Методическая разработка на тему: Занятия с детьми с ЗПР. Конспект индивидуальной образовательной деятельности с ребенком, имеющим зпр

ЗПР (задержка психического развития) - это неприятный диагноз, но не смертельный. Если знать, как правильно проводить упражнения и игры с такими детьми, то можно достичь больших результатов. Просто необходимо знать какие игры лучше всего подойдут ребёнку с ЗПР, какие методы и занятия выигрышнее. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Коррекционные занятия для детей с ЗПР

Коррекционные занятия для детей с ЗПР построены с учётом возникающий сложных проблем в эмоциональном состоянии ребёнка.

Цель коррекционных методик

Целью коррекционных методик для детей с ЗПР являются развитие:

  • психических функций;
  • двигательной сферы;
  • адаптации к условиям, окружающим ребёнка.

Коррекционные методики направлены на развитие памяти, воображения, внимания.

Коррекционные занятия помогают ребёнку ориентироваться в пространстве, времени, идёт развитие сенсорных функций, развитие моторики, ребёнок учится играть, быть дружелюбным, коммуникабельным.

Как проходят коррекционные занятия

Чаще всего коррекционные занятия проходят в группах по 10 человек один раз в неделю от 15-30 минут. Занятия обеспечивают психическую защищённость малыша. Общение с учителем происходит строго по эмоциональным потребностям ребёнка (от 15-30 минут в зависимости от возрастной группы). Все упражнения для детей с зпр объединяются в одной темой и сюжетами, в которые включаются любимые или просто известные герои сказок, мультфильмов, нередко главными персонажами могут выступать животные. При этом все герои попадают в определённые жизненные ситуации, путешествуя по сказочным странам вместе с детьми. В процессе таких игр дети концентрируют своё внимание, развивают память и логическое мышление. В момент проведения коррекционных игр и упражнений для детей с зпр, педагоги (дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель) действуют как одно целое, создавая иллюзорный и красочный, сказочный мир для ребят.

Для хороших результатов при коррекционных занятиях обеспечивают равномерное чередование психических и физических нагрузок:

  • разминка и проведение упражнений для поднятия мышечного тонуса;
  • походят занятия по развитию внимания, памяти, мышления;
  • идёт развитие чувств темпа и ритма;
  • упражнения на согласованное взаимодействие речи и движений;
  • развивается голос, дыхание;
  • развиваются мимика и грамотная речь;
  • развиваются творческие способности крохи.

Коррекционные занятия с музыкальным сопровождением

Чаще всего для занятий с детьми, отстающими в развитии, применяются игры с музыкальным сопровождением. Музыка положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребёнка, позволяет ему выполнять определённые действия в такт музыке или её часто используют для понятия временного отрезка, за который надо выполнить какие-то действия. Игры и упражнения во время коррекционных занятий развивают у ребёнка:

  • развитие устной речи;
  • богатый словарный запас;
  • обеспечивают ровность спины;
  • помогают ребёнку ориентироваться в пространстве и времени.

Муниципальное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Центр диагностики и консультирования «Высота»

г.о. Жуковский, Московской области

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Цель:

эмоционального развития.

Срок обучения:

Формы обучения:

Режим занятий:

Наименование разделов

Всего часов



Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками и овладение

способами усвоения общественного опыта.

Эмоциональное развитие.

Интеллектуальное развитие.

Развитие и совершенствование двигательной сферы.

Муниципальное образовательное учреждение

Центр диагностики и консультирования «Высота»

г. о. Жуковский Московской области

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Программа комплексного развития различных сторон психики для детей дошкольного и младшего возраста «Другие мы» (для детей с ЗПР).

Цель:

Ввести детей с ЗПР в сложный мир человеческих отношений.

Создать зону ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуального и

эмоционального развития.

Подготовить детей, имеющих ЗПР, к обучению в школе, а в будущем и к самостоятельной жизни.

Срок обучения: с октября по май (включительно).

Формы обучения: познавательные занятия, игровые мини-тренинги и упражнения по телесно-ориентированным техникам.

Режим занятий: продолжительность занятий 30-40 минут в течение года, 2 раза в неделю.

Наименование разделов

Всего часов

Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками и овладение

способами усвоения общественного опыта.

Знакомство

Зачем нужны правила

В гостях у сказки (по сюжету русской народной сказки «Курочка Ряба»

Мир твой и мой.

Мы все разные

Действуем сообща

Необычные существа

Наш дом и мы в нем

Мой друг.

Ласковая мама

Добрые слова

Гости пришли

Моя семья

Эмоциональное развитие.

Кричалки, шепталки, молчалки

Мешок с капризами

Лягушка (арт-терапия)

Мое настроение

Путешествие в волшебный лес

Котенок (арт-терапия)

Необычная радуга

Тихое озеро

Ветка рябины (арт-терапия)

Изобрази явления

Кляксография

Дельфин (арт-терапия)

Мой мир (песочная терапия)

Осминоги (арт-терапия)

Петушок (арт-терапия)

Волшебная палочка

Бабочка (арт-терапия)

Божья коровка (арт-терапия)

Совушка (арт-терапия)

Пещера страхов

Одуванчики (арт-терапия)

Зоопарк (песочная терапия)

Угадай, какой я?

Интеллектуальное развитие.

Петух и краски

Лишнее слово

В стране «Наоборот»

Кто самый внимательный

Расскажи и покажи

Запоминайка

Летает, ходит, плавает.

В стране геометрических фигур

Во саду ли, в огороде

Холодный, горячий, теплый

Волшебные фигурки

Магазин игрушек

На птичьем дворе

Времена года

Верху-внизу

Впереди –сзади - между

Веселый счет

Строители

Внутри, снаружи

Части суток

Развитие и совершенствование двигательной сферы

Путешествие в страну перекрестков

Волшебный мяч

Гуляем по волнам

Запутанные тропинки

Мы ловкие и смелые

Спортивная семья

Лесная олимпиада

Шалтай-болтай

Превращение

Цирковые артисты

Плывем в облаках

Бегуны и прыгуны

Пояснительная записка

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных в педагогической психологии. В связи с увеличением числа детей с задержкой психического развития становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п.

Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.

Работа с такими детьми, направлена на формирование высших психических функций (ВПФ). При неравномерности формирования ВПФ проводится соответствующая коррекционная работа. У детей, имеют место симптомы возрастного недоразвития, несформированности тех или иных ВПФ. Формирующее обучение проводится с учетом возраста наших учеников и ведущей деятельности этого возраста. Поэтому мы основной своей задачей считаем формирование высших психических функций, испытывающих дефицит в развитии (восприятия, внимания, памяти).

Главная роль в воспитании ребенка отводится, естественно, семье. Дать отцам и матерям педагогические знания, повернуть их лицом к ребенку, защитить детство последнего от неоправданных наказаний, грубости и несправедливости - вот в чем мы видим свою наипервейшую задачу. Ведь любая профессиональная деятельность педагога может быть результативной, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Чтобы сделать родителей таковыми, приходится зачастую работать с ними не меньше, чем с их детьми. Воспитание родителей мы рассматриваем как формирование у них педагогической рефлексии, то есть умения самокритично оценить себя как воспитателя, посмотреть на ситуацию глазами ребенка. Главная задача педагога-психолога в работе с родителями детей, имеющих отклонения в психическом развитии, состоит в том, чтобы заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей. Родителей нужно постоянно держать в курсе всех дел, а поэтому заранее выбрать наиболее удачные формы взаимодействия с ними. Тогда мы сможем обеспечить одно из важнейших условий развития личности ребенка - согласованную совместную работу окружающих его взрослых. Это дает ребенку возможность перейти на следующую, более высокую стадию развития.

Коррекционная работа ведется на основе принципа формирующего и щадящего обучения. Мы обучаем детей элементам психогимнастики, релаксации, переключению с одного вида деятельности на другой.

Начинается работа с обследования, в ходе которого собираются сведения о ребенке. Полученная информация помогает наметить направления коррекционно-воспитательной работы. Особенностью ЗПР является неравномерность нарушений различных психических функций. Дети с ЗПР характеризуются низкой познавательной активностью, недостаточностью процессов восприятия, памяти, внимания. Им трудно соединить отдельные детали в единый образ, но все отклонения от нормы у них отличаются изменчивостью. Дети данной категории способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие ситуации. С помощью взрослых эти дети могут выполнять предлагаемые им инструкции и интеллектуальные задания на близком к норме уровне.

У детей с ЗПР, как правило, очень слабо формируется мотивация учебной деятельности. Поэтому мы ориентируемся на «второй способ обучения» (С.Л. Рубинштейн).

По определению Рубинштейна, «существует два вида учения или, точнее, два способа научения и два вида деятельности, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в этом случае - не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат другой деятельности, в которую он включен». В качестве «другой деятельности» мы используем конструктивную деятельность с разнообразными моделями, поэтому игра и игровые формы работы - это наиболее адекватные средства коррекции психического развития личности ребенка.

Проблемные дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Поэтому педагогу-психологу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности, для того чтобы ребенок получал возможность для самостоятельных действий в определенной ситуации.

Ребенку с проблемным развитием для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения.

Педагогу-психологу нужно также постоянно помнить: педагогическое творчество психолога не должно содержать опасности, ставящей под удар свободу, психику и личность ребенка, его физическое и психическое здоровье. Эмоционально-положительное отношение ребенка к занятиям - залог успешной работы педагога-психолога.

Цель :

1. Ввести детей с ЗПР в сложный мир человеческих отношений.

2. Создать зону ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуального и эмоционального развития.

3. Подготовить детей, имеющих ЗПР, к обучению в школе, а в будущем и к самостоятельной жизни.

Задачи:

  1. Научить ребенка понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, интонацию.
  2. Активизировать силы самого ребенка, настроить его на преодоление жизненных трудностей.
  3. Развивать умственные способности.
  4. Прививать навыки социального поведения.

Условия проведения

Программа рассчитана на детей 4-7 лет и включает познавательные занятия, игровые мини-тренинги и упражнения по телесно-ориентированным техникам.

Продолжительность занятий 30-40 минут в течение года, 2 раза в неделю. Учебный год состоит из 72 занятий. Занятия проводятся в группе от 2-6 человек.

Структура занятий

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей,

степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципов интегрирования включение элементов музо-, изо-, танцевально-двигательной терапии), системности и преемственности. Выбор тематики занятий определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, игры с песком и др.).

Структура занятий гибкая, она включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии. В процессе занятий у детей развиваются коммуникативные качества, обогащается эмоциональный опыт, активизируется мышление, осознаются и переживаются успехи-неуспехи,

результаты деятельности, проектируются общественные взаимодействия и двигательные акты, формируется личностная ориентация.

Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.

Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями.

Занятие конструируется примерно следующим образом:

1. Разминка в кругу: психологический настрой на занятие, приветствие (продолжительность 3 минуты).

2. Упражнение для наших пальчиков: работа с орехами, карандашами, пуговицами, зернами + пальчиковые игры (продолжительность 5 минут).

3. Коррекционно-развивающий блок: какой-либо познавательный материал, связанный одним игровым сюжетом. Включаются задания на развитие восприятия, памяти, мышления (продолжительность 15 минут).

4. Двигательная разминка: прием «Перевоплощение» или игровой мини-тренинг «Оживи картинку» (продолжительность 5 минут).

5. Релаксация, психогимнастика (продолжительность 3 минуты).

6. Прощание (продолжительность 2минуты).

Во взаимодействии педагога-психолога с семьей ребенка мы выделяем три ступени:

1. Создание у родителей установки на совместное с педагогами решение задач коррекции и развития ребенка;

2. Разработка общей стратегии сотрудничества;

3. Реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимальной коррекции отставания в развитии для перехода на следующую ступень развития.

Ожидаемые результаты:

Программа «Другие Мы» ориентирована на целостную коррекцию личности и развитие познавательной и эмоциональной сфер детей с проблемами в развитии. Для данной программы характерен учет индивидуальных особенностей воспитанников, их личностных качеств.

Осознавая свое «Я», ребенок самоутверждается («Я сам!»), стремится воздействовать на ситуацию, вступает в отношения с другими людьми. В дошкольный период устанавливается связь ребенка ведущими сферами бытия: миром людей, предметным миром, природой, происходит приобщение его к культуре, к общечеловеческим ценностям. Формируются основы самосознания, социальная мотивация поведения. В процессе освоения программы ребенок усваивает основные правила и способы общения с окружающими, повышается его уровень общей осведомленности, формируется и совершенствуется его двигательная сфера, развиваются его познавательные способности и возможность принимать и трансформировать помощь взрослого.

Программа

1. ФОРМИРОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМ И СВЕРСТНИКАМИ И ОВЛАДЕНИЕ СПОСОБАМИ УСВОЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ОПЫТА.

Дети с отклонениями в развитии при поступлении в ДОУ с трудом контактируют со взрослыми, не умеют общаться со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. Если нормально развивающийся дошкольник прекрасно действует по образцу или по элементарной словесной инструкции, то проблемные дети должны учиться этому.
Ребенок развивается в процессе общения со взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в том, что взрослый стремится передать свой опыт ребенку, а тот хочет и может его усвоить.
Способы усвоения общественного опыта весьма разнообразны, к ним можно отнести:
совместные действия взрослого и ребенка;
употребление выразительных жестов, особенно указательного (жестовая инструкция);
подражание действиям взрослого;
действия по образцу.
Детям с ЗПР свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающим, и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним у ребенка в раннем возрасте часто совсем не возникает.
Главными задачами коррекционной работы с проблемными детьми являются, во-первых, формирование у них эмоционального контакта со взрослыми, во-вторых, обучение ребенка способам усвоения общественного опыта.
Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Нормально развивающийся ребенок очень рано совершает действия по словесной инструкции, но первые инструкции даются в привычной для ребенка ситуации и чаще всего сопровождаются соответствующими действиями или жестами взрослого (то есть развивается ситуативное понимание речи).
У детей с ЗПР без специальной коррекционной работы очень часто ситуативное понимание речи сохраняется до конца дошкольного возраста. Поэтому следующая задача - научить ребенка выделять элементарную инструкцию из ситуации (то есть научить ребенка понимать речевую или словесную инструкцию). Это происходит через обучение ребенка дидактическим играм (например, «Ладушки», «Догонялки»).
Для создания эмоционального общения со взрослым программа «Другие Мы» включает комплекс игровых занятий цикла «Ребенок среди взрослых и сверстников», цель которых - возникновение естественных возможностей для формирования процесса открытия мира.
Первоначальная работа должна осуществляться индивидуально. На этом этапе можно обучить ребенка не только слушать, но и слышать - понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания.
Желательно на этом этапе также выработать совместно с ребенком систему поощрений и лишения привилегий, которая поможет ему впоследствии адаптироваться в детском коллективе.
Следующий этап - вовлечение ребенка в групповые виды деятельности (во взаимодействие со сверстниками) - тоже должен происходить постепенно. Сначала желательно создавать малые подгруппы (2-4 человека), и только после этого детей можно объединять в общегрупповые игры или занятия. В случае несоблюдения данной последовательности ребенок может либо перевозбудиться, либо, наоборот, замкнуться, а это его приведет, в свою очередь, к потере контроля поведения, переутомлению, дефициту активного внимания.
Еще раз хочется заметить, что все занятия проходят в занимательной для ребенка форме. Техника модификации поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение (словесное), за плохое лишается привилегий или удовольствия.
Далее в этом разделе с детьми отрабатываются навыки владения собой в незнакомых и травмирующих ситуациях.
Дети с ЗПР, оказавшись в незнакомой или в непредвиденной жизненной ситуации, вряд ли будут вести себя адекватно. В любой момент такой ребенок может растеряться и забыть все, чему его научили. Именно поэтому отработку навыка поведения в конкретных ситуациях мы считаем необходимой частью работы с детьми, имеющими ЗПР.
Наиболее широкими возможностями для работы в этом направлении обладает ролевая игра. Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок осознает и конкретизирует свой страх. А используя прием доведения игровой ситуации до абсурда, педагог-психолог помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комической), относиться к нему как к чему-то не очень значимому.
Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что он (как и его герой) умеет справляться с трудностями. При этом очень важно не только развивать игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком то, как он может использовать полученный в игре опыт для решения жизненных ситуаций.
Сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать трудные случаи из жизни каждого ребенка: например, если ребенок боится отвечать на вопросы воспитателя, то следует проиграть с ним именно эту ситуацию. При этом нужно обратить внимание ребенка на то, что происходит с ним в каждый определенный момент и как можно избежать неприятных переживаний и ощущений (используя дыхательные упражнения, методы самовнушения «Я справлюсь», приемы саморегуляции: поочередное сжимание кистей рук в кулаки и расслабление их).
В работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста наиболее эффективно использование игр с мягкими игрушками и куклами. Выбор кукол и игрушек осуществляется исходя из индивидуальных пристрастий ребенка. Он сам должен выбрать смелую или трусливую, добрую или злую куклу.
Роли следует распределять так: сначала за злую и трусливую игрушку говорит взрослый, а за смелую и добрую - ребенок. Затем надо поменяться ролями. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с различных точек зрения, а пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных чувств.
Причем, если ребенок испытывает беспокойство при общении со взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенка будет отвечать за взрослого.

Занятие № 1. Знакомство

Цель: Дать каждому ребенку выразить свою индивидуальность, найти свои положительные черты и ощутить ценность своей личности; помочь детям получить новый положительный опыт.

  1. Минута встречи
  2. Упражнение «Я люблю»
  3. Игра «Все - некоторые – только я».
  4. Упражнение «Полет на воздушном шаре».
  5. Рисование «Воздушного шара»
  6. Творческое задание «Живые имена».
  7. Прощание.

Занятие №2 «Зачем нужны правила?»

Цель: Учить детей осознанно выполнять правила и нести за это ответственность.

  1. Минута встречи.
  2. Упражнение «Снежный ком»
  3. Упражнение «Гляделки»
  4. Беседа «Белкины вопросы»
  5. Игра «Рынок»
  6. Рисование «Наоборот»
  7. Прощание.

2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Согласно наблюдениям, около 50% детей, имеющих ЗПР, - дети с агрессивным поведением, а вернее, склонные к агрессивности. Негативные особенности среды воспитания (семьи алкоголиков, наркоманов, неполные семьи) также повышают вероятность возникновения у детей агрессивных действий. Например, в большинстве таких семей в присутствии детей постоянно курят, распивают спиртное, выясняют отношения в нетрезвом виде. Это повышает уровень агрессии детей.
В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые по ТВ, способствуют повышению уровня агрессивности телезрителей. Не секрет, что ТВ - единственно доступное для данной категории детей развлечение и средство развития.
Если ребенка строго наказывать за проявление агрессивности (что чаще всего и делают родители), то он учится скрывать свой гнев в присутствии их, но в любой другой ситуации не может подавить агрессию.
Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.
Дети, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными.
Неуверенность и колебание родителей при принятии каких-либо решений провоцируют ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети влияют на дальнейший ход событий и добиваются своего.
Я, как психолог, советую родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению с ними теплых отношений, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.
Эти рекомендации адресуются не только родителям, но и педагогам, работающим с детьми группы ЗПР.
Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить по следующим направлениям:
1) Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
2) Обучение агрессивных детей приемам саморегуляции, самообладанию.
3) Отработка навыков общения.
4) Формирование эмпатии и доверия к людям.

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цели

своим телом и владеть своими эмоциями. Снятие мышечных зажимов. Оборудование

Обруч, три скамейки, веревка с игрушечной обезьяной, карандаши, краски, бумага, платки, одеяло.

ХОД ЗАНЯТИЯ Дети сидят на ковре в кругу.

Педагог-психолог. Ребята, вы любите путешествовать? Я так и знала. Сейчас мы отправимся на таинственный остров. Коврик, на котором вы сидите, не простой, а волшебный. Сядьте так, чтобы ваши ноги были вытянуты вперед, возьмитесь за руки и закройте глаза. (Звучит музыка.) Представьте, что мы поднимаемся вверх в облака, еще выше, выше облаков, летим, ковер покачивается. Крепче держитесь за руки. Дышим все легко, ровно, глубоко. Глубокий вдох, долгий выдох. Нам хорошо летать, взявшись за руки. Но вот ковер опускается ниже, ниже. Откройте глаза, мы на таинственном острове. Что вы чувствовали, когда летали? (Ответы детей.)

Педагог-психолог. А хорошо вам было держать друг друга за руки? Пойдемте по острову, осмотрим его. Место это незнакомое, потому надо идти и слушать каждый звук. (Какие звуки вы слышали?)

Вроде все спокойно и безопасно. Мы можем поиграть. Прыгаем с кочки на кочку. Пролезаем в обруч.

Достаем до ушей воображаемого жирафа.

Молодцы! Посмотрите, сколько здесь цветов! Ночью они спят, а днем расцветают. Давайте представим, что мы - цветы. Присев на пол, обхватим руками колени - цветы спят. Просыпаются - мы покачиваем руками. Солнце скрылось - цветы опять уснули. Проснулись - веселые, уснули - грустные. Опять проснулись.

На острове живет кобра. Она добрая. Представим, что мы, как и она, греемся на солнце (легли на пол на живот, руки под подбородок). Проснулась кобра - приподнимаемся на руки, потом на колени, смотрим вперед.

А еще есть удав. Знаете ли вы его? Он сворачивается в клубочек (легли на спину, обнимаем себя за ноги), а потом покачивается на спинке и встает. А еще тут живут зайчики.

Один из них всех боится. Покажите, как он трясется от страха. Другой - смелый заяц. «Я никого не боюсь!» - встаньте и смело скажите это. (Дети выполняют задание.)

Педагог-психолог. А теперь поиграем. Завяжем глаза, пойдем навстречу друг другу. Скажем «ку-ку». Встретившись, обнимаемся.

А сейчас полежим в гамаке (педагогу-психологу помогает родитель; вместе с ним педагог-психолог раскачивает на одеяле ребенке). Грянула буря (гамак сильно раскачивается). Надо лежать и громко говорить: «Я - смелый» . (Остальные дети топают ногами - создают бурю.) Дети, помните, когда-то вы говорили, что боитесь темноты, страшных зверей, кататься на качелях? Здесь же, на острове, вы стали такими смелыми и сильными! Сейчас я выключу музыку, а вы вспомните, чего вы раньше боялись. Нарисуйте все это. Когда я хлопну в ладоши, все станет по-другому: исчезнет страх, вы почувствуете силу, доброту. (Играет музыка - дети.

рисуют; раздается хлопок - рвут свой рисунок.

Педагог-психолог. Знаете, на острове есть водопад. Он тоже волшебный. Вода в нем теплая. Если опустить в него руки, искупаться в нем - то вода смоет все плохое, все обиды. Вы станете радостными, все грустное и плохое уйдет прочь. (Звучит музыка.) Давайте подойдем к водопаду и встанем под его теплые струи. Вода смывает все печали, огорчения, обиды, ссоры. Настроение у всех веселое, радостное. Давайте улыбнемся и с таким вот настроением пойдем в группу.

3. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Вся познавательная деятельность ребенка дошкольного возраста связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире. В свою очередь, развитие мышления в этом возрасте связано с практическими действиями ребенка и с восприятием им свойств и отношений предметов окружающего мира. Соответственно развитие мышления идет двумя путями:
от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому;
от восприятия к наглядно-образному мышлению, с одной стороны, и к логическому - с другой.

Эти пути развития на определенном этапе сливаются воедино, но каждый из них имеет свою специфику и играет свою особую роль в познавательной деятельности человека. Недостаточное развитие у дошкольников процессов мышления, идущих как от наглядно-действенного мышления, так и от восприятия, может оказаться невосполнимым в более позднем возрасте.
Формируя у детей целостное восприятие предметов, их свойств и отношений, необходимо одновременно развивать представления, которые могут быть вызваны в памяти ребенка (актуализированы) и в отсутствии самих предметов. Более того, ребенок учится оперировать этими образами в представлении, действовать на основе этих образов, опираться на них в своей деятельности. Таким образом, сенсорное восприятие ребенка непосредственно смыкается с формированием его мышления, ложится в основу наглядно-образного мышления.
Развитие восприятия, в частности выбора предмета по образцу, оказывается начальным этапом первых форм обобщения, подводит детей к классификации, основанной на выделении существенного признака. Кроме того, в процессе восприятия происходит упорядочивание и систематизация свойств и отношений предметов, которые ложатся в основу так называемой сериации. Все эти процессы даже у нормально развивающихся детей не формируются стихийно. Они требуют обучающего воздействия взрослого (педагога и родителей).
Для формирования у детей среднего дошкольного возраста первичных обобщений мы предлагаем следующие игровые ситуации:

«...К нам в гости пришли белочка, зайчик, лисичка и медвежонок. У каждого своя тропинка:
у белочки - , у зайчика - , у лисички - , у мишки - .
Постройте каждому свою дорожку, выбрав из коробки с геометрическими фигурами: все шарики, все кубики, все уголочки и все овалы.

Для детей 4 лет можно предложить еще одну игру - «По грибы» (см. приложение). Для формирования представлений о предмете в целом педагог-психолог предлагает детям известное упражнение «Разрезные картинки».
У проблемных детей часто отсутствует активный поиск. Они бывают равнодушными как к результату, так и к процессу решения практических задач, даже в тех ситуациях, когда задача игровая. С целью развития у детей навыка анализа условий практической задачи и поиска путей ее решения мы предлагаем игры «Достань машинку» и «Как достать?» (см. приложение).
Всестороннее представление об окружающем мире у человека не может сложиться без зрительного, тактильно-двигательного, слухового, обонятельного и вкусового восприятия. Особенно важно развитие восприятия для проблемных детей, так как они порой даже не проявляют никаких попыток обследования предметов. Их общая инертность приводит к тому, что и в дошкольном возрасте они не могут определить на ощупь форму и величину предмета, угадать по запаху тот или иной аромат.
Педагог-психолог проводит разные игры на развитие зрительного, обонятельного, вкусового и тактильно-двигательного восприятия, например игру «Волшебный тазик»

Для определения уровня речевого развития у детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать 1 пальчик, 2 пальчика, 3 пальчика. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - это говорящие дети. Дети, у которых движения пальцев напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, - это неговорящие дети. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению В.В. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь между речевой и моторной деятельностью, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Пальчиковые игры являются важной частью занятия педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в развитии. Описание некоторых пальчиковых игр дается в приложении.
Среди детей, имеющих ЗПР, много гиперактивных. Их руки часто находятся в постоянном, иногда бесцельном движении. Этих детей полезно обучать специальным упражнениям и играм, которые направляли бы избыточную активность в нужное русло.
У детей с ЗПР, готовящихся к поступлению в 1-й класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевая часть пишущей руки. Они еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости, путаются в различении левой и правой стороны тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработка этого навыка вызывает у леворуких детей. Умение различать левую и правую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения (в том числе и подготовки руки к письму).
Поэтому во второй половине учебного года дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) отрабатывают этот навык (умение различать левую и правую стороны) вместе с педагогом-психологом. Занятия проводятся в виде различных игр или тренингов (дополнительно 1 занятие в неделю).
Для отработки дифференциации правой и левой частей тела можно порекомендовать следующие упражнения.

1. Показать правую руку, затем левую руку. Если ребенок не может назвать левую руку, педагог-психолог называет ее сам, а ребенок повторяет.
2. Показать то правую, то левую руку, взять игрушку (предмет) то в правую, то в левую руку.
3. После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.

Можно предложить более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу. Сформировав у ребенка представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве. Можно использовать следующие упражнения.

1. «Покажи, какой предмет находится справа от тебя», или «Покажи книгу слева от тебя», или «Положи книгу слева от себя». Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что право - ближе к правой руке, лево - ближе к левой руке.
2. Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадку и положить ее возле левой руки. Далее спросить: «Где находится книга - справа или слева от тетради?»
3. Ребенку предлагается положить карандаш слева от тетради, положить ручку слева от книги, сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева.
4. Берутся 3 предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, а справа - ручку.

Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использовать силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезно копировать орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином, глиной, тестом. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
Еще один интересный способ развития пальцев руки - отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают кусочки и создают своего рода аппликацию.
Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС. В результате этого повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов. Существуют следующие приемы самомассажа:
поглаживание;
растирание;
разминание;
выжимание;
активные и пассажные движения.

КОРРЕКЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цели

Формирование у детей умения делать первичное обобщение, представлять предмет в целом.

Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доброты).

Оборудование

Мягкие игрушки: попугай, белочка, заяц, лисичка и мышка: коробочка с геометрическими

фигурками; разрезные картинки (с изображением этих игрушек); леска; пуговицы-грибочки;

пакетики с гречкой, пшеном, рисом.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети сидят на стульчиках в кругу.

Педагог-психолог. Дети, к нам сегодня обещали прийти гости. Вот. первый гость - попугай Кеша. Он хочет с вами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему у нас понравилось, чтобы он захотел прилететь к нам снова? Дети отвечают. Затем педагог-психолог бережно передает ребенку, сидящему по соседству, игрушку и просит, чтобы тот прижал ее к себе, погладил, сказал что-либо ласковое и передал другому ребенку.

Педагог-психолог. А еще к нам в гости пришли белочка, заяц, лисичка и медведь. Давайте мы их угостим чем-нибудь вкусненьким. Вы, Таня и Саша, наберите на веревочку грибочки (мы их насушим белочке). Вы, Антоша и Миша, отложите по 10 зернышек пшена и риса попугаю Кеше, а ты, Сережа, наложи в тарелочку 10 зернышек гречки для мышки. (Дети выполняют задание.)

Педагог-психолог. Ну вот, теперь наши гости сыты и хотят поиграть с нами. У вас на столе лежат коробочки с геометрическими фигурками. Чтобы зверушки не потерялись в лесу, у каждого есть своя тропинка. У белочки - кружок, у зайца - квадрат, у лисички - треугольник, у мышки - овал.

Постройте для каждого гостя свою дорожку, выбрав фигурки из коробки (на столе у педагога-психолога стоят игрушки, около каждой - соответствующая геометрическая фигура). (Дети выполняют задание.)

Педагог-психолог. А сейчас уберите фигурки в коробку. А теперь сядьте на край стула, прислонитесь к спинке, руки положите на колени, а глазки закройте. Представьте себе теплый чудесный день (звучит музыка). Над вами ярко-голубое небо. Мягкие лучи солнца и теплый ласковый ветерок целуют ваши глазки и щечки. По небу летит серая тучка. На нее мы поместим все наши обиды, горести и огорчения. Мы всегда будем радостными, добрыми и сильными. А теперь откройте глазки и улыбнитесь друг другу. Я вас очень люблю!

4. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Ребенок развивается в движении. От удовлетворения естественной потребности ребенка в движении во многом зависит его психофизическое развитие. Оптимальные двигательные и эмоциональные нагрузки создают благоприятные условия для нормальной работы всех систем и функций организма. Недостаток или избыток двигательной активности отрицательно сказывается на состоянии здоровья ребенка (особенно если детский организм уже имеет какую-либо патологию).
Коррекционные задачи, которые ставит перед собой инструктор физкультуры в условиях совместной с другими специалистами коррекционной работы, должны быть ориентированы не только на двигательное развитие детей, но и на их общее и речевое развитие, формирование психики, интеллекта.
На занятиях физкультурой коррекция психомоторной сферы осуществляется с помощью следующих упражнений: 1) кинезиологических; 2) имитационных; 3) танцевально-двигательных; 4) релаксационных и дыхательных.
Так, кинезиологические упражнения стимулируют развитие интеллектуальных и мыслительных процессов. Исследования ученых доказали влияние движений рук на развитие функций высшей нервной деятельности и речи. Поэтому развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Кинезиологические упражнения, совершенствуя мелкую моторику рук, развивают межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Имитационные движения способствуют формированию у детей представлений о средствах двигательной выразительности, помогают войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого (новый образ «Я»), вести двигательный диалог через язык жестов, мимики, поз.
Изначально почти всю информацию об окружающем мире ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки общения ребенка с миром. Чем меньше отрицательных отметин и мышечных зажимов на теле ребенка, тем лучше он себя чувствует. Именно поэтому танцевально-двигательные упражнения, развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение, эффективно решают задачи снятия психоэмоционального напряжения.
Упражнения на релаксацию, являясь частью общей коррекционной работы, также снимают характерное для детей чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение и воздействуют успокаивающе, а это, в свою очередь, является главным условием для формирования естественной речи и правильных телодвижений. На физкультурных занятиях мы обучаем релаксации мышц по контрасту с напряжением, так как детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение произвольно можно сменить приятным расслаблением. При этом напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.
Через дыхательные упражнения формируем у детей правильное речевое дыхание. Нужно учить детей дышать носом естественно и без задержки, при этом особое внимание обращать на момент выдоха (он должен быть плавным и длительным), учить восстанавливать ритм дыхания после двигательного упражнения.
Чтобы научить ребенка с проблемами в развитии правильно и с пользой для него выполнять данные специальные упражнения, необходимо неоднократно показывать ребенку, как выполняются упражнения. Объем внимания детей ограничен, поэтому нужно ставить перед ребенком только одну задачу. Если задача будет для него непосильной, то можно отбить всякое желание заниматься.
В структуре физкультурного занятия специальные упражнения могут включаться в одну из его частей либо составлять основное его содержание.
Во вводной части занятия используются игровые упражнения на развитие двигательной памяти, координации движений, внимания, связанных со словом и музыкой. В начале занятия нужно сформировать у детей эмоционально положительное отношение к двигательной деятельности.
В основной части занятия используются общеразвивающие упражнения имитационного характера, упражнения на развитие мелкой моторики рук с применением предметов для манипуляций (мячей малого размера, кубиков, шнуров, гимнастических палок и т.п.), подвижные игры разной интенсивности с использованием речевого материала, где преобладает глагольная лексика.
В заключительную часть занятия включаются танцевально-двигательные, ритмические, релаксационные, дыхательные упражнения.
С группой детей с ЗПР один раз в неделю проводится занятие, состоящее только из кинезиологических упражнений.
Дети занимаются по подгруппам (4-5 человек), которые формируются в соответствии с возрастом.
Продолжительность занятия 15-20 минут.
Целью развивающих кинезиологических упражнений является:
1) развитие межполушарного взаимодействия;
2) синхронизация работы полушарий;
3) развитие мелкой моторики;
4) развитие способностей;
5) развитие памяти, внимания, речи;
6) развитие мышления.
В структуре физкультурных занятий на основе кинезиологических упражнений можно выделить три части: вводную, основную, заключительную.
Вводная часть направлена на активизацию внимания детей и постепенную подготовку организма к выполнению более сложных упражнений (продолжительность 2-3 минуты). Эта часть состоит из различных видов ходьбы, в том числе корригирующей (на осанку, укрепление стопы), имитационной, с речитативом; из несложных игровых упражнений на внимание и координацию движений.
Основная часть решает программные задачи по развитию основных движений (продолжительность 12-15 минут).
Заключительная часть обеспечивает постепенный переход от повышенной двигательной активности к ее снижению (1-2 минуты).
Обязательно на занятии используется музыкальное сопровождение, которое создает благоприятный эмоциональный настрой, дополнительно концентрирует внимание детей.
Педагог на физкультурном занятии должен придерживаться определенных правил взаимодействия с детьми («не замечать», если ребенок поначалу что-то делает неправильно, обращая внимание на то, что у него получается; радоваться с ним каждому успеху; рассказывать при ребенке о его достижениях другим). Педагог таким образом создает на занятии атмосферу доверия и сотрудничества, что является основой для достижения положительного результата в коррекционно-развивающей деятельности.
Ниже мы приводим для примера планы-конспекты трех занятий.

КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цели

Закрепление умения прокатывать мяч с целью попасть в движущийся предмет.

Укрепление мышц пальцев рук и кисти.

Развитие глазомера и координации движений.

Обучение правильному дыханию.

Формирование правильной осанки.

Оборудование

Малые мячи по количеству детей; 5-6 больших мячей; шапочки-маски, изображающие морских обитателей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть «Свистать всех наверх!»

Дети входят в зал колонной по одному. Построение в шеренгу, равнение, проверка осанки. Инструктор. Все дети являются матросами патрульного корабля «Морской охотник» и должны принимать участие в морских учениях. Вы будете тренировать свою силу, ловкость, выносливость, а в минуты отдыха веселиться и играть в интересные игры. Учения начинаются с «проверки организованности и дисциплины». Дети выполняют разные виды ходьбы: обычную, приставными шагами, руки на поясе («утрамбовываем песок»); спиной вперед («запутываем следы»). Далее выполняют бег с преодолением препятствий - по узким доскам (шириной 15 см), с перепрыгиванием «канавок» шириной 40-50 см («аврал на корабле»); обычную ходьбу с плавным движением рук («большие волны»); бег змейкой («проход через лабиринт»); обычную ходьбу. Игра «Стоп, хлоп, раз»

Игра развивает внимание и координацию. Дети идут друг за другом. На сигнал «Стоп» все останавливаются, на сигнал «Хлоп» подпрыгивают, а на сигнал «Раз» поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Повторяется три раза.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Комплекс кинезиологических упражнений

Дети строятся в одну шеренгу.

Водолазы

Исходное положение: ноги врозь, руки опущены. Задержка дыхания. Сделать глубокий вдох и

задержать дыхание так долго, насколько это возможно, 3-4 раза.

Исходное положение: сидя в группировке (на корточках, руками обхватить колени, голову опустить). Представить себе, что ты - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно встать на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Напрячь тело, имитируя дерево. Выполняется 3 раза. Внутри-снаружи

Исходное положение: лежа на спине. Закрыть глаза и прислушаться к звукам вокруг себя (шум транспорта за окном, скрип двери, дыхание других и т.п.), затем перевести внимание на свое тело и прислушаться к нему (собственное дыхание, биение сердца, ощущение позы тела). Выполняется 3 раза. Наши ушки слышат все Дети делают самомассаж ушных раковин. Чтоб с мячами нам дружить, надо пальцы нам развить

Исходное положение: ноги врозь, мяч малого размера в руках перед грудью. Одновременные и попеременные сжимания и разжимания пальцами рук мяча; катание мяча между ладоней; сдавливание мяча кончиками пальцев; вращение кистей рук с мячом. Каждое движение выполняется 4-5 раз. Велосипед

Упражнение выполняется в парах. Исходное положение: встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнера. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением. 8 движений + пауза. Выполняется 3 раза. Кошечка

Исходное положение: стоя на четвереньках. Имитировать потягивание кошки: на вдохе прогибать спину, поднимая голову вверх, на выдохе выгибать спину, опуская голову. Выполняется 6-8 раз. Прыжки по команде ведущего

4 прыжка вперед + 4 прыжка назад + 4 вправо + 4 влево + пауза (морская качка - перекат с пятки на носок). Выполняется 2 раза. Волны шипят

Исходное положение: стоя на пятках, руки вниз. Вставая на носки, плавно поднять руки вперед-вверх (вдох); на выдох через рот со звуком «ш-ш-ш» плавно опустить руки, вернуться в исходное положение. Выполняется 3-4 раза. Игровое упражнение «Морской бой»

После тренировок матросам предстоит попасть в «торпеду»; взрослый быстро прокатывает большие мячи вдоль стены, а дети катят свои мячи поперек, стараясь попасть в «торпеды». Кто самый меткий? Выполняется 3-4 раза.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Матросы отлично справились с заданиями и приглашаются в гости к морскому царю на водный карнавал. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалок, крабов, морских коньков... Звучит плавная музыка - морские обитатели, танцуя, начинают свой карнавал. Морской царь (ведущий) хвалит понравившихся ему танцоров.

В конце занятия, в зависимости от состояния детей, можно провести упражнение на расслабление.

Исходное положение: лежа на спине, ноги врозь, руки в стороны, поза «медуза». Дети расслабляют руки, потряхивают ногами. Ведущий произносит в это время:

Я лежу на спине,

Как медуза на воде.

Руки расслабляю, в воду опускаю.

Ножками потрясу и усталость сниму.

Под спокойную музыку дети выходят из зала.


Используемая литература

1.С. Арюкова,Л. Пушкинская «Коррекциоьшо-развивающая программа для детей [ дошкольного возраста с ЗПР». Школьный психолог, №20,2003г.

2.0.В.Защиринская.Психология детей с задержкой психического развития. Речь.Санкт- Петербург.2003г.

3. Е.К.Лютова, Г.Б. Монина. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.Генезис. М.,2003г. I

4.И.И.Мамайчук Психологическая помощь детям с проблемами в развитии Речь. ,Санкт-I Петербург. 2001 г. I

5.М.И.Чистякова. Психогимнастика.М.Д995г.

6.Е.О.Смирнова, В.М. Холмогорова. Межличностные отношения дошкольников Владос, М., 2003г.

7. К. Фопель. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и
упражнения.Генезис.М., 1998г

8. Пол И. Деннисон, Гейл И. Деннисон.Гимнастика Мозга.М., Восхождение, 1998г.

9. В.Л.Шарохина Коррекционно-развивающие занятия. (в младшей, средней группе)Книголюб, М., 2004 г.

10. Л.И.Катаеава Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Книголюб, М., 2004 г.

11. И.Л.Арцишевская. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Книголюб. М., 2008 г.

12. Л.И.Катаева. Работа психолога с застенчивыми детьми. Книголюб. М., 2008 г.

13.Л.Д.Постоева, Г.А.Лукина. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет. Книголюб, М., 2006 г.

14. И.С.Погудкина. Работа с проблемными дошкольниками. Цикл коррекционных занятий. Книголюб, М., 2008 г.

15. О.Н Саранская, Психологический тренинг для дошкольников. Давай дружить! Книголюб, М., 2008 г.

16. С.И.Семенака, Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. Аркти, М., 2003 г.






Московский гуманитарный институт им. Е.Р.Дашковой

гуманитарный факультет

О тделение психологии

ПРЕДМЕТ: СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

Выполнила студентка

3 курса заочного (ускоренного) отделения

Полуханова А.А.

Преподаватель:

Бучацкая М.В.

Москва

2011 год


Введение

Коррекционные занятия для детей с ЗПР

Заключение


ВВЕДЕНИЕ

(ЗПР) ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту).

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗПР. Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие.

ЗПР не передается по наследству, но в некоторых случаях наблюдается генетическая обусловленность недостаточности ЦНС.

ВЫДЕЛЯЮТ ДВА ВАРИАНТА ЗПР: медицинский и педагогический.

МЕДИЦИНСКАЯ

На основе неврологического анализа у детей раннего возраста предложили выделить 2 типа ЗПР исходя из недоразвития.

· Доброкачественное или неспецифическое. Оно не связано с повреждением мозга и с возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды даже без специфических мероприятий. Проявляется в запаздывании двигательных функций.

· Специфическая или церебрально-органическая задержка развития связанная с повреждением мозговых структур и частичном отставании их функций.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

· Конституционального происхождения – состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. В своем замедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. Генетическая предрасположенность проявляется в высокой чувствительности к средовым факторам развития. К поступлению в школу у этих детей наблюдается несоответствие психического возраста его паспортному возрасту, у семилетнего ребенка он может быть соотнесен с детьми 4 – 5 лет. Незрелость психического облика проявляется в эмоционально-волевой сфере при относительно сохраненной познавательной деятельности, т.е. незрелость эмоционально-волевой сферы приводит к недоразвития познавательной. Для детей с конституциональной ЗПР характерен благоприятный прогноз развития при условии целенаправленного педагогического воздействия, доступных ребенку занятий в игровой форме, положительном контакте с учителем. Такие дети компенсируются к 10 – 12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.

· Соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР. Такие дети рождаются у здоровых родителей, а задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний: хронические инфекции, аллергии и т.д. первичный интеллект не снижается, но в силу своей истощенности оказывается крайне нетрудоспособным в процессе школьных занятий. У всех детей с данной формой ЗПР имеет место выраженные астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, на этом фоне расстройство, переживание, внимание снижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время.. Эмоционально-волевая сфера отличается не зрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы. Склонны фиксировать внимание на своем самочувствии и могут воспользоваться этими способностями для того, чтобы избежать трудностей. Испытывают трудности в адаптации к новой среде. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.

· ЗПР психогенного происхождения. Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. ЗПР обусловлено неблагоприятными условиями воспитания.

· ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга) токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания, матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР.

С учетом сложной структуры эмоциональных проблем у детей с ЗПР выделены четыре основные фазы процесса групповой психокоррекции.

ДИНАМИКА ГРУППОВОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Фаза Задачи Психотехнические приемы Субъект психокоррекции
Установочная 1. Образование группы как целого. 2.Формирование положительного настроя на занятие. 3.Диагностика пове дения и особенно стей общения детей Спонтанные игры: игры на невербальные коммуникации. Коммуникативные игры Дети с ЗПР всех форм: конституциональная, соматогенная, психогенная, церебрально-органического генеза
Подготовительная 1. Структурирование группы. 2. Формирование активности и самостоятельности 3. Формирование эмоциональной поддержки членами группы Сюжетно-ролевые игры. Игры-драматизации для снятия эмоцио- нального напряжения Для детей с ЗПР соматогенной формы и церебрального генеза со снеженным социальным опытом - игры-драматизации. С психогенной формой, конституциональной, без выраженных нарушений социального опыта - сюжетно-ролевые игры
Реконструктивная 1. Коррекция неадекватных эмоциональных реакций на дефект. 2. Проработка негативных переживаний. 3. Обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования в различных ситуациях Разыгрывание конкретных жизненных проблемных ситуаций Для детей с ЗПР с тяжелой церебрально-органической недостаточностью, возможно привлечение родителей
Закрепляющая 1. Закрепление адекватных форм эмоционального реагирования на конфликт. 2. Формирование адекватного отношс-1ия к себе и окружающим Специальные сюжетно-ролевые игры, предложенные детьми Детям с ЗПР необходима помощь психолога в выборе игры. Рекомендуется включать в игру родителей и здоровых сверстников или сверстников с ЗПР с более легкими формами

На основе выделенных выше структуры и этапов групповой динамики разработаны планы-схемы психокоррекционных занятий для детей с ЗПР.

СХЕМА ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ЗПР.

Психотехнические приемы Радикалы для психологического наблюдения Критерии эффективности занятий
Занятие 1. Цель: знакомство детей друг с другом; формирование позитивного настроя на занятие.
Игра I. «Знакомство» с воздушными шарами Дети располагаются в круге и поочередно бросают надувной шар друг другу, при этом называя свое имя. Через некоторое время предлагается кинуть шар тому, с кем хочешь поиграть, поговорить. Игра 2. «Угадай, кто это» Ребенок с завязанными или закрытыми глазами ощупывает других детей и называет их имена. Игра 3. «Ворвись в круг» Группа детей образуют круг, взявшись за руки. Один из желающих пытается проникнуть в круг, но группа его не пускает Отношение ребенка к занятию Коммуникативные навыки Спонтанность поведения Эмоциональные реакции на препятствия Предпочтения в выборе партнера Специфические реакции (уход от игры, активное стремление быть лидером, отношение к неуспехам) Спонтанное, естественное поведение ребенка Проявление активности на этапе занятий Положительный эмоциональный фон в процессе занятий
Занятие 2. Цель: сплочение группы, снятие напряженности, скованности
Приветствие Разминка: дети вспоминают имена друг друга в процессе игры с мячом. Игра 1. «Кто громче крикнет» Детям предлагается издавать громкие звуки. Но крик должен постепенно превратиться в общую мелодию (хор). Игра 2. Создание коллективного рисунка Психолог предлагает детям подойти к доске, на которой прикреплен большой ватман, и фломастерами нарисовать то, что желает каждый, но сделать это так, чтобы получился общий рисунок. После выполнения задания рисунок коллективно просматривается и обсуждается Включенность ребенка в процесс занятий Естественность поведения детей. В процессе выполнения коллективных занятий необходимо проследить, какая позиция у каждого участника коррекции: не подчиняется групповому влиянию; быстро подчиняется; стремится к лидерским позициям. Проявление выраженного интереса к занятию Охотное включение в процесс занятий Положительный эмоциональный фон. В процессе беседы с родителями выяснить, как ребенок отзывался о занятии.
Занятие 3. Формирование эмоциональной поддержки членов группы созданием условий для выбора и принятия коллективных решений. Формирование инициативы.
Приветствие Игра I. По выбору детей. Психолог предлагает детям выбрать игру из тех, которые были на прошлых занятиях, и принять коллективное решение. Игра 2. «Испорченный телефон» Психолог выбирает ведущего, который называет первое слово и «запускает испорченный телефон». Игра 3. «Реши задачу» Ведущий предлагает детям задачи из матриц Равена, тестов Айзенка. Дети коллективно находят правильный ответ. Игра 4. Дети сами придумывают задачу и предлагают се группе. Сплоченность группы при решении коллективных задач Уровень самостоятельности и активности каждого ребенка Лидерские позиции членов группы Дети, имеющие проблемы группового взаимодействия, нуждаются в эмоциональной поддержке психолога. Активность и самостоятельность детей в процессе занятий. Проявление инициативы.
Занятие 4. Цель: формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия
Приветствие Игра 1. «Моргалки» Дети разбиваются на пары. Задача - пристально смотреть друг на друга как можно дольше, не моргая. Победитель выбирает, с кем он продолжит игру. Игра 2. «Зеркало» Ведущий изображает кого-то из животных. Члены группы угадывают. Ведущие поочередно меняются. Игра 3. «Все наоборот» Психолог предлагает детям разделиться на пары. Каждой паре вручаются карточки, где символически изображены движения. Например, руки вверх, вправо, влево. Играющие как можно быстрее должны выполнить эти движения, но наоборот. Ведущий оценивает число ошибок Затем дети меняются ролями Симпатии детей друг к другу (выбор пары) Способность детей конструктивно общаться Развитие навыков самоконтроля Интерес детей к занятию. Желания группового взаимодействия. Адекватная оценка своих неуспехов.

Данные упражнения способствуют развитию познавательных психических процессов ребёнка. И это очень важно, потому что ребёнок получает возможность нормально и полноценно развиваться, входить в мир человеческих отношений и не чувствовать себя ущербным. Правильно построенная система коррекционных мероприятий позволяет сократить разрыв в развитии познавательной сферы между детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При ЗПР не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.

Предложенные в программе упражнения рассчитаны на один год работы с младшими школьниками. По аналогии с этими упражнениями учителя, воспитатели и психологи могут составлять задания, используя иной дидактический материал, меняя способы предъявления заданий. Однако последовательность выполнения упражнений и логика их построения должны при этом оставаться неизменными.

Данные упражнения способствуют развитию познавательных психических процессов ребёнка. И это очень важно, потому что ребёнок получает возможность нормально и полноценно развиваться, входить в мир человеческих отношений и не чувствовать себя ущербным. Правильно построенная система коррекционных мероприятий позволяет сократить разрыв в развитии познавательной сферы между детьми.

Целью данной программы является развитие познавательной сферы детей с

ЗПР, таких психических процессов как память, мышление, внимание, восприятие.

Задачи:

1. повышение уровня развития памяти

2. повышение уровня развития внимания

3. повышение уровня развития мышления

4. повышение уровня развития восприятия

Используемые методы и техники: беседа, наблюдение, тестирование, индивидуальные коррекционные занятия, индивидуальные консультации.

Целевая аудитория: программа предназначена для младших школьников.

Форма работы: индивидуальная, занятия будут проходить в кабинете педагога-психолога.

Этапы реализации:

1. Психодиагностический

2. Психокоррекционный

3. Консультационный

4. Аналитический.

Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития познавательных психических процессов у детей с ЗПР таких как память, внимание, мышление, восприятие. Определить результативность проведенной работы поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики, которая будет проведена после всех предусмотренных программой занятий. Результаты сравнительного анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная нами цель и были ли решены поставленные нами задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и дополнения в программу, если это будет необходимо.


Валентина Шкарупа
Индивидуальное занятие психолога с ребенком 3–4 лет с ЗПР

Индивидуальное занятие с ребенком 3 – 4 лет с ЗПР

Цель: активизация познавательной активности.

Развивать навыки общения со взрослым,

Развивать внимание,

Развивать координацию движений через музыкальную игру,

Развивать мелкую моторику рук.

1. Организационный момент

Используем музыкальную игру Сергея и Екатерины Железновых "Вот носик, вот ушки. "

2. Кто пришел в гости?

Встреча или знакомство с героем Утенком. Это главный персонаж, вокруг которого и строятся все коррекционные приемы. Обязательно даем потрогать, погладить героя, поздороваться с каждым за ручку - важный момент доверия и контакта.

3. Упражнения для глаз "Ищи Утенка глазками"

Наш герой Утенок за ширмой играет с ребенком в прятки, неожиданно появляясь то справа, то слева, то выпрыгивая над ширмой. Задача ребенка найти игрушку только глазами.

4. Звукоподражание

Как пищит Утенок? В игровой форме просим ребенка повторить по подражанию.

5. Артикуляционные упражнения

Как утенок пьет водичку? Вытягиваем губы трубочкой.

6. Дыхательные упражнения

Отрабатываем в игровой форме вдох носом - выдох ртом. Утенок нюхает ароматное яблоко.

7. Мелкая моторика или пальчиковые упражнения.

Взрослый сначала показывает игру, затем выполняет игру на детской ладони, после выполняют вместе с ребенком.

Раз - два - шли утята.

Три - четыре - за водой.

А за ними шлепал пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался -

Громко - громко запищал:

Пи - пи - пи - не пищи!

Мы тут рядом, поищи!

(поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого, а со звуков: «Пи - пи - пи…» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

8. Общая моторика

Текст под музыку Железновых «Утята», выполняем движения по тексту.

9. Продуктивная деятельность

Звучит спокойная музыка, на столе листы А4 с заготовками и гуашь желтого цвета, кисть. Ребенок по показу взрослого закрашивает Утенка.

Публикации по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [л] Возраст: 5 лет (старшая группа). Диагноз: ОНР IV уровень. Цель: Закреплять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах и словосочетаниях.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [ш]» Индивидуальное логопедическое занятие Тема: " Автоматизация звука Ш" Цели: 1. Автоматизировать звук Ш в слогах, словах, предложениях. 2.

Индивидуальное занятие «Автоматизация звука [Р]» Цель: автоматизировать звук р в слогах и словах. Закреплять умение согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже. Развивать.

Индивидуальное занятие на автоматизацию звука [Л] Задача. Автоматизировать звук "л" во фразах, насыщенных словами с прямыми слогами. План занятия 1. Артикуляционная гимнастика. "Вкусное.

Индивидуальное занятие по подготовке к школе Цель занятия: общее развитие детей, подготовка к обучению в школе 1 Игра. «Школьные принадлежности» В этой игре мы повторим что же необходимо.

Индивидуальное занятие по подготовке к школе «Вежливость» Тема этого занятия "Вежливость". Это занятие коротенькое. Предлагаю всего 3 упражнения. Третье упражнение – это растяжка, её можно делать.

Индивидуальное занятие по постановке [С] Тема: звук [С] Цели: 1. Образовательные: - учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объёме, с помощью артикуляционной гимнастики; - развивать.