Формы организации физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях: цели, задачи, средства

Вопрос об охране и укреплении физического состояния детей считается одним из самых важных практически во всех детских садах. В этом направлении работа проводится, опираясь на соблюдение требований и санитарно-гигиенических норм, правильный подход к организации сбалансированного питания, системные закаливания детей, а также физкультурно-оздоровительные мероприятия.

На сегодняшний день физкультура для детей в ДОУ имеет особое значение. По данным статистики, в России за последние годы увеличилось до 60 % количество детей, возрастом от 3 до 7 лет, которые отличаются функциональными отклонениями в состоянии здоровья. Основной задачей детского сада является правильный индивидуальный подход к каждому ребёнку для того, чтобы положительно повлиять на сложившуюся ситуацию.

Именно физкультура является для большинства детей возможностью в будущем стать полноценными членами общества. Если правильно заниматься с малышом дошкольного возраста физическими упражнениями с понятной им проблемой, он будет учиться взаимодействовать с ровесниками, стремясь к первым достижением и развитию.

Что касается детей с ОВЗ (Ограниченные Возможности Здоровья), для них существует индивидуальный подход, учитывающий следующие особенности:

  • коррекционно-компенсаторная работа. Подразумевает подбор упражнений, учитывающий основные и возможные сопутствующие недуги. В этом случае принято использовать комплексный подход, способствующий развитию физических способностей;
  • профилактические меры. Эта часть относится к наиболее важным, так как позволяет повышать тонус жизненных сил, а также здоровья, улучшать общее самочувствие и укреплять иммунитет;
  • психология. Нередко основной причиной поведения дитя асоциального характера является неуверенность в себе и в собственных силах. В результате малыш не понимает своей роли в обществе и не умеет взаимодействовать с ровесниками. Поэтому комплексный подход призван помочь ребёнку преодолеть подобные проблемы;
  • физкультура с детьми с ОВЗ в ДОУ также включает в себя образовательное воспитание. Это значит, что все дети с подобными проблемами должны обучаться спортивной культуре, а также правилам соревнований, что поможет им получить навыки работы с другими детьми в команде и впоследствии сделать спорт неотъемлемой частью своей жизни.

Обратите внимание! К основным упражнениям для детей с ОВЗ относятся такие занятия, которые направлены на приобретение важнейших бытовых навыков, сюда включены мелкая моторика рук, микро ориентировки, а также движение ног. Все эти упражнения всегда основываются на положениях о физических и психологических особенностях малыша, а также специальных методических принципах работы с каждым из них.

Для дитя без отклонений физические занятия также играют очень важную роль. Упражнение способствует не только укреплению здоровья, а и физическому развитию. Физкультура способна помочь умственной активности, а также благоприятно воздействует на организм в целом. В этом плане воспитатели предпринимают следующие меры:

  1. Утренняя зарядка. Она всегда благоприятно влияет на повышение работоспособности, а также улучшает самочувствие на целый день.
  2. Кратковременные вставки физических упражнений. Они призваны снимать утомление и повышать умственную способность, чтобы избавить ребёнка от чувства переутомления.
  3. Различные виды закаливания с разрешения родителей. Проведение физкультурных праздников, которые призваны не только улучшать самочувствие, а и способствовать физическому развитию, положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка, что в будущем поможет ему воспринимать физические упражнения, как способ повышения настроения.
  4. Кроме утренней гимнастики, сюда включены такие её виды, как пальчиковая, артикуляционная и дыхательная.
  5. Для каждой группы всегда составляются особенные режимы двигательной активности, в которых, помимо организованных разновидностей упражнений по физкультуре, в режим дня дошкольников включены самостоятельные подвижные игры, учитывающие их индивидуальные и возрастные особенности.

Особенности физкультуры в современных детских садах

Физическое развитие малыша является объектом постоянного наблюдения специалистов, как педагогических, так и медицинских. Поэтому задачей каждого учреждения, составляющего проекты по физкультуре в ДОУ с детьми, является подготовка таких программ, которые будут полностью соответствовать требованиям данных специалистов.

Современная педагогическая практика допускает единственную форму работы с детьми, сюда относятся традиционные занятия, способствующие достижению положительной динамики в вопросе физического развития ребенка. Все методики проведения упражнений по физической культуре в дошкольных учреждениях базируются на необходимости решения 2 самых важных задач:

  • организация такого оздоровительного комплекса, который способствует формированию оптимальной последовательности движения и постепенных наращиваний физической нагрузки, что в дальнейшем будет способствовать укреплению иммунитета ребенка, а также положительно воздействует на стимуляцию психофизиологического развития. Это позволит предупредить развитие множества патологических изменений в организме;
  • удовлетворение возрастных потребностей в физических упражнениях, которые должны восприниматься каждым ребёнком, как «мышечная радость», а воспитателями, как основное средство комплексного развития детей дошкольного возраста. Во время подобных занятий по физической культуре малыши не только постигают особенности и возможности своего тела, а и общаются с ровесниками посредством соревнований по внимательности и ловкости.

Стандартные комплексы упражнений

Если ребёнок постоянно выполняет зарядку, у него повышается аппетит и активность на весь день. Все упражнения подобраны таким образом, чтобы воздействовать на мышцы позвоночника, шеи, поясницы, плеч, конечностей и таза. Основная цель, которую преследуют воспитатели, это воздействие на укрепление опорно-двигательного аппарата, а также профилактика такого заболевания, как сколиоз.

Лучше всего зарядку подводить на свежем воздухе, что и пытаются делать все воспитатели в тёплые поры года, а зимой хорошо подойдёт проветренное помещение, обычно это спортивный или музыкальный зал. Очень хорошо на организм дитя влияет гимнастика одновременно с закаливанием. В дальнейшем это положительно воздействует на иммунную систему и устойчивость организма малыша ко многим заболеваниям.

Комплекс упражнений включает в себя три этапа:

  • вводная часть. Зарядка (вращения головой, круговые движения руками, повороты туловища, наклоны);
  • основные упражнения. Растяжка мышц рук, ног и спины, приседания с постепенным увеличением повторений, отжимания (по возможности);
  • заключительная часть. Легкий бег с переходом на шаг, встряхивание мышц для расслабления.

Первый этап включает в себя различные виды ходьбы, а также бега, которые необходимы для постепенной активации различных групп мышц. Далее можно приступать к таким упражнениям, которые будут способствовать укреплению и силе мышц, а также подвижности в суставах, формировании осанки и координации. Что касается заключительной части, сюда обычно входят некоторые виды гимнастики и умеренная ходьба.

Заключение

В современных детских садах воспитатели уже научились находить правильный подход ко всем детям, в том числе с ОВЗ. Упражнения пойдут на пользу только в том случае, если они будут учитывать особенности организма каждого ребенка.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Физическое воспитание Физкультура- это формирование динамического стереотипа человека для его физиологического и психического совершенствования, а это означает, что требуется учитывать индивидуальные данные каждого ребенка, подбирая и рекомендуя ему индивидуальный «маршрут здоровья». Из доклада А.А. Коробейникова на Парламентской Ассамблее Совета Европы в 2006 г. Старший воспитатель МБДОУ детский сад №51 Засеева Елена Николаевна

2 слайд

Описание слайда:

Физическое воспитание- организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональное совершенствование организма, формирование двигательных навыков и психофизических качеств, достижение физического совершенства организма, формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Под воздействием физического воспитания происходит усвоение основ физической культуры и гармоничное развитие личности. Физическое развитие- это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком смысле этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная емкость легких и т.д.)

3 слайд

Описание слайда:

Основные термины, используемые в процессе физического воспитания дошкольников Здоровье- это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие (Всемирная организация здравоохранения- ВОЗ). Здоровьесберегающие технологии- комплекс средств и мероприятий, направленный на укрепление психофизического и психологического здоровья детей. Гиподинамия- нарушение в организме функций сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата, в ряде случаев психики вследствие снижения уровня двигательной активности. Гимнастика- комплекс общеразвивающих физических упражнений, способствующих укреплению здоровья и общему физическому развитию, который включает в себя различные комбинации движений с регламентированной амплитудой, скоростью и темпом, а также дозированным мышечным напряжением.

4 слайд

Описание слайда:

Гипокинезия- недостаточная двигательная активность, показателями которой являются: снижение тонуса мышц, работоспособности и выносливости организма, а также уменьшение массы и объема мышц. Основные виды движений- жизненно необходимые для ребенка движения (ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки). Основные виды движений являются предметом пристального внимания физкультурного работника в процессе развития двигательной активности ребенка. Физическая нагрузка- нагрузка на органы и системы организма вследствие выполнения физических упражнений; степень интенсивности и продолжительности мышечной работы. Физические упражнения- неоднократные повторения двигательного действия, имеющие следующие характеристики: содержание, техника выполнения, форма, фазы выполнения. Физкультминутка- одна из форм предупреждения утомления на занятиях, связанного с сидением в однообразной позе и длительным сосредоточением, необходимая для поддержания умственной работоспособности детей. Физкультурное занятие- основная форма обучения детей двигательным навыкам.

5 слайд

Описание слайда:

Эффективность работы дошкольного образовательного учреждения по физическому воспитанию оценивается по следующим направлениям: перемена группы здоровья ребенка на более высокую; уровень физического развития детей по региональным стандартам; выполнение основных движений: качественные и количественные характеристики по возрасту; физические качества и способности (по тестам).

6 слайд

Описание слайда:

Цель физического воспитания- формирование у дошкольников привычки здорового образа жизни Оздоровительные задачи: развитие двигательных качеств, умений и навыков, охрана и укрепление здоровья, закаливание, координация осанки Воспитательные задачи: воспитание потребности в постоянном физическом совершенствовании, занятиях физической культурой, формирование нравственно-физических и культурно-гигиенических навыков Образовательные задачи: формирование представлений об основах анатомо-физиологических особенностей функционирования человеческого организма, развитие силы, ловкости, быстроты и выносливости, формирование представлений о режиме, активности и отдыхе, повышение физической и умственной работоспособности Основные задачи физического воспитания Формы физического воспитания Самостоятельная двигательная активность детей Дополнительные услуги физической направленности: секции, кружки и т.д. Медицинско-оздоровительные процедуры Активный отдых: физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья, спартакиады и т.п. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, занятия физической культурой (не реже 2-х раз в неделю), занятия плаванием, подвижные игры, физические упражнения на прогулке, динамические часы, закаливание и т.п. Физическое воспитание дошкольников При правильной организации физического воспитания к семи годам у старших дошкольников заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии. Дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку, у них развиты основные двигательные качества, накапливается резерв здоровья. Ребенок активен и владеет основными навыками здорового образа жизни

7 слайд

Описание слайда:

При правильной организации физического воспитания к семи годам у старших дошкольников заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии. Дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку, у них развиты основные двигательные качества, накапливается резерв здоровья. Ребенок активен и владеет основными навыками здорового образа жизни Физическое воспитание дошкольников Методы физического воспитания Анализ физических и нравственных качеств Экспериментирование Физические упражнения Беседа, инструкции, разъяснение и объяснение Тренировки и соревнования Гимнастика и спорт Игры Санитарные нормы в устройстве и содержании помещений Природные силы: солнце, воздух и вода Гигиенические факторы: режим дня, рациональное питание, одежда и пр. Средства физического воспитания

8 слайд

Описание слайда:

Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст)». Цель программы- формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развития детей на основе их творческой активности Глазырина Л.Д. «Физическая культура дошкольникам». Цель программы- оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности ребенка во все периоды Алямовская В.Г. «Здоровье». Цель программы- создание оптимального режима, обеспечивающего гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие Ефименко Н.Н. «Театр физического воспитания дошкольников». Основная идея программы- разнополое физическое воспитание детей дошкольного возраста Щербаков В.П. «Физкультура от 3 до 17 лет» Цель программы- обеспечение умственного и физического развития, раскрытие в ребенке двигательных способностей и формирование физических качеств Лазарев М.Л. Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй». Цель программы- помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни Казаковцев Т.С. «Здоровье с детства». Цель программы- разностороннее и гармоничное развитие ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, разнообразное развитие движений физических качеств, формирование убеждений и привычек здорового образа жизни на основе валеологических знаний Змановский Ю.Ф. «Здоровый дошкольник». Цель программы- воспитание здорового и физически развитого дошкольника с опорой на рациональную организацию двигательной деятельности, закаливание и эффективное питание Яковлева Л.В., Юдина Р.А. «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет». Цель программы- научить каждого ребенка самостоятельно оздоравливаться, закалять себя, используя выработанную двигательную потребность, любимые физические упражнения и виды спорта Основные программы по физическому воспитанию дошкольников

9 слайд

Описание слайда:

Мониторинг* состояния здоровья и физического развития детей, определение на его основе мер по улучшению данной работы Медико-педагогические наблюдения за методикой физвоспитания и закаливания детского организма, за физиологической реакцией детей, соответствием нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям Санитарно-педагогический надзор за местами, где проводятся физкультурные занятия и закаливающие процедуры, за гигиеническим состояние оборудования, пособий, одежды и обуви занимающихся детей Основные функции медико-педагогического контроля в ДОУ

10 слайд

Описание слайда:

Особенности здоровьесберегающих технологий Индивидуализация педагогических воздействий Формирование культуры здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ Организация оптимального двигательного режима Творческий характер образовательного процесса Проведение комплексного мониторинга динамики состояния здоровья детей, их психофизиологических показателей и психолого-педагогических характеристик Создание здоровьесберегающего образовательного пространства

11 слайд

Описание слайда:

Умственное воспитание Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто. К.Д. Ушинский

12 слайд

Описание слайда:

Умственное воспитание- специально организованный педагогичес- кий процесс, направленный на формирование системы знаний, умений и способов умственной деятельности, а также развитие познавательной активности детей. Умственное развитие- совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка (С.А. Козлова, Т.А. Куликова). На умственное развитие оказывают влияние и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, наследственный фонд задатков и др. Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста- преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления и воображения. В ходе умственного воспитания, осуществляемого в процессе обучения и специально организованной свободной деятельности, у дошкольников формируется интеллектуальная культура.

13 слайд

Описание слайда:

Основные задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста Основная функция умственного воспитания детей дошкольного возраста- формирование познавательной деятельности Сенсорное воспитание (развитие)- специально организованный процесс ознакомления ребенка с сенсорной культурой человечества с целью развития ощущений, восприятия и представлений о внешних свойствах предметов Развитие мыслительной деятельности- овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями Становление речи и расширение словарного запаса Воспитание любознательности, познавательных интересов и познавательных потребностей Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста Развитие эрудиции, интеллектуальной свободы личности и расширение кругозора Развитие элементарных математических представлений о конструирование

14 слайд

Описание слайда:

СРЕДСТВА УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Деятельность дошкольников Произведения духовной и материальной культуры Игровая деятельность дошкольников (подвижные, дидактические, творческие игры) Бытовая деятельность дошкольников Пространственные ориентировки (право, лево, впереди и т.п.) Учебная деятельность дошкольников Продуктивные виды деятельности дошкольников (трудовая, конструктивная, изобразительная) Разнообразные игры, игрушки, пособия, книги Произведения живописи, архитектуры, скульптуры и т.д. Произведения национальной культуры (народные песни, танцы, фольклор, праздники, народные обычаи и традиции) Музеи (краеведческие, художественные, исторические и т.д.)

Стратегия организации физического воспитания базируется на физиологических механизмах становления движений в процессе развития растущего детского организма. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазание, ползание, прыжки), а также общеразвивающие движения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

В ходе утренней гимнастики в семье и на занятиях в ДОУ целесообразно предлагать детям основные виды движений в следующей последовательности: движения на растягивание в положении лежа; метание, ползание и движения в положении низкого приседа, на коленях; упражнения в вертикальном положении (ходьба, лазание, бег) и подвижные игры.

Работа по развитию ручной и тонкой ручной моторики проводится на специальных занятиях. На начальном этапе обучения большое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, формированию навыка хватания, становлению ведущей руки, согласованности действий обоих рук, выделению каждого пальца. В ходе проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук.

Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы.

Метание - один из первых видов двигательной активности ребенка, который основывается на развитии хватательных движений и действий малыша. Даже глубоко умственно отсталый ребенок может схватывать предметы, удерживать их непродолжительное время и бросать, выполняя движения от плеча, поэтому в программе данный вид занятий стоит на первом месте. В процессе метания движение выполняется как одной рукой, так и двумя руками. При этом стимулируется выделение ведущей руки и формируется согласованность совместных действий обеих рук. Все это имеет особое значение для коррекции отклонений в познавательной сфере детей с нарушением интеллекта.

Построение направлено на организацию деятельности детей в процессе физического воспитания. В ходе построения дети учатся слышать взрослого и починять свое поведение требованиям инструкции взрослого. Наряду с этим умственно отсталый ребенок учится адекватно вести себя, ориентироваться в ситуации и участвовать в совместных действиях со сверстниками.

Ходьба направлена на развитие основных движений ребенка, формирования умения правильно держать корпус, соблюдать ритм ходьбы, совершенствование согласованных движений рук и ног, формирование слухо-двигательной и зрительно-двигательной координации. В процесс ходьбы развивается целенаправленность в деятельности ребенка.

Бег способствует совершенствованию основных движений ребенка, позволяет ему овладеть навыком согласованного управления всеми действиями корпуса, формирует легкость и изящество при быстром перемещении ребенка.

Прыжки направлены на тренировку внутренних органов и систем детского организма. Прыжки подготавливают тело ребенка к выполнению заданий на равновесие, которые очень сложны для умственно отсталого дошкольника. Для совершенствования навыков в прыжках ребенок должен проявить волевые качества своей личности. Начинают закладываться основы саморегуляции и самоорганизации своей деятельности.

Ползание, лазание, перелезание способствуют укреплению мышц спины, брюшного пресса, позвоночника. Эти движения оказывают положительное влияние на формирование координированного взаимодействия в движении рук и ног, на укрепление внутренних органов систем. В связи с тем, что многие умственно отсталые дети в своем развитии минуют этап ползания, одна из задач физического воспитания - восполнить этот пробел в психическом развитии.

Общеразвивающие упражнения способствуют развитию интереса к движениям, совершенствованию физических показателей и двигательных способностей; развивают гибкость и подвижность в суставах; укрепляют функционирование вестибулярного аппарата.

Подвижные игры закрепляют сформированные умения и навыки, стимулируют подвижность, активность детей, развивают способность к сотрудничеству со взрослыми и детьми; создают условия для формирования у детей ориентировки в пространстве, умение согласовывать свои движения с движениями других играющих детей. Наиболее эффективна организация подвижных игр на свежем воздухе.

Плавание оказывает стимулирующее воздействие на растущий организм ребенка (физические свойства водной среды, в частности плотность воды, оказывают специфическое влияние на функции кровообращения, дыхания, кожные рецепторы). Занятия в воде необходимо сочетать с общеразвивающими упражнениями и подвижными играми на суше.

Задачи физического развития и физического воспитания по охране и совершенствованию здоровья детей на весь период пребывания детей в дошкольном учреждении.

Формировать у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками.

Укреплять здоровье детей.

Формировать правильную осанку у каждого ребенка.

Формировать у детей потребность в разных видах двигательной деятельности.

Развивать у детей движения, двигательные качества, физическую и умственную работоспособность.

Тренировать у детей сердечно-сосудистую и дыхательную системы, закаливать организм.

Создавать условия в группе для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний.

Осуществлять систему коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников, предупреждать возникновение вторичных отклонений в психофизическом развитии ребенка.

Учить детей выполнять движения и действия по подражанию действиям взрослого.

Учить детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции.

Выяснить наиболее эффективные средства физического воспитания детей дошкольного возраста в разных возрастных группах.

На основе данных наблюдения (ДОУ № 19 г. Северодвинска) можно сделать следующие выводы:

В возрастной группе детей с ЗПР 3 - 4 лет:

Проводятся занятия коррекционно-развивающей направленности.

Цель занятий - развитие и коррекция физических качеств и координационных способностей, коррекция движений, коррекция сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений (упражнения с предметами, без предметов, упражнения для развития равновесия и формирования правильной осанки). В данный период у детей проходит адаптация в ДОУ, поэтому немаловажно учить детей соблюдать режим.

В возрастной группе детей с ЗПР 4 - 5 лет:

Помимо коррекционно-развивающих занятий, проводятся занятия оздоровительной направленности. Цель - коррекция осанки, плоскостопия, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Проводятся подвижные игры в помещении и на воздухе, а так же бег, ходьба, прыжки. Дети уже адаптированы к режиму ДОУ, большее внимание уделяется усвоению культурно-гигиенических навыков.

В возрастной группе детей с ЗПР 5 - 6 лет, 6 - 7 лет:

С возрастом роль гигиенических факторов не снижается, но уже создаются условия для использования более сложных физических упражнений. Дополнительно ко всем физкультурным занятиям проводятся занятия спортивной нагруженности. Цель - совершенствование физической, технической, теоретической подготовки в избранном виде спорта (легкая атлетика).

Проанализировать все стороны физического воспитания возрастной группе (по выбору).

Основные направления работы с детьми 4 - 5 лет по воспитанию физической культуры.

Задачи обучения и воспитания.

Учить детей выполнять инструкцию взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит.

Учить детей выполнять движения и действия по подражанию, показу и речевой инструкции взрослого.

Формировать у детей интерес к участию в подвижных играх.

Обучать правилам некоторых подвижных игр.

Учить детей бросать мяч в цель двумя руками.

Учить детей ловить мяч среднего размера.

Учить детей строится и ходить в шеренге по опорному знаку - веревке, ленте, палке.

Учить ходить по дорожке и следам.

Учить детей бегать вслед за воспитателем.

Учить детей прыгать на двух ногах на месте, передвигаться прыжками.

Учить детей ползать по гимнастической скамейке.

Формировать у детей умение проползать под скамейкой.

Учить детей переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе.

Учить детей подтягиваться на перекладине.

Метание - движения выполняются детьми по показу; дети учатся удерживать и бросать мячи в цель (корзинку). При этом используются мячи, разные по весу, размеру, материалу. Сначала дети учатся ловить мячи среднего размера; надувные, пластмассовые, резиновые; с гладкой и шероховатой поверхностью.

Построения выполняются с помощью воспитателя и самостоятельно без равнения, в колонну по одному и в круг.

Ходьба выполняется за воспитателем и самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов; группой к противоположной стене зала; по кругу друг за другом и за воспитателем; с остановками по окончании звуковых сигналов; парами взявшись за руки, на носках, на пятках, с изменением положения рук (вверх, в стороны, на пояс).

Бег выполняется по показу за воспитателем и самостоятельно в сопровождении звуковых сигналов.

Прыжки выполняются по показу и с помощью воспитателя: подпрыгивание на носках на месте; подпрыгивание на носках с небольшим продвижением; спрыгивание со скамейки на полусогнутые ноги, держась за руку воспитателя (высота 20 - 25 см).

Ползание выполняется со страховкой по звуковому сигналу; перелезание через две гимнастические скамейки (расстояние 1,5 - 2 м).

Общеразвивающие упражнения:

Упражнения без предметов. Повороты туловища вправо-влево; приседания с выпрямлением рук; подпрыгивание на носках на месте; движение кистями - покручивания, помахивания, похлопывания; кружение на месте переступанием с положением рук на поясе.

Упражнения с предметами. Упражнения с флажками, с мячами. Выполняются вместе с воспитателем по подражанию. С флажками: одновременное движение рук в перед - верх - в стороны - вниз; поочередные движения вверх над головой.

Упражнения для развития равновесия выполняются по показу, с помощью воспитателя. Ходьба вдоль каната, положенного змейкой; ходьба с перешагиванием через рейки лестницы, положенной на пол; движения головой - повороты, наклоны.

Подвижные игры выполняются по подражанию действиям воспитателя, носят бессюжетный и сюжетный характер.

Описать какие средства физического воспитания использует воспитатель.

При работе с детьми инструктор по физической культуре использует следующие средства:

1. Физические упражнения: коррекционно-оздоровительная гимнастика, дыхательные упражнения, физкультминутки, оздоровительный бег, массаж, упражнения для кистей рук, игры и упражнения на развитие внимания. Учитывается самостоятельная двигательная активность ребенка. Эффективность решения задач физкультурного воспитания проявляется при условии целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

2. Психологические факторы: общий режим занятий, отдыха, питания, сна; гигиена одежды, обуви, физического оборудования, помещения, площадки. Выполняются приемы безопасности и стимуляции деятельности (помощь, страховка, похвала и т.д.). Это необходимо для создания психофизиологического комфорта.

3. Эколого-природные факторы: закаливание (криомассаж, обливание, воздушные ванны), прогулки на свежем воздухе.

Сделать вывод о наиболее эффективных средствах физического воспитания для всестороннего развития ребенка.

Использовать оздоровительно-развивающие упражнения на развитие манипулятивной функции рук для развития мелкой моторики и речевых навыков (упражнения с различными предметами (мячи, скакалки, шнуры, кольца, обручи) основанные на перекладывании, перебрасывании предмета.

У многих детей с ЗПР нарушен ритм выполнения движений, поэтому важно научить их согласовывать свои движения с заданным ритмом (под счет, хлопки, музыку). Музыкальный ритм способствует уменьшению насильственных движений, регулирует амплитуду и темп движений, создает радостное настроение.

Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют дыхательные, на расслабление, на развитие координации движений и функций равновесия, на коррекцию осанки, ходьбы, развитие ритма.

Формы и направления коррекционно-развивающей работы по физкультурному воспитанию в каждой группе ДОУ имеют свои воспитательные задачи, подбор средств и методических приемов, соответствующих возрасту, условиям проведения занятий.

Несмотря на достаточно разнообразные формы физической культуры, практика показывает, что объем и содержание действующих программ по Российской Федерации не удовлетворяют современным требованиям к двигательной активности детей с ЗПР и нуждаются в реформировании. Двух - трех занятий физической культурой недостаточно, чтобы обеспечить физическую и социальную адаптацию детей к самостоятельной жизни.

Перспективным направлением решения этой проблемы является внедрение дополнительных форм физического воспитания в практику коррекционного образования. В настоящее время разрабатываются, апробируются, внедряются в практику и дают положительный результат дифференцированные программы дополнительного физического воспитания.

Управление и организация физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

Огромную часть потенциала российского общества половины ХХI века будут составлять сегодняшние дети дошкольного возраста. Сейчас становятся привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, понижении уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста.
В то же время, мероприятия, связанные с охраной здоровья ребенка, повышающие его функциональные возможности, уровень физической подготовленности, являются ведущими во всех программах обучения и воспитания в детских дошкольных учреждениях.
Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления сотрудников, вносят в деятельность новшества, вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Инновационная деятельность в образовании имеет свои особенности. Первая особенность заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги. Если этого не учитывать, то из педагогической инновации выпадает все собственно образовательное. Второй отличительной особенностью педагогической инновации является необходимость системного охвата возможно большего числа педагогических проблем. Применительно к сфере образования инновацией можно считать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового содержания, метода, формы организации образовательного процесса либо в новом подходе к оказанию социальных услуг в области образования на основе реальных запросов родителей, т.е. новых форм дошкольного образования.
Вместе с обновлением всего дошкольного образования активно происходит обновление содержания физкультурно-оздоровительной работы дошкольных учреждений.
Однако не все инновационные процессы, происходящие в физической культуре дошкольников, могут быть определены как положительные. Многие вопросы, с которыми сталкиваются педагоги и администрация дошкольного учреждения, не имеют сегодня однозначных ответов. Остановимся на подготовке детей к обучению в школе. Современные родители почти полностью перепоручили воспитание своих детей дошкольному учреждению. Однако постоянно они контролируют лишь вопросы интеллектуального воспитания, в то время как проблемами физического воспитания, как правило, не интересуются. И если сегодня при поступлении в школу физическая готовность никак не оценивается, а состояние здоровья не принимается во внимание, то и на дошкольном этапе не только для воспитателей, но и для родителей эти аспекты отходят на второй план, а иногда и вовсе не присутствуют в системе подготовки к школе.
Одна из насущных проблем культуры дошкольников – диагностика их физического состояния. Подбор тестов для диагностики дошкольников требует учета психофизических особенностей детей этого возраста.
Основными направлениями инновационной деятельности в области физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении являются:
- систематизация медицинских, оздоровительных технологий, применяемых в современных ДОУ(в настоящее время в ДОУ используется широкий спектр медицинских оздоровительных технологий);
- обоснование дифференцированных двигательных режимов для дошкольников с разными функциональными возможностями, состоянием здоровья и ограниченными возможностями;
- создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья.
Физическое воспитание - педагогически организованный процесс развития физических качеств, обучения двигательным действиям и формирования специальных знаний. Целью физического воспитания является воспитание физически совершенных людей, подготовленных к творческому труду и защите Родины. В процессе физического воспитания решаются следующие задачи: оздоровительные (укрепление здоровья, совершенствование телосложения, достижение и сохранение высокой работоспособности); образовательные (формирование и доведение до необходимого совершенства прикладных и спортивных умений и навыков, приобретение специальных знаний); воспитательные (формирование моральных и волевых качеств, содействие трудовому и эстетическому воспитанию).
На современном этапе требования к физическому воспитанию дошкольников предусматривают решение следующих задач:
- воспитание у детей потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни и включение их в активную физкультурно-спортивную деятельность;
- формирование у детей начальных теоретических знаний и практических умений в области физической культуры;
- полноценное использование средств физической культуры для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, овладение умениями по самоконтролю в процессе занятий.
Однако решение данных задач сдерживается многочисленными негативными факторами, основными из которых являются:
- неполное соответствие программ по физическому воспитанию дошкольников сути задач физического воспитания;
- не всегда достаточная материальная база ДОУ для решения задач физического воспитания детей;
- низкий уровень общего физического развития и высокая заболеваемость дошкольников.
Для преодоления названных затруднений в нашем ДОУ была разработана модель физического воспитания дошкольников, которая включает в себя основы, базирующиеся на совокупности принципов: научности, доступности, систематичности, последовательности, активности дошкольников, индивидуализации, непрерывности.
Второй основной составляющей являются механизмы реализации предложенных принципов. Данная модель функционирует под действием следующих механизмов: организационного, экономического, кадрового и социального.
Не секрет, что в детском саду и дома наши дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т.д.). В последнее время в детском саду увеличилось количество детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Я считаю, что главное назначение физической культуры – движение и активный отдых.
Наш детский сад имеет определенные условия, которые позволяют в полной мере заниматься оздоровлением дошкольников. Дети с удовольствием занимаются утренней гимнастикой, физкультурными занятиями, дыхательной гимнастикой, ритмикой, выполняют точечный массаж, участвуют в спортивных праздниках и развлечениях, Днях здоровья.
Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно.
Известно: положительный эмоциональный настрой способствует более быстрому усвоению любого материала. Включение в образовательную деятельность по физическому развитию загадок, считалок, поговорок способствует развитию интереса к подражательным упражнениям, а также желанию представить в воображении и показать в движении услышанное: загадку, оказывается, можно не только отгадать, но и показать!
Образно-игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. Они раскрывают понятные детям образы, формируют умение творчески передать характер и повадки изображаемого животного. Кроме того, упражняясь в выполнении таких движений, дети развивают силу, ловкость, координацию движений, учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навык двигаться в заданном темпе и ритме.
С учетом всего перечисленного, я стараюсь творчески подходить к организации физкультурных занятий: заранее разучиваю подражательные движения, готовлю картинки с изображением зверушек, рассказываю об их повадках, о том, где (в каких странах) они живут, подбираю фонограммы (негромкая ритмичная музыка, записи шумовых эффектов, в том числе звукоподражаний, которые дети должны имитировать) (варианты упражнений-загадок – см. Приложение)
По мере усвоения техники исполнения движений, дети могут сами по очереди загадывать загадки. Такие веселые и забавные «загадки вместе с зарядкой» стараюсь использовать в утренней гимнастике, на физкультминутках, во время музыкальных и физкультурных досугов.
При использовании нетрадиционных методов в физической подготовленности детей, можно достигнуть наивысшей двигательной активности, эмоционального подъема, снижения заболеваемости.
Особое место в жизни ребенка занимает сказка. Дети познают мир не только умом, но и сердцем. Это способствует повышению настроения во время выполнения физкультурных упражнений.
Сюжетно-игровое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий ребенка мир. Оно состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений общеразвивающего имитационного характера («цирк», «спортсмены», «зоопарк»).
Очень интересны игры-имитации. В играх дети представляют себя в различных образах: животных, растений, предметов. Во время этих игр дети отдыхают, получают радость.
Игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет. Довольно часто провожу игровые занятия не только внутри своей группы, но и с другими группами такого же возраста.
Занятия тренировочного типа – направлены на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Они включают в себя большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, различных элементов спортивных игр, дифференцированных двигательных заданий, направленных на развитие быстроты, ловкости, силы, выносливости.
Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, способствует обмену веществ.
Наряду с традиционной формой, я активно использую в своей практике нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики.
В традиционном комплексе утренней гимнастики используются бег, ходьба различными способами, перестроение, комплексы упражнений с предметами и без.
Утренняя гимнастика игрового характера включает в себя: две-три подвижных игры разной степени интенсивности (« Найди свою пару», «Удочка», «Море волнуется»), либо берется игровой сюжет (« Малыши-крепыши», «Цапля на болоте» и т.д.).
Большой интерес у детей вызывает утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий. Она позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия. Можно создать разные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей. Современные гимнастические модули легки, быстро собираются и разбираются. Они позволяют изобретать огромное количество полос препятствий, а детям, как правило, очень нравится преодолевать различные препятствия: перепрыгивание через модули, обручи, передвижение приставным шагом и т.д.
На большом эмоциональном подъеме проходит утренняя гимнастика с элементами спортивных игр (ведение мяча, подбрасывание, ловля, броски в баскетбольное кольцо).
В теплое время года, во время приема детей на свежем воздухе, я провожу утреннюю гимнастику с включением оздоровительных пробежек на 100, 150, 200 метров в зависимости от индивидуальных особенностей детей, бег на 30 метров между группами одного возраста. В начале утренней гимнастики детям предлагаю короткую разминку, состоящую из 3-4 упражнений, затем идет сама пробежка или соревнование и завершается все элементами дыхательной гимнастики.
Также известно, что дети любят играть в подвижные игры, которые являются для них активной и осмысленной деятельностью. Содержанием подвижных игр, как правило, является познавательный материал, расширяющий кругозор ребенка. Чтобы достичь большей заинтересованности детей и побудить их принимать участие в таких играх, я стараюсь создавать на занятии радостную непринужденную обстановку, придумывать веселые сюжеты.
Часто для проведения физкультурных мероприятий бывает, необходима подвижная игра с героем-персонажем. Такую игру нетрудно придумать самим на основе загадок, стихов, поговорок. В ее ходе могут понадобиться большие яркие игрушки, маски животных (примеры – см. Приложение).
Не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет оборудование. Особенно нестандартное. Выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество выполнения упражнений, способствует формированию правильной осанки. Поэтому я активно использую изготовленный своими руками и руками родителей нестандартное физкультурное оборудование на занятиях и развлечениях.
В нашей группе создан физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, но в основном – нестандартное. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки для профилактики плоскостопия, кольцебросы, серсо, мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, султанчики и многое другое.
Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей человека. Ребенок познает мир, осваивает пространство при помощи движений с раннего возраста.
В детском саду к физической культуре приобщать ребенка нужно постоянно, ежечасно, ежеминутно. Ребенку нужна оптимальная двигательная активность, недостаток ее неблагоприятен: ослабляется сердечная деятельность, нарушается обмен веществ, сдерживается физическое развитие, ослабевают мышцы, ухудшается состояние ребенка.
При проведении физкультурных мероприятий не следует забывать об основных требованиях, предъявляемых к ним: возрастные особенности детей, полученные ранее умения и навыки, а также об индивидуальном подходе к детям.
Контроль физического развития детей проводится на основе мониторинга физического развития детей, который позволяет не только проанализировать динамику индивидуального развития ребенка, но и проследить обусловленность физического развития и динамику общего процента заболеваемости.
Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные физические качества, увеличивает плотность занятий и позволяет упражнять детей во всех видах основных движений.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Упражнения-загадки:

1. (Легкий бег на носочках, руки – в стороны, плавно поднимать их высоко вверх и опускать вниз).
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел, -
Он вспорхнул и улетел (Бабочка).

2. (Ходьба на внешней стороне стопы. Руки широко расставлены в стороны. Шаги медленные, неуклюжие).
Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге?
Летом бродит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос (Медведь)?

3. (Сесть, спину выпрямить, пятки чуть приподняты над полом, руки на коленях. Продвигаться вперед на носках, не теряя равновесия).
В воде купался, а сух остался.
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки (Гусь).

4. (Бег или ходьба с высоким подниманием колен. Боковой или прямой галоп).
Я копытами стучу, стучу
И по полю все скачу, скачу,
Грива вьется на ветру… Кто это (Конь).

5. (Сесть на пол с упором на колени и ладони. Наклоняться вперед, сгибая руки в локтях).
Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается (Кошка).

6. (Лечь на пол. Ползать с опорой на руки, ноги стараться держать вместе).
В реках Африки живет
Злой, зеленый пароход.
Кто б навстречу ни поплыл,
Всех проглотит… (Крокодил).

7. (Ходьба с высоким подниманием колен, руки высоко вверх, потом вниз).
Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома,
Он летает на охоту,
За лягушками, к болоту (Аист).

8. (Ходьба на пятках с ритмическими движениями рук в стороны).
Желтые комочки,
Легкие, как вата,
Бегают за квочкой
Кто это…(Цыплята)?

9. (Быстрый стремительный бег, руки широко расставлены в стороны, пальцы растопырены).
Птица сверху налетает
И цыплят внизу хватает (Ястреб).

Подвижные игры:

«Мишка косолапый»
Большую игрушку (мишка) располагают в центре помещения. Дети становятся в круг, держась за руки. Рядом с мишкой садятся дети-ловишки (один или двое).
Вариант для младших возрастных групп
Дети: Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет.
Шишка отскочила прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою – топ!
Дети идут по кругу, взявшись за руки. Останавливаются, слегка ударяя ладошкой по лбу, разводят руки в стороны, растопыривают пальцы, переступают с ноги на ногу, затем топают одной ногой об пол и разбегаются врассыпную. Дети-ловишки ловят «шишки», т.е. других детей и укладывают их «в корзинки» (сажают на скамейку).
Вариант для старших возрастных групп
Дети: Он большой и косолапый.
Говорят, сосет он лапу.
Громко может он реветь,
-Р-р-р, -
А зовут его… (медведь).
Дети, взявшись за руки, идут по кругу, останавливаются, показывают на «грозного» мишку, отходят назад, образуя большой круг. «мишка» ловит детей. Чтобы он скорее справился с этим, ему дают в руки надувную игрушку-булаву.
«Найди и промолчи».
Воспитатель прячет игрушку-козленка. Дети должны найти ее, подойти и тихо сказать воспитателю, где она спрятана.
Воспитатель: У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Завтра утром отнесу.
Он заблудится в саду…
Дети: Я сама его найду (девочки).
И я сам его найду (мальчики).
«Волк и зайчата»
Большая игрушка (волк) или ребенок в маске сидят в центре помещения. Дети- зайчата осторожно, на носочках идут по кругу, как бы крадутся, руки перед собой согнуты, кисти опущены вниз.
Дети: Он всегда по лесу рыщет,
За кустом зайчишек ищет,
Он зубами щелк да щелк…
Волк (грозно): Угадали? Это волк!
Дети-зайчата разбегаются врассыпную – волк старается их догнать.
Список литературы:
1.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка (Программа «Здоровье»// Дошкольное воспитание., 1993.-№11.-С.4-18, №12.-С.8-14)
2. Андреева В., Стеркина Р. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе // Дошкольное воспитание, 1991. № 4. -С. 33-37.
3. Антонов A.A. Методика применения элементов подвижных игр для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1997. - 18 с.
4.Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Т. Развитие быстроты и координации движений детей 4-6 лет. // Теория и практика физической культуры, 1986. № 10 - С. 21-25.
5.Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого.-М.: Физкультура и спорт, 1988.
6. Волосникова Т.В. Формирование здоровья ребенка средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1999.-22 с.
7. Зеленин В. Применение на физкультурных занятиях нестандартного оборудования. // Дошкольное воспитание. 1991. - №4.
8.Чернышенко Ю.К. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста.-Краснодар, 1997.

Дошкольное детство - это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учреждения. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям.

Рациональное сочетание разных видов занятий по физкультуре, утренней гимнастике, подвижных игр и физических упражнений во время прогулок, физкультминуток на занятиях с умственной нагрузкой, времени для самостоятельной двигательной активности воспитанников и активного двигательного отдыха создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство высшего и профессионального образования

АНО ВПО «Московский гуманитарный институт»

Контрольная работа

«Общая характеристика основных форм организации физического воспитания».

Выполнил слушатель курсов

Повышения квалификации

Фролова Н.А.

Проверил ст. преподаватель

Петелина В.Н.

Москва 2011

Введение…………………………………………………………………… 3

Тема – Общая характеристика основных форм организации

Физического воспитания…………………………………………. 4

Учебная работа (занятия по физической культуре)…………... 4

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня………... 7

Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурные

Праздники, Дни здоровья)……………………………………… 11

Самостоятельная двигательная деятельность детей………….. 13

Занятия в семье…………………………………………………. 13

Заключение……………………………………………………………….. 14

Список литературы………………………………………………………. 15

Введение

Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.

Действительно, невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее – вос

питание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится и любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника – это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатления ребенка.

Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья. В то же время отсутствие эмоционально-психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребенка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям.

Общая характеристика основных форм организации

Физического воспитания

Полноценное решение задач физического воспитания детей достигается при комплексном применении всех форм организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Такими организационными формами работы являются:

Учебная работа (разные виды занятий по физической культуре);

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня;

Активный отдых;

Самостоятельная двигательная деятельность детей;

Занятия в семье.

Учебная работа.

Традиционно считается, что физкультурное занятие – основная форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам.

Основными целями и задачами занятия являются: формирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных (физических) качеств и оптимальной двигательной активности; удовлетворение естественной биологической потребности в движении и тренировке организма с помощью специально-подобранных физических упражнениях, обеспечивающих оптимальные физические нагрузки; воспитание привычки и потребности систематически заниматься физическими упражнениями и разностороннее развитие дошкольников.

Физкультурные занятия проводятся с детьми, начиная с 2-летнего возраста (2 раза в неделю). С 5-ти лет – 3 раза (одно из них – на воздухе – за счет часов прогулки). Длительность физкультурных занятий: 2-3 года – 10-15 минут; 3-4 года – 15-20 минут; 4-5 лет – 20-25 минут; 5-6 лет – 25-30 минут.

Для занятий подбираются упражнения, разные по назначению, двигательному содержанию и физическим нагрузкам – основные движения; общеразвивающие (ОРУ), строевые и спортивные упражнения, а также подвижные игры.

Основными принципами расположения физических упражнений на физкультурном занятии является учет работоспособности человеческого организма, предупреждения травматизма. Кроме того, физкультурные занятия должны отвечать общепедагогическим принципам обучения.

В практике работы с дошкольниками принята форма занятия, состоящая из 3-х частей:

1 . Вводная часть – должна обеспечить организацию детей, активизацию внимания, подготовку организма к выполнению более сложных упражнений.

2. Основная часть, в которой реализуется главные образовательные задачи, состоит из общеразвивающих упражнений (ОРУ), основных видов движений (или спортивных упражнений) и подвижной игры.

3. В заключительной части следует обеспечить переход от интенсивных движений к спокойным. С помощью подбора специальных упражнений педагог постепенно снижает нагрузки на организм и через 3-5 минут после окончания занятия приводит работу органов и систем в первоначальное состояние. Такими упражнениями являются малоподвижные игры, спокойная ходьба, упражнения на релаксацию.

Данная структура занятия является традиционной и относится к смешанному типу занятий (50% от всех занятий). Кроме традиционного типа занятий, в последнее время получили распространение следующие типы:

  • игровые (на основе игр-эстафет, игр-атракционов, с использованием подвижных игр);
  • сюжетно-игровое (все части занятия объединены единым сюжетом), тренировочное (с использованием тренажеров);
  • ритмическая гимнастика;
  • занятия с элементами фольклора (Повышает интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, развивают двигательную самостоятельность, совершенствуют умения и навыки);
  • тематическое (посвящено, как правило, какому-либо одному виду спортивных игр или упражнений (катанию на коньках, лыжах, элементами игры в волейбол, хоккей);
  • занятие с использованием элементов нетрадиционных оздоровительных систем (у-шу, хатха-йога и т.д.);
  • комплексное (опирается на синтез различных видов детской деятельности, решает задачи физического и психического, социально-нравственного и умственного развития);
  • контрольно-проверочное (проводится в конце квартала и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей и основных движений и физических качеств);
  • занятие-поход и т.д.
  • физкультурно-познавательные (направлены на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми,самостоятельности, воспитание интереса).

Сегодня обязательным условием организации образовательной деятельности в ДОУ выступает принцип интеграции. Программа физкультурно-оздоровительной работы должна строиться на интеграции образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура», с одной стороны, и комплекса: «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»,- с другой. Чем разнообразнее по используемым видам деятельности и дидактическому материалу будут занятия, интегрирующие разные образовательные области, тем эффективней они будут. 6

Для развития познавательных процессов возможно использовать следующие организационно-методические приемы: сюжетная форма занятий, в которой средства физического воспитания подчинены определенной тематике; народные подвижные игры на основе художественного поэтического текста с произнесением игровых речитативов, стихов, диалогов; упражнения дыхательной гимнастики с произнесением звуков и звукосочетаний на выдохе, которые выполняются в покое и в сочетании с движениями; упражнения, направленные на развитие дифференцированных движений и мелкой моторики пальцев; использование загадок; музыкальное оформление занятий; введение заданий, требующих сочетания двигательной и умственной деятельности.

. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня

Этапы – условное деление физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Они имеют свои задачи, согласно которым необходимо подбирать соответствующие средства, методы и формы, стимулирующие двигательную активность дошкольников.

В течение дня воспитатель выполняет сложную многообразную работу по воспитанию и обучению детей, использует индивидуальные, коллективные формы работы и разнообразные методы. Планируется двигательная активность детей по трем этапам:

1. Утро.

2. Прогулка.

3. Вторая половина дня.

Утренняя гимнастика – обязательная часть ежедневного режима ребенка в детском саду, в семье. Значение утреней гимнастики многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию

Утренняя гимнастика воспитывает у детей внимание, целеустремленность, способствует повышению умственной деятельности, вызывает эмоции и радостные ощущения Систематическое проведение утренней гимнастики требует предварительного отбора упражнений из числа ранее разученных с детьми. Из них составляются комплексы.

Содержание каждого комплекса составляют упражнения, расположенные в определенном порядке, предусматривающем вовлечение в интенсивную работу различных групп мышц. При этом устанавливается такая последовательность упражнений: 1) для развития и укрепления мышц плечевого пояса, содействующих развитию подвижности плечевых суставов, грудной клетки и выпрямлению позвоночника; 2) для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника, содействующих развитию этих мышц, развивающих суставы ног, способствующих формированию правильной осанки; 3) для развития мышц брюшного пресса и ног, направленных на укрепление этих мышц. Продолжительность каждого комплекса утренней гимнастики обычно 7 дней. В течение этого времени в комплекс могут быть включены аналогичные по задачам варианты упражнений, заменены используемые предметы.

В и д ы у т р е н н е й г и м н а с т и к и:

* традиционная;

* ритмическая;

* игровая;

* сюжетная;

* оздоровительно-беговая;

* с использованием простейших тренажеров;

* с использованием полосы препятствий.

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей. Комплекс гимнастики после дневного сна не должен дублировать утреннюю гимнастику.

Варианты гимнастики после дневного сна:

*разминка в постели и самомассаж;

* гимнастика игрового характера;

* гимнастика с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

* пробежки по массажным дорожкам.

Физкультминутки.

Физкультминутки – кратковременные (1-2 мин) перерывы на занятиях для выполнения физических упражнений с целью предупреждения утомления, сохранения умственной работоспособности и профилактики нарушений осанки.

Время проведения физкультурной минутки зависит от характера и содержания занятия, так как при утомлении у детей начинает проявляться двигательное беспокойство и рассеивается внимание. Физические упражнения подбираются с учетом специфики проводимого занятия.

На занятиях по изобразительной деятельности физкультминутка включает активное сгибание и разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук и т.п.

На занятиях по математике, развитию речи целесообразно использовать упражнения для мышц спины, потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос.

Не следует забывать, что физкультминутки должны носить игровой характер.

Подвижные игры.

Подвижные игры – игры с преобладанием двигательной активности, самый доступный способ закрепления двигательных навыков и формирования физических качеств и способностей.

Подвижные игры классифицируются следующим образом:

  • по двигательному содержанию (с ходьбой, бегом, прыжками, метанием и т.д.);
  • по степени воздействия на организм (большой, средней и малой подвижности);
  • по содержанию (сюжетные и бессюжетные);
  • по развитию двигательных навыков и физических качеств;
  • по использованию пособий (мячи, палки, обручи и т.п.).

Со старшими дошкольниками используются элементы спортивных игр.

Игры малой степени подвижности рекомендуются для снятия интенсивной физической нагрузки, статической утомленности, тревоги, напряженности. Это игры со спокойными перемещениями, в умеренном темпе (неспешная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу, повороты туловища и т.п.)Их используют в заключительной части физкультурного занятия, в утренние часы приема, в вечерние часы, в конце прогулки.

Игры средней степени воздействия (средней подвижности). Двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений. Игры средней интенсивности оказывают широкое оздоравливающее действие на все функции организма, при этом параллельно развивается внимание, ловкость, равновесие, быстрота реакции, ориентирование в пространстве и т.п.

Игры высокой степени воздействия (высокой подвижности) это зонатренирующего воздействия. Это игры с интенсивным и продолжительным бегом, прыжками, быстрой и частой сменой игровой ситуации на площадке, большим количеством правил, игры-соревнования, игры-эстафеты, спортивные игры.

Подвижная игра оказывает благоприятное воздействие на детскую нервную систему. Для достижения успеха в игре надо обладать быстрой реакцией, т.е. быть способным в минимальное время произвести целесообразное действие в ответ на внезапное изменение обстановки. В большинстве подвижных игр активизируется работа большого числа крупных групп мышц, что положительно воздействует на весь организм. Преодоление возникших в игре трудностей связано с мыслительной деятельностью, т.е. необходимостью анализа создавшейся ситуации, принятия оперативного решения двигательных задач. Подвижные игры являются эффективным способом воспитания выдержки. Что особенно важно для дошкольников, у которых процесс возбуждения преобладает над процессом торможения.

Активный отдых дошкольников.

Ф и з к у л ь т у р н ы й п р а з д н и к является радостным событием в жизни детей. Он позволяет продемонстрировать здоровый образ жизни, который ведут дети, их достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств.

Динамика двигательного содержания физкультурного праздника, организация его на свежем воздухе, праздничное оформление места проведения создают у ребенка эмоционально положительное, приподнятое настроение.

В программу физкультурного праздника как одного из видов активного отдыха детей входят знакомые детям физические упражнения и подвижные игры, отражающие ранее приобретенные ими двигательные навыки.

Физкультурные праздники разнообразны по содержанию и структуре. Значительную роль при их проведении играет музыка, создающая эмоциональный подъем, веселое, бодрое, радостное настроение.

Физкультурный досуг наполняет жизнь детей эмоциональной, веселой двигательной деятельностью. Содержание досуга составляют знакомые им подвижные игры и физические упражнения.

Главными задачами воспитателя при проведении физкультурного досуга является создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, дифференцированный подход к оценке результатов его действий, предоставление каждому ребенку возможности испытать удовольствие от выполняемых им и другими детьми движений, а также радость от успехов товарища.

Интересно проходит музыкальный досуг. Ребенок упражняется в выполнении движений с предметами (мячи, ленты, обручи и т.д.) и ритмических упражнениях. Такой досуг развивает творчество, инициативу, а также красоту, грациозность и выразительность движений.

Со второй младшей группы проводится День здоровья. Цель –оздоровление нервной системы и организма в целом и поддержание эмоционально положительного состояния психики ребенка. В этот день дети находятся на воздухе, на природе, играют в любимые игры, слушают музыку, поют, занимаются творческой деятельностью, весело общаются друг с другом.

Самостоятельная двигательная деятельность детей.

В детском саду необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности детей. Систематическое использование в режиме дня оздоровительных и коррегирующих упражнений способствует укреплению организма ребенка, предупреждает отклонения в физическом развитии, развивает у детей самостоятельность, активность, умение заботиться о своем здоровье, развивает творчество, фантазию.

Дети осваивают умение действовать в группе сверстников, вступать в состязательные отношения.

Оздоровительные и коррегирующие упражнения в самостоятельной двигательной деятельности интересны дошкольникам и дают высокий педагогический эффект при условии включения их в систему физического воспитания.

Занятия в семье.

Дошкольное образовательное учреждение выполняет многообразные функции: с одной стороны, педколлектив значительное внимание уделяет воспитанию двигательной культуры, развитию личностных и психофизических качеств, приобщению ребенка к здоровому образу жизни; а с другой – осуществляет пропаганду физической культуры и спорта, вовлекает родителей в активную совместную работу по физическому воспитанию. Формы сотрудничества с семьей:

  • анкетирование;
  • наглядная агитация по вопросам физического воспитания;
  • консультации и беседы (групповые, подгрупповые и индивидуальные);
  • организация совместного активного отдыха;
  • открытые занятия;
  • день открытых дверей;
  • родительские собрания (групповые и общие);
  • создание семейных клубов; 13
  • оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.

инвентарь для занятий (лыжи, коньки, городки, серсо, мячи, скакалки и т.д.)

Родителей регулярно информируют о самочувствии, развитии движений ребенка, и вместе с педагогом они решают задачи физического воспитания. Работа с родителями позволяет расширить их педагогическую компетентность, повысить заинтересованность семьи в результатах психофизического развития ребенка.

Таким образом, рациональное сочетание разных видов занятий по физкультуре, утренней гимнастики, подвижных игр и физических упражнений во время прогулок, физкультминуток на занятиях с умственной нагрузкой, времени для самостоятельной двигательной активности воспитанников и активного двигательного отдыха создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

Список литературы

1. Баландин В.А. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Краснодар, 1999. – 104с.

2. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Метод.пособие.

М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. -144с.

3. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Программа и программные требования: методическое пособие.

М.: ВЛАДОС, 1999. -144с.

4. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 264с.

5. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста (Текст).Учебное пособие.

М.: Просвещение, 1985. -272с.

6. Лыкова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Сценарии. Младший и средний дошкольный возраст.

М.: АРКТИ, 2000 -52с.

7. Миляева Н.В. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. Методическое пособие.

М.: УЦ «Перспектива», 2011.- 152с.

8. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.

М.: Просвещение, 1986. -304с.

9. Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). 6 изд. М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. -208с

10. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания.

М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.- 96с.