Конспект занятия в старшей группе по фцкм с использованием методов триз «на птичьем дворе. Конспект нод по фцкм для детей старшей группы на тему: виды транспорта

– Как правильно пользоваться предметом?

– Какие части предмета самые главные? (Без чего предмет не смог бы работать?)

– Кто участвовал в создании предмета?

– Что использовали люди, когда этого предмета не было?

– Что произошло бы, если б этот предмет сейчас исчез из жизни людей?

– Для людей каких профессий нужен этот предмет?

В случае продолжения игры ведущим становится участник, набравший наибольшее количество фишек.

Затем воспитатель предлагает детям "превратиться" в разные предметы рукотворного мира. Дети по очереди описывают "себя", то есть предметы, в которые они превратились: какой формы, цвета, размера, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит. Остальные ребята отгадывают предмет. Воспитатель предлагает детям вспомнить все, что они еще знают об этом предмете: о его прошлом, где можно увидеть этот предмет и т. д. Детям, которые затрудняются описать предмет, нужно предложить воспользоваться алгоритмом.

4. О дружбе и друзьях

Программное содержание. Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай.

Материал. Конверт, в котором лежат письмо и карта.

Ход занятия

В начале занятия звучит аудиозапись: "Ребята, помогите!" (3 раза). Воспитатель предлагает детям определить, кто же зовет их на помощь. Обращает их внимание на зеркало; снова звучит аудиозапись: "Да, это я зеркало. В нашем королевстве случилась беда. Злой король перессорил всех взрослых и детей нашего королевства. И теперь оно называется "Королевство Кривых зеркал". Но это еще половина беды – сегодня король решил казнить самого честного, храброго, доброго мальчика, на которого не подействовало его колдовство. Его зовут Гурд. Ему нужна ваша помощь. Если вы дружные и смелые ребята, то торопитесь – времени осталось очень мало".

Воспитатель, стимулируя интерес детей, выясняет, что же они поняли из сообщения зеркала. Выслушав ребят, обращает их внимание на конверт-подсказку, в котором находятся карта и письмо. На карте указан маршрут, состоящий из пяти заданий. В письме расшифрованы задания.

Задание 1. Исполнить песню о дружбе.

Дети предлагают варианты и исполняют "Песню о дружбе".

Задание 2. Назвать пять пословиц о дружбе, друзьях.

Дети называют: "Старый друг лучше новых двух", "Один за всех и все за одного", "Сам погибай, а товарища выручай", "Дружба делами крепка", "Друзья познаются в беде". Если ребята испытывают трудности, воспитатель оказывает помощь.

Физкультминутка

Дети, стоя в парах, имитируют повадки животных в соответствии с текстом стихотворения.

Дружат все на белом свете.

Дружат взрослые и дети,

Дружат птицы меж собой.

Дружат змейки под горой.

Дружат зайцы на лужайке,

Мишки, волки дружат в стайке.

Дружат рыбы под водой.

Ты со мной, а я с тобой! (Обнять стоящего рядом ребенка.)

Задание 3. Игра "Кто такой друг?".

Воспитатель читает стихотворные строки, а дети, если так поступает настоящий друг, хлопают в ладоши и произносят: "Да!", а если так поступать не должен, то молчат. (Обязательно следует проиграть первую ситуацию, чтобы ребятам поняли правила игры.)

Он в беде всегда со мной,

Я за ним как за горой.

Он утешит, если плачу,

Он решит со мной задачу.

Никогда не ест украдкой -

Сливы, груши, шоколадки.

Он не будет задираться,

И дразнить, и обзываться.

Он всегда грязнее ночи.

Он цветы на клумбе топчет.

Он не затевает драк

И не мучает собак.

Он у малышей забрал -

Куклу, мишку, самосвал.

Он цветы полить поможет

И убрать игрушки тоже.

Он поделится игрушкой,

Книжкой, куклой, погремушкой.

Он дружбой нашей дорожит,

Всегда на помощь мне спешит.

Задание 4. Детям предлагается нарисовать солнце, которое разгонит тучи над башней, в которой заточен Гурд.

Обязательные условия:

– рисовать нужно всем вместе одновременно;

– на рисование отводится 5 секунд.

Воспитатель предлагает детям обсудить главное условие – рисовать всем вместе, да еще на время. Подводит их к выводу: рисовать должны сразу все, распределив работу; один ребенок рисует круг, и лишь затем все дети одновременно рисуют по лучику.

Дети встают вокруг стола, на котором лежит лист ватмана. Воспитатель дает команду и ведет отсчет времени.

Задание 5. Педагог пишет на листе бумаги слово Гурд, затем берет зеркало, ставит его на лист бумаги и просит ребят прочитать полученное слово. Именно это слово и будет ключом к башне. Дети хором читают: "Друг". Как только дети произносят это слово, раздается звон разбитого стекла, а затем звучит голос мальчика Гурда: "Спасибо, ребята, это я – Гурд. Вы спасли меня, и теперь я обязательно научу детей своей страны дружить так же, как дружите вы. И когда мы все подружимся, то обязательно приедем к вам в гости. Спасибо вам! До свидания, друзья!"

Воспитатель и дети прощаются с Гурдом. В заключение педагог говорит, что дети справились с заданиями благодаря дружбе. Они сегодня показали всем, как нужно дружить, какими должны быть друзья и как нужно беречь дружбу.

Ноябрь

5. Коллекционер бумаги

Программное содержание. Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

Материал. Образцы разных видов бумаги; предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.).

Ход занятия

Воспитатель заранее раскладывает образцы разных видов бумаги на столах. Дети рассматривают бумагу, а педагог побуждает их к выделению качественных ее характеристик, задавая вопросы о том, какая она, как это можно определить – гладкая или шершавая, толстая или тонкая. Ребята гладят листы, ощупывают, отвечают на вопросы.

Затем воспитатель предлагает детям смять лист бумаги (мнется), разорвать его на кусочки (рвется), потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа, следовательно, материал непрочный), положить лист бумаги в емкость с водой (намокает). Педагог демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. Дети вместе с воспитателем составляют алгоритм описания свойств бумаги.

Затем воспитатель зачитывает телеграмму от коллекционера, который собирает различные виды бумаги. Он путешествует по городам и селам и всем рассказывает о своей коллекции. Но в нашем городе у него случилась неприятность: подул сильный ветер, и его коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в группу. Воспитатель предлагает детям искать образцы бумаги (их педагог заранее прячет в помещении группы). Дети приносят найденные образцы.

Раздается стук в дверь, входит коллекционер (взрослый), знакомится с детьми, рассказывает о своем увлечении и сообщает, что все виды бумаги у него записаны. Предлагает детям организовать работу следующим образом: он называет вид бумаги, а дети показывают образец. По ходу занятия коллекционер объясняет назначение каждого вида бумаги. Далее каждый ребенок описывает свойства найденного вида бумаги на основе составленного алгоритма.

В заключение проводится дидактическая игра "Найди сходство и различия".

Воспитатель называет вид бумаги, а дети должны отыскать на столе предмет, изготовленный из бумаги данного вида (картонная коробка, газета, альбом, цветок из гофрированной бумаги и т. д.). Таким образом воспитатель подводит ребят к пониманию, что все найденные предметы изготовлены из бумаги, но бумаги разных видов.

6. Детский сад

Программное содержание. Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей "выращивают", заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду). Показать общественную значимость детского сада: родители работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников детского сада надо благодарить за заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.

Материал. Картинки с изображением работников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, повар, прачка и др.).

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Демонстрирует иллюстрацию с изображением фруктового сада и закрепляет ее на доске.

Задает детям вопросы: "Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?" Обязательно должны прозвучать слова: ухаживает за деревьями, бережет их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает.

Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию с изображением цветочного сада и закрепляет ее на доске.

Задает детям вопросы: "Кто работает в таком саду? В чем заключается работа садовника?" Обязательно должны прозвучать слова: ухаживает за цветами, бережет их от болезней, борется с вредителями, поливает, выращивает.

Подготовила воспитатель I квалификационной категории Куртикова Татьяна Альбертовна МБДОУ дс комбинированного вида №149 «Сказочный» г. Брянск

Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс знакомства детей с окружающим миром является система творческих заданий, которые помогают развивать у детей фантазию, логическое и творческое мышление, желание исследовать окружающий мир, понимать суть происходящих процессов в этом мире. Предлагаю одно из авторских занятий, направленных на решение следующих задач.

Программные задачи: уточнить и расширить представления о домашних птицах; характерных признаках, повадках; развивать умение у детей принимать информацию, переданную невербальными средствами; решать проблемные задачи, используя при этом речь - убеждать, доказывать, объяснять; анализировать и делать выводы; продолжать совершенствовать диалогическую форму речи; обогащать речь словами, обозначающими действия; поощрять попытки высказывать свою точку зрения на поставленный вопрос; воспитывать привычку заниматься сообща, не мешая друг другу.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.

Планируемые результаты: имеет представление о домашних птицах, их характерных признаках, повадках; понимает информацию, переданную невербальными средствами; поддерживает беседу, решает проблемные задачи, высказывает свою точку зрения; анализирует и делает выводы; умеет работать в микрогруппе; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Предварительная работа: заучивание пословиц о птицах; изучение художественной и энциклопедической литературы, связанной с домашними птицами; выполнение этюдов, пантомим «Догадайся, кто я?» ; Триз-игры

«Что сначала, что потом» , «Ассоциации»

Словарная работа: замашки, гоготанье, квохтанье, клекот, кукареканье, кряканье; оперенье, водоплавающие.

Материалы и оборудование: иллюстрации домашних птиц (утки, гуся, петуха, курицы, индюка, цыплят) ; магнитофон, грамзапись птичьих голосов; корзина; игрушки (яйцо, курица) ; тарелочки с пшеном и горохом; колокольчик; цепочка рисунков.

1. Орг. момент

Ребятки, с какими пословицами мы недавно с вами познакомились?

(«Всякая птица по-своему поёт» , «Всякая птица своим пером гордится» ,

У всякой пташки свои замашки»)

Как вы понимаете пословицу «У всякой пташки свои замашки» ? (всякая птица ведет себя по-своему)

Что означает слово «замашки» ? (привычки птицы, повадки птицы)

А хотите узнать побольше о повадках и привычках домашних птиц? Тогда отправляемся на птичий двор.

При назывании птиц, воспитатель выставляет соответствующие карточки на фланелеграфе.

Кто это? (птицы)

Уточните, какие птицы? (домашние)

Назовите, что общего у всех домашних птиц? (тело покрыто перьями; у всех птиц по два крыла, по две лапы, по два глаза, хвост; умеют взлетать, перелетать, подлетать; все несут яйца; питаются зерном и травой; за ними ухаживают хозяева)

Чем отличаются? (у гуся и утки широкий, плоский клюв; лапы с перепонками; умеют плавать и нырять; а у петуха, курицы и индюка - клюв острый, узкий; не умеют плавать; на лапках нет перепонок; на голове у курицы и петуха гребень, а у индюка - борода; издают резкие голоса)

Молодцы! Ребята, почему гуси и утки умеют плавать, а куры, петухи и индюки - нет? (у гусей и уток на лапках перепонки)

А еще почему? Не знаете? Я сейчас расскажу вам об этом без слов.

Покажу, превратившись в домашнюю водоплавающую птицу.

Постарайтесь понять, что я буду делать.

Показ воспитателем этюда (под музыку) .

Дети, если вы поняли, что я вам показала, расскажите об этом (птица поплавала, вышла на берег, отряхнулась от воды, обсохла, почистила перышки)

Молодцы! Вы почти все отгадали.

А для чего все это делают водоплавающие птицы, я сейчас вам объясню.

Накупавшись птицы выбираются на берег, клювом отжимают перья, а потом долго отряхиваются. Чуть подсохнув, птицы смазывают перья жиром.

Клювом набирают жир из железы, которая находится под хвостиком и распределяют его по перьям. Дело это нелегкое! Хорошо смазанные перья помогают птицам держаться на воде. А если птица не будет ухаживать за своим оперением, она может утонуть.

А сейчас я вам предлагаю превратиться в домашних птиц и погулять на птичьем дворе.

3. Этюд «На птичьем дворе» (под музыку) .

Дети показывают повадки утки, гуся, индюка, петуха, курицы с цыплятами.

Молодцы! Я чуть не забыла, что вы дети. Мне показалось, что я попала на настоящий птичий двор.

4. Игра «Приготовь корм для цыплят» . (работа по микрогруппам) .

Пока мы играли, цыплята проголодались и нам нужно их покормить. Какое зерно любят цыплята? (пшено)

Но у меня случилась неприятность. Я случайно перемешала пшено с горохом. А маленьких цыплят кормить горохом нельзя. Выручайте, ребята, помогите мне отделить пшено от гороха. Вот только сделать это нужно быстро. Работать будем по микрогруппам. Посмотрите внимательно на столы. Перед вами все, что может пригодиться для быстрого выполнения работы. У вас три минуты. Когда заканчивать – я позвоню в колокольчик. Посоветуйтесь друг с другом и начинайте.

Работа детей.

Молодцы! Как ловко и быстро вы справились с работой.

5. Решение проблемной ситуации.

Я приготовила для вас сюрприз (показ корзины, в которой курочка с яйцом) . - Что это? (яйцо)

Кто его снес? (курица)

Ребята, кто появился раньше - яйцо или курица?

Рассуждения детей: - Курица! - Откуда взялась курица? - Из яйца. - Значит, яйцо появилось первым! - А яйцо кто снес? - Курица!)

Ничего не понимаю. Может нам помогут две логические цепочки разобраться в этой проблеме.

Рассмотрим первую цепочку.

Что в этой цепочке является началом развития? (курочка)

Которая снесла...? (яичко)

Из которого вылупился...? (цыпленок)

Который вырос...? (в курочку)

Которая снесла...? (яйцо)

Ребята, значит первой в этой цепочке является курочка, а заканчивается цепочка яйцом, которое снесла курочка.

Рассмотрим вторую цепочку.

В этой цепочке первым появилось...? (яйцо)

Из которого вылупился...? (цыпленок)

Который вырос в...? (курочку)

Которая снесла...? (яйцо)

Если верить первой цепочке, то первой появилась курочка. А откуда же она взялась?

Если верить второй цепочке, то первым появилось яйцо. А кто же его снес?

Ребятки, нашли мы точны ответ? (нет)

Дети, а может быть ваши родители знают, кто же появился первым – яйцо или курица? Спросите у них сегодня, а завтра мне расскажите.

6. Рефлексия

Что вам больше всего понравилось делать на занятии?

С кем тебе понравилось больше всего работать на занятии?

Что нового и интересного узнали для себя?

А мне понравилось, что вы старались и были очень активны. Молодцы!

КОНСПЕКТ

НОД ПО ФЦКМ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА

« ЯРМАРКА НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА »

Воспитатель:

Володина Т. В.

«Ярмарка народного творчества».

Занятие по ознакомлению с окружающим.

Цель.

Закрепить и расширить представление детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства. Учить замечать и выделять основные средства выразительности предметов различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Материал: дымковские игрушки, Гжельские, Городецкие, Хохломские изделия, Скопинская керамика, Семёновские, Полхов-Майдановские матрёшки, Михайловское кружево, вышивка Рязанского края.

Ход занятия.

Дети входят в зал и встают свободно группируясь.

Воспитатель . У нас сегодня необычное занятие. Мы пришли на выставку изделий народного творчества. Все эти предметы выполнены руками народных умельцев. Они разрисованы разными видами росписи. (Хохломской, Городецкой, дымковской …).

Кто из вас может найти и показать дымковскую роспись?

(показ детей).

Воспитатель . Чтение стихотворений о дымковских игрушках.

«Что за конь, только тронь.

Со всадником вместе,

ускачет вёрст за двести»

«Девица-краса стоит не дыша».

Воспитатель . Эти фигурки не случайны. Давным-давно, тысяча лет назад в народе лепились фигурки животных, птиц и человека. Тогда их лепили не для красоты. Люди считали, что эти фигурки оберегали их дома от злых духов, таинственных злых сил. Слепленной фигурке женщины с детьми преклонялись люди, как Богине земли. А сейчас в Дымкове эта богиня превратилась в няньку кормилицу.

А это, что за роспись?

Дети . Хохломская.

Воспитатель . Да это Хохлома. Народные художники используют много золотистого цвета, её ещё называют золотая хохлома.

«Роспись Хохломская

словно колдовская.

И богата и красива

гостю рада от души.

Ложки, чашки и ковши.

И нигде на свете

Нет таких соцветий».

Воспитатель . Ребята, обратите внимание на красоту предметов украшенных хохломской росписью. Ребята, а с каким видом росписи мы недавно познакомились?

Дети . С Городецкой росписью.

Воспитатель . Кто из вас может найти изделия с Городецкой росписью?

Дети . (Называют и показывают изделия с Городецкой росписью).

Воспитатель .

«Если взглянем на дощечки

То увидим чудеса.

Городецкие узоры

Тонко вывела рука.

Птицы яркие летают

И бутоны расцветают».

Воспитатель . Народные мастера Городца делают из дерева игрушки, посуду, прялки, очень красиво их расписывают: яркими цветами, бутонами, жар-птицами, чудо-Конями и всё это на цветном фоне - жёлтом, зелёном, голубом, синем, красном.

Воспитатель . А теперь покажите мне изделия гжельской росписи.

Дети . (Рассказывают об особенности гжельской росписи).

Воспитатель .

«Белая глина, белый фарфор,

Синяя краска, синий узор.

Эта ты Гжель родная моя

Спасибо, что к нам ты пришла».

Воспитатель . Гжельские мастера рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получалась посуда. Полюбилась людям посуда, и стали называть её «нежно голубое чудо».

Воспитатель . А вот послушайте стихотворение о матрёшках Полховского Майдана.

«Восемь кукол деревянных в разноцветных сарафанах.

На столе у нас живут - всех матрёшками зовут».

Матрёшки Полховского Майдана отличаются красками: малиновыми, зелёными, синими, красными. Сочные цветные пятна полыхают в крупных орнаментах и сюжетных росписях. Отличительная черта - большие розово-малиновые цветы шиповника.

Воспитатель . У матрёшек из г. Семёнова многоцветная роспись, узор с густыми изогнутыми ветками, цветами, ягодками. Матрёшка стройная, вытянутая.

Воспитатель . А теперь попробуйте найти и показать Михайловское кружево.

Дети

Это простое, но плотное, яркое по расцветке кружево. Напоминает веерный орнамент.

Воспитатель . А теперь попробуйте найти изделия Скопинской керамики.

Дети . (Показывают и вместе с воспитателем перечисляют отличительные черты).

Особое своеобразие изделиям придают яркие поливы. Отличительные черты - разрисованы однотонным, коричневым или зелёным цветом (глазурью). Эти керамические изделия изготавливаются на Скопинском заводе.

Воспитатель . А это вышивка Рязанского края. Узоры на ней чёткие, с открытым красным цветом, заполненные яркими зелёными, жёлтыми, иногда чёрными оттенками цвета. Существует красивая легенда о том, что, пролетая над Рязанской землёй, жар-птицы роняли перья. И там где они упали, появились чудо мастерицы - вышивательницы.

В конце занятия воспитатель вместе с детьми отмечает самые интересные изделия. К труду российских мастеров нужно относиться с глубоким уважением и почтением, ведь они так много сделали для нашей страны.

Конспект игрового занятия по ФЦКМ квест-игра «Признаки весны» (Старшая группа)
Составила: Кормителева Лорэна Эдуардовна.
Цель:
Развитие наблюдательности, внимания, логического мышления; обогащение словарного запаса; развитие речи.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие:
1. Способствовать развитию умения применять свои знания на практике и передавать их; самостоятельно анализировать полученные результаты;
2. Развитие словесно-логического мышления.
3. Развивать смекалку, зрительную память;
Воспитательные:
1. Воспитание бережного отношения к природе.
2. Формирование умения работать в коллективе.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за весенними признаками, чтение стихотворений и рассказов о весне, загадывание загадок, рассматривание альбомов и иллюстраций по теме, прослушивание музыкальных произведений по теме.
Материалы и оборудование: Записки от Девицы-Весны, конверты с заданиями: картинки с изображениями признаков весны, записка с загадками, разрезная картинка с головоломкой, лабиринт скворечника; простые карандаши.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, вы заметили что-то новое, интересное в нашей группе?
Дети: Рассматривают группу, обнаруживают на зонте висит записка с заданием.
Воспитатель: Зачитывает записку
«Здравствуйте мои дорогие дети, знаю что вы меня очень ждете, но случилось беда, злая старушка зима, заперла меня у себя, не пускает меня никуда. Помогите от заключения меня спасите. Вспоминайте какая бываю я, и вы освободите меня»
Весна.
Ребята с весной произошла грустная история. Давайте поможем ей. Она нам оставила следы (подсказки, по которым мы будем вспоминать какая она бывает, ее приметы, признаки.
К записке прикреплен лист сирени с заданием.
«Тайну вы узнать хотите? В спальню зайдите, на стену с героями внимательно смотрите. Среди картинок лист с заданием найдите! »
Дети должны найти там следующий лист.
Воспитатель: Зачитывает задание.
«В уголок музыкальный зайдите – загадки о весне прочтите».
В музыкальном уголке дети находят лист с загадками.
Воспитатель: Читает загадки.
Тает, тает белый снег.
Мишка, не зевай!
Ведь вода из полных рек
Льётся через край.
Может затопить берлогу,
Деревеньку и дорогу. (Половодье, паводок.)
Солнце пригревает,
Лед на речке треснул.
Речка зашумела,
Льдины подгоняет.
Как это явление
Весною называют? (Ледоход.)
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручей.)
Пробиваюсь я в апреле -
Все поля позеленели!
Покрываю, как ковер,
Поле, луг и школьный двор (Трава)
На одной из частей изображен мячик. Переходим в физкультурный уголок; в ящике с гантелями находится еще конверт с заданием «Разрезная картинка с головоломкой»
Нужно собрать картинку с подснежником, догадаться что на обратной стороне задание к следующему конверту (рисунок мольберт) .
Детям надо определить, что мольберт это следующая станция с заданием.
Внутри мольберта спрятан конверт с заданием. На листе сирени загадка, которую дети должны отгадать.
Между веток новый дом.
Нету двери в доме том.
Только круглое окошко
Не пролезет даже кошка. (Скворечник)
В конверте задание «лабиринт».
Дети дружно помогают птичке попасть в свой домик.
(Воспитатель наводящими вопросами помогает найти следующий конверт) .
Воспитатель: Для чего нужен мольберт?
Дети: Рисовать.
Воспитатель: Чем рисуют на мольберте?
Дети: Красками, карандашами и т. д.
Дети идут к полке с красками и карандашами. Находят последнее задание.
«Четвертый лишний» (Подснежник, насекомые, ручей, книга) .
Книга - подсказка для последнего листа сирени.
Дети идут в книжный уголок. На полке за книгами находят свиток с благодарственным ответом весны.
«Спасибо вам, мальчики и девочки, что освободили меня из ледяных рук старушки Зимы.
«Когда услышите Светлых капель звон, струйки плещутся, волны струнами рокочут. Всё громче, всё радостней!
Это я, Весна, подъезжаю уже к вам. У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!
Будут лететь, мои серебряные кони, – эгей, эгей! В вашем городе лежит земля пустынная, заснувшая мёртвым сном. Кто её разбудит, кто к жизни вызовет?
Я, Весна.
У меня полные пригоршни живой воды. Я спрысну землю этой водою, и тотчас всё кругом станет оживать
Я один раз махну рукой, и – проснутся реки сломают льды они подымутся до самых домов!
Второй раз взмахну и – проснуться деревья и кусты расправятся ветки почки клейкие появятся!
В третий раз я махну рукой, и – всякая мелкая живность проснетсяя птицы с далекого юга прилетят звери из темных нор выбирутся!
И вы догадаетесь, что я к вам пришла.
Ну, а пока мне большой путь предстоит. С южного края земли до северного, до самых студеных морей должна я промчаться на резвых своих конях. »
P.S. Я брала стихотворение
переделывала на свой лад.
Э. Шим. Весна.
Завершение занятия.
Воспитатель: Ура! Вы справились, ребята! Вы освободили весну от зимы.
Какие признаки весны вы знаете?
Какое задание было самым интересным для вас? Почему?
А самое трудное какое оказалось разгадать? Почему?
Ну а с чем вы справились легко? Почему,
Понравилось вам занятие?
Молодцы, все сегодня хорошо поработали.

Светлана Чурилова
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ в старшей группе «Волшебные глаза»

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №8 «Зоренька»

Конспект по ФЦКМ в старшей группе на

тему : «Волшебные глаза »

Подготовила воспитатель

I квалификационной категории :

Чурилова Светлана Анатольевна

г. Набережные Челны

Образовательные области :

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое,

художественно-эстетическое развитие.

Задачи :

Образовательные :

Показать какую роль зрение играет в жизни человека, подчеркнуть разницу органов зрения человека и животных;

Познакомить детей со строением глаза ;

Продолжать обогащать речь детей;

Учить детей беречь зрение и ухаживать за глазами .

Развивающие :

Развивать умение поддерживать беседу;

Развивать мимику лица и эмоции детей, глазодвигательные функции .

Воспитательные :

Воспитывать усидчивость и умение отвечать на поставленные вопросы;

Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Словарная работа : глазное яблоко , радужная оболочка, зрачок, окулист, глазница .

Предварительная работа :

Беседа о глазах ;

Рассматривание иллюстраций;

Посещение кабинета врача;

Чтение художественной литературы.

Интеграция образовательных областей :

Социально-коммуникативная;

Речевая;

Художественно-эстетическая;

Познавательная.

Планируемые результаты :

Интегративное качество : любознательный, активный, имеющий первичное представление о себе, овладевший необходимыми умениями и навыками.

Оборудование :

Демонстрационный :

1. Мольберт

2. Картинки с изображением животных

3. Схема строения глаз

4. Магнитофон с веселой музыкой

5. Портреты по количеству детей.

6. Морковь

7. Пеленка для очков

Раздаточный :

8. Зеркала

9. Листок чистой бумаги

Дети стоят возле воспитателя.

Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о чем-то очень интересном и важном для всех нас. А о чем, я сейчас загадаю вам загадку, и вы мне скажите :

Стоят две хаты

Кругом мохнаты

Придет беда-

Потечет из них вода.

(если дети отгадывают, говорю правильно и спрашиваю, как будет по-татарски).

Скажите, у кого есть глаза ? (ответы детей)

Да, глаза есть у всех , но у всех они разные. Сейчас мы с вами посмотрим. (идем к доске рассматривать иллюстрации животных и птиц.)

Ребята как вы думаете у какой птицы самое острое зрение? (ответы) правильно, у орла - он парит высоко в облаках и оттуда высматривает себе пищу.

Как, вы думаете, какие птицы видят ночью? (сова, филин) У них глаза большие , зато неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. И ночью легко отыскивают себе корм.

Ребята, а вот зайчика называют «косой» , а как думаете, почему? Может он плохо видит? (высказывание детей) потому что у него глаза смотрят в разные стороны, он видит такое большое пространство, которое мы с вами увидеть не сможем, он видит не только, что происходит впереди, но и сзади.

Ребята, вы знаете, сколько глаз у пчел ?

У нее 5 глаз – два больших и три маленьких.

Вот посмотрите, кто это? Это морская звезда, у нее есть по одному глазу на конце каждого луча.

У нас с вами ребята такие глаза , какие именно нам нужны. Давайте сейчас мы с вами сядем и поговорим о наших человеческих глазах . Посмотрите друг на друга, какие у нас глаза ? (ответы детей)

Вы можете сказать, для чего они нам нужны? (ответы детей)

Правильно. Давайте представим себе, что мы будем делать и видеть без глаз . Я вам прочитаю отрывок из стихотворения, а вы все закройте глаза и слушайте :

Н. Орлова «Ребятишкам про глаза »

Разберемся, дети, вместе

Для чего глаза на свете ?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз ?

Для чего нужны глаза ?

Чтоб из них текла слеза?

Ты закрой глаза ладошкой ,

Посиди совсем немножко :

Сразу сделалось темно

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно-

Ничего вокруг не видно…

Ребята, плохо если ничего не видно?

Да, смотреть на мир и видеть его красоту - это большое счастье. И это счастье дают человеку глаза . И сегодня на занятие мы познакомимся со строением глаза .

Посмотрите, дети, вот так выглядит наш глаз . Но нам с вами видна только передняя часть глаза . А весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком .

Теперь возьмите зеркало и посмотрите на свои глаза . Скажите, какого цвета у вас глаза ? Правильно, у нас у всех глаза разного цвета - это зависит от радужной оболочки. Вот этот цветной кружочек называется радужной оболочкой (радужка) . (Закрепляем название, смотрим в зеркало, убираем) .

В середине радужной оболочки находиться маленький черный кружочек – это зрачок. (смотрим на схеме и в зеркале)

Еще у наших глаз есть мускулы . Они находятся внутри, поэтому в зеркало мы не можем их увидеть, посмотрим на схему. Вот так мускулы прикреплены к нашему глазу и с помощью их наши глаза могут двигаться вверх, вниз, вправо, влево. Давайте попробуем. А чтобы наши глаза были в безопасности они спрятаны в специальных углублениях - глазницах и закрываются веками.

Давайте представим, что подул сильный ветер, летит пыль, что ваши глаза делают ?

Правильно, вы стараетесь их закрыть , чтобы пыль не попала. Но вот беда - пыль или соринка в глаз попала . У них, что сразу появиться? (слезы)

Как вы думаете это хорошо или плохо? Хорошо, так как слезы защищают и очищают наши глаза .

(Итог) 1. Какую форму имеет глаз ?

2. Где спрятан наш глаз , как называется это углубление?

3. Как называется цветной кружочек, черный?

4. Что помогает нашему глазу двигаться ?

5. Что еще есть у наших глаз ? (реснички, веки)

Ребята, а как вы думаете, по глазам можно узнать настроение человека? Давайте сейчас мы с вами поиграем : я вам буду показывать картинку с глазами , а вы скажите какое настроение у этого человека и что он делает. (работа с картинками)

Теперь давайте мы возьмем зеркала и посмотрим на себя, когда мы обижены, когда нам охота плакать (включаю веселую детскую песенку, у детей меняется выражение глаз - посмотрели на свои глаза , улыбнулись, положили зеркала на место и вышли поплясать). сели.

Ребята, а что б наши глаза были всегда веселые , здоровые что мы должны делать? Ухаживать за ними. А как?

1. Оберегать глаза от ударов

2. Не трогать глаза грязными руками

4. Нельзя близко и долго смотреть телевизор

5. Нельзя смотреть на яркий свет

6. Умываться после сна прохладной водичкой

7. Больше есть овощей и фруктов

8. Делать гимнастику для глаз

(идти с детьми ополоснуть глазки и взять кусочек морковки)

Пока дети сидят и прожевывают морковь, читаю :

Помни истину простую-

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьет!

Ребята, а если наши глаза заболели , что мы должны делать? Правильно, обратиться к врачу. И бояться не надо, так как он наблюдает за состоянием наших глаз и вовремя сможет оказать нам помощь. А вы может, знаете как называют этих врачей - окулистами.

Ребята, а если наши глаза плохо видят что рекомендуют носить? А надо ухаживать за очками? Правильно, потому что они нам помогают лучше видеть, а как? (мыть, протирать мягкой тряпочкой) Мы будем ухаживать за очками?

Давайте ребята, вспомним, с чем мы сегодня познакомились на занятии ? Что нового узнали?

Вот художник вам прислал подарок. Смотрите, он нарисовал вам портреты, но у них чего-то не хватает (глаз ) . Интересно почему ?

Да он дописал : я не знаю строение глаз и поэтому не смогу нарисовать их. Помогите мне ребята! Поможем? Попробуйте, ребята, сядьте за столы и дорисуйте глаза .