Курсовая работа: Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Формирование социально-бытовой ориентировки у дошкольников с особыми образовательными потребностями

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.018.1 ББК 74.90

Н. Л. Климон

Влияние семьи на формирование социально-бытовых навыков

у дошкольников

В статье рассматривается значение семьи в процессе формирования социально-бытовых навыков у дошкольников. Представлен их перечень, диагностический инструментарий для исследования уровня развития указанного параметра в зависимости от возраста. Описаны результаты исследования социально-бытовых навыков у детей, посещающих массовые группы детского сада.

In this article is considered the value of family during creation of social skills for preschool age children. Their enumeration, diagnostic toolkit for research of a level of development of the indicated factor represented depending on age. The outcomes of social skills research for children, visiting mass groups of a children"s garden are circumscribed.

Ключевые слова: Семья - Родители - Дошкольный возраст - Социальнобытовые навыки - Перечень навыков - Уровень развития навыка - Программы развития и воспитания детей в детском саду.

Key words: Family - Parents - Preschool age - Social skills - Enumeration of skills - Level of development of skill - Development program and education of children in a children"s garden.

В современном обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Происходит это по многим причинам, среди которых необходимо отметить: ухудшение демографической ситуации в стране, усложнение образовательных задач, приоритетность семьи как ближайшего социального окружения в развитии, воспитании и социализации детей.

Семья как институт воспитания важен тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, именно в ней он растет, развивается, постигает жизненный опыт, готовится к вступлению во взрослую жизнь. Семья - одна из важнейших ценно-

стей, созданных человечеством за всю историю своего существова -ния. Она возникла значительно раньше классов, наций и государств, в недрах первобытнообщинной формации. Роль семьи связана с производством и воспроизводством населения, воспитанием детей, а также передачей им трудовых навыков, традиций, формированием индивидуального и социального сознания.

Существуют различные функции семьи. В рассматриваемом нами аспекте интересны воспитательная и хозяйственно-бытовая.

Воспитательная. Семья - первая и наиболее естественная форма человеческих отношений в обществе. Она является главной и незаменимой средой, наиважнейшим аспектом человеческой жизни. В семье ребенок совершает свои первые шаги на пути нравст -венного, эстетического, духовного освоения мира. В семье происходит не только воспитание, но и самовоспитание ее членов. Семейный коллектив оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена семьи, в течение всей жизни.

Хозяйственно-бытовая. В семье ребенок получает первые трудовые навыки: овладевает навыками самообслуживания, оказывает посильную помощь взрослым в ведении домашнего хозяйства .

Изначально в семье закладываются духовно-нравственные основы человека, формируются нормы поведения, раскрываются его индивидуальные особенности.

Дошкольный возраст - это один из главных периодов физического, психического и социального роста в жизни ребенка, формирование которого как личности происходит под воздействием окружающего его мира, в котором главную роль играет семья. Опыт дошкольника, приобретенный в своей семье, является единственным критерием его отношения к социальной среде.

Далеко не последнюю роль в структуре социальной адаптации дошкольников играет умение оперировать всем спектром социально-бытовых навыков, необходимых в самообслуживании и повседневной деятельности.

Развитием у ребенка потребности в чистоте и опрятности, умении выполнять элементарные требования гигиены, культурно вести себя во время еды, соблюдать порядок в одежде, в своем детском уголке и другими подобными вопросами изначально занимается семья.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также формирования умений выполнять действия по подражанию и по словесной инст -рукции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Формирование этих навыков способствует процессу социализа -ции ребенка, то есть вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, где будет чувствовать себя полноценным его членом. Овладение разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни (в самообслуживании, хозяйственно-бытовой сфере и в других видах деятельности), их совершенствование состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям.

Особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте заключаются в следующем:

Формируется осознание необходимости выполнять бытовые навыки, исходя из их личной и общественной значимости;

Происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности;

Формируются и усложняются культурно-гигиенические навыки, ребенок начинает соблюдать их по собственной инициативе;

Складываются первые бытовые привычки.

Концепция дошкольного воспитания указывает, что семья дает ребенку главное - то, что не может дать никакой другой социальный институт, - личностную связь и исходное единство с родными.

Изначально в семье дошкольник, наблюдая за поведением взрослых в повседневной жизни, овладевает социально-бытовыми навыками. Например, помогая родителям в домашних делах, подражая им и действуя путем проб и ошибок, пытается проявить свою самостоятельность, старается сделать все сам. Самостоятельность, в свою очередь, нередко улучшает общую организацию поведения. Именно родители дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

Формирование социально-бытовых навыков необходимо начинать с самого раннего возраста.

С момента рождения ребенка родители заботятся о чистоте его тела, одежды, постели, посуды (всего того, с чем он соприкасается). По мере того как малыш подрастает, расширяется круг его обязанностей, однако только правильного ухода за ним становится недостаточно.

Необходимо добиваться, чтобы ребенок постепенно сам овладевал элементарными социально-бытовыми навыками. Вначале это делается с помощью взрослых, а затем все более самостоятельно. Ежедневно упражняясь, ребенок с каждым разом выполняет эти навыки все увереннее и правильнее .

При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки.

Ребенок старшего дошкольного возраста способен к элементарному самообслуживанию и выполнению простейших обязанностей по дому и в детском саду.

Многие социально-бытовые навыки, усваиваемые в дошкольном возрасте, постепенно превращаются в привычки. Сначала, например, ребёнок учится мыть руки, в частности мыть их и перед едой, постепенно же это входит в привычку: он начинает испытывать потребность в выполнении этого действия каждый раз, когда надо садиться за стол для еды.

Развивая социально-бытовые навыки, родители пользуются словом, воздействием на ребенка личным примером, поощрениями, разъяснениям, советами. Вместе с этим необходимо грамотно сочетать словесные указания с правильной организацией окружающей среды. Создавать ребенку дома такие условия, которые способствовали бы формированию необходимых навыков. При этом необходимо учитывать возрастные особенности. Нельзя требовать от ребенка того, что ему не по силам, но вместе с этим необходимо давать ему возможность выполнять то, что ему доступно.

Проведя анализ программ развития и воспитания детей в детских садах «Кроха», «Детство», «Развитие и воспитание в детском саду» , рекомендованных Министерством образования и науки РФ, необходимо отметить, что од-

ной из главных задач перечисленных программ является охрана и укрепление здоровья детей, формирование двигательной и гигиенической культуры.

Признавая достоинства программ, необходимо отметить, что в содержании уделено большое внимание каждому возрастному этапу дошкольного детства, в конце которого, выделены уровни освоения программы в зависимости от возраста, приводятся показатели развития детей в каждой возрастной группе, выделены приоритетные задачи развития, решаемые в процессе ведущей деятельности.

К сожалению, недостаточно четко в используемых программах разведены понятия «гигиенические навыки», «навыки самообслуживания», которые смешиваются с трудовыми навыками и хозяйственно-бытовым трудом.

Оценка уровня развития социально-бытовых навыков несколько субъективна. В связи с этим, на основе анализа вышеуказанных программ нами был разработан перечень основных социально-бытовых навыков, которые должны быть сформированы у дошкольников от трех до шести лет и объективный способ их оценки (табл. 1).

Для оценки навыков нами разработана четырехбалльная шкала:

0 баллов - навык не выполняется;

1 балл - выполнение навыка значительно затруднено, замедленно;

2 балла - навык выполняется с небольшими затруднениями;

3 балла - навык выполняется без затруднений;

С целью изучения уровня сформированности социальнобытовых навыков у детей, посещающих массовые группы детского сада, проведено исследование на базе дошкольного образовательного учреждения (комбинированного типа) № 5 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Количество испытуемых, посещающих детский сад, составило 148 детей в возрасте от 3 до 7 лет. Все дети - жители Санкт-Петербурга. Количество детей, принимавших, участие в исследовании в зависимости возраста и пола представлено в табл. 2.

Перечень социально-бытовых навыков, формируемых у дошкольников разных возрастных групп в соответствии с программами дошкольного воспитания

Возраст Социально-бытовые навыки

3 года Самостоятельно умывается, моет руки

Чистит зубы

Пользуется расческой

Пользуется носовым платком

Самостоятельно ест, правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой

Умеет наливать в чашку и тарелку молоко, воду

Самостоятельно одевается и раздевается

Умеет застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки

Умеет застегивать и расстегивать молнию

С помощью взрослого завязывает и развязывает шнурки

Свободно поворачивает дверную ручку

Открывает и закрывает кран с водой

Убирает с помощью взрослого игрушки

4 года Самостоятельно ест

Правильно пользуется столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом)

Самостоятельно пользуется салфеткой

Самостоятельно вставляет и завязывает шнурки

Сервирует стол, убирает и моет посуду после еды

Вытирает пыль, подметает пол, убирает игрушки

С помощью взрослого убирает постель после сна

5 лет Практически все делает самостоятельно

Осваивает приемы чистки обуви

Осваивает приемы элементарной первой помощи при травмах (смазывает йодом, перебинтовывает палец)

Самостоятельно убирает постель после сна

6 лет Умеет вдевать нитку в иголку

Умеет пришивать пуговицы

Умеет поливать цветы

Умеет сеять мелкие и крупные семена

Мальчики умеют пользоваться столярными инструментами (молотком, пилой, отверткой)

Девочки стирают, гладят кукольное бельё

Умеет мыть игрушки, выполнять их мелкий ремонт, а так же книг, одежды для кукол

Распределение детей по возрасту и полу

Возраст 3 года 4 года 5 лет 6 лет Всего

Пол Абс, чел. % Абс, чел. % Абс, чел. % Абс, чел. % Абс, чел. %

Жен. 10 6,8 19 12,8 30 20,3 12 8,1 71 48,0

Муж. 14 9,4 27 18,2 22 14,9 14 9,5 77 52,0

Итого 24 16,2 46 31,0 52 35,2 26 17,6 148 100,0

Среди испытуемых: мальчиков - 77 человек (52,0%), девочек -71 человек (48,0%).

Диагностика уровня развития социально-бытовых навыков у детей, посещающих массовые группы детского сада, проводилась в начале учебного года. Каждый навык оценивался индивидуально в разных возрастных группах. Все группы размещены в хорошо оборудованных игровых комнатах с различными игровыми зонами и дидактическим материалом, необходимым для проведения диагностики.

Уровень сформированности социально-бытовых навыков у детей по возрастным категориям представлен на рис. 1.

3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет

Рис. 1. Гистограмма уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей, посещающих массовые группы детского сада по возрастным категориям

В результате анализа и статистической обработки полученных данных было выявлено следующее.

Статистический вес уровня социально-бытовых навыков в младшей возрастной группе (возраст детей 3 года) составил 57,6 %. Это свидетельствует о хорошем начальном уровне исследуемого параметра у детей, которые недавно начали посещать детский сад. Следовательно, именно родители сыграли значительную роль в этой подготовке. Среди обследуемых детей нет тех, кто не смог выполнить предложенные навыки. У 9 детей, что составило 38,5 %, отмечено значительное затруднение в выполнении навыков. С небольшими затруднениями смогли выполнить навыки 13 человек (54 %). И только 2 ребенка (8 %) смогли выполнить навыки без затруднений. Особые затруднения у детей данной группы вызвало выполнение следующих социально-бытовых навыков: завязывание и развязывание с помощью взрослого шнурков, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок. Возможно, это связано с тем, что в настоящее время в одежде и обуви для застегивания используются так называемые «липучки». И одно из основных требований воспитателей для родителей детей, поступающих в детский сад, обувь без шнурков и одежда с минимальным количеством пуговиц и кнопок.

В средней группе (возраст детей 4 года) отмечено небольшое повышение уровня сформированности социально-бытовых навыков, что составило 64,3 %. Это можно объяснить тем, что в дошкольном образовательном учреждении в данной возрастной группе проводится регулярная работа по совершенствованию имеющихся и раз -витию новых социально-бытовых навыков, а так же продолжается их совершенствование в домашних условиях. Аналогично предыдущей группе в этой возрастной категории не зафиксированы дети, которые вообще не смогли выполнить навыки. Только у одного ребенка выполнение навыка значительно затруднено. У большинства детей (41 человек - 89 %) отмечено выполнение навыков с небольшими затруднениями. Выполнить все навыки без затруднений смогли только 4 человека (9 %).

Затруднения у детей средней группы также вызвало умение вставлять, завязывать и развязывать шнурки. Большинство детей не умеют убирать постель после сна с помощью взрослого. Возможно, это связано с тем, что родители выполняют этот навык дома

вместо ребенка и не предполагают того, что именно в этом возрасте необходимо его формировать.

В следующей возрастной группе (старшая группа - дети 5 лет) наблюдается тенденция к снижению показателей исследуемого параметра (47,3 %). Уровень сформированности социально-бытовых навыков данной группы существенно ниже показателей младшей группы. Возможно, это объясняется тем, что, во-первых, появляются новые виды социально-бытовых навыков, которые необходимо освоить на этой возрастной ступени. Во-вторых, родители передают свои полномочия в развитии вышеуказанных навыков воспитателям, считая при этом, что именно они в дальнейшем должны обеспечивать процесс обучения.

Анализируя результаты вышеуказанной группы, необходимо отметить, что среди детей нет тех, кто не смог бы выполнить пред -ложенные навыки. У большинства из них (32 человек - 61,5 %) зафиксировано выполнение навыков со значительными затруднениями. С небольшими затруднениями навыки смогли выполнить 14 человек (27 %). По сравнению с другими группами увеличивается количество детей, которые смогли выполнить навыки без затруднений (6 человек - 11,5 %). В данной возрастной группе возникли сложности в выполнении навыков оказания элементарной первой помощи при травмах. На наш взгляд закладывание данного навыка должно происходить именно в семье, где ребенок проводит большую часть времени.

В подготовительной группе, где осуществляется совершенствование имеющихся социально-бытовых навыков, наблюдается тенденция повышения уровня сформированности социально-бытовых навыков (85,7 %). В этой группе также не зафиксированы дети, которые вообще не смогли выполнить навыки и дети, у которых выполнение навыков значительно затруднено. Существенно уменьшается количество детей, выполняющих навыки с небольшими затруднениями (10 человек - 38 %) и увеличивается количество тех, кто выполняет навыки без затруднений (16 человек - 62 %). Умение сеять семена и выполнять мелкий ремонт игрушек, одежды вызвали наибольшее затруднение у детей подготовительной группы. При этом большинство из них вообще не имело никакого пред -ставления о данных навыках.

К сожалению, анализ полученных данных свидетельствует о том, что на практике дети в дошкольном образовательном учреждении не в полном объеме овладевают социально-бытовым навыкам, представленными в программе. В большинстве случаев наблюдается низкая мотивация, как родителей, так и ребенка (родителям проще все делать самим, это займет меньше времени). Это в свою очередь приводит к опеке и помощи со стороны родителей, что значительно затрудняет дальнейшую социальную адаптацию ребенка.

Полученные результаты исследования послужили основанием для следующих выводов: у большинства детей вызывают трудности выполнение тех навыков, элементарные основы которых должны формироваться родителями. Воспитатель в детском саду должен только продолжать их развитие. К сожалению, современные программы развития и обучения детей в детском саду в большинстве своем нацелены на развитие в первую очередь познавательных способностей ребенка, что должно способствовать успешной подготовке к школе. Развитию социально-бытовых навыков в детском саду уделено меньше времени, в связи с чем возрастает роль семьи в их формировании.

В связи с этим родителям необходимо:

1. Стать для ребенка личным примером в реализации социально-бытовых навыков.

2. На начальном этапе развития любого навыка осуществлять регулярное повторение в одном и том же порядке одних и тех же действий, под постоянным наблюдением.

3. Подключать детей с самого раннего возраста к бытовой деятельности с помощью мелких поручений: мыть картошку, приготовить вещи для стирки, помогать сервировать стол и другое.

4. Поддерживать единство требований со стороны взрослых, окружающих ребенка.

5. Предоставлять ребенку возможность выполнять действия самостоятельно, даже если на это уходит много времени.

6. Строить взаимодействие на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи.

7. Поощрять ребенка за выполненный навык и стимулировать его к дальнейшим действиям.

8. Обращаться к воспитателю за необходимой информацией по вопросам формирования социально-бытовых навыков у детей разных возрастных групп.

В заключении следует отметить, что семья - это единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому именно родителям в первую очередь, необходимо уделять внимание ежедневной работе по развитию социально-бытовых навыков у дошкольников. В свою очередь, овладение их максимальным набором будет способствовать психомоторному развитию ребенка в соответствии с возрастом, его самостоятельности и приобретению уверенности в различных жизненных ситуациях.

Список литературы

1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /

B. Логинова, Т. Бабаева и др. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.

2. Леви-Гориневская Е.Г. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей / Е.Г. Леви-Гориневская // Библиотека молодой матери. -1954. - № 3. -

3. Кроха: Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений / Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др. - М.: Просвещение, 2007.

4. Развитие и воспитание в детском саду / под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 2009.

5. Шилов И.Ю. Фамилистика (Психология и педагогика семьи). Практикум / И.Ю. Шилов. - СПб., Петрополис, 2000.

Развитие социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста, страдающих ранним детским аутизмом.

Живя среди людей, ребенок постоянно оказывается в различных ситуациях, каждая из которых предъявляет свои требования.

Нужно подчиняться этим требованиям – содержать себя в чистоте, одеваться сообразно обстоятельствам. Наконец, нужно правильно интерпретировать информацию об окружающем мире и пользоваться ею.

Весь этот комплекс умений и знаний и входит в понятие социально-бытовой ориентировки, которая подразумевает способность человека самостоятельно организовывать свое поведение и общение в разнообразных обстоятельствах.

Развитие навыков самообслуживания и бытового поведения представляет для аутичного ребенка особую проблему. Сложность его обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениями контакта, трудностью произвольного сосредоточения и страхами. Иногда аутичный ребенок при случайных обстоятельствах может научиться довольно сложному действию самостоятельно, но крайне редко это получается у него через подражание другому человеку. Однако и в этом случае овладение навыком бывает сцеплено с конкретной ситуацией, и крайне затруднен его перенос в другую ситуацию. Часто ребенку мешают также нарушения тонкой моторики, мышечного тонуса, общая моторная неловкость. В связи с нарушениями социального поведения крайне трудно организовать саму ситуацию обучения. А без усвоения бытовых навыков социально неприспособленными остаются даже самые интеллектуально развитые дети-аутисты.

Освоение таким ребенком необходимых бытовых навыков происходит в длительном взаимодействии с близкими и требует от них большого терпения.

Именно родителям отводится главная роль в процессе воспитания и обучения, не смотря на то, что зачастую они не имеют соответствующего образования. Но они являются самыми близкими людьми, а значит им необходимо проявить особую настойчивость, терпение и веру в то, что все получится.

Любая с аутичным ребёнком проводится поэтапно, при этом первостепенной задачей является установление эмоционального контакта с ребенком, развитие его эмоционального взаимодействия с внешним миром. При установлении контакта с ребенком особенно важно избегать всякого, даже минимального давления на него, а в ряде случаев и просто прямого обращения к нему.

Контакт, прежде всего, устанавливается и поддерживается в рамках интереса и активности самого ребенка, этот контакт должен вызывать у него положительные эмоции. При этом важно, чтобы ребенок почувствовал, что с партнером ему лучше и интереснее, чем одному. Специфика работы по установлению контакта в зависимости от состояния ребенка. Важно очень постепенно увеличивать продолжительность контактов.

Аутичные дети чувствуют себя спокойнее, в большей безопасности и лучше регулируют свое поведение, если существуют четкий распорядок дня, семейные привычки и традиции. Некоторые дети сами с рождения устанавливают постоянный режим дня и требуют его неукоснительного выполнения: прогулка должна происходить всегда в одно и то же время, по одному маршруту, еда – только в определенный час и т. п. При этом очень трудно убедить такого ребенка изменить установленный порядок. Он может закапризничать, если ему предлагается что-то неожиданное, пусть даже и приятное. Часто это раздражает близких, связывает их активность. Однако, необходимо дорожить стереотипными способами поведения ребенка, так как они являются опорой для его дальнейшей социализации. Ребенок легче примет новое, если взрослые заранее обговорят с ним возможные варианты, подготовят его к изменению существующего порядка.

Распорядок дня должен иметь определенную последовательность и повторяемость. Тогда фрагментарность в сознании ребенка постепенно перерастёт в более целостную картину, а упорядоченная, предсказуемая жизнь поможет организовать его поведение. Эмоционально комментируйте все, что происходит в течение дня, заражая его при этом своим восприятием, - сейчас вы "окошко", через которое ребенок выглядывает в окружающий мир.

Воспитание самостоятельности требует специальной работы по запоминанию последовательности событий, а также порядка действий. Самостоятельность предполагает осознание происходящего, поэтому предлагаем ребенку вспомнить, что уже сделано, что надо делать дальше. Для визуальной поддержки можно использовать «пооперационные карты». Карта складывается из фотографий или рисунков, сделанных совместно с ребёнком, расположенных в той последовательности, в которой события происходят в течение дня. Это поможет аутичному ребёнку сориентироваться в организации дня и снять напряжение, связанное со страхом нового. Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов может заметно облегчить обучение аутичного ребенка навыкам бытового поведения.

Необходимо, чтобы проживание событий дня, выполнение необходимых действий приносило удовольствие.

Вводим новые детали в привычные действия, отступаем иногда от привычного режима.

Педагогу, работающему с аутичным ребенком, надо учитывать, что даже самая простая информация им зачастую не воспринимается и не запоминается, если она специально не обыграна, не привязана по смыслу к тому, чем он интересуется.

Если мы работаем над развитием знаний ребенка об окружающем мире, надо учитывать, что информация о форме, цвете, размере предметов, о различного рода классификациях, типах, видах объектов, существ и явлений природы, о различных схемах, т. е. информация, организованная по какому-то формальному признаку, воспринимается и запоминается аутичными детьми достаточно легко. Гораздо сложнее донести информацию о том, как устроена жизнь в семье, как относятся друг к другу родные и близкие люди, как они заботятся друг о друге, почему есть правила, которые необходимо выполнять. Для этого можно рисовать ребенку истории о нем и его семье, о том, что он делал, когда был совсем маленьким; можно героем такого рассказа сделать не самого ребенка, а его любимый персонаж. В процессе занятий моделируйте различные ситуации бытовой и социальной активности, используйте игры и творчества для развития и преодоления проблем, обучать разным видам ручной деятельности и т. д., которые потом должны быть интегрированы в обычную жизнь семьи. Главное – помочь аутичному ребенку научиться воспринимать и запоминать не только отдельные свойства объектов, схемы, категории, но и временные последовательности событий, их смысловую связь, обусловленность человеческими отношениями.

Делим выбранный нами навык на отдельные составляющие

(шаги). Ключ к успеху - это, во-первых, четкое понимание того, какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным навыком самообслуживания, и, во-вторых, медленное продвижение вперед.

Каждый следующий шаг требует, чтобы ребенок сделал чуть-чуть больше, чем прежде, но каждое новое достижение открывает перед ним более широкие возможности.

Выполняем задание вместе с ребенком, берем своими руками его руки и проделываем вместе с ним все действия. На начальном этапе действующим лицом является только специалист; ребенку здесь отводится роль пассивного

участника. Но после двух или трех таких активных манипуляций с его руками постепенно уменьшаем физическую помощь. Пусть он все больше и больше сам участвует в выполнении задания. Очень важно постоянно подчеркивать значимость той работы, которую сделал ребенок для мамы, для бабушки, для всего социального окружения (даже если он только стер пыль со стола, разложил по местам свои игрушки, сам оделся на прогулку и т. п.). До того как ребенку представится большая самостоятельность, важно, чтобы в его сознании укрепилась мысль, что он успешно делает все вместе со взрослым, что у него все получается и нет никакой необходимости в том, что кто-то будет делать за него то, что он потенциально способен делать сам.

Наше внимание, в чем бы оно ни проявлялось - в улыбке, в объятии, в

похвале, - для ребенка является самой большой наградой. Однако освоение

навыков самообслуживания обычно трудно назвать сплошным удовольствием, и одного внимания может оказаться недостаточно,

чтобы побудить ребенка хорошо выполнить задание. Наверняка придется

приготовиться к использованию поощрений другого рода – угощение, любимое занятие. Когда навык уже освоен, то поощрение стоит сводить на нет.

Отработка пойдет лучше, если будет вестись запись занятий и достижений ребенка, что позволит видеть динамику.

Не должно раздражать и огорчать то, что ребенку, казалось бы уже усвоившему необходимый навык, еще долго будет требоваться внешняя организация. Процесс освоения аутичным ребенком необходимых бытовых навыков является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых.

Обучая социально –бытовым навыкам, надо помнить правила взаимодействия с аутичным ребёнком:

Принимать ребёнка таким, какой он есть. Исходить из интересов ребенка. Строго придерживаться определенного режима и ритма занятий. Соблюдать ежедневные ритуалы. Улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте. Больше разговаривать с ребенком, озвучивая действия, выполняемые с ним. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения с ребенком. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, расписание, пиктограммы и т. п.) Избегать переутомления ребёнка.

На сегодняшний день специалистами АНО «Центра психологии и развития человека «Сфера» в рамках реализации коррекционно-развивающих занятий «Дорога в жизнь», проводится работа по формированию того необходимого запаса знаний и практических умений у аутичных детей, который позволит им правильно ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно организовывать свой быт.

Помощь ребенку может быть по-настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своеобразна, принимаем ребенка таким, какой он есть, и делаем все зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию.

Спасибо за внимание!

1

В статье рассмотрены теоретические концепции и практический опыт диагностики уровня развития социально-бытовых навыков умственно отсталых детей и подростков, предложены методы формирования и коррекции социально-бытовых навыков.

умственная отсталость

социально-бытовые навыки

навыки самообслуживания

культурно-гигиенические навыки

адаптация

коррекция

диагностика

наглядные методы

предметно-практические занятия

1. Боброва В. В., Сюй-фу-шун Н. В., Использование бумажной куклы для формирования навыков самообслуживания у детей с выраженными нарушениями интеллекта // Молодой ученый. – 2015. - № 9. – С. 132-134.

2. В Республиканском реабилитационном центре г. Нерюнгри прошел очередной районный семинар-практикум / Статья от 22 апреля 2016 г. [Электронный ресурс]. https://minmol.sakha.gov.ru/news.

3. Зак Г. Г. Формы социально-бытовой реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, воспитывающихся в условиях детского дома // Специальное образование. – 2013. - № 3. – С. 56-62.

4. Зак Г. Г., Нугаева О. Г., Шульженко Н. В. Методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Специальное образование. – 2014. - № 1. – С. 52-59.

5. Мадеева Т. П. Программа «Формирование социально-бытовых представлений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья (для интернатов и специальных коррекционных общеобразовательных школ). – Якутск, 2009. – 32 с.

6. Насибуллина А. Д., Зыкова Н. В., Мелешкина М. С. Роль семейного воспитания в формировании навыков социально-бытовой ориентации у младших подростков с умственной отсталостью // Концепт. – 2014. - №9. – С. 121-125.

7. Никуленко Т. Г. Коррекционная педагогика: Учебное пособие / Т. Г. Никуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 258 с.

8. Пороцкая Т. И. Работа воспитателя вспомогательной школы. Кн. для воспитателя. Из опыта работы. – М. : Просвещение, 1984. – 176 с.

9. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1986. – 192 с.

10. Уфимцева Л. П., Сафонова Л. М. Педагогические средства обеспечения социальной адаптации подростков с выраженной степенью умственной отсталости // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2009. - № 1. – С. 52-58.

11. Холодова Н. С. Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью / Статья. [Электронный ресурс]. http://festival.1september.ru/articles/642565/.

12. Шипицина Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Речь, 2005. – 477 с.

Формирование и развитие социально-бытовых навыков у детей с тяжелой и средней степенью умственной отсталости - очень сложный процесс, значительно отличающийся от аналогичного процесса у детей с нормальным интеллектуальным развитием.

Социально-бытовые навыки - это совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные.

К социально-бытовым навыкам относят навыки социального характера: самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, и навыки бытового характера: умение одеваться, убирать за собой и другие .

Формирование и развитие социально-бытовых навыков у умственно отсталых детей непосредственно связано с их психическими процессами, развитием моторики, двигательной активностью.

Исследовав подходы различных авторов к определению понятия умственной отсталости можно прийти к выводу, что под умственной отсталостью следует понимать стойкое нарушение познавательной деятельности, полученное вследствие органического поражения головного мозга, вызванного наследственными или приобретенными факторами.

В практике дефектологии и коррекционной педагогики, а также здравоохранения выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую . Исходя из определения умственной отсталости, ключевыми признаками ее считают стойкость нарушений познавательной деятельности, необратимость нарушений психических процессов и их необратимость .

Специальная коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми, развивающая социально-бытовые навыки - залог того, что они становятся способными к выполнению определенных социальных функций. Развитие социальных навыков поэтому напрямую связано с социальной реабилитацией детей в среде.

В теории коррекционной педагогики и психолого-педагогической практике не существует универсальных методов исследования развития социально-бытовых навыков у умственно отсталых детей. Критерии определения степени их развития у таких детей очень гибкие и зависят не только от возраста ребенка, но и от характера заболевания.

Для изучения социально-бытовых навыков применяется методика Л. М. Шипицыной, которая предлагает изучать состояние социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций непосредственно при обследовании самих детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. С этой целью составляется специальная схема обследования, включающая в себя следующие методы: беседа и наблюдение .

Также для изучения социально-бытовых навыков у умственно отсталых детей применяется более подробная методика Г. Г. Зак и В. В. Коркунова.

Поскольку формирование каждого навыка сопряжено со включением ребенка в определенную жизненную ситуацию, с неизбежностью овладения предметными действиями, с необходимым для их осуществления уровнем развития двигательной сферы (мелкой моторики), данная методика направлена на изучение социально-бытовых навыков, знаний детей о себе и о предметах окружающего мира, а также изучение мелкой моторики рук .

Формирование и коррекция социально-бытовых навыков у детей с тяжелой степенью умственной отсталости требует специальных психолого-педагогических методов: систематические практико-игровые упражнения по методу Т. И. Пороцкой, беседы, сюжетно-ролевые игры, ситуативно-наглядные упражнения по методу Л. П. Уфимцевой, дидактические игры, предметно-практические занятия, моделирование ситуаций по методу Н. С. Холодовой, игровой метод с использованием бумажной куклы по методу В. В. Бобровой, коррекционно-развивающие занятия и тренинги по методу Т. П. Мадеевой, метод агротерапии Т. К. Балдуновой.

В условиях вспомогательных школ и школ-интернатов в советское время использовались наглядные и трудовые методы обучения социально-бытовым навыкам, методы игры, сравнения с использованием соревновательных элементов .

Для развития социально-бытовых навыков в условиях воспитания умственно отсталых детей дома или в специальных школах, можно применять программу, разработанную Л. П. Уфимцевой и Л. М. Сафоновой.

Авторы предлагают методику обучения детей с высокой и умеренной степенью умственной отсталости, имеющие низкий или средний уровень развития социально-бытовых навыков, ранее не обучаемых и слабо приспособленных к деятельности в быту и посильному домашнему труду .

Опыт работы воспитателей умственно-отсталых детей в специальных школах-интернатах по формированию социально бытовых навыков представлен в отчете Н. С. Холодовой. Для формирования и развития социально-бытовых навыков у умственно отсталых детей среднего и старшего школьного возраста в данной методике используются такие формы обучения социально-бытовой ориентации, как предметно-практические занятия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, моделирование реальных ситуаций, произведения художественной литературы .

В. В. Боброва предлагает для формирования и развития социально-бытовых навыков по направлению самообслуживания у дошкольников и младших школьников с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости использовать дидактический игровой метод «Бумажная кукла», которую используют как дидактическое средство .

Опыт Республики Саха (Якутия) по формированию и закреплению социально-бытовых навыков умственно отсталых детей и подростков консолидируется в программе Т. П. Мадеевой (г. Якутск) для интернатов и специальных коррекционных общеобразовательных школ.

Обучение воспитанников социально-бытовым навыкам по программе Т. П. Мадеевой производится по следующим разделам: безопасность жизнедеятельности, жилые помещения, культура поведения и общения, одежда и обувь, ориентирование в окружающем мире, отдых и досуг (я и мое свободное время), охрана здоровья и физическое развитие, питание, природа.

Организация работы по формированию социально-бытовых навыков умственно отсталых детей реализуется в следующих формах: коррекционно-развивающие занятия, дидактические, имитирующие и сюжетные игры, беседы, тренинги, прогулки, походы, экскурсии, практические занятия, наблюдения, чтение книг, просмотр кино и видеоматериалов, общение со сверстниками и участие в конкурсах.

Среди методов воспитательного действия ведущее место занимают практические и наглядные методы воспитания, такие как объяснительно-иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, шаблонами, буклетами), репродуктивные (работа по образцам), частично-поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование развивающих игр), предметно-практические методы, Система специальных коррекционно-развивающих методов, методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование), методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение), методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценки) .

В Нерюнгринском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья для формирования и коррекции социально-бытовых навыков у детей и подростков с умственной отсталостью поводятся занятия по методу кондуктивной педагогики на тему «Большая стирка» (В. Р. Пустовая), занятия по методу агротерапии «Цветочный мир» (Т. К. Балдунова) .

А. Д. Насибуллина предлагает при развитии навыков социально-бытовой ориентации умственно отсталых детей, воспитывающихся родителями, а не в школах-интернатах, побуждать родителей принимать активное участие в мотивации обучения ребенка и развитии его познавательной сферы .

Формируя социально-бытовые навыки у умственно отсталых детей, родители должны повседневно мотивировать ребенка на овладение новыми действиями (пусть и элементарными), создавать ситуацию успеха, повышать у ребенка познавательный интерес. Родителям необходимо понимать, что семья в данном случае выступает примером для подражания. Важно, чтобы родители, близкие родственники часто беседовали с ребенком, показывали положительный пример поведения и общения, привлекали ребенка к помощи по дому, демонстрировали наглядные примеры при закреплении социально-бытовых навыков.

Таким образом система психолого-педагогического опыта в России и Республики Саха (Якутия) по формированию и коррекции социально-бытовых навыков представляет собой целенаправленную организацию деятельности детей по усвоению ими необходимых в жизни социально-бытовых знаний и умений, использующую такие методы, как наглядно-практические, дидактические, сюжетные, словесные. В процессе специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке умственно отсталые дети получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в социальной среде.

Библиографическая ссылка

Рогожина Е.А., Иванова В.А. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12-2. – С. 183-185;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10925 (дата обращения: 28.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Развитие социально - бытовых навыков у детей с нарушением зрения через педагогическое проектирование, как одной из форм эффективной социализации детей в обществе.

Проблема формирования социально – бытовых навыков у детей с нарушением зрения является одной из важных, так как является неотъемлемой частью успешной социализации ребёнка в общество. Неумение детей с нарушением зрения пользоваться сохранными анализаторами, затрудняет познание детьми окружающего мира, и не позволяет им быть самостоятельными, активными и успешными в разнообразных играх, в быту, на занятиях. У детей с нарушением зрения в ряде случаев возникает желание отстраниться от окружающих, замкнуться в себе. В связи с этим огромное значение имеет целенаправленная работа по развитию всей сенсорной сферы детей с нарушением зрения и активного ее включения во все виды детской деятельности, по овладению необходимыми умениями и навыками по взаимодействию с окружающей средой, пространством и социумом.
Специалистами и педагогами нашего образовательного учреждения был составлен педагогический проект «Узнаем, запоминаем и активно применяем», который стал действовать с сентября 2014 года. Участниками, данного проекта являются воспитанники старшего возраста, педагоги и родители.
Актуальность данного проекта заключается в тесном взаимодействии всех педагогов в коррекционно – воспитательной работе, осуществляемое учителем – дефектологом (тифлопедагогом), воспитателем группы, учителем – логопедом, психологом и в приобщении родителей воспитанников через совместную деятельность.
Педагогами была определена цель проекта: «Подготовить прочную базу для успешной самостоятельной деятельности детей в условиях школьного обучения». Проект рассчитан на два года обучения: старшая - подготовительная к школе группы.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Совершенствовать знания детей об окружающем мире.
2. Формировать необходимые умения и навыки у детей для дальнейшей социализации в школьный период обучения.
3. Формировать самостоятельность и умение применять знания в жизненных ситуациях.
4. Формировать навыки сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций.
Реализация данного проекта будет способствовать успешной социализации детей в школьный период обучения. При осуществлении работы по проекту обучающиеся научатся:
- Пользоваться сохранными анализаторами при изучении окружающего мира.
- Будут осмысленно отражать в речи, воспринимаемые ими предметы, свойства, качества, суть происходящих событий и явлений;
- Смогут свободно самостоятельно ориентироваться в пространстве и контактировать с окружающей их средой;
- Смогут практически применять сформированные умения и навыки в самостоятельной деятельности;
- Будут знать правила техники безопасности на кухне, в доме, на улице;
- Будут владеть элементарными валеологическими знаниями и умениями по охране своего здоровья.
- Будут свободно выстраивать диалог и самостоятельный монолог при описании своих действий.
Родителям поможет:
- Увидеть своего ребенка в активном сотрудничестве, увидеть проблемы и пути их решения.
- Вовлечь в образовательный процесс, повысить уровень педагогической грамотности родителей;
- Овладеть формами организации совместной деятельности с детьми.
Педагогам поможет:
- Активизировать работу в команде единомышленников, обладающей инновационным потенциалом, объединенной общими идеями;
- Наладить взаимосвязь содержания специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке с общеобразовательными занятиями и с работой, проводимой с детьми воспитателями в повседневной жизни.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми, умение нести ответственность за качество своей работы;
- Формированию умения педагогического коллектива глубоко и всесторонне анализировать результаты педагогической деятельности, работать как над совершенствованием личности обучающегося, так и над самосовершенствованием;
- Установить взаимосвязь между родителями - детьми и педагогом.
Коррекционно – воспитательная деятельность по проекту выстраивалась согласно специальной (коррекционной) программе для детей с нарушением зрения под редакцией Л. И. Плаксиной по следующим разделам: предметные представления, приобщение к труду взрослых, ребёнку о нем самом и окружающих людях, наблюдение и поведение на улице.
Первый опыт работы по педагогическому проекту «Узнаем, запоминаем и активно применяем» в старшей группе по результатам мониторинга и наблюдениям в повседневной жизни дал положительный результат.
Вся работа по социально – бытовой ориентировке осуществлялась не только по единым лексическим темам, плавно перетекающим из одной в другую, но каждая форма работы педагога и специалиста дополняли другую. Что позволило максимально создать благоприятные условия для овладения дошкольниками социально – бытовой ориентировки, закрепить и совершенствовать формируемые у них навыки и постепенное включение детей в самостоятельную деятельность.
Остановимся на этом подробнее. Каждый месяц включал разные формы работы по единой лексической теме. Например, по лексической теме «Овощи и фрукты» были проведены следующие мероприятия:
В разделе предметные представления учителем – дефектологом была проведена игра – занятие «Полезный урожай», для введения детей в изучаемую тему. Воспитатель по этой же теме организовывала дидактические игры «Узнай по вкусу», по запаху, «Чудесный мешочек». Для закрепления материала проведены: развлечение «Что такое огород?», экскурсия «Электроприборы на кухне (знакомство с картофелечисткой, электрической овощерезкой), чтение стихотворения «Овощи» автор Ю. Тувим. Совместно с родителями организована выставка поделок из овощей «Дары осени». Учитель – логопед одновременно проводил речевые игры на развитие грамматического строя речи «Собираем урожай», на словообразование и на закрепление качественных прилагательных, учил строить диалог для сюжетно – ролевых игр при обыгрывании профессий, знакомил с новыми словами, встречающимися по данной теме.

В разделе проекта «Приобщение к труду взрослых» было организовано наблюдение за работой повара «Труд повара», где дети знакомились с последовательностью действий подготовления овощей для приготовления салатов, учителем – дефектологом проведено занятие – практикум «Как правильно мыть овощи и фрукты?», а воспитателем организована игра «Чтоб убрать урожай, инструменты выбирай». Педагог психолог участвовал в проведении игры – занятия на создание проблемных ситуаций «Как вместе сотрудничать при выполнении общей работы по уборке урожая». Кроме того были организованы сюжетно – ролевые игры «Магазин овощей и фруктов», «Готовим обед для семьи», в которых дети учились принимать и выполнять роли. Выпуск – памяток нарисованных детьми «Как правильно мыть овощи и фрукты», позволил не только закрепить знания, но и приобщить к активному сотрудничеству друг с другом.
В разделе плана проекта «Ребенку о нем самом и окружающих людях» учитель – дефектолог совместно с врачом провёл игровое занятие «Раз зубок, два зубок» с использованием муляжей и проведением опытов, на котором дети познакомились с правилами ухода за зубами, научились различать полезные и вредные продукты для зубов. Воспитатель провела практикум по уходу за полость рта «Чистим зубы», в котором дети показывали умения и навыки пользования зубной щеткой и пастой. Педагог - психолог провела игры на развитие чувственного опыта сопереживания и радости «Мой друг болен».
Так при изучении темы «Одежда», детей знакомили не только с видами одежды, и как она создаётся, но была организованна экскурсия в магазин тканей и в ателье, организована совместная выставка «Одежда своими руками», изготовленная бабушками и мамами (рукоделие), дети познакомились с новыми словами «модельер, спецовка, и так далее» и их происхождением. Через практикумы дети учились ухаживать за обувью, проводилась акция «Самый аккуратный шкаф», организованы сюжетно – ролевые игры «Покупки в магазине», «Стирка», «Шьём куклам одежду», дидактические игры «О чем может «рассказать» одежда?», «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют одежду?». Через занятия - тренинги дети научились, правилам поведения и умениям передачи своего настроения с учетом места и внешнего вида. Такая работа велась на протяжении всего учебного года по всем лексическим темам.
Благодаря плодотворному сотрудничеству у детей пополнился запас знаний об окружающем мире, дети научились правильно выстраивать предложения при оречевлении практических действий работая орудиями труда, через проблемные ситуации - научились выстраивать взаимоотношения в играх, находить правильные решения в сложных ситуациях.
Активность родителей помогла организовать разнообразные выставки из поделок сделанными своими руками совместно с детьми, тем самым лучше увидеть своего ребёнка и понять его интересы и трудности. Знания, полученные от родителей в организованных встречах «Интересный гость», помог детям подробнее узнать о труде своих мам и пап. Познакомиться с профессиями, услышать и увидеть в презентациях и альбомах своих родителей с другой стороны. Советы родителей пополнили опыт детей, были важны для каждого ребёнка.
Все полученные знания дети применили в организованных сюжетно – ролевых играх, специальных практикумах проблемно – поискового характера и в повседневной деятельности по охране своего здоровья. Дети стали более общительны, открыты, уверенней в себе, а полученные знания, умения и навыки стараются активно применять в повседневной жизни.