Педагогическая деятельность и теория фридриха фребеля. Система общественного дошкольного воспитания Ф.Фребеля

(1852-06-21 ) (70 лет) Место смерти: Страна:

Германский союз

Научная сфера: Известен как:

создатель первого детского сада

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (21 апреля - 21 июня ) - немецкий педагог , теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».

Биография

Вследствие ложных слухов об атеистическом и опасном для правительства направлении Фрёбелевского заведения, князь шварцбургский послал в Кейльгау, по требованию Пруссии , ревизора. Хотя последний и отозвался в своём отчете об учебном заведении Фребель с большой похвалой, но доверие общества было подорвано, и Фрёбель лишился большего числа своих воспитанников. Передав школу Барону, Фрёбель отправился в Швейцарию . Там, в кантоне Люцерн, он принялся за устройство народного учебного заведения по своей идее, но, вследствие вражды местного духовенства, перенес свою школу в Виллисау, где достиг такого успеха, что кантональное управление Берна поручило ему устройство дома для сирот в Бургдорфе. Здесь у него впервые возникла мысль о необходимости воспитательных заведений для малолетних детей; здесь же он мог испытать на деле свою теорию воспитания детей дошкольного возраста и свои «дары».

В своих педагогических воззрениях исходил из всеобщности законов бытия: «Во всем присутствует, действует и царит вечный закон… и во внешнем мире, в природе, и во внутреннем мире, духе…» Назначение человека, по Фрёбелю, - включиться в осеняемый этим законом «божественный порядок», развивать «свою сущность» и «своё божественное начало». Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

Педагогика и методика воспитания в детском саду Ф. Фребель считал целью воспитания развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие. Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребёнка Фребель связывал, вслед за Песталоцци, с развитием его психики. Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая её сущность, он доказывал, что игра для ребёнка - влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она - его собственная жизнь. В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребёнок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам.

Для развития ребёнка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров». Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета - красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар - на ниточке. Мать показывает ребёнку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребёнка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик - нет мячика», она знакомит ребёнка с утверждением и отрицанием.

Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребёнок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же - как символ покоя и символ "единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий дар - куб, разделённый на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина - на четыре части). Посредством этого дара ребёнок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать своё творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвёртый дар Фребеля.

Четвёртый дар - тех же размеров кубик, разделённый на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина - на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвёртой этой стороны).

Пятый дар - кубик, разделённый на двадцать семь маленьких кубиков, причём девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар - кубик, разделённый тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены ещё на части: на плитки, по диагонали и пр.

Фребель предлагал разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами - строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др. Многие из этих занятий, методически преобразованные с других методологических позиции, находят применение в современных детских садах.

Недостатки теории: 1) системой «даров» заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром; 2) жизнь ребёнка ограничивается дидактическим материалом; 3) деятельность ребёнка излишне регламентируется; 4) ограничивается свободное творчество ребёнка.

Немецкий педагог, ученик Песталоцци (Pestalozzi). Заложил основу современной системы образования, начав строить учебные курсы на уникальных нуждах и способностях детей. Именно Фрёбелю принадлежит идея детских садов; собственно, само слово "kindergarten" первым употребил именно он.


Родился Фрёбель в Обервайсбахе, Шварцбург-Рудольфштадт, Тюрингия (Oberweißbach, Schwarzburg-Rudolstadt, Thuringia). Отец его был священником в местной лютеранской церкви; церковь в целом и лютеранская вера в частности играли в жизни юного Фридриха чрезвычайно большую роль. Обервайсбах был довольно богатым селением; местный лес славился большим количеством целебных трав – из которых местные жители активно изготавливали лекарственные средства, микстуры, бальзамы, мыло и мази. Каждая семья владела собственной лесной делянкой; рецепты изготавливаемых на продажу средств у разных семей также различались довольно радикально.

Мать Фрёбеля скончалась, когда мальчику был всего 9 месяцев; это на жизнь Фридриха также повлияло довольно сильно. В 10 лет Фрёбель перебрался в городок Штадтильм (Stadt-Ilm); там на тот момент проживал его дядюшка, человек в высшей степени мягкий и любящий. В 15 лет Фридрих – природой во всех её проявлениях интересовавшийся с ранних лет – стал подмастерьем лесника; в 1799-м, однако, он решил оставить выбранную работу и отправился изучать математику и ботанику в Йену (Jena). В период с 1802-го по 1805-й Фридрих Фрёбель работал землемером.

В 1805-м Фридрих получил место в одной из школ Франкфурта; именно здесь он впервые познакомился с работами Песталоцци. Позже Фрёбелю довелось поработать с самим Песталоцци в Швейцарии (Switzerland). В 1806-м Фридрих получил место преподавателя в одной из франкфуртских дворянских семей.

В 1811-м он вновь взялся за брошенную когда-то из-за проблем с финансами учебу; увы, и на этот раз доучиться до получения официального диплома ему не удалось. Вскоре после этого Фридрих устроился в одну из лучших берлинских школ для мальчиков.

В 1813-м и 1814-м Фридрих служил в корпусе Лютцова (Lützow Free Corps); именно во время службы он познакомился и подружился с теологом и преподавателем Вильгельмом Миддендорфом (Wilhelm Middendorf) и преподавателем Гейнрихом Лангеталем (Heinrich Langethal). После окончания военных действий Фрёбель вернулся на гражданку; некоторое время он работал в минералогическом музее, однако позже перебрался в Ильмталь, близ Арнштадта, Тюрингия (Ilmtal, Arnstadt, Thuringia), где основал новое учебное заведение. Еще через год Фридрих вновь сменил место жительства; работу его – уже в 1831-м – продолжили Лангеталь и Миддендорф.

11 сентября 1818-го Фридрих женился на Вильгельмине Генриетте Хоффмейстер (Wilhelmine Henriette Hoffmeister); в 1839-м Вильгельмина скончалась, так и не родив Фрёбелю детей. В 1851-м Фрёбель женился вторично.

Важнейшую свою работу, "О воспитании человека" ("Die Menschenerziehung") Фридрих Фрёбель опубликовал в 1826-м.

В период с 1831-го по 1836-й он жил в Швейцарии. Вернувшись в Германию, Фрёбель решил сконцентрироваться на проблемах дошкольного образования; именно в этот период им была разработана целая серия развивающих детских игрушек. Термин "детский сад" ("kindergarten") Фридрих предложил уже в 1840-м.

Скончался Фридрих Фрёбель 21 июня 1852-го в Мариентале (Marienthal); на момент смерти великому педагогу было 70 лет.

Ф.Фребель и его система воспитания дошкольников

Фридрих Фребель, немецкий педагог, теоретик и, по сути, основоположник общественного дошкольного воспитания. Он родился в 1782 году в семье пастора на юге Германии в Тюрингии. Именно ему принадлежит идея выделения дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки. Ф. Фребель является создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов. До него существовали детские приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми, но не включали их образование. Фребель одним из первых привлек внимание общественности к необходимости именно педагогической работы с детьми до семи лет. Ему же принадлежит и сам термин «детский сад», который стал общепринятым во всем мире. В самом названии детского учреждения, а также в том, что воспитательницу Фребель называл «садовницей», проявилось особое отношение Фребеля к ребенку, как к цветку, который нужно бережно и заботливо выращивать, не меняя его врожденной природы. Главной целью для него были не только уход и забота, но и всестороннее, гармоничное, соответствующее возрастным особенностям воспитание в детском сообществе, самостоятельное личностное формирование и развитие маленького ребенка как чувствующего, действующего и познающего существа.

Первоначально «детский сад» (как общественный институт) задумывался Фребелем как учебное заведение, дающее соответствующее образование родителям (в первую очередь мамам), поддержка и дополнение семейного воспитания дошкольников. Детский сад должен был не освободить матерей от тягот воспитания, а, наоборот, помочь им стать настоящими, правильными воспитателями. Фребель считал, что для наилучшего результата требуется воспитательское партнерство родителей и воспитателей. Детский сад был призван предоставить родителям широкое поле для содействия, в качестве места встреч, где родители и дети могли бы глубже познавать друг друга. Ф.Фребель мечтал реформировать систему воспитания маленьких детей в семьях. Для этого он использовал открытые практические занятия, показательные выступления, обучение родителей в рамках детского сада, пытался достичь содействия и полноценного участия родителей в детском развитии.

Детский сад по Фребелю — «возвращенный рай». Он видел своей целью воспитание свободного, думающего и действующего человека, помогал раскрыть индивидуальность каждого ребенка. Для наилучшего результата каждому ребенку необходим специальный, соответствующий именно его задаткам, склонностям и дарованиям подход, который поможет развить в ребенке самостоятельность, уверенность в себе и ответственность за себя. Огромную роль в воспитании детей Фребель отводил именно матери: «Хорошая связь “мать — дитя” — ключ к гармоничному развитию». Всегда подчеркивал необходимость сильной эмоциональной связи матери и ребенка как основы любого воспитания. Забота и игра необходимы. Ребенок нуждается в любви, помощи и внимании взрослого, особенно мамы. Таким образом, детские сады Фребеля создавались не взамен семьи, а в помощь матерям в воспитании и развитии детей. Матери могли прийти и посмотреть, как заниматься с детишками, поучиться у воспитательниц.

Задачей детского сада было воспитание человека свободного, самостоятельного, уверенного. Фребелю хотелось, чтобы детский сад был местом радости для детей. Основная цель работы воспитательниц состояла в развитии природных способностей малышей. Дети рассматривались как цветы, о которых надо заботиться и способствовать их гармоничному развитию.

Воспитательниц и нянь для детских садов специально готовили. На курсы воспитательниц принимали девушек, которые отличались любовью к детям, стремлениям к играм, чистотой характера и уже закончили к тому времени женскую школу. Будущие воспитательницы детского сада изучали средства воспитания, законы развития человека и ребенка, имени практические занятия, участвовали в играх детей. Уже в то время понимали, что чтобы обучать и развивать маленьких детей, нужны специальные знания об их развитии и особые профессиональные умения педагога.

Идеи Фребеля были очень популярны и в России, где во многих городах были открыты фребелевские общества.

Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это были первые в мире обучающие игры и игрушки для детей. И пользуемся мы ими до сих пор.

Ф. Фребель разработал обширную, детальную для его времени, почти законченную систему дошкольного воспитания, основу которой составляла хорошо проработанная дидактика, направленная на развитие детей через организацию разных видов деятельности: игры, пения, плетения, конструирования и т. п.

В основном педагогическом сочинении Фребеля "Воспитание человека" (1826) подчеркнуто, что человек по своей сути — творец. Воспитание должно выявить и развить в человеке соответствующие творческие задатки. Фребель сформулировал несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в человеке, поступательное развитие человека, закон природосообразного воспитания. Фребель полагал, что ребенок в своем развитии творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания.

Система дошкольного воспитания Фребеля имеет мощный философский и духовно-религиозный фундамент, который восходит к немецкой классической философии.

Опираясь на философскую систему Ф. Гегеля, которая была крайне популярна в то время в Германии, Фребель подчеркивал внутреннюю связь всех вещей, поскольку в каждой из них так или иначе выражает себя абсолютный дух. Любая вещь может открыть ребенку все законы мира, которые универсальны и восходят к единому началу. Теоретически обосновывая свою систему, Фребель постоянно подчеркивал мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей его жизни. Периодом наиболее интенсивного и эффективного развития человека он справедливо считал дошкольное детство.

Фребель исходил из врожденной позитивной природы ребенка. Ребенок по своей природе добр, открыт и благороден. Ему изначально присущи светлые и чистые помыслы и желания. Недобрым и закрытым его делают прежде всего воспитание и дурное влияние окружающего общества. Следовательно, главная задача воспитания — не испортить врожденной и позитивной природы ребенка. Поэтому воспитание должно быть «...пассивным, следящим, просто предостерегающим и охраняющим, но отнюдь не предписывающим и не насильственным». Этой цели служат создание домашней уютной обстановки, ласковое, доброжелательное общение с воспитателем, игры и занятия, соответствующие интересам детей.

Фребель во многом был первооткрывателем в педагогике. Главные положения его педагогической системы сохраняют свою актуальность и сегодня. До появления системы Фребеля задачи воспитания сводились к развитию ума, расширению знаний и выработке полезных навыков. Фребель вслед за И. Г. Песталоцци стал говорить о целостном, гармоничном воспитании человека.

Большое значение в системе Фребеля отводилось активности самих детей, организации их самостоятельной деятельности. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. Поэтому игре уделялось особое внимание. Кроме игр в детском саду с детьми рисовали, лепили, делали разные поделки, аппликации, занимались музыкой и стихами, вышивали, выкладывали из металлических колец и палочек фигуры по образцу, конструировали. Во всех занятиях с малышами действие соединялось со словом, и это было обязательное требование. Слово позволяло ребенку осознать и закрепить опыт. Так, воспитательница, показывая предмет, обязательно называла сам предмет, его характеристики, показывала и называла возможные способы действия. Все действия сопровождались песенкой или стишком.

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая игру, он доказывал, что игра для ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания. По его мнению, игра способствует развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества. Для развития ребенка Фребель предложил 6 «даров». В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.

Первый дар Фребеля - это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Мячик держат за веревочку и показывают ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве. Мать каждый раз называет свое движение: вверх - вниз, влево-вправо. Она прячет мячик, а потом снова показывает его («есть мячик - нет мячика»).

Второй дар Фребеля - это шар, куб и цилиндр одинакового размера. Этот дар знакомит с геометрическими телами и различиями между ними. Шар катится, а куб неподвижен, у него есть ребра.

Третий дар — куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этого дара, ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («ложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвертый дар — тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки; длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, не изымаются.

Пятый дар — кубик, разделенный на 27 маленьких кубиков, девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар — кубик, разделенный тоже на 27 кубиков, многие из которых разделены еще на две части: на плитки, по диагонали и пр.

Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических форм, необходимых для строительных игр ребенка. Идея этих даров, несомненно, сложилась у Фребеля под влиянием разработанной Песталоцци методики изучения формы. Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Ценные черты даров Фребеля — последовательность ознакомления ребенка с простейшими геометрическими формами и использование строительного материала для игр-занятий детей. Игры с дарами имели у Фребеля философскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира и его божественное начало, философские законы построения Вселенной. И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает.

Так, шар был символом «единства в единстве», бесконечности, движения. Куб - символом покоя, «единства в многообразии» (он по-разному представлен нам, если мы посмотрим на его вершину, на ребро или на сторону). А цилиндр сочетает в себе свойства куба и шара - он устойчив в вертикальном положении, и подвижен и катится в горизонтальном положении.

В современной же дошкольной педагогике дары Фребеля рассматриваются, прежде всего, как обучающий материал, развивающий умственные способности ребенка.

Интересным фактом в жизни Фребеля является то, что в 1844 году он предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Кроме того, именно Фребель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фребель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами - складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий. Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Были созданы фребелевские курсы и фребелевские общества. Но при применении в детских садах игры с дарами Фребеля стали формальными, отнюдь не радостными для детей упражнениями, в которых малыш был лишь наблюдателем действий взрослых. И нарушилась первоначальная идея детской активности в игре. Именно за это Фребеля много критиковали в дальнейшем, отмечая излишнюю сухость его игр, отсутствие в них жизни, чрезмерную регламентацию действий детей. А его воспитательниц в России называли «фребеличками». Поэтому в полной мере система Фребеля сейчас не применяется. Но до сих пор используются многих находки и идеи Фребеля, доработанные и измененные в соответствии с современными данными о развитии детей дошкольного возраста.

Он был шестым ребенком в семье, причем в семье отнюдь не богатой. Фребель рано остался без матери - ему было всего лишь 9 месяцев. В его детстве с ним специально никто не занимался, и он очень переживал потерю матери. Может быть, именно поэтому позже он - зрелый мужчина - и заинтересовался созданием учреждения для матерей маленьких детей в помощь в воспитании детей до школы. Ведь сам Фридрих в детстве рос сам по себе, никто им не занимался. И наверное, не просто так в нем родилась идея «Хорошая связь мать-дитя - ключ к гармоничному развитию ребенка». Ребенку для развития нужна забота, помощь, внимание взрослых, также как цветку для роста нужен полив и плодородная почва. Эта идея в дальнейшем подвигнет Ф. Фребеля на создание первого в мире детского сада и даст этому учреждению название «сад». Затем Фридриха забрал к себе дядя, и он стал ходить в школу.

С 1805 по 1810 г. Ф. Фребель работал у Песталоцци и находился под большим влиянием его идей. В 1837 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни. В 1940 году Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор. Такое название Ф.Фребель объяснял так: «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе».

Система Фребеля — система воспитания, основанная выдающимся немецким педагогом и теоретиком дошкольного воспитания Фридрихом Фребелем (1782— 1852). Фребель является основателем первых детских садов, задача которых, в отличие от детских приютов, заключалась в обучении и воспитании детей. Основная цель детских садов Фребеля состояла в содействии развитию природных способностей ребенка: дети растут как цветы (отсюда термин «детский сад») и задача воспитателей в том, чтобы заботиться о них и способствовать их наиболее полному раскрытию. В системе Фребеля главный акцент делается на активности самого ребенка, на необходимости побуждения и организации его собственной деятельности. Поэтому в воспитании детей дошкольного возраста подчеркивается огромное воспитательное и образовательное значение игры. Обучение детей в детских садах Фребеля построено на системе игр с конкретным дидактическим материалом. Фребель разработал свой дидактический материал (так наз. «дары Фребеля»), куда входили предметы, различающиеся по цвету, форме, величине и по способу действия с ними: вязаные шарики всех цветов; кубы и цилиндры; мячи разных цветов и размеров; куб, разделенный на 8 кубиков; палочки для выкладывания; бумажные полоски для плетения и аппликаций и т.д. Большое место в системе занимает художественная деятельность детей: рисование, лепка, аппликация, музыка и стихи. Важным принципом данной системы является сочетание действия или чувственного впечатления со словом. Связь со словом делает действия ребенка и его чувственный опыт осмысленным и осознанным. В процессе игр с дарами Фребеля воспитатель демонстрировал ребенку предмет, подчеркивая его физические характеристики и возможные способы действия с ним и сопровождал свой показ специальным текстом (как правило, стишком или песенкой). Система Фребеля предполагает активное участие взрослого в деятельности ребенка: передача «даров», демонстрация способов действия с ними, стишки и песенки — все это исходит от воспитателя. Но руководство взрослого основано на уважении к ребенку и на учете его интересов. Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики и нашла своих многочисленных последователей. Широкое распространение она получила и в России, где в начале века существовали специальные фребелевские курсы, на которых воспитатели осваивали систему Фребеля. Организовывались также фребелевские общества, объединяющие педагогов и представителей прогрессивной интеллигенции, которые стремились путем организации платных и бесплатных дошкольных учреждений содействовать улучшению семейного и внесемейного воспитания детей. Однако в процессе своего массового использования игры с дарами Фребеля были извращены и превратились в формальные упражнения, в которых основную активность брал на себя взрослый, а ребенок оставался лишь слушателем и наблюдателем. Принцип деятельности и активности самого ребенка оказался нарушенным. В результате эти занятия утратили свой развивающий эффект, а система Фребеля получила массу критики за формализм, педантизм, дидактизм, излишнюю регламентацию деятельности детей и пр. Вместе с тем основные теоретические и методические принципы системы Фребеля остаются актуальными в настоящее время и используются в современной практике дошкольной педагогики.

в Обервейсбахе, невеликому селі князівстваШварцбург -Рудольштадт21 квітня . Ще малятком він втратив матір і був відданий на піклування прислуги і старшихсестер ібратів , яких скоро змінила мачуха. Батько, зайнятий своїми численними пасторським обов"язками, не мав можливості зайнятися хлопчиком. Злюбила його мачуха також звертала на нього мало уваги і хлопчик ріс, наданий самому собі. Початкову освіту він здобув у сільській школі для дівчаток.

З1799він слухав уЙенському університеті лекції з природничихнаук і математики, але через два роки був змушений, внаслідок нестачі коштів, покинутиуніверситет . Прослуживши кілька років діловодом в різних лісництвах, Фребель відправився уФранкфурт на Майні з метою вивчити будівельнемистецтво . Тут він познайомився з Грунер, старшим учителем зразкової школи, часто розмовляв з ним про різні педагогічних питаннях і, зайнявши місцевчителяв його школі, цілком присвятив себе справі виховання.

В1805він відправився в Іверден, щоб особисто ознайомитися з постановкою педагогічної справи в навчальному закладіПесталоцці . Ця поїздка переконала Фребеля в повній його непідготовленість до діяльності, яку він встиг полюбити. Отримавши місце домашнього вчителя в сімействі Гольцгаузена, він у1808 разом зі своїми трьома вихованцями переселився в Іверден і вступив вчителем у школуПесталоцці . Навчаючи і сам одночасно навчаючись, він пробув у Івердене два роки. Невелику спадщину, отримане в1811після дядька, дало Фребеля можливість вступити в геттингенский університет, для вивченняфілософії , природничих наук і мов. Через рік він перейшов в берлінський університет, прийнявши на себе обов"язки викладача в одній з тамтешніх шкіл. Коли почаласявійна , він вступив волонтером в корпус Лютцова. Тут він зійшовся зі своїми майбутніми співробітниками по педагогічної справи, Міддендорф і Ланденталем. Ентузіазм Фребеля, постійно читав своїм друзям лекції на тему про виховання і навчання дітей, передався і останнім. Після походу, в , Фребель став асистентомпрофесораВейса при мінералогічномумузеївБерліні, але скоро відмовився від цього місця, відхилив запропоновану йому стокгольмського університетом кафедру і залишив Берлін.

Внаслідок помилкових чуток про атеїстичному і небезпечному для уряду напрямку Фребелівського заклади, князь шварцбургскій послав у Кейльгау, на вимогуПруссії , ревізора. Хоча останній і відгукнувся в своєму звіті про учбовий заклад Фребель з великою похвалою, але довіра суспільства було підірвано, і Фребель позбувся більшої кількості своїх вихованців. Передавши школу Барону, Фребель відправився вШвейцарію . Там, у кантоні Люцерн, він взявся за пристрій народного навчального закладу за своєю ідеєю, але, внаслідок ворожнечі місцевого духовенства, переніс свою школу в Віллісау, де досяг такого успіху, що кантональної управлінняБерна доручило йому пристрій будинку для сиріт у Бургдорфе. Тут у нього вперше виникла думка про необхідність виховних закладів для малолітніх дітей; тут же він міг випробувати на ділі свою теорію виховання дітей дошкільного віку і свої "дари".

В Фребель повернувся в Кейльгау, так як його дружина не переносила суворого клімату в Бургдорфе. В він прочитав вДрездені , у присутності королеви саксонської, лекцію про школи для малолітніх дітей; лекція ця не мала успіху. В він переселився в Бланкенбург, де і відкрив перший навчальний і виховний заклад для дітей дошкільного віку, назвавши його "дитячим садом ". Так, його перший дитячий сад був відкритий в день 400-річного ювілеюдрукарства . У той же час Фребель почав видавати недільну газету, з девізом: "Будемо жити для наших дітей!" Невдовзі померла його дружина, помічниця його в усіх підприємствах, і Фребель знову переселився в Кейльгау, де написав свої "Материнські пісні"; музику до них створив Роберт Кель, а малюнки -художник Унгер. Тоді ж їм були підготовлені перші "дитячі садівниці".

В Фребель відправився вРудольштадт на з"їзд німецьких вчителів, де його педагогічне вчення піддалося такий суворій критиці, що він був змушений взяти назад свої пропозиції. Одружившись вдруге на одній зі своїх учениць, Фребель відправився вГамбург для заснування там дитячого саду.

В герцог Мейнінгенського, зацікавлений вченням Фребеля, надав у його розпорядження свій замок Марієнталь.

В , будучи присутнім на з"їзді вчителів у Готі, Фребель був предметом захоплених овацій, але його життєві сили були вже підточені, і він помер17 липня того ж року в Марієнталі, де працював над установою школи для дитячих садівниця.

Педагогічні ідеї

Теорія розвитку дитини.

Фребель, вихований у дусі ідеалістичної німецької філософії, у своїх поглядах на природу, суспільство, людину був ідеалістом і вважав, що педагогіка повинна грунтуватися на ідеалістичній філософії. На думку Фребеля, дитина від природи наділена чотирма інстинктами: діяльності, пізнання, художнім і релігійним. Інстинкт діяльності, або активності, - прояв у дитині єдиного творчого божественного начала; інстинкт пізнання - закладене в людині прагнення пізнати внутрішню сутність усіх речей, тобто знову-таки Бога. Фребель дав релігійно-містичне обгрунтування думкиПесталоцці про роль виховання і навчання в розвитку дитини, витлумачив уявлення швейцарського педагога-демократа про саморозвиток як про процес виявлення в дитині божественного.

У своїх педагогічних поглядах виходив з загальності законів буття: "У всьому присутній, діє і панує вічний закон... і в зовнішньому світі, в природі, і у внутрішньому світі, дусі ..." Призначення людини, за Фребель, - включитися в осяяний цим законом "божественний порядок", розвивати "свою сутність" і "своє божественне начало". Внутрішній світ людини в процесі виховання діалектично переливається в зовнішній. Виховання і навчання пропонувалося організувати у вигляді єдиної системи педагогічних закладів для різного віку.

Педагогіка і методика виховання в дитячому саду Ф. Фребель вважав метою виховання розвиток природних особливостей дитини, її саморозкриття.Дитячий сад повинен здійснювати всебічний розвиток дітей, яке починається з їх фізичного розвитку. Вже в ранньому віці догляд за тілом дитини Фребель пов"язував, слідом за Песталоцці, з розвитком його психіки. Ядром педагогіки дитячого саду Фребель вважав гру. Розкриваючи її сутність, він доводив, що гра для дитини - потяг, інстинкт, основна його діяльність, стихія, в якій він живе, вона - його власне життя. У грі дитина висловлює свій внутрішній світ через зображення зовнішнього світу. Зображаючи життя сім"ї, догляд матері за немовлям і ін, дитина зображує щось зовнішнє по відношенню до себе, але це можливо тільки завдяки внутрішнім силам.

Дари Фребеля

Для розвитку дитини в ранньому віці Фребель запропонував шість "дарів". Першим даром є м"яч. М"ячі повинні бути невеликі, м"які, пов"язані з вовни, пофарбовані в різні кольори - червоний, оранжевий, жовтий, зелений, синій, фіолетовий (тобто кольори веселки) і білий. Кожен м"яч-куля - на ніточке.Мать показує дитині м"ячі різного кольору, розвиваючи таким чином його вміння розрізняти кольори. Розгойдуючи кулька в різні боки і відповідно примовляючи "вперед-назад", "вгору-вниз", "вправо-вліво", мати знайомить дитину з просторовими уявленнями. Показуючи кулька на долоні і ховаючи його, примовляючи при цьому "Є м"ячик - ні м"ячика", вона знайомить дитину з твердженням і запереченням.

Другим даром є невеликі дерев"яні куля, кубик і циліндр (діаметр кулі, основу циліндра і сторона кубика однакові). За допомогою їх дитина знайомиться з різними формами предметів. Кубик своєю формою і своєю стійкістю є протилежністю кулі. Шар розглядався Фребеля як символ руху, кубик ж - як символ спокою і символ "єдності в різноманітті (куб єдиний, але вигляд його різний залежно від того, як він представлений погляду: ребром, стороною, вершиною). Циліндр поєднує і властивості кулі, і властивості кубика: він стійкий, якщо поставлено на підставу, і рухливий, якщо покладено, і т. д.

Третій дар - куб, поділений на вісім кубиків (куб розрізаний навпіл, кожна половина - на чотири частини). За допомогою цього дару дитина, вважав Фребель, отримує уявлення про цілий і складових його частинах ("складна єдність", "єдність і різноманіття"); з його допомогою він має можливість розвивати свою творчість, будувати з кубиків, різна їх комбінуючи.

Четвертий дар Фребеля.

Четвертий дар - тих же розмірів кубик, розділений на вісім плиток (кубик ділиться навпіл, а кожна половина - на чотири подовжені плитки, довжина кожної плитки дорівнює стороні кубика, товщина дорівнює одній четвертій цієї сторони).

П"ятий дар - кубик, розділений на двадцять сім маленьких кубиків, причому дев"ять з них розділені на більш дрібні частини.

Шостий дар - кубик, розділений теж на двадцять сім кубиків, багато з яких поділені ще на частини: плитки, по діагоналі і пр.

Фребель пропонував різноманітність видів дитячої діяльності та занять: це робота з дарами - будівельним матеріалом, рухливі ігри, малювання, ліплення, плетіння з паперу, вирізання з паперу, вишивання, вкладання з металевих кілець, паличок, гороху, бус, виколювання, конструювання з паперу, з паличок та ін Багато з цих занять, методично перетворені з інших методологічних позиції, знаходять застосування в сучасних дитячих садках.

Недоліки теорії: 1) системою "дарів" замінюється безпосереднє ознайомлення з навколишнім світом; 2) життя дитини обмежується дидактичним матеріалом; 3) діяльність дитини зайво регламентується, 4) обмежується вільна творчість дитини.

Внесок у розвиток світової педагогіки. Дитячі садки зайняли провідне становище в системі дошкільного виховання в багатьох країнах. Ф. Фребель вперше в історії дошкільної педагогіки дав цілісну, методично детально розроблену, оснащену практичними посібниками систему суспільного дошкільного виховання. Сприяв виділенню дошкільної педагогіки в самостійну область знання.

Фребелічкі

У Росії послідовниць Фрідріха Фребеля в кінці XIX - початку XX століть називали"фребелічкамі"

Фридрих Фребель родился 21 апреля 1782 г. в Тюренгии. Он рано осиротел и воспитывался в семье своего дяди-пастора: получил среднее образование, затем учился в Йенском и Берлинском университетах. Встреча с одним из последователей Песталоцци, директором образцовой школы г. Франкфурт-на-Майне, Грунером, определила его будущее. Фребель стал учителем естественных наук в этой школе (1805-1807 гг.).

Песталоцци Иоганн Генрих (12.01.1746, Цюрих ─ 17.02.1827, Бругг) — швейцарский педагог-демократ, один из основоположников дидактики начального обучения.

* Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро.
Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним.

В мировоззрении Песталоцци идеи французских просветителей, главным образом Ж. Ж. Руссо, сочетались с теориями немецких философов-идеалистов Г. Лейбница, И. Канта и др. Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы, в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Теория элементарного образования Песталоцци включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которое осуществляется в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. Выдвинутую Песталоцци идею развивающего обучения К. Д. Ушинский назвал великим открытием (см. Собр. соч. т.3 1948 с.95). Свыше 50 лет своей жизни Песталоцци посвятил обучению и воспитанию детей и с энтузиазмом отдавал свои физические и душевные силы этому делу. Основная задача обучения — развить способности детей: внимание, память, мышление, речь — сформировать у них умение логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных ими понятий. Песталоцци придавал огромное значение наглядности обучения, поскольку считал, что чувственное восприятие окружающего мира — исходный момент познания.

Достигнутый в результате такого обучения подъем духовных сил детей представляется ему непременным условием для формирования целостной, действенной личности.

Фребель также занимался теоретической разработкой своей воспитательной системы, в основу которой им были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с идеалистическими постулатами немецкой философии. Начиная с 1820 г. в течение ряда лет он ежегодно выпускал брошюры с сообщениями о состоянии своего воспитательного учреждения.

В 1826 г. он издал книгу «Воспитание человека» — главный труд, в котором изложил в системе свои педагогические воззрения, получившие конкретизацию в его последующих работах. Идеей этого труда было то, что каждый человек — творец.

Назначение человека, по Фребелю, — это раскрытие творческих задатков. Для пропаганды своей педагогической теории и методики Фребель в 1838─1840 гг. издавал газету «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей», в которой печатались «Материнские и ласкательные песни», в 1844 г. под его редакцией вышли «Сто песен к играм в мяч, практиковавшимся в детском саду в Блакенбурге», в 1851 г. им был издан «Журнал, содержащий изложение попыток Фридриха Фребеля по проведению идеи развивающего, воспитывающего образования в целях всестороннего единства жизни». Из всех этих изданий впоследствии, уже после смерти Фребеля, была составлена его сотрудником и первым издателем Ланге книга «Педагогика детского сада».

Педагогика и методика воспитания в детском саду


Ф. Фребель сформулировал 3 закона воспитания:
  • 1. Самораскрытие божественного начала в душе человека.
  • 2. Поступательное развитие человека.
  • 3. Закон природосообразности.
Фребель считал целью воспитания развитие природных способностей ребенка. Воспитание должно руководствоваться самораскрытием, но самораскрытие невозможно без внешних воздействий, почему необходимы разнообразные средства, вызывающие развитие внутренних тенденций, влечений.

Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития.

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая игру, он доказывал, что игра для ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания. По его мнению, игра способствует развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества. Для развития ребенка Фребель предложил 6 «даров».





С «дарами» можно начинать играть с самого раннего возраста.

«Дары» Фребеля


ПЕРВЫМ ДАРОМ ЯВЛЯЕТСЯ МЯЧ.

Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета: красный, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. Каждый шар — мяч на ниточке. Развиваются умения различать цвета, ребенок знакомится с пространственными отношениями, утверждениями и отрицаниями, геометрическими фигурами. Фребель считал шар «единством в единстве», шар — символ движения, шар — символ бесконечности.

ВТОРЫМ ДАРОМ ЯВЛЯЮТСЯ НЕБОЛЬШИЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ШАР, КУБИК, ЦИЛИНДР (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые).

С их помощью ребенок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривается Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ «единства в многообразии» (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной или вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен.

ТРЕТИЙ ДАР — КУБ, РАЗДЕЛЕННЫЙ НА ВОСЕМЬ КУБИКОВ (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части).

Посредством этого дара, ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («ложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДАР — ТЕХ ЖЕ РАЗМЕРОВ КУБИК, РАЗДЕЛЕННЫЙ НА ВОСЕМЬ ПЛИТОК (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки; длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).

Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, не изымаются.

ПЯТЫЙ ДАР — КУБИК, РАЗДЕЛЕННЫЙ НА 27 МАЛЕНЬКИХ КУБИКОВ, девять из них разделены на более мелкие части.

ШЕСТОЙ ДАР — КУБИК, РАЗДЕЛЕННЫЙ ТОЖЕ НА 27 КУБИКОВ, многие из которых разделены еще на две части: на плитки, по диагонали и пр.

Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических форм, необходимых для строительных игр ребенка.

Идея этих даров, несомненно, сложилась у Фребеля под влиянием разработанной Песталоцци методики изучения формы. Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Ценные черты даров Фребеля — последовательность ознакомления ребенка с простейшими геометрическими формами и использование строительного материала для игр-занятий детей.

Большой заслугой Фребеля явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и игр-занятий: это работа с дарами — строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, выкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек.

Детский сад для «цветов жизни»

Фридрих Фребель о семейном воспитании


Назначение человека, по Фребелю, — это раскрытие творческих задатков, каждый человек — творец, а помочь «раскрыться» нашим детям должны мы, взрослые, родители и воспитатели.

Первоначально «детский сад» (как общественный институт) задумывался Фребелем как учебное заведение, дающее соответствующее образование родителям (в первую очередь мамам), поддержка и дополнение семейного воспитания дошкольников.

Детский сад должен был не освободить матерей от тягот воспитания, а, наоборот, помочь им стать настоящими, правильными воспитателями. Фребель считал, что для наилучшего результата требуется воспитательское партнерство родителей и воспитателей. Детский сад был призван предоставить родителям широкое поле для содействия, в качестве места встреч, где родители и дети могли бы глубже познавать друг друга.

Фридрих Фребель мечтал реформировать систему воспитания маленьких детей в семьях. Для этого он использовал открытые практические занятия, показательные выступления, обучение родителей в рамках детского сада, пытался достичь содействия и полноценного участия родителей в детском развитии.

Детский сад по Фребелю — «возвращенный рай». Фребель видел своей целью воспитание свободного, думающего и действующего человека, помогал раскрыть индивидуальность каждого ребенка. Для наилучшего результата каждому ребенку необходим специальный, соответствующий именно его задаткам, склонностям и дарованиям подход, который поможет развить в ребенке самостоятельность, уверенность в себе и ответственность за себя.

Огромную роль в воспитании детей Фребель отводил именно матери: «Хорошая связь “мать — дитя” — ключ к гармоничному развитию». Фребель всегда подчеркивал необходимость сильной эмоциональной связи матери и ребенка как основы любого воспитания. Забота и игра необходимы. Ребенок нуждается в любви, помощи и внимании взрослого, особенно мамы.