Отношение к учителю одноклассникам окружающим. Как построить хорошие отношения с одноклассниками (по материалам психологических изданий). Организационный момент. Вступительное слово классного руководителя

Беседа на тему: Взаимоотношения с одноклассниками»

Цели: дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив; формировать умение жить в нем; раскрыть содержание понятий «коллектив» и «школьные товарищи».

Оборудование : тема записана на доске, памятки.

Ход беседы Вступительное слово

Прочитаем тему нашего классного часа. Кто сможет объяснить, что такое коллектив? (Высказывания детей.)

Коллективом называется группа людей, объединенных общей работой или учебой, общими интересами или взглядами. Школьный класс может стать коллективом. Люди, которые входят в коллектив,- товарищи.

Школьные товарищи - это одноклассники, сотрудничающие в учебе и помогающие друг другу в самовоспитании. Школьные товарищи проявляют взаимопомощь в учебе, на уроке и дома, в приготовлении домашних заданий, совместно проводят перемены, а после уроков - свободное время по интересам.

Итак, объединяет учащихся класса все, что делается вместе, совместными усилиями.

Осмысление отношений в классе (беседа-диалог)

Подумайте, есть ли деловое сотрудничество в нашем классе.

Анализ взаимопомощи в учебе:

1. Оказываете ли вы вашим одноклассникам помощь в учении в школе и дома? (Ученики приводят свои примеры.)

2. Бывают ли в классе случаи, когда возникает необходимость в учебной помощи?

3. Обращался ли кто-либо из вас за помощью и помогал ли тот, к кому вы обращались? (Высказывания детей.)

Анализ взаимопомощи в самовоспитании:

1. Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, перемене, после уроков, в том числе интересные ответы у доски? (Дети вспоминают и приводят свои примеры.)

2. Мешают ли вам на уроке другие ученики? Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? (Дети приводят примеры.)

3. Как вы действуете в этих ситуациях? (Выслушиваются высказывания учащихся.)

4. Проводите ли вы совместно с кем-то из одноклассников свободное время по интересам? Чем занимаетесь? (Ответы детей.)

5. Кого в классе можно назвать товарищем? Как он проявляет товарищество? (Дети приводят примеры.)

Физкультминутка

Давайте все делать, как я

Давайте все делать, как я. (Два хлопка.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два хлопка.)

Все делают дружно у нас! (Два хлопка.)

Давайте все топнем, как я. (Два притопа.)

А ну-ка, все вместе, все враз. (Два притопа.)

Все делают дружно у нас! (Два притопа.)

Давайте все скажем, как я... («Ура!»)

А ну-ка, все вместе, все враз. («Ура!»)

Все делают дружно у нас! («Ура!»)

Игра «Закончи фразу»

Мне нравится, когда мои друзья...

Я не люблю, когда меня...

Мне очень приятно говорить друзьям...

Своим друзьям я всегда...

Я могу дружить с теми, кто...

Со мной можно дружить, потому что...

Вывод . Как вы думаете, можно ли наш класс назвать коллективом? Но жизнь в классном коллективе была бы невозможна без взаимопонимания.

(Записать слово на доске.)

Взаимопонимание - это согласие. Оно связано с умением думать, перед тем как что-то сделать или сказать. Не согласен с чем-то - скажи, почему ты против, но не дерись.

Практическая часть

Будем учиться отстаивать свое мнение и договариваться. Поработаем в парах. Проиграйте ситуацию: одному из вас хочется

во время перемены поиграть в «Ручейки», а другому - в шашки. Как вы договоритесь?

(Ученики работают в парах. Затем у доски заслушать несколько пар, которые смогли договориться.)

Памятка

♦ Помни закон нашей жизни: один за всех и все за одного.

♦ С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

♦ Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» («спасибо», «пожалуйста» и др.), здоровайся при встрече, прощайся при расставании.

♦ Если знаешь интересные игры или что-то умеешь делать, научи других. В играх не будь грубым, не кричи.

♦ Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

♦ Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом; останови товарища, если он занимается чем-то плохим.

♦ Играй с малышами, не обижай их; если они поссорились, помири их, разними драчунов.

♦ Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не выходит. Правила общения с одноклассниками

Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

Никогда не смейся над физическими недостатками лю­дей;

Всегда и во всём помогай младшим и слабым;

Не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

Не придумывай никому обидных прозвищ;

Если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

Если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

Всегда выполняй данные тобой обещания;

Никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

Дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

Всегда будь точным: неточность - это прежде всего невежливость;

Никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

Никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства

Подведение итогов

Что такое дружба?

Что нужно делать, чтобы у тебя было много друзей?

Если уже сейчас вы заметили, что ваш ребенок с нежеланием идет на уроки, ничего не рассказывает о школьной жизни и одноклассниках, никогда не обращается за помощью к ним, вполне возможно, он одинок. Подтвердить ваши опасения поможет классный руководитель ребенка.

Работая много лет в школе, часто сталкиваюсь с тем, что даже в больших классах некоторые дети остаются одинокими до самого выпускного вечера. Спустя годы они с неохотой вспоминают о школьной поре.

Что же делать, когда проблема уже очевидна? Бежать в школу и разбираться с недружелюбными одноклассниками? Давить на ребенка? А может перевести его в другой класс или школу? Давайте вместе искать выход в сложившейся ситуации.

Почему ребенок одинок

Для начала необходимо разобраться, по какой причине ребенок попал в список отверженных.

Чаще причинами школьного одиночества выделяют:

  • неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость;
  • неопрятная или нестандартная внешность;
  • агрессивность или авторитарный стиль поведения;
  • иной социальный статус в сравнении с остальными ребятами (малообеспеченные и дети из семей с высоким доходом);
  • отсутствие навыков общения;
  • неблагополучная семья;
  • чувство превосходства над другими одноклассниками.

Список можно продолжать и более частными случаями, но проблема отвергнутости может усугубляться еще и тем, что сам ребенок и его родители винят в случившемся всех, но только не себя. Но мы, мудрые и любящие родители, не пойдем таким простым путем, а попытаемся помочь своему чаду стать популярным в классном коллективе.

Как обрести друзей

Правило 1: полюби себя сам

Российский менталитет почему-то не приемлет непохожесть людей: мы с любопытством оглядываемся на инвалидов, темнокожих, на людей с какими-то особенностями внешности. Но если взрослые в силу своей воспитанности и зрелости проявляют лишь интерес к таким особам, то дети подчас жестоки и агрессивны по отношению к «иным» сверстникам.

Когда ваш ребенок страдает от своей индивидуальности, поможет ему только уверенность в себе. «Где ж ее взять, если малыш вбил себе в голову, что он некрасивый, толстый и т.д.», - спросите вы. Черпать уверенность будем в вашей любви к сыну (дочери). Если с рождения он чувствует всеобщее семейное обожание, то ему и в голову не придет стесняться высокого роста или торчащих ушей. Ребенок будет чувствовать себя тем, кем вы его видите. Ну а если все-таки в классе начнут обидно дразнить, приведите ему пример знаменитостей, которые свою неординарную внешность превратили в преимущество.

Правило 2: хочешь иметь друзей, будь другом сам

По закону бумеранга мы относимся к людям так, как относятся к нам они. Посоветуйте ребенку самому проявлять инициативу в построении дружбы.

Особенно это важно, когда школьник попадает в новый коллектив. Если месяц-два присматриваться к одноклассникам и ждать, когда тобой кто-то заинтересуется и полюбит как друга, можно потерять время и так и не дождаться.

Действовать лучше по следующему алгоритму:

  • день-два наблюдаем за коллективом и примечаем в классе несколько групп по интересам,
  • выбираем ту группу ребят, с которой бы хотелось общаться дальше,
  • в выбранной группе выделяем того, кто при разговоре смотрит в глаза, часто улыбается и смеется, общается не только с членами группы, но и с остальными,
  • обращаемся к такому ребенку с какой-то просьбой или предложением, делимся знаниями по общим интересам,
  • далее действуем по обстоятельствам, развивая приятельские отношения с выбранным одноклассником и остальными.

Особой популярностью в классах обладают добрые, отзывчивые ребята, готовые прийти на помощь. Посоветуйте ребенку предлагать свою поддержку по случаю и не стараться быть конкурентом для остальных.

Правило 3: вырабатываем дружелюбную манеру держаться

Согласитесь, что улыбчивые, приветливые люди не остаются одинокими. Научите ребенка правильной дружелюбной манере: прямая осанка, руки и ноги не скрещены, ладони на виду, на лице улыбка и приятное выражение лица, взгляд в глаза. Это будет первым шагом к общению.

Правило 4: развиваем навыки ведения беседы

Хорошо, если ваш ребенок общительный от природы. А если нет, не стоит огорчаться: застенчивого человека можно научить навыкам общения. Для этого проигрывайте разные ситуации с сыном (дочерью) дома. Малышу отлично подойдут сюжетно-ролевые игры «В гостях», «В школе», «В детском саду» и другие.

Ваш воспитанник должен уметь правильно начать разговор, развить тему для общения, выразить одобрение или отрицание, задать вопросы. Беседуйте с ним на разные темы, обсуждайте просмотренный фильм, прочитанную сказку. Психологи даже советуют записывать такие беседы на видео, вместе с ребенком просматривать их, анализировать и меняться ролями в таком диалоге. Видеозапись дает возможность ребенку со стороны увидеть свои ошибки в построении беседы.

Правило 5: учимся управлять своими эмоциями

Нападкам со стороны сверстников подвергаются те дети, которые не могут совладать c эмоциями. Иными словами, дразня таких детей, обидчики словно черпают у них энергию и наслаждаются их слабостью.

В одном из классов я часто наблюдала, как мальчишки дразнили одного второклассника Юру. В ответ он дико кричал, размахивал руками и догонял одноклассников. Когда я спросила, почему они обижают Юру, мальчики ответили: «Ну а зачем он так истерит?» То есть реакция второклассника просто забавляла детей.

Что делать в таких случаях

Таким как Юра нужно научиться беречь свое энергетическое поле. Поясню. Психологи давно утверждают, что каждый человек имеет свое биополе. Когда мы оскорбляем другого человека, наша отрицательная энергия устремляется в биополе другого человека и делает в нем воображаемую «дыру». Обиженный бумерангом отправляет свою отрицательную энергию вам. Получается, что страдают при этом биополя обоих: и обидчика, и обиженного.

Чтобы не стать жертвой, достаточно сказать два слова: «Сам такой!» Слова действуют волшебным образом: посланная отрицательная энергия не успевает разрушить ваше биополе, а возвращается к своему адресату зеркальным образом. При этом нет истерик, оскорблений и драк. Научите этому приему вашего воспитанника - проверено, действует!

Правило 6: развиваем лидерские навыки

Не все рождены быть вожаками, большая часть людей являются ведомыми и чувствуют себя при этом самодостаточно. Тем не менее, ряд лидерских навыков никогда не помешает в жизни.

Первый навык - уметь первым выдвигать новые идеи и затеи . Часто застенчивые дети имеют даже лучшие задумки, чем признанные в коллективе лидеры, но они просто не решаются высказать их. Задача родителей - предоставлять ребенку дома самому делать выбор и строить какие-то планы. Это умение позволит самоутвердиться среди сверстников.

Учителя также могут помочь детям преодолевать нерешительность, устраивая специальные игры: «Волшебный стул», «Комплименты» и др. Речь идет об игровых занятиях, где ребята дают друг другу ласковые имена, говорят приятные слова, подчеркивают лучшие качества. Такие игры демонстрируют стеснительным детям, что к ним хорошо относятся.

Второй навык - умение говорить «нет» . Некоторые ребята, стремясь завоевать дружбу одноклассников, во всем уступают им. Такое поведение может иметь весьма опасные последствия. Научить противостоять чужому давлению может метод проигрывания реальных ситуаций с последующей видеозаписью, описанный выше.

И напоследок несколько простых советов. Содействуйте общению ребенка со сверстниками, приглашайте их в гости, позволяйте ему задержаться на репетициях, школьных секциях и т.д. Помогите ребенку найти друзей по интересам на различных кружках, в центрах развития и т.д. Будьте сами примером настоящего друга.

К сожалению, не у каждого ребенка в школьном коллективе складываются дружеские отношения с одноклассниками, причем эта проблема психологического характера не зависит от возраста детей. Бывает так, что дети не воспринимают некоторых учеников в классе, начиная с начального звена, но чаще всего отношения усложняются в подростковом возрасте. Ребенок, являясь изгоем в коллективе, замыкается в себе, неохотно ходит на уроки, становится агрессивным, обидчивым, его легко задеть, казалось бы, самой безобидной фразой.

Причины плохих отношений с одноклассниками

Нельзя сказать, что проблемы в школе с одноклассниками являются причиной неправильного воспитания, даже несмотря на то, что именно родители влияют на формирование характера ребенка, учат его взаимодействию с социумом на своем примере. Зачастую сложные отношения с ровесниками могут стать следствием индивидуальных особенностей. Как утверждают психологи, отвергаемые коллективом дети в большинстве случаев сами становятся причиной того что стали жертвами нападок. Они с легкостью поддаются на негативное воздействие одноклассников (слова, поступки) выдавая ожидаемую реакцию. Если ребенка сложно обидеть, вызвать его эмоции, тогда вряд ли сверстники будут к нему «цепляться».

Бывает и так, что плохие отношения с одноклассниками становятся последствием того что ребенок не умеет общаться, он замкнут, молчалив, избегает диалогов, старается держаться обособленно. Скорей всего, дело в его семейной обстановке, сложных взаимоотношениях родителей между собой. Дружбе со сверстниками мешает и неумение общаться, а также незнание элементарных правил поведения. Например, если ребенок зажат, неприветлив, редко улыбается и не проявляет инициативу для общения, вряд ли кто-либо захочет с ним дружить.

Иными словами, отвергаемые дети не умеют осмысливать свои поступки, управлять эмоциями, принимать верное решение, как поступить в той или иной сложной ситуации. Они очень ранимы и уязвимы. Любой ровесник, проронивший грубое слово в адрес такого ребенка, незамедлительно становится его врагом, и, напротив, одноклассник, оказавший ему самую незначительную помощь или поддержку, становится лучшим другом в его мыслях. В свою очередь оказавший эту поддержку даже не подозревает об этом, не считая свой поступок героическим и удивляясь, насколько благодарен ему отвергнутый всеми товарищ. Замечено, что дети, которые не умеют находить контакт со сверстниками, стараются найти поддержку среди педагогов, жалуясь на своих обидчиков.

Как помочь ребенку решить проблемы в школе с одноклассниками

Вряд ли сложные в общении дети смогут самостоятельно исправиться и найти общий язык с одноклассниками. Поэтому на помощь должны прийти взрослые, а именно родители и педагоги.

На родительском собрании классный руководитель проводит беседу о том, как помочь ребенку найти друга, преодолеть застенчивость и побороть внутренний страх перед окружающими. Советы педагогов могут стать очень действенными.

Не всегда родители имеют представление о том, как проходят дни их сына или дочери в школе, как складываются отношения в коллективе и часто не знают о том, что их ребенок испытывает сложности. Если в его поведении прослеживаются некоторые странности, он редко приводит или вообще не приводит в дом друзей, не рассказывает о своей школьной жизни, об одноклассниках и вообще ведет себя замкнуто, стоит поговорить с классным руководителем и выяснить, все ли в порядке. Можно побывать на уроках, посмотреть, как ребенок ведет себя с другими детьми, общается ли с ними. В случае, если будут выявлены признаки того что ему некомфортно в школе, родителям придется озаботиться тем, как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками.

Признаки того что школьника отвергают:

  • посещает школу без особого энтузиазма, старается найти причину, чтобы уклониться от уроков;
  • приходит домой из школы в плохом настроении;
  • весьма болезненно реагирует на критику и грубость;
  • не упоминает в разговоре с родителями о своих одноклассниках, либо говорит о них в негативном ключе;
  • не приводит друзей, никому не звонит, даже с целью спросить домашнее задание;
  • его также никто не приглашает в гости, не звонит.

Данные признаки свидетельствуют о том, что у ребенка проблемы в школе с одноклассниками, а значит, нужно помочь школьнику, ведь насмешки со стороны сверстников могут привести к серьезным психологическим заболеваниям.

Решение проблем с одноклассниками – задача непростая, но нужно направить все силы на ее решение, поскольку от этого будет зависеть дальнейшая судьба формирующейся личности, ее успех и благополучие. Человек на протяжении всей своей жизни проводит в социуме, вот еще одна причина того, что ребенка важно научить вести себя с окружающими. В школе решает, как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками психолог и классный руководитель, стараясь привлечь к этой проблеме и родителей.

Как наладить отношения с одноклассниками в 13, 14 и 15 лет

Что могут предпринять родители? С раннего возраста объяснять сыну или дочери, что улыбка и дружелюбие привлекают людей, поэтому нужно постараться вести себя приветливо, чаще улыбаться. Не стоит быть резким и грубым, но в тоже время важно уважать и любить себя, тогда и окружающие будут относиться с уважением.

Кроме того, родители могут приглашать в гости школьных товарищей своего ребенка. Полезно рассказывать на примере собственного опыта, о том, какие проблемы могут подстерегать в детстве и как их разрешать. Не нужно запрещать проявлять эмоции, пусть даже негативные, ведь эмоциональность – это то, что поможет установить правильные взаимоотношения с людьми, жить полной жизнью, радоваться и негодовать. Хороший результат принесет обсуждение родителей с ребенком причин конфликтных ситуаций со сверстниками, а также нахождение путей для их разрешения или предотвращения.

Задумываясь о том, как наладить отношения с одноклассниками, нельзя исключать и того, что бороться с проблемой придется долго, возможно даже придется перевести ребенка в другую школу, если его пребывание в стенах данного учреждения приводит к частым конфликтам с окружающими. Тем более, часто бывает так, что дети сами выбирают себе жертву среди тех, кто уязвим.

Многие родители, стараясь взять решение проблем с одноклассниками в свои руки, идут в школу разбираться с обидчиками ребенка, но так делать нельзя, поскольку это лишь усугубит ситуацию, дети будут продолжать вредить, только исподтишка. Лучше всего вынести этот вопрос на родительском собрании, либо научить ребенка самостоятельно разрешать сложные ситуации, непременно поддерживая его и помогая советом. При благоприятном семейном климате формируется успешная, уверенная в себе личность. Зная, что дома его любят, понимают и поддерживают, школьник легче переносит жизненные трудности, быстрее адаптируется в социальной среде.

Если ребенку с раннего возраста прививаются такие качества, как общительность, доброта, дружелюбие, отзывчивость, скорей всего перед ним не встанет вопрос, как наладить отношения с одноклассниками в 13 лет, 14 и 15. Родителям необходимо быть правильным примером для сына или дочери и всегда показывать, как следует вести себя с окружающими людьми.

Статья прочитана 20 549 раз(a).

Как наладить отношения с одноклассниками

К сожалению, не у каждого складываются хорошие отношения с одноклассниками. Хотя больше всего времени Вы проводите с ними. Так как же наладить отношения со своими одноклассниками.

Прежде всего, задумайтесь над тем, почему к Вам так не дружелюбно относятся в классе? Что могло послужить тому причиной? Ни, получается, найти ответ на этот вопрос.

Я предлагаю Вам, тогда рассмотреть возможные причины, по которым Вы так и не смогли подружиться со своими одноклассниками.

Причина первая: Непонимание

У Вас с одноклассниками разные вкусы и интересы. Вас, буквально, ничего не объединяет. Ваши интересы, увлечения и взгляды на жизнь сильно отличаются. К примеру, ваши одноклассники кажутся вам неинтересными, у вас с ними нет даже общих тем для общения, а их увлечения вы вообще не воспринимаете всерьез и не понимаете, как можно слушать столь ужасную музыку. Например, Вы слушаешь рок и металл, а им больше нравится попса. Или же Вы предпочитаете чтение книг играм, спокойную музыку, и тем кажетесь вашим одноклассникам ужасно скучной. Или Вы относишься к какой-нибудь субкультуре, а одноклассники же не понимают этого.

Решение: Проявите интерес к одноклассникам. Возможно, это только на первый взгляд может показаться, что это просто группка бездельников, а на деле они окажутся очень добрыми и смышлеными ребятами. Сделайте это, хотя бы ради любопытства и кто знает, может вам понравится, и вы сможете найти что-то общее с ними. Есть другой вариант: найди новые увлечения, которые придутся им по вкусу. В любом случае, чтобы не быть белой вороной, придется что-то внутри себя менять. Начни с малого.

Причина вторая: Стеснительность.

Одноклассники ничего не имеют против Вас, они просто не замечают Вашего присутствия. Вы как человек-невидимка ходите по классу. Кажется, проблема скрывается в отношении одноклассников, но это не так. Она находится в самих Вас, и это - застенчивость.

Решение: На самом деле одноклассники замечают Вас, просто они привыкли к Вашей стеснительности. Вас всего лишь не хватает смелости. Кажется, что если Вы скажешь какую-нибудь глупость, над которой все будут смеяться. Попробуйте раскрыться, покажите какая Вы на самом деле. Не бойтесь подойти к одноклассникам, попросить принять в свою кампанию. И помните, уверенным людям сопутствует удача.

Причина третья: Зависть

Вы всегда лучше всех одеты, даже если это школьная форма, то у Вас всегда есть дорогие аксессуары. Или Вы лучше всех учишься в классе, или что-нибудь другое выделяющее Вас от других и вызывающее зависть.

Решение: Если Вам завидуют, и Вы это знаешь, скорее всего, Вы начнете считать себя самой лучшей и великой. Спуститесь с небес! Люди не любят задавак. Попробуйте одеваться поскромнее и если Вы отличница, а одноклассники не любят «ботанов», помогите им в чем-нибудь. Например, решите пример на контрольной или подскажите ученику у доски. В общем, сделайте так, чтобы ваше неравенство не помешала вашей дружбе.

Причина четвертая: Вы не одеваетесь, так хорошо, как ваши одноклассники.

Ваши одноклассники носят дорогую и красивую одежду, когда Вы себе не можете позволить такого. Например, мальчики купили себе модные кроссовки, а девочки, например, ходят на каблуках, и унижают вас из-за того, что Вы не похожи на них?! Постоянное чувство неловкости и пренебрежение со стороны одноклассников вселяют чувство неуверенности в себе.

Решение: Не одежда красит человека, а человек одежду. Долой комплексы! Ведь человека любят за то, какой он внутри, а не за его одежду. Если Вы интересная и веселая личность, с вами приятно общаться, то несмотря на то, как Вы одеваетесь, у вас будет много друзей.

Попробуйте соблюдать все эти пункты, и Вы заметите, что общаться с одноклассниками будет гораздо легче.

Библиотечка психологической службы гимназии № 000

Как построить хорошие отношения с одноклассниками

(по материалам психологических изданий)

Если ты внимательно присмотришься, то сможешь заметить, что в классе ребята делятся на несколько групп. Причем заметим, что специально никто никого не делит - роли распределяются как-то сами собой.

Во-первых, в классе есть лидеры - те, кто пользуется особым уважением. К мнению таких ребят прислушиваются, им стараются подражать.

Затем идут так называемые "середнячки": учатся хорошо, но звезд с неба не хватают, среди одноклассников пользуются достаточной популярностью, но не стремятся во всем верховодить и предпочитают держаться поближе к лидеру.

Следующую группу составляют "серые мышки" - ребята, которые не пользуются в классе особым уважением. С их мнением никто не считается, одноклассники их редко приглашают на дни рождения и вечеринки , но в то же время откровенной неприязни тоже не испытывают - их просто не замечают.

Особая категория детей - это так называемые "отверженные". По отношению к ним одноклассники появляют активную нелюбовь, иногда - ненависть. С такими ребятами никто не хочет сидеть за одной партой, не хочет дружить. На переменах такого мальчика или девочку не берут в общую игру, а когда на уроках физкультуры начинаются командные игры, оказывается, что и тут "отверженный" не у дел: его не хотят принимать ни в одну команду.

И вовсе не обязательно в "отверженных" оказываются отъявленные хулиганы и двоечники. Среди таковых (то есть двоечников и хулиганов) как раз попадаются невероятно обаятельные личности - с ними все хотят дружить! "Отверженным" в таком случае может оказаться, наоборот, чудесный мальчик или умная девочка.

Если ты попал(а) в "отверженные", скажем прямо: это никуда не годится. Но не спеши заливаться слезами - этим горю не поможешь. Нужно обязательно изменить сложившуюся ситуацию. Может быть, тебе совсем ни к чему становиться лидером, но постарайся попасть хотя бы в число "середнячков".

Первым делом посмотри вниматель на себя. Почему никто не хочет с тобой дружить? Может, ты не слишком чистоплотен(тна)? Или же любишь сплетничать и говорить окружающим всякие гадости? Чем увлекается большинство ребят в классе? Насколько ты интересен(сна) одноклассникам - вдруг им с тобой просто не о чем говорить?

Дело в том, что в каждом классе есть свои увлечения и ценности. Любителя серьёзной классической музыки будут презирать в классе, где все слушают поп - или рок-группы. Или представим, например, что большинство мальчишек в классе ходят с грязными ногтями (фу-у-у-у) и ушами, учебой особо не замарачиваются и ничем, кроме компьютерных "стрелялок", не интересуются. Прилежный, аккуратный и умненький мальчик в таком классе будет пользовать репутацией "маменькиного сынка". Естественно, мальчишки будут его недолюбливать, и скорее всего именно он окажется в "отверженных".

Вывод очевиден: тот, кто в одном классе ходит в "отверженных", в другом классе вполне может оказаться в середнячках, а то и в лидерах!

Если ты чувствуешь, что разница между тобой и одноклассниками слишком велика, и ты никогда не сможешь "прижиться" в своём классе, подумай: а не лучше ли будет перейти в другой класс, а может быить, вообще поменять школу? Конечно, это дело непростое, и новеньких всегда встречают настороженно, но все же это лучше, чем много лет ходить в изгоях и изо дня в день терпеть насмешки и унижения.

Но это, разумеется, "рецепт" для самых тяжелых случаев. Мы же подробно расскажем о том, как наладить отношения с одноклассниками, заслужить их авторитет и при этом оставаться самим собой.

Как наладить отношения с одноклассниками

Скажем сразу: как ребята отнесутся к тебе с самого начала, так они и будут относиться и на всем протяжении учебы - если, конечно, ты сам (а) не предпримешь никаких усилий, чтобы изменить сложившееся о тебе мнение. Так что, раз видишь, что время идет, а отношения с одноклассниками оставляют желать лучшего - пора срочно что-то предпринимать.

Возможно, ты уже пробовал (а) разные "военные хитрости" - например, "подкупать" одноклассников, угощая их конфетами, плюшками и прочими вкусностями, давать списывать задачки, но ощутимых результатов не принесло. Значит, нужен другой метод.

Прежде всего, - и об этом мы уже говорили - если ты чувствуешь, что одноклассники относятся к тебе не слишком дружелюбно, задумайся, почему это происходит. Вот несколько причин, по которым одноклассники могут относиться к тебе не так хорошо, как ты того заслуживаешь.

ПРИЧИНА 1. Твои манеры резко отличаются от поведения других ребят. Например, ты - утонченная, мечтательная особа, увлекаешься классической музыкой, поэзией, с малых лет играешь на фортепиано и сочиняешь романтические стихи. Одноклассники тебе кажутся крикливыми и глупыми ребятами, с которыми и говорить-то не о чем. Ты не понимаешь, как можно слушать ту ужасную музыку, от которой без ума большинство из них, или читать какие-то примитивные комиксы, не любишь шумных игр - уж лучше почитать интересную книгу. Одноклассники, со своей стороны, считают тебя занудой.

Как исправить ситуацию??? Хотя бы ради любопытства прояви интерес к тому, чем интересуется большинство твоих одноклассников. Ведь что-то находят они в этих "ужасных" музыке, фильмах и комиксах. Не сторонись общих игр - они позволяют лучше узнать друг друга. Может быть, тебе только кажется, что вокруг - сборище глупышек, с которыми и говорить-то не о чем, а на самом деле в классе есть умные и талантливые девочки и мальчики, только с другими увлечениями. Ведь для того чтобы дружить или хотя бы просто общаться, людям вовсе не обязательно иметь абсолютно одинаковые интересы.

Вот увидишь, если ты проявишь заинтересованность в окружающих тебя людях, то и они будут внимательнее и дружелюбнее к тебе относиться.

ПРИЧИНА 2. Ты слишком застенчив (а). И тебе просто не хватает смелости подойти к ребятам и принять участие в разговоре или игре. Тебе кажется, что ты обязательно сморозишь глупость или сделаешь что-то не так, и над тобой будут смеяться. В душе ты надеешься, что ребята сами подойдут и позовут тебя в игру. Но этого не происходит - и тебя, похоже, вообще перестали замечать. И снова ты всю перемену стоишь у стенки, молча страдая, горько вздыхая и завидуя веселью других.

Как исправить ситуацию. Не надейся, что первый шаг сделают другие. Наверняка твои одноклассники уже решили, что тебя просто не интересуют их игры и разговоры, раз уж ты ни разу не изъявила желание в них поучаствовать. Ребята ведь не знают, что сделать это тебе мешает робость, и может быть даже считают тебя задавалой.

Постепенно учись преодолевать свою стеснительность, иначе нельзя - не хочешь же ты всю жизнь прожить в одиночестве. Начни хотя бы с того, что в общем разговоре вставь несколько слов - вот увидишь, это не так уж страшно. Дальше - больше: попроси ребят принять тебя в игру, наверняка они не откажут. А со временем страх и робость исчезнут вовсе. Ведь твои одноклассники - не злобные монстры и не существа с другой планеты, а такие же ребята, как и ты, так чего же бояться???

ПРИЧИНА 3. Ты одеваешься не так красиво, как большинство ребят из твоего класса. Твои родители не могут позволить купить тебе стильный портфель или модные кроссовки, и среди нарядных одноклассников ты чувствуешь себя бедным родственником, а ребята относятся к тебе снисходительно-принебрежительно.

Как исправить ситуацию. Во-первых, перестань сам (а) комплексовать по поводу того, что ты одет (а) хуже остальных. Запомни: человека любят и уважают не за красивое платье или модные сапоги, а за доброту, чуткость, умение сопереживать другим людям. Если с тобой интересно, если ты всегда жизнерадостный и доброжелательный человек, никто и не посмотрит на то, что твой костюм - не последний писк моды. Главное, чтобы твоя одежда была чистой и опрятной.

ПРИЧИНА 4. Ты не видишь ничего такого, что сильно отличало бы тебя от других ребят, но дружить с тобой почему-то не хотят.

Может быть, ребята решили, что с тобой просто не интересно общаться?

Как исправить ситуацию. В таком случае, чтобы изменить отношение к себе, постарайся узнать, чем они интересуются. Это могут быть современная, популярная музыка, кино, мода. Когда определишь, чем увлекается большинство твоих одноклассников, приступи к изучению предмета, то есть посмотри фильм, о котором в классе столько разговоров, полистай модные журналы и т. д. Хорошо, если тебе удастся узнать что-нибудь любопытное об интересующем всех предмете - какой-нибудь малоизвестный факт или важную новость. На следующий день расскажи эту новость одноклассникам, и лучше всего, если ты преподнесешь ее как бы между делом - как будто тебе все это давным-давно известно.

После двух-трех таких случаев у ребят сложится впечатление, что ты - настоящий кладезь разных увлекательных сведений, и общаться с тобой очень интересно.

Даже если на самом деле ты не разделяешь увлечения твоих одноклассников, наверняка эти небольшие спектакли пойдут тебе на пользу: ты научишься поддерживать разговор на любую, даже неинтересную для тебя тему, а одноклассники будут знать, что с тобой есть о чем поговорить, причем с удовольствием.

Когда правда во вред

Бывают случаи, когда одно неосторожное слово или необдуманный поступок превращают друзей во врагов, причем зачастую человек, допустивший досадную оплошность, сам этого не осознает и не понимает, за что на него обижаются. Чтобы не попадать в такие ситуации, нужно иметь чувство такта, которое подсказывает, что, когда и как можно говорить тому или иному человеку. Даже замечание можно сделать тактично - так, что человек не только не обидится, но и будет благодарен, что ему указали на ошибку.

Самое интересное, что зачастую - и сильнее всего - нас оскорбляет не ложь, а нелицеприятная правда, сказанная грубо, в глаза. Избежать таких ситуаций поможет опять же чувство такта.

Вот, предположим, ты видишь, что у Лизы - грязные шея и воротничок. Наверное, она этого не замечает. Зато замечают другие, и вот ты слышишь, как кто-то уже назвал её грязнулей. Как сказать ей об этом? И стоит ли вообще говорить? Вообще-то это не твое дело: не хочет - пусть не умывается. Но жаль девочку - на неё уже скоро пальцем начнут показывать. Значит решено: надо сказать! Только как это сделать таким образом, чтобы не обидеть её?

Слушай, Лиза, посмотри: не грязная ли у меня шея? Что-то мне так лень было сегодня умываться, и я неловко себя чувствую. Что, чистая? Удивительно. Наверное, говоришь из вежливости . Тебе, наверное, тоже не хотелось сегодня умываться, и у тебя шея тоже грязная".

Такой намёк девочка уж точно поймет, да и обижаться ей на тебя будет не за что.

Но существует и такая правда, которую не стоит говорить вообще. Если, например, у Даши кривые ноги, не стоит ей об этом напоминать. Наверняка, она и сама это знает и переживает по этому поводу.

Вывод такой: правду в глаза следует говорить тогда, когда это как-то поможет устранить недостатки, и делать это тактично.

Если же ничего нельзя изменить, то горькая правда будет всего лишь напоминанием о неприятном факте. А зачем это нужно?

Неудачные шутки

Под партой у Юли ты нашел (нашла) записку. Что это там ей пишут??? Ну-ка посмотрим... Нет, это она сама кому-то пишет: "Вова, ты самый классный мальчик в школе и ты мне очень нравишься, давай дружить. Юля". Хм, интересно, о каком Вове идет речь? Неужели о том конопатом очкарике из параллельного класса? Вот это сенсация - Юлька влюбилась! Найденную записку ты зачитываешь всему классу. Все смеются до упаду. И в этот момент входит Юля. Конечно, её это очень задело. "Это потому, что у неё совсем нет чувства юмора", - убеждаешь ты себя.

Позже выяснилось, что чувством юмора не обладает и Наташа: в её отсутствие кто-то съел яблоко, которое она принесла из дома, и засунул обратно в портфель огрызок. Петя, у которого перед уроком спрятали тетрадь с домашним заданием, также не смог должным образом оценить шутку.

ПОМНИ: оскорбительные, ехидные, обидные шутки - это уже не шутки, обыкновенное хамство.

Дневники, письма, содержание школьного портфеля и карманов - это личная собственность, к которой без позволения владельца прикасаться нельзя!

Не единственная, но неповторимая

(для девочек)

Наиболее распространенная ошибка, которую совершают девочки - твои ровесницы, это стремление подражать кому-то, будь то звезда Голливуда или же более удачливая и обаятельная одноклассница. Порой это доходит до смешного: например, когда девочка старательно копирует разговор, жесты, манеру поведения, стиль одежды любимой героини сериала, которая в два, а то и в три раза старше неё. Нет ничего комичнее, чем девяти-десятилетняя девочка, ведущая себя и разговаривающая как взрослая женщина.

Да и одноклассница, которой "посчастливится" стать для тебя эталоном для подражания, наверняка будет не в восторге. Только представь, что кто-то вдруг будет одеваться как ты, говорить и думать как ты. У тебя возникнет ощущение, что тебя всё время пародируют, передразнивают. Будешь ли ты после этого с симпатией относиться к своему непрошенному "двойнику"?

Нет ничего более ценного, чем индивидуальность человека: только представь, как было бы скучно и неинтересно, если бы все люди на свете были одинаковыми. И очень глупо, да и совершенно незачем обезьянничать, подражая кому бы то ни было. Зачем стараться выглядеть другим человеком? Ведь всем известно, что лучше плохой оригинал, чем хорошая копия.

Не лучшую услугу оказывает девочкам или мальчикам и стремление быть как все, боязнь проявить индивидуальность и непохожесть. За этим обычно скрывается страх: "а вдруг меня не примут таким, какой я есть, уж лучше буду незаметным - так спокойнее".

Не надо бояться быть самим собой, проявлять свои способности и таланты: окружающие оценят это, и уж конечно никто не вздумает смеяться над тобой из-за того, что ты, например, лучше всех рисуешь или превосходно играешь на пианино.

Чтобы заслужить уважение одноклассников и чтобы им было с тобой интересно, вовсе необязательно изображать из себя кого-то, кем ты на самом деле не являешься - у тебя ведь есть свои собственные таланты и достоинства.

Лучше быть открытой, веселой и естественной - БУДЬ САМОЙ СОБОЙ!

О дразнилках и прозвищах

Не секрет, что ребята любят придумывать своим одноклассникам, да и просто знакомым прозвища. И часто эти прозвища бывают обидными. На переменке, например, запросто можно услышать что-то вроде: "Эй, Лимон, иди сюда и скажи Фингалу, что его ждет Кабан". Со стороны это звучит смешно и дико. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще по имени перестают называть.

Опасность всяких кличек и дразнилок заключается в том, что таким образом человеку как бы навязывают какие-то качества. То есть окружающие заранее ожидают от него определенного поведения: например, Фингал - обязательно задира, Ботаник - зубрила, зануда.

Прозвище приклеивается к человеку как ярлык, который причиняет несчастному немалые страдания. Например, если все тебя называют Злюкой или Ягой, то новые знакомые, слыша такое твое прозвище, заранее, ещё не узнав тебя как следует, сделают вывод о том, что ты злая и вредная и вряд ли захотят познакомиться с тобой поближе.

Почему же ребята дают друг другу обидные прозвища? Причин может быть несколько. Иногда, таким образом пытаются самоутвердиться, как бы сказать: "вот такой Петя плохой, Сережа глупый, Маша смешная, один я - умный и хороший". Чаще всего дразнильщиками становятся именно те ребята, которые сами до ужаса боятся стать объектом насмешек. Привлекая внимание окружающих к недостаткам какого-нибудь мальчика или девочки, они надеются таким образом отвлечь внимание от собственных недостатков: "Пусть все дразнят Лиду, потому что у неё длинный нос, авось не заметят моих кривых зубов".

Или же причиной становится зависть: "Миша учится лучше всех? Так значит, он Ботаник или Очкарик. Таня очень симпатичная девочка и к тому же модно одевается? Назовем её Фифой, чтоб не задавалась". В этом случае дразнильщики, чувствуя, что ты их в чем-то превосходишь, пытаются таким образом как бы обесценить твои достижения или преимущества. На самом деле они понимают, что ты лучше, умнее, успешнее их, вот и злятся.

Как же сделать так, чтобы обидное прозвище не приклеилось к тебе надолго?

Самое главное - не поддавайся эмоциям. Если ты в ответ на насмешки будешь злиться, кричать или, что ещё хуже, плакать, это ещё больше подстегнёт дразнильщиков, ведь им только того и нужно - "достать" тебя. И если им это удастся, тогда уж точно от тебя долго не отстанут. Лучше всего, если ты просто не будешь обращать внимания на обидные слова. Ведь если дразнилки не достигают цели, то становятся просто-напросто неинтересными, и скорее всего одноклассникам вскоре просто наскучит наделять тебя разными прозвищами. Что и говорить, сохранить хладнокровие, когда на тебя со всех сторон сыплются насмешки, очень нелегко, но результат того стоит.

Если кто-то из ребят вдруг ни с того ни с сего, без видимой причины, начал тебя дразнить и обижать, можешь подойти к обидчику и спросить, почему он так говорит о тебе. Может быть, ты сам (а) ненароком его оскорбил (а) и теперь он тебе мстит за это? Главное, разговаривать нужно спокойно и вести себя уверенно.

Ещё один способ заставить дразнильщиков отстать от тебя - научиться отвечать обидчику так, чтобы у него больше не возникало желания к тебе приставать. Речь идет не о том, чтобы набрасываться на недругов с кулаками, главное оружие здесь - меткое слово и чувство юмора. Например, если кто-то из ребят обозвал тебя обидным прозвищем, ты отвечаешь ему так, что твой обидчик сам становится посмешищем для окружающих. После такого случая вряд ли ему или ещё кому-то из ребят захочется задирать тебя - ведь никто не любит, чтобы над ним смеялись.

И последнее: а не приходилось ли тебе самому (самой) издеваться над кем-нибудь или принимать участие в травле какого-нибудь мальчика или девочки? Если да, то знай, это не делает тебе чести. К тому же если сегодня обижаешь ты, то завтра могут обидеть тебя - представь, что бы ты ощущала, окажись на месте объекта насмешек и издевательств. Особенно жестоко и гадко - издеваться над людьми с физическими недостатками, ведь человек не виноват, что хромает или выговаривает не все буквы, он и так переживает из-за этого, а тут ещё и глупые ребята со своими насмешками.

Прежде чем сказать кому-то что-то обидное, представь себя на месте "жертвы" - как бы ты себя чувствовал(а), если кто-то стал тебя дразнить и оскорблять.

Никогда не делай другому того, чего не желаешь себе!

законопослушных" учеников, здесь обитают ещё и забияки, нарушители общественного спокойствия, не желающие ни с кем считаться и подчиняться каким-либо правилам, - словом, хулиганы. Нередко такие личности навевают ужас не только на учащихся школы, но даже на учителей, и бесчинства их тоже иногда заходят слишком далеко. Например, нередко случается так, что хулиганы бьют младших ребят, отбирают у них деньги.

Как правило, своими жертвами хулиганы выбирают тихих и робких ребят, которым не удаётся найти общий язык с одноклассниками и которые держатся поодиночке, так что вряд ли смогут дать обидчикам достойный отпор. Чаще всего такому террору подвергаются мальчишки-младшеклассники, хотя вообще-то объектом внимания этих лоботрясов может стать любой.

Хорошо, если тебе такая ситуация не знакома и в твоей школе все ребята живут мирно и дружно, а старшие помогают младшим. А может быть, старшеклассники и учащиеся младших классов просто не общаются друг с другом - ну нет у них общих интересов и существуют они как бы в параллельных мирах? Такое тоже нередко случается.

Ну а если тебе не посчастливилось, и хулиганы просто прохода не дают, то нужно срочно применять какие-то меры.

Конечно, тебе не удастся силой заставить обидчиков отстать, и драку с ними ты не полезешь. Но есть и другие не менее эффективные способы защитить себя от нападок и унижений. Какой из них выбрать, зависит от ситуации и степени нахальности обидчиков: одно дело - принять меры для усмирения не в меру разбушевавшегося озорника из параллельного класса, который обзывается, дергает девчонок за косички, и совсем другое - обуздать великовозрастного хулигана-старшеклассника, который уже состоит на учете в детской комнате милиции и терроризирует всю округу, включая учителей.

Один из вариантов защиты, к которому прибегнуть легче всего, - это пожаловаться своим родителям или призвать на помощь старшего брата. Однако существенный недостаток этого способа в том, что ни родители, ни старший брат не смогут защитить тебя от хулиганов раз и навсегда. Ведь для этого им пришлось бы находиться с тобой рядом каждую минуту, а это все-таки невозможно. Значит, нужно искать другое решение проблемы.

Например, научиться правильно общаться со сверстниками и старшими ребятами. Если в своём классе ты не пользуешься популярностью и постоянно держишься вдали от сверстников, в одиночестве, это тоже делает тебя лёгкой добычей хулиганов. Постарайся найти общий язык с ребятами-одноклассниками. Тогда и на переменах ты будешь в окружении ребят, и домой не придется возвращаться в одиночестве. Поверь, хулиганы, которые кажутся тебе злобными и всемогущими, по натуре трусы и поостерегутся подходить к компании ребят, пусть даже младших, - им легче справится с одиночкой.

А главное - ты сам (а) должен(на) поверить в то, что сможешь противостоять хулиганам. Они чувствуют твой страх и беззащитность , и это ещё больше их раззадоривает.

Ещё один способ защитить себя - пожаловаться учительнице. Если же она не в силах помочь (нередко учителя, в особенности женщины, сами остерегаются связываться с великовозрастными хулиганами), обратись к директору школы или пусть твои родители сделают это. Директор в свою очередь может провести беседу с нарушителями порядка или же вызвать их родителей. Ведь даже самые грозные с виду хулиганы - это самые обыкновенные ученики, и какими бы взрослыми и нахальными они не выглядели, они тоже боятся учителей, директора школы, взбучки от родителей.

Можешь использовать любой из способов защиты: пожаловаться родителям или учителям, обратиться к директору школы... всё что угодно, можно применить даже несколько способов сразу, только ни в коем случае не допускай, чтобы тебе было страшно находиться в школе, выходить на улицу, чтобы тебя унижали и обижали!

В особо сложных случаях, когда ни один из вышеперечисленных способов не действует, твои родители могут даже обратиться в милицию, особенно если проступки хулигана приобретают характер преступных действий и серьёзно угрожают здоровью окружающих: например, если хулиган отнял у тебя мобильник, плеер или другую дорогостоящую вещь, если толкнул или ударил так, что ты получил(а) серьёзную травму, если он заставляет тебя силой или при помощи запугиваний делать что-то такое, что тебя унижает и оскорбляет.

Конечно, хулиганы непременно угрожают расправой, если их жертва кому-нибудь пожалуется, но не стоит поддаваться такому запугиванию, ведь в таком случае они поймут, что с тобой вообще можно делать всё что хочешь, и безнаказанно. Этого ни в коем случае нельзя допускать - чем дальше, тем труднее тебе придется, ведь если малолетние злодеи почувствуют, что им всё сходит с рук, они вообще житья не дадут. Поэтому при первой же попытке со стороны хулиганов обидеть тебя не молчи, расскажи обо всём: родителям, учительнице - это не ябедничество, а попытка себя защитить. Во всяком случае, получив взбучку от учителей, родителей, а то и самого директора, хулиганы наверняка предпочтут в следующий раз не связываться с тобой и поискать более беззащитную и безответную жертву.