О роли родителей в процессе образования ребенка. Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе Участие родителей в обучении детей

Ахмадуллина А.Р.,

магистрант 2 курса ГОУО,

педагог ГБОУ Школы №207

Статья «Роль родителей в современной школе»

Рассуждая на тему образования и воспитания, на первый план выходят ученик, педагоги, администрация школы и родители. Какова же роль родителей в образовательном процессе, каким образом и на какие сферы они могут воздействовать?

В период развития государственно-общественного управления образование (далее ГОУО) родитель становится полноправным участником организации школьной деятельности. Он может быть вовлечен в процесс выявления и формирования социального заказа, в процесс планирования, контроля и регулирования образовательного процесса, а также выступать в роли организатора/координатора информационного пространства школы.

Так что же на практике родитель может делать в образовательной организации, способен ли он влиять на процесс обучения и школьной жизнедеятельности своего ребенка?

От многих родителей можно часто услышать выражения: «Опять много домашнего задания», «Ужасное питание, как можно кормить этим ребенка», «Почему нет никаких досуговых технологий и игровой зоны во время перемен и продленки?», «Никаких секций и кружков, даже некуда ребенка отдать», «Что за сайт такой школьный, где нет никакой информации» и т.д.

Да… Кошмар, да и только. Как же учиться ребенку в таких условиях? Такого мнения придерживается огромное количество родителей. Тогда, наверное, стоит разобраться: чем же родители могут помочь своему ребенку в современном мире.

Хочется развеять определенную долю этих сомнений и убедить родителей, что от их участия в организации образовательного процесса зависит очень многое, и, главное, именно от их активности, компетентности, инициативности зависят условия, в которых будет обучаться их ребенок.

Родители, все в ваших руках? Главное идти и действовать.

Согласно ФЗ №273 «Об образовании в РФ» родитель является полноправным членом системы ГОУО, где может участвовать в работе коллегиальных органах школы (родительский комитет класса, Совет родителей школы). Представители данных органов могут выдвигать свои предложения по организации школьного питания, дополнительных занятий, экскурсионных программ, учебной недели, школьной формы, информационного обеспечения школы и т.д. Родители могут выступать в роли общественных наблюдателей и экспертов.

Касательно этого вопроса, хочется привести положительный пример из практики работы ГБОУ школы №207 Санкт-Петербурга. В данной образовательной организации родители являются полноправными участниками образовательного процесса, которые знают свои права, возможности и обязанности. Совет родителей школы участвует в распределении фонда школы на образовательные и воспитательные нужды школьников, в организации воспитательной работы школы, в обеспечении школьного питания, в выборе дополнительных учебных модулей. Активные родители даже создали информационный портал для дистанционного взаимодействия, где могут узнать последние новости, задать волнующий вопрос, обсудить важное событие. Школьные праздники и мероприятия стали теперь не только отдельной инициативой педагогов и воспитательной службы, но приобрели статус семейных проектов. Родители помогают создавать детские спектакли, работают над декорациями, украшают классы, создавая определенную атмосферу к различным важным датам.

Мероприятие «День семьи» стал традиционным школьным праздником, который ежегодно проводят родители. Таким образом, в ГБОУ Школа №207 существует тесная связь между учениками, педагогами, родителями и администрацией школы - основными субъектами образовательного процесса.

Главное знать и понимать, что семья, школа и государство должны быть союзниками, целью деятельности которых выступает многогранное развитие личности ребенка, который готов не только жить в современном мире и достигать собственных поставленных целей, но и уважать интересы других, соблюдать нормы и морали общества, и просто быть счастливым.

Роль и место родителей

в образовательном процессе

в условиях модернизации системы образования.

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы .

Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

В ситуации внедрения образовательных стандартов в системе образования Российской федерации в целом, особенно тревожит отношение родителей к образовательному учреждению, их готовность к партнерству. Социально партнерство, как известно, объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования. Рассмотрим, каковы же механизмы построения полноценных отношений между школой и родителями, под которыми будем понимать такие отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования.

В построении партнерских отношений можно выделить три этапа.

Первый этап - ЗНАКОМСТВО

На этом этапе определяются общие цели , общие ценности и ресурсная база сторон .

Наличие именно общих целей - важный фактор для построения партнерства.

На первом этапе также больше значение имеет определение взаимной полезности участников - т. е., изучение возможностей (ресурсов) друг друга. От этого зависит распределение усилий сторон для достижения желаемого эффекта. В число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временные, кадровые, социальные (связи, знакомства), а также мотивационные , т. е. готовность родителей включиться в жизнь образовательного учреждения и их потенциальная активность.

Следовательно, на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов и собственный «ценностный аудит».

Итак, основным итогом первого этапа должна стать желание родителей к осуществлению совместной деятельности.

Второй этап - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

На этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.

Здесь важно понятие общего вклада - т. е., разделения ответственности за образовательный процесс. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов:

· Соблюдение этических норм и договоренностей;

· Поддержка (тех, у кого необходимо вызвать доверие);

· Продуктивность.

Поддержка. Реальная забота о родителях может выражаться в нескольких направлениях: регулярном информировании, просвещении, консультировании, обучении, а также социальной и психологической помощи семье.

Продуктивность . В том случае, когда участники не видят результатов своих усилий (вкладов), их интерес к сотрудничеству неминуемо снижается. Современные родители - люди занятые, они ценят свое и чужое время, а потому пустопорожние разговоры их только раздражают. Если благие намерения педагогов о сотрудничестве не конвертируются в реальные мероприятия, родители дистанцируются от школы, и порой навсегда. Доверие - вещь хрупкая. К тому же, очень часто родители не имеют представления о том, какие конкретные результаты достигнуты школой, и в каких направлениях школьной жизни они могли бы принять участие.

Под реализацией образовательного процесса понимается помощь родителей как непосредственно в школе, так и их участие во внеурочной деятельности (развлекательной, благотворительной, коммерческой, трудовой и т. д.). В этот же вид деятельности входит и методическая помощь родителей своим детям при выполнении домашних заданий.

В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникации . Это значит, что необходимо регулярное изучение мнения родителей о качестве процесса и результатов этой деятельности.

Каковы действия образовательного учреждения - это проектирование совместной деятельности с родителями, регулярная поддержка родителей и мониторинг.

Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т. е., их определенная компетентность , основанная на доверии к образовательному учреждению. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.

Третий этап - собственно ПАРТНЕРСТВО

Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность , которая понимается здесь как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору (с помощью информирования, просвещения и т. д.) и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т. д.). В тех образовательных учреждениях, которые строят свою работу с детьми и родителями на принципах принуждения (вынуждения), говорить о развитии партнерства преждевременно.

Вторым признаком партнерских отношений является их долговременность , т. е., нацеленность субъектов на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия. Если взаимодействие между семьей и школой носит хаотичный, хотя и интенсивный характер (например, при проведении каких-то локальных мероприятий или акций, где родители выступают исключительно в роли участников, а не организаторов), то такое взаимодействие нельзя называть партнерским. Ориентация детей и родителей на долговременную работу со школой позволяет осуществлять совместные проекты стратегического значения.

И третий признак партнерских отношений - это взаимная ответственность , основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности (на втором этапе). Образовательному учреждению необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям, дифференцировано. Именно поэтому так велика роль мониторинга (обратной связи) на всех этапах построения взаимодействия.

Что дает детям развитие социального партнерства между семьей и образовательным учреждением?

Помимо знаний в предметных областях, это может быть и развитие социальных и общеучебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическую комфортность (в том числе в детской среде), и обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов. Но самое главное - при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, имеет шанс прижиться и в семье. А это значит, что пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим.

Проект решения

1.Разработать совместный проект ОУ с родителями стратегического значения.

2.Активизировать мониторинг. Отслеживать динамику на основании мониторинга.

3. Совершенствовать взаимоотношения между школой и родителями с целью доверия к ОУ.

4. Ориентировать взаимоотношения с родителями на долговременность работы со школой.

5. Внедрить новую модель сотрудничества ОУ с родительской общественностью.

«Родители – активные участники образовательного процесса. Характерно ли это для российской школы?»

Аннотация: В данной статье автор рассуждает о роли и степени активности современных родителей в процессе образования ребенка. Кроме этого, автор выделяет основные проблемы, с которыми встречаются основные субъекты процесса обучения в РФ. В первую очередь, данная статья будет полезна всем родителям, чьи дети посещают любое ОУ.

Неотъемлемой частью педагогического процесса являются родители. Без их активного участия нельзя говорить о полноценном развитии личности ребенка. Чтобы семья стала хорошей школой, а школа хорошей семьёй необходимо их правильное и тесное взаимодействие. Сегодня, в нашей стране, некоторые родители рассуждают так: если ребёнок отправляется в школу, то теперь именно она ответственна за его воспитание и образование, ведь там работают специалисты, они и должны обучать. Тем самым эти родители снимают ответственность с себя за своё чадо. Но Конституция РФ гласит, что каждый имеет право на образование и получать это образование гражданин России начинает в семь лет, а до этого его основными педагогами являются родители. С переходом в школу обязанности по заботе о детях никто с родителей не снимает, они обязаны обеспечить получение детьми образования. Таким образом, законодатель должен предоставить родителям право влиять на ход учебного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. На родительских собраниях родители учащихся могут быть активными участниками дискуссий, тренингов и т. п. И он это право предоставляет, но вопрос в том, хотят ли сами родители быть активными участниками в процессе обучения своего ребёнка?
Ответ на данный вопрос, я попыталась найти на родительских форумах, интернет-конференциях и при непосредственном общении с родителями учащихся.Как я и предполагала, далеко не все родители принимают активное участие в обучении своего ребенка, причины этому разные, начиная с занятости и утомляемости на работе и заканчивая нехваткой времени для элементарного общения с ребёнком. Современные родители считают, что посидеть с ребёнком час над домашним заданием и раз в месяц прийти «для галочки» на родительское собрание это нормально. Естественно, что ни о какой активной позиции в процессе обучения своего ребёнка речи не идёт. Но не стоит винить во всём родителей. Некоторые из них заинтересованы в школьной жизни ребёнка, но здесь может появиться другая проблема – учителя.
Для российской школы, характерно то, что учителя не хотят и даже бояться допускать родителей в процесс совместной активной работы с детьми, так как изначально считают, что их рекомендации и требования неправильно будут истолкованы. Почему? Потому что родители, в свою очередь, не всегда высоко оценивают профессиональный уровень учителей, их действия, моральные качества. А результат этого абсолютное непонимание друг друга и от этого непонимания страдает, в первую очередь, ребёнок.
Я считаю, что современный родитель это наблюдатель, он не является активным участником в образовательном процессе ребёнка, и это на сегодняшний день большая проблема, решение которой полностью зависит от самих родителей и администрации, учителей школы. Пока не будет с той и другой стороны осознания и понимания того, что выполнить домашнюю работу вместе с ребёнком или вместо него и сходить на родительское собрание для «галочки» это далеко не «потолок» для современных родителей в процессе обучения своего ребёнка.
А как считаете вы, уважаемые читатели?

Никифорова Эмилия Акимовна,
воспитатель отделения дневного пребывания ЦСПСиД
Калининского района Санкт-Петербурга

Воспитание и образование детей является сложной деятельностью, которой занимаются все родители без каких-либо эмпирических знаний. Считается, что родители оказывают большее влияние на развитие ребенка как личности, чем вся остальная окружающая среда. В воспитании ребенка у каждого народа отража-ются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реа-лизация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни .

С утверждением, что ребенок — это личность, не всегда согласны родители, потому что под понятием «личность» они имеют в виду человека с цельным и сильным характером, самостоятельного, уверенного в себе, своих возможностях. Именно таким и хотели бы видеть многие родители своих детей. Но такая личность — уже построенное здание. А его строительство всегда начинается с фундамента. Основы личности начинают закладываться с рождения ребенка под влиянием взрослых. Так, недостаток внимания, проявления родительской любви, общения с малышом отрицательно сказывается на его эмоциональном и нравственном развитии, на его мировосприятии. Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой.

Доброжелательность, внимание родителей друг к другу, к ребенку естественно перенимаются им, так же как и грубость, неуважение, раздражительность. В некоторых семьях не принято проявлять нежные чувства друг к другу. Иногда за внешней сдержанностью кроются уважение и любовь. Это не всегда может понять и почувствовать малыш, его потребность в ласке, в выражениях родительской любви к нему не удовлетворяется, что может нанести ему серьезную душевную травму, вызвать в будущем проблемы в отношениях с отцом и матерью. Большое значение также имеет реакция взрослых на различные жизненные ситуации.

Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное отношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Конечно, у взрослых могут быть серьезные поводы для чувства тревоги, недовольства. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме .

Роль родителей может быть разделена на три основные категории:

  • помощь детям в образовании;
  • установление атмосферы, позволяющей заниматься;
  • помощь детям с домашними заданиями.

Согласно , вовлеченность родителей в учебный процесс является одним из основных факторов в улучшении обучения.

В зависимости от стиля воспитания детей, родители по-разному понимают свою роль, что соответственно приводит к разным результатам.

Стили воспитания детей.

В педагогике принято выделять четыре стиля воспитания детей:

  • авторитарный стиль;
  • авторитетный стиль;
  • снисходительно-разрешающий стиль;
  • безучастно-индифферентный стиль.

Авторитарный стиль подразумевает следование детьми четких правил, установленных их родителями. Невыполнение данных правил, как правило, приводит к наказанию. Авторитарные родители не считают необходимым объяснять смысл этих правил. Если их попросить объяснить смысл устанавливаемых правил, они могут просто ответить, «потому что я так сказал».

Как и у авторитарных родителей, авторитетный стиль предполагает определенные правила и нормы, которые должны соблюдаться детьми. Однако этот стиль воспитания намного более демократичен. Авторитетные родители считают необходимым объяснять, почему правила являются важными и почему они должны соблюдаться. Родители, предпочитающие авторитетный стиль являются отзывчивыми и открытыми со своими детьми.

Снисходительно-разрешающий стиль предполагает установку очень малого количества требований к детям. Американский психолог Диана Баумринд, научные исследования которой посвящены проблемам семьи, социализации и анализу индивидуальных различий в сфере компетентности и нравственного поведения , утверждала идею взаимности прав и обязанностей в качестве нравственной нормы. В случае снисходительно-разрешающего стиля, родители намного более отзывчивы, чем требовательны. Такие родители часто принимаются скорее за друзей, чем за родителей.

Безучастно-индифферентный стиль характеризуется минимальным количеством требований и малым общением с детьми. Родители безучастно-индифферентный стиля, в худшем случае, могут даже отвергать или пренебрегать потребностями детей.

К наилучшим результатам приводит авторитетный стиль управления, в результате которого дети становятся счастливыми, способными и успешными. В результате авторитарного стиля дети становятся послушными и способными, но при этом менее счастливыми и с невысокой самооценкой. Результатом снисходительно-разрешающего стиля являются дети с низким уровнем саморегуляции. Эти дети, как правило, плохо учатся в школе. Наихудшим стилем является безучастно-индифферентный стиль, результатом которого являются дети с низкой самооценкой, менее грамотные и менее способные, чем их ровесники.

В любом из стилей воспитания детей, родители не должны пренебрегать важной составляющей развития и социализации детей, которая называется «игра».

Важность игр в образовании детей.

Игры являются для детей удовольствием, но в то же время они являются средством, при помощи которого ребенок начинает лучше понимать самого себя и мир вокруг него. Здоровое развитие ребенка невозможно без игр. Игры помогают детям развивать:

  • физические навыки (развитие общей и мелкой моторики);
  • когнитивное мышление (решение проблем, таких как «подходит ли эта часть пазла в данное место»; изучение цветов, чисел, размеров и форм);
  • языковые навыки (развиваются во время взаимодействия с другими детьми);
  • социальные навыки (усвоение способности взаимодействия, договариваться друг с другом, и т.д.).

Родители являются для детей первыми и лучшими партнерами в играх. Во время игр, родители должны не просто предоставлять игрушки и наблюдать, они должны играть вместе с детьми. В этом случае дети являются более сообразительными.

В заключение данной статьи приведены советы, которые могут помочь улучшить обучение детей.

Советы для улучшения обучения детей.

Уделяйте больше времени своим детям.

Если не уделять своим детям достаточно времени, они становятся безответственными и теряют интерес к образованию. Уделяйте как можно больше времени своим детям и обсуждайте с ними, что они делали в этот день. Помогайте им делать домашнюю работу.

Поддерживайте своих детей.

Поддерживать ребенка - значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Задача педагогов и родителей - научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать». Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо».

Познакомьтесь с воспитателем/учителем своего ребенка в садике/школе.

Систематическое общение с воспитателем/учителем вашего ребенка поможет лучше понимать способности и недостатки ребенка.

Обсуждайте со своим ребенком его проблемы.

У вашего ребенка могут быть проблемы, мешающие ему заниматься. Спросите своего ребенка о проблемах и если они есть, постарайтесь помочь ему решить их. Будьте внимательны и расположены по-дружески, чтобы ребенок мог открыто говорить.

Постарайтесь сделать образование своего ребенка его привычкой.

Научите ребенка ложиться спать вовремя и просыпаться рано утром. Заставьте его сидеть и заниматься, если он не хочет, чтобы развить привычку заниматься. Избавьте его от бесполезной деятельности .

Литература

  1. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изда-тельский центр «Академия», 2000. - 232 с.
  2. Всё о младшем школьнике под редакцией Виноградовой, М., «Вентана-Граф», 2004.
  3. Harris, A., and J.H. Chrispeels, eds. 2006. Improving schools and educational systems: International perspectives. London: Routledge.
  4. Baumrind, D. (1967). Child care practices anteceding three patterns of preschool behavior. Genetic Psychology Monographs, 75(1), 43-88.
  5. Parents’ role in the education of their children.

«Родители – активные участники образовательного процесса. Характерно ли это для российской школы?»
Аннотация: В данной статье автор рассуждает о роли и степени активности современных родителей в процессе образования ребенка. Кроме этого, автор выделяет основные проблемы, с которыми встречаются основные субъекты процесса обучения в РФ. В первую очередь, данная статья будет полезна всем родителям, чьи дети посещают любое ОУ.

Неотъемлемой частью педагогического процесса являются родители. Без их активного участия нельзя говорить о полноценном развитии личности ребенка. Чтобы семья стала хорошей школой, а школа хорошей семьёй необходимо их правильное и тесное взаимодействие. Сегодня, в нашей стране, некоторые родители рассуждают так: если ребёнок отправляется в школу, то теперь именно она ответственна за его воспитание и образование, ведь там работают специалисты, они и должны обучать. Тем самым эти родители снимают ответственность с себя за своё чадо. Но Конституция РФ гласит, что каждый имеет право на образование и получать это образование гражданин России начинает в семь лет, а до этого его основными педагогами являются родители. С переходом в школу обязанности по заботе о детях никто с родителей не снимает, они обязаны обеспечить получение детьми образования. Таким образом, законодатель должен предоставить родителям право влиять на ход учебного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. На родительских собраниях родители учащихся могут быть активными участниками дискуссий, тренингов и т. п. И он это право предоставляет, но вопрос в том, хотят ли сами родители быть активными участниками в процессе обучения своего ребёнка?

Ответ на данный вопрос, я попыталась найти на родительских форумах, интернет-конференциях и при непосредственном общении с родителями учащихся. Как я и предполагала, далеко не все родители принимают активное участие в обучении своего ребенка, причины этому разные, начиная с занятости и утомляемости на работе и заканчивая нехваткой времени для элементарного общения с ребёнком. Современные родители считают, что посидеть с ребёнком час над домашним заданием и раз в месяц прийти «для галочки» на родительское собрание это нормально. Естественно, что ни о какой активной позиции в процессе обучения своего ребёнка речи не идёт. Но не стоит винить во всём родителей. Некоторые из них заинтересованы в школьной жизни ребёнка, но здесь может появиться другая проблема – учителя.

Для российской школы, характерно то, что учителя не хотят и даже бояться допускать родителей в процесс совместной активной работы с детьми, так как изначально считают, что их рекомендации и требования неправильно будут истолкованы. Почему? Потому что родители, в свою очередь, не всегда высоко оценивают профессиональный уровень учителей, их действия, моральные качества. А результат этого абсолютное непонимание друг друга и от этого непонимания страдает, в первую очередь, ребёнок.

Я считаю, что современный родитель это наблюдатель, он не является активным участником в образовательном процессе ребёнка, и это на сегодняшний день большая проблема, решение которой полностью зависит от самих родителей и администрации, учителей школы. Пока не будет с той и другой стороны осознания и понимания того, что выполнить домашнюю работу вместе с ребёнком или вместо него и сходить на родительское собрание для «галочки» это далеко не «потолок» для современных родителей в процессе обучения своего ребёнка.

А как считаете вы, уважаемые читатели?