Виды детской деятельности в детском саду. Игра как ведущий вид деятельности. «Страна прекрасных слов». Конспект НОД по реализации образовательной области «Коммуникация

Образовательная область «Коммуникация» Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми Задачи: – развитие свободного общения со взрослыми и детьми; – развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; – практическое овладение воспитанниками нормами речи. Разделы образовательной области «Коммуникация». Развитие свободного общения со взрослыми и детьми 1.Освоение диалогической формы речи со взрослыми, освоение инициативных высказываний (мл. гр) 2. Освоение диалогической формы речи со взрослыми, освоение «коллективного монолога» (ср.гр) 3. Освоение диалогической формы речи со взрослыми и детьми (ст.гр.). II. Развитие всех компонентов устной речи 1.Формирование лексической стороны речи 2. Формирование грамматической стороны речи Формирование произносительной стороны речи 4. Формирование связной речи (монологической формы). III. Практическое овладение нормами речи (речевой этикет).

Слайд 17 из презентации «Примерная образовательная программа ДОУ» к урокам дошкольного образования на тему «Программы в ДОУ»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке дошкольного образования, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Примерная образовательная программа ДОУ.ppt» можно в zip-архиве размером 429 КБ.

Скачать презентацию

Программы в ДОУ

«Система обучения Эльконина» - Упраждения детям трёх лет. Раздаточный материал для построения трёхзвуковой схемы. Знакомство с согласными буквами. «Назови ударный звук». Оснащение методического кабинета. Упражнение для детей шести лет. Раздаточный материал. Когда обучать. Чтение. Стадии фонемного анализа. Знакомство с ударным гласным звуком.

«Дошкольная программа» - Формы организации детских видов деятельности. Основные направления развития детей. Создание образовательной среды. Программа для дошкольных учреждений. Основная цель. Самостоятельная деятельность детей. Социальный портрет ребенка. Системно-деятельностный подход. Показатель развития ребенка. Образовательные области программы.

«Дошкольное образование «Школа 2100»» - Готовность ребенка к дальнейшему развитию. Учебно-методический комплект. Обучение грамоте. Четыре линии развития дошкольника. ОС. Ситуация в школе. Задача включения родителей в процесс предшкольного образования ребенка. Комплекс мер для личностно-ориентированного развития ребенка. Результат развития и воспитания ребенка-дошкольника.

«Программа в ДОУ» - Популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль, 1997г. Модель взаимодействия с семьей. Работа с родителями воспитанников. Традиционные акции. В дошкольных группах занятия проводятся с 1 сентября по 1 июня. Определение и содержание форм работы. Основой методического обеспечения является книга «Праздники в детском саду» М.А. Михайловой.

«Детский сад - дом радости» - Назначение инноватики. Деятельность. Роль технологии. Динамика роста профессионализма. Дошкольный специалист. Система воспитания дошкольников. Внедрение технологии. Методологи «Дома радости». Программа воспитания. Деятельность как система. Технология. Внедрение программы. Исследование. Значение работы.

Образовательная область

«Коммуникация»

(от англ. communicate - сообщать, передавать),

направлена «на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической, монологической форм) в различных видах детской деятельности;

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Коммуникация в ДОУ» Составила презентацию – Гребенникова Г.Н.

Федеральными государственными требованиям и к организации образовательного процесс а в ДОУ определены 10 образовательных областей Каждая образовательная область основана на какой-либо детской деятельности и направлена на её развитие

Коммуникация Праздники и развлечения Праздники Досуги Вечера развлечения Вечер Создание рукописных книг. Дидактические игры. Индивидуальная работа. Настольно – печатные игры Утро Дидактические игры. Работа по вос-питанию культурно гигиенических навыков, навыков самообслуживания. Сюжетно – ролевые игры. Конструктивные игры. Подвижные, хо-роводные игры. Организация дежурств, наблю-дений в природе е. НОД По развитию речи и подготовке к обучению грамоте Комплексные Интегрированные

В подготовительной группе задачи образовательной области «Коммуникация» реализуются и на занятиях и направлены на формирование языковых умений и навыков, развитие речемыслительной деятельности, моторно-двигательной сферы; совершенствования коммуникативных умений, практическое употребление различных частей речи.

Развиваем речь и коммуникативные способности детей Задачи воспитания и развития детей Развитие свободного общения со взрослыми и детьми Развитие всех компонентов устной речи Практическое овладение нормами речи (речевой этикет)

Организация детей в образовательной области О чем узнают дети Связная речь Подготовка к обучению грамоте Словарь Звуковая культура речи Грамматически правильная речь Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета) Приемы и формы работы: Специально организованное обучение (занятия), дидактические игры, театральная деятельность, режиссерские игры, чтение худ.литературы и другие

Организация опыта освоения образовательной области Что осваивают дети Воспитатель создает условия для общения детей с разными людьми; Процесс создания альбомов, книг, книгоиздательств, библиотеки, чтение художественных произведений Игры-драматизации, сюжетно-ролевые, дидактические, конкурсы, этюды, жизненные ситуации; Работа по ЗКР проводится в процессе индивидуального взаимодействия детьми, нуждающимися в помощи

Итоги освоения содержания образовательной области Достижения ребенка (Что нас радует) Ребенок организует детей на совместную деятельность; Свободно вступает в общение с разными людьми; Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми; Проявляет интерес к речи как особому объекту познания; Проявляет устойчивый интерес к литературе; Самостоятельно использует речевые формы в процессе общения; Активно проявляет творчество в процессе общения; Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Проявляет интерес к чтению.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей: Ребенок не проявляет интереса к общению со сверстниками; Общается с ограниченным кругом близких людей, не имеет друзей; Неохотно участвует в словесных играх, коллективных обсуждениях; Не проявляет интереса к письменной речи; В обсуждениях и спорах принимает позицию других, не пытаясь настоять на собственном мнении; Используемые формулы речевого этикета однообразны; Допускает грамматические ошибки в разговорной речи, в выполнении звукового анализа слов. Не умеет читать.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в разделе коммуникация в средней группе «Путешествие с колобком»

Конспект непосредственной образовательной деятельностив разделе коммуникацияв средней группе«Путешествие с колобком»...

конспект открытого занятия по коммуникации в 1 младшей группе. "Куклы в гостях у ребят"

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,Познавательно- исследовательская, музыкально–художественная.Цель: расширить представление о посуде, познакомить с названиями предметов чайной...

Приобщение детей к коми национальной культуре посредством использования сказок коми писательницы С. Пылаевой. Продемонстрировать знания, умения и навыки детей в работе со сказками коми писательницы С....

Развитие коммуникативной деятельности детей в дошкольном возрасте.

Коммуникативная деятельность - один из способов получения информации о внешнем мире и формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив , законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков.

Любая деятельность характеризуется определённой структурой. Её элементами являются побудительно-мотивационная часть (потребности, мотивы, цели), предмет деятельности, продукт или результат деятельности и средства её осуществления (действия и операции).

Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, или объектом деятельности общения является другой человек, партнёр по совместной деятельности.

Конкретным предметом деятельности общения служат те качества и свойства партнёра, которые проявляются при взаимодействии и становятся продуктами общения. Одновременно ребёнок познаёт и себя. Представление о себе также входит в продукт общения.

Под мотивом деятельности, понимается, согласно концепции, то, ради чего предпринимается деятельность . Это означает, что мотивом деятельности общения является партнёр по общению. Следовательно, для ребёнка мотивом деятельности общения является взрослый.

Развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребёнка. Выделяются три основных категории мотивов общения:

1. Познавательные мотивы общения возникают у детей в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, одновременно с которыми у ребёнка появляются поводы для обращения к взрослому.

2. Деловые мотивы общения рождаются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимости в помощи взрослых.

3. Личностные мотивы общения специфичны для той сферы взаимодействия ребёнка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения.

Общение протекает в форме действий, составляющих единицу целостного процесса. Действие представляет собой сложное образование, в состав которого входят несколько ещё более мелких единиц, или средств общения.

Выделяют три основные категории средств общения:

Экспрессивно-мимические,

Предметно-действенные,

Речевые.

Первые выражают, вторые изображают, а третьи обозначают то содержание, которое ребёнок стремится передать взрослому и получить от него.

В возрасте от рождения до семи лет выделяют четыре формы общения со взрослыми:

Ситуативно-личностное,

Ситуативно-деловое,

Внеситуативно-познавательное,

Внеситуативно-личностное.

Ситуативно-личностное общение ребёнка со взрослым (первое полугодие жизни) имеет у младенца "комплекс оживления" - сложное поведение, включающее в виде компонентов сосредоточение, взгляд в лицо взрослого человека, улыбку, двигательное оживление. Общение младенца со взрослыми протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребёнка данного возраста. Операции, с помощью которых осуществляется общение в рамках первой формы этой деятельности, относится к категории экспрессивно-мимических средств общения.

Ситуативно-личностное общение имеет большое значение для общего психического развития ребёнка. Внимание и доброжелательность взрослых вызывают у детей яркие радостные переживания, а положительные эмоции повышают жизненный тонус ребёнка, активизируют все его функции. Для целей общения детям необходимо научиться воспринимать воздействия взрослых, и это стимулирует формирование у младенцев перцептивных действий в зрительном, слуховом и других анализаторах. Усвоенные в "социальной" сфере, эти преобразования начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к общему значительному прогрессу когнитивных процессоров у детей.

Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев - 2 года).

Главной особенностью этой формы коммуникации считается протекание общения на фоне практического взаимопонимания ребёнка и взрослого.

В это время помимо внимания и доброжелательности ребёнок раннего возраста начинает испытывать нужду ещё и в сотрудничестве взрослого. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ним. Сочетание доброжелательности и сотрудничества - соучастие взрослого и характеризует сущность новой потребности ребёнка в общении.

Ведущими становятся в раннем возрасте деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с мотивами познавательными и личностными. Основными средствами общения являются предметно-действенные действия, позы.

Значение ситуативно-делового общения в процессе совместной деятельности ребёнка и взрослого в том, что оно приводит к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей (от отдельных действий к процессуальным играм), к возникновению и развитию речи. Но овладение речью позволяет детям преодолевать ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству "теоретическому".

Внеситуативно-познавательная форма общениялет) .Развёртывается на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. С расширением своих возможностей дети стремятся к своеобразному "теоретическому" сотрудничеству со взрослым, сменяющему сотрудничество практическое и состоящему в совместном обсуждении событий, явлений и взаимоотношений в предметном мире.

Признаком этой формы общения может служить появление первых вопросов ребёнка о предметах и их разнообразных взаимосвязях.

Потребность ребёнка в уважении со стороны взрослого обуславливает особую чувствительность детей трёх - пяти лет к той оценке, которую дают им взрослые. Чувствительность детей к оценке проявляется ярче всего в их повышенной обидчивости, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после замечаний или порицаний, а также в возбуждении и восторге детей после похвалы.

Важнейшим средством коммуникации становится речь.

Значение этой формы общения детей со взрослыми состоит в том, что она помогает детям неизмеримо расширить рамки мира, доступного для их понимания, позволяет им приоткрыть взаимосвязь явлений.

Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослымилет) - служит целям познания социального, а не предметного мира, мира людей, а не вещей. Поэтому внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в "чистом виде".

Внеситуативно-личностное общение формируется на основе личностных мотивов, побуждающих детей к коммуникации, на фоне разнообразной деятельности: игровой, трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребёнка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым. Такое общение имеет для детей дошкольного возраста большое жизненное значение, так как позволяет им удовлетворить нужду в познании себя, других людей и взаимоотношений между людьми.

Ведущим мотивом на уровне этой формы общения являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность - это основное, что побуждает ребёнка искать с ним контакты.

Таким образом, переход от одной формы общения к другой осуществляется по принципу взаимодействия между формой и содержанием: достигнутое в рамках предыдущей формы общения содержание психической деятельности перестаёт соответствовать старой форме, обеспечивавшей в течение некоторого времени прогресс психики, и обуславливает возникновение новой, более совершенной формы общения.

Из опыта работы в старшей возрастной группу ДОУ. Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в течение всего пребывания ребенка в детском саду.

У детей старшего дошкольного возраста достигает довольно высоко уровня. В основном дети правильно произносят все звуки, могут регулировать силу голоса, темп речи, умеют передавать восклицательную и вопросительную интонации.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение словарного запаса, однако особое внимание уделяется его качественной стороне: увеличению лексического запаса слов сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а так же многозначными словами.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важный этап развития речи ребенка - усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам. Умение контролировать свою речь. В диалоговой речи дети прибегают к краткому и развернутому ответу в соответствии с вопросом.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью завит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Вместе с тем, можно отметить и другие особенности речи. Отдельные дети не произносят все звуки правильно, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительного падежа множественного числа имен существительных, согласование прилагательных с существительными, в словообразовании). Есть ошибки в построение связного текста с соблюдением структурных элементов (начало, середина, конец) и их соединение.

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: во время непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация», «Ознакомление с художественной литературой», с явлениями окружающей действительности и др., и вне их - игровой и художественной деятельности, повседневной жизни.

Остановлюсь на решении задач по развитию речи во время режимных моментов. Правильно организованные режимные моменты дня имеют большое воспитательное и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, режимные моменты, приучают организм ребенка к определенному ритму, обеспечивают смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой) и тем самым предохраняют нервную систему детей от переутомления. Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, игровом уголке и других местах. Поэтому он имеет возможность активизировать и закрепить новые слова, исправить речевые ошибки.

Во время утреннего приема детей у нас есть возможность поговорить о настроение ребенка, узнать, что нового у него произошло, например, за выходные дни, какую книгу ему прочли дома, или он посмотрел мультфильм и так далее. Закрепить знания о транспорте, о семье, о профессиях, о любимых игрушках и т.д. Если это холодное время то, одеваясь на прогулку или раздеваясь после нее можно поговорить с детьми какого цвета у них одежда (согласование прилагательных с существительными в роде), перечислить детали одежды, придумать на что похожа одежда (шарф это дорога, ручеек), из какого материала сделана одежда (шерстяная, меховая, джинсовая и т.д.).

Во время трудовой деятельности закрепляем знания детей о названии инструментов, слов-действий. Задаем вопросы: «Что будешь делать?», «Что делаешь?», «Для чего надо рыхлить землю?» и т.д.

Во время дежурства по столовой можно привлечь внимание детей к посуде, назвать ее форму, окраску, материал, из которого она сделана, её количество на столе. Такая же работа проводиться во время подготовки необходимого материала к занятиям.

На прогулке во время наблюдения за живой, неживой природой, её явлениями дети так же отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают, делают умозаключения. Мы предлагаем детям составить или придумать рассказ, сказку об увиденном: о тучке, о бабочке, о снежинке, о первом цветочке и т.д.

Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи является использование различных игр. Это игры, которые помогают закрепить знание детей по всем разделам развития речи: ЗКР, связная речь, формирование грамматического строя речи, словарная работа.

Во время сюжетно-ролевых игр дети совершенствуют диалогическую речь, развивают навыки монологической речи. Овладение монологической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников, так как она вбирает в себя развитие всех сторон речи - лексики, грамматики, фонетики. Во время сюжетных игр у детей идет опосредованное общение через игрушку.

Хочется остановиться на том, что во все режимные моменты включают дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические, грамматические упражнения. Во время дидактических игр закрепляются умения и навыки, полученные во время занятий. Эта работа проводиться с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

Перечислю некоторые игры, которые мы используемые в работе с детьми старшей группы:

- «Живые слова» (закрепление знаний о предложении и слове);

- «Назови конец слова» (воспитатель называет первый слог, а дети добавляют конец слова: ра - рак, радуга, ромашка);

- «Звуковые часы»;

- «Скажи наоборот» (антонимы);

- «Многозначные слова» (составить предложения с многозначными словами);

- «Улитка» (ЗКР, лексико-грамматический строй речи, связная речь);

- «Нелепицы» (рассуждать, делать умозаключения);

- «Телефон» (работа над фонетикой);

- «Подарки» (ЗКР);

- «Посчитай предмет» (лексико-грамматический строй речи)

- «Что бывает красное? Красная? Красный?» (лексико-грамматический строй)

- «Составь предложение с использованием заданного слова или звука» (Катя купила куклу);

- «Что делает… медведь?» (назвать как можно больше глаголов);

- «Скажи по-другому» (синонимы);

- «Разложи в правильном порядке и составь рассказ» (составление рассказов по серии картинок);

- «Слова - родственники» (образование слов с увеличительным и уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Так же речевое развитие происходит во время игр-драматизаций. У детей совершенствуется выразительность образной речи, обогащается словарный запас, умение совмещать речь с мимикой, движениями.

Чистоговорки, скороговорки так же часто применяем в своей работе. Они хорошо помогают уточнению артикуляции звуков, для отработки дикции, силы голоса, темпа речи.

Знакомим детей с пословицами и поговорками. Это дает детям возможность развить осознанное отношение к смысловой стороне слова. Понимание и употребление пословиц и поговорок предполагает владение переносным значением слов, умением их приложить к разным ситуациям.

Очень нравятся детям игры с пальчиками, которые сопровождаются чтением стихов, потешек, песен. Такие игры благотворно влияют на развитие речи, создают благоприятный эмоциональный фон.

Так же хочется сказать о заучивание и выразительном чтение стихов. Художественная литература и устное народное творчество развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают образцы литературного языка, почувствовать мелодику и ритм родного языка.

Цель:

Задачи:

Воспитательные:

Активность на занятии;

Развивающие:

Развивать связную речь;

Обучающие:

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности:

Планируемые результаты: употребляет в речи прилагательные, эпитеты, сравнения; выразительно произносит слова и сочетает их с движениями; запоминает и использует в активном словаре скороговорку, добрые, нежные, ласковые слова; умеет рифмовать слова, согласовывая окончания; может представить игровую ситуацию; применяет умение фантазировать, мыслительные и творческие способности;

принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; доброжелательно относится к окружающим людям и природе; эмоционально реагирует на происходящее и отзывается на красоту окружающей природы.

Материальное обеспечение:

Костюм феи; магнитофон; аудиозаписи: шум моря, «Волшебная музыка», песни «Облака, белогривые лошадки», «Улыбка» мультимедиапроектор, презентация, корзинка; небольшие камушки и вырезанные облака по числу детей; кисти; гуашь.

Ход игры – путешествия.

Организационная часть. Введение игрового момента.

(Дети сидят полукругом)

Сегодня, когда я шла в детский сад, мне почтальон вручил письмо и сказал, что оно адресовано нам. (Читаю адрес на письме)

Всё правильно? И что же нам делать с этим письмом? (ответы детей)

Если письмо адресовано нам, значит, мы имеем полное право его прочитать.

(читаю письмо)

Здравствуйте, мои милые ребята! Я Фея из Страны прекрасных слов! В моей стране очень много красивых, тёплых, нежных слов. Кто попадает в мою страну, немного меняются. Хотите узнать как? Если хотите, то я приглашаю вас в гости.

— Ребята, я совсем не знаю, что нам делать? (Ответы)

— Значит, мы с вами принимаем приглашение.

— А как же мы попадём в эту страну Слов, она же волшебная? (Ответы)

Давайте это путешествие мы совершим с помощью фантазии. Вы знаете, что такое ФАНТАЗИЯ? (Ответы) Фантазия-это наши мечты, в которых мы что-то выдумываем, представляя то, чего на самом деле нет. Давайте произнесём это волшебное слово. (Дети повторяют) На чём вы хотите полететь?

— Закройте глазки и представьте, что вы на ковре самолёте летите в эту замечательную страну. (2 слайд)

(Звучит аудиозапись «Волшебной музыки»).

С высоты мы видим леса, поля, слышим журчание рек, пение птиц; чувствуем свежий запах воздуха после дождя. А теперь наш ковёр самолёт медленно опускается на землю (музыка стихает).

Основная часть.

— Вот мы и прибыли. (3 слайд) (воспитатель превращается в фею)

— Здравствуйте, ребята. Я фея из страны слов. Очень рада вас видеть у себя в гостях. Чтобы убедиться, что в моей стране очень много замечательных слов и их можно найти повсюду, мы с вами совершим путешествие по этой стране

Фея: (загадка) Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Не спеша, огонь тот ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно, это …(солнце!) 4 слайд — солнце

А теперь произнесите это слово ласково. (Ответы) Правда, красивое слово? От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. Прикоснитесь к своим щекам. (Дети выполняют)

Что вы ощутили? (Ответы)

— Какими словами можно описать солнышко. Какое оно? (Ответы)

А может с чем — то его можно сравнить? (Ответы).

— Хотите поиграть с солнышком?

Пальчиковая гимнастика «Солнышко» (Дети встают в круг).

Приготовили все пальчики.

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки (Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко,

Разбросай колечки. (Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберем,

Золоченые возьмем. (Делают хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем (Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернем. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

5 слайд – небо

А сейчас взгляните на небо. Что вы о нём можете сказать? (Ответы)

Каким оно ещё бывает, во время грозы, дождя? (Ответы).

Прекрасно! А теперь отдохните, сядьте поудобнее, выпрямите спинки, на облака посмотрите.

6 слайд . (Звучит песня «Облака, белогривые лошадки»).

Как быстро по небу бегут облака!

Похоже одно на конька-горбунка,

Другое — на мчащееся авто, 7 слайд

А третье, похоже, не знаю на что! 8 слайд

А как вы думаете, на что похоже это облако? (Ответы).

Повернитесь к столу, возьмите в руки маленькие облачка, проведите пальчиком по контуру своего облачка. (Обводят)

Пофантазируйте, на что они похожи. Скажите полным ответом. (Ответы) Какие замечательные слова вы придумали! А вы знаете, что слова можно найти везде?

Я слова найду везде-

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Сыграем в слово!

Для начала найдём нежные, ласковые слова на небе. (Ответы)

Сейчас найдём слова на земле. (Ответы)

— Где вы ещё хотите поискать слова? (Ответы)

— Какие интересные слова вы нашли! Молодцы!

Звучит шум моря. 9 слайд — море.

— Дети, послушайте, что это за шум? (Ответы)

— Да, это море. Какое оно? Ребята, когда я бываю около водоёмов, то очень часто вижу каких — то птиц, летающих над водой. А что это за птицы, я не знаю. А вы знаете? Что они высматривают в волнах? Послушайте про них скороговорку.

Чайка за рыбкой в море ныряла

Да выныривала

Выныривала, да ныряла.

Повторите эту скороговорку медленно хором. Посмотрим, кто лучше запомнил её. Сначала произнесут девочки тихо, чтобы не спугнуть чаек. (Девочки встают в круг)

— А сейчас – мальчики, но уже громко, чтобы птицы услышали вас. (Мальчики встают в круг)

Вы все молодцы! И за это я хочу вам подарить камушки из нашего моря.

Фея раздает детям камушки за скороговорку. (10 слайд)

— Поиграйте с камушками, покатайте их в ладонях, пройдите на коврик.

Динамическая пауза «Если нравится тебе, то делай так»

— Чуть позже ваши камушки будут волшебными. А пока положите их на стол и послушайте забавное стихотворение про то, как рыбы любят улыбаться. И не просто слушайте, а помогите его закончить.

Если это рыбка — у нее улыбка.

Если это рыбочка — у нее … (улыбочка).

Если это рыба — у нее … (улыба).

Если это рыбина — у нее … (улыбина).

Если это рыбища — у нее … (улыбища).

Вот какие веселые, улыбчивые рыки обитают в нашем море.

А сейчас я предлагаю вам встать в круг. Фея берет в руки корзинку.

Дует легкий ветерок.

У меня есть кузовок.

В нем прекрасные слова —

Слова любви, слова добра.

Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Я всего лишь произнесла это слово, а вы уже улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Добавьте их в мой кузовок. (Дети передают корзинку друг другу и называют слова.)

Пусть же эти замечательные слова всегда будут с нами. От этих слов мир становиться добрее, а значит и прекрасней.

Пришло время заняться нашими камушками и превратить их в волшебные. Как вы думаете, как это можно сделать? (Ответы)

— Возьмите в руки кисти и нарисуйте на своем камушке что-нибудь доброе. Подумайте, что это могло бы быть. Ваши рисунки сделают камушки волшебными. (Дети рисуют.)

Звучит музыка «Улыбка»

Какие разнообразные и чудесные рисунки у вас получились. Молодцы, ребята! Подарите их своим друзьям, и вы увидите, как их лица озарятся улыбками.

Наше путешествие подошло к концу. Пора нам возвращаться. Нас ждёт ковёр самолёт. (11 слайд) Закройте, пожалуйста, глаза. Мы прощаемся с волшебной Страной. (Звучит музыка.)

Заключительная часть.

Восп: Вот мы и дома. Вам понравилось путешествие в Страну слов? Как вы думаете, вы изменились? Какие у вас ощущения после путешествия? Что вам больше запомнилось? Чем мы занимались в прекрасной Стране? Какие новые слова вы узнали и запомнили? (Ответы детей.)

Добрые, хорошие слова делают нашу речь ярче, а человека счастливее. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами. И тогда не будет между вами ссор и обид. А наш волшебный кузовок всегда будет пополняться этими замечательными словами.

Теперь вы знаете, друзья,

Что есть чудесная страна.

Где тропинка и лесок,

Над морем легкий ветерок,

Чайки, небо надо мною

Все прекрасное, родное.

А на память о нашем путешествии Фея передала вам «ключики» от замечательной Страны прекрасных слов. Открывайте чаще двери этой страны и находите в ней добрые, ласковые, нежные слова. Я уверена, вы их найдете, и речь ваша станет ещё лучше. А поможет вам открывать двери волшебной страны фантазия. (Вручаются золотые ключики).

Список литературы:

Р.А.Жукова. Игра как средство социально – эмоционального развития детей.

И.О.Бочкарёва. Обогащение и активизация словарного запаса.

Интернет – ресурсы.

Видео занятия

Самоанализ педагога

Тема непосредственно образовательной деятельности: «Страна прекрасных слов».

Краткая характеристика группы: общее количество детей, присутствующих на мероприятии – 20 человек. Дети старшей группы (5 – 6 лет), начало учебного года.

Форма проведения: игра — путешествие.

Цель: Расширять представления детей о добрых, нежных, ласковых (прекрасных) словах. Создать эмоциональный фон.

При планировании мною были поставлены следующие задачи:

Воспитательные:

— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде;

Эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы;

Активность на занятии;

Развивающие:

Развивать связную речь;

— стимулировать мыслительную и речевую активность;

— развивать зрительное восприятие в процессе игрового общения;

— развивать память, воображение, мышление, творческие и художественные способности, мелкую моторику рук, артикуляционную моторику;

Обучающие:

— обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы окружающего мира; прилагательными, характеризующими качества предметов;

— совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях через участие в словесно-речевых играх;

— разучить скороговорку и произносить её с разной силой голоса (громко, тихо, шёпотом);

— совершенствовать умение отражать эмоции в рисунке.

Очень важно в этот период дошкольного детства не дать ребенку устать от обучения. Нельзя забывать о его потребности в движении, смене деятельности в рамках мероприятия.

В связи с этим НОД построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников:

социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие,

речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

Методы и приемы, используемые на определенных этапах образовательной деятельности, проводились с учетом темы, задач, сюжета и возрастных особенностей детей. Сюжет образовательной деятельности не утомляет, а вызывает любопытство и позволяет объединять следующие виды детской деятельности:

игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД, повышению результативности, положительного настроя.

Для реализации образовательных задач и областей мной были использованы все группы методов (наглядный, словесный, практический), которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Все использованные на мероприятии игры доступны детям.

Для деятельности были созданы необходимые игровые, учебно-материальные, и эстетические условия.

При проведении непосредственно образовательной деятельности особое внимание уделяла элементам здоровьесберегающих технологий – проводила упражнения на снятие мышечного напряжения. А так же учитывала своевременную смену видов деятельности.

НОД включало в себя организационную, основную и заключительную части. Все они объединены единым сюжетом – игрой путешествием.

Для создания интереса воспитатель была в роли Феи из страны прекрасных слов.

Организационная часть непосредственно образовательной деятельности предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя. Это было сделано с помощью полученного письма из страны слов и фантазии. Дети с удовольствием откликнулись посетить загадочную страну.

В основной части деятельности решались познавательные, речевые, социально — коммуникативные, художественно-эстетические и оздоровительные задачи. Для их реализации использовались игровые ситуации, художественное слово, постановка проблемных вопросов, задания поискового характера, показ слайдов, динамическое упражнение, пальчиковая гимнастика.

Воспитательные задачи и задачи на развитие воображения решались на протяжении всей НОД, начиная с организационного момента.

В процессе непосредственно образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей через беседы, диалоги, игровые ситуации: «Согрей ладошки», «Найди доброе слово», «На что похожи облака», «Слова повсюду».

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении – с помощью словесно – речевой игры «Улыбчивые рыбки».

Развивая связную речь, настраивала детей на полные, обоснованные ответы.

Зрительное восприятие развивалось при использовании слайдов.

Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера («почему?», «как вы думаете?», «Что вы можете мне предложить?»).

При разучивании скороговорки и её проговаривании развивалась артикуляционная моторика.

Развитие мелкой моторики проходило при использовании пальчиковой гимнастики, игровой ситуации «На что похоже облачко».

Все эмоции, полученные на мероприятии дети отражали в рисунках на «волшебных камушках».

Считаю, что с задачами этой части деятельности дети справились, работали с желанием и интересом.

В третьей, заключительной, части обобщили знания детей о добрых, нежных, ласковых словах, об интересном и запоминающемся путешествии в страну слов и находили ответ на вопрос, поставленный в начале мероприятия: «Как меняются люди, попав в эту страну». Чтобы поддержать интерес детей и далее, было предложено детям подарить «волшебные камушки» самым близким людям, чтобы их порадовать. А детям были подарены «золотые ключики» чтобы ребята могли в любое время попасть в эту страну.

НОД прошло по плану в доброжелательной обстановке.

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активизации, использовали имеющие знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.

Анализируя проведённое занятие можно сказать, что поставленные задачи были выполнены.

Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность, чувствовалась на протяжении всего мероприятия и в практической части.

Планируемые результаты: употребляют в речи прилагательные, сравнения; выразительно произносят слова и сочетают их с движениями; запоминают и используют в активном словаре скороговорку, добрые, нежные, ласковые слова; умеют рифмовать слова, согласовывая окончания; могут представить игровую ситуацию; применяют умение фантазировать, мыслительные и творческие способности; принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; доброжелательно относятся к окружающим людям и природе; эмоционально реагируют на происходящее и отзываются на красоту окружающей природы — были достигнуты.

По ответам детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось. В конце дня дети с удовольствием дарили «волшебные камушки» своим родителям, объясняя, почему они волшебные, где они их взяли. А ещё они договаривались с родителями, что вечером, дома, они обязательно побывают снова в этой стране. И у них это получиться, потому, что они имеют сейчас «золотые ключики», с помощью которых они откроют «спокойно», дверь в эту страну.

От работы с детьми я также получила удовлетворение.