Какие качества должен воспитывать в себе современный учитель. Какие качества воспитывать в ребенке

  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • Участие в воспитании ребенка принимают оба родителя, но в этом деле у каждого из них есть своя «зона ответственности». Каким-то вещам ребенка может научить только мама (скажем, вряд ли отец хорошо научит ребенка штопать носки), но развитие некоторых навыков и качеств напрямую зависит от отца. : дело в том, что сын видит в папе будущего себя и так или иначе равняется на него. Папа для него – образец, с которого он, сознательно или нет, будет строить свою жизнь.

    Какие же качества отец должен воспитать в сыне в первую очередь? Об этом Я – Родителю рассказал редактор сайта «Папа Сегодня» Николай Корнетов.

    1. Ответственность

    Умение брать на себя ответственность за собственные слова и поступки – это одно из самых главных мужских качеств, без которого вашему сыну в жизни придется тяжело.

    Мужчина, на которого нельзя положиться и чьи слова ничего не значат, долго не задерживается ни в одной компании, и каких-либо долговременных отношений он построить тоже не сможет.

    Сделать сына ответственным поможет, прежде всего, ваш собственный пример. Если вы будете всегда держать свое слово, продумывать свои решения, и, самое главное, будете уметь признавать свою неправоту, если действительно были неправы, то, скорее всего, сын вырастет таким же.

    Казалось бы, уборка – «женское занятие» и убирать за собой ребенка должна учить мама. Однако, если речь идет о воспитании мальчика, то дело в свои руки лучше взять отцу, потому что если ребенок усвоит, что убирать за собой мужчина не должен, то в первые же месяцы самостоятельной жизни он, наверняка, «зарастет грязью».

    Ваша обязанность, как отца - показать сыну, что мужчина должен быть чистоплотен, если хочет, чтобы окружающие не относились к нему с брезгливостью.

    Для этого контролируйте сами, достаточно ли часто он чистит зубы, моется, следит за чистотой одежды. Научите его складывать одежду в шкаф после прогулки, а не раскидывать её по дивану и стульям, помогите ему определить, куда и как убирать его личные вещи. И, опять же, не забывайте, что главный образец для подражания – это вы сами.

    3. Финансовая грамотность

    Посвящать ребенка в «денежные» вопросы никогда не рано. Чем раньше мальчик поймет настоящую цену денег, научится планировать расходы, тем ему будет легче адаптироваться к самостоятельной жизни в будущем. Вполне вероятно, что ему придется потом быть главным «добытчиком» в семье, и поэтому навык обращения с деньгами он должен получить, прежде всего, от вас. Для этого с раннего возраста научите его обращать внимания на ценники в магазине: это научит его ориентироваться в ценах и понимать, что стоит «много», а что «мало».

    Посвящайте сына в финансовую жизнь семьи и советуйтесь с ним по поводу предстоящих больших покупок: пусть он принимает посильное участие в планировании расходов семьи.

    Не лишним будет как-нибудь вместе с ним составить бюджет, скажем, поездки на море. В будущем он обязательно скажет вам за это спасибо.

    4. Умение решать конфликты (как по-хорошему, так и по-плохому)

    Социальная действительность такова, что мужчинам и женщинам для решения конфликтов нужны немного разные навыки, поэтому ваш мужской опыт в этом деле для него незаменим.

    Попадать в конфликтные ситуации мальчик будет с раннего возраста, и вы должны его научить, в каких случаях дело необходимо решить компромиссом, когда не стыдно обратиться за помощью к взрослым и после какого «сигнала», по всей видимости, придется вступать в драку.

    Кстати, научить защищать себя физически можете его только вы, иначе ему предстоит научиться этому на собственных ошибках, а это будет куда более болезненно.

    В развитии игровой деятельности выделяют три стадии: сначала игра в одиночку, затем рядом с другими детьми и, наконец, взаимодействуя с ними. Так закладываются первые модели социальных отношений, а ю.

    Впрочем, как справедливо заметил великий педагог Антон Семёнович Макаренко, «человек не воспитывается по частям», поэтому, приучая детей содержать игрушечное хозяйство в порядке, родители закладывают у них основы аккуратности, а подсказывая темы для ролевых игр, способствуют развитию воображения и пр. Подсказками могут служить сказки, рассказы, стихи, сюжеты теле- и радиопередач. Они же помогают развивать умственный потенциал ребёнка в целом. Сначала малыш просто слушает, потом учится пересказывать короткие стихи и сказки. А поскольку у дошкольников внимание и память непроизвольны, то произведения должны интриговать яркостью и эмоциональностью.

    Постепенно увеличивается объём и перечень источников знаний, тем более что малыши, как правило, неистощимы в познавательном поиске. Маленькие «почемучки» хотят узнать всё и сразу, иногда ставя родителей в тупик своими вопросами. Если не отмахиваться от любопытного «первооткрывателя» мира, не отделываться стандартной фразой «Вырастешь - узнаешь», то процесс познания может стать для ребёнка чрезвычайно увлекательным, что поможет затем при обучении в школе.

    через передачу личного отношения родителей к отчей земле и живущим на ней.

    Дети рано начинают проявлять интерес ко всему происходящему, а в каждой семье есть реликвии - документы, фотографии, награды родных и близких, которые, например, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, были причастны к другим значимым событиям. Прекрасным средством воспитания могут стать праздничные даты, «красные дни календаря» и по другим причинам.

    Общеизвестно, что для многих людей - маленьких и больших - самым любимым праздником является Новый год, но мало кто задумывается о причинах этого. Между тем механизм формирования положительного восприятия события достаточно прост. Ведь с Новым годом связано множество ритуалов: ёлка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки, бой часов, шампанское и пр. Все эти детали воздействуют на эмоциональную сферу человека, украшают праздник, доставляя удовольствие. И если сопроводить собственными ритуалами празднование, например, Дня Победы, то можно закрепить в душе ребёнка чувство сопричастности к событию и гордости за свою страну.

    Кроме того, родители во время прогулок могут рассказывать ребёнку об исторических памятниках, возведённых поблизости от знакомых мест, о том, что связано с этими свидетелями прошлого родной земли, какие люди принимали в этом участие. Очень важно также, чтобы дети гордились ролью родителей в жизни трудового коллектива, региона, а возможно - и всей страны. Если отец и мать рассказывают сыну или дочери о своей работе и, в свою очередь, интересуются их делами, это поднимает самооценку ребёнка, позволяет ему чувствовать себя значимым, способствует формированию гражданского самосознания.

    .

    Поскольку у ребёнка от природы заложена потребность в активности, а также склонность к подражанию, то малыши очень тянутся к взрослым занятиям: они хотят мыть посуду, стирать, подметать пол, лепить пирожки, поливать из шланга грядки и пр. Если поощрять участие детей в домашних хлопотах, то постепенно привычные занятия станут естественными и необременительными. Конечно, родителям придётся смириться с тем, что часть посуды будет раз-бита (и не ругать за это!), постель убрана не очень аккуратно, а пирожок будет иметь не белый, а серый цвет и странную форму, но все это восполнится трудолюбием ребёнка.

    На одном из первых мест в жизни семьи должно стоять и физическое воспитание ребёнка. От состояния здоровья во многом зависит самочувствие и настроение человека, его успехи в работе, всё мироощущение в целом. Поэтому ещё с грудным младенцем заботливая мама проделывает нехитрые комплексы упражнений, а к утренней гимнастике ребёнка желательно приучать, как только он научится ходить. Тем более что в современных условиях несложно оборудовать и в городской квартире домашний мини-стадион, установив шведскую стенку, канат для лазания, кольца и пр. Позже это поможет ребёнку научиться бегать, прыгать, плавать, ходить на лыжах, кататься на коньках, играть в теннис или бадминтон. В общем, дочь или сын смогут выбрать себе вид спорта по вкусу, не обязательно для профессиональных занятий, но для поддержания формы и ведения здорового образа жизни.

    .

    Для малыша первыми источниками эстетических впечатлений становятся игрушки, затем его одежда, предметы быта: посуда, мебель, вся обстановка в квартире. Уют, чистота и порядок в комнате, в том числе среди игрушек, способствуют воспитанию эстетического вкуса. Но наибольшей силой воздействия обладают произведения искусства, поэтому важно приобщать детей к художественному творчеству. Тем более, что потребность в рисовании обнаруживается очень рано, примерно в 1,5-2 года. Ещё К.Д. Ушинский заметил, что все дети - страстные рисовальщики, и на родителях лежит ответственность за то, чтобы желание ребёнка выразить себя было удовлетворено.

    Не меньшее значение имеет музыка, занятия которой способствуют также выработке упорства, настойчивости, организованности. Началом приобщения к музыке становятся колыбельные песенки, которыми мама укачивает малыша, а несколько позже он будет с удовольствием слушать несложные произведения композиторов. Учёные утверждают, что постоянное звучание специально подобранной классической музыки стимулирует интеллектуальное развитие ребёнка.

    Главное, что эстетически развитый человек не просто наслаждается красотой, но сам стремится создавать прекрасное и искоренять безобразное.

    Формирование всех сторон личности как бы концентрируется в нравственном воспитании, поскольку оно проявляется в отношении человека к различным сферам бытия: к обществу, другим людям, природе, труду, Отечеству и др. Целью и результатом нравственного воспитания становится формирование у детей высоких нравственных качеств: доброты, честности, эмпатийности, смелости, ответственности, порядочности, трудолюбия и пр.

    Существуют различные пути и средства нравственного воспитания ребёнка в семье, среди которых на первом месте стоит общение с родителями. Однако, как совершенно справедливо заметил один из классиков педагогики, «воспитания без самовоспитания не существует», причём это следует отнести и к родителям.

    Воспитание - всегда обоюдный процесс, поэтому в благополучной семье взрослые влияют на детей, одновременно корректируя друг друга. И в этой коррекции большое значение имеет, с одной стороны, выработка эффективного стиля родительского воспитания, а с другой - учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. В совокупности это превращает семейное воспитание в процесс постоянного поиска, творчества, сомнений и удач.

    Л. Смагина

    Почти все родители мечтают видеть в своем ребенке человека, которого бы отличали положительные качества личности. Но при этом не все могут ответить на вопрос, какие именно. Традиционно к положительным качествам относятся доброта, честность, отзывчивость, верность, храбрость, трудолюбие, ответственность, вежливость и другие.

    Когда начинать формировать у ребенка положительные качества

    Маленький ребенок, пока формируется его отношение к окружающему его миру и людям, нацелен на позитивное и доброе. Важно не упустить это благоприятное время для воспитания положительных качеств. До трех лет накапливается мощная база знаний, опыта и информации, на основе которой будет в последующие годы. После этого возраста ребенок словно начинает проверять все, что узнал до этого: действительно ли это — плохо, а другое - хорошо.

    Детей в раннем возрасте легко можно научить, например, доброте, поскольку малыш отличается высокой степенью внушаемости, эмоциональности, психической гибкости и любознательности. Кроме того, ребенок в раннем возрасте вполне может поступать осознанно, подражать действиям взрослых и понимать, какую реакцию взрослых вызовет тот или иной поступок.

    Учите ребенка личным примером

    Несмотря на то, что ребенок много времени пребывает в детском саду, а затем в школе, и там с ним работают профессиональные воспитатели и педагоги, семья остается главным институтом воспитания. Именно в семье о нем заботятся и любят его так, как ни в каком образовательном учреждении.

    Личный пример действует на ребенка намного эффективнее, чем выслушанная им получасовая лекция о том, как себя нужно вести. Родители своим поведением, иногда сами того не подозревая, воспитывают в ребенке те или иные качества. Так, если родители относятся друг к другу с уважением, то и ребенок будет уважительно относиться к окружающим.

    Воспитание не должно быть нравоучением для ребенка. Мамам и папам следует общаться с ребенком на равных, на дружеской ноте, объясняя при этом, почему что-то ему запрещено, к чему может привести тот или иной поступок. Так он почувствует свою важность, научится уважать чужое мнение и выражать свое.

    Воспитывая в ребенке положительные качества, вы должны помнить о том, что самосовершенствоваться никогда не поздно, вы вместе с ребенком можете учиться, например, быть вежливым.

    Как воспитывать сказками

    Детство - время сказок. В сказке все оживает, происходят чудеса, и что немаловажно – у истории, как правило, счастливый конец.

    Выбирая , обратите внимание на то, какую мораль она в себе несет. Хорошая сказка помогает родителям воспитывать в детях положительные качества личности - учить малышей не обманывать, быть добрыми, помогать другим и так далее.

    Сегодня все чаще на смену сказкам приходят далекие от нравственности мультфильмы, в которых нет поучительного содержания. Постарайтесь оградить ребенка от таких мультфильмов и подобного рода роликов в Интернете.

    Создайте традиции семейного чтения. Если каждый день хотя бы десять минут уделять чтению поучительных сказок, вы получите не только внимательного и благодарного слушателя, но и малыша, который сможет отличать добро от зла, проявлять милосердие и сострадание, быть справедливым.

    На что родителям следует обратить внимание

    В семье должно быть доверие и взаимопонимание. Ни в коем случае не ругайтесь при детях, не критикуйте действия друг друга. Будьте сдержанны.

    Не ограждайте ребенка от физического труда - давайте ему возможность . Не отказывайте ребенку в покупке домашнего питомца, если он этого хочет. Но обязательно объясните ему, в чем будут заключаться его обязанности по уходу за животным. Так вы сможете воспитать в нем ответственность.

    Наказывайте ребенка правильно. Наказание должно соотноситься с виной ребенка и не причинять вред его психическому или физическому развитию. Не унижайте ребенка. Малыш должен знать, за что именно он наказан: объясняйте, что он сделал не так, и как ему следовало бы поступить.

    Подбадривайте ребенка и не забывайте хвалить его за то, что он смог проявить себя с хорошей стороны. Чтобы не перегнуть палку, чаще хвалите сам поступок, показывайте его ценность. Тогда малыш и в следующий раз захочет поступить точно так же.

    Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми. Даже если кто-то действительно более ответственный и вежливый, не стоит каждый раз ему об этом напоминать. Этим вы только разовьете комплекс неполноценности у ребенка, но никак не воодушевите поступать лучше.

    Если вы всерьез решили воспитать в ребенке то или иное хорошее качество, не ждите мгновенного результата . Воспитание подобно снежному кому: ребенок вбирает в себя и накапливает все лучшее, чему его учат родители.

    Воспитание – постоянный процесс, требующий от родителей большого терпения и безграничной любви. Только в атмосфере доверия и взаимоуважения, желая быть похожими на своих родителей, дети могут вырасти хорошими людьми. Поэтому крайне важно на личном примере показывать проявления положительных качеств личности. Их формирование может проходить и без участия родителей, однако помните, что воспитать то или иное качество в ребенке в раннем возрасте всегда легче, чем потом перевоспитывать и корректировать поведение повзрослевшего ребенка.

    Марина Карамашева