Рабочая программа для группы раннего возраста. Паспорт группы раннего возраста Группа раннего возраста в детском саду

Адаптационный период в группе раннего возраста МБДОУ «Солнышко»

«Здравствуйте, Я пришёл!»

Воспитатели: Сергеева Н.В.

Клюшина О.В.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к новым условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире.
Адаптация - от латинского" приспособляю" - это сложный процесс приспособления организма, которые происходят на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособления организма к новым условиям социального существования,к
новому режиму сопровождается изменениями поведения ребенка, расстройством сна, аппетита.
Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста:
вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

Актуальность
 Согласованность действий родителей и воспитателей для обеспечения
полноценного процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ.
 Необходимость облегчения симптомов адаптации детей раннего возраста.
 Организация процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ.

Проблема
 При каких условиях наиболее эффективно проходит адаптация детей раннего возраста в условиях современного ДОУ.
Цель
 Разработка способов организации успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ.

Задачи
 Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
 Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения
адаптации к условиям ДОУ.

Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой
фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую.

Период лёгкой адаптации длится 1 - 2 недели. У ребёнка постепенно
нормализуются сон и аппетит, восстанавливаются эмоциональное состояние, интерес к окружающему миру, налаживаются
взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок достаточно активен,
но не возбуждён. Снижение защитных сил организма
выражено незначительно и к концу 2 - 3-й недели они восстанавливаются.
Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче, привыкание к яслям или детскому садику длится дольше.
Сон и аппетит восстанавливаются только через 15 - 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам,
отказывается от занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев.

Состояние тяжёлой адаптации особенно беспокоит родителей и воспитателей Ребёнок может длительно и тяжело болеть: то есть одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не

выполняют свою роль - не предохраняют малыша от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка, которое граничит с

невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может

возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке

накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне,

просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования

малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.

Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких

месяцев. Темпы развития ребёнка в этот период замедляются по всем

направлениям.

Факторы, определяющие характер адаптации.


Какие факторы влияют на успешность привыкания ребенка к яслям?

    состояние здоровья ребёнка;

    умение общаться с взрослыми и сверстниками;

    сформированность предметной деятельности т.е. умение действовать с предметами;

    Следует принимать во внимание еще один немаловажный фактор, который
    может осложнить период адаптации ребенка к яслям. Он связан с
    психологическими особенностями родителей, особенно матери, и характером
    взаимоотношений в семье. Если мать тревожно-мнительна и слишком опекает ребенка, аффективно реагирует на все его состояния, если она обладает конфликтным характером и предпочитает авторитарный стиль воспитания, если родители испытывают трудности в общении с окружающими, если в семье часто происходят ссоры – всё это может явиться, причиной невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению.

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ.

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.



2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.

3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период,
направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок – ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА «КТО ЧТО ЕСТ?»

Игры с карточками очень полезны для раннего развития малышей, они не только формируют первые знания об окружающем мире, но и стимулируют память, логику, развитие речи, а также мелкую моторику пальцев рук.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА «КТО ЧТО ЕСТ?» Игры с карточками очень полезны для раннего развития малышей, они не только формируют первые знания об окружающем мире, но и стимулируют память, логику, развитие речи, а также мелкую моторику пальцев рук. Детские журналы «ЗАЙКИНА ШКОЛА» и «СКАЗКА НА НОЧЬ»: ok.ru/zaykinaskazka




ИГРЫ УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
«Этот мальчик маму слушал»
Цель: в веселой игре развивать мелкую моторику.
Ход занятия.
Занятие проводится с одним ребенком. Воспитатель, следуя тексту потешки,
загибает поочередно пальчики малыша, начиная с большого. Взяв в руку его
мизинец, постукивает им. Разгибает пальцы ребенка. Движением своих пальцев
показывает, как пальчики «побежали» и «захлопали в ладоши», побуждает
малыша к подражанию.
ТЕКСТ ПОТЕШКИ.
Этот пальчик маму слушал.
Этот пальчик кашу кушал.
Этот пальчик спрятался.
И этот пальчик спрятался.
А мизинчик их нашел.
И постучал: тук-тук-тук!
Все пальчики побежали.
В ладоши захлопали, заплясали.
«Заводные игрушки»
Цель: повысить эмоциональный тонус детей.
Ход занятия.
Воспитатель собирает детей вокруг себя или усаживает на коврик и говорит, что
сейчас им что-то покажет. Заводит и пускает заводную игрушку. Это
веселит малышей, вызывает смех и радостные возгласы.
«Пальчики пляшут»
Цель: в веселой игре развивать мускулатуру рук и пальцев.
Ход занятия.
Проводится с группой детей (3-4 ребенка), сидящих перед воспитателем.
Взрослый предлагает детям показать свои ручки: «Поднимите ручки,
пальчиками подвигайте, в кулачок спрячьте».
ТЕКСТ ПОТЕШКИ
Пальчики у нас попляшут.
- Вот они, вот они.
В кулачки мы пальцы спрячем.
- В кулачки, в кулачки
«Оля и Коля»
(кукольный театр)
Цел ь: доставить детям радость, развивать их внимание.
Материал: для показа берутся две куклы-петрушки, мячик на резинке и
используется простая ширма. Малыши посажены так, чтобы им было все
хорошо видно. Один взрослый за ширмой, другой - с детьми.
«Потешка «Баю-бай»
Цель: учить детей улавливать ритмичность речи, доставить им радость, дать
возможность поиграть с большой куклой.
Ход занятия.
Воспитатель показывает детям собачку и большую куклу Лялю. Предлагает
детям подержать игрушки в руках, погладить собачку, покачать куклу, погладить хвостик, лапки, ушки собачки, показать, как она лает. Укладывает
куклу спать. Собачка лает. Кукла просыпается. Воспитатель берет куклу на руки, покачивает ритмично, не спеша читает, обращаясь к собачке:
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Лялю не буди.
Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста имеют огромное значение, мы играли каждый день!
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе
совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией.

Иди ко мне
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: "Иди ко мне, мой хороший!"
Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: "Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!" Игра повторяется.
Пришел Петрушка
Материал. Петрушка, погремушки.
Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.
Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.
Выдувание мыльных пузырей
Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует
получить пузыри, покачивая трубочкой, а, не дуя в нее. Считает, сколько
пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Затем учит каждого ребенка
выдувать мыльные пузыри.
(Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)
Хоровод
Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу,
приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились. БУХ!
При произнесении последней фразы оба "падают" на ковёр.
Вариант игры:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг. ГЕЙ!
Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
Покружимся
Материал. Два игрушечных мишки.

Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко
прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребёнок выполняет за
ним те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь.
И на коврик повалюсь!
Прячем мишку
Ход игры.
Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку
(например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: "Где мишка?", ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку
взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам, а затем прячется ребёнок.
Солнышко и дождик
Ход игры.
Дети присаживаются на корточки позади стульев, Воспитатель говорит: "На небе солнышко! Можно идти гулять". Дети бегают по группе.
По сигналу: "Дождик! Скорей домой!" бегут на свои места и
присаживаются за стульями. Играть можно с зонтиком..
Солнечные зайчики
Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: Солнечные зайчики играют на стене.
Помани их пальчиком, побегут к тебе!
По сигналу "Лови зайчика!" дети пытаются его поймать.

В группе создали все условия для охраны и укрепления здоровья малышей, чтобы облегчить период адаптации

В группе всегда эмоционально благоприятная атмосфера, старались создать и организовать в группе рациональный режим дня для физического и психологического комфорта малыша.


Приложили массу усилий, чтобы формировать привычку к аккуратности и чистоте используя различные приёмы (игры, потешки, чтение и т. д.)


Ну и каша!
Так в рот и просится!
Нос и щеки наелись досыта.
Подбородку тоже досталось.
И мизинчик.
Попробовал малость.
Чуточку съели
Лобик с макушкою,
Остальное ушки докушали!

Старались обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных моментов через игру, художественное слово, фольклор.


Тёма, Тёма-малышок!
Ты садись-ка на
горшок ,
Не ходи угрюмый,
Посиди-подумай!

Как тебя зовут, дружок?
А меня зовут «Горшок»!
Я спасаю всех детей
От разных неприятностей.
Если будем мы дружить,

Будешь ты сухим ходить!
Ты гуляй, играй, читай,
Но про меня не забывай!
Посиди, не торопись,
Сделай, деточка, сюрприз!

Закатаем рукава,

Открываем кран - вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

Посмотрите, крошки,

На свои ладошки.

Ах, какие ладошки!

Чистые ладошки!

Основные задачи воспитания на данном этапе

Закладывать основы будущей личности:
1. воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
2. закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

3. закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;
4. поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;
5. пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне
окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины,
иллюстрации, музыка).

Наша модель организации адаптационного периода.
1. Индивидуальный подход к ребенку:
а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;
б) учет домашних привычек;
2. Игры с воспитателем.
3. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры с песком.
4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:
а) игры ребенка рядом со сверстниками;
б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;
в) ситуации, общение;
г) использование фольклора;
д) элементы театрализованной деятельности;
5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка (семейные фотоальбомы).
6. Контроль за физическим состоянием ребенка.
7. Элементы закаливающих мероприятий.

Итак, в первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении необходимо сформировать у ребенка положительную установку желание
идти в детский сад.
Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать
атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного
легче пройдет адаптация.


Посёлок Савинский

2016г.

1.5.Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации к
ДОУ.
Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий
родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным
особенностям ребенка в семье и детском саду.
Основные формы работы детского сада с семьей в период
адаптации
1.Родительские собрания.
2.Анкетирование.
3.Беседы.
4.Посещения на дому.
5.Выставки.
6.Папки-передвижки.
7.Алгоритмы "Я одеваюсь, "Учимся складывать вещи", " Я умываюсь".
8.Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе.
9.Консультации.
10.Клуб «Молодой семьи».
Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт
с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в
ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты
его поведения, интересы и склонности.
Целесоообразно рекомендовать родителям впервые приводить ребенка только на
прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми.
Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на
вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы
приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит
приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не свидетелем слез и
отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу.
Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы ребенок
тоже тревожится.
Поэтому задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых. Пригласить
их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки,
рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом
дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы от-
носительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские и
закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам
педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания.
Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими
родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой
обстановке

В этом разделе нашего сайта находятся материалы по работе с детьми раннего дошкольного возраста (занятия для ясельной группы детского сада). Материалы, находящиеся в этом разделе, дифференцированы по возрасту детей - часть занятий должна проводится с детьми второго года жизни (от года до двух лет), другая часть - с детьми третьего года жизни (с двух до трех лет). В меню можно выбрать нужный вам подраздел и найти подходящее занятие.

Конспекты НОД в группе раннего возраста

Уточним, что в этом разделе есть несколько видов материалов. Часть раздела составляют конспекты НОД в группах раннего возраста. Они оформлены в виде отдельных занятий, где канва занятия может местами отклоняться от его основной темы. Второй вид материалов - это тематические подборки игр и упражнений на определённые темы. Их тоже можно использовать в качестве готовых занятий, но можно использовать их и как своеобразный справочник и как источник материала для собственных занятий, связанных с этой же темой.

В дошкольной педагогике понятие "Ранний возраст" включает в себя период развития ребёнка от года до трех лет. Это очень важный период, именно в этом возрасте закладываются основы эмоционального, социального и познавательного развития детей, а также происходит формирование многих компонентов мышления.

В начале этого периода, уже на втором году жизни, дети начинают очень активно взаимодействовать с окружающими их предметами и начинают решать определённый круг практических задач. Дети учатся использовать в быту простые предметы - простые столовые приборы, посуду, лопаточки, совочки, расчёски и пр. и начинают прослеживать простые связи между объектом и инструментом воздействия на него.

Развитие наглядно-образного мышления мышления в раннем возрасте, как и формирование различных предметных действий, происходит при активном участии взрослых, через совместные действия, которые со временем трансформируются в самостоятельные.

Психические процессы на этом этапе развития ребёнка очень тесно связаны с развитием речи. Сначала дети начинают усваивать речь в плане понимания, а потом, постепенно – в плане активного её использования. Происходит довольно значительный скачок в развитии словаря и овладение синтаксическими нормами родного языка. Опять-таки, эти вещи происходят в процессе активной предметной деятельности детей, благодаря их общению со взрослыми и под их контролем и вниманием.

Ребёнок в начале раннего дошкольного возраста и ребёнок в конце этого периода - это два разных ребёнка. Если в начале малыш "неразрывен" со взрослыми и во многом плывёт по течению, то к концу раннего возраста у него возникает знаменитое "Я сам!" и он вплотную подходит к кризису трёх лет, когда собственное "Я" и возросшие требования к самостоятельности вступают в противоречие с миром взрослых людей.

Занятия для ясельной группы

Занятия с детьми в яслях имеют свою специфику. Они, как правило, проводятся в игровой форме и должны учитывать степень адаптации ребёнка к детскому саду. Сами занятия не должны быть чересчур затянутыми, подготовленный материал какого-то объёмного тематического занятия имеет смысл делить на 2-3 части и проводить их в разные дни (учитывая возраст детей, степень их подготовки и индивидуальные особенности).

Занятия для групп раннего развития

Также стоит отметить, что представленные материалы могут быть использованы не только в детских садах, но и в близких по профилю дошкольных учебных учреждениях, в группах раннего развития детей. В конспектах игровых занятий представлено большое число дидактических игр и упражнений для детей двух-трёх лет, причём игры даются в избытке, так как уровень групп в этих возрастах, как правило, очень разнится. Опытный педагог может сам с подкорректировать набор дидактического материала, игр, физминуток исходя из уровня группы и своих задач.

В некоторых наших занятиях участвуют родители малышей, что, в общем-то, нехарактерно для государственных детских садов. Мы большую часть подобных занятий вполне успешно проводили с двухлетками в группе раннего развития в частном центре развития ребёнка.

Возраст ребенка до 3 лет — самое благоприятное время для начала развития у него любых способностей. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком. Игра — первое, чему нужно научить любого малыша.

Именно в возрасте до 3 лет ребенок начинает посещать детский сад. Первые дни в детском саду — один из самых волнующих моментов в жизни каждой семьи. К какой воспитательнице попадет ребенок, понравится ли ему в детском саду, как быстро он привыкнет к новой обстановке, найдет ли себе друзей, не будут ли его обижать... Эти и еще многие вопросы волнуют каждого родителя.

Уютная группа и обилие новых красивых игрушек не в силах заменить отсутствие близкого человека. Маленький ребенок еще не может сам занимать себя, он не знает, что делать с той или иной игрушкой, не умеет общаться со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Поэтому главная задача педагога на данном этапе — помочь ребенку как можно быстрее адаптироваться к непривычной для него обстановке. Умный, знающий, внимательный, искренний, добрый, а главное любящий детей педагог может сделать многое. В его силах создать в группе радостную и доброжелательную атмосферу, завоевать доверие детей. Их настроение поднимется, если малыши поймут, что взрослый всей душой отдается игре с ними. Они с удовольствием будут играть со взрослым на равных, повторяя все его действия.

Хорошо, если мамам разрешено находиться вместе с детьми. Ребенок будет чувствовать себя более уверенным и менее напряженным. Если малыш увидит, что мама активно участвует в ходе занятия, то и сам с увлечением вступит во все предложенные игры. Конечно, постепенно и незаметно роль мамы на занятиях должна сокращаться до минимума.

Адаптация к детскому саду — сложный, а иногда и длительный процесс, продолжающийся от 1 до 3 недель, но бывает, затягивается на полгода и даже год!

Вхождение ребенка в коллектив должно быть постепенным. Сейчас существует много групп кратковременного пребывания. Как правило, такие группы работают 2—3 раза в неделю, и ребенок находится в них от 30 до 50 мин.

Задача таких мини-групп не только воспитать полноценную и разностороннюю личность, но и помочь ребенку безболезненно пережить поступление в детский сад.

На занятиях дети знакомятся со следующими видами игр.

Виды игр

Описательная характеристика игр

Подвижные

«Прятки», «Догонялки», «Поймай собачку», «Передай кошку», «Маленький — большой», «Дождик и солнышко», «Через ручеек», «Воробышки и автомобиль», «Принеси предмет» и т.д.

Спортивные

Ползание, лазанье, ходьба, игры с мячами, прыжки, упражнения в равновесии, бег, общеразвивающие упражнения

Музыкальные

Игра на музыкальных инструментах, угадывание, что звучит, слушание музыкальных произведений, пение и подпевание, танцы под музыку

Стихотворные (физкультминутки, пальчиковые, хороводы, марши)

Физкультминутки: «Зайка серенький сидит», «Мишка косолапый», «Как на горке снег»; пальчиковые игры: «Этот пальчик — мама», «Сорока-белобока»; хороводы: «Как на наши именины», «Мыши водят хоровод», «Раздувайся, пузырь»; марши «Большие ноги шли по дороге» и т.д.

Упражнения для развития речи

Чтение детям потешек, стихотворений, сказок, рассказов. Игры на понимание слов: «Что это?» «Что делает?», «Какой он?», «Для чего это нам?», пополнение активного словаря детей

Игры - драматизации

Инсценировка сказок и потешек: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Кошкин дом» и т.д.

На развитие мелкой моторики рук

«Переложи горох», «Переложи крупу ложкой», «Мозаика», «Наполни бутылку палочками», «Сними прищепки», «Прикрепи магниты», «Забиваем гвозди», «Шнурки» и т.д.

Артикуляционная гимнастика

Дыхательные упражнения: «Дуем на одуванчики, ватку, мелкие бумажки, воду», «Играем на трубе», «Мыльные пузыри»; упражнения для подвижности артикуляционного аппарата: «Как воет волк», «Котенок лакает молоко», «Лошадка» и т.д.

С дидактическими предметами

Сенсорные игры с деревянными шариками и кубиками, пирамидками, матрешками, стаканчиками, баночками, вкладышами, матрешками, брусками, водой и т.д.

Игры с куклами и мягкими игрушками (покормить, одеть, причесать, искупать, положить спать, полечить): «Магазин», «Доктор», «Стройка», «Моем посуду», «Разговариваем по телефону» и т.д.

Обучающие на развитие внимания, памяти, мышления и т.д.

«Подбери двери к домикам», «Кто на чем играл?», «Раздели предметы на две группы», «Найди одинаковые предметы», «Убери лишний предмет», «Что исчезло?», «Подбери заплатку на коврик», «Найди бабочке ее крылышко», «Чем отличаются предметы?», «Что изменилось?» и т.д.

Чтобы сделать занятия более эффективными, обратите внимание на следующие моменты:

— проводите занятия с детьми систематически в предложенной последовательности;

— представленный материал каждого тематического занятия рассчитан на проведение 2—3 занятий (в зависимости от возраста детей и их индивидуальных особенностей). Вы можете разделить материал одного занятия на несколько частей и провести их в разные дни. Дети любят играть в одни и те же игры. Чтобы малыши могли запомнить основные игры, повторяйте их на каждом из этих занятий;

— вы можете выбрать и провести с детьми отдельные выборочные игры;

— до начала занятия ознакомьтесь с игровыми заданиями, продумайте план занятия, подготовьте необходимый материал;

— не забывайте о технике безопасности! Вы должны быть уверены, что ребенок не проглотит или не засунет себе в нос или ухо мелкий предмет, не упадет или не ударится. Если вы не можете гарантировать полной безопасности проведения данной игры — не проводите ее;

— организуйте рабочее пространство, уберите отвлекающие предметы;

— в начале занятия необходимо вызвать у детей желание к совместному творчеству. Для этого важно эмоционально подготовить малышей, создать игровое настроение с помощью ролевых или подвижных игр;

— ваша речь должна быть четкой, эмоционально окрашенной и неторопливой;

— важно, чтобы взрослый принимал непосредственное участие во всех играх детей;

— если некоторые дети отказываются заниматься, не навязывайте им игры. Начните занятие, и очень скоро эти дети захотят присоединиться к вам;

— будьте доброжелательны и уважительны к детям;

— похвала — прекрасный стимул для дальнейшего развития ребенка. Не забывайте об этом! Не акцентируйте внимания на неудачах ребенка, лучше поощряйте его успехи;

— занятия приносят детям больше пользы, если родители повторяют дома со своим ребенком физкультминутки, упражнения и другие игровые задания, которые они узнали на занятиях;

— помните сами и чаше напоминайте родителям, что ни один ребенок не может вырасти счастливым, если мама и папа не будут проявлять свою любовь к нему. Ребенку в любом возрасте, а тем более такому малышу, нужно, чтобы его обнимали и целовали.

Что должен знать ребенок к 2 — 3 годам.

Общение со сверстниками:

— развивается умение играть рядом, а к середине года и вместе со сверстниками;

— формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Усвоение социальных норм поведения:

— воспитываются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;

— начинает складываться произвольность поведения;

— ребенок осознает свое «я».

Умственное развитие:

— формируются представления о взаимосвязи между предметами, в их сходстве и различии;

— подбирает подобные предметы, группирует их по определенному признаку.

Развитие представлений об окружающем мире:

— может называть окружающие его предметы (игрушки, посуду, одежду, обувь, мебель, транспорт);

— учится называть цвет, форму, величину предметов, материал, из которого они сделаны.

Развитие речи:

— учится понимать речь взрослых без наглядного сопровождения;

— самостоятельно рассматривает и обсуждает картинки, книжки, предметы;

— рассказывает об интересующих его событиях;

— приучается слушать взрослых, обогащая свой словарь;

— отчетливо произносит звуки, кроме некоторых свистящих, шипящих и сонорных;

— употребляет предлоги и вопросительные слова;

— отвечает на вопросы, ведет диалоги.

Математические представления:

— учится различать количество предметов (один, два, много);

— обозначает в речи контрасты предметов: большой — маленький, высокий — низкий;

— учится различать геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, шар, кубик, кирпич;

— ориентируется в окружающем пространстве.

Физическое развитие:

— формируется умение сохранять равновесие;

— учится бегать в одном направлении, ползать, лазать, катать, бросать, метать мяч, прыгать на двух ногах, слегка продвигаясь вперед;

— выполняет общеразвиваюшие упражнения;

— приучается к совместным подвижным играм.

Рисование:

— учится изображать знакомые единичные предметы округлой формы;

— задумывается над тем, что он нарисовал;

— рисует разные палочки и линии, пересекает их;

— учится правильно держать карандаш или кисть.

Лепка:

— лепит из глины и пластилина, отламывая маленькие комочки от большого куска;

— скатывает шары, приплющивает их пальцем или между ладонями, раскатывает колбаски, учится соединять две детали в один предмет.

Аппликация:

— учится выкладывать на листе бумаги приготовленные бумажные силуэты предметов, наносить клей тонким слоем при помощи кисточки и затем наклеивать фигуры.

Нина Карпова
Паспорт группы раннего возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65»

Паспорт

группы раннего возраста

«КАПЕЛЬКИ»

Дзержинск

Воспитатели :

Карпова Нина Камалетдинова Альфия

Александровна Хасеровна

Помощник воспитателя

Чемидронова Галина Ивановна

Педагогическое кредо воспитателей :

«Если дороги тебе дети – ты за судьбу их в ответе!»

Девиз воспитателей :

«Каким быть должен воспитатель? Конечно щедрым должен быть. Всего себя без сожаленья он должен детям подарить!»

Девиз группы :

Мы маленькие капельки

Хорошие, смешные,

Веселые, задорные

И очень заводные!

ЗНАКОМЬТЕСЬ – ЭТО МЫ :

Список группы :

(2015-2016 уч. год)

1. Гусев Даниил

2. Гебеев Шамиль

3. Гребнева Злата

4. Гришин Дима

5. Дегриг Лилия

6. Давыдов Слава

7. Дюдин Федор

8. Житников Максим

9. Канагина Валерия

10. Кузнецов Артем

11. Мавлиев Рифат

12. Стешов Александр

13. Тощев Артем

14. Филеева Кира

15. Халиулова Александра

16. Царева Ксения

17. Чилеева Дарья

Особенности развития детей раннего возраста :

Ранний возраст - это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень важна внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга ребенка - это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с окружающей средой.

Особенности развития детей раннего возраста

от 1 до 2-х лет

В промежутке от 1 года до 2-х особенности развития детей раннего возраста заключаются в следующем : у ребенка начинают формироваться важные и сложные функции мозга, начинает формироваться его поведение и складываться характер. Он начинает ходить без поддержки, что дает ему возможность все больше и больше исследовать окружающий мир, а так же дает возможность непосредственного общения с другими детьми.

Это возраст , в котором формируются многие социальные черты, такие как сочувствие и любовь к близким.

Нарастающий интерес к познанию усиливается, и, учитывая увеличение периода бодрствования ребенка, дает ему больше возможностей и выносливости посвящать себя изучению заинтересовавшего его предмета.

Несомненно, важен факт того, что ребенок в возрасте до двух лет , начинает совершенствовать речь и понимать больше слов, путем подражания взрослым. Например, появляются первые простейшие словоформы и определения : корова – это «му-му» , собачка – «гав-гав» и т. д. Постепенно ребенок начинает подражать фразам и интонациям взрослых и начинает увеличивать словарный запас.

Также в этот период ребенок начинает прислушиваться к своим внутренним ощущениям и учиться различать свое настроение и чувства.

Особенности развития детей раннего возраста в вышеописанном периоде требуют исполнения следующих рекомендаций :

Необходимо использовать игры, в процессе которых ребенок может развивать речь и навыки общения - это весьма важный процесс в развитии детей этого возраста . В процессе игры нужно использовать простую и понятную ему речь, просить его повторить за вами слова и объяснять значения сказанных им слов.

Предлагайте ребенку выбор «Ты будешь грушу или яблоко?» , следует не торопить его с ответом - он должен выбирать сам.

Также важно играть в развивающие моторику игры, такие как кубики, пирамидки.

Рисуйте вместе с малышом, научите его различать цвета.

Разговаривайте с ним, но не усложняйте свою речь непонятными ему терминами. Следует задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?» , «Тебе интересно?» , «Тебе хорошо?» , чтобы научить его различать свои ощущения. Не препятствуйте малышу передвигать предметы и мебель.

Также в игровой форме вы можете вместе с ним наводить порядок дома и заниматься домашними хлопотами.

Научите его распознавать мимику, это тоже можно легко сделать, используя игры.

Объясните малышу значения слова «нельзя» и его причины.

Сетка НОД

Дни недели Группа раннего возраста

понедельник 1. 8.50-8.58/ 1п.

Познавательное развитие :

2. 15.10-15.18 /1п.

15.18-15.26 /2 п.

Физическое развитие :

Развитие движений.

вторник 1. 8.50-9.00

Художественно-эстетическое развитие :

Музыкальное.

2. 8.50-9.00/ 1п.

15.20-15.30/ 2п.

Речевое развитие

среда 8.50-9.00/ 1п.

Речевое развитие

Расширение ориентировки в окружающем. Развитие речи.

Познавательное развитие

Действия со строительным материалом.

четверг 1. 8.50-9.00/

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальное

2. 8.50-9.00/ 1п.

15.20-15.30 /2п.

Познавательное развитие

Действия с дидактическим материалом.

пятница 1 8.50-9.00/ 1п.

Речевое развитие

Расширение ориентировки в окружающем. Развитие речи.

Физическое развитие :

Развитие движений.

Режим дня (холодный период)

Режимные моменты

Группа раннего возраста

1. Приём детей, осмотр, самостоятельная деятельность, игры. 6.00-8.00

2. Утренняя гимнастика. --

3. Подготовка к завтраку, завтрак. 8.00-8.25

4. Подготовка к НОД 8.25-8.40

5. НООД : 1.

3. 8.50-8.58/ 1п.

6. Подготовка ко 2 завтраку, 2завтрак 9.06-9.20

7. Подготовка к прогулке. 9.20-9.35

8. Прогулка. 9.35-11.35

9. Возвращение с прогулки. 11.35-11.45

10. Подготовка к обеду, обед. 11.45-11.55

11. Подготовка ко сну. Сон. 11.55-15.00

12. Постепенный подъём, гимнастика после сна, воздушные и водные процедуры. 15.00-15.10

13. Игры, самостоятельная деятельность.

НОД 15.10-15.18 1п.

15.18/-15.26 2п.

15. Подготовка к полднику, полдник. 15.40-16.00

16. Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход детей домой. 16.00-18.00

Режим дня (теплый период)

Режимные процессы

Группа раннего возраста

Подъем, утренний туалет, приход в детский сад

2. В дошкольном учреждении

3. Прием, осмотр, игры, (дежурство, утренняя оздоровительная работа 6.00-7.50

4. Утренняя гимнастика на открытом воздухе ---

5. Подготовка к завтраку, I завтрак 7.50 -8.20

6. Игры, подготовка к прогулке, прогулка 8.20-9.00

7. Совместные мероприятия педагога и воспитанников 9.00-9.09

8. Массовое мероприятие на открытом воздухе (еженедельно, среда) ---

9. Второй завтрак 9.30-9.50

10. Возращение с прогулки 11 .00-11.20

11. Подготовка к обеду, обед, подготовка ко сну 11.20-12.00

12. Дневной сон 12.00-15.00

13. Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры, гимнастика после сна, игры, самостоятельная деятельность 15.00-15.25

14. Подготовка к полднику, полдник 15.25.-15.50

15. Игры, самостоятельная деятельность. Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой 15.50-18.00

16. Дома : возвращение с прогулки 18.00-18.30

17. Подготовка к ужину, ужин 18.30-19.00

18. Спокойные игры, гигиенические процедуры 19.00-20.30

19. Ночной сон 20.30-6.30

Предметно – пространственная развивающая, образовательная, игровая среда в группе

раннего возраста

Предметно - развивающая, игровая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача - сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно-развивающая, игровая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе , устраивать и проводить игры-НОД и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Поэтому для полноценного развития детей важно создать развивающую среду в детском саду, где дети могут играть, читать, драматизировать, заниматься физической культурой. Наши воспитатели предлагают Вам ознакомиться с некоторыми уголками группы раннего возраста детского сада .

РАЗДЕВАЛКА

1. Информационный стенд для родителей;

2. Советы специалистов (консультации) ;

3. Советы воспитателей (консультации) ;

4. Стенд «Меню» ;

5. Стенд «С днем рождения» ;

6. Тетрадь приема второй группы раннего возраста ;

7. «Расписание организованной образовательной деятельности» ;

8. «Режим дня» ;

9. Индивидуальные шкафчики для раздевания;

10. Стульчики для раздевания.

«Познание»

УГОЛОК ПРИРОДЫ

1. Комнатные растения;

2. Природный материал;

3. Паспорт комнатных растений , календарь природы;

4. Инвентарь для ухода за комнатными растениями;

5. Вазы для цветов;

6. Дидактические игры по экологии;

7. Демонстрационные материалы

8. Сезонные альбомы «Зима» , «Весна» , «Лето» , «Осень» .

9. Подиумы : домашние животные, дикие животные;

УГОЛОК СЕНСОРИКИ - МОТОРИКИ

1. Матрешки;

2. Пирамидки;

3. Мозайка;

5. Шнуровка;

6. Предметные сюжетные картинки;

7. Пособие на липучках (панно «Черепаха» , «Цветок» , музыкальное панно «Животные» , «Волшебный кубик» );

8. Рамки в вкладыши с геометрическими формами;

«Физическое развитие»

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Мячи резиновые (разного размера) ;

2. Бубен большой и маленький;

3. Кегли (большие и маленькие) ;

4. Кубики;

5. Ворота, для прокатывания мяча;

6. Массажные дорожки и коврик;

7. Флажки, погремушки, ленты.

«Художественно – эстетическое развитие»

МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК

Музыкальная развивающая предметно – пространственная

образовательная среда в группе раннего возраста

Первый блок

Восприятие :

Магнитофон, 6 кассет с записями песенного репертуара, музыки по слушанию, ритмике, для организации режимных моментов, с современными детскими песнями, и сказками, электронная игра «Кто в домике живет» , д/и «Кто как поет»

Второй блок

Исполнительство :

Музыкальная книга с иллюстрациями к знакомым песням,

- неозвученные инструменты : гитары, колокольчики

Напольная книга с иллюстрациями песенного репертуара, неозвученное фортепиано, дидактические игры : «На чем играю» , «Кукла шагает и бегает» , «Кто в домике живет» ;

озвученные музыкальные инструменты :

Маракасы, деревянные ложки, погремушки, гармошка, кастаньеты, колокольчик, бубен, барабаны;

Напольная книга с иллюстрациями песенного репертуара, дидактические

Третий блок

Творчество :

Платочки, ленточки, фартучки с пластиковыми кармашками, карточки с изображением персонажей, эмоции («би – ба – бо» ).

ТЕАТРАЛЬНЫЙ УГОЛОК

1. Ширма (настольная и напольная) ;

2. Различные виды театра : би – ба – бо, пальчиковый, кукольный, на фланелеграфе;

3. Атрибуты для ряженья : фартуки, юбки, косынки, шапочки;

«Социально – коммуникативное развитие»

ИГРОВОЙ УГОЛОК

1. Мягкая мебель;

2. Модули : кухня, стиральная машина, стол;

3. Уголок уединения;

4. Комплект детской посуды;

6. Коляски;

7. Кроватка.

УГОЛОК СТРОИТЕЛЬНО- КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР

1. Конструктор мелкий и крупный;

2. Пластмассовый напольный конструктор;

3. Мозаика;

5. Игрушки со шнуровками и застёжками;

6. Небольшие игрушки для обыгрывания построек : фигурки людей и животных, макеты деревьев;

7. Транспорт мелкий, средний, крупный : машины легковые и грузовые.

«Речевое развитие»

УГОЛОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

1. Тематическая подборка детской художественной литературы;

2. Дидактические игры по развитию речи;

3. Наглядный материал для НОД.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИКТ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ГРУППЕ

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» . – 0-13 Москва : Проспект, 2015. – 160 С.

2. СаНПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования С 18 к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». – М.: ООО «Издательство «Национальное образование» , 2015. – 80 С.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М : УЦ Перспектива, 2014. – 32 С.

4. Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 65» .

5. Земцова О. Н. «Начинаем говорить» . Серия «Умные книжки» . Издание «Развивающее обучение» . ООО «Издательская группа «Азбука – Аттикус» , 2014. 64 С.

1. Магнитофон

2. Телевизор

3. Ноутбук