Как рассказать детям про Рождество? или Иисус Спаситель всего мира! Конспект рождественского занятия для Воскресной школы. Урок: Радостное ожидание рождества Воскресная школа для детей тема рождество

Цель: знакомство детей с событиями и традициями, связанными с праздником Рождества Христова.

Задачи:

  • познакомить с историей возникновения православного праздника «Рождество Христово», с основами христианского учения о Боговоплощении;
  • продолжить формирование понимания символического языка иконы;
  • обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения, определять и анализировать логические связи между понятиями;
  • формировать ценностное отношение детей к изучению истории православной культуры; воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре;
  • воспитывать культуру празднования Рождества Христова, семейных отношений, милосердия.

1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент). (Слайд 3)

Девизом нашего урока будет высказывание. Прочитайте его. (Хорош праздник после трудов праведных.)

Чем является данное высказывание?

Как понимаете смысл данной пословицы?

Что такое праздник?

Обратимся к словарю. Праздник - отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (небытовое, мифическое) значение и связанный с культурной или религиозной традицией.

Слово образовалось как суффиксальное производное от старославянского праздьнъ , «праздничный». Буквальное значение - «день, не занятый делами, свободный от работы».

А какие праздники вы знаете?

Сгруппируйте праздники, пользуясь таблицей. (Слайд 4)

Все ли праздники празднуют одинаково?

У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своя музыка. Закройте глаза и послушайте музыкальное произведение. (Приложение 1) (Слайд 5)

Как вы думаете, о каком празднике идет речь? Почему вы так думаете?

К какой из трех групп праздников можно отнести «Рождество Христово»?

2. Постановка цели и учебных задач. (Слайд 6)

Сформулируйте тему урока. Какую поставим цель и какие задачи будем решать?

3. Актуализация знаний.

Почему этот праздник так называется?

Что вам известно об этом празднике?

А вы знаете, какого числа празднуют Рождество в Европе? А в России?

Да, в Европе праздник отмечают 25 декабря – это католическое Рождество, а в России – 7 января – Рождество Христово.

4. Открытие детьми нового знания. (Слайд 7 - 8)

А какое событие легло в основу этого праздника?

А раз мы говорим о рождении младенца, то обязательно должны знать… (кто его родители)

Как звали родителей Иисуса?

Что вам известно о них?

Учитель:

Родители Девы Марии - Праведные Иоаким и Анна . Жили эти всеми уважаемые супруги в городе Назарете. Но одно их тревожило - не было у них детей. Иоаким и Анна горячо молились Богу о том, чтобы тот послал им сына или дочь, и обещали, что родившееся дитя будет служить господу. Бог услышал молитву и даровал им дочь, которую они назвали Марией. Когда девочке исполнилось 3 года – родители отдали ее на воспитание в храм. Умерли родители Марии, когда она ещё была девочкой, по-церковному – Отроковицей. Мария жила и воспитывалась при храме, пока не выросла. Когда Ей исполнилось 14 лет, воспитание было окончено, и Марии нельзя было оставаться при храме. Замуж она выходить не хотела, дав обещание служить Богу, но по закону древних иудеев Ей не положено было жить одной. Поэтому Деву Марию обручили с 80-летним старцем Иосифом . Жена его умерла, у него были взрослые дети, и Марии он стал вместо отца. Дом Иосифа находился в городе Назарете . Именно в город Назарет был послан Богом Архангел Гавриил . Он явился Деве Марии и сказал: «Не бойся, Мария! Я принёс тебе радостную весть: у Тебя скоро родится Сын. Он будет Сыном Самого Бога. Ты назовёшь Его Иисус (на древнееврейском «Спаситель») Христос (с греческого «Помазанник»). Об этом удивительном событии было во сне видение и старцу Иосифу.

Люди давно ожидали рождения Спасителя.

Почему люди ожидали рождения Спасителя? В каком городе по предсказанию пророков должен был родиться Спаситель?

Учитель: (Слайд 9 – 10)

Пророки предсказывали, что родится Он в городе Вифлееме . Вифлеем был небольшим городком, похожим на другие города земли Иудейской. В Палестине, которая была под властью Римской империи, царствовал тогда Ирод Великий . Римский император Август решил узнать, сколько у кого поданных, и повелел провести всенародную перепись. Каждый человек должен был вернуться в город, в котором жили его предки. В Вифлеем, город, где родился царь Давид , должны были возвратиться его потомки. Среди потомков царя Давида был и благочестивый Иосиф и Дева Мария.

Праведный Иосиф и Пресвятая Дева отправились в путь. (Мультфильм «Рождество Христово» Приложение 2 ).

Как на свет появился спаситель?

Что такое ясли? Встречается ли данное слово в современной жизни?

Кто первым узнал о рождении Спасителя?

Как вы думаете, что сказал им Ангел?

Что послужило ознаменованием рождения Иисуса Христа?

Учитель: (Слайд 11)

В тот час, когда родился Иисус Христос, в небе загорелась большая звезда . А раньше считалось, что при рождении великих людей загорается яркая звезда. Эту звезду увидели три мудреца их еще называют волхвами: Гаспар, Мельхиор и Валтасар , жившие на Востоке. Они поняли, что ожидаемый всем миром Царь уже родился. Мудрецы пошли за звездой и пришли к царю Ироду. «Где родившийся Царь Иудейский? Мы пришли поклониться Ему. Услышав это, царь Ирод встревожился, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю. Ирод собрал к себе книжников и спросил: «Где должно родиться Христу?» Они ответили: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка» (Мф.2, 2).Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, послал их в Вифлеем и сказал: «Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, а когда найдете Его, скажите мне, чтобы и я мог пойти и поклониться Ему».

Как вы думаете, правда ли Ирод хотел поклониться Иисус?

А зачем же ему нужно было знать, где находится Младенец?

Учитель : (Слайд 12- 14)

Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. Звезда в небе шла перед волхвами и вдруг звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.

Волхвы вошли в дом и увидели Младенца Иисуса с Пресвятой Богородицей. Они поклонились Ему до земли и поднесли свои дары: золото (как Царю), ливан –ладан – смола редкого дерева (как Богу, потому что ладан употребляется при богослужении) и смирну - драгоценное, благовонное масло (как человеку, который должен умереть, потому что умерших тогда помазывали благовонным маслами).На следующий день мудрецы собрались вернуться к царю Ироду, но им явился ангел и велел им возвращаться другой дорогой. В то же время Иосифу явился другой ангел и сказал: “Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги с ними в Египет, и оставайся там, пока снова не явлюсь тебе, потому что царь Ирод ищет Младенца, чтобы погубить его”. А Ирод очень разгневался и приказал предать смерти всех младенцев мужского пола с момента рождения до двух лет. Эти младенцы были первыми мучениками, пострадавшими за Христа. В храмах есть икона “Вифлеемских младенцев”, где молятся за невинно-убиенных младенцев. Иосиф послушался ангела и ушёл с Марией в Египет. И жили они там до смерти царя Ирода.

Физминутка

Что вы знаете о праздновании Рождества на Руси и в России?

Учитель: (Слайд 15)

Рождество на Руси стали праздновать больше тысячи лет назад. Официально этот праздник появился после того, как князь Владимир принял крещение, а Русь стала православной.

Давайте разберемся с датами. Сегодня мы уже говорили о том, что в Европе Рождество празднуют 25 декабря, а в России – 7 января.
- С чем связано это расхождение?

Это расхождение связано с тем, что русская церковь отмечает церковные праздники по григорианскому календарю (по новому стилю). А в Европе церковные праздники до сих пор отмечают по юлианскому календарю (по старому стилю). Разница составляет 13 дней.

Праздновали Рождество широко, с размахом, несколько дней. И каждый день праздника обязательно был связан с каким-либо обычаем.
- Как называется день перед Рождеством? (Слайд 16)

День перед Рождеством назывался Сочельник. В этот день нельзя было ничего есть, пока в небе не зажжется первая звезда. К вечеру накрывали столы, готовили разные угощения. А детям обязательно дарили подарки.

После Сочельника наступал великий церковный праздник – Рождество. В этот день принято было угощать всех, поздравлять, веселиться и прославлять рождение Иисуса. Обязательно надевали все новое, столы устилали богатыми скатертями, избу к Рождеству обязательно убирали и наряжали. Нельзя было в этот день шить, плести или вязать – считалось, что это привлечет неудачу. Ночь перед Рождеством считалась магической, волшебной. Наши предки полагали, что в эту ночь оживает нечистая сила. Она празднует последнюю ночь на земле, потому что с рассветом должна будет исчезнуть.

Раз ночь такая волшебная, то люди придумали, как защитить себя от нечистой силы. Они проводили обряд колядования.

Знаете ли вы, что такое колядки? (Слайд 17)

Юноши и девушки собирались вместе, ходили по домам и пели особые песни, в которых всем желали счастья, здоровья и богатства. За это хозяева дома награждали колядующих угощением. А чтобы нечистая сила не смогла поймать колядующих, молодые люди наряжались: кто в козла, кто в русалку, кто в лешего. Считалось, что в таком обличие нечисть не узнает человека.

Словарная работа :

Колядки – задорные, веселые песни, в которых прославлялось рождение Иисуса и звучали пожелания здоровья и счастья.

Примеры:

Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.

Посмотрите на картину:

Что знакомое вы видите на картине? (наряженная елка, огни, звезда на макушке) (Слайд 18)

Яркая звездочка символизировала ту самую звезду, которую увидели пастухи в ночь, когда родился Христос.

А вот обычай наряжать ель пришел к нам из Германии. Елочка считалась символом природы, ведь она и зимой остается такой же зеленой и пушистой. Одна из легенд гласит, что в ночь рождения Иисуса все деревья на земле стали плодоносить. И елочка – не исключение. Вот почему было принято украшать ель мандаринами, орехами, яблоками. А позднее вместо фруктов и конфет на елку стали вешать разноцветные шарики.
Ф.Достоевский «Божий дар» (Слайд 19)

Крошку-ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
“Как пойдешь ты через ельник,
- Он с улыбкою сказал, -
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне”.
И смутился ангел-крошка:
“Но кому же мне отдать?
Как узнать, на ком из деток
Будет Божья благодать?”
“Сам увидишь”, - Бог ответил.
И небесный гость пошел.
Месяц встал уж, путь был светел
И в огромный город вел.
Всюду праздничные речи,
Всюду счастье деток ждет…
Вскинув елочку на плечи,
Ангел с радостью идет…
Загляните в окна сами, -
Там большое торжество!
Елки светятся огнями,
Как бывает в Рождество.
И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому он должен
Елку Божью подарить.
И прекрасных и послушных
Много видел он детей. –
Все при виде божьей елки,
Все забыв, тянулись к ней.
Кто кричит: “Я елки стою!”
Кто корит за то его:
“Не сравнишься ты со мною,
Я добрее твоего!”
“Нет, я елочки достойна
И достойнее других!”
Ангел слушает спокойно,
Озирая с грустью их.
Все кичатся друг пред другом,
Каждый хвалит сам себя,
На соперника с испугом
Или с завистью глядя.
И на улицу, понурясь,
Ангел вышел… “Боже мой!
Научи, кому бы мог я
Дар отдать бесценный Твой!”
И на улице встречает
Ангел крошку, - он стоит,
Елку Божью озирает, -
И восторгом взор горит.
Елка! Елочка! – захлопал
Он в ладоши. – Жаль, что я
Этой елки не достоин
И она не для меня…
Но снеси ее сестренке,
Что лежит у нас больна.
Сделай ей такую радость, -
Стоит елочки она!
Пусть не плачется напрасно!”
Мальчик ангелу шепнул.
И с улыбкой ангел ясный
Елку крошке протянул.
И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались
И, сверкая изумрудом,
В ветви елочки впились.
Елка искрится и блещет, -
Ей небесный символ дан;
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган…
И, любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слез,
Богу весточку благую,
Как бесценный дар, принес.

Кого же называют самым добрым, ласковым и чутким?

Ребята, мы с вами прослушали музыкальное произведение, посмотрели мультипликационный фильм, прочитали поэтическое произведение, посвященные великому празднику Рождество.

А какой еще вид творчества позволяет нам глубже окунуться в атмосферу удивительного события – рождения Спасителя?

Когда наступает церковный праздник, то посреди церкви ставится икона праздника.

(Показ иконы) (Слайд 20)

Что вы на ней видите?

Что мы видим в центре иконы?

Почему Младенец родился в бедной пещере?

Кто изображён наверху?

Что пели ангелы в ночь Рождества Христова?

Как они узнали, что родился Спаситель?

Кто еще изображен на иконе справа и слева от пещеры?

Как узнали о рождении Спасителя пастухи?

А как узнали о рождении младенца волхвы?

Кто находится внизу иконы?

А ещё внизу изображено как омывают младенца.

Что еще изображено на иконе?

5. Первичное закрепление.

Кто были земными родителями Христа? (Дева Мария и Иосиф)

А кто на самом деле был Отцом Младенца? (Бог)

Правильно, Иисуса Христа называют Богочеловеком, потому что Он был и Младенцем, каким бывает всякий человек, но одновременно Он был и Сыном Божьим, Вторым лицом Святой троицы. Он чувствовал голод и жажду, радовался и печалился. Все что есть у людей было и у Него. Кроме одного: у Иисуса Христа не было грехов.

Как называется праздник рождения Иисуса Христа? (Рождество)

Царь, который хотел убить Младенца Иисуса (Ирод)

Место, куда Дева Мария положила Новорожденного (Ясли)

Что привело волхвов к дому Иисуса Христа? (Звезда)

Чего у Бога нет, а у нас есть? (Грех)

Что принесли Младенцу Волхвы? (Дары)

Как называется город, где родился Спаситель? (Вифлеем)

Самостоятельная работа (Кроссворд. Приложение 3 ) (Слайд 21 - 22)

6. Рефлексия деятельности. Итог урока. (Слайд 23)

О каком празднике мы сегодня говорили?

Что нового вы узнали на уроке?

Источники информации

  1. «Закон Божий». Издательство Белорусского экзархата Московского Патриархата. - Минск: 2013. 2-е изд.
  2. Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры: книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2013.
  3. «Десять заповедей». Протоиерей Борис Балашов. «Христианская жизнь», Клин: 2012.
  4. «Великие праздники». Протоиерей Борис Балашов. «Христианская жизнь», Клин: 2010.
  5. Я иду на урок в воскресную школу. Закон Божий и уроки детского творчества. – М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013.

Тема урока: Рождество Христово

Тип урока: комбинированный урок-праздник с элементами игры и беседы

Цель урока: з акрепить знания и понять значение радостного события Рождества Христова для всего человечества.

Задачи урока:

Обучающая:

    актуализировать знания о рождественской истории и празднике Крещение Господне;

    обеспечить в ходе урока формирование знаний о символике иконы Рождество Христово и о месте Рождения Христа в настоящее время;

    закрепить знания по теме «Рождество Христово»;

    объяснить, почему люди с радостью ожидают праздник Рождества Христова;

    показать значение события Рождения Спасителя для всего человечества.

Развивающая:

    развивать интерес к изучению православных праздников;

    создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)

    создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

    содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

Воспитательные:

    содействовать развитию культуры речи;

    содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

    способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.

Методы:

репродуктивно-словесный;

диалогический;

проблемный

Оборудование: компьютер, презентация, проектор, экран.

Ход урока

    Организационный момент

    СТИХОТВОРЕНИЕ. Читает Ученик 1

Святой звезды зажглись осколки.
На каждой новогодней елке.
И в каждой радостной улыбке
Узнаем праздник без ошибки.

Сегодня маленький Христос
Спасенья Чудо нам принес.
Сверкает снега серебро.
И хочется дарить добро.

И хочется летать, как птица.
Любви Всевышнего открыться.
К приходу Чуда все готово -
Сегодня - Рождество Христово!

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые родители!

Сегодня у нас необычный урок-праздник.

Урок, потому что вы обязательно услышите много нового, необычный, потому что на уроке будут родители и сегодня вы поделены на 3 команды «Волхвы», «Вифлеемские звездочки» и «Пастушки». Наша сегодняшняя встреча посвящена важному событию, празднику. Вы догадались какому?

Да, правильно. Скоро наступит всеми любимый прекрасный праздник Рождества Христова и сегодня мы еще раз поговорим о нем и подведем итоги наших знаний об этом празднике. Этот чудесный день рождения отмечают все христиане земли. Ведь это событие стало важнейшим для всего человечества. Наше современное летосчисление ведётся от Рождества Христова. А наши зимние каникулы, которые мы так любим, называются Рождественскими.

В праздник Рождества никому не разрешается быть печальным, какое бы горе, какие бы утраты мы ни пережили, потому что для каждого человека сегодня - Христос дарит радость жизни вечной.

    Актуализация знаний

Подробнее всех об обстоятельствах Рождества Христова и о времени, когда оно произошло, говорит св. Евангелист Лука. События Рождества Христова он приурочивает к переписи всех жителей Римской империи, которая была произведена по повелению императора Августа (Октавиана). Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, для чего каждому надлежало отправиться с целью переписи в тот город, где жил некогда глава его рода.

Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в те далекие времена и ту необыкновенную ночь.

ВИДЕО РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ

Рождение Спасителя ждали много-много лет. И вот наконец, случилось это радостное событие! В ту чудесную ночь родился Иисус Христос. Сам Бог через Архангела Гавриила указал Марии назвать Сына Иисус, что и означает Спаситель. А Христос - значит «помазанник». Оба имени говорят о Божественной Воле Спасения всех людей.

Мы вспомнили рождественскую историю. А давайте вспомним, какие страшные события произошли в Вифлееме после Рождения Христа. (царь Ирод, побоявшись родившегося Царя Иудейского (так назвали Иисуса волхвы, когда пришли к Ироду), приказал убить всех мальчиков до 2 лет в Вифлееме. Ангел предупредил Иосифа и он с Марией и Младенцем бежали в Египет.

А теперь, я предлагаю вам разгадать кроссворд. Родители помогают. Поднимаем руки. За правильные ответы команды получают звездочки.

КРОССВОРД НА ЭКРАНЕ

1. Двенадцать дней после Рождества, в течение которых отмечается праздник.

2. Город, в котором родился Иисус Христос.

3. Первые гости, навестившие божественного младенца.

4. Древние мудрецы с востока, пришедшие с дарами к Иисусу.

5. Царь Иудеи, который приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет, желая уничтожить таким образом младенца Иисуса.

6. Город, на который указала древним мудрецам чудесная звезда.

7. Мать Иисуса.

8. Обручник Девы Марии.

Молодцы! Итоги –подсчитываем звездочки. Результаты –на доску.

    Объяснение нового материала

В канун светлого праздника Рождества Христова возле православных храмов появляются красивые сооружения изо льда и снега. Это Рождественские вертепы. В них заходят дети и взрослые, чтобы поклониться Богомладенцу. А в древности вертепом называли пещеру, потаенное место, иногда там прятали скот. Именно в таком месте родился наш Спаситель.

Не в славе и великолепии, не в роскошных дворцах, а в нищете, в убогом вертепе является в мир Иисус Христос. Этим показывается смирение, кротость.

А вы знаете, что в старину называли вертепом кукольное сценическое представление, которое рассказывало о рождении Христа.

Оно разыгрывалось в специальных высоких ящиках, размером с человека. А хотите посмотреть, как сейчас выглядит та пещера, в которой родился Иисус Христос?

Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, которая вделана в пол и когда-то была позолочена и украшена драгоценными камнями. Звезда имеет 14 лучей и символизирует внутри по кругу надпись на латыни: « Hic de virgine Maria Iesus Christus Natus est » («Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии»). Над этой звездой, в полукруглой нише, висят 16 , из которых 6 принадлежат , 6 и 4 . За этими лампадами, полукругом на стене ниши, размещены небольшие православные иконы. Еще две небольшие стеклянные лампады просто стоят на полу, сразу за звездой, у стены.

Непосредственно над местом Рождества находится православный мраморный . На этом престоле имеют право совершать только православные и армяне.

ВИДЕО О МЕСТЕ РОЖДЕНИЯ ХРИСТА

Когда переносишься мыслью к священным событиям сей благословенной ночи Христова Рождества, когда смотришь на дорогой нашему сердцу вертеп, невольно возникает вопрос: а есть ли мне место в этом вертепе?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Конечно, для каждого из нас есть место у колыбели Спасителя, ведь затем Он и пришел на землю, чтобы согреть наше сердце Своим миром благодатным, чтобы дать нам возможность быть к Нему ближе.

А теперь – викторина! Вопросы на экране. Будьте внимательны. Я задаю вопрос, вы отвечаете, предварительно подняв руку. За правильные ответ – звездочки.

ВИКТОРИНА

Как называется книга, в которой говорится о Спасителе и Спасении (Евангелие)

Куда положила Богородица Младенца Христа после того, как спеленала Его? (в ясли)

Как называется звезда, которая зажглась на небе в момент рождения Спасителя? (Вифлеемская)

Кто первым пришел поклониться Младенцу Христу? (9пастухи)

Что сделал Ирод, догадавшись, что волхвы не вернуться и не расскажут ему, где найти Младенца Христа? (приказал убить всех младенцев-мальчиков до двух лет в Вифлееме)

В какую страну пришлось бежать Марии и Иосифу с Богомаладенцем, чтобы спастись от Ирода? (в Египет)

В каком городе жил Иисус после возвращения из Египта? (в Назарете)

Назовите икону (Рождество Пресвятой Богородицы)

Назовите икону (Рождество Христово)

Молодцы!!!

О событиях, произошедших больше двух тысяч лет назад, мы узнаём из Евангелия, из Богослужения, а также из . Давайте подробнее рассмотрим одну из них!

1. В центре иконы – Богородица. На Нее мы обращаем внимание в первую очередь, потому что Ее фигура – самая большая на этой иконе. Это не случайно, – ведь именно благодаря Пречистой Деве произошло величайшее таинство – пришествие Бога в мир.

2. А теперь обратите внимание на то, что лик Богородицы обращен не ко Христу, а к нам. На первый взгляд странно – ведь обычно мать после рождения ребенка глаз от него не может оторвать – он видится ей самым лучшим на свете! Но ведь перед нами икона со смыслом, а не картина. Поворот лика Божией Матери к нам говорит о том, что Она становится нашей заступницей, и что мы можем обращаться к Ней со своими молитвами.

3. Рядом с Богородицей мы видим маленького Христа. Он лежит не в кроватке, а в яслях. Ясли – это кормушка для животных. Христос родился не в царских палатах, не в богатом доме, а в пещере, где находили в непогоду приют овцы и волы.

4. Фигурка младенца Христа – самая маленькая на иконе. Он туго завернут в пеленки, неподвижен и кажется беспомощным. В таком изображении Христа иконописец хочет передать нам очень важную мысль: Сын Божий приходит в мир не в Своем величии и блеске, не для того, что Ему поклонялись и служили люди, а для того, чтобы Самому послужить им, спасти их от вечной смерти. Приходит тихо и скромно, почти незаметно. Вот почему фигурка Христа так мала.

5. Но именно на нее указывает Вифлеемская звезда, которая привела ко Христу волхвов. Видите, вверху, над головой Христа, изображен полукруг. Это условное обозначение неба. В небе сияет Вифлеемская звезда. Лучи ее спускаются прямо к голове Младенца, они указывают на Него. Они словно говорят: Он один может спасти людей от гибели!

6. Вверху, – слева и справа изображены Ангелы. Они выполняют двойное служение: славословят и благовествуют. Вот почему одни из них обращены кверху и славят Бога, другие наклонены вниз, к пастухам, которым возвещают Радостную Весть о рождении Спасителя.

7. Первыми из людей узнают об этом пастухи. Количество фигур пастухов на иконе может быть разное. На нашей иконе изображены два пастуха. Голова их чуть приподнята – они слушают Ангела, который сообщает ему чудесную новость.

8. А вот слева – волхвы, которые идут за Вифлеемской звездой. Их трое, на них дорожные плащи и шапки. Они проделали длинный, трудный путь, чтобы найти Христа, поклониться Ему и принести свои дары: золото, ладан и смирну.

9. Волхвы изображены отдельно от пастухов, потому что они представляют языческие народы. А пастухи – иудейский. А еще они символизируют два рода людей: пастухи- э то самые простые люди; а волхвы - самые образованные в те времена. И вот эти народы, жившие до сих пор каждый по своим законам и традициям, теперь все приходят ко Христу. В олхвов обычно изображают разных возрастов, чем в особенности подчёркивается, что откровение даётся людям независимо от возраста и жизненного опыта.

10. В нижней части иконы представлено омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Эта сцена на иконе тоже символ. Она показывает, что Сын Божий пришел в мир как истинный человек и готов испытать все, что свойственно любому человеку, конечно же, кроме греха.

11. Ещё одна деталь иконы - это Иосиф. Он не входит в центральную группу с Младенцем и Его Матерью – он не является отцом и подчёркнуто отдалён от Неё. Перед ним, под видом сгорбленного старика-пастуха, стоит искушающий его диавол.

12. Предание повествует о том, как диавол, искушая Иосифа, говорил ему: «как из этой сухой палки не м.б. листвы, так у Девы не м.б. потомства». И тотчас палка процвела. То есть Иосиф сомневается и не может разумом понять, что Мария родила Богомладенца. В лице Иосифа икона показывает человеческое неверие. Так Церковь призывает нас терпимо относится к человеческому сомнению.

Вот, друзья, читая икону Рождества Христова мы совершили маленькое путешествие в те далекие времена.

А теперь задание – Рождественский сугроб.

Задание: нужно найти одинаковые снежинки и составить слово. Слова начинаются с большой буквы. (выходят в доске и показывают слово)

Каждой команде по 1 слову.

Какие слова получились? (золото, ладан, смирна, дары, волхвы). Что это за слова? Составьте предложение из них. (Волхвы принесли Младенцу дыры: золото, ладан и смирну).

Получают звездочки.

Что представляют из себя дары волхвов? Давайте посмотрим.

ВИДЕО О ДАРАХ

Теперь хочется поговорить о традициях празднования Рождества.

И так же, как давно волхвы, христиане стараются принести свой дар Христу. Это дар духовный. Празднику Рождества Христова предшествует Рождественский пост. А что такое пост? Пост – это воздержание от развлечений и животной пищи ради усиленной молитвы к Богу. Молитва учит постоянно думать о Боге и не поступать дурно. Во время поста одни отучаются от какой-то дурной привычки, другие стараются делать больше добрых дел, чем обычно. Это и есть духовный дар Рожденному Младенцу. И сейчас пост продолжается. «Пост – пости, а праздник – празднуй!» - так говорили на Руси.

Без постоянного обращения к Богу, христианину было бы очень трудно жить. Но нам иногда кажется непонятным, что значит пост и почему надо поститься.

Почему мы это делаем? Зачем постимся? Что казалось бы плохого в сладостях или каких-то развлекательных мультиках? Поститься - значит учиться подчинять свое тело своей душе, то есть учится делать не то, что хочется, а то, что полезно и нужно. Мы все бываем иногда плохими, недобрыми, но мы стараемся быть хорошими, стараемся быть такими, какими нас учит быть Господь Иисус Христос. А это не так легко, это не дается само собой и требует от нас многих усилий. Как спортсмены должны тренироваться, чтобы достичь успеха, так и христиане должны укреплять свою волю и силы в борьбе со всем, что в них не от Бога.

А теперь Задание. Составить кроссворд, где главное слово –ПОСТ.

Получают задание на карточках. 2 минуты. Получают звездочки.

Накануне Рождества дома к празднику наряжается елка. Венчает ее восьмиконечная звезда – в честь Вифлеемской звезды. Ребята, а вы знаете откуда появилась традиция наряжать именно елочки к Рождеству? Это очень интересная история. Об этом нам расскажут Ученик 2 и ученик 3

С людьми вся природа в ту ночь ликовала: шумя, на деревьях листы,

таинственным шепотом славили Бога и пахли сильнее цветы.
Три дерева – пальма, маслина и ёлка у входа в пещеру росли
И в первые дни в горделивом восторге Младенцу поклон принесли.
Прекрасная пальма его осенила зелёной короной своей.
А с нежных ветвей серебристой маслины закапал душистый елей.
Лишь скромная ёлка печально стояла, она не имела даров.
И взоры людей не пленял красотою её неизменный покров.
Увидел то Ангел Господень и ёлке с любовью сказал:
“Скромна ты, в печали не ропщешь, подарок Бог тебе дал”
Сказал так и звёздочки с неба скатились одна за другой.
И вся засияла, и пальму с маслиной затмила своей красотой.
И до сих пор рождественская ёлка Вифлеемской увенчана звездой!

Спасибо девочки! Теперь мы знаем историю рождественской елки!. А вы знаете, что раньше праздничные деревья оформляли живыми цветами и фруктами. Затем вешали сладости, орехи и другую еду. И уже после всего устанавливали рождественские свечи. Однако такое большое количество украшений деревце выдержать не могло, и немецкие стеклодувы стали производить стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить фрукты и другие тяжелые украшения. А восковые рождественские свечи, во избежание опасности возгорания, стали заменять электрическими гирляндами. А елка напоминает нам об утраченном рае, о древе жизни и его прекрасных плодах.

Рождество в России празднуют радостно и весело. Накануне праздника украшают дома и улицы. Магазины и рынки бурлят: все покупают подарки и угощения к празднику. У всех праздничное настроение.

В Сочельник и рождественскую ночь люди зажигают и ставят на окна свечи “согреть новорожденного Иисуса Христа”. А КАКИЕ ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВА В ВАШЕЙ СЕМЬЕ? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ). Получают звездочки.

Спасибо большое, что поделились с нами своими рассказами о встрече Рождества. Очень интересно.

Ребята, смотрите нам ледяное послание! Надо отгадать. Каждая геометрическая фигура обозначает букву. Давайте соберем слово.

Кто первый соберет – звездочка.

С 8 января начинаются Святки, длящиеся по 17 января до Крещения. Раньше в эти дни никто не работал, все праздновали. На Святках славили Христа, или устраивали колядование: молодежь ходила от одного дома к другому с большой самодельной восьмиконечной звездой, песнями-колядками прославляла Рождество, желала хозяевам дома добра и здоровья, а хозяева давали за это сладости. Но существовал один секрет - приходили они только в те дома, на окне которых выставлялась свеча...

Коляда – слово загадочное. На севере называют колядою Рождественский сочельник, в Новгородской области – подарки, полученные при хождении, в южных областях России так называют все Святки. На белорусском колядовать значит славить Христа. Как же звучат колядки?

Прослушивание колядки (аудио)

    Подведение итогов.

Подводя итоги урока, хотелось бы закончить его словами епископа Илариона. Давайте послушаем, о чем же мы должны задумываться в эти праздничные дни.

ВИДЕО (Епископ Иларион Волокамский о Рождестве Христовом)

СТИХОТВОРЕНИЕ. Читает Ученик 4

Я сорвал с календаря
Лист шестого января.
А под ним два слова:
«Рождество Христово»!

Что же делать? Как же быть?
Начались сомненья:
Что мне Богу подарить
В день Его рожденья?

Книгу? Карандаш? Конфету?
Может быть, коробку эту?..
Мишку? Саблю? Или пушку –
Мою лучшую игрушку?

Отложил я карандаш:
Разве Богу что-то дашь?
Ну, чего у Бога нету?
И зачем Ему – конфету?!

Полистал альбом для марок –
Это тоже не подарок!
Бросил в ящик саблю, пушку –
Мою лучшую игрушку...

Целый день прошел в возне.
И уже почти во сне
Я шепнул до самых слез.
- С днем рождения, Христос.

2016 лет назад на землю пришел Иисус Христос. Он прожил недолгую жизнь, но показал людям самое главное – великую любовь Бога к человечеству. Сердца, ожесточенные трудной жизнью, нестерпимым горем, отчаянием и безысходностью по сей день оттаивают и возрождаются к новой жизни, полной смысла, радости и мира, благодаря этой любви. И в праздник Рождения Христа давайте не будем забывать о Нем, о Виновнике Торжества, и пойдем в храм и подарим Христу нашу молитву.

По-рождественски доброе утро! С Вами Ирина Иваськив. Знаю, как непросто бывает . Ведь в этом событии столько сверхъестественного! Конспект этого рождественского занятия написала 10 лет назад. Проводила это занятие уже не сосчитать, сколько раз. И каждый раз это было по-новому. Удивительно! Скоро – , и это занятие – мой маленький рождественский подарок учителям Воскресных школ, родителям и каждому, для кого это событие имеет смысл. Это занятие рассчитано на младших школьников. С днём рождения, Иисус Спаситель!

Библейская история “Симеон благословляет Иисуса”

Для учителя: Начните занятие с любой весёлой игры (желательно, чтобы это была игра с хлопками, или с ритмом, или “зимняя” игра). А после игры переходите к библейской истории (она записана в Лк. 2:21-40 , а также в Быт.17:12, Лев. 12:3-8 , Исх.13:2-12).

Введение:

Скажи, твои родители рассказывали тебе что-нибудь о том, как ты родился? Ты знаешь, в каком городе ты родился? … А ты? … Что это было за время года? … Может, ты знаешь даже, в какое время суток ты родился: утром, днём, вечером, ночью? … Возможно, родители показывали тебе паспорт новорожденного, в котором записаны все эти сведения.

Предложение-связка: Иисус Христос родился на земле, как рождаются все дети. Конечно, Его родителям не вручили никакого паспорта об их новорожденном Сыне, но сведения о Его рождении записаны в Библии.

Рождение Иисуса в хлеву

Расскажи, что о Его рождении ты знаешь. В каком городе Он родился? Да, в Вифлееме. Вифлеем называют ещё городом Давидовым, потому что в Вифле­еме и царь Давид родился тоже. А где в Вифлееме родился Иисус? … Не в роддоме, не в больнице, а в небольшом сарае. Тогда была зима. Ночь… Ночью обычно холоднее, да? Сарай, конечно, имеет крышу, дверь, но это – всё равно не дом. В сарае не было тёплой печки или камина. На полу не лежали красивые ковры. Там не было кровати или дивана, прилечь можно было только на земле, на подстилке из сена. Ты был в каком-нибудь сарае, у бабушки в селе или в гостях? Примерно так сараи выглядят повсюду.

И все-таки для родителей Иисуса это место было не таким уж плохим. В сарае было лучше, чем на улице. Над головой была крыша, которая защищала от непогоды. На сене тоже можно было неплохо выспаться. Дыхание животных согревало воздух. А кормушку для скота можно было приспособить под колыбельку для новорожденного Иисуса.

Скорее всего, у Иосифа и Марии в Вифлееме были какие-то знакомые. Возможно, они перешли пожить к ним. Марии нужно было немного отдохнуть после родов, а Иисус был ещё очень маленьким, чтобы Его родители могли сразу же отправиться домой.

Когда малышу исполнилось 8 дней, Ему дали имя Иисус. Знаешь, почему Его назвали именно так? Так сказал назвать ребёнка ангел, который однажды явился Марии. В переводе на наш язык это имя означает «Бог спасает».

Иисус Спаситель для всего мира

Иосиф и Мария верили, что Иисус станет Спасителем для всех людей. И ты теперь это знаешь: Иисус Спаситель и для тех людей, которые жили раньше. И для тех людей, которые живут сейчас. И даже для тех, которые ещё родятся и будут жить на земле. Иисус Спаситель для всего мира (повесить Главную Истину на доске).

Может, ты думаешь: «А от чего нужно спасать всех людей? Почему Иисуса называют Спасителем?» Дело в том, что и ты, и каждый человек на земле рождается грешным. Из-за этого каждый человек успевает сделать много разных грехов. Эти грехи мешают человеку дружить с Богом. Поэтому Бог “разработал” замечательный план спасения для каждого человека на земле. Этот план имел «кодовое» название – «Иисус», что в переводе означает … запомнил? Да, Бог спасает. Рождение Иисуса на земле было частью этого плана. А что было потом, когда Иисус стал взрослым? … Да, Иисус умер на кресте за грехи всех людей на земле, потом воскрес. Иисус – единственный, Кто может забрать грехи человека, если человек этого захочет. Что человеку нужно сделать, чтобы Иисус забрал его грехи? … Да, признать себя грешным, поверить в Иисуса, попросить у Него прощение за свои грехи… И что происходит тогда? … Да, человек становится ребёнком Бога, Бог прощает человеку грехи. Другими словами, человек получает спасение. Ты можешь молиться обо всех людях, которые ещё ничего не знают об этом Божьем плане, чтобы Иисус Христос стал и их личным Спасителем. Ведь Иисус Спаситель всего мира!

Мария и Иосиф идут в Иерусалим

Я думаю, что Иосиф и Мария тоже молились о том, чтобы люди поверили в Иисуса как в своего личного Спасителя. Они были не очень богатыми людьми, но несмотря на это они хотели для своего Сына всего, что требовал закон Бога. А по закону, новорожденного первенца нужно было принести в церковь для благословения. Знаешь, кто такой первенец? … Это первый сын, который рождается в семье. Молитвой благословения ребёнка-первенца посвящали на служение Богу.

Ты видел когда-нибудь, как в церкви благословляют ребёнка? Как это происходит? … А почему папа с мамой хотят, чтобы их ребёнка благословили? … Да, они не просто посвящают своего ребёнка на служение Богу, они хотят, чтобы Бог помогал и охранял их ребёнка всю жизнь. Родители маленького Иисуса тоже этого хотели. Но своего первенца для молитвы благословения родителям разрешалось принести только на сороковой день со дня рождения. Это тоже было записано в законе Бога. Все эти сорок дней женщине не разрешалось приходить в церковь на служения и вообще куда-нибудь выходить из дома: женщина должна была отдыхать после родов. Но на сороковой день она уже могла прийти в храм. Ей нужно было принести с собой 2 подарка Богу, 2 жертвы: один подарок (это мог быть ягнёнок или молодой голубь) она несла Богу в знак своей благодарности за сына или дочку. А другой подарок (это был ещё один молодой голубь) она несла Богу в знак благодарности за восстановление после родов. Только после этого женщина уже могла регулярно посещать служения.

Ближайший храм находился в Иерусалиме. Это было приблизительно в восьми километрах от Вифлеема. То есть в Иерусалим можно было дойти пешком всего за несколько часов. И вот, когда Иисусу исполнилось 40 дней от рождения, Иосиф и Мария попрощались со своими знакомыми и отправились из Вифлеема в Иерусалим, чтобы зайти там в храм, а потом уже пойти домой в Назарет. Давай, и мы вместе с ними из Вифлиеема в Иерусалим «перейдём». Для этого мы с тобой поднимемся и будем идти по нашей комнате, а когда я хлопну в ладоши, всем нужно будет быстро сесть, но… обязательно не на своё место… Вот, теперь мы – в Иерусалиме.

Симеон благословляет Иисуса

В те времена в Иерусалиме жил один человек по имени Симеон. Он очень любил Бога. Он знал, что Бог пообещал людям Спасителя. И многие ждали, когда же это обещание сбудется. Симеон тоже ждал. Он был уже очень старым, а Спасителя всё ещё не было. Иногда Симеон думал, что скоро он совсем состарится и умрёт, не дождавшись Спасителя. Тогда Бог открыл ему, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит Спасителя собственными глазами. Старик Симе­он ожидал этого каждый день. Однажды Бог снова обратился к Симеону и сказал ему идти в храм. Симеон сразу же понял, что вот: наступил тот день, которого он так долго ждал! Теперь исполнится его мечта! «О, неужели я дождался? Неужели я увижу сегодня обещанного Спасителя?» Симеон поспешил в храм. Там он увидел, как Иосиф и Мария с ребёнком заходят в храм. Он почувствовал, что этот ребёнок и есть Спаситель, обещанный Богом. Он взял маленького Иисуса на руки и принялся громко славить Бога:

«Спасибо тебе, Господь! Ныне радуется сердце моё: я дождался! Теперь я могу умереть спокойно, потому что глаза мои увидели Спасителя, Которого Ты дал всем народам. И еврейскому народу, и всем другим. Ибо Иисус Спаситель для всех.»

Иисус Спаситель для каждого человека

Симеон радовался и славил Бога, потому что понял: Иисус Спаситель для всего мира. И ты это знаешь. Ты можешь славить Бога за это. Иисус Спаситель и для Украины, и для России, и для людей с белой кожей, и для людей с тёмной кожей, для молодых и пожилых, для всех стран и племён по всей земле. Иисус Спаситель для каждого человека.

Поэтому каждому человеку на земле нужно сделать этот выбор: поверить в Иисуса как в своего личного Спасителя или нет. Может, ты думаешь: «На земле так много людей, целые миллионы. Неужели Иисус может быть Спасителем каждого человека?» Возможно, ты думаешь так, потому что ещё не подружился с Иисусом. Подумай, что выберешь ты? Если ты хочешь, чтобы Он стал и твоим личным Спасителем, подойди после занятия – я расскажу тебе о том, как помолиться такой молитвой.

Знаешь, такой выбор нужно было сделать даже родителям Иисуса! Симеон понимал это. Он видел, как Иосиф и Мария были удивлены его словами. Поэтому после того, как он благословил их, он сказал Марии: «Тебе придётся много страдать за Сына, когда Он станет взрослым, потому что не все поверят в Него. Многим не понравится то, что Он будет говорить, и то, что Он будет делать. Его слова и поступки, вся Его жизнь будут раздражать многих людей, злить их, приводить в замешательство. Но Он – Спаситель для всех народов и для каждого человека. И каждому предстоит сделать выбор, поверить ему в это или нет. И никто не избежит этого выбора, даже ты, Мария».

Анна радуется рождению Иисуса

Люди в храме слышали молитву Симеона и подошли посмотреть на ребёнка Марии и Иосифа. (Вовлекайте детей) Давай и ты сейчас представишь себя одним из тех людей в храме. Давай разыграем эту часть истории, тебе нужно будет движениями показывать то, о чём я буду рассказывать. Те люди, наверное, стали переглядываться: «О, какая интересная молитва! Что же это за особенный малыш? Дайте взглянуть на Него!» Подошла и старая Анна. (Предложите кому-то из детей сыграть Анну, наденьте этому ребенку на голову покрывало ). Ей было уже 84 года. После смерти своего мужа она жила в храме. Там Анна служила Богу, молясь за других людей. Анна тоже почувствовала, что этот ребёнок и есть Спаситель, Которого она тоже давно ожидала. Знаешь, что она начала делать, когда поняла это?

(попросите ребёнка, который играет Анну, прочитать Лк.2:38)

Анна с восторгом рассказывала всем, кого встречала в храме, про ребёнка Иисуса и про то, Кем Он является! (поблагодарите детей за помощь).

Когда Мария и Иосиф выполнили все, что было нужно по закону, они с маленьким Иисусом вернулись в Назарет. Иисус активно рос. Скоро Он начал говорить первые слова и ходить. Он рос, как растут все дети. Он был таким же ребёнком, как и ты. Поэтому Он хорошо понимает детей. Теперь ты можешь вернуться на своё место. Давай сделаем это так, как и в прошлый раз: мы поднимемся, будем ходить по комнате, а когда я хлопну в ладоши, тебе надо будет быстро сесть на своё место.

Заучивание библейского стиха Лк 19:10

Введение и чтение:

Давай поиграем в игру. Она называется «Кто Он?». В этой игре нужно будет отгадать по буквам 2 слова (повесить на доске наглядность). Знаешь, что это за слова? Это то, Кем является Иисус. Например, Он – Учитель, Он – Царь царей, Он – Сын Бога. Когда ты отгадаешь эти слова, то сможешь добавить в этот список ещё одно определение. Я записала эти два слова черточками. Видишь? Одна черточка – это одна буква. Ты будешь называть какую-нибудь букву. Если она есть в этих словах, я напишу её над черточкой. Если таких букв несколько, я запишу их все.

Предложение-связка: Что у нас получилось? Сын Человеческий. Иисус – не только Сын Бога. Он – ещё и Сын Человеческий. Оба эти слова пишутся с большой буквы. А почему Иисуса называют Сыном Человеческим? … Да, и это был Божий план спасения.

Об этом написано в книге Луки. Открой свою Библию. Книга Луки какая по счету в НЗ? Да, третья. В книге Луки нужно отыскать 19 главу и в ней 10 стих. Если ты уже нашёл, помоги тому, кто ещё ищет. Что напоминают тебе первые три буквы в этом слове «Луки»? Да, а ещё есть такое оружие со стрелами. Как можно показать такой лук? Давай, когда мы будем говорить, где в Библии записан этот стих, будем показывать в руках лук, натягивая на нём стрелу. Теперь давай вместе прочитаем, что записано в Луки 19:10. Я выписала этот стих отдельно, на доске (открыть заранее написанный стих). Давай прочитаем его с доски:

«Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее». Луки 19:10

Объяснение и тренировка:

Смотри, здесь написано «пришёл». Как Иисус пришёл на землю, ты уже знаешь: Он родился на земле, как обычный человек. А потом? … А потом? … Да, а зачем это было нужно? Ответ записан дальше в стихе: «Чтобы взыскать и спасти погибшее». Как ты понимаешь слово «взыскать»? … Это искать и найти. А как ты понимаешь слово «погибшее»? Кто здесь имеется в виду? … Те люди, которые погибают. А какие люди погибают? … Да, те, которые не знают об Иисусе и Божьем плане спасения. Иисус пришёл для того, чтобы найти таких людей и спасти их, то есть рассказать им о Боге, чтобы люди могли принять решение стать Его детьми. Знаешь, через кого Иисус это делает? Да, через тебя и через других верующих, которые рассказывают об Иисусе.

Может, иногда ты не знаешь, как рассказать другому о том, во что ты веришь, какие слова говорить. На самом деле – это просто! Чтобы рассказывать об Иисусе, тебе не обязательно выучивать на память длинную речь. Ты можешь рассказывать своими словами о том, как ты подружился с Иисусом, о том, как Бог помогает тебе в жизни, что Он делает для тебя и для других христиан. Ты можешь пересказывать то, что запомнил на наших занятиях. Вот после этого занятия ты можешь рассказать о том, что Иисус Спаситель для всего мира, и объяснить своими словами, как ты это понимаешь. Может, тебе иногда бывает неловко рассказывать кому-то об Иисусе. Не стесняйся просить у Бога помощи делать это. Иисус хочет стать Спасителем для каждого человека.

Подумай, кому ты можешь рассказать об Иисусе. Кто эти люди? Папа, или соседский мальчик, или друг, с которым ты ходишь на тренировки. Давай сейчас повторим этот стих, и каждый раз вместо слова «погибшее» ты будешь говорить имя одного из этих людей, ведь Иисус – Спаситель и для них тоже (3 раза). (Добавьте также любой другой способ тренировки, в котором дети могли бы подвигаться). Рассказывая человеку об Иисусе, что ты можешь ему пересказать?

Другие части урока

Давай вот это предложение (показать на Главную Истину на доске) , которое мы сегодня часто повторяли, споём как песню, только мелодию к этой песне ты придумаешь сам. Предлагаю тебе взять простой рэповский стиль. Итак, 2 минуты на размышление! (Обычно дети любят рэп и предлагают хорошие варианты, по возможности, используйте все предложения, а также имейте в запасе свой вариант).

Игра на повторение «Классики»:

Я с тобой ещё в одну игру хочу поиграть. Она называется «Классики». Для этого нужно будет разделиться на две команды. А теперь придумайте название своим командам. Вот, я по очереди буду задавать командам по одному вопросу. Можно отвечать не сразу, а посовещаться с командой, как лучше ответить. Если ответ правильный, команда выбирает одного человека. Этот человек подойдёт к контрольной линии… Видишь, вот я её на полу нарисовала, и бросит мягкую игрушку на любой из квадратов, который ему понравится (заранее разложите на полу девять квадратов из картона 20*20 см ; разложите их в виде простого геометрического рисунка, но так, чтобы между ними оставалось пространство). Если игрушка «съедет» с квадрата, команда получает утешительные аплодисменты. Если нет, тогда нужно будет заглянуть, что написано с обратной стороны квадрата. Ну, что, начнём? Вопрос команде «…»!

Вопросы для игры:

  1. Кто благословил маленького Иисуса в храме?
  2. Сколько лет было Анне?
  3. В каком городе родился Иисус?
  4. Почему Анна в храме начала рассказывать всем об Иисусе?
  5. Почему Иисуса называют Спасителем?
  6. Как ты понимаешь предложение «Иисус Спаситель для всего мира»?
  7. Что записано в Луки 19:10?
  8. Что ты можешь делать для людей, которые ещё не познакомились с Иисусом?
  9. Кому ты расскажешь об Иисусе на этой неделе?

Надписи с обратной стороны квадратов:

  1. Браво! Браво! Браво!
  2. Приз «Три корочки»
  3. Расскажи таблицу умножения на 4
  4. Приз «Кукурузные палочки»
  5. Приз «Морские камушки»
  6. Всей командой без слов покажите верблюда
  7. Приз «Орешки»
  8. Вручить шоколадную медаль «Самый лучший метатель»
  9. Приз «Крекеры»

А чтобы тебе легче было рассказать другим об Иисусе, мы сделаем с тобой вот такую рождественскую открытку (покажите образец) . Видишь, на ней написано, что … давай вместе прочитаем … “Иисус Спаситель всего мира”. Когда ты подаришь человеку такую открытку, он тоже будет знать о том, что Иисус Спаситель.

Заключение

Конспект этого занятия можно разделить на 2 урока. Его можно также адаптировать под рождественский сценарий или рождественское семейное общение. Вот уже 25 лет я знаю, что Иисус Спаситель, что Он родился и для меня тоже. Это согревает моё сердце. Так же, как Симеону и Анне, мне хочется рассказывать об этом всем! И если благодаря этому занятию об этом узнает кто-нибудь ещё, я буду очень-очень счастлива! Другие конспекты занятий для Воскресной школы смотрите в нашей рубрике

Друзья! На нашем канале в Ютубе стартовал новый проект: Библейские уроки детям. Для детей и родителей – наша Воскресная школа онлайн! Хотите, чтобы изучение Библии стало увлекательным? Сожалеете, что не всегда понимаете сложные взрослые христианские проповеди? Нуждаетесь в том, чтобы кто-то объяснил библейские истории маминым языком? Не знаете, как применить библейские истины в обычной жизни? Заходите в гости, слушайте наши библейские уроки всей семьёй – и знакомые сюжеты оживут по-новому! Библия не устарела!

Рождественские посиделки

Такой праздник можно предложить малышам в детском саду, в классе, в клубе семейного досуга, в воскресных школах.

Праздник предусматривает чаепитие с рождественским угощением. Его ведут два ведущих и девочки-хозяюшки. В воскресных школах это могут быть представители от каждой школы, в общеобразовательных - от класса и т.д.

Предварительная подготовка к празднику предусматривает яркое праздничное оформление помещения, красивый эффектный пролог, выступление детей с рождественским поздравлением и колядками.

Кульминацией праздника станет концерт у елочки, подготовленный ребятами. Во время концерта дети наряжают елку рождественскими игрушками, изготовленными своими руками, следуя старинным славянским традициям.

Организаторам праздника важно не затянуть мероприятие. Регламент для малышей - до часа, для детей среднего возраста не более двух часов.

Организаторам следует предусмотреть рождественские подарки для всех детей и распечатки-памятки с рецептами блюд рождественского стола, а также рецепты изготовления рождественских игрушек.

До начала праздника гостей встречают девочки-хозяюшки, они приглашают их за стол.

ОФОРМЛЕНИЕ

Следует украсить помещение новогодними флажками, снежинками и т.п. Определить место сцены, где заранее установлена елка с огоньками, но без игрушек.

(Звучит колокольный звон. Выходят ведущие.)

ВЕДУЩИЙ 1:

Рождество Христово

Празднуем сегодня,

С песнями, весельем,

Елкой новогодней!

ВЕДУЩИЙ 2:

Спас пришел к народу,

Спас явился людям,

Слава в вышних Богу,

Всем спасенье будет.

(На сцене детский хор или вокальная группа без объявления исполняют песню «Рождество» )

Песня. Рождество.

Муз. А Паутова


1.

Пушистый снег покрыл поля,

Покрыл дремучий лес,

Уснула тихим сном земля,

Померкнул свод небес.

ПРИПЕВ:

Сегодня отдых от труда,

Забвенье всех забот...

Зажжется первая звезда,

И к нам Христос сойдет.

2.

Сойдет, чтоб в каждую семью

Внести покой и мир,

Всем благость проявить свою,

Устроить детям пир.

ПРИПЕВ

ВЕДУЩИЙ 1:

С праздником вас, ребята, и уважаемые взрослые!

ВЕДУЩИЙ 2:

С Рождеством Христовым!

ВЕДУЩИЙ 1:

25 декабря по старому стилю, 7 января - по новому согласно библейскому преданию в семье плотника Иосифа Пресвятая Дева Мария родила Иисуса Христа.

ВЕДУЩИЙ 2:

Чудесная Вифлеемская звезда появилась на небе, когда родился Спаситель.

ВЕДУЩИЙ 1:

Этот праздник, такой долгожданный и прекрасный, всегда встречают праздничным семейным обедом, нарядной елкой и рождественскими подарками.

ВЕДУЩИЙ 2:

Потому что Рождество - праздник верующих в Христа, а это значит, что Рождество - это добро и правда.

ВЕДУЩИЙ 1:

Уважаемые гости, все праздники всегда начинаются с поздравлений и добрых пожеланий.

(На сцену выходят девочки-хозяюшки.)

ХОЗЯЮШКИ:

1.

Гости жданные, красивые,

Дорогие, неспесивые,

Мы, хозяйки, хороши,

Всем вам рады от души!

(жест радушия)

2.

Мы пришли к вам не с помехою,

С угощеньем и потехою.

(девочки под фоновую музыку дружно выносят на столы какое-либо рождественское блюдо.)

3.

Наши гости, не стесняйтеся,

Угощеньем угощайтеся!

4.

Рождество! И всем понятно,

Что пора подать «Колядки».

ВЕДУЩИЙ 1:

Хозяюшки, а где же ваши «колядки»?

(девочки-хозяюшки выносят на столы мучное блюдо «Колядки»)

ХОЗЯЮШКИ:

1.

Все колядки на столе,

Вот кол яд очка тебе.

(дает ведущему пирожок-колядку)

ВЕДУЩИЙ 1 (берет пирожок):

Вот еще... Ну кто же не знает, что такое колядка? Это стишок или песенка, с которой идут в гости славить Христа и поздравлять с Рождеством, а хозяева благодарят колядников гостинцами. При чем тут пирожок?

ВЕДУЩИЙ 2:

Ну, что ты ____________ (имя ведущего 1).

Колядки - это традиционное рождественское блюдо. Это маленькие пирожки из пресного теста с разными начинками.

По традиции, колядники приходили в дом и, прославляя Христа, сначала одаривали всех своими колядками и пели песни-колядки, а потом уже и их благодарили гостинцами.

ВЕДУЩИЙ 1:

Девочки, расскажите нам про свои колядки и обязательно поколядуйте нам.

ХОЗЯЮШКИ:

1.

Мы - хозяйки на все руки,

Мы прогоним лень и скуку,

С тестом любим мы возиться,

Гостю есть, чем угоститься.

2.

Вот колядочки с капустой,

Угощайтесь, очень вкусно!

Тесто здесь ржаное, пресное,

Печь колядки интересно нам!

3.

У меня колядки с сыром

Угощайтеся всем миром!

4.

Я несу с картошкой,

И с пшеном немножко...

1.

Вы колядочки берите,

Нам «Спасибо» говорите.

А теперь нам, детвора,

Спеть колядочки пора!

(выходят колядники с вертепом и присоединяются к хозяюшкам. Они поют песню «Колядка»)

Песня «Колядка»

Воссияло солнышко во яслях на сене -

народился Божий Сын миру во спасенье.

Ночью студеной

зябнет Рожденный

Царь Царей всея Вселенной.

Славят Бога на небе ангельские хоры,

прославляет вся земля, и леса, и горы,

Славит дуброва

Бога Живого,

воцарение Христово.

Злые духи жалобно плачутся в пустыне,

человеки Рождеству радуются ныне:

Царь воцарился,

Бог народился,

во спасенье нам явился.

Ты, Мария-матушка, радости причина,

попроси у Господа, Вымоли у Сына

в жизни помогу,

в рай нам дорогу,

будем петь мы: слава Богу!

ЧТЕЦЫ:

1.

Ангел нынче нам спустился

И пропел: «Христос родился».

Мы пришли Христа прославить,

А вас с праздником поздравить.

2.

Посмотри, как ярко звезды

Светят миру там вдали:

Светят в них дары святые -

Для людей - благоволенье,

Мир и правда для земли!

От жестокости и бед,

Нас Христос спасает всех,

Милосердью учит нас,

К миру призывает Спас!

Знают взрослые и дети,

Для добра живем на свете!

Днесь святое Рождество,

На планете торжество!

Радуйтесь все люди,

На большой планете,

С нами Бог, Любовь и Правда

Христославьте, дети!

(Девочки-хозяюшки колядникам вручают подарки.)

ВЕДУЩИЙ 1:

Уважаемые гости, вы, наверное, обратили внимание на нашу елочку. Да, она светится яркими огоньками, но игрушек на ней нет.

ВЕДУЩИЙ 2:

И это не случайно. Елочка ждет подарков от ребят, наших веселых песен, танцев и настоящих рождественских игрушек, сделанных своими руками.

ВЕДУЩИЙ 1:

Мы начинаем праздничный рождественский концерт!

(У елки дети устраивают праздничный концерт. Участники концерта перед выступлением вешают на нее рождественские игрушки. Далее дети у елки водят хороводы, играют в подвижные игры и т. д. Уместно ввести в программу сказочных героев с Дедом Морозом и Снегурочкой. Они приходят к детям с поздравлениями и подарками (призами). Они же проводят музыкально-развлекательную программу у елочки. Подобрать программу можно в сценариях новогодних утренников.)

ФИНАЛ

ВЕДУЩИЙ 1:

Нашу елку нарядили,

Вам колядочки дарили,

Мы от всей души старались,

Стол накрыли, улыбались.

ВЕДУЩИЙ 2:

Вот такое Рождество,

В целом мире - торжество:

Песни, танец яркий,

У детей подарки!

ХОЗЯЮШКИ:

1.

Всем ребятам на прощанье

Адресуем пожеланья:

2.

Время даром не теряйте,

Добрым делом занимайтесь,

Не хитрите, не ленитесь,

Божьей милости просите.

3.

Будьте вежливыми сами,

Дома помогайте маме.

4.

И об этом помнить нужно:

Дорожите, дети, дружбой!

5.

Иисус Христос родился

И мир счастьем осветился!

6.

Так возрадуемся вместе,

Господу споем все песню!

(Дети все вместе заканчивают свой Рождественский праздник песней "Рождество Христово".)

Песня "Рождество Христово"

Рождество Христово,

Ангел прилетел,

Он летел по небу,

Людям песню пел:

«Вы, люди, ликуйте,

Все днесь торжествуйте,

Днесь Христово

Рождество!»

Пастыри в пещеру

Первые пришли,

И Младенца Бога

С Матерью нашли.

Стояли, молились,

Христу поклонились,

Днесь Христово

Рождество!

Все мы согрешили,

Спас, перед Тобой.

Все мы, люди, грешны,

Ты один святой.

Прости прегрешенья,

Дай нам оставленье,

Днесь Христово

РОЖДЕСТВО в воскресной школе 2013г.
1-й ребенок. Две тысячи лет прошло с той ночи, когда родился Бог и земля наконец обрела мир. Теперь Он с нами среди тревог и суеты, всегда в наших сердцах. И мы всегда можем обратиться к нему в молитве!
2-й ребенок. До сих пор мы помним эту историю и каждый год она согревает наши сердца. Мы помним о том,
Как, проповедуя любовь и правду Божества,
Он каждый год рождался вновь на праздник Рождества.
Давно погасла в зимней мгле Восточная звезда,
Но не забыто на земле Рождение Христа.
Рождественский тропарь

Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови свет разума:
В нем бо звездам служащий
Звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды,
И Тебе ведети с высоты Востока:
Господи, слава Тебе!

Слово настоятелю о. Алексию.

Кто того от века ждал?
Кто не удивился?
Бог сначала мир создал,
Сам потом родился.
Перед Ним Звезда текла
От высот востока,
И сердца волхвов зажгла
Верою глубокой.
И искать они пошли
Не царя земного,
Там, где жили пастухи,
В яслях было СЛОВО!

1. Вначале было СЛОВО!

2. И СЛОВО было у Бога!

3. И СЛОВО было – Бог!

Рождественский кондак

Дева днесь Присущественнаго раждает
И земля вертеп Неприступному приносит,
Ангели с пастырьми славословят,
Волсви же со звездою путешествуют:
Нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

МОНТАЖ
1.Мало мы живём на свете, мы не взрослые, а дети.

Но уже мы знаем много о любви великой Бога.

2.Но земле грехи царили, очень плохо люди жили.

Все дрались и воевали, но всегда чего-то ждали.

3.Ждали, что придёт Спаситель, всех недобрых Примиритель.

Было долгим ожиданье, все устали от страданья.

4. Но Господь любил несчастных на путях земных, опасных.

Велика Господня милость: в мире чудо совершилось.

5. Мрак ночной на дол ложился. В эту ночь Христос родился.

Мать достала полотенце - спеленать Христа-Младенца.

6. И пещера, где ягнята, стала радостью богата.

В Вифлееме люди спали, ничего о том не знали.

7.В небе звёздочки, как свечи. Пастухи пасли овечек.

Вдруг всё небо осветилось - Божье воинство явилось

8. Возвестить о Божьем чуде, чтобы радовались люди.

Пели: "Слава Богу в вышних!" На земле не будет лишних:

9. Мир, любовь, благоволенье - примет каждое селенье.

В светлой радости и вере пастухи пошли к пещере.

10. Звёзды в небе не угасли. Для Христа - овечьи ясли.

Вызывает удивленье это дивное смиренье.

1. Мы не взрослые, а дети, но живём всегда во Свете

Вместе: Пусть небесный Свет меж всеми будет здесь, как в Вифлееме.

СЦЕНКА [Дети у елки]

Мария:
Смотри-ка, Петя, какая елка!
И как красиво все кругом!
Подарков интересных столько!
Давай сейчас их разберем!

Пётр:
Давай скорее открывать!
Не терпится мне поиграть.

Мария:
Какая кукла!
Бантики какие!
На платье, на туфлях, на волосах!
Большие глазки голубые.
Сережки чудные в ушах!
Любимой будет куколкой моей
Играть я не устану с ней!

Пётр:
А, Библия с картинками большими
Здесь Ной, Адам и Божья звезда!
Отныне с книгами моими
Ее поставлю навсегда!

Мария:
А мне понравился тот Волхв:
. Ну покажи опять его!

[Появляются Волхвы]

Волхвы:
Вас поздравляю с Рождеством -
Любви Господней торжеством!

Мария:
Ой! Кто это пришел сюда!
Мы их не знали никогда!

Пётр:
[тихо] Похож он на Волхва того
А вместе с ним друзья его.

Волхвы:
Да, мы Волхвы.
К Христу идем!
Подарки Господу несем!

Пётр:
Я знаю, Бог нам подарил
Иисуса в бедной колыбели!
Добру Он всех людей учил!
И ангелы на небе пели!

Мария:
И яркая звезда горела
На небосводе голубом,
Вся добрая земля хотела
Склонить колени пред Христом!

Волхвы:
Мы собрались на день рождения
Христа, подаренного нам!
Он - Божье всем благословение.
Пришли мы с этой вестью к вам!

Волхвы:
А, как должны мы поступать,
Чтоб Господа не огорчать?

Мария:
Иисуса мы должны любить,
В любви Господней вечно жить!

Пётр:
Любить родителей, родных
Всегда заботиться о них"

Волхвы:
Вы верно, знаете писание.
Господь нам Сына подарил,
Чтоб через тяжкие страдания,
Он зло добром лишь победил!
Добром все злое победить
Иисус нас научил!
Всегда в душе своей хранить,
Все то, что нам Господь вручил!
Ну, ребята, нам пора,
А вас, наверно, ждет игра.

Рождество – светлый, радостный праздник! Мы наряжаем елочку, украшаем ее макушку сверкающей звездой, зажигаем на ней разноцветные фонарики. А сейчас мы с вами посмотрим, знаете ли вы, чего на елке не бывает?

ИГРА «Чего на елке не бывает?»
(если бывает - хлопок, если нет - тишина)

Вот и праздник наступил,
Каждый елку нарядил.
Кто, ребята, подтвердит-
На ветвях ее висит:
Звездочка-верхушка?
Звонкая хлопушка?
Петенька-Петрушка?
Мягкая игрушка?
Белые снежинки?
Яркие картинки?
Шар из паутинки?
Старые ботинки?
Плитки-шоколадки?
Кони и лошадки?
Зайчики из ватки?
Варежки-перчатки?
Красные фонарики?
Хлебные сухарики?
Яркие флажки?
Шапки и платки?
Яблоки и шишки?
Колины штанишки?
Вкусные конфеты?
Свежие газеты?

А вот чем на самом деле мы украсим елочку:
"Рождественская елка".
Мы украсим елочку
Яркою звездой,
Оплетем мы елочку
Нитью золотой.
Как красив на елочке
Праздничный наряд!
На ее иголочках
Огоньки горят.
И на сердце сладостно,
Весело, светло.
День сегодня радостный –
Христово Рождество!
Поздравляем с праздником,
Хотим вам пожелать
Здоровья, счастья, радости
И Божью благодать.

Песня «Рождество снова к нам пришло».

Звучит торжественная музыка.
Появляется ангел, одетый в белые одежды, озаренный лучами света.
Ангел
Пастыри! Не бойтесь понапрасну,
Радость я великую принес!
Этой ночью благодатной, ясной
В мир пришел Спаситель наш Христос!
Младшая группа поет колядку «Ангели в небе».


Наступил долгожданный срок!
Славьте Бога! Господь родился!
С человеками – вечный Бог!

Бог Великий лежит в вертепе,
Наш Творец, искупивший нас.
Пойте, Ангелы, Богу на небе,
Пойте люди, родился Спас!

Свою песню, которую он написал к Рождеству исполнит наш воспитанник Максим Соколов.

Песня «Хлопья снега в ночной тишине».

А сейчас я приглашаю всех посмотреть кукольный спектакль «Рождественский колобок».

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР «КОЛОБОК»

КОЛОБОК
(сценка на Рождество)

Куклы: Бабушка, Колобок, Заяц, Мышка, Лиса, Пес-Барбос, Ангел

Действие первое

Избушка, старушка

Бабушка (Б).- Приближается Рождество. Снегу-то намело! А в сердце тепло. В такой праздник хочется сделать что-то очень приятное. Побалую-ка я внучат пирогами, и не простыми, испеку Колобка. Пусть будет как в сказке! Только он будет Рождественский…

Музыка (Бабушка как будто что-то делает руками, из-под ширмы поднимается по чуть-чуть Колобок).

Б. Какой красавец удался - Колобок румяный бок! Полежи тут, остыть немножко.

Бабушка уходит. Музыка, появляется Колобок.

Колобок (К) - Интересно, что это за праздник такой - Рождество? Мне так не терпится узнать ответ. Пока Бабушки нет, сбегаю, спрошу у кого-нибудь и сразу же назад.
(Избушка убирается)

Действие второе

Под музыку, немного печальную идет навстречу Заяц, плачет

К.- О, Зайка - попрыгайка, почему ты плачешь?

Заяц(З)- Как же мне не плакать? Я скакал по лесу, убегал от лисы, перепрыгнул канавку, подвернул лапку. Мне на лапку не ступить, как я дальше буду жить?!

К.- Не плачь, может, я могу помочь, покажи свою лапку. (Заяц протягивает лапку) Чик и готово!
(Дергает за лапку и как будто вправляет ее).

З. Спасибо, Колобок-румяный бок! Ты настоящий друг.
Посмотри, как я могу
поет - Вправо, влево повернись,наклонись и поднимись
лапки кверху, лапки вбок и на месте скок, скок, скок!
- Может теперь я тоже смогу тебе чем-нибудь помочь?

К. - Бабушка сказала, что наступает праздник Рождества. А что это за праздник я так и не понял.
З - А, Рождество - такая булка!
К.- Булка? Значит это я?!
З- Что значит я? Я бывают разные!
К- Я эта самая булка! Я эта самая булка! Значит это День моего рождения.
Заяц обходит колобка и рассматривает его со всех сторон.

З- Интересно, почему тогда весь мир празднует твой День рождения? Ты что такой знаменитый?
К- Нет, меня Бабушка только сегодня испекла. Она сказала, что я Рождественский.
З.- А, наверно она испекла тебя на этот праздник для своих внуков.
К.(немного печально)- Значит это не мой День рождения.

Действие третье

Музыка.Появляется Мышка.
Мышка(М) Рождество, Рождество - чудный праздник детей и взрослых
Мир и радость оно принесло
Ля, ля, ля, ля, ля, ля Рождество!

Колобок и Заяц - Мышка, привет!
М.- Привет ребята, с наступающим вас праздником!
З.- Спасибо!
К.- Мышка, ты пела очень красивую песню про Рождество.
М.- Да, да!
К.- А что это такое Рождество?
М (жестикулируя, пританцовывая, в общем, со знанием дела)- Рождество, ну это такой большоооооооооооой праздник. Это много подарков, много сладкого, много игрушек. Все танцуют, поют, много едят и еще это такая нарядная елка, вся такая в огнях, в гирляндах!
З.- Может это День рождения елки? Если бы у меня был День рождения, я бы обязательно тоже нарядился как елка!
К.- А разве у деревьев бывают Дни рождения?
М.- Хи-хи-хи-хи, ой, насмешили (падает от смеха), хи-хи-хи-хи-хи, сегодня у елки, а завтра у дуба.хи-хи-хи-хи! С вами весело, ребята, только у меня очень много дел. Желаю удачи.
Все- до свидания.
К.- Значит это не елкин День рождения. Столько ответов на один вопрос, но где же правильный?

Действие четвертое

Звучит вкрадчивая музыка. Появляется Лиса-краса. Пританцовывает, поет песню.
Лиса (Л)- Рождество, Рождество - чудный праздник детей и взрослых,
Мир и радость оно принесло Ля, ля, ля, ля, ля, ля Рождество!

Заяц, видя Лису опускает ушки и начинает дрожать от страха.

Л.- Не боись, косой, в этот праздник я зайцев не ем, делаю одни только добрые дела: взрослым уступаю, маленьких не обижаю и, в целом, на меня не пожалуешься! Я вся такая добрая, такая вежливая!
К- А ты только в этот день делаешь добрые дела?
Л- Нет, есть еще несколько праздников, но Рождество- особенный день!
К.- Лиса, а что в нем особенного в этом дне?
Л- В этот день люди зачем-то выворачивают дубленки наизнанку, ходят от дома к дому с большими мешками и кричат "ДАВАЙТЕ НАМ БЛИНЫ"И все время зовут какого-то Коляду. Думаю, что этот самый Коляда раздает им блины.
К.- Может это день голодных людей? Так причем же здесь Рождество? Я совсем запутался.
З- Подождите, я вспомнил, я вспомнил! (прыгает от радости)
Все - что ты вспомнил, косой?
З- Я, кажется, знаю у кого мы все можем узнать он нас точно распутает.
Л- Говори скорей, не задерживай, мне не терпится узнать всю правду!
З- На окраине деревни живет старый пес-Барбос. Зимой, в большие морозы он нас с братишками пускает в дом погреться. У него большая будка, там тепло. Знаете, какие у него очки! Знаете какой он умный! Он точно знает все.
К- Так веди нас к этому Песу-Барбосу!
З- Забыл сказать одну очень важную деталь: он от старости почти глухой, ему нужно в самое ухо кричать. Музыка

Действие пятое

Будка. Музыка "барбосовская"
Барбос (Б)- Что-то никто не заходит к старому Барбосу. Бывало зайчата забегут погреться. Все забыли старика.
Появляется шумная компания. Толкают друг друга, шумят например, не толкай меня, нет ты первый меня толкнул
З- Привет дедушка, давно мы не были в гостях у тебя!
Б- А, Зайка-попрыгайка, пришел с друзьями погреться, заходи, заходи.
З(громко в ухо)- Мы к тебе по делу!
Б- Не кричи, я не глухой!
К- Что такое Рождество?
Б- Спасибо, я уже завтракал!
З- Ему нужно в самое ухо кричать.
К- Дедушка, что такое Рождество?
Б- Как говоришь, Рождество? Минуточку, минуточку. Я, кажется, что-то начинаю припоминать. В детстве, когда я был еще маленьким, мой дед поведал одно предание, которое передал ему его дед, который получил его в свою очередь от своего прадеда, доставшееся ему от своего прапрадеда, так вот дело было так: Мой прапрапрапрапрапрапрадед помогал пастухам пасти овец. Однажды пастухам явился Ангел…
Звучит торжественная музыка. Появляется свет и Ангел в нем
Ангел (А) - Не бойтесь, ибо я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне в городе Давидовом родился Спаситель, который есть Христос господь!
Хор -
Слава в вышних Богу
И на земле мир,
В человеках благоволение.
Б- И все слышавшие дивились тому, что рассказывали пастухи.
К- Вот так история! Сам Господь родился в этот день! Вот это праздник! Спасибо дедушка за благую весть!
Б- И вам доброго Рождества.
З- До свидания!
Б- Да, снегу много навалило!
Музыка. Уходят
Л- Я вспомнила слова песни! Давайте споем ее вместе!
Все- Давайте!
Поют песню
К- Я поспешу домой, Бабушка заждалась меня.
З- И меня мама наверно ищет.
Л- Счастливого Рождества, ребята!
Уходят под музыку

Действие шестое

Избушка, Старушка
Б- Я знала, что в Рождество происходят чудеса, что Колобок румяный бок не станет долго лежать на окошке. А вот и он сам
К.- Бабушка, я был такой глупый, думал, что Рождество - это День моего рождения, а потом, что это День рождения елки, и еще всякое разное, а оказалось - это рождения нашего Спасителя. Прости меня, пожалуйста, за то, что я без разрешения ушел, мне так было интересно.
Б - У меня не было ни грамма сомнения, что так и будет, поэтому испекла еще много пирогов. Скоро приедут внучата, будем вместе пить чай, кушать пироги и слушать историю о рождении нашего Спасителя.
К- И я вместе с вами буду слушать?
Б- Конечно и ты вместе с нами будешь пить чай и слушать.
К- Бабушка, какое счастье!

Ребята, а сейчас давайте с вами повторим рождественскую историю. На нашей ширме вы видите звездочки, на каждой из них вопрос о Рождестве. Справитесь? Ребята по одному подходят и отгадывают рождественские загадки.
Молодцы, вы хорошо знаете историю праздника. Выходит младшая группа.

А теперь скажите мне,

В чем мы видим красоту? –
В подражании Христу.
Если хочешь быть красивым,
Говори всегда спасибо.
В этом слове – слова два,
Очень важные слова.
Слово первое – спаси.
Говоря его – проси,
Чтобы милостивый Спас
Всех помиловал бы нас.
А второе слово – Бог.
Его просим, чтоб помог
Нам послушными расти,
Крест достойно свой нести.

Звучит музыка. Дети получают подарки и проходят на рождественскую трапезу.