Основные положения пенсионной реформы года. Пенсионная реформа в Украине'2017: что нужно знать всем. Специальные пенсии и другие вопросы

Верховная Рада 3 октября приняла правительственный проект пенсионной реформы. Документ должны были проголосовать еще в мае, после дату рассмотрения перенесли на сентябрь, однако с первого раза голосования провалили. Со второй попытки большинство парламентариев отдали свои голоса« за» пенсионную реформу. Власти ограничились« ремонтом» солидарной системы, а обещанный запуск накопительного уровня снова перенесли. На этот раз на 2019 год.

Realist разбирался в главных нововведениях« пенсионной реформы Гройсмана».

Работать придется дольше, но не всем

Больше всего споров возникло вокруг вопроса повышения пенсионного возраста. МВФ настаивал на том, что украинцы должны работать до 63 лет, и в одном из вариантов Меморандума, который просочился в СМИ, предполагалось, что так и будет. Но в итоге пенсионный возраст не тронули.

Правда, часть украинцев все равно будет выходить на «заслуженный отдых» позже. Дело в том, что в Украине вводят« гибкий коридор» с несколькими« дверьми». Первая, как и сейчас, — 60 лет, вторая — 63 года и третья — 65 лет. Чтобы дойти до первой« двери», в следующем году нужно иметь как минимум 25 лет стажа. И каждый год требование будут увеличивать на 12 месяцев, до тех пор, пока в 2028 году« вовремя» на заслуженный отдых будут выходить украинцы со стажем от 35 лет. Те, кто проработает от 25 до 35 лет, смогут получить пенсию в 63 года. И со стажем от 15 до 25 лет — в 65 лет.

Есть и приятный момент. Со следующего года на пенсию можно выйти даже раньше 60 лет, но только при условии наличия 40 лет стажа.

« Барьер» в 25 лет(он будет действовать со следующего года) преодолеют большинство 60-летних украинцев. А вот через 10 лет вовремя на «заслуженный отдых» выйдут всего 55% украинцев. Остальным придется работать до 63 и даже 65 лет.

«Старые» пенсии пересчитают по-новому, а «новые» — урежут

Проект пенсионной реформы правительство зарегистрировало под названием« О внесении изменений в некоторые законодательные акты о повышении пенсий». Хотя на самом деле повысят выплаты далеко не всем украинцам. Более того, все, кто достигнут 60 лет уже после реформы, окажутся в худшем положении.

Итак, пенсии действительно вырастут. Сейчас их получают примерно 11,7 млн украинцев. «Осовременят» выплаты для 5,6 млн, еще около 3 млн получат прибавку в рамках индексации. «Осовременивание» — пересчет пенсии по актуальному показателю средней заработной платы. Этот показатель каждый год растет, и тем, кто вышел на пенсию 10 лет назад, пенсии считали по средней зарплате 1197,9 грн, актуальная же средняя зарплата(считается за три последних года) — 3764 грн. Такой пересчет позволит« разбогатеть» украинцам на сумму от 50 до более 1000 грн.

Еще около 3 млн пенсионеров получат прибавку в рамках индексации. Два раза в год правительство поднимает социальные стандарты, в том числе и минимальную пенсию. Изначально планировали добавить по 61 грн к пенсиям, на данный момент приняли решение проиндексировать пенсии на 140 грн.

Остальные пенсионеры, а это около 3 млн человек, после реформы будут получать столько же, сколько и до нее.

В формуле расчета пенсий фигурируют не только средняя зарплата, но и соотношение собственной зарплаты к средней, стаж и коэффициент его оценки. Последний показатель после реформы снизят с 1,35 до 1%. Это означает, что все будущие украинские пенсионеры будут получать на 25% меньше. Правда, переход к более низким пенсиям сделают плавным. Для этого до конца 2018 года в формуле расчета пенсий будут считать среднюю зарплату не за три, а за два года.

Для примера: до реформы украинец с 30 годами стажа и зарплатой в 1,5 раза выше средней в этом году может получить пенсию в размере 2286 грн, а если бы реформа полноценно действовала эта сумма составляла бы 1693 грн.

Индексировать будут по-новому

На данный момент всем украинским пенсионерам пенсии повышают на одну и ту же сумму — определенный процент от минимальной пенсии. После реформы ситуацию обещают изменить. Сумма прибавки разделится на две составляющие: 50% от инфляции + 50% от роста средней зарплаты за три последних года.

Причем, процент от роста зарплаты будут закладывать в формулу расчета пенсии. Фактически это означает, что у всех украинцев пенсии будут расти по-разному. Если же дефицит Пенсионного фонда удастся ликвидировать, то пенсии будут повышать на 100% от среднего за три года роста зарплат.

Важно также учесть, что считается средняя зарплата, с которой платят единый социальный взнос. Максимальная сумма, с которой уплачивается взнос — 40 тыс. грн. Если зарплата — 100 тыс. грн, то в отчете Пенсионного фонда« засчитают» ее к зарплатам в размере 40 тыс., так как с остальных 60 тыс. платить налог не нужно.

Работающим пенсионерам вернут« полные» пенсии

Работающие пенсионеры имеют право только на 85% пенсии. Остальные 15% удерживаются в пользу государства. Уже в этом месяце, согласно принятой реформе, эту практику отменят. В результате примерно 650 тыс. украинцев(столько пенсионеров официально работают) получат прибавку в 17%. Для примера: работающий украинец, который получает пенсию в 1445 грн, после реформы сможет получать уже 1700 грн.

Еще одно важное нововведение — специальные пенсии для журналистов, ученых, педагогов, медиков, чиновников отменяют. Теперь всем будут считать размер выплат по единой формуле.

« Реформа Гройсмана» — только первый шаг на пути к трансформации действующей пенсионной системы. Главные проблемы документ не решает. В бюджете на следующий год предусмотрен дефицит Пенсионного фонда на уровне 141 млрд грн, а это означает, что« дырка» останется практически неизменной. Да и размер пенсий даже после« осовременивания» и индексации не достигнет 40% от привычного заработка, как это предусмотрено международными конвенциями. Следующий шаг реформы намечен на 2019 год — тогда планируют запустить накопительный уровень, то есть помимо соцвзноса в Пенсионный фонд работающим придется часть зарплаты откладывать на персональный счет. Именно накопительный уровень, как надеются большинство экспертов, позволит значительно повысить благосостояние украинцев в старости.

С начала 2015 года в Госдуме Российской Федерации неоднократно рассматривались вопросы о внесении изменений в рамках пенсионного реформирования. На протяжении всего года вносились законопроекты, но ситуация так и дошла до определенного консенсуса.

Такая правительственная несогласованность вызвана целым рядом причин. Единство наблюдается только в одном: – мера необходимая, но открытым остается вопрос об изменениях в законодательстве относительно индексации и увеличении пенсий, изменения пенсионного возраста.

По мнению экспертов, главной причиной, по которой пенсионная реформа так и не принята до сих пор, являются приближающиеся правительственные выборы. Ни президент, ни образовавшиеся в Госдуме коалиции не готовы рисковать наиболее ценными голосами в стране – голосами пенсионеров. Ведь настроив эту категорию населения против себя, результат может быть весьма неожиданным. А это, соответственно, не на руку никому.

Страх перед социальным протестом общества, нестабильность экономической ситуации в стране, непрерывные поиски путей решения в сокращении госбюджета – все это не позволяет принять и ввести в действие целый ряд вопросов, касающихся пенсионных реформ на 2016 – 2017 годы.

Планируемые нововведения в рамках пенсионной реформы

Приоритетными вопросами в правительственном аппарате являются:

  • Повышение пенсионного возраста.
  • Плановая индексация пенсионных выплат.

Как первый, так и второй вопрос вызывает бурю протестов не только у населения, но и у отдельных парламентариев, отстаивающих интересы народа, и одновременно делающих заявления, которые, несомненно, являются частью предвыборной тактики. После проведенного в Кремле совещания Владимир Путин четко заявил, что в 2016 году повышение пенсионного возраста не вступит в силу. Но в дальнейшем эта мера, по словам президента, все же потребуется.

С одной стороны политики ищут все возможные пути для сокращения госбюджета, с другой – затрагивают те категории населения, которые и так нуждаются в дополнительной социальной защите. Внесение изменений в проект « », индексация пенсий и зарплат госслужащих, военных – это далеко не последние нововведения, рассматриваемые при планировании распределения бюджетных средств на период 2016 – 2017 гг.

Увеличение пенсионного возраста 2017

Состоянием на 2015 год в России действует закон, согласно которому на пенсию могут рассчитывать лица, достигшие 55 лет для женщин и соответственно 60 лет для мужчин. Действуют также условия по насчитанному стажу работы. В этом случае рассчитываются пенсионные коэффициенты, размер которых исчисляется из минимального количества лет, проработанных по трудовой книге.

Так, в 2015 году минимальный коэффициент, позволяющий выход на пенсию с дальнейшей выплатой госсодержания, составляет 6.6, что соответствует 6 годам работы по официальному трудоустройству. Соответственно на 2016 год коэффициент уже увеличен до 9 баллов (7 лет), в 2017 – 11.4 (8 лет). Важно отметить, что эти показатели едины и для мужчин, и для женщин. В том случае, если стажа совсем нет, согласно законодательству РФ такой человек может рассчитывать исключительно на получение предельного минимума. Это так называемая социальная пенсия, которая предусмотрена для всех лиц, достигших 60 и 65 летнего возраста (показатели соответственно для женщин и мужчин).

Сейчас речь идет о целесообразности повышения пенсионного возраста на 1 и 2 год а. Отдельные политики считают, что в связи с социально-демографическими факторами уместным будет увеличение этого показателя сразу на 5 лет для всех категорий населения. В любом случае ни один законопроект не принят единогласно ни Госдумой, ни Кремлем.

Более того, данное направление пенсионной реформы не будет развито в 2016 году, что касается 2017 года, вопрос пока остается открытым. Известны только предварительные подсчеты, согласно которым экономия госбюджета при условии увеличения пенсионного возраста составит более 150 миллиардов рублей в год.

Индексация пенсионных взносов

Необходимость индексации пенсий в России на уровень инфляции является важнейшим шагом, открывающим путь к сокращению бюджетных расходов на 2016 год. Эксперты уже в конце 2015 года предрекают рост инфляции в России на 12%. Именно настолько же, по мнению чиновников, необходимо увеличить индексацию пенсий. Внедрить данную идею хотят уже с февраля 2016 года, а эта цифра может только увеличиться.

Алексей Кудрин, ранее занимающий должность министра финансов, заявил, что такие манипуляции повлекут за собой дополнительные расходы, которые, по его мнению, могут достичь отметки 650 миллиардов рублей. Соответственно выделить такие средства финансовое ведомство вряд ли сможет.

Именно поэтому, как следствие данных расчетом, вместо 12%-ной индексации предлагается ввести 4%-ную , компенсировав это повышением пенсионного возраста.

Соответствующий законопроект на рассмотрение Госдумы внес Антон Дроздов. Председатель правления ПФ предложил размер индексации на 2016 год в размере 5.5%, на 2017 – 5.2%. Кроме того, он предложил сохранить размер пенсионных взносов, который в 2015 году составил 22%. Стоит также отметить, что при раскройке госбюджета 2016 учитывались изменения в стране. В частности в бюджете заложены средства для выплаты пенсионных пособий лицам, официально проживающим на территории Крыма.

Мнение политиков о реформе

Решение президента РФ о непринятии закона об увеличении пенсионного возраста поддержали многие политики. В частности Алексей Улюкаев, занимающий должность министра экономической политики, заявил, что такая мера является правильной, но с ней нужно повременить по крайней мере до конца 2016 года.

Существуют также и те, кто активно выступает за внедрение данной реформы. Так, Министерство Финансов РФ рассматривает необходимость повышения пенсионного возраста в качестве одной из наиболее эффективных мер экономии государственного бюджета. Его глава Антон Силуанов заявил, что вопрос требует немедленного разрешения.

Принятие проекта Пенсионного фонда на 2015 – 2017 гг.

В октябре 2015 года Госдумой все же было достигнуто единство в вопросе принятия проекта Пенсионного фонда на 2015 – 2017 годы. В рамках данного проекта было установлено размер пенсионного обеспечения, который к началу 2017 года должен составить 14000 рублей.

По расчетам аналитиков доходы ПФР должны в 2016 году составлять 7.8 триллиона рублей, а в 2017 эта цифра должна достигнуть 8.2 триллионов рублей. Накопительная часть пенсий как и в 2015 году формироваться не будет. Старые же накопления все останутся в НПФ. Небольшое увеличение размера пенсий также предусмотрено в законе. Так в 2016 году пенсия будет увеличена на 837 рублей, а социальная пенсия – на 900 рублей. При этом размер пенсионного содержания для лиц не имеющих требуемого стажа работы составит 8479 рублей, для всех остальных – 12882 рублей.


Пенсионная реформа в Украине, помимо новых требований к пенсионному возрасту и страховому стажу, привела к комплексным переменам в системе пенсионного обеспечения, в т.ч. изменениям в процедуре начисления и индексации пенсий. Все это привело к возникновению множества вопросов у нынешних и будущих украинских пенсионеров.

Люди хотят знать, чего им ожидать от новой пенсионной реформы. Когда и насколько увеличат пенсии? Какой пенсионный возраст в Украине для мужчин и женщин? Как выйти на пенсию? Сколько нужно стажа? Для того чтобы понять, как изменилась жизнь и доходы пенсионеров, «Юридический портал» разобрался в нововведениях Пенсионной реформы.

Закон Украины №2148-VIII от 03.10.2017 года «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо підвищення пенсій» предусматривает постепенное изменение пенсионной системы в течении следующих 10 лет. По сути, из-за увеличения требований к страховому стажу, украинцы каждый год будут выходить на пенсию по новым правилам.

Пенсионный возраст и страховой стаж

Формально возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин остался на прежнем уровне — 60 лет, однако, повысились требования к трудовому стажу. С 2018 года выйти на пенсию при достижении пенсионного возраста могут лишь те украинцы, кто работал и платил взносы 25 и более лет.

С каждым последующим годом требования к количеству необходимого страхового стажа для пенсии будут расти (+ 12 месяцев). Таким образом, к 2028-му нужно будет иметь 35 лет стажа. Те, у кого его не набирается, смогут уйти на заслуженный отдых только в 63 года. Если к 65 годам человек имеет страховой стаж менее 15 лет, пенсию он получать не будет. Вместо нее будет предоставляться социальная помощь, размер которой определяется, исходя из уровня доходов семьи пенсионера.

Кроме того, Пенсионная реформа предусматривает предоставление украинским гражданам в промежуток с 01.01.2018 по 31.12.2020 года временной гос. соцпомощи. Ее назначают неработающим лицам, достигшим установленного пенсионного возраста, имеющим страховой стаж не менее 15 лет, но не получившим право на пенсионные выплаты. Выдаваться денежная помощь будет на период до приобретения права на пенсию по возрасту в для лиц, утративших трудоспособность.

Во сколько лет женщинам можно выйти на пенсию?

К женщинам новая пенсионная реформа в Украине оказалась более лояльной, поскольку сохранила для них возможность выхода на пенсию до достижения 60 лет. Пенсионный возраст для прекрасной половины населения будет увеличиваться постепенно и шестидесяти лет достигнет только в 2021 году.

Так, например, в 2018 году при наличии соответствующего страхового стажа (см. таблицу выше) на пенсию могли выйти женщины, которым исполнилось 58,5 лет. Соответственно уйти на заслуженный отдых женщины могут после достижения ими такого возраста:

  • в 2019 году — 59 лет (родившиеся с 01.04.1960 по 30.09.1960)
  • в 2020 году — 59,5 лет (родившиеся с 01.10.1960 по 31.03.961)
  • в 2021 году — 60 лет (родившиеся с 01.04.1961 по 31.12.1961)
Что входит в трудовой стаж для начисления пенсии в Украине?

Как известно новая Пенсионная реформа внесла серьезные коррективы в учет трудового стажа для оформления пенсии. В связи с этим у многих украинцев возникает вполне закономерный вопрос: «Входит ли в страховой стаж учеба в институте, служба в армии, декретный отпуск и центр занятости?».

В соответствии с изменениями, внесенными Законом Украины «О повышении пенсий», в страховой стаж для определения права на назначение пенсии, помимо записей в трудовой книжке, включаются следующие периоды:

  • прохождение военной службы (в т.ч. в советской армии) — по 31.12.2017 включительно
  • пребывание в отпуске в связи с беременностью и родами (декрет) — с 01.01.2004 года по 30.06.2013 включительно
  • обучение в высших учебных заведениях на стационаре (бюджет), а также учеба в аспирантуре и докторантуре — с 01.01.2004 по 31.12.2017 включительно
  • нахождение в отпуске по уходу за ребенком до 6 лет — с 01.01.2004 до момента введения уплаты страховых взносов (ЕСВ) за женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми до достижения ими трехлетнего возраста

Кроме того, в пенсионный стаж засчитывается период ведения предпринимательской деятельности на упрощенной системе налогообложения или с применением фиксированного налога:

  • с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 включительно — подтверждается справкой о регистрации предпринимателя
  • с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 включительно — при уплате ЕСВ (независимо от размера единого страхового взноса)
Что делать, если не хватает страхового стажа?

Новое пенсионное законодательство предусматривает два варианта решения данной проблемы. Первый — докупить страховой стаж. При этом покупка 1 года стажа обойдется в 16896 гривен. Второй вариант — продолжать работать, зарабатывая недостающий стаж, и выйти на заслуженный отдых позже.

Перерасчет пенсии в Украине

Повышение пенсий в Украине произошло задним числом. Осовременивание ранее назначенных пенсий, в т.ч. и для работающих пенсионеров, проведено по единой формуле, независимо от того, в каком году пенсии были оформлены. За основу взят единый для всех пенсионеров показатель средней заработной платы за последние 3 года (2014-2016) в размере 3764,4 гривен.

После пересчета около 1,3 млн. пенсионеров получили прибавку к пенсии в размере 200 грн./месяц, на сумму от 200 до 500 гривен вырос размер пенсии еще для 1,2 млн. украинцев. Пенсионные выплаты почти 2 млн. людей пополнились дополнительной суммой в пределах 500-1000 гривен. Еще, примерно, для 1,1 млн. граждан пенсии повысились более чем на 1000 гривен.

Также с 1 октября пересмотрен показатель прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан, к которому привязан размер минимальной пенсии в Украине. Теперь сумма минимальных пенсионных выплат составляет 1452 гривны. Для людей, у которых нет необходимого трудового стажа для назначения пенсии, размер социального пособия увеличен до 1373 грн.

Минимальная пенсия для шахтеров увеличилась на 420 гривен и составляет теперь 4356 грн. Надбавка к минимальной сумме пенсионных выплат чернобыльцев составляет: для 1 категории — 399 грн., второй — 357 грн. и 315 гривен для третьей категории пострадавших от аварии на ЧАЭС.

По данным ПФУ минимальная пенсия для участников боевых действий устанавливается на уровне 2 тысяч 395 гривен, что на 231 грн. больше предыдущего уровня. Выросли выплаты и для инвалидов войны: для 1 группы — 4138 грн., для 2 группы — 3702 грн., для 3 группы — 3267 грн.

Перерасчет пенсий производится в автоматическом режиме без дополнительного обращения. Выплата осовремененных (увеличенных) пенсий в Украине началась с октября 2017 года.

Новая формула расчета пенсии в Украине

До принятия пенсионной реформы пенсии назначались по десяткам различных законов с применением особых расчетов для каждого вида пенсионного обеспечения. В результате этого, при одинаковом стаже и уровне заработка, пенсионные выплаты для отдельных категорий граждан существенно отличались от остальных.

В 2019 году расчет пенсии в Украине по новой пенсионной реформе проводится по единой для всех пенсионеров (независимо от статуса и места работы) формуле:

Размер пенсии = Сз × Икз × Кс , где

  • Сз — размер средней заработной платы в Украине за 3 года перед обращением за назначением пенсии. В 2017 году усредненный показатель зарплаты составляет 3 тысячи 764 гривны 40 копеек
  • Икз — индивидуальный коэффициент заработной платы, информацию о котором можно получить в ПФ. Данный показатель является соотношением размера получаемого дохода по отношению к средней зарплате, с которой были уплачены взносы
  • Кс — коэффициент страхового стажа, который определяется как множитель продолжительности месяцев стажа работы на величину оценки одного года страхового стажа (до 31.12.2017 — 1,35, с 1 января 2018 года — 1)
Кому не повысят пенсию?

В рамках пенсионной реформы осовременивание коснулось пенсий всех украинцев, ведь перерасчет никоим образом не привязывается к профессии или должности пенсионера и вида его пенсии. Таким образом, увеличение выплат ждет всех: и тех, кто получает пенсию по возрасту, и в связи с инвалидностью или потерей кормильца, за выслугу лет и даже тех, кто вышел на заслуженный отдых по специальным законам.

Пересчет пенсий для внутренне перемещенных лиц произведен на тех же условиях, что и для остальных украинских пенсионеров. В Пенсионном фонде есть вся необходимая информация для пересчета выплат ВПЛ. А вот для жителей оккупированных территорий осовременивание пенсий непредусмотрено. Более того, если будет установлено, что переселенцы вернулись на неподконтрольную территорию более чем на 60 суток, выплата пенсий им будет приостановлена.

Индексация пенсии

Индексация пенсий в Украине будет происходить ежегодно, начиная с 2019 года. Новый механизм индексации предусматривает пересмотр размера пенсии не менее чем на 50% от роста средней зарплаты (дохода) за 3 года и на 50% индекса потребительских цен. С 2021 года планируется автоматический перерасчет пенсионных выплат без дополнительных на то решений Правительства.

Специальные и досрочные пенсии

С 1 января 2018 года в Украине, в рамках реформы, отменены специальные пенсии для госслужащих, ученых, депутатов, прокуроров, судей, работников дипломатической службы, должностных лиц органов местного самоуправления и других категорий. Все они переходят на общую систему начисления пенсий, но в любое время могут обратиться в органы Пенсионного фонда и вернуться на спецпенсию. Правда размер выплат не будет пересчитываться и индексироваться.

Помимо специальных пенсий была реформирована и частично отменена система назначения льготных и досрочных пенсий. В частности, для медиков, педагогов и работников социальной защиты отменено право на получение пенсии за выслугу лет. Впрочем, для некоторых категорий украинцев возможность досрочно уйти на пенсию сохранена. А именно:

  • артисты (при наличии стажа творческой деятельности 20-35 лет)
  • лица, работавшие в тяжелых и вредных условиях по списку №1 и №2
  • трактористы-машинисты, доярки, свинарки, работницы текстильного производства
  • женщины, родившие и воспитавшие 5-х и более детей или ребенка-инвалида (в 50 лет при 15-летнем стаже)
  • лилипуты и диспропорциональные карлики (мужчины в возрасте 45 лет и стажем 20 лет, женщины 40 лет со страховым стажем 15 лет)
  • водители городского пассажирского транспорта (в 55 лет и при наличии страхового стажа для мужчин — 30 лет, для женщин — 25 лет)
  • отцы, воспитавшие пятерых и более детей или ребенка с инвалидностью (по достижении 55 лет и при наличии страхового стажа не менее 20 лет)
  • инвалиды 1 группы по зрению (слепые) и инвалиды с детства 1 группы (мужчины, достигшие 50 лет + 15 лет стажа, женщины в 40 лет и при наличии 10 лет стажа)
  • военные — участники боевых действий и члены их семей (после достижения мужчинами 55 лет, женщинами — 50 и при наличии страхового стажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин)

Пенсии военным и работающим пенсионерам

Пересчет денежных выплат военнослужащим проводится по отдельному закону. Осовременивание военных пенсий началось с января 2018 года. Повышение размера выплат будет индивидуальным и напрямую зависит от стажа и денежного обеспечения, в среднем пенсии военным увеличатся на 62%.

С работающих пенсионеров снимается ограничение в выплате пенсии, теперь деньги можно получать в полном объеме. Напомним, что ранее пенсии, размер которых превышает 10 прожиточных минимумов, облагались налогом по ставке 18% и военным сбором в размере 1,5%.

О необходимости реформирования социальной сферы российские политики говорят уже давно. Депутаты считают, что пора пересмотреть порядок выхода на пенсию и механизм начисления выплат, так как они уже давно устарели. Какие изменения произойдут в жизни пожилых граждан? Чего ждать от новой пенсионной реформы тем, кто только планирует выход на пенсию? Эти вопросы часто задаются на юридических сайтах и форумах простыми россиянами, поэтому давайте рассмотрим предстоящие изменения более детально.

Изменения в законодательстве

Чего ожидать от пенсионной реформы в 2017 году? Российских пенсионеров ждет ряд серьезных изменений, которые, прежде всего, коснутся увеличения сумм и порядка начисления пенсий.

С наступлением 2017 года начали действовать приостановленные ранее нормы законодательства, касающиеся проведения индексации пенсионного обеспечения. Это приведет к существенному увеличению размера социальных и страховых пенсий.

Наступивший год принесет такие изменения:

  • - Повысится минимальный трудовой стаж и суммы пенсионных коэффициентов, влияющие на назначение пособия по старости. Теперь для получения денежных средств по этому типу пенсии гражданин должен иметь восемь лет страхового стажа и 11,4 пенсионных бала.
  • - Увеличится пенсионный возраст и размер трудового стажа для чиновников. После вступления 1 января в законную силу Федерального закона № 143 от 23.05.2016 года, они будут выходить на заслуженный отдых в возрасте 63 и 65 лет, при условии не менее 20 лет стажа госслужбы. Данное требование будет вводиться постепенно, и в 2017 году для оформления пенсии чиновнику нужно будет достичь 55,5 и 60,5-летнего возраста, а минимальный стаж государственной службы должен составлять 15,5, лет.
  • - Для самозанятого населения повысится тариф страхового взноса в Пенсионный фонд. Этот платеж имеет фиксированный размер, и зависит от величины МРОТ. Так как размер минимальной зарплаты в 2016 году был увеличен до 7,5 тысяч рублей, нотариусам, адвокатам и другим лицам, относящимся к данной категории, в 2017 году необходимо будет перечислить в ПФ России 23400 рублей.
  • - Изменится размер прожиточного минимума пенсионера, который влияет на получение права на федеральную социальную доплату. Таким способом государство увеличивает размер выплаты, до уровня установленного ПМП в регионе.

Единовременная помощь

Так как в 2016 году государство испытывало нехватку бюджетных средств, были приостановлены положения, касающиеся проведения индексации пенсий.

Федеральный закон дает разъяснения относительно порядка получения выплаты:

  1. Для получения компенсации нет необходимости обращаться в Пенсионный фонд, так как выплата будет начисляться автоматически.
  2. Получение средств осуществляется в соответствии с установленным графиком в период с 13 по 28 января 2017 года.

Следует отметить, что законом запрещено производить с этой суммы удержания на основании судебных решений и исполнительных документов.

Проведение индексации

Ежегодно государство вынуждено проводить индексацию пенсионных выплат. Это связано с инфляцией и ростом цен на продукты и коммунальные платежи, что приводит к снижению покупательской способности пенсионеров. Принципы проведения индексации и сроки установлены в зависимости от вида пенсии. Законом установлены даты проведения перерасчета:

  1. 1 февраля – для страховых пенсий, которые проиндексируют на величину инфляции минувшего года, а именно на 5,4%;
  2. 1 апреля – для социальных выплат, которые изменятся в зависимости от темпов роста прожиточного минимума граждан за 2016 год. Так как прирост составил всего 116 рублей, пенсия увеличится на 1,5 %.

Суммы достаточно скромные, но правительство обещает, что выплаты пенсионерам будут проиндексированы в полном объеме.

Введение нового механизма накопления

Благодаря изменениям в пенсионной реформе у российских граждан появится возможность накапливать будущие пенсионные выплаты в добровольном порядке.

Его введение позволит оживить накопительную составляющую пенсионной системы. Участие в программе является добровольным. Человеку предоставятся право самому выбирать, где открывать накопительный счет. Это может быть:

  • - негосударственный ПФ;
  • - государственные банки;
  • - коммерческие кредитные организации.

Проектом предусмотрено, что данные счета можно будет передавать по наследству. Участник накопительной программы получит возможность в случае необходимости снять часть средств со счета, как, например, матери имеют право использовать на срочные нужды часть материнского капитала.

Накопительную систему уже давно используют многие зарубежные государства. Как показывает практика, это отличная возможность самостоятельно формировать свое будущее, обеспечивая себе достойную старость.

Повышение пенсий по старости для работающих и неработающих пенсионеров


Увеличение размера выплат неработающим пожилым гражданам, получающим страховую (ранее трудовую) пенсию будет происходить путем индексации стоимости пенсионного коэффициента и фиксированной выплаты.

По состоянию на 1 апреля 2017 года стоимость пенсионного бала составила 78 рублей и 58 копеек (вместо 78, 28 рублей, как было заявлено ранее), а величина фиксированной выплаты – 4805,11 рублей. В результате размер пенсия будет проиндексирована на 5,8%. Таким образом, размер выплаты для неработающего гражданина, получающего страховую пенсию с 1 апреля 2017 года, увеличился на 0,38%.

Как говорит статистика, число работающих пенсионеров в 2016 году составляло 36% от общего количества. Считается, что если человек продолжает работать, то его доход значительно выше, чем у тех, кто живет лишь на одну пенсию. В результате этого в 2016 году был принят ФЗ №385, отменяющий проведение индексации выплат для этой категории граждан до момента прекращения ими трудовой деятельности.

Бюджетом не предусмотрено проведение индексации вплоть до 2019 года, поэтому зачитывать на повышение выплаты работающим пожилым гражданам не приходится.

Выплаты военным пенсионерам

В соответствии с действующим законодательством расчет выплат военным пенсионерам осуществляется с учетом размера денежного довольствия, который ежегодно должен увеличиваться на 2 и более процента.

Если на 1 февраля 2016 года размер довольствия составлял 69,45%, то на этот же период 2017 года он составил 72,23%, что привело к повышению размера выплат.

Многих военнослужащих, следящих за изменениями в законодательстве. Интересовал вопрос о том, могут ли военные пенсионеры рассчитывать на получение единовременной финансовой помощи в размере 5 тысяч рублей. Изначально на эту доплаты могли претендовать только лица, начислением пенсий которым занимался ПФ России. Однако в закон были внесены изменения, позволяющие бывшим военнослужащим получить выплату по отдельному графику доставки.

Доплата будет осуществляться тем же органом, от которого гражданин получает пенсию. Закон допускает, что военнослужащим может быть назначена вторая страховая пенсия. В этом случае 5 тысяч рублей он получит от территориального Пенсионного фонда.

Правительство РФ в настоящее время активно проводит пенсионную реформу. Теперь пенсия по старости складывается из страховой ее части и накопительной. Введены такие понятия как индивидуальные пенсионные коэффициенты (пенсионные баллы), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышающие коэффициенты.

Одновременно с этим принят рад законов, в соответствии с которыми повышаются требования к минимальному стажу работы и необходимому количеству пенсионных баллов для получения пенсии.

Пенсионная реформа - это целенаправленная политика государства, связанная с изменением действующего законодательства, направленная на изменение условий пенсионного обеспечения.

Нововведением явилось увеличение пенсионного возраста выхода на пенсию с 2019 года.

Так, по общему правилу пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:

  • 65 лет для мужчин,
  • 60 лет - для женщин.

Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:

  1. наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное повышение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 году до 15 лет к 2024 году);
  2. величина пенсионных баллов (ИПК) (С 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов к 2025 году).

Закон предлагает установить пенсионный возраст для мужчин – 65 лет, для женщин – 63 года.

После того как Правительство РФ предложило повысить пенсионный возраст депутатами партии "Справедливая Россия" в Государственную Думу РФ на рассмотрение внесен проект закона об отмене пенсионных баллов и сохранении предельного возраста выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Размер пенсии в проекте закона зависит только от стажа работы и получаемой заработной платы. Подробнее о проекте закона можно прочитать по ссылке .

Мнение Президента России Путина В.В. о повышении пенсионного возраста

Владимир Владимирович Путин в интервью до 2018 года неоднократно заявлял о том, что вопрос о повышении пенсионного возраста не рассматривается.

После рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста в первом чтении, Путин В.В. 29 августа 2018 года в телеобращении обратился к гражданам РФ и высказал свое мнение.

Путин В.В. заявил, что повышение пенсионного возраста - вынужденная мера.

Президент РФ предложил ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

Далее приводим выдержки из интервью Владимира Владимировича, полный текст которого опубликован на сайте Президента РФ.

1. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

Таким образом, женщины смогут выходить на пенсию в возрасте 60 лет.

Далее. Предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, всё должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.

2. Пенсионный возраст предполагается повышать постепенно. Чтобы люди могли адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы. В этой связи предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу – право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.

Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

3. Что заботит и даже, сказал бы, пугает людей предпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы. С тем, что могут остаться и без пенсии, и без зарплаты. Ведь после пятидесяти работу действительно сложно найти.

В этой связи мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию. Повторю, здесь нужен целый пакет мер. Так, считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста.

Поручаю Правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.

А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашёл новую работу, то и в этом случае мы должны укрепить его социальные гарантии. В этой связи предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год.

И, наконец, необходимо также закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.

4. При проведении изменений нельзя действовать по шаблону. Мы уже предусмотрели сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий.

Мы должны поддержать и жителей села. Уже неоднократно обсуждалось и даже принималось решение о необходимости 25‑процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Но вступление этого решения в силу откладывалось. Предлагаю начать эти выплаты уже с 1 января 2019 года.

5. У тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учётом заработанного стажа.

Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х.

Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, ещё до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок.

В заключении Президент РФ отметил, что как известно, многие эксперты и сейчас считают, что мы слишком затянули с решением вопросов, которые обсуждаются сегодня. Я так не думаю. Просто мы не были к этому раньше готовы. Но откладывать дальше действительно нельзя. Это было бы безответственно и может привести к тяжёлым последствиям в экономике и социальной сфере, самым негативным образом сказаться на судьбах миллионов людей, потому что, сейчас это уже ясно, государству рано или поздно всё равно придётся это сделать. Но чем позже, тем жёстче будут эти решения. Без всякого переходного периода, без сохранения целого ряда льгот и тех смягчающих механизмов, которые мы можем использовать сегодня.

Таким образом, повышение пенсионного возраста в России - неизбежно. И, как показывают изменения в законодательство, это произойдет уже с 2019 года.

Более подробно о пенсионном возрасте в России можно прочитать в статье по ссылке.

Стратегия развития пенсионной политики, предложенная Кудриным

Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина подготовил для Владимира Путина план создания устойчивой пенсионной системы, цель которого повысить выплаты, не увеличивая траты из бюджета.

Важно. Суть плана Кудрина сводится к тому, чтобы обеспечить рост пенсий относительно прожиточного минимума за счет сокращения числа людей, получающих эти выплаты. Предлагается повысить пенсионный возраст до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин!

Помимо повышения пенсионного возраста предлагается также ужесточить условия для получения пенсии:

  1. Минимальный стаж для начисления страховой пенсии (который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году) повышать и далее - до 20 лет.
  2. Минимальное число пенсионных баллов (которое также повышается до 30 к 2025 году) стратегия предлагает увеличить до 52.
  3. Социальную пенсию, которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать при достижении 68 лет.

Одновременно предполагается ужесточить и условия для назначения досрочных пенсий: так, например, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей повысить до 35 лет (в настоящее время врачи вправе выйти на пенсию досрочно, отработав 25 лет). О том кто имеет право выхода на пенсию досрочно читайте в статье по ссылке.

По расчетам ЦСР, это позволит повысить соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом и сократить трансферт из бюджета на финансирование пенсий.

Что ждать от пенсионной реформы в 2019-2020 году

Основным положительным моментом в результате проведения реформы и повышения пенсионного возраста является ежегодная индексация и повышение размера пенсии в среднем на 1 тыс. рублей. В результате предполагается, что средний размер пенсии вырастет до 20 тыс. рублей.

Помимо повышения пенсионного возраста, также актуальным остается вопрос формирования накопительной части пенсии.

Напомним , перечисление средств в накопительную часть пенсий в России заморожено с 2014 года.

Накопительная часть пенсии в России в ближайшие три года формироваться точно не будет, подтвердила вице-премьер Ольга Голодец, не исключив ее полной отмены.

Отметим, что бюджет Пенсионного фонда России на 2018–2020 годы составлен исходя из того, что весь объем тарифа страхового взноса будет направлен на страховую часть пенсий. Формирование пенсионных накоплений в бюджете в 2019–2020 годах не предусмотрено.

В настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепции системы индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на смену обязательному формированию пенсионных накоплений. По предположением замминистра финансов Алексея Моисеева новая система заработает с 2020 года.

Теперь гражданам, которые так и не определились со способом формирования пенсионных накоплений в рамках новых правил придется окончательно определиться, остаются они в государственной страховой системе или все-таки начинают дополнительно копить на пенсию. Исходя из их решения пенсионные накопления перейдут либо в выбранный негосударственный пенсионный фонд, либо их конвертируют в баллы и они станут частью обычной страховой пенсии.

Таким образом, предполагается, что Пенсионный фонд России потеряет функции страховщика по накопительной части пенсии.

Участие в новой системе будет добровольным, но вступление в нее будет происходить по умолчанию. То есть заявление человеку нужно будет написать, если он не захочет в ней участвовать, а не наоборот. Это делается для того, чтобы люди более осмысленно подходили к накоплениям на будущую пенсию.

С зарплаты накопления будут отчисляться по умолчанию, если они не подадут заявление об отказе участия.

Каждый человек, желающий приумножить свой индивидуальный пенсионный капитал, сможет отчислять в систему любой процент от своей заработной платы по собственному усмотрению. За это он будет получать налоговые льготы. За отчисления в пределах шести процентов от зарплаты он получит классический налоговый вычет, т.е. с этих денег платить подоходный налог не нужно.

Предполагается, что если человек копил на пенсию, но попал в тяжелую жизненную ситуацию, например, тяжело заболел, получил инвалидность первой или второй группы, потерял близкого родственника, ему будет разрешено забрать эти деньги из пенсионной системы и потратить их на более актуальные нужды, например, лечение.

Подготовлено "Персональные права.ру"