Игровые зоны в подготовительной группе по фгос. Предметно-развивающая среда в подготовительной группе

Правильное оформление группы в детском саду позволит ребенку развиваться всесторонне

Оформление детского сада имеет очень важное значение для развития детей. Правильно подготовленная образовательная среда позволяет делать процесс обучения малышей более эффективным и дает возможность ребенку полноценно развивать свои познавательные и физические способности. Детский сад - первая ступень на пути к социальной адаптации маленькой личности.

Оформление подготовительной группы в детском саду

Дошкольный возраст - такой период в жизни ребенка, когда он учится познавать мир человеческих отношений, творчества и готовится к новому этапу в своей жизни - занятиям в школе. В подготовительных группах сокращается длительность одного режимного процесса и увеличивается длительность другого. К примеру, поскольку ребята уже могут переодеваться после прогулки и готовиться к обеду быстрее, то сэкономленное время они проводят за занятиями и играми.

Видео об оформлении группы в детском саду

Групповые комнаты отличаются как по цветовой отделке, так и по подбору мебели, ее расстановке, оформлению интерьера, оборудования для развивающих занятий. Зоны занятий должны быть оформлены таким образом, чтобы ребенок не только имел возможность самостоятельно взять и положить на место обучающий или игровой материал, но и, в случае необходимости, переместить оборудование для освобождения игровой площади.

Оформление подготовительной группы в детском саду подразумевает оборудование различных тематических уголков, занимающих небольшие пространства в группе, каждый из которых оформлен по определенной теме. К примеру, театральный уголок содержит костюмы, в уголке творчества находятся предметы, предназначенные для творческого образования, и т. д.

Театрализованный уголок

Опытные педагоги утверждают, что приобретение дорогостоящих стендов и готовой мебели вовсе не обязательно. Используя простые подручные средства, можно создавать замечательные уголки самостоятельно. Так, например, изготовленные своими руками театральные куклы и ширма формируют замечательный театрализованный уголок:

Наличие такого уголка позволяет ребятам:

  • Развивать моторику рук, которая необходима для кукловождения.
  • Обучаться выговариванию скороговорок, развивающих дикцию.
  • Развивать интонационную выразительность.
  • Развивать память и творческое мышление.

Если предполагается оформление группы детского сада в едином стиле, группе необходимо подобрать соответствующее название, к примеру, «Сказка» или «Буратино». В этом случае все уголки игровой комнаты будут отражать театральную тематику:

  • В живом уголке можно поселить Золотую Рыбку, Черепаху Тортиллу или попугая Кешу.
  • Уголок медиатеки со сказками по программе, мелодиями, детскими песнями, книжками-театрами, информацией о детских писателях повышает интерес ребят к театральному искусству.
  • Множество атрибутов, реквизитов, театров по сказкам расположено на полках и в маркированных цветных коробках.

Уголок гримерной предназначен для подготовки к представлению. Здесь находятся:

  • Грим.
  • Различные парики.
  • Очки, уши, носы.
  • Зеркало.

Также необходимо продумать, как оформить костюмерную, где будут храниться костюмы и атрибуты:

  • Зрительная зона предполагает наличие стульев, импровизированной билетной кассы и звонка, оповещающего о начале и о конце представления.
  • В мастерской ребята готовят декорации, костюмы, кукол и различные атрибуты. Здесь должны находиться бумага, краски, ткани, нити и другие необходимые предметы.
  • В приемной расположен стенд, который содержит афишу, программы, фотографии.

При оформлении группы в таком стиле жизнь ребят наполняется игрой, и каждому из них обязательно достанется любимая роль. Дети учатся играть, берут на себя роль действовать, и приобретают свой первый жизненный опыт.

Уголок «Огород»

Дети дошкольного возраста не имеют достаточного представления о том, как растут растения и овощи, какие им необходимы условия для роста. Поэтому в группе можно оборудовать уголок природы , где они будут сажать, поливать и выращивать из семян лук, фасоль, горох и цветы, что расширит знания ребят о том, как правильно выращивать растения. Кроме этого, малыши получат представление о таких понятиях, как «всходы», «семена», «посадка», «корни», «луковица», «бутон» и другие, а также научатся отличать семена одних растений от других.

Также немаловажную роль в таких занятиях будет играть развитие чувства ответственности и значимости своего труда, ведь жизнь растения зависит от того, насколько добросовестно за ним ухаживает человек. И, с другой стороны, дети смогут понять, что, для того, чтобы получить продукты питания, необходим кропотливый ежедневный труд.

Уголок «Аптека»

Дети очень любят ролевые игры, и игра в «аптеку» даст возможность узнать, какие бывают профессии у людей, работающих в аптеке: фармацевты - готовят лекарства, кассиры - их продают, а заведующая - заказывает необходимые лекарства.

В процессе ролевой игры наши дети растут и развиваются, а вместе с ними развиваются и их игры - простейшие обыденные сюжеты переходят в более сложные, которые охватывают различные сферы деятельности людей. Такие игры направлены на развитие внимания и памяти. Играя в ролевые игры, дети контролируют своё поведение, ограничивают свою импульсивность, что постепенно формирует их характер.

В процессе совместных игр с товарищами малыши научатся общаться, учитывать желания сверстников, отстаивать свою позицию и настаивать на своем мнении.

Играя, дети не просто перевоплощаются в другую личность, но и расширяют, обогащают, углубляют собственную. Ребята старших подготовительных групп в процессе ролевых игр уже умеют осознавать, насколько честно и добросовестно их сверстники выполняют общепринятые правила поведения.

Уголок «Парикмахерская» для девочек

Для оборудования уголка «Парикмахерская» не обязательно приобретать специальную мебель и аксессуары. Как видно, прекрасный уголок можно создать своими руками. В процессе таких ролевых игр маленькие модницы учатся ухаживать за собой, копируя поведение взрослых. Работница парикмахерской принимает заказы по телефону, записывает клиенток на прием и назначает время посещения каждой из сверстниц. Таким образом, дети приобретают понятия о пунктуальности и порядке.

Уголок «Автомастерская» для мальчиков

Мужчины любят проводить время в гараже, ремонтируя автомобили. В процессе ролевых игр в «автомастерскую» мальчишки знакомятся с инструментом (игрушечным), необходимым для ремонта, с деталями и запасными частями автомобиля, а также с возможными вариантами неисправностей транспортного средства и способами их устранения. Кроме этого, задача воспитателя - привить ребятам понятие о том, как важно следить за порядком в своем гараже, ведь каждая вещь должна после игры оказаться на своем месте.

Оформление старшей группы детского сада

Как правило, в оформлении любой группы детского сада должны присутствовать:

  • Стенды для информации.
  • Уголок живой природы.
  • Различные наглядные пособия.

Стенды могут содержать информацию о том, каков состав группы, информацию об антропометрических данных каждого ребенка (рост, вес), а также дневное меню.

Для того чтобы родители имели возможность беспрепятственно ознакомиться с содержанием стендов, их следует размещать в помещении, где переодеваются дети.

Для ребят старшей группы детсада необходимо оборудовать уголок, содержащий наглядные пособия:

  • Доска с магнитными буквами и цифрами для того, чтобы дети имели возможность самостоятельно составлять слова и несложные арифметические действия.
  • Кубики с буквами и цифрами.
  • Книги.
  • Стенд с наглядными правилами дорожного движения.

Оформление уголков в старшей группе детского сада предполагает наличие таких материалов и пособий, которые непосредственно предназначены для подготовки ребенка к школе. Это могут быть и музыкальные уголки, и уголки художественного творчества, и уголки, предназначенные для ознакомления с правилами дорожного движения, знание которых необходимо для детей дошкольного старшего возраста.

Дошкольники должны владеть навыками самообслуживания, хозяйственно-бытового труда. С этой целью в группе можно оформить специальный уголок, где дети в игровой форме ознакомятся с основными понятиями о процессе приготовления пищи, сервировки стола, уборке помещения.

А как Вы оформляете группу в детском саду? Или, может, Вам понравилась идея в детском саду Вашего ребенка? Расскажите об этом в


Центр воды и песка: «Лаборатория»

1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники.

2.Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).

3.Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.

4.Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды.

5.Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли.

6.Различные часы, безмен.

7.Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта.

8.Набор для опытов с магнитом.

9.Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель).

10.Оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов.

11.Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.

12.Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий).

13.Более сложные схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.

Уголок природы «Мини-сад», «Розарий», «Чудесный сад»

1.Должны быть растения:

Приспособленные к разным условиям среды, имеющие разные потребности в свете: светолюбивые – листья ориентированы на свет, окраска листьев пестрая или ярко-зеленая (цикламен, бегония вечноцветущая, фикус, хлорофитум); теневыносливые – листья темно-зеленые, ориентация на свет не очень выражена (аспидистра, плющ и др.); влаголюбивые – листья нежные, быстро вянут (традесканция, бальзамин, колеус, ципериус); засухоустойчивые – листья опушены или с колючками, многие имеют восковой налет, стебли и листья часто толстые (толстянковые, кактусы, алоэ);

Дающие плоды (перец, лимон, гранат);

Имеющие разные способы размножения: семенами (цикламен, бальзамин однолетний и др.); луковицами (амариллис, зефирантес); делением куста (аспарагус); листовыми черенками (бегонии, сансевьера); стеблевыми черенками (фуксия, колеус, традесканция); «усами» - размножение отпрысками (камнеломка, хлорофитум);

Лекарственные и фитонцидные (алоэ, каланхоэ и др.).

Рекомендуемые растения: бегония-рекс и вечноцветущая бегония – борются с заболеваниями верхних дыхательных путей; алоэ (фитонцидное растение) или агава; хлорофитум – является хорошим очистителем воздуха; аспарагус – поглощает тяжелые металлы; плющ обыкновенный, сансевьера и каланхоэ – являются фитонцидными растениями; амариллис или зефирантес – от их фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока; циперус – хорошо увлажняет воздух; лимон – его фитонциды стимулируют умственную деятельность.

2.Растения характерные для различных времен года:

Осенью, летом, весной – сезонные композиции с использованием живых растений цветников, выполненные в разных художественных стилях (икебана и др.);

Весной – весенние первоцветы, посаженные в горшки (мать-и-мачеха, подснежник);

Зимой – ветки хвойных деревьев (сосна, ель); зимний огород: посадки рассады различных овощных культур (огурцы, томаты, перец), цветочно-декоративных растений; посадки и посевы для получения зелени и проведения опытов (овощи, злаковые, пряности, семена лимона, мандарина; эксперимен-тальные посевы и посадки.

3.Лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки.

Календарь природы: «Метеостанция»

1.Картина сезона, модели года и суток.

2.Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды и температуру на каждый день. В конце месяца рисуется температурный график.

3.Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которые кормились, сидели и ждали корма, пролетали мимо.

4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

5.Календарь наблюдения за солнцестоянием.

6.Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения и т.п.

Ирина Макарова

Предметно-развивающая среда в подготовительной группе. Фотоотчет.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуаль но. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

5. развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию помогает дополнить ее.

Театрально-музыкальный уго лок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными.

Природно-экспериментальный уго лок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.



Строительный це нтр , хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).




Уголок безопасности дорожного движе ния интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки.

Так же мы создали "Уголок Грамотей ка" ,в котором дети с удовольствием играют в с\р игру "Я учитель", складывают слова из букв,подбирают картинки к буквам и строят "Буквоград", и многое другое.


Центр интеллектуальной активности и дидактической иг ры.




Уголок "Мой домик"Для сюжетно-ролевых игр различной направленнос ти.



Уголок "Патриотического воспитания и кни ги.



А так же уголок ИЗО,Физический,Зона уединения.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса.

Публикации по теме:

Предметно-коррекционно-развивающая среда в подготовительной группе №21 для детей с нарушением зрения Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

В настоящее время переживая реорганизацию в дошкольном образовании нам воспитателям приходится быстрее всех реагировать на новшества. Самым.

В развивающей среде группы я отразила основные направления образовательных областей ФГОС ДО: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное.

ЦЕНТР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «ТВОРЕНИЕ ПРИРОДЫ» Календарь наблюдений за природой. Растения (комнатные:фикус, хлорофитум, традесканция,.

Патриотический уголок. Предметно-развивающая среда. Все о Волгограде и Волгоградской области. Прививать к детям чувство гордости нашего города. Рассказав.

Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все что окружает ребенка формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствую полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-развивающей среды. Мы, как педагоги, стремимся создать в группе условия, как для совестной деятельности детей, так и для индивидуальной деятельности, учитывая каждого дошкольника.
Предметно-развивающая среда в нашей группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная;
2) познавательная;
3) речевая;
4) художественно-эстетическая;
5) физическая.
При построении предметно-развивающей среды мы учитывали следующие принципы:
- принцип открытости и доступности;
- трансформируемости;
- вариативности;
- полифункционанальности;
- безопасности;
- насыщенности.
Групповое помещение нашей группы условно подразделено на три зоны - активную, рабочую и спокойную.
Активная зона (занимает самую большую площадь в группе), включает в себя:
1. Центр игры;
2. Центр двигательной активности;
3. Центр музыки;
4. Центр театра;
5. Центр дежурства.
Спокойная зона
1. Центр книги;
2. Уголок уединения;
3. Центр занимательной математики.
Рабочая зона (в которой размещается оборудование для организации совместной и регламентированной деятельности) включает в себя:
1. Центр познания;
2. Центр экспериментирования;
3. Центр творчества;
4. Центр безопасности;
5. Центр конструирования;
6. Центр патриотического воспитания.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. «Центр игры» является наиболее интересным и привлекательным местом для детей, он содержит в себе игрушки разной направленности (игрушки транспортные разного вида и назначения, игрушки, изображающие предметы труда и быта, сюжетные игрушки, игрушки- животные, куклы разной направленности, наборы посуды, шаржеобразные и мультяшные игрушки, игровые модули для разнообразных сюжетных игр и т.д.). «Центр игры» расположен вблизи «Центра конструирования» с целью возможности использовать постройки в игре.

«Центр двигательной активности » в нашей группе оформлен как мини тренажерный зал. Данный центр содержит атрибуты к подвижным играм, разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, кубики, султанчики, ленты, палки и т.д., массажёры, кегли, гимнастическую стенку, шведскую стенку с матрасиком (упражнения только под контролем взрослого), скакалки, мешочки с грузом, кольцебросы, коврики для массажа стоп, оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия, прыжков, ползания и лазанья, оборудование из неоформленного материала. Изготовленное спортивное оборудование из неоформленного материала стимулирует желание детей двигаться, участвовать в играх, вызывает радость и положительные эмоции. Оно объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветов пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.


«Центр музыки» – один из самых ярких и привлекательных. Способствует развитию танцевально-игрового и песенного творчества у детей. Здесь размещены музыкальные игрушки (гармошка, гитара, соразмерные руке ребенка; погремушки; бубен; барабан; дудочки; рожок; балалайка), народные игрушки, наборы шумовых коробочек, картинки к песням исполняемыми на музыкальных занятиях, магнитофон, аудиозаписи детских песенок, фрагменты классических музыкальных и фольклорных произведений, колыбельные, записи звуков природы, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные книжки, открытки, музыкальная шкатулка).


«Центр театра» – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
В «Центре театра» размещена ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежко-вый, перчаточный, пальчиковый, магнитный и настольный виды театра. Педагоги нашей группы вместе с воспитанниками и родителями изготавливают костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.


«Центр дежурства» расположен у входа в групповую комнату, чтобы дети и их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит. Наш центр выполнен в виде поваренка-колобка. На поварском колпаке поваренка расположены цветные круги с аппликацией овощей и фруктов внутри. С учётом желания каждый ребенок в группе выбрал себе по-нравившейся круг с овощем или фруктом. В день дежурства на кружочке появляется маленький, серебристый, объёмный поварской колпачок (он крепиться с помощью тек-стильной застежки).


«Центр книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творче-ством которого дети знакомятся в данный момент, его литературные произведения.


В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия. Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место, оборудовано уютным диваном с множеством мягких мини-подушек разных форм. В нашем «уголке уединения» живет сказочный персонаж, домовенок Кузя. Ребёнок может поведать ему свои тай-ны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса, индивидуальные фотоальбомы с фотографиями близких – все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.


«Центр занимательной математики» имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно - знаковый материал: магнитная доска, наборное полотно, цветные счетные палочки, логические блоки, числовой ряд, счеты, пе-сочные часы, чашечные весы, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, Плакаты с изображением геометрических фигур, объёмных геометрических фигур (куб, конус, цилиндр и др.), различные виды мозаик, современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на поиск недостающего объекта в ряду, на установление последовательности по степени возрастания (убывания), развивающие игры: «Логические кубики», «Уголки», «Шашки» и т.д. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.


«Центр познания» требует частичной изоляции, наличия заданий различной степени сложности. Игровой материал расположен на открытых-сквозных полках, он размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу. В «Центре познания» содержится: лото, домино в картинках, предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок, иллюстрации, изображающие сезонную одежду, головные уборы, обувь, транспорт, посуду «чудесные мешочки», материалы на развитие мелкой моторики кистей рук, мелкая геометрическая мозаика, схемы, модели слов и предложений, пособие для обучения чтению «Окошечки», дидактические игры по обучению грамоте, касса букв с цветовым обозначением гласных, согласных, твердых и мягких звуков, схемы звукового состава слова, материалы для развития у детей графических навыков, доска, мел, указка, картинки с фабульным развитием сюжета, календарь недели, глобус, географические карты, детские энциклопедии и познавательную детскую художественную литературу, циферблат часов.


«Центр экспериментирования» представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскоп, компас, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т.д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведется журнал наблюдений, в котором воспитатель совместно с детьми фиксирует сделанные выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» превращаются в любознательных исследователей, которые проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. Незаменимым помощником в детской исследовательской деятельности стал Ученый Кот, живущий в нашей группе. Кот стимулирует детскую активность и любознательность.


В «Центре творчества» размещены материалы для знакомства детей с различны-ми видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности (кисти, краски, палитры, цветные карандаши, цветные восковые мелки, трафареты животных, пошаговые инструкции, мольберт, раскраски), для ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов, как девочек, так и мальчиков (природный материал, клей карандаш, клей ПВА, цветная бумага, цветной картон, кусочки ткани, всевозможные пайетки). Наш «Центр творчества» дополнен «Стеной творчества» . Данное новшество дает детям возможность рисовать на больших форматах, объединяться в группы, дополнять уже созданный рисунок предварительно обсудив свою идею с автором первоначального рисунка. Дети имеют возможность самовыражаться в своём творчестве.
Все детские работы выставляются в специально отведенном месте. Работы доступны для просмотра родителям, являются украшением группы.



«Центр безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими пособиями и играми. Хорошим дидактическим пособием служит макет пожарной станции на основе конструктора «Лего», игра с объёмными фигурками «Путешествие по дорогам улиц». Игра оснащена макетом улицы, дорожными знаками, фигурками людей. Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения и формирует ценностей здорового образа жизни.


«Центр конструирования» требует свободного пространства для сооружений из крупного строительного материала. Центр расположен вблизи уголка сюжетно-ролевых игр с целью возможности использования построек в игре. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.


«Центр патриотического воспитания» расположен вблизи источника света. Со-держание материала в данном центре обновляем в зависимости от календарных дат, изучаемых на данный момент тем и тем, к которым у детей сохранился интерес. Центр требует частичной изоляции, расположен вдали от игровых зон. В нем содержится: Российский флаг, герб, портрет президента России, символика Красноярского края, города Бородино, пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, портреты великих людей России, подборка иллюстраций «Былинные богатыри», образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Подобран материал о родном Красноярском крае и городе Бородино, дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Красноярского края. Подобрана художественная литература по краеведению, оформлены альбомы «Моя страна», «Мой край», «Мой город», «Моя семья», «История образования Ирша-Бородинского угольного разреза».

Евгения Кустова

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой развивающая среда создаётся педагогами для развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня его активности и интересов. К функциональным аспектам оборудования пространства относятся также цветовая отделка помещений (групп ) . На что мы обратили пристальное внимание, делая ремонт. Группа оформлена в современном стиле, в тёплом, солнечном тоне, что делает пребывание в группе комфортным . Одна из стен выкрашена в светло зеленый тон, где разместился центр эмоций. Рядом с зеркалом дети видят разные настроения героев группы -пчелок на цветах и разные гримасы на собственных фото. Перед зеркалом ребенок старается сыграть, подражать разным эмоциональным состояниям.

Наша группа подготовительная к школе , называется «Пчелка» , поэтому групповое помещение , спальня и приёмная (раздевалка) оформлены в едином стиле в соответствии с названием группы . Для родителей создан информационный стенд. Постоянно организовываются выставки работ детей.

В группе много полифункциональных предметов : детская мебель, ширмы, мягкие модули, все эти элементы имеют единый эстетичный стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей. Развивающая среда трансформируема и вариативна, это дает возможность каждому ребенку заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединяться в малые подгруппы по общим интересам .

Учитывая все принципы построения предметно – развивающей среды , создала центры для самостоятельной деятельности детей. В группе предусмотрены изобразительный , конструктивно-модельный, музыкальный, книжный уголки. Здесь есть возможность ребёнку раскрыться в полной мере.

Центр «Познавательного развития» включает в себя микроцентры, куда вошли :

«Центр Безопасности»

«Клуб путешественников» с макетом природных зон. Карты (страны, мира, карта с национальными костюмами, как дидактическая игра, глобус.

Макет «Кубанского подворья» с разрезом кубанской хаты и утварью.

Мини-лаборатория для экспериментирования.

Мини-библиотека группы


В целях реализации нравственно патриотического воспитания в группе создан «Центр нравственно-патриотического воспитания» , где организован мини-музей «Великая Победа!» . В нем собраны иллюстрационные материалы о Великой отечественной войне, модели военной техники, художественные произведения о ВОВ, коллекция знаков отличия военных сил РФ и коллекция военных головных уборов. В центре собраны фотоальбомы о семьях воспитанников, о природе и достопримечательностях родной станицы, книги о родном крае. Собрана символика малой и большой Родины, на портретах дети знакомятся с главами района, края и страны. Разработаны дидактические игры «Собери флаг» , «Соотнеси флаг и герб » , «Четвертый лишний» и др.


Для реализации художественно-эстетического развития организован центр творчества «Юный художник» . В центре имеются :

Макет карандаша и кисти, где разместились рамки с разными материалами (стекло, зеркало, линолеум, на которых дети могут свободно рисовать фломастерами.

Сменяемые схемы лепки, рисования, оригами, смешивания цветов, и пр.

Мольберт для рисования мелом и специальными фломастерами.

Разнообразные краски;

Бумага, ножницы, ножницы фигурные, клей;

Мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры;

Всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, цветная бумага, картон разных фактур и цветов;

В свободном доступе бумага для рисования

Собраны коллекции декоративно-прикладного творчества

Для самостоятельного творчества есть разнообразный дидактический материал и книги по рисованию, лепке, конструированию.


В «Центре Безопасности» имеются макеты дорог, дидактические игры «Не зевай - ПДД соблюдай» , лото «Дорожные знаки» , атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой - жезл, свисток, фуражки, дорожные знаки, модели светофора, наглядные материалы по дорожной, пожарной, а так же безопасности в быту - карточки с проблемно-игровыми ситуациями для детей, игры «Если ты остался один дома» , а так же плакаты для обучения детей безопасности жизнедеятельности.


На макете по ПДД разыгрываются различные дорожные ситуации («Выбери безопасный маршрут в качестве пешехода или водителя» , «Найди ошибку в маршруте» и тд. На макете проводятся дидактические игры «Найди дорожный знак» , «Найди место для установки заданного знака» и др.


«Клуб путешественников» создан с целью формирования и совершенствования элементарных знаний о планете земля, о ее природных и климатических зонах, о почве в разных местах нашей планеты, о животном и растительном мире Земли. Дети в игровой форме познают с помощью карт, глобуса, макета атласов и энциклопедий природный мир.


Политическая карта мира на стене играет роль дидактической игры, где ребенок закрепляет знания о расположении страны и национальном костюме этой страны.


Макет «Кубанского подворья» с хатой в разрезе, куклы в кубанской одежде, книги, иллюстрации помогают детям освоить азы Кубановедения, дети знакомятся с традициями, культурой и бытом кубанского казачества.


«Мини лаборатория» позволяет проводить с детьми опыты и эксперименты. В лаборатории представлено многообразие коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д., а также необходимые материалы для осуществления опытной деятельности : лупы, микроскопы, компасы, минзурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы (водяные, песочные) и т. д.


«Физкультурно-оздоровительный центр» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное, изготовленное руками педагогов. Данное оборудование направлено на развитие ловкости, меткости, глазомера, силовых качеств. В центре имеется разнообразное оборудование для проведения спортивных мероприятий, эстафет, соревнований, для проведения гимнастики с предметами , различных упражнений на коррекцию осанки, стопы. Есть необходимое оборудование для занятий : хоккеем, футболом, волейболом, бадминтоном, настольным теннисом. В групповой спальне дети после сна ходят по дорожке здоровья. В центре имеются пособия по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни («Полезные и вредные продукты» , «Организм человека » , «Режим дня» , «Полезные привычки» и т. д.)


«Центр театра и музыки» представлен широким ассортиментом видов театра (кукольный, теневой, настольный, пальчиковый, настольный, шапочный, театр на палочках, на стаканчиках). Различные маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. На полках размещаются детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны, барабаны и т. д.) . Центр оснащен разными ширмами. В театральном уголке собраны всевозможные герои, что позволяет детям сыграть самые разнообразные сюжеты, уже знакомых сказок.


Организованная в группе «Мини-библиотека» формирует у детей интерес и любовь к художественной литературе, в ней ребенок имеет возможность самостоятельно выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. На каждого воспитанника заведен формуляр читателя, поэтому в любой день ребенок может выбрать понравившуюся книгу и взять ее для прочтения домой на 1-2 дня. Иллюстрированная книга приобщает ребенка к изобразительному искусству, он может реализовать свои творческие способности. Большое разнообразие книг и энциклопедий развивает в ребенке любознательность. Библиотека делится на блоки : «Сказки» , «Рассказы и повести» , «Энциклопедии о животном и растительном мире» , «Энциклопедии о космосе» , «Окружающий мир» , «Все о человеке» и др. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.



В «Экологическом уголке» дети ухаживают за комнатными растениями, наблюдают. Присутствуют различные инструменты по уходу за данными растениями : фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды, где дети ежедневно отмечают изменения в погоде, отмечают день недели, число, месяц и время года и ведут дневник наблюдений. Оформлены макеты (домашние животные на «Кубанском подворье» и дикие животные на макете природных зон, сухой аквариум подводного царства). В уголке природы представлена коллекция насекомых .



В группе и на площадке есть уголок «Юного шахматиста» для игры в шахматы и шашки.


«Центр строительно-конструктивных игр» оборудован в спальне и оснащен разными вида конструкторами. Дети охотно делятся на подгруппы или даже уединяются , чтобы спокойно построить задуманное. Для удобства разные виды конструктора хранятся в отдельных контейнерах, доступных детям.

«Логико-математический центр» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал : магнитная доска, касса цифр, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами. Также в данном центре присутствуют различные развивающие игры типа «Квадрата» Воскобовича, Палочек Кюизенера, «Разрезного квадрата» Никитина, «Логических блоков Дьенеша и т. д.

В центре большой перечень дидактических и настольно-печатных игр, которые в свою очередь способствуют развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста . Центр представляет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация) .

Одним из условий, необходимого для инклюзивного образования является то, что в группе я разместила пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Например, схему, отражающую нужную последовательность действий ребенка при сборах на прогулку, я разместила непосредственно на шкафчике ребенка .


Участок группы является функциональным и летом, и зимой. Стараюсь, чтобы было не только красиво, но и чтобы дети физически развивались.








Мои воспитанники имеют возможность свободно двигаться, выбирать деятельность по желанию. Пробуют свои силы в различных видах деятельности, реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении.

Организован «Центр сюжетно-ролевых игр» на площадке. Дети сами решают в какую игру они будут играть. Универсальность среды позволяет создать разные сюжетно-ролевые ситуации. Атрибуты к играм хранятся в контейнерах. Это может быть «Аптека» , «Кондитерская лавка» , «Лаборатория» , «Супермаркет» , «Магазин игрушек» , «Книжный магазин» или «Магазин посуды» …все будет зависеть от фантазии и желания детей.


И конечно, нельзя не сказать о безопасности предметно-пространственной среды . Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя, голосов птиц и др.)

Спасибо за внимание!