Конспект интегрированного занятия по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна чувств. Методическая разработка по художественной литературе на тему: Конспекты занятий сказкотерапией

Елена Пивоварова

Тип занятия Комплексное

Вид занятия - путешествие

Цель занятия:

Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуаций

Развитие фантазии

Воспитание положительного отношения к нравственным ценностям

Снятие эмоционально – психического напряжения.

Задачи:

1. Образовательные:

Закрепить знание понятий «добро», «доброта», «добрый поступок».

Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях.

Обучить специальным движениям и их выполнение детьми

Учить рисовать на световом планшете

Учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей.

2. Развивающие:

Развивать психические процессы (внимание, память)

Развивать внимание, интерес, умение эмоционально реагировать на поступки, события.

Развивать эмоционально- чувственный мир детей.

Развивать коммуникативные навыки детей.

Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику

Стимулировать развитие сенсорно – перцептивной сферы, особенно тактильно – кинестетической чувствительности.

3. Воспитательные:

Прививать любовь к сказкам

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, помогать друг другу, вежливо обращаться.

Воспитывать желание, готовность совершать добрые поступки по отношению ко всему живому.

Воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду, умение пожалеть, позаботиться о нем.

Совершенствовать навыки позитивной коммуникации

Воспитывать чуткость, отзывчивость, умение сопереживать.

Доставлять радость от совместной деятельности

Материалы и оборудования: Лазерный проектор, компьютер, комнатные водопады, световой планшет для песочной анимации, песок,Баба Яга, гномы,ёж.

Используемые новые образовательные технологии: здоровье сберегающие (сказкотерапия, песочная терапия).

Место проведения: музыкальный зал

Предварительная работа:

Беседы, чтение сказок, притчей

Рассматривание сюжетных иллюстраций

Знакомство со свойствами песка,

Знакомство с техникой рисования на песке

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно - эстетическое развитие

Физическое развитие

Под музыку из сказки «Три орешка для Золушки» дети входят в музыкальный зал

Педагог – психолог: Ребята, я хочу Вас поприветствовать самым важным вежливым словом, которое говорят при встрече. Это слово - "здравствуйте!"

А Вы знаете, что означает это слово, зачем его говорят?

(Ответы детей)

Педагог – психолог: Произнося слово "здравствуйте", мы желаем здоровья тому, с кем поздоровались, и это каждому приятно.

А, Вы, знаете, как надо здороваться правильно?

(Ответы детей)

Педагог – психолог: Посмотрите, если я нахмурю брови и сделаю сердитое лицо, отвернувшись в сторону пробурчу - "здрасьте", это будет правильно? Или произнесу слово "здравствуйте" с улыбкой, глядя в глаза тому, кому говорю, слегка кивнув головой. Какой вариант Вам больше понравился?

(Выслушать рассуждения детей).

Педагог – психолог: А теперь, давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся, и слегка наклонив голову, произнесем: "Здравствуйте!" Вот сколько здоровья мы пожелали сейчас и сделали приятно большому количеству гостей. Вот какое Волшебное Вежливое слово.

Педагог – психолог: Ребята, а вы любите сказки? А какая ваша самая любимая сказка?

(Дети по очереди отвечают)

Педагог – психолог: А вы хотите попасть в сказку? Сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие. Хотите со мной, отправится туда? А вы не боитесь? Правильно, в сказке совсем не страшно и добро побеждает зло. А отправимся мы в сказку на волшебном корабле под названием «Детство», но чтобы попасть на него мы должны зажечь волшебную свечу.

Но, для того чтобы её зажечь нам нужно произнести волшебное заклинание.

Вы готовы?

Ритуал вхождения в сказку.

Тогда повторяйте за мной. Раз – два – три – Волшебная свеча гори!

(свеча загорается, дети под музыку «Пираты Карибского моря» идут на корабль.


Педагог – психолог: Вот мы и на корабле. Давайте скажем детскому саду до свидания и отправимся поскорей в сказочное путешествие.

Под музыку шума моря и крика чаек дети плывут на корабле


Педагог – психолог: Вот мы и попали в сказку!

Посмотрите, как здесь красиво!

Для того чтобы не потеряться, давайте возьмёмся крепко за руки и отправимся в путь.

Логоритмика

Ра - ра –ра-ра – вот высокая гора

Ры - ры –ры –ры – за горою комары

Ро –ро – ро –ро – потерял петух перо

Ру-ру – ру –ру, а барсук унёс в нору!

(Дети повторяю слова)

(Дети подходят к ежу)

Жа - жа –жа – жа

Мы нашли в лесу ежа

Жу – жу – жу - жу – дали яблоко ежу

Же – же - же – же – ёжик съел его уже

Жи - жи - жи - жи – нам животик покажи

(Дети подходят к бабе Яге)


Педагог – психолог: Ребята, кто это?

(Ответы детей)

Педагог – психолог: Я как вы думаете, баба Яга добрая или злая?

(Ответы детей)

Педагог – психолог: Давайте поздороваемся с бабушкой, пожелаем ей здоровья.

(Дети здороваются)

Баба Яга живёт в избушке на курьих ножках где-то по дороге в тридесятое царство, дружит с Кощеем, летает на метле и грозит скушать всех, кто не отгадает её загадки. Многие боятся, что злая сказочная баба прячется на крыше, или в тёмном углу комнаты, или заглядывает в окно, намереваясь нас утащить к себе и съесть. На самом деле Баба Яга совсем не страшная, она очень мудрая, сильная и немножко хитрая. Она помогает умным, смелым, и губит злых и завистливых людей.

Ну что отгадаем её загадки?

Загадки

Птицы страшные летали,

Братца милого украли.

Ничего с ним не случится -

Выручит его сестрица.

(Гуси-лебеди)

Он однажды появился

В деревянной мастерской.

Папа Карло потрудился

Над игрушкою смешной.

(Буратино)

Три братца дружно строят дом,

Тепло, уютно будет в нём.

В работе братцы знают толк,

Не сможет в дом пробраться волк.

(Три поросёнка)

Педагог – психолог: Молодцы ребята, правильно отгадали загадки и бабушка нас пропускает дальше. Давайте бабушке скажем до свидания!

(Ответы детей)


Педагог – психолог: Правильно – это гномы. А что вы знаете о гномах? Кто такие гномы?

(Ответы детей)

Педагог – психолог: гномы – маленькие человечки.

Эти человечки любят жить под землей или вдали от солнечного света: гномы его не переносят и могут превратиться в камень при малейшем лучике света. Гномы всегда охраняют сокровища, скрытые в глубине земли. Они любят одеваться в одежду фиолетового, синего, голубого, зеленого и коричневого цветов. Гномы могут дать человеку уверенность, силу, выносливость. Если же человек оскорбил или обидел гнома, причинив ему зло, то в обратном же порядке гном может наслать на человека грусть и печаль. Еда гномов состоит из диких яблок, грибов, ягод, лесных орехов и разных овощей.

(В зале гаснет свет, с помощью лазерного проектора появляются звёзды, включается релаксационная музыка)

Педагог – психолог: Ребята, это волшебница Ночь решила нам помочь. А что делают ночью люди?

(Ответы детей)

Правильно, отдыхают, спят. Мы сейчас с вами тоже немножко полежим, посмотрим на звёзды и отдохнём.

Релаксация

Включается релаксационная музыка

Педагог – психолог: Ложитесь по удобней, закройте глаза. Не бойтесь, вы не уснёте. Послушайте, что я хочу вам рассказать.

Представьте себе, что вы лежите возле водопада. Чудесный вечер, звёздное небо, теплый ветерок. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света струится по вашему телу. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и с каждым вдохом все сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами, энергией и добром.



Педагог – психолог: Ну что ребята, отдохнули? Вы стали добрыми и сильными.

Но волшебница Ночь не спешит нас отпускать. Пока вы отдыхали она мне шепнула на ушко, что ей очень грустно и одиноко. Давайте сделаем для нее подарок, нарисуем для нее цветы. Но как же мы будем рисовать?

(Ответы детей)

Педагог – психолог: А поможет нам в этом - волшебный планшет.

Педагог – психолог снимает ткань с планшета для песочной анимации

Педагог – психолог: Давайте прикоснёмся своими ладошками к песку. Что вы чувствуете?

(Ответы детей)


Педагог – психолог: Мне приятно. Я чувствую тепло песка. Я перевернула руки, мои ощущения изменились. Возьмите в свои ладошки немного песка, а теперь пропустите его через свои пальцы. Вы чувствуете, как песок просыпается сквозь пальцы?


А теперь с помощью обеих рук рисуем цветы для волшебницы Ночи. Для украшения вы можете взять волшебные камни. Они помогут сделать цветы наиболее красивыми.

Дети рисуют цветы на планшете для песочной анимации.


Педагог – психолог: Какие цветы красивые нарисовали дети для тебя – Волшебница Ночь. Молодцы! Ночь очень обрадовалась и за это она нас отпускает.

Загорается свет

Педагог – психолог: Протянем руки и загадаем свое самое сокровенное желание. Оно обязательно сбудется!

Ритуал «выхода из сказки»

Педагог – психолог: И вот настало время - возвращения в реальность, а с собой мы возьмем все, что нам понравилось, с чем познакомились.

Но для того чтобы вернуться мы должны снова вернуться на корабль и погасить волшебную свечу вместе.

Под музыку "Пираты карибского моря дети возвращаются снова в детский сад

Закроем глаза и произнесём волшебное заклинание. Раз – два – три – свеча не гори!

Рефлексия

С целью выявления эмоционального состояния детей после проведенного занятия.

Педагог – психолог: Вот мы и вернулись в зал. Сегодня мы путешествовали с вами по Сказочной стране.

Каких сказочных героев мы встретили? Что вам больше всего понравилось? Мы с вами нарисовали на световом планшете волшебные цветы для волшебницы Ночи, а это самое главное, прекрасное – быть добрым творцом. У меня сейчас очень хорошее настроение. А какое настроение у вас?

(ответы детей) Я узнала много интересного и прекрасного, отдохнула, играя с вами. А что нового вы, узнали во время нашего путешествия?

(Ответы детей)

Мы берем с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё чему мы научились! Я рада была вас видеть, до новых встреч!

Дети под музыку в гостях у сказки выходят из зала.

ЦЕЛЬ: активизация творческого мышления, воображения и фантазии; развитие произвольного внимания, активизация лучших черт ребенка; Снятие эмоционального и телесного напряжения.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Минутка вхождения в сказку «Сердце».

Ребята, сегодня помогать нам в путешествии будет наше… сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я, думаю, что каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь на себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце… Попросите свое сердце дать вам силу для путешествия по сказке. Молча про себя… получилось? Молодцы. Поблагодарите свое сердце.

2. Сказка о нежных Теплышках.

Ну, вот мы с вами и в сказке. Послушайте сказку о Теплышках.

« Давным-давно в одной стране жили король с королевой. И были у них сын и дочь (принц и принцесса). В те сказочные времена при рождении каждому человеку предназначался маленький мешочек с пушистыми комочками, нежными Теплышками, которые несли людям добро и нежность и защищали от болезней».

3. Упражнение «Теплышки».

Ребята, давайте, представим, что мы тоже получили в подарок такую Теплышку (дети по кругу передают мячик из меха).

Что вы ощущаете, держа в руках этот мячик?

«Люди дарили друг другу Теплышки, если они им были очень нужны. Они подходили к человеку и подносили их к сердцу. Теплышка превращалась в облако и наделяла его добротой и нежностью. Но в этой стране жила одна злая ведьма, которой не нравилось всеобщее счастье, тогда она придумала коварный план. Злая колдунья стала раздавать людям маленькие мешочки, внутри которых находились не нежные Теплышки, а холодные и колючие Ледышки, несущие людям холод и жестокость, она обклеивала Ледышки пухом, чтобы никто не догадался. С тех пор люди дарили друг другу Ледышки и не понимали, почему они становились несчастными, злыми, грубыми и жестокими. Жизнь стала тяжелой и жестокой, а во всем виновата была злая ведьма, которая обманывала людей.

Ребята, как вы думаете, чем закончится сказка? Добром или злом?

(дети придумывают конец сказки).

4. Рисование «Добро и зло».

- На листе бумаги, попробуйте нарисовать «добро» и «зло». Вы можете использовать для рисунка героев, какой-нибудь сказки. Какого цвета «добро»? Какого цвета «зло»?

Хотите узнать, чем закончилась сказка? Однажды в эту несчастную страну забрела веселая и добрая странница. Она менялась с жителями Теплышками. Отдавала людям настоящие, забирала Ледышки и тут же их уничтожала, бросала в огонь, где они таяли. Тем самым она наделяла людей добротой и нежностью. И снова в этой стране все стали счастливыми.

Дарите людям тепло и нежность, будьте добры, счастливы и здоровы.

5. Когнитивное упражнение « Чаша Добра».

(визуализация).

И.п. – сидя на полу.

Ребята, сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. А теперь представьте другую чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки, доброты. Рядом еще и еще… Отливайте из своей чашки в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая или полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: « Это я! У меня есть такая чашка доброты, и я буду дарить ее другим людям!»

6. Заключительный этап.

Молодцы, ребята! А теперь давайте возвращаться обратно. Положите правую ладонь на грудь, закройте глаза и попросите ваше сердце вернуться обратно в детский сад. Открывайте глаза. Ну, вот мы и вернулись.

ЦЕЛЬ: коррекция негативных поведенческих реакций, развитие социального доверия, формирование положительной «Я – концепции».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Минутка вхождения в сказку «Живой огонек».

Ребята, сегодня в сказку нас перенесет живой огонек. Огонь умеет творить чудеса: Если смотреть на него, не отрываясь, то перенесешься куда захочешь (зажигается свеча, и дети смотрят на пламя ). Что чувствуют ваши глазки? (тепло, жжение, покалывание ).

2. Игровое упражнение «В гостях у сказки».

В комнате в свободном порядке расставляются стулья.

- Ребята, у меня в руках волшебная палочка. Я взмахну ей, мы окажемся в лесу на поляне. Будем ходить по поляне рвать цветы и ягоды, а как только я хлопну в ладоши - вы спрячетесь за свои стульчики, - опасность близка: гуси-лебеди летят, унести с собой хотят, (дети прячутся за стульчики).

- Ребята, посмотрите, воробушек прилетел к нам сказать, что сюда летит Баба-Яга в своей ступе. Давайте с вами, чтобы она нас не заметила, притворимся цветком.

Этюд «Цветок».

Станьте в круг, возьмитесь за руки, наклонитесь, руки вытяните в круг вниз и вперед - вот мы и цветочный бутон. Будем раскрываться: ручки – лепестки, спинка – стебелек. Медленно выпрямляемся, плавно легко поднимаем руки вверх, наклоняем спинку назад, ручки в стороны. Спинка красивая, ручки нежные. Ветерок подул – мы покачались влево, вправо, руками влево – вправо. Ноги стоят твердо. Смотрите, Баба – Яга летит. Опять бутон закрывается, наклоняемся вперед и вниз. Не найти нас Бабе – Яге.

Молодцы!

Ребята, вы помните, что мы с вами в волшебной стране. Это веселая, удивительная страна, там не так как на самом деле. Нам очень интересно все там рассмотреть и разузнать, поэтому мы отправимся через поле из ромашек.

(Перед детьми рулон обоев или ватмана с нарисованными ромашками).

Ребята, посмотрите, что нарисовано на бумаге? Это ромашковое поле. Но оно бледное и не красивое, мы должны оживить его.

3. Пуантилизм (пальцевая живопись)

«Ромашковое поле».

Дети с помощью пальцев, по нарисованному контуру ромашек оживляют картинку.

4. Тренинг эмоций «Удивление».

- Молодцы, ребята, замечательное ромашковое поле у нас получилось. А, что это там, вдали за комочек скачет? Он так высоко подскакивает, что никак нельзя понять, кто это. Что за удивление? Покажите, как мы удивляемся. Да, кто же это? Да это же Трямка их мультика. Вот он на рисунке. Он говорит нам: « Здравствуйте!» Ребята, а он пришел не с пустыми руками, посмотрите это подушка, не простая, а «волшебная упрямая подушка».

5. Игра «Упрямая подушка».

Эту подушку подарила нам Добрая Волшебница. Внутри нее живут детские «упрямки». Это они заставляют вас капризничать и упрямится. Давайте прогоним «упрямки» (дети по очереди бьют кулаками по подушке, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее». Снимается стереотип и мышечный зажим).

Ребята, давайте послушаем, все ли «упрямки» вылезли и что они там делают (дети прикладывают ухо к подушке и слушают). «Упрямки» испугались и молчат в подушке.

6. Заключительный этап.

Ну, что, ребята нам пора возвращаться обратно, пусть наш «живой огонек» перенесет нас в детский сад. Подойдите ко мне, посмотрите на огонек, не отрываясь. Вот мы и в детском саду.

ЦЕЛЬ: развитие у детей способностей к сочувствию и сопереживанию; формирование коммуникативных навыков; повышение самооценки, чувства собственной ценности; повышение сплочения группы, профилактика конфликтов.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Минутка вхождения в сказку «Колокольчики».

Ребята, сегодня, чтобы попасть в сказку, волшебную силу нам дадут колокольчики. Расслабьтесь, закройте глаза и слушайте перезвон. Чем внимательнее вы будете слушать, тем больше силы получите. Открывайте глаза, мы уже в сказке.

Сказка о разноцветной звезде.

« Высоко-высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили-были звезды. Было их очень много и все они были очень красивыми. Люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Такие люди становились храбрыми и отважными. Были и синие звезды - они дарили людям красоту. Тот, кто рождался под светом этой звезды, становился очень красивым. Были на поляне и желтые звезды - они одаривали людей умом. А еще на поляне были зеленые звезды - тот, кто рождался под светом их зеленых лучей, становился очень добрым, видел во всех людях хорошее, помогал им. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но она была абсолютно… белая!

2.Упражнение «Воображаемая звезда».

Сейчас, мы будем передавать их рук в руки звездочку! Но это звезда не простая, а волшебная! У каждого в руках она меняется. Вот, например, у меня в руках она маленькая, вот такая (показываю), а еще она - золотая. А у вас какая? (каждый ребенок описывает свою звездочку, и по возможности, показывает руками ее качества: большая – маленькая, горячая – холодная).

«Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг!

Кто вы? – прошептала звездочка. И звезды стали представляться.

Мы – красные звезды! Мы делаем людей смелыми!

Мы – синие звезды! Мы дарим людям красоту!

Мы – желтые звезды! Мы делаем людей умными!

А мы – зеленые звезды! Мы одариваем людей добрым сердцем!

А ты, какая звезда? Что ты умеешь? Звездочка посмотрела на свои лучи и погрустнела:

А я никакая.. Ничего я не умею. Так расстроилась, что чуть не заплакала».

Ребята, как вы думаете, что сделали звезды? (дети предлагают варианты).

Ребята, хотите узнать, чем закончилась сказка?

«Каждая звездочка подлетела к белой звездочке, легонько прикоснулась к ней своими цветными лучами, и на ней оставалось разноцветное светящееся пятнышко. А когда к ней прикоснулись все звездочки, она стала… разноцветная!

3. Этюд «Звезда».

Дети становятся в круг, вытянув руки – лучи в сторону, ноги на ширине плеч (Выбирается белая звездочка). Белая звездочка сидит на корточках, опустив голову, а потом постепенно рождается, выпрямляясь, «расправляя» лучики и оглядываясь. Дети по очереди касаются звездочки руками (легко, нежно).

Так все звезды обрадовались этому чуду, что окружили они звездочку и вытянули свои длинные яркие лучи так, что осветили все небо сразу! Но вот однажды на поляну прилетел страшный черный колдун! Он любил делать людям всякие гадости, а в свободное от гадостей время любил гасить звезды! Увидели звезды такую беду и стали пускать в него свои лучи, но колдун только отмахнулся - разве напугаешь его этим? Но только он собрался погасить все звезды на этой поляне, как вдруг вперед вылетела странная разноцветная звезда. Колдун даже отшатнулся:

Ой, Это что за чудо-юдо?

Это я, разноцветная звезда!

А что ты умеешь, разноцветная звезда?

Я все умею! – гордо крикнула наша звездочка.

Все-все? – усмехнулся колдун. – Что ж, сейчас ты ничего не будешь уметь и вообще погаснешь!

И только он набрал воздуха, чтобы погасить храбрую звездочку, как она собрала все свои яркие разноцветные лучи и направила их прямо в его злое лицо! Тут налетели и другие звезды, и стали пускать в него самые яркие лучи! Со всех ног бросился бежать с этой поляны колдун и больше никогда здесь не появлялся! А звезды от радости закружились, разлетелись по всей поляне и захлопали своими лучами, а наша разноцветная звезда светилась в самой серединке!

Диагностическое рисование «Звездочки».

Ребята, понравилась вам сказка? А сейчас я хочу предложить следующее: «Посмотрите на эти звездочки! (детям раздаются маленькие белые звездочки) Они пока белые как звездочка из сказки. Но вы можете раскрасить их так, как считаете нужным. Помните, это ваша звездочка, и вам решать, какого цвета, и какого качества в ней будет больше! Если для кого-то очень важна смелость, то в звездочке больше будет красного цвета. Если для кого-то более важны ум, красота и доброта, то желтого, синего и зеленого.

Таким образом, у каждого должна оказаться своя уникальная и неповторимая в своей «разноцветности» звезда.

Ну а теперь пора возвращаться обратно.

Заключительный этап.

- Закройте глаза и слушайте перезвон колокольчиков. Молодцы, ребята! Открывайте глаза мы снова в детском саду.

ЦЕЛЬ: воспитание добрых чувств, уверенности в себе, формирование мотиваций деятельности, снятие эмоционально-психического напряжения.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Минутка вхождения в сказку «Ракушка».

Ребята, посмотрите, что у меня в руках. Эта ракушка поднялась с морского дна специально для того, чтобы подарить волшебную силу для погружения в сказку. Ракушку нужно приложить к уху и тихо слушать, как ваше тело наполняется шумом моря и сказочной силой. Как только раздается тихий звон, ракушку следует передать другому ребенку, а самому сесть в позу расслабления. Ну вот, мы с вами и в сказке.

« Жила когда-то женщина, и были у нее две дочери. Старшая, похожая на мать: то же лицо, тот же характер. Обе и старшая дочь и мать были до того злы и грубы, что знакомые держались от них подальше.

2. Тренинг эмоций «Злюка».

Детям предлагается с помощью мимики и пантомимики изобразить «злюку».

А младшая была добрая, приветливая, да к тому же и красавица.

3. Упражнение «Кляксы».

Детям предлагаются цветные кляксы: светлые, яркие и темные. Задача детей увидеть в них изображение, напоминающее злого и доброго персонажа и дорисовать его.

« Мать любила старшую дочь, и терпеть не могла младшую. Она заставляла ее работать с утра до ночи. Каждый день она ходила к источнику с огромным кувшином за водой. Однажды, когда девушка набирала воду к ней подошла бедная женщина и попросила попить воды.

Пейте, на здоровье, - сказала девушка. Она зачерпнула воды и подала женщине. Женщина отпила несколько глотков и сказала:

Ты очень добра, и мне хочется подарить тебе что-нибудь на память. (А это была фея, которая приняла вид бедной женщины, чтобы посмотреть, на самом ли деле девушка так добра). Вот, что я тебе подарю: Пусть каждое слово, которое ты произнесешь, упадет с твоих уст прекрасным цветком. Прощай.

4. Изотерапия «Волшебные цветы».

Детям предлагается стать волшебниками и оживить цветы. На контурном изображении цветов дети должны нарисовать лицо и раскрасить.

« Когда девушка пришла домой, мать стала ее ругать, за то, что ее так долго не было. Едва девушка проронила слово, как с ее губ упало несколько роз.

Смотри-ка, сказала мать, что с тобой приключилось? Девушка все рассказала, что с ней случилось у источника. « Ну, если так,- сказала мать, то надо послать к источнику и старшую дочь».

Ну вот, еще - сказала дочь, охота мне тащиться в такую даль.

Иди, я хочу, чтобы ты пошла! Сию же минуту!

Девушка послушалась и пошла. Едва она подошла к источнику, к ней навстречу вышла нарядно одетая дама (это была та же фея), и попросила глоток воды.

Я, что пришла сюда, чтобы дать вам напиться, - дерзко ответила девушка. А в прочем мне все равно, пейте…

Не очень то вы любезны,- сказала спокойно фея. Ну что ж, какова услуга, такова и награда. С сегодняшнего дня, каждое твое слово, будет превращаться в жабу или змею. Прощай!

5. Телесно-ориентировочное упражнение

«Жаба и змея».

Детям предлагается по сигналу превратиться в «змею» или «жабу»(поползать или попрыгать). Один хлопок - в змею; Два - в жабу.

« Как только девушка вернулась, мать кинулась навстречу:

Ну, как, доченька?

А вот, так матушка! - буркнула в ответ дочка, и в тоже мгновение две гадюки и жаба плюхнулись на пол.

Да, за что это, такое? Это сестра твоя во всем виновата! И кинулась с кулаками на младшую дочь. Бедняжка в страхе бросилась бежать и укрылась в соседнем лесу.

ответы детей )

« Там встретил ее молодой принц, он заметил, что с каждым словом девушка роняет из уст цветок. Он изумился и попросил рассказать, что это за чудо. Девушка рассказала ему свою историю. Королевский сын влюбился в нее и женился»

6. Заключительный этап.

- Ребята, понравилась вам сказка? А в чем смысл этой сказки? Доброта всегда вознаграждается, а злоба, недовольство - наказываются. Так давайте будем с вами добрее, и будем дарить свою доброту другим людям. И мы непременно за это получим какое-нибудь вознаграждение. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

ЦЕЛЬ: Расширение представлений детей об эмоциях, развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными эмоциональными средствами, развитие умения заботиться о других.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Минутка вхождения в сказку «Волшебный цветок».

- Ребята, у меня в руках «волшебный цветок». Этот цветок умеет переносить людей в сказки. Вы хотите попасть в сказку? Чтобы туда попасть, необходимо получить от него волшебную силу. Посмотрите на цветок, протяните к нему руки и закройте глаза. Вы наполняетесь волшебной силой. Откройте глаза. Вот мы с вами и в сказке.

« Жил – был маленький воробышек. Однажды он не послушался маму, подошел к краю гнезда, высунулся, перевернулся и вывалился из него. Испугался он, хотел обратно залезть в гнездышко, да оно высоко на дереве было. Стал воробушек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог - маленький был. Сел воробушек и громко заплакал.

2. Этюд «Непослушный воробышек» с элементами психогимнастики.

Ребята, давайте представим, что мы маленькие воробушки (руки прижали к себе и попрыгали вокруг себя). Мы находимся в гнезде. Давайте, тихо-тихо, на цыпочках подойдем к краю гнезда, высовываем голову(вытягиваем шею) и прыгаем на землю (падаем на пол). Испугался воробышек (изобразите, как он испугался) и хотел обратно залезть в гнездышко (подпрыгнуть на корточках). Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками машет (бег по кругу, махи руками).

«Проползала мимо змея. Помоги мне, попросил воробышек, я упал из гнезда.

Я бы рада тебе помочь, отвечает змейка, но у меня нет рук, как же я тебя положу в гнездышко? И уползла. Еще больше заплакал воробышек. Прискакала к нему лягушонок. Попрыгал кругом, да чем он поможет?

3. Игра «Лягушки и комары».

А, сейчас, давайте немного поиграем в игру (дети делятся на две команды) . «Лягушки» садятся на мячик и начинают двигаться по ковру и проговаривают.

Все лягушечки с утра

Съесть хотели комара.

Психолог: Комары все улетели

И лягушки их не съели.

(комары в это время разбегаются).

«Услышала плач мама-воробьиха - летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проползала мимо ящерица, попробовала высоко поднять свой хвостик, чтобы воробышек по нему на дерево забрался, но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут.

Ребята, как вы думаете, чем закончилась сказка? (дети придумывают конец).

А на самом деле дело было так:

« Увидели они, что летит аист. Позвали его, совета попросить. Аист подумал-подумал и сказал:

Я знаю, что делать. Нужно позвать ребят, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они вам помогут. Так и решили. Попросили бабочку слетать к ребятам, позвать их на помощь. Бабочка замахала крыльями и полетела. Ребята пришли и посадили воробышка в гнездо. Больше он уже не падал, а когда научился летать, прилетел к ним и весело чирикал возле них - благодарил.

4. Этюд «Спаси птенца».

Ребята, в нашей помощи нуждаются многие. Я предлагаю вам тоже спасти маленького птенца.

«Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенчик. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, приложите к своей груди, дайте ему тепло своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему.

Понравилась вам сказка? Ребята, давайте всегда помогать тем, кто нуждается в нашей помощи, ведь нам с вами тоже может понадобиться чья - то помощь.

5. Заключительный этап.

А сейчас пора возвращаться обратно. Подойдите к нашему волшебному цветку. Посмотрите на него, протяните руки и закройте глаза. Мы наполняемся с вами волшебной силой для возвращения в детский садик.

ЦЕЛЬ: формирование позитивного отношения ребенка своему «Я», отработка позитивного взаимодействия друг с другом, снятие эмоционального напряжения.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1.Минутка вхождения в сказку « Три дороги».

- Ребята, чтобы попасть в сказку, нужно пройти по одной из трех дорог. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силой, которая перенесет вас в сказку. Первая дорога - самая легкая, ровная и гладкая (шарф или кусок ткани). Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (кольца или кусочки ткани). Но эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая. Третья дорога - самая трудная. Она колючая и болезненная (аппликаторы Кузнецова). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две. Хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как наполняетесь волшебной силой. Ну, вот мы и в сказке.

2. Упражнение «Угадай, кого не стало».

Дети, сядьте, пожалуйста, в круг. Замечаете ли вы, когда в группе нет кого-то из детей? Хочу предложить вам игру: один из вас будет прятаться, а остальные отгадывать, кто именно спрятался. Сначала попрошу закрыть всех глаза, и пока никто не видит, тихо подойду из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и накрыться вот этим покрывалом. После того, как он спрячется, я попрошу всех открыть глаза и угадать, кто спрятался.

3. Правила поведения в группе.

- А теперь, давайте установим правила поведения в группе.

* Всегда помните о благодарности - говорите «волшебные слова».

* Помогай друзьям; делись с ними.

* Умейте останавливать друга, если он делает что-то нехорошее.

* Не срывайте злость на других.

* Не ссорьтесь по пустякам.

* Не смейтесь над ошибками других, вы можете ошибиться сами.

* Умеешь сам - помоги товарищу.

Ребята, я думаю не так уж сложно выполнять эти правила.

4. «История про звездочку».

Ну, а сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Она про те времена, когда звезд еще не было на небе. Эта история про Звездочку, которая жила на Земле. Звездочка очень хотела радовать кого-нибудь своим сиянием. Но как ни старалась, на Земле ее никто не замечал. Решила тогда Звездочка обратиться к мудрому волшебнику. Пришла она к нему и спросила: «Почему никто не замечает моего сияния? И никто мне не радуется? Что я должна сделать, чтобы люди могли заметить мой свет?» В ответ она услышала: « Сияние твоей звезды меркнет по сравнению с сиянием Солнца. Если ты хочешь, чтобы свет твоей звезды радовал людей, тебе придется жить на небе и появляться только по ночам. Но там ведь холодно и страшно, ты не боишься этого?» « Я согласна», - ответила Звездочка. Тогда волшебник в награду за ее смелость, желание дарить людям сияние своего света и радость окружил ее множеством других сверкающих звезд. А чтобы память о ней навсегда сохранилась на Земле, он сохранил ее изображение … Попробуйте отгадать где? (в каждом из нас). Каждый человек по-своему ярок, загадочен, интересен.

5. Игра «Большая звезда».

Подойдите все ко мне и образуйте одну большую звезду. Встаньте в круг. Сделайте круг тесным, чтобы, когда каждый из вас протянет руку к центру круга, получилась звезда. Эта звезда очень теплая, потому что она готова дарить свой свет, согревая сиянием своей доброты всех вокруг. Каждый из вас имеет собственный свет, но каждый из вас также принимает и свет других. Все вместе вы составили одну большую звезду, свет которой гораздо ярче, чем свет каждого в отдельности. Почувствуйте рукой, которая направлена в центр круга, тепло этой звезды, а рукой, которая вытянута в другую сторону, - теплый свет, источаемый вашей собственной звездой. А теперь покажите мне, как ваша чудесная большая звезда медленно перемещается по небу (дети передвигаются мелкими шажками под музыку).

А еще волшебник спрятал изображение звездочки в яблоке.

(разрезается яблоко пополам и дети находят звездочку, в виде которой располагаются яблочные зернышки).

Детям предлагается принять от Звездочки и Мудрого старца подарок в виде яблока.

6. Заключительный этап.

- Ну, вот наше занятие подошло к концу. Перед вами три дороги, по которым вы должны пройти, чтобы вернуться в детский сад.

ЦЕЛЬ: Воспитание нравственности, опрятности, формирование адекватных форм поведения, коррекция поведения.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Минутка вхождения в сказку « Волшебный цветок».

Силы на путешествие по сказке нам подарит «Волшебный цветок». Посмотрите на этот цветок очень и очень внимательно и почувствуйте, как его красота и сила переходят в ваше тело: голову, руки. Вот вы наполнились волшебной силой и готовы к путешествию. Дети садятся в позу расслабления.

2. «История про мыло».

«Давным-давно жили на свете только черные люди. Почему? Да потому что тогда еще не было мыла. Люди не мылись и ходили черными и чумазыми. И решили они изобрести мыло. Но мыло у них получилось несовершенным, оно кусалось как горький перец. И когда по утрам умывали им малышей, весь город оглашался плачем и криками. Очень долго люди пытались сделать мыло совершенным, и вот, наконец, создали душистое, нежное. Люди очень радовались и мылись, мылись!

3. Упражнение с элементами массажа «Умывание».

Ребята, давайте представим, что мы только проснулись и пошли умываться:

(дети в кругу)

* вымоем личико (проводят руками по краю лица)

* моем бровки (проводим кончиками пальцев по бровям)

* моем глазки (трогаем кончиками пальцев веки, проводим указательным пальцем вокруг глаз, поморгаем глазками).

* моем носик (проводим указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз).

* моем ушки (поглаживаем ушки).

4. Упражнение « Мыльные пузыри».

Давайте представим, что мы надуваем мыльные пузыри.

Увидела эту пену одна девочка и нырнула в корыто. Вдруг корыто поднялось высоко в небо, и ветер унес его в незнакомую страну. В этой стране еще не было мыла, и люди ходили грязными. Там всегда было темно, потому что солнышко не светило. Но когда люди увидели такую чистую девочку, то очень удивились и сделали ее своей принцессой. Принцесса сразу же издала указ, об открытии мыльных фабрик. Вы думаете все стали мыться? Нет, еще попадались дети, которые не хотели мыться до чиста, микробы прятались у них под ногтями, и даже заползали в немытые уши. Дети очень злились и были грубыми. Тогда принцесса запретила продавать мороженое детям с грязными руками. Но дети очень любили мороженое и стали мыться по утрам и вечерам, перестали упрямиться и грубить. И солнышко снова выглянуло из-за тучки. Кругом стало светло и весело.

5. Этюд «Солнечный зайчик».

Посмотрите, солнечный зайчик заглянул и к нам в глаза. Закройте их. Побежал дальше по лицу, по рукам, по ногам, попробуйте его поймать и подружиться с ним. Улыбнитесь ему.

«Так мыло покоряло страну за страной, но все-таки… слишком медленно. И так принцесса садилась в свое корыто, полное мыльных пузырей, и говорила: «О, ветер, ветер! Отнеси меня туда, где еще есть дети, которые не хотят умываться. Я не знаю, сыщет ли у нас принцесса детей, не любящих мыла? Я думаю, нет.

6. Заключительный этап.

Ну, вот наше занятие и подошло к концу. Подойдите к «волшебному цветку», пора возвращаться в садик.

Цель. Развитие способностей чувствовать эмоциональное состояние другого человека, закрепление правил доброжелательного поведения; развитие навыков взаимодействия со сверстниками.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Минутка вхождения в сказку «Волшебный камешек».

Здравствуйте, ребята! Хотите попасть в сказку? Расслабьтесь, положите руки на бедра, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на ладошку ляжет волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: теплый или прохладный, крупный или мелкий, гладкий или шершавый? Приготовились?» Дети не открывают глаза и не двигаются, говорят о своих ощущениях. Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу перенесли в сказку!

«Давным-давно жили в лесу три маленьких птички - зеленая, красная и желтая. Им было очень весело, целыми днями они порхали с ветки на ветку, играли да плясали. Но вот однажды пошел сильный дождик. Промокли птички и стали искать, где бы им укрыться».

2. Игра «Солнышко и дождик».

Ребята, давайте поиграем. Когда я буду говорить «солнышко», вы будете гулять, играть, а если я говорю «дождик», вы садитесь в круг и делаете домик над головой. Молодцы!

«Прилетели птички к елочке и говорят:

Укрой нас, елочка, под своими ветвями. А елочка отвечает:

Я укрою только зеленую птичку, а вы ищите себе другое укрытие. А зеленая птичка говорит:

Раз ты моих сестер не хочешь укрыть, то и я не останусь у тебя. И полетели они дальше. А дождик льет и льет. Промокли перышки у птичек. Наконец, подлетели они к грибу – мухомору и говорят:

Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли.

Гриб-мухомор отвечает:

Я укрою только красную птичку, мне только этот цвет нравится, а зеленая и желтая пусть себе ищут другое место. Красная птичка ему и говорит:

Я никогда не останусь одна без своих сестриц. Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть. Обиделись маленькие птички на лесных жителей и помчались в поле. И увидели целое поле желтых подсолнухов. Обрадовались птички и все вместе обратились к подсолнухам:

Укройте нас от дождя, мы уже совсем не можем летать, наши крылышки совершенно промокли и сами мы очень замерзли. Закивали подсолнухи и спрятали птичек за свои большие желтые головки, напоминающие маленькие солнышки».

3. Коммуникативное упражнение «Неожиданные картинки».

А сейчас, давайте немного отвлечемся. Дети садятся в круг и получают листы бумаги и карандаши. По моей команде вы начинаете рисовать какую-нибудь картинку, затем по следующей команде, передаете ее соседу справа, а получаете от соседа слева недорисованную картинку и продолжаете ее рисовать. Передача продолжается, пока не сделаете полный круг.

4. Этюд «Солнечный зайчик».

Ребята солнечный зайчик и заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Погладьте его ладонями на лбу, носу, ротике, щечке, шее, руках, ногах. Улыбнитесь ему.

«Высушили свои крылышки птички, согрелись, стали опять играть и плясать. Высоко в небе раздавались веселые песни - это птички благодарили подсолнухи за помощь в беде. Настал вечер, и птички легли спать». Что с ними дальше было, не знаю. Только знаю, что дружба - в любом деле опора!

Понравилась вам сказка? А с вами было такое, что вы отказывали кому-то в помощи. Помните, ребята, нужно быть дружными, помогать всем, кто нуждается в помощи, ведь тогда и нам помогут, если она нам понадобится.

5. Заключительный этап.

А сейчас нам пора возвращаться. Закрывайте глаза, и почувствуйте прикосновение волшебных камешков. Ну, вот мы снова в детском саду.

ЦЕЛЬ : Закрепление правил доброжелательного поведения, развитие навыков взаимодействия со сверстниками.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Минутка вхождения в сказку «Прикосновение Феи».

Здравствуйте, ребята! Хотите в сказку? Закройте глаза и ждите прикосновения феи. Тот до кого она дотронется, сразу садиться на пол и ждет начала сказки. К нам в гости пришла сказка, которая живет в кармане у каждого ребенка. Психолог неожиданно находит у себя в кармане блесточку.

2. Сказка о жадном кармашке.

Аленка очень расстроилась. И решила никогда больше не слушаться советов жадных кармашков. А мама, когда пришла домой, отпорола кармашек, а на него место пришила красивый шелковый цветочек.

3. Беседа «Что такое жадность и кого можно назвать жадным?»

Ребята, понравилась вам сказка? Хороший был кармашек? А кого можно назвать жадным? Хорошо быть таким как кармашек? А если бы вы были на месте Аленки, вы бы послушали жадный кармашек? Что бы вы ему сказали?

4. Упражнение-тренинг « Подели игрушки».

А сейчас давайте немного поиграем. Каждому ребенку предлагается 5 красивых игрушек, которые ему нужно разделить:

Себе и другу.

Себе и другим детям.

Себе и брату или сестре. Как вы будете их делать?

5. Окончание занятия.

Ребята, закройте глаза и ждите прикосновения феи, нам пора возвращаться в садик.


Тема: “Путешествие в сказочную страну”

Для проведения занятия психологу необходимо подготовить:

  • Кабинет превратить в “Сказочную страну” (повесить на стену панно со сказочным сюжетом, накрыть стол и действующие игрушки блестящей тканью, расставить детские стульчики по кругу и т.п.).
  • Сказочный костюм (плащ или накидку).
  • Сказочные атрибуты (волшебная палочка, волшебный туннель, блестящий клубок, волшебный цветок или другие от сценария занятия).
  • “Волшебный туннель”, “Волшебный цветок” - для входа и выхода из Сказочной страны.

Цель занятия:

  • Развитие внимания и восприятия.
  • Совершенствование навыков монологической и диалогической речи.
  • Развитие мимики и пантомимики.
  • Развитие фантазии и воображения.
  • Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно – следственных связей.
  • Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
  • Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений.

Диагностические моменты:

  • Характеристика речевых особенностей (словарного запаса, грамматического строя, дикции, интонационной выразительности).
  • Наблюдение за детьми при инсценировке сказок (активность, эмоциональность, чувственность мимики и движения).
  • Определение характера творческого взаимодействия детей в процессе занятия.
  • Оценка эмоциональной сферы каждого ребенка.

Оборудование:

  • “Волшебный туннель”;
  • Текст сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”;
  • “Волшебный цветок”;
  • Костюмы детей для инсценировки сказки “Красная Шапочка”.

Ход занятия

Приветствие. Вход в “Сказочную страну” через “Волшебный туннель”.

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.

Психолог рассказывает сказку “Красная Шапочка”, используя приём сказкотерапии: замену героев и хода событий:

“Жила-была Желтая Шапочка…”

Психолог делает паузу – ждёт, когда дети исправят ошибку:

“Не Желтая Шапочка, а Красная Шапочка”.

“Собралась она и пошла к папе в другую деревню… Идет Желтая Шапочка по лесу, а навстречу ей медведь…

Здравствуй, Желтая Шапочка, куда ты идешь? – спрашивает Медведь…

Иду я к сестричке, она меня ждет, отвечает девочка…

А сколько лет твоей сестричке?

Пять лет, - говорит Желтая Шапочка.

А далеко живет твоя сестричка? – спрашивает Медведь…

Она живет в пятиэтажном доме, в квартире 32, - отвечает Желтая Шапочка…”. И т.д.

Психолог предлагает детям инсценировать “правильный” вариант сказки “Красная Шапочка” с помощью самих детей.

Психолог просит детей сесть на стульчики, двоим детям предлагает проиграть минисценку из мультфильма “А просто так”:

“Маленький песик гулял по лесу. Вдруг он увидел, что навстречу ему идет лисенок с огромным букетом цветов. Лисенок, напевая песенку, подошел к песику подарил ему букет. Удивился песик и спросил лисенка: - А за что?

Да просто так, - ответил Лисенок и побежал дальше. Постоял песик, посмотрел на букет и начал танцевать. Он был очень рад”.

Ребята, вам, конечно, знакомо чувство радости. Верно? Давайте закончим предложение. “Чувство радости – это когда…”.

Дети по очереди заканчивают предложение и высказываются столько раз, сколько захотят.

Психолог просит детей выполнить рисунки, которые передают чувства радости. Каждый ребенок рассказывает про свой рисунок.

Психолог просит подойти детей к “Волшебному цветку”:

“В нашей волшебной стране есть “Волшебный цветок”. Это подарок одной доброй и мудрой Феи. Когда к Волшебному цветку подходит добрый ребенок и подставит свою ладонь к цветку, то цветок делится с ним своим теплом и передает ему часть своей волшебной силы. Если подойти к цветку, протянуть руки над ним, но не дотрагиваться до цветка, закрыть глаза, то можно превратиться, в кого пожелаешь.

Сейчас мы тихонько подойдем к “Волшебному цветку, встанем вокруг него так, чтобы не мешать друг другу, протянем руки, закроем глаза и превратимся в тех сказочных героев, о которых будем думать”.

Дети встают вокруг цветка и закрывают глаза, держат над цветком свои ладони, психолог даёт установку: “Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок дает нам силу. И мы превращаемся в сказочных героев. Кто уже превратился может открыть глаза. Теперь начинайте двигаться как тот герой, в которого вы превратились. Все превратились, давайте знакомиться…”.

Все садятся на стульчики.

Психолог подводит итог занятия: Наше занятие заканчивается. Вы сегодня узнали и увидели много интересного. Расскажите, что вам понравилось и запомнилось больше всего.

Прощание. Выход из “Волшебной страны” через “Сказочный туннель”.

Использованная литература

  1. Шарохина Л.В. Коррекционно-развивающие занятии в старшей группе. – М.: Книголюб, 2004.-64с. (Психологическая служба)
  2. Е.А.Алябьева Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.-96с.
  3. Т.В. Бавина, Е.И. Агаркова Детские страхи: Решение проблемы в условиях детского сада: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 64с. (Растем здоровыми)
  4. А.Ю. Татаринцева, М.Ю. Григорчук Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. СПб.: Речь, 2007.218с.

Оксана Зырянова

Программное содержание :

1. Развить у детей творческое мышление и воображение, т. е. обучить находить оригинальные, свободные от стереотипов решения различных задач, достигать результата с радостью. Учить понимать первопричину и последствия ситуаций.

2. Раскрепостить детей , создать благоприятный эмоциональный фон занятия .

3. Развить память, внимание, умение слушать другого.

4. Стабилизировать психические процессы, освободить от внутреннего напряжения.

5. Продолжить знакомство детей с чувствами , для этого подключить анализаторы :

Слуховой (звуки, сопровождающие чувства ) ;

Обонятельный (чем пахнет, приятный запах или нет) ;

Вкусовой (какой вкус приносит с собой (горечь, сладость, кислоту) ;

Тактильно-кинестетический анализатор (какие совершает движения, какие танцы танцует) .

6. Совершенствовать вербальный язык.

7. Исследовать психоэмоциональное состояние ребёнка.

8. Совершенствовать мелкую моторику рук.

9. Учить находить адекватное телесное выражение эмоций, учить владеть своим телом.

10. Установить положительные эмоциональные связи между детьми в группе.

Материалы :

«Волшебный цветок » - изображение плоскостное; шапочки - маски зайчика, лисы, волка; «волшебная палочка » ; листы бумаги с изображением домиков : «Радость, Веселье, Страх , Обида» на кол- во детей ; карандаши; проектор; музыка.

Ход занятия:

Приветствие.

Педагог : - Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернётся к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа…

Вхождение в Волшебную страну .

Педагог : «В Волшебной стране есть цветок , его подарила одна добрая и мудрая Фея. Если к нему подходит добрый человек, цветок начинает светиться и передаёт часть волшебной силы тому , кто протянет к нему руки.

Если подойти к этому цветку и протянуть над ним руки, можно превратиться в кого угодно. В того, кого пожелаешь.

Сейчас мы тихонечко подойдём к Волшебному цветку , встанем вокруг него так, чтобы не мешать, друг другу, и сможем превратиться в того, кого вы задумали».

Перевоплощение детей в сказочных героев .

Встречает их Хозяйка Волшебной страны :

В кого вы превратились? Почему?

Вы хотите попасть на Волшебную поляну сказок ?

Для того чтобы попасть туда, необходимо решить сказочную задачу :

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И была у него царевна - красавица. Всем хороша, да вот беда - ни разу в своей жизни она не улыбнулась и не рассмеялась. И артистов царь приглашал, и фокусников заморских – ничего не помогало».

Как вы думаете, почему не смеялась царевна?

Что можно сделать, чтобы наша царевна рассмеялась?

Мы в сказочной стране , а в ней возможно всё.

Волшебная поляна сказок .

Педагог : «Вот мы с вами очутились на Волшебной поляне сказок . Здесь живёт много сказочных существ .

Это заяц. Какой он? (Маленький, трусливый, белый, ласковый и т. д)

Лиса. Какая она? (Злая, коварная, хитрая, рыжая и т. д)

Волк. Какой он? (Глупый, серый, пушистый, голодный и т. д)

Один ребёнок изображает данного животного, а другие отвечают на вопросы.

Педагог : «На Волшебной поляне , там, куда не каждый мог войти, Добрая Волшебница посадила Волшебные цветы ».

(Дети садятся на корточки) .

Шло время. И вот появились небольшие бутоны (дети складывают руки над головой, изображая бутоны) . Их согревало солнышко, а Добрая Волшебница поливала цветы живой водой. И в один прекрасный день они распустились.

(Дети встают на ноги, раскрывают руки.)

Педагог : «Все обитатели Волшебной поляны приходили посмотреть на них. В них было столько добра и красоты, что они могли дарить радость любому, кто смотрел на них.

А сейчас те, до кого я дотронусь волшебной палочкой из Волшебных цветов , превратятся в наших дорогих, любимых детей .

Дети сидят на ковре.

Педагог : «Где-то далеко, а может быть, совсем близко, есть удивительная страна . Правит этой страной король . У него есть множество слуг и придворных. А так как у нас страна не обыкновенная , а сказочная , то и слуги у него необыкновенные. Этих слуг мы называем-чувства .

Какие чувства - слуги были у короля? (Радость, Грусть, Злость, Страх , Обида) .

Давайте поближе познакомимся со слугой короля по имени Радость. Кто хочет показать нам слугу по имени Радость?»

Выход ребёнка (включить музыку) .

Что любит есть?

Чем любит заниматься?

«Что происходит с королём, когда к нему приходит радость? (Танцует, хлопает в ладоши)

Мы с вами знаем, что король есть у каждого из нас в душе.

Представьте, что к нему пришёл слуга по имени Радость.

Какие звуки он приносит с собой?

Какие запахи?

Часто ли к вам приходит радость?

Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним слугой короля по имени Злость.

Как вы думаете, король зовёт слугу по имени Злость или приходит сама?

Какие звуки приносит с собой?

Какие запахи?

Покажите, что происходит с королём, когда к нему приходит слуга по имени Злость? (Включить музыку) .

Часто ли к вам в гости приходит Злость?

А как вы думаете, какое самое главное чувство живёт в человеке ? Конечно, Любовь!

Давайте приложим руки к сердцу, ведь именно там живёт Любовь.

Чувствуете тепло от своих сердец? Это значит, что любви в ваших сердцах много.

Давайте подарим свою любовь тем, кто находится рядом с нами, а как это сделать - подскажет вам сердце.

Путешествие по стране Чувств продолжается .

Педагог : «Сейчас я вам расскажу ещё одну сказку .

В одной сказочной стране , похожей на ту, в которой мы были, живут разные чувства : Радость, Страх , Веселье, Обида.

Они живут в маленьких цветных домиках, причём каждое чувство живёт в домике определённого цвета. Кто-то живёт в красном домике, кто-то в синем, кто-то в чёрном, кто-то в коричневом.

Каждый день, как только встаёт солнышко, жители Волшебной страны занимаются своими делами.

Но вот однажды случилась беда : на страну налетел ураган . Жители успели спрятаться, а домики спасти не удалось. Ураган закончился, жители вышли из укрытий и увидели, что домики разрушены.

Но слезами горю не поможешь, и стали они восстанавливать свои дома. Дома восстановили, а всю краску унёс ветер.

У вас у каждого есть карандаши, помогите, пожалуйста, жителям раскрасить домики.

Сказочная страна , где жители не умеют разговаривать.

Педагог : «Вы знаете ребята, что эти жители не умеют разговаривать, а общаются друг с другом танцуя.

Представьте себе, как они здороваются. Покажите, как это происходит.

А теперь превращаемся в жителей этой сказочной танцевальной страны и начинаем танцевать.

Сейчас мы танцуем, потому что очень весело. Мы веселимся.

А сейчас танцуем так, как будто грустим.

А сейчас мы на что-то сильно рассердились и танцуем так, как будто очень сердитые. Мы злимся, топаем ногами и машем руками.

Танцуем, как солнечные лучики на лесной полянке.

Как лёгкий ветерок.

Танцуем свободно и легко.

Понравилось вам в сказочной стране ?

Вы настоящие волшебники , потому что, куда бы вы ни приходили, всё вокруг оживало.

А сейчас пора возвращаться домой».

Перевоплощение у Волшебного цветка .

Занятие по сказкотерапии «Колокольчики»

Цель: развитие у детей способностей к сочувствию и сопереживанию; формирование коммуникативных навыков; повышение самооценки, чувства собственной ценности; повышение сплочения группы, профилактика конфликтов.

Ход занятия:

1. Минутка вхождения в сказку «Колокольчики».

Ребята, сегодня, чтобы попасть в сказку, волшебную силу нам дадут колокольчики. Расслабьтесь, закройте глаза и слушайте перезвон. Чем внимательнее вы будете слушать, тем больше силы получите.

«Высоко-высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили-были звезды. Было их очень много и все они были очень красивыми. Люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Такие люди становились храбрыми и отважными. Были и синие звезды - они дарили людям красоту. Тот, кто рождался под светом этой звезды, становился очень красивым. Были на поляне и желтые звезды - они одаривали людей умом. А еще на поляне были зеленые звезды - тот, кто рождался под светом их зеленых лучей, становился очень добрым, видел во всех людях хорошее, помогал им. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но она была абсолютно… белая!

2.Упражнение «Воображаемая звезда».

Сейчас, мы будем передавать их рук в руки звездочку! Но это звезда не простая, а волшебная! У каждого в руках она меняется. Вот, например, у меня в руках она маленькая, вот такая (показываю), а еще она - золотая. А у вас какая? (каждый ребенок описывает свою звездочку, и по возможности, показывает руками ее качества: большая – маленькая, горячая – холодная).

«Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг!

Кто вы? – прошептала звездочка. И звезды стали представляться.

Мы – красные звезды! Мы делаем людей смелыми!

Мы – синие звезды! Мы дарим людям красоту!

Мы – желтые звезды! Мы делаем людей умными!

А мы – зеленые звезды! Мы одариваем людей добрым сердцем!

А ты, какая звезда? Что ты умеешь? Звездочка посмотрела на свои лучи и погрустнела:

А я никакая.. Ничего я не умею. Так расстроилась, что чуть не заплакала».

Ребята, как вы думаете, что сделали звезды? (дети предлагают варианты). Хотите узнать, чем закончилась сказка?

«Каждая звездочка подлетела к белой звездочке, легонько прикоснулась к ней своими цветными лучами, и на ней оставалось разноцветное светящееся пятнышко. А когда к ней прикоснулись все звездочки, она стала… разноцветная!

3. Этюд «Звезда».

Дети становятся в круг, вытянув руки – лучи в сторону, ноги на ширине плеч (Выбирается белая звездочка). Белая звездочка сидит на корточках, опустив голову, а потом постепенно рождается, выпрямляясь, «расправляя» лучики и оглядываясь. Дети по очереди касаются звездочки руками (легко, нежно).

Так все звезды обрадовались этому чуду, что окружили они звездочку и вытянули свои длинные яркие лучи так, что осветили все небо сразу! Но вот однажды на поляну прилетел страшный черный колдун! Он любил делать людям всякие гадости, а в свободное от гадостей время любил гасить звезды! Увидели звезды такую беду и стали пускать в него свои лучи, но колдун только отмахнулся - разве напугаешь его этим? Но только он собрался погасить все звезды на этой поляне, как вдруг вперед вылетела странная разноцветная звезда. Колдун даже отшатнулся:

Ой, Это что за чудо-юдо?

Это я, разноцветная звезда!

А что ты умеешь, разноцветная звезда?

Я все умею! – гордо крикнула наша звездочка.

Все-все? – усмехнулся колдун. – Что ж, сейчас ты ничего не будешь уметь и вообще погаснешь!

И только он набрал воздуха, чтобы погасить храбрую звездочку, как она собрала все свои яркие разноцветные лучи и направила их прямо в его злое лицо! Тут налетели и другие звезды, и стали пускать в него самые яркие лучи! Со всех ног бросился бежать с этой поляны колдун и больше никогда здесь не появлялся! А звезды от радости закружились, разлетелись по всей поляне и захлопали своими лучами, а наша разноцветная звезда светилась в самой серединке!

Диагностическое рисование «Звездочки».

Ребята, понравилась вам сказка? А сейчас я хочу предложить следующее: «Посмотрите на эти звездочки! (детям раздаются маленькие белые звездочки) Они пока белые как звездочка из сказки. Но вы можете раскрасить их так, как считаете нужным. Помните, это ваша звездочка, и вам решать, какого цвета, и какого качества в ней будет больше! Если для кого-то очень важна смелость, то в звездочке больше будет красного цвета. Если для кого-то более важны ум, красота и доброта, то желтого, синего и зеленого. Таким образом, у каждого должна оказаться своя уникальная и неповторимая в своей «разноцветности» звезда. Заключительный этап. Закройте глаза и слушайте перезвон колокольчиков.