Рабочая программа кружка по аппликации «Цветная фантазия» в младшей группе. Кружковая работа по аппликации как форма и метод работы по развитию творческих способностей детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№22 «Синяя птица» комбинированного вида»

Планирование кружка «Волшебная бумага» в средней группе №1 «Бабочки» на 2014-2015 учебный год.

Воспитатели: Зинченко. Т.Н

Соловьева. А.Г

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами. В связи с этим, в МДОУ введены кружковые занятия по этому направлению, которые проводит воспитатель средней группы.

Аппликация - один из популярнейших видов рукоделия, который представляет интерес современных детей и даже взрослых. И преданность этому виду рукоделия продолжает расти, ведь обладать и пользоваться вещью, сделанной своими руками не только модно, но и практично!

Казалось бы, лист бумаги, газета, клей, картон - простые материалы, плюс ваша фантазия - вот то, что заставляет ребёнка тратить своё свободное время на это занятие. Аппликация превращается от ручного труда к образу жизни. Ребёнок по средствам бумаги или какого-либо другого материала выражает своё отношение к окружающему миру. Данный вид ручного труда помогает ребёнку реализовать свои впечатления миропонимания.

Компонент нового ФГОС обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. В связи с этим воспитателями была разработана программа кружковой работы, направленная на формирование творческого потенциала детей.

Цель программы – развитие творческих способностей детей, средствами бумажной пластики и оригами, развитие фантазии, мышления; формирование творческого мировоззрения; воспитание эстетических качеств учащихся; привитие интереса к ручному труду.

Задачи:

1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.

2. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.

3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики и оригами.

4. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.

5. Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике и оригами.

6. Развивать творческие способности дошкольников.

7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

8. Развивать навыки декоративного искусства.

9. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 минут – средняя группа.

На занятиях применяются словесные, практические методы , используется наглядность.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Требования к УУД при работе в кружке "Волшебная бумага".

Знать:

    правила ТБ;

    название и назначение инструментов, необходимых при работе над аппликацией;

    правила общения;

    названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

Уметь:

    наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

    различать материалы по их назначению;

    качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий;

    безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «Театрализованная деятельность». Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации.

2. «Физическая культура». Использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям.

3.«Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

4. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям.

5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.

6. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся рисовать разными материалами, сочетать цвета по тону и оттенкам.

Блок 1 – «Волшебные полоски»

Блок 2 – «Игры с бумагой»

Блок 3 – «Рваная бумага»

Блок 4 – «Мятая Бумага»

Блок 5 – «Объемная аппликация»

Блок 6 – «Закрепление пройденного материала»

Тематический план для детей средней группы.

Месяц, блок.

Тема

Компонент ДОУ

Материал

Сопутствующие формы работы

«Волшебные полоски»

Цветы из двух крестиков.

Научить детей склеивать цветок из двух крестиков.

Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета.

Цветы из снежинок.

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов.

Развитие творчества, воображения.

Полоски бумаги разного цвета

Разучивание хоровода «Цветы» (муз. Бахудовой)

Гирлянда из цветов.

Закрепить умение детей склеивать цветок из двух крестиков, составлять гирлянду из цветов.

Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета в гирлянде.

Полоски бумаги разного цвета, цветы из двух крестиков, Цветы астры.

Развитие навыков декоративного конструирования.

Ноябрь. «Игры с бумагой»

Такая разная бумага. Скрутите…

Научить детей превращать бумагу в подзорную трубу, цилиндр.

Познакомить детей с различными свойствами и видами бумаги.

Листы бумаги, цветные карандаши, кораблик.

Занятие по ознакомление с окружающим.

Сверните…

Научить скручивать из бумаги кулёчек, делать нос, рожки, цветок.

Познакомить с новым способом манипуляции с бумагой: сворачивание

Цветные листы бумаги, предметы из уголка ряженья.

Театрализованная деятельность. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Скатайте…

Показать способ игры с бумагой - скатывание. Сделать башню из трубочек.

Способствовать развитию навыков конструирования.

Цветные листы бумаги, пирамидка, кубики.

Развитие речи. Заучивание стихотворения А. Ахундовой «Ступеньки».

Сложите…

Изучить прием складывания бумаги. Сделать гармошку, бабочку.

Развивать моторику пальцев, познакомить с новым способом манипуляции с бумагой.

Цветные листы бумаги, клей, нитка, музыкальные инструменты: гармошка, барабан, металлофон.

Музыкальное воспитание. Разучивание песни «Я играю на гармошке…»

Сомните…

Изготовление осьминога.

Изучить прием сминания бумаги.

Цветная бумага, рисунок осьминога.

Физическая культура. Пальчиковая игра «Осьминожки».

«Рваная бумага»

Подарок для мамочки в виде сердечка на детской ладони.

Знакомство с гофрированной бумагой и новой техникой «мятая бумага»

Закрепить умение скатывать и скручивать бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук.

Красная гофрированная бумага, заготовка детской ладони.

Подготовка подарков для мамы, а также разучивание песен и стихов к празднику «День Мамы»

Создать из оторванных цветных кусочков жирафа.

Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев.

Кусочки цветной бумаги, оторванные от листов и подобранные по форме, мягкая игрушка – жираф

Развитие речи. Разучивание стишка о жирафе.

Сделать аппликацию пингвина из кусочков рваной бумаги.

Способствовать развитию навыков конструирования, воображения.

Цветная бумага различного цвета, альбомный лист, клей, кисточки, карандаши, салфетки

Ознакомление с окружающим миром

Беседа о том, какие бывают птицы.

Подарок родителям к Новому году.

Сделать аппликацию снеговика из ватных дисков.

Развитие творчества, воображения

Ватные диски, цветная бумага, открытки.

Разучивание стихов на новогоднюю тематику. Разучивание ролей к новогоднему празднику.

«Повторение пройденного материала»

Снежинки.

Склеивание снежинок из полосок.

Воспитывать интерес к бумажной пластике. Наклеить снежинки на окна к празднику.

Цветные полоски из плотной бумаги разного цвета, предметы ряженья к новогоднему празднику.

Театрализованная деятельность. Рассматривание и рисование снежинок.

Карнавальные очки.

Оформление и украшение карнавальных очков.

Воспитывать интерес к бумажной пластике.

Заготовки карнавальных масок, цветная бумага, вата.

Театрализованная деятельность.

Февраль ие пройденного материалаю тематику.. «Мятая бумага»

Снеговик.

Изготовление снеговика способом «Мятая бумага», знакомство с гофрированной бумагой.

Создание праздничного настроения и украшение группы.

Цветная бумага, гофрированная бумага, игрушка снеговика, клей, снег.

Опытно - экспериментальная деятельность «Таяние снега»

Изготовление елочки и ее украшений способом «Мятая бумага»

Создание праздничного настроения и украшение приемной.

Цветная бумага, гофрированная бумага, клей, игрушка елочки.

Экологическое воспитание: «Что будет, если каждый из нас срубит по одной елочке?» Разучивание стихотворенияИ.Токмаковой «Живи, елочка»

Черепашонок.

Изготовление черепашонка.

Закрепить изученный способ аппликации: мятая бумага. Развивать воображение.

Листы и кусочки гофрированной бумаги, клей, кисточка.

Развитие речи. Чтение отрывка из сказки «Золотой ключик».

Светофор

Изготовление светофора способом «Мятая бумага», закрепление данного способа.

Правила дорожного движения.

Игрушка светофора, машинки, цветная гофрированная бумага.

ПДД «Пешеходный переход». Воспитание эмоциональной отзывчивости

Март. «Объемная аппликация»

Гусеница.

Научить склеивать гусеницу из нескольких шариков одинакового размера.

Бумажная пластика. Развитие воображения через воспитание наблюдательности

Несколько полосок одинакового размера для изготовления объемных фигур.

Воспитание бережного отношения к живой природе.

Закрепление навыков склеивания из полосок.

Наблюдение за аквариумными рыбками. Бумажная пластика.

Цветная бумага, полоски цветной бумаги разного цвета и размера, клей, ножницы.

Развитие речи. «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» А.С.Пушкина.

Цыпленок.

Научить склеивать цыпленка из двух шариков одинакового размера.

Полоски цветной желтой бумаги разного размера, клей.

Воспитание бережного отношения к животным. Рисование «Цыплята гуляют в траве».

Научить детей делать объемную аппликацию – автобус, закрепить умение пользоваться ножницами, умение сгибать картон.

Бумажная пластика. Развитие воображения через воспитание наблюдательности.

Развивать моторику пальцев.

Картон, 4 квадрата, для получения колес автобуса.

Чтение сказки Олега Ицексон «Про автобус Быстрик».

Апрель. «Закрепление пройденного материала»

Изготовление бабочки из мятой бумаги.

Способствовать усвоению навыков работы с мятой бумагой, развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру рук.

Цветная бумага, клей, кисточка, лист бумаги, картинки с изображением лета, бабочек, сачок.

Ознакомление с окружающим миром. Рисование бабочек в свободное от занятий время.

Разноцветный коврик.

Закрепить умение детей «правильно» рвать бумагу. Создать разноцветный коврик.

Познакомить детей с таким приемом аппликации, как рваная бумага.

Разноцветная цветная бумага.

Художественное воспитание. «Будет радуга у нас», чтение стихотворений о радуге и красках.

Игрушка «Зайчик»

Закрепить умение правильно пользоваться ножницами и клеем

Развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру рук.

Разноцветная цветная бумага, заготовки основы зайчика.

Театрализованная деятельность. Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Совместная рабата детей на тему: «Скоро лето…»

Показать детям, как сделать совместную картину в рамке. Закрепить умение работать в коллективе.

Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев

Лист бумаги А3 формата, кусочки цветной бумаги, клей ПВА, кисточка, открытки, картина в рамке.

Художественное воспитание. Развивать художественно – эстетический вкус при рассматривании произведений великих русских художников.

Стрекоза.

Божья коровка.

Закрепить умение правильно сгибать цветную бумагу, срезая сразу два уголочка, аккуратно пользоваться ножницами и клеем

Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать эстетический вкус фантазию.

Разноцветная цветная бумага, заготовки элементов работы.

Развитие навыков декоративного конструирования, бережного отношения к своей работе.

Анализ результатов диагностики уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста кружка: «Волшебная бумага»

Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.

Срок диагностики: от 10.05.15 до 18.05.15 г.

В диагностике принимало участие: 26 детей.

Для получения результатов диагностики были использованы следующие методы и приёмы:

Беседы, игры, художественное слово;

Специально организованные занятия (кружок) по ручной умелости - аппликация,

Самостоятельная продуктивная деятельность детей;

Выставки, изготовление подарков.

Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда. Данные диагностики обработаны и получены следующие результаты по развитию у детей мелкой моторики рук и освоению качества продуктивной деятельности.

Выделили следующие уровни развития детей:

2- низкий уровень развития.

3-удовлетворительный уровень развития.

4-средний уровень развития.

5-высокий уровень развития.

Диагностика уровня развития мелкой моторики рук через продуктивную деятельность детей дошкольного возраста, на конец 2014-15 учебного года кружка «Волшебная бумага»

Ф.И ребенка

Владеет приемами работы

Таблица результатов за 2014-2015 учебный год

Критерии развития мелкой моторики движений руки, пальцев

Критерии качества освоения ребенком продуктивной деятельности

Кисти рук имеют хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений рук.

Владеет навыками и умениями работы с ножницами и клеем.

Проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики)

Владеет приемами работы

Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

Показывает уровень воображения и фантазии. Выполняет работу по замыслу

Уровень

2

3

4

5

2

3

4

5

2

3

4

5

2

3

4

5

2

3

4

5

2

3

4

5

2

3

4

5

Кол-во

детей

2

6

9

9

0

13

6

7

2

6

11

7

0

11

8

7

0

9

11

6

0

10

6

10

0

10

7

9

7

23

35

35

0

50

23

27

8

42

23

27

0

42

31

27

0

35

42

23

0

38

24

38

0

38

27

35

Сводная таблица результатов за 2014-2015 учебный год

Критерии развития мелкой моторики движений руки, пальцев

Критерии качества освоения ребенком продуктивной деятельности

Рассматривая диагностику по критериям направления, имеем следующие результаты:

По развитию мелкой моторики движений руки, пальцев:

Низкий уровень - 5% (Детей испытывают затруднения по всем критериям развития мелкой моторики рук).

Удовлетворительный уровень развития – 38% (У детей, затруднена координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль);

Средний уровень - 22 % (Дети, относительно хорошо пользуются приемами работы, справляются с заданиями при помощи взрослого)

Высокий уровень- 29%, (Владеют навыками и умениями работы с инструментами, проявляют интерес к практической деятельности.)

По критериям качества освоения ребенком продуктивной деятельности

Низкого уровня – нет.

Удовлетворительный уровень развития-40% Дети испытывают затруднения по всем критериям качества освоения продуктивной деятельности (у детей из-за возраста: не сформированы навыки, им 4 года; из- за пропусков д/с по болезни, без причины.)

Средний уровень - 32% .

Высокий уровень- 32%, Дети имеют представление о материале, из которого сделана поделка, с амостоятельно определяют последовательность выполнения работы.

Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка". Поэтому в нашей кружковой работе был соблюден принцип от простейшего к сложному. Благодаря этому дети находились в ситуации успеха, уверенности в своих силах. С охотой и желанием приступали к выполнению новых работ.

В заключение хочется отметить, что развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук, дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.

Для совершенствования работы по данной проблеме мы наметили следующие перспективы:

Продолжить работу над развитием мелкой моторики в следующем году;

Продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;

Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;

Осуществлять взаимодействие с семьей;

Продолжить работу кружка «Волшебная бумага».

СОГЛАСОВАНО

Председатель профсоюзной организации

МБДОУ детский сад №24 «Росинка»

С.В.Пашаева

«___»___________ 2015год

Введено в действие Приказом

заведующего МБДОУ

детский сад № 24 «Росинка»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ детский сад №24 «Росинка»

З.З.Сафиуллина

«___»___________ 2015 год

Рассмотрено на педсовете

протокол № 1 от 28.08.15 г.

Рабочая программа

кружка «Бумажная симфония»

подготовительной логопедической группы № 2

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

детский сад№24 «Росинка»

комбинированного вида ЕМР

на 2015-2016 учебный год

Составители и руководители:

Балобанова Л.П.

г. Елабуга 2015г.

1.Паспорт программы кружка «Бумажная симфония»………………………..3

2.Список детей.........................................................................................................6

3.График работы......................................................................................................7

4.Пояснительная записка........................................................................................8

5.Перспективно - тематическое планирование.....................................................9

6.Список используемой литературы....................................................................16

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ КРУЖКА

«Бумажная симфония»

Реализация вариативной части общеобразовательной программы дошкольного образования

Направленность

Художественно-эстетическая

Классификация

По функциональному предназначению - прикладная

По времени реализации - годичная

По форме организации - кружковая

По возрастной адресованности – для детей старшего дошкольного возраста

Составитель программы

Зарипова Е. В.

Балобанова Л.П.

Название учреждения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 «Росинка» комбинированного вида ЕМР

Адрес учреждения

423600, РТ, г. Елабуга, Проспект Мира

Целевая группа

Наполняемость: – 16человек; Возраст - дети 5 -6лет

Обоснование для разработки программы

СанПиН

Устав ДОУ № 24 «Росинка»

Цель программы

Обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи программы

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

· знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

· овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

· приобретение умения грамотно интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой.

Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей) Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач :

    воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

    художественно-творческой развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

    технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

· развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

· развитие колористического видения;

· развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

· улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

· формирование умения планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место;

· развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

· формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

· формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;

· воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

· воспитание аккуратности.

Сроки реализации

1 год

Режим занятий

1 раз в неделю не более 25 минут

Ожидаемые результаты

    работать в различных жанрах;

выделять главное в композиции;

понимать возможность цвета и линии, их выразительные возможности, учиться пользоваться ими;

сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;

строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);

оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;

общеучебные умения и личностные качества :

умение воспринимать конструктивную критику;

способность к адекватной самооценке;

умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

трудолюбие, упорство в достижении цели;

эмпатия, взаимопомощь.


Список детей, посещающих кружок:

1 подгруппа

2 подгруппа

1.Волкова Софья

Слепкова Дарья

2.Каменева София

Талапина Светлана

3.Ложкин Матвей

Филатов Максим

4.Масленников Егор

Хлопцев Станислав

5.Набиуллина Амина

Хусанов Никита

6.Потребич Никита

Черемискин Ярослав

7.Сабуров Карим

Чопчиц София

8.Саратов Александр

Меншокин Александр


График работы кружка:

1 подгруппа

Вторник 15.30 - 15.55

2 подгруппа

Четверг 15.30 - 15.55

Пояснительная записка

Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют большое значения для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет трудно учится писать, он будет медленнее других. Может сформироваться негативное отношение и к письму и к учебным действиям вообще.

Наиболее интересным, занимательным и любимым способом для развития мелкой моторики рук, мы считаем различную работу с бумагой. Для решения этих проблем организовали кружок .

П ерспективно- тематическое планирование на 2015 – 2016 учебный год

Время

Тема занятия

Задачи

Сентябрь

2 неделя

З неделя

4 неделя

«Фрукты в вазе»

«Солим овощи на зиму»

Аппликация обрывания с элементами декоративного рисования «Золотые берёзы»

Закреплять умение закруглять углы на фигурах

Учить приклеивать готовые формы на основу.Закреплять умение вырезать предметы и их части овальной формы

Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей золотой кроны и стройного ствола с тонкими ветками

Октябрь

1 неделя

2 неделя

З неделя

4 неделя

«Дары осеннего леса»

«Дикие животные»

«Кошка по имени Мяула»

«Тюбетейка»

Учить ориентироваться на листе

Учить приёмам обрывания, скручивания, украшать деталями

Формировать умение выполнять работу в определённой последовательности

Учить располагать татарский орнамент: сжимание, скручивание

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

З неделя

4 неделя

Обрывание по контуру «Что за животное»

«Перелётные птицы»

«Осенние мотивы»

«Украсим калфак»

Учить обрывать бумагу по контуру и дополнять силуэт графическими изображениями. Развивать воображение

Подбирать гармоничные цветовые оттенки, чередовать цвета

Активизировать понятия «вертикально», «горизонтально». Продолжать учить нарезать квадраты из прямоугольника и разрезать их на треугольники

Учить чередовать элементы узора. Развить чувство ритма и цвета.

Декабрь

1 неделя

2 неделя

З неделя

4 неделя

«Падает пушистый снег»(аппликация из салфеток)

«Снегири на ветке»(аппликация из вырезанных частей)

«Елка нарядилась»

Моделирование новогодних игрушек из ваты и бумаги «Новогодние игрушки»

Закреплять умение сжимать бумагу. Развивать художественный вкус

Учить работать в коллективе, вырезать из заготовок отдельные детали и составлять образы птиц. Упражнять в вырезывании овала

Упражнять в вырезывании круга. Разрезать овал на 2 равные части

Показать возможности лепки из ваты. Учить самостоятельно, выбирать и грамотно сочетать разные техники.Учить изготавливать из бумаги новогодние игрушки

Январь

1 неделя

2 неделя

З неделя

Обрывание по контуру «Снеговик»

Аппликация силуэтная с элементами рисования «Цветные ладошки» «Причёска для девочки»

«В гостях у снегурочки»

Учить обрывать бумагу повторяя форму круга, составлять задуманный образ. Продолжать учить самостоятельно подбирать и вырезать элементы для доведения предмета до нужного образа. Закреплять умение создавть сюжетные композиции в технике бумагопластики: сминание, скручивание

Учит Последовательно наклеивать части задуманного образа. Формировать умение вырезать изображение по сложному контуру.

Учить вырезать из салфеток снежинки.

Развивать мелкую моторику рук, воображение, усидчивость

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Банка варенья для Карлсона»

«Мебель»

«Защитники отечества»

«Мы плотники» (Инструменты)

Учить составлять композицию. Показать способ вырезания дважды пополам

Закреплять умение создавать предметы из бумаги; комбинировать приёмы силуэтной и рельефной аппликации

Закреплять умение создавать композиции в технике мозаики, обрывания. Учить доводить начатое до конца

Формировать умение делать закрутки из бумаги. Закреплять навык сглаживания.

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Пушистое солнце светит нам в оконце»

«Дома на нашей улице»

«Грузовик, автобус»

Башня «Чёртовое городище»

Учить делать петельки из бумаги. Развивать художественный вкус.. Аккуратно работать с клеем

Учить передавать образ дома. Упражнять в приемах вырезания по косой и прямой

Закреплять умение нарезать квадраты из полос., треугольники из квадрата, составлять образ машины по схеме.Составлять предметную композицию.Учить передавать характерную особенность транспорта.Закреплять умение разрезать полосу на квадраты.

Тренировать в умении делать базовую форму. Закреплять умение выполнять аппликацию из мозаичных форм

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Сказочная рыбка»

«Сказочная птица»

«Колючий кактус»

«Весенняя капель»

Учить создавать полуобьёмные фигуры на плоскости. Закреплять умение срезать углы у прямоугольника. Составлять из фигур предметную аппликацию, варианты рыбок.

Учить передавать образ сказочной птицы, украшать части и детали.

Учить выполнять аппликацию в определённой последовательности

Закреплять умение работать с ножницами, подбирать гармоничные цветовые оттенки. Разрезать полоски по диагонале.

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

«Гусеница»

«Бабка коробка»

«Загадки»

Закреплять умение скатывать салфетку в комочек. Доводить начатое дело до конца.

Упражнять в вырезывании геометрических фигур и составлении композиций.

Развивать образные представления, воображение и творчество. Упражнять в создании изображения различных предметов из геометрических фигур.Доводить начатое дело до конца.

Список используемой литературы

    Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.

    Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996. – 208с., ил.

    Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005. – 256с., ил.

    Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.

    Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.

    Кеттелл Дж. Секреты холодного фарфора. – М.: Дизайн CJ, 2008. – 156с., ил.

    Симмонс К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2006. – 198с., ил.

    Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. – 224с., ил.

    Харти-Дэвиа Г. Керамическая флористика. – СПб.: ФЛОЭ-арт, 2007. – 203с., ил.

    Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Большое значение для воспитания и обучения детей дошкольного возраста имеет детское изобразительное творчество. Так, аппликация способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей, развитию творческих способностей. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе аппликацией с применением нетрадиционных техник. Художественная аппликация с применением нетрадиционных способов работы с бумагой, с использованием различных материалов и техник является адекватным видом деятельности, позволяющим целенаправленно развивать творческие способности детей дошкольного возраста.

Понимая значимость данного вида деятельности для творческого развития дошкольников, мною была разработана дополнительная образовательная программа по обучению детей 5 – 6 лет аппликацией с использованием нетрадиционных техник и материалов «Цветик-семицветик» .

Новизна данной программы заключается в том, что детям даётся понятие, что творить можно чем угодно и как угодно. Программа раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы все без исключения занятия построены на использовании нетрадиционных методов и способов развития творчества детей: для аппликации используются различные материалы (пайетки, нитки, лоскутки ткани, вата, спички, природный материал, крупа различных видов) . Формируются умения выполнять аппликацию из различных видов бумаги (бархатная, фольгированная, гофрированная, самоклеющаяся) . Усваиваются различные техники аппликации (мозаичная, декоративная, обрывная) и различные действия с бумагой (скручивание, сминание, обрывание) , как нетрадиционный способ работы с данным материалом.

Основной целью программы кружка по аппликации является развитие творческих способностей ребенка в аппликации, используя нетрадиционные техники создания образа, композиции. Таким образом, основными воспитательно-образовательными задачами программы кружка по аппликации «Цветик-семицветик» являются:

  1. Обращать детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении; учить видеть сходство между предметами и явлениями окружающего мира;
  2. Поощрять детей воплощать в аппликативной форме свои представления, переживания, чувства, мысли, поддерживая личностное творческое начало;
  3. Продолжать знакомить с качествами различных материалов (фольга, гофрированная бумага, крупа, яичная скорлупа и т.д.) , с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.

Для того чтобы занятия в кружковой работе по аппликации способствовали формированию творческих способностей, необходимо создавать определенные условия. Одним из условий является использование рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм организации работы с разными материалами. Это не только формирует умения переноса, повышает художественный уровень выполняемых детьми композиций, но и развивает их воображение и творческие способности. Поэтому система организаций деятельности в кружке «Цветик-семицветик» предполагает не только индивидуальную работу, но и другие формы работы:

  • работу в паре (дети работают на одном общем листе бумаги, предварительно договорившись о том, что вырезать и где располагать на листе) ;
  • работу в мини-группе из 4-6 детей (выбирается ведущий, составляется эскиз, распределяются обязанности) .
  • коллективную работу на одном общем листе ватмана.

Еще одним немаловажным условием успешного развития творческих способностей детей на занятиях по аппликации в условиях кружковой работы является целесообразность структуры самого занятия. Так, общая структура деятельности на занятиях в кружке обязательно включает в себя:

  1. Введение в художественное - творческое пространство.
  2. Эмоциональное введение в художественно – изобразительную задачу и формулирование темы, постановка творческих задач;
  3. Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь (при необходимости) взрослого каждому ребенку.
  4. Обсуждение с каждым ребенком его работы в режиме диалога.
  5. Обсуждение всех работ и обязательная похвала и благодарность каждому за совместную творческую деятельность.

Программа рассчитана на 30 занятий в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май. Продолжительность занятий – 25 минут.

С целью отслеживания результативности данной программы ежегодно проводится диагностика изобразительных умений и навыков детей. Результаты выявляются при помощи наблюдений за деятельностью дошкольников на занятиях и в свободной творческой деятельности, а также путём анализа детских работ.

В процессе освоения программы дети научились создавать выразительный образ, применяя при этом различные традиционные и нетрадиционные материалы для аппликации, украшать работу и придавать ей законченность с помощью дополнительного материала. Возросли аккуратность, точность выполнения работ. Одна из коллективных работ Леры У., Лизы В и Вики Х. была отправлена на городской конкурс, посвященный Дню космонавтики. Миша Ш. и Света П., не владеющие ранее различными приемами вырезывания и способами работы с нетрадиционными видами бумаги, освоили предлагаемые программой техники аппликации. Большинство детей, на начало года обладающие низким уровнем развития творческих способностей, научились создавать свой оригинальный продукт, используя нетрадиционные техники создания образа, композиции.

Результаты данных диагностических исследований говорят о том, что программа успешна. Работа в этом направлении будет продолжаться и совершенствоваться.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Детский сад № 29 Орджоникидзевского района

Городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Тематическое планирование кружковой работы

«Умелые ручки»

на 2014-2015 учебный год

Группа: средняя № 2 «Солнышко»

Руководители: Егорова Э.Р.

Уфа – 2014 г.

Направление кружковой работы: художественно-эстетическое.

Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Задачи кружка:

1.Развитие личности качеств (активности, инициативности, воли, любознательности), интеллекта(внимания, памяти) и творческих способностей.

2.Формирование общих представлений о мире, создание умом и руками человека, о взаимосвязях человека с природой-источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов.

3.Реализация самостоятельной конструктивно-модельной деятельности.

Методическое обеспечение.
Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. -Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.-144 с., ил.
Богатеева З. А.Занятия аппликацией в детском саду; Кн. Для воспитателя дет. сада.-М.: Просвещение,2010.-224 с.: ил.
Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста», методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика -2006г.
Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»: М.: «Карапуз».

Месяц

Тема занятия

Материал

Программное содержание

Литература

СЕНТЯБРЬ

1.«Весёлый клоун»

Клей, цветная бумага, альбом

Закрепить умение складывать и наклеивать готовые формы, сопоставлять их с образцом, соотносить по размеру и цвету.

Малышева А.Н.

стр.27

1 занятие

2 занятие

2. «Пирамидка»

Клей, цветная бумага, альбом

Учить составлять пирамидку, сопоставляя формы и размеры кругов, закрепить знание основных цветов.

Малышева А.Н.

стр.21

3 занятие

3. «Травушка-муравушка»

Познакомить детей с ножницами и основными правилами при работе тренировочного упражнения.

конспект

ОКТЯБРЬ

4 занятие

1.«Разноцветная матрёшка»

Клей, цветная бумага, альбом, рисунок силуэта матрешки

Учить располагать узор в пределах основы неправильной формы (силуэт матрёшки).

Малышева А.Н.

стр.28-34

5 занятие

2. «Полосатый коврик»

Клей, цветная бумага, альбом, ножницы

Учить подбирать гармоничные цветовые оттенки. Правильно держать ножницы, сжимать, разжимать кольца. Техника безопасности при работе.

6 занятие

3. «Волшебные палочки»

Клей, цветная бумага, альбом, ножницы

Продолжать осваивать работу с ножницами, правильно держать их. Составлять

7 занятие

4. По замыслу

Клей, цветная бумага, альбом, ножницы

изображения из полосок.

Продолжать составлять изображения по замыслу. Творческие способности, умение самостоятельно составлять фигуры.

НОЯБРЬ

8 занятие

1.«Праздничные флаги»

Закрепить умение разрезать полосы поперёк и составлять композицию из флажков в виде гирлянды, красиво сочетать элементы по цвету.

Богатеева З.А.

стр.96

9 занятие

2. « Шарфик для Мишутки»

Клей, цветная бумага, ножницы

Учить располагать подготовленные фигуры, чередуя их по величине и форме. Продолжать отрабатывать умения правильно держать ножницы.

Малышева А.Н.

стр.16

10 занятие

3. «Грузовичок»

Научить создавать знакомые предметы, срезая углы у прямоугольника и квадрата, закрепить знание геометрических фигур.

Малышева А.Н.

стр. 33

ДЕКАБРЬ

11 занятие

1.«Мозаика»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Развивать воображение, чувство цвета и умение трансформировать геометрические фигуры.

«Аппликация в детском саду»- стр.59

12 занятие

2. «Украсим рукавичку»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом, узор рукавички

Составлять узор на основе, самостоятельно выбирать элементы украшения.

Малышева А.Н.

стр.35

13 занятие

3. «Ёлочки растут в лесу»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом, основа елки

Учить вырезать треугольники и составлять из них ёлочку, варьируя величину частей, наклеивая на основу, украшать фон снежинками.

Богатеева З.А.

стр.97

14 занятие

4. « Новогодняя открытка»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Учить аккуратно наклеивать элементы, не размазывая клей на основу.

«Аппликация в детском саду»- стр.70

ЯНВАРЬ

15 занятие

1.«С Рождеством!»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Учить аккуратно, наклеивать элементы сюжетной композиции, не размазывая клей на основе.

Малышева А.Н.

стр.40

16 занятие

2. «Снеговики»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Тренировать умение срезать углы, равномерно закругляя их, развивать воображение, глазомер, мелкую моторику рук.

17 занятие

3. « Домик для Снегурочки»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Формировать умение вырезать части домика и наклеивать их, украшая узором. Закрепить приемы вырезания.

Богаиеева З.А.

стр.97

ФЕВРАЛЬ

18 занятие

1.«Строим дом»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Продолжать работать с геометрическими фигурами, составляя из них изображение конкретного предмета(дома).

Малышева А.Н.

стр.37

19 занятие

2. « Открытка папе»

Клей, цветная бумага, ножницы

Закрепить умение вырезать фигуры круглой и овальной формы из других геометрических фигур, создавая сюжетную композицию к празднику.

20 занятие

3. «Микроавтобус»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Научить составлять композицию из геометрических фигур, изображая автобус. Тренировать, срезая углы, закругляя их.

Малышева А.Н.

стр.39

21 занятие

4. «Красный цветок для мамы»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Учить вырезать круги и овалы. Составлять из них цветы, бутоны и стебли с листьями. Учить радоваться результату.

Богатеева З.А.

стр. 100

МАРТ

22 занятие

1.«Подари маме -декоративная закладка»

Клей, цветная бумага, ножницы

Учить осваивать основные приемы с бумагой: складывание полоски бумаги гармошкой, срезание углов, закругление их по контрольной линии.

Малышева А.Н.

стр.38

23 занятие

2. «По замыслу»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Закрепить приемы складывания бумаги гармошкой, срезание и закругление углов в сюжетной композиции.

24 занятие

3. «Одуванчики расцвели»

Клей, цветная бумага, ножницы

Учить вырезать круги и полоски. Составлять из них образ одуванчиков, варьируя по высоте, Воспитывать любовь к природе.

Богатеева З.А.

стр.99

АПРЕЛЬ

25 занятие

1.«Скворечник»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Учить вырезать части скворечника и наклеивать их в определённой последовательности. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Богатеева З.А.

стр. 97

26 занятие

2. «Заюшка»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Закрепить умение вырезать фигуры круглой и овальной формы из других геометрических фигур (круг из квадрата, овал из прямоугольника).

Малышева А.Н.

стр.42

27 занятие

3. «Пирамидка»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Учить вырезать округлые формы из прямоугольника (плавно срезая углы). Составлять пирамидку и располагать изображение аккуратно, ровно на листе.

Малышева А.Н.

стр.43

МАЙ

28 занятие

1.«Праздничные шары»

Клей, гофрированная бумага, ножницы

Учить вырезать и различать круг и овал. Составлять композицию в виде связки шаров разного цвета и размера. Вызвать радостное ожидание праздника.

Богатеева З.А.

стр.100

29 занятие

2. «Идёт бычок, качается»

Цветная бумага, ножницы

Итоговое занятие. Закрепить различные приёмы вырезания и сгибания бумаги и правила техники безопасности при работе с ножницами.

Малышева А.Н.

стр.45

30 занятие

3. «На птичьем дворе»

Клей, цветная бумага, ножницы, альбом

Закрепить умение составлять сюжетную композицию из геометрических фигур и отработку навыка работы с ножницами.

Малышева А.Н.

стр.46