Планирование кружка «Волшебная бумага» в средней группе ДОУ. Кружковая работа по аппликации как форма и метод работы по развитию творческих способностей детей

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Большое значение для воспитания и обучения детей дошкольного возраста имеет детское изобразительное творчество. Так, аппликация способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей, развитию творческих способностей. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе аппликацией с применением нетрадиционных техник. Художественная аппликация с применением нетрадиционных способов работы с бумагой, с использованием различных материалов и техник является адекватным видом деятельности, позволяющим целенаправленно развивать творческие способности детей дошкольного возраста.

Понимая значимость данного вида деятельности для творческого развития дошкольников, мною была разработана дополнительная образовательная программа по обучению детей 5 – 6 лет аппликацией с использованием нетрадиционных техник и материалов «Цветик-семицветик» .

Новизна данной программы заключается в том, что детям даётся понятие, что творить можно чем угодно и как угодно. Программа раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы все без исключения занятия построены на использовании нетрадиционных методов и способов развития творчества детей: для аппликации используются различные материалы (пайетки, нитки, лоскутки ткани, вата, спички, природный материал, крупа различных видов) . Формируются умения выполнять аппликацию из различных видов бумаги (бархатная, фольгированная, гофрированная, самоклеющаяся) . Усваиваются различные техники аппликации (мозаичная, декоративная, обрывная) и различные действия с бумагой (скручивание, сминание, обрывание) , как нетрадиционный способ работы с данным материалом.

Основной целью программы кружка по аппликации является развитие творческих способностей ребенка в аппликации, используя нетрадиционные техники создания образа, композиции. Таким образом, основными воспитательно-образовательными задачами программы кружка по аппликации «Цветик-семицветик» являются:

  1. Обращать детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении; учить видеть сходство между предметами и явлениями окружающего мира;
  2. Поощрять детей воплощать в аппликативной форме свои представления, переживания, чувства, мысли, поддерживая личностное творческое начало;
  3. Продолжать знакомить с качествами различных материалов (фольга, гофрированная бумага, крупа, яичная скорлупа и т.д.) , с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.

Для того чтобы занятия в кружковой работе по аппликации способствовали формированию творческих способностей, необходимо создавать определенные условия. Одним из условий является использование рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм организации работы с разными материалами. Это не только формирует умения переноса, повышает художественный уровень выполняемых детьми композиций, но и развивает их воображение и творческие способности. Поэтому система организаций деятельности в кружке «Цветик-семицветик» предполагает не только индивидуальную работу, но и другие формы работы:

  • работу в паре (дети работают на одном общем листе бумаги, предварительно договорившись о том, что вырезать и где располагать на листе) ;
  • работу в мини-группе из 4-6 детей (выбирается ведущий, составляется эскиз, распределяются обязанности) .
  • коллективную работу на одном общем листе ватмана.

Еще одним немаловажным условием успешного развития творческих способностей детей на занятиях по аппликации в условиях кружковой работы является целесообразность структуры самого занятия. Так, общая структура деятельности на занятиях в кружке обязательно включает в себя:

  1. Введение в художественное - творческое пространство.
  2. Эмоциональное введение в художественно – изобразительную задачу и формулирование темы, постановка творческих задач;
  3. Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь (при необходимости) взрослого каждому ребенку.
  4. Обсуждение с каждым ребенком его работы в режиме диалога.
  5. Обсуждение всех работ и обязательная похвала и благодарность каждому за совместную творческую деятельность.

Программа рассчитана на 30 занятий в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май. Продолжительность занятий – 25 минут.

С целью отслеживания результативности данной программы ежегодно проводится диагностика изобразительных умений и навыков детей. Результаты выявляются при помощи наблюдений за деятельностью дошкольников на занятиях и в свободной творческой деятельности, а также путём анализа детских работ.

В процессе освоения программы дети научились создавать выразительный образ, применяя при этом различные традиционные и нетрадиционные материалы для аппликации, украшать работу и придавать ей законченность с помощью дополнительного материала. Возросли аккуратность, точность выполнения работ. Одна из коллективных работ Леры У., Лизы В и Вики Х. была отправлена на городской конкурс, посвященный Дню космонавтики. Миша Ш. и Света П., не владеющие ранее различными приемами вырезывания и способами работы с нетрадиционными видами бумаги, освоили предлагаемые программой техники аппликации. Большинство детей, на начало года обладающие низким уровнем развития творческих способностей, научились создавать свой оригинальный продукт, используя нетрадиционные техники создания образа, композиции.

Результаты данных диагностических исследований говорят о том, что программа успешна. Работа в этом направлении будет продолжаться и совершенствоваться.

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад №44 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Рабочая программа кружка по аппликации

«Умелые ручки»

Воспитатель: Ермакова Н.И.

Г. Нефтекамск

«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами:

чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлин ский.

Пояснительная записка

Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле, является – работа с бумагой.

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки.

Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Основные задачи:

  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  • учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);
  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
  • развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
  • развитие речевых навыков;
  • развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
  • воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
  • воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста(4-5лет)

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 20 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Срок реализации программы 9 месяцев.

Ожидаемые результаты работы:

Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду.

Литература : И.В Новикова «Объёмная аппликация в детском саду»

И.В.Новикова «Работа с нетрадиционными материалами в

Детском саду»

А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду»

Интернет – ресурсы

Тема

Задачи

Материал

Сентябрь

« Фруктовый сад»

Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Учить мять бумагу, скатывать из нее комочки, обмакивая в клей, приклеивать их к картону.

½ белого картона с изображением дерева, цветная бумага (зеленый, коричневый цвет), бумажные салфетки красного цвета, клей кисть, салфетки.

Октябрь

«Осенние листочки»

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «теплыми» цветами (желтый, оранжевый, красный).

Альбомный лист с изображением дерева, цветная бумага (желтая, оранжевая, красная), клей, кисть, салфетки.

«Ветка рябины»

Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисть рук, развивать мелкую моторику.

½ лист картона, бумажные салфетки красного цвета, клей, кисти, салфетки.

Ноябрь

«Осенний букет для мамы»

(коллективная работа)

Закреплять приём раскатывания, аккуратно прижимать жгутики пластилина, наклеивать пряжу на листочек, продолжать формировать желание делать приятное для своих мам.

Ватман, пластилин,

Разноцветная пряжа,

Заготовки кленовых листочков, клей, салфетки.

«Петушок – золотой гребешок»

Упражнять в комковании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток. Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных жгутиков на силуэт хвоста, комочков на туловище)

½ тонированного альбомного листа с силуэтом петушка бумажные салфетки, клей.

«Медвежата»

Продолжать учить аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера, приклеивать кусочки бумаги к картону.

½ картона с контурным изображением медведя, клей, салфетки.

Декабрь

«Сугробы, снег на деревьях»

(коллективная работа)

Закреплять умения детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю), пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща.

½ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги, клей, салфетки.

«Зимняя картина»

Отрабатывать приёмы работы с разным материалом: бумагой, ватными дисками. Самостоятельно создавать композицию

размещая дерево и снеговика на листе

Образец аппликации,

Фон (1/2 альбомного листа) голубая, синяя или фиолетовая бумага;

Клей, ватные диски,

Простой карандаш,

Фломастеры, ножницы,

Полоски белой и коричневой бумаги,

Салфетка.

«Зайка беленький сидит »

Закреплять умение вырезать фигуры круглой и овальной формы из других геометрических форм

(круг из квадрата, овал- из прямоугольника);

Создавать образ зайца.

Заяц – игрушка,

Бумага чёрная (1/2 альбомного листа) – фон

Заготовки белые размером 6х4 см, 3х4см, 1,5х1,5 см

Полоски размером 1х6 см, 1х4 см, ножницы, клей, карандаш простой,

Салфетка.

«Новогодняя елочка»

Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем.

½ альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов, фантики, клей, салфетки, кисти.

Январь

«Зайка»

(обрывная аппликация)

Продолжать учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

½ тонированного альбомного листа, белая бумага, ватные диски разрезанные на части, клей, кисти, салфетки.

«Валентинка»

Упражнять в работе по шаблону, вырезании по линии контура

Образец, шаблон сердечка, картон красного цвета 10х10см.

Квадрат из белой бумаги 4х4см., круг диаметром2см, обрезки зелёной бумаги, клей, ножницы, простой карандаш.

«Снегирь на ветке рябины»

Создавать объёмную аппликацию выполняя ягоды рябины в виде комочков и приёмов вытачки и частичного приклеивания крыла снегиря. Упражнять в разрезывании бумаги на узкие полоски. Отрабатывать приемы работы с шаблонами.

Образец, шаблоны фигуры снегиря,1/2 альбомного листа для фона, красная салфеточная бумага, ножницы, клей, коричневая бумага для веточки, фломастеры.

Февраль

«Неваляшка, пирамидка»

Упражнять в умении детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру. Закрепить знания основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

½ альбомного листа, цветная бумага (красная, желтая, синяя, зеленая), клей, кисти, салфетка. Игрушки неваляшка, пирамидка.

«Украсим рукавички»

Самостоятельно составлять узор на середине и по краю изделия; выбирать элементы украшения, развивать творчество, воображение.

Рукавички с вариантами украшения, цветные полоски бумаги, ножницы, клей.

«Летят самолеты»

Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму.

½ тонированного альбомного листа (в виде российского флага), заготовки самолетов из цветной бумаги (прямоугольники, полоски).

Март

«Цветы в подарок маме»

Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет) в смешанной технике: бумажная пластика + рванная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать.

½ тонированного альбомного листа с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая и красная цветная бумага, клей, кисти, салфетки.

«Смотрит солнышко в окно»

Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.

Альбомный лист с изображением окна, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, клей, салфетки.

«Кот и мышка»

Упражнять детей в скручивании жгутиков разных размеров из бумажных салфеток и использовании их в аппликации, создавать образы животных.

Образец. Фон – плотная

Бумага1/2 альбомного листа, бумажные салфетки разного цвета, ножницы, клей

«Декоративный поднос»

Знакомить детей с жостовской росписью, называть элементы узора, традиционные цветовые оттенки; выполнить элементы украшения из цветной бумаги.

Силуэты подноса овальной и круглой форм, цветные полоски, ножницы, клей, образцы.

Апрель

«Космос»

Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный темный фон.

картон черного цвета, бумажные салфетки желтого и белого цвета, клей, салфетки.

«Веточка вербы»

Продолжать формировать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек, отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

½ цветного картона, Желтого цвета бумажные салфетки, коричневая цв.бумага, клей, салфетки.

Май

«Божьи коровки»

Продолжать формировать умение отрывать от листа бумаги кусочки, наклеивать на приготовленную картинку. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

½ зеленого цвета картона с контурным изображения Божьей коровки, цветная бумага красного и черного цвета, клей, салфетки.

«Одуванчики в траве»

Наталья Робертус

Рабочая программа кружка по аппликации в средней группе "Бумажный калейдоскоп".

Составила воспитатель Чистопрудненского Д/с "Сказка" Робертус Н. В.

Пояснительная записка

Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга.

В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности , пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создаёт предпосылки для полноценного последующего художественного развития каждого ребёнка, в том числе для формирования изобразительного творчества.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.

Наиболее интересным, занимательным и любимым способом для развития мелкой моторики рук, мы считаем различную работу с бумагой. Для решения этих проблем организовали кружок .

Цель программы

Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи программы

Основные задачи обучения аппликации следующие :

Различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб) ;

Знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;

-знать величины и количество : большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;

Развивать композиционные умения : ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм;

Строить изображение в зависимости от формы листа - на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;

Составлять изображение предмета из отдельных частей;

Располагать предметы в сюжетной аппликации .

Усвоение основных приемов вырезывания :

а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз;

б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой;

в) вырезывание несимметричных форм - силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру;

д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.

Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).

Формы работы :

Индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою аппликацию ) ;

групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

Коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).

С родителями (открытое занятие)

Сроки реализации

Режим занятий

2 раза в месяц не более 20 минут

Ожидаемые результаты

Сформирован интерес к искусству аппликации ;

Умеет правильно держать ножницы в правой руке и работать ими;

Умеет резать по прямой;

Умеет составлять из полос изображения разных предметов;

Умеет вырезать круг из квадрата путем скругления углов;

Умеет вырезать овал из прямоугольника путем скругления углов;

Составляет изображения предметов из частей;

Умеет подбирать цвета, сочетающиеся между собой;

Умеет составлять узоры из заготовленных геометрических элементов на полоске, квадрате, прямоугольнике, круге, чередуя их по цвету, форме и величине;

Умеет украшать изделия фломастерами;

Владеет навыками аккуратного вырезания и наклеивания;

Знаком с техникой изготовления фрески;

Литература :

Аппликация с детьми 4 – 5 лет . Д. Н. Колдина

Годовое тематическое планирование занятий.

Сентябрь

Занятие 1 Ширма с овощами Расширять знания детей об овощах. Закреплять приемы нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры. Продолжать закреплять умение прикладывать намазанную клеем деталь к листу бумаги и плотно прижимать ее тряпочкой. Цветная бумага. Аппликация из предметов . Коллективное занятие. См. стр. 14 №8

Занятие 2 Ширма с фруктами Расширить и уточнить представления детей о многообразии фруктов. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Развивать внимательность. Цветная бумага. Аппликация из предметов . Коллективное занятие. См. стр. 16 №8

Занятие 3 Ёжик Учить отрывать от листа бумаги кусочки небольшого размера, наносить на них клей и наклеивать на картон внутри контура. Продолжать учить оформлять аппликацию с помощью фломастеров. Цветная двухсторонняя бумага. Обрывание - мозаика. См. стр. 18 №8

Занятие 4 Осеннее дерево Расширять знания детей о приемах осени. Продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать в нужном месте картинки. Цветная двухсторонняя бумага. Обрывание – мозаика. См. стр. 23 №8

Занятие 5 Полоски на чашке Учить детей правильно держать ножницы, сжимать и разжимать кольца, резать по прямой линии, украшать предмет с помощью вырезанных полос. Цветная бумага. Декоративная аппликация . См. стр. 24 №8

Занятие 6 Полосатый коврик Учить детей правильно держать ножницы, сжимать и разжимать кольца, резать по прямой линии. Учить украшать предмет прямоугольной формы цветными полосками, чередуя их по цвету. Цветная бумага. Декоративная аппликация . См. стр. 27 №8

Занятие 7 Белая снежинка Продолжать учить правильно держать ножницы, разрезать квадрат на узкие полосы. Упражнять в составлении задуманного предмета из полос. Закреплять навыки аккуратного и ровного наклеивания. Белая бумага. . См. стр31 №8

Занятие 8 Елка из леса. Закреплять умения правильно держать ножницы. Продолжать учить вырезать круглые формы из квадратов, срезая углы. Учить работать детей вместе. Цветная бумага.

Аппликация из предметов .

Коллективное занятие. См. стр. 34 №8

Занятие 10 Будка для собаки Учить разрезать квадрат на два треугольника, а круг на два полукруга. Продолжать учить составлять и аккуратно наклеивать изображение предмета из нескольких частей. Учить работать в паре. Цветная бумага.

Аппликация из частей предмета . См. стр. 37 №8

Занятие 9 Гирлянда из флажков Учить складывать прямоугольник пополам, соединять с помощью клея стороны сложенного прямоугольника, пропуская между ними нитку. Учить чередовать флажки по цвету. Цветная бумага. Изготовление гирлянды.

Коллективное занятие. См. стр. 32 №8

Занятие 11 Теремок Продолжать формировать навык разрезания прямоугольника на длинные полосы. Закреплять умение составлять из полос задуманный предмет. Учить располагать предмет в центре листа, аккуратно и ровно наклеивать. Цветная бумага.

Аппликация из частей предмета . См. стр. 41 №8

Занятие 12 Военный корабль Учить обрезать прямоугольник до трапеции. Закреплять умение составлять предмет из отдельных частей. Учить располагать предмет в центре листа. Цветная бумага.

Аппликация из частей предмета . См. стр. 44 №8

Занятие 13 Неваляшки Продолжать учить вырезать круги, плавно закругляя углы квадрата, составлять изображаемый предмет из нескольких кругов, правильно располагая их на листе. Цветная бумага.

Аппликация из частей предмета . См. стр47 №8

Занятие 14 Цветок в горшке Продолжать учить вырезать трапецию из квадрата, срезая углы, отрывать от салфетки небольшие кусочки, сминать их в комочек и наклеивать. Цветная бумага и салфетки. Аппликация из скатанных кусочков салфеток. См. стр. 50 №8

Занятие 15 Солнышко Закреплять умения детей разрезать прямоугольник на полосы, вырезать круг из квадрата. Продолжать учить составлять задуманный предмет из частей и наклеивать его на картон, располагать его в центре листа. Цветная бумага.

Аппликация из частей предмета . См. стр. 54 №8

Занятие 16 Ветка вербы Продолжать учить детей отрывать от ваты кусочки, слегка скатывать их между пальцами и наклеивать на альбомный лист в нужном месте. Учить раскрашивать ватные шарики. Цветная бумага и вата.

Аппликация из частей предмета и шариков ваты. См. стр. 57 №8

Занятие 17 Воздушные шары Учить вырезать овалы из прямоугольников и наклеивать их на нарисованные веревочки того же цвета. Развивать мышление и глазомер. Цветная бумага.

Аппликация из предметов . См. стр. 58 №8

Занятие 18 Пирамида Закреплять умение вырезать овалы из прямоугольников, наклеивать овалы, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким. Воспитывать отзывчивость и доброту. Цветная бумага.

Аппликация из предметов . См. стр. 60 №8

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 61 «Мечта»

Принято на педагогическом совете Заведующий МДОУЦРРР
«__» ______________ 2014 года Детский сад № 61 «Мечта»
Протокол № ___________ _________ М.И. Щетинина

Рабочая учебная программа
по дополнительному образованию
кружка по аппликации
в средней группе № 5.

Руководитель: воспитатель-
Артемова И.В.

Г. Воскресенска
2014 -2015г.

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей.
Учебная программа реализуется по средствам основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и дополнена программой под ред. А. Н. Малышевой и Н. В. Ермолаевой обучения дошкольников работе с бумагой в средней группе в детском саду.

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом школьного образования требованиями (ФГОС от 17 октября 2013 г. №1155). Так же следующими нормативными документами:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 23.07.13.
- Концепцией дошкольного воспитания;
Задачи - Сан Пин от 30.07. 2013г.№2.4.1. 3049-13
В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создаёт предпосылки для полноценного последующего художественного развития каждого ребёнка, в том числе для формирования изобразительного творчества.

Наиболее полно изобразительное творчество у детей дошкольного возраста проявляется в аппликации. Поэтому особую актуальность приобретает развитие творческой личности ребёнка посредством аппликации.

Программа кружка «Цветная фантазия» разработана на основе программы А. Н. Малышевой и Н. В. Ермолаевой и поможет организовать интересные и увлекательные занятия для детей.
Цель рабочей программы:
Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребёнку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.
Задачи:
В разработанной программе предполагается:
- развивать эстетическое восприятие мира, природы, фантазию, художественного творчества взрослых и детей.
-развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
-освоить навыки работы с ножницами и клеем;
-научиться приёмам преобразования бумаги;
-развивать мелкую моторику рук.
Программа кружка «Цветная фантазия» по аппликации предполагает проведение занятий один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе 20 мин. Всего30 занятий.
Средняя группа
Продолжительность(мин.) Количество в неделю Количество в год
20 1 30

Учебно- тематическое планирование.
№ Темы НОД Кол-во
1. Практические 29
2. Итоговая 1

Результатом реализации учебной программы следует считать:
1.Приобщение детей к миру прекрасного,развитие активного интереса к изобразительному искусству.
2.Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи,овладеть разнообразными способами и приёмами аппликации форм, величины, пропорции.
3.Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы. К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами
4. Освоят навыки работы с ножницами и клеем; научатся некоторым приёмам преобразования бумаги.
5.Научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.

Материально-техническое обеспечение:
1. Наглядные материалы:
. Иллюстрации к темам.
2. Картинки, книжки - раскраски.
3. Принадлежности для аппликации: альбомные листы А-4,заготовки из бумаги
. Цветная бумага и цветной картон, Клей, кисточки, краска, мягкие салфетки.
. Самоклеящаяся и гофрированная бумаги, наборы для детского творчества.
. Простые и цветные карандаши
4. Методическое обеспечение.
. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. -Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.-144 с., ил.
. Богатеева З. А.Занятия аппликацией в детском саду; Кн. Для воспитателя дет. сада.-М.: Просвещение,1988.-224 с.: ил.
. Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста», методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика -2006г.
. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»: М.: «Карапуз».

Месяц Тема занятия Кол-во занятий Программное содержание Литератур а
СЕНТЯБРЬ 1. «Весёлый клоун» 1 Закрепить умение раскладывать и Малышева А.Н.

наклеивать готовые формы, сопоставлять срт. 27

их с образцом, соотносить по размеру и цвету.

2. «Пирамидка» 1 Учить составлять пирамидку сопоставляя Малышева

формы и размер кругов, закрепить знание стр.21

основных цветов.

3. «Травушка-муравушка» 1 Познакомить детей с ножницами и конспект

основными правилами безопасности при

работе тренировочного упражнения.

ОКТЯБРЬ 1. «Разноцветная матрёшка» 1 Учить располагать узор в пределах Малышева А.Н.

основы неправильной формы Стр.28-34.

(силуэт матрёшки).

2. «Полосатый коврик» 1 Учить подбирать гармоничные цветовые

оттенки. Правильно держать ножницы,

сжимать, разжимать кольца. Техника

безопасности при работе.

3. «Волшебные палочки» 1 Продолжать осваивать работу с ножницами,

правильно держать их, составлять

изображения из полосок

4. По замыслу 1 Продолжать составлять изображения

по замыслу. Творческие способности, умение самостоятельно составлять фигуры

. НОЯБРЬ 1. «Праздничные флаги» 1 Закрепить умение разрезать полосы Богатеева З.А.

Поперёк и составлять композицию из флажков стр. 96

В виде гирлянды, красиво сочетать элементы по цвету.

2. «Шарфик для Мишутки» 1 Учить располагать подготовленные фигуры, Малышева А. Н

чередуя их по величине и форме. Продолжать Стр.16

отрабатывать умения правильно держать ножницы.

3. «Грузовичок» 1 Научить создавать знакомые предметы, Малышева.

срезая углы у прямоугольника и квадрата, стр. 33

закрепить знание геометрических фигур.

ДЕКАБРЬ 1. «Мозаика» 1 Развивать воображение, чувство цвета "Аппликация в

и умение трансформировать детском саду»

геометрические фигуры. - стр. 59.

2. «Украсим рукавичку» 1 Составлять узор на основе, Малышева - стр. 35

самостоятельно выбирать элементы украшения

3. «Ёлочки растут в лесу» 1 Учить вырезать треугольники и Богатеева З.А

составлять из них ёлочку: варьируя величину. - стр.97

частей, наклеивать на основу, украшать фон снежинками

4. «Новогодняя открытка» 1 Учить аккуратно, наклеивать элементы, «Аппликацией в

не размазывая клей на основ. детском саду"- стр.70.

ЯНВАРЬ 1. «С Рождеством!» 1 Учить аккуратно наклеивать МалышеваА. Н. -стр.40.

элементы сюжетной композиции

не размазывая клей на основе.

2. «Снеговик» 1 Тренировать умение срезать углы,

равномерно закругляя их, развивать воображение,

глазомер, мелкую моторику рук.

3. «Домик для снегурочки» 1 Формировать умение вырезать Богатеева З. А.- стр.97.

части домика и наклеивать их, украшая узором.

Закрепить приёмы вырезания.

ФЕВРАЛЬ 1. «Строим дом» 1 Продолжать работать с геометрическими Малышева А. Н.-

фигурами, составляя из них изображение стр.37

конкретного предмета (дома).

2. «Открытка папе» 1 Закрепить умение вырезать фигуры

круглой и овальной формы из др. геометрических фигур,

создавать сюжетную композицию к празднику.

3. «Микроавтобус» 1 Научить составлять композицию Стр.39.

из геометрических фигур, изображая автобус.

Тренировать срезать углы, закругляя их.

4. «Красный цветок для мамы» 1 Учить вырезать круги и овалы. Богатеева З.А. стр.100.

Составлять из них цветы, бутоны и стебли с листьями.

Учить радоваться результату.

МАРТ 1. «Подарок маме- 1 Учить осваивать новые приёмы Малышева АН. Стр.38.

декоративная закладка» с бумагой: складывание полоски

бумаги гармошкой, срезание углов,закругление их по

контрольной линии.

2. «По замыслу» 1 Закрепить приёмы складывания

бумаги гармошкой, срезание и закругление углов

в сюжетной композиции.

3. «Одуванчики расцвели» 1 Учить вырезать круги и полоски. БогатееваЗ. А. стр.99

Составлять из них образ одуванчиков, варьируя по

высоте. Воспитывать любовь к природе

АПРЕЛЬ 1. «Скворечник» 1 Учить вырезать части скворечника Богатеева З.А. стр.97

и наклеивать их в определённой последовательности.

Воспитывать заботливое отношение к птицам.

2. «Заюшка» 1 Закрепить умение вырезать Малышева А.Н. стр.42.

фигуры круглой и овальной формы из других

геометрических фигур(круг из квадрата, овал -из

прямоугольника).

3. «Пирамидка» 1 Учить вырезать округлые формы Малышева А.Н. стр.43

из прямоугольника (плавно срезая углы).

Составлять пирамидку и располагать изображение

аккуратно, ровно на листе.

МАЙ 1. «Праздничные шары» 1 Учить вырезать и различать Богатеева З.А. стр.100

Круг. Овал. Составлять композицию

в виде связки шаров разного цвета и размера.

Вызвать радостное ожидание праздника.

2. «Идёт бычок, качается» 1 Итоговое занятие. Закрепить Малышева А. Н. стр. 45

различные приёмы вырезания и сгибания бумаги и

правила техники безопасности при работе с ножницами.

3. «На птичьем дворе» 1 Закрепить умение составлять Малышева А. Н. стр.46

сюжетную композицию из геометрических фигур и

отработку навыка работы с ножницами.

СОГЛАСОВАНО

Председатель профсоюзной организации

МБДОУ детский сад №24 «Росинка»

С.В.Пашаева

«___»___________ 2015год

Введено в действие Приказом

заведующего МБДОУ

детский сад № 24 «Росинка»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ детский сад №24 «Росинка»

З.З.Сафиуллина

«___»___________ 2015 год

Рассмотрено на педсовете

протокол № 1 от 28.08.15 г.

Рабочая программа

кружка «Бумажная симфония»

подготовительной логопедической группы № 2

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

детский сад№24 «Росинка»

комбинированного вида ЕМР

на 2015-2016 учебный год

Составители и руководители:

Балобанова Л.П.

г. Елабуга 2015г.

1.Паспорт программы кружка «Бумажная симфония»………………………..3

2.Список детей.........................................................................................................6

3.График работы......................................................................................................7

4.Пояснительная записка........................................................................................8

5.Перспективно - тематическое планирование.....................................................9

6.Список используемой литературы....................................................................16

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ КРУЖКА

«Бумажная симфония»

Реализация вариативной части общеобразовательной программы дошкольного образования

Направленность

Художественно-эстетическая

Классификация

По функциональному предназначению - прикладная

По времени реализации - годичная

По форме организации - кружковая

По возрастной адресованности – для детей старшего дошкольного возраста

Составитель программы

Зарипова Е. В.

Балобанова Л.П.

Название учреждения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 «Росинка» комбинированного вида ЕМР

Адрес учреждения

423600, РТ, г. Елабуга, Проспект Мира

Целевая группа

Наполняемость: – 16человек; Возраст - дети 5 -6лет

Обоснование для разработки программы

СанПиН

Устав ДОУ № 24 «Росинка»

Цель программы

Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи программы

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

· знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

· овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

· приобретение умения грамотно интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой.

Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей) Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач :

    воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

    художественно-творческой развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

    технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

· развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

· развитие колористического видения;

· развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

· улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

· формирование умения планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место;

· развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

· формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

· формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;

· воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

· воспитание аккуратности.

Сроки реализации

1 год

Режим занятий

1 раз в неделю не более 25 минут

Ожидаемые результаты

    работать в различных жанрах;

выделять главное в композиции;

понимать возможность цвета и линии, их выразительные возможности, учиться пользоваться ими;

сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;

строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);

оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;

общеучебные умения и личностные качества :

умение воспринимать конструктивную критику;

способность к адекватной самооценке;

умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

трудолюбие, упорство в достижении цели;

эмпатия, взаимопомощь.


Список детей, посещающих кружок:

1 подгруппа

2 подгруппа

1.Волкова Софья

Слепкова Дарья

2.Каменева София

Талапина Светлана

3.Ложкин Матвей

Филатов Максим

4.Масленников Егор

Хлопцев Станислав

5.Набиуллина Амина

Хусанов Никита

6.Потребич Никита

Черемискин Ярослав

7.Сабуров Карим

Чопчиц София

8.Саратов Александр

Меншокин Александр


График работы кружка:

1 подгруппа

Вторник 15.30 - 15.55

2 подгруппа

Четверг 15.30 - 15.55

Пояснительная записка

Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют большое значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет трудно учится писать, он будет медленнее других. Может сформироваться негативное отношение и к письму и к учебным действиям вообще.

Наиболее интересным, занимательным и любимым способом для развития мелкой моторики рук, мы считаем различную работу с бумагой. Для решения этих проблем организовали кружок .

П ерспективно- тематическое планирование на 2015 – 2016 учебный год

Время

Тема занятия

Задачи

Сентябрь

2 неделя

З неделя

4 неделя

«Фрукты в вазе»

«Солим овощи на зиму»

Аппликация обрывания с элементами декоративного рисования «Золотые берёзы»

Закреплять умение закруглять углы на фигурах

Учить приклеивать готовые формы на основу.Закреплять умение вырезать предметы и их части овальной формы

Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей золотой кроны и стройного ствола с тонкими ветками

Октябрь

1 неделя

2 неделя

З неделя

4 неделя

«Дары осеннего леса»

«Дикие животные»

«Кошка по имени Мяула»

«Тюбетейка»

Учить ориентироваться на листе

Учить приёмам обрывания, скручивания, украшать деталями

Формировать умение выполнять работу в определённой последовательности

Учить располагать татарский орнамент: сжимание, скручивание

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

З неделя

4 неделя

Обрывание по контуру «Что за животное»

«Перелётные птицы»

«Осенние мотивы»

«Украсим калфак»

Учить обрывать бумагу по контуру и дополнять силуэт графическими изображениями. Развивать воображение

Подбирать гармоничные цветовые оттенки, чередовать цвета

Активизировать понятия «вертикально», «горизонтально». Продолжать учить нарезать квадраты из прямоугольника и разрезать их на треугольники

Учить чередовать элементы узора. Развить чувство ритма и цвета.

Декабрь

1 неделя

2 неделя

З неделя

4 неделя

«Падает пушистый снег»(аппликация из салфеток)

«Снегири на ветке»(аппликация из вырезанных частей)

«Елка нарядилась»

Моделирование новогодних игрушек из ваты и бумаги «Новогодние игрушки»

Закреплять умение сжимать бумагу. Развивать художественный вкус

Учить работать в коллективе, вырезать из заготовок отдельные детали и составлять образы птиц. Упражнять в вырезывании овала

Упражнять в вырезывании круга. Разрезать овал на 2 равные части

Показать возможности лепки из ваты. Учить самостоятельно, выбирать и грамотно сочетать разные техники.Учить изготавливать из бумаги новогодние игрушки

Январь

1 неделя

2 неделя

З неделя

Обрывание по контуру «Снеговик»

Аппликация силуэтная с элементами рисования «Цветные ладошки» «Причёска для девочки»

«В гостях у снегурочки»

Учить обрывать бумагу повторяя форму круга, составлять задуманный образ. Продолжать учить самостоятельно подбирать и вырезать элементы для доведения предмета до нужного образа. Закреплять умение создавть сюжетные композиции в технике бумагопластики: сминание, скручивание

Учит Последовательно наклеивать части задуманного образа. Формировать умение вырезать изображение по сложному контуру.

Учить вырезать из салфеток снежинки.

Развивать мелкую моторику рук, воображение, усидчивость

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Банка варенья для Карлсона»

«Мебель»

«Защитники отечества»

«Мы плотники» (Инструменты)

Учить составлять композицию. Показать способ вырезания дважды пополам

Закреплять умение создавать предметы из бумаги; комбинировать приёмы силуэтной и рельефной аппликации

Закреплять умение создавать композиции в технике мозаики, обрывания. Учить доводить начатое до конца

Формировать умение делать закрутки из бумаги. Закреплять навык сглаживания.

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Пушистое солнце светит нам в оконце»

«Дома на нашей улице»

«Грузовик, автобус»

Башня «Чёртовое городище»

Учить делать петельки из бумаги. Развивать художественный вкус.. Аккуратно работать с клеем

Учить передавать образ дома. Упражнять в приемах вырезания по косой и прямой

Закреплять умение нарезать квадраты из полос., треугольники из квадрата, составлять образ машины по схеме.Составлять предметную композицию.Учить передавать характерную особенность транспорта.Закреплять умение разрезать полосу на квадраты.

Тренировать в умении делать базовую форму. Закреплять умение выполнять аппликацию из мозаичных форм

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Сказочная рыбка»

«Сказочная птица»

«Колючий кактус»

«Весенняя капель»

Учить создавать полуобьёмные фигуры на плоскости. Закреплять умение срезать углы у прямоугольника. Составлять из фигур предметную аппликацию, варианты рыбок.

Учить передавать образ сказочной птицы, украшать части и детали.

Учить выполнять аппликацию в определённой последовательности

Закреплять умение работать с ножницами, подбирать гармоничные цветовые оттенки. Разрезать полоски по диагонале.

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

«Гусеница»

«Бабка коробка»

«Загадки»

Закреплять умение скатывать салфетку в комочек. Доводить начатое дело до конца.

Упражнять в вырезывании геометрических фигур и составлении композиций.

Развивать образные представления, воображение и творчество. Упражнять в создании изображения различных предметов из геометрических фигур.Доводить начатое дело до конца.

Список используемой литературы

    Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.

    Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996. – 208с., ил.

    Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005. – 256с., ил.

    Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.

    Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.

    Кеттелл Дж. Секреты холодного фарфора. – М.: Дизайн CJ, 2008. – 156с., ил.

    Симмонс К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2006. – 198с., ил.

    Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. – 224с., ил.

    Харти-Дэвиа Г. Керамическая флористика. – СПб.: ФЛОЭ-арт, 2007. – 203с., ил.

    Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.