Конспект занятия по неживой природе в средней группе:"Плавает - тонет". Конспект по опытно-экспериментальной деятельности средняя группа «Тонет-не тонет Игра тонет не тонет с водой

сегодня тема «тонет - не тонет» (мокрый - сухой) (растворяется - не растворяется")

Тема обширная. думаю можно сделать ее в 3 дня. можно и за один конечно провести. Но впереди выходные как раз удобно на 3 дня поделить. Хоть тема и не тяжелая совсем. одно вытекает из другого что бы потом не повторяться решила соединить их.

План:

Для тех кто будет заниматься по нашим ТЗ план и материалы ниже.

План:

1. Знакомство с понятием ««тонет - не тонет» (мокрый - сухой) (растворяется - не растворяется") » на опытах т.е наглядко демонстрируя. + картинки, книжки, методички.

2. игры на тему (тут в этой теме п.1 и 2 по сути общие т.к знакомство в теории тут не получится, а только уже в игровой форме)

3. Игры с повторением предыдущей темы(тем) - повторяем

- Большой маленький. - предметы которые мы с опытах будем использовать сравниваем

- одинаковые - предметы которые мы с опытах будем использовать сравниваем

- день и ночь - тут обязательно на уличу смотрим.

- один - мало - много

- Горячо - тепло - холодно (вода горячая, или холодна и т.п)

(можно в картинках так же) пункт обязательный!

4. Память (внимание, логика) - в каждом занятии обязательно будем тренировать. (можно что-то прятать, находить, думать) - например, показать что мама бросает в воду 3 игрушки которые утонули. пусть ребенок вспомнит какие.(если в ванной утонули то их не видно через воду и т.)

5. Творчество - любые задачи на закрепление материала.

6. Письмо (тут обычно предлагать задания ребенку что бы он рисовал линии прямые, кривые те которые требуются для его развития на данном этапе) это может быть как карандаш, мел, краски и т.п

============================================

примерные варианты занятий:

т.к тема общая ниже лишь общие примеры, проводя их и иные которые вы сами придумаете ОБЯЗАТЕЛЬНо вспоминайте о том что нужно затронуть все пункты темы!!! Например: бросили игрушку в воду, определили что она сухая, вытащили из воды и определили что уже мокрая. вытираем полотенцем - оно было сухое, после вытирания игрушки стало мокрым. то же самое с растворяется или нет. Конечно же сразу вспоминайте о ранее пройденных темах и в процессе игры задавайте вопросы«где у нас одинаковые шарике в воде? давай выловим только их!» или «где большие игрушки и т.д»

Эти понятия помогут ребенку больше понимать вас при следующих упоминаниях их в вашей речи.

=============================

ТОНЕТ - не тонет (Мокрый - сухой)

Поэкспериментируем со свойствами тел в жидкости. Сделаем медузу из полиэтиленового пакета и опустим ее в бутылку с водой. А теперь самое время вспомнить про мелкую моторику и покормить медузу крупой.


=============================

Этот трюк основан на способности различных веществ тонуть или плавать в зависимости от их плотности. Вещества с меньшей плотностью плавают на поверхности более плотных веществ.

=============================================================

Для эксперимента понадобятся два сырых яйца и две банки с водой

===========================================================

Прочитайте Вашему ребенку стихотворение А.Л. Барто «Мячик»:

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Проверьте с ребенком, тонет или плавает мяч?

Предложите ребенку проверить и другие предметы.


«Ловим шарики»

Вам понадобятся маленькое ситечко, 10 теннисных шариков, миска. Предложите малышу выловить шарики при помощи ситечка и положить их в миску. (можно это же в ванной делать)

==========================================================

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА КНИГУ! надо поискать мне такую)))))

Опыт. Проверка плавучести

материал:

миска с водой, различные предметы из металла, пластика, дерева и вообще все что попадется под руку

Ребенку предлагается множество предметов разной велечины и сделанные из разных материалов. Некоторые предметы тонут, некоторые плавают. Перед тем как опустить предмет в воду, я задавала Степе вопрос как он думает будет ли этот предмет плавать или же он утонет, легкий он или тяжелый?

Опыт. Пловец

Материал: емкость с водой и две ложки: металлическая и деревянная.

Показываю две ложки, железную и деревянную - обсуждаем какая ложка из чего сделана и думаем какая из них утонет, а какая будет плавать.

Скрепка против скалки(большой против маленького)

==================================================

Вам понадобится:

Уксус + Сода пищевая + пищевой краситель + Вода.

В стаканчики наливаем воду на 2/3 и 1/3 уксуса. В ложках растворяем краситель и насыпаем соду. Желательно это все делать на подносе или в тазике. Почему? Увидите)))

============================================

РАСТВОРЯЕТСЯ - НЕ РАСТВОРЯЕТСЯ

итак, перед вами шесть тарелок с крупами и шесть стаканов с теплой водой

Соль, вермишель, сахар, рис, кофе, греча

Дидактическая игра для детей подготовительной группы "Предметы тонут ли не тонут?"

В эту игру можно играть как в ДОУ, так и на дополнительных занятиях в учреждениях дополнительного образования, в начальных классах школы, а также в домашних условиях. Я применяю игру в совместной игровой деятельности детей, в организованной деятельности (на занятиях) по ознакомлению детей с окружающей миром.
Цель и задачи:
Формировать представления о воде и о физических свойствах предметов, изготовленных из разного материала (камень, пластмасса, стекло, металл, дерево)» предметы тонут или не тонут; легкие или тяжелые; развивать творческое мышление через познавательно- исследовательскую деятельность и познания окружающего мира, формировать умение устанавливать причинно-следственных связей между свойствами материала и способами его использования (тяжелые предметы из металла, стекла, камня тонут, а легкие предметы из дерева и пластмассы не тонут); закреплять умения ориентироваться в пространстве (на бумаге); совершенствовать коммуникативные навыки через общение с детьми и взрослым: формировать умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Материал: карточки с изображением предметов из камня, дерева, стекла, металла и пластмассы и пр., поле «Из чего сделаны предметы», «Тяжелые- легкие», «Тонет- не тонет»

Ход игры:

Вариант №1 (игра проводится с 1 ребенком)
Взрослый(педагог или родитель) раскладывает перед ребенком карточки и предлагает рассмотреть картинки с изображением разных предметов, а затем разложить:
1.на поле «Из чего сделан предмет?»


2.на поле «Легкий или тяжелый»


3.На поле «Тонет этот предмет или нет?»


картинки:





Вариант №2
В данном случае игру можно проводить, применяя интерактивную педагогическую технологию "По цепочке" (дети по очереди раскладывают карточки)
Вариант № 3
Все игры проводятся по принципу игры-лото, тогда нужно подготовить любую их этих игр на каждого игрока. Карточки перемешиваются и раздаются детям, ведущий (ребенок или воспитатель) называет каждое действие по порядку или показывает карточку с изображением, дети- игроки закрывают на карточке –поле окно, соответствующее названной последовательности или показанной карточке. Выигрывает и получает фишку- поощрение тот, кто первым закроет все поле и правильно назовет последовательность, изображенную в игре.


Игру можно проводить с детьми используя интерактивную педагогическую технология "В парах"(дети раскладывают карточки работая в паре) В этом случае побеждает и получает капельку, пара которая первой справиться с заданием
Вариант №4 (на усложнение)
В игре добавить карточки картинки с изображением предметов из ткани, бумаги и пр., попросить ребенка подумать и разложить их в нужное место
Вариант №4 (на усложнение)
В игре добавить карточки картинки с изображением предметов из ткани, бумаги и пр., попросить ребенка подумать и разложить их в нужное место

Лиля Савчук

игра-эксперимент с водой

Форма организации : подгруппа 6 человек

Задачи :

- образовательные : расширять представления о свойствах воды : тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы)

- развивающие : развивать словарь и диалогическую речь : отвечать на вопросы, не повторять реплики детей; развивать тактильно - кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук; развивать интерес к экспериментированию; закрепить понятие о свойствах предметов; развивать логическое мышление

- воспитательные : воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность (повторить правила игр с водой , поддерживать позитивное настроение

Цель : приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу : тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.

Оборудование и материалы : Демонстрационный материал : большая прозрачная емкость, сачок, камни, песок, бумага, пенопласт, деревянные предметы, металлические предметы, пластмасса, стекло. Раздаточный материал : одноразовые прозрачные стаканчики, ложки, все предметыпо1 штуке, таблица с картинками на каждого ребенка.

1. Сюрпризный момент : бутылка с запиской внутри. Содержание записки :

«Спасите. Потерпел крушение. Сижу на острове. Помогите построить корабль. Капитан Врунгель.»

Воспитатель : Ребята, прежде чем построить корабль нам нужно определить какие предметы плавают, какие тонут. Мы сейчас отправимся в нашу лабораторию и проведем эксперимент.

У меня на столе стоит большая емкость с водой , а у вас прозрачные стаканчики, у меня сачок, чтобы доставать предметы, а у вас ложки. На столах у вас тарелочки в них предметы, необходимые для нашего эксперимента.

Воспитатель берет первый предмет (стеклянный шарик) опускает в воду.

Воспитатель : Что произошло с шариком?

Дети : Он утонул.

Воспитатель : попробуйте сделать тоже самое, может у вас будет иначе.

Воспитатель берет следующий предмет (деревянный кубик) опускает в воду.

Воспитатель : Что произошло? Предмет утонул или нет?

Дети : Можно сделать вывод, дерево в воде не тонет .

Все по очереди опускают предметы в воду, наблюдают. Какие предметы тонут, а какие нет.

Воспитатель : Ребята чтобы не забыть, мы отметим на своих карточках, что тонет , а что нет. Если предмет утонул, рисуем стрелку вниз, если предмет остался на плаву, рисуем стрелку вверх, если предмет сначала плавал, а потом утонул, рисуем две стрелки, одна вверх, другая вниз. После каждого проведенного опыта, дети фиксируют результат в карточке. В конце эксперимента делают вывод : какие предметы тонут, какие нет и почему?

Можно подвести итог : Тяжелые предметы тонут, легкие нет.

Воспитатель : Чтобы помочь Врунгелю, мы с вами превратимся в мастеров и сделаем кораблики. Дети выполняют в технике оригами свои корабли. Каждый ребенок придумывает своему кораблю название.

Воспитатель : Сколько корабликов мы сделали для капитана Врунгеля. Он сам выберет, какой ему больше нравится. И приплывет к нам в гости. А мы сейчас с вами посмотрим мультфильм про смелого капитана.

Для этого нам необходимо; предметы, разложенные в коробочках на подгруппу детей :

На каждого ребенка формуляр для заполнения. Имя ребенок пишет сам печатными буквами :

Сначала воспитатель показывает что и как делать, дети наблюдают.





Потом подгруппа детей выполняет, другая наблюдает



дети меняются местами, кто наблюдал выполняет задание,и наоборот.



После опытов ребята записывают результаты



Вот такие мы опытные экспериментаторы!

Галина Игнатова
«Тонет - не тонет». Конспект занятия по познанию для старшей группы

Цель :

Продолжать знакомить детей со свойствами разных материалов (какие предметы тонут, а какие держатся на поверхности воды) . Объяснить, как люди используют свойства предметов – не тонуть (держаться на поверхности воды) и тонуть (идти ко дну) .

Развивать монологическую и диалогическую речь.

Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

Побуждать высказываться на темы из личного опыта.

Активизировать прилагательные. Уточнить и закрепить правильные окончания слов.

Материалы : кусочки мыла, бумаги, ткани, бутылочные пробки, круглые свечки, кусочки дерева и коры, пластилина, деревянная и металлическая ложки, монеты, пластмассовые фигурки. Тазик с водой. Два надутых воздушных шарика. Иллюстрации с изображением детского надувного круга, нарукавников для плавания или реальные предметы. Фотографии якоря, людей, плавающих в мертвом море.

Предварительная работа : Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» (в обработке А. Н. Толстого) .

Ход занятия

На столе у воспитателя лежит много разных предметов, необходимых для проведения занятия . Ребята, вам наверно очень интересно узнать для чего я это все приготовила. Так вот, прежде чем мы начнем об этом говорить, послушайте стихотворение про двух лягушек. Это стихотворение для вас написала Н. Матвеева. Называется оно «Нерешительные» :

не лодка, не плот,

А старая бочка плывет !

Вскочили на бочку.

Зачем? Для чего?

Для просушки!

И снова попрыгали с бочки.

Зачем? Для чего?

Для промочки!

Не могут лягушки решить :

В воде или в сухости жить?

Ребята, а вы видели лягушек? А кто из вас знает, что еще может плыть по реке, куда еще могут запрыгнуть нерешительные лягушки. (Ответы детей) .

Чтобы проверить ваши версии ответов, я предлагаю вам провести испытание предметов, которые лежат у меня на столе.

Сейчас я буду показывать вам предмет, а вы будете мне говорить из какого он материала, тонет ли он , или не тонет , и сразу же будем проверять, правы вы или нет.

Воспитатель проводит эксперимент с погружением разных предметов в воду :

По очереди опускает в тазик с водой кусочки дерева, бумаги, мыла, пластилина, свечки, пробки, пустую и полную пластмассовые бутылки, металлические монеты, камешки и т. д. После этого предлагает детям разделить эти предметы на две группы – те , которые тонут, и те, которые не тонут в воде.

Ребята, как вы думаете, почему одни предметы плавают, а другие тонут. (Ответы детей) . Правильно! Предметы, которые не тонут, легче воды, те, которые тонут – тяжелее. Люди уже давно заметили, что есть предметы, которые в воде не тонут : ветка или ствол дерева, деревянная палка или доска не опускаются на дно, а плавают на поверхности и могут помочь людям удержаться на воде. Именно из дерева делали первые лодки и корабли. Такое свойство некоторых материалов «не тонуть» используется при изготовлении судов, плотов, корабликов. Но если ствол дерева или ветка очень долго находятся в воде, то они начинают подгнивать и тогда они заполняются водой, становятся очень тяжелыми и тонут. Это опасно для человека. Так, например, купаясь, можно наткнуться на такую ветку и пораниться.

А теперь скажите мне, могут ли пригодиться предметы, которые тонут в воде? (Ответы детей) . Посмотрите вот на эту картинку. Что это такое? Правильно, это якорь. Для чего якорь нужен на корабле? (Ответы детей) . Якорь, ребята, очень тяжелый. Кто знает, из чего он сделан? Да, его отлили из металла. А мы с вами узнали, что предметы из металла тонут в воде. Так как якорь очень большой и тяжелый, то, опустившись на дно, удерживает лодку или корабль на месте, не дает им уплыть.

Ребята, вчера мы с вами читали русскую народную сказку «Пузырь, соломинка и лапоть» . Почему лапоть предложил переплыть речку на пузыре? Что такое пузырь? (Ответы детей) Пузырь ребята, это шарик, который наполнен воздухом. Давайте посмотрим, что же будет, если мы опустим его в воду? (Шарик плавает) Воспитатель пытается силой его опустить, он все равно выскакивает из воды. А теперь давайте сдуем шарик и вновь опустим его в воду. Шарик тонет . Почему так происходит? Что не позволяет надутому шарику утонуть? (Воспитатель показывает одновременно два шарика – надутый и не надутый) . Чем отличаются эти шарики? Правильно! В надутом шарике есть воздух, а в не надутом его нет. Воздух, ребята легче воды и именно воздух не дает надутому шарику утонуть.

После этого воспитатель показывает иллюстрации с изображением детского надувного круга и нарукавников для плавания (или сами предметы, спрашивает, знают ли они, что это такое, для чего их используют. Почему перед тем, как идти в воду купаться, круг и нарукавники надо обязательно надуть. Уже очень давно люди заметили : если надуть воздухом непромокаемую шкуру и зашить ее так, чтобы воздух не выходил, то она не утонет . Так появился первый надувной круг. Только плавали не в нем, а на нем. С помощью шкуры, наполненной воздухом, можно держаться на воде очень долго, самое главное – не выпускать ее из рук. (рассказ воспитателя из детства о надувании наволочки для плавания) . Но это не очень удобно. Тогда люди придумали надувной круг; потом надувной жилет, а потом и надувные нарукавники. В этом случае необходимо всегда следить за тем, чтобы не появилась хотя бы очень маленькая дырочка, через которую может выйти воздух. Потому что без воздуха ни круг, ни жилет, ни нарукавники нам уже помочь не смогут. Сейчас уже есть спасательные жилеты в которых не воздух, а пенопласт – пластмасса, наполненная пузырьками воздуха. Такие жилеты и нарукавники более надежные, потому что все пузырьки не могут сдуться. Однако хранить такие спасательные круги и жилеты труднее, они занимают много места.

А еще ребята, есть такое море, в котором даже человек может спокойно лежать на поверхности. Оно называется - Мертвое море. Вода в нем очень и соленая. В этом море нельзя утонуть потому, что вода в нем очень соленая, а значит, очень плотная.

Значит, мы можем сделать вывод о том, что не тонут те предметы, которые сделаны из материалов, которые легче воды. А тонут те, которые тяжелее воды.

Давайте еще раз рассмотрим предметы, которые у меня на столе. Становитесь в рассыпную. Я буду показывать, а вы будете называть из чего он, и тонет или нет . (Показ предметов) Если предмет тонет , то вы присаживаетесь, если нет, то остаетесь стоять. Все поняли. Тогда иначинаем.

Молодцы, ребята! Хорошо все запомнили. А теперь давайте поиграем в игру, которая так и называется «РАЗДУВАЙСЯ ПУЗЫРЬ»

Задача : научить ребенка выполнению двух ролей – приглашающего в круг, дать возможность проявить внимание к другим детям и почувствовать на себе их внимание. Игра требует большой согласованности и внимания к партнеру.

Правила игры :

1)когда пузырь раздувается – двигаться назад, взявшись за руки.

2)На слово «ХЛОП»

3)Давать руку любому, кто тебя приглашает.

Ход игры : педагог подходит к одному из детей – приглашает его поиграть. Например, спрашивает : «Как тебя зовут? «Иван» … - «Иван, пойдем играть!» - берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему ребенку. Иван спрашивает, как того звать. Называя его по имени, приглашает поиграть, взяв его за руку. Вместе дети идут дальше, и второй ребенок приглашает того, кто ему нравится. Когда все дети будут приглашены, они вместе со взрослыми берутся за руки, образуя круг. Педагог говорит : «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился. На что он похож? (ответы детей) Правильно! А еще он похож на пузырь!» «А теперь давайте сделаем маленький кружок» . Все вместе становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь» , делая шаг назад. При этом произносятся следующие слова :» Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!» когда получится большой круг, педагог входит в него и говорит : «Лопнул пузырь!» все хлопают в ладоши, произносят слово «ХЛОП» и сбегаются к центру. Давайте быстрее надувать пузырь, а то он утонет ! Игра повторяется.

Правила игры :

4)когда пузырь раздувается – двигаться назад, взявшись за руки.

5)На слово «ХЛОП» руки разнимаются, и все бегут к центру.

6)Давать руку любому, кто тебя приглашает.

Екатерина Аликина

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности средняя группа "Тонет- не тонет"

Аликина Екатерина Алексеевна

Тема : "Тонет- не тонет"

Форма организации : подгруппа 10 человек

Цель : приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.

Задачи :

Образовательные: расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы, научить отмечать опыт в карточке фиксации.

Развивающие: развивать словарь и диалогическую речь: отвечать на вопросы, не повторять реплики детей; мелкую моторику рук; развивать интерес к экспериментированию; закрепить понятие о свойствах предметов;

Воспитательные: воспитывать аккуратность, поддерживать позитивное настроение.

Оборудование и материалы : Демонстрационный материал: большая прозрачная емкость, камни, пластмассовая пробка, пенопласт, деревянные предметы, металлические предметы, стеклянные предметы, деревянный конструктор.

Раздаточный материал : одноразовые прозрачные емкости,. все предметы по1 штуке, карточки фиксации с картинками на каждого ребенка.

1. Сюрпризный момент: бутылка с запиской внутри. Содержание записки:

«Спасите. Потерпел крушение. Сижу на острове. Помогите построить корабль. Капитан Врунгель.»

Ход НОД :

Воспитатель: Ребята, прежде чем построить корабль нам нужно определить какие предметы плавают, какие тонут. Мы сейчас отправимся в нашу лабораторию и проведем эксперимент.

У меня на столе стоит большая емкость с водой, а у вас специальный контейнер. На столах у вас тарелочки в них предметы, необходимые для нашего эксперимента.

Воспитатель: Ребята чтобы не забыть, мы отметим на своих карточках, что тонет, а что нет. Если предмет утонул, рисуем стрелку вниз, если предмет остался на плаву, рисуем стрелку вверх, если предмет сначала плавал, а потом утонул, рисуем две стрелки, одна вверх, другая вниз. После каждого проведенного опыта, дети фиксируют результат в карточке.

Воспитатель берет первый предмет (стеклянный шарик) опускает в воду.

Воспитатель: Что произошло с шариком?

Дети: Он утонул.

Воспитатель: попробуйте сделать тоже самое, может у вас будет иначе. Давайте отметим в нашей карточке фиксации, что произошло с предметом.

Воспитатель берет следующий предмет (деревянный предмет) опускает в воду.

Воспитатель: Что произошло? Предмет утонул или нет?

Дети: Можно сделать вывод, дерево в воде не тонет.

Все по очереди опускают предметы в воду, наблюдают. Какие предметы тонут, а какие не тонут и отмечаем в карточках фиксации.

В конце эксперимента дети делают вывод: какие предметы тонут, какие нет и почему?

Можно подвести итог: Тяжелые предметы тонут, легкие нет.

Воспитатель: Чтобы помочь капитану Врунгелю, мы с вами превратимся в мастеров и сделаем кораблик из деревянного конструктора. Дети выполняют и придумывают название.

(воспитатель делает снимок, и отправляет капитану Врунгелю).

Воспитатель: Вот какой корабль мы сделали для капитана Врунгеля. И приплывет к нам в гости. А я хочу каждого из вас наградить веселым смайликом, вы его поместите на нашем стенде. На этом наше занятие закончено.

Публикации по теме:

Свойства воды - это тема, которую мы начинаем изучать с детьми раннего возраста в детском сад. Всех детей очень привлекают игры с водой.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» ТЕМА: «Волшебница – вода». ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Образовательные задачи: Ознакомление детей со свойствами воды: - отсутствие собственной.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Матушка-вода» (подготовительная группа) Программное содержание: Продолжать развивать интерес, наблюдательность с помощью неживой природы, закрепить свойства воды. Обучать детей.

НОД опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная сила магнита» старшая группа Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Волшебные свойства магнита» Цель: Активизация мышления в процессе разрешения специально.