Деловая игра для журналистов «Дебаты. Дебаты. Из опыта работы Актуальные темы для обсуждения с подростками

Добрый день! С вами Эльвира Барякина и «Справочник писателя».

Сегодня мы поговорим о «горячих темах», которые неизменно вызывают дискуссии в Интернете.

Ни для кого не секрет, что в любом обществе существуют «болевые точки». Болевыми они становятся потому, что на ту или иную тему существует несколько полярных мнений, и, встретившись с противоположной точкой зрения, люди начинают отстаивать своё видение ситуации. Они хотят, чтобы мир был «вот такой» - удобный лично им: ведь иначе наступит неминуемая катастрофа.

Итак, давайте посмотрим, что же это за «горячие темы»:

Политика

Мигранты, беженцы, национальный вопрос.

Одна из горячих тем – это мигранты, беженцы и национальный вопрос. Одни считают, что мигрантов надо приветствовать, другие - что их надо выгнать из страны. На одной чаше весов - безопасность, на другой - нехватка рабочих рук по приемлемым ценам.

Прогрессисты vs. консерваторы

Существуют люди, которые отстаивают идеалы глобального мира, и люди, которым близки более консервативные ценности. Одни призывают к реформам, другие - к возвращению к истокам. Каждого можно понять - у всех своя зона комфорта, но угодить каждому невозможно.

Великая держава vs. «У нас всё плохо»

Одни люди говорят, что «Мы уже самые крутые и всех победили», другие с возмущением пишут, что у нас куда ни глянь - везде недостатки. Вечная тема: стакан наполовину пуст или наполовину полон

Новости

Горячие дискуссии можно вызвать, обсуждая новости. Допустим, автор что-либо вычитал в новостной ленте и дал свои комментарии на то или иное событие. При этом он поставил вопрос так, что с ним так и хочется поспорить.

Толкование высказываний

Что сказали значимые люди: президент Путин, президент Трамп и пр.?

Природные катаклизмы и терроризм

Мы показываем свою реакцию, обсуждаем - кто виноват, что делать, куда бежать, как помогать.

Новости науки

Здесь мы можем рассуждать на самые разные темы: восхищаться очередными достижениями человечества, осуждать их или сомневаться в их полезности. Главное – не просто сообщать о той или иной новости, а высказывать свое мнение - тогда наверняка найдутся люди, которые захотят что-то добавить к вышесказанному.

Новости из жизни знаменитостей

Здесь проявляется весь спектр эмоций – от восхищения до откровенного хейтерства. Блоггер может обсуждать наряды, поступки или высказывания звезды… Форму ее носа, форму носа ее собачки, форму носа ее самолета. Комментарии можно получить, задавая читателям вопросы или сознательно вызывая их на спор.

Новости из жизни животных

Что случилось в зоопарке Мельбурна? У кого родился детёныш в Сан-Диего? Показываем фотографии и рассказываем умилительные и/или интересные истории. Если у вас будет качественный контент, многие начнут им делиться.

Выход новых интересных продуктов

Обсуждаем достоинства и недостатки новых гаджетов, фильмов, программ и пр. Комментарии будут появляются у тех блоггеров, кто приносит своим читателям пользу, а также у тех, кто сознательно дразнит их.

Семья

У этой темы огромный потенциал для дискуссий - потому что она касается всех без исключения.

Безопасность детей

Споры на эту тему всегда вызывают живейший отклик: что можно делать, а что нельзя? Можно ли бить детей? Чем грозит религиозное воспитание детей? А чем светское? Давать ребенку больше самостоятельности? Не отпускать его от себя ни на шаг? Заступаться во время конфликтов? Или пусть сам решает свои проблемы?

Отношение взрослых детей с родителями

Здесь у многих находится болевая зона, и поэтому, если вы рассказываете историю на эту тему, даёте советы или просто высказываете своё мнение, вы можете вызвать значительный читательский отклик.

Любовь и романтика

Кого можно любить, а кого нельзя? Что такое романтика? Лепестки роз на наволочке или что-то другое? Что такое отношения в браке и до брака? Как найти девушку мечты или как найти молодого человека мечты? Что насчет подарков? Как показать любимому, что он бесконечно дорог для вас?

Развод и делёжка имущества

Как пережить развод? Как быть с родительскими обязанностями? Кому отойдет пластмассовая ванночка, а кому ситечко для чая? А с детьми что делать? Личные истории вызывают комментарии в духе «Спасибо, что поделились» и рассказы о своей ситуации. Советы, в особенности категоричные, часто вызывают споры.

Нетрадиционная ориентация

На тему гомосексуализма, трансвеститов и т.п. тоже можно спорить до хрипоты. Кого-то этот вопрос вообще не напрягает, а кого-то бесит. А тех, кто терпимо относится к людям нетрадиционной ориентации, можно довести до белого каления несправедливостью по отношению к геям.

Социум

Толкование истории

Кто-то с ностальгией вспоминает СССР, а кто-то считает, что «при Совке» всё было ужасно: если бы не кровавая гэбня и товарищ Сталин, мы бы жили как в Финляндии.

Феминизм и равноправие полов

Кто-то придерживается мнения, что мужчины и женщины должны быть наделены равными правами, а кто-то считает, что женщине надо сидеть дома, а мужчине - зарабатывать деньги.

Верующие vs. атеисты

Обсуждаем - есть ли Бог или нет. Сюда же относятся споры по поводу различных Церквей и конфессий.

Образование

Благотворительность

Есть вещи однозначные: больным детям надо помогать! Но есть вопросы, которые вызывают в народе ожесточенные споры. Например, некоторым кажется, что бессмысленно тратить силы и средства на инвалидов с глубокой умственной отсталостью, в то время как талантливые дети из бедных семей не могут получить нормальное образование.

А еще есть проблемы бомжей, наркоманов с глубокой и необратимой деформацией личности и проблема преступников, которых надо как-то адаптировать к жизни в обществе. К примеру, стоит или не стоит заниматься благотворительностью в отношении насильников? Тут явно есть о чем поспорить!

Поведение в обществе

Что приемлемо, а что неприемлемо? О покойниках можно говорить только хорошее или правда важнее? Можно ли критиковать Родину, в особенности «в тяжелый для Родины час»? Что делать с чужим ребенком, если он на ваших глазах обижает младшего брата, а мамаше все равно? Общественные нормы постоянно меняются и то, что вчера было в порядке вещей, сегодня уже выглядит варварством - и тут можно спорить до бесконечности.

Здоровье

Алкоголь и курение

В Интернете можно встретить любые мнения на эту тему. Кто-то горячо поддерживает культуру виноделия, кто-то считает, что любой алкоголь - это яд. Кто-то не выносит табачного дыма, кто-то курит, как паровоз, и возмущается, когда некурящие навязывают ему свой образ жизни.

Фитнес

Какие упражнения полезны, а какие вредны? Эта тема вызывает ожесточенные споры, т.к. в Сети расплодилось огромное количество недоучек и откровенных шарлатанов, которые явно не имеют специального образования. При этом кто есть кто и кто прав, а кто виноват, зачастую тоже определяют дилетанты.

Пластическая хирургия

«Девочки, где вы добыли такой классный ботокс? У вас лицо, как кукольное, стало!» Во-первых, можно поспорить на тему «Надо или не надо бороться с естественным ходом времени», во-вторых, можно обсудить различные средства, в-третьих, можно задавать вопросы и обмениваться рекомендациями и т.п. А еще можно обсуждать результаты - у себя, и у звезд.

Народная медицина

Обсуждаем и применяем способы лечения, которые использовали наши деды.

Нетрадиционная медицина

Обсуждаем и применяем способы лечения вроде гомеопатии и иглоукалывания.

Аборты

Зародыш - это уже личность или пока еще нет? Нужно ли человечеству размножатся, если нас и так уже 7 миллиардов? Имеет ли право государство решать, заводить женщине ребенка или нет?

Питание

Тема питания – это не просто обмен рецептами, но еще и жаркие споры по поводу пользы продуктов, правильности и неправильности порезки укропа, тайне «истинного оливье» и т.п.

Здоровый образ жизни

Обсуждаем, что вредно, а что полезно. Если вы даёте достоверную, научно обоснованную информацию, то честь вам и хвала. Если вы специализируетесь на псевдонаучной информации - ну, тоже вариант, почему бы и нет?… Некоторых людей это привлекает и радует.

Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание Грецов Андрей Геннадьевич

Методы групповой дискуссии

Методы групповой дискуссии

Под групповой дискуссией в тренинге понимается «совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения» (Бачков, 2000, с. 40).

В ходе дискуссий чаще всего обсуждается следующее:

? События, непосредственно происходящие в тренинговой группе в процессе работы (интеракционная дискуссия). Подобная групповая дискуссия обычно не выделяется в качестве отдельного структурного элемента тренинга, однако именно она используется в тренингах наиболее широко. Как раз к таким дискуссиям относятся обсуждения упражнений и других событий в группе, обмен эмоциями и впечатлениями по поводу выполненных упражнений, ряд техник получения обратной связи. На обсуждение упражнений зачастую уходит в 2–3 раза больше времени, чем непосредственно на их проведение.

? Проблемы, значимые для большинства участников группы (тематическая дискуссия). С одной стороны, задачей такой дискуссии выступает обмен субъективным опытом по соответствующей проблеме, демонстрация разнообразия ее владения и возможных путей ее решения. С другой стороны, если это конкретная проблема, стоящая перед группой, задачей дискуссии может быть выбор пути ее решения.

? Прошлый опыт участников группы (биографическая дискуссия). В тренингах изучение прошлого опыта, как правило, не служит самоцелью, к данному виду дискуссии следует прибегать лишь в случае необходимости решения проблем, встающих перед группой в настоящем. Кроме того, такая дискуссия позволяет выстраивать параллели между тем, что происходит на тренинге, и накопленным ранее жизненным опытом участников.

Как правило, в групповых дискуссиях выделяется несколько фаз (Марасанов, 1998, и др.).

1. Ориентировка. Определяется тема и цели дискуссии. Следует проследить, чтобы тема была понята всеми участниками в одном ключе. В противном случае разговор может оказаться бессмысленным.

2. Сбор информации. Участники высказывают свои мнения, чувства, суждения, идеи по существу рассматриваемого вопроса. Если дискуссия посвящена поиску решения конкретной проблемы – целесообразно предложить участникам высказывать все возможные решения, которые приходят им в голову, исключая их критическую оценку (т. е. применить метод мозгового штурма).

3. Упорядочение, обоснование и совместная оценка полученной в ходе обсуждения информации. На этой же стадии происходит критическая оценка предложенных ранее вариантов решения поставленных проблем.

4. Завершение дискуссии: подведение итогов, сопоставление целей дискуссии с полученными результатами. Если обсуждалась конкретная проблема, формулируется способ ее решение.

Элементы групповой дискуссии так или иначе присутствуют при обсуждении любых упражнений, получении обратной связи и т. д. Однако она часто выступает и в качестве самостоятельной тренинговой техники. В таких случаях цель ее применения – поиск решения конкретных проблем, стоящих перед группой, или же обмен субъективным опытом участников по значимым для них вопросам, связанным с тематикой тренинга. Так, в подростковых тренинговых группах часто обсуждаются взаимоотношения со сверстниками, бурные дискуссии по этому поводу в ряде случаев возникают спонтанно. Кроме того, для подростков актуальны проблемы, связанные с собственным будущим. В группах, где сложился высокий уровень взаимного доверия, часто на первое место выходит именно эта тематика.

Вот еще несколько вариантов тем, которые обычно актуальны для подростков и могут быть положены в основу групповой дискуссии:

? «Симпатия и любовь» (почему нам нравятся именно те, кто нравится; как добиться взаимности).

? «Как выбрать дорогу в жизнь» (психологические основы выбора профессии).

? «На экзамен – без страха» (повышение эффективности подготовки к экзаменам, стратегия поведения на экзамене, методы снятия экзаменационной тревожности).

? «Детки и предки» (проблемы взаимоотношений с родителями; пути конструктивного решения конфликтных ситуаций в отношениях с родителями).

По степени активности ведущего групповые дискуссии можно условно разделить на структурированные (задается тема и регламентируется порядок прохождения дискуссии) и свободные (тема выдвигается самими участниками, ход дискуссии не регламентирован, ведущий пассивен или же участвует в дискуссии на правах рядового собеседника). Замечательно, когда подростки сами выдвигают для обсуждения важные для них темы, однако полностью свободные дискуссии в подростковых группах, как правило, не очень продуктивны. Даже если дискуссия начинается как свободная, ведущий обычно вносит в нее определенный элемент структурированности. Рассматриваемые далее приемы управления ходом дискуссии – это, по сути, как раз и есть способы ее структурирования.

Рассмотрим основные приемы управления ходом групповой дискуссии.

1. Задавание вопросов. Позволяет направлять групповую дискуссию, активизировать ее ход, подключать пассивных участников, расставлять акценты в обсуждаемом материале. Иногда высокоструктурированная дискуссия целиком строится с помощью вопросов ведущего. Наиболее продуктивно использовать открытые или косвенные (задаваемые в форме утвердительного предложения) вопросы. Закрытые вопросы, подразумевающие очень короткий, односложный ответ, следует задействовать весьма осторожно. Они не располагают к дискуссии, а если таких вопросов много, у участников может возникнуть ощущение допроса, что вызывает сопротивление. В то же время подобные вопросы оправданны при необходимости свернуть ход дискуссии и подтолкнуть участников к подведению ее итогов, при чрезмерной активности подростков, а также в противоположной ситуации – при полной пассивности группы и отсутствии ответов на открытые вопросы. В таком случае закрытые вопросы, предполагающие хоть какой-то, пусть короткий ответ, все равно дают возможность завязать диалог и впоследствии перейти к открытым вопросам. Рекомендуется также избегать вопросов, начинающихся со слова «почему». Они обычно вызывают только ответ «потому…», содержащий лишь ссылки на внешние причины и не несущий психологической ценности.

2. Введение правил. Понятно, что при групповых дискуссиях должны соблюдаться все основные правила тренинговой работы, о чем при необходимости можно напоминать участникам. Кстати, эти правила наиболее полно регламентируют порядок прохождения именно групповой дискуссии, а не других видов деятельности. Если в процессе дискуссии дается обратная связь, следует настаивать на соблюдении правил конструктивной обратной связи (см. выше). И, главное, подростков следует приучить придерживаться правила «когда один говорит, другие слушают». Если оно соблюдается слабо, можно ввести дополнительные условия:

Правило «Микрофон»: среди участников от одного к другому передается предмет – например, небольшая мягкая игрушка. Говорит только тот, у кого этот предмет окажется в руках, остальные слушают. Иногда полезно иметь два таких предмета, один из которых постоянно находится в руках у ведущего (который оставляет за собой право высказываться независимо от того, у кого в руках второй предмет).

Правило «Перефраз»: свою мысль участник может высказывать только после того, как изложил своими словами основную мысль выступавшего перед ним.

3. Прямое инструктирование. В структурированных дискуссиях зачастую присутствует возможность дать четкую и однозначную инструкцию о том, как организовать беседу. Например, при поиске решения конкретных проблем это могут быть правила мозгового штурма. Его алгоритм таков:

Изложение проблемы ведущим;

Генерирование участниками максимального числа вариантов решений без их критической оценки;

Критическая оценка предложенных вариантов;

Выбор наиболее подходящего из них.

Иногда целесообразно построить обсуждение по типу так называемой Балинтовской группы. Такая дискуссия протекает по следующему алгоритму:

Один участник излагает суть рассматриваемой проблемы и задает группе вопросы, на которые хотелось бы получить ответ;

Другие участники по кругу задают ему уточняющие вопросы;

Каждый по кругу излагает свое ви?дение проблемы и дает ответы на поставленные перед группой вопросы;

Участник, излагавший проблему, излагает ее ви?дение с учетом выслушанных мнений.

4. Собственные высказывания ведущего, выступающего в роли рядового участника дискуссии. Ведущий может высказать свое мнение, акцентировать внимание на каких-либо фразах участников, обобщить ранее высказанные мнения и т. п. С одной стороны, фразы ведущего обычно оцениваются как значимые, участники воспринимают их непосредственное содержание. С другой, ведущий выступает при этом в роли эталонного участника, демонстрирующего психологически грамотное построение высказываний.

Чтобы организовать дискуссию более эффективно, ведущему следует придерживаться следующих правил:

1. Не нужно принуждать участников следовать в обсуждении именно тому порядку идей, который кажется правильным ведущему. Даже структурированная дискуссия подразумевает довольно большую свободу для участников.

2. Позвольте дискуссии развиваться в направлении тех проблем, которые осознаются подростками во время их диалога друг с другом.

3. Стремитесь подкреплять любые теоретические рассуждения жизненными примерами и практическими упражнениями. В противном случае подростки не смогут соотнести их со своим жизненным опытом.

4. Поощряйте участников создавать свои собственные психологические идеи. Ведь если идея воспринимается в качестве своей собственной, она куда скорее повлияет на реальное поведение, чем если она навязана извне!

5. Поощряйте участников говорить друг с другом. Дискуссия, превращенная в монолог ведущего, теряет свою эффективность, а лекция – это отнюдь не самый результативный метод передачи информации подросткам и, тем более, изменения их взглядов.

6. Помогайте участникам осознавать их собственные предложения, идеи, вопросы, которые возникают у них в процессе дискуссии. Учите их слушать не только окружающих, но и самих себя.

7. Старайтесь сами внимательно слушать то, что говорится участниками, и поощряйте их слушать друг друга.

8. Одобряйте участников, когда они находят аргументы или подтверждения собственным идеям, верованиям, убеждениям.

9. Демонстрируйте участникам, что сказанное ими заставляет слушателей, в том числе и вас, задумываться.

10. Не настаивайте на том, чтобы участники анализировали, обсуждали каждый из вопросов до тех пор, пока не получат на него исчерпывающий ответ.

И. Будьте осторожны при утверждении и изложении собственных взглядов, больше поощряйте участников думать самостоятельно. Избегайте манипулирования ими, для того чтобы представить свою точку зрения как наиболее оправданную.

12. Не превращайте дискуссию в сеанс психотерапии, попытку решить сугубо личные проблемы участников.

Из книги Сознавание: исследуем, экперементируем, упражняемся автора Стивенс Джон

Групповой массаж Сформируйте группы из 8-10 человек; как вариант - из 6-7 участников. Один человек ложится на живот. Ведущий встает на колени у изголовья, а остальные располагаются277справа и слева от лежащего. Вся процедура осуществляется молча, сидящий у изголовья

Из книги Искусство словесной атаки автора Бредемайер Карстен

Из книги Наедине с Миром автора Калинаускас Игорь Николаевич

ЖИЗНЬ И БЫТИЕ (В порядке дискуссии) Когда мы рассказываем о своей жизни, то чаще всего описываем события, происходившие с нами в разные периоды, вспоминаем некоторые факты, что-то изменившие на нашем пути или в нас самих, говорим о том, что с нами случилось. Мы рассказываем

Из книги Моральное животное автора Райт Роберт

Из книги Пророческое предвидение будущего автора Емельянов Вадим

Что нового вносит наша гипотеза в старые философские дискуссии? Коррекция взгляда на причинно следственные связи.Понятие времени обсуждалось необозримым числом авторов. Охватить всю эту литературу или даже основные направления дискуссии уже не представляется

Из книги Гендерная психология автора Автор неизвестен

Методические указания к дискуссии Во время общей дискуссии следует обратить внимание на следующие важные моменты.1. Б. Франсиз использует понятия гендера и пола в качестве синонимов, а также рассматривает их с точки зрения доминирования или подчинения одного другому.

автора Щербатых Юрий Викторович

Групповой секс Кроме секса, есть много прекрасных вещей. Секс втроем, например. К., Киев (Из письма в «Спид-инфо») Обычно секс подразумевает очень интимное общение двух людей, нечто скрытое от посторонних глаз, отношения, при которых «третий - лишний». Однако в сексологии

Из книги Гипнотерапия. Практическое руководство автора Карл Гельмут

Групповой гипноз Гипноз может проводиться не только индивидуально, но и на групповых собраниях. Гипнотизеры, как правило, осуществляют индукцию с теми субъектами, которые добровольно хотят участвовать в наглядном показе в группе. Обычной практикой является выбор

Из книги Как сохранить успех. Искусство общения. Технологии, иллюзии, возможности автора Цветкова Евгения Геннадьевна

Публичные выступления и дискуссии Публичные выступления 1. Чтобы подготовить выступление, недостаточно просто подобрать и структурировать информацию. Надо найти путь вашей информации к данной аудитории.И в этом вам поможет все та же технология убеждения.Прежде всего,

Из книги Демагогические Шаблоны - Основы Полемики с демагогами автора Богатырев Александр Петрович

Публичные дискуссии 1. Прежде всего, давайте разберемся, что такое публичная дискуссия. Где мы с ней сталкиваемся. То, что теледебаты политиков перед выборами - публичная дискуссия - это понятно. А если вы беседуете в компании друзей? Или на встрече с деловыми партнерами?

Из книги Центр циклона [Автобиография внутреннего пространства] автора Лилли Джон

5. Увод дискуссии с предмета дискуссии Производится этот нехитрый прием, как правило, в тех случаях, когда демагогу ничего не остаётся сказать по основному предмету спора.Антитеза этому методу, в общем проста - настырно заворачивать дискуссию на основной предмет с

Из книги Психология любви и секса [Популярная энциклопедия] автора Щербатых Юрий Викторович

ГЛАВА 9. ГРУППОВОЙ РИТМ И ГРУППОВОЙ РЕЗОНАНС В КАПРСКОЙ РАБОТЕ Основным результатом групповых упражнений явилось сплочение группы. Каждый приобрел более глубокую ответственность за каждого члена группы. Имело место очень глубокое разделение опыта и возникало

Из книги Риторика. Искусство публичного выступления автора Лешутина Ирина

Групповой секс Кроме секса, есть много прекрасных вещей. Секс втроем, например. К., Киев (Из письма в «Спид-инфо») Обычно секс подразумевает очень интимное общение двух людей, нечто скрытое от посторонних глаз, отношения, при которых «третий – лишний». Однако в сексологии

Из книги Мир на взводе: пружина разжимается автора Лукьянов Федор

Глава 9 Техника дискуссии Публичное выступление, в том числе презентация, предусматривает также ответы на вопросы слушателей – дискуссию.Дискуссия – публичный спор, нацеленный на поиск правильного решения проблемы путем сопоставления разных точек зрения (прояснение

Из книги Традиционализм, либерализм и неонацизм в пространстве актуальной политики автора Щипков Александр Владимирович

Из книги автора

Неофашизм как понятие: идейные дискуссии и границы смыслов В связи с событиями на Украине мы наблюдаем возвращение фашизма в европейскую политику. Но с анализом ситуации и чётким пониманием фашизма как исторического явления пока есть серьёзные проблемы. Например,

Цель данного внеклассного мероприятия -познакомить подростков с природой и причинами конфликтов и помочь им овладеть навыками решения конфликтных ситуаций. Я использовала игровую, ролевую, групповую и интерактивную технологии.Занятие проводится в в форме диспута-игры. Данная тема вызывает у учащихся живой интерес в связи с актуальностью данной темы для ребят переходного возраста.Занятие построено с учётом требований ФГОС. Детям предлагались проблемные ситуации из реальной жизни,которые они должны были проанализировать и предложить пути их решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час –дикуссия в 7 классе на тему:

« Конфликты среди подростков».

Форма работы : групповая

Цели: Помочь учащимся овладеть навыками решения конфликтной ситуации, стремиться оценивать саму конфликтную ситуацию, её содержания, а не человеческие качества партнёров.

Задачи:

1)Дать характеристику понятия «конфликт»,рассмотреть природу конфликта, определить положительные и отрицательные стороны.

2)Познакомить с методами решения конфликта, вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта.

Оснащение: карточки с речевыми опорами, дерево толерантности, разноцветные кружочки, листы А3,ручки, карточки для диалогов.

Ход мероприятия:

1.У:Я хочу начать наше с вами мероприятие со стихотворных строк, а вы должны догадаться, какова же тема нашей сегодняшней беседы.

Мы миримся, мы ссоримся, по-разному бывает.

Конфликты зарождаются и движутся по-кругу.

То что0то не понятно нам, то нас не понимают.

Как важно и полезно –просто выслушать друг друга!

Давайте будем попросту учиться говорить

Среди задач и теорем мы учимся общаться.

Попробуйте быть вежливы, попробуйте дружить!

Тогда обидные слова не будут повторяться.

Правильно, наша тема «Конфликты среди подростков».

2.У:Давайте проведём мозговой штурм.Поскольку мы говорим о подростковых конфликтах, назовите, с кем могут быть конфликты у подростков.(Ответы учащихся- с родителями, с друзьями,с одноклассниками, с соседями, с родственниками, с учителями, с тренерами и т.д.)

3.У:Ребята, у вас на столах лежат листы А3.Вы работаете группами. В центре листа вы должны написать слово- конфликт- а вокруг этого слова каждый член команды должен написать из-за чего могут возникать конфликты у подростков(Н: слишком много домашней работы, скучные уроки и учителя, недостаток карманных денег и т.д.) 2-3 минуты, затем команды встают, подходят к соседнему столу и анализируют работу соседней команды. Учитель пол очереди просит команды озвучить варианты их ответов.

4.Теперь возьмите листочки бумаги и ручки и составьте список этих проблем в степени важности лично для вас(, самая важная проблема для вас будет стоять под цифрой 1, а менее важная под цифрой 10). Стол №1, №4-назовите самую важную проблему, стол№2 , №3 назовите наименее важную проблему для вас. Вот видите, проблемы у всех разные.А скажите, почему возникают конфликты- правильно, потому что мы все разные, у нас разный цвет кожи, разная религия, разные вкусы, пристрастия и убеждения, но мы должны уважать мнение друг друга.

5.Учитель: Скажите, пожалуйста, что такое в вашем понимании конфликт, и с чем он у вас ассоциируется?(Ответы учащихся -ссора, обида, слёзы, горечь, разочарование, депрессия, безвыходность ситуации и т.д.) Согласно- толковому словарю- конфликт- это трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями.Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, поступке, о способах действия. Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем или проигрышем, или признают, что продолжение конфликта бессмысленно.

6.Учитель: А как вы думаете, конфликт, вреден или полезен?

Давайте поиграем в оптимистов и пессимистов(Команда №1, оптимисты и считают, что конфликты полезны, а команда №2 –пессимисты и считают, что конфликты- вредны).Варианты ответов:

Оптимисты- без конфликтов жизнь пресная и скучная; конфликты позволяют выяснить претензии противоположных сторон и прийти к взаимопониманию.

Пессимисты- от конфликтов страдает достоинство человека; ухудшается зрение, поражаются нервы, сердечно-сосудистая система; портятся отношение ранее близких людей.

Молодцы!

7.Учитель:А сейчас я хочу познакомить вас с памяткой по разрешению конфликтов, а вы их внимательно слушайте и запоминайте, потому что в конце нашего мероприятия я попрошу вас их воспроизвести:

1.Чаще говорите друг другу вежливые слова!

2.Всегда говорите правду. Ложь не красит человека.

3.Будьте естественны в общении. Уважайте чувства других!

4.Не бойтесь правды, сказанной в ваш адрес!

5.Не перебивайте собеседника. Умейте слушать!

6.Не загрязняйте свою речь нецензурными словами!

7.Никогда не оправдывайте себя (меня никто не слушает, меня никто не понимает).

8.Не переходите на личности, не критикуйте и не оскорбляйте собеседника!

9.Работайте над решением проблемы. Предлагайте пути решения конфликта!

10.Умейте извиниться, если вы не правы и признать свою ошибку!

И запомните, пожалуйста, факторы бесконфликтного общения:

Улыбка, доброжелательный тон, вежливость, нейтральный тон, приветливость, заинтересованность, непринуждённость жестов.

11.Учитель: а сейчас давайте поиграем в ролевые игры. Команда №1 разыгрывает сюжетный диалог по заданной ситуации, а команда №2 выступает в роли психологов, они определяют кто участники конфликтной ситуации, предмет конфликта, и пути его разрешения, а потом они меняются ролями.

Диалог №1.

Эй, Олег, быстро отдай мне пульт дистанционного управления!

Нет, не отдам. Через 5 минут начнётся мой любимый сериал «Молодёжка» про хоккеистов. Я всегда смотрю его в это время!

Я тоже хочу посмотреть телевизор. Сегодня-мировой чемпионат по футболу.

Мам, а Сашка не даёт мне смотреть телевизор!

Стукач! Я тоже имею такое же право смотреть телевизор, как и ты!

Мам, а а он обзывается!(два брата, телевизор, договориться смотреть телевизор по очереди)

Диалог №2

Оля, иди помой посуду, вынеси мусор, а потом сходи в магазин за хлебом!

Но, мам, почему снова я?а Наташка опять ничего не делает!

Доченька, Наташа готовится к экзаменам, у неё нет времени!

Ага, а на дискотеку в субботу у неё есть время ходить!

Но должна же она отдыхать! Не спорь с матерью. Делай то, что сказано!

Как мне всё это надоело! (Мать и дочь, домашние обязанности, равное распределении обязанностей)

12.Учитель:

Как трудно порою даётся общение.

Все право имеют на личную странность.

И если привычно расходятся мнения-

На помощь должна приходить толерантность!

Она дополняет собой понимание.

Ведёт к расширению границ обозримости.

Душевным теплом наполняет сознание.

Нам просто порой не хватает терпимости.

Перед вами дерево толерантности, я прошу написать вас на стикерах что нужно делать, чтобы было меньше конфликтов в нашей жизни, и как их решать мирным путём. Посмотрите какое у нас разноцветное дерево толерантности, сколько человек, столько и разных мнений!

13.Учитель: И в заключении, у вас на столах лежат разноцветные кружки- красные, зелёные и чёрные. Вы сейчас должны ответить на мой вопрос с помощью этих кружков.

Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтной ситуации (да- красный, нет- чёрный, сомневаюсь- зелёный)

Учитель:

В жизни по-разному можно жить,

В горе, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

И делать кому –то пакости.

А можно и так: на рассвете встать,

И помышляя о чуде,

Рукой обожжённой солнце достать и подарить его людям!


(могут быть использованы и для убеждающих выступлений )

Что дал России большевизм

Нужно ли платное образование

Как следует изучать историю

Научить можно всех

Кто не может быть студентом

Нужно ли нам изучать (учебный предмет)

Нужны ли вступительные экзамены

Почему мы плохо знаем иностранные языки

Есть ли стыдные профессии

Нужна ли религия обществу?

Есть ли будущее у народной музыки (или другого музыкального направления)

Полезно ли вегетарианство

Должна ли быть в обществе безработица

Как надо относиться к нищим, бомжам

Всем ли надо иметь среднее образование

Нужна ли свободная посещаемость

Нужен ли суд присяжных

Способна ли тюрьма исправить

Нужна ли смертная казнь

Нужна ли школьная форма

Строить ли атомные электростанции

Должна ли свобода быть полной?

Может ли рынок быть регулируемым

Есть ли польза от многопартийности

Непобедима ли коррупция

Должна ли земля быть частной собственностью

Можно ли избежать конфликта поколений

Как жить, не ссорясь

Есть ли у нас демократия

Может ли свобода слова быть полной

Надо ли запретить аборты

Почему люди пьют

Можно ли победить пьянство

Можно ли искоренить преступность

Можно ли победить коррупцию

Нужна ли обществу сильная вертикаль власти

Афоризмы для учебных выступлений

Человек, который изо всех сил старается прожить без врагов, теряет друзей (Ю. Яковлев, писатель).

Нельзя честно прожить жизнь, не нажив врагов (Б. Васильев).

Подлецы редко бывают веселыми людьми (М. Горький).

Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери (Г. Сковорода).

Попробуйте сказать, что хотите, - всегда найдутся люди умные и образованные, которые станут говорить противное (Н. Г. Чернышевский).

Опыт - как клюка, помогает ходить, но мешает летать.

Посредственность обыкновенно осуждает все, что выше ее понимания (Ларошфуко).

Указую господам сенаторам речь в присутствии держать не по писаному, а только своими словами, дабы дурь каждого всякому видна была (Петр I).

Я прожил долгую жизнь и не снес ни одного яйца. Но это совсем не значит, что я не могу судить о качестве яичницы (Б. Шоу).

Не бывает мрачных времен, бывают только мрачные люди (Р. Роллан).

Если голодному человеку вы дадите рыбу, то он будет сыт один день, но если вы научите его ловить рыбу, он будет сытым всю жизнь (индийская мудрость).

Даже лишенный собственных мыслей и собственной индивидуальности человек в ту минуту, когда его наделяют властью, приобретает сущность и содержание... Власть, кредит, слава создают индивидуальность и лицо тому, кого природа лишила этих свойств (Л.. Фейхтвангер).

Если кто-то плюнул сзади на мой фрак, дело моего лакея смыть плевок (А. Пушкин).

Я точен, когда иду на свидания, потому что заметил, что те, которые ждут, не думают ни о чем другом, как о недостатках людей, заставляющих их дожидаться (Буало).

Искусство брака состоит в умении перейти от любви к дружбе (А. Моруа).

Когда глупые люди делают что-то, чего они стыдятся, они оправдываются тем, что выполняют свои обязанности (Б. Шоу).

Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее (В. Гете).

Просто невероятно, как сильно могут повредить правила, едва только наведешь во всем слишком строгий порядок (Г. Лихтенберг).

Опираться нужно только на то, что оказывает сопротивление (Стендаль).

С людьми нужно обращаться лучше, чем они того заслуживают.

Кто не видит хорошего в других, тот не имеет его сам.

Если меня лягнул бы осел, разве я стал бы подавать на него в суд? (Сократ)

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В. О. Ключевский).

Правила поведения для подчиненных: Пункт 1. Босс всегда прав. Пункт 2. Если босс неправ, см. пункт 1. Пункт 3. Пункты 1 и 2 обсуждению не подлежат.

Утверждение не станет истиной лишь оттого, что мы повторяем его снова и снова. Оно не приблизится к истине, даже если поставить его на голосование (С. Паркинсон).

Не спорь с собеседником, по какой стороне улицы идти, - иди по той стороне улицы, по которой хочет он, но веди его туда, куда надо тебе.

В смутные года всегда слепец идет за сумасшедшим (В. Шекспир).

Три заповеди успеха в делах: никому не верь, ни него не бойся, ничего ни у кого не проси (С. Федоров).

Всегда найдутся эскимосы, которые разработают для жителей Конго инструкцию, как вести себя во время жары (С. Лец).

Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входит еще узда и кнут (С. Лец).

Чем мельче жители, тем более великой кажется им империя (С. Лец).

Говорят, у потерявшего зубы несколько свободнее язык (С. Лец).

Свобода есть возможность делать все, что законы позволяют (Екатерина II).

Для большинства людей наказанием является необходимость мыслить (Г. Форд).

Наши неудачи поучительнее наших удач (Г. Форд).

Постоянная важность- признак посредственности (Вольтер).

Если в голове нет мыслей, то глаза не видят фактов (И.Павлов)

Среди нас есть люди, находящиеся на разных ступенях развития (М.Жванецкий)

Не может быть утверждения более нелепого и вредного для человечества, как то, что все люди равны. В природе нет двух предметов, абсолютно равных (Г. Форд).

На производстве действует принцип: «Дай мне мое, а я еще и прихвачу». Он принят на вооружение всеми сотрудниками - от правления компании до рабочих (Н. Тичи, М. Деванна, американские менеджеры).

Политический руководитель отвечает не только за то, как он руководит, но и за то, что делают руководимые им (В. И. Ленин).

Нация рушится изнутри, если ее граждане начинают просить у правительства то, что могут получить сами (Р. Рейган).

Гремит пустая посуда (Я.А.Коменский).

Есть два способа разложить нацию: первый - это наказывать безвинных, второй - не наказывать виновных (Ф. Энгельс).

Люди высокой культуры не враждебны к чужому мнению и не агрессивны (Д. С. Лихачев).

Кто много мыслит, тот непригоден в качестве члена партии: своей мыслью он легко пробивает границы партии (Ф. Ницше).

Для глупого лба по праву необходим, в виде аргумента, сжатый кулак (Ф. Ницше).

Сильные струи увлекают за собой много камней и хвороста, сильные умы - много глупых и запутанных голов (Ф. Ницше).

У всякого дела - четыре стадии: 1. Шумиха. 2. Неразбериха. 3. Наказание невиновных. 4. Награждение непричастных.

Не удастся все время дурачить народ (А. Линкольн).

Трудно определить, что такое демократия. Она подобна жирафу. Раз посмотришь - и уже больше ни с чем не спутаешь.

Люди - плавающие горшки: один бьется о другой (В. Гете).

Надо, чтобы руководитель, специалист и интеллигент были одним и тем же лицом (М. Жванецкий).

Для того, чтобы иметь много денег, не надо иметь много ума, а надо не иметь совести (Талейран).

Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами (Н.Озеров, поэт).

Ум теряет все свое очарование, если он проникнут злостью (Р. Шеридан).

Посторонние люди оказываются справедливее друзей (Л. Вовенарг).

Способным завидуют, талантливым вредят, гениальным мстят (Паганини).

Обычно люди только в крайнем случае отдают должное достоинствам других (Л. Вовенарг).

Ум острый, но не широкий выскакивает вперед на каждом шагу, но двигаться вперед не может (Р. Тагор).

Не стыдно учиться, стыдно не знать.

Люди ненавидят тех, кому они вынуждены лгать (В Гюго).

Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть (Л. да Винчи).

Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика - когда они переходят меру справедливости (А. Шопенгауэр).

Бездарные люди - обычно самые требовательные критики: не будучи в состоянии сделать простейшее из возможного и не зная, что и как делать, они требуют от других совсем невозможного (В. О. Ключевский).

Упрямство рождено ограниченностью нашего ума: мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего кругозора (Ларошфуко).

Все купцы в мире исповедуют одну религию (Г. Гейне).

Я поставил себе в правило верить лишь в то, что понимаю (Б. Дизраели).

Страсть к власти идет не от силы, а от слабости (А. Фромм).

Вести народ легче, чем сдвинуть его с места (Д. Финк).

Агрессия – оборотная сторона страха.

Когда нечего красть, вор - блюститель закона (Талмуд).

Кто никогда не наживал врагов, тот никогда ничего не делал (П. Муни).

Седина - признак старости, а не мудрости.

Знания, за которые платят, запоминаются лучше.

Я никогда не отказываю. Я никогда не возражаю. Я просто забываю (Б. Дизраели).

Обращение с евреями в каждой стране - термометр ее цивилизованности (Наполеон).

Каждый человек - как буква в алфавите; чтобы образовать слово, надо слиться с другими.

Покорная жена повелевает мужем (Б. Дизраели).

Молчаливая женщина - подарок Божий (Апокрифы).

Если бы не способность забывать, человек так никогда бы и не отделался от печали (А. Бахья).

Бога мы сердим нашими грехами, людей - достоинствами.

Восток - истинный хитрец, он почитает маньяков как пророков, мы же смотрим на пророков, как на маньяков (Г. Гейне).

Каждая догма имеет свой час, вечны лишь идеалы (И. Зангвил).

Когда из комнаты уходит зануда, кажется, будто кто-то входит.

Иллюзия, то есть заблуждение, а не знание-вот что приносит удовлетворение и счастье (С. Цвейг).

Вся ценность общества зависит от того, какие возможности предоставляет оно развитию индивидуальности (А. Эйнштейн).

Нет такой истины, которая не может быть искажена (Спиноза).

Искусство начинается там, где познание сливается с любовью или ненавистью (Л. Фейхтвангер).

Истина не становится значительнее от частого повторения (М. Маймонид).

Обаяние первой любви обусловлено незнанием того, что она может когда-нибудь кончиться (Б. Дизраели).

Никакая любовь, кроме любви интеллектуальной, не может быть вечной (Спиноза).

То, что мы называем общественным мнением, является, в сущности, общественной эмоцией (Б. Дизраели).

Если бы люди догадывались, что о них думают другие, они бы перебили друг друга.

Чем больше нищеты, тем больше надежды (Шолом-Алейхем).

Национализм - разновидность детской болезни: это корь человечества (А. Эйнштейн).

Там, где много людей, много и невежества (У. Д’Акоста).

Люди ненавидят то, чего, не понимают (А. Ибн Эзра).

Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили (А. Эйнштейн).

Я пребываю в одиночестве, которое тягостно в юные годы, но сладостно в зрелые (А. Эйнштейн).

Многие жалуются на свою внешность, и никто - на мозги.

Что может знать рыба о воде, в которой плавает всю жизнь? (Эйнштейн).

Бойся того, кто боится тебя.

Умирать за убеждения - дело воина. Миссия писателя - передавать их другим (Л. Фейхтвангер).

Споры не означают ошибочности утверждения, равно как всеобщее согласие - его правильности (Б. Паскаль).

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают больше, нежели те, которые пришли в голову другим (Б. Паскаль).

Юность - не пора жизни, а свойство ума (С. Ульман).

Счастье - это состояние души.

Человек устает от всего и даже от любви. Эту истину полезно пропагандировать, потому что многим молодым, да и старым людям она, по-видимому, неизвестна (А. Моруа).

Есть одна вещь, которая важнее свободы - это порядок (В. Гете).

Никогда так не любишь близких, как в то время, когда рискуешь потерять их (А.Чехов).

Кто решился действовать, тому обычно сопутствует удача. А кто только и делает, что рассуждает обо всем и медлит, вряд ли окажется победителем (Геродот).

Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле, мы не бессильны, а безвольны (Ф.Ларошфуко).

Безвыходность положения чаще всего заключается не в отсутствии выхода из него, а в неспособности его найти (Э. Севрус).

Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие (Аристотель).

Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают (Г. Лихтенберг).

Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай (А.Чехов).

Самое большое преступление – это безнаказанность (Б.Шоу).

Самая большая ошибка заключается в том, когда человек считает себя во всем абсолютно безупречным (Т.Карлейль).

Остерегайтесь незначительных расходов; маленькая течь потопит большой корабль (Б.Франклин).

Мы знаем бесполезных вещей больше, чем необходимых (Л.Вовенарг).

Тому, кто не умеет ладить с людьми, нельзя заниматься бизнесом, потому что именно люди нас окружают (Ли Якокка)

Здоровый нищий счастливее больного короля (А. Шопенгауэр)

Веселые люди быстрее выздоравливают и дольше живут (А.Паре).

Небольшая сумма, данная взаймы, делает должника другом, большая – врагом (Сенека).

Человек молод и стар в зависимости от того, каким он себя ощущает (Т.Манн).

Лучший способ избавиться от врага – сделать его другом (Генрих IV).

Всегда можно найти достаточно времени, если употреблять его хорошо (И.Гете).

Никогда не бывает больших дел без больших трудностей (Ф.Вольтер).

Не тот друг, кто жалеет, а тот, кто помогает(Т. Фуллер)

Нет ничего опаснее дурака, который пытается изобразить умного (И. Гете)

Самая глупая женщина может сладить с умным мужчиной, но с дураком может сладить лишь самая умная (Р. Киплинг).

Завистник сам себе враг, созданного им самим, потому что страдает от зла (Ш. Монтескье).

Руководить надо так: расставить людей и не мешать им работать (проф. И.П.Распопов).

Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок (И.Гете).

Любовь подобна удаче: она не любит, чтобы за ней гонялись (Т.Готье).

Образ жизни, который ведут некоторые люди, убедительно подтверждает гипотезу о том, что они произошли от обезьяны (Э.Севрус).

В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных (Ф.Бэкон)

Собственно говоря, лишь очень немногие живут сегодняшним днем. Большинство готовится жить позднее (Д.Свифт).

Надо много учиться, чтобы понять, что знаешь мало (М.Монтень).

Афоризмы об общении и риторике

Кто не умеет говорить, карьеры не сделает (Наполеон).

Риторика – это искусство управления умами людей (Платон).

Речь – это показатель ума (Сенека).

Поэтами рождаются, ораторами становятся (Цицерон).

Мудрецы продумывают свои мысли, глупцы оглашают их (Г.Гейне).

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают больше, нежели те, которые пришли в голову другим (Б.Паскаль).

Мнения, которые мы высказываем о других, свидетельствуют о том, что представляем из себя мы сами (А.Граф).

Речи с кафедры студентов считаю полезными только и единственно для тех из них, которые сами готовятся служить по ученой или учебной части; для прочих же считаю сие решительно вредным и не могу дозволить продолжать сего, ибо оно вселяет в них привычку и желание блистать красноречием, что противно духу наших постановлений и вовсе бесполезно (Николай I.) (Мнения русских о самих себе. Сост. К. Скальковский. М., 2001,с. 246)

Спор нельзя устранить другим спором, так же, как бешенство одного нельзя устранить бешенством другого. Необходимо убеждать (Антисфен).

В хорошем рассказе, как и на военном корабле, не должно быть ничего лишнего (А. Чехов).

Убожество речи служит, как правило, внешним признаком убожества духа (Б.Бартон).

В устную речь можно вложить еще более тонкий смысл, чем в письменную (Ж.Лабрюйер).

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах (Плутарх).

Длинная речь также не продвигает дела, как длинное платье не помогает ходьбе (Ш.Талейран).

Язык – самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем рана от слова.(П.Кальдерон)

Мы еще не созрели для публичных обсуждений (Е.Ламанский, управляющий госбанком России. Конец 19-го века).

Если хочешь быть известным - задавай вопросы.

Если человек способен выслушивать оскорбление с улыбкой, он достоин стать вождем (Н. Брацлав).

Тот, кто много разговаривает, говорит обычно о себе.

Дураков опровергают фактами, а не аргументами (И. Флавий).

Люди обзаводятся мнениями так же, как дети усваивают азбуку, - путем многократного повторения (Браунинг).

Люди делятся на две половины. Одни, войдя в комнату, восклицают: «О, кого я вижу»; другие: «А вот и я!» (Э. Ван Берен).

Джентльмен - это человек, который может не соглашаться, оставаясь при этом приятным (Американское изречение).

Из двух сорящихся более виноват тот, кто умнее (В. Гете).

Кто много говорит, тот говорит много глупостей (П.Корнель).

Мудрено пишут только о том, чего не понимают (В.Ключевский).

Любой текст от сокращения выигрывает (проф. З.Д.Попова).

Почему слушатели засыпают, а лектор – никогда? Видимо, у них более трудная работа (М.Жванецкий).

Сила у тебя, Федя, в словах есть, но ты расставить их не умеешь (М.Жванецкий).

Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать (К.Морли).

Сам оратор иногда точно не знает, какова его цель, пока не сформулирует ее полностью (П.Сопер).

В публичной речи надо сказать, что нужно, и не сказать, что не нужно (Цицерон).

Не следует требовать от оратора точных доказательств, точно так же, как от математика не следует требовать эмоционального обсуждения (Аристотель).

Бывают люди, которых надо ошеломить, чтобы убедить (Гельвеций).

Большего всего лают беспородные собаки.

Не говори « у меня мало времени, а то бы я рассказал вам…», так как эта трудность преодолевается оратором на этапе подготовки.

Оратора, соблюдающего регламент, все любят.

У того, кто соблюдает регламент, всегда хороший доклад.

С регламентом не спорят.

Кто говорит кратко, тот говорит правильно.

Соблюдающий регламент дарит слушателям несколько минут жизни.

Есть люди, которых нельзя слушать; есть люди, которых можно слушать; а есть люди, которых нельзя не слушать.

Основная использованная литература

Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2001.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче... М., 1984

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995.

Далецкий Ч. Практикум по риторике. Москва, 1996.

Зимняя И.А. Психологические особенности восприятия лекции в аудитории. М., 1970.

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять па людей, выступая публично. М., 1989.

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990.

Криксунова И. Создай свой имидж. СПб.,1997.

Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях. Екатеринбург, 1999.

Купина Н.А., Матвеева Т.В. Русское красноречие. Хрестоматия. Екатеринбург, 1997.

Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996.

Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.

Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.

Педагогическая риторика /Под ред. Н.А.Ипполитовой. М., 2001.

Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992.

Снелл Ф. Искусство делового общения, М., 1990.

Сопер Поль А. Основы искусства речи. М. , 1992.

Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2010.

Стернин И.А. Практическая риторика. Изд.5, доп. и испр. М., «Академия», 2008.

Стернин И.А. Деловое общение. Воронеж, 2009.

Тарасов Е.Ф. Анализ лекционной аудитории. М., 1984.

Ушакова Н.В. Козлов Н.И., Егидес А. П. Основы психологии общения. М., 1990.

Эрнст О. Слово предоставляется вам. М., 1998.

Юнина Е.А., Сагач Г.М. Общая риторика. Пермь, 1992.

От автора
Тема 1. Понятие публичного выступления. Виды публичных выступлений
Тема 2. Основные требования к публичному выступлению
Тема 3. Работа над речевой формой выступления
Тема 4. Подготовка к публичному выступлению
Тема 5. Начало выступления
Тема 6. Поведение оратора в аудитории
Тема 7. Поддержание внимания в ходе выступления
Тема 8. Завершение публичного выступления
Тема 9. Аргументация
Тема 10. Информационное выступление, его основные особенности
Тема 11. Рекламное выступление
Тема 12. Рассказ о себе
Тема 13. Рассказ о событии
Тема 14. Протокольно-этикетное выступление и его основные особенности
Тема 15. Представление гостя
Тема 16. Похвальное слово
Тема 17. Развлекательное выступление, его основные особенности

Поиск на сайте:
Тема 18. Убеждающее выступление, его основные особенности
Приложения
Темы для учебных публичных выступлений
Темы для дебатов и дискуссий

Дебаты как инновационная образовательная технология. Из опыта работы

Ляшенко Валентина Владимировна

учитель географии и экономики

МБОУ СОШ № 20 г. Воронеж

Какие ассоциации возникают у вас при слове «Дебаты»?

Спор, дискуссия, столкновение мнений, выборы президента…

Для современных школьников дебаты представляют интересную программу и познавательную и интеллектуальную игру, в которую можно играть в семье, в классе и на турнирах и чемпионатах разного уровня.

Причем, в отличие от других интеллектуальных, творческих и спортивных игр, «Дебаты» не только способствуют большей заинтересованности учащихся в учебном материале, но и дают равные, реальные возможности каждому участнику развить в себе лидерские качества, научиться рассматривать проблемы с разных точек зрения, аргументировано доказывать свою позицию, признавать право на существование других взглядов, выступать на публике .

Таким образом, дебаты представляют собой современную инновационную образовательную технологию, основным направлением которой является подготовка человека к адекватному восприятию мира и жизни в нем; на развитие обучающегося, на раскрытие его личностного потенциала. Овладев данной технологией, учащиеся в полном объеме реализуют также личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной общеобразовательной программы в соответствие с требованиями ФГОС.

Дебаты как учебная технология обладают следующими важными свойствами:

1) проходят согласно определенным правилам, что обеспечивает возможность управления ходом дискуссии и более адекватного оценивания работы участников;

2) предоставляют участникам возможность привлекать широкий круг сведений и фактов для аргументирования своей точки зрения;

3) развивают навыки критического мышления, т.е. навыки формулирования проблемы, обоснования и анализа обсуждаемых мыслей и идей;

4) развивают исследовательские и организационные навыки (приводя аргументы, участник должен подкреплять их доказательствами, апеллируя к различным источникам, а форма его выступления непосредственно влияет на эффективность сообщения);

5) высвечивают проблему с различных точек зрения и ориентируют на поиск возможных путей ее решения.

В отличие от других средств обучения, дебаты требуют мгновенного включения всего комплекса способностей и умений, поскольку игровая основа дебатов не позволяет участникам использовать при принятии решений готовые алгоритмы. В ситуации неопределенности нужно действовать сразу и быстро находить эффективные способы решения проблем.

При использовании данной технологии применяются такие методы обучения как творческий, исследовательский, проблемного изложения, поисковый, а также методы воспитания – убеждение, самообразование, самовоспитание, саморазвитие и самореализация.

Дебаты можно проводить как на уроке – при закреплении ранее изученного материала, так и во внеурочное время.

В нашей школе мы проводим ежегодный турнир «Дебаты» в рамках декады истории и географии. Турнир состоит из отборочного этапа (игры между командами каждого класса), полуфиналов (игры между командами параллельных классов) и финала (игра между командами-победителями полуфиналов). Желательно, следующую игру проводить через 4-5 дней, чтобы командам дать время на основательную проработку темы. Чем глубже будет проработана тема – тем интереснее пройдет игра!

Дебаты начинаются с темы. Тема - это спорное суждение, которое формирует основу для дебатов, звучит как утверждение. Темы могут быть разные – от предметных до межпредметных, а также просто интересных подросткам на данном этапе их жизни.

Пример тем для дебатов, связанных с применением знаний по географии:

    Туризм наносит вред обществу;

    Большие размеры территории России тормозят ее экономическое развитие;

    Земле угрожает глобальное потепление;

    Гастарбайтеры нужны России;

    Экономика должна быть экономной;

    В России преобладает американский образ жизни;

    Забота об окружающей среде – роскошь, которую мы больше не можем себе позволить;

    Развивающиеся страны нуждаются в сильной диктатуре и т. д.

Также популярны и другие темы, например: «Лучше быть умным, чем добрым», «ЕГЭ необходимо отменить», а на тему «Фастфуд полезен для здоровья» лучше всего начинать проведение игр в 8-х классах.

Тема дебатов должна соответствовать нескольким условиям: четкость и конкретность формулировки; однозначность понимания; перспективность для обсуждения; значимость для учащихся. Исходя из опыта проведения дебатов в школе, при выборе темы мы руководствуемся следующими правилами: на отборочные и полуфинальные игры темы соответствуют объему изучаемого материала по географии, истории и обществознанию, а на финальной игре зачастую тему предлагают сами учащиеся, выбирая наиболее значимые для них в настоящий момент проблемы. Так, например, бурно прошли дебаты на темы:

«Для женщины главное - семья»,

«Подростки 21 века – потерянное поколение» (тему предложили сами учащиеся!),

«Высшее образование должно быть платным!»

«Служба в армии: год в топку или долг Родине?»

Существенный момент – тема дебатов не должна быть очень сложной.

Организация дебатов включает в себя три этапа: подготовку, проведение и обсуждение.

1. Подготовка дебатов .

Сложность дебатов как формы обучения заключается не столько в их проведении, сколько в огромной предварительной работе, которая включает в себя следующие этапы:

    Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов.

    Определение исходного тезиса дебатов.

    Подбор, изучение и анализ основной литературы.

    Распределение ролей.

    Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов, поддержек – цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта.

    Разработка экспертами критериев оценки.

    Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

На этапе подготовки дебатов особенно велика роль учителя как наставника, помощника, направляющего начала, особенно для команд-новичков, впервые участвующих в турнире, а также для учащихся 8 и 9-х классов, так как они еще не вполне могут проявить глубину и широту суждений по некоторым вопросам общественной жизни. Допускается привлечение в качестве наставников для команд и учащихся 11 класса, прошедших трехлетнюю «школу дебатов» в предыдущих турнирах.

На какой стороне – «Утверждения» или «Отрицания» будет выступать команда – решает жребий. Поэтому при выборе темы для следующей игры учащиеся должны быть готовы к отстаиванию каждой позиции.

Трудности, с которыми часто сталкиваются учителя и ученики:

Низкий уровень развития речи учащихся;

Низкий уровень коммуникативной культуры;

Низкая мотивация к самостоятельной деятельности;

Отсутствие навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения; неумение выделять главное, существенное.

Но тренер команды всегда должен помнить, что любая технология – это всего лишь средство достичь более высоких целей, ради которых эта технология и была разработана. Всё преодолимо! Нужно только набраться терпения, увлечь ребят, иногда бывает достаточным поприсутствовать на интересной игре более опытной команды или сыграть самим в первый раз.

2. Проведение дебатов .

Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление.

В основу игры положена имитация классических парламентских прений. Существуют две стороны, условно называемые правительство и оппозиция (утверждение и отрицание). Правительство предлагает некий законопроект. Цель оппозиции – доказать судьям и парламенту, что данный законопроект не может быть принят. В качестве парламента выступают все собравшиеся слушатели (зрители), а в качестве судей учителя – именно они выносят окончательное решение.

Участие в дебатах побуждает к поиску новых личностных ресурсов в условиях партнерского взаимодействия. Необходимо помнить о корректном поведении спикеров. Это связано в первую очередь с тем, что участникам предписано избегать агрессивности, непродуктивного «перехода на личности», любой другой деструктивности. Это значит, что для аргументации своей точки зрения участник должен владеть различными эффективными стратегиями убеждающей коммуникации, нередко и отличным чувством юмора. Таким образом, дебаты представляются эффективным средством формирования личностно значимой позиции современных школьников.

3. Обсуждение игры. Судейство

Не победить, а убедить – вот, что достойно славы» (В.Гюго)

Судейство в дебатах осуществляется нечетным количеством судей. Игра не может закончиться вничью (за исключением случаев предварительной договоренности организаторов турнира): судья должен вынести решение в пользу одной из команд.

Решение судьи является окончательным, команды не могут аппелировать, как бы им иногда этого не хотелось сделать – ведь судейство нередко субъективно, а порой и судьи принимают решения не всегда единогласно!

Квалифицированное судейство - искусство не проще искусства полемики. Ведь осуществлять судейство, стимулируя дальнейший рост качества игры, развивая познавательную активность ее участников, а главное - обеспечивая объективность оценки непросто.

Очень важно, чтобы судья выступал лишь внимательным слушателем диалога команд, как бы временно "забыв" свои знания по данной теме.

В медицинской терминологии используется термин "обнуляться", т.е. свести свой предыдущий опыт в данной области к нулю. Тем самым он дает равные шансы командам доказать свою правоту. Для команд задача состоит убедить аудиторию, а не дебатировать с хранящим молчание в течение всей игры человеком, которому наверняка известна истина. К сожалению, случается, что судья вольно или невольно включается в игру, мысленно оппонируя тому или иному аргументу, приводя свои собственные "за" и "против", а еще хуже, используют свои убеждения в качестве критерия истины.

При вынесении своего вердикта судья обязательно должен аргументировано объяснить, почему он принял данное решение, почему одна команда была более убедительна, чем вторая!

Решение судьи, комментарии и прочая информация записывается в протокол, который по окончанию игры может быть представлен игрокам по их желанию.

Итог игры предсказать невозможно: иногда, казалось бы, изначально более слабая команда оказывается намного убедительнее опытных соперников. Большую роль здесь играет уверенность спикеров в правильности своей позиции, эмоциональность выступлений, точные вопросы, юмор и находчивость.

И в заключении хотелось бы сказать. За несколько лет работы по данной технологии в школе стало заметно, что дебаты набирают все большую популярность не только среди учащихся старшего звена, но и среди учителей-предметников, которые приходят на финальные игры даже в свой методический день. Обсуждение итогов финальной игры проходит эмоционально и с разнообразными комментариями.

Существует несколько форматов проведения дебатов. Мы ориентируемся на Всемирный формат школьных дебатов, с которым команда нашей школы впервые познакомилась на Международном турнире дебатов в Комарово.

Участие в данном турнире, а также победы в Парламентских дебатах, проводимых в течение двух лет Молодежным Парламентом Воронежской области, 3 место на 1 чемпионате «Дебаты 2015» среди команд общеобразовательных учреждений г. Воронеж, причем все 3 спикера команды вошли в десятку лучших спикеров города, встречи на Дебатах со студентами Воронежского Государственного Педагогического Университета, позволяют школьникам не только выходить на более высокий уровень, но и повышают уверенность в своих силах, самооценку и дальнейшее определение жизненного пути. Так, участница международного турнира в Комарово (Санкт-Петербург), ученица нашей школы Грошева Яна, работает помощником одного из депутатов Воронежской областной Думы.

Опыт проведения и участия в дебатах разного уровня позволяет сделать вывод о значимости и важности данной технологии, как для школьников, так и для студентов.

Желаю успехов всем начинающим на этом тернистом, но столь увлекательном пути!

    Дебаты: Учеб.-метод. комплект. – М.: Бонфи, 2001. – 294 с. (Толерантность: объединяем усилия) – Содержание: Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам: Учеб. пособие для педагогов и учащихся; Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках: Учеб.-метод. пособие для учителя.

Интернет-ресурсы

    Международная образовательная ассоциация «Дебаты» (IDEA) http :// ru . wikipedia . org / wiki /Международная_образовательная_ассоциация_«Дебаты» + http :// www . idebate . org /

Всемирный формат школьных дебатов http :// ru . wikipedia . org / wiki /Всемирный_формат_школьных_дебатов