Развитие кгн в подготовительной группе картотека. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Режимных процессов в доу

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков (КГН) — одно из приоритетных заданий педагога ДОУ. Малышам необходимо не просто рассказать о том, как себя вести и соблюдать чистоту, а закрепить полученные знания на практике. Как не растеряться воспитателю в большом объеме информации, с чего следует начать работу, каким образом организовать деятельность по формированию вышеуказанных умений для детей шестого года жизни? Поможет в решении этих вопросов структурированная картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе, а также анализ программы и требований государственного стандарта.

Цели формирования КГН в дошкольном учреждении

Распространенная поговорка о том, что чистота является залогом здоровья, не вызывает сомнений. Именно поэтому так важно как можно раньше приучить малышей к соблюдению правил То есть основной целью воспитания КГН является сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

Следующей немаловажной задачей является формирование социально адаптированной личности ребенка, воспитание понимания и принятия установленных правил поведения в обществе.

Воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе проводится ежедневно, как на специальных занятиях, так и в процессе в течение дня.

Понятие навыка и привычки как основы культурно-гигиенического воспитания

С чего начинается процесс воспитания культуры поведения и соблюдения правил гигиены? С момента появления на свет малыш наблюдает за окружающими людьми. Тут и начинают закладываться те стереотипы поведения, которые в дальнейшем под воздействием различных внешних факторов формируются в определенный навык. Так, малыш впервые пробует кашу не пальцем, а ложкой, учится использовать салфетку и т. д.

Но целью педагога является формирование на основе полученного навыка стойкой привычки. Воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе преследует именно такую задачу. Ведь еще будучи малышами, дети научились - благодаря воспитателям, родителям и социуму в целом - основным правилам поведения и соблюдения гигиенических норм. Но такие умения еще не стали устойчивыми. Дети часто забывают или неправильно выполняют какой-либо разученный навык. Например, малыши могут научиться пользоваться столовыми приборами, но при этом неверно держать ложку, проливать воду из стакана, забывать мыть руки перед едой и т. д.

Условия воспитания гигиенических навыков в ДОУ по ФГОС

Для того чтобы развивать культурно-гигиенические навыки в старшей группе, нужны определенные условия:

  1. Безукоризненное выполнение формируемых у малыша правил и норм взрослыми. Дошкольнику свойственно подражание, поэтому, ежедневно наблюдая за действиями воспитателя и родителей, он последует их примеру. И если, например, в семье принято разговаривать за обеденным столом, то крохе будет достаточно сложно объяснить, почему ему этого делать не стоит. Важно не забывать, что сформированный навык достаточно сложно поддается корректировке.
  2. Необходимое удобное для детей оснащение. Например, водопроводный кран должен быть установлен на уровне роста малыша. Такие предметы, как мебель или сантехника, в садиках изначально рассчитаны для использования детьми. Но вот о том, например, чтобы за обеденным столом были салфетки, позаботиться нужно воспитателю. А чтобы формирование навыков закреплялось и в домашних условиях, организовать доступ ребенка к оборудованию следует родителям.
  3. Необходимое для воспитания КГН оснащение должно не только правильно располагаться, но и быть привлекательным для малыша. Именно поэтому в детских садиках все такое яркое, с рисунками и декорациями. Кроме того, что такие украшения несут эстетическую функцию, они способствуют развитию интереса к формируемым навыкам, а также способствуют стойкому их усвоению и запоминанию. Именно с целью закрепления знаний на шкафчики и кроватки малышей прикрепляют занимательные детские наклейки. Кроме того, педагогами при проведении ежедневной работы по формированию правил поведения применяется картотека культурно-гигиенических навыков. В старшей группе благодаря целенаправленным играм малыши легко и непринужденно освоят необходимые умения и закрепят их на практике.
  4. Повторять усваиваемые умения следует регулярно, несмотря на изменения в обстановке. Например, ребенок неукоснительно должен мыть руки после прогулки и перед едой в садике, дома, в гостях и т. д.
  5. Воспитателю в процессе работы над формированием КГН в старшей группе следует применять индивидуальный подход.
  6. Четкое соблюдение режима дня.

Объем КГН в старшей группе по ФГОС

Воспитанники 5 лет, как правило, уже освоили основные умения. Чему же учить таких детейй, какие формировать культурно-гигиенические навыки в старшей группе? Картотека с целями (по ФГОС) поможет воспитателю определить цели и задачи работы, а также организовать практическую деятельность с детьми. Итак, какое содержание имеет работа по воспитанию КГН для малышей указанной возрастной категории, согласно требованиям образовательного стандарта? Чему малыши должны научиться:

  • освоить понятие активной социальной жизненной позиции;
  • дружбы;
  • уважения к старшим;
  • правила игр в коллективе сверстников;
  • различать хорошее и плохое поведение;
  • закрепить умение соблюдать установленные социумом правила и нормы;
  • учиться культуре общения;
  • следить за чистотой тела (самостоятельно чистить зубы, умываться), одежды, аккуратности прически;
  • закрепить навык переодевания;
  • формировать навык аккуратно складывать вещи, игрушки, ;
  • пользоваться столовыми приборами (вилкой и ножом), следить за культурой поведения за столом.

КГН?

В ДОУ воспитатели дошкольников ежедневно прибегают к помощи такого методического пособия, как картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе по ФГОС. Что же это такое? Это структурированный план работы по усвоению указанных умений, который содержит перечень игровых заданий с образовательными целями.

Такой документ не является обязательным, но, как проверено на практике, является эффективным в работе над развитием у детей правил гигиены и культуры поведения. Картотеку составляет непосредственно воспитатель, учитывая требования образовательной программы, государственного стандарта и внутренних правил, а также материально-технических возможностей ДОУ.

Культурно-гигиенические навыки в старшей группе: картотека с целями

Картотека дидактических игр, направленных на развитие КГН, помогает педагогу эффективно планировать и организовывать образовательную ежедневную деятельность с малышами. Это методическое пособие содержит лаконичные, структурированные в зависимости от цели и вида деятельности задания. Ниже предлагаем воспитателям взять на заметку несколько интересных игр, направленных на усвоение гигиенических навыков и культуры поведения в старшей группе.

Сюжетно-ролевая игра «Кукла купается»

Цель игры следующая: закрепить знания детей о средствах умывания, формировать умения ими пользоваться в практической деятельности.

Детям предлагается несколько предметов, среди которых находятся мыло и мочалка. Именно их малыши должны выбрать из ряда остальных. После чего дошкольникам следует искупать куклу, используя выбранные средства гигиены.

Настольная игра «Подбери пару»

Цель: научить соотносить предметы с действиями, закреплять навыки самообслуживания.

Как играть? Среди различных предлагаемых изображений малышам следует подобрать логическую пару. Например, одежда-шкаф, зубная щетка-зубы, мыло-руки, игрушки-корзина для игрушек и т. д. Кроме того, детям необходимо аргументировать свой выбор.

Дидактическая игра «Крокодил-чистюля»

Цель игры: формировать навыки самообслуживания, закрепить воспитывать аккуратность, бережливое отношение к здоровью.

Правила игры следующие: ведущий (выбранный с помощью считалки) показывает жестами и мимикой какое-либо действие, связанное с соблюдением гигиенических правил, например, чистит зубы, умывает лицо, одевается и т. д. Остальные участники угадывают действие.

Настольно-печатная игра «Как я провожу день»

Цель: закрепить знания детей о режиме дня, развивать память, формировать понятие здорового образа жизни.

Дошкольникам предлагаются сюжетные иллюстрации, на которых изображены режимные моменты. Детям необходимо разложить иллюстрации цепочкой по порядку.

Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»

Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.

Педагог демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Дошкольникам следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.

Как составить картотеку для старшей группы?

Чтобы правильно формировать культурно-гигиенические навыки в старшей группе, картотека должна быть корректно составлена и оформлена. Только в таком случае документ станет практическим помощником воспитателю во время проведения занятий по формированию культуры поведения и соблюдения правил личной гигиены. Как составить картотеку:

  1. Выписать из рабочей программы и ФГОС перечень КГН, которые следует формировать в старшей группе ДОУ.
  2. Запланировать деятельность согласно тематическим неделям.
  3. Выбрать игры, направленные на формирование культурно-гигиенических навыков в старшей группе.
  4. Указать цели дидактических игр, необходимое оборудование.
  5. Подготовить материал к проведению деятельности.
  6. Провести игровое занятие согласно плану.
  7. Оценить результат проведенной работы.

Картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе поможет эффективно организовать образовательно-воспитательную работу в ДОУ, повысит результативность и стойкость усвоенного материала.

«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.

Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки мы пользуемся маленькими стишками:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Водица, водица,

Умой наши лица

Умой наши щечки,

Умой наши губки,

Умой наши зубки,

Умой наши ручки!

Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась -

И на лапках грязь осталась.

Полотенце - в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот -

Может заболеть живот.

Так что, дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Когда мы причесываем девочек читаем стишок:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынка до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочку, слушайся.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект- ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и имеет следующие задачи:

  • приучить детей правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
  • уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
  • учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);
  • познакомить с разновидностями посуды (чайная, столовая);
  • учить сервировать стол к чаю;

привлекать внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей).

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используем некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Чистоплотные дети», «Встречаем гостей», «Наряжаем куклу» и т.д. Интересны детям и литературные сюжеты "Мойдодыр", "Федорино горе" и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.Для успешного решения этих задач и прочного закрепления навыков культурного поведения мы применяем различные стихи по данной тематике. Например:

Ешь внимательно, опрятно,

Не спеша и аккуратно!

В рот еду не забивай,

И кусочки не роняй!

Мыс тобою за столом

Себя правильно ведём,

Потому что мы с тобой

Не болтаем за едой.

УЧИСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВИЛКОЙ И ЛОЖКОЙ.

За столом щенок Антошка

Рыбу ел столовой ложкой,

Вилкой суп пытался кушать -

Не хотел советов слушать.

И хотя вовсю старался,

Так голодным и остался.

Ну куда это годится!

Всем пора бы научиться

Кушать вилкой, кушать ложкой,

А не делать, как Антошка.

УМЕЙ ЕСТЬ НЕ СПЕША И АККУРАТНО.

Медвежонок хлеб жевал -

Крошки хлебные ронял.

Говорил с набитым ртом -

Что? Не мог понять никто.

После взялся за компот -

Стол облил и свой живот!

Все над ним хохочут звонко,

Застыдили медвежонка:

Ты не знаешь? За столом

Надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на пол не сорить.

После встать из-за стола

В шубке чистой, как была.

НЕ БАЛУЙСЯ ЗА СТОЛОМ.

За столом сидела Белка,

Перед ней была тарелка,

В ней из хлеба, масла, сала

Белка дом сооружала.

Так, друзья, не поступают

И с едою не играют.

За столом едят, друзья,

Баловаться здесь нельзя!

А поели - вы свободны,

И играйте как угодно.

НЕ ПРИВЕРЕДНИЧАЙ И ЕШЬ ВСЕ, ЧТО ДАЮТ В ДЕТСКОМ САДУ.

За столом Кроты сидят,

Нос воротят, не едят:

Эту кашу не хотим!

Черный хлеб мы не едим!

Дайте лучше чаю нам,

Бедным маленьким Кротам!

Я напомню об одном:

Не кривляйтесь за столом,

Не капризничайте тут -

Ешьте все, что вам дадут!

Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

ПОМОГАЙ НЯНЕЧКЕ НАКРЫВАТЬ НА СТОЛ.

В группе завтракать хотят,

Все вокруг помочь спешат

На столы носить посуду.

Только Ёж сказал: - Не буду!

Не пойду я, посижу,

И на вас я погляжу

Не желаю помогать,

Лучше просто подождать.

Неприятно это всем.

Все Ежа не уважают.

Сам он маленький совсем,

А какая лень большая!

ПОМОГАЙ НЯНЕЧКЕ УБИРАТЬ ПОСУДУ СО СТОЛОВ.

Все поели, поднялись

И к игрушкам разошлись.

Стали дети развлекаться.

Кто же будет убираться?

Кто посуду унесет?

Кто столы потом протрет?

Чтобы мухи не водились

И на крошки не садились,

Ну-ка быстренько, без слов,

Убираем со столов!

И с посудою, как можем,

Нашей нянечке поможем!

Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.). И еще одно условие, необходимое для успешного культурно-ггигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Список используемой литературы

  1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание.-1989- №11-17-21с
  2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.-М.:Академия, 1997-240с.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение, 1991-160с.
  4. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.
  5. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986-141с.

Наталья Молчанова
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Консультация по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения , а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения . Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения . С самого раннего возраста , детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой; учат тому, что, чем и как едят; знакомят с разновидностями посуды (чайная, столовая) ; учат сервировать стол, привлекают внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей , обращают внимание на красоту правильно сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач :

Развивать культурно-гигиенические навыки , формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.

Формировать навыки поведения за столом : пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.

Формировать начальные представления о ценности здоровья, о том, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.

Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома .

Обогатить предметно-развивающую среду группы.

Для успешного решения этих задач рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей : прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр («Накормим куклу Машу» , «Искупаем куклу Машу» , «Научим мишку умываться» , «Научим Зайку правильно держать ложку» ); систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания, однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.

– первая ступень воспитания культуры поведения . Работа по формированию у детей культурно-гигиенических навыков ведется по двум направлениям : работа с детьми и работа с родителями.

Прежде всего, для формирования культурно-гигиенических навыков у детей необходимо :

1) Обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык . Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки;

2) Не следует торопить ребёнка, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки) . Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык , ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста ;

3) В дошкольном возрасте дети должны усвоить , что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

4) К навыкам личной гигиены , которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте , относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с четырех лет - правильно чистить зубы (сверху вниз - вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Утром после сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот надо тёплой водой и после еды;

5) Закреплять умения пользоваться расчёской, носовым платком. Нужно приучать детей при кашле , чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;

6) Совершенствовать навыки аккуратной еды : пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом, салфеткой, не разговаривать во время еды.

К числу основных условий успешного формирования у детей культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, непосредственно образовательная деятельность и игры).

Для детей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин небольшого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей ; на вешалке над каждым полотенцем - картинка в младшем возрасте и геометрическая фигура с среднего возраста . Это повышает интерес детей к умываниюи закреплению знаний геометрических фигур.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения . Упрочение их происходит в играх, труде, непосредственно образовательной деятельности, в быту.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи .

Чтобы научить ребенка культурно есть , детей учат овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определенной последовательности (правильно сидеть за столом, не разговаривать, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). Для постепенного формирования требуемых навыков , детей упражняют в совершении одних и тех же действий под постоянным контролем.

По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются , отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию («У Мишки грязные лапки» , «Кукла Маша простудилась» , тем самым влияя на становление нового вида деятельности игры.

В творческой игре («Семья» , «Парикмахерская» ) дети отражают взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок так относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи, тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр., а так же отражают правила, которые стоят за выполнением культурно – гигиенических навыков : одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.

Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя. Освоение культурно–гигиенических навыков влияет не только на игровую и трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения . Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Мосиенко Елена Юрьевна ,
воспитатель МКДОУ №16,
г. Новосибирск

Культурно-гигиенические навыки — очень важная часть культуры поведения человека. Опрятность, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Воспитание у дошкольников навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Предлагаемая модель формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.
Задачи:
приучать детей следить за своим внешним видом, формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком;
формировать простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.;
создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;
формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома;
способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены.

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
прямое обучение;
показ;
упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.
Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный методы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.

В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки , распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и досуга, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

В календарно-тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы.

Сентябрь

Тема «Наша группа».
Задачи:
– познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная); их предназначением;
– побуждать детей бережно относиться к своей одежде;
– познакомить со схемами алгоритмов действия в раздевалке, в умывальной комнате.

— Дидактическая игра: «Что ты можешь о них сказать?» Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
— Игра-упражнение: «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком.
— Празднование дней рождения в группе.

Игровая ситуация для сюжетной игры:
– кукла Таня у нас в гостях;
Ситуация для обсуждения:
– как шапка поссорилась с курткой в шкафу.
4. Работа с родителями
Анкетирование родителей

Октябрь
1. Собственно образовательная деятельность:
Тема «Доброе утро, расчёска!»
Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Дидактическая игра: «Перемешанные картинки». Цель: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
Празднование дней рождения в группе (регулярно).
3. Самостоятельная деятельность детей:

– игровая ситуация (куклы Таня и Маша собираются на праздник).
4. Работа с родителями:
Консультации: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»; «Что должен уметь ребёнок?»

Ноябрь
1. Собственно образовательная деятельность:
Тема «Как мы кормим Хрюшу и Степашку»
Цель:
– формировать умение сервировать стол, умение действовать по алгоритму;
– воспитывать культуру поведения за столом.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Просмотр м/ф «Федорино горе».
Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе».
3. Самостоятельная деятельность детей:
Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу».
4. Работа с родителями:
Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых».

Декабрь
1. Собственно образовательная деятельность:
Тема «Умывание каждый день»
Цель: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении;
– воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть чистым, аккуратным.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Чтение стихотворений К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая». Просмотр м/ф «Мойдодыр». Инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета).
3. Самостоятельная деятельность детей:
Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»:
–игровая ситуация «К нам пришла Замарашка».
Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек.
4. Работа с родителями:
Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев!»

Январь
1. Собственно образовательная деятельность:
Тема «Купаться любят все»
Цель: вызвать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать детей к постоянному их соблюдению.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел».
3. Самостоятельная деятельность детей:
Игровая ситуация «Купаем куклу Катю»
4. Работа с родителями:
Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»

Февраль
1. Собственно образовательная деятельность:
Тема «Приглашаем куклу на чай»
Цель: формировать умение элементарно сервировать стол, навыки поведения за столом.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
3. Самостоятельная деятельность детей:

– игровая ситуация «Идём друг к другу в гости».
4. Работа с родителями:
Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»

Март
1. Собственно образовательная деятельность:
Тема «Вместе с куклой на прогулку»
Цель:
– закрепить выполнение алгоритма одевания одежды;
– формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Дидактическая игра «Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года).
3. Самостоятельная деятельность детей:
Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место».
4. Работа с родителями:
Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами). Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать».

Апрель
1. Собственно образовательная деятельность:
Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…»
Цель:
– развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно;
– формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном (умывание, аккуратно складывать одежду).
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки.
3. Самостоятельная деятельность детей:
Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»:
– игровая ситуация «Кукла Катя хочет спать».
4. Работа с родителями:
Мастер-класс для родителей «Изготовление народной куклы, которую кладут ребёнку в кроватку, чтобы он лучше засыпал».

Май
1. Собственно образовательная деятельность:
Тема «Водичка, водичка…».
Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
3. Самостоятельная деятельность детей:
Сюжетно-ролевые игры: «Дела семейные»
– игровая ситуация «Кукла Маша у нас в гостях»
4. Работа с родителями:
Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра».

Планируемые результаты
Дети
у ребёнка 3-4 лет должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно его возрасту:
– ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры в детском саду и дома;
– самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– имеет элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
– умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
– ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.

Родители
– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в согласовании требований к воспитательному процессу; высказывают рекомендации, идеи по
обеспечению эффективности воспитательного процесса;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков;
– осознают особенности организации образовательного процесса и их влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств.

Способы и формы оценки результата:
Объект мониторинга – личностные качества детей, достижения детей.
Методы изучения результативности :
Наблюдение за детьми.
Анкетирование родителей.
Беседы.
Способы фиксации данных обследования:
Протоколы наблюдений.
Способы обработки результатов
Обобщение результатов в таблицы.
Периодичность мониторинга: 2 раза в года (на начало и конец года).

Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей (оформить в таблицу):
Имя, фамилия ребёнка
Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены (в баллах)
Сформированность навыка опрятной еды (в баллах)
Сформированность навыка снимания и надевания одежды в определенном порядке (в баллах)

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
1. Мыть лицо, уши, руки.
2. Закатать рукава.
3. Смочить руки.
4. Взять мыло, намыливать до появления пены.
5. Смыть мыло.
6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку.
7. Пользоваться расческой.
Навыки опрятной еды включают умение:
1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.
2. Не крошить хлеб.
3. Пережевывать пищу с закрытым ртом.
4. Не разговаривать с полным ртом.
5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола.
6. Благодарить.
7. Пользоваться только своим прибором.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
1. Расстегнуть пуговицы.
2. Снять платье (брюки).
3. Аккуратно повесить.
4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки.
5. Снять обувь.
6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье).
7. Надеть в обратной последовательности.

Критерии оценки:
3 балла – правильно выполненное действие;
2 балла – действие выполненное с небольшими неточностями;
1 балл – неумение выполнять действие.
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков:
Высокий уровень (84-63 балла) – все навыки сформированы прочно.
Средний уровень (62-40 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления.
Ниже среднего (39-28 баллов) – один и более навыков не сформированы.

Список используемой литературы:
1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.
2. Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2008.
3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
4. Пашкевич Т.Д. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
5. Пашкевич Т.Д. Формирование у детей дошкольного возраста интереса к математике: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2010.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Воспитание культурно – гигиенических навыков подготовительная группа

Воспитание навыков самообслуживания – довольно длительный процесс. Безусловно, процесс формирования почти всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно.
Воспитывать привычку следить за чистотой своего тела, опрятности одежды, прически: самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после еды, следить за чистотой ногтей: при кашле и чихании закрывать рот и нос платком, отворачиваться в сторону.
Знакомство с правилами безопасного поведения; сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, о важности охраны органов чувств (зрения, слуха).
Знание пословиц, поговорок, стихов о здоровье, гигиене и культуре еды.

Первый квартал

Совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцем, придерживать сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке,
а лишь слегка поворачивая кисть. Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски.
Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать».
Чтение: Н.Литвинова «Королевство столовых приборов».
Одевание - раздевание
Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно раскладывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться различными видами застежек.
Беседа:»Каждой вещи – свое место».
Чтение: И.Бурсов «Галоши», С.Михалкова «Я сам».
Дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду»
Умывание
Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком.
Чтение: И.Ищук «Мои ладошки»
Дидактическое упражнение «Расскажи малышам, как надо умываться»

Второй квартал

Питание
Закреплять умение есть второе блюдо, держа нож в правой, а вилку в левой руке. Совершенствовать умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.
Беседа «Культура поведения во время еды»

Одевание - раздевание
Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды.
Беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды»
Умывание
Совершенствовать умение быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув его на ладошках.
Игра – драматизация по произведению А.Барто «Девочка – чумазая»

Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь.
Закреплять умение пришивать оторвавшие пуговицы.
Принимать участие в смене постельного белья: расстилать простыню, заправлять кровать.
Беседа «как заботиться о своей одежде»
Чтение: Д.Крупская «Чистота»

Третий квартал

Питание
Закреплять умение правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи ножа и вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно.
Беседа «Культура еды – серьезное дело»
Одевание - раздевание
Закреплять умение аккуратно складывать одежду перед сном, вывертывать рукава рубашки и платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь.
Чтение: М.Зощенко «Глупая история»
Умывание
Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате.
Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости.
Чтение:Е.Винокурова «Купание детей»
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати
Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им совершенствовать умение зашивать распоровшуюся одежду по шву.Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, заправлять кровать.
Беседа «Чистота – залог здоровья».
Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу».
Продуктивная деятельность: шитье кукольного белья

Четвертый квартал

Одевание - раздевание
Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле, помогать товарищам застегнуть пуговку, расправит воротник и т.п.
Чтение: Я.Акима «Неумейка»,С.Михалкова «Все сам»
Умывание
Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела
Чтение Т.Кожомбердиева «Все равно"
Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати
Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки.
Учить пришивать оторвавшиеся петли. Полностью заправлять кровать после сна. Принимать
Участие в смене постельного белья.
Продуктивная деятельность: починка кукольного белья.
Питание
Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами во время еды, держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол.
Чтение: О. Григорьев «Варенье». Сюжетно-ролевая игра «Кафе».