Компьютерная презентация «Взаимодействие ДОУ с родителями». Презентация «современные формы взаимодействия доу с семьями воспитанников в условиях реализации фгос

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС Подготовила Чернова А.Б. для Городского методического объединения педагогов старших групп

ЦЕЛЬ осознать проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка-дошкольника; познакомиться с новыми подходами к взаимодействию детского сада и семьи, развивающими новое качество отношений воспитывающих взрослых и детей; обнаружить ресурсы преодоления барьеров общения с родителями воспитанников.

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей В.А.Сухомлинский

Проблемное поле взаимодействия детского сада и современной семьи

Как проявляются проблемы? Говорят, обращаются, но не слышат, друг друга, не откликаются…. Требуют ответственности от другого, но желают снять ответственность с себя…. Критика превалирует, напряжение нарастает! Неизбежны жалобы и конфликты.

Педагоги осуждают, обвиняют, критикуют родителей …

Родители осуждают, обвиняют критикуют педагогов

Страдают все, но прежде всего ДЕТИ

Противоречие между новым и старым, желаемым и действительным Новые установки детского сада Старые /традиционные установки семьи нежелание обслуживать, стремление к взаимодействию стремление к сотрудничеству и сотворчеству, совместным проектам стремление к открытости сложившееся традиционное отношение к детскому саду, как обслуживающему семью институту, взявшему на себя функции воспитания избегание совместной с педагогами проектной, творческой деятельности закрытость или частичная открытость, защита своего семейного мира от постороннего вмешательства и др.

Новые установки семьи Старые /традиционные установки детского сада стремление к диалогу, желание быть услышанными педагогами усталость от декларативности в общении, желание перейти от слов к делу стремление к пониманию связи «ребенок-мать», «ребенок-отец» доминирование монолога в отношениях с семьей, низкий уровень развития диалогического общения акцент педагогов на вербальных формах работы с родителями, отсутствие необходимых знаний и навыков организации совместной деятельности с родителями по воспитанию детей низкий уровень понимания связи между развитием ребенка и развитием семьи Противоречие между новым и старым, желаемым и действительным

Проблемное поле взаимодействия детского сада и современной семьи В сфере дошкольного образования возникла ситуация, когда работа с семьей не стала давать прежних положительных результатов, поскольку прежние способы работы морально устарели и не стали действовать в новых условиях информационного общества.

Причины на уровне региона: отношение власти к системе дошкольного образования, низкое качество подготовки специалистов для дошкольного образования в сфере взаимодействия с семьей (в системе СПО и ВПО) на уровне детского сада: слабый приток молодых кадров, ориентированных на новый контекст социально-педагогического взаимодействия, сохранение опытными педагогами традиционной модели работы с семьей, трудность в осознании и преодолении стереотипов мышления; на уровне семьи: межличностные и личностные проблемы: развод (70% приходится на семью с ребенком дошкольного возраста), проблемы с работой, с жильем.

Закон «Об образовании в РФ» Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Закон «Об образовании в РФ»

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 3) знакомиться с уставом организации, лицензией на осуществление образовательной деятельности, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; 4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания … 7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации … Закон «Об образовании в РФ»

ФГОС дошкольного образования В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждой ДОО, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждой ДОО, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9) 2. Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОО. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

ФГОС дошкольного образования В центре стандарта - требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим. Среди которых – сотрудничество с семьей. Стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Среди основных принципов: «3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства…» (17 октября 2013 г. N 1155) г.

Образовательная программа ДО В содержательном разделе Программы должны быть представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. ФГОС дошкольного образования

ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» Выпускник (бакалавриата) должен обладать следующими профессиональными компетенциями в области педагогической деятельности - « готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса » (От 22.12.2009)

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей Наиболее распространенными в практике взаимодействия детского сада и семьи являются: ФОРМАЛЬНО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОДХОД РАЗРЕШИТЕЛЬНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРОСВЕЩЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД ПАРТНЕРСКИЙ ПОДХОД

ФОРМАЛЬНО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОДХОД: педагоги и руководство детского сада не заинтересованы в привлечении родителей к сотрудничеству, общение происходит в основном в рамках родительских собраний, приглашений на консультации, беседы. РАЗРЕШИТЕЛЬНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД: наблюдается ограничивающее взаимодействие детского сада и семьи, может наблюдаться частичное допущение семьи к участию в делах детского сада. Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей ПРОСВЕЩЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД: предполагает разнообразные формы организации просветительской работы с родителями. Эти формы ориентированы на передачу родителями педагогических и психологических знаний и практических методик организации совместной деятельности с детьми. При этом подходе родительские собрания проводятся более разнообразно. ПАРТНЕРСКИЙ ПОДХОД: более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родителей и педагогов но и наиболее продуктивный. Создает условия для полноценного сотрудничества детского сада и семьи, педагогов, детей и родителей.

ФГОС стимулируют сделать этот выбор в сторону новой модели развития отношений между детским садом и семьей – открытой модели партнерского, конструктивного взаимодействия. Проблема выбора не проста! Одни подходы привычны, ясны, другие требуют усилий, обновления своего педагогического мышления. Однако важно осознать, что формально-административный и разрешительно-разделительный подходы – суть авторитарной педагогики!

Сотрудничество – это общение «на равных» , где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка

Задачи взаимодействия ДОУ с родителями

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:

Воспитатель – главная фигура непосредственного взаимодействия и всех контактов с детьми и семьями воспитанников.

Сложности во взаимодействии Трудности привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОО, особенно из проблемных семей Участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях

Группы родителей

Наше правило Мы готовы воспитывать вместе, но не вместо Вас!

Формы общения с родителями

Не традиционные формы проведения родительских собраний

Наглядно-тематический родительский уголок

Ширмы с информацией для педагогов и родителей

Ширмы с информацией

Интернет-сайт

Переписка педагогов и родителей

Критерии эффективности взаимодействия с родителями Рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий. Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других семей. Улучшение микроклимата в неблагополучных семьях. Появление у родителей осознанного отношения к воспитанию детей. Использование родителями педагогической литературы и желание посещать сайт ДОО и сайты по просвещению родителей. Согласованность действий педагогов и родителей. Положительное общественное мнение родителей о работе ДОО.

« Покинут счастьем будет тот, кого ребёнком плохо воспитали. Побег зелёный выпрямить легко. Сухую ветвь один огонь исправит.» (Саади Ширази)

Предварительный просмотр:

Слайд 3

Самую важную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОО.

Взаимодействие педагогов с родителями невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Слайд 5

Основные проблемы во взаимоотношении педагогов и родителей

  • Говорят, обращаются, но не слышат, друг друга, не откликаются….
  • Требуют ответственности от другого, но желают снять ответственность с себя….
  • Критика превалирует, напряжение нарастает! Неизбежны жалобы и конфликты.

Слайд 6

Педагоги критикуют родителей за:

  • низкий культурный уровень (общий и педагогический);
  • насыщение пространства семьи отрицательной информацией, неспособность контролировать ее потоки;
  • доминирование в семье материальных ценностей над духовными,
  • отсутствие заинтересованности в личностном развитии ребенка, нежелание решать его проблемы;
  • перенос ответственности в воспитании ребенка на плечи детского сада (а в последующем школы, Вуза);
  • пассивность в установлении контактов с образовательным учреждением;

приведите примеры сами

Слайд 7

Родители критикуют педагогов за:

  • отсутствие всестороннего внимания к ребенку, его физическому и интеллектуальному развитию;
  • отсутствие веры в способности ребенка;
  • слабую подготовку к школе;
  • возрастающие потребности учреждений в материальной поддержке образования со стороны семьи;
  • пассивность в установлении разнообразных социокультурных контактов с семьей и др.

Слайд 8

Страдают Все, но прежде всего дети.

В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями.

Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Слайд 9

Новые установки детского сада

Старые /традиционные

установки семьи

  • нежелание обслуживать, стремление к взаимодействию
  • стремление к сотрудничеству и сотворчеству, совместным проектам
  • стремление к открытости
  • сложившееся традиционное отношение к детскому саду, как обслуживающему семью институту, взявшему на себя функции воспитания
  • избегание совместной с педагогами проектной, творческой деятельности
  • закрытость или частичная открытость, защита своего семейного мира от постороннего вмешательства и др.

Слайд 10

Новые установки семьи

Старые /традиционные

установки детского сада

  • стремление к диалогу, желание быть услышанными педагогами
  • усталость от декларативности в общении, желание перейти от слов к делу
  • стремление к пониманию связи «ребенок-мать», «ребенок-отец»
  • доминирование монолога в отношениях с семьей, низкий уровень развития диалогического общения
  • акцент педагогов на вербальных формах работы с родителями, отсутствие необходимых знаний и навыков организации совместной деятельности с родителями по

воспитанию детей

  • низкий уровень понимания связи между развитием ребенка и развитием семьи

Слайд 11

Изучение состояния данной проблемы показывает, что во многих детских садах идет активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия с семьями воспитанников, которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества. В основном же дошкольные учреждения по-прежнему испытывают трудности в работе с семьей: формальное общение, безразличие к интересам родителей, отказ от многих мероприятий и другие.

Слайд 12

Причинами подобных трудностей, по мнению самих педагогов, являются:

  • низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе;
  • недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей;
  • недостаточная компетентность многих воспитателей;
  • неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду;
  • отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания;
  • стремление воспитателей избегать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами;
  • «закрытость» дошкольного учреждения.

Слайд 13-15

Закон «Об образовании в РФ»

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей , охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

3) знакомиться с уставом организации, лицензией на осуществление образовательной деятельности, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания …

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации …

Слайд 16-18

ФГОС дошкольного образования

  1. В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждой ДОО, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждой ДОО, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

2. Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОО. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

В центре стандарта - требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим. Среди которых – сотрудничество с семьей.

Стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

Среди основных принципов:

  • «3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • 5) сотрудничество Организации с семьей;
  • 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства…» (17 октября 2013 г. N 1155) г.

Слайд 19

  • Выпускник (бакалавриата) должен обладать следующими профессиональными компетенциями в области педагогической деятельности - « готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса »

Слайд 20

Наиболее распространенными в практике взаимодействия детского сада и семьи являются:

  • ФОРМАЛЬНО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОДХОД
  • РАЗРЕШИТЕЛЬНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД
  • ПРОСВЕЩЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД
  • ПАРТНЕРСКИЙ ПОДХОД

Слайд 21

  • ФОРМАЛЬНО-АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОДХОД:

педагоги и руководство детского сада не заинтересованы в привлечении родителей к сотрудничеству, общение происходит в основном в рамках родительских собраний, приглашений на консультации, беседы.

  • РАЗРЕШИТЕЛЬНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД:

наблюдается ограничивающее взаимодействие детского сада и семьи, может наблюдаться частичное допущение семьи к участию в делах детского сада.

Слайд 22

  • ПРОСВЕЩЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД:

предполагает разнообразные формы организации просветительской работы с родителями. Эти формы ориентированы на передачу родителями педагогических и психологических знаний и практических методик организации совместной деятельности с детьми. При этом подходе родительские собрания проводятся более разнообразно.

  • ПАРТНЕРСКИЙ ПОДХОД :

более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родителей и педагогов, но и наиболее продуктивный. Создает условия для полноценного сотрудничества детского сада и семьи, педагогов, детей и родителей.

Слайд 23-25

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.

Слайд 26

Основные задачи работы, поставленные перед дошкольным учреждением:

1. Установить партнерские отношения с семьей ребенка, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки;

2. Научить родителей жить и быть счастливыми вместе с детьми в современных условиях социума;

3. Способствовать улучшению детско-родительских отношений;

4. Изучить и обобщить лучший опыт семейного воспитания.

Слайд 27

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях: (представлены на слайде)

Слайд 28

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Слайд 29

Воспитатель – главная фигура непосредственного взаимодействия и всех контактов с детьми и семьями воспитанников.

Слайд 30

Сложности во взаимодействии

Слайд 31

Родители – лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей.

Родители – исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации. Заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов.

Родители – критические наблюдатели - равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Слайд 32

Отношение семьи к дошкольной организации

  • Высоко оценивают образовательные возможности детского сада и готовы сотрудничать;
  • Настороженно и недоверчиво относятся к детскому саду, не видят необходимости сотрудничать;
  • Перекладывают все воспитательные функции на детский сад к сотрудничеству не готовы;
  • Безразлично относятся к детскому саду, к воспитанию собственного ребенка.

Слайд 33

Формы общения с родителями

  • Коллективные - подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОО (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
  • Индивидуальные - предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
  • Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

Слайд 34

Нетрадиционные родительские собрания

Аукцион (мозговой штурм).

Родительское собрание проходит в форме предложения полезных советов по выбранной теме.

Душевный разговор.

Это собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы: агрессивность, проблемы в общении со сверстниками, если ребенок – левша, если он плохо справляется с развивающими заданиями и т.п.

Мастер – класс.

Это собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мастер – класс может быть как теоретическим, так и практическим. Педагоги и психологи могу обучать родителей приемам закаливания, массажа, рисованию, лепке, аппликации и т.п.

Педагогический консилиум.

Это собрание, на котором обсуждаются проблемы воспитания и образования, чтобы выбрать наиболее подходящие методики, игры, занятия, соответствующие разному возрасту детей.

На это собрание следует пригласить методиста, специалистов, работающих в ДОУ.

Тренинг и игровые практикумы , в том числе тренинг детско-родительских отношений. Он проводится с целью улучшения внутрисемейных отношений при участии психолога

Слайд 35-37

Информационно-просветительские красочные плакаты и ширмы

Предназначены для оформления уголков приемной комнаты ДОО;

Позволяют:

Осуществить целенаправленную работу с родителями по определенной теме;

Обеспечить эффективное взаимодействие ДОО и семьи;

Важные моменты

  • Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;
  • Содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;
  • Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей
    (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
  • Содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Слайд 38

Посещаемость сайта повышает

  • Оригинальность и высокое качество предоставляемой информации;
  • Практическая значимость информации;
  • Регулярность пополнения и обновления информации;
  • Быстрота реагирования на вопросы, задаваемые родителями.

Слайд 39

Переписка педагогов и родителей

  • Записка – письменное сообщение, выраженное в краткой и лаконичной форме.
  • «Почтовый ящик», «Телефон доверия» сбор вопросов, предложений, советов от родителей.
  • «Электронная почта» это переписка между двумя и более пользователями сети.
  • Благодарственное письмо – обращение с благодарностью за помощь в организации и проведении каких-либо мероприятий в детском саду
  • Дневник взаимодействия детского сада и семьи – активная форма взаимодействия между садом и семьей.

При использовании письменного слова важно придерживаться следующих правил :

Ориентироваться на особенности каждой отдельно взятой семьи;

Не подменять перепиской живое общение с родителями;

Сочетать письменные формы общения с семьей с другими формами (причем, как индивидуальными, так и коллективными).

Слайд 40

  • Рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.
  • Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других семей.
  • Улучшение микроклимата в неблагополучных семьях.
  • Появление у родителей осознанного отношения к воспитанию детей.
  • Использование родителями педагогической литературы и желание посещать сайт ДОО и сайты по просвещению родителей.
  • Согласованность действий педагогов и родителей.
  • Положительное общественное мнение родителей о работе ДОО.

Слайд 41

Заключение

  1. Воспитательные функции семьи и ДОО различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.
  1. Главным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.

3. Разнообразные формы взаимодействия помогают родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становится активными участниками образовательного и воспитательного процесса детей.

Еще в 12 веке великий персидский поэт Саади Ширази написал …

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса).

Самые универсальные – это:

  • Улыбка
  • Имя собеседника
  • Комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

В общении наиболее применим косвенный комплимент : мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):

  1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
  2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
  3. Убрать барьеры, использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  4. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Рисунки «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема - отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).

Сопроводительный текст:

Говоря о методах воспитания детей, мне хочется, чтобы вы сегодня определили для себя один из главнейших принципов воспитания. Для этого посмотрите на предложенные изображения и сравните их. Что происходит на каждой из картин?

На первой картине изображен сюжет басни С. Крылова «Лебедь, рак и щука», в которой каждый запряженный тянет в свою сторону. Каждый из них старается, «вылезая из кожи вон», но воз так и не сдвинется с места. На второй же картине изображена тройка лошадей в одной упряжке. Их движения слажены, как у единого целого. Тройка стремительно летит, преодолевая все препятствия (родители ).

С какими двумя типами семей можно сравнить эти два рисунка?

Родители высказывают свои предположения.

Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается воспитанием ребенка, исходя из собственных принципов, собственного желания. В подобной ситуации все члены семьи предъявляют ребенку часто противоречивые между собой требования, а также проявляют непоследовательность в воспитании: сегодня требуют от ребенка одно, завтра – другого, послезавтра – третье. В такой семье ребенок учится манипулировать родными, становится нервозным.

Вторая картина напоминает семью, действующую в процессе воспитания слажено, сообща, двигаясь к одной цели – гармоничному развитию ребенка. В этой семье соблюдается главный принцип воспитания – согласованное последовательное предъявление требований к своему малышу. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, уверен в себе, не тревожится по пустякам, т.к. всегда знает, как поступят его родители.

Психокоррекционный тренинг «Зажги звезду»

Сказка «Звёздная страна»

В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь совсем крохотные звездочки, жили и средних размеров, жили и вовсе огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки точь в точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойство. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе и от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь. Но однажды пролетал над Звездной страной самый пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Звездную страну Пакость Пакостьевич и закипела в нем зависть. Как же так думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И не стало

Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо. И задумал Пакость Пакостьевич свое злое дело. А чтобы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что мол в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше. А что же нужно для этого сделать? - поинтересовались звездочки. «Все очень просто, нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены,»-учил со знанием дела Пакость Пакостьевич. Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.

Эй, ты, - крикнул он черной звездочке по имени Аделаида. – Ты чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля какая…Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи… ха-ха-ха…

Кто-то подхватил, кто-то промолчал… Но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.

  • Эй, громадина, - крикнул он большой зеленой звезде Иоланте. Вот разъелась…Смотри скоро всю страну без продуктов оставишь с такими то аппетитами. Ха-ха ха…

Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич все не унимался. Он подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал смеяться над ней.

Ой, не могу… Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.

От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью.

И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная белая звездочка по имени Люська. Она решила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. «Что же делать?» - думала Люська. «Может быть подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо сейчас немедленно иначе может быть поздно. И она на свой страх и риск начала действовать. Люська стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде.

Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.

И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.

Ура! Получилось. Добрые слова помогают - ликовала обрадованная Люська. И начала действовать уже увереннее.

Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей

пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала. И от

Этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.

Потом Люська заговорила с крошечной звездочкой Ютой.

Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.

И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Люськину идею подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна за одной как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде. А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды. А не пролетал ли Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?

А теперь возьмите бусинку в левую ладошку, сожмите в кулачке, закройте глаза, приложите бусинку к сердцу и подумайте о том, какой опыт каждый из Вас возьмет с собой из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает Вам в жизни быть добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов, откроет глаза. У каждого свой темп. Мы терпеливо подождем каждого.

И так, мы с вами вернулись из сказочного путешествия. Бусинки мы сейчас нанижем на одну общую нитку. (Когда все бусинки нанизаны, нитка завязывается)

Посмотрите, какие чудесные бусы у нас получились! Какие разные бусинки. Так и мы с вами все разные. Посмотрите, каждая бусинка связана с другими, но в тоже время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы Вы в группе тоже были сплоченные и дружные. И хочу, чтобы сегодня вы помогли зажечь звезду, как это делала Люська в сказочной истории. Звезду по имени Мы.

На доске вывешивается лист бумаги синего, голубого или фиолетового цвета. В середине приклеена звездочка с надписью «Мы».

Сейчас я раздам вам разноцветные лучики, и каждый из вас напишет, что хорошего и доброго есть в вашей душе, за что вы себя любите, цените, уважаете. (Лучики приклеиваются вокруг звездочки. Надписи зачитываются, подводятся итоги. Очень важно подчеркнуть, что от личных качеств каждого, зависит каким будет коллектив группы, детский сад, город, страна, планета).




  • Здоровьесберегающее направление всегда является приоритетным в деятельности ДОУ и его реализация предполагает тесное сотрудничество с семьей. Федеральный государственный стандарт ДО уделяет большое внимание укреплению здоровья детей и взаимодействию с семьей. Стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач :
  • - охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
  • - формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей ( 1.6.).

  • Объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодействия дошкольных учреждений и семьи.
  • Признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.


  • Наше дошкольное образовательное учреждение проводит планомерную целенаправленную работу с родителями под единую цель: “Создание единого образовательного пространства “детский сад - семья”. В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные, задачи:
  • -Повышение педагогической культуры родителей.
  • -Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
  • -Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

  • По мнению А.А. Майера, « педагогическая компетентность родителей складывается из культуры :
  • общения и межличностных отношений: родители – дети, дети - дети, дети – другие взрослые;
  • эмоций и чувств;
  • речи родителей;
  • нравственного сознания и поведения;
  • детской игры;
  • детского труда;
  • здоровья детей;
  • личной безопасности».

  • Для решения поставленных задач на начало каждого учебного года составляется перспективный план работы с родителями, в котором прописывается работа в нескольких направлениях:
  • - в рамках реализации программы воспитания и обучения ребёнка в детском саду;
  • - в рамках реализации программы сохранения и укрепления здоровья детей;
  • В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят групповые собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год.

Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации.

В группах оформлены

“ Уголки для родителей”, где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей.


  • Раз в квартал консультации, полезные и интересные рецепты представлюется в виде фотогазеты «Карусель ».

  • Мини библиотека для родителей. В ней представлены брошюры и пособии, раскрывающие разные темы в том числе:

физическое развитие и здоровье

Эти пособия родители могут под запись воспитателя брать домой на определенное время.


  • -Обсуждение актуальных проблем развития и воспитания детей.
  • -Проигрывание ситуаций. Обучение родителей элементарным психологическим представлениям (небольшой лекционный курс).


  • Собраны фотографии для стенгазеты: «Спорт ребятам очень нужен, мы со спортом очень дружим!».






  • 1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагог использует лучший опыт семейного воспитания.
  • 2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года.
  • 3. Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.
  • 4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики, укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.

Ольга Матова
Презентация «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС»

Слайд 2 Семья для ребенка-это источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья , общественность. (С. В. Глебова)

Слайд 3 Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе , в соответствии с требованиями ФГОС ДО , является тесное взаимодействие с родителями воспитанников . Работа с семьей должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей, и направлена на ее повышение.

Слайд 4Принципы дошкольного образования :

П. 1.2. Стандарт закрепляет принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых родителей (законных представителей) педагогических и иных работников Организации и детей

П 1.4. Одним из основных принципов дошкольного образования, закрепленных в Стандарте, является сотрудничество Организации с семьей . Задачи дошкольного образования

П1.6. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

П 1.7. Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей , охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и коррекции нарушения их развития.

Слайд 5 Цели проекта :

Оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между родителями и ребенком в семье ;

педагогическая помощь родителям воспитанников в осознании своей роли, значения и возможностей в воспитании здорового и успешного ребенка.

Слайд 6 Задачи проекта :

Установление контакта с родителями для близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и активизация их в жизни детского сада.

Внедрение новых форм работы с семьёй , как фактора позитивного развития ребёнка.

Помочь родителям устранить недопонимание эмоциональных потребностей сферы ребёнка через совместную игровую творческую познавательную деятельность.

Сотрудничество детского сада с родителями воспитанников в решении задач образовательной программы по организации игровой, творческой, конструктивной и трудовой деятельности детей.

Слайд 7 Формы работы с родителями :

Традиционные формы работы с родителями :

1. Коллективные формы работы с родителями : Родительские собрания, круглые столы, субботники, присутствие родителей на открытых занятиях, экскурсии.

2. Индивидуальные формы работы с родителями :

Педагогические беседы, консультации.

3. Наглядно-информационные формы работы с родителями :

Папки-передвижки, стенды, видеофрагменты организации различных видов деятельности, фотовыставки, выставки детских работ.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей :

1. Информационно- аналитические : проведение социологических опросов, анкетирование.

2. Досуговые формы работы : Совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах семейного творчества

3. Познавательные формы : Семейная гостиная, семинары-практикумы

4. Наглядно-информационные формы : Выпуск газет, информационные проспекты , организация дней открытых дверей.

Слайд 8 - 19 Фотоотчёт о проделанной работе.

Слайд 20 Результаты совместной деятельности :

У родителей –сформировались доверительные , партнерские отношения с детьми и педагогами;

Активизировалась деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении;

Родители стали больше участвовать в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, родителей.

Публикации по теме:

Формы и методы обеспечения эффективного взаимодействия с семьями воспитанников 4-го года жизни Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период,.

Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС до Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является.

Современные формы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС «Современные формы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО». «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги.

Использование проектного метода при взаимодействии с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС (из опыта работы) Почему именно проектный метод становится ведущей формой работы с детьми и родителями? Проектная деятельность в соответствии с законом «Об.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках формирования у дошкольников основ экологической культуры Большое значение в решении поставленных мною задач имеет взаимодействие между родителями и педагогами всего коллектива. Я думаю, вы со.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников Образовательная область Формы взаимодействия с семьями воспитанников Физическое развитие 1. Изучение состояния здоровья детей совместно со.

Творческий Тип проекта Групповой Вид проекта Долгосрочный Продолжительность проекта Сроки реализации проекта 1 год Интеграция образовательных областей Коммуникативно-личностное развитие; Познавательно-речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие


Актуальность темы: 1. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта. терпения, чтобы услышать и понять друг друга. В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь мы и счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». 1. Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемных родителях и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи. Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, преодолеть родительскую лень; неуверенность, увидеть свои родительские возможности. 2. С каждым годом у нас становится всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т.д., не оправдали себя. Посещаемость стала всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически – эффективным содержанием.


Цель проекта: Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и родителей. Обеспечить целостное развитие личности дошкольника при тесном взаимодействии с семьёй и повышении компетентности родителей в области воспитания. Задачи проекта: 1. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями; - при тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов; - при использовании новых нетрадиционных форм работы. 2. Установить доверительные и партнёрские отношения с родителями; - вовлечь семью в единое образовательное пространство. 3. Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку. 4. Повышение профессионального уровня педагога, способствующего развитию и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности.


Этапы реализации проекта: 1 – Этап == Подготовительный. (социальный опрос). Цель: выявить социальный статус родителей, их возраст и образовательный уровень; выявление особенностей внутрисемейных отношений; выявление родителей, нарушающих права ребёнка. Анкетирование родителей. Цели: определение отношения родителей к вопросам воспитания детей, выявление уровня участия семьи и ДОУ в воспитании ребёнка. Проблемы в развитии детей. Причины, виды (наследственные, врождённые, приобретённые); потребность детей и родителей в комплексной помощи. Опрос родителей, как метод изучения спектра повседневных и воспитательных проблем, метод сбора информации о воспитательной позиции родителей, о запросах родителей. Анализ диагностики детей, изучение уровня развития. Анализ имеющейся наглядной информации, содержания материала и формы подачи. Активизация родительского комитета, с целью повышения роли родительской общественности в жизни группы.


2 - ЭТАП --- ПРАКТИЧЕСКИЙ. Ц ели: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании здорового ребёнка; ориентация семьи на воспитание здорового ребёнка; обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи. Практическую часть начнём с определения принципов, форм, планирования. Принципы взаимодействия с семьёй. 1. Родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучение детей. 1. Родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучение детей. Помощь, уважение и доверие к ребёнку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Помощь, уважение и доверие к ребёнку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи. Максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равно ответственность родителей и педагогов ДОУ. Максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равно ответственность родителей и педагогов ДОУ.


Формы работы с родителями: Выстраивая взаимодействие с родителями, можно применять как традиционные формы обучения – лекции, семинары, усиливая их интерактивный характер, так и осваивать новые нетрадиционные формы: мастер – классы, недели совместной деятельности, совместные мероприятия за пределами дошкольного учреждения. Наиболее эффективными формами взаимодействия с семьёй являются нетрадиционные. Наиболее эффективными формами взаимодействия с семьёй являются нетрадиционные. 1.«Мы вместе» неделя совместной деятельности детей, родителей и педагогов; Благодаря таким мероприятиям не только у детей, но и у родителей раскрывается их творческий потенциал и индивидуальные возможности. Неделя «Мы вместе» даёт возможность родителям увидеть жизнь ребёнка в детском саду, многому научиться друг у друга; создаёт психологический комфорт при общении детей и родителей Открытые занятия с детьми для родителей. Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Посещение семьи. Цели: выяснить общие условия семейного воспитания; выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; с целью оказания материальной помощи семье; защиты прав ребёнка на одного из членов семьи и т.д. Цели: выяснить общие условия семейного воспитания; выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; с целью оказания материальной помощи семье; защиты прав ребёнка на одного из членов семьи и т.д.


Педагогические беседы с родителями. Цели: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитателя, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать её с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам Цели: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитателя, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать её с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам Тематические консультации. Цели: консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Групповые собрания родителей. На групповых собраниях родителей знакомить с содержанием, задачами и методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи. «Круглый стол» с родителями. Цели: в нетрадиционной обстановке обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. Наглядная пропаганда. Цели: в работе рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды – разнообразные стенды, уголок для родителей. Тематические выставки - создаются для родительского коллектива группы. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы и выписки из газет для родителей.


3 – й ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. По окончанию проекта можно сказать, что сложилась определённая система работы с родителями. Уменьшение социальной дистанции между родителями и детьми; Уменьшение социальной дистанции между родителями и детьми; Родители поняли необходимость эмоционального принятия ребёнка; Родители поняли необходимость эмоционального принятия ребёнка; Дети чувствуют защищённость и поддержку со стороны родителей; Дети чувствуют защищённость и поддержку со стороны родителей; Наметились положительные стили воспитания. Наметились положительные стили воспитания. Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьёй, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, освоенные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах. Участники проекта: Педагог, родители и дети.






























Литература 1. Антонова Т., Волкова Е, Мишина Н. «Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй ребёнка. // Дошкольное воспитание «Дошкольное учреждение и семья – единое образовательное пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений // Т.Н. Доронова и др. М., Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М., Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (Письмо Министерства образования Российской Федерации от /30 – 16). 5. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: ИД «Воспитание дошкольника», Детский сад и семья / Под редакцией Т.А. Марковой. М., 1998.



Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Взаимодействие ДОУ с семьей Материал подготовлен Синициной О.Е. с т.воспитателем МБОУ № 165

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Актуальность данной темы в том, что современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где разногласия родителей между собой отражаются на воспитании детей. Увеличивается разница между прожиточным минимумом богатых и бедных, часть населения оказалась на грани нищенства, чаще всего это многодетные семьи. В связи с таким положением появился термин «семьи группы риска» , которые нуждаются в особой поддержке.

выявление методов и форм взаимодействия педагогов ДОУ с «семьями группы риска» Цель: Проблема определение методов и форм эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьями Объект семья как система Предмет методы и формы

задачи дать характеристику семье как педагогической системе; выявить формы и методы социально – педагогического взаимодействия педагогов ДОУ с семьями; охарактеризовать основные подходы к определению и реализации роли родителей как субъектов дошкольного образования.

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов

Сущность понятия « Семья » Юридическое понятие «Семья – объединение чаще всего совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семье» Социологическое понятие «Семья – это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью перед обществом за воспроизводство населения» (Харчев А.Г. российский социолог)

«семья социального риска» - семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех её членов (Л. М. Шипицына ректор Института специальной педагогики и психологии)

Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшее человека семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека; семья влияет на формирование психологического пола ребенка

семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей к учебе и во многом определяет ее успешность семья имеет важное значение в овладении человеком социальных норм, определяющих исполнение им семейных ролей

в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека семья играет большую роль в процессе социальной адаптации человека

Условная классификация современных родителей Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим хороший присмотр и уход за ребенком; полноценное развитие; оздоровление; обучение и воспитание; организация интересного досуга Задача педагога – организовать, так называемые, «домашние задания», заранее объявлять о намеченных мероприятиях (например, о веселых стартах или субботнике)

Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками не хотят лишать ребенка: полноценного общения; игр со сверстниками; развития и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа – это семьи с неработающими мамами ждут от детского сада: интересного общения со сверстниками; получения навыков поведения в коллективе; соблюдения правильного режима дня; обучения и развития Задача воспитателя – выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

В планировании содержания работы с родителями играет роль и приоритетное направление ДОУ

Формы общения педагога с родителями в ДОУ традиционные коллективные индивидуальные наглядно-информационные групповые родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. педагогические беседы с родителями аудио-видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотовыставки, стенды, ширмы, папки-передвижки

Нетрадиционные формы общения с родителями Автор Т.В. Кротова (преподаватель факультета дошкольной педагогики МПГУ) Наименование Цель использования этой формы Формы проведения общения Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

Принципы взаимодействия педагога с родителями Доброжелательный стиль общения. Индивидуальный подход. Сотрудничество, а не наставничество Тщательная подготовка Динамичность

Система работы с родителями Блоки Основные задачи Формы Педагогическое просвещение родителей Повышение педагогической грамотности родителей Лекции, семинары, практические занятия, открытые занятия, конференции, работа творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации и др. Включение родителей в деятельность ДОУ Создание благоприятных условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью дошкольного учреждения Соревнования, кружки, выпуск газет, конкурсы, викторины, работа кружков, совместные мероприятия и др.

Причины отсутствия взаимодействия ДОУ с семьей недостаточное знание специфики семейного воспитания; неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей; неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.

Включение родителей в деятельность ДОУ Участие их в: организации образовательного процесса; создание творческих групп, которые активно делятся своим опытом; организации современной социально – развивающей среды в группах; оказания дополнительных услуг; разработке планирования разных видов на всех уровнях: общедошкольных планов; самостоятельной деятельности детей; совместной деятельности детей; разработке собственных курсов, программ, планов для работы с родителями, детьми; привлечение родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ.

Мне очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Заключение