Оценка качества профессиональной деятельности воспитателя доу. Образец написания экспертного заключения по аттестации воспитателей доу Образец написания экспертного заключения по аттестации воспитателей доу

Решение новых задач, стоящих перед современным образованием, невозможно в рамках традиционной «педагогики формирования». На сегодняшний день основной сдвиг, который осуществляют развитые страны в сфере раннего, дошкольного и школьного образования, связан с идеей его гуманизации.

Воспитание творческой, самоактуализирующейся личности предполагает признание важности процессов саморазвития ребенка, его статуса как субъекта собственного развития; необходимости сбалансированности инициатив взрослых и детей; учета мотивов и потребностей участников образовательного процесса. Это коренным образом меняет роль и функции педагога.

Диагностика и последующее воздействие на ребенка (формирование, коррекция) должны быть заменены со-бытием (совместным бытием взрослых и детей, наполненным интересными событиями), организацией продуктивного общения участников образовательного процесса. Именно в дошкольном возрасте дети получают базовый комплекс ключевых компетенций, которые им будут необходимы в жизни. Во многом от того, как они проживут детство, будет зависеть их успешность и мобильность в будущем.

Решающим фактором развития ребенка становится личность педагога.

Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих парадигм и взглядов, с необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом.

На первый план сегодня выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя:

  • четкое видение современных задач дошкольного образования;
  • ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
  • гуманная педагогическая позиция;
  • умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
  • проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;
  • умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
  • умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность;
  • умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и технологий, оценивать их соответствие принятым на государственном уровне целям образования, задачам гуманизации образовательного процесса, возможностям и потребностям детей;
  • способность к самообразованию, самовыращиванию личностных структур сознания, придающих гуманный смысл
    деятельности педагога.

На фоне обновления содержания, принципов построения образовательного процесса, внедрения различных моделей организации обучения дошкольников углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей. На практике это выражается в преобладании в работе дошкольных образовательных учреждений учебной модели, в неумении педагогов организовывать продуктивную совместную деятельность с детьми, построить объект-субъектные отношения с воспитанниками и их родителями, подобрать формы и методы воспитания, обучения, развития дошкольников в соответствии с принятыми целями образования.

Важным шагом на пути устранения данного противоречия должно стать определение требований к профессиональной квалификации воспитателя и ее составляющим (профессиональный опыт, мотивация, личностные качества и другие профессиональные характеристики).

Эти требования должны лечь в основу процедуры аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, первую и высшую квалификационные категории, стать основой для организации непрерывного образования воспитателей.

Анализ опыта оценки профессиональной квалификации воспитателей, представленного различными регионами, позволяет говорить о неоднозначности подходов к решению данной проблемы. Показатели уровня профессионализма
отличаются по содержанию, по масштабности, не для всех предлагаемых параметров оценки профессиональной
квалификации можно выявить выраженную корреляцию с успешностью педагогической деятельности. Например, в Белгородской области действует следующий комплекс показателей, определяющий уровень профессиональной деятельности педагогических работников :

  • повышение квалификации, профессиональная переподготовка;
  • знание нормативно-правовой базы, теоретических и практических основ профессиональной деятельности;
  • знание и использование информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитательной работы;
  • участие в проблемно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности;
  • результаты работы по снижению уровня заболеваемости детей;
  • результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками;
  • уровень освоения детьми общеобразовательной программы ДОУ;
  • обеспечение безопасных условий пребывания детей в ДОУ;
  • качество организации развивающей среды группы;
  • результаты участия воспитанников в мероприятиях различных уровней;
  • рейтинг педагога среди родителей;
  • наличие обобщенного педагогического опыта;
  • наличие научно-методических материалов;
  • участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, в работе ГМО, РМО, МО ДОУ, секций,
    педсоветов;
  • проведение открытых занятий, мастер-классов;
  • профессиональная активность педагога: руководство МО, творческой группой; участие в оргкомитетах, жюри конкурсов, аттестационных комиссий; сопровождение педагогической практики студентов;
  • участие в профессиональных конкурсах;
  • поощрения педагога в межаттестационный период.

В экспертном заключении об уровне профессиональной деятельности педагогического работника дошкольного образовательного учреждения, форма которого разработана в Санкт-Петербурге , аналогичные показатели объединены в четыре группы:

  1. Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения.
  2. Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта.
  3. Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их
    достижений.
  4. Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности.

Таким образом, нормативные требования к профессиональной деятельности, нашедшие отражение в квалификационной характеристике воспитателя и включающие базовые знания, умения, навыки, дополняются показателями, отражающими способность применять ЗУН, осмысливать профессиональный опыт, добиваться результата.

В соответствии с данной тенденцией в содержание профессионального образования и методики оценки профессиональной деятельности вводятся такие конструкты, как компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества.

Само определение понятия «компетентность» отражает различные аспекты профессионализма педагога.

Определение 1. Компетентность - это качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых предметных задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия.

Определение 2. Компетентность - качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщенных способов деятельности, познавательных и практических умений,
компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное
образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного
достижения жизненных целей.

Определение 3. Компетентность - качество, определяемое наличием знаний, умений и компетенций, но не сводимое к набору компетенций и не являющееся механической суммой знаний, умений и навыков, так как включает в себя еще и мотивационную, социальную и поведенческие составляющие.

Определение 4. Компетентность - новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

На основе базовых составляющих компетентности работников образования авторским коллективом под руководством В.Д. Шадрикова были выделены компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач в следующих областях профессиональной деятельности:

  • постановка целей и задач педагогической деятельности;
  • мотивация учебной деятельности;
  • обеспечение информационной основы педагогической деятельности;
  • разработка программ и принятие педагогических решений;
  • организация учебной деятельности.

Описание соответствующих компетенций и параметров их оценки позволило представить профессиональный стандарт педагогической деятельности, задавая тем самым «деятельностно-ориентированную критериальную основу для проведения оценки качества профессиональной деятельности и аттестации педагогических работников» . Оценка каждого из параметров в баллах позволяет выявить соответствие уровня сложности и качества решения педагогом
профессиональных (функциональных) задач заявленной квалификационной категории.

Авторы методики выделяют ряд научно-методических, организационных и этических принципов оценивания профессиональной деятельности и проведения аттестации педагогических работников. Среди научно-методических принципов (принцип деятельностного подхода, принцип критериальной ясности, принцип ориентации на повышение качества работы педагогических кадров) хотелось бы выделить принцип дифференциации уровня квалификации педагогов.

Данный принцип определяет необходимость выделения показателей и критериев оценки каждого из выделенных параметров, которые позволяют дифференцировать педагогических работников по уровням квалификации.

Практика показывает, что наличие научно обоснованных, проверенных экспериментально критериев, имеющих высокую корреляцию с практикой педагогической деятельности, является необходимым условием объективности оценочной деятельности эксперта. Также важно отметить, что без опоры на определенные критерии, отражающие те или иные характеристики профессиональной деятельности, педагогу сложно осуществить самооценку.

Анализ различных подходов к оценке качества профессиональной деятельности педагогических работников позволяет выделить различные критерии ее результативности:

Количественный. Основанием для оценки того или иного показателя компетентности педагога является количество чего-либо (стаж работы, общее количество часов курсовой подготовки, статей, открытых мероприятий, число победителей конкурсов и пр.). Очевидно, что данного критерия часто оказывается недостаточно, поскольку количество далеко не всегда указывает на качество.

Выраженность параметра оценки. При использовании данного критерия система оценки чаще всего бывает трехбалльной. Каждому из вариантов ставится определенное количество баллов. Например, «Качество организации
развивающей среды группы»:

а) не соответствует Федеральным государственным требованиям к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования,
б) не в полной мере соответствует ФГТ,
в) соответствует ФГТ в полной мере.

Данный критерий также не отражает качественную суть деятельности педагога, ее результатов, не связан с личностными и профессиональными качествами воспитателя.

Уровневость. Подобный критерий отражает уровень (в рамках учреждения, где работает педагог, на уровне района, города, региона, всероссийский уровень) представления опыта (День новатора, районное заседание методического
объединения, городской конкурс педагогического мастерства и т. д.), публикаций (статьи для сайта ДОУ, периодических изданий или сборников передового педагогического опыта, выходящих в регионе; всероссийское издание), поощрений (благодарности и грамоты ДОУ, районных, городских, областных отделов образования; премии, награды). Данный критерий может быть также отнесен к степени научности обобщенного опыта, его объективной новизне, к творческой составляющей, к качесту владения определенными педагогическими технологиями.

Поскольку в большинстве рассмотренных примеров в основе определения уровня оцениваемого параметра лежат обоснованные, унифицированные требования, подобный критерий может быть признан достаточно объективным. Вместе с тем такой критерий, как уровневость, нельзя признать универсальным, в частности он не применим к оценке личностных качеств, особенностей взаимодействия с другими людьми.

Несовершенство каждого из применяемых в практике оценки профессиональной квалификации критериев определяет необходимость использования комплексного подхода к их выделению.

В рамках данного подхода оценка складывается из совокупности параметров:

  • личностного отношения педагога к данному направлению деятельности,
  • уровня его общей культуры,
  • профессиональных знаний и умений,
  • владения определенными методиками и технологиями,
  • способности их применять, адаптировать к имеющимся условиям, творчески преобразовывать.

Предлагаем рассмотреть некоторые критерии оценки показателей квалификации педагогических работников, разработанные авторским коллективом Орловского института усовершенствования учителей .

Компетентность в области личностных качеств

Показатель: «Общая культура».

Оцениваемый параметр: «Грамотность и доступность для понимания высказываний педагога, культура речи».

Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

Показатель: «Умение ставить цели и задачи работы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей».

Оцениваемый параметр: «Умение ставить цели занятия (других форм работы с детьми) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников».

Не только вопрос о выборе и формулировке показателей и критериев оценки качества профессиональной деятельности педагогов, но и проблема определения оптимальных форм проведения аттестационных мероприятий остается дискуссионной. В ряде регионов наблюдается тенденция значительного повышения требований к претендентам на высшую квалификационную категорию. Подобный подход объективно вполне оправдан, как попытка остановить девальвацию званий, степеней, категорий.

Вместе с тем нельзя забывать и о реальной кадровой ситуации в ДОУ страны.

Практика показывает, что в результате введения нового порядка аттестации педагогических работников большинство педагогов не может самостоятельно подготовиться к соответствующей процедуре. Особые трудности у воспитателей возникают в процессе выбора современных форм представления результатов педагогической деятельности, обобщения и распространения передового опыта работы (см. Приложение 1). При этом педагоги нуждаются не в разовых консультациях, а в систематизированно организованном непрерывном образовании (самообразовании).

Ограниченными нам представляются и подходы к осуществлению оценки качества профессиональной деятельности, основанные лишь на одной из методик: анализ портфолио, открытых занятий (других форм организации образовательного процесса), реферата, презентации. Целостное представление о работе педагога, его личностных и
профессиональных качествах может быть составлено лишь по итогам использования названных и других методик (собеседования с аттестуемым и с администрацией ДОУ, анализа результатов самооценки педагога, данных диагностики его компетенций, анализа продуктивной деятельности детей, планирования и материалов к занятиям, конспектов мероприятий) (см. Приложение 2).

В заключение хотелось бы привести слова В. Д. Шадрикова:

«Оценка уровня квалификации педагогических работников… - это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счет получения внешней оценки и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и профессионального развития педагога» .

* * *

Приложение 1 : Формы представления результатов педагогической деятельности

Выделяют две разновидности передового педагогического опыта:

  1. педагогическое мастерство - умелое, рациональное, комплексное использование педагогом эффективных методов, форм работы с детьми, образовательных технологий;
  2. педагогическое новаторство - это опыт, содержащий собственные творческие находки педагога (новые образовательные услуги, новое содержание, формы и методы, приемы и средства обучения, воспитания, развития).

Критерии оценки передового педагогического опыта

Новизна. Может проявляться в разной степени - от внесения новых положений в науку до эффективного нетрадиционного применения уже известных положений и рационализации отдельных сторон педагогического процесса.

Высокая результативность. Передовой опыт должен давать хорошие результаты - высокое качество обучения, воспитания, развития детей.

Соответствие современным требованиям. Опыт работы должен основываться на признанных достижениях науки и практики, актуальных на современном этапе развития образования.

Важна также ориентировка опыта на последние нормативные требования (приказы, распоряжения) федерального и регионального уровня.

Стабильность - сохранение эффективности опыта при изменении условий, достижение высоких результатов на протяжении достаточно длительного времени.

Возможность использования опыта другими педагогами и учебными заведениями. Передовой опыт могут сделать своим достоянием другие педагоги. Он не может быть связан только с личностными особенностями его автора.

Оптимальность опыта - достижение высоких результатов при относительно экономной затрате времени, сил педагогов и детей, а также не в ущерб решению других образовательных задач.

Педагогический опыт может быть представлен в различных формах. Приведем описание наиболее распространенных вариантов оформления опыта работы воспитателей и требований к ним.

Реферат (от лат. refero - докладываю, сообщаю) - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.

Структура и композиция реферата:

  1. Вступление. Во вступлении обосновывается выбор темы, могут быть даны исходные данные по рассматриваемой проблеме, сведения об авторах, занимающихся данной проблемой (Ф. И. О., специальность, ученая степень, ученое звание), раскрывается проблематика выбранной темы, ее теоретическое и практическое значение.
  2. Основная часть. Описание педагогического опыта.
  3. Вывод. Делается общий вывод по проблеме, заявленной в реферате.

Стилистика реферата. Рефераты пишутся обычно стандартным, клишированным языком, с использованием типологизированных речевых оборотов. К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. Им, как правило, присущи неопределенноличные предложения, отвлеченные существительные, специфичные и научные термины, свойственные исследуемой проблеме, слова-жаргонизмы, деепричастные и причастные обороты.

Рецензия и оценка реферата. Рецензия составляется на основе следующих факторов:

  • уровень эрудированности автора по изученной теме (современность и своевременность рассмотренной проблемы,
    степень знакомства автора работы с актуальным состоянием изучаемой проблематики, полнота цитирования источников);
  • личные заслуги автора реферата (дополнительные знания, использованные при написании работы, новизна поданного материала и рассмотренной проблемы, уровень владения тематикой и практическое значение исследуемого вопроса);
  • характер реферата (логичность подачи материала, грамотность автора, правильное оформление работы, соответствие реферата стандартным требованиям).

Отчет о проделанной работе. Итоги работы, результаты обобщения опыта можно оформить и в виде отчета.

К отчету предъявляются следующие требования:

  • четкость построения;
  • логическая последовательность изложения материала;
  • убедительная аргументация;
  • краткость и точность формулировок;
  • конкретность изложения результатов работы;
  • доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.

Структура отчета:

  • титульный лист,
  • аннотация,
  • содержание (оглавление),
  • основная часть,
  • список литературы,
  • приложения.

Аннотация должна отражать в очень кратком изложении основное содержание отчета: объем, количество и характер иллюстраций и таблиц, перечень ключевых слов, сущность выполненной работы, методы исследования (работы),
краткие выводы и возможности применения результатов.

Основная часть отчета включает:

  • введение;
  • аналитический обзор научно-методической литературы по теме;
  • обоснование выбранного направления работы (ее актуальность);
  • разделы (главы) отчета, отражающие методику, содержание и результаты выполненной работы;
  • заключение (выводы и предложения).

В приложения включают вспомогательный материал:

  • таблицы цифровых данных;
  • примеры заданий, конспектов, диагностических материалов;
  • иллюстрации вспомогательного характера.

Доклад о проделанной работе. По содержанию доклад является предназначенным для публичного выступления
аналогом отчета. Он может охватывать не всю исследуемую проблему, а только какую-то логически завершенную ее
часть, аспект. К оформлению и содержанию доклада предъявляются менее жесткие требования, чем к отчету. В докладе может не быть аннотации, разбиения по главам, по стилю изложения он должен быть больше приспособлен для устного выступления, восприятия на слух.

Статья является самой распространенной формой предоставления результатов исследования, обобщения педагогического опыта. Изложение материала в статье должно быть систематичным и последовательным. Особое внимание необходимо уделять стилю работы, соблюдению основных требований (ясность изложения, точность словоупотребления, лаконизм, строгое соблюдение научной терминологии, последовательность изложения позиций, логичность, взаимосвязь положений). Большое значение в подобной статье имеет изложение заключения, выводов и предложений.

Методическое пособие - форма представления результатов педагогической деятельности, доступная только опытным педагогам. Основой такого пособия могут стать теоретически обоснованные методические рекомендации
для совершенствования воспитательно-образовательного процесса. В пособии приводятся конкретные примеры применения рекомендуемых автором методов и методических приемов организации образовательного процесса, содержится наглядный материал.

Методические пособия можно разделить на группы:

  • методики преподавания какого-либо предмета, курса, образовательной области;
  • методические разработки, в которых, как правило, освещается методика преподавания отдельного раздела, темы
    учебной программы или нескольких отдельных разделов, тем;
  • методические рекомендации, которые посвящены отдельным аспектам совершенствования образовательного процесса (например, развитию творческого мышления детей при изучении образовательной области «Художественное творчество») .

Приложение 2: Анализ конспекта занятия в детском саду

Автор__________________________
Название_______________________
Тема__________________________
Образовательная область_______________
Возраст детей__________________________

Этап занятия: Оргмомент

Оцениваемые параметры:

Приемы организации работы детей на занятии:

  1. Суть используемых приемов (какие приемы использовались: «включение» долговременных учебных мотивов; пробуждение интереса детей; привлечение внимания за счет использования сюрпризных моментов; использование «дисциплинарных» методов).
  2. Оценка выбранных педагогом приемов (соответствие возрасту детей; эффективность; соответствие сюжету занятия, цели работы детей на занятии, программным задачам)

Этап занятия: Мотивационно-ориентировочный

Оцениваемые параметры:

Цель работы детей на занятии:

  1. Что явилось основой для формулировки цели (проблемная ситуация; учебная задача; практическое (творческое) задание или др.).
  2. Формулировка цели детьми (четкость формулировки; степень осознания и принятия детьми поставленной цели; степень участия детей в рассмотрении проблемы (учебной задачи), формулировке цели предстоящей работы).
  3. Объективность предлагаемой педагогом целевой установки (соответствие цели возрастным и индивидуальным особенностям детей, их интересам и потребностям, программным задачам воспитания, обучения, развития).

Мотивационные основы деятельности детей на занятии:

  1. Ориентированность педагога на создание мотивационной основы (добивается понимания и принятия детьми целей и задач занятия, формулирует критерии достижения целей, умеет вызвать интерес к различным видам деятельности, к передаваемой информации).
  2. Опора на личностные мотивы (стремление к общению, самореализации, самоутверждению, получению удовлетворения), познавательный интерес, эмоциональную сферу детей (стремление проявить участие в судьбе персонажа, помочь товарищам, порадовать своей работой близких и др.). Умение строить задания так, чтобы дети почувствовали свой успех.
  3. Формирование основ мотивации учения (демонстрация и организация практического применения ЗУН, компетенций; показ роли учения в жизни человека; знакомство с примерами учения в жизни значимых для ребенка людей; демонстрация достижений ребенка в учении, творческой и практической деятельности и др.)

Этап занятия: Поисковый

Оцениваемые параметры:

Организация педагогом совместной деятельности по выявлению путей достижения цели
работы детей на занятии:

  1. Формы и методы организации совместной деятельности (беседа, эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов; приемы активизации мышления; соотношение монологических и диалогических форм общения).
  2. Степень участия детей в составлении плана работы, самостоятельность в выборе форм работы, материалов

Этап занятия: Практический

Оцениваемые параметры:

Формы организации детской деятельности:

  1. Рациональность выбора методов (соответствие используемых методов и организационных форм работы целям, задачам и содержанию образовательного взаимодействия, интересам и потребностям, индивидуальным особенностям и возможностям детей; обоснованное чередование видов детской деятельности, активности, соотношение коллективных (групповых), подгрупповых и индивидуальных форм работы).
  2. Соотношение репродуктивных (рассказ, показ, объяснение и др.) и продуктивных (педагогические ситуации, эвристическая беседа, проблемный вопрос, экспериментирование, моделирование, конкурсы, проекты, постановка и решение познавательных, творческих, практических и игровых задач, задания на развитие психических процессов) методов, приемов активизации творческих способностей детей, любознательности.
  1. Воспитательные возможности содержания (решение задач нравственного, эстетического, личностного развития).
  2. Осуществление интеграции (интеграция различных видов деятельности, форм работы с детьми, содержания образовательных областей).
  3. Соблюдение дидактических принципов (системность изложения материала, соответствие возрасту, программе, объективность, доступность, наглядность, актуальность, новизна, проблемность, оптимальность объема материала).
  4. Единство структуры занятия (выдержанность сюжетной линии на протяжении всего занятия, наличие логической связи между формами работы, фрагментами занятия, сохранение целевых установок, мотивации, интереса и осмысленного отношения к работе).

Методическая, дидактическая и техническая оснащенность:

  1. Рациональность выбора материалов (соответствие возрасту, интересам детей, эстетическим и санитарным требованиям, удобство размещения, разнообразие материалов, обеспечивающее индивидуализацию работы, комплексный подход к рассмотрению объекта или явления, обоснованное использование современных информационно-коммуникативных технологий, ТСО, наглядности).
  2. Использование на занятии авторских дидактических и (или) методических разработок.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований:

  1. Соответствие длительности мероприятия возрастным нормам (соблюдение временных рамок, рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность темпа).
  2. Стиль общения педагога с детьми как один из факторов психологического комфорта детей (авторитарный, демократический, попустительский).
  3. Чередование видов деятельности в ходе занятия (соответствие требованиям к объему двигательной активности, интеллектуальной нагрузке, нагрузке на органы зрения и слуха; наличие заданий, обеспечивающих релаксацию, способность педагога корректировать формы и объем работы в соответствии с самочувствием детей)

Этап занятия: Рефлексивно-оценочный

Оцениваемые параметры:

Качество организации оценочной деятельности (педагог знакомит детей с наиболее наглядными параметрами и критериями оценки различных видов деятельности, форм работы; учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей при оценивании; применяет различные методы оценивания; умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки детей, способствует формированию у детей навыков самооценки различных видов деятельности)

Анализ конспекта выполнен______________________ (Ф. И. О. эксперта)

Экспертное заключение

по результатам профессиональной деятельности воспитателя

Воспитатель провела непосредственно образовательную деятельность по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы по образовательной области «Художественное творчество». Аппликация в старшей группе.

Интеграция с областями: «Формирование целостной культуры мира», «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы».

Тема: «Веточки вербы».

Программное содержание:

    Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны.

    Закрепить и расширить знания детей о вербе.

    Обогатить словарный запас детей существительными: верба, «барашки»; прилагательными: красивый, пушистый, мягкий, серый, овальный).

    Учить приемам нетрадиционной аппликации веток вербы в вазе, передавать форму, величину, расположение частей, соблюдая пропорции, используя всю площадь листа бумаги.

    Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами аппликации различными изобразительными материалами (пластилин, вата, цветной картон).

    Развивать воображение детей, фантазию, эстетическое восприятие, самостоятельность при выборе изобразительного материала.

    Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе родного края.

Была проведена подготовительная работа:

    Беседы о временах года.

    Чтение стихотворений о весне.

    Разучивание хоровода «Вербочка».

    Изготовление рамочек для будущих картин.

Анализ НОД:

Цели и задачи образовательной деятельности сформулированы с учетом возраста детей и объединены единым сюжетом.

Образовательная деятельность построена на сочетании современных технологий:

практической (деятельность детей) и игровой деятельности.

Степень проявления познавательной активности детей высокая, дети проявляли самостоятельность и творческую активность.

При выполнении детьми практических действий было использовано музыкальное сопровождение.

Применяла методы организации и осуществления познавательно – игровой деятельности: словесный (беседа, чтение стихотворений про весну, загадывание загадок);

наглядный (рассматривание ветки вербы, показ изготовления и расположения «барашек» на ветке);

дедуктивный (сравнение: барашки – пушистые).

Использовала методы стимулирования и мотивации учения, поощрения, индивидуального опроса и обращения.

В ходе образовательной деятельности, воспитатель применяла разные формы работы:

коллективную (беседа, прослушивание грамзаписи), индивидуальную

(ответы на вопросы), групповую (деятельность детей).

Проявлялась организованность и заинтересованность детей (отвечали на вопросы, внимательно слушали), дисциплинированность.

Используемый материал интересен, доступен, научен, посилен (соответствует

программе) для детей старшего возраста.

Нерационально использовано время на протяжении всей образовательной деятельности. Долгое время дети занмали статическое положение (много сидели).

Длительность занятия 40 минут, что несоответствует нормам Сан Пина.

Методы и приемы соответствуют содержанию и целям образовательной деятельности, возрасту и уровню подготовки детей.

Применяла здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, аромотерапия, физминутка, но забыла провести с детьми пальчиковую гимнастику.

К детям обращалась по именам (личностно – ориентированный подход), речь образная, эмоциональная, но иногда грамматически неправильная, так как использует в речи много уменьшительно-ласкательных форм слов (веточка, ваточка, картоночка и т.д.).

Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что цели образовательной деятельности достигнуты с учетом требований программы. Дети с поставленным заданием справились.

Дата написания Подпись эксперта

экспертного заключения: написавшего ЭЗ.

Экспертное заключение

по итогам оценки уровня квалификации старшего воспитателя

муниципального бюджетного образовательного учреждения

детский сад № … города Зверево Ростовской области

Ш. И. А.

В соответствии с порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209, приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 17.01.2011 № 12 «Об утверждении региональных нормативных документов по аттестации педагогических работников», приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.12.2010 №1024 «Об утверждении региональных нормативных документов по аттестации педагогических работников», приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 05.05.2014 № 271 «Об утверждении графиков проведения экспертизы профессиональной деятельности» эксперт по определению уровня профессиональной компетентности педагогических кадров Кутняхова Наталия Анатолиевна, кандидат педагогических наук, ведущий специалист отдела образования муниципального образования «Город Зверево», 29.05.2014 г. по 30.05.2014 г. провела экспертизу профессиональной деятельности старшего воспитателя муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад г. Зверево Ростовской области.

Экспертная оценка проводилась в соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки России по оценке уровня квалификации педагогических работников. Экспертом проведен анализ квалификационных показателей в соответствии с педагогическими компетенциями, проанализирован самоанализ педагогического работника, проведено собеседование с заведующим МБДОУ, проанализированы методический и дидактический инструментарий старшего воспитателя.

На основании проведенной экспертной оценки удостоверяю: старший воспитатель имеет среднее специальное образование, в окончила Донской педагогический колледж, по специальности «дошкольное образование», присвоена квалификация «воспитатель детей дошкольного возраста».

Общий трудовой стаж – 20 лет, стаж педагогической работы - 20 лет, в аттестуемой должности - 10 лет, стаж работы в данном учреждении - 20 лет, квалификационная категория – не имеет.

В межаттестационный период проходила курсы повышения квалификации: ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО «Экспертиза профессиональной деятельности и оценка уровня профессиональной компетентности педагога в ходе аттестации педагогических работников в контексте Федерального Закона об Образовании в Российской Федерации», 2014 г., 72 ч.

Принимала участие в региональном семинаре-совещании «Достижение качества дошкольного и общего образования в условиях введения ФГОС средствами учебно-методических комплектов издательства «Дрофа».

За успехи в профессиональной деятельности имеет поощрения и награды:

Грамота мэра за активную жизненную позицию и большой вклад в развитие образовательной системы,

Благодарственное письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, совершенствование воспитательного процесса, большой личный вклад в формирование нравственных основ детей,

Диплом открытого межрегионального турнира способностей «РОстОК-IntellectУм» за организацию и проведение турнира в ДОУ, активную жизненную позицию, профессионализм, творческий подход к работе.

Необходимые для успешной реализации методической и педагогической деятельности личностные качества старшего воспитателя развиты высоко.

Она обладает высоким уровнем профессиональной культуры. Отношения с коллегами по работе строит на основе принципов гуманизма и взаимного уважения. В педагогическом коллективе стремится создать благоприятные условия для позитивного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Всегда может найти подбадривающие и искренние слова для коллег и воспитанников, делом откликается на призыв о помощи. Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого педагога.

Старший воспитатель внутренне дисциплинирована, грамотно планирует и организует свое рабочее время, распределяет текущие дела, заранее предполагает временные затраты и выполняет работу в установленный срок. Обладает широким кругозором, тактична, деликатна в общении с коллегами и обучающимися. Обладает способностью к самоконтролю, самоорганизации и самодисциплине, сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой. Умеет объективно оценивать свои возможности и адекватно принимает оценочные суждения о себе со стороны всех участников образовательного процесса.

Результаты анализа деятельности старшего воспитателя позволяют оценить степень сформированности у нее отдельных компетенций.

В области постановки целей и задач педагогической деятельности старший воспитатель характеризуется как компетентный педагог. При организации методической работы, городских мероприятий, социально-значимых проектов и акций, мероприятий детского сада старший воспитатель грамотно формулирует их цели и задачи, разрабатывает положения, подбирает содержание и формы проведения, досконально продумывает методическое и дидактическое сопровождение каждого этапа своей деятельности. Учитывает возрастные и психологические особенности аудитории. Гибко реагирует на изменение ситуации, своевременно вносит коррективы в намеченный план деятельности.

В области реализации компетентности обеспечения мотивации учебной деятельности организует работу по повышению квалификации педагогов: планирует деятельность педагогов ДОУ, разрабатывает методические материалы в помощь педагогам, ведет работу по изучению и обобщению передового педагогического опыта, посещает и анализирует занятия и воспитательные мероприятия педагогов, оказывает помощь при подготовке открытых занятий, постоянно стимулирует работу педагогов по программному обеспечению образовательно-воспитательного процесса.

При этом старший воспитатель умело мотивирует педагогов на освоение нового методического материала. Для этого она использует методы социального проектирования, проблемного обучения, методику практико-ориентированной деятельности и другие активные формы познавательной деятельности. При планировании работы педагогов ДОУ старший воспитатель учитывает их интересы, проблемы и пожелания, а также необходимость оперативно знакомить коллег с современными достижениями и требованиями педагогической науки.

Старший воспитатель умеет пробудить интерес педагогов к работе с детьми и вовлечь их в активный поиск решения поставленных проблем. Осуществляет методическую помощь педагогам в воспитательно-образовательной деятельности в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Обладает умением обыгрывать ситуацию так, чтобы стать на позицию воспитателя, отмечает даже самый маленький успех коллег. Вызывает интерес к работе с детьми, организуя педагогические, методические советы, работу по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, проводит мастер-классы. Содействует выявлению и поддержке детей, обладающих высокими интеллектуальными способностями, оказывает помощь в раскрытии их потенциала.

Старший воспитатель имеет благодарности за организацию и проведение открытого межрегионального интеллектуального турнира способностей «РостОК-IntellectУМ».

Хороший уровень мотивированности воспитанников доказывается и показателями результативности готовности детей к школьному обучению:

2010-2011 учебный год

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

2013-2014

учебный год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

В области обеспечения информационной основы деятельности педагог характеризуется знаниями и умениями, соответствующими требованиям образовательных стандартов. В своей работе старший воспитатель использует следующие методы: деятельностный, диалог, дискуссии, практический метод, метод проблемного изложения, аналитический, сравнительный, обобщающий, объяснительно-иллюстративный, наглядный и др. Ведет педагогический мониторинг качества образования. Старший воспитатель владеет современными педагогическими технологиями: развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, интерактивного обучения, здоровье-сберегающие, технологии проблемного обучения, информационно-коммуникационные, игровые и др. Педагог использует компьютерную технику: ПК, МФУ; материалы мультимедийных дисков, электронные пособия, презентации, что позволяет активизировать познавательную деятельность педагогов и добиваться планируемых педагогических результатов. Активно использует материалы образовательных сайтов: , http://www.openclass.ru/

В области реализации программы и принятия педагогических решений педагог достаточно компетентен, знает основные нормативные документы. Годовой план старшего воспитателя составлен с учётом нормативных требований, темпа усвоения материала, требований ФГОС. Целенаправленно обновляет методические и дидактические материалы, многие из них разрабатывает самостоятельно.

Старший воспитатель делится своим опытом с коллегами: является руководителем городского методического объединения дошкольных работников, председателем комиссии по распределению надбавок педагогическим работникам за качество и результативность, владеет навыками публичных выступлений по вопросам дошкольного образования.

Анализ уровня компетентности в области организации учебной деятельности показал, что педагог владеет следующими умениями: организовывать воспитательно-образовательную деятельность педагогов, устанавливать отношения партнёрства, сотрудничества с коллегами; использует в воспитательно-образовательном процессе личный опыт педагогов, их собственные оценки и взгляды, умеет организовать педагогов для поиска дополнительной информации, необходимой при решении воспитательных задач, аргументирует оценку деятельности педагогов, показывает их достижения и пути преодоления трудностей, умеет сочетать методы оценивания, взаимооценки и самооценки педагогов.

На основании изложенного, эксперт считает, что уровень квалификации старшего воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад соответствует требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории по должности «старший воспитатель» (значение показателя уровня квалификации – 4,32).

Эксперт Кутняхова Н.А.

С экспертным заключением ознакомлена


Коллеги выкладываю своё экспертное заключение, может в качестве образца Вам будет интересно. I. Общие сведения об аттестуемом: Квалификационная категория, срок предыдущей аттестации: 26.03.2015года. Образование: среднее специальное, окончила Ташкентское педагогическое училище им. Н. К. Крупской 30 июня 1997 года, факультет дошкольное воспитание, по специальности: воспитатель детского сада. Диплом №419110, выдан 30.06.1997 года; НОУ «Рос Ноу» фа-культет психологии – педагогики, по специальности: педагог – психолог девиантного пове-дения. 2011г. по настоящее время. Учёная степень или звание – нет. Общий трудовой стаж: 12 лет Общий педагогический стаж: 8 лет 4 месяца Стаж работы в должности, по которой проходит аттестацию: 8 лет 4 месяца Стаж работы в данном учреждении: 5 лет Система повышения квалификации: — Московский институт открытого образования, 2010. 03., 72 часа.

Образец экспертного заключения по итогам оценки уровня квалификации воспитателя

Внимание

Экспертное заключение по итогам оценки уровня квалификации воспитателя Коноваловой Елены Владимировны МАДОУ ДС «Дарование» Экспертная группа в составе: Абаимовой Людмилы Юрьевны — методиста МКУ Ташлинский ИМЦ, Вильдяевой Галины Васильевны – старшего воспитателя МБДОУ Ташлинский ДС «Дружба», Злобиной Марины Венадьевны- старшего воспитателя МБДОУ Ташлинский ДС «Солнышко» — осуществила экспертизу профессиональной деятельности Коноваловой Елены Владимировны, воспитателя МАДОУ ДС «Дарование». Елена Владимировна имеет среднее специальное образование, закончила в 1984 г Бузулукское педагогическое училище по специальности: «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы». Стаж работы 29 лет, в данном учреждении – 14 лет, квалификационной категории в настоящее время не имеет.


В межаттестационный период курсы повышения квалификации не проходила. За свою работу Коновалова Е. В.

Экспертное заключение по итогам оценки уровня квалификации воспитателя

Инфо

Преподносит изучаемый материал логично, в игровой форме, понятной воспитанникам различных способностей, широко использует наглядный метод обучения. Информационно – коммуникативные технологии позволяют Елене Владимировне активно использовать их в образовательном процессе. В своей работе педагог использует презентационные слайды, видеоролики, обучающие игры, просмотр обучающих мультфильмов, интернет ресурсы.


В области реализации программы и принятия педагогических решений педагог высоко компетентен. Елена Владимировна отличается высокой требовательностью к себе. Анализ деятельности показывает, что образовательный процесс строится на комплексном подходе, принципах педагогики и сотрудничества; использует в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

Грамота администрации ДОУ за активное участие в конкурсе «Оформление группового участка»; 2011 г – Грамота за участие в конкурсе «Лучший уголок природы» в номинации «Дизайнерское решение в оформлении уголка природы»; 2012 г- Диплом 2 степени в конкурсе «Театр в жизни ребёнка»; 2013 г- Грамота администрации ДОУ за 2 место в конкурсе «Организация предметно – развивающей среды». Опрос родителей, беседа с коллегами показали, что необходимые для успешной реализации педагогической деятельности личностные качества педагога, такие как творческий подход к делу, ответственность, высокий уровень общей культуры и эрудиции, любовь к детям, полная самоотдача высоко развиты. По отношению к воспитанникам проявляет внимание к личности ребёнка, обеспечивая каждому ребёнку эмоциональное благополучие, через непосредственное общение с каждым из них.

Уважительно относится к чувствам и потребностям ребёнка, создаёт условия для свободного выбора детьми деятельности. Является для окружающих образцом педагогического мастерства и этики. Результаты анализа деятельности педагога позволяют оценить высокую степень сформированности у него профессиональных компетенций.

Важно

В области постановки целей и задач педагогической деятельности Елена Владимировна может сформулировать и обосновать цели и задачи собственной педагогической деятельности. Цели и задачи занятий формулируются на основе нормативных требований, в соответствии с возрастными, индивидуальными психологическими и физиологическими особенностями воспитанников. Свою профессиональную деятельность педагог выстраивает в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, федеральным государственным образовательным стандартом.


Основой профессиональной деятельности Е. В.

Образец написания экспертного заключения по аттестации воспитателей доу

Педагога отличает высокий уровень профессиональной компетентности в сочетании с уме-нием осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм воспитания, что позволяет осуще-ствить перенос основного внимания обучающихся с процесса передачи знаний на процесс разви-тия интеллектуальных и творческих способностей. Елена Владимировна умеет добиться понимания воспитанников, поставленных целей и за-дач, грамотно соотнести с ними полученные результаты обучения. Педагога отличает умение планировать свою деятельность на перспективу с учетом уровня развития детей.
Елена Владими-ровна, работая в тесном контакте со специалистами учреждения, проводит результативную работу с детьми по всем направлениям, что позволяет добиться положительной динамики по всем разде-лам программы, снизить психо-эмоциональное напряжение детей и обогатить их эмоционально-волевую сферу, повысить умственную работоспособность.
Экспертная группа: Директор ГБОУ начальная школа – детский сад №1659 Горлова О. А. Руководитель структурного подразделения по организации учебно – воспитательной работы ГБОУ начальная школа – детский сад № 1659 Черкашина Е. К. Председатель первичной профсоюзной организации ГБОУ начальная школа – детский сад № 1659 Сорокина Н.
В. М. п. Дата составления экспертного заключения С результатами экспертизы ознакомлен Е. В. Вартанян «Экспертное заключение проанализировано, материалы подготовлены к представлению на заседании Главной аттеста-ционной комиссии» Дата: Главный эксперт ГБУ г. Москвы «МЦОП» / / Главный эксперт ГБУ г.
В области обеспечения информационной основы деятельности педагог Вартанян Е. В. характе-ризуется знаниями и умениями, соответствующими требованиям образовательных стандартов. Елена Владимировна владеет современными методами, своевременно вносит в них необходимые коррективы в зависимости от сложившейся ситуации.
Применяемые ею методы всегда соответст-вуют целям и задачам обучения, содержанию изучаемой темы, условиям и времени, отведенным на ее изучение. Она обоснованно использует на занятиях современные информационно-коммуникативные технологии, как при изучении нового материала, так и при повторении. Для Вартанян Е. В. одним из важнейших аспектов преподавания является использование компьютер-ных технологий и интернет — ресурсов. Это позволяет не только совершенствовать навыки владе-ния компьютером, наглядно предъявлять материал, добиваться общекультурного развития воспи-танников.
Психолого – педагогические основы воспитания дошкольников». Данные курсы соответствуют профилю деятельности аттестуемого. Тема самообразования: «Использование мнемотехники при ознакомление со сказкой по ФГТ». Наиболее значимые награды, полученные аттестуемым за весь период педагогической деятельности: — Благодарственное письмо от администрации ГОУ № 1659 «За высокий уровень учебно – вос-питательного процесса в старшей группе» 2008 – 2009 уч. год. — Благодарственное письмо от администрации ГОУ № 1659 «За хорошую организацию воспита-тельной работы». 2009 -2010 уч. год. Наиболее значимые награды, полученные аттестуемым за последний межаттестационный период: — Благодарственное письмо от администрации ГОУ № 1659 «За раскрытие и развитие художе-ственных способностей детей». 2010 – 2011 уч. год.
Главная»Коллектив»Аттестация»Аттестация работников ДОУ. Приложения и экспертные заключения. Нормативные документык текущей странице» Воспитатель Методист ДОУ, включая старшего воспитателя Музыкальный руководитель Инструктор по физической культур Учитель-логопед Педагог-психолог Социальный педагог Воспитатель Приложение_воспитат.ДОУ_ ЭЗ_воспитатель_ДОУ_2016 Методист ДОУ, включая старшего воспитателя Приложение_методист, ст.воспит ЭЗ_методист ОУ, ДОУ, ШИ, ст. воспит Музыкальный руководитель Приложение_муз.рук.ДОУ, ДД 2016 ЭЗ_муз.рук.3 в 1_ДОУ, ДД, ПО_2016 Инструктор по физической культур Приложение_инструктор по физ-реДОУ_2014 ЭЗ_инструктор физ-ры_2 в 1_ДОУ, ОУ_2016 Учитель-логопед Приложение_учит-логопед ДОУ_ ЭЗ_учит-логопед(ДОУ, ОУ, Кор.ДОП)_2016 Педагог-психолог Приложение_педагог-психологДОУ_16 ЭЗ_педагог-психолог_ДОУ_16 Социальный педагог Приложение_соц.педагог ДОУ_16 ЭЗ_соц.
Методический вестник» 2012г.Принимала участие в организации конкурсов на уровне города, имею благодарственные письма:2011год и 2012 год, городской конкурс « Зеркало природы»;2011 год, третья городская спартакиада дошкольников, посвященная Дню Победы2012 год, городской конкурс «Мы — дети Галактики»2013год, городской конкурс рисунков «Русь святая»2013 год, городской конкурс творческих работ «Многообразие вековых традиций»Анализ уровня компетентности в области организации педагогической деятельности показал, что педагог владеет на высоком уровне следующими умениями: работать в коллективе, включаясь в систему деловых и межличностных отношений с другими участниками образовательного процесса, владеет организацией детского и взрослого коллективов, умеет создать положительный рабочий настрой при проведении педагогических заседаний, сочетает различные формы коллективной и индивидуальной работы.
Мачулина Т.Н является администратором сайта ДОУ №18 http://www.ladushki-dou18.ru/, имеет публикации на сайте « Мир дошкольного детства»:В области реализации программы и принятия педагогических решений педагог достаточно компетентен. Мачулина Т.Н. отличается высокой требовательностью к себе как к специалисту, реализующему образовательную программу и Программу развития ДОУ. Педагог успешно реализует задачи образовательной программы для дошкольников с учетом принципов индивидуализации и дифференциации и целенаправленно обновляет методические и дидактические материалы в методическом кабинете.Татьяна Николаевна являлась руководителем творческой группы по разработке образовательной программы МБДОУ «Детский сад №18 « Ладушки».

Современные научно-методические и технологические подходы в диагностике и оценке результатов деятельности организации дошкольного образования

Современное образование ориентировано на достижение высокого качества, доступность, непрерывность, повышение его инновационной и творческой роли, а также его направленность не столько на усвоение дошкольниками определенной суммы знаний, сколько на развитие созидательных способностей личности, стремления учиться, исследовать, познавать, нести ответственность за принятые ими решения. Реформирование системы образования должно базироваться на основе прогнозирования и отслеживания его качества. Отслеживание качества необходимо для сохранения образовательными учреждениями основных ценностей образования.
Анализ показывает, что заимствовать чужую систему оценки качества нельзя, как нельзя взять в готовом виде концепцию другого образовательного учреждения. Необходимо разрабатывать свою систему, формировать черты качества образования в дошкольном учреждении. На практике часто встречается ситуация, когда сама концепция качества образования не стала еще личным смыслом педагогических коллективов, мерилом всех изменений и достижений в образовании.
Комплексное изучение различных параметров оценки управленческой деятельности отражено в теории социального управления и зарубежного менеджмента (М. Альберт, И.В. Бизюкова, П.Ф. Друкер, Л.И. Меньшиков, М.Х. Мескон, А.М.Омаров, Г.Х. Попов, Ф.А. Тейлор, Ф. Хедоури и др.); в управлении педагогическими системами (Е.С. Березняк, Т.М. Давыденко, В.И. Зверева, М.И. Кондаков, B.C. Лазарев, А.А. Орлов, М.М. Поташник, B.C. Пикельная, Е.П. Тонконогая, П.И. Третьяков, П.В. Худоминский, P. X. Шакуров и др.).
Отдельным аспектам управленческой деятельности руководителей ДОУ посвящены работы К.Ю. Белой, А.К. Бондаренко, Е.Ю. Демуровой, Т.С. Комаровой, Л. В. Поздняк, Р.Я Спружа, А.Н. Троян и др. Ими обоснованы требования к руководителю, выделены основные направления его деятельности. Особый интерес представляют исследования Ю.А. Конаржевского, Э.В. Литвиненко, В.Г. Молчанова, Г.М. Тюлю, Т.И. Шамовой, в которых разработаны варианты программ оценки управленческой деятельности руководителя в системе образования, в то время как по вопросу оценки управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением специальных исследований не проводилось.
С. Ф. Багаутдинова, Г. Ш. Рубин, Н. Г. Корнещук, А. Н. Старков, учитывая задачу системного развития предшкольного образования, для оценки результатов выбирают интегративную характеристику готовности ребенка к школе (физической, интеллектуальной, личностной), дополняя ее социально значимыми показателями деятельности учреждения (уровень заболеваемости, показатели функционирования ДОУ, востребованности ДОУ среди населения). Однако ряд ученых критически относится к целесообразности подобного показателя. Так, Т. И. Ерофеева считает, что форсированная целевая специальная подготовка к школе порождает отсутствие мотивации к учению, неврозы, угасание самостоятельности и творческой активности, ухудшение здоровья детей. Введение стандартов, «подстроенных под школу», может серьезно изменить, по ее мнению, статус дошкольного образования (М. С. Аромштам, А. К. Белолуцкая, Е. В. Овчинникова). Основные направления обеспечения комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов как открытой образовательной системы основаны на концептуальных положениях А.И. Остроуховой, Медведниковой.

Проблема.
Анализ практических материалов в органах управления образованием также показал отсутствие четко продуманной системы научно-обоснованных критериев и инструментария оценки управленческой деятельности руководителей.
Сегодня при решении проблемы качества образования можно проследить два направления, которые выводят оценку образовательных систем на принципиально новый уровень.
Первое направление связано с развитием количественного анализа, основанного на данных государственного обязательного статистического наблюдения, внешней оценки образовательных достижений, обработки результатов социологических исследований. Это позволяет перейти от суждений и мнений к обоснованному сравнительному анализу, прогнозу по выявлению зависимостей различных факторов, влияющих на результативность образовательных систем.
Второе направление основано на смещении приоритетов в оценке образования с процесса на результат. Вариативность образовательных программ, появление новых образовательных технологий указали на то, что схожие результаты функционирования образовательных услуг могут быть достигнуты разными путями, которые во многом определяются ее индивидуальными характеристиками.
В связи с этим возникает проблема измерения качества образования, связанная с тем, что:
- качество образования необходимо оценивать для обеспечения гарантии прав человека на получение образования, соответствующего мировому уровню;
- качество образования должно являться мерилом всех достижений дошкольного учреждения и вносимых изменений в образовательную политику и практику, поэтому необходимо уметь его оценивать;
- оценивать качество необходимо, прежде всего, для осмысления и формулирования целей развития, создания образцов новой практики, а не только для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение функционирования образовательных учреждений;
- ценна сама система отслеживания, постоянного измерения качества (мониторинг качества). Самоанализ деятельности на всех уровнях ценен тем, что позволяет определить, где дошкольное учреждение находится на сегодняшний день по сравнению с другими, для того, чтобы оставаться конкурентоспособным.
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что существует противоречие между необходимостью повышения качества управления дошкольными учреждениями и отсутствием научного подхода к оценке управленческой деятельности руководителя ДОУ.
Итак, многие авторы связывают оценку качества с характеристикой образовательного процесса и его результатов, тогда как существующая практика оценивания в ходе аттестации дошкольных образовательных учреждений ориентирована прежде всего на оценку условий образовательной деятельности.

Понятие «качество образовательного процесса» многогранно. С точки зрения детей, это обучение в интересной, увлекательной для них игровой форме; с точки зрения родителей, это эффективное обучение их детей по программам, сохраняющим здоровье детей (как психическое, так и физическое), поддерживающим у детей интерес и желание учиться, обеспечивающим возможности поступления и школу и др.; с точки зрения воспитателей, это, с одной стороны, положительная оценки их деятельности руководителем ДОУ и родителями, с другой - успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс их воспитанников; с точки зрения, руководителя ДОУ это:
во-первых, эффективность деятельности воспитателей и ДОУ как организационной структуры;
во-вторых, высокая оценка деятельности воспитателей и ДОУ со стороны родителей и детей;
в-третьих, успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс воспитанников ДОУ;
в-четвертых, высокая оценка деятельности руководителя и ДОУ со стороны управляющих органов образования; с точки зрения руководителя микро или макро-уровня, это эффективность функционирования и повышение жизнестойкости управляемой подсистемы.
Анализ разных подходов к оценке качества дает основание утверждать, что показатели результативности должны быть количественно ограниченными, проверяемыми и позволяющими устанавливать продвижение ребенка в своем развитии на протяжении всего дошкольного детства.
В сою очередь Модель комплексной оценки должна включать в себя сбалансированное сочетание нормативно-ориентированного, содержательно-целевого, организационно-технологического, мотивационно-личностного, контрольно-диагностического и коррекционно-аналитического компонентов, с учетом которых определены критерии и показатели.
Под критерием комплексной оценки понимается признак степени соответствия качества профессиональной деятельности педагога установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам. Под показателем–количественная и качественная характеристика профессиональной деятельности педагога, являющаяся результатом измерения.
Основой для выработки единой стратегии и управления оценкой качества образования является проектирование различных видов мониторинга (информационный, базовый, управленческий и комплексный) и его основных этапов, которые разрабатываются в совместной деятельности на специальных заседаниях педагогических мастерских. Мониторинговые исследования осуществляются по оценке качества образования: качества целей, условий, процессов, результатов (предметные, метапредметные, личностные результаты, ценности, здоровье всех участников учебного процесса). Особый интерес вызывает педагогический мониторинг, включающий: мониторинг эффективности учебно-воспитательного процесса; инновационных процессов (инновационной, исследовательской, экспериментальной деятельности); развития личности детей и педагогов; успешности учения; качества освоения компонентов образования; сформированности видов и умений педагогической деятельности; творческого уровня детей и педагогов.
Образовательная квалиметрия (Технология комплексной оценки), основными положениями которой являются:
рассмотрение качества деятельности дошкольного образовательного учреждения как единой системы элементов, их свойств и характеристик, функционирование и развитие которых носит закономерный характер, с позиций системного подхода, образовательной квалиметрии, теории качества;
обеспечение объективности результатов оценивания дошкольного образовательного учреждения определением ценностных предпочтений субъекта оценивания в свете социального заказа общества к образованию;
рассмотрение объекта оценивания по интегральной совокупности показателей, что позволяет учесть весь комплекс показателей, все многообразие деятельности дошкольного учреждения, что обеспечивается агрегированием показателей качества деятельности дошкольного образовательного учреждения в единую комплексную количественную оценку.
Процесс оценивания качества в квалиметрии, представляющий собой следующую последовательность действий:
определение целей оценки объекта;
раскрытие структурности качества объекта;
определение номенклатуры взаимосвязанных показателей качества объекта, а также статистических характеристик показателей (статусы и весомости);
определение значений показателей качества объекта;
оценка качества объекта;
свертка оценок показателей качества в единую комплексную оценку;
анализ полученных результатов.
Для проведения объективной оценки качества профессиональной деятельности педагогов по каждому показателю подобран комплекс методов: изучение документов, анализ педагогической деятельности, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, экспертная оценка, самооценка, самоанализ; педагогическая диагностика, мониторинг, контроль (оперативный, текущий, предупредительный, срезовый, тематический, результативный), аттестация, методы статистической обработки данных. В качестве примера в приложениях 1–2 соответственно представлены анкеты "Удовлетворенность родителей деятельностью педагогических и руководящих работников ДОУ" и "Выявление факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов".
Одним из этапов процесса оценивания качества, в соответствии с требованиями образовательной квалиметрии, является разработка номенклатуры показателей качества, в соответствии со структурой, представленной на схеме 1.

Основным структурным компонентом среди критериев комплексной оценки является методическая работа дошкольного учреждения.
Методическая работа существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать ее как важный фактор управления современным ДОУ.

Основными критериями оптимальности конечных результатов методической работы в ДОУ являются:
1. критерий результативности; достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышаются до оптимального уровня (или приближаются к нему) за отведенное время без перегрузки;
2. критерии рациональных затрат времени, экономичности методической работы; достигается там, где повышение мастерства педагогов с целью оптимизации обучения и воспитания проходит при разумных затратах времени и усилий педагогов на методическую работу и самообразование, во всяком случае без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие этого критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы;
3. критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом; можно считать достигнутым, если в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов, наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатами своего труда.
Проблема оценки качества профессиональной деятельности воспитателя ДОУ
Содержание комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов предусматривает рабочие инструкции и оценочно-измерительные материалы: схемы анализа планирования, нормативно-документационного обеспечения, непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, иных мероприятий образовательного процесса, оценочные листы, карты, в т. ч. разработанные Л.М. Денякиной, М.В. Корепановой, И.А. Липчанской. Для проведения объективной оценки качества профессиональной деятельности педагогов с помощью вышеуказанных схем в помощь экспертам были разработаны рабочие инструкции.
Рассмотрим методику данной оценки. Например, значения показателей 1.1–1.5, используемых при расчете по критерию 1, определяются с помощью порядковой шкалы измерения (от 1 до 5 баллов). Она устанавливает порядковые отношения предпочтительности и позволяет судить об отношениях "лучше – хуже" между сравниваемыми объектами по измеряемому качеству.
Порядковая шкала в данной методике представляет собой ряд чисел, которые соответствуют определенной степени выраженности оцениваемой профессиональной деятельности педагогов, ее качества применительно к дошкольному образовательному учреждению. Несколько оценок (от 1 до 5 баллов) характеризуют степень выраженности качества оцениваемой характеристики. Эксперт выбирает оценки, наиболее отвечающие качеству профессиональной деятельности педагога, при этом имеющие промежуточную шкалу между качественной и количественной.
Обработка и анализ суммированных балльных оценок проводятся на основе методов математической статистики с выведением среднего балла по каждому из шести критериев по формуле:
S (к) = Б (п) + Б (п) + … + Б (п),
К (п)

Где Б (п) – балл по показателю;
К (п) – количество показателей;
S (к) – средний балл по критерию.

Каждый показатель в данной методике состоит из двух частей: содержательной и оценочной. Содержательная часть включает в себя качественную характеристику профессиональной деятельности педагога, оценочная часть – шкалу оценок по пятибалльной системе, что позволяет наиболее объективно оценить специалиста по каждому показателю:
4–5 баллов – профессиональная деятельность педагога полностью отражает качественную характеристику, ярко выражена и стабильна;
3–4 балла – в профессиональной деятельности педагога в основном отражается данная характеристика и проявляется достаточно устойчиво, педагог стремится достичь качества;
2–3 балла – данная характеристика проявляется в профессиональной деятельности педагога нестабильно, но в пределах допустимой нормы, педагог не в совершенстве овладел теоретическими знаниями и методами использования их на практике;
1–2 балла – характеристика профессиональной деятельности по данному показателю выражена недостаточно, проявляется нестабильно, уровень развития педагога на грани критического.
При определении итогового среднего балла их максимальное число (или максимальная сумма?) может достичь 30. Уровень профессионализма педагога определяется исходя из следующей градации.
О низком уровне свидетельствует сумма 15–20 баллов. На данном репродуктивном (технологическом) этапе находится так называемый педагог-исполнитель. Для него характерно отсутствие потребности в самостоятельной оценке профессиональной деятельности, следование стереотипам, методическим рекомендациям без учета меняющихся условий, особенностей воспитанников, потребностей их родителей, социального заказа общества, ориентация на репродуктивные формы образовательного процесса.
20–25 баллов – конструктивный (эвристический) уровень – свидетельствуют о том, что педагог является личностно-ориентированным практиком. Это означает наличие у него самостоятельных суждений, но с недостаточно доказательной аргументацией, он использует в работе аналитические навыки, диагностические методы, современные средства воспитания и обучения. Воспитатель среднего уровня в большинстве случаев реализует дифференцированный подход к детям, учитывает потребности их родителей, координирует свою профессиональную деятельность в соответствии с социальным заказом общества.
Работник ДОУ, получивший от 25 до 30 баллов, находится на высоком исследовательском (креативном) уровне. Педагог-мастер – компетентный исследователь, который осознанно выбирает инновационные методы, формы и средства образовательного процесса, самостоятельно разрабатывает педагогические технологии и методики, хорошо владеет доказательной научной аргументацией, придерживается собственных педагогических принципов и реализует их на практике. Кроме того, он прогнозирует развитие воспитанников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляет педагогическое образование их родителей, исходя из имеющихся потребностей, а также выполняет свою работу в тесном взаимодействии и сотрудничестве с представителями социальных институтов.
Комплекс показателей, определяющий уровень профессиональной деятельности педагогических работников:
повышение квалификации, профессиональная переподготовка;
знание нормативно-правовой базы, теоретических и практических основ профессиональной деятельности;
знание и использование информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитательной работы;
участие в проблемно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности;
результаты работы по снижению уровня заболеваемости детей;
результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками;
уровень освоения детьми общеобразовательной программы ДОУ;
обеспечение безопасных условий пребывания детей в ДОУ;
качество организации развивающей среды группы;
результаты участия воспитанников в мероприятиях различных уровней;
рейтинг педагога среди родителей;
наличие обобщенного педагогического опыта;
наличие научно-методических материалов;
участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, в работе МО ДОУ, секций,
педсоветов;
проведение открытых занятий, мастер-классов;
профессиональная активность педагога: руководство МО, творческой группой; участие в оргкомитетах, жюри конкурсов, аттестационных комиссий; сопровождение педагогической практики студентов;
участие в профессиональных конкурсах;
поощрения педагога в межаттестационный период.

На первый план сегодня выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя:
четкое видение современных задач дошкольного образования;
ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
гуманная педагогическая позиция;
умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;
умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность;
умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и технологий, оценивать их соответствие принятым на государственном уровне целям образования, задачам гуманизации образовательного процесса, возможностям и потребностям детей;
способность к самообразованию, самовыращиванию личностных структур сознания, придающих гуманный смысл
деятельности педагога.

Таким образом, нормативные требования к профессиональной деятельности, нашедшие отражение в квалификационной характеристике воспитателя и включающие базовые знания, умения, навыки, дополняются показателями, отражающими способность применять ЗУН, осмысливать профессиональный опыт, добиваться результата.
В соответствии с данной тенденцией в содержание профессионального образования и методики оценки профессиональной деятельности вводятся такие конструкты, как компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества.

Итак, комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения предусматривает ряд составляющих: соответствующие методы; составные части и этапы оценки; характер их связей между собой и со всей деятельностью.
Использование модели комплексной оценки помогает педагогу выявить имеющиеся проблемы, стимулирует его повышать качество собственной профессиональной деятельности и уровень профессионализма. Комплекс корректирующих действий и мероприятий по результатам оценки качества профессиональной деятельности педагогов позволяет получить конечный результат, ради которого разработана данная модель (достижение, поддержание и повышение качества профессиональной деятельности педагогов, удовлетворение потребностей и ожиданий участников образовательного процесса).
Представленные материалы не претендуют на полное освещение всех аспектов рассмотренной проблемы, но дают импульс к дальнейшему изучению вопросов оценки качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Взаимосвязь этих вопросов с решением проблемы субъектов оценивания указывает на актуальность дальнейшего теоретического и эмпирического изучения темы комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников.

В качестве основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.

Таким образом, иерархическую структуру качества деятельности ДОУ, в соответствии с основными функциями, можно представить следующим образом:
1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей;
2. Развитие детей;
2.1. Физическое развитие;
2.2. Познавательно-речевое;
2.3. Социально-личностное;
2.4. Художественно-эстетическое;
3. Взаимодействие с семьей.

Степень достижения цели оценивается через степень реализации основных функций ДОУ.

Приложение №1

Модель комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ
Л.Ф. Медведникова,
канд. пед. наук

Цель:
Комплексная оценка качества профессиональной деятельности, определение уровня профессионализма
Виды комплексной оценки:
внутренняя;
внешняя

Компоненты комплексной оценки:
нормативно-ориентированный;
содержательно-целевой;
организационно-технологический;
мотивационно-личностный;
контрольно-диагностический;
коррекционно-аналитический
Критерии:
реализация нормативно-правового и документационного обеспечения;
соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования;
создание предметно-развивающей среды;
деловые и личные качества педагога, мотивация к педагогической деятельности;
результативность образовательного процесса;
коррекция педагогической деятельности
Методы:
изучение документов;

Анализ;
самооценка, самоанализ;
мониторинг;
тестирование;
анкетирование;
беседа;
наблюдение;
контроль;
экспертиза;
аттестация

Уровни профессионализма:
репродуктивный (технологический);
конструктивный (эвристический);
исследовательский (креативный)
Результаты:
Достижение, поддержание и повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников.
Удовлетворение потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса

Приложение 2

Показатели комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ
1. Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов дошкольного образования.
2. Применение на практике положений дошкольной педагогики, психологии и педиатрии.
3. Соблюдение инструкций по охране труда, технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников.
4. Культура делопроизводства педагогов.
5. Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества.
6. Объем педагогических знаний, соответствующий и (или) превышающий требования дошкольного образования.
7. Реализация современных образовательных программ и методик дошкольного образования.
8. Эффективность педагогических приемов и технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
9. Использование информационных технологий.
10. Комплексная система планирования образовательной деятельности, маршрутов индивидуального развития воспитанников.
11. Соответствие содержания образовательной деятельности требованиям образовательных программ дошкольного образования.
12. Использование инновационных методов, средств и форм дошкольного образования.
13. Создание современной, эстетически привлекательной предметно-развивающей среды.
14. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к содержанию детей дошкольного возраста.
15. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в детском коллективе.
16. Участие в творческой, экспериментальной работе по проблемам дошкольного образования.
17. Осуществление самовоспитания и самообразования.
18. Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
19. Дисциплинированность и ответственность.
20. Реализация образовательных программ дошкольного образования в полном объеме.
21. Достижения участников образовательного процесса (конкурсы, выставки).
22. Диагностика развития (знаний, умений, навыков) воспитанников.
23. Координация образовательного процесса, его соответствие требованиям дошкольного образования.
24. Взаимодействие с социальными институтами по вопросам дошкольного образования.
25. Педагогическое образование родителей воспитанников.