Конспект открытого занятия для коррекционной подгруппы детей старшего и подготовительного возраста. Методика "Сказкотерапия". Тема "Путешествие в сказочную страну". Конспект интегрированного занятия по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста

Методы, активизирующие детскую деятельность, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество детей

«Сказочка о ветре»

(подготовительная группа)

Программное содержание:

Цель: углубить представления детей о сказках.

Задачи:

Образовательные:

Углублять и расширять знания детей о сказках;

Закреплять знания о положительных и отрицательных героях сказок;

Закрепить знания о последовательности дней недели;

Формировать навык полных ответов на вопросы.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание оказывать помощь, проявлять заботу;

Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Развивающие:

- развивать продуктивную деятельность;

Приобщать к театрализованным играм;

Развивать умение строить диалог в процессе общения и отвечать на вопросы полным предложением;

Активизировать мыслительную деятельность детей;

Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.

Материал:

Запись - звуки ветра для входа в сказку и карточки для развития логического мышления детей;

Карточки с изображением эмоций (смех, печаль, злость, добро и любовь);

Бумага для снятия эмоционального напряжения детей и корзина;

Видеозапись урагана и корзина с орешками;

Соленое тесто и стаканчики одноразового использования;

Дощечки, спички, бумага для готовых изделий и влажные салфетки.

Ход занятия по сказкотерапии:

Введение

Дети, сегодня мы с Вами отправимся в сказочное путешествие, где речь пойдет о ветре. Давайте с Вами подумаем и скажем: «Какой бывает ветер (сильный, слабый, игривый, легкий...) ?». Как Вы считаете, нужен ветер или нет?

Да, летом ветер дарит прохладу, а зимой, когда ветер стихает, мороз становится добрее и не так щиплет нас за щечки.

Вот, мы и подошли к началу сказки. Для путешествия по ней нам необходима особая сила. Эту силу нам подарит сам ветер.

Вход в сказку. Звучит аудиозапись со звуками ветра, дети на носочках забегают на коврик по кругу. Каждый садится в позу расслабления

Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке (ответы детей) ?

Сказка

Жил был на свете ветер. Он был очень любознательный и поэтому везде летал и наблюдал за всем, что происходит в мире.

Упражнение «Гимнастика для глаз» (дети выполняют движения глазами: а) вправо - влево; б) вверх – вниз; движения проводятся медленно; голова при этом не двигается) .

Его интересовало абсолютно все, а что, Вы мне сейчас сами скажете.

Упражнение «За кем и зачем наблюдал ветер» ( педагог показывает карточки, на которых схематично изображены: заяц, вода, птицы, цветы, деревья) .

Но наибольшее восхищение у него вызывали люди, потому что они о своих чувствах не только рассказывали, но и могли их показать на лице (мимикой). Люди могли радоваться, тогда они улыбались и смеялись (карточка с улыбкой).

Упражнение «Смех» (напрягая мышцы живота и положив на живот руку, дети начинают смеяться, чувствуя напряжение; могут грустить, тогда они плачут (карточка - грусть)) .

Упражнение «Плач» (дети представляют, что они соскучились и начинают плакать; закрывают лицо руками и имитируют плач; психолог подходит к каждому, жалеет и успокаивает) .

Могли сердиться и быть злыми (карточка - злость).

Упражнение «Злость» (когда люди сердиты, они иногда обижают того, кто находится рядом; чтобы этого не случилось, надо рассердится на бумажку, порвать ее и выбросить в корзину; дети берут бумажки - рвут и бросают в корзину) .

Могли быть добрыми и кроткими, и любить друг друга (карточки - любовь и доброта).

Упражнение «Доброта и любовь» (пройти по кругу и обнять каждого ребенка, погладить по голове и проговорить, что каждого из них очень любишь; дети в ответ бегут к воспитателю и обнимают его).

Глядя на людей, ветер также решил передать свое настроение. Когда был добрым, он едва пролетал над землей, даря людям и всему живому легкую прохладу.

Упражнение для дыхания «Листочек» (дети берут в руки листочки на ниточке и начинают дуть на них).

Когда ветер грустил, он звал свои облака, и те почти всегда плакали, жалея печальный ветер.

А когда облака плачут, что происходит на земле?

Да, верно, идет дождь.

Но, когда ветер рассердился, на земле образовались бури и ураганы. Ветер был таким сильным, что срывал крыши на домах, вырывал с корнем деревья и швырял их на большие расстояния. Он был так силен, что мог поднять в воздух даже автомобиль (включаю запись урагана по телевизору).

Увидев, что он оставил после вспышки гнева, ветер испугался, ему стало стыдно.

Упражнение «Страх - стыд» (дети открывают немного рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи; отпускают страх и напряжение, опускают голову и плечи и замирают в позе расслабления).

Тогда ветер понял, что худшая черта характера у людей - это злость. Не надо злиться! Мы должны быть добрыми, любить, жалеть друг друга и природу, которая нас окружает. Тогда и природа нам ответит добром на добро.

Заключительная беседа

Вот и закончилась наша сказка. Всю волшебную силу мы потратили и вернулись снова в наш детский сад.

Вам понравилась сказка?

Каким ветер был в сказке?

У кого ветер научился злиться?

Итак, какой мы можем сделать вывод? Если люди будут жалеть друг друга и природу, то и природа нас отблагодарит за это.

Вы, молодцы! И чтобы порадовать Вас, ветер передал каждому подарочек. Пролетая над лесом, белочка попросила ветер, чтобы он угостил вас орешками, за то, что Вы поняли, как важно беречь природу. Они очень полезны, а еще с ними можно поиграть.

Игра «Орешки» (дети катают орех между ладонями, постепенно ускоряя напор и темп выполнения).

Что чувствуют ваши ладошки? Тепло, подуйте на ладошки.

Вам понравился подарок ветра? Теперь сложите, пожалуйста, орешки в корзину, а после занятия я их Вам отдам. А сейчас, пройдите, пожалуйста, за столы.

Пока мы путешествовали, к нам на занятия пришло много волшебных вещей из различных сказок. Возможно, их ветер пригласил к нам, чтобы они показали нам еще много чего интересного.

Кто пришел к нам? (компьютер с мышкой)

Какую цифру он нам напоминает? (дети показывают цифру шесть, используя раздаточный материал, который находится у них на столах) . Снимаю картинку с компьютера (там изображения предметов, похожих на треугольник) .

Дети, посмотрите, как много разнообразных предметов здесь изображено.

Какой они формы?

Какую геометрическую фигуру они напоминают?

Да, (показ треугольника) , какого он цвета?

Коса - 7, прямоугольник.

Велосипед - 8, круг.

Барабан - 9, квадрат.

Глобус – 10, овал.

Молодцы, теперь немного отдохнем. Приглашаю детей на коврик, помощник убирает планшеты с цифрами, остается только материал для лепки (дощечки, соленое тесто, спички, влажные салфетки, стаканчики для одноразового использования) .

Дети, садитесь все на свои места. Вам было приятно получить подарок от ветра?

Давайте и мы ему что-то подарим. Я хочу предложить Вам самостоятельно выбрать, какой подарок слепить. Это может быть бублик, печенье или воздушный шарик.

Посмотрите, какие подарки изготовила я.

Для того, чтобы изготовить бублик, мы должны взять кусок соленого теста, положить его между ладонями, раскатать, а затем соединить концы, и у нас получается красивый бублик.

Если Вы захотите изготовить печенье, то вам нужно раскатать тесто между ладонями, а затем приплюснуть его.

Воздушный шарик делаем так же, как и печенье, только добавляем ниточку, которую я предлагаю заменить спичкой.

Дети, приступайте к работе (дети работают самостоятельно, иногда прибегая к помощи воспитателя) .

Заканчивайте работу (воспитатель подходит к каждому ребенку, дает положительную оценку проделанной работе, а потом предлагает отнести свои работы к окну и выложить их на окно, чтобы ветер, пролетая, заметил подарки) .

Завершение занятия

Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию общеразвивающей направленности «Злость – недобрая черта»

(подготовительная группа)

Добрый день! Я очень рада Вас видеть. Дети, а Вы любите сказки? Давайте дружно скажем наши волшебные слова, чтобы попасть в сказку:

«Опять в путь отправляемся,

Уже сказок много знаем!

Влево-вправо повернемся,

Дружно за руки возьмемся,

Наши глазки загораются,

Наши личики улыбаются:

«Сказочные двери открываются,

Замечательная сказка начинается!»

Игровой этюд «Тень»

Дети сегодня мы с Вами отправляемся в сказочное путешествие. Согласны? Я буду вашей феей-волшебницей, а Вы будете моими добрыми волшебниками-помощниками (звучит легкая музыка) . Становитесь за мной на лесную тропинку, которая поведет нас в сказку, а там живут разные звери. Моя палочка коснется каждого из Вас, и Вы станете моими тенями.

Идем как лисичка, которая несет цветочек; как мишка, который несет мед.

Идем как волк, который бросает камни; как зайчик, который прыгает по лесу.

Упражнение «Отгадай сказку»

Дети, посмотрите, лежит конверт с заданиями. Требуется отгадать сказку по изображению на экране (на слайдах выводятся изображения с сюжетом из сказок) (рисунки 1-4) .

Рисунок 1 - По щучьему веленью, русский народ

Рисунок 2 – «Гуси - лебеди», Толстой Алексей Николаевич

Рисунок 3 – «Три поросенка», Сергей Владимирович Михалков

Рисунок 4 – Герои из разных сказок

Молодцы, дети, справились с заданием. Идем дальше. Дети, посмотрите, что это у нас лежит на тропинке (маленький домик-теремок) .

Дети, а куда делись зверьки? Как можно помочь зверям (построить дом) ? Вы знаете, что в сказках бывают разные герои: добрые и злые, мудрые, хитрые, упорные, трудолюбивые и ленивые, трусливые.

Дидактическая игра «Какие они?»

Дети описывают черты характера сказочных героев (рисунок 5):

Рисунок 5 – Сказочные герои сказок

Лисичка - сестричка (хитрая); Петушок (трудолюбивый); Колобок-(веселый); Зайчик - побегайчик (робкий); Волчище - серый - хвостище (злой) (в соответствии с возрастной категорией).

Ой, дети, посмотрите, кто это сидит под елкой? Но это же волчонок.

Стихотворение про злого волка

Ему никто не верит,

От лисы и до зайчат,

Сторонятся волка звери,

И дружить с ним не хотят!

Действительно, дети: волчонок никому не улыбается, зато на всех скалится и рычит. Давайте друг другу покажем, как волчонок показывает свою злость.

Артикуляционная гимнастика «Волчья злость»

Беседа с детьми «О чувстве злости»

Дети, Вы уже сказали, что герои бывают разные. Но так же и в жизни есть добро и зло. Подумайте и скажите: что царит там, где все вежливые и обходительные, веселые, приветливые и искренние, добро или зло (добро) ? А там, где раздор, ссоры, споры, нет никакой доброты. Какие дети ссорятся, оскорбляют друг друга (злые, невежливые, сердитые) ?

Конечно, злость, гнев никому не приносит ни счастья, ни радости. Они могут вызвать только плохие чувства: слезы, огорчения, страх, и грусть. Что Вы чувствуете, встретив злую собаку (боимся) . А злые люди Вам нравятся (нет, с ними неприятно общаться) ? А драчливые дети? (с такими детьми не хочется играть, дружить).

Как же Вы думаете: стоит быть злым и сердитым? Или лучше не пускать злость в свое сердце и стараться в любой ситуации быть вежливым?

Но волчонок совсем не понимал этого. Он считал: кто злой, тот сильнее, тот может всеми командовать и везде получит уважение. С такими мыслями волчонок и забрел в детский сад лесных зверушек. Интересно Вам, что случилось дальше? Тогда, давайте вместе попадем в эту сказочку. Правда, для этого Вам придется превратиться в маленьких вежливых зверушек.

Разыгрывание сказки «Волчонок в детском саду»

Увидел волчонок, что лисички строят башню из кубиков, подбежал и разломал ее.

- Вот Вам, чтобы знали! Не нравится мне ваша башня!

Закрыли лисята лицо лапками и заплакали. А волчонок уже направился к ежикам, которые играли в мяч.

- Достаточно Вам играть! А ну, отдайте мне мяч, говорю!

И волчонок силой отнял у ежат мяч. Ежики расстроились, вздохнули тяжело. А сердитый волчонок уже заприметил зайчат, которые весело прыгали, взявшись за лапки.

- А ну, убирайтесь отсюда! Устроили тут веселье! Сейчас как дам Вам этим мячом!

Испугались зайчата, задрожали. Да и попрыгали прочь от злого волчонка. Вместе с ними оставили любимый детский сад и другие звери, ведь с появлением сердитого гостя здесь стало неприятно. Остался волчонок один и загрустил.

Обсуждение сказки с детьми

- Как вел себя волчонок в лесном детском саду?

Как Вы думаете, кому-нибудь из зверушек волчонок понравился?

Кто из вас хотел бы иметь друга, похожего на волчонка?

Почему он загрустил в конце сказки?

Как Вы думаете, почему волк остался наедине со своей злостью?

Конечно, зверьки могли бы ответить волчонку злостью: рассердиться и вместе прогнать его. И пошел бы он дальше, снова делая свои пакости. Но все же совсем немного нам жаль неразумного волчонка. Правда? И видимо всем бы хотелось, чтобы он изменился: стал хорошим и вежливым, приветливым и дружелюбным. Тогда наш волчонок нашел бы новых друзей, а сказка о нем стала бы доброй и веселой. Давайте волчонку поможем избавиться от своей злости?

Творческая переработка сказки

Игровые двигательные упражнения

И в знак благодарности вежливому волчонку, решили звери водить вокруг него веселый и дружный хоровод.

Вот как все хорошо закончилось. От тепла и доброты даже небо прояснилось: расступились сердитые серые тучи, и появилось солнышко, которое каждому подарило ласковый теплый лучик. А мы, дети, можем сделать наоборот: сами подарить солнышку по лучику, правда, не настоящему, а нарисованному.

Арт-терапевтическая работа «Доброе солнышко»

Дети дорисовывают солнышку лучики. Педагог уточняет, что цвета должны быть «не злыми» (не коричневыми, не серыми), а «добрыми« - яркими (желтыми, красными, оранжевыми).

Завершение занятия

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир живой природы»

(подготовительная группа)

Цель: обобщить и систематизировать знания о диких животных, птицах и рыбах родного края.

Задачи:

Обучающие:

- Расширять представления детей о живой природе родного края;

- Расширять и активизировать словарь детей словами: «фауна», «дикие», «пернатые».

Развивающие:

- Развивать память, мышление, внимание, общую и мелкую моторику;

Развивать связную речь и навыки общения, общих речевых навыков.

Воспитывающие:

- Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, бережного отношения к природе.

Оборудование и материалы:

- ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран;

CD-проигрыватель, диски с музыкальными произведениями и записью голосов птиц;

Карточки – билеты с изображением цифр;

Материалы для изготовления рыб, карточки с изображением животных и буквы.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций в альбомах «Животный мир»;

Прослушивание CD с записью голосов птиц;

Разучивание подвижной игры «Вот под деревом зелёным вороны»;

Знакомство с песней «Мы едем, едем, едем…».

Ход занятия:

Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся (дети выполняют соответствующие движения и задания) .

Посмотрю на Ваши лица, с кем здесь можно подружиться? Я, Наталья Владимировна, а ты кто? Ответь ласково, как тебя зовут (дети называют себя) ?

- Ребята, я предлагаю Вам отправиться в путешествие. Вы согласны?

Дети: Да!

Мы поедем по дороге, в царство Фауны. Вы знаете кто такая Фауна?

Дети: Фауна – это богиня, царица и покровительница всех животных.

Верно. А отправимся мы в путешествие на поезде, но прежде, нужно приобрести билеты. Пройдите к столу и возьмите любую карточку. Номер на карточке соответствует номеру вагона, каждый садится в свой вагон. Прежде чем занять место, назовите номер своей карты (дети быстро называют номера на карточке и занимают «места в поезде»).

Замечательно, все на местах, пора в путь!

Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…». Дети подпевают. Музыка затихает

Ребята выходите из вагонов, посмотрите, куда мы с вами приехали?

Слайд 1 - Изображение леса. Звучит фонограмма голосов птиц

Дети: В лес.

Что такое лес?

Дети: Это дом для многих диких животных и птиц.

Верно! Ребята, а как нужно вести себя в лесу, чтобы не потревожить жителей леса?

Дети: Нужно вести себя тихо, не кричать, говорить спокойным голосом.

Слайд 2 - Белка на дереве

Воспитатель обращает внимание на конверт, лежащий под деревом

Ребята, посмотрите, белка обронила конверт. Интересно, для кого он? Давайте посмотрим. Читает: «Ребятам подготовительной группы №6». Интересно, что в нем? (открывает конверт).

Ребята, белочка для Вас приготовила интересные задания. Она узнала, что Вы в этом году идёте в школу, и хочет проверить, знаете ли Вы буквы? Пройдите к столам и присаживайтесь и послушайте внимательно задание. Ребята, что изображено на Ваших карточках?

Дети: Животные.

Правильно. А какие это животные, назовите мне этих (дети называют) .

Одним словом назовите изображенных животных?

Дети: Дикие.

- Верно, а почему их называют дикими?

Дети: Потому что они живут в лесу.

Правильно! А сейчас ребята посмотрите на карточки, под каждой картинкой у Вас есть пустой квадрат и Вам нужно в этот пустой квадрат вставить нужную букву, на которую начинается слово (изображённое животное) .

Дети выполняют задание. Потом воспитатель проверяет задание вместе с детьми, по очереди спрашивая каждого ребёнка

Слайд 3 - Таблица с животными (проверка задания)

Молодцы ребята, хорошо справились с заданием! Теперь ребята, поиграем в словесную игру «Что не так?» Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верно фразу. Кто догадается, поднимайте руку, хором отвечать не надо!

У волка - лисята. Они живут в логове.

У медведя – зайчата, они живут в норе.

У белки – волчата, они живут в берлоге.

У ежика – бельчата, они живут в дупле.

У Зайца – медвежата, они живут в берлоге.

У лисы – волчата, они живут в дупле.

Дети выполняют упражнение, отвечая полными развернутыми ответами

А сейчас давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку «Вот под деревом зелёным».

Все вместе: Вот под деревом зеленым (встали).

Скачут весело вороны (прыгают).

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! .

Целый день они кричали, (повороты туловища вправо-влево).

Спать ребятам не давали (наклоны туловища вправо-влево).

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! (хлопки над головой в ладоши) .

Только к ночи умолкают и тихонько засыпают (садятся на корточки, руки под щеку) .

Замечательно отдохнули!

Слайд 4 - Изображение летящих птиц в неба

Дети: Птиц

Точно, посмотрите на небо, птицы летят. Даша скажи, а чем птицы отличаются от животных? Леша, а ещё чем? (опрашивает ещё пару детей) .

- Правильно, молодцы ребята! А сейчас я хочу проверить Вас, насколько хорошо Вы знаете птиц? Я Вам загадаю загадки, и если Вы угадаете, появятся отгадки:

Он по-рабочему одет - удобно, просто, ловко. На нем красный берет и пестрая спецовка (дятел) ;

Грудка ярче, чем заря, У кого? (у снегиря) ;

Угадайте, что за птица скачет по дорожке, словно кошки не боится - собирает крошки, а потом на ветку - прыг и чирикает: «Чик-чирик» (воробей) ;

Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей. Прыгает она у дома, а зовут ее? (ворона) .

Эта птица зимующая. У нее голова, крылья черного цвета, хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела, а по бокам перышки совсем белые. Эту птицу назвали белобокой (сорока) .

Дети отгадывают загадки

Молодцы ребята, все загадки отгадали! Птиц Вы знаете, а теперь проверим Вашу память и поиграем в игру «Кто внимательный?».

Слайд 5 - Таблица с картинками

Присаживайтесь на лавочку. Посмотрите внимательно на экран и запомните последовательность изображённых птиц, какая птица за какой стоит. Я сейчас раздам Вам птиц, и Вы по очереди будете подходить к доске и ставите картинки по местам (вернуть слайд с птицами в таблице для проверки) .

Слайд 6 - Изображение реки

Молодцы, какие Вы внимательные, всех птиц назвали! А сейчас, ребята, давайте подойдём к водоёму.

Дети вместе с воспитателем подходят к экрану

Ребята, а кто живет в реке?

Дети: В реке живут рыбы.

Каких речных рыб Вы знаете?

Дети: Карась, щука, сом, окунь.

Слайд 7 - Изображение рыб

Что нужно обитателям водоемов для жизни?

Дети: Вода, кислород, солнце.

Молодцы, Вы ответили верно! Сейчас я предлагаю вам создать свой маленький водоём и запустить в него рыбок. Аквариум у нас уже есть (показывает макет аквариума) , а вот рыбок Вам нужно сделать самим. Проходите к столу и присаживайтесь. У Вас у каждого есть рыбка и Вам нужно с помощью техники пластилинографии сделать наших рыбок и поселить их в аквариум! Молодцы, какие красивые рыбки у Вас получились! Ребята время нашего путешествия подходит к концу и нам с Вами нужно отправляется обратно в группу, а наших рыбок мы поселим в аквариум в группе! Скажем всем до свидания! Садитесь каждый в свой вагон, и поедем в группу!

Звучит песня «Мы едем, едем, едем!»


Фрагменты календарно-тематического плана

на 2 недели

Тема: “Путешествие в сказочную страну”

Для проведения занятия психологу необходимо подготовить:

  • Кабинет превратить в “Сказочную страну” (повесить на стену панно со сказочным сюжетом, накрыть стол и действующие игрушки блестящей тканью, расставить детские стульчики по кругу и т.п.).
  • Сказочный костюм (плащ или накидку).
  • Сказочные атрибуты (волшебная палочка, волшебный туннель, блестящий клубок, волшебный цветок или другие от сценария занятия).
  • “Волшебный туннель”, “Волшебный цветок” - для входа и выхода из Сказочной страны.

Цель занятия:

  • Развитие внимания и восприятия.
  • Совершенствование навыков монологической и диалогической речи.
  • Развитие мимики и пантомимики.
  • Развитие фантазии и воображения.
  • Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно – следственных связей.
  • Развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
  • Формирование эмоционально-волевой сферы и этических представлений.

Диагностические моменты:

  • Характеристика речевых особенностей (словарного запаса, грамматического строя, дикции, интонационной выразительности).
  • Наблюдение за детьми при инсценировке сказок (активность, эмоциональность, чувственность мимики и движения).
  • Определение характера творческого взаимодействия детей в процессе занятия.
  • Оценка эмоциональной сферы каждого ребенка.

Оборудование:

  • “Волшебный туннель”;
  • Текст сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”;
  • “Волшебный цветок”;
  • Костюмы детей для инсценировки сказки “Красная Шапочка”.

Ход занятия

Приветствие. Вход в “Сказочную страну” через “Волшебный туннель”.

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.

Психолог рассказывает сказку “Красная Шапочка”, используя приём сказкотерапии: замену героев и хода событий:

“Жила-была Желтая Шапочка…”

Психолог делает паузу – ждёт, когда дети исправят ошибку:

“Не Желтая Шапочка, а Красная Шапочка”.

“Собралась она и пошла к папе в другую деревню… Идет Желтая Шапочка по лесу, а навстречу ей медведь…

Здравствуй, Желтая Шапочка, куда ты идешь? – спрашивает Медведь…

Иду я к сестричке, она меня ждет, отвечает девочка…

А сколько лет твоей сестричке?

Пять лет, - говорит Желтая Шапочка.

А далеко живет твоя сестричка? – спрашивает Медведь…

Она живет в пятиэтажном доме, в квартире 32, - отвечает Желтая Шапочка…”. И т.д.

Психолог предлагает детям инсценировать “правильный” вариант сказки “Красная Шапочка” с помощью самих детей.

Психолог просит детей сесть на стульчики, двоим детям предлагает проиграть минисценку из мультфильма “А просто так”:

“Маленький песик гулял по лесу. Вдруг он увидел, что навстречу ему идет лисенок с огромным букетом цветов. Лисенок, напевая песенку, подошел к песику подарил ему букет. Удивился песик и спросил лисенка: - А за что?

Да просто так, - ответил Лисенок и побежал дальше. Постоял песик, посмотрел на букет и начал танцевать. Он был очень рад”.

Ребята, вам, конечно, знакомо чувство радости. Верно? Давайте закончим предложение. “Чувство радости – это когда…”.

Дети по очереди заканчивают предложение и высказываются столько раз, сколько захотят.

Психолог просит детей выполнить рисунки, которые передают чувства радости. Каждый ребенок рассказывает про свой рисунок.

Психолог просит подойти детей к “Волшебному цветку”:

“В нашей волшебной стране есть “Волшебный цветок”. Это подарок одной доброй и мудрой Феи. Когда к Волшебному цветку подходит добрый ребенок и подставит свою ладонь к цветку, то цветок делится с ним своим теплом и передает ему часть своей волшебной силы. Если подойти к цветку, протянуть руки над ним, но не дотрагиваться до цветка, закрыть глаза, то можно превратиться, в кого пожелаешь.

Сейчас мы тихонько подойдем к “Волшебному цветку, встанем вокруг него так, чтобы не мешать друг другу, протянем руки, закроем глаза и превратимся в тех сказочных героев, о которых будем думать”.

Дети встают вокруг цветка и закрывают глаза, держат над цветком свои ладони, психолог даёт установку: “Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок дает нам силу. И мы превращаемся в сказочных героев. Кто уже превратился может открыть глаза. Теперь начинайте двигаться как тот герой, в которого вы превратились. Все превратились, давайте знакомиться…”.

Все садятся на стульчики.

Психолог подводит итог занятия: Наше занятие заканчивается. Вы сегодня узнали и увидели много интересного. Расскажите, что вам понравилось и запомнилось больше всего.

Прощание. Выход из “Волшебной страны” через “Сказочный туннель”.

Использованная литература

  1. Шарохина Л.В. Коррекционно-развивающие занятии в старшей группе. – М.: Книголюб, 2004.-64с. (Психологическая служба)
  2. Е.А.Алябьева Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.-96с.
  3. Т.В. Бавина, Е.И. Агаркова Детские страхи: Решение проблемы в условиях детского сада: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 64с. (Растем здоровыми)
  4. А.Ю. Татаринцева, М.Ю. Григорчук Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. СПб.: Речь, 2007.218с.

Занятие по сказкотерапии «Колокольчики»

Цель: развитие у детей способностей к сочувствию и сопереживанию; формирование коммуникативных навыков; повышение самооценки, чувства собственной ценности; повышение сплочения группы, профилактика конфликтов.

Ход занятия:

1. Минутка вхождения в сказку «Колокольчики».

Ребята, сегодня, чтобы попасть в сказку, волшебную силу нам дадут колокольчики. Расслабьтесь, закройте глаза и слушайте перезвон. Чем внимательнее вы будете слушать, тем больше силы получите.

«Высоко-высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили-были звезды. Было их очень много и все они были очень красивыми. Люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Такие люди становились храбрыми и отважными. Были и синие звезды - они дарили людям красоту. Тот, кто рождался под светом этой звезды, становился очень красивым. Были на поляне и желтые звезды - они одаривали людей умом. А еще на поляне были зеленые звезды - тот, кто рождался под светом их зеленых лучей, становился очень добрым, видел во всех людях хорошее, помогал им. И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но она была абсолютно… белая!

2.Упражнение «Воображаемая звезда».

Сейчас, мы будем передавать их рук в руки звездочку! Но это звезда не простая, а волшебная! У каждого в руках она меняется. Вот, например, у меня в руках она маленькая, вот такая (показываю), а еще она - золотая. А у вас какая? (каждый ребенок описывает свою звездочку, и по возможности, показывает руками ее качества: большая – маленькая, горячая – холодная).

«Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг!

Кто вы? – прошептала звездочка. И звезды стали представляться.

Мы – красные звезды! Мы делаем людей смелыми!

Мы – синие звезды! Мы дарим людям красоту!

Мы – желтые звезды! Мы делаем людей умными!

А мы – зеленые звезды! Мы одариваем людей добрым сердцем!

А ты, какая звезда? Что ты умеешь? Звездочка посмотрела на свои лучи и погрустнела:

А я никакая.. Ничего я не умею. Так расстроилась, что чуть не заплакала».

Ребята, как вы думаете, что сделали звезды? (дети предлагают варианты). Хотите узнать, чем закончилась сказка?

«Каждая звездочка подлетела к белой звездочке, легонько прикоснулась к ней своими цветными лучами, и на ней оставалось разноцветное светящееся пятнышко. А когда к ней прикоснулись все звездочки, она стала… разноцветная!

3. Этюд «Звезда».

Дети становятся в круг, вытянув руки – лучи в сторону, ноги на ширине плеч (Выбирается белая звездочка). Белая звездочка сидит на корточках, опустив голову, а потом постепенно рождается, выпрямляясь, «расправляя» лучики и оглядываясь. Дети по очереди касаются звездочки руками (легко, нежно).

Так все звезды обрадовались этому чуду, что окружили они звездочку и вытянули свои длинные яркие лучи так, что осветили все небо сразу! Но вот однажды на поляну прилетел страшный черный колдун! Он любил делать людям всякие гадости, а в свободное от гадостей время любил гасить звезды! Увидели звезды такую беду и стали пускать в него свои лучи, но колдун только отмахнулся - разве напугаешь его этим? Но только он собрался погасить все звезды на этой поляне, как вдруг вперед вылетела странная разноцветная звезда. Колдун даже отшатнулся:

Ой, Это что за чудо-юдо?

Это я, разноцветная звезда!

А что ты умеешь, разноцветная звезда?

Я все умею! – гордо крикнула наша звездочка.

Все-все? – усмехнулся колдун. – Что ж, сейчас ты ничего не будешь уметь и вообще погаснешь!

И только он набрал воздуха, чтобы погасить храбрую звездочку, как она собрала все свои яркие разноцветные лучи и направила их прямо в его злое лицо! Тут налетели и другие звезды, и стали пускать в него самые яркие лучи! Со всех ног бросился бежать с этой поляны колдун и больше никогда здесь не появлялся! А звезды от радости закружились, разлетелись по всей поляне и захлопали своими лучами, а наша разноцветная звезда светилась в самой серединке!

Диагностическое рисование «Звездочки».

Ребята, понравилась вам сказка? А сейчас я хочу предложить следующее: «Посмотрите на эти звездочки! (детям раздаются маленькие белые звездочки) Они пока белые как звездочка из сказки. Но вы можете раскрасить их так, как считаете нужным. Помните, это ваша звездочка, и вам решать, какого цвета, и какого качества в ней будет больше! Если для кого-то очень важна смелость, то в звездочке больше будет красного цвета. Если для кого-то более важны ум, красота и доброта, то желтого, синего и зеленого. Таким образом, у каждого должна оказаться своя уникальная и неповторимая в своей «разноцветности» звезда. Заключительный этап. Закройте глаза и слушайте перезвон колокольчиков.

Елена Пивоварова

Тип занятия Комплексное

Вид занятия - путешествие

Цель занятия:

Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе разрешения моделируемых проблемных игровых ситуаций

Развитие фантазии

Воспитание положительного отношения к нравственным ценностям

Снятие эмоционально – психического напряжения.

Задачи:

1. Образовательные:

Закрепить знание понятий «добро», «доброта», «добрый поступок».

Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях.

Обучить специальным движениям и их выполнение детьми

Учить рисовать на световом планшете

Учить заниматься коллективной деятельностью, считаясь с интересами и мнениями других детей.

2. Развивающие:

Развивать психические процессы (внимание, память)

Развивать внимание, интерес, умение эмоционально реагировать на поступки, события.

Развивать эмоционально- чувственный мир детей.

Развивать коммуникативные навыки детей.

Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику

Стимулировать развитие сенсорно – перцептивной сферы, особенно тактильно – кинестетической чувствительности.

3. Воспитательные:

Прививать любовь к сказкам

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, помогать друг другу, вежливо обращаться.

Воспитывать желание, готовность совершать добрые поступки по отношению ко всему живому.

Воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду, умение пожалеть, позаботиться о нем.

Совершенствовать навыки позитивной коммуникации

Воспитывать чуткость, отзывчивость, умение сопереживать.

Доставлять радость от совместной деятельности

Материалы и оборудования: Лазерный проектор, компьютер, комнатные водопады, световой планшет для песочной анимации, песок,Баба Яга, гномы,ёж.

Используемые новые образовательные технологии: здоровье сберегающие (сказкотерапия, песочная терапия).

Место проведения: музыкальный зал

Предварительная работа:

Беседы, чтение сказок, притчей

Рассматривание сюжетных иллюстраций

Знакомство со свойствами песка,

Знакомство с техникой рисования на песке

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно - эстетическое развитие

Физическое развитие

Под музыку из сказки «Три орешка для Золушки» дети входят в музыкальный зал

Педагог – психолог: Ребята, я хочу Вас поприветствовать самым важным вежливым словом, которое говорят при встрече. Это слово - "здравствуйте!"

А Вы знаете, что означает это слово, зачем его говорят?

(Ответы детей)

Педагог – психолог: Произнося слово "здравствуйте", мы желаем здоровья тому, с кем поздоровались, и это каждому приятно.

А, Вы, знаете, как надо здороваться правильно?

(Ответы детей)

Педагог – психолог: Посмотрите, если я нахмурю брови и сделаю сердитое лицо, отвернувшись в сторону пробурчу - "здрасьте", это будет правильно? Или произнесу слово "здравствуйте" с улыбкой, глядя в глаза тому, кому говорю, слегка кивнув головой. Какой вариант Вам больше понравился?

(Выслушать рассуждения детей).

Педагог – психолог: А теперь, давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся, и слегка наклонив голову, произнесем: "Здравствуйте!" Вот сколько здоровья мы пожелали сейчас и сделали приятно большому количеству гостей. Вот какое Волшебное Вежливое слово.

Педагог – психолог: Ребята, а вы любите сказки? А какая ваша самая любимая сказка?

(Дети по очереди отвечают)

Педагог – психолог: А вы хотите попасть в сказку? Сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие. Хотите со мной, отправится туда? А вы не боитесь? Правильно, в сказке совсем не страшно и добро побеждает зло. А отправимся мы в сказку на волшебном корабле под названием «Детство», но чтобы попасть на него мы должны зажечь волшебную свечу.

Но, для того чтобы её зажечь нам нужно произнести волшебное заклинание.

Вы готовы?

Ритуал вхождения в сказку.

Тогда повторяйте за мной. Раз – два – три – Волшебная свеча гори!

(свеча загорается, дети под музыку «Пираты Карибского моря» идут на корабль.


Педагог – психолог: Вот мы и на корабле. Давайте скажем детскому саду до свидания и отправимся поскорей в сказочное путешествие.

Под музыку шума моря и крика чаек дети плывут на корабле


Педагог – психолог: Вот мы и попали в сказку!

Посмотрите, как здесь красиво!

Для того чтобы не потеряться, давайте возьмёмся крепко за руки и отправимся в путь.

Логоритмика

Ра - ра –ра-ра – вот высокая гора

Ры - ры –ры –ры – за горою комары

Ро –ро – ро –ро – потерял петух перо

Ру-ру – ру –ру, а барсук унёс в нору!

(Дети повторяю слова)

(Дети подходят к ежу)

Жа - жа –жа – жа

Мы нашли в лесу ежа

Жу – жу – жу - жу – дали яблоко ежу

Же – же - же – же – ёжик съел его уже

Жи - жи - жи - жи – нам животик покажи

(Дети подходят к бабе Яге)


Педагог – психолог: Ребята, кто это?

(Ответы детей)

Педагог – психолог: Я как вы думаете, баба Яга добрая или злая?

(Ответы детей)

Педагог – психолог: Давайте поздороваемся с бабушкой, пожелаем ей здоровья.

(Дети здороваются)

Баба Яга живёт в избушке на курьих ножках где-то по дороге в тридесятое царство, дружит с Кощеем, летает на метле и грозит скушать всех, кто не отгадает её загадки. Многие боятся, что злая сказочная баба прячется на крыше, или в тёмном углу комнаты, или заглядывает в окно, намереваясь нас утащить к себе и съесть. На самом деле Баба Яга совсем не страшная, она очень мудрая, сильная и немножко хитрая. Она помогает умным, смелым, и губит злых и завистливых людей.

Ну что отгадаем её загадки?

Загадки

Птицы страшные летали,

Братца милого украли.

Ничего с ним не случится -

Выручит его сестрица.

(Гуси-лебеди)

Он однажды появился

В деревянной мастерской.

Папа Карло потрудился

Над игрушкою смешной.

(Буратино)

Три братца дружно строят дом,

Тепло, уютно будет в нём.

В работе братцы знают толк,

Не сможет в дом пробраться волк.

(Три поросёнка)

Педагог – психолог: Молодцы ребята, правильно отгадали загадки и бабушка нас пропускает дальше. Давайте бабушке скажем до свидания!

(Ответы детей)


Педагог – психолог: Правильно – это гномы. А что вы знаете о гномах? Кто такие гномы?

(Ответы детей)

Педагог – психолог: гномы – маленькие человечки.

Эти человечки любят жить под землей или вдали от солнечного света: гномы его не переносят и могут превратиться в камень при малейшем лучике света. Гномы всегда охраняют сокровища, скрытые в глубине земли. Они любят одеваться в одежду фиолетового, синего, голубого, зеленого и коричневого цветов. Гномы могут дать человеку уверенность, силу, выносливость. Если же человек оскорбил или обидел гнома, причинив ему зло, то в обратном же порядке гном может наслать на человека грусть и печаль. Еда гномов состоит из диких яблок, грибов, ягод, лесных орехов и разных овощей.

(В зале гаснет свет, с помощью лазерного проектора появляются звёзды, включается релаксационная музыка)

Педагог – психолог: Ребята, это волшебница Ночь решила нам помочь. А что делают ночью люди?

(Ответы детей)

Правильно, отдыхают, спят. Мы сейчас с вами тоже немножко полежим, посмотрим на звёзды и отдохнём.

Релаксация

Включается релаксационная музыка

Педагог – психолог: Ложитесь по удобней, закройте глаза. Не бойтесь, вы не уснёте. Послушайте, что я хочу вам рассказать.

Представьте себе, что вы лежите возле водопада. Чудесный вечер, звёздное небо, теплый ветерок. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течет и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света струится по вашему телу. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и с каждым вдохом все сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами, энергией и добром.



Педагог – психолог: Ну что ребята, отдохнули? Вы стали добрыми и сильными.

Но волшебница Ночь не спешит нас отпускать. Пока вы отдыхали она мне шепнула на ушко, что ей очень грустно и одиноко. Давайте сделаем для нее подарок, нарисуем для нее цветы. Но как же мы будем рисовать?

(Ответы детей)

Педагог – психолог: А поможет нам в этом - волшебный планшет.

Педагог – психолог снимает ткань с планшета для песочной анимации

Педагог – психолог: Давайте прикоснёмся своими ладошками к песку. Что вы чувствуете?

(Ответы детей)


Педагог – психолог: Мне приятно. Я чувствую тепло песка. Я перевернула руки, мои ощущения изменились. Возьмите в свои ладошки немного песка, а теперь пропустите его через свои пальцы. Вы чувствуете, как песок просыпается сквозь пальцы?


А теперь с помощью обеих рук рисуем цветы для волшебницы Ночи. Для украшения вы можете взять волшебные камни. Они помогут сделать цветы наиболее красивыми.

Дети рисуют цветы на планшете для песочной анимации.


Педагог – психолог: Какие цветы красивые нарисовали дети для тебя – Волшебница Ночь. Молодцы! Ночь очень обрадовалась и за это она нас отпускает.

Загорается свет

Педагог – психолог: Протянем руки и загадаем свое самое сокровенное желание. Оно обязательно сбудется!

Ритуал «выхода из сказки»

Педагог – психолог: И вот настало время - возвращения в реальность, а с собой мы возьмем все, что нам понравилось, с чем познакомились.

Но для того чтобы вернуться мы должны снова вернуться на корабль и погасить волшебную свечу вместе.

Под музыку "Пираты карибского моря дети возвращаются снова в детский сад

Закроем глаза и произнесём волшебное заклинание. Раз – два – три – свеча не гори!

Рефлексия

С целью выявления эмоционального состояния детей после проведенного занятия.

Педагог – психолог: Вот мы и вернулись в зал. Сегодня мы путешествовали с вами по Сказочной стране.

Каких сказочных героев мы встретили? Что вам больше всего понравилось? Мы с вами нарисовали на световом планшете волшебные цветы для волшебницы Ночи, а это самое главное, прекрасное – быть добрым творцом. У меня сейчас очень хорошее настроение. А какое настроение у вас?

(ответы детей) Я узнала много интересного и прекрасного, отдохнула, играя с вами. А что нового вы, узнали во время нашего путешествия?

(Ответы детей)

Мы берем с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё чему мы научились! Я рада была вас видеть, до новых встреч!

Дети под музыку в гостях у сказки выходят из зала.