Конспект занятия «Развитие познавательных интересов у детей среднего возраста. Методическая работа «Развитие познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста Краткосрочный творческий проект в средней группе детского сада, тема: «Развитие позна

Садонина Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: детский сад № 47 "Лесная сказка"- филиал АН ДОО "Алмазик"
Населённый пункт: п.Айхал
Наименование материала: статья
Тема: Работа по самообразованию (средняя группа) на тему: "Развитие познавательных интересов у детей, через познавательно - исследовательскую деятельность неживой природы".
Дата публикации: 11.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Работа по самообразованию (средняя группа) на тему: «Развитие познавательных интересов у детей, через познавательно - исследовательскую деятельность неживой природы». Автор: Воспитатель: Садонина Светлана Николаевна Организация: детский сад № 47 «Лесная сказка»- АН ДОО «Алмазик» Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), п. Айхал
Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А. Сухомлинский). Активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских организаций согласуется с положениями ФГОСа. Детское экспериментирование позволяет включать дошкольников в осмысленную деятельность, в которой они сами могут обнаруживать новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. Именно детское экспериментирование предоставляет дошкольникам возможность приобретать знания самостоятельно. В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Николай Николаевич Поддъяков указывает, что детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. Исследовательская деятельность помогает развивать познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. Экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Формируются навыки совместной деятельности. Тему для дальнейшей работы по самообразованию, я выбрала «Развитие познавательных интересов у детей, через познавательно - исследовательскую деятельность неживой природы». Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу:  «Детство» (примерная общеобразовательная программа дошкольного образования). Изд. «Санкт-Петербург Детство-Пресс» 2014 г.  Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.  З.Ф.Аксенова «Войди в природу другом» изд. «Творческий центр»,  Журналы «Дошкольное воспитание».  ФГОС к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельность.  7.Н.Н.Нищева «Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ».  8.Е.Е.Крашеников, О.Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников.  9. Марина Султанова «Простые опыты с водой», «Простые опыты с бумагой», «Простые опыты с воздухом», «Простые опыты с природным материалом». Моя педагогическая работа по организации деятельности детского экспериментирования осуществляется на протяжении 3 лет. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности я оборудовала уголок экспериментирования в нашей группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, любознательности, наблюдательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. Для осуществления опытно-экспериментальной деятельности с детьми в уголке собран материал «Методическая копилка педагога».
В содержание уголка входит: зона «Песка и воды». Разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги,увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д. Различные крупы: соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Не все материалы находятся там одновременно. Также собрала методическую литературу. (Рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности; памятка о проведении занятия-экспериментирования; конспекты НОД по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах; картотека опытов; карточки-схемы; методическая литература и т.д.). Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. Это место, оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят самостоятельную и совместную с взрослыми исследовательскую деятельность. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Использовала в своей работе разные виды деятельности (вне занятий, в образовательной деятельности, в совместной деятельности - это чтение, рассматривание, проведение опытов, игры, разучивание, художественное творчество…). Наряду с традиционными методами и приемами, использовала инновационные технологии воспитания дошкольников. В процессе экспериментирования применяла компьютерные средства обучения. В работе с родителями использовала традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, выразительное художественное чтение), так и нетрадиционные формы (мастер класс, круглый стол, инновационная проектная деятельность, экспериментирование). Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста. Малыши – очень- очень любознательный народ. Опыты и эксперименты они просто обожают. Детям все хочется потрогать, пощупать, рассмотреть и они, сами того не подозревая, проводят опыты с разными материалами и веществами, пытаясь узнать для себя что-то новое. Образовательную деятельность по детскому экспериментированию в детском саду начинала проводить со 2-й младшей группы. Во второй младшей группе дети осваивали действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомила со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды, льда, снега, солнечных лучей; снега; стекла. Об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др. В средней на 4-м и 5-м году жизни детей продолжается обогащение опыта детей по познанию окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов. Продолжила свою работу с детьми среднего возраста по блокам: Месяц Формы работы С детьми С педагогами С родителями Сентябрь (вода)
-
Беседа «Узнаем, какая вода». Задачи: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. -Экспериментирование: «Тонет-не тонет, «Легкий - тяжелый». Задачи: показать, что предметы бывают легкие и -Консультация для воспитателей «Оборудование для уголков экспериментирования по возрастным группам». -Привлечение родителей для оформления уголка экспериментирования. -Консультация « Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем».
тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие - тяжелые). - Чтение стихотворение о воде. - Игра «Ходят капельки по кругу». -Аппликация «Подводный мир». -Опыты с водой. - Экскурсия в бассейн. - Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома с водой». Октябрь (дерево, бумага, стекло). -Беседа о свойствах: -дерева (твёрдое, не ломается, лёгкое, не тонет), -бумаги (мнётся, рвётся, размокает в воде), -стекло (бьётся, прозрачное, звенящее.). Эксперименты: -« Тонет - не тонет», -Пускание корабликов, Опыты: «Волшебница бумага». «Со стеклом» Памятки о явлениях окружающего мира. Консультацию на тему: «Маленькими шагами в прекрасный мир!». Ноябрь (песок) -Беседа «О свойстве песка в различных состояниях (сухой, влажный, мокрый). -Эксперименты с песком «Сыпем, рисуем», -Опыт «Песочные струйки». -Разучивание стихотворения М. Ершова «Песочница». КВН «Песочные часы». -НОД «Лаборатория волшебства и чудес». Консультация «Игры с п е с к о м. Э т о интересно!» Декабрь (снег) -Беседа «Снег и его свойства». Формировать представление о том, что снег это замерзшая вода. - Наблюдение за снежинками, рассматривание в лупу. -Рисование «Снег, снег кружится…» -Разучивание «Снег, снег кружится, белая вся улица…». Выпуск фотоальбома «Снег - снежок». Консультация на тему: «Развитие познавательно- исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Выставка рисунков взрослых «Зимние пейзажи». Январь (лёд) -Беседа «Свойства льда» (холодный, гладкий). Консультация «Лед – это тоже вода». -Консультация для родителей: “Как
-Изготовление цветных льдинок. Задачи
:
П о з н а ком и т ь с тем, что вода замерзает на х о л о д е, ч т о в н е й растворяется краска. научить ребенка исследовать?” - Экскурсия на площадь ледовых скульптур. Февраль (ветер) -Как рождается ветер. Познакомить с природным явлением – ветром. - Игра с вертушками, ленточками. - Запускаем бумажные самолетики на участке. -Подборка книг со сказками о ветре. - Изготовление вертушек. - Установление флюгера на участке. Консультация «Познавательно - исследовательская деятельность детей в ДОО, как одно из ведущих вводов деятельности у детей дошкольного возраста». Март (солнышко) -Беседа «Показать важное свойство солнечных лучей – давать жизнь в природе». -Разучивание потешки «Солнышко - вёдрышко». - И г р а « С о л н е ч н ы е зайчики». Драматизация сказки «Заюшкина избушка». -Солнечная карусель выставка рисунков. Апрель (почва) - Б е с е д а « Д л я р о с т а растению н е о бход и м о тепло, почва, влага». - Наблюдение за ростом растений на «огороде на подоконнике». - Рассмотреть под лупой почву (чернозем, песок). - Показать схему роста растений в мнемотехнике. Оформить папку на тему «Мы – исследователи». -Трансляция результатов проектирования родителям (фотовыставка). Май (воздух) -Беседа «Воздух – невидимка». Расширить представления детей о свойствах воздуха. -Д/игра «Что в пакете?» Задачи: Обнаружить воздух в окружающем пространстве. - И г р ы с в о з д у ш н ы м шариком и соломинкой. Задачи: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. -Экспериментирование «Ветер по морю гуляет» Задачи: Обнаружить воздух. Провести опытно - экспериментальную деятельность « Как увидеть воздух. Как услышать воздух». -Анкетирование родителей «Чем занят ребенок дома?» Развитие осуществляется планомерно на достаточно высоком уровне. Результатами работы явились позитивные сдвиги в познавательном развитии дошкольников, в том
числе повысилась поисковая активность. Экспериментальная деятельность оказывает существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей. В следующем учебном году планирую продолжить работу по данной теме. Анализируя все вышеизложенное можно сделать вывод о том, что новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», и «почему?». Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица)
Список литературы: 1.«Детство» (примерная общеобразовательная программа дошкольного образования). Изд. «Санкт-Петербург Детство-Пресс» 2014 г. 2.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г., З.Ф.Аксенова «Войди в природу другом» изд. «Творческий центр», 4.Журналы «Дошкольное воспитание» 5.ФГОС к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельность. 6.Н.Н.Нищева «Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ» 7.Е.Е.Крашеников, О.Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников. 8. Марина Султанова «Простые опыты с водой», «Простые опыты с бумагой», «Простые опыты с воздухом», «Простые опыты с природным материалом».

Рузанова Юлия Игоревна воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Мозаика" с. Кокино
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2016-12-11 Опыт работы по развитию познавательного интереса дошкольников Рузанова Юлия Игоревна воспитатель МБДОУ д/с "Мозаика" с. Кокино Личный опыт работы по организации и проведению опытно - экспериментальной деятельности.

Просмотреть свитедельство о публикации


Опыт работы по развитию познавательного интереса дошкольников

Развитие познавательной активности дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность.

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.

Федеральный государственный образовательный стандарт диктуют нам сегодня направление на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний важнейшая задача воспитателя.

Главное условие работы с дошкольниками — ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения.

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Возможна ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Наблюдая за детьми обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности. Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.

Цель моей работы — развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно – экспериментальной деятельности.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

1.Изучить методическую литературу по детской поисково – познавательной деятельности.

2.Организовать развивающую среду

3. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.

4. Развивать связную речь, словарь в процессе знакомства со свойствами предметов и явлений.

5. Побуждать рассуждать, задавать вопросы, обращаться с просьбами.

6. Способствовать формированию выводов и определений в ходе экспериментов, наблюдательности, активности, самостоятельности.

6. Способствовать обогащению собственного опыта.

Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментальной деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.

На первом этапе работы перед нами стояла задача обогащения предметно- пространственной среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей. Ребенок развивается через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающая предметная среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества — для этого в группе мы создали экспериментальный центр «Уголок чудес и превращений», в его оснащение входит……

Групповое пространство спланировано нами так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. При этом среда не ограничивает детскую инициативу, а наоборот, предоставляет возможности для проявления и — что важно — для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия, тем самым способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге — учит учиться. Такая среда также способствует навыкам партнерского общения, работа в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия. Все это позволяет нам формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребенка.

На втором этапе мною было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности на учебный год на основе тематического плана данной возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач.

Согласно тематическому плану был разработан цикл совместной организованной деятельности и картотека опытов, игры по экспериментированию.

Систему работы выстроила из взаимосвязи трех основных блоков:

  • Непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.
  • Совместная деятельность педагога и детей – на условиях партнерства
  • Самостоятельная деятельность детей, которая возникает по инициативе самого ребенка — стихийно,

Непосредственно-образовательную деятельность построила на принципах развивающего обучения и направлена она на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.

Проводила разные игры – экспериментирования с песком, глиной, водой, снегом, камешками. Организуя игры детей побуждаю к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий.

Игры, пособия, модели, книги которые использовала на занятии и в совместной деятельности доступны детям и находятся в их свободном пользовании.

В своей работе использую следующие правила:

— не заставлять ребенка играть, а создать условия для возникновения интереса к игре.

— не сдерживать двигательную активность детей.

— хвалить ребенка за успехи.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов.

Их новизна и теоретическая значимость в работе заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

Таким образом, в организации и проведении опытов мы выделяем несколько этапов:

    Постановка проблемы (задачи).

    Поиск путей решения проблемы.

    Проведение опытов.

    Фиксация наблюдений.

    Обсуждение результатов и формулировка выводов .

В группе младшего дошкольного возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно — манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

Тема: «Песок»

Знакомясь с темой «Песок» , проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

С помощью предметно — манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

На организованной совместной деятельности «Галька» дети выяснил, что камни тонут в стакане с водой и поэтому вода поднимается выше.

При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Дети с удовольствием переливают воду из одной посуды в другую, проверяют тонут или плавают игрушки, пускают кораблики. Я помогла детям разнообразить игры с водой: подкрашивала ее пищевыми красителями, делала пену, вместе с детьми пускали мыльные пузыри.

Такие игры –экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов.

Использую игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития:

— «Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши».

Игры на развитие чувственного восприятия:

— «Мир звуков», «Найди пару», «Мое первое лото», «Фрукты и овощи».

Игры способствующие формированию основ экологического самосознания:

— «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».

Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

Организуя такие игры, побуждала детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость,

удовольствие, именно такие игры приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей.

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

Заранее подготовила памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира.

Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок.

Данная работа предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекали родителей к активной помощи. Так, например, мы предлагали детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители

помогали, направляли детей на выполнение заданий. Также родителям предлагали домашние задания по поиску информации и иллюстративного материала. Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям, ставили такие же и более сложные опыты дома, учились ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Кроме этого, родители помогали нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирали экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к этому занятию. Для просвещения родителей мы проводим консультации по темам:

— «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;

-«Экспериментирование с водой, песком»;

— «Игра или экспериментирование»;

Совместные проекты.

Наша работа с родителями была основана на взаимном сотрудничестве и уважении, ну а дети, видя, что это все интересно не только им, но и их родителям с еще большим воодушевлением занимались экспериментальной деятельностью.

У детей повысился уровень познавательного интереса, обогатился кругозор познания мира природы. Дети научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, делать простейшие умозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать их взаимосвязь. Это дает нам полагать, что такая система развивающего обучения способствует повышению уровня интеллектуально-познавательного развития детей и их умственного развития в целом.

Я уверенна, что знания, умения поисковой деятельности, полученные, нашими воспитанниками будут, полезны в дальнейшей жизни.

В целях повышения своего профессионального уровня, постоянно знакомлюсь с новинками методической литературы и периодическими изданиями. Занимаюсь изучением новых пособий по данному направлению, совершенствую свое педагогическое мастерство, а также делюсь опытом своей работы на методических объединениях, размещаю их на своем мини-сайте в социальной сети работников образования.

В будущем планирую работать, в данном направлении, повышая свой профессиональный и творческий уровень.

. .

воспитатель

В течение года с детьми средней группы проводилась работа по программе "Юный эколог". Началась она с диагностики, с выявления отношения детей к природе и ее объектам. В специальной тетради фиксировались лю­бые проявления ребят, их действия, как положительные так и отрицательные.

Диагностирование выявило самое разное отношение детей к природе: и доброе, и злое, и безразличное, и нео­сознанное. Наличие любопытства у одних, и полное от­сутствие интереса у других, активность и пассивность, агрессивность и милосердие.

Перед нами стояла задача - научить детей наблюдать, развивать у них внимание, способность самостоятельно за­мечать свойства предметов и явлений, делать простейшие выводы на основе сравнения знакомого и незнакомого.

Вот несколько примеров.

Андрей Милехин. Когда пришел в детский сад осенью, то совсем не обращал внимания на призывы воспитателя помочь убраться в природном уголке, полить растения. И ответ чаще всего был такой: "Не хочу, не буду". Так продолжалось больше месяца. Остальные дети уже де­журили по второму разу.

И вот однажды Андрей захотел покормить попугая. До этого он подходил к птице, просовывал туда веточку и пытался достать попугая, заставлял его летать из угла в угол клетки.

Вместе мы насыпали корма, поменяли воду, положили хлеб, кусочек сахара. Потом он стоял, смотрел и сказал с удовлетворением, что это он насыпал зерно. На следу-

| ющий день покормил рыбку в аквариуме. Затем он был ^приглашен полить цветы. Работая с ним индивидуаль-^ но, доходчиво объясняла, зачем вода цветам, почему! нужно рыхлить землю в горшках. Заметила, что Анд­рею нравится процесс действия. В следующий раз Анд­рей уж сам рассказывал, поливая, что "цветочки хотят пить, им нужна водичка, чтобы не засохли".

Андрей быстро запоминал и повторял. Но он мог, на­пример, цветы полить и тогда, когда они не нуждались в этом, после дневного сна брал лейку и начинал поливать все цветы подряд, или вечером кормить рыбку. Андрею явно нравилось само действие, труд. Дальнейшая работа с Андреем строилась в плане осознания им того или ино­го действия по отношению к объекту. Активность его явно возросла и интерес тоже.

Однажды весной, когда перекапывали землю около кустарников и деревьев, другой мальчик набрал дожде­вых червей и сказал, что отнесет их домой. Андрей, сто­явший рядом, вдруг произносит такой монолог, который порадовал воспитателя: "Червячок хороший, он делает хорошо растениям". Андрей берет червячка и опускает в землю. "Путь живет и рыхлит землю. Я его сейчас буду закапывать. Он боится, когда на него смотрят. Червячок очень красивый". Андрей берет второго червячка и пере­носит к первому, закапывает их вместе и говорит: "Пусть живут в одном доме, потому, что червячки тоже хотят

Весной у Андрея появилось животное: котенок, кото­рого он подобрал в магазине и упросил маму взять его домой. Мама взяла и теперь котенок живет у них дома. Андрей очень доволен. Он рассказывает, как он с ним играет, а котенок частенько его царапает.

Или другой пример. Антон Жабин. Он с самого начала всем интересовался, спрашивал обо всем. Но в его пове­дении была какая-то ожесточенность, она проявлялась и по отношению к животным, и по отношению к детям. Но

постепенно Антон стал меняться, оттаивать. Он с удоволь­ствием дежурил в природном уголке, овладел всеми прак­тическими навыками, активно участвовал в наблюдениях за погодой, птицами, рыбами, любил ходить в природный уголок, задавать вопросы. Например, в ноябре однажды спрашивает: "А почему так долго не видно солнышка?" Это действительно было после многих пасмурных дней. И он это подметил. И всегда отмечал, когда было сол­нышко. "А сегодня солнышко светит", - говорил он. Однажды зимой он спросил: "А как вырастает дерево большим?" Или: "А куда делись жучки и паучки, они что, улетели на юг?" Любое явление привлекает внима­ние Антона, вызывает у него интерес. Он стал более доб­рожелательным по отношению к животным, всегда готов покормить рыб, птиц.

Корольков Коля пришел в группу весной. Вообще маль­чик сообразительный, дисциплинированный. Но было вид­но, что особого интереса к растениям не проявлял, к животным тоже. На прогулке Коля стоял рядом с кустом, дергая его из стороны в сторону. Когда делали ему замеча­ние, он смотрел отсутствующим взглядом, не понимая сути дела. Потребовалось специальное объяснение, что это сте­бель, что он живой. А уже в августе от Коли можно было услышать следующее замечание Кристине, когда она рвала цветок на клумбе. Он говорил: "Цветы нельзя рвать, ими надо любоваться, их можно нюхать, не срывая. Они же быс­тро завянут".

В конце мая был проведен цикл наблюдений за одуван­чиками.

Первое наблюдение было проведено в солнечную пого­ду. Одуванчиков было много, и дети на вопрос, что растет на лужайке, отвечали так:

Одуванчики новые растут. Их очень много (Ира К.).

Одуванчики раскрылись и смотрят на солнышко (Миша Г.).

Среди травы выросли одуванчики. Это желтые цве-рочки. Их много. Целая полянка (Катя О.).

Эти цветочки растут вместе. Эта полянка их домик. ?0дни уже расцвели. А другие еще не цветут (Лера Н.). | - Солнышко прячется, и становится холодно (Катя О.). | А Маша сделала такой вывод: "Когда одуванчиков мно-?го, то бывает лето". Когда после обеда, то есть вечером, "возвращались с прогулки, то одуванчики были закры­ты. И на вопрос, почему они закрыты, дети отвечали:

"Они спать хотят".

На следующий день, после ночного дождя погода - пасмурная. Маша, глядя в окно, сказала: "Все небо в облаках. Темно, словно ночью".

Когда, выйдя на улицу, мы стали рассматривать одуван­чики, то обнаружили, что они остались закрытыми. На вопрос, почему не раскрылись цветы, дети отвечали: "Они думают, что пойдет дождь", "Солнышка нет, и они не хотят раскрыться".

Таким образом было установлено, по каким причинам не раскрываются одуванчики: когда им холодно, когда дождь, когда солнца мало.

К концу года все дети научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями и жи­вотными, делать простейшие умозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать их взаи­мосвязь. Явно возрос интерес к ее значению. Дошколь­ники стали обнаруживать сочувствие ко всему живому, проявлять чувство радости, удовлетворения, хорошее настроение, активное доброжелательное поведение.

Курсовая работа по теме:

Развитие познавательных интересов у дошкольников

ВВЕДЕНИЕ

2.2 Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях

2.5 Занятия по рисованию

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСРВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧСКО-ИГРОВОГОВОСПИТАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ

Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности.

Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.

Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формирование у него интереса к познанию окружающей действительности.

Цель настоящей работы – изучить развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем что дошкольный возраст важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности формируются предпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка.

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж» занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности необходимые не только для перехода к следующему «этажу» но и для всей будущей жизни имеющие непреходящее значение. Недостроенный «нижний этаж» плохая опора для следующего.

Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация то есть обогащение максимальное развёртывание тех ценных качеств по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив».

Выбор темы определен тем, что задача дошкольных учреждений – развивать у дошкольников устойчивую потребность в познаниях, потребность в учении или мотивацию учения. В реальной жизни, особенно в современных условиях, она наблюдается не у всех детей.

Объект: развитие познавательной деятельности у дошкольников.

Предмет: процесс формирования познавательных интересов у дошкольников.

Цель: определить условия познавательной деятельности дошкольников.

Задачи:

1. изучение литературы по теме исследования;

2. выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста;

3. разработка и апробирование методик, направленных на увеличение познавательной активности детей.

Структура курсовой работы: введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложения.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Характеристика и своеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте

Учебная деятельность направлена на овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Она должна побуждаться адекватными мотивами. Или могут быть только мотивами, непосредственно связанные с ее содержание, т.е. мотив приобретения обобщенных способов действий, или мотив самосовершенствования. В ходе обучения мотивы претерпевают изменения: в одних случаях возникает интерес к получению хорошей отметки, похвалы; в других – интерес к самому содержанию знаний. Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и поэтому могут рассматриваться как специфические новообразования.

Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, привели к выводу, что у нормально развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, то есть деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. По данным этих исследований, именно на протяжении дошкольного возраста происходит становление познавательной задачи как задачи логической. Однако процесс этот имеет этапы. Первоначально познавательное отношение к действительности у дошкольников продолжает еще оставаться включенным в игровую и жизненно практическую деятельность.

По данным, полученным в исследованиях А.В. Запорожца и его сотрудников, первоначально такие познавательные задачи включены в игровую и практическую деятельность детей и возникают лишь эпизодически, не изменяя всего строя детского мышления. Однако постепенно у дошкольников начинает формироваться новый вид интеллектуальной деятельности, которая характеризуется прежде всего новой познавательной мотивацией, способной определить характер рассуждения детей и систему используемых ребенком интеллектуальных операций. С этой точки зрения интересно исследование сотрудницы А.В. Запорожца Е.А. Коссаковской, показавшей, как в процессе решения дошкольниками разных возрастов головоломок у них постепенно возникает и формируется умение преследовать интеллектуальные цели и как именно интеллектуальное содержание задачи становится для детей главным содержанием их познавательной деятельности. Важнейшим результатом этого исследования является вывод автора о том, что к концу дошкольного возраста у детей, с одной стороны, явно падает интерес к побочным моментам, связанным с решение головоломок (интерес к игре, в условиях которой давалась головоломка; к выигрышу, являющемуся следствием удачного решения и пр.), с другой – у них возникает в качестве ведущего мотива их деятельности мотив поучится решать трудные задачи.

Е.А. Коссаковская отметила, что в развитии познавательных интересов дошкольников существует две основные линии:

Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности (8, с.223-227).

Методист – словесник В.И. Водовозов, касаюсь вопроса усвоения детьми знаний, отмечал их второстепенную роль в обучении, выделяя первостепенную важность внутреннего процесса, который эти знания должны вызывать, стимулируя душевное развитие. Активизатором мышления ребенка В.И. Водовозов считает интерес, способствующий осмысленному восприятию учебного материала и практическому применению теоретических знаний, переживание детьми их сопричастности с обучением. Его педагогические воззрения совпадают с ранее высказанными предположениями К.Д. Ушинского о сложной структуре возникновения познавательного интереса.

П.Ф. Каптерев и В.П. Вахтеров в своих педагогических взглядах также обоснуют важность определенного периода жизни ребенка для развития у него устойчивого познавательного интереса к приобретению знаний. При правильной организации обучения и воспитания она способна не только к достижению главной цели образования – самообразованию, но и к возникновению собственного независимого взгляда на процессы, происходящие вокруг и способствующие в конечном итоге формированию собственной стратегии подчиненной устойчивой познавательной потребности (6, с. 158).

Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир – это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребенком элементарной целостной картины путем сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.

На протяжении дошкольного детства ребенок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:

постановка цели и планирование;

прогнозирование возможных эффектов действий;

контроль за выполнением действий;

оценка результатов и их коррекция.

К 7 годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребенка формируется познавательное и бережное отношение к миру («Мир полон тайн и загадок. Я хочу их узнать и разгадать. Я хочу сохранить мой мир. Ему нельзя вредить»). Общеизвестно, что накопление индивидуального опыта в дошкольном возрасте осуществляется не только в игре, но и во многих других, сугубо детских видах деятельности: рисование, конструирование, посильном труде, действиях по самообслуживанию, общении со сверстниками. Переживание успеха и неуспеха в этих видах деятельности несомненно вносит свой вклад в отношение ребенка к себе, а значит и в его личностное развитие. Мотивационная готовность дошкольников предполагает выявление причин, побуждающих ребенка к учению. Диапазон мотивов достаточно обширен: от очевидного нежелания учиться или ориентации на внешнюю атрибутику школьной жизни (красивая школа, звонок и т.п.) до осознанного стремления занять новую социальную позицию (стать школьником) и интереса к новым знаниям. Познавательным мотивами еще только предстоит сформироваться в совместной с педагогом учебной деятельности. На уровне готовности у обучению могут быть представлены предпосылки формирования познавательной мотивации, такие, как общая любознательность и познавательная активность в ситуации интеллектуального затруднения: желание узнавать что-то новое, решить задачу, понять что-либо. Важным показателем является и ориентация ребенка на достижение успеха, в отличии от боязни ошибиться.

1.2 Познавательные процессы у детей дошкольников возраста

К познавательным процессам детей дошкольного возраста относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь (устную и письменную).

Компонент информации включает в себя: собственно информацию, источники информации. Собственно информация состоит из отдельных сведений, фактов, событий окружающего мира. К источникам информации мы относим: непосредственное восприятие самого человека, другого человека, книги, телевидение, радио, компьютеры и т.п. в зависимости от целей и возможностей используется информация того или иного источника.

Компонент «отношения к информации» представляет работе педагога наибольшую сложность, поскольку занимает первостепенное место в формировании познания детей дошкольного возраста. Если у взрослых «информация» первична, а «отношение» к ней вторично, то у малышей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, «отношение к информации» первично, а сама «информация» вторична. Взрослые могут высказывать, определить свое отношение к чему-либо только при наличии знаний, представлений, опыта. Дети же всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся. И не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно. Соотношение компонентов познавательной сферы – «информации» и «отношения к информации» — определяется уровнем развития познавательных процессов ребенка того или иного возраста, то есть первым компонентом познавательной сферы. Чем меньше ребенок, тем очевиднее несовершенство, неразвитость его психических процессов. Участвующих в познании. Однако заметим: процесс познания у дошкольников идет интенсивно благодаря эмоционально-чувственному освоению мира. А формируется он только усилиями окружающих взрослых. Поэтому тот, кто воспитывает детей – родители, педагоги, — должен всегда помнить: процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором он живет, идет постоянно. И в конечном счете, именно это отношение будут определять, на что в будущем он направит свои знания и развитие способности.

Неразрывность и взаимосвязанность компонентов «информация» и «отношение к информации» очевидна. Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли телевизор, слушает ли доклад или просто идет по улице, все время получает в том или ином виде информацию, которая, помимо его воли, формирует определенное отношение к сведениям, фактами событиям, которые он постиг. Иными словами, дойдя до человека, став его достоянием, информация оставляет в его душе определенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем «отношением».

В исследованиях Н.Н. Поддъяковой обнаружились две противоречивые тенденции в процессе формирования знаний у детей дошкольного возраста. Первая тенденция: происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция: в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающие знания – мощный стимулятор умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределенность знаний уменьшается – они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания (8, с.225).

Работая с детьми дошкольного возраста, педагог, формируя базу ясных знаний, в то же время обеспечивает непрерывный рост и неопределенных неясных знаний. Однако отмети: информация (сведения, факты, события жизни) рассматривается не как самоцель, а как средство, с помощью которого надо развивать в ребенке познавательные потребности и интересы.

Положительное отношение создается двумя путями.

Первый путь создание положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка. Создать эмоциональное отношение легче в том случае, если новая деятельность хотя бы частично связана с прежними интересами.

Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т.п.

Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.

I. Подготовка почвы для интереса:

а) подготовка внешней почвы для воспитания интереса: организация жизни и создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данном объекте или в данной деятельности у данной личности;

б) подготовка внутренней почвы предполагает усвоение известных знаний, умений, наличной общей опознавательной направленности.

II. Создание положительного отношения к предмету и к деятельности и перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие. Это отношение не является еще интересом в подлинном смысле слова, но является психологической предпосылкой интереса; оно подготавливает переход от внешне обусловленной потребности в деятельности (нужно, следует) к потребности, принятой ребенком.

III. Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появление познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности.

IV. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

Два первых момента при формировании стойких интересов приобретают особенно важное значение и занимают самостоятельное большое место; работа по воспитанию отношения занимает длительное время.

Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости и познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.

Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать.

При правильном педагогическом подходе окружающих людей (особенно учителей, воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития. Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более ненасыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь идущей от деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.

Связь интересующей деятельности с основными привязанностями, с близкими людьми, ее соответствие основным способностям и перспективным возможностям человека, а также глубокое удовлетворение в связи с ее осуществлением – важнейшие предпосылки стойкого интереса. Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности, приводит к постоянной «ненасыщаемости» интереса, т.е. создает все растущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения данной деятельностью. Усиливающееся стремление к расширению сферы познания и результативности данной деятельности создает тенденцию к укреплению интереса к данной деятельности и превращению ее в «дело жизни». Эта тенденция и эти стремления, подчиняя себе все дополнительные мотивы и интересы, входят в характеристику личности. Но и эта широкая система отношений, отраженная в эмоционально-познавательной направленности, складывается в ходе организованной поисковой деятельности, без которой подлинный интерес не возникает.

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Методы диагностики познавательного развития дошкольников

Цель диагностики – проверить сформированность познавательного развития дошкольников.

Методика изучения и формирования познавательных интересов — вопрос в равной степени актуальный как для исследования проблемы, так и для практики обучения и воспитания. К методам исследования познавательных интересов школьников необходимо подходить, на наш взгляд, прежде всего с позиции общей проблемы воспитания и развития, в центре которой обнаруживаются важнейшие тенденции формирования и развития любого свойства личности.

Процесс формирования познавательных интересов, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляет объективную основу развития познавательных интересов.

Главный вид этой деятельности — учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в различных предметных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформация целей, выдвигаемых обществом в мотивы деятельности самого ребенка.

В связи с этим широкая внеучебная деятельность представляет значительный простор для формирования познавательных интересов

Эффект деятельности для формирования познавательных интересов детей зависит от педагогически правильной ее организации, использования ее объективных условий и внутренних возможностей личности ребенка. К последним относятся потребности, система целей и задач личности, ее позиция, на основе которой возникают сложные отношения к предметному миру и к людям, уровень общего умственного развития и обнаруживающие себя новообразования.

Педагогическое влияние процессов воспитания и обучения на формирование познавательных интересов ребенка в значительной мере обусловлено активностью самого ребенка. Активность личности, как проявление её социальной природы, получает в процессе жизни и деятельности стимулы, позволяющие приобрести этой активности многозначность и разнообразие, в чем и состоит обогащение личности. Это и создает возможность ее обратного влияния на среду, на изменение окружающей действительности.

Таким образом, формирование познавательных интересов и активности личности — процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Процесс изучения и формирования познавательных интересов детей в наших исследованиях был направлен на выявление и создание условий, ситуаций и системы специальных воздействий, определяющих появление и углубление интереса к знаниям, к учению, а также на выявление тех, которые происходят под влиянием интересов в деятельности детей. Таким образом, в поле зрения исследования попадали как процесс деятельности, в которой формируется интерес, так и её результат.

Оптимизация познавательной деятельности детей в воспитательно-образовательном процессе постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников, поскольку есть необходимость в совершенствовании педагогического процесса в дошкольных учреждениях.

Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе – от позиции самого ребенка, его активности.

Совершенно очевидно, что результат познавательной активности тогда выше, когда налицо психологически и педагогически правильное и наиболее целесообразное соединение в этом процессе активности педагога и ребенка.

Познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка. Формируясь в процессе деятельности, познавательная активность в тоже время влияет на качество этой деятельности. Активность здесь выступает как средство и условие достижения цели. В своем взаимодействии с детьми мы учитываем, что познавательная деятельность включает не только процесс целенаправленного обучения, руководимого педагогом, но и самостоятельное, чаще стихийное приобретение ребенком определенных знаний.

Известно, что знания, получаемые таким путем, являются нечеткими, неполными, недостаточно осознанными, иногда искаженно отражающими действительность, но активность ребенка при их добывании, приобретении бывает намного выше, чем процесс, руководимый педагогом.

Активность ребенка в процессе организованной деятельности, как правило, программируется педагогом, но при этом мы в своей практике используем известный постулат: ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес, т.е. отношение к информации, которую ребенок получает – первично, а сама информация – вторична. Учитывая вышесказанное, а также, используя психолого-педагогические подходы к проблеме оптимизации познавательной активности дошкольников, можно определить, что такое познавательная активность дошкольников и в чем она проявляется.

По нашему мнению, познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки. Таким образом, получается, что познавательная активность является действием волевым, целенаправленным и процесс познавательной деятельности определяется не внешне (моторной) деятельностью, не степенью занятости ребенка, а главным образом уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себе элементы творчества.

Большую роль в нашей практической деятельности играет мотивация, как один из приемов активизации познавательной деятельности детей, которая рассматривается как единство интеллектуальной и мотивационной сферы. Потребность, которая не только переживается, но и осознается как недостаток в чем-то объективном, представляет подлинный мотив целенаправленных действий. В воспитательно-образовательном процессе необходимо использовать ситуативную и внутреннюю мотивации.

Мы пришли к выводу, что эффективным средством повышения познавательной активности у дошкольников является использование ситуативного познавательного интереса, т.е. интереса к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу, учитывая психологическую закономерность: ребенок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативные переживания, но в тоже время, мы знаем, что ребенок может длительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлен. К ситуативной мотивации относится и взаимодействие с самим педагогом. Если ребенку нравится педагог, на его занятиях всегда интересно – это тоже повышает познавательную активность дошкольников.

Внутренняя мотивация – это возможность в процессе пребывания ребенка в ДОУ развивать его индивидуальные способности. Реализуя данный аспект, мы опираемся на конкретные познавательные способности каждого ребенка и создаем для него индивидуальную траекторию развития, которая создается при участии всех специалистов ДОУ (педагогов, психологов, медицинского персонала).

Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы каждого ребенка. Для детей с высокими познавательными способностями мы создаем условия для развития и углубления знаний. Для детей со средней и низкой познавательной активностью используем индивидуальную и дополнительную работу. При таком подходе у педагогов ДОУ появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией детей. Кроме того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т.к. устраняется усредненный подход ко всем детям, а также самое главное – повышается активность ребенка во время познавательной деятельности.

2.3 Ознакомление детей с художественной литературой

Работу рекомендуется проводить в два этапа. На первом этапе целесообразно вводить наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы научить с помощью заместителей выделять самые главные события последовательность изложения; научить детей абстрагироваться (на сколько это вообще возможно в данном возрасте) от мелких деталей и подробностей помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами что и реальные предметы.

Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй сказок рассказов самими детьми используя наглядные модели и схемы. Здесь правомерно включать в работу с детьми разные игры упражнения задания на развитие воображения которые помогают детям стать свободнее избегать готовых образцов штампов шаблонов и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений к свободному высказыванию их и запечатлению.

Каждый этап имеет подробное описание. Работу по обучению пересказыванию русских народных сказок целесообразно начинать с трёх лет. Разыгрывать с заместителями можно такие сказки как «Колобок» «Кот Петух и Лиса» «Лиса и Рак» «Волк и козлята» «Заяц Лиса и Петух» «Маша и Медведь» «Три медведя». Для выявления структуры сказки формирования умения выделять наиболее существенные моменты можно использовать разные наглядные модели.

Наиболее простой вид наглядных моделей модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. Например чтобы разыграть сказку «Репка» нужен жёлтый кружок (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми можно обсудить кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. Затем когда эту часть работы дети успешно осваивают уместно предложить самим раскладывать заместители в нужном порядке.

Введение наглядной модели позволило детям понять логику сказки. Интересно что если до проведения занятия Ася Ч. на вопрос: «Кого надо пригласить если Жучка не сможет вытянуть репку?» ответила: «Медведя он сильный» то после занятий по моделированию девочка ответила что надо пригласить кошку то есть ответ соответствует логике сказки.

Позже после овладения детьми сериационным рядом можно использовать двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: воспитатель рассказывает сказку а дети выполняют все нужные действия (ушёл пришёл и так далее). Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера но разных цветов каждый из которых обозначает конкретный персонаж. Например к сказке «Лиса Заяц и Петух» нужны следующие круги: белый (заяц) оранжевый (лиса) серый (собака) коричневый (медведь) красный (петух).

В некоторых сказках целесообразно сочетать два вида моделирования: двигательный и сериационный ряд. В этом случае дети сначала вспоминают сказку и решают какому медведю какой круг подходит. Затем воспитатель рассказывает сказку а дети показывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия.

При проведении таких занятий особенно важно чтобы ребёнок понимал принцип замещения. Поэтому до начала занятия следует обсудить какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Ребёнок может использовать заместители на основе цвета характерного для внешнего вида персонажа (например круг красного цвета будет обозначать Красную Шапочку). Если брать за основу соотношение величин героев (например в сказке «Теремок») тогда заместителями будут полоски разной длины. Возможно также использование символики цвета когда положительный герой обозначается светлыми тонами а отрицательный тёмными (например Баба Яга или Злой Волк могут обозначаться чёрным кругом а Добрый Молодец белым).

Ребёнку нужно помочь не просто играть с предметами-заместителями но чётко соблюдать последовательность действий сказки что поможет ему анализировать основные события и связь между ними. Теперь ребёнок делает не то что ему хочется в данный момент а то что нужно для решения задачи показать основные действия и события сказки.

Например сказка «Снегурушка и лиса». После прочтения слов о том как Снегурушка отпрашивается у дедушки и бабушки в лес погулять кто-то из детей выкладывает кружок обозначающий Снегурушку возле дедушки и бабушки воспитатель зарисовывает эту ситуацию на схеме. Затем последовательно зарисовываются следующие эпизоды. Каждая схема делается взрослым после того как дети с помощью кружков изобразят соответствующую ситуацию. Потом детям предлагается по этим рисункам рассказать сказку. Если дети путают последовательность рисунков то можно лишние прикрывать листом бумаги оставляя открытым только тот рисунок по которому они должны рассказывать в данный момент.

Данное задание не предусматривает дословный пересказ. Оно направлено на то чтобы научить детей воспринимать и передавать общий смысл прочитанной сказки выделять основные происходящие в ней события.

Постепенно дети учатся соотносить два вида действительности (изображаемая и изображающая моделируемая и моделирующая) рассматривать и использовать одну из них как копию или заместитель другой. У детей появляется возможность придумывать собственные истории рассказы сказки то есть в работу включается воображение. И эта работа предусматривается на втором этапе введения моделей и схем при ознакомлении с художественной литературой.

Чтобы дети почувствовали в себе и желание творить поверили в свой успех необходимо провести подготовительную работу которая заключается в формировании у детей внутреннего комфорта бесстрашия перед новым шагом ощущения полноты жизни. Поэтому целесообразно подобрать комплекс игр и упражнений «открытого типа» то есть имеющие не единственное верное решение и одновременно развивающие наблюдательность. Например игры «Хорошо плохо» «Какой какая» «На что похожи(а)» «Цепочка слов» «Что это может быть?» и другие. Эта работа может проводиться следующим образом. Для того чтобы активизировать внимание детей заинтересовать их можно ввести сказочный персонаж от имени которого будут даваться задания. Например это может быть сказочница или художник. Он (или она) сообщает что принёс (принесла) волшебный кружок. Прикатиться он только к тому кто сам придумает на что (на кого) этот кружок похож. В течение года целесообразно проводить целую серию подобных занятий с участием кружков самых разных цветов (синий зелёный белый коричневый чёрный) фигурки разных форм (треугольник квадрат круг овал) палочки разной длины. И постепенно почти ко всем приходит свобода фантазии ребята придумывают что-то своё почти исчезают беспомощные повторы уже услышанных ответов.

Позже когда достигаются такие результаты можно усложнить задания. Например после прочтения сказки «Смоляной бычок» предложить оранжевый кружок и попросить детей придумать кто такой похожий на этот кружок мог бы прийти к бычку и потом что-то принести Тане. Такое же задание целесообразно давать к сказке «Лисичка со скалочкой» «Колобок» «Теремок» и др.

Очень важно отметить что ребята не просто придумывают свободно фантазируют а решают задачу с вполне определёнными условиями.

На этом этапе работы дети научились представлять предметы отталкиваясь только от одного видимого признака. Теперь уже можно дать задание представить придумать некоторую целостную ситуацию ввести её в несложный сюжет включить её в свою выдумку хотя и с опорой на наглядную реальность.

Детям предлагается от имени художника дорисовать картину. На листе бумаги схематично изображён человечек. Детям предлагается придумывать про человечка а воспитатель должен зарисовывать всё что дети предложат. Потом после окончания изобразительной части работы целесообразно предложить задание: придумать про мальчика любую историю.

Позже можно давать задания: придумать домик и того кто в нём живёт и рассказать что с ним однажды случилось; а также про цветок и бабочку поезд и котёнка грузовую машину и др.

Теперь можно попробовать ещё усложнить задание. Надо уменьшить опору на реальность. Ведь ребёнку проще рассказать что-то когда он видит перед собой детально нарисованные изображения чем просто представлять себе что-нибудь. Но в то же время рано переводить детей к сочинениям только по собственным представлениям надо сохранить направленный характер воображения необходимость следовать определённой задаче. Целесообразно вновь вернуться к цветным кружкам. Но теперь они даются детям индивидуально и не по одному кружку а для начала по два — три разных цветов. И уже недостаточно просто назвать на кого или на что они могут быть похожи а надо придумать кто это такие и что с ними однажды случилось.

И конечно новое задание вызывает новые трудности. Одно дело когда придумывали все вместе когда перед глазами была довольно полная картина и совсем другое когда надо фантазировать глядя на кружки. И уже не просто придумать на что они могут быть похожи но и составить историю.

Таким образом дети учатся придумывать собственные истории и сказки у многих отмечается оригинальность развёрнутость сюжета последовательность изложения. Собственные творения получаются эмоционально окрашенными дети избегают повторений каждый старается сам.

2.4 Ознакомление детей с природой

Организуя работу по ознакомлению детей с объектами и явлениями органического и неорганического мира с помощью схематических изображений (схем таблиц-опор планов-схем) с целью обучения составлению описательных рассказов загадок ставилась задача: помочь в усвоении и применении простейших форм символизации условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов загадок о том или ином объекте явлении. Важно чтобы дети могли подмечать и выделять их основные свойства а также объяснять те или иные закономерности природы. В этом помогали схемы символы модели. Наглядное моделирование в данном случае является тем специфическим средством которое как следует из работ А.Л. Венгера позволяет упорядочить разрозненные представления и впечатления учит анализировать выделять существенное учит наблюдательности и любознательности.

Работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах фруктах одежде посуде временах года (см. приложение 1). На первых порах при составлении рассказов предлагается карточку с описываемым предметом передвигать от пункта к пункту (окошки со схематическим изображением свойств и признаков отличительных особенностей предмета). Это делается для облегчения выполнения задания так как детям легче описывать предмет когда он непосредственно видит нужный пункт карты-схемы рядом с описываемым предметом. Затем можно их отделить друг от друга: держать карточку с описываемым предметом в руке и рассказывать по порядку в соответствии с пунктами карты-схемы.

Так же для того чтобы повысить интерес к изучаемым материалам для усвоения принципов замещения и для развития воображения детям предлагалось задание придумать рассказ используя ленту-схему. На ленте-схеме расположенной горизонтально или вертикально изображаются по порядку символы обозначающие:

Таблица 1 — Лента-схема

Для составления рассказа о человеке:

1. Имя.

2. Во что одет.

3. Кто по профессии.

4. Чем любит заниматься в свободное время.

5. К кому в гости собирается.

6. Что подарит и как выглядит подарок.

Эти схемы можно использовать и для развития воображения. Но в место рассказа о реальном человеке можно предложить составить рассказ о каком-нибудь сказочном герое (Иван-царевич сестрица Алёнушка Снегурушка) а в место животного предложить сказочный персонаж (Колобок Мышка-норушка Серый Волк).

Другим заданием где используется символика в данном виде деятельности является шифровка различных объектов (домашних и диких хищных и травоядных животных; овощей и фруктов). Для выполнения задания с начала следует выделить признаки и свойства которые будут зашифрованы и вместе с детьми придумать несложные символические обозначения (см. приложение 2).

Вниманию детей могут предлагаться несколько вариантов заданий. По ходу освоения темы можно варьировать материал добавляя обозначения какого-либо признака.

I вариант.

Воспитатель предлагает кому-то из детей выбрать животного которого нужно будет зашифровать. Ребёнок (или несколько детей по очереди) выбирает карточки-символы отображающие отличительные признаки данного объекта (сезона). Затем выкладывает их перед остальными детьми и они отгадывают объект (сезон).

II вариант.

Кому-то из детей предлагается выйти из класса или отвернуться а остальные дети сообща выбирают объект (сезон) который хотят зашифровать и раскладывают карточки-символы с соответствующими ему признаками. Вернувшемуся ребёнку предлагается отгадать кто (что) зашифрован.

III вариант.

Воспитатель называет или показывает объект (сезон) и выкладывает карточки-символы с соответствующими признаками но здесь специально допускает ошибку. Дети должны исправить её.

IV вариант.

Воспитатель называет признаки объекта (сезона) дети схематично зарисовывают их. Затем глядя на свои рисунки отгадывают зашифрованный объект (сезон).

Для уточнения закрепления знаний о сезонных изменениях в природе жизни животных и растений в разное время года большую помощь в работе оказывают упражнения типа:

«Когда это бывает» детям показываются схематичные изображения изменений в природе в разное время года дети называют сезон;

«Рассели жителей» воспитатель сообщает что художник нарисовал дома для каждого из сезонов но никак не может расселить их обитателей (сезонные изменения в природе). Детям предлагается помочь ему.

Во время работы было замечено что ни одного ребёнка не оставляет равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. В то же время сочинение загадок это творчество доступное практически всем детям.

Для осуществления такого вида задания необходимо создать таблицу которую правильней назвать опорой.

В первом столбце опорой будут слова (или символические изображения) которые заключают в себе смысл: «Какая?» а во втором «Что такое же?». Например предположим решается составить загадку о моркови. Следует заполнить опору:

Какая?

Получилась загадка: Длинная как сосулька

Оранжевая как апельсин

Хрустящая как сухарь.

Или например загадка о снеге. Можно применить опоры:

На что похоже?

Получилась загадка: Как вата но тает

Как покрывало но утюгом не погладишь

Как сухарь но есть нельзя.

Опоры можно давать устно они хорошо запоминаются. К тому же очень часто можно заменять слова рисунками.

Игра «Укрась слово»

Эта игра хорошо развивает образное мышление воображение ассоциативный процесс. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных. Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача за определённое время набрать как можно больше прилагательных которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда которая набрала больше прилагательных.

НАПРИМЕР:

Игра «Выведение следствий»

Эта игра используется как в развитии воображения так и словесно-логического мышления. Предлагается ряд вопросов начинающихся со слов «Что произойдёт…». Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Список примерных вопросов:

    «Что произойдёт если дождь будет лить не переставая?»

    «Что произойдёт если все животные начнут говорить человеческим голосом?»

    «Что произойдёт если все горы вдруг превратятся в сахарные?»

    «Что произойдёт если у тебя вырастут крылья?»

    «Что произойдёт если солнце не зайдёт за горизонт?»

    «Что произойдёт если оживут все сказочные герои?»

    Игра «Рисунок в несколько рук».

Это групповая игра тесно связывающая воображение и эмоции и сама насыщена высоким эмоциональным потенциалом. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента продолжает рисунок используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и так далее. Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное поскольку ни одна из форм не завершена но все плавно перетекают друг в друга. Но как правило конечный продукт мало интересует детей. Удовольствие доставляет борьба возникающая при попытке завладеть чужими формами навязать свои а также неожиданности и открытия нового содержания и образа возникающее на каждом этапе работы.

Игра «Волшебники»

Используется для развития чувств на базе воображения. Вначале ребёнку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача дорисовать эти фигуры превратив одну в «доброго» а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».

Теперь вторая часть игры. Ребёнок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников а также придумать что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

Если в игре участвовала группа детей целесообразно сделать выставку рисунков и оценить чей волшебник лучше.

Эмоции имеют очень яркую форму выражения через мимику и пантомимику. Когда у ребёнка работает воображение то эмоциональное отношение к воображаемым образам также можно увидеть на его лице.

Игра «Танец»

Детям предлагается потанцевать. Причём каждый танцует «что хочет». Ребёнок должен выразить, а танце какой-либо образ. Лучше если образ он придумает сам при затруднении можно помочь ему подсказкой.

Темы для подсказки: станцуй «бабочку» «зайчика» «кошку» «лошадку» «утюг» «конфету» «молоток» и так далее.

Когда ребёнок справился с первой частью задания можно перейти к следующему этапу. Теперь в качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства.

Темы для второй части задания: станцуй «радость» «страх» «горе» «веселье» «удивление» «каприз» «счастье» «жалость».

Необходимо следить, чтобы дети именно танцевали в не изображали соответствующие чувства мимикой. Музыку можно использовать любую танцевальную вальсовую плясовую джазовую. Важно чтобы это не были песни со смысловым понятным для детей текстом.

Игра «Цепочка слов»

Слово, случайно запавшее в голову (или намерено взятое) вызывает цепную реакцию распространяя волны вглубь и вширь извлекая при этом образы ассоциации воспоминания представления и мечты.

Детям предлагается составить длинный поезд из слов каждое слово вагончик. Вагончики как и слова должны быть соединены между собой. Значит каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Например: Зима (какая?) холодная снежная (что ещё бывает холодным?) мороженное лёд снег ветер (какой ветер?) сильный северный (что ещё может быть сильным?) и так далее. За каждое слово названное детьми выставляется вагончик.