Проект «Березка русская моя». Актуальность Важное значение в развитии ребенка имеет экологическое образование, которое необходимо начинать со знакомства. Проект «Люблю берёзку русскую» старшая группа Русская береза проекты в доу

В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а берёзой. Берёзу называли "дерево четырёх дел". Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утешать, третье дело - больных исцелять, четвёртое - чмстоту соблюдать. Цели пректа - знакомство с берёзой как символом, национальным деревом России, развитие познавательных интересов, формирование представлений у детей о жизни растения, воспитание экологически грамотного поведения в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Березка русская моя»

Актуальность:

Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать".

Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности.

Проблема:

Недостаточные знания детей о березе, как символе России.

Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.

Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.

Цель: ознакомление старших дошкольников с березой как символом России.

Задачи:

Познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом;

Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;

Формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами;

Воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.

Формы работы:

Деятельность педагога:

Беседы;

Познавательные рассказы воспитателя;

ООД;

Чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки) ;

Использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.) ;

Музыкальная.

Деятельность детей:

Экспериментирование;

Речевые игры, описательные рассказы;

Дидактические игры с предметными картинками;

Игра по модели строения дерева;

Подвижные игры;

Игры с мячом;

Художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд)

Музыкальная

Взаимодействие с родителями воспитанников:

Практические задания;

Совместные мероприятия

Подготовительный и аналитический этапы – сентябрь.

Основной этап - октябрь – апрель.

Презентационный этап – май.

На подготовительном этапе планировалась работа с родителями и с детьми.

Утвердили план дальнейшей работы, наметили и обсудили предстоящие мероприятия.

Аналитический этап заключался в анализе проведенной работы на подготовительном этапе, был составлен алгоритм действий, распределены обязанности и поручения. Велся активный сбор информации в литературе и интернете.

Основной этап работы

Октябрь.

Трудовой десант.

ООД

Тема: «Береза – символ России».

Экскурсия в осенний парк «Встреча с русской красавицей»

Слушание «Ах, ты, береза», русская народная мелодия, обработка Раухверга.

Заготовление берёзовых пеньков и спилов.

Дать знания о символе славянского культа России - березе; познакомить с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой; приобщить к русской народной культуре; расширять словарный запас детей; воспитывать любовь к Родине.

Расширять представления о предметах и явлениях природы; описывать характерные особенности знакомых растений; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к природе.

Развивать словарный запас по определению характера музыкального произведения. Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус.

Ноябрь.

"Березовая рапсодия" - изготовление панно на срезе березы.

Экспериментирование «Рассматривание бересты под лупой»

Хоровод «В золоте березонька», слова и музыка Г. Вихарева.

Учить детей создавать объёмные композиции; совершенствовать изобразительную технику; развивать композиционные умения.

Дать детям представление о том, что белый цвет коры - это бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы - это чечевички, через которые проходит кислород дереву. Береста состоит из нескольких слоев - это опробковевшие клетки.

Стимулировать формирование музыкальных способностей. Содействовать проявлению активности и самостоятельности.

Декабрь.

Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза»

Экспериментирование «Какой стороной дышат листья? »

Формировать умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи; воспитывать чуткость к художественному слову.

Учить ставить самостоятельно поисковую задачу, выдвигать предположения; выяснить с детьми, с какой стороны листа в растение проникает воздух.

Январь.

Наблюдение за берёзой на прогулке.

Пение «Песня о Родине» слова Е. Карасевой, музыка

Экспериментирование «Влияние света и температуры на жизнь растений»

Продолжать знакомство с деревом, ставшим символом России; воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.

Расширять представление детей о системе потребностей живых организмов в оптимальной температуре, свете, об общей зависимости их состояния от соответствия условии среды.

Февраль.

ООД

Тема: «Домашний доктор»

К. Паустовский "Подарок" - чтение книги.

Экспериментирование «Вода в жизни растений»

Пение без сопровождения русской народной песни «Во поле березонька стояла».

Формировать представления о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; развивать познавательную активность, мышление, внимание; воспитывать интерес к природе.

Развивать интерес детей к познавательной литературе; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать рассказы.

Расширять представление о потребности растения в воде.

Закрепить умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно.

Март.

Памятка «Береги зелёного друга»

Альбом «Люблю русскую красавицу»

П. Воронько "Береза" - чтение стихотворения

Экспериментирование «Жизненный цикл растений»

Распространение экологических знаний среди родителей.

Углубление представлений детей о берёзе; расширение кругозора дошкольника; воспитание любви к природе.

Развивать умение внимательно слушать стихотворение; формировать умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста; воспитывать любовь к природе.

Расширять представление об основных фазах жизненного цикла растений.

Апрель.

ООД

Тема: «Символика нашей России»

Наблюдение за цветущей берёзой на прогулке.

Консультация «Берёзкины слёзы»

Вернисаж детских рисунков «Белая берёза»

Хоровод «Ай, да, березка! », музыка Т. Потапенко.

Расширять представления детей об особенностях географического положения России, познакомить детей с символикой России; формировать начальные представления о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении; повторить знания о символическом значении цвета российского флага; развивать внимание, мышление, речь; обогащать словарь детей (стяг, гимн, флаг, копье) ; воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию.

Уточнить представления о последовательности роста и развития растения; развивать интерес к самостоятельному наблюдению за знакомым растением.

Расширение экологических знаний среди родителей.

Вызвать интерес к созданию выразительного образа берёзы; учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей берёзы; развивать чувство цвета.

Продукт проекта:

Мини-музей "Берёза-Берегиня" (созданный совместно с детьми и родителями) : панно на срезе берёзы, альбом «Люблю русскую красавицу», изделия из бересты, литература о берёзе, картины;

Вернисаж детских рисунков «Белая берёза».


Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Предмет исследования: береза.
Количество участников: групповой (СРЕДНЯЯ).
Береза белая, ветвистая,
Всегда веселая, всегда лучистая,
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис.
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семье. В старину березу называли «деревом четырех дел»: первое дело - мир освещать; второе - крик утешать; третье - больных исцелять; четвертое - чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Ни в одной стране нет столько берез, как у нас, поэтому деревом многих россиян является русская береза. Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. О ней со старины ведутся песни, сказки, стихи. Она является образом России. Со времен глухой старины вошла она в нашу жизнь. Мила она русскому человеку. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу.

Поэтому в настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Цель проекта:
Активизировать речь, обогатить словарь

Воспитать любовь к природе родного края, желание сохранять ее


Задачи.

1. Учить отражать знания и впечатление в художественной, продуктивной и игровой деятельности.

2.
Сформировать эстетическое отношение к русской березе через стихи, потешки, картины и т. д
Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

3.
Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

4.
Расширять знания детей о березе, ее использование в хозяйственных целях, в медицине, в быту.

Формы реализации проекта

Ø Познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность

Ø Целевые прогулки

Ø Труд на участке

Ø Изготовление поделок из природного материала

Ø Фиксация наблюдений (зарисовка, лепка, аппликация)

Ø Организация мини-музея предметов из березы

Приемы реализации проекта

v Заучивание стихов, потешек, песен, хороводов, народных примет, загадок

v Рассматривание картин, иллюстраций

v Проведение дидактических игр

v Организация изобразительной деятельности

v Организация трудовой деятельности

v Сбор материала для создания мини-музея

v Организация экспериментальной деятельности

Этапы проекта

1 этап подготовительный

Цель: сформировать у детей представление о березе, как образе России.

Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивание наизусть.

Подбор дидактических игр.

Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

Подбор материала в мини-музей « Березка русская моя»

2 этап- аналитический

Цель: помочь детям в сборе материалов о берёзе, её пользе.

§ Систематизация иллюстраций, репродукций картин.

§ Проведение беседы с родителями об оказании помощи детям: подготовить схему о строении берёзы, рассказ об интересных фактах, связанных с берёзой, подбор фотографий. Изготовление поделок, рисование, и т.д.

3 этап - практический

Цель: Развитие у детей умения передавать и излагать полученные знания (читать стихи, принимать участие в практической деятельности в виде разных занятий в саду)

Наблюдение на прогулке «Встреча с русской красавицей»

§ Беседа «Почему березы белые?»

§ Занятие «Береза - символ России»

§ Легенды и мифы о березе «Русская душа березы»

§ Занятие о лекарственных свойствах березы «Домашний доктор»

§ Занятие о взаимосвязи экологической системы «Кто дружит с березой?»

§ Занятие о разных способах распространения семян «Без билета по белу свету»

§ Заучивание стихотворений, пословиц о берёзе. Разучивание песни «Во поле берёза стояла».

§ Вернисаж детских рисунков «Весенняя березовая роща»

В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.

По итогам работы было отмечено:

Повышение уровня экологической культуры у детей и родителей.

Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы

Ближайшего окружения, в частности, к деревьям.

Развитие исследовательской практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».

Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Заключение.

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково - исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучили чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Благодаря проделанной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.






Педагогический проект для детей подготовительной к школе группы

Белоствольная березка –

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей.

Н. Меркушова

Белая березка – дерево России, символ красоты русской природы, символ России, она прекрасно в любое время года. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг нее хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы посвятили березке свои лучшие песни.

Задача воспитателя – сформировать эстетическое отношение к этому чудесному дереву, расширить представления о нем, воспитывать чувство гордости за родную природу, вызывать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране.

Тип проекта.

По доминирующей деятельности:

Информационный,

Исследовательский,

Творческий.

По времени проведения: долгосрочный (ежемесячно в течение учебного года).

По характеру проектирования: МБДОУ № 6 «Ромашка», семьи воспитанников.

Участники: дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Актуальность:

Расширение кругозора дошкольника;

Повышение качества духовно-нравственного воспитания;

Формирование единого образовательного пространства, включающего ДОУ и семью;

Реализация творческих способностей коллектива ДОУ и семей воспитанников.

Цели:

Воспитание любви к природе родного края, желание сохранять ее;

Воспитание патриотических чувств;

Разработать цели занятий, направленных на формирование знаний о русской березе;

Повышение родительской компетентности.

Задачи :

Развивать познавательный интерес, мышление, творческое воображение и коммуникативные навыки;

Расширять кругозор на основе доступного материала;

Активизировать речь, расширить словарь;

Развивать творческие способности детей;

Активно привлекать родителей.

Формы реализации проекта:

Познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность;

Экскурсии;

Целевые прогулки;

Праздники;

Труд на участке ДОУ;

Изготовление поделок из природного материала;

Фиксация наблюдений (зарисовка, лепка, аппликация);

Изготовление плакатов;

Работа с родителями

Специфика работы с детьми заключается в том, что она проводится не только в ДОУ и на его участке, в сквере, парке, библиотеке и т.д.

Для выяснения отношения детей к определенному объекту и проверки знаний используются дидактические игры, загадки, викторина, изобразительная деятельность, беседы с детьми.

Роль педагогов заключается в организации и проведении воспитательно-образовательной работы по реализации проекта, организации совместной работы по данному направлению. Проведение анализа исполнения проекта.

Работа с детьми заключается в следующем :

Выявить знания детей о русской березе;

Заучивание стихов, потешек, песен, хороводов, народных примет, загадок;

Экскурсии в сквер, парк, аллею;

Рассматривание картин, иллюстраций;

Проведение дидактических игр;

Организация изобразительной деятельности;

Организация трудовой деятельности;

Фиксация наблюдений;

Сбор материала для создания мини-музея.

Родители оказывают помощь в организации:

Экскурсий в парк, лес;

Сбор экспонатов для мини-музея;

Праздника «Святая Троица»;

Чтения художественной литературы для детей.

:

Расширяет представления детей о природе, ее значении в жизни человека;

Повышает уровень педагогической культуры родителей;

Формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за ее природные богатства;

Развивает у детей инициативу, сообразительность, потребность общаться с природой.

Организационные формы работы над проектом

«Русская береза – символ России»

Формы работы

Методы работы

Непосредственная образовательная деятельность

1. Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы, знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками.

2. Беседа о грибах (подберезовик, чага и другие), их использование. Лепка из соленого теста «Подберезовик».

3. Рисование акварелью «Золотая березка».

4. Чтение «Березовый лес» И.Бунин.

5. Беседа по картине «Березовая роща» А.И.Куинджи.

6. Рассказ воспитателя «Целебное дерево береза».

7. Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина «Белая береза».

8. Творческое рассказывание «Березка и ее друзья».

9. Рисование по стихотворению «Белая береза» С. Есенина.

10. Совместная деятельность воспитателя и детей по теме «Что я знаю о березе».

11. Чтение «Цветут березки» М. Пришвин.

12. Открытие мини-музея «Русская березка – символ России».

13. Игровая деятельность:

    Упражнения с березовыми чурочками.

    Словесные игры «Составь предложение со словом«береза», «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов).

    Дидактические игры «Найди лишний предмет», «Подбери пару».

сентябрь

сентябрь

сентябрь

в течение года

Экскурсия

в городской парк

1. Наблюдение за деревьями в летнем парке.

2. Сбор листьев для гербария.

3. Заучивание стихотворения «Люблю березку русскую» А. Прокофьева.

Целевая прогулка

1. Наблюдение за осенними березками в сквере железнодорожников.

2. Наблюдение за зимней березкой на аллее.

сентябрь

Праздник

«Святая Троица»

    хороводы

    подвижные игры

    чтение стихов

    игра-драматизация

Викторина «Русская березка»

    использование малых фольклорных форм

    познавательные игры

Труд на земле

    Уборка листьев на участке ДОУ. Сбор листьев для гербария

    Посев растений. Высадка рассады цветов.

май – июнь

Изготовление поделок из листьев березы и природного материала

Составление панно с различными узорами из листьев березы и природного материала.

Развлечение

Вечер загадок о березе с использованием малых фольклорных форм, хороводов, подвижных игр.

Фиксация наблюдений за березкой

    Изготовление гербария.

    Зарисовка березы, листьев березы, веток березы с сережками.

Изготовление плакатов

Рисование плаката «Сохраним русскую березку».

Работа с родителями

    Папка-передвижка «Все о русской березе».

    Родительское собрание.

    Прогулки с детьми в природу.

    Сбор материала для мини-музея «Русская березка – символ России».

    Подготовка праздника «Святая Троица».

сентябрь

сентябрь-июнь

Перспективный план проекта
«Русская береза – символ России»

Август

Экскурсия в городской парк, наблюдение за березой.

Сбор листьев для гербария и ручного труда.

Подвижная игра «Найди свое дерево».

Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю березку русскую».

Сентябрь

Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы.

Знакомство с русским фольклором, посвященным русской березе (пословицы, поговорки, загадки, песни).

Беседа о грибах, рассматривание грибов подберезовика и чаги, повторение загадок о грибах.

Целевая прогулка в сквер, наблюдение за осенней березкой.

Рисование акварелью «Золотая березка».

Родительское собрание, знакомство с проектом.

Октябрь

Чтение: «Березовый лес» И.Бунин.

Лепка из соленого теста «Подосиновики».

Беседа по картине А.И. Куинджи «Березовая роща».

Труд на участке, сбор листьев.

Разучивание хоровода «Во поле береза стояла».

Изготовление папки-передвижки для родителей воспитанников «Все о русской березе».

Ноябрь

Рассказ воспитателя «Ценное дерево – береза». Знакомство с предметами быта из бересты и продуктами переработки березовой древесины, листьев, грибов.

Изготовление поделок из листьев березы (Панно «Осенний ковер»).

Заучивание песни-хоровода «Ай да, березка!»

Дидактическая игра по карточкам «Составь предложение со словом «береза».

Декабрь

Наблюдение за зимней березой на участке ДОУ.

Заучивание стихотворения «Белая береза» С. Есенина.

Рисование «Белая береза» по стихотворению С. Есенина.

Слушание песни «Березы» в исполнении С. Безрукова и ансамбля «Любэ».

Январь

Составление детьми творческих рассказов «Березка и ее друзья».

Рисование плакатов «Сохраним русскую березку».

Презентация дидактической игры «Собери пару».

Февраль

Викторина «Русская березка» (использование малых фольклорных форм).

Наблюдение за березкой на участке ДОУ, чтение детьми стихотворения «Белая береза» С. Есенина.

Словесная игра «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов к слову «береза»).

Изготовление гербария.

Март

Чтение: «Елочки-метолочки» Е. Тимошенко.

Комплексна совместная деятельность детей и воспитателя по оформлению экспонатов для мини-музея.

Дидактическая игра по карточкам «Найди лишний предмет».

Апрель

Чтение: «Цветут березки» М. Пришвин.

Изготовление макета «Березовая роща».

Сбор и оформление экспонатов для мини-музея «Русская березка – символ России» (участники: воспитатели, дети, родители).

Труд на земле.

Наблюдение за весенней березкой.

Сбор и оформление материалов для мини-музея.

Рисование акварелью «Май сережки дарит ей…»

Труд на земле.

Открытие мини-музея «Русская березка – символ России».

Июнь

Праздник «Святая Троица» (использование малых фольклорных форм, чтение стихов, хороводы вокруг березки, игра-драматизация).

Труд на земле.

Результат проектной деятельности

Расширяет представления о родной природе.

Формирует эстетическое отношение к русской березе.

Развивает потребность общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране.

Заинтересованность родителей к проекту.

Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм.


Актуальность Важное значение в развитии ребенка имеет экологическое образование, которое необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения. Березка…Нет милее и роднее дерева для русского народа. Белоствольная красавица во все времена являлась гордостью и символом нашей страны. Именно с этого дерева начинается Родина для малыша. В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.




Цель и задачи Цель: ознакомление дошкольников с березой, как символом России Задачи: познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом; развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания; формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами; воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.




Работа с детьми (план) Образовательной область «Чтение художественной литературы». 1. Чтение: К.Паустовского «Подарок»»; Г. Н. Рахимов «Три березки под окном» и т. д. 2. Разучивание пословиц, поговорок. 3. Заучивание стихов о березе: А. Прокофьев «Люблю березку русскую…», С.Есенин «Белая береза»и т. д.


Работа с детьми (план) Образовательной областью «Физическая культура» 1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу». 2. Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок»(из березы), «Кто быстрее соберет березовые почки».


Работа с детьми (план) Образовательная область «Коммуникация» 1. Беседа: "Что я знаю о берёзе", «Какие деревья мы знаем» и др. 2. Проведение праздника «Русская березка»


Работа с детьми (план) Образовательная область «Познание» 1. Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом» 2. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.


Работа с детьми (план) Художественно-продуктивная деятельность 1."Белая береза" - беседа и рисование по стихотворению С. Есенина 2. «Осенняя березка» - аппликация 3. «Березка» - лепка


Работа с детьми (план) Образовательной область «Труд» 1. Укрывание дерева первым слоем "одеяла" из опавших листьев 2. Укрывание дерева вторым слоем "одеяла" из снега


Работа с родителями (план) 1.Оформление фотоплаката «Люблю березку русскую» (фотографии детей на фоне березы) 2.Оформление альбома «Березка» (картинки, иллюстрации, фотографии с изображением березы) 3.Составление сборника литературных произведений «Поэты и писатели о березке» Реализация проекта Укрывание дерева вторым слоем "одеяла" из снега

Актуальность: Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать". Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности. Известно из древних летописей, что во времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле. А поклонялись ей в образе священного белого дерева - березы. В древнем своде верований, обычаев, заговорных слов береза занимает особое место. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому его встречали не елью, а березой. Березу называли "дерево четырех дел": "Первое дело - мир освещать, второе дело - крик утишать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать". Ознакомление детей с традициями русского народа и их сохранение - дело величайшей важности.


Проблема: Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей. Недостаточные знания детей о березе, как символе России. Недостаточные знания детей о березе, как символе России. Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций. Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.




Задачи: познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом; познакомить с березой, как символом страны, национальным деревом; развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания; развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания; формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами; формировать представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами; воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе. воспитывать экологически грамотное поведение, желание оберегать и заботиться о природе.


МЕРОПРИЯТИЯ по образовательным областям. Познание. «Встреча с русской красавицей» - наблюдение на прогулке. «Почему березы белые?» – беседа. «Береза - символ России» – занятие. «Символика нашей России» - интегрированное занятие. «Русская душа березы» - легенды и мифы о березе. «Снятся ли березе сны» - наблюдение на прогулке. «Домашний доктор» - занятие о лекарственных свойствах березы. Познание. «Встреча с русской красавицей» - наблюдение на прогулке. «Почему березы белые?» – беседа. «Береза - символ России» – занятие. «Символика нашей России» - интегрированное занятие. «Русская душа березы» - легенды и мифы о березе. «Снятся ли березе сны» - наблюдение на прогулке. «Домашний доктор» - занятие о лекарственных свойствах березы. Художественно- продуктивная деятельность. Изготовление панно из березовых листьев. «Березовая рапсодия» - изготовление панно на срезе березы. «Люблю русскую красавицу», «Береза в народных легендах» - оформление альбомов. Художественно- продуктивная деятельность. Изготовление панно из березовых листьев. «Березовая рапсодия» - изготовление панно на срезе березы. «Люблю русскую красавицу», «Береза в народных легендах» - оформление альбомов.












Игровая деятельность. Игровая деятельность. Д/игра «Найди листок, какой покажу» Игра по модели строения березы. П/игра «Карлики – великаны» П/игра «Раз, два, три - к березе беги» Д/игра «Найди листок, какой покажу» Игра по модели строения березы. П/игра «Карлики – великаны» П/игра «Раз, два, три - к березе беги»


Чтение художественной литературы. Подбор художественной литературы о березе. Подбор художественной литературы о березе. П. Воронько «Береза»- чтение стихотворения. П. Воронько «Береза»- чтение стихотворения. С.Есенин «Белая береза» - заучивание стихотворения. С.Есенин «Белая береза» - заучивание стихотворения. К.Паустовский «Подарок» - чтение книги. К.Паустовский «Подарок» - чтение книги.



Музыка. «В золоте березонька» - хоровод (сл. и муз.г.Вихаревой). «В золоте березонька» - хоровод (сл. и муз.г.Вихаревой). «Песня о Родине» (сл. Е.Карасевой, муз.В.Елинек). «Песня о Родине» (сл. Е.Карасевой, муз.В.Елинек). «Во поле береза стояла» - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия). «Во поле береза стояла» - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия). «Ай да березка» - хоровод (муз. Т.Попатенко) «Ай да березка» - хоровод (муз. Т.Попатенко)


Взаимодействие с родителями. Взаимодействие с родителями. Подбор иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о березе. Подбор иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о березе. Заготовление березовых пеньков и спилов (использовать только погибшие деревья). Заготовление березовых пеньков и спилов (использовать только погибшие деревья). Бюллетень «Береги зеленого друга» Бюллетень «Береги зеленого друга» Рекомендации для родителей «Березкины слезки». Рекомендации для родителей «Березкины слезки». Организация в группе мини-музея «Береза-Берегиня». Организация в группе мини-музея «Береза-Берегиня».


Продукт проекта: мини-музей «Берёза-Берегиня» (созданный совместно с детьми и родителями): панно на срезе берёзы, альбомы «Люблю русскую красавицу», «Береза в народных легендах», изделия из бересты, литература о берёзе, картины; мини-музей «Берёза-Берегиня» (созданный совместно с детьми и родителями): панно на срезе берёзы, альбомы «Люблю русскую красавицу», «Береза в народных легендах», изделия из бересты, литература о берёзе, картины; вернисаж детских рисунков «Белая берёза». вернисаж детских рисунков «Белая берёза».