Многодетные семьи. Многодетная семья как пример неблагополучной семьи

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале XX в. в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности). Все многодетные семьи могут быть распределены натри категории:
-семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями» культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, пер которой у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;
-семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;
-неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженное алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а, усыновить 3-7 детей разного юзраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно. Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных;; семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей

Многодетные семьи

В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденцией к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Новая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих правил.
Многодетные семьи в начале века составляли большинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего крестьянства до дворян. Это обуславливалось традициями русского народа и православной морали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как «дар Божий», не было контрацептивов, не были распространены аборты. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье.
В настоящее время многодетной семьей считается семья, имеющая 3-х и более детей.
Структура многодетных семей
По данным переписи населения 1989 г., в России насчитывалось 2 млн. 311 тыс. семей, имеющих трех и более детей до 18 лет,
т.е. на их долю приходилась пятая часть (20,5%) общего числа детей до 18 лет в России.
Большинство современных многодетных семей составляют городские семьи (52%). Доля сельских семей в общем количестве многодетных семей составляет 48 %, что почти вдвое превышает долю сельских семей среди прочих семей. Многодетных семей совсем мало в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург).
Сверхмногодетные семьи (4 -5 и более детей) составляют 583 тыс. семей, и стали редкостью даже на селе.
Наиболее распространенными являются семьи рабочих (42,9 %), на втором месте - служащие.
Образовательный уровень многодетных семей соответствует образовательному уровню населения (у отцов высшее образование - 24,5 %, у матерей - 25,6 %).
По данным микропереписи 1994 г., доля многодетных семей упала с 5,7 до 5,2% и занимает незначительную долю в общей структуре семей. Доля неполных семей с тремя и более несовершеннолетними детьми составляет 0,5 % от общего числа семей. В таких семьях проживает 1,9 % от общего числа детей до 18 лет.
Возникновение многодетных семей может быть незапланированным в том случае, если при желании родить второго ребенка рождается двойня, - случайная многодетность.
Категории многодетности
Различают три категории многодетных семей:

  1. Сознательная многодетность. В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.
  2. Рождение общего ребенка при повторном браке отца или матери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей.
  3. Эти две категории вполне благополучны. Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости. Психологическая атмосфера семьи - взаимопонимание, одинаковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.

  4. Неблагополучные многодетные семьи. Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи.
    В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус.

Проблемы многодетных семей

Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.
В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.
Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.
Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.
Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в РФ (тыс. чел.) - многодетные родители в 1991 г. - 1,2; в 1996 г. - 107,4. Семья с тремя несовершеннолетними детьми (по оценкам лаборатории НИИ Минтруда социального развития РФ) при обоих работающих родителях, получающих зарплату на среднем уровне, оказывается за чертой бедности, в 1996 г. около 76 %.
Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее до ходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.
Выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50 % таких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда потребностей, что является в современных условиях непозволительной роскошью.
Жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно.
Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в обществе.
Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.
Но в связи с большой загруженностью родителей (отец много работает, практически не бывает дома, мать не работает, но загружена домашними делами) на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений.
Проблемы распределения обязанностей строятся по половозрастному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи - отец; домашние дела - на матери, хранительнице домашнего очага, организаторе домашних дел. Дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в таких семьях. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности; старшие дети стремятся к лидерству.
Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одежде, развлечениях, товарах и т.д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти, требование невозможного.
Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями.
Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т. е. автономности каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми.
Конфликты нередко возникают также из-за плохой успеваемости детей в школе, отсюда - частые пропуски занятий; подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу.
Школу не посещают не только подростки 15-18 лет, но есть и случаи непосещения школы детьми 7-14 лет; рано начинают работать, имеют большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие «девианты» поведения.
В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке.
Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни.
Многодетные семьи отмечают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной среде; с родственниками, чаще мужа, которые не одобряют факта многодетности, особенно в современных условиях; негативное отношение сверстников ощущают дети из многодетных семей - трудности в общении с другими детьми, несовпадение интересов и т.д.
Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг общения. Мало времени уделяют на организацию совместного провождения досуга.
Медицинские проблемы. Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10- 15 %.
Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества.
Социальная незащищенность таких семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной семьи: 53,8 % семей относятся к группе риска. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матери страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков.
Можно проследить прямую зависимость здоровья детей от здоровья родителей. Отмечается низкий показатель систематического наблюдения за детьми, поздняя обращаемость в случае заболевания, самолечение, неудовлетворительная диспансеризация и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-курортное лечение.
Есть данные о заболеваемости детей в зависимости от порядкового номера рождения ребенка - вероятность влияния пренатальных факторов, начиная с 4-го ребенка, показатель общей заболеваемости становится выше. Дети первых 3-х порядков рождения более длительный срок находятся на грудном вскармливании, но страдают режим, качество питания. В структуре заболеваемости детей на 1-м месте стоят заболевания органов дыхания (ОРВИ), на 2-м месте - нарушения питания, обмена веществ, на 3-м месте - заболевания нервной системы, органов зрения.
Отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы у детей высоких порядков рождения: задержка нервно-психического развития, различной степени олигофрения, неврозы. Подростки имеют здоровье ниже средних показателей.

Система социальной помощи многодетным семьям

Социальный работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной помощи.
Служба занятости занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности; трудоустройством детей и получением ими специальности, привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных, привлечением их к труду круглогодично.
На органы народного образования (ОНО) возложено: открытие бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на приобретение учебников; организация дополнительного образования для развития потенциальных возможностей детей, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительном лагере, семейного досуга и клубов по интересам; открытие педагогического лектория (с консультациями психолога, педагога о семейном воспитании).
Органы социальной защиты (ОСЗ) занимаются организацией пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью, материальной помощью, выделением льготных кредитов для приобретения предметов длительного пользования, льготным выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной информацией о льготах.
Юрист дает законодательное обоснование решения вопросов пособий, дотаций, касающихся жилья, организации собственного дела, выделения денежных ссуд, льготных кредитов.
Психолог помогает решать психологические проблемы семьи, в том числе используя телефон доверия для получения советов психолога, педагога в нужный момент.
Органы здравоохранения (03) предоставляют скидку на приобретение лекарств, организуют выезд специалистов по месту жительства, прием в медицинских учреждениях вне очереди, путевки в санаторий, лечебное витаминизированное питание, профилактику здоровья членов семьи.
Торговые организации предпринимают распродажу товаров и продуктов питания по сниженным ценам, предоставляют льготные кредиты для приобретения предметов длительного пользования.
Благотворительные организации оказывают материальную и натуральную помощь, церковь - благотворительную и психологическую поддержку.
Исполнительная городская власть обеспечивает своевременную
выдачу зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность
улучшить жилье, создает условия для самообеспечения семей (развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, фермерства, выделение денежных ссуд, льготных кредитов, земли, стройматериалов), оказывает помощь в организации ассоциации многодетных матерей.
Аналогичные семьи участвуют в создании Ассоциации многодетных семей, организации взаимопомощи (общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.).
Соседи создают общественное мнение, оказывают помощь.
Место работы родителей дает возможность улучшить жилье, получить материальную помощь, организовать для матери надомный труд, неполную рабочую неделю или дополнительный выходной день, гибкий график работы, возможность переквалификации.
Ассоциация многодетных семей (на примере города Нижнего Новгорода, которая существует более 6 лет). Основная задача: организация взаимопомощи многодетным семьям, которая производится поэтапно.
Ассоциация имеет территориальную структуру управления и проводит количественное и качественное изучение состояния всех многодетных семей.
Создана картотека, выявлены различные виды многодетных семей, уделяется внимание правовой грамотности, систематически проводится изучение нормативных документов; осуществляется психолого-педагогическое просвещение родителей, проводятся беседы, лекции, консультации психолога, педагога, семейные праздники по типу деловой игры; организуется культурный досуг семьи (бесплатные билеты в местный театр, встречи с артистами, поэтами).
Родители избавляются от чувства безысходности, одиночества, чувствуют поддержку друг друга, расширяется круг общения, более осознанной становится организация внутрисемейной жизни, получают возможность педагогически грамотно формировать личность своих детей.
Льготы для многодетных семей
Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г. № 432 определяет следующие льготы:

  • скидка в размере не ниже 30 % установленной оплаты за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого для отопления в пределах установленных норм;
  • бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет по рецептам врачей;
  • бесплатный проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах пригородных и внутрирайонных маршрутов для учащихся общеобразовательных школ;
  • прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
  • бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
  • бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в школе;
  • один день в месяц бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха.

В настоящее время обсуждается проект Федерального закона «О государственной поддержке многодетных семей».
Семья, среднедушевой доход в которой ниже прожиточного минимума, считается малообеспеченной.
Согласно постановлению Правительства РФ «О порядке предоставления льгот на проезд в междугородном сообщении детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении» от 9 апреля 1999 г. № 406 право на 50 % скидку от стоимости проезда предоставляется детям до достижения ими 18-летнего возраста, нуждающимся в санаторно-курортном лечении по заключению государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, имеющим путевки в санаторно-курортные организации и проживающим в малообеспеченных семьях.
Данное право распространяется на одного из родителей (лицо, его заменяющее), сопровождающего ребенка к месту лечения и обратно.
Виды транспорта:

  • железнодорожный (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов и поездов повышенной комфортности);
  • водный (места 3-й категории);
  • автомобильный (общего пользования);
  • авиационный (при отсутствии железнодорожного сообщения).

Перечень необходимых документов:

  • заявление от сопровождающего лица;
  • заключение государственного или муниципального учреждения здравоохранения о направлении ребенка на санаторно-курортное лечение;
  • корешок путевки;
  • проездные документы ребенка и сопровождающего лица;
  • документы о составе семьи и размере заработной платы (доходов каждого члена семьи).

Возмещение льготной стоимости проезда производит орган социальной защиты населения по месту жительства. Финансирование расходов, предусмотренных постановлением, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Многодетные семьи

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

Семьи, многодетность в которых запланирована (например, всвязи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей. В этих семьях ребенок - одна из основных жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось лучше;

Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;

Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети здесь являются лишь средством для получения разного рода пособий, льгот и благ. Родители в таких семьях могут завести еще одного ребенка потому, что это даст им право на получение квартиры вне очереди или на строительство дома - в сельской местности. Существует другой вариант: родители лишь рожают детей (например, зачатых в алкогольном опьянении) и считают на этом свою миссию выполненной, даже не задумываясь о том, что ребенка надо не только родить, но также вырастить и воспитать.

Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить.

Многодетная семья имеет как свои специфические проблемы, так и те, которые свойственны любой другой семье (с одним-двумя детьми, неполной). Она переносит все «болезни» стандартной семьи, однако в ней они протекают значительно тяжелее. В этом и заключается одна из самых важных особенностей.

Во-первых, надо подразумевать не только проблемы, возникающие в ней самой, но и проблемы детей, проживающих в подобных семьях.

Во-вторых, проблемы многодетной семьи различаются в зависимости от места ее проживания: разных регионов страны, города или деревни.

В-третьих, многодетные семьи не представляют собой однородную массу. Все они, несмотря на наличие общих проблем, резко отличаются друг от друга.

Главная проблема многодетных семей - материальная. В настоящее время с рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается. Можно сказать, что рождение в семье третьего ребенка в подавляющем большинстве случаев приводит к малообеспеченности.

Чаще всего такие семьи имеют и плохие жилищные условия.

Многодетность часто пагубно отражается на детях. Вопрос о состоянии здоровья детей поднимается эпизодически и оценивается неоднозначно. Среди подростков из многодетных семей много курящих как мальчиков, так и девочек. Начиная с пятого ребенка, резко возрастает вероятность увеличения детской смертности и рождения неполноценного, то есть с пороками развития ребенка.

У всех детей из многодетных наблюдается заниженная самооценка, неадекватные представления о значении собственной личности, что может отрицательно сказываться на всех их последующей судьбе.

По мнению экспертов, в десяти из ста семей с несколькими детьми нравственно-психологический климат неудовлетворителен.

По исследованиям медиков и юристов видно, что в городских многодетных семьях выше процент правонарушений, совершенных малолетними; больше всего проявляется педагогическая запущенность.

Эти семьи являются экономически неблагополучными, особенно в тех случаях, когда родители (один или оба) нетрудоспособные или безработные, отсутствует один из родителей, низкая заработная плата родителей, в семье физически или психически больные дети, лечение которых требует финансовых затрат.

Численность многодетных семей сокращалась в последние десятилетия и стабилизировалось на минимально низком уровне;

Распространенность многодетных семей в России носит отчетливый региональный характер. В отличие от большинства регионов России, ряд субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, характеризуется традиционно высоким уровнем многодетности;

Преобладание многодетных семей с тремя детьми – 75% от общего количества многодетных семей в Российской Федерации; семьи с пятью и более детьми составляют 7,7% от общего количества многодетных семей.

Реальные доходы многодетной семьи резко упали, что привело к увеличению издержек на питание и уменьшению всех других видов расходов. В структуре доходов роль пособия на детей не велика, хотя и дает некоторую прибавку к семейному бюджету. Данная трудность влияет как на внутрисемейные отношения, так и на отношения семьи с социальным окружением.

Таким образом, можно сказать, что многодетные семьи имеют как общие проблемы (характерные для семей группы риска), так и специфические, зависящие от функциональной системы каждой конкретной семьи

Проблемы многодетных семей

Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу. В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает. Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату. Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям. Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в РФ (тыс. чел.) - многодетные родители в 1991 г. - 1,2; в 1996 г. - 107,4. Семья с тремя несовершеннолетними детьми (по оценкам лаборатории НИИ Минтруда социального развития РФ) при обоих работающих родителях, получающих зарплату на среднем уровне, оказывается за чертой бедности, в 1996 г. около 76 %. Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее до ходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей. Выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50 % таких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда потребностей, что является в современных условиях непозволительной роскошью. Жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно. Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в обществе. Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но в связи с большой загруженностью родителей (отец много работает, практически не бывает дома, мать не работает, но загружена домашними делами) на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений. Проблемы распределения обязанностей строятся по половозрастному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи - отец; домашние дела - на матери, хранительнице домашнего очага, организаторе домашних дел. Дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в таких семьях. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности; старшие дети стремятся к лидерству. Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одежде, развлечениях, товарах и т.д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти, требование невозможного. Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями. Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т. е. автономности каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми. Конфликты нередко возникают также из-за плохой успеваемости детей в школе, отсюда - частые пропуски занятий; подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу. Школу не посещают не только подростки 15-18 лет, но есть и случаи непосещения школы детьми 7-14 лет; рано начинают работать, имеют большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие «девианты» поведения. В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке. Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни. Многодетные семьи отмечают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной среде; с родственниками, чаще мужа, которые не одобряют факта многодетности, особенно в современных условиях; негативное отношение сверстников ощущают дети из многодетных семей - трудности в общении с другими детьми, несовпадение интересов и т.д. Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг общения. Мало времени уделяют на организацию совместного провождения досуга. Медицинские проблемы. Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10- 15 %. Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества. Социальная незащищенность таких семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной семьи: 53,8 % семей относятся к группе риска. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матери страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков. Можно проследить прямую зависимость здоровья детей от здоровья родителей. Отмечается низкий показатель систематического наблюдения за детьми, поздняя обращаемость в случае заболевания, самолечение, неудовлетворительная диспансеризация и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-курортное лечение. Есть данные о заболеваемости детей в зависимости от порядкового номера рождения ребенка - вероятность влияния пренатальных факторов, начиная с 4-го ребенка, показатель общей заболеваемости становится выше. Дети первых 3-х порядков рождения более длительный срок находятся на грудном вскармливании, но страдают режим, качество питания. В структуре заболеваемости детей на 1-м месте стоят заболевания органов дыхания (ОРВИ), на 2-м месте - нарушения питания, обмена веществ, на 3-м месте - заболевания нервной системы, органов зрения. Отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы у детей высоких порядков рождения: задержка нервно-психического развития, различной степени олигофрения, неврозы. Подростки имеют здоровье ниже средних показателей.

Система социальной помощи многодетным семьям

Социальный работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной помощи. Служба занятости занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности; трудоустройством детей и получением ими специальности, привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных, привлечением их к труду круглогодично. На органы народного образования (ОНО) возложено: открытие бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на приобретение учебников; организация дополнительного образования для развития потенциальных возможностей детей, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительном лагере, семейного досуга и клубов по интересам; открытие педагогического лектория (с консультациями психолога, педагога о семейном воспитании). Органы социальной защиты (ОСЗ) занимаются организацией пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью, материальной помощью, выделением льготных кредитов для приобретения предметов длительного пользования, льготным выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной информацией о льготах. Юрист дает законодательное обоснование решения вопросов пособий, дотаций, касающихся жилья, организации собственного дела, выделения денежных ссуд, льготных кредитов. Психолог помогает решать психологические проблемы семьи, в том числе используя телефон доверия для получения советов психолога, педагога в нужный момент. Органы здравоохранения (03) предоставляют скидку на приобретение лекарств, организуют выезд специалистов по месту жительства, прием в медицинских учреждениях вне очереди, путевки в санаторий, лечебное витаминизированное питание, профилактику здоровья членов семьи. Торговые организации предпринимают распродажу товаров и продуктов питания по сниженным ценам, предоставляют льготные кредиты для приобретения предметов длительного пользования. Благотворительные организации оказывают материальную и натуральную помощь, церковь - благотворительную и психологическую поддержку. Исполнительная городская власть обеспечивает своевременную выдачу зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает условия для самообеспечения семей (развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, фермерства, выделение денежных ссуд, льготных кредитов, земли, стройматериалов), оказывает помощь в организации ассоциации многодетных матерей. Аналогичные семьи участвуют в создании Ассоциации многодетных семей, организации взаимопомощи (общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.). Соседи создают общественное мнение, оказывают помощь. Место работы родителей дает возможность улучшить жилье, получить материальную помощь, организовать для матери надомный труд, неполную рабочую неделю или дополнительный выходной день, гибкий график работы, возможность переквалификации. Ассоциация многодетных семей (на примере города Нижнего Новгорода, которая существует более 6 лет). Основная задача: организация взаимопомощи многодетным семьям, которая производится поэтапно. Ассоциация имеет территориальную структуру управления и проводит количественное и качественное изучение состояния всех многодетных семей. Создана картотека, выявлены различные виды многодетных семей, уделяется внимание правовой грамотности, систематически проводится изучение нормативных документов; осуществляется психолого-педагогическое просвещение родителей, проводятся беседы, лекции, консультации психолога, педагога, семейные праздники по типу деловой игры; организуется культурный досуг семьи (бесплатные билеты в местный театр, встречи с артистами, поэтами). Родители избавляются от чувства безысходности, одиночества, чувствуют поддержку друг друга, расширяется круг общения, более осознанной становится организация внутрисемейной жизни, получают возможность педагогически грамотно формировать личность своих детей. Льготы для многодетных семей Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г. № 432 определяет следующие льготы:

    скидка в размере не ниже 30 % установленной оплаты за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого для отопления в пределах установленных норм;

    бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет по рецептам врачей;

    бесплатный проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах пригородных и внутрирайонных маршрутов для учащихся общеобразовательных школ;

    прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

    бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

    бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в школе;

    один день в месяц бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха.

В настоящее время обсуждается проект Федерального закона «О государственной поддержке многодетных семей». Семья, среднедушевой доход в которой ниже прожиточного минимума, считается малообеспеченной. Согласно постановлению Правительства РФ «О порядке предоставления льгот на проезд в междугородном сообщении детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении» от 9 апреля 1999 г. № 406 право на 50 % скидку от стоимости проезда предоставляется детям до достижения ими 18-летнего возраста, нуждающимся в санаторно-курортном лечении по заключению государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, имеющим путевки в санаторно-курортные организации и проживающим в малообеспеченных семьях. Данное право распространяется на одного из родителей (лицо, его заменяющее), сопровождающего ребенка к месту лечения и обратно. Виды транспорта:

    железнодорожный (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов и поездов повышенной комфортности);

    автомобильный (общего пользования);

    авиационный (при отсутствии железнодорожного сообщения).

Перечень необходимых документов:

    заявление от сопровождающего лица;

    заключение государственного или муниципального учреждения здравоохранения о направлении ребенка на санаторно-курортное лечение;

    корешок путевки;

    проездные документы ребенка и сопровождающего лица;

    документы о составе семьи и размере заработной платы (доходов каждого члена семьи).

Возмещение льготной стоимости проезда производит орган социальной защиты населения по месту жительства. Финансирование расходов, предусмотренных постановлением, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

2.2 Социальная работа с многодетными семьями

2.2.1 Общее направление социальной работы с многодетными семьями

Работа с семьей - наиболее традиционная из всех форм социальной работы. И все еще она играет доминантную роль и в обучении, и в практике. Ее часто критикуют в связи с защитой ребенка, но поддержка семьи также часто входит в программу работы с условно освобожденными и по предоставлению услуг пожилым и людям с ограниченными возможностями. Существуют некоторые сложности в осуществлении деятельности социального работника по поводу учета интереса семьи.

В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы. Применительно к семьям различных категорий: неполных, многодетных, малообеспеченных, асоциальных - используются различные технологии социальной работы.

Виды и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, а также направленные на социальное развитие семьи и ее членов.

Опыт применения технологий социальной работы свидетельствует об определенной специфике их использования. В ряде случаев некоторые технологические процедуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, социальная диагностика предшествует проведению многих других технологических действий (адаптации, коррекции, терапии и др.), а социальная адаптация порой переходит в реабилитацию.

2.2.2 Социальная диагностика

Среди различных технологий социальной работы с многодетной семьей особое место отводится социальной диагностике. Социальная диагностика - важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.

Общая схема социальной диагностики включает в себя ряд этапов:

Предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

Проведение общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

Проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

Построение выводов, на основе которых делается заключение.

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы и составляют, как отмечалось выше, социальный диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы с практическими работниками, занятыми в той или иной социальной сфере. Определение диагноза - заключительный этап социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.

Применительно к многодетным семьям технология социальной диагностики имеет очень важное значение, поскольку вычленение и углубленное изучение основных проблем каждой конкретной семьи обуславливает дальнейшую эффективность социальной работы с данной категорией семей.

Ha основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований - принципов диагностики.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение рез

Воспитание в многодетной семье

В некоторых многодетных семьях наблюдается безнадзорность детей, которые много времени проводят вне дома. В результате чего возникают проблемы во взаимопонимании между взрослыми и их детьми.

В некоторых многодетных семьях возникают психологические проблемы в процессе воспитания детей. Появляется дефицит общения, старшие не проявляют заботу о младших, отсутствует взаимное уважение и человечность по отношению друг друга.

Практика показывает, что большинство родителей, у которых пять и больше детей, недостаточно осведомлены и безграмотны в вопросах детского воспитания.

Проблемы детей из многодетных семей заключаются в том, что они вырастают более замкнутыми и неуверенными в себе, имеют заниженную самооценку. Повзрослевшие дети покидают своих родителей и в большинстве случаев теряют связь с ними.

Безответственность и халатность родителей

Эти качества, присущие родителям из многодетных семей, приводят к тому, что дети, часто брошенные на произвол судьбы, остаются без присмотра, самостоятельно гуляют на улице (родители не контролируют в какой компании находится ребёнок). Из-за халатного отношения родителей к таким ситуациям возникают проблемы в поведении детей, за которыми могут последовать травмы, непредвиденные ситуации, хулиганские выходки или употребление алкогольных напитков.

Дети из многодетных семей в некоторых случаях боятся своих родителей, ищут отношения вне дома (убегают из дома, попадают в группы, где собираются неблагополучные дети и с различными отклонениями в поведении). Но взрослым необходимо помнить о том, что дети и улица - несовместимые понятия. Родители в ответе за своих детей всегда и везде. К вопросу планирования и создания семьи, воспитания не одного-двух, а больше детей, следует относиться серъёзно и взвешенно.

Последствия для ребёнка дефицита внимания родителей

Во многих многодетных неблагополучных семьях дети с раннего возраста растут без необходимого им внимания и опеки. Детские потребности удовлетворяются частично. Часто дети остаются без присмотра и не накормленные, любое заболевание диагностируется и лечится с опозданием. Отсюда вытекают и проблемы детей со здоровьем в дальнейшей жизни.

Дети в таких семьях ощущают нехватку эмоционального тепла и внимания. Воспитание происходит в форме наказания и во многих случаях используется рукоприкладство взрослых, что порождает в ребёнке злобу и ненависть. Ребёнок ощущает себя нелюбимым, слабым и плохим. Эти чувства не покидают его длительное время. Неуверенный в себе ребёнок, склонный к обидам, вырастает агрессивным и конфликтным человеком.

Нередко встречаются многодетные семьи, где один из родителей или оба злоупотребляют спиртными напитками. Дети, которые растут в такой атмосфере, часто страдают от физического и эмоционального насилия или становятся свидетелями таких ситуаций. Они легко обижаются и обижают других, не способны сочувствовать чужому горю и неприятностям.

Чтобы избежать проблем в воспитании детей, родителям не следует строить свои отношения с ребёнком с позиции силы - это разрушает доверие к взрослым и не содействует стабильным отношениям в семье.

Чтобы избежать проблем с детьми из многодетных семей, родителям следует проявлять уважение, терпение к детским чувствам и поступкам, большую часть свободного времени проводить в кругу детей и семьи. Главной задачей родителей является воспитывать детей и создавать семейные отношения таким образом, чтобы обеспечить полноценное развитие личности. Это путь к стабильности ребёнка и стабильности семьи.

Проблемный ребёнок, выросший в многодетной семье, это проблема не только семьи, но и всего общества.

Проблемы детей из многодетной семьи сегодня должны решаться на уровне семьи, школы, государства.

3. Неблагополучные многодетные семьи.

Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих аморальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи.

В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус .

В многодетных семьях существуют свои специфические проблемы. Одной из них является материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т.д.

В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразна. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, рыбы, молока и т.д. Недостаточное получение продуктов отражается на развитии и здоровье детей, и вызывают большую тревогу.

В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает .

Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.

Еще одной проблемой многодетной семьи является проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.

Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в РФ - многодетные родители. Семья с тремя несовершеннолетними детьми при обоих работающих родителях, получающих зарплату на среднем уровне, оказывается за чертой бедности .

Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее доходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а так же социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.

Выживание многодетной семьи в современных условиях возможна путем собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50% таких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушениями трудового законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда потребностей, что является в современных условиях непозволительной роскошью.

Жилищная проблема, так остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно. Увеличивается плата за коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в обществе .

В традиционной семье многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие, как чуткость, человечность, уважение к старшим. В таких семьях существует внутренняя иерархия отношений.

Проблемы распределения обязанностей строятся по половозрастному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи - отец. Мать – хранительница очага, организатор домашних дел. Дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в многодетных семьях. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности, старшие дети стремятся к лидерству .

Малая возможность удовлетворить свои потребности развивает чувство зависти, требование невозможного. Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны с родителями. Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т.е. автономии каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми. Конфликты нередко возникают даже из-за плохой успеваемости в школе, отсюда – частые пропуски занятий; подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу.

Школу не посещают не только подростки 15-18 лет, но есть и случаи непосещения школы детьми 7-14 лет; рано начинают работать, имеют большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие «девианты» поведения. В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке. В старшем возрасте дети начинают соперничать друг с другом, и если упустить контроль за соперничеством, то это может привести в дальнейшем к потере между ними родственных чувств .

Многодетные дети, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети проводят большую часть времени на улице. Возникает проблема коммуникации, как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни. Многодетные семьи отмечают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной среде; с родственниками, чаще мужа, которые не одобряют факта многодетности, особенно в современных условиях. Негативное отношение сверстников ощущают дети из многодетных семей - трудности в общении с другими детьми, несовпадение интересов и т.д. .

Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг общения, мало времени уделяют на организацию совместного провождения досуга.

В многодетной семье существуют и медицинские проблемы. Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Как показывает статистика, проблемных детей в таких семьях – 10-15%. Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества.

Социальная незащищенность таких семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной семьи: 53,8% семей относятся к группе риска. В таких семьях отмечается частое заболевание, как детей, так и родителей. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии. Отцы болеют в два раза чаще, чем в других семьях. У матери страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков .

Можно проследить прямую зависимость здоровья детей от здоровья родителей. Отмечается низкий показатель систематического наблюдения за детьми, позднее обращение в больницу в случае заболеваемости, самолечение, неудовлетворительная диспансерия и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-курортное лечение.

Есть данные о заболеваемости детей в зависимости от порядкового номера рождения ребенка – вероятность влияния пренатальных факторов, начиная с 4-го ребенка, показатель общей заболеваемости становится выше. Дети первых 30х порядков рождения более длительный срок находятся на грудном вскармливании, но страдают режим, качество питания. В структуре заболеваемости детей на 1-м месте стоят заболевания органов дыхания (ОРВИ), на 2-м месте – нарушения питания, обмена веществ, на 3-м месте – заболевания нервной системы, органов зрения.

Отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы, неврозы, различные патологии: задержка нервно-психического развития, различной степени олигофрения, неврозы. Подростки имеют ниже средних показателей .

Таким образом, многодетная семья в современном обществе имеет множество проблем, которые должны решаться на уровне правительства.

Отношение окружающих к многодетным семьям далеко не всегда благожелательно – в них видят конкурентов при распределении социальной помощи. Большое или среднее число детей в семье стало оцениваться как следствие ограниченности интересов, культурной отсталости. Многодетные семьи чаще всего не могут обеспечить своим детям престижный уровень жизни и образования.

Социально-экономическое положение и самочувствие многодетных семей отягощены многими проблемами, которые не были разрешены в эпоху государственного патернализма и превращаются в практически неразрешимые проблемы в эпоху либерализма. При существующих формах социальной поддержки многодетные семьи обречены на социальную деградацию в условиях углубления социально-экономических трудностей.

Сегодня редко можно увидеть многодетную семью. Экономическая ситуация в последние десятилетия не самая лучшая, чтобы решаться рожать более двух детей. Если же складывается такая семья, то на нее смотрят с подозрением и недоумением. Кажется, что нормальные люди не могут себе позволить этого. В обществе складываются стереотипы о многодетных семьях, их чаще всего считают неблагополучными.

Дети же выглядят своеобразным инструментом родителей, позволяющим получить дополнительные блага и пособия. В нашей стране такие семьи действительно встречаются, но не стоит причислять к ним всех многодетных родителей, которые действительно служат на благо обществу. Эти семьи непростые - мало построить добрые отношения между родителями и детьми, сами малыши должны еще дружить друг с другом.

На первый план выходят такие понятия, как дружба, взаимопомощь, уважение, согласие. А родителям приходится больше задумываться о материальных сторонах, правда, эти нюансы в глазах других все же преувеличены. Общество формирует свое отношение к многодетным семьям на основе мифов, которые мы и развенчаем.

Много детей обычно появляется в неблагополучных семьях. В России действительно немало неблагополучных семей. Но даже работники социальных служб не всегда могут объективно использовать этот термин, простые люди, так тем более. Для одних неблагополучными являются семьи, у которых доход ниже определенной планки, другие требуют занести в «черный список» пьющих родителей, третьи относят к изгоям людей лишь на основе физиогномики. Грань между неблагополучной и нормальной семьей очень тонкая, со стороны ее порой даже не удается разглядеть. Действительно, есть семьи, где дети растут в антисанитарных условиях, где ими не занимаются педагоги, присутствует насилие. Но такое бывает не только в больших семьях, но и в маленьких. Многодетность способна усугубить проблемы в неблагополучных семьях. Им труднее оставаться незамеченными, фокус социальных служб направлен на такие семьи в первую очередь.

Многодетность означает безответственность. Этот вопрос имеет философскую основу. Но разве прервать беременность и убить еще не рожденного ребенка не более безответственно, чем давать жизнь пятому или десятому ребенку? Лучше дать ребенку возможность жить в собственной комнате или быть любящим отцом, за счет своей личной жизни? Одни выбирают постоянную финансовую зависимость от мужа, а другие считают, что пусть ребенок будет один, зато его можно будет задарить игрушками. В каждой ситуации свой выбор должна сделать сама семья. Если пара настроена создать крепкие отношения и чувствует, что их сил и любви хватит не на одного-двух детей, а на много, то разве это не достойно уважения? Есть также небезынтересное наблюдение, согласно которому благополучные дети чаще вырастают в семьях со многими братьями и сестрами, пусть даже с единственным отцом или матерью, чем в тех, где родители приходящие, а ребенок растет в одиночестве или же среди сводных братьев и сестер.

Многодетные семьи только плодят нищету. Быть нищим - очень страшно. К сожалению, в состоянии хронической недостачи средств живут многие семьи, в том числе и многодетные. Чаще всего такое явление отмечается в глубинке, где детские пособия превращаются в главный источник дохода для семей. Мало кто из нас уверен в завтрашнем дне, чего уж говорить о послезавтрашнем. Кто знает, когда наступит следующий кризис, насколько будет востребованной наша профессия, произойдет ли землетрясение или цунами, начнется ли война? Мы не может быть уверенным даже в том, что на улице мы вдруг не лишимся сознания. Так как можно быть уверенным в том, что кто-то рядом с нами плодит нищету? Да, такие дети могут просто донашивать вещи своих старших братьев и сестер и отдыхать за границу они не ездят. Да и английский у них неважный, потому что родители не имеют денег на репетиторов. Эти дети могут остаться без высшего образования, а мальчики отправиться служить в армию. Но почему это должно означать, что эти дети менее счастливы, чем растущие в обеспеченных семьях? В многодетных семьях финансовый вопрос действительно стоит острее, чем в обычных. О деньгах родителям чаще приходится думать. В таких случаях многодетным отцам приходится больше работать, мамам - экономить, а детям - стараться хорошо учиться. Они должны понимать, что им в жизни скорее всего придется полагаться только на свои знания. Но разве все это относится только лишь к многодетным семьям? И что тут плохого, если родители изо всех сил стараются обеспечить достойные условия своим детям?

Выросшие в многодетных семьях стараются заводить одного-двух детей, с ужасом вспоминая свое детство. Иногда так действительно происходит. С другой стороны, люди, выросшие рядом с отцом-алкоголиком, категорически не переносят пьющих. Те, чьи матери постоянно «пилили» своих мужей, стараются не вступать в брак. Детям плохо в любой семье, где сложилась нездоровая атмосфера или же есть перекосы в воспитании. Только вот число братьев или сестер на это влияет в последнюю очередь.

В классической многодетной семье мать выглядит уставшей женщиной, которой уже нет до себя дела, а отец - несчастным усталым мужчиной, стиснув зубы терпящим все. Одни нуждаются в большой семье, а другим она не нужна. У каждого свой путь. Нет типичных многодетных родителей, они ровно такие же, как и другие мужчины и женщины. Одним удается больше следить за собой, а другим - меньше. Новые дети в семье не ухудшают отношения, а только обновляют их. Секрет кроется в том, что создающие многодетные семьи люди стараются жить мирно, они не имеют возможности ругаться и раздражаться, приходится помогать друг другу. Если пара не будет стараться, то ничего из этого не получится. А тем, кто стремится сохранить свою семью, удастся сохранить огонек любви. От усталости никуда не деться, дети требуют моральных и физических сил. С другой стороны, они ведь и заряжают энергией своих родителей. В многодетных семьях порой наблюдается чудесный эффект аккумуляции сил. Есть примеры, когда взрослые, имея 3-4 детей, умудряются содержать домашних животных, еще и работая. И при этом они отлично выглядят, свежи и веселы. Такие ситуации в целом нетипичные, но вовсе не уникальные. Тем более русские женщины славятся умением преодолевать трудности.

В многодетной семье не удастся нормально воспитать детей. Кажется, что у родителей попросту не хватит сил и времени на воспитание сразу нескольких детей. Это не совсем верно. В жизни мы всегда посвящаем свое время тому, что для нас важно и что приносит удовлетворение. Есть люди, которым действительно интересно проводить время с детьми, воспитывать их. Такие встречаются и в маленьких семьях, и в больших. Да и воспитанные, и невоспитанные дети встречаются в самых разных по составу семьях. Часто бывает, что растущий в одиночестве ребенок вырастает избалованным.

Чем больше детей, тем с ними проще. В каком-то смысле это действительно так. Получив уже некоторый опыт с предыдущим ребенком, нового растить легче. Но для матери иметь много детей - это непростой труд, который не всегда к тому же ценится обществом. В доме, где растет много детей, беспорядок образуется практически мгновенно. Готовить же на такую ораву и сложно, и долго. Но быт, хоть и непросто, наладить все же реально. Главные опасения многодетной мамы связаны обычно не с этим, а с самим потомством. В процессе превращения детей в юношей взрослым придется потратить немало нервов и постараться при этом не испортить отношения, оставшись друзьями. У каждого ребенка наступает свой возрастной кризис, присутствуют личные трудности и проблемы, которые к тому же накладываются на особенности характера.

В многодетных семьях дети не вырастают эгоистами. В семье, где растет много детей, почва для развития эгоизма никак не хуже, чем в других. Вокруг ребенка много примеров более удачливых братьев и сестер, а зависть будет питать личное эго. Можно ревновать родителей, чувствовать себя обиженным из-за отсутствия личных вещей и места. Многое зависит от родителей - могут ли они научить своих детей заботиться об окружающих, думать о других, переживать за них? Если папа и мама действительно думают об отношениях между детьми, то смогут научить их всему, что надо. Но снова стоит подчеркнуть, что число детей тут роли не играет.

В многодетных семьях детям не достает внимания и ласки. Кто-то думает, что много детей в семье - практически сродни сиротству. Но в таком случае у каждого ребенка есть свои интересы, свой характер и взгляды. Это помогает контактировать и взаимодействовать с братьями или сестрами. Дети с раннего возраста оказываются в своеобразном социуме, который учит руководствоваться не только своими интересами, но и чужими. Детям в таких семьях действительно удается получить не так много внимания, как в других. Но разве это плохо? Если оберегать ребенка от контактов с внешним миром, то он вырастет неприспособленным эгоистом, желающим, чтобы все крутилось вокруг него одного.

Большое число детей подразумевает огромные расходы. Вполне логично, что траты на воспитание трех и более детей выше, чем на одного. Однако прямой геометрической зависимости тут нет. Если между детьми небольшая разница в возрасте, то вещи, книги и игрушки от старших детей достаются младшим. Принята практика, что младшие дети донашивают одежду за старшими. До 8 лет ребята растут быстрее, чем успевает истрепаться и порваться их одежда. Это приучает детей еще и ценить труд своих родителей, и беречь приобретенные вещи. Ведь невозможно получить что-то лишь из своей прихоти и не учитывать при этом интересы своих братьев или сестер.

Родителям придется забыть о свободном времени. Чем больше семья, тем больше приходится уделять ей внимания. Но стоит понимать, что когда в ней растет три и более ребенка, это уже другая ситуация, чем одно дитя, которое постоянно требует к себе внимания. В больших семьях присутствует важный фактор - дети могут занять себя. Когда ребенок в семье один или их двое, им требуется внимание взрослых, хочется поиграть или просто побыть рядом с близким человеком. А когда детей трое или больше, то они могут придумать совместную игру. Могут быть и проблемы, ведь среди детей всегда будет соперничество и конкуренция за внимание родителей и просто друг перед другом. Однако это уже обычные моменты воспитания. Когда у многодетной матери дети достигают школьного возраста, она уже получает «окна» времени. Есть когда заняться собой, работой, своим хобби. Оно, кстати, вполне может стать дополнительным источником дохода. Сегодня можно зарабатывать на дизайне, рукоделии, писательстве, находясь дома и с помощью Интернета.

Лучше родить одного ребенка и ему посвятить свою жизнь. На этот счет есть разные мнения. Часто считают, что лучше обзаводиться одним ребенком, но давать ему все самое лучшее в материальном плане, окружая его максимальной любовью и заботой. Только вот кто вырастет из ребенка, который для родителей «луч света»? Такое дитя - настоящий инвестиционный фонд для папы и мамы. Когда через несколько лет появляется второй ребенок, может оказаться, что первый стал самым настоящим эгоистом, который ни с кем не хочет делиться вниманием взрослых. А ведь так проявляет себя пока еще малыш. Что будет с ним дальше? Можно лишь предположить, что этот человек вырастет жестким и преследующим лишь свои интересы. С такими очень тяжело в семейных отношениях, ребенок им кажется существом, который перетягивает внимание с них самих. Вдвойне тяжело, когда речь заходит о мужчине. У женщины в силу может вступить банальный материнский инстинкт, и эгоизм трансформируется, мать захочет иметь много детей. Но у мужчин такого чувства нет. А значит, привыкший к повышенному вниманию глава семейства с трудом будет идти на «жертвы» ради своих детей. Жену же он будет воспринимать, как личную собственность. А делить ее он ни с кем не обязан, даже и с детьми. В многодетных же семьях постоянно формируются компромиссы. Сперва надо делиться игрушками, потом приходится разрешать споры, не дракой, а словами. Так дети подсознательно готовятся к взрослой жизни. Там, в социуме эгоизм и себялюбие встанут барьером на пути к успешности.

Родители будут любить своих детей по-разному, кого-то больше, а кого-то - меньше. Разве сердце матери может любить какого-то из детей меньше, чем остальных? Скорее, взрослый недодаст внимания и тепла себе, чем своему ребенку. Правду говорят, что их любят каждого по-своему, не за что-то, а вопреки. Матери ложатся спать с мыслями о детях и просыпаются так же. Моменты появления на свет каждого ребенка незабываемы! И как можно разделить детей, они - одно целое. И уж точно нельзя количественно измерить любовь и выявить, в случае с каким ребенком она больше или меньше.

Многодетные семьи живут за счет государства. Ошибочно думать, что можно обогатиться за счет детей. В нашей стране без статуса «малообеспеченная семья» такие дети могут рассчитывать разве что на бесплатный обед в школе, льготе при поступлении в сад, в теории где-то раздают участки земли. Остальное же - за свой счет. Это касается и питания, коммунальных платежей, учебы и отдыха. Но родители знают, с чем им приходится сталкиваться. Рожают они не ради денег, пользуясь лишь тем, чем положено. Каждый новый ребенок - дополнительный стимул развиваться и зарабатывать еще больше, чтобы дети ни в чем не нуждались.

Много детей - очень тяжело. Взрослым в многодетной семье действительно тяжело. Матерям приходится крутиться, как белка в колесе. Но и с одним ребенком непросто. Если малышей трое, время четко приходится планировать, чтобы все успеть. И чем взрослее дети, тем легче с ними, они быстрее приучаются к самостоятельности. Когда матери тяжело, ей придают силы мысли о том, как дети вырастут и наградят многочисленными внуками. Да и после смерти родителей дети никогда не останутся одни - в жизни у них всегда будет надежная опора в виде братьев или сестер. Когда детей много, надо говорить не о тяжести, а о большой ответственности перед ними. Необходимо вырастить и воспитать не одного, а нескольких людей. В России всего 6-9% семей многодетных, очевидно, что решаются на такой шаг немногие. Но каждый новый ребенок для родителей - дополнительный стимул для роста. Стоит только захотеть, и они обязательно получат все самое необходимое. Родители же ощутят многократно умноженную любовь своих детей. Дом станет настоящей полной чашей. Каждый ребенок - новое образование для родителей: медицинское, психологическое, педагогическое. Остается только пожелать родителям терпения и красных дипломов в этих дисциплинах.