Патриотическое воспитание классные часы начальной школе. Классный час по патриотическому воспитанию. с применением инновационных технологий обучения)
Тот, кто рассказал эту достаточно удивительную историю (назовем его рассказчиком), любил приезжать в деревню Малые Вежи. Там всегда его ждал старый охотник, которого звали Мазаем. У Мазая рассказчик гостил и с ним ходил на охоту. И вот как-то раз на охоте попали они под проливной дождь, и пришлось искать убежище.
«Дед Мазай и зайцы»: краткое содержание
Укрылись они в каком-то сарае, где сразу пошли веселые разговоры. Дед Мазай был большой мастак на разные байки и интересные истории. Сначала он травил про деревенских охотников, среди которых один сломал курок ружья и ходил на охоту с коробкой спичек, у другого постоянно мерзли руки и он согревался горшочком с углями, который носил с собой. А один был случай уникальнейший с самим Мазаем, и поэтому рассказчик решил записать его собственноручно.
И вот поэтому сюжет произведения «Дед Мазай и зайцы» (краткое содержание) весьма интересен.
Старый охотник стал рассказывать о том, что если бы в весенние паводки в низменных местах мужики не убивали дичь, то ее в здешних местах водилось бы гораздо больше.
Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: краткое содержание
Итак, однажды по весне, во время одного из таких сильных паводков, дед Мазай выбрался в лес за дровами.
Так начинается история под названием «Дед Мазай и зайцы». Краткое содержание - далее. Плавая на лодке, дед обнаружил небольшой островок в воде, на котором, спасаясь от паводка, сгрудились зайцы. Старый охоник забрал их к себе в лодку. А потом он заметил на пне зайчиху и тоже спас ее от верной гибели. Немного отплыв дальше, он увидел бревно, на котором сидели еще несколько зайцев. Тогда он зацепил бревно багром и поволок за собой. Дед вывез всех животных в безопасное место и отпустил их - они кинулись врассыпную. Две пары зайцев сильно ослабли и не могли бежать. Мазай засунул их в мешок и принес домой, отогрел и утром выпустил.
Вот так и закончилось произведение «Дед Мазай и зайцы». Краткое содержание можно завершить тем, что после этого случая вся деревня смеялась над дедом Мазаем. А он с тех пор зайцев ни весной, ни летом не стрелял, только исключительно зимой. Летом он охотился на уток, собирал ягоды и грибы да судачил с охотниками и часто ходил пешком в Кострому.
Классный час на тему; «Что такое патриотизм?»
(для учащихся начальной школы)
ЦЕЛЬ: Организовать деятельность учащихся по формированию знаний по теме «Патриотизм. Что это такое»?
Задачи:
Убедить учащихся в том, что истинный патриот своего Отечества должен знать историю своего народа, испытывать чувство гордости за своих соотечественников, должен готовиться к защите Отечества;
Расширить кругозор учащихся,
Учить самостоятельности, коллективизму.
Оборудование:
Презентации
1.Орг. Момент.
2.Сообщение темы и цели классного часа
Песня «С чего начинается Родина».
Вот мы с вами прослушали песню. О чем это песня?
Как вы понимаете слово «Родина»?
Молодцы! А теперь послушайте определение данного слова из «Толкового словаря» С. И. Ожегова: Родина – это исторически сложившаяся социально-экономическая, политическая и культурная среда, в которой родился человек, с которой связана история его народа.
Мы сегодня с вами поговорим о Родине, о его защите, о великом чувстве – патриотизме.
3. Работа по теме.
Вспомните строчки из какого-нибудь литературного произведения о Родине. Процитируйте их. Предлагаю вашему вниманию слова А.Н.Толстого: «Что такое Родина? Это весь народ, совершающий на данной площади своё историческое движение. Это прошлое народа, его настоящее и будущее. Это его своеобразная культура, его язык, его характер.
Значит что такое Родина? Молодцы все верно!
А теперь послушайте стихотворение «Не браните моё поколение» (Ковалёва Е.)
Не браните моё поколение -
Это ваших рядов пополнение,
И за моду его не судите,
С чистым сердцем к нему подойдите.
Дело вовсе не в том, как мы пляшем,
Дело в том, как мы сеем и пашем,
Как в болотах бредём по колено,
Это тоже моё поколение.
Вы правы, мы войны не видали,
А у вас ордена и медали,
Но на подвиг в любое мгновенье
Встанет грудью моё поколенье.
Впереди и награды и звания.
Мы, товарищи старшие, с вами,
Если надо, застынем в граните –
Поколенье моё не браните.
Какая главная мысль стихотворения? Да вы правы, в стихотворении говорится о том, что подрастающее поколение (мальчики,юноши, парни) могут в любое мгновенье встать на защиту родины.
Как вы думаете, как называется это чувство, которое тянет людей на подвиги за Родину, за свой народ. Да это чувство называется патриотизмом.
П А Т Р И О Т И З М (греч. Patris – родина, отечество) –
любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре; преданность Родине, гордость за неё, стремление служить её интересам, защищать от врагов.
Патриот:
Любить Родину,
Знать историю Отечества,
ПАТРИОТОМ НЕЛЬЗЯ РОДИТЬСЯ!
ПАТРИОТОМ НАДО СТАТЬ!
Наша страна богата патриотами, только их героизм помог нам победить Отечественную войну и Великую Отечественную войну (1941- 1945). Вот вам пример.
4. Подведение итогов.
Назовите, какими качествами должен обладать патриот? Давайте попробуем вместе поработать.
Патриот:
Любить Родину,
Знать историю Отечества,
Готовиться к защите Отечества
Истинный патриот любит своё Отечество не за то, что оно даёт ему какие-то блага и привилегии, а потому что это его Родина, и он верен ей в самые тяжёлые минуты.
Что мы можем делать сейчас для Родины? Да, мы должны учиться хорошо, творить добрые дела, помогать тем, кто нуждается в твоей помощи.
А закончим наш классный час стихотворением
«Быть патриотом…» (Ковалёва Е.)
Быть патриотом,… Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто поднять.
5. Конкурс рисунков по теме.
Классные часы на тему патриотизма способны решить проблемы становления гражданской позиции у школьников. Как провести классные часы на эту тему?
Какие цели и задачи поставить для классного часа?
Цель — воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.
- актуализировать понятия «патриотизм», «гражданственность», «Родина», «нравственность», «гордость»;
- развить этические и нравственные качества учащихся;
- познакомить с некоторыми моментами истории, которые вызывают гордость за свой народ;
- привить уважительное отношение к историческому прошлому своей страны.
Какие темы выбрать для патриотического классного часа?
- Что такое патриотизм?
- Наследие России.
- Есть такая профессия — Родину защищать!
- Никто не забыт, ничто не забыто.
- Я люблю свой край!
- Я — гражданин.
Как оформить кабинет? Какие материалы использовать?
Выбор материалов для проведения классного часа на патриотическую тему огромен. Если занятие имеет краеведческую направленность, можно подобрать портреты героев этой местности, а лучше пригласить их для беседы с учениками (ветераны ВОВ, войны в Афганистане, Чеченской кампании). Использовать в оформлении произведения местных художников, писателей, поэтов.
Военно-патриотический тип классного часа требует подходящей книжной выставки. Поскольку именно художественная литература положительно сказывается на развитии духовной составляющей личности школьника.
- К. Симонов «Жди меня» (стихотворный сборник).
- «С Богом, верой и штыком!» (сборник произведений об Отечественной войне 1812 года).
- Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» (издание с комментариями для детей).
- «Богатырская застава» (сборник былин).
- «За Землю Русскую» (сборник Куликовского цикла).
- «Идет война народная» (сборник произведений поэтов-фронтовиков).
Кроме того, можно выставить репродукции картин с патриотическими темами, либо включить их в презентацию к классному часу. Например, В.М. Васнецов «Богатыри», В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», А. Аверьянов «Подвиг генерал-майора В. Костенецкого», С.В. Герасимов «Кутузов на Бородинском поле», «Мать партизана».
Смысловая нагрузка этих картин — любовь к Родине, верность своему призванию и долгу, непоколебимость и бесстрашие русского духа. Разумеется, картины не должны быть просто антуражем, их стоит обсудить и разъяснить ученикам непонятные моменты.
Если направленность занятия носит спортивный характер, то стоит показать небольшие фрагменты спортивных состязаний, Олимпийских игр. А единство и сплоченность народа как нельзя лучше отразят эмоции болельщиков на трибуне.
В качестве эпиграфа к классному часу по патриотическому воспитанию можно взять одну из следующих цитат:
- «И в торжественные годины и в будни идея отечества должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право называть себя гражданином» (М. Салтыков-Щедрин).
- «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же» (А. Радищев).
- «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит человечеству» (В. Белинский).
- «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина» (М. Пришвин).
- «Где бы ни выступал человек, он должен выступать как патриот» (М. Шолохов).
Форма проведения
Классный час в рамках гражданско-патриотического воспитания может быть любой формы: подойдет и устный журнал, и тематический концерт, и тренинг. Главное — это активное участие школьников в подготовке классного часа.
Если приглашен гость, интересно будет провести мероприятие в форме гостиной. Возможно и с чаепитием. Приглашенный гость расскажет школьникам свою историю, а учащиеся, в свою очередь, смогут порадовать гостя исполнением патриотических песен («С чего начинается Родина?», «Смуглянка» и т.д.), чтением стихов, народными танцами.
В качестве рефлексии можно использовать написание сочинения на тему «Я патриот» или «Что такое патриотизм для меня», либо письма настоящему герою.