Анализ программ по патриотическому воспитанию дошкольников. Рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников "Мы вместе"

Елена Кондратьева
Рабочая программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ) дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей , возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности .

Трансформация России в постиндустриальное общество, процессы информатизации, усиление значимости средств массовой информации как института социализации, широкий диапазон информационных и образовательных ресурсов открывают новые возможности развития личности ребенка, но одновременно несут и различного рода риски. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Рабочая программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (далее – Программа ) разработана на основе требований ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной , примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е, Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, системы занятий Алешиной Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью».

Адресат Программы . Программа предназначена для детей 5-7 лет .

Сроки реализации Программы . Программа рассчитана на два года.

Время реализации (организованной образовательной деятельности) для детей старшей группы - 10 часов, для детей подготовительной группы – 12 часов.

Форма организации – очная.

Особенности организации деятельности - Программа реализуется в форме проектов не только в организованной образовательной деятельности, но и в совместной деятельности педагога с детьми, в ходе режимных моментов, в самостоятельной детской деятельности, во взаимодействии с семьями, что способствует не только патриотическому воспитанию детей , но и формированию взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, всестороннему развитию личности ребенка.

1.2. Актуальность Программы .

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника . Дети в этом возрасте очень любознательны , отзывчивы, восприимчивы . Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей . Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма .

Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности . Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю» .

Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие , они играют огромную роль, в становлении личности патриота . Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Дошкольный возраст , по утверждению психологов – лучший период формирования любви к малой родине.

1.3. Цель и задачи Программы

Цель : Развитие у дошкольников гражданственности , патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Задачи : -формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;

Формирование духовно-нравственных отношений;

Формирование любви к культурному наследию своего народа;

- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

Чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

Сформировать познавательный интерес к миру и на основе сравнения, расширить представления о своей Родине;

Толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

1.4. Педагогические принципы и подходы к формированию Программы . В основу работы по воспитанию нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста положены следующие принципы :

принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам : родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна;

принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемого материалу наглядности : иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.

принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.

Принципы нравственно - патриотического воспитания .

Взаимопроникновение воспитательно -образовательных задач.

Скоординированная целенаправленная работа всех участников воспитательно -образовательного процесса (семья, ребёнок, педагогический коллектив) в условиях специально организованной развивающей среды.

Адресный подход к участникам проекта, предполагающий использование форм и методов работы с учётом возрастных и индивидуальных характеристик.

Использование социального опыта прошлых поколений (национальные и семейные традиции) .

Последовательность в нравственно-патриотическом формировании личности : от близкого – к далёкому, от малого – к великому (мой дом - моя улица - мой город - моя страна – моя планета) .

1.5. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

К семи годам :

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя старается разрешать конфликты;

Ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах. У ребенка складываются предпосылки грамотности;

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории и т. п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.6. Планируемые результаты освоения Программы :

Ребенок 5–6 лет.:

Знает свой домашний адрес, название города, района, области.

Имеет представление о символике города, района, области.

Знает название близлежащих улиц.

Имеет представление о жизни и быте народа, живущего в родном городе.

Узнает на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.

Знает профессии своих родителей.

Знает правила поведения в природе.

Умеет рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

Различает некоторые рода войск.

Ребенок 6–7 лет

Имеет краткие сведения об истории города, района, области.

Знает дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

Знает герб, флаг Российской Федерации, Московской области.

Имеет представление о Президенте, Правительстве России; о воинах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

Знает стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

Знает правила безопасности поведения в природе и на улицах.

Имеет элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Московской области.

Понимает сопричастность к социальной и окружающей среде, осознает себя полноправным членом общества.

Имеет представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.

Формы отслеживания и фиксации результатов.

Мониторинг проводится в соответствии с Картами индивидуального развития ребенка в начале каждого учебного года (октябрь) и в конце (май) .

Форма фиксации результатов – Карта индивидуального развития ребенка.

* Организуются семинары-практикумы, консультации для родителей, открытые показы, выставки продуктов проектной деятельности. Ведется рубрика на сайте.

Ведется календарный План работы группы , в котором отражена работа по патриотическому воспитанию .

1.7. Материально-техническое обеспечение Программы .

Для реализации Программы необходимо :

Уголки патриотического воспитания в группах ;

Кабинет патриотического воспитания ;

Наглядный и демонстрационный материал : презентации, иллюстрации, фотографии, картины, слайды по проблеме;

Библиотечка книг с патриотическим содержанием ;

Методическое :

Теоретическая и методическая литература,

Периодическая печать,

Материалы по передовому педагогическому опыту.

Материалы для занятий по патриотическому воспитанию 1 . Репродукции картин

2. Методическая литература

3. Наглядные и дидактические пособия

4. Иллюстрации различных видов войск, портреты героев

5. Электронные образовательные ресурсы : ноутбук проектор, презентации, фильмы

6. Аудиозаписи

7. Карты, атлас, глобус

8. Художественная литература

9. Государственная символика

2. Организация деятельности по Программе :

Для реализации Программы необходимо , прежде всего, создание социальной ситуации развития детей в детском саду . Социальная ситуация развития – социальные условия, в которых происходит психологическое и поведенческое развитие человека по следующим показателям :

1. организация жизни детей в группе

2. стиль взаимоотношения воспитателя с детьми

3. воспитание у детей социальных качеств и навыков сотрудничества

4 .вовлечение родителей в образовательный процесс.

Организация жизни детей в группе .

1. Четко налажена жизнь детей и режим .

Рационально составленный распорядок дня способствует формированию «динамических стереотипов» . Важно помнить, что неадекватные нагрузки на организм ребенка ведут к замедленному развитию и отклонению в соц. развитии. К этим же последствиям ведет сокращение длительности прогулок , времени для самостоятельных занятий, дефицит двигательной активности.

2. Постоянное эмоционально- практическое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

3. Создана развивающая предметно-пространственная среда.

4. Среда в группе психологически комфортна для детей .

Стиль взаимоотношений воспитателей и детей .

Демократический стиль – воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к детям. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети.

Воспитание у детей социальных качеств и навыков сотрудничества.

1. воспитание у детей осознанного отношения к нормам поведения в обществе сверстников.

2. помощь в осуществлении прав каждым ребенком в кругу сверстников.

В профессиональной деятельности необходимо опираться на возрастные нормы поведения детей .

Взаимодействие с родителями.

Необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс : консультации, семинары-практикумы, информирование о задачах развития и достижениях ребенка, участие в проектах.

Методы патриотического воспитания - Одной из приоритетных задач современного образования является переход к новым технологиям обучения и воспитания . Одной из основных и, наверное, самых сложных задач ДОУ является развитие творческих способностей детей и педагога . На мой взгляд, источником взаимодействия, сотворчества детей и взрослых является технология проектирования. Проектный метод, как форма организации образовательного пространства, является для дошкольников инновационным . Он позволяет ребёнку выступать в роли полноправного партнёра в педагогическом процессе, основанном на принципах сотрудничества. Это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. - Целевые прогулки , экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д.

Рассказы воспитателя , беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города

Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду

Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций

Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации

Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми

Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью

Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников

Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация

Участие в праздниках

Участие в посильных общественно-полезных работах

Формы патриотического воспитания

1. Различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории. Разнообразные занятия на тему «Наш родной край»

2. Знакомство детей с культурой и традициями родного края, с обрядами русского народа, проведение обрядовых праздников, экскурсии в краеведческий музей, организация тематических досугов.

3. Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе, формирование у них чувства ответственности перед природой. Необходимо стремиться к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей . Это одно из важных слагаемых патриотизма .

4. Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до воспитанников мысли о том , что о грозных военных событиях люди будут помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей, защищавших Родину, вниманием и заботой. Проведение ежегодного месячника по военно-патриотическому воспитанию , организация конкурса рисунков «Защитники Отечества» , проведение занятий «Герои войны» , «Дети-герои» , а также «Занятий мужества» , на которых дети будут обращаться к подвигам российских солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для Отечества времена. Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и поздравительных открыток для ветеранов, утренником «День Победы» , экскурсиями к монументам.

5. Взаимодействие с родителями. Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья» , «Моя мама – самая лучшая» и т. д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке. Контакт с родителями и семьей имеет большое значение в решении задач нравственно-патриотического воспитания . Актуальным является метод «Семейных проектов» . Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В настоящее время дошкольное учреждение имеет право выбора программы, по которой оно строит весь воспитательно-образовательный процесс, сочетая его с другими парциальными и авторскими программами, способными обогатить, углубить знания и умения детей в определенных сферах деятельности по социально-нравственному направлению развития.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Обзор программ по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Выполнила: воспитатель МКДОУ д/с№54 рп.Михайловка Щепина И. Н.

Основные программы

Программа «От рождения до школы» воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Программа «Детство» воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре. Поддерживать интерес к народной культуре своей страны (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам); развивать представление о том, что Россия – большая многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии; познакомить с расовым составом жителей нашей планеты, помочь понять многообразие ее этнического состава, объяснить, что в каждой стране живут люди разных национальностей; объяснять значение позитивного общения, сотрудничества с людьми разных стран и этносов; способствовать выражению отношения к жизни разных народов, к событиям истории в играх, рисунках, рассказах, вопросах.

Программа «Истоки» приобщать к прошлому и настоящему своей и мировой культур (в историческом и географическом аспектах); дать представление о национальных праздниках; знакомить с символикой родного города и государства (флаг, герб, гимн). воспитывать чувство любви к своей Родине, уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям способствовать овладению элементарной этикой межнациональных отношений; формировать представления о мире и дружбе между людьми формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края.

Парциальные программы

Программа «Семицветик» Главная особенность данной программы – воспитание нравственности, широкого кругозора, развитие творчества через восприятие красоты. Задачи программы с точки зрения нравственно-патриотического воспитания: знакомство детей с героями народных былин, сказаний, легенд, мифов; знакомство с подвижниками общего Блага, с великими святыми героями, личностями общечеловеческого значения; развитие патриотизма, нравственных основ.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Основная цель программы – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственны ми ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды. Задачи: формирование представления детей об образе жизни русского народа (жилище, одежда, домашняя утварь, устное народное творчество, художественные промыслы); пробуждение души ребенка, ощущение себя частью великого русского народа, сохранение черт русского характера; воспитание нравственных ценностей, присущих русскому характеру (доброта, красота, храбрость, трудолюбие, верность, преданность, самоотверженность).

Программа «Непреходящие ценности малой Родины» Особенность программы – в интеграции исторических, экологических, эстетических, этических представлений ребенка на основе широкого приобщения к культурному наследию родной земли, народным традициям, самобытной природе родного края. Главный критерий отбора материала – краеведческая культура, искусство и история, факты и события как составные части общей национальной культуры России.

Региональные программы

Программа «С чего начинается Родина…» Цель программы – формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. 4 блока: «Я и моя семья», «Я – иркутянин», «Моя Сибирь», «Россия – родина моя». Разработка наглядно-информационных пособий («Коренные жители Сибири», «Река моего детства – Ангара», «Мой Байкал!», «Писатели и поэты Сибири детям», «Люблю тебя моя Сибирь!» и др.)

Предварительный просмотр:

Обзор программ по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Подготовила:

Щепина И. Н.,

воспитатель МКДОУ д/с №54

п. Михайловка

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В настоящее время дошкольное учреждение имеет право выбора программы, по которой оно строит весь воспитательно-образовательный процесс, сочетая его с другими парциальными и авторскими программами, способными обогатить, углубить знания и умения детей в определенных сферах деятельности по социально-нравственному направлению развития.

1.​ Программа «От рождения до школы»

В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

2.​ Программа «Детство»

Воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре. Поддерживать интерес к народной культуре своей страны (устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам);

Развивать представление о том, что Россия – большая многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии;

Познакомить с расовым составом жителей нашей планеты, помочь понять многообразие ее этнического состава, объяснить, что в каждой стране живут люди разных национальностей;

Объяснять значение позитивного общения, сотрудничества с людьми разных стран и этносов;

Способствовать выражению отношения к жизни разных народов, к событиям истории в играх, рисунках, рассказах, вопросах.

3. Программа «Истоки»:

Приобщать к прошлому и настоящему своей и мировой культур (в историческом и географическом аспектах);

Дать представление о национальных праздниках;

Знакомить с символикой родного города и государства (флаг, герб, гимн).

Воспитывать чувство любви к своей Родине, уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям

Способствовать овладению элементарной этикой межнациональных отношений;

Формировать представления о мире и дружбе между людьми

Формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края.

Парциальные программы:

1. Программа «Семицветик» (г. Москва, 1997г., В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова)

Девиз программы – «Воспитание через Культуру и Красоту».

Настоящая программа призвана решить задачу культурно-экологического образования детей дошкольного возраста - начального этапа становления духовно богатой, творческой, саморазвивающейся личности. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать, будут зависеть его поступки, действия. Решение этой проблемы авторы видят в осознании маленьким человеком того возвышенного, утонченного и прекрасного, что дают окружающий мир, природа и мировая культура. Воспитание нравственности, широкого кругозора, развитие творчества через восприятие красоты - главная особенность данной программы. Задачи программы с точки зрения нравственно-патриотического воспитания:

Знакомство детей с героями народных былин, сказаний, легенд, мифов;

Знакомство с подвижниками общего Блага, с великими святыми героями, личностями общечеловеческого значения с целью вызвать у детей желание быть чем-то на них похожими;

Развитие патриотизма, нравственных основ.

2. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (г. Москва, 1998г,. О.Л.Князева, М.Д. Маханева)

Данная программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. Основная цель - способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственны ми ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды. Программа рассчитана на работу с детьми трех - семи лет.

Задачи:

Формирование представления детей об образе жизни русского народа (жилище, одежда, домашняя утварь, устное народное творчество, художественные промыслы);

Пробуждение души ребенка, ощущение себя частью великого русского народа, сохранение черт русского характера;

Воспитание нравственных ценностей, присущих русскому характеру (доброта, красота, храбрость, трудолюбие, верность, преданность, самоотверженность).

3. Программа «Непреходящие ценности малой Родины» (Е. В. Пчелинцева)

Программа посвящена историко-культурному аспекту развития ребенка в возрасте от трех до семи лет. Особенность программы - в интеграции исторических, экологических, эстетических, этических представлений ребенка на основе широкого приобщения к культурному наследию родной земли, народным традициям, самобытной природе родного края. Главный критерий отбора материала - краеведческая культура, искусство и история, факты и события как составные части общей национальной культуры России. Программа включает три блока, которые содержат широкий круг тем, предусматривающих на специально организованных занятиях и вне занятий ознакомление детей с родным краем, его историей, фольклором, народным и изобразительным творчеством и др.

Региональные программы

1. Программа «С чего начинается Родина…» (г. Иркутск, 2010 г., Мамедова Е. В., Ковалева Л. А.)

Целью программы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Программа разделена на 4 блока: «Я и моя семья», «Я – иркутянин», «Моя Сибирь», «Россия – родина моя». Для более успешного усвоения содержания программы, авторы разработали наглядно-информационные пособия, такие например как «Коренные жители Сибири», «Река моего детства – Ангара», Мой Байкал!», Писатели и поэты Сибири детям», «Люблю тебя моя Сибирь!» и др.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что в анализируемых программах (базовых, парциальных, региональных) – уделяется особое внимание формированию у дошкольников патриотических чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей страны и родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему своей страны, толерантного отношения к представителям других национальностей.


Галина Лаптева
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО

Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников , позитивная социализация детей дошкольного возраста , приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость] достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.

Задачи патриотического воспитания дошкольников являются :

Историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России , граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;

Бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастет из любви к близким, родному краю. Патриотическое чувство , чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд» , «долг» , «Родина» . Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста .

Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом» ? Оно включает в себя :

Отношение к себе как личности;

Семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;

Дом, в котором он живёт;

Родную улицу.

Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Вторая ступень-Это уже и родной город, родной край. Третья ступень - только малая (родной край, но и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля – наш общий родной дом. Первые представления о родной стране ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, народной культуре, быте людей разных национальностей. Любой край или область неповторимы, в каждом своя природа, люди, но каким бы особым ни был край – это часть большой прекрасной страны России. В процессе патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, природе.

Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудится на благо Отечества, поэтому необходимо поощрять деятельность ребёнка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города.

При ознакомлении детей с родной страной, русской культурой и традициями, создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества.

В ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учётом возрастного мировосприятия детей ;

Экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику Н. Ф. Ватутина) ; мини - музей «Русская изба» );

Рассказ воспитателя ;

Беседы о родном городе, стране, её истории;

Наблюдение за изменениями в облике родного города;

За трудом людей в детском саду и в городе, селе;

Показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине ) ;

Использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

Ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка) ;

Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);

Организация тематических выставок;

Участие в общественных и народных календарных праздниках;

Конкурс чтецов;

Участие детей в посильном общественно – полезном труде.

Патриотическое воспитание , является составной частью общего воспитательного процесса представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность, привитие детям чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию , педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где живёт. Он должен продумать о чём рассказывать детям, особо выделив характерное только для данной местности, доступно показывать связь родного города или села со всей страной. А главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачёв : «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в малой местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».

Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями :

Анкетирование; консультации (информация) для родителей;

Родительские собрания;

Беседы за круглым столом;

Наглядная информация в раздевалке; участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок; на возложении цветов и т. д.

Успехов в патриотическом воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться взаимодействия с детьми «от сердца» , быть искренними и глубоко убеждёнными не только в правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего народа. Педагоги, которые смогут увлечь своих воспитанников своими мыслями , и чувствами, вдохновить их своими идеалами и убеждениями.

Увлечённость своей профессией, профессиональное мастерство, педагогическая грамотность, активная жизненная позиция, высокие патриотические качества и чувства – вот тот набор, которым должен обладать настоящий педагог.

Патриотизм - это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание - это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Актуальность патриотического воспитания

Дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.

Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.

Цели и задачи

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:

  • формирование нравственно-духовных особенностей личности;
  • формирование чувства гордости за свою нацию;
  • формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
  • формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Формы и методы организации работы

Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.

Вторая часть методологической работы - это семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками:

  • обустройство патриотических уголков в ДОУ;
  • организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;
  • организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);
  • проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.

Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам

Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.

При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провести акцию «Голубь мира», изготовив вместе с детьми белых бумажных голубей как символов мирной жизни. Для самого мероприятия выучить военные песни («Катюша», «День победы» и т. п.), стихотворения соответствующей тематики. Можно организовать встречу с ветеранами или детьми войны в рамках проекта «Такое разное детство: война и мир».

При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В сам праздник можно провести несколько различных мероприятий в зависимости от возраста детей, например, праздник-поздравление отцов стихами, песнями и танцами военной тематики, спортивно-соревновательные конкурсы, занятие-беседу «Нам нужен мир», посвященную армии, которая защищает нашу страну.

Посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.

Народные праздники

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям.

Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение.

Празднование Масленицы можно организовать во время прогулки, участвовать в нем могут все дети ДОУ одновременно. В представлении принимают участие Зима, Весна, скоморохи. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы - блины, к их изготовлению можно привлечь родителей, устроить своеобразную ярмарку.

Свои символы есть и у праздника Пасхи. Проводится занятие по росписи пасхальных яиц. Здесь существует масса методик и техник, которые дают ребенку возможность развивать свои художественные способности.

Спортивные игры

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции.

Можно проводить соревнования между одновозрастными группами по соответствующей тематике, например, посвященные русским богатырям. Во время праздника дети знакомятся с русскими былинами о богатырях, с их ратными подвигами. Проводятся такие конкурсы, как:

  • «Меткий стрелок» - метание мячиков в цель.
  • «Быстрый наездник» - соревнование-эстафета по скачкам на резиновых лошадках или больших мячах.
  • «Самый сильный» - выталкивание плечом соперников за границы мата.
  • «Богатырская помощь» - разобрать по кубикам вход в пещеру и спасти прекрасную девицу.

Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества для учащихся старшей и подготовительной группы можно организовать военную игру «Зарничка», в которой папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах для болельщиков. Такая игра воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта.

Занятия по изучению государственной символики

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России».

Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.

Занятия можно проводить с помощью информационно-комуникационных технологий. Для этого нужно подготовить презентацию по заданной тематике, запастись аудиозаписью гимна.

Последовательность проведения занятия может быть следующая:

  1. Вступительная часть, в которой дети знакомятся с географическим положением и величиной страны.
  2. Знакомство с флагом России, символикой его цветов. Можно провести игру «Сложи флаг».
  3. Знакомство с гербом. Воспитатель объясняет детям само понятие герб, проводит игру «Придумай и нарисуй герб своей семьи».
  4. Прослушивание государственного гимна.
  5. Заключительная часть, в которой проверяется, как дошкольники усвоили материал.

Раскрытие темы малой родины

Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте к его традициям и быту.

Одним из способов является организация в ДОУ краеведческого мини-музея. В нем можно собрать коллекцию старинных вещей, характеризующих быт, образцы изделий народного творчества (вышивки, салфетки, скатерти, обереги, посуда, игрушки).

Другим методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей.

Также проводятся познавательные уроки. Для занятий выбираются соответствующие темы по патриотическому воспитанию. Дети узнают о своих знаменитых земляках, об истории возникновения и развития своего родного населенного пункта, о природных особенностях края, изучают народный фольклор.

Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.

Управление образования администрации Юргинского муниципального района

Кемеровской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Юрга – 2 «Солнышко»

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников

(опыт работы)

Юргинский район 2015

Консультанты:

Степанова Светлана Валериевна, заведующая муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад Юрга - 2 " C

Довыденко Людмила Васильевна, старший воспитатель специалист высшей квалификационной категории, "Почетный работник общего образования Российской Федерации", муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад Юрга - 2 " C олнышко" Управления образования Юргинского муниципального района Кемеровской области.

Карамышева Наталья Владимировна, воспитатель 1квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад Юрга - 2 " C олнышко" Управления образования Юргинского муниципального района Кемеровской области.

В опыте работы предлагается авторская программа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников " Кузбасский край, навек любимый ". В данный материал входит нравственно - патриотическое воспитание дошкольника, которое реализуется в ООП ДОУ в соответствии с ФГОС в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в интеграции с другими образовательными областями: Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно - эстетическое развитие, Физическое развитие. Отличие программы кружка «Кузбасский край, навек любимый!» от государственной программы заключается в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе формирования которых лежат традиции и обычаи нашего региона в едином образовательном пространстве детского сад и семьи с социальными институтами (районный краеведческий музей, районная библиотека, МДЮЦ, районный поэтический клуб "Лира"). Опыт может быть использован молодыми воспитателями дошкольных учреждений в практической деятельности.

Содержание

1. Паспорт программы

2. Пояснительная записка

3. Тематическое планирование по программе

4. Содержание программы

5. Этапы реализации программы

6. Литература

Кузбасский край, навек любимый!

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

V. Этапы реализации программы «Кузбасский край, навек любимый!».

средняя группа.

Неделя

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Сентябрь

«Наш детский сад»-презентация «Давайте познакомимся».

Беседы о летнем отдыхе: где они отдыхали, на чем ехали, что видели.

Беседа «Моя семья».

Беседы о летнем отдыхе: продолжить разговор, где дети отдыхали летом.

«Кто нас лечит в д/с?».

Экскурсия в медицинский кабинет

Целевая прогулка: удобства в городских домах.

Беседа о летнем отдыхе: беседуя с детьми о том, где они отдыхали, воспитатель спрашивает о природе.

Октябрь

«Кто такой повар?».

Экскурсия на пищеблок.

Работа с родителями: о необходимости выучить с детьми дом. адрес.

Рассказывание русской народной сказки.

Занятие «Если ты заболел».

Экскурсия в медицинский кабинет.

«Я, ты, он, она» -

беседа о членах семьи

Целевая прогулка: Благоустройство домов.

Беседа о родном поселке.

Ноябрь

Экскурсия в прачечную.

Игры со строительным материалом: построить свою улицу и дать название.

Работа в книжном уголке: чтение стихотворения П.Воронько «Лучше нет родного края».

Беседа о родном поселке: чисто там, где не сорят.

Игры с матрешками и пирамидками: матрешки и пирамидки – игрушки народные, потому что их придумал русский народ .

Работа в уголке краеведения: достопримечательности родного поселка.

Беседа о работниках детского сада: экскурсия в прачечную.

Декабрь

Целевая прогулка: уборка улиц от снега.

Пение песен и чтение стихов о детском саде

Занятие «Дикие животные».

«Любимые занятия моей семьи» - беседа

Работа в уголке краеведения: название поселка, подумать, почему люди так его назвали.

Беседа «Когда я стану взрослым».

С/р игра «Семья».

Рассматривание картины Т. Сорокин «Семья».

Беседа о родном поселке: дети тоже могут сделать так, чтобы поселок был красивым.

Работа в уголке краеведения: зимняя природа.

Январь

Беседа «Зачем нужен детский сад?».

Беседа о том, кто, куда ездил на новогоднее представление.

Чтение русских народных потешек.

Коллективная работа«Украсим улицу поселка к Новому году».

Работа по заучиванию домашних адресов: кто еще его не знает, заучить наизусть.

Инсценировка русской народной сказки «Репка».

Беседа «Мой дом - семья».

Февраль

Целевая прогулка по близлежащей улице: магазины.

Работа в книжном уголке: природа Кузбасса.

Беседа «Хочу быть как папа»

Рассказ о празднике День защитника Отечества.

Самостоятельные наблюдения детей: труд сотрудников детского сада

Русская народная подвижная игра «Зайчики».

Март

Рисование: цветочек для мамочки.

Беседа: хочу быть, как мама.

Беседа: Кемерово-главный город нашего края.

Занятие " Как на русской ярмарке покупали пряники."

Беседа «Моя мама работает в детском саду».

Русская хороводная игра.

Апрель

Работа в уголке краеведения: достопримечательность родного поселка.

Беседа о родном поселке: где в родном поселке вы были?

Инсценировка сказки «Теремок».

Целевая прогулка по участку детского сада.

Рассказ воспитателя «Река Томь».

Рассматривание предметов народно-прикладного искусства.

Май

Беседа о родном крае: вспомнить название главного города области, что они могут рассказать о своем крае.

Музыкально-литературная композиция "Поклонимся великим тем годам."

Целевая прогулка: по празднично украшенной улице. Наш народ отмечает День Победы.

«Мой дедушка рассказывал» - беседы с детьми.

Беседа о празднике День Победы.

Лепка «Летит самолет»

Д/и «Кому что надо?» (о профессиях работников детского сада).

Июнь-август

Старшая группа.

Месяцы

1 неделя

2 неделя

Сентябрь

Беседа с детьми о летнем отдыхе «Мои любимые места отдыха».

Занятие «Родной очаг»

Конкурс рисунков «Дом, в котором я живу».

Занятие «Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена.»

Октябрь

Занятие "Семья. Моя родословная." Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников детского сада.

Д/и «Кому что надо?».

Рисование на тему "Моя семья".

Ноябрь

Дидактическое упражнение «Угадай, где и кем я работаю».

Занятие «Чем славится Кемеровская область?».

Беседа: как я маме помогаю.

Декабрь

Беседа о труде в семье, об их обязанностях как членов семьи.

Занятие «Дружная семейка.»

Экскурсия в библиотеку. Вечер поэзии (песни, стихи о родном регионе, крае).

Изготовление новогодних игрушек для малышей.

Январь

Занятие «Семейные и национальные праздники».

Занятие «Уголь - главное богатство нашего края».

Знакомство с Красной Книгой Кемеровской области.

Беседа: мой дом – детский сад.

Февраль

Изготовление подарков папам, дедушкам.

Рассказ воспитателя «Самые красивые места родного края».

Рассказ воспитателя «Достопримечательности Кузбасса».

Беседа «Мой папа самый лучший».

Март

Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму».

Изготовление подарков мамам, бабушкам.

Экскурсия в Районный краеведческий музей.

Беседа «Люди каких национальностей живут в нашем поселке и области?».

Апрель

Занятие «Почетные люди нашего поселка».

Целевая прогулка по поселку.

Занятие «Край родной, навек любимый».

Д/и «Найди свой герб».

Май

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. Целевая прогулка к памятнику воинам, погибшим в годы ВОВ.

Рассматривание альбома «Земляки-герои». Беседа: город Кемерово – областной центр.

Июнь-август

Сбор лекарственных трав в окрестностях нашего города. Изготовление гербариев.

Закрепление и повторение пройденного материала.

Подготовительная группа

Месяцы

1 неделя

2 неделя

Сентябрь

Беседа «Талантливые люди нашего поселка».

Знакомство с картой Кемеровской области. Выставка детских работ «Мой любимый поселок».

Занятие «Мужчины и женщины в семье».

Знакомство с символикой Кемеровской области и г.Юрги. Художественное творчество «Флаг поселка Юрга-2».

Октябрь

Конкурс рисунков «Мой любимый детский сад».

Д/и «Жилое-нежилое". Занятие «Истоки возникновения родного поселка».

Рассматривание фотографий «Растительный мир Кузбасса». Работа по карте Кемеровской области «Где я живу?».

Ноябрь

Занятие «История детского сада». Д/и «Все работы хороши – выбирай на вкус» (о профессиях в детском саду).

Придумывание герба группы.

Занятие «Я, семья, род, народ».

Декабрь

Д/и «Кто живет в деревне?».

Конкурс поделок «Музыкальный сундучок».

Рассказ воспитателя о традиции встречать новый год

Январь

Занятие «Генеалогическое древо моей семьи».

Тематическое занятие «Водоемы Кемеровской области».

Занятие «Чем богат Кузбасс?».

Конкурс рисунков «Герб моей семьи».

Февраль

Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках отечества. Конкурс рисунков «Мой папа на работе».

Занятие «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности).

«Лекарственные растения нашей области».

Март

Изготовление подарков для мам и бабушек. Рисование «Портрет мамы».

Д/и «Какая она, моя мама?».

Занятие «Мир природы».

Занятие «Семейные реликвии».

Апрель

Тематическое занятие «Ю.Гагарин». Изготовление подарков для ветеранов.

Занятие «Как рубашка в поле выросла». «День взаимопомощи» - уборка территории детского сада.

Май

Встреча с ветеранами ВОВ.

Участие в митинге, посвященному Дню Победы

Познавательная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Что я знаю о Кузбассе?».

Июнь - Август

Закрепление и повторение пройденного материала.

Перспективное планирование по работе с родителями

Месяцы

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Сентябрь

Анкета для родителей, определяющая их отношение к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Совместная экскурсия по родному поселку.

Фотовыставка совместного творчества «Мой родной посёлок».

Октябрь

Написание родителями сочинения «Мой ребенок».

Конкурс «Осенний букет».

Фотовыставка «Мой отчий дом».

Ноябрь

Семейный досуг «Наша дружная семья».

Семейная гостиная «Мы родом из детства» (вечер воспоминаний).

Фотовыставка ко Дню матери «Сердце матери – в детях».

Декабрь

Природоохранная акция «Не рубите елочку зеленую».

Создание снежных построек на участке детского сада.

Конкурс поделок «Новогодний сундучок».

Конкурс снежных городков

Январь

Акция «Покормите птиц зимой».

Изготовление фотоальбома «Особенные места Кузбасса».

Выставка совместных рисунков детей и родителей «Профессия моих родителей».

Февраль

Оформление газеты «Роль отца в воспитании детей».

Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья».

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Март

Конкурс «Мисс бабушка».

Развлечение «Мама милая моя».

КВН «А ну-ка, девочки!».

Апрель

Встреча с родителями «Моя профессия».

Совместное составление с детьми схем безопасных маршрутов в детский сад и домой.

Конкурс «Герб моей семьи».

Май

Оформление фотоальбома «Один день в моей семье».

Фотовыставка «Защитники отечества».

Совместная экскурсия к памятнику воинам, погибшим в годы ВОВ.

Июнь

Конкурс рассказов «Традиции в моей семье».

Выпуск газеты «Отдыхаем всей семьей».

Спортивное развлечение «Всей семьей в поход!».

Июль

Познавательная викторина «Путешествие Почемучек».

Изготовление фотоальбома «Природа Кузбасса».

Конкурс рисунков «Самая лучшая семья».

Август

Выставка работ из природного материала «Творим вместе».

Изготовление фотоальбома «Растения Кузбасса».

Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад».

Перспективное планирование по работе с социальными институтами

Месяцы

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Сентябрь

Экскурсия в районный краеведческий музей " Знакомство с музеем"

Поздравление работников музея с 30 - литием музея.

Встреча с поэтом районного поэтического клуба "Лира" Троценко В.Е и Албитовой Л.Н.

Октябрь

Экскурсия в районную библиотеку " Знакомство с библиотекой"

Праздник Покров в районном краеведческом музее.

Экскурсия в районную библиотеку праздник Покров.

Ноябрь

Встреча с работниками районного музея "День примирения"

Встреча с работниками районного музея "Геральдика Кемеровской области"

Встреча с работниками районной библиотеки " День примирения".

Декабрь

Экскурсия в МДЮЦ для совместного проведения игровой программы.

Встреча с поэтом районного клуба "Лира" Троценко В.Е.

Встреча с работниками районного музея "От куда к нам пришел Новый год?"

Январь

"Колядки" поздравление с Рождеством работников районной библиотеки и работников МДЮЦ.

"Колядки" поздравление с Рождеством работников районной библиотеки и работников МДЮЦ.

Февраль

Встреча с поэтом районного поэтического клуба "Лира" Троценко В.Е.

Выступление в концертной программе посвященной "Дню защитника Отечества" в МДЮЦ.

Встреча с работниками районного музея "День защитника Отечества".

Март

"Масленица" поздравление с праздником работников районной библиотеки.

"8 марта Международный женский день" поздравление работников МДЮЦ.

"8 марта Международный женский день" поздравление работников районного краеведческого музея.

Апрель

"Пасха" встреча в игровой программе с работниками районного музея.

"День космонавтики" встреча с работниками районной библиотеки.

Май

Июнь - Август

Встреча с ребятами литературного клуба "Почитай-ка" в мини театральном представлении "В поисках Василисы".

Встреча с ребятами литературного клуба "Почитай-ка".

Диагностика детей по программе

« Кузбасский край , навек любимый!».

Уровни освоения программы:

На начало и конец учебного года педагогами проводится срез знаний детей по трем уровням: высокий, средний и низкий.

Дети с низким уровнем знаний испытывают трудности в общении, слабо ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками наблюдаются частые проявления негативного поведения. Выражено отставание в развитии связной речи, в следствии чего ребенок не может внятно выражать свои мысли.

Дети со средним уровнем знаний имеют представление о правилах культуры поведения и выполняют их в привычной для них обстановке. Однако в новых условиях могут испытывать скованность, потребность в поддержке и направлении взрослых, осуществлять элементарный самоконтроль. Ребенок со средним уровнем знаний знает и называет членов своей семьи, знаем местонахождение детского сада, имя и отчество воспитателя, младшего воспитателя. Знает и называет профессии, название поселка, в котором он живет, его достопримечательности, транспорт на улицах поселка, знает некоторых граждан поселка, название областного центра. Называет и участвует в праздниках, организуемых в детском саду.

Дети с высоким уровнем знаний хорошо ориентированы в правилах культуры поведения, охотно вступают в общение, поведение и общение ребенка устойчиво, положительно направленно. Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел, умеет сам выдвинуть идеи, составить план действий, организовать партнеров. Ребенок проявляет активный познавательный интерес к миру. Хорошо знает и называет членов своей семьи, родственников, сотрудников детского сада. Умеет высказываться о знаменитых земляках, знает профессии, название транспорта, достопримечательности родного поселка. Знает, районный центр, областной центр, некоторые его достопримечательности, знаменитых людей Кемеровской области, Юргинского районна; 4-5 городов Кемеровской области. Умеет работать с картой Кемеровской области.

Диагностика детей по программе «Кузбасский край, навек любимый!»

Название блока

«Моя семья»

ФИО ребенка

Знание членов семьи и умение их называть

Место работы родителей

Соблюдение порядка личных вещей

Стремление к труду

Уровень знания детей

Название блока

«Мой любимый детский сад»

ФИО ребенка

Знание названия детского сада и его местонахождение.

Знание имени, отчества сотрудников детского сада.

Участок детского сада

Профессии в детском саду

Уровень знания детей

Название блока

«Поселок, в котором я живу»

ФИО ребенка

Знание названия поселка, где он находится.

Достопримечательности поселка.

Знание некоторых почетных граждан поселка.

Памятник воинам, погибшим в годы ВОВ.

Растительный мир Кузбасского края

Животный мир Кузбасского края

Знание правил поведения на природе и на улицах поселка.

Уровень знания детей

Портрет современного ребенка – юргинца, старшего дошкольного возраста.

Современный дошкольник – маленький гражданин – это:

человек, осознающий себя гражданином не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее, красивее.

Носитель еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей. Современный дошкольник неплохо ориентируется в ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, эстетичности, познания.

Современные дети в большей степени чем их ровесники 80-90 годов прошлого века, ориентированы на будущее. Они рассуждают о том, где и кем будут работать, сколько зарабатывать и тратить, какая у них будет семья, сколько детей, в каких условиях будут жить и как отдыхать.

Личность, чрезвычайно ориентированная на общение. Современный ребенок одинок, ему очень часто не хватает общения с родителями, сверстниками. Детский сад – вторая семья дошкольника, где он может реализовать свои потребности, где он должен благополучно и интересно жить.

Исследователь, ориентированный на познание человека и природы. Дети любят играть в людей разных профессий, рисовать себя и сверстников, рассматривать портреты сказочных персонажей, модные журналы, играть в дидактические игры, связанные с исследованием человека и его мира, задавать в связи с этим разные вопросы.

Современный ребенок, предпочтения и интересы которого во многом зависят от условий проживания.

Жизнь ребенка ХХI века тесно связана с возможностями и интересами семьи. Дошкольник слушает и смотрит с родителями одни и те же телепередачи; ходит вместе с ними в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в модной одежде и парфюме. Современный дошкольник быстрее, чем взрослый, осваивает мобильный телефон и компьютер.

Ребенок, который любит играть, сочинять и фантазировать, радоваться и рассуждать.

VI. Литература:

1. Т.А.Шорыгина Беседы о детях - героях Великой Отечественной войны \\ ООО "ТЦ Сфера", 2011г

2. Л.В.Логинова Что может герб нам рассказать \\ МОСКВА 2006г

3. Т.А.Шорыгина Детский сад \\ ООО "ТЦ Сфера", 2011г

4. Т.А.Шорыгина Моя семья \\ ООО "ТЦ Сфера", 2011г

5. Т.А.Шорыгина Школа \\ ООО "ТЦ Сфера", 2011г

6. Т.А.Шорыгина Наша родина Россия \\ ООО "ТЦ Сфера", 2011г

7. Т.И.Подрезова Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ \\ МОСКВА 2007г

8. Под ред. Л.А.Кондрыкинской Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду \\ ООО "ТЦ Сфера", 2013г

9. Г.Д.Судакова Введение в историю и краеведение \\ Юрга 2008

10. Программа Николаевой С.Н. «Юный эколог» по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

11. Программа Князевой О.Л. и Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры»

12. Под ред. Оверчук Т.И. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников Мой родной дом.

13. Программа Баранниковой О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду

14. Программа Зеленовой Н.Г. и Осиповой Л.Е. для старшей группы Мы живем в России

15. Программа Фесюковой Л.Б. «Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет».

16. Программа Лопатиной А. и Скребцовой М. «Нравственное воспитание дошкольников».

17. Государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы, основной целью которой было создание системы патриотического воспитания;

18. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой Программа воспитания и обучения детей в детском саду.;