План на неделю на тему "Фрукты. Сад" в подготовительной группе. Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Сад. Фрукты

Дорогие ребята! Я хочу рассказать вам о фруктах.

Вы знаете, что такое фрукты?

Фрукты — сочные съедобные плоды, растущие в основном на деревьях.

Давайте вместе вспомним ваши любимые фрукты.

Правильно! Это румяные яблоки, сочные душистые груши, голубовато-синие или желтоватые сливы, ароматные абрикосы, оранжевые апельсины и мандарины, полные алых зерен гранаты, кислые желтые лимоны, сладкие бананы, темно- красные вишни, сладкие черешни.

Фруктов очень много —- их все и не перечислишь!

Многие из них растут в наших садах. Это яблоки, сливы, груши, вишни. Другие фрукты любят яркий солнечный свет и влагу и растут в южных районах нашей Родины — апельсины, лимоны, мандарины, гранаты, черешня.

Некоторые фрукты попадают на наш стол из далеких стран, их привозят даже с других континентов, например, бананы. Но все они вкусные, полезные, содержат много витаминов, и мы с удовольствием лакомимся ими.

Послушайте стихотворение.

Фрукты — радость для ребят!

Знают взрослые и дети:

Много фруктов есть на свете!

Яблоки и апельсины,

Абрикосы, мандарины

И бананы, и гранаты

Витаминами богаты.

Фрукты — радость для ребят,

Их в садах для вас растят.

Мы к столу их подадим,

Фрукты свежими съедим.

А для долгого храненья

Сварим вкусное варенье,

Джем, повидло, мармелад,

Чтоб порадовать ребят!

Где садоводы выращивают фрукты?

Верно! В садах.

Прекрасны весной фруктовые сады! Бело-розовой дымкой окутаны сливы; кружевные накидки, будто связанные искусными мастерицами, набросили вишни; душистые крупные цветы раскрылись на яблоневых ветках.

Шмели уже покинули зимние норки, прилетели в сад, привлеченные сладким медовым ароматом цветов, и помогают садоводу, опыляя деревья. Кружатся над цветами и золотистые пчелки. Неутомимые труженицы собирают цветочный нектар и пыльцу, перелетая с цветка на цветок, опыляя фруктовые сады.

Опытные садоводы во время буйного цветения расставляют между деревьями в саду пчелиные домики — ульи.

Послушайте стихотворение.

Медовая цветень

Цветенью медовой

Манят пчел сады.

Шепчет сад фруктовый:

«Прилетайте, пчелы,

Беритесь за труды!

И пыльцы частицы

И цветов нектар —

Все вам пригодится,

Все возьмите в дар!

Пчелки, прилетайте,

Пейте сладкий сок,

Меж цветов порхайте,

Дружно опыляйте

Золотой цветок!»

В старину крестьяне говорили: «Пчела летает, золотыми ключами лето отмыкает». И примечали, что раз из улья пчела вылетела, больших морозов уже не будет, солнце повернуло на лето.

Послушайте стихотворение.

Золотые ключи

Покружись-ка, пчелка,

На просторе,

Полети-ка, пчелка,

За синее море,

За горы крутые,

За леса густые,

Принеси с собою

Ключи золотые.

Отомкнем ключами

Мы красное лето,

Теплыми лучами

Будем обогреты.

Чтобы привлечь в сад шмелей и пчел, садоводы прибегают к такой хитрости: разводят мед водой и получившимся раствором опрыскивают сад.

Когда цветы деревьев уронят лепестки на землю, на их месте образуется твердая зеленая завязь, а из нее со временем вырастает спелый плод: зарумянятся бока яблок, нальются алым соком вишенки, темно-лиловыми с голубым налетом станут сладкие сливы.

Однако чтобы вырастить ароматные сладкие фрукты, садоводу приходится немало потрудиться и весной, и летом, и осенью, и зимой. Каждый месяц приносит свои заботы!

В зимние морозные дни снег, если его выпало немного, нужно подгребать к стволам деревьев, чтобы защитить корни от вымерзания. А после обильного снегопада, особенно если снег влажный, тяжелый, его обязательно нужно стряхнуть с ветвей. Если вокруг деревьев метели намели высокие сугробы, снег возле стволов надо притаптывать. Садоводы делают это, чтобы мыши и зайчишки не прогрызли кору фруктовых деревьев.

Но вот дни становятся длиннее, ярче синеют небеса, с крыши капает первая мартовская капель. Значит, пришло время готовить домики-скворечники и дуплянки для птиц. Скоро они вернутся в родные края, запоют весенние песни и станут помогать садоводам — уничтожать вредных для плодовых деревьев гусениц, бабочек и жуков.

Ученые считают, что самые первые домики для скворцов появились в Индии. Их делали из высушенных тыкв и развешивали на деревьях. В Европе 500 лет назад скворечники изготовляли из обожженной глины в форме кувшина, плоского с одной стороны. Но еще раньше жители старинного русского города Новгорода мастерили дуплянки для утки-гоголя и расставляли их по берегам рек. Утки с удовольствием селились в этих долбленых колодах* и выводили там утят.

Самый первый деревянный скворечник в виде небольшого домика с крышей появился на Руси. В старину скворечник нередко бывал самым настоящим произведением искусства. Из бревнышка с полостью посередине вырезали фигурки людей и раскрашивали их. Из досок сооружали подобие домика с двускатной крышей, балконом перед летком, украшенным резьбой. В южных районах Руси в прежние времена нередко мастерили скворечники из бересты.

В коллекциях Государственного исторического музея в Москве и в Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранятся старинные скворечники как произведения народного искусства.

А вы помните как выглядит современный скворечник?

Чаще всего это небольшой теремок из дерева или дуплянка. В некоторых странах для птиц делают гнездовья, отлитые из цемента с опилками в качестве наполнителя.

Важно не только смастерить хороший, удобный скворечник, но и повесить его так, чтобы в нем поселились птицы. Скворечник должен быть слегка наклонен вперед, недоступен для кошек и укреплен в развилке между верхними крупными ветками кроны дерева.

В апреле, когда начинается бурное таянье снегов, у садоводов новые заботы — они прорывают в саду неглубокие канавки, чтобы отводить талые воды. А когда весь снег сойдет, перекапывают землю, удаляют засохшие ветки, сучки, лишнюю поросль и вносят удобрения.

Весной просыпаются насекомые, которые прятались зимой в щелочках коры, старых пнях, под упавшей сухой листвой. Бабочки — огневки и стеклянницы, тля и листовертки, а также паутинные клещи и плодожорки — опасные вредители. Они грызут корни, поедают листья, портят молодые побеги, цветы и плоды фруктовых деревьев. Поэтому садоводы опрыскивают сад настоями растений, которые отгоняют вредных насекомых: горькой полыни, пижмы, тысячелистника, луковой шелухи, календулы и чеснока. Кроме того, эти растения выделяют летучие вещества — фитонциды, убивающие микробов.

Запах некоторых цветов не нравится вредным насекомым, поэтому садоводы разбивают в садах грядки с календулой, бархатцами, душистым табаком, садовыми ромашками.

Чтобы отвадить грызунов — мышей-полевок, крыс, портящих кору плодовых деревьев, опытные садоводы сажают в саду кусты бузины или ольхи. Грызунам запах этих кустарников не по вкусу, и они уходят из сада.

Кроме птиц, помогают садоводам справиться с вредителями ежики, поедающие личинок жуков и слизней, а также лягушки и жабы.

Летом садоводы тоже ухаживают за плодовыми деревьями: рыхлят землю, поливают, подкармливают растения удобрениями, скашивают траву в междурядьях. Чтобы ветви деревьев не сломались под тяжестью плодов, под них подставляют деревянные подпорки.

Народ примечает: «Летом плоды и по ночам зреют!» Ведь летние ночи теплые, светлые, короткие, заря с зарею сходится.

Послушайте стихотворение.

Июльская ночь

Ночь июльская светла,

Сад окутан мглою.

Дремлет месяц из стекла

Над речной волною.

Ночь ступает по земле,

Словно тень, неслышно.

Розовеют в теплой мгле

Яблоки и вишни.

В лунном свете у воды

Серебрятся ивы,

Как фруктовые сады

По ночам красивы!

Но вот и пришло долгожданное время сбора урожая. В саду сначала собирают упавшие плоды — падалицу. Совсем сгнившие проваривают в ведре и зарывают в землю, спасая сад от насекомых, спрятавшихся в гнилых яблоках, грушах, сливах. Из здоровых плодов готовят варенье, компоты, повидло и джемы.

Потом плоды снимают сначала с нижних веток, а затем и с верхних, начиная сбор от кончиков веток по направлению к стволу дерева.

Когда созревают фрукты и ягоды, в сад любят наведываться озорные бойкие воробьишки, чтобы поклевать яблоки, вишни, сливы. Присоединяются к ним и скворцы. Многие садоводы мастерят из жести флюгеры в виде вертушек и петушков или ставят между деревьями чучело. Это отпугивает птиц.

Послушайте стихотворение.

Петушок

Петушка из тонкой жести

Смастерили с папой вместе.

Посадили на шесток —

Завертелся петушок,

Закричал: «Ку-ка-ре-ку!

Сад фруктовый сберегу

От воров-воришек,

Серых воробьишек».

Испугались воробьи,

Зачирикали они:

«Мы не станем в сад летать,

Фрукты-ягоды клевать!»

А знаете ли вы, ребята, какие заботы ждут садоводов осенью, когда урожай ягод и фруктов собран?

Прежде всего нужно очистить стволы деревьев от отмершей коры, мхов, лишайников, обрезать засохшие больные ветви и сжечь их вместе с опавшей листвой. Затем следует побелить стволы, чтобы, когда придет весна, яркие солнечные лучи не обожгли кору. Потом нужно обвязать стволы колючим лапником или ветками бузины. Так делают, чтобы мыши-полевки или лесные гости — зайчишки не обгрызли кору фруктовых деревьев.

Землю в саду перекапывают крупными пластами, не разбивая их граблями или тяпкой, чтобы почва промерзла и погибли зарывшиеся в нее на зимовку вредные насекомые.

Представьте, друзья, что вы задумали посадить фруктовый сад. Какой участок предпочтительнее выбрать для него?

Народ давно приметил, что сады лучше разбивать там, где растут дуб, черемуха, ясень, липа или клен. А в тех местах, где много осоки и хвоща, земля для плодового сада не подходит.

Как же правильно посадить дерево?

Зимой, когда трещат морозы, и все засыпано глубоким снегом, деревья спят. В это время их не пересаживают. Летом, когда созревают плоды и все бурно растет и цветет, деревья и кусты тоже не сажают. А вот весной, еще до того как из почек проклевываются зеленые листочки, и осенью, когда листья уже опали, наступает подходящее время для новых посадок.

Чтобы плодовые деревья давали богатый урожай, их надо правильно сажать. Сначала нужно удалить у саженца засохшие и поврежденные корни, выкопать глубокую и просторную яму. В ее середину вбивают колышек и к нему привязывают ствол саженца, расправляют корни, направляя их в глубь почвы. Затем корни присыпают землей, которую притаптывают. После посадки молодое деревце нужно обязательно полить.

Садоводы знают, что в саду следует сажать разные сорта одного и того же плодового дерева, чтобы они опыляли друг друга. Среди яблонь лучший опылитель — антоновка, а среди груш — бессемянка.

Сложил русский народ мудрую поговорку: «Каков уход, таков и плод». В самом деле, много труда, опыта и знаний требуется человеку, чтобы вырастить ароматные сочные плоды. Труд садовода — благородный и созидательный, ведь сады украшают нашу землю, угощают нас спелыми ягодами и фруктами.

Ответьте на вопросы

Зачем садоводы выставляют в саду во время цветения ульи с пчелами?

Чем они привлекают в сад шмелей и пчел?

Какие работы у садовода в саду зимой? А весной, летом и осенью?

Каких помощников садовода (птиц, зверей, растения) вы знаете?

Зачем садоводы ставят в саду флюгеры и чучела?

Как правильно посадить дерево?

Александра Яковлева
«Урожай. Фрукты и овощи». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Конспект НОД в подготовительной группе

По теме : «Урожай . Фрукты и овощи » .

Выполнила : Яковлева А. В.

Цель : Закрепить полученные ранее знания об овощах и фруктах (цвет, форма) .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Уточнить и расширить представление об овощах и фруктах , их форме.

Уточнить и активизировать словарь по теме. Закрепить понятия сад и огород;

Пополнение активного словарного запаса;

Учить отвечать на вопросы развёрнутым предложением.

Коррекционно-развивающие :

Развитие зрительного внимания и восприятия, общей моторики, координации речи с движением.

Развитие у детей мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение и сравнение) ;

Коррекционно-воспитательные :

-Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Ход занятия:

1-Организационный момент.

Воспитатель- Здравствуйте ребята. Посмотрите на доску- что вы видите

(фрукты и овощи )

Воспитатель - как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить?

Воспитатель -как одним ловом назовём фрукты и овощи ? (урожай ) .

2-Постановка цели. Беседа об овощах и фруктах .

Воспитатель -а какое сейчас время года?- какие признаки осени знаете? Какой сейчас месяц?

Воспитатель -Что нам даёт осень (грибы в лесу, в саду фрукты , в огороде овощи )

Воспитатель -скажите, а что такое овощи - откуда они к нам пришли (овощи-это плоды растений , его съедобная часть) Человек сажает рассаду или семена овощей в землю- ухаживает , прорыхляет землю, поливает и осенью собирает урожай овощей . как овощи растут ? Только на поверхности земли? Под землёй (корнеплоды)

Воспитатель -а что такое фрукты , откуда они к нам пришли? Фрукты- сладкий , сочный плод, растущий на деревьях и кустах.

Воспитатель -Что общего у овощей и фруктов ?- это плоды, они очень полезные.

Воспитатель -что полезного есть в овощах и фруктах (витамины)

3-Игра «Умное солнышко»

Воспитатель -просмотрите на доску, так как на улице поздняя осень- солнышко мы видим всё реже, и по этому само солнышко решило прийти к нам в гости, но не просто так, на каждом своём лучике она принесла вам задания.

4- Игра «волшебный мешочек» (первый лучик)

Воспитатель- открываем первый лучик- читаю задание.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в в. /м. - вы достаёте предмет, рассказываете что это; какой формы, какого цвета, где растёт.

складываете в корзинку к фруктам или овощам .

2- Игра «весёлый мячик» - (второй лучик)

Воспитатель -назовите ласково : огурец-огурчик

помидор-помидорчик,

тыква-тыковка,

морковь - морковочка,

чеснок-чесночок,

лук-лучок,

картошка - картошенька,

баклажан- баклажанчик,

яблоко-яблочко,

лимон-лимончик,

апельсин-апельсинчик,

мандарин-мандаринчик,

вишня-вишенка

Воспитатель -ребята, а в каком виде мы можем кушать фрукты и овощи ?

(в сыром, варёном)

Воспитатель -что из овощей можно сделать ? Варить суп, жарить овощи , тушить овощи…

а из фруктов что можем делать ? Компоты, варенья, соки, салаты…джемы и т. д.

3- динамическая пауза

Воспитатель -открываем третий лучик. Солнышко предлагает нам немного поиграть. Давайте встанем.

Встали, идём собирать урожай- на носочках…ит . д.

В огород пойдём- урожай соберем ,

Мы морковки натаскаем (таскают)

И картошку накопаем (копают)

Срежем мы качан капусты (срезают)

Круглый, сочный, очень вкусный (показывают руками 3 раза)

Щавеля нарвём немножко (рвут)

И вернёмся по дорожке (маршируют)

4-Игра «что получится»

Воспитатель – (задание с четвёртого лучика) - я буду называть вам сок, суп, салат, а вы говорить, что из него можно приготовить.

Сок из : морковки-какой? Капусты, свеклы, яблока, лимона, винограда, абрикосов, граната, груши, тыквы, помидор?

Варенье из : яблок, вишни, груши, малины, клубники, персика, сливы

Салат из :огурцов (огуречный)

Суп из : гороха, картофеля, из лука, свеклы?

5- Игра-«Один- много» (пятый лучик)

Воспитатель- Я вам показываю две картинки. На одной изображён один предмет, на другой их много. Назовите то, что увидите.

яблоко-яблоки

банан-бананы

апельсин-апельсины

мандарин-мандарины,

слива-сливы

лимон-лимоны

груша-груши

помидор-помидоры

огурец- огурцы

тыква- тыквы

кабачок -кабачки

баклажан-баклажаны

растёт- растут

зреет- зреют

спеет- спеют

цветёт- цветут

краснеет- краснеют

сажает- сажают

копает- копают

окучивает- окучивают

рыхлит- рыхлят

поливает- поливают

убирает- убирают

6-Игра «Пятый лишний» (шестой лучик.)

Воспитатель –посмотрите на доску. Назовите картинки.

Я повесила изображения в определённом порядке. Запомните, закройте глаза. Я меняю местами изображения овощей и фруктов . Каждый будет подходить и менять местами изображения. (игра проводится несколько раз) .

7-Итог занятия

Ну а теперь скажем солнышку большое спасибо, что оно пришло к нам в гости. Вспомним о чём мы говорили- что такое фрукты и овощи , откуда они к нам пришли? Чем мы сегодня занимались?

Светлана Агафонова
Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Фрукты»

Конспект занятия

по окружающему миру в подготовительной группе

по теме «Фрукты»

Цель: Закрепить ранее полученные знания о фруктах.

1. Организационный момент

Игра «Угадай фрукт»

Зеленая,сочная,спелая,сладкая,похожа на лампочку….(груша)

Красные,румяные,душистые,кисло-сладкие, круглые …. (яблоки)

Синие,атласные,ароматные,вкусные,овальные…. (сливы)

Темно-желтый,румяный,мягкий,сладкий,овальный….(персик)

Оранжевые,душистые,сочные,круглые…. (апельсины)

Желтый, кислый,овальный (лимон)

В:- Как все это назвать одним словом?

Д:-Фрукты

В:- И сегодня мы с вами будем говорить о фруктах.

2. Новая тема

В:- Существует множество самых разных фруктов, которые растут по всему миру. Фрукты очень вкусные и полезные. Они сладкие, потому что в них есть особый сахар. Большую часть фруктов можно есть сырыми. Из них также готовят варенье, компот, мармелад….А еще фрукты можно сушить. Тогда они съеживаются и становятся еще слаще.

Из многих фруктов выжимают сок. Люди пьют сок таких фруктов, как апельсины, грейпфруты, яблоки, ананасы, виноград. Если смешать фрукты с молоком или мороженым, то получится молочный коктейль.

Фрукты растут на плодовых деревьях в саду.

А) Угадай дерево

В:- Если на дереве растут груши, то это какое дерево?. грушевое

В:- Если на дереве растут яблоки….яблоня

В:-Если на дереве растут абрикосы…. абрикосовое

В:-Если на дереве растут сливы…. сливовое

В:-Если на дереве растут персики…. персиковое

В:- Если на дереве растут апельсины…. апельсиновое

В:- Если на дереве растут лимоны….лимонное

В:- Мы говорили о том,где,на каких деревьях растут фрукты. А знаете ли вы кто ухаживает за садом?. (садовник)

Б) Игра «От зернышка к плоду»

В:- Как вы думаете, как появляется дерево?

Д:- Сначала сажают зернышко в землю. Из него появляется росток. Из ростка- молодое деревце. Деревце зацветает и появляются плоды. Чтобы дерево приносило плоды за ним надо ухаживать, защищать от вредителей, рыхлить землю около дерева, опрыскивать, подрезать старые ветки.

В:- А знаете ли вы откуда в наших магазинах фрукты?

В:- Есть такие сады, где растет много-много фруктовых деревьев, где выращивают яблоки, груши, апельсины, сливы. А ухаживают за ними садовники. Также в период уборки урожая в саду работает много людей, техники, которые убирают урожай и отправляют в магазины и склады. А мы с вами приходим в магазин и покупаем их.

В) Описание фруктов снаружи и внутри стр. 12

В:- Давайте посмотрим на фрукты в разрезе, какие они внутри.

Образец описания.

Это яблоко. Снаружи оно покрыто тонкой зеленой (красной, желтой, желто-красной) гладкой кожицей. Внутри у него сочная, белая мякоть с маленькими зернышками в середине.

Это персик. Снаружи он покрыт тонкой красно-желтой (красной,желтой) бархатистой кожицей. Внутри у него сочная желто-розовая мякоть с большой косточкой.

Это слива. Снаружи она покрыта тонкой сине-фиолетовой гладкой кожицей. Внутри у нее сочная желто-розовая мякоть с большой косточкой.

Это лимон. Снаружи он покрыт желтой,толстой кожицей. Внутри у него сочная желтая мякоть с небольшими косточками.

Это гранат. Снаружи он покрыт красно-розовой гладкой толстой кожицей. Внутри у него много красных, сочных зернышек с маленькими косточками.

В:- Ну а теперь давайте посмотрим, что же можно приготовить из них.

Г) Игра «Маленькие повара» Стр. 10

В:-Что можно приготовить из яблок?

Д:- Из яблок можно приготовить….яблочное пюре, яблочный пирог, пастилу, яблочное варенье, яблочный сок.

В:-Что можно приготовить из абрикосов?

Д:- Из абрикосов можно приготовить…. Абрикосовое пюре, абрикосовый сок, абрикосовое варенье, абрикосовый пирог

В:- Что можно приготовить из слив?

Д:- Из слив можно приготовить сливовое варенье, сливовый сок,сливовое повидло,сливовый пирог.

Г) Игра «Один-много»

В:- Сегодня к нам в группу пришла посылка от бабушки Маруси. Помните мы были у нее в гостях. У нее уродилось много фруктов и она решила отправить вам их посылкой.

(Ребенок опускает руку в посылочный ящик,достает оттуда один или много фруктов и говорит:

Мне бабушка прислала много яблок или мне бабушка прислала одно яблоко.

3. Подведение итогов занятия

О чем мы сегодня говорили?. (фруктах)

Из чего появляется дерево?. (семечка)

Где растут фруктовые деревья?. (в саду на деревьях)

Публикации по теме:

Конспект занятия по спортивному ориентированию для детей подготовительной группы «Веселые фрукты» Цель: Создание условий для совершенствования двигательных способностей детей и умений ориентироваться в пространстве, действовать в соответствии.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР. Тема: Фрукты. Цель: активизация, расширение и закрепление знаний воспитанников о фруктах, о труде взрослых, сезонных работах в саду. Задачи: Познавательные:.

Конспект подгрупповой логопедической НОД во второй младшей группе по лексической теме «Фрукты» Тема: «Фрукты». Задачи: Приоритетная область – речевое развитие: - развитие умения согласовывать качественные прилагательные с существительными;.

Конспект занятия для детей с ЗПР в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Фрукты» Конспект занятия для детей с задержкой психического развития в подготовительной группе, по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи,.

Конспект интегрированного занятия в средней группе Тема: Фрукты. Рисование на тему «Любимые фрукты» Цель: Познакомить с названиями фруктов,.

Конспект занятия по лексической теме «Фрукты» Программное содержание: Цель: расширение и активизация словаря. Задачи: 1. Учить образовывать от существительных прилагательные. 2. Учить.

Фрукты: материалы для игр, бесед и занятий с детьми дошкольного возраста. Пальчиковая гимнастика. Занимательные речевые упражнения и игры для детей. Физкультминутки. Мультфильмы.

Фрукты: материалы для игр, бесед и занятий с детьми дошкольного возраста

В этой статье Вы найдете:

  1. Беседу о фруктах .
  2. 10 речевых игр по теме «Фрукты».
  3. Пальчиковую гимнастику.
  4. Три идеи для физкультминуток.

Дополнительный материал к статье — загадки о фруктах Вы найдете в статье

Детский сад 100 лет назад. «Беседы с маленькими детьми» Л.К. Шлегер.

Беседа о фруктах Л.К. Шлегер. 1913 год.

Подготовка к беседе.

Перед детьми разные фрукты. Они называют их, определяют форму, цвета. Определяют на ощупь и вкус с закрытыми глазами.

Под руками должны быть каталоги плодов; рисунки в красках (то есть цветные картинки); искусственные фрукты

Беседа.

На чем растут фрукты? Как называется дерево, на котором растут яблоки? Могут ли на яблоне расти сливы? Какой вид у спелого яблока? Какого вкуса оно? (Сладкое, сочное). Кто так нарумянил яблоко? Что защищает мякоть яблока? (Кожица). А когда поспевает яблоко? Красота яблони, увешанной румяными яблоками. Видал ли кто яблоню с яблоками? На чем сидят яблоки?

Кто может рассказать, как растет яблоко? Всегда ли оно такое большое и румяное? Какого цвета незрелое яблоко? А какое оно на вкус? Прежде чем появиться яблоку, яблоня цветет. Когда она цветет? Весной. Видал ли кто яблоню в цвету? Весной мы посмотрим ее, а пока посмотрим картинку.

Посмотрим, что внутри яблока , разрежем – одно вдоль, другое поперек. В чем сидят семечки и сколько их? А зачем семена нужны яблоне? А зачем нужна мякоть? Она охраняет семена. Какого цвета семена спелые? А неспелые?

Какие семена у вишни? У сливы?

Кто ест спелые плоды? Одни ли люди едят и любят их? Едят ли люди семена? Они выплевывают их. А птицы что едят? Семена попадают на землю, и что их них вырастает?

Что попадается иногда в яблоках, в грушах, в сливах? Червячок. Как попал червячок в яблоню? Остается ли червячок в яблоке? Он прогрызает его и выходит (найти яблоко с ходом червяка). Из червяка делается куколка, а из куколки бабочка.

Что мы делаем из фруктов? Из чего варим варенье? Видал ли кто сушеные фрукты? Показать и попробовать. Что еще делают из фруктов? Квас, наливку.

Растет ли у нас виноград? Что из него делают? Какие фрукты вы еще знаете, которые растут в теплых странах? Апельсины, мандарины, лимоны. Такая ли тонкая кожица у апельсина и лимона, как у яблока?

Какие плоды у дуба, у елки? Кто их собирает и ест? Это фрукты?

Детские работы по теме «Фрукты».

  • Лепка плодов, рисование их.
  • Вырезание и наклеивание (аппликация).
  • Вырезание картинок с фруктами из каталогов, журналов.
  • Иллюстрация «Сбор яблок».
  • Фруктовая лавка (изготовление вместе с детьми макета для детских игр)

Вопрос для педагогов для размышления:

Со времени издания этой беседы для маленьких детей талантливого педагога Луизы Карловны Шлегер прошло ровно 100 лет! Изменились ли мы и наши дети? Чем отличается беседа о фруктах Л.К. Шлегер от современных бесед о фруктах в детском саду? Какие требования к беседе с детьми учтены при составлении данной беседы? Что бы Вы изменили в ней?

Еще о беседах с детьми и о нашей истории методики развития речи детей Вы узнаете из статьи по материалам книги Е.А. Флериной «Живое слово в дошкольном учреждении».

Практические материалы для занятий, бесед и игр с детьми по теме «Фрукты»

Речевые игры с детьми дошкольного возраста по теме «Фрукты»

Игра 1. Лесенка в саду. Подбери слово.

Вместе с ребенком придумайте как можно слов о том, какие бывают фрукты. Например, будем сегодня играть со словом «яблоко» — «Какое может быть яблоко?», а в следующий раз со словом «груша» — «Какая бывает груша?». Подбирать слова можно по дороге, на прогулке, в автобусе или в машине. Но лучше всего – играя!

Как вызвать интерес к игре в подбор слов?

Речевые упражнения сложны для детей, поэтому лучше всего проводить их в игровой форме и так, чтобы малышу был наглядно виден результат его усилий. Я придумала для этого свой прием – «наглядная игровая оценка результата речи». Вот как я это делаю.

Я обычно рисую на мольберте большое дерево фломастером (можно нарисовать дерево и на листе бумаги или на доске). На дереве я рисую плоды, но они должны быть нарисованы очень высоко от земли. Рядом с деревом стоит лестница. Лестница нарисована как две вертикальные параллельные линии. Но – это важно — на ней не нарисованы ступеньки!

Как мы играем: мы подбираем слова и поднимаемся вверх по лесенке за фруктами. Одно слово = одна ступенька.

Как только мы подобрали одно слово – я рисую одну ступеньку. Еще одно слово нашли – рисую еще одну ступеньку. Сколько слов подобрали – столько ступенек появилось на лесенке! С каждым словом ступенек прибавляется, а мы забираемся все выше и выше (можно переставлять по изображению лесенки фигурки детей). Задача – добраться до верхушки дерева, а для этого нужно подобрать очень много слов!

На верхушке дерева детей обязательно должен ждать приятный сюрприз! Когда дети возьмут яблоко (или сливу) с кроны дерева, на обратной стороне картинки они должны что-то найти – план с обозначением места, где спрятан сюрприз, загадку, небольшой подарок, красивую бумажку, слова поздравления от Садовника, нарисованную медальку, волшебные слова и т.д.

Подсказка для взрослых

Слова для игры: ароматный, большой, вкусный, безвкусный, кислый, сладкий, румяный, нежный, душистый, сочный, наливной, красный, желтый, золотистый, полосатый, зрелый незрелый, спелый, круглый, овальный, удлиненный, мягкий, твердый, гнилой, червивый, сушеный, крупный, мелкий, вареный, летний, ранний, скороспелый, южный.

Полезный совет:

  • Лучше, если Вы будете говорить в этой игре слова, которые редко встречаются в бытовом общении («яблоко ароматное», «яблоко душистое», «яблоко зрелое»), а дети будут подбирать более простые слова («яблоко сладкое», «яблоко круглое», «яблоко румяное»). Если дети затрудняются, то можно подсказывать малышам слова жестом, подсказывать первый слог, напоминать знакомую строчку из стихотворения, в которой встречается это слово
  • Эта игра сначала сложна для детей. Но в дальнейшем развивается интерес и внимание к словам, к выразительной речи. Дети начинают очень внимательно относиться к словам и к художественным текстам, которые им читают, вслушиваться в речь взрослых и замечать в ней яркие образные эпитеты. Поэтому игра очень полезна и для развития внимания к языку, и для обогащения и активизации словаря детей, и для подготовки к школьному обучению.
  • Я очень люблю читать детям стихотворение Я. Акима, в котором много выразительных эпитетов. Послушайте его в ребенком и найдите в нем красивые, особые, выразительные слова.

«Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкое. Яблоко я пополам разделю, Яблоко с другом своим поделю». (Я. Аким).

Вот еще стихи о яблоках, в которой много красивых образных слов для речевой игры.

Душистые, румяные, Есть сладкие, есть пряные, Есть кислые, есть терпкие, Есть мягкие, есть крепкие. Есть свежие, сушеные, И даже есть моченые.

Самый главный сладкий плод В нашем садике растёт. Он янтарный и душистый, Кисло–сладкий, золотистый. Крупный, круглый и хрустящий, Королевич настоящий! Есть с румяненьким бочком, И с весёлым червячком. Наша яблоня на диво Много яблок подарила: Очень сладких, ароматных, И на вкус таких приятных.

Игра 2. Я знаю.

Первый игрок начинает: Я знаю много фруктов: яблоко. Второй игрок продолжает: я знаю много фруктов: яблоко и груша. Третий строит цепочку дальше: «Я знаю много фруктов: яблоко, груша и слива». Задача – продолжить цепочку и ничего не перепутать. Взрослый в игре может сделать преднамеренную ошибку, например, назвав вместо фрукта овощ. Заметят ли дети эту ошибку?

Игра развивает внимание и память.

Советы по проведению игры:

Для детей цепочка не должна быть слишком большой! Если играет много детей, то лучше составить не одну длинную цепочку слов, которую сложно запомнить, а несколько цепочек.

Составляя цепочку, можно нанизывать на шнур крупные деревянные детали. Так мы наглядно видим, сколько слов мы запомнили и подобрали.

Игра 3. Соберем фрукты в корзину.

Каждый игрок называет один фрукт. Если он назвал правильно, то он кладет в корзинку кубик. Одно слово – это один кубик. Задача – наполнить корзинку словами – кубиками, вспомнив и назвав как можно большее число фруктов. Играть можно на время – нужно успеть заполнить корзинку за 2 минуты. Это достаточно большой промежуток времени, достаточный для выполнения задания.

Что могут назвать дети: яблоко, груша, айва, алыча, ирга, абрикос, персик, слива, лимон, апельсин, грейпфрут, мандарин, гранат, ананас, хурма, банан, манго, авокадо, киви и другие фрукты.

Можно «класть» в корзину не только названия фруктов, но и словосочетания. Например: «ароматное яблоко» – кладем кубик. Теперь надо придумать следующее словосочетание – «золотистая груша». Далее новое словосочетание – «синяя слива». И так мы заполняем корзинку.

Игра 4. Классификация. Фрукты и овощи.

Детям выдаются картинки с фруктами и овощами вперемешку. Нужно разложить в одну корзину фрукты, а в другую овощи.

Обязательно спросите у ребенка: «Почему ты думаешь, что это фрукт?».

Чтобы обобщить представления детей о фруктах и уточнить обобщенное понятие «фрукты» с детьми 4 лет и старше можно провести упражнение с картинками для развития логического мышления «Что такое фрукты?».

Шаг 1. Положите перед ребенком 3-4 картинки с изображением фруктов. Например, яблоко, ананас, банан, слива. Можно использовать и настоящие фрукты или муляжи. Спросите, чем отличаются эти предметы? Пусть ребенок их сравнит друг с другом расскажет о том, что они отличаются: а) цветом – «слива фиолетовая, а яблоко алое», б)размером «слива маленькая, а ананас большой», в) характером поверхности (гладкая, шероховатая), г) формой (круглый, овальный, длинный – короткий).

Шаг 2. После этого задайте главный вопрос: «Чем похожи эти картинки? Что общего между этими предметами? » Это сложный вопрос. При необходимости помогите малышу наводящими вопросами.

  • Что люди делают с ними? Едят. Значит, они похожи тем, что они какие? Правильно! Съедобные.
  • Где они растут? Да, они все растут не на земле, а на деревьях, в саду.
  • Могут ли они сами вырасти в поле или в лесу? Нет. Кто их посадил? Человек! Могут ли они вырасти без ухода, полива? Значит, чем они похожи?

Шаг 3. После обсуждения сделайте с малышом вывод о том, что на всех этих картинках изображены растения — фрукты. И еще раз обговорите главные признаки фруктов. Фрукты это растения, они всегда съедобные, они растут в саду, их посадил и выращивает человек, люди за ними ухаживают. Люди варят из фруктов варенье, компоты, желе, мармелад и другие вкусные угощения.

Шаг 4. Попросите отобрать фрукты из картинок с изображением разных продуктов. Спросите, почему это фрукт? Может быть, это овощ? Подчеркните различие – фрукты растут на деревьях в саду. А овощи растут на земле в огороде.

Игра 5. Что делают из фруктов? Веселые поварята.

В начале игры вспоминаем все блюда, которые делают из фруктов. Вспомните самые любимые блюда Ваших детей и Вашей семьи.

Подсказка для взрослых: из фруктов делают сок, компот, кисель, морс, джем, желе, варенье, повидло, мармелад, цукаты, изюм, курагу и другие сушеные фрукты, рахат-лукум. Вспомнили еще что-то? Буду рада Вашим дополнениям в комментариях после статьи.

А дальше начинаем играть с детьми – «варить» любимое блюдо. Например, варим мармелад. Изображаем, как помешиваем в кастрюле массу, как ее раскладываем ложкой на противень, а потом разрезаем ножом на дольки, угощаем игрушки. И в это время говорим о мармеладе, учась образовывать прилагательные от существительных.

Давайте сделаем мармелад из разных фруктов, и у нас получится (начинаем фразу, а дети подсказывают ответ). Мармелад из яблок – как мы его назовем? Яблочный.

  • Мармелад из слив – какой? СлИвовый. (Частая ошибка – «сливочный»! Обратите внимание ребенка, что сливочный – это сделанный из сливок. А сделанный из слив – слИвовый)
  • А из груш – ? Внимание! Здесь частые ошибки, правильный вариант — грУшевый.
  • А из персиков – какой? Персиковый!
  • Из абрикосов — ? Абрикосовый.
  • Из апельсина — ? Апельсиновый.
  • Из мандарина — ? Мандариновый.

А дальше начинаем играть в кафе. Каждый раз не просто называем слово, а изображаем целую сценку – угощаем посетителей, пробуем на вкус, облизываемся, предлагаем, задаем вопросы. И в это время приговариваем: «Ах, какой ароматный получился у нас яблочный мармелад. А попробуйте грУшевый? Может быть, Вам слИвовый больше понравится?» Если ребенок допускает типичную ошибку, например, говорит «яблоковый» вместо «яблочный», то лучше всего угостить гостей – игрушки – именно яблочным мармеладом, много раз проговорив в игре это слово в разных фразах: «Не хотите ли угоститься яблочным мармеладом? Он очень вкусный!». Или: «Наш яблочный мармелад очень ароматный и не приторный, он Вам понравится!».

Один из вариантов такой игры – уговорить персонаж попробовать именно яблочный мармелад, всячески его расхваливая. И каждый раз повторяя его название и закрепляя правильный вариант слова в речи. Естественно, что сначала игрушка отказывается, а потом соглашается. И ей действительно, очень нравится яблочный мармелад. А Ваш малыш, играя, осваивает новое для него слово, и больше не будет допускать в нем ошибки! Причем сам не заметит, как научится говорить грамматически правильно!

В дальнейшем Вам нужно будет лишь напоминать ему о правильном варианте в бытовом общении: «Помнишь, мы играли с фруктами. Как правильно называется мармелад из яблок? Исправь свою ошибку. Вот умница! Да, яблочный!». Никогда не повторяйте за ребенком его ошибок. Малышу очень важно слышать грамматически правильную речь взрослых!

Игра 6. Назови ласково.

  • Яблоко – ? Яблочко.
  • Слива — ? — Сливка
  • Абрикос — ? — Абрикосик.
  • Груша — ? — Грушка.
  • Апельсин — ? — Апельсинчик.
  • Мандарин — ? — Мандаринчик.
  • Лимон — ? Лимончик.

Игра 7. Волшебники.

Дайте ребенку в руки волшебную палочку и пусть он превратится в волшебника. В роли палочки может выступать обыкновенный карандаш, обернутый фольгой. Для красоты можно прикрепить к карандашу кисточку, колокольчик или другой атрибут волшебства.

Задача наших маленьких волшебников – вырастить много фруктов. Злой волшебник заколдовал сад, и в нем выросло только одно яблоко. Но наш маленький волшебник взмахивает волшебной палочкой, и получилось много чего? Яблок!

  • Была одна слива, взмах палочки, и получилось много? Слив.
  • Вместо одного апельсина выросло много? Апельсинов.
  • Был один ананас, а стало много чего? Ананасов.
  • Была одна груша. А стало много? Груш.
  • Висел на ветке один банан, а стало много? Бананов.

В этой грамматической игре малыш знакомится с родительным падежом множественного числа имен существительных. Вы сможете увидеть и исправить типичные грамматические ошибки. Например, дети могут сказать, что стало много «яблоков» вместо правильного варианта «яблок». Часто малыши говорят, что стало много «грушей» или «грушёв» вместо правильного варианта «груш». Если малыши ошибаются, то проведите с ними следующую игру для закрепления речевых умений.

Игра 8. Чего не стало.

Выложите перед ребенком 6 картинок. На каждой картинке изображены фрукты: бананы, яблоки, груши, сливы, ананасы (можно взять другой перечень картинок). Пусть малыш закроет глаза, а Вы в это время уберёте одну из картинок. Чего не стало? Груш.

В этой игре ребенок также учится правильно употреблять слова в родительном падеже.

Наглядный материал (картинки)+ для этой игры и других игр статьи уже выложен в разделе сайта «Библиотека игр, картинок и материалов для занятий с детьми» —

Игра 9. Четвертый лишний.

  • Лимон, мандарин, апельсин, огурец.
  • Ананас, подберезовик, яблоко, груша.
  • Груша, слива, фрукт, киви.
  • Слива, груша, компот, яблоко.

Обязательно спрашивайте детей, почему они выбрали именно это слово как лишнее. У детей своя логика, и она тоже имеет право на жизнь! Кроме того, умение объяснять и доказывать свою точку зрения, выстраивать аргументы очень важно в жизни и начинает развиваться у ребенка именно в дошкольном возрасте! Используйте эти возможности развития малышей!

Игра 10. Угадай, у кого?

В этой занимательной и веселой игре очень легко научиться правильно употреблять существительные в родительном падеже множественного числа. Это происходит так естественно! Детям нравится играть, они играют в игру много раз, и каждый раз развивают и закрепляют речевые умения без всяких назиданий, скучных упражнений или длинных объяснений — естественно и играючи!

Для игры Вам понадобятся картинки, на каждой из которых изображено несколько фруктов. Вам нужны два одинаковых набора.

Один из детей — ведущий. Ему выдается один набор картинок. Все участники игры берут по картинке из другого набора.

Задача ведущего — отгадать, что у кого. Ведется такой диалог:

— У тебя лимоны? Нет, у меня нет лимонов! У тебя апельсины? Нет, у меня нет апельсинов ! У тебя яблоки? Нет, у меня нет яблок ! У тебя груши? Нет. У меня нет груш! У тебя мандарины? Да, у меня мандарины.

Заранее обговаривается, сколько вопросов может задать ведущий одному игроку. Обычно это 4-5 вопросов. Если он смог угадать, то дети меняются ролями в игре. Ведущий становится игроком, а ребенок, картинку которого отгадали идет отгадывать дальше.

Если ведущий не отгадал с 4 вопросов, то он продолжает отгадывать.

Можно играть в эту игру и в паре с малышом. Тогда взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает. Потом поменяйтесь ролями.

Пальчиковая гимнастика по теме «Фрукты».

1. Апельсин.

Загибаем пальчики поочередно.

Мы делили апельсин. Много нас, а он один! Эта долька – для ежат, Эта долька – для ужат, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят. Эта долька – для бобра, А для волка – кожура!

2. Компот.

Изображаем действия в соответствии с текстом:

Будем мы варить компот, Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив, положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.

3. Ф рукты.

Разгибаем пальчики поочередно.

Этот пальчик – апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас.

Веселые физкультминутки:

1. Уборка урожая.

Показать действия: несем лестницу, ставим лестницу, срываем груши, кладем в ящики, грузим в машину.

2. Как садовник яблоню выращивал.

Показать действия: садовник копает яму, сажает яблону, белит ствол яблони, поливает, удобряет, делает обрезку, собирает плоды.

3. Яблоко.

Вот так яблоко! Оно соку сладкого полно! (встать, руки в стороны, потянуться) Руки протяните, яблоко сорвите! (руки вверх, потянуться вверх) Стал ветер веточку качать, трудно яблоко сорвать! (руки вверх, наклоны в стороны) Подпрыгну, руку протяну и быстро яблоко сорву! (прыжки вверх, хлопок над головой)

Мультфильм «Апельсин» по сказке Степана Писахова.

Найдите вместе с детьми в этом мультфильме небылицы:). Что могло быть на самом деле, а что здесь как в сказке?

До новых встреч на «Родной тропинке»! Желаю Вам успехов и радостного общения с детьми!

Полезные материалы для занятий с детьми по развитию речи (картинки, задания, игры. презентации) Вы найдете в рубриках:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Тема по календарно-тематическому плану: «Осенняя ярмарка».

Тема НОД: «Беседа об овощах и фруктах».

Цель: Продолжать обогащать представление об овощах и фруктах. Закрепить умение классифицировать овощи, выделять признаки (внешние: форма, величина, цвет; особенности поверхности, вкусовые, обонятельные признаки овощей и фруктов).

Задачи: Углублять знания детей об условиях необходимых для роста растений, месте роста (огород-сад), способах выращивания и ухода за овощами и фруктами, сельскохозяйственных профессиях, представления об экологических связях между живой и неживой природой, жизнью растений и деятельностью человека.

Уточнить и пополнить знания детей об овощах и фруктах, как продуктах питания, их пользе.

Упражнять в проведении элементарных опытов по выявлению вкусовых качеств, закреплять навыки исследовательской деятельности.

Закреплять умение узнавать овощи и фрукты по описанию, отвечать на вопросы полно.

Упражнять употребление прилагательных, обозначающих признаки и качества овощей и фруктов. Пополнить словарный запас словами: садовод, овощевод, выращивать, ухаживать.

Воспитывать любознательность, развивать восприятие, память и речь.

Словарная работа : название овощей и фруктов; овощ, фрукт, осень, грядка, рассада, посадка, урожай, огород, сад, витамины.

Зрелый, вкусный, полезный, румяный, душистый, горький, сладкий, кислый, гладкий, шершавый, сочный.

Вырастать, сорвать, выдернуть, вскопать, созревать, сажать, поливать, собирать, ухаживать, полоть, мыть, чистить, резать, есть.

Виды деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Формы организации: фронтальная.

Формы реализации детских видов деятельности:

— игра разложи «Овощи и фрукты»;

пальчиковая гимнастика;

— ответы на вопросы;

— игра «Вершки — корешки»;

— дети раскладывают овощи и фрукты;

— рассматривание картины;

дыхательная гимнастика «Ароматное яблоко»;

— описания овощей и фруктов на вкус;

— ящик ощущений;

— исполнение песни об осени.

Оборудование: корзины с овощами, картины: «Сбор урожая в саду», «Школьный огород»; «Ящик ощущений», подносы, кукла-осень.

Предварительная работа: Рассматривание овощей и фруктов, знакомство с профессиями – садовод, овощевод, чтение стихов и песен. Изготовление с родителями муляжей овощей и фруктов.

Перспектива обогащения предметно игровой среды : создание альбома с фотографиями, поделок из природного материала.

Ход занятия:

1 часть:

Звучит спокойная музыка. Воспитатель приглашает детей войти в групповую комнату, обращает внимание на гостью (кукла осень).

Воспитатель: — Ребята как вы думаете, как зовут нашу гостью? Как вы догадались?(ответы детей)

** **

Здесь весною было пусто, И красавец, великан-

Летом выросла …..(капуста) Темно синий …(баклажан)

** **

Собираем мы в лукошко А теперь пойдем мы в сад

Очень крупную…(картошку) Там созрел уж …(виноград)

** **

От дождя земля намокла- Для Володи и Катюши

Вылезай толстушка … (свекла) Соберем в корзину … (груши)

** **

Из земли за чуб плутовку Для начинки в пироги

Тянем сочную …(морковку) Набираем …..(яблоки)

** **

Помогает деду внук, Вот и все! Хоть и устали,

Собирает с грядок …(лук) Урожай мы весь собрали!

Вот зеленый толстячок-

Крупный гладкий … (кабачок)

Воспитатель: — Ребята посмотрите, у нас в корзинке все овощи и фрукты смешались. Давайте покажем осени, что мы знаем овощи и фрукты. Поиграем в игру «Разложи овощи и фрукты». На один поднос выложим только овощи, на другой только фрукты.

— А теперь, давайте проверим, не ошиблись ли мы (называем овощи и фрукты, исправляем ошибки).

Осень: Вы ребята молодцы, я вижу что вы знаете овощи и фрукты.(от лица осени – воспитатель)

Ребята. Подойдите к стульчикам, давайте поиграем пальчиками (пальчиковая гимнастика 2 раза)

Мы капусту рубим

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем.

2 часть:

Дети садятся на стульчики. (воспитатель от лица осени)

Воспитатель: — Ребята, осень это пора сбора урожая. Посмотрите на картинку, как вы думаете. Как она называется? (при затруднении помогает). Рассмотрите ее.

— Где выращивают овощи? (ответы детей)

— На чем растут овощи? (ответы детей)

— Как готовят землю к посадке? (ответы детей)

— Что сажают в землю? (ответы детей)

— Как ухаживают за овощами? (ответы детей)

— Когда собирают урожай?

— Кто ухаживает за овощами? (ответы детей)

— Послушайте ребята мой рассказ. Овощи растут в огороде. Весной землю в огороде сначала копают, потом делают грядки. На грядки сеют семена и сажают рассаду. Летом грядки поливают, пропалывают от сорняков, рыхлят землю. А осенью собирают урожай. Ухаживает за овощами овощевод.

Осень: — Воспитатель от лица осени: ребята, а вы, наверное, знаете, что у разных овощей съедобные разные части. У одних овощей вершки, а других корешки., а у третьих и вершки и корешки (воспитатель от своего лица).

Воспитатель: Хотите поиграть в игру «Вершки-корешки», подойдите к этому столу. Разложите овощи на три группы; на этот поднос нужно положить овощи, у которых съедобны вершки, на другой овощи, у которых съедобны корешки. Дети выполняют задание коллективно и проверяют правильность выполнения. Оценка деятельности детей.

3 часть:

Воспитатель приглашает детей пройти и сесть на стульчики. Вывешивает другую картину, обращает на нее внимание детей.

— Что изображено на этой картине? (сад)

— Что выращивают в саду? (ответы детей)

— На чем растут фрукты? (ответы детей)

— Кто ухаживает за садом? (ответы детей)

— Фрукты выращивают в садах. Они растут на деревьях. Ухаживает за фруктами садовод.

— Хотите побывать во фруктовом яблочном саду? Закройте глаза и представьте, что мы пошли с вами гулять и пришли в сад. В саду стоит яблоня. А на ее ветке висит красивое, румяное яблочко. Сильно яблоньку трясем, в руки яблочко возьмем. Ах, какой приятный вкус и душистый (ароматный) запах. Глаза откройте, посмотрите на ладошку, на ней яблоко лежит, вдохните аромат яблочка, (дыхательная гимнастика 3 раза).

Попробуем ребята, угощение осени, пройдите з стол. Посмотрите, кто узнал, что лежит на тарелочках? Наколите на вилку то, что бы вы хотели попробовать. Попробуйте и опишите вкус овощей и фруктов. Какой на вкус помидор? И т.д.

Воспитатель: — Во всех овощах много витаминов, значит, все они полезны для человека. Не зря говорят: «Обед без овощей, что праздник без музыки». Но перед едой их нужно мыть, как осень сделала сегодня. Вам понравилось угощение? (ответы детей).

Спасибо осень за твои дары.

Осень: Воспитатель от лица осени: Я, осень – веселая пора! Хотите поиграть со мной? Подойдите к этому столу. Посмотрите, в этот волшебный ящик я сложила овощи и фрукты. «Ручку в ящик опусти! Овощ нам определи и скорее назови!» Как ты догадался, какой это овощ? Какой на ощупь? (ответы детей).

Воспитатель от лица осени: Мне друзья уже пора, до свиданья детвора!

Очень жалко расставаться, но мы будем ждать встречи с тобой в следующем году. Ребята, а давайте на память о нашей встречи сделаем подарок осени? Что бы вы хотели подарить осени? (ответы детей). Я думаю, что осень будет рада послушать нашу песенку о ней (дети исполняют песню). Попрощаемся с нашей гостью осенью.

— Воспитатель дает установку на дальнейшую деятельность детей.

Стихотврение Ю.Тувим (перевод с польского С Михалкова).

«ОВОЩИ»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Петрушку и свёклу. Ох!……

Вот овощи спор завели на столе-

Что лучше, вкусней и нужней на земле:

Петрушка иль свёкла? Ох!….

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!….

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятку:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свёкла. Ох!…

И суп овощной оказался неплох!