Фгос- формы работы с родителями
В соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса: участвуют в разработке и реализации программы, в мероприятиях детского сада, проектной деятельности, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка. Для реализации этих требований необходимо построение системы взаимоотношений «дети – родители – педагоги», которая будет эффективно работать для реализации задач, стоящих перед каждой конкретной дошкольной образовательной организацией.
Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. В соответствии с этим необходимо выстраивать отношения с родителями, основанные на взаимодействии и сотрудничестве.
Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.
Основные направления взаимодействия с родителями
- Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи.
- Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия.
- Совместная деятельность педагогов и родителей в образовательном процессе.
Построение системы взаимодействия с родителями, основанной на принципах федерального государственного стандарта, полноценное решение поставленных задач возможно лишь при условии грамотного педагогического подхода. Формирование педагогических компетенций во взаимодействии с родителями наиболее эффективно осуществляется в рамках методического объединения педагогов.
Методическое объединение, как правило, включает педагогов с различным опытом работы, своим видением поставленной проблемы и методами её решения, находками в педагогической деятельности. Это предоставляет широкие возможности для обмена опытом. В то же время теоретические, научные подходы, на которых базируется ФГОС, так же важны для изучения. Поэтому, положив в основу деятельности МО рассмотрение основных направлений взаимодействия с родителями, использовали разнообразные формы работы с педагогами, направленные на развитие и повышение творческого потенциала.
«Педагогический класс» – изучение теоретических и методических аспектов проблемы. Здесь в форме презентаций, лекций, деловых бесед педагоги знакомятся с методологическими основами проблемы.
«Педагогическая мастерская» – включает практическую деятельность педагогов. Это работа в творческих группах, аналитическая деятельность, дискуссии, где педагоги могут на практике применить имеющийся опыт, высказать точку зрения. В каждое занятие в этой части включаются игровые упражнения и тренинги, которые педагоги в дальнейшем могут использовать при проведении различных форм работы с родителями. (Некоторые из используемых игр представлены ниже).
«Педагогическая гостиная» – предполагает обмен опытом работы. Это и презентации из опыта работы, фрагменты открытых мероприятий, обмен опытом в ходе круглого стола. Открытые мероприятия с родителями могут быть вынесены в отдельное мероприятие.
«Педагогическая копилка» – накопление банка материалов. За время работы собран и разработан практический материал – это буклеты, сценарии мероприятий, тематические папки, сборник игр, методические рекомендации, которые педагоги в дальнейшем используют в работе.
Такое построение занятий позволяет разнообразить деятельность педагогов, активизировать каждого, дает возможность проявить себя, высказать свое мнение.
В план деятельности методического объединения включается занятие, которое проводит педагог – психолог. Психологическое сопровождение деятельности МО создает условие для динамики личностной активности его участников и обеспечивает достижение поставленных целей. Выдвинутая проблема рассматривается с точки зрения психологии, даются практические рекомендации. Например, педагог – психолог совместно с педагогами выделили трудности в общении, которые складываются между воспитателями и родителями, их причины и возможности преодоления этих трудностей.
План работы методического объединения «Взаимодействие с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
- Познакомиться с новыми подходами к взаимодействию детского сада и семьи в контексте ФГОС;
- Расширить, обобщить знания педагогов о формах, методах, содержании работы с родителями по различным направлениям детской деятельности в ходе реализации образовательной программы;
- Активизировать деятельность педагогов по обобщению, распространению и внедрению в практику работы эффективного педагогического опыта взаимодействия с родителями.
Тема, содержание работы | Способы организации | |
|
|
|
Тема: Построение взаимоотношений с родителями в современном образовательном пространстве . Трудности во взаимоотношениях с родителями, пути их преодоления – педагог-психолог |
|
|
Тема: Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи 1 часть . «Педагогический класс».
2 часть. «Педагогическая мастерская» –
3 часть. «Педагогическая гостиная» –
4 часть
|
лекция, презентация работа в группах практическая деятельность коллективная деятельность комплектование папки |
|
Тема: Информационно – просветительское обеспечение взаимодействия с родителями 1 часть . «Педагогический класс»
2 часть. «Педагогическая мастерская»
3 часть. «Педагогическая гостиная»
4 часть . «Педагогическая копилка» – банк материалов
|
презентация, коллективная деятельность дискуссия |
|
Тема: Совместная деятельность детского сада и семьи в образовательном процессе, активные формы взаимодействия. 1 часть . «Педагогический класс»
2 часть. «Педагогическая мастерская»
3 часть. Педагогическая гостиная
4 часть. «Педагогическая копилка»
|
презентация презентации Совместная деятельность Анализ работы |
Беседа-интервью «Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО»
- Самый часто задаваемый родителями вопрос?
- Назовите наиболее интересное и запоминающиеся мероприятие с родителями?
- Самый смешной диалог с родителями (можно с участием детей)?
- Мудрое изречение родителей о воспитании детей (поступок)?
- Ваш педагогический совет – пожелание родителям?
Предлагаю различные игры и тренинги, которые были использованы в практической части «педагогическая мастерская». , , , .
«Алфавит»
Педагогам предлагается на экране алфавит, на каждую букву назвать форму работы с родителями (традиционную, нетрадиционную) или слова, которые могли бы войти в глоссарий по теме «Взаимодействие с родителями»
Тренинг «Конкурс хвастунов»
Педагоги садятся в круг.
Сегодня мы проведём конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться надо не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно – иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какие достоинства у него есть, чем он может понравиться другим.
Игра «Бантики»
Цель: помочь анализировать свои личностные качества как родителя.
Для игры необходимо дерево и 2 вида бантиков – синие и красные.
Каждый из участников выступает в роли «родителя». На дерево поочередно прикрепляет бантики и говорит:
- красный бантик – за что я могу себя похвалить, как родителя
- синий бантик – какие недостатки вижу в себе, как родителе.
Н-р, «Прикрепляю красный бант, т.к. внимательно выслушиваю ребенка, а синий – часто ругаюсь».
Игра «Если бы я был ребенком»
Педагогам предлагается представить себя ребенком.
– Ваше самое большое желание (осуществленное/ неосуществленное) в детстве?
– Если бы вы были ребенком сегодня, что бы вы сделали?
Игра «Круг»
Цель: раскрыть эмоциональные ощущения от негативных установок, транслируемых взрослыми детям.
Участники делятся на 2 группы.
1 группа сидит на стульях, образуя круг, лицом друг к другу. За их спинами встают игроки второй группы. Они высказывают негативные установки игрокам 1 группы «Лентяй, ты опять не убрал свои игрушки» и т.д.
Вед: Что вы почувствовали?
Принцип №1 общения – «Говорить нужно о ситуации, а не о личности»
Сказать то же самое, но наоборот. К каждому негативному высказыванию подобрать позитивное.
Принцип №2 Использование принципа «Я сообщение»
Принцип №3 «Хвалить следует поступки, а не характер»
Упражнение «Вырази сочувствие»
Давайте потренируемся слушать и слышать своего ребенка. Я буду предлагать различные ситуации, а вы будете активно слушать и выражать сочувствие. .. решать проблему
«Я упал и у меня болит нога»
«Учили стихотворение, а я его не запомнил»
«Сашка меня сегодня обозвал обидным словом. Я плакала»
"Точка зрения"
Педагоги разбиваются по парам. Им задается тема общения, но один из них отстаивает одну точку зрения ("за"), другой – противоположную ("против").
Задача – склонить оппонента к своей точке зрения по определенной проблеме. Возможные темы:
– "Папа учит давать сдачу/ педагог учит конструктивным способам взаимодействия";
– "Вы предвзято относитесь к моему ребенку",/педагог дает рекомендации по коррекции поведения ребенка;
– "Вы никогда не даете роли в утренниках и праздниках моему ребенку, он что, самый не способный?" -/ ребенок на самом деле не справится.
Анализ: фактически идет работа с возражениями.
– Кто с удовлетворением принимает изменение своей точки зрения? Никто.
– Какие приемы позволяют сделать этот процесс более "гладким".
Упражнение «Кто эта маска?»
Цель: развитие умения производить впечатление в соответствии с выбранным образом, восприятие образа.
Педагоги делятся на 2 группы, им предлагается разыграть образы родителей, одни выполняют роль зрителей (их задача – разгадать образ), другие – актёров (их задача: создать понятный образ). В качестве образов для инсценировки предлагаются варианты:
Анализ упражнения
- Что было для Вас проще: создать образ или угадать его?
- Появились ли у Вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с наблюдением того или иного образа?
Способны ли Вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнёра по общению?
Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Педагогам предлагается в группах по 3-4 человека создать обобщённый портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.
Анализ упражнения
- Какие эмоции вы испытали, создавая портрет родителя, с которым вам неприятно вступать в контакт? какие качества вы отразили в этом портрете? Были ли у вас в практике такие родители?
- Что вы чувствовали при создании портрета родителя, с которым вам приятно общаться? Есть ли в вашей группе такие родители?
- Как вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые вам неприятны.
Литература:
- Взаимодействие семьи и ДОУ/ сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина, – Волгоград: 2014.
- Зверева О. Л., Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». – М.: изд. Творческий центр «Сфера», 2005 .
- Козлова А.В., Дешулина Р.П. Работа ДОУ с семьей, М., ТЦ «Сфера», 2005.
- Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей, М., Издательство «Скрипторий», 2008.
- Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги автор-составитель Ельцова О.М., – Волгоград: Учитель, 2011.
- Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду, – М.: Айрис-пресс, 2009.
- Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, – СПб: Детство-пресс, 2013.
- Социальное партнёрство детского сада с родителями: сборник материалов/ сост. Т.В. Цветкова, – М.: ТЦ «Сфера», 2013.
Взаимодействие детского сада с семьей в соответствии с ФГОС ДО
Для всестороннего развития личности ребёнка необходимо взаимодействие двух важных институтов социализации детей - семьи и детского сада .
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями . Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 ФЗ, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
На сегодняшний день, в рамках реализации ФГОС ДО для педагогов дошкольного образования в данном направлении работы один выход : включение родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом и изменение ценностного отношения сотрудников детского сада к семье .
Цель педагогов - создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ , сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи . Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей является одной из главных задач ФГОС ДО . В связи с этим, с целью создания партнерских отношений « семья - детский сад » , возникает необходимость по иному взглянуть на проблему взаимодействия ДОУ с родителями .
В соответствии с ФГОС ДОУ обязано :
информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье , но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи ;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Задача детского сада :
привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, оказать ей педагогическую помощь;
учитывать дифференцированный подход к каждой семье , учитывать социальный статус и микроклимат семьи , а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей;
создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ , сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.
Задачи педагогов : обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи , повысить компетентность родителей, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей .
Цели и задачи семьи и детского сада совпадают , обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат : здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.
Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО :
Познавательное направление - направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает : общие и групповые собрания, консультации, семинары, индивидуальные беседы. Выставки детских работ и поделок , изготовленных вместе с родителями. Участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов. Совместные экскурсии, пешие прогулки, походы. Открытые занятия, мастер-классы, совместное создание предметно-развивающей среды.
Открытые просмотры очень много дают родителям : они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной. Сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия.
Информационно-аналитическое направление - направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности, позволяет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной. Начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду .
По данному направлению можно проводить : анкетирование, тестирование, личные беседы. Все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы) . Содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей, его необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет.
Досуговое направление - это направление самое привлекательное, востребованное, полезное. Оно призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества. Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет .
По данному направлению можно организовать : праздники, развлечения, празднование дней рождения, выставки, конкурсы к традиционным праздникам, дни добрых дел и многое другое.
Организация взаимодействия с семьей - работа трудная , не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье .
Изложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы ( детский сад и семья ) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка. И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге» , то постепенно даст определенные результаты : родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя, тем самым создастся атмосфера взаимоуважения . А позиция родителей
как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.
Детский сад - первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.
Коллективные формы:
Конференции;
Круглые столы;
Индивидуальные формы:
Заочные консультации - ящик (конверт) для вопросов родителей;
Посещение семьи ребенка;
Записи бесед с детьми;
Фотографии;
Выставки детских работ;
В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих перемен - это изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Тематические выставки;
Консультации специалистов;
Почта и телефон доверия;
Конкурс семейных талантов;
Контрольные для родителей;
Портфолио семейного успеха;
Родительская гостиная.
Это
Учет индивидуальности ребенка
воспитании ребенка,
У
В .
В
Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, навыки и педагогические достижения.
Просмотр содержимого документа
«ФГОС- формы работы с родителями.»
Формы взаимодействия ДОУ и семьи,
изменение форм взаимодействия с родителями
в соответствии с требованиями ФГОС.
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Условно их можно разделить на следующие группы: индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные.
Коллективные формы:
Родительские собрания (общие, групповые) - форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи;
Конференции;
Круглые столы;
Экскурсии по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ.
Индивидуальные формы:
Педагогические беседы с родителями;
Тематические консультации (проводятся специалистами);
Заочные консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей;
Посещение семьи ребенка;
Переписка с родителями, индивидуальные памятки.
Наглядно-информационные формы:
Записи бесед с детьми;
Видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий;
Фотографии;
Выставки детских работ;
Стенды, ширмы, папки-передвижки.
Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.
Индивидуальная форма - одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников, к ним, прежде всего, относятся беседы с родителями, консультации, направленные на педагогическое просвещение.
Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям.
Консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
К коллективным формам относятся родительские собрания (групповые 3-4 раза в год и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые конференции, консультации, «Круглые столы» и др.
Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить и лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. В то же время, собрания, как общие, так и групповые оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это также дает недостаточный результат.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. К ним относятся родительские уголки, тематические выставки стенды, ширмы, папки-передвижки, которые знакомят родителей с условиями, задачами,
Таким образом, анализ традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам. При добросовестном выполнении они полезны и необходимы до сих пор. В то же время, следует отметить, что в современных условиях эти формы работы больших результатов не дает, т.к. невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое кажется необходимым им, запрос от родителей идет редко. Наглядная пропаганда, чаще всего, оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы. Посещение же семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей.
В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих перемен – это изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.
Новые задачи диктуют и новые формы взаимодействия с родителями:
- «Круглый стол» по любой теме;
Собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;
Интервью с родителями и детьми на определенные темы;
Тематические выставки;
Консультации специалистов;
Устный журнал для родителей;
Семейные спортивные встречи;
Почта и телефон доверия;
Конкурс семейных талантов;
Семейные проекты «Наша родословная»;
Интеллектуальные ринги для детей и родителей;
Контрольные для родителей;
Аукцион секретов воспитания;
Портфолио семейного успеха;
Родительская гостиная.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны.
Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.
Учет индивидуальности ребенка . Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.
Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
В озможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье .
В озможность учета типа семьи и стиля семейных отношений , что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.
Важные моменты:
Все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;
Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, навыки и педагогические достижения.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому, начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Взаимодействие детского сада и семьи – одно из главных направлений педагогического процесса. В настоящее время в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольное образование должно быть нацелено на главный результат – социализацию ребенка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха. Одним из условий необходимых для создания социальной ситуации развития ребенка является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов развития, воспитания и социализации дошкольников.
Конец XX начало XXI столетия отмечены в России повышением интереса специалистов различного профиля к проблемам современной семьи. Внимание ученых объясняется не только профессиональной проблематикой, но и появлением значительных трудностей в развитии института семьи, в частности нарушением детски – родительских отношений.
Современный этап развития дошкольного образования предполагает тесное взаимодействие двух воспитательных институтов – семьи и дошкольного учреждения – с целью разностороннего развития личности ребенка с учетом его возможностей и способностей. Малыш учится только у тех, кого любит, кому доверяет, кто для него авторитетен. А это значит, что именно родители являются его самыми лучшими воспитателями.
Актуальными являются слова Л.А. Никитиной о необходимости сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединял их друг с другом, давал возможности для их богатого и тонкого общения и взаимодействия.
Признание приоритета семейного воспитания определяется, на наш взгляд, сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью отношений семьи и детского сада. Планируя работу с родителями, мы решаем следующие задачи:
1. Помочь родителям справляться с проблемами, возникающими при воспитании детей, лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
2.Обучить родителей играм, упражнениям, развивающим познавательные процессы у детей и их эмоциональную сферу.
3.Научить родителей прислушиваться к своим детям, их чувствам, помочь установить доверительные отношения с ребенком.
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе необходимо для развития их собственного ребенка. Семья и детский сад, имея особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установления доверительных, партнерских отношений между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.
В нашем детском саду педагогическое просвещение родителей начинается с момента поступления ребенка в детский сад. Каждый педагог планирует работу с семьей, включающую наблюдение за характером детско-родительских отношений в момент расставания и встречи с родителями. В родительских уголках на информационных стендах размещены материалы, изучив которые, родители могут повысить свою компетентность в вопросах дошкольной педагогики и психологии.
В направлении «педагог – психолог – родитель» работа осуществляется по следующим направлениям:
- Психологическая профилактика.
- Психологическое просвещение.
- Консультативная деятельность.
Цель данных направлений:
Оказание взаимной помощи в вопросах развития, воспитания и обучения.
Формирование потребностей в психологических знаниях.
Активное участие родителей в жизни ребенка в детском саду и дома поможет им:
Относиться к ребенку как к равному.
Лучше узнать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их.
Установить доверительные отношения с ребенком.
Мы пришли к выводу, что необходимо тесное взаимодействие детского сада и родителей, использование нетрадиционных форм общения. На наш взгляд, эффективными формами работы с родителями являются:
Родительские собрания, на которых родители делятся опытом организации жизни и деятельности детей в семье, показываются фрагменты непосредственно – образовательной деятельности детей,
Организуются выставки детских поделок,
Встречи за «круглым столом», семинары.
Ознакомление родителей с проблемами, возникающими в воспитании детей, проходит в форме индивидуальных консультаций. Активному сотрудничеству семьи и детского сада способствуют совместные мероприятия: Дни открытых дверей, участие в конкурсах, мастер классы, как нетрадиционная форма взаимодействия с семьей. Для нашего детского сада это новая, нетрадиционная форма работы с родителями.
Мастер – класс для родителей был выбран нами не случайно, т.к. именно это – одна из форм, которая помогает решать задачу ФГОС, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность. На мастер – классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей за своими детьми (как например, на утренниках), а активными участниками образовательной деятельности. Совместно с педагогом и своим ребенком они осваивают определенные формы обучения, например, нетрадиционные методы рисования, увлекательные спортивные упражнения, нетрадиционные приемы развития музыкальных творческих способностей, как можно развивать мелкую моторику в игре и т.д. Индивидуальный подход, необходимо учитывать не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Общаясь с родителями необходимо чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. В данной ситуации пригодятся психолого-педагогические знания педагога, умение выслушать, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. Важно сотрудничество, а не наставничество. Эффективны методы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, искреннее желание помочь.
Родители принимают активное участие в совместных спортивных праздниках, соревнованиях
-«01 спешит на помощь»,
- «Мама, папа, я – спортивная семья»,
- «День семьи»,
Помогают озеленять территорию групповых участков,
Проводить ремонтные работы в групповых комнатах.
Все это создает доверительный контакт и понимание между педагогами, детьми и родителями. Таким образом, осуществляя интеграцию общественного и семейного воспитания, мы стараемся установить с родителями доверительные отношения. Работа в этом направлении способна улучшить традиционную для дошкольных учреждений ситуацию полноценного системного взаимодействия педагогов и родителей в процессе воспитания ребенка.
Список литературы:
- Дронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – Москва, 2002.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155) Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013Г. Регистрационный № 30384.
- Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А.Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика – Синтез, 2007 -2010.
Сотрудничество с родителями в условиях реализации ФГОС ДО.
старший воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад № 000 ГО г. Уфа РБ
Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка , порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Ориентация на узкую специализацию в современном обществе вообще также сказывается на подходах к воспитанию ребенка. Взрослый не чувствует уверенности в том, что он необходим ребенку, что он может и должен принимать активное участие в его развитии. Более 70% родителей считает, что образование ребенка должно быть осуществлено специалистами, также как и другие услуги, например, ремонт автомобиля, переводя, тем самым, образование в сферу потребления. При этом общество предлагает заинтересованному взрослому множество «образовательных подделок». Это «развивающие центры», «развивающие игры » и множество других «симулякров», создающих у родителей иллюзию заботы тех, кто предлагает товары или услуги, о развитии их ребенка.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 000, который вступил в действие с 1 января 2014г., где прописаны требования по взаимодействию ДОУ с родителями.
Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.
Среди задач, решаемых ФГОС ДО, – это объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Общества.
Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС ДОУ обязано:
Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
Обеспечить открытость дошкольного образования;
Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности ;
Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
Обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Задача МАДОУ ЦРР – детский сад № 000, «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Наш детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур мы учитываем дифференцированный подход к каждой семье, учитываем социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Цель педагогов в МАДОУ ЦРР – детский сад № 000 – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Взаимоотношения с родителями МАДОУ ЦРР – детский сад № 000 целесообразно выстраивает поэтапно:
«Давайте познакомимся!». На первом этапе родителей знакомим с детским садом, с образовательными программами , с педагогическим коллективом , раскрываем возможности совместной работы.
Второй этап – «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаем активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы », игровые семинары.
Третий этап называется «Давайте узнавать вместе». На этом этапе мы говорим о функционировании родительско – педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность , совместные экскурсии, посещение выставок, музеев).
Для МАДОУ ЦРР – детский сад № 000 существует правило: «Сотрудничество, а не наставничество!»
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Следующий этап «Готовимся серьезно».
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями мы тщательно и серьезно готовим. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
Этап «Динамичность».
Наш детский сад сегодня находится в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы меняем формы и направления работы с семьей.
Наш детский сад берет за основу еще одно правило: «Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников!»
Поэтому мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему правильно выстраиваем работу с родителями, делаем ее эффективной, подбираем интересные формы взаимодействия с семьей.
Восемь основных принципов взаимодействия с родителями воспитанников (нехитрые подходы посредством эмоционального контакта):
I. Создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем (непосредственное участие родителей в воспитательном процессе, когда педагог ненавязчиво подводит родителей к мысли о том, что воспитание ребенка - это единое понимание цели и задач обучения детей.
II. Ежедневный контакт воспитателя, когда родители приводят и забирают детей.
III. Неформальные беседы педагога с родителями для того, чтобы обсудить успехи независимо от конкретных проблем (проявление ребенком интереса к чему-либо).
IV. Посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок (просмотр непосредственно-образовательной деятельности).
V. Привлечение родителей к активному участию в жизни группы и ДОУ (участие родителей в мероприятиях, экскурсиях.
VI. Проявление педагогом интереса к традициям и опыту семейного воспитания и обучения.
VII. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии (активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях).
VIII. Установление правильных отношений между родителями воспитанников, на основе доброжелательной критики и самокритики (умение взаимодействовать с родительской средой, возникновение обоюдных симпатий).
Список литературы:
1.Богомолова, партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика№ 2.
2. , Данилюк ДОУ с родителями дошкольников. Санкт-Петербург. Детство-Пресс, 2012.
3. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика.
4., Кудрявцева сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
5.Крылова, Н. Каким должно быть общение детского сада с семьей?
7., Кротова педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М., 2005г.