Патриотическое воспитание дошкольников по фгос. Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Организация: МБДОУ детский сад №27 «Березка»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка.

Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность. Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО.

Но патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительной деятельности, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется под влиянием идеологии, среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе, в коллективе. Поэтому процесс воспитания патриотизма является составной частью и одной из главных задач идеологической работы.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны.

Но никакие знания взрослого не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.

Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе использовать наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитывать к нему любовь и уважение.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Надо показать ребенку, что твоя малая родина славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках (день города, День Победы, День защитника Отечества). Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у детей создаются не только представления о их городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.

Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Воспитывать у детей любовь к своему городу, подводить их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего

Использование данных подходов позволит формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны

Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:

– экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.;

– рассказ воспитателя;

– наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;

– беседы о родном городе, стране, ее истории;

– показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

– прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.;

– использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);

– ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);

– знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов.

– организация тематических выставок;

– участие в общественных и календарных праздниках;

– участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в дошкольных учреждениях значительное место занимают учебно-развивающие игры:

– дидактическая игра «Герб города»;

– дидактическая игра «Путешествие по городу»;

– дидактическая игра «Продолжи пословицу».

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. В связи с этим базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где казалось бы при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной войне?

Стоит ли держаться своих исторических корней или лучше, современнее, а стало быть, и практичнее не иметь приоритетов, а принимать то, что нравится, независимо от культурной принадлежности явления?

Все та же народная мудрость гласит «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Перефразируя, можно сказать, что человек, не знающий прошлого своего народа, его культуры, подобен дереву без корней. Не имея нравственных ориентиров, человек теряет самые главные человеческие ценности.

Через чувственное познание дети знакомятся с отношениями в семье, социальными ролями, разделением труда, предметами быта, народными праздниками, правилами поведения.

Эти социальные роли можно дать примерить, в полном смысле слова. Обыгрывание литературных произведений, малых фольклорных форм, фрагментов обрядовых действий помогают самопознанию малышей, дают точку опоры и открывают перед ними простые семейные ценности.

Тут же происходит развитие речевого аппарата. Скороговорки, поговорки, пословицы как нельзя лучше подходят для этого. К тому же, узнавая народные приметы, осмысливают их, устанавливают причинно следственные связи, пытаются самостоятельно подражать им. А это уже словесное творчество. Красноречие всегда ценилось в любом обществе.

Разделение социальных ролей приносит и разделение труда. Девочки шьют одежду, пришивают пуговицы или заплатки. Мальчики изготавливают лавки, люльки, сани.

Девочки плетут ковёр, а мальчики плетень. Главное здесь – забота о родных и близких. Хорошо если группа детей разновозрастная.

Таким образом, старшие могут передать свои умения и знания, приобретая при этом терпение, умение продумать процесс последовательно и научить других.

Народная культура не только хранит эталоны этих качеств, но и бережет их в естественных и универсальных формах, доступных пониманию детей. Народная педагогика приспособлена к детскому восприятию, предусматривая особенности мышления детей разного возраста. Дети, впитавшие историческую родную культуру во всем ее многообразии, легко входят в культуру современную, опираясь на незыблемые установки, помогающие им отличить добро от зла, честь от бесстыдства, ответственность от праздной болтовни.

Таким образом, можно сделать следующие выводы

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Москва 2013г.

2. ФГОС дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.

3. Информационное методическое письмо Департамента образования Белгородской области «Организация образовательного процесса в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Белгородской области в 2014 – 2015 учебном году».

4. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., - Волгоград, 2008.

5. Воспитание детей на традициях русской культуры / Лунина Г. В., - М. , 2005.

6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.

7. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007.

Глазкова Наталия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Староильдеряковский детский сад"
Населённый пункт: Д.Старое Ильдеряково, Аксубаевский район, Республика Татарстан
Наименование материала: статья (из опыта работы)
Тема: Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Дата публикации: 11.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Нравственно – патриотическое

воспитание детей дошкольного

возраста в соответствии с ФГОС

(из опыта работы)

Проблема нравственно-патриотического воспитания личности всегда была одной

из актуальных, а в условиях введения ФГОС ДО она приобретает особое

значение. Это связано с преобладанием материальных ценностей перед

нравственными ценностями в нашем обществе, у мальчиков искажено

представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве.

О необходимости нравственно-патриотического воспитания с яркой очевидностью

говорят наши дни.

Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе

накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к

близким, родному краю. Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно

начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке,

бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его

окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». Развитие

любви и привязанности к дому – первая ступень нравственно-патриотического

воспитания детей дошкольного возраста.

Цели и задачи

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к

отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям,

становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей

происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Поэтому для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и

взаимопонимания в семье;

Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский

Развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях

Пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству,

обычаям, традициям своего народа

Развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине

Формировать чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их

культуре и традициям

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время

предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм

формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром

человека, его личными переживаниями. И задача педагогов сделать так, чтобы эти

переживания были яркими, незабываемыми.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с

дошкольниками:

Обустройство патриотических уголков в ДОУ;

Организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение

музеев, выставок;

Организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования,

конкурсы);

Проведение тематических занятий на тему любви к Родине, чтение

соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов,

В своей работе я использую разнообразные методы и формы работы с учётом

возрастного мировосприятия детей;

Экскурсии и целевые прогулки;

Рассказы и беседы о родном крае, стране, её истории;

Наблюдение за изменениями в облике родного села, за трудом взрослых;

Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);

Использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры

русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

Ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством

(роспись, игрушки, вышивка);

Организация выставок и конкурсов;

Участие в общественных и народных календарных праздниках;

Участие детей в посильном общественно – полезном труде.

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам

Мероприятия по патриотическому воспитанию приурочиваю обычно к

празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День

Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.

При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения

праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провела акцию

«Подарок ветерану», выучили с детьми песни, стихотворения соответствующей

тематики.

При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется

понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи,

Родины, ее защитники.

Международный женский день посвящен формированию у дошкольников

семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи.

Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек.

Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие

способности.

Народные праздники

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны

проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в группе

организовываю беседы по ознакомлению с народным бытом, праздниками,

рассматриваем иллюстрации. Отмечаем народные праздники песнями,

хороводами, играми, хорошим настроением.

Празднование Масленицы всегда организовываем во время прогулки, участвуют в

них все дети ДОУ одновременно. Дошкольники знакомятся с историей

возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы –

блины, к их изготовлению привлекаем родителей.

Светлый День Воскресения Христова за долгие годы не утратил своего

значения, и ежегодно отмечается с большим торжеством и радостью. Все

мы помним и ждем неповторимую атмосферу этого праздника, с его

непременными куличами и крашеными яйцами.

Свои символ есть и у

праздника Пасхи. Дети с интересом расписывают пасхальные яйца, с

удовольствием участвуют в играх с яйцами.

Одним из значимых и почитаемых праздников на Руси является Троица. В Троицу

земля, вода и лес – именинники. С давних пор люди прославляли и оберегали лес,

а больше всего народ любил березку – символ добра, любви и чистоты. Именно

русская красавица – березка является символом Троицы.

Через народные праздники мы знакомим детей с обычаями их празднования,

воспитывая

народной

культуре,

традициям,

уважение друг к другу, заботу о природе.

Спортивные игры

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание

физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является

неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не

только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов,

укрепляют семейные узы и традиции.

Занятия по изучению государственной символики

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание

государственной символики страны. Для их изучения проводятся

соответствующие занятия-беседы.

Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и

расширить знания о государственной символике, познакомить со значением

цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем

крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить

познавательный интерес к истории своей Родины.

Раскрытие темы малой родины

Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно

приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту.

Одним из способов является посещение краеведческого мини-музея. Другим

методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение

достопримечательностей.

Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить

дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его

особенностей развития и становления.

Патриотическое воспитание стараюсь осуществлять в тесном взаимодействии с

родителями:

Анкетирование; консультации (информация) для родителей;

Родительские собрания;

Совместные мероприятия с родителями;

Наглядная информация в раздевалке;

Выставки совместного творчества;

Участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада.

Работа по приобщению малышей к русской народной культуре еще не закончена,

но уже сегодня, наблюдая за детьми, можно утверждать, что результаты

проводимой работы положительные.

Патриотизм - это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание - это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Актуальность патриотического воспитания

Дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.

Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.

Цели и задачи

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:

  • формирование нравственно-духовных особенностей личности;
  • формирование чувства гордости за свою нацию;
  • формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
  • формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Формы и методы организации работы

Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.

Вторая часть методологической работы - это семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками:

  • обустройство патриотических уголков в ДОУ;
  • организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;
  • организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);
  • проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.

Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам

Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.

При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провести акцию «Голубь мира», изготовив вместе с детьми белых бумажных голубей как символов мирной жизни. Для самого мероприятия выучить военные песни («Катюша», «День победы» и т. п.), стихотворения соответствующей тематики. Можно организовать встречу с ветеранами или детьми войны в рамках проекта «Такое разное детство: война и мир».

При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В сам праздник можно провести несколько различных мероприятий в зависимости от возраста детей, например, праздник-поздравление отцов стихами, песнями и танцами военной тематики, спортивно-соревновательные конкурсы, занятие-беседу «Нам нужен мир», посвященную армии, которая защищает нашу страну.

Посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.

Народные праздники

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям.

Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение.

Празднование Масленицы можно организовать во время прогулки, участвовать в нем могут все дети ДОУ одновременно. В представлении принимают участие Зима, Весна, скоморохи. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы - блины, к их изготовлению можно привлечь родителей, устроить своеобразную ярмарку.

Свои символы есть и у праздника Пасхи. Проводится занятие по росписи пасхальных яиц. Здесь существует масса методик и техник, которые дают ребенку возможность развивать свои художественные способности.

Спортивные игры

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции.

Можно проводить соревнования между одновозрастными группами по соответствующей тематике, например, посвященные русским богатырям. Во время праздника дети знакомятся с русскими былинами о богатырях, с их ратными подвигами. Проводятся такие конкурсы, как:

  • «Меткий стрелок» - метание мячиков в цель.
  • «Быстрый наездник» - соревнование-эстафета по скачкам на резиновых лошадках или больших мячах.
  • «Самый сильный» - выталкивание плечом соперников за границы мата.
  • «Богатырская помощь» - разобрать по кубикам вход в пещеру и спасти прекрасную девицу.

Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества для учащихся старшей и подготовительной группы можно организовать военную игру «Зарничка», в которой папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах для болельщиков. Такая игра воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта.

Занятия по изучению государственной символики

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России».

Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.

Занятия можно проводить с помощью информационно-комуникационных технологий. Для этого нужно подготовить презентацию по заданной тематике, запастись аудиозаписью гимна.

Последовательность проведения занятия может быть следующая:

  1. Вступительная часть, в которой дети знакомятся с географическим положением и величиной страны.
  2. Знакомство с флагом России, символикой его цветов. Можно провести игру «Сложи флаг».
  3. Знакомство с гербом. Воспитатель объясняет детям само понятие герб, проводит игру «Придумай и нарисуй герб своей семьи».
  4. Прослушивание государственного гимна.
  5. Заключительная часть, в которой проверяется, как дошкольники усвоили материал.

Раскрытие темы малой родины

Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте к его традициям и быту.

Одним из способов является организация в ДОУ краеведческого мини-музея. В нем можно собрать коллекцию старинных вещей, характеризующих быт, образцы изделий народного творчества (вышивки, салфетки, скатерти, обереги, посуда, игрушки).

Другим методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей.

Также проводятся познавательные уроки. Для занятий выбираются соответствующие темы по патриотическому воспитанию. Дети узнают о своих знаменитых земляках, об истории возникновения и развития своего родного населенного пункта, о природных особенностях края, изучают народный фольклор.

Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это не только 1-2 урока в начале года, когда говорят о могуществе России и подвигах нашего народа. Нужно регулярно рассказывать воспитанникам о славном историческом прошлом России, любви к своей семье, друзьям, родному краю в целом. Формирование правильных патриотических чувств - это первый шаг к становлению развитой во всех планах личности. Для ребенка, воспитанного в духе патриотизма, любовь к своей Родине не будет банальной фразой, а наполнится глубоким смыслом.

Патриотическое воспитание начинается рано - еще с детского сада детям прививают любовь и уважение к своей малой Родине и всей России в целом. Дошкольникам младшего и старшего возраста рассказывают, что нужно с почитанием относиться к защитникам родного края, истории страны, результатам труда. Детей знакомят с нашими государственными символами, традициями, рассказывают о народных праздниках.

Важно, чтобы знакомство с национальными традициями не было перегруженным сложными терминами. Можно просто рассказать детям о праздниках, которые они отмечают вместе с родителями. После показать государственный флаг и герб России, вместе с детьми проговорить полное название нашей страны, выучить цвета государственного флага и порядок их расположения.

По объективным причинам в патриотическом воспитании дошкольников в 80-90-е годы была распространена идея, что нельзя политизировать педагогический процесс. Как результат, мы сейчас имеем огромный пробел в сознании некоторых взрослых людей. Они не отождествляют семью и родной край. Поэтому налицо вопиющее неуважение к своему городу и представителям других национальностей.

Появился дефицит духовности, мало доброты, нет искренней любви к своей Отчизне. Поэтому вопросы нравственно-патриотического воспитания народа являются приоритетными сейчас. Акцент делается на уважении к национальной культуре, а также на формирование преемственности поколений.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС

Согласно принятым, действующим федеральным государственным образовательным стандартам, воспитание у дошкольников патриотизма проходит по следующим направлениям:

  1. Речевое развитие - детям нужно больше рассказывать о литературных произведениях, доступных для понимания. Идеально подходят русские народные сказки. Они раскрывают национальную идентичность нашего народа, помогают понять его ментальность. Лучше, чтобы изучение сказок сопровождалось иллюстрациями, по возможности рекомендуется использовать мультимедийные средства. Воспитателям полезно давать консультации для родителей, чтобы они также уделяли внимание речевому развитию сына или дочери через сказки. Также продуктивным станет воспитание различными средствами изобразительного искусства.
  2. Познание - рекомендуется на доступном языке рассказать о художественной и этнической русской культуре, показать национальные костюмы, научить гуманному отношению ко всем российским народам и национальностям. Важно уделить внимание религии, поинтересоваться о вероисповедании и отношению семьи к церкви. Нужно обязательно подчеркнуть, что недопустимо ссориться на почве разных религий, различного вероисповедания. Несоблюдение этого правила может привести к войнам, острым распрям на религиозной почве.
  3. Социально-коммуникативное развитие - стоит рассказать, что от деятельности каждого из нас зависит общее благополучие страны. Для примера можно привести семью, где папа работает и отвечает за материальное благополучие. Мама ответственна за уют в доме. Если родители перестанут выполнять свои обязанности, то семья будет жить плохо. Аналогично и в стране в целом. От поведения каждого из нас зависит благополучие России как в ближайшее время, так и в дальнейшем.
  4. Физическое развитие - важно рассказать о важности ведения здорового образа жизни. Воспитатель говорит о пагубности вредных привычек, на конкретных, понятных примерах дает понять, к чему приводит увлечение спиртным, сигаретами и наркотиками. Воспитанники должны еще с раннего возраста уяснить, что не стоит тратить свое время на вредные привычки, часть которых уже уверенно заняли место в национальной культуре страны.

Воспитание в детях патриотизма является одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день. Дошкольные образовательные учреждения - это самое первое звено системы образования. Они формируют у детей базовое представление об окружающем мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству, к становлению устойчивой связи поколений, что приводит к развитию нравственно здорового, жизнеспособного населения. Формирование этих ценностей происходит в результате повседневной целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Патриотизм - это проявление любви не только к красивой и сильной, могучей стране, но и к стране, оказавшейся в сложном положении: непонимание, бедность, раздор, либо военные конфликты. Воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны сегодня становится одной из самых главных задач образования.

К.Д. Ушинский писал, что "Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства".

Патриотическое чувство по своему содержанию многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. Понимая важность данного вопроса, одним из важнейших направлений в ДОУ становится работа по гражданско-патриотическому воспитанию.

Цель работы нашего ДОУ – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

Задачи:

  • воспитывать маленьких патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов
  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу
  • проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку
  • бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.
  • формирование элементарных знаний о правах человека
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Эта серьезная работа значима сегодня, потому что именно в последние несколько лет происходят существенные изменения в политической, экономической и культурной жизни страны. Толерантность воспитывается посредством развития хороших манер, привычек, культуры межличностного общения в мире непохожих людей.

Решение данных задач происходит во всех видах деятельности детей в ДОУ: в играх, в труде, в образовательной, в быту, в совместной деятельности детей и воспитателей.

Работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Сопровождение методическими вспомогательными ресурсами;
  2. Работа с детьми;
  3. Работа с родителями.

Все эти направления взаимосвязаны и включают:

  • Знакомство со своим городом, его историей;
  • Знакомство с Россией и родным краем;
  • Знакомство с историческими событиями своего народа и страны;
  • Знакомство с героями былин и их подвигами;
  • Знакомство с символикой государства, республики, города.

Методическое сопровождение

Формирование предметно-развивающей среды патриотической направленности:

  • В холле детского сада оборудованы стенды: "Моя страна", "Мой город";
  • В группах имеется набор дидактических игр: "Военная техника", "Найди флаг России", "Защитники России" и т.д.;
  • Сделана подборка художественной и методической литературы, через которую дети могут получать информацию о подвигах в годы ВОВ, о России и ее армии и т.д.;

Тематическое планирование способствует системному усвоению дошкольниками знаний о стране, крае, местности, где они живут. Темы повторяются в каждой группе. Меняется только объем познавательного материала, содержание и сложность, длительность изучения в зависимости от возраста детей в группе.

Работая над темой патриотического воспитания в ДОУ, мы должны помнить и о происходящих событиях. Например, Олимпиада Сочи-2014 вошла в историю - дети должны гордиться нашими спортсменами, своей страной.

Работа с кадрами.

Цель методической работы с кадрами - совершенствование работы ДОУ по проблеме патриотического воспитания. Личный пример, мировоззрение педагога, суждения, жизненная позиция - наиболее эффективные факторы воспитания. Знания воспитателя не будут эффективны, если он не будет сам любить свою страну, народ, город. В воспитании все сводится к личности воспитателя.

Работа с детьми.

Гражданско-патриотическое воспитание - это одна из основных и трудных задач дошкольного учреждения. Задача сложна в своем решении в силу возрастных особенностей детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не формируется окончательно, а только зарождается. Воспитание патриотического чувства у дошкольников - сложный и длительный процесс, который требует от педагогов значительной личной убежденности. Работу эту нужно проводить во всех возрастных группах, видах деятельности и по всем направлениям.

Задача педагога:

  • Привитие детям понятий "долг перед Родиной", "ненависть к врагу", "любовь к Отчизне", "фронтовой и трудовой подвиг";
  • Знакомство с другими городами, столицей, символикой государства;
  • Показ большого через малое, как связана деятельность одного человека с жизнью всех людей.

Связь воспитателя и других специалистов ДОУ:

  • Логопед - разучивает с воспитанниками приговорки, потешки, скороговорки, народные шуточные стишки, показывает красоту и богатство родного языка;
  • Инструктор по физкультуре организует и проводит подвижные игры разных народов страны.
  • Музыкальный руководитель разучивает с воспитанниками русские народные песни, знакомит с народной музыкой, проводит патриотические и фольклорные праздники;
  • Воспитатели в понедельник проводят обязательные беседы "Как прошли выходные?" - так воспитывается любовь и привязанность к семье. На неделе проводятся беседы "Кому требуется помощь и как ее осуществить?", "Какие новые стихи или рассказы русских писателей ты услышал?".

Цель этой работы - формирование условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в различных видах деятельности детей.

В нашем дошкольном учреждении каждый год проходят праздничные мероприятия:

  • Народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города.
  • Международные праздники - День защиты детей, День матери, Международный женский день.
  • Православные праздники - Пасха, Рождество Христово.
  • Бытовые и семейные праздники - выпуск в школу, дни рождения.

Праздники сопровождаются хорошей музыкой, красочным оформлением зала, прогулочных веранд, групп, сюжетными играми, разными сюрпризами.

Православные праздники и обряды - это источник познания народной души, мудрости, традиций и уклада жизни нашего народа.

В приобщении ребенка к народной культуре особую роль играют народные праздники в качестве выражения национального характера, яркая форма отдыха детей и взрослых, объединенных совместными действиями.

В нашем детском саду есть традиция: накануне праздник Победы с детьми старших и подготовительной групп ходим к вечному огню для поклона погибшим воинам и возложения цветов в знак благодарности. После подобных мероприятий дети вдохновляются на новые рисунки, игры, рассказы.

Гражданско-патриотическое воспитание происходит в процессе деятельности, в ходе которой образуются коллективные отношения между людьми. В учении и труде развиваются духовные и физические силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за свои успехи и успехи коллектива, складывается характер, крепнет воля.

В игре моделируются ситуации аналогичные жизненным, которые требуют определенной линии поведения, взаимопонимания, взаимовыручки, товарищеских отношений от спортсменов.

Работа с родителями

Взаимосвязь с семьей дошкольника является важным условием внедрения патриотического воспитания в ДОУ. Сегодня эта работа актуальна и сложна, она требует терпения и такта, так как в современных семьях вопрос воспитания патриотизма не всегда считается важным и вызывает недоумение. Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, мы привлекаем их к процессу патриотического воспитания путем взаимодействия: включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, играх, конкурсах) . В нашем детском саду стало уже традиционным проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, когда родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, горки, помогают озеленять территории. Глядя на них, дети стараются стать активными участниками общего дела, брать на себя посильную часть, стремиться делать что-то для других.

Большую значимость имеют семейные экскурсии по городу, микрорайону, посещение отдельных предприятий и помещений, организации фотовыставок и рисунков и другие проекты "Дети-родители". Семейное изучение своей родословной позволяет детям понять, что семья - это ячейка общества.

Итак, патриотическое воспитание в дошкольном учреждении - это длительный процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.

Список литературы:

  1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий/ Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова. - Волгоград: «Учитель» . - 2007. – 203 с.
  2. Бондаренко Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ: Практическое пособие/ Т.М. Бондаренко. - Воронеж: ИП Лакоценин. - 2010. - 176 с.
  3. Доронова Т.Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада/ Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева Т.И. Гризик, В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с.
  4. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ [Текст] : методические рекомендации / С.Д. Сажина. - М.: ТЦ. «Сфера» , 2010. - 112с.