Боги Древней Греции – Гестия. Гера - греческая богиня домашнего очага и брака

Гера - это богиня, покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Она младшая дочь Кроноса и Реи, является супругой и сестрой Зевса.

Интересно узнать: ее обязательным атрибутом является диадема, как символ того, что она главная из богинь. Животное, которое ей посвящено, ─ павлин.

Кронос опасался рождения сына, который захватил бы его власть, поэтому всех своих новорожденных детей он глотал. Однако Зевс все равно стал владыкой Олимпа и при помощи своей жены Метиды заставил отца вернуть их обратно. Среди них оказалась и Гера. Перед тем, как началась титаномахия, мать спрятала Геру у Океана и Тефиды на краю света. Гера их примиряла в супружеских спорах. Вскоре она стала женой Зевса. Однако еще задолго до этого у них была тайная связь, Зевс был покорен красотой Геры.

В мифах, которые были впервые переданы Гомером и Гесиодом, Гера представляет собой образец супружеской верности. Она хранительница семейного очага и ее жизнь полна тревог, прежде всего из-за влюбчивости Зевса. Каждое удаление своего супруга с Олимпа богиня воспринимала как измену. Не раз Геру одолевало чувство жгучей обиды и ей приходилось скрываться от насмешливых глаз, в особенности от Афродиты, которая всячески способствовала любовным похождениям Зевса.

Как-то раз Зевс решил подшутить над Герой. Она как раз в это время находилась на горе Киферон, которая успокаивала ее. Владыка Олимпа отдал приказ вырезать из возлюбленного им дуба грубую человеческую фигуру и обрядить ее в свадебный наряд. После этого лукавый Зевс собрал нимф, пригласил гостей, музыкантов и отправился в Беотию. Весть о предстоящей свадьбе Зевса распространилась со скоростью света. Гера сбежала с Киферон навстречу супругу. Вид свадебной процессии привел в смятение Геру. Однако Зевс так неистово хохотал, что она догадалась, что он шутит. Гера набросилась на разодетую куклу, стала топтать ее ногами, а после этого приказала сжечь. С тех пор в Плате, где Гера встретила свадебную процессию, отмечался «праздник кукол», который завершался их сожжением.

Возможно, Зевс неспроста пошутил над своей супругой, а хотел таким образом излечить ее от ревности. Однако это было бесполезно, потому что Гера с ужасом узнавала, как на земле рождаются младенцы, отцом которых является Зевс. Она не могла остановить супруга и переносила гнев на жертвы увлечений Зевса. Гера преследовала их со всей страстью оскорбленного женского самолюбия. Известно, например, что Гера ненавидела Геракла, сына Зевса и Алкмены. Она подослала богиню родов Илифию к Никиппе, сопернице Алкмены, чтобы ускорить ее роды, и умышленно задержала роды Алкмены, то есть рождение Геракла. Однако Геракл вынужденный служить Эврисфею, которого родила Никиппа, совершил благодаря этому свои великие подвиги. Богиня стала причиной гибели Семелы, которая родила Зевсу Диониса. Ее гнев также пал и на Тиресия, которого она наказала слепотой (согласно другой версии, это сделала Афина), на дочерей царя Пройта, на которых она наслала безумие, на Ино, бросившуюся в море.

Чтобы отмстить Зевсу, родившему Афину, Гера родила без супруга Гефеста. Однако этот шаг был неудачен, потому что Гефест родился страшным и уродливым. Богиня разгневалась и сбросила своего сына с Олимпа, поэтому он стал хромым. Гефест возненавидел за это свою мать, в последующем он хитроумно приковал ее к трону.

Зевсу не всегда удавалось уберечь своих возлюбленных от гнева Геры. Например, красивую аргосскую царевну Ио он превратил в телку. Гера потребовала ее себе в дар и приставила к ней стражем Аргоса, который был одет в бычью шкуру пастуха. Все его тело было испещрено глазами, причем пока одни глаза спали, другие бодрствовали. Мычание Ио донеслось до Олимпа, и Зевс послал ей на выручку Гермеса. Однако Аргос внушил ужас ему, у Гермеса не было желания сражаться с этим великаном, и он воспользовался свирелью, а не жезлом вестника. Чудовище уснуло, заслушавшись сладкой мелодией свирели. Гермес тотчас же разрезал веревку, и Ио бросилась бежать. Слух Геры никогда ее не подводил, она услышала стук копыт и послала чудовищного овода, который жалил телку в самые нежные места. Ио безумствовала от невыносимой боли, она мчалась из страны в страну, но нигде не находила покоя. В конце концов, она достигла Кавказа, где томился прикованный к скале Прометей. Благородный титан предсказал Ио, что ее мучения закончатся в Египте. Действительно, в Египте к Ио вернулся человеческий облик, и она родила сына Эпафа, который был зачат Зевсом.

Хасанзянова Айсылу

Гера

Краткое содержание мифа

Гера Лудовизи. Скульптура, 5 в. до н.э.

Гера (у римлян - Юнона) - в древнегреческой мифологии царица богов, покровительница брака, супружеской любви и родов, охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Дочь Кроноса и Реи, жена и старшая сестра Зевса, была его третьей и последней законной супругой. Кронос, боявшийся рождения сына, который захватил бы его власть, глотал своих новорожденных детей, поэтому Гера, как и ее четверо братьев и сестер, была проглочена сразу же после появления на свет. Зевс, с помощью своей жены Метиды, заставил отца вернуть их обратно. После освобождения из плена Гера, уже ставшая за это время юной девушкой, была отдана на попечение двум божествам природы - Океану и Тифиде, которые воспитывали ее на краю света, где та жила вдали от Олимпа, в тишине и покое.

Необыкновенная красота Геры привлекла Зевса, уже ставшего к тому времени верховным богом Олимпа, и он начал активно добиваться ее благосклонности. Чтобы добиться близости с девушкой, Зевс превратил себя в пеструю кукушку, трепещущую от холода, над которой и склонилась Гера. Для того, чтобы согреть замерзшую птичку, ничего не подозревавшая девушка нежно прижала ее к своей груди. Но как только она это сделала, Зевс принял свое истинное обличье и овладел ею. Из-за запрета матери Реи, триста лет их связь была тайной, пока Зевс не объявил открыто Геру своей женой и царицей богов. Богиня искупалась в ручье Кана около Аргоса и таким образом вернула себе девственность к свадьбе.

Боги пышно справили свадьбу. Гера, одетая в роскошные одежды, сияла величественной красотой среди богов Олимпа, сидя на золотом троне рядом с мужем. На их бракосочетание все боги прислали свои дары. Мать-Земля Гея подарила Гере дерево с золотыми яблоками. Все в природе славило Геру и Зевса.

Гера царит на высоком Олимпе, являясь помощницей и советчицей своему супругу. Повелевает она, как и муж ее, громами и молниями, по слову ее покрывают темные дождевые тучи небо, мановением руки подымает она грозные бури. Прекрасна великая Гера, из-под венца ее ниспадают волной дивные кудри, властью и спокойным величием горят ее очи. Боги чтут Геру, чтит ее и муж, Зевс, и часто советуется с ней. Но нередки и ссоры между Зевсом и Герой. Часто возражает она мужу и спорит с ним на советах богов. Тогда гневается громовержец и грозит своей жене наказаниями. Умолкает тогда Гера и сдерживает гнев. Она помнит, как подверг ее Зевс бичеванию, как сковал золотыми цепями и повесил между землей и небом, привязав к ее ногам две тяжелые наковальни.

Юнона, заставшая Юпитера с Ио. Питер Ластман, 1618

Могущественна Гера, нет богини, равной ей по власти. Величественная, в длинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной, в колеснице, запряженной двумя бессмертными конями, съезжает она с Олимпа. Вся из серебра колесница, из чистого золота колеса, а спицы их сверкают медью. Благоухание разливается по земле там, где проезжает Гера. Все живое склоняется пред ней, великой царицей Олимпа.

Часто терпит обиды Гера от мужа своего Зевса. Так было, когда Зевс полюбил прекрасную Ио и, чтобы скрыть ее от Геры, превратил в корову. Но этим громовержец ее не спас. Гера увидела белоснежную корову Ио и потребовала у Зевса, чтобы он подарил ее ей. Зевс не мог отказать. Гера же, завладев Ио, отдала ее под охрану стоокому Аргусу. Зевс видел страдания Ио. Призвав своего сына Гермеса, он велел ему похитить ее. Быстро примчался Гермес на вершину той горы. Он усыпил своими речами Аргуса. Лишь только сомкнулисьего сто очей, выхватил Гермес свой изогнутый меч и одним ударом отрубил Аргусу голову. Ио была освобождена. Но и этим Зевс не спас ее от гнева Геры. Богиня наслала на несчастную чудовищного овода. Своим ужасным жалом овод гнал из страны в страну, обезумевшую от мучений, страдалицу. Нигде не находила она покоя. Где только не пробегала, в каких только странах не побывала она! Наконец, после долгих скитаний, достигла она в стране скифов скалы, к которой был прикован титан Прометей. Он предсказал несчастной, что только в Египте избавится она от своих мук. Помчалась дальше гонимая оводом Ио. Много мук перенесла она, прежде чем достигла Египта. Там, на берегах благодатного Нила, Зевс вернул ей ее прежний образ, и родился у нее сын Эпаф.

Образы и символы мифа

Возникновение Млечного Пути. Тинторетто, 1570

В мифах Гера - образец супружеской верности. В знак этого ее изображали в брачном одеянии. Гера на Олимпе - защитница собственного семейного очага, которому бесконечно угрожает влюбчивость Зевса. Казалось, ему мало того, что он отец богов, ему хотелось стать родителем едва ли не всех героев. Поэтому жизнь Геры полна тревог, она готова считать каждое удаление божественного супруга свидетельством его измены. Гордую независимую Геру унижали многочисленные любовные связи Зевса, так как их брак она считала священным. Благосклонность Зевса к своим любовницам и детям, рожденным от этих связей, вызывала у Геры ненависть и чувство мщения по отношению к ним. Она ревнива, и коварно преследует своих соперниц, питает ненависть к героям - детям мужа от смертных женщин. Гера предпочитала злые интриги, например, заимствовала у Афродиты пояс, сотканный из вожделения, чтобы разжечь в муже страсть и тем самым ослабить его волю.

Основными символами, связанными с богиней, являются гранатное яблоко, как символ брачной любви, кукушка, как вестница весны, поры любви. Кроме того, ее птицей считается павлин с переливчатым пышным хвостом, глаза которого символизировали бдительность Геры . О павлине как священной птице Геры говорят не только древние авторы, но и изображения на монетах и рельефах. Возможно, именно эта птица способствовала формированию в характере богини "павлиньего" тщеславия и заносчивости.

Также символами Геры были корова, Млечный Путь и лилия. Священная корова была образом, долгое время связанным с Великой Матерью - кормилицей, обеспечивающей всех пищей. Лилия рассматривается как символ чистоты, восходит к представлениям о молоке, льющемся из груди богини Геры.

Важным символом, связанным с богиней Герой, является Млечный путь. Согласно мифу, в день рождения Геркулеса Зевс, обрадованный тем, что самая красивая из смертных женщин Алкмена родила ему сына, предопределил его судьбу - стать самым прославленным героем Греции. Чтобы его сын Геркулес получил божественную силу и стал непобедимым, Зевс приказал посланцу богов Гермесу принести Геркулеса на Олимп, чтобы его вскормила великая богиня Гера.

С быстротой мысли полетел в своих крылатых сандалиях Гермес. Не замеченный никем, взял он только что родившегося Геркулеса и принес его на Олимп. Богиня Гера в это время спала под усыпанной цветами магнолией. Тихонько подошел к богине Гермес и положил к ее груди маленького Геркулеса, который с жадностью стал сосать ее божественное молоко, но внезапно богиня проснулась. В гневе и ярости отбросила она от груди младенца, которого возненавидела еще задолго до его рождения. Молоко Геры разлилось и потекло по небу, как река. Так и образовался Млечный Путь.

Коммуникативные средства создания образов и символов

В Древней Греции Геру очень почитали. Главным местом культа богини Геры был город Аргос в Греции в Пелопоннесе, где стояла ее колоссальная статуя, сделанная Поликлетом из золота и слоновой кости, и где каждые 5 лет устраивались праздники - Гереи. Кроме Аргоса, она чествовалась так же в Микенах, Коринфе, Спарте, Самосе, Платеях, Сикионе и в других городах.

Искусство представляет Геру в виде высокой, стройной женщины, с величественною осанкою, зрелою красотою, округленным лицом, носящим важное выражение, красивым лбом, густыми волосами, большими, сильно раскрытыми "воловьими" глазами. Замечательнейшим изображением ее была упомянутая выше статуя Поликлета в Аргосе: тут Гера сидела на престоле, с короною на голове, с гранатным яблоком в одной руке, со скипетром в другой; наверху скипетра - кукушка. Сверх длинного хитона, оставлявшего непокрытыми только шею и руки, наброшен гиматий, обвитый вокруг стана.

В литературе Гере посвящены XII гимн Гомера и XVI орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Семела, или Водоносицы», где принимала облик жрицы из Аргоса, собирающей подаяние, а также трагедии Сенеки «Геркулес в безумье». Во Флиунте(город в северо-восточной части древнего Пелопоннеса) было священное сказание, объясняющее отсутствие статуи Геры.

В архитектуре известны замечательные храмы Геры, основная их часть была построена в Древней Греции. Самым выдающимся Геродот считал храм на острове Самос. Его историк включил в список чудес света.

Социальное значение мифа

Хотя греческая мифология подчеркивала унижения Геры и ее мстительность, но как культовую богиню - по контрасту - Геру очень почитали.

В ритуалах у Геры было три эпитета и три соответствующих святилища, где ей поклонялись в течение года. Весной она была Гера-Дева. Летом и осенью она прославлялась как Гера Телейя, или Гера Совершенная, и становилась Герой-Вдовой зимой. Эти три аспекта Геры представляли три состояния жизни женщины, снова и снова разыгрываемые в различных обрядах. Весной Гера изображалась окунающейся в водоем, символически восстанавливающей свою девственность. Летом она достигала совершенства в обрядах бракосочетания. Зимний ритуал символизировал ее разногласия с Зевсом и отделение от него, что возвещало период Геры-Вдовы, в течение которого она скрывалась.

Культ Геры был распространен особенно в Микенах, Аргосе - храме Герайон, Олимпии, Тиринфе, Коринфе, Спарте и островах (на Самосе, где был храм Геры Самосской и ее древний фетиш в виде доски). А на самом большом острове в Греции на острове Крите, где в Кноссе праздновали "священный брак" Геры и Зевса.

Так же на Крите, в Кносе каждую весну торжественно праздновали "священный брак" Геры и Зевса, который рассматривался как связь неба с землей, оплодотворяемой благодатным весенним дождем, напоминая о величии матриархального женского божества.

Вестником этого дождя была кукушка, слывшая священной птицей Геры. В дни праздников Геры женихи приближались к алтарю богини в масках кукушки. Священной птицей Геры считался и павлин, блистающий красотой своего оперения.

Брак Геры с братом - рудимент древней кровнородственной семьи. Когда-то Кронос проглотил своих детей, в том числе и Геру, боясь, что они свергнут его с трона, так в конце концов и произошло: его сын Зевс, которому удалось избежать участи других детей, заставил отца вернуть их, что он и сделал. Боясь за дочь. Рея спрятала ее на краю Земли у Океана .
Однажды Зевс увидел Геру, полюбил ее за необыкновенную красоту и похитил. Пышно справили свадьбу боги Олимпа , после свадьбы Гера стала управлять громами и молниями так же, как ее супруг; она оказывала влияние на жизнь других богов и героев и была самостоятельной в браке. Будучи законной женой Зевса, она считается первой и самой великой богиней Олимпа. Она покровительствует браку и посылает супругам потомство, благословляет мать на рождение ребенка. Она охраняет святость и нерушимость брачных союзов.

Все живое склоняется перед Герой, однако Зевс, хотя и слушал советы жены и часто даже боялся ее гнева, в то же время нередко изменяя ей с земными женщинами. Всякий раз, когда Гера узнавала об этом, ее охватывала ненависть к соперницам и желание мести. Так, она преследовала прекрасную Ио , которую Зевс превратил в корову , чтобы уберечь от гнева жены; ненавидела она и Геракла , внебрачного сына Зевса от смертной Алкмены , погубила Семелу , мать Диониса , рожденного от Зевса.
В Троянской войне Гера выступает на стороне ахейцев, ведь троянец Парис подал Афродите яблоко, которое предназначалось «прекраснейшей», а не ей, Гере, самой великой и самой прекрасной из богинь. Ей пришлось пойти на хитрость, усыпить Зевса, надев пояс Афродиты , чтобы обеспечить ахейцам победу в Троянской войне. В римской мифологии Гера отождествляется с Юноной . Гомер обращается к Гере с гимном:

Золотронную славлю я Геру, рождённую Реей,
Вечноживущих царицу, с лицом красоты необычной,
Громкогремящего Зевса родную сестру и супругу
Славную. Все на великом Олимпе блаженные боги
Благоговейно её наравне почитают с Кронидом.

Перед титаномахией мать спрятала Геру у своих родителей, Океана и Тефиды, на краю света; в дальнейшем Геру примиряла их в супружеских ссорах, возможно отсюда и начинается ее покровительство и связь с браками. Гера была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса). Супружество Геры определило её верховную власть над другими олимпийскими богинями. Но в этом образе усматриваются черты великого женского местного божества доолимпийского периода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, гнев. Гера преследует незаконные связи Зевса как блюстительница законных брачных устоев моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии. Известна её ненависть к Гераклу - сыну Зевса и смертной женщины Алкмены. В отместку Зевсу, родившему Афину Палладу, Геру рождает без супруга Гефеста . Однако эта её матриархальная самостоятельность заканчивается неудачей, т. к. Гефест страшен и уродлив. В гневе Гера сбрасывает его с Олимпа, откуда хромота Гефеста, а также его вражда к Гере, которую он хитроумно приковал к трону.
Древняя связь Геры с хтоническими силами сказалась в том, что она от прикосновения к земле породила чудовище Тифона (Hymn. Hom. II 154-174; по другой версии, Тифон - порождение Геи и Тартара) с пятьюдесятью головами, которое было уничтожено молниями Зевса. К древним функциямГерыотносится её помощь женщинам во время родов. Она - мать богини родов Илифии, которую подослала, чтобы ускорить роды Никиппы, соперницы Алкмены, родившей ничтожного Эврисфея , и умышленно задержала роды Алкмены, т. е. рождение Геракла. Однако этот её поступок привёл к неожиданным последствиям: Геракл, вынужденный служить Эврисфею, совершил благодаря этому свои великие подвиги и даже Гера в конце концов должна была с ним примириться, отдав ему (уже на Олимпе) в жёны свою дочь Гебу .
Архаичность Геры сказывается также в том, что её сыном считается Арес - один из самых кровавых и стихийных богов. На зооморфное прошлое Геры указывает её эпитет у Гомера и Нонна Панополитанского - «волоокая», приносимые ей в жертву коровы, почитание Геры в Аргосе в виде коровы. Однако Гера прочно вошла в систему героической мифологии и притом искони греческой, поэтому она - покровительница героев и городов. Она помогает аргонавтам, прежде всего Ясону ; в Троянской войне она - ярая защитница ахейцев и противница троянцев, в лице Париса отдавших предпочтение Афродите в спорах трёх богинь (Геры, Афродиты, Афины). Она идёт даже на хитрость, обольщая Зевса с помощью чудесного пояса Афродиты и усыпляя его в своих объятиях, чтобы дать возможность победить ахейцам. Эта знаменитая любовная сцена Геры и Зевса на одной из вершин Иды (Гаргар) среди благоухающих цветов и трав есть несомненный аналог древнего крито-микенского «священного брака» Геры и Зевса, который торжественно справлялся в городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества. Культ Геры был распространён на материке (особенно в Микенах, Аргосе - храм Герайон, Олимпии) и островах (на Самосе, где был храм Геры Самосской и её древний фетиш в виде доски; на Крите, где в Кносе праздновали «священный брак» Геры и Зевса). В римской мифологии Гера отождествляется с Юноной .

Древнегреческая мифология во многом напоминает сказку - так здесь все интересно, загадочно, божества обладают сверхъестественными силами и способны на многое. Разобраться во всех их связях и отношениях очень непросто, однако мы сегодня попытаемся как можно подробнее описать верховную богиню, жену и сестру Зевса - Геру. Она является покровительницей браков, охраняет женщин во время родов. Но в то же время древнегреческая богиня Гера отличалась очень властным характером, ревнивостью и жестокостью. Какие мифы позволят узнать о ней больше?

Введение

Древнегреческая богиня Гера в античной мифологии представляет собой тот тип женщины, который по своим свойствам и качествам соответствует властелину неба - Зевсу. Ее «аналог» в древнеримской мифологии - Юнона. Греческая богиня Гера в первую очередь выступала охранительницей и покровительницей брака, семейных отношений, постановлений. Зевс же охранял общественные учреждения. До древних греков повсюду царила полигамия (многобрачие), именно они выступили за моногамию и ввели ее. Поэтому богиня Греции Гера олицетворяет собой протест против многобрачия и защищает моногамию.

Атрибуты богини

Если изучить произведения античных поэтов, то можно узнать, что в них богиня описывается как обладательница упрямого, гордого и сварливого характера. Искусство же ей всегда придает величественную и строгую красоту. Основной символ богини Геры - это покрывало. На древних изображениях оно полностью окутывало ее фигуру, а вот Фидий уже изобразил ее с откинутым назад атрибутом. Еще один неизменный символ богини Геры - это диадема. Также очень редко ее можно увидеть без таких атрибутов, как павлин и кукушка. Это высокая богиня со спокойными и размеренными движениями, у нее шикарные волосы и большие глаза.

Ссоры и ревность

Самая сильная и могущественная из всех богинь Олимпа - Гера. Богиня характер имеет властный и своенравный, но все же подчиняется своему супругу. Она часто вызывает у Зевса гнев, как правило, своей ревностью. Огромное количество древнегреческих мифов имеют в основе сюжеты о тех бедах, которые насылает греческая богиня Гера на любовниц Зевса, их родственников и детей. Например, на тот остров, где проживала Эгина, имеющая сына от Зевса, Гера наслала много ядовитых змей. Что она сделала прочим любовницам? Богиня Гера испепелила Семелу, прокляла Эхо. А еще она сделала обезумевшей Ино, Ламию превратила в чудовище, а Каллисто - в медведицу.

Гера и кукушка

Богиня Гера часто изображается со скипетром, на верхушке которого сидит кукушка. Что об этом рассказывает мифология? Оказывается, Зевс влюбился в нее, когда она была еще совсем юной. Однако гордая девушка не оказывала ему никаких знаков внимания, отвергала просьбы стать его супругой. Повелитель богов, желавший больше всего на свете стать мужем Геры, пошел на хитрость. Он превратился в кукушку. Затем Зевс сделал так, чтобы разыгралась сильнейшая буря. Весь мокрый, холодный и несчастный, он в облике птицы прилетел к богине, сел у ее ног, как бы умоляя о приюте и спасении. Богиня Гера, которой, как ни странно, было свойственно сострадание, подняла кукушку и прижала к своей груди, чтобы отогреть. Именно в этот момент Зевс стал самим собой, а девушка, тронутая таким необычным предложением, согласилась стать его супругой. Получается, птица на скипетре олицетворяет самого Зевса.

Как Зевс наказывал Геру

Мы уже упоминали о том, что богиня была чересчур ревнивой. Хоть она, согласно мифологии, покровительствует бракам, ее супружеская жизнь проходит в постоянных скандалах с Зевсом, который вынужден был ее останавливать и даже наказывать. Гера (богиня Древней Греции) гордится не только своими достоинствами, но и правами. Порой она предъявляет супругу такие высокие требования, которые он отказывается исполнять. Она ему часто противоречит, упрекает, но силой сделать ничего не может, потому старается проявить хитрость и изворотливость. Однажды она вступила в сговор с Посейдоном - они задумали лишить Зевса его верховной власти. Они даже смогли заключить его в оковы, но тут пришла на помощь Фетида, которая обратилась к страшному великану. Один его грозный вид заставил Геру одуматься и отказаться от своих замыслов. Зевс был настолько разгневан, что подвесил супругу между небом и землей на золотой цепи, а к ногам ее привесил огромную наковальню. На одной из многочисленных картин этот миф отобразил Корреджо.

Миф еще об одной хитрости богини

Когда была Троянская война, Гера (богиня Древней Греции) отчаянно поддерживала греков и была настроена против троянцев. Зевс запретил кому-либо из богов принимать участие в битве, а Гарган находился на вершине горы и строго следил за соблюдением этого приказа. Гера же, привыкшая идти наперекор Зевсу, решила помочь грекам, увидев, что Гектор из Трои побеждает их. Она обратилась к Афродите с просьбой дать ей на время пояс. Это была волшебная вещь, которая даровала неземную красоту той, на которой была надета. Гера надела пояс и пошла к Зевсу. Он, ничего не подозревая, принял все ее ласки, ведь ему было так странно видеть свою супругу столь пленительной и обаятельной. После этого он крепко заснул, а Гера помогла все же грекам в это время, и троянцы потерпели поражение. Когда Зевс проснулся и увидел все вокруг, он понял замысел жены и пригрозил уже знакомым ей наказанием. Однако это не имело смысла в той ситуации, ведь ничего уже нельзя было исправить.

Миф об Ио и Гере

Великой, могущественной и очень ревнивой была богиня Гера. Мифы, как мы и говорили, в основном построены именно на этой теме. И данная история не является исключением. Однажды Гера начала искать своего супруга, чтобы решить с ним крайне важный вопрос. Но, не найдя его на привычном месте, на Олимпе, она стала рассматривать землю и вдруг заметила там очень темное большое облако. Это показалось ей странным, богиня решила спуститься вниз и своими глазами увидеть, что же там происходит, рассеяв это облако. А на самом деле там находился Зевс, бегая за очень красивой Ио, которая была дочерью бога речки Инах. А облаком он себя окружил специально, чтобы с большой высоты его не заметила ревнивая Гера. Древняя богиня начала рассеивать облако, а Зевс, догадавшись, чьих рук это дело, превратил быстренько Ио в корову, чтобы супруга ни о чем не догадалась. Он сказал жене, что эта корова только что родилась, а он просто любуется ею. Богиня попросила подарить ей это животное. Зевс, не имея никаких оснований отказать в столь, казалось бы, ничтожном презенте, вынужден был сделать это.

Что дальше сделала Гера?

Богиня приказала Аргусу (стоокому великану) не спускать глаз с коровы и постоянно следить за ней. А тот, даже если и спал, то закрывал только два глаза, остальные же продолжали наблюдение. Античным творцам никак не удавалось полноценно отобразить этот миф, поэтому Аргуса они рисовали под видом старика, который пасет корову. Зевса возмутил такой беспрерывный надзор, ему было безумно жаль несчастную Ио. Он позвал к себе Меркурия и приказал тому убить великана.

Вмешательство Меркурия

Божество, вызванное своим повелителем для убийства Аргуса, спустилось на землю. Меркурий прихватил с собой особый жезл, обладающий свойством практически моментально усыплять. Он принял вид пастуха, который следит за стадом своих коз и великолепно играет на флейте. Аргус же обожал подобные музыкальные мотивы, они доставляли ему огромное удовольствие. Недолго думая, великан пригласил пастуха подсесть поближе к нему, уверяя, что лучше пастбища нигде нет, да и место здесь хорошее и тенистое. Меркурий, ясное дело, и не собирался отказываться от предложения. Он пересел поближе к страшному великану и продолжил играть. Меркурий заметил, что от столь приятной музыки Аргус начал дремать. И чтобы окончательно усыпить его, он воспользовался еще и жезлом. Все сто глаз бдительного охранника закрылись. А Меркурий, дабы довести дело до логического завершения, взял свой меч и отрубил голову великану. Узнав об этом, очень расстроилась Гера. Богиня собрала все глаза своего слуги и разместила их на хвосте и крыльях своего павлина. С тех пор эту птицу посвятили Гере, а глаза яркими пятнами сверкают на ней.

Что было дальше с Ио?

Если вы полагаете, что на этом миф закончился, то вы ошибаетесь. Неумолимая и ревнивая богиня Гера и не собиралась прекращать свои преследования. Напротив, она призвала к себе одну из Фурий и приказала ей постоянно жалить под видом слепня бедную Ио. Пытаясь скрыться от назойливого насекомого, Ио добралась до берегов Нила, где просто упала от потери сил и страшной усталости. Зевс не мог больше наблюдать за этим. Он обратился к своей супруге и просил ее пощадить девушку. Та, как ни странно, согласилась, но поставила условие - Ио никогда не должна была возвращаться в Грецию.

Дочери богини Геры

Всего у Геры было четверо детей - двое сыновей (Арес и Гефест) и две дочери (Илифия и Геба). Геба олицетворяла собой юность. Согласно мифам, она преподносила всем божествам чудесный нектар, благодаря которому те никогда не болели и не старели. Супругу Геракла изображали всегда юной девушкой, которая ласкает орла Зевса.

Илифия - богиня успешных и благоприятных родов. Согласно мифологии, она так и не потеряла девственность, а все свое время посвящала тому, что помогала принимать роды. Она была очень послушной и никогда не смела перечить своей матери. Гера, пользуясь абсолютным послушанием Илифии, часто использовала ее в своих целях как орудие мести. Например, когда пришло время появиться на свет малышу Латоны, которую преследовала ревнивая богиня, Илифия по приказу своей матери отправилась на вершину Олимпа. Там девушка провела девять ночей и дней, не давая родить Латоне. Ирида, богиня радуги, молила девушку о помощи, просила спуститься и смилостивиться над бедной женщиной. Илифию тронули эти мольбы, и она помогла Латоне. В результате на свет появились Аполлон и Артемида.

Заключение

Напоследок мы отметим еще несколько фактов об этой своенравной, ревнивой, но в то же время помогающей многим богине. Так, она раз в год обязательно отправлялась к источнику Канаф, чтобы искупаться там и снова стать девой. Она помогла Ясону, когда тот организовал поход на аргонавтов, а на Одиссея наслала ветра с помощью Эола. Упоминается также в источниках о боге с именем Иксион, который был страстно влюблен в Геру. Он даже пытался ею овладеть. Зевсу же такие попытки не понравились, а потому он создал облако, которое приняло облик его жены, и подсунул бедному влюбленному. В результате такого союза на свет появилось целое поколение кентавров. Вот с этими мифами и историями связано имя такой древнегреческой богини, как Гера.

Гера, греч., лат. Юнона - дочь Крона и Реи, сестра и супруга Зевса.

После рождения ее ждала судьба всех детей Крона (кроме Зевса): отец просто-напросто проглотил ее (см. статью «Кронос»). Однако, будучи бессмертным божественным существом, она продолжала жить в его утробе до тех пор, пока Зевс не вызволил своих старших братьев и сестер (см. статью «3евс»). Когда Зевс начал борьбу с Кроном, богиня Тефида унесла Геру на край света к Океану. После победы над Кроном Зевс разыскал Геру, а так как она ему очень понравилась, он унес ее на Олимп и заключил с ней брак. То, что она приходилась ему сестрой, Зевса не смущало: браки между кровными родственниками у богов были обычным явлением (как и у правящих династий на этом свете). Так Гера стала верховной богиней и царицей небес.

В сонме богов на долю Геры выпала роль охранительницы брака. Она заботилась о святости и нерушимости супружеских уз, даровала супругам потомство, помогала роженицам. Как супруга Зевса, она была его соправительницей - правда, лишь в той степени, в какой это было возможно при неравноправном положении женщины в античных мифах (отражавших реальное положение женщины в античном мире). Зевс часто с ней советовался и вверял ей свои планы, о которых не знали другие боги. Как правило, он охотно удовлетворял ее просьбы - уже хотя бы потому, что в случае отказа Гера начинала скандалить, а скандалы его, мягко говоря, утомляли. Но если было необходимо, Зевс умел поставить ее на место. Например, когда Гера упорно преследовала его сына Геракла, рожденного смертной Алкменой, у Зевса однажды лопнуло терпение, и он связал Геру цепями (правда, золотыми) и подвесил между небом и землей. Но вообще-то он ее уважал, оказывал ей всевозможные знаки внимания и требовал, чтобы остальные боги почитали ее.

К своей роли охранительницы брака Гера относилась чрезвычайно серьезно и жила так, чтобы ее супружеская верность служила примером для всех богинь и смертных женщин. Поэтому ее очень огорчало, что именно ее муж систематически нарушал святость супружеских уз. К сожалению, Зевс был жутким юбочником и не упускал случая приволокнуть за любой мало-мальски симпатичной богиней. У него было также много возлюбленных среди земных женщин и соответственно много детей от них. Узнав об очередном его приключении, Гера устраивала ему такие сцены, что содрогался Олимп, а на земле возникали бури. Но в конечном итоге супруги как-то приходили к согласию, и на Олимпе воцарялся божественный покой. Гера родила Зевсу трех потомков: Ареса, Гефеста и Гебу. По мнению Гесиода, их дочерью была также Илифия, но некоторые другие авторы считают, что она появилась на свет без содействия Зевса (то же говорилось и о рождении Гебы - по аналогии с Афиной), третьи утверждают, что Илифия - одно из имен Геры как покровительницы рожениц.

При выполнении своих божественных обязанностей и на олимпийских пирах Гера восседала на золотом троне рядом с Зевсом. Ее оружием были бури, туманы, громы и молнии. Гера умела также изменять облик людей. Ей были посвящены плоды граната (символ плодовитости), кукушка (в которую, по рассказам, превратился Зевс, чтобы попасть к ней впервые), павлин («глазки» на его хвосте были символом звездного неба) и журавль. Гомер называет ее «златотронной», «величавой», «белолокотной»; один из ее эпитетов - «волоокая» - ни в коем случае не следует считать насмешкой, так как у волов и коров действительно большие и красивые глаза. В жизни мифических героев Гера вмешивалась часто и действенно. Особенно энергично она преследовала потомков Зевса от смертных женщин, а во время троянской войны - защитников Трои.

Геру почитали во всем греческом мире, но больше всего - в Аргосе, Микенах, Спарте, Коринфе и на острове Самос, где она, по преданиям, родилась. В Олимпии сохранились развалины храма Геры конца 7 в. до н. э. - древнейшего из известных храмов в Греции. По традиции ей приписывается сравнительно хорошо сохранившийся храм в Селинунте (сер. 5 в. до н. э.). В Риме Геру почитали под именем Юноны и посвящали ей отдельные храмы или общие с Юпитером.

Сохранилось множество античных изображений Геры: на вазах (около ста), рельефах (один из старейших: «Зевс и Гера» - из храма «Е» в Селинунте, сер. 5 в. до н. э.). Самая знаменитая статуя Геры находилась в храме Герайон в Аргосе, ее изготовил Поликлет из золота и слоновой кости - естественно, она исчезла без следа. Зато там была найдена хотя бы голова мраморной статуи Геры, выполненной ок. 420 г. до н. э. одним из учеников Поликлета. Широко известны сохранившиеся римские копии греческих оригиналов: так называемые «Гера Барберини» и «Гера Фарнезе», а также «Гера Лудовизи», о которой Гёте с известной долей преувеличения высказался, что она «поистине стоит всего гомеровского эпоса», хотя в действительности это всего лишь римская копия греческого оригинала 4 в. до н. э., очевидно, изображающая императрицу Антонию в виде Юноны.

Европейские художники лишь изредка посвящали Гере отдельные произведения; видимо, она несколько отпугивала их своей величавостью. Зато она неизменно присутствует в изображениях сонма олимпийских богов и суда Париса. Что касается музыки, то Майр сочинил в 1820 г. кантату «Юнона и Паллада»; заглавной героиней Гера стала в опере Фукса (1725).