Консультации в доу летний период. Консультации для родителей в летний период. Правила закаливания детей

Консультация для родителей ДОУ на тему «Лето»


Камышенкова Вера Борисовна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко»
Г.Рассказово, Тамбовская область.
Описание: Организация детского отдыха во время летних каникул – дело ответственное и серьезное. Для ребенка это время счастливое, беззаботное, а для взрослых – напряженная работа, рассчитанная на успешное достижение намеченных целей в деле воспитания подрастающего поколения.
Лето закадычный друг,
Залил солнцем все вокруг,
Едим в гости, отдыхаем
И на солнце загораем.
Дарит радость взрослым, детям,
Наслаждайся даром этим.
Л. Луканова.

Лето самое прекрасное время отдыха как для взрослых, так и для детей.


Особенный период в жизни ребенка, широко открывающий дверь в мир природы, дающий ему, при поддержке воспитывающих взрослых, уникальную возможность познания, новых открытий, созидания, общения-это лето.
Лето – известно нам как время отпусков, ждут его дети и взрослые.
Взрослые имеют большой опыт летнего отдыха в городе и на даче, на берегу реки или моря. Маленькие дети, напротив, такого опыта не имеют и ждут повторения прошлого или новых идей от взрослых.

Важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем.
На фоне экологического неблагополучия, небывалого роста болезней цивилизации, нужно научиться сохранять и укреплять своё здоровье. Кроме того, нужно помнить, что сегодня идеально здоровых детей практически нет. По данным российской статистики, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Основное средство предупреждения простудных заболеваний - естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям.
Вспомните, как проводили интересно время вы, когда были ребенком. Чему вы удивлялись, радовались? Какие открытия совершали во время прогулок? Вспомните ваши любимые игры и поделитесь с ребенком своими воспоминаниями. Поиграйте вместе с ним!
Это игры вашего детства: «Вышибалы», «Хали-хало», «Собачки», «Ловишка с мячом», «Пингвины», «Передача мяча над головой», «Съедобное- несъедобное», «Отбивание мяча одной, двумя руками», «Я знаю пять имён», «Лапта» и другие.


Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого - «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым». Отправляясь на отдых с детьми за город, с компанией, не забудьте взять с собой необходимые атрибуты для игры, это могут быть мячи, ракетки.
В условиях, когда современные дети проводят большинство времени за компьютером или у телевизора, особенно важно прививать детям любовь к подвижным играм на свежем воздухе. Детям необходимо много времени проводить на свежем воздухе, но гораздо полезней и интересней играть на улице, а не просто бродить. И взрослым важно научить детей играть и активно участвовать в забавах, ведь коллективные игры сближают. Польза игр на улице важна как с точки зрения нормального физического развития, так и как источник веселья и хорошего настроения. Игры, которые предполагают активную двигательную деятельность, необходимы для развития силы и выносливости, смекалки, ловкости, находчивости, терпения, стремления к победе и творческого мышления. Ведь во время игр нет времени скучать, постоянно нужно быть вовлеченным в процесс и следить за ходом игры. Такие забавы требуют двигательных усилий, что способствует развитию физических параметров ребенка. Преимуществом игр на свежем воздухе является их творческий и соревновательный характер. Игры требуют от детей умения взаимодействовать в команде и подстраиваться под изменяющиеся условия. Таким, образом, в ребенке с детства закладывается умение взаимодействовать в коллективе.

Подвижная игра – одно из средств разностороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. В подвижной игре осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.
Медики считают, что активные естественные физические нагрузки, двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции, способствуют благотворным физиологическим процессам в организме. Такие дети быстро развиваются физически, меньше подвержены сезонным простудным заболеваниям и аллергии. Они растут более сильными, ловкими, уверенными в своих способностях.
Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Так же в подвижной игре создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости, а это приводит к развитию выносливости.


Активные игры благотворно влияют на весь организм в целом. Они улучшают работу всех внутренних органов и систем. За лето дети чаще всего хорошо развиваются физически, а в дальнейшем гораздо меньше болеют простудными заболеваниями. Во время активных движений: лазаний, прыганий, беганий, бросаний и ловли усиливается обмен веществ, и кровь доставляет больше строительных веществ в нужное место. Кроме того, у детей укрепляются ноги, развивается сила, гибкость, быстрота реакций и выносливость.
Подвижные игры помогают ребенку избавиться от негативных эмоций, повышенной тревожности. Ребенок может раскрепоститься, приобрести новые навыки общения и установления контактов с другими детьми. Он получает возможность попробовать что-то новое и интересное для себя.
Во время игры ребенок получает эмоциональную разрядку и учится быть более организованным и спокойным. Это связано с тем, что любые подвижные игры для детей имеют ряд правил и многие из них проводятся с группой детей. Любой ребенок волей-неволей учится выполнять определенные условия и учитывать мнение других детей и взрослых
Значение подвижных игр для детей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребенку развиваться всесторонне.
Психологи уверенны, что дети, которые регулярно принимают участие в подвижных играх, получают положительные эмоции. Это позволяет избавиться от тревог и становиться более общительным, что благоприятно сказывается на подготовке к обучению в школе. Занятия и подвижные игры в зале, на свежем воздухе, игры с водой, спортивные игры закладывают основу высокой работоспособности. Правильно организованные подвижные игры и физические нагрузки – это надежное плечо, на которое можно и нужно опираться в любом возрасте. Подвижные игры и физкультура являются мощным аккумулятором жизненных сил, они приносят бодрость и жизнерадостность, гордость за свои двигательные умения и возможности.
Играя в игры, даже самого нерешительного ребенка можно научить проявлять инициативу и принимать решения. Сознательное выполнение всех условий игры развивает волю, самообладание, выдержку, а также развивает контроль над своими поступками и поведением.

В процессе подвижных игр также развивается память, мышление и воображение. Дети учатся действовать в соответствии со своей ролью, а также анализироваться свои действия и действия своих друзей.
Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. А родители обязаны помнить, что солнце, воздух и вода –всё должно быть в меру, с пользой для здоровья и развития ребёнка. Полезно играть с детьми на свежем воздухе и родителям! Это позволяет им расслабиться, вернуться в детство, получить массу положительных эмоций, дозу физической нагрузки, а самое, главное – провести весело время со своими детьми, показать, в какие игры они играли в детстве, научить ребёнка играть!

Кильчевская Марина Владимировна
Консультация для родителей «Организация досуга детей в летний период»

Мы осыпаем детей подарками , но самый ценный для них подарок – радость общения, дружбу – мы дарим нехотя и растрачиваем себя на тех, кому мы совершенно безразличны. Однако, в конце концов мы получаем по заслугам. Приходит время, когда нам больше всего на свете нужно общество детей , их внимание, и нам достаются те жалкие крохи, которые прежде приходились на их долю.

Марк Твен

Лето прекрасное время года. Долгожданный отдых - это заслуженная награда за долгие дни работы, быта, заботы. Семейный отдых – это максимально возможное количество времени, которое вы можете уделить своему ребенку. Для ребенка – это долгожданное событие, которое он тоже ждал весь год.

Летнее время – самое благоприятное для укрепления здоровья детей . Они особенно подвижны и жизнерадостны. Весь день они проводят на воздухе. Красота природы, тепло, чистый воздух, разнообразная пища – всё это оказывает благотворное влияние на детский организм . Купание, езда на велосипедах, игры с мячом, прыгалками занимают весь день, что приносит большую пользу здоровью ребёнка. Развивается вестибулярный аппарат, укрепляются мышцы. Развивается сила, равновесие, ловкость, выносливость, смелость. Создаётся бодрое, жизнерадостное настроение.

А чтобы отдых принес только удовольствие вам и вашему ребенку постарайтесь соблюдать некоторые правила :

Если вы решили заниматься со своим ребенком, помните, что эти занятия должны быть короткими и проводить их лучше в утренние часы. Ваша задача расширять кругозор детей , соединяя имеющиеся знания и жизненный опыт ребенка.

Следует помнить, что выезжая за город, или путешествую по миру, следует обсуждать с ребенком полученные впечатления.

Всеми силами отвлекайте ребенка от телевизора и компьютера, проводите все свободное время на свежем воздухе, катайтесь на велосипеде, самокате, роликах, играйте в футбол. Лето – это укрепление здоровья ребенка и от того как он отдохнет во многом зависит его здоровье весь следующий учебный год.

Старайтесь соблюдать режим дня, иначе очень трудно к нему возвращаться в сентябре. Не забывайте, что недосыпание развивает неврозы, возрастает утомление. Ребенок должен спать не менее 10 часов.

Выбирайте только те виды отдыха, которые устроят вас и вашего ребенка.

Планируя экскурсию на отдыхе, обсудите с ребенком заранее, как он к этому относится, если реакция негативна, попробуйте найти компромисс. Попробуйте найти другую экскурсию, которая интересна и вашему ребенку. Советуйтесь с ребенком, будьте внимательным слушателем, ценность общения не в количестве времени, а в качестве общения (внимание, уважение, понимание) .

Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей . Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей . Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого - «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым» .

Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны! Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей . Предлагаем вам некоторый перечень игр, которые вы можете использовать с детьми во время летнего отдыха .

Игры с мячом

«Назови животное»

Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.) . Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.

«Съедобное – несъедобное»

Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово «съедобное» , игрок должен поймать мяч, если «несъедобное» - оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.

«Проскачи с мячом» (игра-эстафета)

Игроки делятся на две команды. У каждой команды по мячу. Поставьте первыми в команде детей . Определите место, до которого необходимо «доскакать» . По команде игроки начинают прыгать с мячом, который зажат между коленями. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием, не уронив мяч.

«Вышибалы»

Игроки делятся на две команды. Одна команда встает посередине, другая команда с мячом встает с двух сторон. Команда с мячом старается попасть мячом, «вышибить» игроков из центра. Потом команды меняются местами.

«Догони мяч»

Если у вас на отдыхе оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Правила очень просты. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.

Это совсем небольшой перечень игр с мячом, которые вы можете провести с детьми на отдыхе. Фантазируйте, придумывайте свои игры, и вам обеспечено хорошее настроение.

Также можно использовать и многое другое для совместных игр. Если вы отдыхаете в лесу, посмотрите вокруг, наверняка вы найдете там шишки . Устройте соревнование. «Кто больше соберет шишек» . Проведите игру «Самый ловкий» . Найдите пенек и поставьте на него пластиковую бутылку. А теперь постарайтесь сбить ее шишкой на расстоянии. Используйте для игр желуди, камешки, веточки, фантазируйте вместе с детьми.

Познакомьте детей с русскими народными играми : «Горелки» , «Чехарда» . Вспомните игры, в которые играли сами в детстве : «Садовник» , «Краски» , «Бабушка, нитки запутались» , «Жмурки» . Ваш ребенок будет в восторге, а вы снова окажитесь в детстве. Отличное настроение обеспечено и вам, и вашему ребенку.

Можно поиграть и в такие игры, которые развивают мыслительную деятельность ребёнка, тренируют концентрацию внимания.

Например, игра «Наоборот» . Дети становятся в круг. Водящий бросает кому-либо мяч и говорит : «Светло» , поймавший должен сказать слово наоборот, т. е. противоположное по смыслу. Игрок отвечает : «Темно» и возвращает мяч ведущему, тот продолжает игру (широкий-узкий, горячий-холодный и т. д.) . Можно произносить разные части речи : и существительные, и глаголы, и прилагательные. Игрок, не ответивший или замешкавшийся более, чем на 10 секунд, выходит из игры. Игра «Успей занять своё место» . Дети образуют круг, а водящий рассчитывает их по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Ведущий громко называет два каких-нибудь номера. Названные номера должны поменяться местами. Задача водящего - опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места, идёт на место водящего. Номера, которые были присвоены игрокам в начале игры, не должны меняться, даже когда тот или иной из них становится временно водящим.

Рисование мелками.

Намного интереснее рисовать с детьми на улице. Возьмите с собой набор цветных мелков, и смело разрисовываете асфальт. Причем рисовать можно не только человечков, картинки, но и изучать буквы, цифры и т. д. С детьми постарше можно поиграть в классики и другие аналогичные игры.

Надувание мыльных пузырей.

Такая игра будет, не только полезна, но и доставит массу удовольствия! Главное набраться терпения и научить ребенка надувать мыльные пузырьки. Летние игры для детей с помощью мыльных пузырей станут не только радужными, но и веселым развлеченьем в виде догонялок за пузырями. Надувая пузыри, малыши тренируют легкие. Кроме того, дуть в одну сторону не такое уж легкое задание! Дуть мыльные пузыри можно не только через палочку, но и через соломинку, и чем больше отверстие, тем больше получатся пузыри.

Игры с обручем и скакалкой.

Улучшить физическую подготовку ребенка можно также при помощи обруча и скакалки. Так как малыши не могут использовать эти снаряды по прямому назначению, то вначале можно предложить, например, небольшой обруч в качестве руля, либо поставить обручи ребром, чтобы ребенок прополз по тоннелю.

Самые популярные игры летом связаны с водой и в воде.

Но и с минимальным количеством воды можно организовать эстафету водоносов . Для этой игры потребуются две табуретки, на одной из которых ставиться емкость с водой, а на другой пустой аналогичный сосуд. Задача детей перенести воду из одного сосуда в другой посредством других предметов. Воду можно носить формочками, половниками, тарелками. Побеждает та команда, которая расплещет наименьшее количество воды. Усложнить игру, развивающую точность и координацию движений, можно посредством установления конкретного способа переноски воды : в одной руке, на плоском блюдце.

Игра с камешками.

Детки очень любят собирать камни. Наберите камней разного цвета и размера в ведро, высыпьте их в миску с водичкой и помойте. Когда вы помыли камешки, можно начинать с ними играть. Можно класть камни в ведро и переносить их в какое-то место, можно делать это с помощью лопатки или чашечки. Можно обложить камешками цветочную клумбу, или дерево. Можно нарисовать на земле палочкой какую-то фигуру, и по контуру выкладывать ее камнями.

Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала способствует развитию творческого замысла в игре. Некоторые игры появляются неожиданно, как отклик на яркие новые впечатления. Это помогает взрослым узнать своего ребёнка, даёт большие возможности для индивидуального подхода к детям, для выявления интересов, склонностей ребёнка. Используйте благоприятные летние дни !

Родители , зарабатывая деньги, не забывайте про своих детей ! Дарите любовь и нежность своим чадам!

Светлана Азыркина
Консультация для родителей «Организация работы с детьми в летний период»

Лето – такое время года, когда жизнь в детском саду совершенно меняется. Это сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей.

Воспитательно-образовательный процесс состоит из образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности игровой, трудовой, музыкальной, чтения, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей и взаимодействием с семьями воспитанников. Основную часть времени дети проводят на улице. Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм , оказывает положительное влияние на всестороннее развитие. Основная задача взрослых – как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе , творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий оздоровительного, познавательного и развлекательного характера.

В летний оздоровительный период мы продолжаем работать по следующим направлениям развития и образования детей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Особое место отводится физическому развитию детей. Согласно санитарным правилам в теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе . Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.

Важно так организовать жизнь дошкольников , чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени , играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах еще долго радовали детей.

В то же время лето таит некоторые опасности для здоровья детей – риск перегрева, солнечного ожога, общей расслабленности в жаркие дни, утомления от излишней беготни, неблагоприятного воздействия воды при неумеренном пользовании ею.

Основной целью коллектива дошкольного учреждения в летнее время является общее оздоровление и укрепление детского организма . Добиться этого возможно только благодаря совместным усилиям педагогического, медицинского и обслуживающего персонала, его своевременной подготовке к летнему оздоровительному сезону.

Поэтому подготовка к летней оздоровительной компании начинается еще в мае : педагоги и родители разбивают цветники на участках, приводят в порядок территорию детского сада.

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной.

При планировании оздоровительной работы следует придерживаться следующих принципов :

– комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;

– непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;

– использование простых и доступных технологий;

– формирование положительной мотивации у детей, родителей и педагогов к проведению профилактических закаливающих и оздоровительных мероприятий;

– повышение эффективности системы профилактических и оздорови-тельных мероприятий за счет соблюдения элементарных правил и нормативов : оптимального двигательного режима, физической нагрузки, санитарного со-стояния учреждения, организации питания , воздушно-теплового режима и водоснабжения.

Целью организации работы в летний оздоровительный период является повышение качества оздоровительной работы с воспитанниками и широкая пропаганда здорового образа жизни среди всех участников воспитательно-образовательного процесса в летний период .

Основными задачами работы ДОУ в летний период являются :

– реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей;

– создать комфортные условия для физического, психического, нравственного воспитания каждого ребенка, развития у них любознательности и познавательной активности;

организовать здоровьесберегающий режим, обеспечивающий охрану жизни, предупреждение заболеваемости и детского травматизма;

– осуществлять просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период .

При подготовке к следует исходить из необходимости учета следующих факторов :

– индивидуальных социально-психологических особенностей детей;

– особенностей климатической зоны.

В планах воспитателей в течение дня должны быть предусмотрены все виды детской деятельности : двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно - исследовательская, музыкально – художественная, чтение художественной литературы, игровая.

Перед тем как вывести воспитанников на прогулку, педагог обязан тщательно осмотреть участок. Педагоги должны знать ядовитые растения и кустарники, растущие на территории ДОУ, рассказать о них детям.

Участок должен быть хорошо просматриваем, достаточно затенен, безопасен, оснащен малыми игровыми формами, песочницей (с политым и взрыхленным песком, набором лопаток, формочек на каждого ребенка). Воспитателю необходимо следить за соблюдением питьевого режима, одеждой детей в соответствии с погодой.

В летнее время на улице с детьми можно организовать продуктивную образовательную деятельность (рисование, аппликация, оригами, и т. д.)

Знакомство с окружающей действительностью, наблюдения за природой летом, организация совместной деятельности взрослых и детей создают благоприятные условия для развития коммуникативных качеств у дошкольников. Воспитателям следует включать в работу с детьми ситуативные разговоры, беседы, повторение песенок, потешек, скороговорок, организовывать литературyый досуг , викторины, показы кукольного театра. Особое внимание должно быть уделено чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игр – драматизаций .

Не следует забывать и о трудовой деятельности : закреплении навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, организации трудовых поручений , дежурств. Старших детей можно привлекать к уборке на цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам, хозяйственно – бытовому труду.

Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно – исследовательской деятельности : наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы, построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию (с водой и песком, решению проблемных ситуаций.

Большое внимание в летний период уделяется всевозможным целевым прогулкам экологического содержания за пределы территории детского сада с детьми старшего дошкольного возраста. Цель таких прогулок – способствовать умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развивать любознательность, способность удивляться. На каждой прогулке педагог учит замечать, наблюдать интересные явления природы, воспринимая окружающий мир всеми чувствами, воспитывает у детей способность любоваться зеленью травы, голубым небом, белыми облаками, радоваться пению птиц, жужжанию насекомых.

– ежегодно к летнему оздоровительному периоду проводится ремонт и покраска оборудования, участки дополняются малыми архитектурными формами, игровым оборудованием;

организуется подвоз земли и песка, высадка деревьев, разбивка цветников;

– каждый день организуется работа взрослых по соблюдению санитарно-гигиенических требований (обрабатывается песок в песочницах, ежедневно моется пол на верандах, в жаркую погоду участки поливаются водой, своевременно скашивается трава и т. д.);

организуется предметно-развивающая среда на территории ДОО (оборудование для игровой и познавательно-исследовательской деятельности в песке и воде, выносные зонтики, теневые навесы, чехлы для песочниц, расширяется ассортимент выносного оборудования);

– соблюдается режим дня летнего оздоровительного периода .

– различные виды детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение) и самостоятельная деятельность детей организуются на воздухе ;

Таким образом, системное и последовательное планирование работы в летний период поможет использовать это время во благо детей, расширить их кругозор, развить любознательность, воспитать бережное отношение к природе.

Дети и мир природы

Многие родители задают такой вопрос: «Можно ли воспитать сострадание, сочувствие к природе у детей дошкольного возраста?» При общении ребят с природой часто возникает противоречие. С одной стороны они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой – проявляют жестокость, равнодушие. Почему это происходит? Дело в том, что ребенок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, птичку или котенка. Ему обязательно нужно завладеть ими. Это часто ведет к тому, что дети наносят вред природе, и никакие объяснения взрослых не помогают. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. У детей еще не развито умение обращать внимание на состояние объектов живой и неживой природы. Поэтому важно формировать у детей представления о природе и формах отношения к ней, приучать их любить и охранять природу, формировать сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира.

Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание ими себя как части живой природы. Особенно большие возможности открываются в летний период. Родители могут привить такое отношение через прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, чаще выезжать за город.

Маленькие экологи

В настоящее время ученые всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты; полностью истреблены некоторые виды животных; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря, озера; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы. Выживут ли будущие поколения землян? Ученые не уверены в том, что в скором времени наши детей смогут купаться в реке, море, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов, любоваться звездным небом. Сегодня от экологического невежества людей до преступления перед человечеством – один шаг. А формируются эти экологические невежды в семье, детском саду, школе и т.д. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотек, то наблюдаются различные отклонения детей в отношении к природе.

Какие же это отклонения? Прежде всего – пассивность: дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но по собственной инициативе не проявляют необходимой заботы о животных и растениях. Встречаются дети, которые бережно относятся к какому-либо ограниченному кругу предметов и явлений природы ближайшего окружения (уголок природы, участок детского сада, домашнее подсобное хозяйство). Иногда дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности (собирают в коробочку насекомых, обрывают бутоны растений для «угощения» куклам и пр.). Некоторые дети потребительски относятся к природе, особенно к дикой: затаптывают кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы и т.д. Наконец встречаются дети, способные жестоко относится к животным: они могут бить собак, мучить кошек, птиц, топтать дождевых червей.

Наиболее распространенная причина негативного отношения к природе – отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях и особенностях развития. Здесь сказывается и ограниченность непосредственного общения с природой, недооценка некоторыми родителями и педагогами проблемы воспитания у детей познавательных интересов к окружающему миру, в том числе к природе. Бездумное, а порой жестокое отношение к природе – результат нравственной невоспитанности детей, когда они глухи к состоянию других людей, тем более животных и растений; не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь.

Дошкольнику свойственна подражательность, они заимствуют образцы поведения, легко поддаются внешним влияниям. Заимствования бывают и педагогически ценными, и отрицательными, поскольку критическое мышление у детей развито недостаточно. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям.

Взрослые, с умыслом или невольно ранящие детские души жестоким отношением к природе, наносят вред делу воспитания гуманности у детей, травмируют их незрелую психику!

Закаливание ребенка в летний период

Закаливание – необходимое условие воспитания здорового ребенка. Под воздействием закаливания вырабатывается способность организма без вреда для здоровья приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Однако закаливание окажется полезным для ребенка при условии строгого соблюдения основных его принципов: постепенности, систематичности, учета индивидуальных особенностей ребенка.

Лето наиболее благоприятный период для закаливающих процедур вашего ребенка. Уделяйте внимание закаливанию детей в процессе повседневной жизни. Приучайте детей к свежему прохладному воздуху. При любой погоде (кроме особенно холодных дней), если есть возможность, организуйте питание, игры и сон детей на свежем воздухе Прекрасным средством закаливания летом является хождение босиком, при условии, если нет опасности поранить ноги. Старайтесь легко одевать ваших детей, регулируя одежду, учитывать степень закаленности и состояния здоровья. Из специальных мер закаливания летом используются воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры (обтирания и обливание ног).

Разумное применение всех средств воздействия на организм детей, правильное их сочетание с учетом состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных особенностей дают хорошие результаты: у детей снижаются показатели заболеваемости и они становятся более развитыми физически.

Физическое воспитание

дошкольников в летний период

Летнее время самое благоприятное время для укрепления здоровья и физического развития детей. В эти дни дети особенно подвижны и жизнерадостны. Весь день они проводят на воздухе. Красота природы, тепло, чистый, свежий воздух, наполненный ароматом растений, обогащенная витаминами разнообразная пища – все это оказывает благотворное влияние на детский организм. Движения на просторе, не стесняемые одеждой, повышают двигательную активность, что очень важно для физического развития детей.

Солнце, воздух и вода особенно помогают нам летом. Однако естественные природные факторы могут оказать на детский организм и неблагополучное воздействие. Если пользоваться ими неразумно. Нельзя забывать, что лето таит и опасности: перегрев, солнечный ожог, снижение аппетита в жаркие дни, опасность желудочно-кишечных заболеваний, травм, ушибов, перевозбуждения при нерегулируемых взрослыми движениях.

Гимнастика, подвижные игры, спортивные развлечения на свежем воздухе – это важнейшие средства физического воспитания летом. Физические упражнения на свежем воздухе оказывают большое влияние на развитие организма, способствуют росту костей, укреплению мышц. Они улучшают работу жизненно важных органов дыхания, кровообращения, регулируют газообмен, вызывают у детей чувство бодрости. Летом создаются наиболее благоприятные условия для улучшения качества основных движений: ходьбы, бега, прыжков, лазания, ползания, метания. Для развития движений детей хорошо использовать прогулки. Дети приобретают умение применять уже знакомые им движения в несколько измененных условиях, у них развивается ловкость, ориентировка в пространстве, выносливость в ходьбе.

Волшебный мир красок глазами детей летом

Дети, находясь в непосредственной близости к природе, почти каждый день встречаются с интересными, необычными явлениями. Все привлекает их внимание: и маленькая незаметная букашка, и яркая радуга. Большой интерес проявляют они и к труду взрослых. Обилие новых впечатлений создает у дошкольников повышенное эмоциональное настроение, что заметно сказывается на их стремлении отразить в творческой деятельности то, что они увидели, узнали, почувствовали. Большую роль в этом играют наблюдения. Взрослому необходимо научить ребенка такому целенаправленному наблюдению, во время которого он не только познает предмет или явление, но и воспринимает его эстетические качества. Нужно чаще предоставлять детям возможность самим придумывать содержание рисунка, лепки. Ребенок может нарисовать, где он был, что видел интересного. Рисунки малыша несложны: это может быть цветок, жучок. Яркость и разнообразие красок в природе летом обостряют у маленьких детей внимание к цвету, и это отражается в их рисунках. Они рисуют зеленую травку, белые ромашки с желтой серединкой, сознательно связывая цвет краски со своими представлениями о предмете. В старших группах рисунки сложнее. Природное окружение летом дает возможность развивать у детей чувство цвета. В разное время дня, в разную погоду ребенок наблюдает за цветом неба, за облаками, окрашенными лучами солнца утром в розовый цвет, вечером в багряно-красный. В солнечный день небо бледно-голубое, облака белые, пушистые. Перед дождем нависают тяжелые темные тучи. Полученные впечатления находят отражение в рисунках детей. В своих рисунках дошкольник отражает наиболее интересные события, явления, с которыми он знакомится летом: «Летний дождь», «Как мы поливали огород», «Цветочная клумба» и др.

Игры дошкольников в летний период

Игра – основная деятельность ребенка дошкольного возраста, она делает жизнь детей полноценной и радостной. Игра – это форма социальной жизни ребенка. В игре через призму детских представлений отражается окружающая ребенка жизнь.

Летом игра занимает большое место в жизни ребенка. Близость к природе, простор лесов и полей, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала: песка, воды, шишек, веток, камешков и т.д. – способствуют развития творческого замысла в игре, осуществлению заданного детьми сюжета. Особенно важно летом использовать игру для создания у ребенка хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости. Это могут быть подвижные игры, спортивного характера, сюжетно-ролевые, игры с водой и песком, игры со строительным материалом. Важно вызывать интерес ко всем видам игр, так как разнообразие игр и их разумное сочетание способствует разностороннему развитию. Чтобы ребенок мог отразить в своей игре новые полученные летом впечатления, необходимо наблюдать с ним за окружающими его людьми. Это помогает выполнить взятую на себя роль в игре. С детьми старшего возраста значительное место занимают словесные игры («Закончи предложение», «Скажи наоборот», «Черное и белое» и др.). Очень любят дошкольники игры-забавы. Детей нужно учить чувствовать смешное. Такие игры, как «Летает – не летает», «Запрещенное движение», «Веселый жмурка», «Ловкие рыболовы», помогают воспитывать чувство юмора. Необходимо учить детей слушать и слышать: обращать внимание на разнообразные звуки леса, предлагать определить, что это за звуки: верхушки деревьев шумят, ручеек журчит и т.д.

Лето – пора веселых, умных, полезных игр. Без игры нет счастливого детства. Об этом не должен забывать взрослый.

Игры с водой и песком у дошкольников

Дети дошкольного возраста особенно охотно играют с песком и водой. Они любят копать песок, просеивать его через ситечко, лепить из него, используя формочки; любят переливать воду, пускать плавающие игрушки. Эти игры доставляют детям большое удовольствие, помогают познать качества и свойства материалов (сухой песок рассыпается, из влажного можно лепить, в воде одни игрушки плавают, другие тонут и т.д.). Песок желательно разместить в большой песочнице, чтобы одновременно играло много детей, не мешая друг другу. Для игры с песком необходимы лопатки, совки, ситечки, формочки. Когда ребенок научатся лепить из песка, ему можно дать дополнительно деревянные палочки, флажки, дощечки, веточки, – все это он использует для украшения своей лепки из песка. От простого манипулирования с песком, лепки пирожков взрослый постепенно переводит ребенка к лепке тематической, к созданию несложного сюжета в играх.

Большое удовольствие также доставляет ребенку игра с водой. Резиновые бассейны, ванны должны быть поставлены на подставки, соответствующие росту ребенка. Для игры с водой ребенку необходимы резиновые гуси, утки, лодочки, пароходики; тонущие предметы – камушки; емкости для наполнения водой выливания ее – пластмассовые стаканчики; игрушки для купания – резиновые куклы. Необходимо учить ребенка играть с водой аккуратно, поддерживать радостное настроение помогает в усвоении таких понятий, как «плавает», «тонет», «наливается», «выливается». От наблюдений за предметами в воде малыш постепенно переходит к играм с простым сюжетом: купание кукол, катание пассажиров на игрушечном пароходе или лодочке и т.д.

Заведующий МКДОУ № 5 М.А. Белеванцева