Теоретические основы коллективных видов деятельности на занятиях по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста. Об организации коллективной деятельности детей Коллективная творческая работа в детском саду

Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия (уроки)? Такой вопрос часто задают педагоги.

Прежде всего о времени их проведения. Работа может осуществляться как на занятиях (в детском саду), так и на уроках (в школе), а также в свободное от занятий время и в группе продленного дня. Если композиция, которую предстоит создать детям, многопредметная, многоплановая, работе над ней можно посвятить 2-3 занятия или урока.

Для создания общих композиций дети могут быть объединены в несколько подгрупп, каждая из которых готовит свою часть общей композиции. Например, одна подгруппа составляет (в рисовании или аппликации) узор для середины ковра, другая - разрабатывает украшение поля, третья - готовит части узора для каймы, углов. На другом занятии дети создают картину уголка природы в детском саду. При этом также можно организовать работу по подгруппам: одна - вырезает и наклеивает растения, другая - готовит обитателей клеток, аквариума, еще одна группа может вырезать камешки для аквариума, клетки, веточки для птиц и другие необходимые для уголка предметы. Затем все части объединяются в общей композиции. В создании такой композиции могут принять участие дети разных возрастных групп, и каждому найдется дело по силам. Воспитателю необходимо уметь распределять работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенку было по силам создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя, лучшим образом используя свои возможности, и достигнуть высокого результата.

Выбор той или иной формы организации коллективного занятия зависит от возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание изображения на общегрупповом занятии или в свободное от занятия время, в процессе самостоятельной художественной деятельности детей.

Вот так, например, можно провести занятие по рисованию коллективной картины «Лес» (эта тема приемлема для создания коллективной композиции детьми всех возрастных групп детского сада и учащимися начальной школы). Конечно, сложность содержания и отдельных изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Для картины подбирается лист бумаги, цвет которой зависит от того, в какое время года изображается лес (для зимнего пейзажа может быть использован белый или голубой лист, для весеннего - светло-зеленый, светло- желтый или светло-голубой, для осеннего больше подойдет светло-желтый, золотисто-охристый, светло-оранжевый и др.).

Разумеется, созданию изображения должна предшествовать большая работа по накоплению и обогащению накопленного опыта, уточнению представлений детей. Этому будет способствовать знакомство с изобразительным искусством, организация целевых прогулок и экскурсий, наблюдения, чтение произведений художественной литературы.

Выполнение коллективной композиции на тему «Лес» может быть организовано так: большой лист бумаги прикрепляется к доске или мольберту на высоте, удобной для рисования детей. Одновременно рисовать могут двое-трое детей. Остальные сидят перед доской полукругом (такая организация целесообразна, когда ребят в группе немного, иначе создание композиции затянется во времени и дети будут изнывать в ожидании своей очереди выхода к доске). Можно использовать два листа для создания двух композиций. В этом случае дети делятся на две подгруппы и каждая создает свою картину. Обе картины затем могут быть объединены.

Организация может быть и другой. На составленные в длинный ряд (или два, в зависимости от числа присутствующих детей) столы помещается длинный лист бумаги (можно использовать обратную сторону обоев). Дети садятся или стоя выполняют композицию. Каждый ребенок рисует столько деревьев и других объектов леса, сколько захочет. Когда картина будет закончена, дети отступают на шаг или два от столов, чтобы лучше было видно нарисованное всеми и можно было всем вместе полюбоваться картиной. Если кто-то из детей изъявит желание дополнить сюжет изображением солнышка, облаков или падающим снегом, идущим дождем, лесными обитателями, надо предоставить им эту возможность. Если время урока (занятия) не позволяет, это можно осуществить в группе продленного дня, в свободной деятельности. Мы уже говорили, что коллективную композицию на эту тему можно предложить детям любой возрастной группы. Содержание изображаемого будет зависеть от возрастных особенностей детей. Готовую картину хорошо повесить в групповой комнате, в раздевальной, в вестибюле, зале детского сада, чтобы можно было еще и еще полюбоваться своим произведением и чтобы ее могли рассмотреть другие дети, родители, сотрудники учреждения.

Законченная композиция может быть использована в качестве декорации для игр-драматизаций по сказкам, в которых действие происходит в лесу. Она может послужить украшением зала к зимнему празднику, вечеру досуга. Подобным образом могут быть выполнены композиции на другие темы («Цветущий сад», «Подводное царство» и т. п.), которые тоже могут быть использованы в жизни детей, в их играх.

Примерно так же может быть организовано занятие по рисованию, аппликации картины цветущего луга (реки, где плывут лодки, купаются дети и т. д.). Очень хорошо выбор цвета бумаги и всю композицию обговорить с детьми. Вообще, советуясь с детьми, педагог способствует развитию их активности, творческой самостоятельности. Дети при таком руководстве учатся коллективному обсуждению предстоящей творческой деятельности, ее планированию, распределению усилий между всеми участниками, понимают участие каждого в общей композиции, учатся прислушиваться к мнению других. Постепенно дети «покрывают» луг цветами. Лист бумаги круглой формы подойдет для клумбы. Так на глазах детей их общими усилиями создается яркая, вызывающая эстетическое чувство радости, картина. Коллективная композиция на тему «Цветы» может быть выполнена и как «Корзина цветов», «Букет в вазе», «Гирлянда цветов» и т.п. Корзину или вазу можно вырезать заранее.

В средней группе (а также в старшей и подготовительной) на коллективном занятии дети могут в аппликации изобразить «Веселый поезд», «Голубую стрелу» (по сказке Дж. Родари). Поезд составляется из вагончиков, созданных в процессе индивидуальной работы каждым ребенком. Цветовое решение каждой композиции зависит от того образа, который создают дети, и это надо обсудить с ними.

С детьми старшей группы может быть создана в рисунке, аппликации декоративная композиция по мотивам народного искусства. Организовать такое занятие можно по-разному. Например, каждый ребенок рисует узор на полосе или квадрате (распределение бумажных заготовок, на которых будет создаваться узор, может быть сделано воспитателем, с учетом уровня овладения детьми изобразительной деятельностью или предлагается на выбор детям). Когда составление узоров закончится, все рисунки объединяют в общую декоративную композицию на заранее подготовленном большом листе бумаги. Узор в середине панно могут нарисовать дети, наиболее успешно овладевающие рисованием. Декоративная композиция может быть подготовлена в стиле какого-то вида народного искусства: городца, павловских платков, а в подготовительной группе такую композицию можно предложить детям выполнить в стиле жостовских подносов, хохломы и других росписей. Надо шире использовать в работе с детьми народное искусство той местности, в которой живут дети. Вообще местный компонент народного искусства должен стать основой работы и в школе и в детском саду.

Работу над декоративной композицией можно организовать и по-другому. Вместе с детьми воспитатель на большом листе определяет композицию будущего узора: середины, каймы, углов. При этом надо активно привлекать детей к обдумыванию, обсуждению содержания изделия, предлагая им показать, где и как будет размещен узор, обсудить колорит и декоративные компоненты. Затем все вместе советуются, кто будет рисовать узор в центре, по углам, по краям. Композиция создается последовательно (по типу конвейера): сначала рисуется узор в середине, а затем по углам и кайме. Такой узор могут выполнить двое-трое или четверо детей. Для этого лист удобнее разместить на столе, к которому можно подойти с разных сторон. Затем рисуется узор по углам, так же оформляется и кайма.

О Коллективная декоративная композиция может быть и более сложной: «Сказочный домик» - дети создают орнаментальные композиции, которыми украшается фасадная часть домика: стена, окошко, фронтон и др. По мотивам дымковской игрушки или Городецкой росписи может быть создана композиция на тему: «Веселая карусель», «Веселый хоровод». Для их создания воспитатель готовит из белой бумаги силуэты дымковских игрушек или из охристой (можно другого цвета, в соответствии с используемым в качестве фона в городецких изделиях), которые дети затем расписывают. В этом занятии могут участвовать дети разных возрастных групп. Когда роспись выполнена, дети вместе с воспитателями изготовляют карусель, хоровод и т.п.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Так, например, можно предложить детям украсить пару варежек, сапожок. Для такой работы дети объединяются по двое и лучше, чтобы они сами решили, с кем в паре будут работать. Ведь детям надо украсить парные предметы идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. И педагог должен помочь детям, научить их договариваться, уступать друг другу. Большего эффекта при этом можно добиться не прямыми указаниями, волевым решением, основанным на авторитете взрослого, типа: «Алеша интересно придумал узор для варежек, рисуйте так, как он». А предложить каждому из участников сделать набросок своего узора для варежек, а потом договориться, какой из них украсит кайму внизу рукавички, какой - середину внешней стороны, а какой - верхнюю часть, где «прячутся» пальчики.

Декоративные композиции могут выполняться и в аппликации. Работу можно осуществлять на занятии и в свободное от занятий время.

Интересное коллективное занятие мы наблюдали в г. Кинешма Тверской области. Местная художница, которая часто приходит к детям, подарила им изготовленных ею кукол. И на занятии дети решили сделать для них сказочный домик. Воспитатель вместе с детьми (старшая группа) приготовила брусочки из плотной бумаги с прорезанными дырочками в верхней и нижней стороне бруска. Дети расписывали одну сторону бруска (кирпичика). И расписанные узором кирпичики нанизывались на заранее изготовленную конструкцию. На глазах детей возникла декоративно расписанная стена сказочного дома, которая завершается расписанными ранее фронтоном и крышей (роспись фронтона может осуществляться педагогом совместно с детьми в свободное время).

Q Опишем еще одно коллективное занятие, проведенное в старшей группе детского учреждения № 371 г. Москвы. Тема коллективной аппликации - «Цирк». Занятие проводилось в зале. Дети входят в зал под звуки известной песни «Цирк*. После того как дети прошли по залу и остановились, воспитательница беседует с ними о цирке. Спрашивает, были ли они в цирке (все дети ходили в цирк, а некоторые не один раз). «А правда ли,- спросила воспитательница,- что в цирке можно встретить настоящих диких зверей?* Дети наперебой стали называть зверей, которых они видели в цирке (медведь, тигр, львы, пантеры и др.). «А что же они там делают?» - удивляется воспитательница. Дети рассказывают, как выступают звери, танцуют, прыгают в горящие обручи и т.п. Воспитательница спрашивает, кто всему этому учит зверей. Дети отвечают. Затем педагог предлагает детям сделать цирк: «Представьте,- говорит воспитательница,- что к нам пришел добрый волшебник и превратил наш зал в цирк. Посмотрите, вот уже готова арена цирка*. Показывает большой лист бумаги, на котором нарисован или наклеен большой зеленый круг - арена. «Давайте поможем доброму волшебнику и вырежем разных диких зверей». Дети с радостью соглашаются. Им предлагают сесть за столы, где все приготовлено для вырезания и склеивания разных животных. Лист - арена раскладывается на другом столе, где тоже все приготовлено для наклеивания. Дети начинают работать. Воспитательница подходит к детям, обговаривает с каждым, кто что вырежет. На мольберте прикреплены картинки, изображающие разных диких животных, если у детей возникают затруднения, требующие уточнения представлений о том, как выглядит то или иное животное, то они подходят к мольберту, рассматривают иллюстрации. По мере готовности изображений дети подходят к столу, где расположена арена, и раскладывают вырезанных ими животных. Педагог подходит к этому столу, вместе с детьми советуется, как лучше расположить изображенных зверей. Наконец картина готова. Дети радуются вместе с воспитателем. В это время вновь звучит музыка, в зал вбегает веселый клоун. Он приглашает детей в хоровод. Все весело танцуют.

Дети старшей подготовительной группы и начальных классов могут создавать декоративные композиции по мотивам разных видов народного декоративно-прикладного искусства, а также в свободной манере, используя элементы растительного или геометрического орнамента.

Темы таких занятий: «Город мастеров», «Дымковский хоровод», «Сказочные животные», «Сказочные птицы» и другие.

Многие коллективные картины могут создаваться в течение нескольких занятий, или основное содержание решается на занятии, а затем в свободное от занятий время в группе продленного дня композиция может обогащаться, расширяться, дополняться. Постепенно картина становится более полной, содержательной, интересной, выразительной. В окончательной доработке композиции могут принимать участие не все дети, а те, которые выражают желание. Однако обсуждать дальнейшую работу над композицией целесообразно со всеми. Мы заметили, что такая форма организации работы нравится детям, и они получают эстетическое удовольствие, рассматривая законченную композицию, к чему тоже следует привлечь всех детей.

О предстоящей коллективной работе следует сказать детям и учить их совместным обсуждениям, решениям, действиям. Содержанием коллективной работы фактически может стать почти каждая тема, предлагаемая детям для изображения: «Рыбки в аквариуме», «Неваляшки гуляют», «Тележки едут по дороге и везут разные грузы» и другие, о чем говорилось выше. Продумывая темы коллективных композиций, педагог должен исходить из интересов и возможностей детей. Следует избегать формализма и шаблонов. Важно, чтобы предложение педагога выполнить коллективную работу вызывало у детей положительный эмоциональный отклик. А это возможно только тогда, когда тема будет близка детям, связана с их жизнью, с разнообразными детскими играми, когда тема соответствует детским впечатлениям.

Если в группе воспитываются дети разных возрастов, полезны разновозрастные объединения. Методика таких занятий разработана кандидатом педагогических наук Т.Н. Дороновой и кандидатом психологических наук С.Г. Якобсон. Совместно выполняя рисунок, лепку, аппликацию, малыши учатся у старших, старшие дети учатся терпеливо относиться к неумению младшего, объяснять, как лучше выполнить работу. Важно только обращать внимание на то, чтобы старшие не лишили младших самостоятельности, не брали на себя самую интересную часть задачи и т.д. Интересно отметить, что объединение детей в пары для создания общей композиции широко используется в работе по изобразительной деятельности с детьми в японских детских садах. Разнообразными могут быть темы таких занятий и формы организации. Так, дети могут создавать рисунок на одну тему: например, ?Лесная полянка летом», ?Бабочки летают над лугом» и многие другие. Дети, договорившись об общей композиции, рисуют или вырезают и наклеивают каждый на своей половине листа, можно на отдельных листках, сверяя ход работы и решение композиции, колорит картинки и т. п. ЗДесь каждый ребенок работает как бы отдельно. Один ребенок может изображать одни деревья и цветы, другой - другие; один может нарисовать лесных зверушек, а другой - летающих бабочек, пчелок и т.д. Если дети договорились об общем композиционном решении, о материалах, в которых будет исполнено изображение, общая композиция не только не пострадает, но и станет даже богаче и интереснее.

В другом случае содержание изображений двух детей может быть почти идентичным. Например, при создании в аппликации картины на тему: ?Мишки занимаются зарядкой», или?Мишки играют», или?Клоуны выступают в цирке» и т.д., каждый ребенок вырезает и наклеивает своего мишку, клоуна, а затем те предметы, которые они держат в ладонях или в которые играют.

Интересными для детей являются и такие формы создания коллективных композиций, в которых вместе с детьми работают и взрослые, последние выполняют ту часть коллективной работы, которая не по силам детям (фактически часто воспитатели так и делают, но отдельно, без присутствия детей, и ребята не видят, как действует педагог). Так, например, воспитатель, предлагая детям создать композицию?Птицы на ветке (дереве)» заранее вырезает и наклеивает изображение дерева и приносит на занятие, детям же предстоит вырезать и наклеить птиц. Было бы лучше, если бы дети приняли участие, пусть даже пассивное в подготовке такого изображения Вместе с тем, в таком виде работы и взрослый, и дети объединены одной целью, заинтересованы в общем результате, дети имеют возможность более непосредственно общаться с педагогом, естественнее осуществляется обсуждение предстоящей работы, ее хода, все вместе советуются, примеряют, смотрят, как лучше получится. Взаимодействие детей и педагога осуществляется более свободно, вместе с тем, дети имеют возможность видеть, как действует воспитатель и обучаться без прямых указаний педагога, часто сковывающих детей, лишающих их самостоятельности, возможности высказать свое мнение.

В коллективной форме организации работы могут быть подготовлены детали костюмов, декорации, атрибуты для игр драматизаций по литературным произведениям: «Теремок», «Кот, петух, лиса», «Гуси-лебеди» и другие.

Интересной формой коллективного изображения может быть панорама. Этот вид изображения позволяет объединить детей разных групп: дошкольников, младших школьников. При этом панорама, являющаяся многоплановой и многофигурной композицией, создается на нескольких занятиях, уроках. Каждая группа детей может работать над изображением в разное время: так первоклассники или старшие дошкольники могут на уроке рисования на длинном листе бумаги рисовать пейзаж (его тема может быть разной, что определяется общей темой панорамы). Пейзаж будет (расположен вертикально) дальним планом и фоном панорамы. Затем оформляются ближние планы. Изображения этих планов располагаются на горизонтальной полосе, ширина которой может быть разной. Эта часть пейзажа может быть лесной опушкой, полянкой, частью сквера, улицей города и т.п. Соответственно содержанию она и разрисовывается, а затем на ней располагаются изображения, содержание которых определяется задуманной композицией. Для передачи ландшафта (горки, бугорки, кочки и др.) можно использовать технику папье-маше. Изображения передних планов могут быть объемными, их дети уже других классов или групп детского сада создают из глины, пластилина. Они могут быть изготовлены из бумаги (плоскостными или в технике оригами). Так могут быть созданы панорамы по содержанию разных сказок. И их можно использовать для показа театрализированного представления, для рассказывания сказок детьми. Созданная совместно с другими детьми панорама позволит детям ярче представить происходящее, глубже пережить сюжет, лучше его запомнить.

Темой панорамы могут быть не только сказки, но и другие литературные произведения, жизнь детей, например, зимние забавы, события, происходящие в мире (спортивные соревнования, праздники, отдых людей, космодром и т. п.).

Какие темы коллективных композиций могут быть использованы в работе с детьми разных возрастных групп?

Далеко не всегда можно четко распределить темы и отнести их к конкретной возрастной группе детей. Многие темы могут быть решены детьми разного возраста, и младшего, и старшего. Различие будет заключаться в сложности разработки темы: содержании изображений, их композиции, цветовом решении, деталировке изображений и т.д. К таким темам можно отнести, например, пейзажи: «Лес» - в разные времена года, «Цветущий луг», «Птицы на ветке» (или на кормушке) и другие. Тем не менее назовем некоторые возможные темы для коллективных композиций применительно к разным возрастным группам. Разумеется, темы, предлагаемые нами, следует рассматривать не как обязательные, а как возможные варианты. Каждый педагог может определить темы коллективных работ для своей группы детей, исходя из уровня развития их изобразительной деятельности, окружающего детей мира, их интересов, жизненного опыта.

Назовем примерные темы коллективных композиций для детей разных возрастных групп.

Темы для группы детей 3-4 лет:

  • ? Разноцветные шары (аппликация, рисование).
  • ? Зимний лес (рисование).
  • ? «На деревья, на лужок тихо падает снежок» (рисование).
  • ? Неваляшки гуляют (лепка, аппликация).
  • ? На дереве распустились листочки, цветы (рисование, аппликация. В этом случае изображение дерева при детях создает воспитатель, а дети наклеивают готовые цветы, листья).
  • ? Расцвели красивые цветы (аппликация или рисование).
  • ? Цыплята гуляют по травке (лепка, аппликация, рисование).
  • ? Украсим нашу группу к празднику весны (шарами, цветами, флажками).

При создании последней работы можно сочетать и рисование, и аппликацию. Подобное занятие может быть проведено и к новогоднему празднику. Вместе с детьми воспитатели могут создать новогоднее панно. Воспитатель вырезает и наклеивает большую елку или Деда Мороза, Снегурочку. Делать эту часть общей композиции нужно при детях, чтобы дети были пусть даже пассивными участниками этой деятельности педагога. А затем дети могут наклеить готовые украшения на елку, костюм Деда Мороза или Снегурочки, а также шары, гирлянды огоньков, бус, флажков и т. д.

Некоторые из тем занятий, предложенных для малышей, могут быть использованы в работе с детьми средней группы, например, украшение групповой комнаты к празднику, но при этом дети 4-5 лет некоторые украшения могут вырезать сами.

Примерная тематика коллективных работ в средней группе может быть такой:

  • ? Осенний лес (рисование).
  • ? Осенний ковер (декоративная композиция может быть выполнена в аппликации. Подобного рода композиция может быть создана по весенним мотивам).
  • ? Птицы на кормушке (лепка).
  • ? Птицы на ветке (дереве).
  • ? Веселая карусель (по мотивам дымковских игрушек. Для этой композиции воспитатель готовит силуэты дымковских игрушек из белой бумаги, а дети их расписывают. Затем конструируется карусель).
  • ? Сказочное дерево (рисование, аппликация).
  • ? Наш аквариум (композиция может быть выполнена в рисунке или аппликации).
  • ? Сказочная страна (аппликация: дети украшают вырезанные ими домики, вырезают детали украшения, приклеивают их и из украшенных домиков составляют картину на большом листе бумаги, про- тонированном в соответствии с колоритом сказочной страны: небо, земля, трава и т. д.).
  • ? По улице сказочного города едут тележки и везут разные грузы (аппликация).
  • ? На клумбе расцвели красивые цветы. Для этой картины хорошо подобрать бумагу зеленого цвета в форме круга. Цветы дети могут нарисовать или вырезать и наклеить. Чтобы облегчить детям решение темы и способствовать разнообразию изображения цветов, целесообразно в группе поставить большой букет цветов, тогда каждый ребенок сможет разнообразить свои впечатления. Если трудно найти разнообразные цветы, можно воспользоваться иллюстрациями, репродукциями с картин художников. Подобное занятие может быть проведено и в старшей группе.

Мотивом коллективной композиции может послужить литературное произведение. Например, стихотворные строчки:" «На пруду камыши, расплескались там ерши, круг постарше, круг помладше, круг - совсем малыши» могут стать темой общей композиции, в которой будет передан образ пляшущих рыб, объединенных в хороводы.

Темы коллективных композиций для детей старшей и подготовительной группы и 1-2-го классов школы:

  • ? Витрина магазина игрушек. Композиция может быть выполнена в аппликации и рисунке.
  • ? Корзина с цветами (ваза с цветами, ваза с фруктами) - аппликация.
  • ? Наш уголок природы (аппликация).

Все названные композиции могут быть выполнены при совместно-индивидуальной форме организации детей или при совместно-последовательной деятельности.

Композиции могут быть сюжетными:

  • ? Осенний парк (волшебный сад).
  • ? На катке (аппликация или рисование).
  • ? В зоопарке (аппликация).
  • ? Веселый поезд (аппликация или рисование. Сначала дети вырезают и наклеивают вагоны, а затем рисуют пассажиров, которыми могут быть куклы, животные и т. п.).
  • ? Зимние забавы (аппликация).
  • ? Наш город.
  • ? Сказочное царство (при создании этой композиции могут быть использованы все виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация).

Разумеется, все предлагаемые темы являются примерными. Педагоги, исходя из специфики окружения детского сада, школы (а целый ряд тем, рекомендованных для старших дошкольников, как показывает наш опыт, вызывает интерес и у младших школьников), могут менять как тематику коллективных композиций, предлагаемых детям, так и материалы, в которых они будут воплощаться.

Широкое включение в работу по изобразительной деятельности коллективных форм позволит сделать ее интересной и привлекательной для детей. И что тоже важно, эти занятия очень значимы для формирования личности ребенка, его отношения к миру, людям, искусству.

Коллективные детские композиции, так же как и индивидуальные, должны быть тесно связаны с жизнью детей, получаемыми ими впечатлениями. Но по сравнению с индивидуальными рисунками, лепкой, аппликацией эти работы в силу их широкой масштабности, многопредметности, необходимо привлечь в многообразный детский опыт.

Значение коллективного художественного творчества в детском саду

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Одним из видов детской деятельности является художественно-эстетическое воспитание.

Известно, что художественно-эстетическое развитие играет огромную роль во всестороннем развитии личности ребенка, в формировании его эстетического отношения к миру, к социальной действительности. В творческом процессе познания окружающего мира, у ребенка активно формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие окружающего мира, образное мышление, воображение, внимание, память, речь.

Такие деятельности детей как рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труду способствуют развитию познавательных интересов ребенка, способствуют его интеллектуальному развитию, а это в свою очередь выражается в создании детьми разнообразных поделок, рисунков, индивидуальных и коллективных работ по художественному творчеству.

Детское изобразительное творчество развивает сенсорное восприятие детей путем наблюдений, обследований, анализа объектов и явлений природы, конструктивного строения предметов, разнообразия цветовых оттенков предметов.

Для успешного творческого развития детей должны быть созданы соответствующие условия. Это в первую очередь, постоянно меняющаяся развивающая среда, которая должна соответствовать возрастным особенностям детей, например уголок творчества, в котором должно быть все необходимое для самостоятельной изобразительной деятельности детей.

Дети могут выбрать любой художественный материал для своих рисунков и поделок, рассмотреть иллюстрации в книгах и альбомах художественного содержания.

Уголок творчества постоянно обновляется предметами народно-прикладного искусства, дидактическими и демонстрационными материалами. Имеются также материалы для нетрадиционны x те x ник рисования.

В процессе x удожественного творчества с детьми, очень важное значение имеет коллективная работа. Коллективное художественное творчество формирует у детей коммуникативные способности, то есть способности общаться друг с другом, а также способствуют более свободному общению ребенка со взрослыми.

Особенно ценно, что совместное коллективное творчество позволяет детям, которые испытывают определенные трудности при общении с другими детьми, быстрее наладить диалог с ними, снизить конфликтность, агрессивность, повышенную эмоциональность, замкнутость, застенчивость. В процессе выполнения коллективных работ дети учатся договариваться о выполнении совместной работы, учатся уступать друг другу, помогать, подсказывать по ходу работы.

Коллективную работу можно выполнять по-разному. Можно выполнить одну общую композицию, а можно выполнить индивидуально свою часть общей работы самостоятельно, но в итоге при составлении коллективной композиции, она становится частью их общей совместной работы. Приятно смотреть, когда в глазах ребенка отражается радость от того, что он видит свой рисунок или поделку в общей коллективной работе.

Выполняя коллективные работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, можно совмещать в одной работе два вида изобразительной деятельности: рисование и аппликацию, лепку и аппликацию, аппликацию и художественный труд. Особенно детям младшего дошкольного возраста нравятся коллективные работы, в которых ребенок создает образы знакомых и близких ему объектов живой природы, таких например, как домашние животные. Затем эти композиции можно использовать на занятиях по развитию речи и на занятиях по формированию элементарных математических представлений. На занятиях по развитию речи дети составляют предложения и короткие рассказы о внешнем виде домашних животных, их поведении образе жизни. Детям интересно описывать домашних животных, которых они сами же и нарисовали.

Экспериментирование с разными материалами побуждают исследовательскую активность детей, включает их в процесс поисковой деятельности, обогащает их жизненный опыт. Большое удовольствие детям доставляет работа с природным материалом: шишками, семенами, сухими осенними листьями, скорлупой орехов, морскими камешками, ракушками.

Таким образом, коллективное творчество способствует интегрированному подходу к обучению детей, отвечает принципу единства воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

Для успешной совместной творческой деятельности, должны быть созданы доброжелательные, доверительные, партнерские отношения между самими детьми, а так же между педагогом и детьми. Только можно создать неповторимые, незабываемые коллективные творческие работы.

Ольга Демина
Коллективное творчество дошкольников

ВСЕ в тысячу раз интересней

Когда мы все делаем вместе…

Развитие у детей - одна из важнейших задач современного образования. Динамичность мир, в котором мы живем, делает креативность не роскошью, доступной и требуемой от избранных, а повседневной необходимостью каждого человека. Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно меняющемся окружении. Особенно значима для современного человека способность творчески работать в коллективе .

Как организовать коллективную деятельность детей ? Чтобы взаимодействие дошкольников в процессе творческой деятельности приносило радость от совместного содействия?

Выделяю три основные формы совместной деятельности детей :

«совместно – индивидуальная» , «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая» .

а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива .

Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.

в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

На занятиях во II младшей группе использую, все три формы совместной деятельности детей. Выбор зависит от задач, которые ставятся на занятии перед детьми.

Для проведения этих занятий требуется определенная подготовка и определенный настрой ребенка. Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству создала перспективный план, отобрала темы, материалы, продумала формы организации.

Работая на 2 младшей группе, детского сада я большое значение уделяю коллективному творчеству детей . В этом возрасте можно говорить о возникающей способности детей к совместной деятельности. В нашей группе работа по коллективной деятельности детей проводиться как в непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и вечерние часы. Я распределяю работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенку было по силам, создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя, лучшим образом используя свои возможности, и достигнуть высокого результата.

В центре изобразительного творчества оборудовала место для размещения коллективных работ . Созданную коллективную работу , мы оставляем на некоторое время в группе, это обращает ребенка к готовой работе, он может дополнить ее, побеседовать со сверстниками о содержание рисунка. И это вызывает желание создавать новые коллективные композиции .

Во время коллективного выполнения работы интересно наблюдать, как дети находят выход из сложившихся ситуаций, одни исправляют огрехи партнера (подклеивают, другие договариваются делать то,что у них лучше получается, а у кого-то портится настроение и пропадает интерес к работе. В такие моменты я стараюсь вовремя заметить напряженность и найти правильные приемы для изменения сложившейся ситуации. Наряду с этим с ребятами стараемся поддержать друг друга : «Мы не волшебники, мы только учимся»

На занятиях использую разные виды искусства : изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу.

Интегрированность дает возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве , создания своего образа.

Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В этот день дети занимаются своими любимыми делами, из которых видно, из скольких и каких детей формируются подгруппы детей и по каким интересам.

Для родителей организуются совместные занятия с детьми, в которых родители совместно со своими детьми создают работы. В таких занятиях ребенок чувствует родительскую поддержку и ребенок горд тем, что может чему-то научить их. Также предлагаю домашние задания, в которых родитель – ребенок изготавливают заготовки для будущей совместной работы, а на праздничном мероприятии создаем одну большую коллективную работу . И это вызывает у всех море радости и восторга.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Для такой работы дети объединяются по двое и дети сами решают, с кем в паре будут работать. Ведь детям надо украсить парные предметы идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, а каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. Для работы детей в паре практикую использование карточек-схем. Приведу пример : «Сейчас я вам дам карточки, которые помогут вам по очереди быть волшебниками и их помощниками. Вы будете работать по двое».

С помощью бесед, игровых тренингов, моделирований ситуаций, чтения художественных произведений, показа мультфильмов и дидактических, подвижных, релаксационных игр воспитывала у детей доброжелательные взаимоотношения, учила сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

В процессе выполнения коллективной работы осуществляется нравственно- эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения :

Работать вместе, уступать дуг другу, помогать, подсказывать;

Договариваться о совместной работе, ее содержании

Планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы

Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества сближает детей . У них развивается навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения.

Коллективная творческая деятельность - комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Её результат - общий успех, оказывающий положительное влияние как на группу в целом, так и на каждого ребенка в отдельности .

Коллективная деятельность в ДОО - эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач, которая дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. В работах отечественных исследователей коллективная деятельность дошкольников рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции :

Информационная - обмен чувственной и познавательной информацией;

Контактная готовность к приему и передаче информации;

Координационная - согласование действий и организация взаимодействия;

Перцептивная - восприятие и понимание друг друга;

Развивающая - изменение личностных качеств участников деятельности.

Основные задачи, решаемые на коллективных занятиях:

1. Закрепление полученные ранее технических умений и навыков, формирование умений использовать их разумно и рационально. Разносторонний обмен, осуществляемый педагогом и детьми в процессе контактов друг с другом, служит важным источником пополнения их практического опыта. Этот процесс осуществляется на основе анализа и «присвоения» умений и навыков партнера, а также за счет совершенствования уже имеющихся у самого ребенка умений и навыков, а также благодаря возникновению новых из них в результате совместной деятельности, приобретающей при благоприятных обстоятельствах характер сотрудничества и сотворчества.

2. Воспитание нравственно-волевых качеств: умения и потребности доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности, добиваться лучшего качества работы, стремясь сделать ее выразительнее, понятнее, интереснее, понимать значимость своего труда в общем деле и т. д.

3. Формирование умений сотрудничать со сверстниками и воспитателем (объединяться, договариваться о выполнении общей работы, помогать друг другу советом, действенным показом, управлять своими желаниями, подчинять их интересам общего дела, оценивать себя и другого, соотносить свои мысли, чувства и формы поведения с другими людьми (сверстниками, воспитателем), переживать за общий результат). При этом, особенно важны контакты со сверстниками, так как только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми.

Таким образом, коллективные виды деятельности, с одной стороны, предполагает наличие у детей определенного уровня способностей работать в коллективе, с другой - выступает важнейшим средством формирования умений планирования, координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда.

Коллективные виды деятельности в ДОО активно применяются на занятиях изобразительного искусства, - дети очень любят такие коллективные занятия. При этом, как отмечают педагоги, организовать коллективную работу легче всего по аппликации, когда каждый ребенок на своем месте вырезает и склеивает предмет, а затем - наклеивает его на общий лист (общую картину или композицию).

В методике преподавания изобразительного искусства известно несколько классификаций коллективных форм деятельности. Так, М.Н. Турро выделил следующие три формы организации совместной деятельности детей:

1. Фронтальная - коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных изделий детей, сделанных с учётом поставленной задачи или с учётом замысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце занятия, когда индивидуально выполненные части композиции собираются в единое целое.

2. Комплексная форма - выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда дети делают свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывают действия с другими детьми.

3. Коллективно-производственная (индивидуально-производственная) - строится по действию конвейера, когда каждый ребенок в процессе изготовления изделия выполняет одну определённую операцию.

И.Н. Турро отмечалось, что сам процесс коллективной деятельности и его результат всегда вызывают у детей положительные эмоции, чувства удовлетворения и интерес к изобразительной деятельности. Он также подчеркивал, что «коллективные занятия создают благоприятные условия для общения детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для других участников. Результат коллективной деятельности», по мнению автора, «всегда имеет практическое значение, позволяет связать обучение детей с жизнью» .

Высокую оценку методу коллективных работ в книге «Мудрость красоты» дал Б.М. Неменский, отметив, что при использовании этого метода «…дети приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни». Б.М. Неменским же впервые был включен в перечень основных методов приобщения детей к изобразительному искусству методом коллективных и групповых работ в Программе «Изобразительное искусство и художественный труд». Он систематизировал коллективную деятельность по признаку количества участников процесса совместного труда .

С нашей точки зрения, более полная систематизация видов коллективной деятельности с детьми дошкольного возраста представлена в классификации Т.С. Комаровой и А.И. Савенкова . Эта классификация созвучна системе видов коллективной работы И.И. Турро, но ее отличает более тонкая внутренняя дифференциация методов организации коллективного труда. В основе данной классификации лежат следующие виды коллективной деятельности:

1) Совместно-индивидуальная деятельность - при которой коллективная работа представляет собой соединение в цельное панно индивидуальных работ детей, сделанных с учетом поставленной воспитателем задачи или со значением замысла общей композиции.

Процесс совместной деятельности наблюдается только в конце занятия, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое. При этом, дети более охотно расстаются с индивидуальными изображениями, если с самого начала самостоятельной работы знают о назначении своего рисунка (вылепленного или вырезанного предмета) - стать частью коллективной композиции. Поэтому коллективную деятельность следует планировать заранее, и чем раньше дети будут включены в решение совместной задачи, тем активней будет их индивидуальная изобразительная деятельность, тем больше начнет возникать контактов между ними.

В самом начале занятия необходимо увлечь детей темой, интересной целью, внесением заранее выполненного воспитателем макета (фона, декорация), на котором затем будет размещаться композиция или главного героя, вокруг которого ее можно построить. Задание каждому выдается сразу, в начале работы и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. На первых порах это делает воспитатель, впоследствии композиция выполняется в ходе коллективного обсуждения всеми участниками. Достоинства данной формы - она позволяет вовлечь в коллективную деятельность большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

При совместно-индивидуальной форме организации коллективной деятельности применяют два вида работ детей: фронтальная и подгрупповая.

Во фронтальной работе с детьми воспитатель ставит учебную задачу или занимательную проблему, руководит поиском путей её решения, формулирует и определяет индивидуальные задания (темы, объём, размеры и т.д.). На заключительном этапе, когда организовывается коллективная композиция, воспитатель собирает элементы, детали, части общей композиции, при этом учит их находить для каждой фигурки наиболее удачное место в композиции, подчеркивая ее достоинства или, скрывая недостатки.

В подгрупповой работе воспитатель также руководит работой детей, но отличие в том, что группу детей делят на подгруппы, объединяя по 2-4 (6-8) человек. Им придется попробовать в основном без помощи воспитателя составить из однородных (одинаковых) или разнородных (разных) предметов свою композицию, вступая в обсуждение вариантов размещения готовых изображений на одной плоскости. Например, «Кошка с котятами», «Иван Царевич и серый волк», «Встреча Колобка с Лисой (Зайцем, Волком, Медведем)» и др. Подгруппам могут быть даны одинаковые или даже разные задания, которые должны выполнить качественно, чтобы после завершения работы получилась необычная композиция, состоящая из индивидуальных работ каждой подгруппы.

Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Так, например, можно предложить детям украсить пару варежек, сапожек. Для такой работы дети объединяются по двое и лучше, чтобы они сами решили, с кем в паре будут работать. Ведь ребятам надо украсить парные предметы идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. И педагог должен помочь детям, научить их договариваться, уступать друг другу.

2) Совместно-последовательная - когда композиция постепенно наращивается новыми деталями. При такой форме организации деятельность детей может строиться по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную операцию в процессе изготовления изделия. Деятельность детей на таком занятии представляет собой два основных этапа:

1 этап - индивидуальная работа ребенка над элементом, частью общего;

2 этап - последовательная работа на конвейере, связанная со сборкой, определенной операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

Как правило, конвейер «включается» в том случае, если на занятии перед детьми встает задача: за короткий срок выполнить большое количество одинаковых изделий, например, пригласительные билеты, поздравительные открытки, сувениры для малышей, чайный сервиз и т.д. Для того чтобы все дети смогли проявить собственный творческий потенциал в ходе совместно-последовательной деятельности, можно позволить переход с одного места на другое. Чтобы работа конвейера спорилась, ее объем, сложность технологии исполнения на каждом этапе должны быть равнозначными по трудоемкости и количеству времени, необходимому для выполнения технологической операции.

Перед началом творческой работы столы для детей следует удобнее поставить так, чтобы они напоминали конвейерную линию. Количество, работающих на одной «конвейерной линии», не должно превышать 6-10 человек. Каждая линия будет делать свою работу, и соревноваться с другими в качестве и скорости выполнения работы. Задача, стоящая перед ребенком проста: приклеить (прилепить, нарисовать) свою деталь точно на место, так, как это сделано на образце, при этом операцию надо выполнить в нужном ритме: быстро и аккуратно.

К совместно-последовательной форме можно отнести и деятельность, организованную по принципу эстафеты. Во время «изобразительной эстафеты» участники поочередно подходят к общему листу и выполняют элементы совместной композиции, дополняя изображение, которое уже сделано другими. Причем каждый ребенок должен внести свою «лепту» в работу. В качестве эстафетной палочки, если работа выполняется в технике аппликации, может сыграть тюбик с клеем. Организовывая совместную деятельность по принципу эстафеты целесообразно разделить детей на подгруппы и вести параллельно несколько коллективных композиций, предоставить каждой - лист для творческой работы. В этом случае возникает ситуация соревнования подгрупп за качество художественного содержания и формы коллективной композиции, что действительно отвечает образному названию этого принципа организации коллективной работы - «эстафета».

Совместно-последовательная форма организации коллективной деятельности создает условия для формирования умений координировать совместные действия, т.к. неудача одного ребенка неизбежно приводит к нарушению ритма всей работы. Данная форма работы в ДОО встречается не часто.

3) Совместно-взаимодействующая работа выполняется всеми участниками одновременно, согласовывая действия на всех этапах. Предлагается выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый ребенок делает свою часть задания, имея представления об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие. Эту форму часто называют формой сотрудничества или сотворчества. На занятии каждый ребенок должен не только качественно выполнить изображение предмета (создать свой образ в связи с совместно придуманным содержанием, творчески подойдя к отбору способов и приемов изображения, средств выразительности), но и принимать активное участие в обсуждении получившихся образов в связи с замыслом, участвовать в решении разно-образных вопросов, возникших в ходе работы. Только при этих условиях происходит непосредственное взаимодействие между детьми.

Одним из важных моментов является деление группы детей на подгруппы, малые и большие, которые ведут работу над частью коллективной композиции или всей композицией. Вначале это простая по организации форма совместно-взаимодействующей деятельности детей - работа в паре, постепенно в групповую деятельность может быть вовлечено большее количество участников: от 3-4 до 7-8 детей и более (в зависимости от тематики коллективной композиции). Детям предлагаются широкие, объемные темы, представляющие варианты для продумывания конкретного сюжета, развитие фантазии, творческого воображения, по темам: «Цирк», «Зоопарк», «Доктор Айболит и его друзья», «Полет на Луну», «На дне морском», «Жизнь зверей в лесу»; по сказкам: «Буратино», «Чиполино», «Теремок»; по мультфильмам.

Дети могут разбиться на творческие группы по желанию или по общности интересов, а также иметь возможность обсудить предстоящую работу: определить общий замысел, содержание работы, распределить обязанности в зависимости с возможностями и интересами каждого, приготовить для работы нужный материал. В результате этого каждый участник совместной деятельности получает представление об общей композиции, колорите и размере составляющих ее частей. При этом, воспитатель ненавязчиво направляет обсуждение в нужное русло, помогает в решении спорных и конфликтных вопросов, но исходная композиция не задаётся воспитателем, а сочиняется коллективом детей, т.е. уже на первом этапе создания коллективного панно имеет место творческое взаимодействие сотрудничество детей. После окончания совместного творчества необходимо устроить выставку обсуждение созданных композиций. В ходе обсуждений и на конкретных примерах значительно легче показать детям, что умение работать сообща приводит к хорошим результатам.

Эта классификация коллективной деятельности интересна потому, что в каждом из видов совместной деятельности не препятствует делению группы на пары, малые или большие группы при выполнении коллективной работы. Сочетание же индивидуальной и групповой работы детей, их взаимодействие позволяет максимально использовать творческий потенциал каждого участника коллективной деятельности, вносит разнообразие в методику ее организации. Кроме того, допускается комбинирование форм совместной деятельности, возможность смены ее формы в ходе выполнения коллективной композиции, что вносит разнообразие в методику ведения коллективной работы и обогащает опыт коллективного творчества дошкольников.

Что касается формы коллективной аппликации, то она может быть различного содержания. По тематике их делят на три основные группы: предметная, сюжетная и декоративная аппликация .

Предметная аппликация состоит из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.) В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

Сюжетная аппликация отображает совокупность действий, событий. Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом («цыпленок клюет зерна», «рыбки плавают в аквариуме», «салют Победы», «полет в космос», «птицы прилетели» и т. д.).;

Коллективно создаются и декоративные аппликации, которыми можно украсить различные предметы одежды и обихода, это могут быть орнаментальные композиции в виде панно, ковров, подносов. В ходе работы дети могут самостоятельно составить композицию украшения, выбрать другие декоративные формы, варьировать их цветовые сочетания. На коллективных занятиях декоративной аппликации дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Для создания орнаментов дети старшего дошкольного возраста обучаются равномерно, заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять основные и вспомогательные части аппликации.

Помимо этого, виды аппликаций подразделяются по: цвету (цветная, черно-белая, одноцветная), по объему (плоская, выпуклая), по материалу (бумага, ткань, природные материалы, камни и т.д.) и др. Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях дает их бесконечное множество. В Приложении 1 дана классификация, которая дает представление о богатстве изобразительно-выразительных средств аппликации и позволяет представить ее коллективные возможности.

Следует отметить, что все коллективные работы имеют целевое назначение: создание картины; украшения к празднику; украшение группы, коридора, зала; выполнение панно для досуга, ко дню рождения ребёнка; создание декорации к играм, спектаклям, афиши; книжка-ширма в подарок; иллюстрирование сказки, стихотворения, кадров к фильму и т.д. В этой связи, коллективная деятельность на занятиях по аппликации различна и по тематическому критерию:

Изготовление художественных панно и макетов;

Выполнение подарочных плакатов;

Изготовление атрибутов к совместным играм;

Иллюстрирование сказок и рассказов;

Художественное оформление выставок;

Изготовление костюмов, детали костюмов, театральных декораций.

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в воспитании дошкольников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее интерес к изобразительной деятельности вообще, и к аппликации в частности.

На практике на занятиях аппликацией используются разные виды организации коллективной деятельности, а также их сочетание, каждая из которых имеет свои возможности в формировании у детей умения взаимодействовать друг с другом и в организации совместного творчества.

Аппликации для детей - это особый способ получения изображения путем вырезания, прикладывания или присоединения любого материала к основе, взятой за фон.

В аппликации, как продуктивном виде деятельности, дошкольнику предоставляются практически неограниченные возможности для самовыражения и творчества; развиваясь в общении с окружающими он получает позитивный эффект от результата и процесса деятельности. Поэтому аппликация имеет большое значение для всестороннего развития детей:

Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции, развивается речь, обогащается словарный запас, развивается образная, связная речь;

Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами;

Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) воспитывает нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.;

Трудовое воспитание - умение вырезать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется затраты физических сил, трудовых навыков; участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них способствует формированию трудолюбия;

Эстетическое воспитание - чувство цвета, чувство ритма, чувство пропорции, постепенно развивают у детей художественный вкус.

Аппликационные работы в полном объеме проводятся в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже самостоятельно вырезывают и наклеивают формы. При этом, наибольший эффект на занятиях аппликацией достигается в коллективных видах деятельности, которые подразделяются на: совместно-индивидуальные, совместно-последовательные, совместно-взаимодействующие. Кроме того, коллективные работы могут быть разными и по тематическому критерию: изготовление художественных панно и макетов; выполнение подарочных плакатов; изготовление атрибутов к совместным играм; иллюстрирование сказок и рассказов; художественное оформление выставок; изготовление костюмов, театральных декораций.

Специфика коллективной аппликации заключается в совместных и согласованных действиях детей. В процессе создания коллективной работы дошкольники активно общаются, обсуждают интересные варианты замыслов и принимают наилучшие решения, учатся конструктивно критиковать и вырабатывать навыки делового сотрудничества.

Значение коллективных видов деятельности можно выразить в двух основных моментах: когда дети работают коллективно, то результат совместной работы действует на каждого члена детского коллектив; в процессе коллективной деятельности формируются первичные навыки социализации столь важные для полноценного становления личности ребенка.

Марина Краснова
Методика организации коллективных видов деятельности

Одной из форм проведения занятий в детском саду являются коллективные работы , итогом которых становятся общие картины, панно, композиции.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется

нравственно - эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения :

Договариваться о совместной работе, ее содержании;

Обсуждать интересные варианты замыслов и принимать

наилучшие решения,

Работать вместе,уступать друг другу, помогать, подсказывать, учиться критиковать и вырабатывать навыки

делового сотрудничества;

Планировать свою работу, определять ее последовательность,

Оценивать, быть внимательным, радоваться успехам своим и товарищей при создании коллективных работ .

Все коллективные работы должны иметь целевое назначение.

Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать

картину, сделать украшение к празднику, украсить группу,

коридор, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения

ребенка, декорации к играм, спектаклям, книжку в подарок,

проиллюстрировать сказки, стихотворения, кадры из мульт-

фильмов. При этом оценивается не только общий результат,

но и вклад каждого ребенка в коллективную работу .

В организации коллективных видов деятельности выделены

три основные формы.

1. Совместно- индивидуальная.

Дети работают индивидуально по единому замыслу и только на завершающем этапе деятельность становится

частью общей композиции. Работа организуется так , что

композиция коллективной работы продумывается заранее, выбирается цвет, размер, расположение; выбирается материал и техника для фона и деталей;

продумывается процесс выполнения коллективной

композиции, монтаж.

Расположение элементов на фоне может быть свободным, на одной линии, организованное расположение и мозаика.

2. Совместно -последовательная.

Работа одного ребенка взаимосвязана с предыдущим и

последующим ребенком. Дети работают индивидуально

над элементом, а потом следует последовательная работа

связанная со сборкой.

3. Совместно - взаимодействующая.

Коллективный вид деятельности ведется одновременно

всеми детьми, согласовывая все действия на каждом

этапе. Дети делятся на группы, у которых будут разные

задачи по выполнению коллективной работы (фон,герои

деревья, дома, цветы, животные) .

На занятиях по коллективным видам деятельности используются разные виды искусства : изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность дает возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по- своему, понимать творческие задачи; учиться искать пути в творчестве, создании своего образа.

Регулярно используя на занятиях коллективную форму работы , можно получить красивую художественную

работу, положительный, эмоциональный настрой детей, воспитателей и желание работать в коллективе .