Совершенствование методов обучения и воспитания, использование новых образовательных технологий. Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)

Отзыв

на открытое внеклассное мероприятие в 4 классе

учителя английского языка

МБОУ Лицей № 25

Ковалевой Эльвиры Равильевны

по теме «Мы – путешественники!»

проведенный 25.12.2012 г.

Открытое мероприятие полностью отвечает требованиям новых стандартов и демонстрирует систематическую работу учителя по осуществлению деятельностного подхода к обучению.

Структура полностью соответствует логике проведения заявленного типа, так как основной организационной задачей являлось создание условий для закрепления нового материала. Восприятие и осмысление материала по данной теме основано на субъективном опыте учащихся.

Данное занятие проходило в нестандартной форме, в форме деловой игры. Были использованы различные виды деятельности со школьниками: мозговой штурм, защита проекта, заочная экскурсия.

Занятие способствовало формированию умения учащихся планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации: ученики, работая в группах, самостоятельно не только готовили свои выступления, но и вырабатывали критерии оценивания своей работы и работы одноклассников.

Самостоятельная работа учащихся при подготовке к данному мероприятию и деятельность в продолжение занятия показала высокий уровень сформированности как предметных, так и метапредметных компетентностей. Учитель создала на уроке широкие возможности для реализации дифференцированного подхода в обучении. Дети самостоятельно определяли для себя сферу интересов и способы их воплощения: поиск, анализ и оформление информации на выбранную тему из различных источников, распределение ролей, создание презентации. При подготовке мини-инсценировок совершенствовалось умение выразительно читать по ролям, определять рамки эпизода и применять на практике («метод вживания») представления о характеристике литературного персонажа, значимых деталях портрета, интерьера, пейзажа.

Большинство заданий направлено на творческих способностей учащихся и требовало от учащихся проявления нестандартного хода их решения. Учитель стимулировал активность учащихся и поддерживал интерес к изучению английского языка на протяжении всего занятия.

Использование компьютерных технологий дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Занятие продемонстрировало увлеченность учеников в творческой деятельности по усвоению учебного материала и в целом достигло всех

Отзыв

на открытый урок в 5 классе

учителя английского языка

МБОУ Лицей № 25

города Димитровграда Ульяновской области

Ковалевой Эльвиры Равильевны

по теме «Мой питомец»,

проведенный 15.10.2016 г.

Ковалевой Э.Р. проведен открытый урок по английскому языку в 5 классе в рамках городского научно-методического семинара «Деятельностные формы обучения иностранному языку». Занятие проведено в нестандартной форме. По форме это урок-путешествие.

Решение образовательных задач соответствует требованиям государственной программы по английскому языку для 5 класса.

Учитель поставила следующие цели и задачи: учиться употреблять английскую лексику по теме «Мой питомец»; развивать у учащихся навыки аудирования, говорения, умения работать с таблицами и схемами; провести исследовательскую работу по теме урока; развитие абстрактного и логического мышления школьников, памяти, внимания; воспитывать уважительное отношение к труду, традициям наших предков.

Отобранное содержание и оборудование мероприятия, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах, способствовали достижению образовательных целей, стимулировали познавательные интересы учащихся.

Чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, учитель ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо было выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На всех этапах занятия использовалась компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время, но и прививать интерес к предмету. Каждый слайд презентации служил для достижения определенных целей.

Учитель большое внимание уделяет развитию логического мышления учащихся, установлению причинно-следственных связей. Урок был построено так, чтобы как можно чаще звучал вопрос «почему?» и как можно чаще дети употребляли бы в своей речи слова «потому что», «поэтому».

Применение широкого спектра заданий дифференцированной направленности создавало атмосферу заинтересованности каждого ученика в учебной работе. Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны.

Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок успешен в своем мнении.

По завершении каждого этапа урока и в конце его проводилась рефлексия, учащихся была предоставлена возможность оценить свои знания, меру участия в занятии, дать осмысленную оценку своих действий.

Отзыв

на открытый урок в 5 классе

учителя английского языка

МБОУ Лицей № 25

города Димитровграда Ульяновской области

Ковалевой Эльвиры Равильевны

по теме «Еда»,

проведенный 19.10. 2016 г.

Цели и задачи урока соответствуют образовательной программе по английскому языку для 5 класса. Урок проведен с применением цифровых образовательных ресурсов и игровых технологий.

В своей работе учитель использует презентацию, составленную в соответствии с планом урока. Урок обобщения знания по данной теме включает в себя большой объем информации. Главной целью учителя является систематизация знаний учащихся. Данная, сложная дидактическая цель достигается путем использования в презентации большого количества иллюстраций, схем, активных гиперссылок.

Кабинет подготовлен к уроку. Подготовлены визуальные материалы, другие дидактические материалы. Учащиеся подготовили свои рабочие места.

Учебная атмосфера способна переключить на предмет «английский язык». Этому способствую материалы, представленные на стендах.

Организационный момент подготавливает детей к восприятию учебного материала, во время оргмомента устанавливается контакт учителя и учеников, создается рабочий настрой на занятие.

Учитель вводит новый материал в коммуникативной форме, использует индуктивный метод. Используется доска, презентация. Семантизация осуществляется с помощью предметной, изобразительной наглядности, истолкования, дефиниции, комментария. Учитель обеспечил усвоение нового материала в конкретных упражнениях, имеющих проблемный характер.

Контроль понимания нового материала был осуществлен с помощью рациональных методических приемов. Удачно использован тест как база для развития внимания, логического мышления.

Реализуя личностный подход в обучении, учитель разделяет класс на рабочие группы в соответствии с психофизиологическими и учебными особенностями учеников. Работа осуществляется по индивидуальным картам-заданиям. Обсуждение результатов работы каждой группы проводится также с использованием слайдов презентации и таблиц. Такой способ обобщения позволяет всем ученикам класса наглядно убедиться в правильности сделанных выводов.

На этапе заключительного обобщения учитель представляет вниманию учащихся интерактивную игру, при помощи которой ученики формируют выводы об полученных на занятии знаниях и умениях.

Отзыв

на открытый урок в 3 классе

учителя английского языка

МБОУ Лицей № 25

города Димитровграда Ульяновской области

Ковалевой Эльвиры Равильевны

по теме «По дороге в школу»,

проведенный 16.03.2017 г.

Урок, данный в рамках семинара-практикума «Современный урок в контексте требований ФГОС» полностью отвечает требованиям новых образовательных стандартов, демонстрирует наличие системы работы учителя по организации внеклассного чтения учащихся, умелое использование педагогических технологий, позволяющих активизировать самостоятельную творческую и познавательную деятельность семиклассников.

Цели урока, его план были конкретны и побудительны для учеников, содержание урока оптимально, заключало возможность выбора обучающимися форм и средств работы и вариантов представления результатов.

Следует отметить хороший уровень развития общеучебных умений и навыков учащихся, познавательную активность, слаженную работу ученического коллектива в течение всего урока.

Учитель продемонстрировал высокий уровень педагогического мастерства, глубокие знания методики преподавания английского языка, общую эрудицию, чувство такта и демократичность в общении со старшеклассниками, творческий подход к организации деятельности учащихся.

Учителем применял элементов технологии личностно-ориентированного обучения, стремился организовать работу таким образом, чтобы пробудить интерес учащихся с учетом их индивидуальных склонностей и способностей, активизировать творческую деятельность.

В ходе урока были продемонстрированы эффективные педагогические технологии, позволившие учителю достичь поставленных в начале урока целей, сделать урок результативным, ярким и интересным для учащихся. Богатый дидактический материал разного типа, вида и форм позволил совершенствовать навыки распознавания второстепенных членов предложения, их виды и различные способы выражения, включая трудные случаи различения дополнений и обстоятельств.

Умелое направление и стимулирование деятельности учеников, следование принципам личностно-ориентированного обучения способствовали созданию ситуации успеха для каждого ученика, давали возможность каждому учащемуся быть вовлечённым в учебный процесс урока.

Отзыв

на открытый урок английского языка во 2 классе

учителя английского языка

МБОУ Лицей № 25 г. Димитровграда

Ковалевой Эльвиры Равильевны

по теме «Путешествие в сказочную страну»,

проведённого 15.03.2013 на открытом научно-методическом дне «Особенности содержания обучения иностранному языку в свете новых требований государственных стандартов»

Как сделать процесс обучения доступным, увлекательным, эффективным? Что мы должны сформировать у учащихся, над какими компетенциями работать? На эти вопросы отвечает учитель, готовя каждый свой урок. Это заставляет его искать оптимальные формы, методы, приемы обучения. Думать, знать, уметь – вот составляющие деятельности педагога на подготовительном этапе, без которых творческий процесс немыслим. При этом знания, умения, навыки – средство развития способностей, компетентностей. Именно это продемонстрировала Ковалева Э.Р. на своем открытом мероприятии, которое отличалось динамичностью и насыщенностью.

Ковалева Э.Р. зарекомендовала себя творческим, вдумчивым учителем, урок насыщен интересной и познавательной информацией. Урок отвечает всем современным требованиям. Она свободно владеет новыми информационными технологиями. Учитель использует яркий дидактический материал, мультимедийные средства.

При объяснении нового материала использовались принципы доступности, наглядности, научности. Урок информационно насыщен, логически выстроен. Благодаря тому, что изучение ведется в доступной и занимательной форме, у детей не возникает затруднений.

Во всем чувствуется мастерство педагога, ее опыт и творческий подход. Ковалева Э.Р. разработала дидактически и методически грамотный урок с высоким развивающим потенциалом. Это позволило включить школьников в исследовательскую деятельность. Свои наработки ребята обсуждали в группах, а затем представители групп сменного состава результаты с выводами представляли всему классу, что придавало работе особую атмосферу позитивного, продуктивного сотрудничества, повышало мотивацию. Элементы исследовательской деятельности реализуются в индивидуальной, парной и групповой работе.

Речь самого педагога эмоциональна и выразительна, она умело погружает учащихся в изучение содержания учебного материала по теме урока.

У детей также хорошо развита монологическая речь, они очень активны на уроке Порой поражали высказывания ребят, глубина и нестандартность их суждений. Речь учащихся богата и выразительна. А ведь это результат долгой, кропотливой, ежедневной работы учителя и ее учащихся, их совместных усилий.

Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)

В своей работе с детьми я использую следующие современные технологии:

  1. Здоровьесберегающие. Обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, занятия по ЗОЖ, пальчиковая гимнастика, артикуляционная, дыхательная, зрительная, самомассаж, закаливание, бодрящая гимнастика.
  2. Проектная деятельность. Развитие и обогащение социально - личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия, в проектную деятельность. Работа с целой группой и с подгруппой в исследовательской деятельности, в творческой, в игровой, в информационной деятельности.
  3. Исследовательская деятельность. Формирование у детей способности к исследовательскому типу мышления. Эвристические беседы, постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдения, опыты, фиксация результатов опыта, эксперимента, дидактические игры, ситуации, трудовые поручения.
  4. Информационно-коммуникативные технологии. Формировать основы информационной культуры личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей. В работе с детьми: использование презентаций для занятий, просмотр мультфильмов, фильмов.

В работе педагога: подбор иллюстративного материала к занятиям, оформление стендов, сканирование, интернет, принтер, создание презентации, обмен опытом, оформление документации.

5. Личностно-ориентированная технология. Формирование личности ребёнка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, создание личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве. Выявление темпов развития ребёнка. Создание условий для творчества личности.

  • Гуманно-личностные: оказание помощи ребёнку с ослабленным здоровьем, в период адаптации.
  • Технология сотрудничества: партнёрство и равенство в системе взаимоотношениях «взрослый-ребёнок» Разработка индивидуальных программ и проектов, занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр.

6. Проблемное обучение. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей. Создание проблемных ситуаций в НОД, в ходе режимных моментах, и самостоятельной деятельности детей, в беседах, в игровой деятельности.

7. Игровые технологии. Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Игры, упражнения, занятие, часть занятия, труд, игровые задания, ситуации.

(Технология развивающих игр Б. П. Никитина.) Развитие психических процессов, решение задач с помощью развивающих игр, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов или пластика, деталей из конструктора - механика и т. д. Игры, упражнения, занятие, часть занятия, труд, игровые задания, ситуации.

8. Технология «Триз» . Развитие психических процессов, поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения. Привитие ребёнку радость творческих открытий. Учить искать своё решение и вывод. Сказки; игровые, бытовые ситуации; художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, дидактические игры, занятия.

9. Технология «Портфолио педагога» . Развитие умения владеть современными технологиями, умение прогнозировать свой результат, создание своего досье успехов, учитывать свои результаты в разнообразных видах деятельности, оценивать свой профессионализм. Создание портфолио педагога.

Здоровьесберегающие технологии. Наряду с комплексом обязательных мероприятий по физической культуре и оздоровительно-профилактическими действиями (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия) , я провожу оздоровительную работу с детьми. Одна из важнейших задач – снижение риска заболеваемости детей. Поэтому большое внимание я уделяю профилактике болезней, укреплению и закаливанию детского организма. Применяя такие методы как: использование динамических пауз, подвижных и спортивных игр, гимнастики: пальчиковая, дыхательная, бодрящая, для глаз, занятия по ЗОЖ и др., повышаю результативность воспитательно-образовательного процесса, укрепляю здоровье.

Для всех видов гимнастик я создала картотеку.

Эффективность оздоровительной деятельности зависит от условий и образа жизни семей воспитанников, а также от комплексного подхода к её организации. Поэтому здоровьесберегающую технологию осуществляю в следующих формах:

  • медико-профилактическая - организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по профилактике здоровья, организация профилактических мероприятий, закаливание;
  • физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья детей (развитие физических качеств, формирование правильной осанки.
  • валеологическое просвещение родителей - от того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей провожу следующие мероприятия: родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, памятки, буклеты «Пальчиковая гимнастика» , Дыхательная гимнастика», «Как правильно закаливать ребёнка?» , «Профилактика гриппа» , и др.; спортивные мероприятия «Папа, мама, я – дружная семья» , недели здоровья, проект «Будь здоров!» .

Осваивая инновации, нужно постоянно находиться в активном творческом поиске, осваивать эффективные технологии обучения, воспитания, развития творческих способностей воспитанников, экспериментировать и исследовать, стремится повысить результаты своего труда. Для эффективности своей работы я использую разные современные технологии.

Технологию проектирования использую в работе как с детьми, так и с родителями. В работе использовала краткосрочные и долгосрочные проекты: «Раз песчинка, два песчинка…» (познавательно-исследовательский) , «Будь здоров» (для родителей, с целью заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье) .

Также в своей работе использую личностно-ориентированную технологию, которая включает в себя гуманистическое направление, обеспечивает комфортные, конфликтные и безопасные условия развития личности ребёнка. В своей работе использую также игровые технологии обучения:

  • в качестве занятия или его части (введения, закрепления, упражнения, контроля)
  • в качестве самостоятельных технологий для освоения темы, понятия
  • в качестве дидактических игр; использую игры-путешествия, игры-развлечения. Игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. С помощью игровых технологий я развиваю у детей внимание, память, мышление, воображение. Например, такие игры: «Найди такой же» , «Нарисуй как было» .

В своей работе я использую также проблемное обучение детей. Я создаю для детей познавательную задачу, ситуации во всех областях образовательной деятельности, и даю детям находить средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемную ситуацию создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Использую проблемные ситуации в беседах по безопасности жизни и здоровья, на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим миром, в игровой деятельности, по сенсорному воспитанию. В результате дети учатся мыслить, рассуждать.

Проблемную ситуацию я создаю с помощью определённых приёмов, методов и средств. Использую, например, такие методические приёмы:

  • Подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения. (например, на прогулке спрашиваю детей: «какое сейчас время года? – зима. А почему зима, как вы узнали, а я думаю, что сейчас лето…» дети начинают сами доказывать, делать выводы.
  • Излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • Побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации;
  • Ставлю проблемные задачи. Проблемные задачи, которые ставлю, являются доступными, посильными, интересными.

Игра - ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому, используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым. Стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра. Игровые моменты играют важную роль в педагогическом процессе, особенно в период адаптации. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) , интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организую фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Например, это такие игры как хоровод «Каравай» , «Попробуй, догони» , «Куличи для Маши» и др. Далее включаю игровые ситуации типа «Что катится?» , «Кто быстрее докатит мяч» - при этом, организуя детей в игру – соревнование. Игровые технологии я направляю на развитие внимания детей. У детей в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание требует сосредоточения на задании, пусть даже оно не очень интересное. Поэтому необходимо развивать детей, используя игровые приемы. Например, предлагаю игровую ситуацию на внимание: «Найди такой же» - можно ребенку предложить выбрать из нескольких шариков, кубиков, фигурок, игрушек «такой же» (по цвету, величине) , как у него. Или предлагаю игру «Что не так?» , специально допуская ошибку в своих действиях, а ребенок должен ее заметить.

Использование игровых технологий помогает мне при развитии памяти детей. Это такие игры как «Запомни и назови» , «Что сначала, что потом» и др.

Игровые технологии способствуют также и формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.

В этом мне помогает включение в образовательный процесс игровых приемов и методов. При этом, ребенок учится сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. Логическое мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

На занятиях и вне занятий активно использую развивающие игры Никитиных: «Сложи узор» , «Внимание!» , «Внимание-угадай-ка!» , «Кубики для всех» , «Сложи квадрат» . Дети играют как с фабричными пособиями, так и изготовленными мною.

Так же использую такие игры, как «Блоки Дьенеша» , «Монгольскую игру» , «Колумбово яйцо» , «Танграм» . Дети моей группы с удовольствием занимаются с этими пособиями.

Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры.

Комплексно использую игровые технологии разной целевой направленности в своей педагогической деятельности, что помогает подготовить ребенка к школе.

В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств являются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Их я использую в педагогическом процессе, с их помощью я не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они приобщают воспитанников к народной культуре, традициям, воспитывают толерантность и уважение к разным народам. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

Технологии ТРИЗ помогают мне не просто развивать фантазию детей, но и творчество. Использую эту технологию по рисованию нетрадиционными способами. Дети рисуют пальчиками «Снег идёт» , ладошками «Осеннее дерево» , «Солнышко» , паролоном «Рыбки живут в воде» , ватными палочками «Кисть рябины» , отпечатками листьев и др. Во время занятий ребята с удовольствием играют в игру «Хорошо – плохо» - эту игру можно использовать для обсуждения правил поведения на улице, в транспорте, на природе. Игра «Найди противоречия» годится для наблюдений, бесед, причем противоречия можно находить в погоде, в игрушках, в предметах, ситуациях, размерах, и дети, разделившись на две команды, будут с увлечением придумывать новые решения проблемы. Для развития памяти и наблюдательности использую игру «Проверка памяти» , в которой после кратковременного показа какого-либо рисунка или объекта прошу детей воспроизвести этот объект или ответить на вопросы по его содержанию. Специально для этой цели изготовила набор карточек с простейшими схематическими рисунками, буквами, символами и в начале занятия, особенно на математике выставляю их на доске, предлагаю ребятам запомнить и воспроизвести их на бумаге. В начале года это может быть 4-5 карточек, а к концу года количество можно увеличить. В качестве физкультминутки можно использовать игру на внимание «Уши, глаза, нос» . Ребята играют в эти игры с интересом и сами, даже не догадываясь, что все это называется ТРИЗ. Просто им интересно, необычно и они никогда не скучают, а играют с увлечением. На занятиях по математике с удовольствием ищут пропавшую цифру, узнают в знакомых предметах геометрические фигуры и наоборот, рисуют, превращая геометрические фигуры в настоящие или фантастические предметы. Очень любят ребята работать со сказками, изменять их, придумывать новый конец к сказке, добавлять героев в знакомые сказки, сочинять сказки новые и современные. Очень интересно проходит занятие, когда после прочтения уже известных или новых сказок я предлагаю самим ребятам придумать другой конец к сказке или помочь герою выйти из сложного положения. Фантазия и творчество детей не иссякают. Я считаю, что использование ТРИЗ в работе с детьми, помогает не только в развитии творческих способностей, но и дает возможность детям почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с радостью и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства и превращений.

Для повышения эффективности образовательного процесса использую ИКТ:

  • в подборе иллюстративного материала к НОД, для оформления стендов, группы (сканирование, принтер, презентации, интернет - ресурсы
  • в подборе дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других развлечений
  • в оформлении групповой документации, отчётов (компьютер позволяет не писать отчёты, анализы, планы каждый раз, а достаточно набрать схему один раз и внести необходимые изменения, в использовании презентаций в программе Power Point для повышения эффективности НОД, выступлений на педсоветах, в использовании цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, в оформлении буклетов, визитной карточки группы, материалов по различным направлениям деятельности, в использовании интернета в педагогической деятельности с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса, как поиск дополнительной информации для НОД, расширения кругозора детей.

Основные средства ИКТ, используемые в работе с детьми и родителями: компьютер, принтер, сканер, магнитола, фотоаппарат.

Вся моя работа строится с учетом разноуровневого обучения. Я учитываю способности ребёнка, его темп деятельности, уровень утомляемости. И этому помогают карты индивидуального сопровождения. Карты составлялись с учетом наблюдений за детьми в непосредственно образовательной деятельности, в свободное время и с учетом бесед проводимых с родителями. В нашей работе важно уметь находить подход к каждому ребенку: определить индивидуальные способности, интересоваться заботами и достижениями.

Результатом использования этих методик и технологий стали стабильные положительные достижения физического и личностного развития обучающихся.

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование

Морщакина Т.Н.

Рославль

Введение

Современное информационное общество ставит перед учебными заведениями

задачу подготовки выпускников, способных:
- быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно

приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной

действительности проблемы и искать пути рационального их решения,

используя современные технологии;

Четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть

применены в окружающей их действительности;

Грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными, контактными в

различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в

различных ситуациях;

Самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта,

культурного уровня.

Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача преподавателя. Такая подготовка невозможна без внедрения новых форм и методов преподавания. Изменяющиеся, условия образовательной деятельности, новые запросы обучающихся и работодателей, появление новых средств обучения и другие факторы диктуют педагогическому работнику необходимость творчески подходить к их применению, развивать существующие формы и подходы, адаптировать к конкретным условиям уже известные методы и средства обучения и воспитания, иными словами, формировать собственный опыт педагогической деятельности.

«Скажи мне и я забуду.

Покажи мне и я запомню.

Дай мне действовать самому, и я пойму»

Конфуций

Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов важны и по сей день. С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами.

Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов

обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно -деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт.

Передо мной, как и перед всеми моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.

Цель моей педагогической деятельности – создание условий для достижения

современного качества образования, воспитания информационно-компетентной

личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.

Работать преподавателем я пришла имея за плечами двадцатилетний багаж производственной работы: инженером – механиком и руководящим работником. Первый этап своей трудовой деятельности в должности преподавателя- освоение и применение традиционных технологий.

Второй этап совпал с межаттестационным периодом.(2012-2016гг.)

На протяжении межаттестационного периода изучены и реализованы следующие инновационные технологии:

Технология личностно-ориентированного обучения

Реализуемая цель:

Организация самостоятельной деятельности обучающихся по раскрытию проблемной

ситуации, развитие мыслительных и творческих способностей обучающихся.

Внедрение технологии личностно – ориентированного обучения заключается:

В правильной постановке индивидуальной задачи через создание проблемной ситуации,

При изучении конкретной темы учебных занятий - сравнение и анализ результативности

полученных знаний, умений и навыков;

Поиск решения алгоритма поставленной задачи, активизация творческой деятельности

обучающихся.

Результатами использования мною технологии являются:

Активная самостоятельная деятельность обучающихся;

Повышение интереса к избранной профессии;

Раскрытие мыслительных способностей и активизация самостоятельной деятельности.

Инфомационно-коммуникационные технологии

Цель:

- активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического

обучения;

Внеурочных мероприятиях;

Обогащение содержания изучаемых предметов.

Результаты:

- развитие различных видов мышления; -углубление межпредметных связей;

Расширение диапазона знаний и возможностей для творческой деятельности обучающихся;

Обогащение содержания изучаемого материала.

.

Цель: Способствование формированию психически устойчивой, физически развитой,

нравственной личности обучающегося.

Результаты:

- сохранение здоровья обучающихся;

Повышение качества образовательного процесса:

Удовлетворение личностных потребностей обучающихся в образовании;

Усиление мотивации обучения, повышение уровня познавательной активности.

Укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, стремлении

грамотно заботиться о своем здоровье.

Построение урока с учетом работоспособности обучающихся;

Благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете обоснованные санитарно-гигиенические условия. Чистота, освещенность, дизайн; физиологически грамотное построение занятий, строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности.

Мониторинг интеллектуального развития

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

Воспитательные технологии -реализуется в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях.

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

Диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

Целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

Мотивационную (поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

Развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от курса к курсу);

следует добавить:

Обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);

Корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для преподавателя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Проектное обучение - развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность;

Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:

Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

Учатся пользоваться приобретѐнными знаниями для решения познавательных и

практических задач;

Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,

сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения

гипотез, обобщения);

Развивают системное мышление.

В своей работе применяю также педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

    Игровые технологии;

    Проблемное обучение;

    Технология коммуникативного обучения.

Игровые технологии

Деловая игра- в деловых играх моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.

Деловая игра это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. В деловой игре моделируются разнообразные условия

профессиональной деятельности, деловая игра выступает как метод эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным, формальным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические

Формируют устойчивую мотивацию учения;

Формируют ценностно-смысловые, социокультурные компетенции.

Результат:

Переход от игровой деятельности к учебной

Проектные методы обучения - в своей работе широко использует метод защиты курсовых проекта, так как он ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Работая над проектом, обучающиеся раскрывают свои творческие и интеллектуальные возможности.

Цель технологии - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам,предполагающим владение определенной суммой знаний и через

проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем,

умение практически применять полученные знания.

Формируются компетенции: учебно-позновательные, ценностно-смысловые.

Результат:

Усвоение способов организации целепологания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

Практикую работу с применением технология развития критического мышления

Критическое мышление – это способность анализировать информацию спозиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы,принимать независимые продуманные решения.

Цель технологии – обеспечить развитие критического мышленияпосредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.

Критическое мышление:

Способствует взаимоуважению партнѐров, пониманию и продуктивном взаимодействию между людьми;

Облегчает понимание различных «взглядов на мир»;

Позволяет воспитанникам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределѐнности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления обучающихся:

Критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

Оценка (Где ошибка?)

Диагноз (В чѐм причина?)

Самоконтроль (Каковы недостатки?)

Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)

Прогноз (Постройте прогноз).

Основные методические приемы развития критического мышления :

1. Прием «Кластер»

2. Таблица

3. Учебно- мозговой штурм

4. Интеллектуальная разминка

Также в начиная с прошлого учебного года внедряю в в практику метод кейс-

технологий.

Данные технологии помогают повысить интерес обучающихся к изучаемому профессиональному модулю, развивают у обучающихся такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, изменяют мотивацию к обучению.

Стараюсь реальный профессиональный случай перевести из статуса «жизненной ситуации» в статус задачи, и затем решать с последующей рефлексией хода и ресурсов решения.

Результат:

Эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;

Развитие навыков структурирования информации и идентификации проблем;

Освоение технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);

Повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.

Таким образом, можно выделить следующие признаки инновационных технологий :

Ориентированы на получение конкретного результата;

Цель урока с их использованием – приобретением знаний в процессе деятельности;

Индивидуализация процесса обучения;

Способствует социализации обучающихся в процессе обучения и после окончания колледжа;

Использует другие инновационные технологии;

Требует от преподавателя организации образовательного пространства урока;

Устанавливает качественно новые взаимоотношения преподавателя и обучающегося на уроке;

Способствует творческому и интеллектуальному развитию личности обучающегося.

Вывод: основное отличие инновационных технологий: практическая направленность, проблемный характер, использование активных методов обучения. Разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.

Таблица 1 – Классификация современных педагогических технологий

Название

Механизм реализации

Сущность

технологии

Технология проблемного обучения

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся.

Поисковые методы, постановка познавательных задач, решение проблемных ситуаций.

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися проблемных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания, умения, навыки.

Технология модульного обучения

Обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки.

Разделение материала на логические блоки – модули; индивидуальный темп обучения.

Самостоятельная работа обучающихся по индивидуальной учебной программе.

Технологии развивающего обучения

Всестороннее развитие личности и ее способностей.

Работа с обучающимися, вовлеченных в различные виды деятельности

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Технология дифференцированного обучения

Создание оптимальных условий для выявления и развития интересов и способностей обучающихся в рамках образовательного процесса.

Использование методов индивидуального и дифференцированного обучения.

Усвоение программного материала на различных уровнях, но не ниже государственного образовательного стандарта.

Информационные технологии обучения

Развитие у обучающихся навыков получения необходимых знаний с помощью современных технических средств обучения.

Активное использование в образовательном процессе компьютерных и Интернет-ресурсов, компьютерного тестирования и др.

Непрерывное поэтапное развитие интереса обучающихся образовательным аспектам использования технических средств обучения.

Технология деловой игры

Обеспечениеличностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений.

Игровые методы обучения, способствующие вовлечению обучающихся в творческую деятельность.

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и усвоение знаний.

Проектная технология

стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

наличие проблемы требующей исследования,

организация и осуществления деятельности,

защита проекта

развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

здоровье- сберегающая технология

сохранение и повышение работоспособности, укрепления здоровья

поддержание в кабинете обоснованных санитарно-гигиенических условий, от чистоты и освещенности до дизайна; физиологически грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, строгая дозировка учебной нагрузки; динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке

активная деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в которой можно выделить следующие основные компоненты:

Осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;

Целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;

Использование естественных природных факторов в укреплении здоровья и цивилизованное отношение к природе;

Активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение;

Деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.

кейс технологии

повысить интерес обучающихся к изучаемому профессиональному модулю, развивает у обучающихся такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

вычленение проблемы из той информации, которая содержится в описании кейса и решению ее.

усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Таблица 2. Результаты использования современных образовательных технологий

технология

уровень использования

дисциплина, МДК,ПМ

результат использования технологий

Личностно-ориентированное обучение

Методические приёмы. Отдельные компоненты

все дисциплина, МДК

Стабильная, 100% успеваемость, повышение качества знаний и обученности обучающихся, всестороннее развитие личности.

Здоровьесберегающие технологии

Отдельные компоненты

Компоненты технологии используются на всех все дисциплина, МДК

Уменьшение пропусков

по болезни. Отсутствие снижения уровня зрения, осанки обучающихся.

Исследовательские методы обучения

Методические приёмы

ПМ.01, ПМ02специальность 110809 «Механизация сельского хозяйства»

МДК.01.01 «Устройство автомобиля»

Формирование и развитие исследовательских навыков в процессе обучения; подготовка и защита ВКР

Информационно-коммуникационные технологии

Отдельные компоненты

Компоненты технологии используются на всех изучаемых дисциплинах и МДК,ПМ.

Создание и грамотное

оформление творческих работ.

Обновление дидактического материала,

Работа в веб-сайтах,

Тестирование при входном контроле,

Подготовка презентаций, -использование электронных учебников,

Участие в сообществах по интересам,

Повышения эффективности своей профессиональной деятельности,

Принимать

участие в онлайн конференциях,

Преподаватели и собучающиеся могут постоянно работать и взаимодействовать друг с другом, в том числе непосредственно в ходе занятий и в виртуальном режиме.

кейс- технология

Методические приёмы

дисциплина, МДК,ПМ

совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию - возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Проектные методы обучения

Методические приёмы

При применении инновационных технологий встречаются проблемы, рассмотрим пути их решения :

    Возрастающая роль преподавателя - как непосредственного носителя знаний - не только профессиональных по предметной дисциплине, но и современных: в области педагогики, психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе у преподавателя формируется готовность к восприятию, оценке и реализации инновационных проектов в образовании.

Для решения этой проблемы мною

- пройдены курсы повышения квалификации по темам :

«Организация процесса профессионального обучения в современных профессиональных образовательных организациях»,

«Разработка основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов»,

«Психолого-педагогическое и учебно- методическое сопровождение образовательного процесса(для преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций).

-изучена литература :

Столяренко Л.Д. «Основы психологии», «Хрестоматия по возрастной психологии» под редакцией Д.И. Фельдштейна, «Курс общей психологии», «Психологический смысл труда» автор Н.С.Пряжников, «Многомерные статистические методы анализа данных в психологических исследованиях» - Н.И.Леонов и другие работы. Изучены методики: А. К. Марковой, А.И.Савенкова, Амтхауэра, Торренса, Хеллера,Дж. Холланда, Гилфорда, Дембо-Рубинштейн в модификации А.Прихожан, М. Лукьяновой и А.А. Реана.

Работаю над темами самообразования:

«Формы и методы повышения мотивации к обучению и создание условий для формирования учебной деятельности»,

«Использование ИКТ и совершенствование методики проблемного обучения для развития познавательной деятельности обучающихся»

    внесение изменений в цели, содержание, методы и технологии, форму организации урока.

Решение проблемы - в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности обучающихся и их реализацию, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности обучающегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность новых дидактических и воспитательных программ. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие обучающихся за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, – основные цели инновационной деятельности.

    проблема изучения, обобщения и распространения современных педагогических технологий.

Решение: принимала активное участие в региональных педагогических научно-практических конференциях , посвящённых совершенствованию и модернизации современного образовательного процесса:

Научно-практическая конференция "Использование инновационных образовательных технологий в системе профессионального образования" -доклад на тему "Модульное обучение как средство формирования профессиональной компетенции у студентов СПО", 2014 год.

Научно-практическая конференция "Формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО" - доклад на тему "Технология проектирования экзамена (квалификационного) ", 2015 год.

Научно - практическая конференция " Непрерывное профессиональное образование в региональном контексте"

Международная научно- практическая конференция " Информационно - методическое сопровождение внедрения ФГОС опыт, проблемы, перспективы" и публикация статьи "Ресурсное обеспечение непрерывного профессионального образования"

Приняла участие в Московском международном салоне образования. - апрель 2016 года.

Принимаю активное участие в конкурсах сети «Портал педагога»:

Всероссийский конкурс «Развитие профессиональны педагогических концепций, Социокультурная практика»- 2 место;

«Основы компьютерной грамотности педагога как фактор повышения профессионального статуса. Высокий уровень»- второе место.

Разработка материала для классного часа «Дети Смоленщины на войне» заняла 2 место во всероссийском конкурсе «Лучший классный час»

4) внедрения достижений инновационных проектов в образование на практике.

Транслирование опыта через проведение открытых уроков, написание методических разработок, проведение открытых внеклассных мероприятий:

Открытые уроки:

- «Машины для внесения минеральных удобрений»;

- « Выбор посадок по предельным натягам с использованием таблиц допусков»

Урок- конференция на тему «Зерноуборочные машины. Современные тенденции в комбайностроении».

- «Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма»

Открытое внеклассное мероприятие, посвященное дню автомобилиста.

Курсовое и дипломное проектирование выходит за рамки отдельно взятого профессионального модуля и носят исследовательский характер с переходом на практическую направленность.

Разработка рабочих программ по профессиональным модулям, пакетов контрольно оценочных средств.

Результаты использования инновационных технологий:

Повысилась уверенность обучающихся в собственных силах;

Обеспечение механизмов критического мышления обучающихся, умение искать пути решения поставленной задачи;

Качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;

Усиление мотивации на успешную учебную деятельность;

Повышения умения адекватно оценивать себя:

Развитие познавательных интересов и творческой активности обучающихся;

Развитие исследовательских способностей;

Развитие умения мыслить адекватно;

Развитие «чувства локтя», коммуникабельности.

IV - этап работы 2017-2019г.

1. Внедрить в свою работу бинарные уроки- нетрадиционную

форму занятия.

2. Продолжить мониторинг интеллектуального развития.

3.Шире внедрят в учебный процесс возможности ИТК технологий.

4.Углубить уровень использования проектной технологии.

5. Продолжить реализовывать технология портфолио.

6. Продолжать использовать здоровьесберегающие технологии.

Заключение

Использование в педагогической деятельности различных образовательных

технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, современные образовательные технологии связаны с повышением

эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат

образовательного процесса – подготовку высококвалифицированных рабочих

кадров и специалистов, способных успешно осваивать новые профессиональные области, гибко и динамично реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия, обладающих высокими нравственными качествами в условиях инновационного образовательного пространства.

Литература.

    Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П.Беспалько – М.,1989. – С.126

    Выступление В.В. Путина на заседании Государственного Совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. [Электронный ресурс] – URL: 2002.kremlin.ru events/284.html

    Модернизация российского образования: документы и материалы. Ред.: Э.Д. Днепров, Москва: ГУ ВШЭ, 2002, серия “Библиотека развития образования”– 35c.

    Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. //Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы пов. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

    Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] /Г.К,Селевко. – М.: Народное образование. 1998 -256 с.

«Воспитание детей» - Я не храбр. Лень и дети. Родительское собрание по теме «Отцы и дети. Как сформировать волю? Ребёнок должен на деле почувствовать силу авторитета родителей и педагогов. Что делать? Умение беречь время – важная черта организованного человека. По отношению к упрямым, избалованным детям рекомендуется строгость и твердость.

«Метод проектов в литературе» - Ведущая идея. Команды не соревнуются. Методика работы команд. Продукт. Портфолио. Результат проектной деятельности. Что дает применение таких уроков? Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Проектная Личность деятельность. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

«Активные методы обучения» - Признаки методов активного обучения Проблемность. Активные методы обучения: игровое моделирование. Индивидуализация. Активные методы обучения: обучение с помощью специальных средств. Непосредственность, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. Активные методы обучения: обучение на практических примерах и ситуациях.

«Интерактивные методы обучения» - Решает три главные задачи: Разработаны специальные приёмы для интерактива (для работы в парах, группами, коллективно): Учебно-познавательная задача (нр.: узнать, определить…) Коммуникативно-развивающая (нр.: развитие учебных умений) Социально-ориентированная. Карусель Кластер Паучок. Интерактивные методы обучения.

«Метод проектов в обучении» - Подготовка. Предложенный Дж. Границы и трудности использования метода проектов. Заключительный этап. Конструкторский этап. Оценка результатов и процесса. Планирование. Исследование. Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: Характер педагогической деятельности в методе проектов.

«Методы воспитания» - Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Различные мелодии, даже самые сложные, сочиняются при помощи только семи нот. Доминирующие бинарные методы воспитания-самовоспитания: Классификация методов воспитания И.Г. Щукиной построена на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания.

Cтраница 1


Совершенствование методики преподавания на современном этапе требует широкого внедрения информационных технологий в учебный процесс. Значительный интерес в этом направлении представляет разработка программного обеспечения технологии проведения лабораторного практикума по курсу железобетонные конструкции при подготовке высококвалифицированных инженеров-строителей 21 века. Компьютеризация лабораторного практикума имеет ряд несомненных и очевидных преимуществ, связанных, во-первых, с возможностью динамического моделирования процессов измерений, во-вторых, с возможностями использования компьютерных разработок лабораторных работ в режиме тренинга и совмещения процесса обучения и тестирования. Информационно-компьютерная система лабораторного практикума представляет значительный интерес для внедрения на заочной и дистанционной формах обучения с учетом неограниченных возможностей по многовариантности заданий и фронтальности проведения лабораторных работ в виртуальном режиме. Программа лабораторного практикума прошла апробацию на четвертом курсе специальности 2903 Промышленное и гражданское строительство. Студент выбирает нужную лабораторную работу и запускает се на выполнение. На экране монитора с помощью компьютерной графики изображаются образцы для испытаний, лабораторная установка, выводится таблица данных, фиксируемых в работе. Программа позволяет изучить работу в динамике, автоматически заносит регистрируемые данные в таблицу, проводит необходимые расчеты и строит графики. Лабораторный практикум может проводиться как на отдельных индивидуальных ЭВМ, так и в компьютерном классе, рассчитанном на академическую группу. Можно выделить следующие особенности компьютерного лабораторного практикума: а) каждый, студент выполняет свою работу индивидуально, что значительно повышает понимание исследуемых процессов; б) в случае неудачного проведения работы за весьма короткий промежуток времени можно повторить выполнение как всей работы, так и отдельных ее этапов; в) при выполнении работы на компьютере отсутствует так называемый эффект страха перед реальной лабораторной установкой; г) значительно снижается риск травмирования; д) компьютерный вариант работы позволяет детально обсудить особенности экспериментальной установки; е) многовариантность работы позволяет моделировать эксперимент в условиях, недоступных в реальной обстановке.  

Без непрерывного развития науки и совершенствования методики преподавания и самостоятельная работа студентов быстро выдохнется, превратится в некий шаблон, в стандарт, а это, как известно, злейший враг воспитания и образования молодежи. Огромнейшую роль в развитии самообразование и самостоятельности студентов, в расширении их кругозора, научных и общекультурных интересов играет книга, умение ее - найти и своевременно прочитать.  

На заседаниях совещания-семинара заслушано 24 доклада, посвященных совершенствованию методики преподавания теоретической механики в университетах и технических вузах, организации и проведению НИРС и УИРС на кафедрах теоретической механики, использованию в учебном процессе технических средств обучения, организации машинного и безмашинного контроля знаний студентов, а также повышению квалификации преподавателей и работе общегородских межвузовских семинаров преподавателей теоретической механики.  

Одной из мер повышения качества подготовки специалистов со средним специальным образованием является совершенствование методики преподавания.  

Третье издание (2 - е - 1987 г.) дополнено рекомендациями по самообразованию и совершенствованию методики преподавания.  

К сожалению, этот преподаватель успел забыть давно проходившееся им дифференциальное исчисление и неодобрительно отнесся к нашей первой попытке совершенствования методики преподавания.  

Пленум поручает новому составу президиума Совета, руководствуясь решениями XXIV съезда КПСС, разработать перспективный план деятельности Совета и его секций на ближайшее пятилетие, в котором предусмотреть мероприятия, направленные на дальнейшее улучшение качества обучения студентов по курсу теоретической механики, повышение научного и идейного уровня читаемых курсов, совершенствование методики преподавания и широкий обмен опытом этой работы, развитие научно-исследовательских работ по проблемам методики преподавания, дальнейшее повышение качества учебников, учебных и наглядных пособий, повышение квалификации преподавательского состава, улучшение воспитательной работы со студентами.  

Научно-методическая работа кафедры предусматривает развитие педагогики высшей школы с учетом работы конкретного вуза. Многие положения дидактики высшей школы требуют дальнейшего научного углубления и развития, и чем шире на кафедрах ставятся проблемы педагогики высшей школы, тем эффективнее претворяются в практике учебного процесса результаты методических исследований, тем быстрее идет совершенствование методики преподавания.  

Здесь кроется основной резерв повышения эффективности обучения и качества подготовки специалистов. В современной высшей школе учебный процесс все в большей мере приобретает характер самостоятельного труда студентов, организуемого и управляемого преподавателем на основе новейших методов и средств обучения. Наряду с совершенствованием методики преподавания важнейшими задачами вузов является планирование, рациональная организация и контроль за самостоятельной работой студентов. Пути совершенствования управления самостоятельной работы студентов конкретизированы в прилагаемой схеме.  

Частью общей культуры являются культура умственного труда, способность работать с разньши видами текстовой информации, умение учиться. Между тем исследования показывают, что скорость чтения научно-популярных текстов у преподавателей профтехучилищ примерно соответствует нормам чтения для старших классов средней школы. В работе с книгой преобладает репродуктивная ориентация: чтение рассчитано на простое воспроизведение материала, не анализируется степень усвоения прочитанного, его содержательная связь с потребностями совершенствования методики преподавания дисциплин.  

Значительный интерес представляют соображения В, А. Здесь автор рассматривает модельное изучение как средство развития творческих способностей и научного осмысливания практики, как путь оценки качества учебных программ, форм обучения, совершенствования контроля знаний, совершенствования методики преподавания, как средство согласования различных компонентов системы учебного процесса. Большое значение придает автор роли методов моделирования для создания науки о педагогике высшей школы.  

Правильное и оправданное применение ТСО ведет к повышению эффективности обучения, в противном случае - к формальному их задействованию. Кафедра не может допускать использование технических средств обучения в тех случаях, когда это не диктуется методической целесообразностью, а применяется как атрибут современного уровня обучения. Важной задачей является определение критериев оценки эффективности применения ТСО. Последнее возможно на основе обобщения результатов научно-исследовательской работы кафедр по совершенствованию методики преподавания.  

Например, сравнительные данные экзаменационных сессий показывают, что в зимнюю сессию 1973 / 74 учебного года было получено на 253 неудовлетворительные оценки меньше, чем в зимнюю сессию 1968 / 69 учебного года. Заслуживает особого внимания тенденция заметного уменьшения доли неудовлетворительных оценок по таким трудным для усвоения дисциплинам, как высшая математика, физика, химия, теоретическая механика и другим. Конечно, приведенные данные не могут быть охарактеризованы только как результат внедренной системы аттестации. В этом процессе находит отражение действие всех форм совершенствования методики преподавания и организации учебного процесса, новой среди которых является рассматриваемая система активизации самостоятельной работы студентов с помощью систематических проверок.  

Страницы:      1