признание необходимости помогать другим в повседневных ситуациях. - Понимание необходимости заботы и систематического кормления птиц. - Изучение семейных традиций, культивируемых в их собственном доме. - Развитие отношения соорганизатора учреждения, участвуя в декорировании и декорировании зала, гардеробной. - Прослушивание песен с моральным тоном? Связывание справедливости и добрых дел с красотой.

Ход прогулки:

Дети парами проходят на участок.

1. Организационный момент.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят : «Это.» (осень )

Воспитатель : Ребята, какое сейчас время года? Какой месяц? (ответы детей)

Воспитатель : Ребята, а как вы определили, что наступила осень , по каким признакам? (Ответы детей)

Движение с элем. Прослушивание истории учителя По стопам св. Санта-Клаус? Внимательно слушайте историю. Чувствительность к вреду детей, предложения по оказанию помощи бедным детям и тем, кто подвергся оскорблению судьбы. Резка и склеивание силуэта святого.

Николас красная бумага и наклеивание ваты. С младшими детьми, придерживающимися готового силуэта. Зима, рождественские иллюстрации размещены в углу. Показания детей на иллюстрированной иллюстрации. Свободная текстовая техника? Приобретая способность выражать собственные мысли.

Со взрослыми детьми, пытающимися обсудить. Раскраски, раскраски, вырез? Дети делают свой выбор пластических искусств. Уход за заказом на рабочем месте. Т: Двенадцать братьев, сиротских приютов, Морозный дедушка? Упражнения перед языком на дневной, трахеи, трахе, шу-день. Работа с точными утверждениями. Криста Двенадцать месяцев? детскую речь по содержанию, знакомство с именами нескольких месяцев, установление названий сезонов. Сенсибилизация детей, чтобы помогать другим, различать добро и зло. Пластиковые работы живопись с выбранным сезоном?

Воспитатель : Верно ребята. Наступили холодные дни, стало ветрено, часто идут дожди; листья на деревьях меняют цвет с зеленого на желтый, оранжевый, красный, багряный; начинается листопад; спрятались насекомые; перелетные птицы улетают на юг; ночи стали более длинными, а дни короткими; люди убирают урожай с полей, огородов и в садах; нужно одеваться теплее, когда выходишь на улицу, потому что стало холодно;

Внимание к характерным атмосферным явлениям. Т: Календарь полна радости. собственная инициатива детей. Соблюдение правил безопасности. Представление различных типов календарей, которые пытаются объяснить феномен ритма и время прохождения. С детьми, желающими создать свои собственные календари недели. Пластиковые работы рисунок, изображающий старый и новый год . Пробуждение воображения и творчества через литературу. Чувство необходимости создавать фантастические персонажи, пробуждая воображение. Дыхательные упражнения? выдувание на бумажном маятнике.

2. Основная часть.

Наблюдение деревьев осенью .

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень – не весна .

В. Нирович

Воспитатель : Как изменяются деревья с наступлением осени ? (ответы детей)

Жизнь на открытом воздухе? Наблюдать за птицами в снегу? заливая крошки в питатель. Дети - Ориентация Ориентация Упражнения - Реализация для краткосрочного прослушивания текста - Приобретение умелого просмотра и уважения к книгам - Реализация для правильного удержания предмета.

Автор: Шишковская Ирина Ивановна,
воспитатель старшей группы компенсирующей направленности МБДОУ «ЦРР-д/с «Чайка» г.Абакана.

Описание материала: предлагаемый конспект будет полезен воспитателям детских садов, методистам и старшим воспитателям, учителям начальных классов , воспитателям групп продленного дня и родителям.
План-конспект осенней прогулки в старшей группе детского сада.
Тема : «На осенней полянке».
Цель : создание условий для закрепления признаков осени посредством проведения прогулки-путешествия на лесную полянку.
Задачи :
-способствовать расширению знаний детей о характерных признаках осени, подчеркивая красоту осенней природы и разнообразие красок;
-создатьусловия для побуждения детей к речевой активности;
-способствовать развитию наблюдательности, воспитанию любознательности и любви к родной природе;
-создать условия для исследовательской деятельности;
-формировать представление о значимости труда, учить выполнять начатое дело до конца;
-создать условия для организация двигательной деятельности.
Материалы и оборудование: ведерки, грабли детские, веники, игры для улицы, песочные мешочки, свисток, мел, мяч, обручи, флюгеры, магнитофон с осенними мелодиями.
Ход прогулки.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель:
-Ребята, как хорошо на улице. Давайте вдохнем свежий воздух и почистим свои носики.
(3 раза глубокий вдох через нос – выдох через рот, губы сложены в «трубочку»)
Воспитатель:
-Отгадайте загадку:
Солнцу теплому не верьте –
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)
-Ребята, какие признаки осени упоминаются в этой загадке? (листопад, дождь, ветер.)
-Что значит «листопад»?
-А вы любите осень?

Игра «Эхо» (с мячом)
Описание игры: дети встают в круг, внутри круга воспитатель с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит признак, а ребенок возвращает мяч воспитателю и добавляет к признаку предмет. Пример: осенняя погода, осенний дождь, осенние сапоги, осеннее небо и т.д.
Воспитатель:
-Мне сегодня принесли письмо от Зайки-Незнайки. Он живет в лесу, и пишет, что осень его самое любимое время года и, поэтому, он сочинил о ней рассказ. Послушайте:
Осень – самое прекрасное время года. Она бывает в июле и августе. Очень сильно греет солнце, и птицы прилетают из теплых краев. На деревьях распускаются зеленые листочки. Зацветает мать – и – мачеха и медуница. В лесу много снега.
-Ребята, а вы согласны с Зайкой – Незнайкой?
-Давайте, все о чем вы сейчас рассказали, запечатлим в рисунках.
Рисунки на асфальте под осеннюю мелодию.



Воспитатель:
-Ребята, чаще всего в своих рисунках вы изображали осенние листочки.
Дидактическая игра «2 красных листа и 2 жёлтых листа» .
Ход игры.
Воспитатель:
- Я скажу: «У меня 2 красных листа», а вы говорите: «А у меня 2 жёлтых листа».
… У меня нет двух красных листьев - …
… Я наклонилась к двум красным листьям - …
… Я любуюсь двумя красными листьями - …
… Я вспоминаю о двух красных листьях - …
Познавательно – исследовательская деятельность – исследование силы ветра. Опыт «Здравствуй, ветер».
-Дети, скажите, а когда листья кружатся, летают, кто им помогает? (ветер)
-А вы хотите превратиться в ветерок? (да)
Воспитатель предлагает взять листочки в руки, поднять над головой и сильно подуть. Листочки плавно летят и кружатся.
Воспитатель:
-Дети, вот так дует лёгкий ветерок. А вот если дует очень сильный ветер, то листья сильно кружатся и долго летят над землёй
Воспитатель предлагает поднять листочки над головой и сильно подуть. Листочки плавно летят и кружатся.
Подвижная игра "Ветер-ветерок".
Дети встают в круг. Считалкой выбирается ведущий – "Ветерок". Дети двигаются по кругу со словами:
"Ветер в парке листья кружит,
В небе кружит, кружит в лужах.
Их бросает нам под ножки,
И на мокрые дорожки.
Ну-ка, ветер-ветерок,
Запятнай скорей листок".

После окончания слов, ребенок - "ветерок" догоняет остальных детей.
Игра повторяется 3-4 раза.
Воспитатель:
Осень золотая
К нам пришла опять
Соберем листочки
и пойдем гулять

-У меня в руках листочки, как вы думаете, с какого они дерева?
Чем они отличаются друг от друга? (исследовательская деятельность)
Игра «На месте не стой, вокруг ______хоровод построй»
(называем деревья, которые растут на групповом участке)



Воспитатель:
-Осенью очень часто идут дожди.
Подвижная игра: «Солнышко и дождик».
Дети хором произносят слова:
Солнце в небе засияло,
Очень весело нам стало.
Раздаётся громкий смех,
Светит солнышко для всех.

(дети гуляют, танцуют на участке)
Тучка солнце вдруг закрыла,
Стало грустно и уныло.
Хлынул дождик проливной,
Побежали мы домой.

(дети бегут под крышу или под зонтик)
Малоподвижная игра «Ау»
Выбирается водящий, он закрывает глаза. Дети идут по кругу и говорят слова:
Ваня, ты сейчас в лесу
Ты глаза не открывай,
кто позвал тебя - узнай.

В это время воспитатель касается ребенка и тот говорит «АУ». Водящий должен назвать его по имени. Если угадывает, то он становится водящим.
Трудовая деятельность:
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, зачем нужна чистота на участке? Зачем дворник подметает мусор? (Ответы детей). Посмотрите, какой у нас участок: чистый или грязный? (Ответы детей). А что будет, если мы будем играть на таком грязном участке? (Ответы детей). А что надо сделать, чтобы мы были здоровыми? (Ответы детей).





Самостоятельная двигательно-игровая деятельность:
ходьба по рукоходу,
бег «змейкой» между деревьями,
игры с выносным материалом(обручи, флюгеры),
игры «Собери урожай» (метание песочных мешочков в ведерко)


Индивидуальная работа
«Найди и назови нужное слово» (воспитатель предлагает ребёнку выделять и называть только те слова, в которых есть звук С (лист, сосна, песок, скакалка, листопад, осень и т. д.)

Цель: Уточнять представления о том, что дерево береза - это растение, о его особенных частях (ствол, ветки, листья).

Задачи:

Ввести в активное пользование слова: дерево, ветки, листья, красивое, толстый, тонкий.

Познакомить с новым словом - чечевички.

Вызвать эстетические переживания от восприятия красоты осеннего дерева.

воспитывать познавательный интерес к природе; желание проводить больше времени на свежем воздухе, видеть красоту живой природы, любить ее.

Ход наблюдения.

В.: - Ребята, посмотрите, какой сегодня гость к нам пришел! Кто пришел к нам в гости?

В: - Здравствуй, Мишка!

М: Ребята, я ходил по лесу и нашел вот это (показывает веточку березы)

В: - Ребята, а что это у него в лапах? (веточка)

М: Я знаю, это веточка Ёлки!

Скажите ребята, разве это ёлка? А что это за веточка, от какого дерева? А как вы узнали, что это береза? Давайте подойдем к ней поближе и рассмотрим ее получше. Подвожу детей к березе и читаю стихотворение:

Белая берёза косы распустила,Белая берёза ветки опустила. Желтые листочки косы украшают, И на землю тихо, тихо опадают.

Понравилось вам стихотворение? Это стихотворение и о нашей березке. Она так долго ждала нас, наблюдала, как мы играли. Что мы ей скажем? (дети здороваются)

Ребята, как вы думаете, какое настроение у нашей березы? Почему?

Посмотрите сколько у нее много красивых развесистых веток. (Предлагаю детям дотянуться до нижней ветки).

Кто сможет дотянуться до нижней ветки? Видите, какое оно высокое, даже трудно дотянуться до самой нижней ветки.

А помните, мы сравнивали дерево с человеком?- У нас есть туловище. А у дерева туловище, это что? (ствол)

А ствол только внизу или он тянется до самой верхушки дерева?

Посмотрите, какого цвета у нее ствол?

Правильно белого, а скажите Мишутке, что за черные полоски на березе, зачем они нужны ей? (чтобы дышать).

– Правильно, это чечевички – носик березы. Она вдыхает грязный воздух и выдыхает чистый, чистым воздухом дышим мы с вами.

Как называются черные полоски на березе? (Чечевички).

Если ствол у дерева – это туловище, то корни – это что? (ноги)

У нас есть руки. Сколько их?

А у березы сколько? Что это? (веточки)

Как расположены ветки у березы? - Они направлены вверх, как будто тянутся к солнышку. Давайте покажем Мишке, как веточки березки тянутся к солнышку: Ручки поднимаем и тянемся, тянемся, тянемся.- А можно ли обхватить дерево руками? - правильно, потому что ствол у березки толстый.- А теперь, Ксюша, покажет нам можно ли обхватить веточку.

Да, можно обхватить, даже только одними пальчиками. А почему?- Правильно, потому что веточки тонкие. Предлагаю 3-4 детям обхватить веточки пальцами.

Ну что Мишутка, ты познакомился с березкой? Теперь ты, как и все мы, знаешь березку, и можешь о ней рассказать своим друзьям.

М: Спасибо вам ребята! Мы нашли, чья эта веточка!

В: Ребята, ни в коем случае нельзя ломать веточки деревьев, а то деревце может заболеть и засохнуть. Будем ухаживать за деревьями: поливать, обкапывать вокруг землю, следить, чтобы никто не обижал деревья, не ломал веточки.

В: С какого дерева веточка у Мишки, ребята? (березы)А какие ещё деревья вы знаете? Чем мы ему помогли? Хотели бы вы еще сюда вернуться? К сожалению, нам всем пора идти, но мы обязательно сюда еще вернемся.

Зоя Разумная

Конспект прогулки "Осенние наблюдения"

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в жизни растений, закрепить знания о разных видах деревьев, кустарников, учить соотносить описание характерных признаков с предметом.

Задачи:

Обучающие: учить сравнивать деревья, кустарники по внешним признакам (цвету и особенностям коры, толщине и гибкости веток, по форме листа, расположению хвоинок на ветке, закрепить и расширить знания детей о «хвойных», «лиственных» деревьях.

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы, развивать связную речь у детей.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, способствовать формированию коммуникативных навыков.

Предварительная работа: наблюдения за деревьями и кустарниками на участке центра, чтение литературы природоведческого характера, разучивание стихов о природе; рассматривание иллюстраций с изображение деревьев и кустарников.

Словарная работа : ельник, сосняк, хвойный лес, лиственный лес, хвоинки, хвоя, багряный, бук.

Ход прогулки:

Вводная беседа.

Воспитатель читает стихотворение:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят: «Это.» (осень)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (ответы детей)

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

Воспитатель: А какой месяц? (сентябрь)

Воспитатель: Сколько осенних месяцев вы знаете? Как они называются? (три: сентябрь, октябрь и ноябрь)

Воспитатель: А какие приметы осени вы можете назвать? (перелетные птицы улетают на юг, дни стали короче, а ночи длиннее, холодные дни, сильный уже холодный ветер, часто идут моросящие дожди; листья становятся на желтыми, оранжевыми, красными, багряными; начинается листопад; люди убирают урожай с полей, огородов и в садах; нужно одеваться теплее, когда выходишь на улицу, потому что стало холодно).

Воспитатель: Кто из вас любит осень, а кто нет? Почему? (ответы детей)

Речевая игра: «Скажи красивые слова об осени»

Цель: уметь подбирать прилагательные к заданному слову.

Наблюдение.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы отправимся на прогулку, чтобы посмотреть, что изменилось в природе, и насладимся яркими красками осени.

Воспитатель: Какая сегодня погода? (ответы детей)

Воспитатель: Обратите внимание на небо. Какое небо? (ответы детей)

Воспитатель: Как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы будем наблюдать за кустарники, деревьями и цветами, посмотрим, какие изменения с ними произошли по сравнению с летом.

Основная часть.

1. Наблюдение за шиповником.

Воспитатель: Дети, подойдите и рассмотрите кусты с необычными ягодами. Это шиповник. В народе его называют “дикой розой”.

Осторожно оторвите ягодку, шиповник имеет шипы, ими можно пораниться.

Рассмотрите листья шиповника, листья сложные, состоящие из остропильчатых листочков.

Это растения цветет весной, цветки крупные и душистые, лепестки бывают розового, красного, белого или жёлтого цвета.

Плоды - мясистые ягоды жёлтой, красной или чёрно-бурой окраски. Плоды шиповника содержат в себе целебные свойства, поэтому осенью эти ягоды собирают, сушат, а затем пьют чай.

Среди цветов малокровных,

Теряющих к осени краски,

Пылает поздний шиповник,

Шипящий, закатно - красный


Наблюдение за облепихой.

Воспитатель: Дети, а вот еще одно очень интересное растение облепиха с красивыми пурпурно-желтыми и оранжевыми ягодками. Обратите внимание, что листья у облепихи не изменили свою окраску.

Облепиха тоже, как и шиповник, - лекарственное растение.


Наблюдение за лесным орехом.

Воспитатель: Дети, кто знает, как называется этот кустарник? (ответы детей)

Воспитатель: Этот чудесный кустарник называется лесной орех, на нем растут вкусные орешки, собирают орешки в конце лета, в августе.



Наблюдение за буком.

Воспитатель: Дети, посмотрите какое красивое деревце. кто знает, как оно называется?

(ответы детей)

Воспитатель: Сейчас я прочту стихотворение, в котором будет новое интересное название дерева.

Воспитатель читает стихотворение: «Листопад» В. Нирович

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна.

Воспитатель: Правильно, это бук с красивыми золотистыми листочками.


Наблюдение за вишней.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, еще одно дерево с интересной окраской листьев. Кто знает, что это за дерево?

На этом дереве летом растут очень вкусные ягодки, послушайте загадку

Сижу на дереве:

Красная, как кровь,

Круглая, как шар,

Вкусная, как мед. (вишня)

Воспитатель: Правильно, дети. Теперь мы видим, что листочки осенью у некоторых деревьев бывают багрового цвета.



Наблюдение за рябиной.

Воспитатель: Отгадайте загадку

Ягоды не сладость,

Зато глазу радость

И садам украшенье,

А друзьям угощенье. (рябина)

Воспитатель: Дети – это рябина. Рябина очень красивое дерево и когда цветет, и осенью, когда у нее появляются плоды.

Плоды рябины красные ягодки, их очень любят птички, особенно когда холодно. Люди тоже используют ягоды рябины как лекарство.

Послушайте про неё стихотворение:

Красненькую ягодку

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкая,

А она – как хина.

Толи это ягодка

Просто недозрелая,

То ль рябина хитрая

Подшутить хотела


Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру.

Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

Воспитатель называет дерево, дети должны подобрать соответствующее прилагательное:

С рябины - … рябиновый

С тополя - … тополевый

С липы - … липовый

С дуба –… дубовый

С березы - … березовый

С осины - … осиновый

С клена - … кленовый

Наблюдение за елкой, сосной.

Воспитатель: Дети, послушайте загадку.

Зимой и летом одним цветом. (елка, сосна)

Воспитатель: правильно – это елка, посмотрите на ель.

и скажите, на елке листочки растут? (нет)

Воспитатель: Правильно, а что растет на елке. (зеленые иголки)

Воспитатель: Молодцы. Давайте подойдем поближе и рассмотрим ветки с зелеными иголками.

Воспитатель: Скажите, на какую фигуру похожа елка? (на треугольник)

Воспитатель: Правильно, ребята. Послушайте стихотворение о елке:

Елка, елка елочка,

Вершинка, что иголочка.

С буйным ветром борется.

Дотронешься – уколешься.






Воспитатель: Дети, обратите внимание на траву. Как она изменилась? (ответы детей)

Воспитатель: посмотрите вокруг, цветут ли сейчас какие-либо растения? (ответы детей)

Воспитатель: так ли их много как летом? С чем связаны такие изменения осенью? (меньше света, тепла).








Речевая игра: «Найди и опиши» (найти растение, которое назовет воспитатель).

Рефлексия.

Понравилась ли вам прогулка?

За какими деревьями мы сегодня наблюдали?

Какие кустарники встречали на прогулке?

Подвижная игра «Ветер-ветерок " .

Воспитатель просит детей встать в круг. Выбирают ведущего – "Ветерок".

Дети двигаются по кругу со словами:

"Ветер в парке листья кружит,

В небе кружит, кружит в лужах.

Их бросает нам под ножки,

И на мокрые дорожки.

Ну-ка, ветер-ветерок,

Запятнай скорей листок".

Ведущий - "Ветерок" догоняет остальных детей. Игра повторяется несколько раз.

Подвижная игра: «Поймай листок»

Цель: упражнять в прыжках на месте в высоту.

Трудовая деятельность.

Цель: формировать желание работать сообща.

Сбор листьев для гербария.