Дидактические игры для развития навыков общения. Картотека дидактических игр на тему "доброта" Дидактические игры о вежливости в средней группе


ГБОУ СЗАО города Москвы детский сад комбинированного вида № 544

МЕРОПРИЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«Дарите людям доброту»

Доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

Все хорошее в природе – солнце, а все лучшее в жизни - от человека.

М.Пришвин.

Подготовила и провела

воспитатель:

Козлова Светлана Валерьевна

Москва 2012

Занятие: «Дарите людям доброту»

1. Уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки окружающих;

2. Стимулировать развитие образного мышления и творческого воображения дошкольников;

3. Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.

Игровое оснащение: игрушка Заяц, сундучок Вежливости, письмо, конверт с добрыми словами, сверток с кроссвордом, шапочки животных по количеству детей, Чудо-дерево, сердечки, лист ватмана с сердечком, фломастеры, бумага, клей, ножницы, аудиозапись песен В. Шаинского.

Ход занятия.

Взрослый: Ребята, поиграем в игру-приветствие «Солнце встало!»

Солнце встало -

Хватит спать,

Хватить спать,

Пора вставать!

С этими словами дети выполняют движения, повторяя их за взрослым.

Проснулись? Улыбнулись! Поднимем руки, потянемся к солнышку. Здравствуй, Солнышко!

Психогимнастика «Не сердись, улыбнись!»

Каждый из вас повернет голову к рядом стоящему, посмотрит в глаза и скажет ласково, улыбаясь «Не сердись, улыбнись!»

Стук в дверь. Взрослый вносит игрушку - Зайчиху Лапочку.

Зайчиха. Здравствуйте, ребята!

Взрослый. Давайте поздороваемся с Зайчихой по-разному!

Дети кланяются, говорят разные приветственные слова, здороваются за лапку.

Зайчиха. Ой, мне больно! Я повредила лапку … (плачет)

Взрослый. Ребята, как мы можем помочь Зайчихе? (Пожалеть, перевязать, отвезти к врачу…)

^ Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов Зайчихе»

Цель: стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему.

Зайчиха. Когда ты услышишь столько добрых слов, да ещё с улыбкой на лице, то сразу уходит боль и печаль. Мне стало гораздо легче. Вы знаете песенку «Улыбка»? Научите меня петь ее и танцевать!

Звучит песня В.Шаинского «Улыбка».

Зайчиха. Ребята, как у вас хорошо, весело, теперь я точно знаю, что вы сможете помочь мне ещё в одном деле.

В зал вносят сундук.

Зайчиха: Я этот сундук под елочкой нашла, но без вас побоялась его открыть. Давайте посмотрим, что там!

Открывает сундук, достает письмо, взрослый читает.

Здравствуйте, дети. Я - Волшебница. Живу я в сказочной стране и помогаю всем учиться вежливо разговаривать, совершать добрые дела и поступки. Это мой сундучок Вежливости, в котором и вы найдете много интересных заданий.

^ Взрослый вынимает первый конверт, в котором находит таблички со словами «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте» и другими вежливыми словами.

Зайчиха достает из сундучка сверток бумаги, разворачивает…

Это кроссворд, в нем заколдовано важное слово.

^ Словесная игра «Угадай слово».

Цель: упражнять в отгадывании загадок.

Взрослый. Вписывая ответы загадок в клеточки, вы прочитаете нужное слово!

По бумаге я бегу,

Все умею, все смогу.

Хочешь - домик нарисую,

Хочешь - елочку в снегу,

Хочешь - дядю, хочешь - сад,

Мне любой ребенок рад! (Карандаш)

А басит он лишь тогда,

Когда бьют его в бока:

Деревянные дубинки

Выбивают дробь по спинке. (Барабан).

Что за странная избушка

Появилась над опушкой?

Низко над землей висит

И пропеллером вертит.

Есть окошки, есть и дверь,

А рычит, как страшный зверь. (Вертолет)

В нем живет моя семья -

В доме, что стоит под елкой.

Я несу туда иголки,

Приношу добычу я.

Нас в лесу найти не трудно,

Лишь под ноги посмотри,

Назови меня скорей - Я рабочий … (муравей).

Посмотри-ка, по дорожке

Ходят маленькие ножки.

На головке - гребешок.

Кто же это? (Петушок).

Привезли мы в дом волшебный

Ящик необыкновенный.

Кнопку нужную нажми,

Сядешь в кресло и смотри! (Телевизор).

В руки ты ее берешь

И на кнопку сильно жмешь.

А она как закрутится,

Заюлит и завертится,

Затанцует, запоёт.

Кто игрушку назовет? (Юла).

Взрослый. Какое слово у нас получилось? (Доброта).

Зайчиха. Какие вы молодцы! Вы нашли очень важное слово - Доброта. В лесу это слово всем пригодится. Как вы думаете, для чего нужно это слово лесным жителям?

^ Словесная игра «Наоборот».

Цель: активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов, вызвать положительные эмоции и доброжелательное отношение к окружающему.

Взрослый: Я назову животное, а вы подберете к нему добрые слова. Например, злой волк - волк не злой, а … (какой?) (Волк быстрый, ловкий, сильный, смелый, пушистый, отважный и т.д.)

Хитрая лиса, неуклюжий медведь, колючий еж и др.

Зайчиха. Спасибо, ребята, давайте ещё раз заглянем в сундучок.

Достает из сундучка ещё одно задание.

^ Дидактическая игра: «Оцени поступок».

Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать честность, скромность, вежливость.

Взрослый достает из конверта карточки из дидактической игры «Оцени поступок» и просит найти к ней продолжение.

Зайчиха. Ребята, помогите мне выбрать из этих картинок только те, на которых изображены хорошие поступки. Сложим из них цепочку и расскажем Добрую историю!

Взрослый. Волшебнице очень понравился такой рассказ, мы его сложим в ее сундук. (Достает сверток и записку.) Ребята, это Чудо-дерево! Посмотрите, какое оно печальное и сухое! Помогите ему стать нарядным и веселым!

^ Игра «Чудо - дерево».

Цель: упражнять в различении пиктограмм настроения, стимулировать радостные эмоции, воспитывать умение работать в команде.

Взрослый. Чтобы дерево ожило, надо выбрать из всех карточек только те, которые соответствуют веселому, радостному настроению.

Зайчиха. Этими картинками мы украсим наше Чудо-дерево! Теперь все звери в волшебном лесу смогут погреться под его ветвями.

Зайчиха достает из сундучка последний конверт. В нем - сердечки.

Это благодарность вам от Волшебницы за ваши добрые поступки!

Раздает сердечки ребятам.

Мне у вас очень понравилось, но пора возвращаться домой. До свидания!

Взрослый. Ребята, давайте по-разному попрощаемся с Зайчихой!

Использованная литература:


  • М.А.Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»

  • Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» издательский дом «Воспитание дошкольника» г.Москва, 2009г.

  • Журнал «Дошкольное воспитание» №3,№8, 2008 год.

  • Психология социальной одаренности. Под редакцией Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько, Москва, Линка-Пресс, 2009 год.

  • Журнал «Дошкольная педагогика» №5, 2008 год.

ТОГБУ "Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок"

Тамбовская область, г.Мичуринск

Игры ,

направленные на формирование культуры речевого общения

Подготовила воспитатель:

Гудкова Татьяна Николаевна

1.Дидактическая игра "Вежливо- не вежливо"

Цель: Закреплять постоянное проявление вежливости в процессе общения, учить различать противоположные проявления: вежливость/не вежливость.

Ход игры:

Воспитатель: Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши.

Если считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами .

  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Помочь поднять упавшую вещь.
  • Громко разговаривать в общественных местах.
  • Обозвать обидным словом одноклассника.
  • Не уступить место пожилому человеку.
  • Отвечать на телефонный звонок во время урока.
  • Помочь донести сумку незнакомой старушке.
  • Рассказать доверенную тебе тайну.
  • Стараться говорить громче собеседника.
  • Похвалить хозяйку (маму) за вкусный обед.

2.Дидактическая игра "С кем можно так общаться?".

Цель: Учить дифференцировать вежливые слова, закреплять смысловую сторону слов.

Ход игры: Воспитатель задает детям вопрос: "С кем можно так общаться?"

  • Здравствуй!
  • Добрый день!
  • Привет!
  • Здорово!
  • Чао!
  • Пока!
  • До свидания!
  • Будь здоров!

До встречи!

3.Дидактическая игра: «Догадайся»

Цель: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости».

Ход игры:

Воспитатель:

(Закончи предложение).

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)

3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече… (здравствуйте)

4. Когда нас бранят за шалости, говорим …. .(Простите нас, Пожалуйста).

4.Дидактическая игра с мячом

«Добрые и вежливые слова»

Цель: совершенствование речевого этикета детей, культуры общения .

Ход игры: Дети стоят вокруг. Воспитатель берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое доброе или вежливое слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребенку. Мяч не ловят, если было произнесено «недоброе» слово и ребенок может объяснить, почему это слово ему не понравилось.

5.Игра - Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу».

Цель: Упражнять детей в употреблении вежливых слов, используя выражение, мимику, позу.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям сказать доброе слово товарищам.

6.Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».

Цель: Продолжать употреблять в речи вежливые слова;

закреплять знания и умения детей о поведении в обществе, формировать у детей искреннее проявление любви к людям, доброжелательное отношение друг к другу. Быть внимательным и оказывать другим помощь. Убеждать, что доброта приобретается и подкрепляется каждым действием и поступком.

Материал: сюжетные картинки.

7.Дидактическая игра

«Словарь вежливых слов».

Цель: Знакомить детей с "вежливыми" словами. Учить подбирать близкие друг к другу по смыслу "вежливые" слова.

Ход игры:

Ребята сейчас представьте, что каждый из вас – это цветок. Каждый человек нуждается в вежливом обхождении, как цветок в воде. Но, посмотрите, наш великолепный цветок завял, и у него осыпались все лепестки! Как же возродить его?

Назовите как можно больше вежливых слов и оживите цветок. (Дети называют вежливые слова, получают лепестки и прикрепляют их к сердцевине цветка)

(Здравствуйте!Будь здоров!Будьте добры!Будьте любезны!Спасибо!Благодарю!

Пожалуйста! Доброе утро!Добрый день!Добрый вечер! До встречи!До свидания!Доброй ночи!Пока!Прощайте!Счастливо! Извините, пожалуйста!

Не сердитесь, пожалуйста!Я виноват перед тобой!Я приношу свои извинения!)

Ребята, посмотрите, какой замечательный цветок вы взрастили, благодаря своей вежливости! Вежливые люди, подобно цветам, украшают нашу Землю.

8.Дидактическая игра

«Не ошибись, пожалуйста!»

Цель: Обогащать, расширять словарь «вежливости».

Ход игры:

Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».

Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!

  • Встаньте, пожалуйста!
  • Поднимите руки.
  • Поднимите, пожалуйста, руки!
  • Будьте добры, похлопайте!
  • Потопайте.
  • Попрыгайте, пожалуйста!
  • Тихо сядьте.
  • Тихо сядьте, пожалуйста!

9.Дидактическая игра

«Нужные слова!»

Цель: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости» (употребление вежливых слов) формулами речевого общения в разных видах деятельности;

Ход игры:

Ведущий задает вопросы, ребенку, давшему правильный, подробный ответ, вручается жетон. победитель тот, кто наберет наибольшее количество жетонов.

  • Какие слова мы говорим при встрече? («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Я рад тебя видеть», «Как ты себя чувствуешь? »)
  • Какие слова мы говорим при расставании?
  • («До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго»)
  • 3) Какие слова мы говорим во время завтрака, обеда, ужина?
  • («Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно»)
  • 4) Какие слова мы говорим перед сном?
  • («Спокойной ночи», «Доброй ночи», «Приятных снов»)
  • 5) Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите?
  • (Извинится и помочь встать.
  • 6) Вы собрались нарисовать солнышко, у вас нет нужного карандаша, а у друга есть. Как вы поступите?

10.Дидактическая игра «Эхо»

Цель: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости» (употребление вежливых слов) формулами речевого общения в разных видах деятельности.

Ход игры:

Расскажите, что такое эхо. Тихим голосом, как настоящие заговорщики, скажите: « Трам-ра-ра, начинается игра. На счёт три, здороваемся вместе». Или: «Трам-хо-хо, играем в «Эхо». Ну-ка, быстренько играй, я начну, ты повторяй». Вы здороваетесь, а дети повторяют. Продолжайте играть в «Эхо», используя слова прощания, благодарности и так далее.

11.Дидактическая игра

«Птица благодарности»

Цель:

Ход игры:

Попросите детей представить, что на землю прилетела птица благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что-либо своих родителей, друзей или знакомых, и напоминала им об этом. Затем дети должны представить, что птица благодарности залетела к ним в окно; вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и мысленно сказать им спасибо.

12.Дидактическая игра

«Школа вежливости»

Цель: Формировать навыки культурного общения.

Ход игры:

Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним новое и т.д.
Например: здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т.д.

13.Игра-разминка

«Потерялось словечко»

(на каждый ответ мяч передается из рук в руки).

Цель: Развивать интерес к вежливым словам.

Ход игры:

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («Спасибо»)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день»)

3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… («Спасибо»)

4. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали… («Извините»)

5. Когда нас бранят за шалости, говорим… («Простите, пожалуйста»)

6. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… («Здравствуйте»)

7. Во всех странах на прощанье говорят всем … («До свидания»)

14.Игра «Вежливые прятки»

Цель: Закреплять в речи вежливые слова.

Ход игры:

Выбирается водящий. Его задача - узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости: «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего - узнать ученика по голосу.

Учитель. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем еще в одну игру, которая называется «Волшебный цветик-семицветик».

15.Игра «Волшебный цветик-семицветик»

Цель: Закреплять в речи вежливые слова

Ход игры: Воспитатель берет самодельный цветок - ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдает кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:

Лети, лети, лепесток

Через запад - на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели...

Цветков можно заготовить заранее несколько.

Чтобы дети не ушли в сторону от темы, воспитатель начинает игру сам, давая себе такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие слова тому или другому ученику лучше сказать. Например: «Извини, Петя, я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста»; «Катя, я была неправа, что не дала тебе сегодня карандаши. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».

Воспитатель: А вы заметили, как произносятся «волшебные» слова?

Дети: Вежливо, с улыбкой.

Воспитатель: Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?

Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее настроение.

16. Дидактическая игра«Пожалуйста»

Цель: формировать навыки культурного общения

Ход игры: По просьбе воспитателя дети исполняют определенные команды.

Воспитатель: Как я должна вас попросить о какой-либо просьбе? Конечно, вежливо. А какие вежливые слова я могу сказать? Договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (воспитатель во время игры предлагает самые разные команды.)

Воспитатель:А теперь устроим конкурс на самого вежливого.

17. Дидактическая игра "Доскажи словечко"

1.Растает ледяная глыба

От слова доброго… (спасибо)

2. Зазеленеет старый пень,

Когда услышит …(добрый день)

3. Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…(здравствуйте)

4. Когда нас бранят за шалости,

Говорим, прости…(пожалуйста)

6. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят…(до свидания)

18.Дидактическая игра «Приветствие!»

Цель: закреплять навыки вежливого поведения.

Ход игры:

19.Дидактическая игра "Какие вежливые слова тебе известны?"

Цель: закрепить правила этикета, развивать речь.

Ход игры:

Воспитатель:

Назови несколько вежливых слов, которые ты знаешь. (Пожалуйста)

Когда говорят слово "пожалуйста"?

(Эти слова говорят, когда нужно что-то попросить или спросить разрешения что-то сделать.

У слова "пожалуйста" есть верный друг, неразлучный помощник. Что это за слово? (Спасибо)

Когда говорят "спасибо"?

(Когда за что-то благодарят. Например за угощение, за помощь, за поздравление.)

Как же нужно произносить эти слова, чтобы они были по настоящему волшебными?

(Их нужно произносить четко, не торопясь, глядя в глаза человеку, с которым разговариваешь)

Какие еще ты знаешь вежливые слова кроме "спасибо" и "Пожалуйста"? (Благодарю, будьте добры и т.д.)

Какими словами прощаются? (До свидания, всего доброго, счастливого пути, доброго пути, до встречи, всего хорошего, до завтра).

20. Игровой задание

"В мире вежливых слов"

Цель: закреплять правила этикета, развивать умение общаться.

Ход игры:

Воспитатель беседует с детьми о том, что каждый день они встречают много людей. важно, чтобы никто из них не пожалел о встрече с ними, пусть даже самой короткой, и не обиделся на вас. культурный человек всегда и везде вежлив, внимателен, чуток со знакомыми, и с незнакомыми людьми. Ему важно, что о нем подумают окружающие. Он не позволяет, что бы в его присутствии кого-то оскорбляли или грубо разговаривали.

"относитесь к людям так, как хотите, чтобы относились к вам".

Вежливость то, без чего нельзя обойтись. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. помните: вежливость - лучшее лекарство от злобы и грубости.

Сказка "Зайка заблудился"

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел Зайка. Он шел через лес, заблудился - попал к нам. Давайте поможем ему найти дорогу домой.

Зайчик: Ребята, помогите мне попасть домой!

Воспитатель: Зайчик! Ты обращаешься невежливо. Ребята, подскажите Зайке, как нужно просить.

Дети: Зайчик должен сначала поздороваться, затем сказать волшебное слово - "пожалуйста".

(Зайчик повторяет свою просьбу вежливо.

Воспитатель: Пошел Зайка по тропинке, которую вы ему указали, и встретил Медвежонка.

Зайчик: Уходи, Медвежонок, с моей дороги, дай мне пройти.

Воспитатель: А Медвежонок стоит упрямо и не уходит. Как вы думаете почеиу?

(Дети помогают Зайке вежливо попросить Медвежонка)

Медвежонок: Проходи, пожалуйста, Зайка.

Зайка: Попрошу я их помочь. как же мне попросить, чтобы они мне не отказались помочь? Вспомню-ка я слова, которым меня учили. Здравствуйте, Белочки! Помогите мне, пожалуйста, найти дорогу домой.

белочка: Здравствуй, Зайка! Мы живем рядом с твоим домом, на опушке леса и покажем тебе дорогу. Иди за нами.

Воспитатель: Белочки перепрыгивали с дерева на дерево, а Зайка шел за ними и вышел на тропинку. А вот и дом!

Зайка: Спасибо, ребятам, помогли мне, подсказали удивительные волшебные слова.

Воспитатель: Ребята, почему Зайка решил, что эти слова волшебные? Как еще мы называем эти слова? перечислите их. Пусть эти слова всегда звучат в вашей речи. Они станут волшебными и помогут вам в жизни.


Цель: привитие детям чувства значимости дружбы и умения общаться друг с другом, мотивировать на детей на совершение добрых дел.

Задачи:

Образовательные: Формировать представление о воспитанности, добрых поступках, о дружбе между людьми; закрепить у детей понятия «вежливость», «доброта», «дружба».

Развивающие: развивать речь и мышление; упражнять в выполнении добрых поступков, самооценки поведения, оценивать поступки других.

Речевые: активизировать словарь детей (добро, радость, счастье, заботливость, гордость, застенчивость).

Воспитательные: воспитывать стремление дружить с окружающими, доброжелательность, приобщать детей к добрым поступкам, побуждать к проявлению теплых чувств.

Оборудование: плакат с недостающими элементами «Дерево дружбы и доброты», карточки-иллюстрации с хорошими и плохими поступками, разрезные карточки «Эмоции и чувства», ситуативные игры.

Предварительная работа: Беседы о добре, радости, дружбе; знакомство с пословицами и поговорками о дружбе и доброте, стихотворения О. Дриз «Добрые слова»; рассматривание иллюстраций пособия «Уроки доброты»; составление рассказов о добрых поступках.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня я пришла на работу, а меня ждет мишка у дверей с письмом к нам. Будем читать письмо?

Дети: да.

Воспитатель : тогда слушайте.

Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам лесные звери. У нас в лесу выросло дерево, но без листочков и цветочков, нам грустно от этого. А чтобы оно расцвело, и зазеленело, нужно творить добро и быть вежливыми. Помогите пожалуйста!

Воспитатель: поможем зверюшкам? Будем добрыми, дружными и вежливыми?

Дети: да.

Плакат «Дерево дружбы и доброты» прикреплен на мольберте перед ребятами.

Воспитатель: Ну что, ребята, вам нравится дерево, которое выросло в лесу у зверюшек.

Дети: Нет!

Воспитатель: Смотрите даже солнышко какое-то не такое? А что с ним?

Дети: нет улыбки.

Воспитатель: Все правильно. Нужно что-то делать, а давайте поиграем в игру «Назови соседа ласково по имени».

Используя вежливые слова, нужно назвать своего соседа ласковым именем. Например, ребенок обращается к соседу слева: «Здравствуй, Максимка!» Тот обращается к следующему ребенку: «Привет, Дариночка!» («Добрый утро Русланчик!») и т.д. пока все дети не назовут друг друга.

Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и приветливую улыбку. (Дети выполняют.)

На плакате появляется улыбка у солнышка.

Воспитатель: Смотрите, ребята, у нашего солнышка появилась улыбка. Это хорошо, значит, мы к друг другу относимся по-доброму.

Итак, продолжаем добрые дела.

Воспитатель: Ребята, перед вами иллюстрации, давайте найдем хорошие поступки.

Дети отделяют хорошие поступки от плохих.

На дереве появляются цветы.

Воспитатель: Смотрите, наше дерево постепенно оживает и зацветает.

Мы продолжим творить добро, после физминутки.

Проводится физминутка.

(Встаем в круг)
Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)
Как ты тут? (положили руку на плечо)
Где ты был? (спросить рукой)
Я скучал! (приложили руку к своему сердцу)
Ты пришел? (руки в стороны)
Хорошо! (обнялись)

Воспитатель: Ребятки, перед вами разрезные карточки «Эмоции и чувства», вам необходимо выбрать карточки только с добрыми эмоциями.

Дети отбирают карточки с нужными эмоциями, если ребенок ошибается, то ему не дается цветочек для приклеивания на дерево, идет объяснение, почему это плохая карточка.

На дереве постепенно появляются цветочки.

Воспитатель: продолжаем играть. Ваша задача оценить поступки и выявить ошибки. Хорошо?

Дети: да.

Проводится игра.

Ребятам предлагается инсценировка ситуаций, можно с участием детей или мягких игрушек. (Приложение №1)

Появляются еще цветочки на дереве.

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, какое у нас получилось дерево, вам нравится?

Дети: да.

Итог занятия:

Воспитатель: Какие мы молодцы, какое доброе дело сделали, помогли лесным зверюшкам, а также мы с вами стали относиться добрее друг к другу, научились ценить доброту, выявлять плохие поступки.

Воспитатель: Что мы с вами делали сегодня?

Дети:

— Называли ласково друг друга.

— оценивали поступки.

— отбирали карточки с добрыми эмоциями.

— разбирали ситуации.

Вот какое дерево у нас получилось в итоге.

А это мы, дети, которые творили добро.

Ожидаемый результат: в группе пополнена библиотека книг с пословицами и поговорками, произведениями о доброте. Повысилась способность детей оказывать помощь друг другу и другим людям. В обращении дети стали устанавливать контакт с помощью речевых (обращаться по имени, говорить комплименты) и не речевых (улыбка, контакт глаз) средств общения.

Приложение №1

Ситуативная игра-история с элементами театрализации «Котик и Ежик на качелях»

Цель: обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.

Беседа с постановкой проблемной задачи.

Взрослый: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (Ответы детей). Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Друзей зовут Ежик и Котик. Как помочь им не поссориться?

На роли Ежика и Котика выбираются два ребенка, им выдаются маски соответствующих героев. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.

Инсценировка стихотворения.

Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.

Котик качели к себе потянул,

Котик: «Я первый!», а Ёжик: «Нет. Я!»

Не уступают друг другу друзья.

Котик обиделся: «Значит, ты, Ёж,

Мне как товарищ совсем не хорош».

Дети инсценируют стихотворение.

Обсуждение проблемы, поиск путей решения.

Вопросы к детям:

1. Почему Котик решил не дружить с Ёжиком? (Ёж не уступил ему качели.)

2. Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (Нет.)

3. Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей.)

Взрослый: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но с веселым концом, где Котик и Ёжик смогли договориться и избежать ссоры.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга — Котик и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ежик навстречу качелям шагнул,

Котик качели к себе потянул,

Котик сказал: «Покачаю тебя.

Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»

Подведение итогов.

Взрослый: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться?

Дети: Нужно уметь договариваться.

Ситуативная игра-история «Машина».

Котику мама купила машину:

Кузов нарядный, красивые шины,

Пульт управления, мощный мотор.

Котик довольный помчался во двор.

Ежик машину увидел, и вот

Молча у друга ее он берет.

Чудо-игрушку хочет отнять,

Котик ему не готов уступать.

И говорит он, надувшись, Ежу:

«Я с тобой, Ежик, совсем не дружу».

Ежик сказал: «Мы с тобою друзья.

Очень мила мне машина твоя.

Дай мне, пожалуйста с ней поиграть,

Её аккуратно я буду катать».

Котик ответил: «Конечно, бери.

Кнопку для старта скорее нажми!».

Ситуативная игра-история «Случай в малине».

День был июльский, и жаркий, и длинный.

Котик и Ёж собирали малину.

Только в траве, возле старой березы,

Котику в лапу вонзилась заноза.

Просит он Ёжика: «Друг, помоги!

Мама малинку ждет в пироги!»

«Я не желаю тебе помогать,

Лапкой одной можешь ягоды рвать.

Не я уколол тебя», — Ёжик сказал,

В помощи другу он отказал.

Выход из проблемной ситуации.

Не огорчайся, мой друг, не беда!

Ведь помогаю тебе я всегда!

Вместе мы сладкой малины нарвем,

Сладкий пирог вместе мы испечем.

Ситуативная игра-история «Помощь Бельчонку»

Котика мама послала на почту,

Маме письмо отослать надо срочно.

Ёжик с приятелем вместе пошел,

С другом в дороге всегда хорошо.

Слышат в лесу они плач чей-то громкий,

И увидели под елью Бельчонка,

Он в незнакомое место попал,

Маму и дом свой родной потерял.

«Ты нас, бельчонок, здесь подожди,

Много у нас еще дел впереди.

Если с тобою будем возиться,

Почта, наверно, успеет закрыться!»

Выход из проблемной ситуации.

«Бедный малыш, мы поможем тебе

И одного не оставим в беде.

Маму свою ты найдешь вместе с нами,

Будем теперь с тобою друзьями».

Ситуативная игра-история «Ириски».

Котику как-то купили ирис

С очень веселым названьем «Кис-кис».

Лучше ириса нет в мире конфет!

(Это, признаться, уже не секрет.)

Ежик сказал: «Я конфеты люблю!

Не угостишь — я тебя уколю!»

Котик ответил: «Если ты злой,

Значит, ириски не дам ни одной!»

Выход из проблемной ситуации.

Котик ни капельки не удивился:

«Что же ты, Ежик, так рассердился?

Ирис я принес, чтоб тебя угостить,

Просто ты, Ёжик, забыл попросить!»

Игра «Вежливо - невежливо »

  1. Поздороваться при встрече…
  2. Толкнуть и не извиниться…
  3. Помочь подняться, поднять упавшую вещь…
  4. Отвечать грубо собеседнику…
  5. Очень громко смеяться в автобусе…
  6. Мусорить в разных местах…
  7. Успокоить плачущего…
  8. Решать спор кулаками…
  9. Смеяться над недостатками других людей…
  10. Помочь своему товарищу застегнуть пуговицы…
  11. Приходить в детский сад опрятным и причёсанным…
  12. Поблагодарить товарища за помощь…
  13. Вернуть хозяину потерянную им вещь…
  14. Бегать сильно по группе…
  15. Помогать всем, кто просит нашей помощи…
  16. Отбирать у других игрушки…
  17. Радоваться за успехи других

«Словарь вежливых слов»

Послушайте правила игры. Я читаю вам первую строчку, а вы по смыслу дополняете его волшебным словом. Отвечайте все вместе (хором).

Растает даже ледяная глыба от слова теплого …(Спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

И во Франции, и в Дании на прощание говорят…(До свидания).

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему : «…» (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает : «Ёжик, …» (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала : «…» (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини)

Говорит Лиса Матрёна :

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи : «…» (Пожалуйста)

Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это -

Наградили попугаем

И кричали : «…» (Поздравляем)

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал : «…» (Прошу прощенья)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали : «…» (Добрый день)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Игра «Антонимы» (игра с мячом).
- Итак, это задание не простое. Я буду называть неприятное слово, а вы должны превратить это слово в хорошее, доброе. Ну что попробуем?

Взрослый: Злой — добрый, жадный — щедрый, слабый - сильный, грубый - вежливый, трусливый - храбрый, лживый - честный, глупый — умный, страшный — красивый, грязный — чистый, жёсткий — мягкий, плохой - хороший, ленивый - трудолюбивый, чужой - родной, грустный - весёлый, несчастный - счастливый.

Игра: «Веселые детки».

Взрослый называет ситуации, а ребёнок молча показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что ребёнок не согласен с утверждением, а зелёный - что вы согласен с ним.

Никогда не делись игрушкой с другом.

Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

Не старайся всегда быть первым.

Злись и завидуй, когда проигрываешь.

Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

Никогда не уступай, спорь по пустякам.

Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

Умей принять помощь, совет и замечание друга.

Если друг попал в беду, не помогай ему.

Решай споры словами, а не кулаками.

«Хорошие поступки».

Что такое быть добрым?

Доброта - вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым - значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым - значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда - один…

Амвросиевская школа - интернат I - III ступ е н е й N 4
Донецкой Народной Республики

Беседа "Вежливые слова"

Воспитатель дошкольного отделения:

Тимченко Светлана Викторовна
05 апреля 201 6 год

Беседа в средний группе на тему: "Вежливые слова"

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация»
Цель: Систематизировать и закрепить знания детей по нравственному воспитанию.
Задачи: Образовательные: Сформировать представление о воспитанном человеке.
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, связную речь.
Воспитательные: Воспитывать желание вежливо разговаривать с людьми.
Демонстрационный материал: Игрушка Петрушка, мячик.
Методические приемы: беседа – диалог, чтение стихотворения, игровая ситуация, физкультминутка, подведение итогов.

Ход беседы

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Петрушка. Ребята, что надо сказать Петрушке? (Здравствуй, Петрушка.) Ребята, Петрушка хочет рассказать нам стихотворение, давайте его послушаем.
Когда сосед мне подарил мопед,
Его спросил я: «А другого нет?»
Он головою мне в ответ покачал
Ну что же я неправильно сказал?
Однажды моя бабушка на улицу пошла,
Сказал я своей бабушке: «Привет, ну как дела?»
Когда же6 моя бабушка назад домой вернулась,
Я до свидания ей сказал, она мне улыбнулась.
Когда ложится моя бабушка в кровать,
Я утра доброго приду ей пожелать.
А утром я бабулю разбужу
Спокойной ночи весело скажу.
Друзья, дайте поскорей ответ
Я всё же прав иль нет?
Воспитатель. Ребята, Петрушка прав или нет? (Нет.) Да, ребята, Петрушка не прав. Он совсем не умеет быть вежливым, давайте его научим. Что надо сказать когда приходит бабушка? (Здравствуй, бабушка.) Правильно, а перед сном что надо сказать бабушке? (Спокойной ночи.) А когда вам что – нибудь дарят что надо сказать? (Спасибо.) Ребята, а сейчас мы с вами поиграем.
Дидактическая игра с мячом «Вежливые слова».
Цель: обогащать словарный запас детей вежливыми словами.
Воспитатель бросает детям мяч и дети по очереди называют вежливые слова.
Воспитатель. Вот видите, ребята, как много ласковых, добрых вежливых слов. Чаще их говорите, от этого мир вокруг станет добрее.
Отгадывание загадок. Воспитатель. Ребята, Петрушка приготовил для вас загадки, давайте их послушаем.
1)Встретив зайку, ёж сосед
Говорит ему: … (Привет.)
2)А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, … (Здравствуй.)
3)К осьминожке камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свидания.)
4)Неуклюжий пёсик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он: «…» (Извини.)
5)Трясогузка с бережка
Уронила червяка
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо.)
6)Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова.)
7)Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала.
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста.)
8)Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…» (Благодарю.)
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы отгадали все загадки. А теперь давайте отдохнём и сделаем физкультминутку.
Физкультминутка.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём
И к себе скорей прижмём
Хлоп раз, ещё раз,
Мы похлопаем сейчас
А теперь скорей – скорей
Хлопай – хлопай веселей!
Воспитатель. Молодцы, ребята, садитесь. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, слушайте внимательно!
Чтение стихотворения «Вежливые слова».
Нужно знать как дважды два,
Все волшебные слова.
В день, пожалуй, раз до ста
Говорить «пожалуйста»
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой расстроились сразу.
Но папа нашёлся, взглянув им в глаза,
И тихо, и робка он вот что сказал:
- Прошу вас, вы так на меня не смотрите,
Пожалуйста, если можно, простите.
Будешь ты воспитанным, милым,
Если всем говоришь «большое спасибо»
Не забудьте, что на прощанье
Нужно всем говорить «до свиданья»!
Воспитатель. Дети, вам понравилось стихотворение? (Да.) Что сделал папа? (Разбил вазу.) А потом что сделал? (Он попросил прощения) Правильно он сделал? (Да.)
Рефлексия.
1)Ребята, о чём мы сегодня говорили?
2)Давайте повторим, какие вежливые слова вы знаете?
3)Кто приходил к нам в гости?