Патриотическое воспитание классные часы начальной школе. Классный час по патриотическому воспитанию. с применением инновационных технологий обучения)

Тот, кто рассказал эту достаточно удивительную историю (назовем его рассказчиком), любил приезжать в деревню Малые Вежи. Там всегда его ждал старый охотник, которого звали Мазаем. У Мазая рассказчик гостил и с ним ходил на охоту. И вот как-то раз на охоте попали они под проливной дождь, и пришлось искать убежище.

«Дед Мазай и зайцы»: краткое содержание

Укрылись они в каком-то сарае, где сразу пошли веселые разговоры. Дед Мазай был большой мастак на разные байки и интересные истории. Сначала он травил про деревенских охотников, среди которых один сломал курок ружья и ходил на охоту с коробкой спичек, у другого постоянно мерзли руки и он согревался горшочком с углями, который носил с собой. А один был случай уникальнейший с самим Мазаем, и поэтому рассказчик решил записать его собственноручно.

И вот поэтому сюжет произведения «Дед Мазай и зайцы» (краткое содержание) весьма интересен.

Старый охотник стал рассказывать о том, что если бы в весенние паводки в низменных местах мужики не убивали дичь, то ее в здешних местах водилось бы гораздо больше.

Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: краткое содержание

Итак, однажды по весне, во время одного из таких сильных паводков, дед Мазай выбрался в лес за дровами.

Так начинается история под названием «Дед Мазай и зайцы». Краткое содержание - далее. Плавая на лодке, дед обнаружил небольшой островок в воде, на котором, спасаясь от паводка, сгрудились зайцы. Старый охоник забрал их к себе в лодку. А потом он заметил на пне зайчиху и тоже спас ее от верной гибели. Немного отплыв дальше, он увидел бревно, на котором сидели еще несколько зайцев. Тогда он зацепил бревно багром и поволок за собой. Дед вывез всех животных в безопасное место и отпустил их - они кинулись врассыпную. Две пары зайцев сильно ослабли и не могли бежать. Мазай засунул их в мешок и принес домой, отогрел и утром выпустил.

Вот так и закончилось произведение «Дед Мазай и зайцы». Краткое содержание можно завершить тем, что после этого случая вся деревня смеялась над дедом Мазаем. А он с тех пор зайцев ни весной, ни летом не стрелял, только исключительно зимой. Летом он охотился на уток, собирал ягоды и грибы да судачил с охотниками и часто ходил пешком в Кострому.

Классный час на тему; «Что такое патриотизм?»

(для учащихся начальной школы)

ЦЕЛЬ: Организовать деятельность учащихся по формированию знаний по теме «Патриотизм. Что это такое»?

Задачи:

Убедить учащихся в том, что истинный патриот своего Отечества должен знать историю своего народа, испытывать чувство гордости за своих соотечественников, должен готовиться к защите Отечества;

Расширить кругозор учащихся,

Учить самостоятельности, коллективизму.

Оборудование:

Презентации

1.Орг. Момент.

2.Сообщение темы и цели классного часа

Песня «С чего начинается Родина».

Вот мы с вами прослушали песню. О чем это песня?

Как вы понимаете слово «Родина»?

Молодцы! А теперь послушайте определение данного слова из «Толкового словаря» С. И. Ожегова: Родина – это исторически сложившаяся социально-экономическая, политическая и культурная среда, в которой родился человек, с которой связана история его народа.

Мы сегодня с вами поговорим о Родине, о его защите, о великом чувстве – патриотизме.

3. Работа по теме.

Вспомните строчки из какого-нибудь литературного произведения о Родине. Процитируйте их. Предлагаю вашему вниманию слова А.Н.Толстого: «Что такое Родина? Это весь народ, совершающий на данной площади своё историческое движение. Это прошлое народа, его настоящее и будущее. Это его своеобразная культура, его язык, его характер.

Значит что такое Родина? Молодцы все верно!

А теперь послушайте стихотворение «Не браните моё поколение» (Ковалёва Е.)

Не браните моё поколение -

Это ваших рядов пополнение,

И за моду его не судите,

С чистым сердцем к нему подойдите.

Дело вовсе не в том, как мы пляшем,

Дело в том, как мы сеем и пашем,

Как в болотах бредём по колено,

Это тоже моё поколение.

Вы правы, мы войны не видали,

А у вас ордена и медали,

Но на подвиг в любое мгновенье

Встанет грудью моё поколенье.

Впереди и награды и звания.

Мы, товарищи старшие, с вами,

Если надо, застынем в граните –

Поколенье моё не браните.

Какая главная мысль стихотворения? Да вы правы, в стихотворении говорится о том, что подрастающее поколение (мальчики,юноши, парни) могут в любое мгновенье встать на защиту родины.

Как вы думаете, как называется это чувство, которое тянет людей на подвиги за Родину, за свой народ. Да это чувство называется патриотизмом.

П А Т Р И О Т И З М (греч. Patris – родина, отечество) –

любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре; преданность Родине, гордость за неё, стремление служить её интересам, защищать от врагов.

Патриот:

Любить Родину,

Знать историю Отечества,

ПАТРИОТОМ НЕЛЬЗЯ РОДИТЬСЯ!

ПАТРИОТОМ НАДО СТАТЬ!

Наша страна богата патриотами, только их героизм помог нам победить Отечественную войну и Великую Отечественную войну (1941- 1945). Вот вам пример.

4. Подведение итогов.

Назовите, какими качествами должен обладать патриот? Давайте попробуем вместе поработать.

Патриот:

Любить Родину,

Знать историю Отечества,

Готовиться к защите Отечества

Истинный патриот любит своё Отечество не за то, что оно даёт ему какие-то блага и привилегии, а потому что это его Родина, и он верен ей в самые тяжёлые минуты.

Что мы можем делать сейчас для Родины? Да, мы должны учиться хорошо, творить добрые дела, помогать тем, кто нуждается в твоей помощи.

А закончим наш классный час стихотворением

«Быть патриотом…» (Ковалёва Е.)

Быть патриотом,… Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять,

Быть лучшей частью русского народа,

Которую не смог никто поднять.

5. Конкурс рисунков по теме.

Классные часы на тему патриотизма способны решить проблемы становления гражданской позиции у школьников. Как провести классные часы на эту тему?

Какие цели и задачи поставить для классного часа?

Цель — воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

  • актуализировать понятия «патриотизм», «гражданственность», «Родина», «нравственность», «гордость»;
  • развить этические и нравственные качества учащихся;
  • познакомить с некоторыми моментами истории, которые вызывают гордость за свой народ;
  • привить уважительное отношение к историческому прошлому своей страны.

Какие темы выбрать для патриотического классного часа?

  • Что такое патриотизм?
  • Наследие России.
  • Есть такая профессия — Родину защищать!
  • Никто не забыт, ничто не забыто.
  • Я люблю свой край!
  • Я — гражданин.

Как оформить кабинет? Какие материалы использовать?

Выбор материалов для проведения классного часа на патриотическую тему огромен. Если занятие имеет краеведческую направленность, можно подобрать портреты героев этой местности, а лучше пригласить их для беседы с учениками (ветераны ВОВ, войны в Афганистане, Чеченской кампании). Использовать в оформлении произведения местных художников, писателей, поэтов.

Военно-патриотический тип классного часа требует подходящей книжной выставки. Поскольку именно художественная литература положительно сказывается на развитии духовной составляющей личности школьника.

  • К. Симонов «Жди меня» (стихотворный сборник).
  • «С Богом, верой и штыком!» (сборник произведений об Отечественной войне 1812 года).
  • Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» (издание с комментариями для детей).
  • «Богатырская застава» (сборник былин).
  • «За Землю Русскую» (сборник Куликовского цикла).
  • «Идет война народная» (сборник произведений поэтов-фронтовиков).

Кроме того, можно выставить репродукции картин с патриотическими темами, либо включить их в презентацию к классному часу. Например, В.М. Васнецов «Богатыри», В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», А. Аверьянов «Подвиг генерал-майора В. Костенецкого», С.В. Герасимов «Кутузов на Бородинском поле», «Мать партизана».

Смысловая нагрузка этих картин — любовь к Родине, верность своему призванию и долгу, непоколебимость и бесстрашие русского духа. Разумеется, картины не должны быть просто антуражем, их стоит обсудить и разъяснить ученикам непонятные моменты.

Если направленность занятия носит спортивный характер, то стоит показать небольшие фрагменты спортивных состязаний, Олимпийских игр. А единство и сплоченность народа как нельзя лучше отразят эмоции болельщиков на трибуне.

В качестве эпиграфа к классному часу по патриотическому воспитанию можно взять одну из следующих цитат:

  • «И в торжественные годины и в будни идея отечества должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право называть себя гражданином» (М. Салтыков-Щедрин).
  • «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же» (А. Радищев).
  • «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит человечеству» (В. Белинский).
  • «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина» (М. Пришвин).
  • «Где бы ни выступал человек, он должен выступать как патриот» (М. Шолохов).

Форма проведения

Классный час в рамках гражданско-патриотического воспитания может быть любой формы: подойдет и устный журнал, и тематический концерт, и тренинг. Главное — это активное участие школьников в подготовке классного часа.

Если приглашен гость, интересно будет провести мероприятие в форме гостиной. Возможно и с чаепитием. Приглашенный гость расскажет школьникам свою историю, а учащиеся, в свою очередь, смогут порадовать гостя исполнением патриотических песен («С чего начинается Родина?», «Смуглянка» и т.д.), чтением стихов, народными танцами.

В качестве рефлексии можно использовать написание сочинения на тему «Я патриот» или «Что такое патриотизм для меня», либо письма настоящему герою.