Познавательная практическая деятельность во 2 младшей группе. Картотека опытно-исследовательской деятельности во второй младшей группе. Особенности организации эксперимента в младшей группе
Знакомить с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем);
Развивать умение детей решать проблемные задачи;
Воспитывать интерес к экспериментированию;
Знакомить с новыми словами, обозначающими признаки воздуха.
Словарная работа: бесцветный, невидимый, прозрачный.
Материалы: приглашение, воздушные шарики, для каждого ребёнка: стаканы с водой, коктейльные трубочки, полиэтиленовые пакеты, бумажные веера, маски лисы и зайцев (по количеству детей) для подвижной игры, схематические картинки с изображением свойств воздуха, магнитная доска (фланелеграф), магниты (крепления для фланелеграфа).
Интеграции: коммуникация, худ. литература, здоровье, познание, социализация, музыка.
Предварительная работа: коллективное оформление приглашения в детский сад для зайчика.
Алгоритм НОД (краткое содержание):
1. Сюрпризный момент. Побудительная беседа (коммуникация).
Заяц (переодетый взрослый):
— Здравствуйте, ребята! (дети здороваются). Лесной почтальон принёс мне красивое приглашение, это не вы его нарисовали? (ответы детей). Я так рад что нашёл вас, я даже принёс вам подарок (дарит шары воспитателю).
Воспитатель:
— Ой, Ребята! А что это? Что нам подарил зайчик? (ответы детей). А сколько их? Давайте вместе посчитаем. Какого они цвета? Какой формы?
Заяц:
— Ой, что случилось с моим шариком? Почему он стал таким маленьким?
Воспитатель:
— Что же случилось, ребята, кто скажет? (ответы детей).
Воспитатель:
— Как вы думаете, чтобы шарик снова стал большим и красивым?
— Что будет внутри шарика, когда мы его надуем?
— Как он там оказался (появился)? (ответы детей).
2. Отгадывание загадки (худ. литература).
Воспитатель:
— Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.
Через нос проходит в грудь (глубокий вдох носом)
И обратный держит путь (выдох ртом)
Он невидимый, но, всё же,
Без него мы жить не можем.
Дети отгадывают.
Заяц:
— А я умею делать дыхательную гимнастику! Хотите и вас научу?
3. Дыхательная гимнастика (здоровье).
Глубокий вдох через нос, выдох через рот. Губы вытянуты. Дыхательную гимнастику комментирует Заяц.
4. Экспериментирование (познание).
Воспитатель:
— Ребята, а как вы думаете, мы без воздуха можем жить?
— Для чего нам нужен воздух? (ответы детей).
Заяц:
— Ой! получается я тоже воздухом дышу?! Значит и я, и все животные не могут жить без воздуха?!
— А где же он есть? Мне его надо побольше набрать! Ребята, вы не знаете где можно взять побольше воздуха? (ответы детей)
Воспитатель:
— Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель вместе с Зайцем и детьми пытаются поймать воздух ладонями.)
Заяц:
— А у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?
Воспитатель:
— Хотите я вас научу ловить воздух?
Опыт с полиэтиленовыми пакетами
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету. Предлагает детям раскрыть его и взять двумя руками. Зачерпывающим движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.
Воспитатель:
— Получилось?
(ответы детей. Подвести детей к выводу, что воздух можно поймать).
Демонстрация картинки «шарики».
— А какого он цвета? Мы его видим?
(Воспитатель подводит детей к выводу, что воздух невидимый).
Демонстрирует карточки «невидимый» и «бесцветный».
Заяц:
— Что-то этот воздух какой-то невидимый… И поймать его невозможно… А почувствовать-то его можно?
Воспитатель:
— А мы сейчас это узнаем. Возьмите ребята каждый по одному вееру и попробуйте помахать им на себя. Что вы ощущаете?
Опыт с веером
Воспитатель раздаёт каждому участнику НОД по одному вееру и, по своему примеру, предлагает помахать на себя веером
(ответы детей. Воспитатель с помощью вопросов подводит детей к выводу, что воздух можно почувствовать).
Демонстрирует карточку «движение воздуха (ветер)».
Воспитатель:
— А давайте мы с вами расскажем стишок про ветер и немного разомнёмся.
5. Физ.минутка:
Солнце, солнце высоко! руки вытянуты вверх, ладони раскрыты;
Нам от солнышка тепло! ладонями гладим щёки;
Тает снег от лучей, садимся на корточки;
Звонку побежал ручей. бежим по кругу друг за другом;
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните. идём большими шагами;
Вот весёлый воробей руки за спину сгибаем в локтях;
В лужице купается, хлопаем сложенными «крылышками»;
Чистит свои пёрышки руки вытягиваем вперед и поглаживаем;
И отряхается. трясём руками;
А теперь полетели руки в стороны, бегаем в рассыпную;
И на место тихо сели. встаём в круг, на свои места;
садимся на корточки.
6. Экспериментирование (познание).
Воспитатель:
— Ребята, а я вам ещё кое-что хотела показать. Посмотрите на наши столики, давайте пройдём к ним. (Подводит детей к оборудованным столам. На столах салфетки, стаканы с водой и коктейльные трубочки для каждого ребёнка, воспитателя и Зайца)
— Что вы здесь видите?
— Как вы думаете, для чего нам это нужно? (ответы детей).
— Ребята, я хочу вам показать опыт!
Опыт с водой:
Выдувание воздуха через трубочку сначала в воду, потом на руки.
Заяц:
— Ой! А что это булькает?! (ответы детей).
Если дети затрудняются воспитатель подводит к тому, что это выходит воздух. Задаются наводящие вопросы:
— Откуда он появился?
— Почему он булькает? и т.п.
Вывод — воздух лёгкий, поэтому он поднимается вверх в виде пузырьков. Для закрепления этого вывода предложить детям сравнить по весу два воздушных шарика: один наполнен воздухом, другой — водой. Предложить детям подбросить эти шары и проследить какой из шаров взлетит, а какой нет.
7. Подвижная игра (социализация).
Заяц:
— Что-то я устал… Я-то думал, что детишки в детском саду всё время играют, а у вас тут одни сплошные опыты! Вы что даже не умеете играть? Хотите, я вас научу играть в любимую игру моих друзей, зайчишек-трусишек? (ответы детей)
Вот правила этой игры: воспитатель будет у нас пока Лисой рыжей красой, а мы все с вами будем зайчишками-трусишками. Мы с вами встанем в круг и споём любимую песенку зайчишек-трусишек, когда мы её допоём, воспитательница нас ловит, а мы стараемся прибежать на свои стульчики. Кого лиса поймала тот и будет вода. Сыграем?
8. Подведение итогов (коммуникация).
Заяц:
— Как много я с вами сегодня узнал про воздух! Как бы мне это всё не забыть.. Я же обещал своим друзьям зайчатам рассказать всё.
Воспитатель:
— Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он? Где он есть?
Итоги:
Воздух невидимый, но мы можем его почувствовать;
Руками мы его поймать не можем, но он нас окружает везде
Заяц:
— Ну, теперь я всё запомнил! Спасибо. Мне пора домой, в сказочный лес. До свидания, ребята!
Дети прощаются.
воспитатель МА ДОУ детский сад «Малышок»,
д. Улукулево
Конспект игрового занятия «Маленькие Почемучки» с детьми 2-ой младшей группы
Автор: Шатова Марина Валентиновна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №52» г. Новомосковск, Тульская обл.
Описание материала: данный конспект может быть полезен, и использован педагогами дошкольных учреждений с целью обогащение чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи. Формировать у детей младшего возраста поисково-исследовательскую активность.
Цель:
Закрепление умения определять качества и свойства предметов путём исследования.
Задачи:
Образовательная: Упражнять детей в название противоположностей (высокий – низкий; толстый – тонкий; пустой – полный и т.д.) и определение веса предметов: лёгкий – тяжёлый)
Развивающая: Развивать восприятие детей способом обследования предметов, активно включая движение рук по предмету и его частям (обхватывая предмет руками, проводя то одной, то другой рукой (пальчиком) по контору предмета)
Воспитательная: Воспитывать любознательность детей в поисково – исследовательской деятельности.
Материал:
Демонстрационный : большой медведь, воздушный шарик, два тазика с водой.
Раздаточный: дидактическая игра «Противоположности», кораблики, камешки, кубики, мячики, книги, открытки, бумажные и определить какая она? (бумажная, мягкая)салфетки, стаканчик с водой, карандаши (с гранями), ленточки.
Ход игрового занятия:
1.Приход Мишки с воздушным шариком.
Воспитатель: - Назовите противоположности предметов на картинках, которые принёс Мишка.
Ответы детей: Книга толстая, а тетрадка тонкая; дом высокий, а другой - низкий, корзина пустая, а другая – полная, медведь большой, а другой – маленький и т.д./
Вопросы: Медведь, какой тяжёлый или лёгкий? А воздушный шарик?
Задание: Взять в одну руку кораблик, а в другую камень и определить, что легче, а что тяжелее? Опустить в один тазик кораблик, а в другой камешек.
Вопросы: Что делают кораблики? (плавают) А что случилось с камешками? (лежат на дне тазика)
Вывод: Кораблики лёгкие – плавают, а камешки тяжёлые – утонули!!!
Физкультминутка «Улыбнись»
Мы сначала будем хлопать – хлоп, хлоп, хлоп,
А затем, а затем
Мы будем топать – топ-топ-топ,
А сейчас мы повернёмся и все вместе улыбнёмся.
2.Задание: Определить качество и свойства предметов.
Рассказы детей: о деревянном кубике (Кубик жёлтого цвета. Квадратной формы, потому что есть углы. Сделан из дерева.) О пластмассовом (Мячик круглый, потому что может катиться. Зелёного цвета, сделан из пластмассы.); массажном мяче, открытки, книге.
Задание: Взять в руки салфетку и определить какая она? (бумажная, мягкая)
Вопросы: Что с салфеткой можно сделать? (помять, смять – мятая; порвать, разорвать; опустить в воду – мокрая)
Пальчиковая гимнастика «Карандаш»
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик – быть послушным научу.
3. Логоритмика с ленточками под музыкальное сопровождение (Сириус (исп. Ксюша Курчавая – «Почемучки»)
Тема: "Сюрприз для Мишки"
Цель: Расширять представления детей о воде
Задачи:
Закрепить знания детей о свойствах воды: имеет прозрачность, её можно окрашивать;
Развивать любознательность в процессе экспериментирования;
Расширять представления детей о необходимости воды для жизнедеятельности;
Воспитывать желание помочь героям любимого произведения.
Ход НОД
1. Посылка
Дети заходят в групповую комнату, встают в круг.
Раздаётся стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, почтальон принёс посылку. Давайте посмотрим, кто её принёс.
Воспитатель читает надпись : от Маши.
Воспитатель: Хотите узнать, что в посылке?
Дети: Да
Воспитатель открывает посылку . В посылке - банка с водой и письмо от Маши.
Воспитатель показывает банку с водой .
Ребята, как вы думаете, что в банке?
Дети : вода.
Воспитатель : Правильно, вода. Молодцы, ребята!
Какого цвета вода?
Дети: Белая, прозрачная.
Воспитатель: Правильно, прозрачная. Молодцы!
А для чего же нам Маша прислала воду!? Здесь есть письмо.
Воспитатель читает письмо:
"Здравствуйте, ребята! Пишет Вам Маша. Я хочу сделать сюрприз Медведю на день рождения - украсить цветными льдинками полянку, но не знаю как из прозрачной воды сделать цветную. Помогите, пожалуйста!"
Воспитатель: Мы сможем помочь Маше?
Дети : Да.
Воспитатель : Как же ей помочь?
Что для этого нужно сделать?
Дети: В прозрачную воду добавить краски.
Воспитатель : Правильно, молодцы!
Сейчас мы из прозрачной воды сделаем цветную воду.
На столах: по 3 прозрачных стаканчика с водой на каждого ребёнка, кисточки, гуашь: красная и зелёная.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь за столы.
Дети садятся за столы.
Воспитатель : Какого цвета налита вода в стаканчики?
Дети: Прозрачного.
Воспитатель: Какого цвета стоят краски на столе?
Дети: Красного и зелёного.
Воспитатель: Давайте сделаем воду красным и зелёным цветом.
2. Эксперимент
Дети добавляют в один стаканчик краску зелёного цвета, в другой - красного.
Воспитатель: Какого цвета вода была?
Дети: Прозрачного.
Воспитатель: Что мы сделали, чтобы она стала цветной?
Дети: Красного и зелёного.
Дети : Зелёного.
Дети : Красного.
Воспитатель: Можно сказать, что вода меняет свой цвет.
Давайте поставим стаканчики с зелёной и красной водой в коробку, я схожу на почту и отправлю посылку Маше.
3. Физкультминутка
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поиграем. Слушайте меня внимательно, каждый раз, когда слышите слово "кап", хлопайте в ладоши.
Набежали тучки, спрятали солнышко, и вдруг начинается дождик.
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва -
Кап, кап, кап, кап.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять -
Кап, кап, кап, кап.
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Но вот выглянуло солнышко, пригрело и капельки растаяли. А потом собрались вместе и стали ручейком, который побежал по камешкам, по пригорочкам.
4. Игра "Кому, чему нужна вода".
На столе лежат карточки с изображением цветка, автобуса, птицы, зайца, стула, человека.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру. Посмотрите внимательно на картинки и определите, кому или чему нужна вода. Для чего... нужна вода?
Ответы детей
Воспитатель: Вода нужна растениям для роста, для развития; животным - для того, чтобы её пить и не погибнуть от жажды; человеку - чтобы умываться, купаться, пить, готовить пищу.
5. Рефлексия
Воспитатель: Мы смогли помочь Маше?
Дети : Да
Воспитатель : Как помогали?
Ответы детей
Воспитатель : Какого цвета была вода?
Дети: Прозрачного
Воспитатель: Какого цвета воду мы получили?
Дети: Красного и зелёного
Воспитатель: Можно отметить, что вода меняет свой цвет; она бывает прозрачная и непрозрачная. Вода нужна растениям, животным, человеку для того, чтобы не погибнуть.
МАДОУ Голышмановский ЦРР-д/с № 4 "Ёлочка"
Конспект НОД
по познавательно-исследовательской деятельности
во второй младшей группе
« В гостях у Тошки »
Воспитатель: Филинова Наталья Александровна
Цель : получение детьми новых знаний об окружающей среде посредством проведения опытов и экспериментов.
Задачи:
- Формировать познавательный интерес желание наблюдать, исследовать, получать новые знании;
Познакомить детей со свойствами поролоновой губки;
Развивать творчество,умения сопровождать речью игровые действия; развитие мелкой моторики рук;
Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, участвовать в экспериментальной деятельности.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: в мокрые губки кладем семена овощей (перца томатов и т.д.) и оставляем в теплом месте на 2 -3 дня (для проращивания семян).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: губка, мокрая, сухая, ростки, семена.
Материал и оборудование: поролоновая губка в виде собачки, таз с водой, комнатный цветок,гуашь, губки разного размера, бумага,салфетки, семена.
Ход деятельности
Воспитатель: - Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель приносит воздушный шар, на котором привязано письмо.
В-ль: - Ребята, к нам на воздушном шаре прилетело волшебное письмо из страны губок. Хотите узнать, что в нем написано? Тогда его нужно открыть и прочитать.
Ребята, это приглашение в волшебную страну губок. Нас приглашает к себе в гости собачка- губка Тошка. Дети,а вы хотите попасть в эту страну?
Вы готовы отправится в путь? Эта страна находится очень далеко и до неё мы можем добраться на волшебном поезде.
Физминутка « По ровненькой дорожке»
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки:
Раз - два, раз - два.
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам…
В ямку - бух!
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Устали наши ножки, устали наши ножки,
Вот пришли мы в гости к Тошки.
Ну вот мы и в гостях в волшебной стране губок. Тошка хочет вас познакомить с его друзьями губками.
Посмотрите, сколько губок. А кто мне скажет, какого они цвета?
Правильно они разноцветные.
А теперь Тошка покажет,как они в своей стране выращивают растения.
Опыт №1 «Губка - огород»
Для проращивания семян берутся 2 кухонные губку. Первый раз губки должны быть влажными, но с них не должно капать. Увлажнять нужно губки несколько раз из пульверизатора. 2-3 дня огородик стоит прикрывать пакетом, чтобы за ночь семена не пересыхали.Затем семена дают ростки.
Вот так у Тошки появился свой огород. Ну вот беда его растения могут погибнуть, как вы думаете почему? Правильно, его нужно поливать.
Опыт №2 «Губки - лейки».
Ребята,потрогайте и сожмите губку, какая она? А давайте посмотрим, как губка пьет водичку. Чтобы она выпила водичку, надо ее положить в воду и сильно придавить ее руками. Посмотрите, губка какой стала? А теперь давайте отожмем сильно губку. Посмотрите, губка отдала воду, так мы поможем Тошки полить его огород.
Опыт № 3 «Губки - штампики»
Тошка приглашает нас в волшебную мастерскую,где живут его друзья губки - штампики. Эти губки делают отпечатки на бумаги, если мы на них нанесем краску (дети делают рисунки с помощью губок).
Какие замечательные получились у нас картинки, давайте оставим Тоши их в подарок.
Наш друг нам тоже хотел подарить подарок, эту волшебную губку -огород, чтобы мы у себя в группе тоже вырастили растения.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Краткосрочный исследовательско- творческий проект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»
Что я слышу – забываю.Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
Конфуций.
Паспорт проекта
1. Вид проекта: исследовательско – творческий.
2. Продолжительность: краткосрочный, 2 недели
3. Автор проекта: воспитатель Тюрина Т.В.
4. Участники проекта: дети второй младшей группы
5. Актуальность темы:
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
6. Цель проекта: создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса детей.
7. Задачи проекта:
- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
- развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.
- формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
- учить объяснять наблюдаемое.
8. Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
9. Продукт проектной деятельности: альбом «Опыты по экологии», картотека опытов.
План реализации проекта во второй младшей группе
Подготовительный этап проекта (1-я неделя):
1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
2. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
3. Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.
4. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
5. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
6. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
Исследовательский этап проекта (2-я неделя)
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
Виды деятельности Название Цель
1-й день «Чудеса в природе – солнышко»
Стихотворение Г. Бойко «Солнышко» Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания
Выполнение упражнений Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко» Способствовать развитию моторики рук
Художественное творчество
Рисование «Светит солнышко в окошко» Обучать рисованию предметов круглой формы, закрашиванию по контуру
Беседа «Учимся радоваться солнышку и природе» Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы
Игра-ситуация «Солнечные зайчики» Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности
Тематическая прогулка
«У солнышка в гостях» Учить наблюдать за солнышком
2-й день «Воздушные чудеса»
Беседа
«О свойствах воздуха» Знакомить детей с воздухом
Опыт
«Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух
Исследование
«Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену» Подвести к выводу о том, что мыло пенится
Экспериментирование
«Игры с воздушным шариком» Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух
Игра
«Пускание мыльных пузырей» Стимулировать двигательную активность
Наблюдение и беседа
«Почему летит мыльный пузырь?» Стимулировать познавательную и речевую активность
Экспериментирование
«Что в пакете» Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве
3-й день «Фокусы с песком»
Рисование на мокром песке
«Чудесное превращение круга и квадрата» Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей
Проблемная ситуация, игра
«Юные кладоискатели» Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке
Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком
«Пирожки для мишки» Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы
Беседа
«О свойствах мокрого и сухого песка» Развивать познавательную и речевую деятельность детей
Игра с песком
«Постройка зоопарка» Помочь в изучении свойств сырого песка, в совершенствовании конструктивных умений
4-й день «Вода – чудо природы»
Игры-опыты
«Прятки с водой» Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет
Экспериментирование
«Переливание воды» Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному
Беседа
«Свойства воды» Формировать знания о разных свойствах воды: льется, летят брызги и т. д.
Аппликация
«Красивые чашки для волшебницы-воды» Учить наклеивать готовые формы в определенной последовательности
Чтение художественной литературы
Рассказ «Как Костя не умывался» Ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания
Эксперимент
«Мыло-фокусник» Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом
Подвижные игры «С султанчиками и вертушками» Формирование самостоятельной двигательной активности
Наблюдение «Наблюдение за ветром» Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку
Эксперимент «Послушный ветерок» Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу
Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» Учить остужать еду, слегка подув на нее
Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.
2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О.В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М.: АРКТИ,2008. – 64 с.
Приложение
Эксперименты, исследования и опыты
1. Опыты воздушным шариком. Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика(один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия. Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают). Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.
2. Опыт с соломинкой. Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух. Затем с помощью соломинки и воды в стакане показывает, как появляется воздух при выдыхании (Появляются пузырьки на поверхности воды). В конце эксперимента, предлагается детям повторить опыт самим.
3. Что в пакете. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем снова показывает пакет и спрашивает, чем наполнен пакет (воздухом). Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание, что, когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
4. Послушный ветерок. Воспитатель читает: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду воешь на просторе.» Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.) Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.) Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно, при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).
5. Мыло-фокусник. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое, душистое.)Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрые движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха.) Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким.) Натирают губку мылом, погружают в воду, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. (Появляются большие пузыри.)Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно дуют. (Появляется мыльный пузырь, переливается на свету.) погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)
Дети подводят итоги: сухое мыло гладкое; влажное мыло гладкое и скользкое; при намыливании губки появляется пена; при попадании воздуха в мыльную воду появляются мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена жжет глаза.
6. Переливание воды. Воспитатель показывает, как переливать воду из разных сосудов по-разному. Из широкого сосуда – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой. Объясняет, что от воды летят брызги. Затем предлагает детям самостоятельно переливать воду из сосуда в сосуд. Воспитатель объясняет, что вода принимает форму того сосуда, в который налита. Если воду лишь перелить из одного сосуда в другой, ее останется столько же; воды станет меньше, если ее отлить.
7. «Пирожки для мишки». Эксперимент с мокрым и сухим песком. Воспитатель предлагает детям слепить пирожки из мокрого песка, а затем из сухого песка. Дети делают выводы: мокрый песок лепится, держит форму, а сухой – рассыпается.
8. Игра опыт «Прятки с водой». Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд с водой и спрашивает, какого цвета вода. (Прозрачная, бесцветная.) Затем опускает в воду камушек. Что наблюдаем? Виден ли камушек? (Видно.) Затем воспитатель добавляет в воду краску и спрашивает, какая стала вода. (Цветная.) Опускает камушек в воду. Что наблюдаем?(Камень не виден.) Вывод: вода может изменять цвет.
Игры
1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко, солнышко»
Солнышко, солнышко
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей,
Хлопают ладонями
Сгибают и разгибают ладони
Показывают волну.
Машут руками.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Опускают руки вниз.
Поднимают руки вверх.
2. Игра-ситуация «Солнечные зайчики».
Воспитатель берет зеркало и показывает солнечного зайчика. Объясняет, что солнце отражается от зеркала. Затем воспитатель начинает водить зеркалом в разны направлениях. Дети бегают за солнечным зайчиком, пытаясь его достать. Затем предлагается водить кому-нибудь из детей.
3. Пускание мыльных пузырей. Воспитатель пускает мыльные пузыри и объясняет, что внутри пузыря находится воздух. Затем кто-нибудь из детей начинает пускать мыльные пузыри, а остальные дети ловят их.
4. «Юные кладоискатели». Воспитатель и дети рассматривают песок, изучают его свойства(сухой, сыплется, на солнце нагревается). Затем воспитатель прячет в песок пластмассовые игрушки. А дети должны найти игрушки, копая совочком и не рассыпая песок.
5. «Строительство зоопарка». На прогулке воспитатель предлагает рассмотреть песок, изучить его свойства (сырой, лепится, плотный). Затем предлагает построить зоопарк из песка и строительных деталей. Воспитатель предлагает использовать в строительстве формочку, закопанную в песок вровень с землей и наполненную водой. Предлагает подумать, что получилось (пруд для водоплавающих птиц или бассейн для белого медведя и бегемотиков).
6. Подвижная игра
«С султанчиками и вертушками». На прогулке воспитатель показывает как можно играть с вертушкой и султанчиками. Если есть ветер, то султанчики шевелятся и вертушка вертится. Если нет ветра на улице, то можно пробежаться. Что наблюдаем? При беге вертушка тоже вертится, и шевелятся султанчики. Раздаются всем султанчики и вертушки. По сигналу «Ветер» все бегут, по сигналу «ветра нет» все стоят.
7. Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» На прогулке воспитатель рисует на мокром песке круги и квадраты. Предлагает детям рассмотреть их, выделить их свойства. Затем предлагает превратить круг в солнышко, в часы, яблоко, мяч, колесо, лицо и т. д. А квадрат предлагается превратить в дом, сумку, телевизор, часы и т. д. Дети рисуют на песке.