Поддержка инициативы в двигательной деятельности у дошкольников. Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Ирина Волкова
Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

В древней Индии говорили : «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали»

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности , не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено , что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности ».

Современная ситуация в Российском образовании характеризуется интенсивными поисками путей формирования инициативного , ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. На этом фоне всесторонний объективный анализ современных тенденций развития дошкольного образования позволяет выделить особо актуальные понятия : самостоятельность и инициативность дошкольников .

Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях

(Советский энциклопедический словарь)

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности , критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Идеология современного дошкольного образования , заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования , - поддержка разнообразия детства .

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей .

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью :

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

Не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести :

1) Дидактическая игра.

В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду , дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями , которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании . Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности .

2) Продуктивные виды деятельности.

ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ) .

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность , инициатива , которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

3) Самоорганизованная деятельность .

САМООРГАНИЗАЦИЯ - деятельность , направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей .

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно –развивающей среде в ДОУ , которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер . Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

4) Трудовая деятельность.

Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность , правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д. Б.) .

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения : это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте , в дальнейшем продолжают развиваться .

5) Метод «проектов» .

Применение “метода проектов” способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу : умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).

При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.

6) Развитие коммуникативных качеств.

В процессе развития коммуникативных качеств.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков :

1. развиваем умение сотрудничать ;

2. развиваем умение активно слушать;

3. развиваем умение самостоятельно высказываться ;

4. развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий .

В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели : воспитывать самостоятельность и инициативность , формировать самосознание ребёнка , уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности .

Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности :

1. Требуя от ребенка самостоятельности , руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой , сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.

2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!» .

3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно , не дожидаясь помощи : посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.

В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя.

Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности . Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Например, взрослые часто пресекают попытки детей выполнить какое-либо действие, например, подмести пол. Потому что знают, что вместо желанной чистоты в помещении будут клубы пыли. Выходит, еще один способ развития самостоятельности – тренировка конкретных навыков.

Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания , самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Самостоятельность ” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.

Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности . Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.

Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность , инициативность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста .

«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность , смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

Китайская пословица гласит :

«Расскажи - и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать - и я пойму»

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС ДО, предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.».

Как известно, игра не имеет очевидного продукта. В игре важно играть, а не выигрывать. Поэтому встает задача поиска форм активности, носящих продуктивный характер. Здесь можно обратиться к изобразительной и конструктивной деятельности. Однако, в большинстве своем, эти формы активности инициируются педагогом, а если и реализуются ребенком, то их результат не выступает как важное достижение дошкольника, связанное с его личностным ростом. Личностный рост предполагает, что ребенок выступает в качестве субъекта социальных отношений.

Личностная значимость выражается не в том, что ребенок помог что-либо сделать взрослому. Он становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

Цель нашей работы: рассмотреть особенности педагогической поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников средней группы.

Задачи:

  1. Выявить сущность понятия «инициатива» и условия развития инициативного поведения.
  2. Рассмотреть особенности педагогической поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников.
  3. Рассмотреть методы поддержки детской инициативы в процессе игр дошкольников
  4. Проанализировать практику поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников средней группы.

Раздел 1. Теоретические основы поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников

1.1. Сущность понятия «инициатива». Условия развития инициативного поведения

В результате анализа литературы нами сформулированы понятия самостоятельности и инициативности дошкольников:

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы:

1-й уровень

Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.

2-й уровень

Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я - шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

3-й уровень

Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.

Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка.

Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.

В дошкольной педагогике развитие самостоятельности у детей изучалось в разных видах деятельности, которые, по мнению исследователей, и являются главными факторами формирования этого личностного качества. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на инициативность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.

Итак, для инициативной личности характерно: произвольность поведения; самостоятельность; развитая эмоционально волевая сфера; инициатива в различных видах деятельности; стремление к самореализации; общительность; творческий подход к деятельности; высокий уровень умственных способностей; познавательная активность.

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно и динамичнее развитие личности.

1.2. Педагогическая поддержка детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников

Инициативность проявляется в создании сюжетов и организации

совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов), способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение, а также деятельность и поведение других детей.

Инициативность наиболее ярко проявляется в играх с правилами. По словам А.Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности и инициативности дошкольников.

В условиях ДОУ распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом.

  • Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.
  • Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.
  • Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

Средняя группа – освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм.

Эти задачи направлены исключительно на становление и развитие самодеятельной игры детей, они не должны сопровождаться дополнительными дидактическими образовательными задачами, если играющие дети не принимают их или преобразуют в игре по-своему. Инициатива в таких играх остается за детьми.

Объединение детей в разновозрастной играющий коллектив позволяет педагогам решить ряд важнейших задач развития детей, поскольку подобные игры имеют огромное значение не только для становления и развития игры дошкольников, но и для благоприятного эмоционального и личностного развития дошкольников, для которых игра становится уже не ведущей, но преобладающей деятельностью. Применение изложенных выше положений позволит, сохранив огромный развивающий потенциал детской игры, развивать инициативу дошкольников, при этом адекватно используя возможности игры как педагогической формы.

Раздел 2. Практический опыт поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников средней группы

2.1. Методы поддержки детской инициативы в процессе игр дошкольников

Для поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников средней группы используются различные методы.

Группа педагогов-исследователей под руководством С.Л. Новоселовой разработала метод комплексного руководства игрой дошкольников. Комплексный метод включает следующие компоненты:

  • планомерное обогащение жизненного опыта;
  • совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
  • своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения ими конкретными действиями. «Руководство» используется в единстве с термином «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей. Например, в среднем дошкольном возрасте больше внимания и времени педагог должен уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт. В старшем дошкольном возрасте жизни актуальными становятся третий и четвертый компоненты комплексного подхода.

Н.Н. Палагина является автором педагогических технологий творческих игр дошкольников. Она предлагает моделировать на игрушках то, что происходит в окружающей ребенка жизни, придавать игрушкам, предметам несвойственные им качества.

Н.Ф. Тарловская, являясь автором педагогических технологий сюжетно-ролевых игр изложенной в программе «Радуга», в среднем дошкольном возрасте предлагает продолжать педагогическую работу по подготовке детей к принятию ролей, ролевому взаимодействию.

Существуют два способа подготовки детей к принятию ролей:

  • организованные наблюдения за профессиональными действиями взрослыми;
  • эпизодические целевые воздействия на самостоятельную игру детей.

Путем внесения новых атрибутов в игру детей, можно обогатить ролевое поведение. Можно использовать прием «параллельная игра – роль». Это специально организованное игровое общение, где взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребенок, влияет на игру ребенка скрыто, обогащает новыми игровыми навыками и целями. Воспитатель может выступить перед детьми с новой ролью, ненавязчиво побуждать детей вступить в параллельную игру.

2.2. Практика поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников средней группы

Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни - переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Эти умения - залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.

Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета.

Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:

  1. Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
  2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.

В своей деятельности на первом этапе я строю игру таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Я не рассказываю детям предварительно сюжет, а сразу начинаю игру, предлагая им основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка.

Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры –я их обязательно принимаю. В процессе игры со многими детьми я вступаю в ролевое взаимодействие, активируя ролевой диалог, «замыкаю» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.

Игра с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстником и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами - заместителями, соединяя, условные ранее игровые умения с новыми. У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним - двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером - игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.

Заключение

В заключение работы можно сделать следующие выводы.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра как педагогическая форма (организованная воспитателем игра) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Стандарт дошкольного образования в отличие от Стандарта начальной школы не зря называют «Стандартом условий». Основной посыл ФГОС ДО – амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» педагогам следует обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), называются:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
  • поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

Таким образом, работа по освоению содержания образовательных областей должна опираться или включать в себя достаточный спектр игр, организуемых по инициативе взрослого, а также традиционных игр, имеющих содержание соответствующей направленности. Параллельно обязательно должна быть организована специальная работа по развитию инициативы детей в игре, которая и обеспечивает становление целевых ориентиров.

Литература :

  1. 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
  2. 2. Игра дошкольника [Текст]: учебное пособие / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989.- 128с.
  3. 3. Комарова, Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Н.Ф. Комарова. – М.: Скрипторий, 2010. – 100 с.
  4. 4. Непомнящая, Р.Л., Седж, Н.В. О недостатках в руководстве сюжетно-ролевыми играми [Текст]: // Дошкольное воспитание. - 2011.- №11.
  5. 5. Руководство играми детей в ДОУ [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1996.- 226с.

Данный материал расчитан для работы с педагогами. Даны рекомендации для стимуляции творческой активности, рассмотрено развитие инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, а также рекомендации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поддержка детской инициативы и самостоятельности детей в ДОУ

Подготовила:

Позднякова И.В.

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 59»,

Г. Бийск, Алтайский край

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

  • проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок способен к волевым усилиям;
  • пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • способен к принятию собственных решений.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками.

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым.

В этой фазе ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специфических видов детской деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности.

Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.

Согласно ФГОС образовательная среда рассматривается как зона ближайшего развития ребёнка. В своей деятельности мы строим предметнопространственную среду так, чтобы дать возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать его личностные способности с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства, социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию, деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.

Чем старше становится ребёнок, тем в большей степени познавательноисследовательская деятельность включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова.

1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность).

  1. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
  2. Поощрение высказывания оригинальных идей.
  3. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
  4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.
  5. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
  6. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
  7. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
  8. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
  9. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

Самостоятельная деятельность детей

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата.

Предоставлять детям больше самостоятельности в трудовой деятельности, привлекаю их к участию в планировании работы. В большинстве случаев - это совместное обсуждение организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой (Дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой. Коллективно обсуждают, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать).

Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому организуются целевые прогулки, экскурсии, во время которых дети имеют возможность наблюдать труд взрослых (строителей, дворников).

Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструктивно-модельная деятельность).

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. При организации продуктивной деятельности на занятиях нужно стараться мотивировать на достижение цели (выражая уверенность в том, что ребенок желает и может успешно выполнить задание), определять значимость деятельности (к примеру - изготовление поделок для малышей, дежурство по группе и т.п.), выражать личное переживание успеха (создавая эмоциональное предвосхищение результатов деятельности). Давать задания, которые дети выполняют небольшими группами, где один из них будет ответственным за качество выполнения задания. Каждый раз ответственный меняется, чтобы каждый из них побывал в этой роли. То, что каждый ребенок попеременно выступает то в роли проверяющего качество работы товарищей, то в роли исполнителя, способствует формированию ответственности, инициативы и добросовестности.

Для самостоятельной продуктивной деятельности в группе оборудуются «Уголоки творчества», которые созданы по принципу доступности и мобильности. В уголке собраны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, трубочки для раздувания, цветная и тонированная бумага, зубочистки, зубные щетки, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности). Все это способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способов.

Коммуникативная деятельность.

Формирование коммуникативной самостоятельности, на мой взгляд, должно быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением как к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым, театрализованным), так и ко всевозможным мероприятиям.

Самоорганизация – деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей. В группах создается предметно-развивающая среда, позволяющая свободно использовать ее компоненты, легко меняется, дополняется, в зависимости от задач.

Размещение оборудования должно позволять детям объединяться подгруппами по общим интересам, поло-ролевому принципу, уровню развития детей.

В группе можно располагать разнообразные схемы, таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности (новые игры и материалы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке и т. п.).

Среду следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулируя творческую активность детей, побуждая к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Для этого могут использоваться разнообразные предметы-заместители, позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный материал, фотографии по сюжетно-ролевым играм, многофункциональные макеты, различные атрибуты для развития сюжетов игр, которые хранятся в картонных коробках, прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками – все это приходит детям на помощь по ходу игры, ввиду недостающего атрибута.

Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности – это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.

Таким образом, правильно организованная среда и ее содержательное наполнение, тесное взаимодействие с родителями, организация практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.

Работа с семьей по поддержке детской инициативы

Необходимо нацелить родителей на поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.

  1. Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной.
  2. Инициатива - первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить - годы. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики на тетрадях и т.д.). Даже если это увлечение вам кажется бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в Интернете и т.д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно. Если вы поощряете интерес ребенка, он быстрее прислушается к вашим требованиям.
  3. Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности - наличие стойкого интереса к ней.

Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе.

О личности XXI в. мы говорим как о человеке конкурентоспособном, креативном, высоконравственном, культурном, обладающем лидерскими качествами.

Поэтому все чаще слышим о том, что необходимо повышать качество образования, изменять подходы к нему. Сейчас как никогда нужна психолого-педагогическая поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников. Конфуций – древний мыслитель и философ Китая, живший до нашей эры, – в свое время указывал на важность самостоятельного действия. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать самому – и я пойму». Эта цитата актуальна и в наши дни.

Современные педагогические подходы к развитию дошкольников и подготовке к школе позволяют организовать работу, направленную на всестороннее развитие и создание предметно-развивающей среды.

В данной книге отражены различные подходы по интеграции образовательных областей через использование нетрадиционных техник на игровых сеансах с дошкольниками.

Позвольте выразить искреннюю благодарность и признательность тем людям, без которых эта книга не состоялась бы: моему супругу Всеволоду за терпение и поддержку; директору ШРР «Азбука» Татьяне Васильковой за вдохновение; генеральному директору издательства «ТЦ Сфера» Татьяне Владиславовне Цветковой и редактору книги Дмитрию Пронину за профессионализм; моим друзьям и коллегам за помощь.

Введение

Книга, которую вы держите в руках, состоит из трех частей, включающих в себя деятельностный подход, т. е. познание окружающего мира через реализацию образовательных областей, являющихся неотъемлемой частью образовательной программы.

Образовательные области, обеспечивающие разностороннее развитие дошкольников, выбраны в трех книгах совершенно произвольно. Поскольку ведущими видами детской деятельности являются игровая, продуктивная, коммуникативная, исследовательская и другие, независимо от выбранных областей, представлены различные формы работы с дошкольниками.

Исследования педагогов и психологов говорят о том, что к концу старшего дошкольного возраста дети достигают определенного уровня самостоятельности и инициативности через различные виды деятельности. У них начинают формироваться навыки самообучения («Я сделаю сам!»).

Как показывает практика, инициативность проявляется больше всего в общении, опытно-экспериментальной деятельности, игре, художественном творчестве.

В первой книге были даны примеры реализации форм работы с образовательными областями «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Вторая книга описывает формы работы с детьми, направленные на реализацию речевого и познавательного развития.

Данная книга раскрывает формы работы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Одна из задач этой области – формирование интереса к окружающему миру и потребности к самовыражению.

Это направление предполагает приобщение дошкольников к культуре и искусству, развитие творческих способностей, воображения, художественного вкуса, а также ознакомление с различными видами творческой деятельности, художественными и музыкальными произведениями и объединяет традиционные виды продуктивной деятельности и т. д.

В книге по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» представлены формы работы с нетрадиционными техниками:

– манкография;

– ватопластика;

– киригами;

– экологическое моделирование;

– бумагопластика;

– творческая деятельность через экскурсии в Музей космонавтики и Дом-музей К. И. Чуковского;

– рисование мыльными пузырями;

– мыльный конструктор.

В развитии художественно-эстетической деятельности формируется общая культура дошкольников.

Интеграция всех областей обеспечивает целостное восприятие окружающего мира.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности

Для творчества можно использовать все, что находится под рукой в комнате и даже на кухне, то, что можно найти на прогулке на улице. Поэтому нет смысла перечислять эти материалы.

Некоторые педагоги, говоря о творческом развитии детей, часто имеют в виду деятельность, связанную с лепкой, рисованием и аппликацией. Если вы думаете так же, попробуем разуверить вас в этом. Творчество – прежде всего оригинальность, стремление к познанию, креативность, неординарность, самостоятельность, нестандартное мышление. Научные эксперименты, кулинарные шоу, кукольная игра, театр, ролевые игры – все это творчество! Даже прогулка – творчество! Ведь сколько всего интересного вокруг: осенние листья клена – зеленые, желтые, багряные; деревья с причудливыми изгибами ветвей; а пни с их годичными кольцами? Все это маленькие радости вокруг нас, их нужно только видеть и научить детей замечать прекрасное.

Творческий подход к задачам любой образовательной области обеспечит их успешное решение. Исследования детских психологов и педагогов показывают, что дети, занимающиеся творчеством, выделяются оригинальностью мышления, любознательностью, интересуются инновациями, изобретениями, создают собственную базу творческих идей. Это признаки успешной и гармоничной личности. Творчество все чаще называют ключом к успеху.

Творчество – понятие очень емкое и универсальное и все-таки есть определения, отражающие суть этого понятия:

– деятельность, которая приводит к созданию нового;

– открытия, генерация идей, способность находить новые решения, отличные от уже существующих;

– умение самостоятельно, без страха быть непонятым, без шаблонов передать «движение собственной мысли»;

– победы и рекорды, оригинальность, что-то необыкновенное и неординарное!

Что несет в себе творческое развитие?

Постепенно, шаг за шагом творчество помогает развитию:

– воображения, фантазии, мелкой моторики (подготовка руки к письму, работа с тестом и пластилином);

– ловкости пальцев (умение держать ножницы (приложение 1), рвать бумагу для аппликации (приложение 2));

лидерских качеств (умение сделать выбор, принять решение);

– уверенности в своих силах (приложение 3);

– гибкости ума, мышления и любознательности;

– умения обрабатывать полученную информацию и самостоятельно применять ее в деятельности;

– социально-коммуникативных качеств.

С чего начать?

Наверное, с создания творческой атмосферы. Не нужно прятать в шкафчики и складывать на полки то, что может пригодиться ребенку для творческого самовыражения. Наоборот, пусть все лежит в доступных и открытых местах: на столе, полу, подоконнике. Пусть будут доступны для детей листы бумаги, краски, мелки, крупа, кисточки, клей, карандаши…

Говоря о творческом развитии, надо заметить, что развитию самостоятельности и инициативности способствует применение нетрадиционных способов и материалов в творческой деятельности. Как показывает практика, необычные материалы и техники привлекают детей своей неординарностью и свободой, способствуют снятию стрессов и страхов, развивают уверенность («я смогу»), побуждают к поиску («мне интересно»), развивают воображение и любознательность («хочу знать»), развивают творческие способности, моторику («я сделал»). В общем, творчество – это интересно! А нетрадиционное творчество вдвойне привлекательно, потому что детям интересно все неизвестное.

Важным качеством, позволяющим ребенку успешно социализироваться и найти свое место в обществе, является самостоятельность. Однако, несмотря на то, что развитие самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста – одна из первостепенных задач для любого родителя, выполнить ее не так-то просто.

Самостоятельный ребенок - мечта родителей

Одной из ключевых проблем, с которой приходится сталкиваться родителям самостоятельного ребенка, зачастую становится то, что взгляды ребенка и взрослого зачастую не совпадают, что влечет за собой немало разногласий.

И воспитание самостоятельности должно осуществляться параллельно с воспитанием ответственности, готовности к разумным ограничениям, следованию тем или иным правилам и нормам.

И несмотря на то, что с точки зрения здравого смысла это абсолютно оправданно, далеко не многие родители могут сразу принять этот факт и следовать этому принципу.


Основные принципы самостоятельности

Насколько самостоятельным должен быть ребенок? Традиционная и современная педагогика о проблеме

Развитие педагогической науки привело к тому, что статус ребенка был в корне пересмотрен. И если раньше он воспринимался исключительно как зависимый член семьи, которого нужно воспитывать, не спрашивая его желания и мнения. Именно поэтому воспитанию самостоятельности не уделялось должного времени и внимания. По мере взросления ребенка это неизбежно приводило ко многим трудностям. Требуя от ребенка способности к принятию решений, родители не давали ему в полной мере почувствовать свободу и проявить себя. Потому, что опыта принятия решений и поведения во многих ситуациях у него нет.

Воспитание ребенка по заранее, четко определенным инструкциям, может быть, в какой-то мере удобно для родителей, но оно абсолютно неприемлемо для детей. И главным минусом такого подхода является то, что ребенок полностью лишается самостоятельности, на долгие годы оставаясь инфантильным, неуверенным в себе и собственных возможностях.


Линейка образов к самостоятельности

Именно поэтому на определенном этапе родителям нужно максимально четко ответить самим себе на вопрос – какими они хотят видеть своих детей – самостоятельными, свободными или уверенными в себе? Или удобными?

Воспитывая детей, многие родители также стараются лишить их самостоятельности, маскируя это видимостью заботы, гиперопеки в силу возраста. На самом же деле такие условия не позволяют ребенку принимать самостоятельные решения, а следовательно и нести за них ответственность. И оберегая ребенка от ошибок, родители лишают его возможности приобрести важный для него жизненный опыт. Вот почему развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников приобретает особый смысл.


Что такое гиперопека и ее результат

Условия воспитания в ребенке самостоятельности

Среда, в которой пребывает ребенок, должна быть максимально доступной и комфортной для его дальнейшего развития.

Несмотря на то, что ребенка с малых лет необходимо приучать к разумным ограничениям и запретам, не стоит забывать о том, что он нуждается в пространстве, в котором он будет чувствовать себя максимально комфортно и уверенно. В каждой из комнат нужно размещать вещи, доступные для детей; в ней желательно выделить хотя бы небольшой уголок, где могли бы храниться вещи, которым они смогут распоряжаться по своему усмотрению.


Обучение гигиене - сначала ребенок должен понять необходимость

Детей необходимо постепенно приучать к самостоятельному выполнению тех или иных действий.

  1. Сначала просто демонстрируя их выполнение, затем – потихоньку вовлекая его в процесс.
  2. Родители должны разрешить ребенку помогать ему в уборке, приготовлении пищи и т.д.
  3. Очень нежелательно торопить ребенка, или избавлять его от необходимости самостоятельной работы.

Безусловно: несформированность навыков зачастую заставляет ребенку тратить на выполнение самых элементарных действий гораздо больше времени, чем могут предположить родители. И для того, чтобы дождаться, когда же он наконец-то завяжет шнурки или разложит по местам игрушки, родителю придется проявить немало выдержки и терпения. Но, выполняя простые вещи вместо ребенка, родители рискуют надолго отбить у ребенка охоту проявлять в чем-либо инициативу, воспитывать в себе самостоятельность.


Обучение самообслуживанию - длительный процесс

Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников и младшего возраста происходит постепенно и поэтапно, а любые попытки ускорить его негативно скажутся на его качестве.

Не стоит сразу требовать от детей совершенства.

Даже самое простое дело может вызвать немало трудностей у ребенка в том случае, если он берется за него в первый раз. Ребенок младшего и дошкольного возраста, хоть и не обладает достаточным опытом, довольно быстро сам понимает, что именно он неправильно делает. И шквал критики в его адрес, особенно от родителей, может надолго выбить почву из-под его ног.


Посильная помощь - первый шаг к самостоятельности

Легко приучить ребенка к самостоятельности можно регулярно поручая ему простые домашние дела. Делегировав ребенку часть своих обязательств, родитель не только сможет подарить себе немало свободного времени в будущем, но также приучить ребенка к ответственному отношению к дому, быту. Обычный ребенок дошкольного возраста сможет легко протирать в комнатах пыль, мыть и вытирать посуду и т.д. Поначалу, делать все это ребенок должен под контролем и руководством родителей. Затем ему можно предоставить больше свободы.

Поддержка инициативности детей также должна означать расширение границ их личного пространства и предоставление ему права выбора.


Поддержка инициативы в помощи - важный принцип воспитания

Немаловажную роль в этом играет также развитие навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно одеваться, обуваться, быстрее других становится независимым и самостоятельным. Для того, чтобы ему было легче управляться с одеждой и обувью, лучше всего организовать для ребенка специальные шкафчики с низкими полками, вешалками и перекладинами, рассчитанными на его рост. Это позволит ребенку легко управляться с ними. Поскольку у дошкольников еще не очень хорошо сформировано представление о временах года, одежда, которая находится в его личном шкафчике, должна строго соответствовать сезону.

Без чего еще не обойдется развитие самостоятельности и инициативности младших и старших дошкольников? Конечно же, без формирования санитарно-гигиенических навыков детей.


Памятка родителям, что должен знать ребенок к поступлению в детский сад
  • Ребенка нужно приучить регулярно умываться, держать в порядке одежду, прическу и т.д.
  • В ванной комнате должна находиться корзина для белья, куда ребенок мог бы складывать грязные вещи.
  • Все предметы гигиены должны быть доступны ребенку.
  • Если рост ребенка не позволяет ему дотянуться до раковины или крана, рядом с ними устанавливается небольшой стульчик или подставка.

У ребенка должен быть свой шкафчик

На кухне желательно выделить полку с детской посудой, столовыми приборами, маленькой тряпкой для уборки. Дети дошкольного возраста могут также попробовать приготовить несколько простых блюд или помогать родителям в этом деле (например, чистке или нарезке овощей и т.д.). Желательно также готовить ребенку такую еду, которую он сможет есть самостоятельно, без помощи взрослых и какого-либо участия с их стороны.

Ребенок должен также привыкать спать отдельно от родителей. Для того, чтобы ему было легче уснуть, можно придумать ряд специальных ритуалов для засыпания.


Уголок для игрушек надо приучать содержать в порядке самостоятельно

Важно, чтобы игровая деятельность дошкольника также приучала его к самостоятельности, инициативности и т.д. Для этого ему нужно организовать специальное место для хранения игрушек; сделать так, чтобы они все время были доступны ему.

Правильно оценивая роль самостоятельности в жизни детей, родители воспитают их готовыми к любым жизненным обстоятельствам.

Похожие материалы