Взаимодействие семьи и образовательной организации. Реферат: Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. Выпускная квалификационная работа

Представила: Букина И.И.
Дата: 30.12.03

Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь педагогическим работникам и представителям родительской общественности при планировании и организации совместной работы образовательного учреждения с семьей. Адресованы заместителям директоров школ по воспитательной работе, педагогам-организаторам, старшим вожатым школ, классным руководителям, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования, представителям родительской общественности.

Кроме того, межкультурные различия в ожиданиях преподавания и обучения могут ускорить неловкость или дискомфорт среди сотрудников и студентов, как внутренних, так и международных. В этом разделе рассматривается эмпирическая работа, связанная с этими вопросами.

Межкультурные различия в преподавании и обучении

Существует обширная литература по межкультурной психологии и межкультурному и многокультурному образованию, которая отражает различия в ожиданиях и поведении учителей и учеников в разных культурах. Факторы, которые, как известно, различаются в разных культурах, включают относительную важность внутренней и внешней мотивации, предпочтение кооперативному, конкурентному и индивидуалистическому обучению, базовые подходы к изучению, стили обучения и даже фундаментальные концепции «интеллекта». Однако первоочередная озабоченность в этом разделе связана с межкультурными различиями в ожиданиях и практике в области образования, включая общение в классе.

В последние годы в учреждениях образования усилием членов педагогического сообщества решается вопрос о том, что и каким образом нужно сделать на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в каждом конкретном образовательном учреждении, чтобы объединить усилия участников образовательного процесса в интересах личности ребенка, поскольку жизненное самоопределение детей и молодежи является главным предметом нашей заботы.

Образовательная среда - это микромир более крупного общества и отражает его ценности, традиции и практику. Исследования Хофстеда по связанным с работой значениям и «критический анализ культурной изменчивости» Трианды дают интерпретационные рамки для понимания «неявной учебной программы», которая варьируется в разных культурах и влияет на занятия в классе. Два аспекта, которые оказывают сильное влияние на общение в классе и взаимодействие, - это индивидуализм - коллективизм и дистанция власти. В широком смысле студенты из индивидуалистических культур с большей вероятностью захотят «выделиться» в классе, задавать вопросы, давать ответы и участвовать в дебатах.

Сегодняшний день характеризуют политическая нестабильность, ломка традиционных ценностей, неблагоприятная динамика таких социально опасных явлений, как наркомания, алкоголизм, заболевания СПИД, в том числе и в детской среде, резкая дифференциация доходов, криминализация общества, коммерциализация сфер здравоохранения, культуры, образования и т.д.

Они часто воспринимаются как конкурентные. Студенты из коллективистских культур, напротив, более сильно мотивированы, чтобы «вписаться». Они менее склонны быть устно интерактивными в классах и обычно не хотят привлекать внимание к себе. Это обычно рассматривается как неподходящий вызов учителю, что может привести к потере лица. Студенты из высокопроизводительных дистанционных культур более склонны проявлять уважение к учителям и поддерживать с ними формальные и отдаленные отношения. Нетрудно видеть, что эти различия в культурных ценностях могут привести к ошибочным представлениям между культурными группами.

На положение детей отрицательное влияние оказывает высокий уровень безработицы родителей, их изматывающая вынужденная сверхзанятость, направленная на поиски заработка, постоянные психологические перегрузки, которые они испытывают в своей жизнедеятельности. Все это существенно осложняет взаимоотношения детей и родителей, снижают влияние семьи как социального института на процессы воспитания и социализации подрастающего поколения.

С одной стороны, тихие, но внимательные коллективистские ученики могут восприниматься индивидуалистскими учителями как незаинтересованные или отозванные. С другой точки зрения, относительно частые перерывы в лекциях индивидуалистских студентов могут рассматриваться как грубые и незаметные их коллективистскими одноклассниками.

Эти различия различаются по эмпирической литературе по межкультурному образованию. Различия были наиболее выраженными в связи с участием в классе и отношениями между учеником и учителем. Например, по сравнению с преподавателями иностранные студенты обычно хотели большего исправления ошибок, считали, что они должны согласиться с преподавателем и более решительно одобрять принятие полномочий. С другой стороны, преподаватели с большей вероятностью полагали, что у студентов должен быть внутренний локус академического контроля и взять на себя ответственность за собственное обучение.

На современном этапе развития общества проблемы воспитания заботят каждого здравомыслящего человека. На решение этих проблем должна быть направлена вся деятельность не только системы образования на всех уровнях, но и всех других заинтересованных министерств и ведомств.

Семья и семейное воспитание

Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

Также были заметны различия между студенческими группами. Например, индонезийские и китайские студенты самым решительным образом высказались против того, чтобы ученикам было предложено не согласиться с учителем, в то время как арабские и персидские студенты были менее склонны работать в небольших группах, чем латиноамериканцы, китайцы и японцы.

Качественное исследование Либермана с азиатскими студентами в Соединенных Штатах в значительной степени согласуется с количественными результатами Маккаргара. Его интервью показали, что иностранные студенты часто критикуют неформальность в классе, воспринимают отсутствие уважения к профессорам и недостаточную ориентацию на занятия в классе. Они также иногда пренебрежительно относились к своим американским коллегам, особенно в отношении эгоизма. Как заявлено японским студентом.

1. Демографический.
Структура семьи (большая, включающая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало- или многодетная).

2. Социально - культурный.
Образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

3. Социально - экономический.
Имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Американские студенты, похоже, хотят продемонстрировать свои знания и умения в классе и часто самоуверенны и эгоистичны; дискуссии, похоже, похожи на конкурсы. С другой стороны, интервью показали, что многие студенты положительно отреагировали на снижение внимания к навыкам памяти и более тесные отношения с преподавательским составом. Они особенно восторженно относились к активной образовательной среде и способности проявлять себя. Как отметил студент из Сингапура.

Они пытаются заинтересовать вас процессом обучения. В Сингапуре им неинтересно, если вы заинтересованы или нет, вы просто узнаете об этом. В целом, подавляющее большинство азиатских студентов в исследовании Либермана одобрили навыки критического мышления, которые способствовали в американской системе.

4. Технико-гигиенический.
Условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Претерпевая изменения в области эмоционально-психологических функций, семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей, несмотря на то, что переход от одних общественно-экономических отношений к совершенно противоположным вызывает растерянность, озабоченность людей, неуверенность в сложной современной ситуации.

Более широкие межкультурные различия в системах ценностей приводят к различным предположениям о роли учеников и учителей в восточных и западных странах. Например, Кортацци и Джин утверждают, что китайские студенты с большей вероятностью рассматривают учителя как модель, авторитет и «родитель», по сравнению с британским взглядом на учителя как фасилитатора, организатора и дружелюбного критика. Китайские студенты также с большей вероятностью видят свои собственные роли как ориентированные на результат, учатся, слушая и размышляя.

Британские учителя, однако, ожидают, что их ученики будут развивать независимость, участвовать в диалоге и развивать критическое мышление. Эти различные взгляды, вероятно, приведут к неудовлетворительным и непроизводительным занятиям в классе. С точки зрения США Пратт также отметил, что учителя рассматриваются как фасилитаторы, которые способствуют самостоятельности учеников. Система образования адаптивна и учитывает учащегося, который является центром учебного процесса. Однако для китайцев преподаватель является передатчиком знаний, образцом для подражания и фокусом образовательной практики.

Характеризуя современную российскую семью, можно выделить основные ее особенности:
- преимущественное преобладание светских, гражданских браков; увеличение церковных браков;
- свобода заключения и расторжения браков;
- равноправие женщин и мужчин в браке;
- увеличение нуклеарных (бесплодных, не производящих детей) семей;
- в основном семьи одно - двухдетные; многодетной считается с тремя и более
детьми, причем таких семей по статистическим данным всего 7 %.

Следовательно, если учащиеся не увенчались успехом в академических занятиях, это широко воспринимается как вопрос мотивации, усилий и способностей, а не вина учителя. В Китае считается важным овладеть академическими материалами без допросов; действительно, вопрос часто рассматривается как разрушительный и неуважительный. Кроме того, акцент делается на аддитивном обучении, приобретении навыков и информации, которые дополняют ранее достигнутые знания. Предполагается, что этот вид обучения приводит к повышению квалификации и что опрос основных убеждений часто приводит к ненужным трудностям.

Однодетные семьи состоят, как правило, из двух поколений - родители и дети,а другие родственники живут отдельно,то есть родители утрачивают возможность пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения. Исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми людьми, сиблингами (братьями-сестрами),другими родственниками.

Формы взаимодействия педагогов и родителей

Аналогичные контрасты были сделаны между североамериканской и японской системами образования, где существует большая социальная дистанция между учениками и преподавателями, более вертикальные отношения между учеником и учителем и односторонний поток информации, большая формальность в классе и больший упор на память.

Защита ребенка от неблагоприятных условий в семье, в школе, городе, селе

Есть, безусловно, анекдотические свидетельства того, что между ожиданиями учителей в Новой Зеландии и их азиатскими студентами существуют большие пробелы. Общие жалобы преподавателей заключаются в том, что азиатские студенты не участвуют в дискуссиях в классе, что они очень успешны в задачах памяти памяти, но демонстрируют менее критическую и независимую мысль и что они плохо взаимодействуют со своими местными коллегами. Имеются также свидетельства того, что культурные различия в образовательной практике признаются учащимися.

Характеризуя современную семью, мы отмечаем также, что существенно меняется сфера занятости родителей. При сохранении традиционного разделения «мужского» и « женского» труда первый в массе своей (кроме деревень и малых городов)сведен к минимуму. Более трети матерей и отцов заняты в негосударственной сфере. Немало семей, где родители работают в коммерческих структурах. В таких семьях чаще всего главными ценностями являются деньги, материальное состояние. Появилось большое количество матерей-домохозяек. С одной стороны, это положительный факт (повышение контроля за детьми, уход за их здоровьем, повышенное внимание их образованию и развитию); с другой - сужение кругозора матери, замыкание ее интересов на домашних делах. Это не исключает возможности потери авторитета матери перед детьми. Зачастую они не обращаются к ней за советом, считая ее неспособной дать компетентные рекомендации. Тревожно, что отец при этом тоже не обретает статус советчика. Чаще всего эту роль в жизни ребенка играет сверстник или взрослый, более значимый, чем собственные родители. Да, дети нередко имеют более высокий уровень образования,возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи.Это время они наполняют интересующими их занятиями,далеко не всегда заботясь об одобрении их времяпрепровождения родителями. .Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает. На смену ему должен прийти авторитет личности родителей. Не означает ли это, что роль семьи как института социализации снижается?

Исследование Чэнь и Чиенг из азиатских студентов в университетах Линкольна и Кентербери показало, что 80% назвали разные стили обучения важной проблемой исследования, и многие отметили трудности в групповых дискуссиях с учениками киви. Несмотря на эти опасения, есть также свидетельства того, что восприятие преподавательского состава международных студентов в целом положительно. Чэнь и Чиенг сообщили, что 60% азиатских студентов считают, что лекторы дружелюбны к азиатским студентам, а 64% считают их пациентами.

Это особенно важно в что зарубежные исследования показали, что академический персонал является более важным источником социальной поддержки для международных, чем отечественных студентов. В то время как межкультурные различия четко существуют и признаны, по крайней мере, несколько проблематичными для иностранных студентов, вопрос интереса заключается в том, как они влияют на класс? Ответ на этот вопрос мы не знаем. Критики утверждают, что преподаватели часто принимают негативные и стереотипные взгляды на иностранных студентов.

Кризис современной российской семьи связан с резким изменением социального фона, в котором она находится; с медленной адаптацией семьи к новым социально-экономическим условиям. Как следствие этого - реалии сегодняшнего дня (см.: Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 1994):

· резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, повышение обеспеченности «богатых» семей. Естественно, это порождает неприязненное отношение детей друг к другу, возникновение ссор, зависти и пр.;

Воле и Реншо описывают эту тенденцию как «применение модели дефицита» и критикуют отказ преподавателей от рассмотрения что студенты, не принадлежащие к доминирующей культурной группе, часто могут быть неправильно поняты как «недоготовленные, немотивированные или неумные», и есть свидетельства того, что местные студенты считают, что меньшинства ученики ожидают больше помощи от учителей, чем на самом деле. Наконец, просмотр недавних работ по учебным советам для обучения иностранных студентов показывает, что заметная часть литературы отражает подход дефицита к обучению и включает в себя ряд покровительствующих рекомендаций. «неисследованный этноцентризм» в отношениях между иностранными студентами и преподавателями из этнокультурной мажоритарной группы.

· появление подросткового и юношеского рэкета,рост имущественных преступлений;

· резкое увеличение безнадзорных детей; появление беспризорности, которая была ликвидирована в России в 30-е годы и не была допущена в годы Великой Отечественной войны. Впервые за 60-70 лет наше общество столкнулось с проблемой детской беспризорности. Некоторая часть детей (около 5-6 %) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя учреждений государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных, количество которых в стране постоянно увеличивается. Детские приют, дома ребенка, школы-интернаты, спецгруппы и спецучреждения заменяют тысячам детей родительский кров;

Можно было бы разумно ожидать, что с увеличением числа иностранных студентов в новозеландских классах мы сможем наблюдать значительное влияние, и действительно, было высказано мнение, что это должно быть так. Реальность, однако, заключается в том, что не проводилось систематических исследований, которые рассматривали этот вопрос. Кроме того, широко признано, что, хотя существует расширяющаяся литература о межкультурном образовании и растущем развитии учебных материалов для повышения чувствительности между межкультурными педагогами, на практике ответственность за адаптацию к новой образовательной системе и ее успешность приходится на иностранного студента, Эта тема была отражена в обсуждениях фокус-групп студентов азиатских университетов в Новой Зеландии.

· рост детской преступности, при этом каждый третий подросток, нарушивший закон, имеет родителей-алкоголиков, которые не занимаются детьми,не контролируют их поведение;

приобщение детей к алкоголю, наркотикам, проституции и другим формам половой распущенности;

· усиление бродяжничества детей и подростков;

· рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему: ежегодно около 2 тыс. подростков кончают жизнь самоубийством. Причиной являются многочисленные психогенные ситуации в семье, в обществе сверстников;

· резкое падение авторитета родителей, рост конфликтности с ними. Выявлено, что авторитет родителей часто зависит от сферы их трудовой занятости. Результаты исследования показали, что с матерью, работающей в бюджетной сфере, советуются 68% детей, на государственном предприятии - 71%,в коммерческих структурах - 76%.Часто родители переоценивают собственную значимость для своего ребенка: по мнению родителей, 82% детей видят в них основных советчиков, по мнению дает,- лишь 68%.

Заставляет задуматься и тот факт, что лишь треть детей хотят быть похожими на родителей. Около 30 % детей находятся в конфликте с родителями, причем ежегодно в России 30 тыс. подростков покидают семьи из-за насильственных действий родителей.

Безусловно, современные семьи переживают сейчас не лучшие времена. В большинстве семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные - 30. Духовное общение родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль - выяснению того, какие оценки получены.

Кризис семьи в современном обществе становится все заметнее, а пути выхода из него пока не видны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации в стране, они имеют более общий характер. Большинство специалистов приходят к весьма пессимистическому выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разрушению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Если это действительно так, то у нас призрачные шансы на лучшее будущее. Остается надеяться, что человеческая мудрость все же найдет выход и ситуация в семейном воспитании изменится к лучшему.

Таким образом, подводя итог сказанному о трудностях современной семьи, среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания в семье можно отметить следующие:

Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, товаров и т.д.);

Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей,социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне,угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения,стресса;

Двойная нагрузка на женщину в семье - и на работу,и на семью.Обследование показало, что трудовая нагрузка горожанки в простой семье с детьми составляет 77 часов в неделю,в том числе дома -36. .Средний рабочий день женщины-матери,включая воскресенье, составляет 11 часов;

Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин. Развод - это всегда проблема воспитания детей;

Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока законодательство закрепляет положение, при котором воспитание остается святой обязанностью женщины-матери, объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается;

Обострение конфликтов между поколениями,которые день ото дня становятся напряженнее. Информация о семейных убийствах не исчезает со страниц прессы;

Увеличение разрыва между семьей и школой. Обычная общеобразовательная школа, вследствие многих причин ставшая непрестижной и малопривлекательной, почти устранилась от выполнения роли помощника семьи.А новые общественные институты, хотя и появились, но еще не окрепли и не в состоянии оказать действенную помощь семье.

Педагогическая теория, пожалуй, ничего нового в этом плане открыть не может: неотвратимо действуют общие закономерности зависимости воспитания от уровня развития общественных, экономических отношений. Вся надежда на учителя, на его подвижническую деятельность в плане:

Гуманизация отношений в семье. Авторитаризм исчерпал себя. Когда людям нечего терять, запугивания не срабатывают. Только доброта, милосердие, конкретная помощь, заинтересованность учителя открывают сердца растерявшихся родителей и не позволяют им опускать руки в борьбе за лучшее будущее собственных детей;

Объединение усилий школы и церкви в духовном спасении людей, направление этих усилий не на деятельность вообще, а на разрешение конкретных проблем в конкретных семьях;

Координация сотрудничества с гуманитарными фондами, обществами, в частности организациями Красного Креста, разработки и реализации совместных программ.

Главное, не терять веры в людей, в собственные силы и возможности, во всепобеждающую силу добра. Общество и раньше переживало трудные времена, но всегда стремилось к лучшему. Немаловажную роль в этом всегда играли и играют Учителя. Современные педагоги высказывают сожаление о том, что «педагогика зоны», «педагогика колонии» А.С. Макаренко, которую отвергли сторонники демократических преобразований, похоже скоро вернется в новые зоны и колонии, если не будут приняты радикальные меры по предотвращению кризиса семьи, по укреплению ее устоев.

Работа с семьей

Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека.

Работа педагога с семьей, семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальной политики учреждения образования.

Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому взрастить новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.

На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей ее полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах в. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой» , для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться»,- и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание» .

К сожалению, гармонии отношений добиться не всегда удается. Бытует мнение «школа должна» и «семья обязана». Разумеется, семья - это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития. Именно в семье закладываются основы будущей личности.

Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных отношений, связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к « выходу» ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение, наряду с другими объективными и субъективными причинами, способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

Образовательное учреждение, будь то школа или учреждение дополнительного образования детей, есть один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей детей, развития их способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие вопросы, проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт учреждений образования (в том числе и дополнительного), особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе выбора занятий.

Педагогов и родителей должна объединить забота о здоровье ребенка, его развитии, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной творческой деятельности.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

Цели взаимодействия образовательного учреждения с семьей:

Повышение роли семьи в реализации прав детей на образование;

Активизация позиции семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям;

Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

Расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения.

Педагог, работающий с коллективом учащихся (воспитанников), должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями.

Основной фактор становления и формирования личности - социальная среда, формирующая подрастающего ребенка, решающим образом влияющая на становление его личностного мира.

Планируя работу с родителями, педагог должен знать, как в нашей стране за последние десятилетия менялся тип семьи от патриархально-традиционной до детоцентристской и постсовременной.

Так, для конца 50 -х - начала 60 - х годов 20 века характерно массовое распространение поведения родителей, мотивированного эмоциональной привязанностью к детям, выражающегося в получении ими больших материальных и духовных благ (детоцентристская семья). При том, что во многих семьях такого типа на детей уходит до 50 % семейного бюджета, складывающаяся в них система воспитания характеризуется рядом негативных черт.

Родители гипертрофированным чувством долга по отношению к детям деформируют личностные качества ребенка. Обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, они ограждают его от каких бы то ни было забот, усилий, трудностей.В результате у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, ответственность. Им тяжело в школе, так как семья не привила им потребности трудиться. Много проблем и за порогом школы, ведь эти дети очень любят командовать, в общении с другими у них часто наблюдается истеричность, грубость.

С середины 70-х годов ХХ века формируется новый тип семьи, который условно можно назвать постсовременным. В семье такого типа норма семейной жизни меняется: родители не в полной мере подчиняют свои интересы интересам детей. Особенности таких семей заключаются в том, что интересы каждого из супругов шире семейных, а круг общения значительно выходит за рамки супружества. Здесь в равной степени значимо как супружество, так и родительство. Члены такой семьи руководствуются не только обычаями и традициями, но и идеалами, нравственными ценностями каждого из них.

Очень важно, чтобы педагог правильно понял нравственные ценности и микроклимат семьи, истинны ли они, реализуются или просто декларируются.

А. С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он назвал «общением, тоном семьи», воздействующим на ребенка независимо от субъективных желаний родителей,зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои разногласия, ссоры. Но ребенок очень чуток к изменению общего настроения в семье, малейшему проявлению лжи. Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая, истинная, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер.

Социальный фонт семьи - сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить или не учитывать.

Важным условием воспитания является родительский авторитет - влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах. Педагогу необходимо анализировать опыт семейного воспитания своих учеников, ведь далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Существует много ложных оснований авторитета, которые педагог должен знать,чтобы помочь ребенку выйти из трудной ситуации, складывающейся в семье.

Наблюдая, что ребенок безволен, забит, запущен или, наоборот, ведет себя, как самодур, мстителен, склонен к демонстрации силы со слабыми, педагог видит, что это результат подавления ребенка родительским авторитетом, когда о каждому поводу родители раздражаются, повышают голос, прибегают подчас и к методам физического воздействия.

Хвастливость и высокомерие детей часто связаны с искаженным восприятием ими действительности положения родителей - их постов, заслуг, непомерно афишируемых родителями.

Иногда отсутствие у детей самостоятельности либо, наоборот, наличие сопротивления требованиям взрослых - результат родительского педантизма, когда родители совсем не считаются с мнением ребенка и требуют неукоснительного и беспрекословного выполнения всех своих приказов и поручений.

Когда ребенок не слышит и не слушает своих родителей - это его ответ на бесконечные поучения и назидания, ответ полным неповиновением на авторитет назидания.

Почему из добродушных, милых детей вырастают циники, расчетливые дельцы, жесткие, агрессивные люди? Как ни парадоксально, но это бывает в семьях, где родительская любовь декларируется, где ребенка «заласкивают», выполняют все желания за проявление привязанности к родителям.

Часто хорошее поведение ребенка покупается подарками или обещаниями каких-либо благ. Особенно тяжелы последствия такого «воспитания», когда каждый в семье пытается привлечь ребенка на свою сторону, то есть процветает авторитет подарка. В таких условиях дети, исходя из личной выгоды, лавируют, приспосабливаются.

В работе с родителями педагогу необходимо учитывать, что некоторые отрицательные качества в детском характере могут формироваться и под влиянием родительских авторитетов. Но в любом случае педагог должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия с родителями - уважением, которое не должно исключаться никакими обстоятельствами, даже фактами недостойного, неправильного поведения родителей.
Родители должны видеть в педагоге, работающем с их ребенком, человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации.

Основные направления организации работы педагога с родителями воспитанников

Одно из основных направлений деятельности педагога - это работа с семьей, в которой растет, формируется, воспитывается ребенок. Педагог должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.

Здесь необходимо следующее:

Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, бесед, консультаций;

Организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

Защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Таким образом педагогом реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции учебного заведения, педагогической позиции, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного, нравственного развития ребенка, об особенностях деятельности воспитанника в стенах образовательного учреждения, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах и т. д.) и корректировка семейного воспитания - именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Если более подробно обозначить направления организации работы с семьей, то они будут выглядеть так:

Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и т. д.) ;

Организация диагностической работы по изучению семей;

Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей;

Организация психолого-педагогического просвещения родителей;

Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников);

Выявление и использование в практической деятельности опыта семейного воспитания;

Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;

Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков;

Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами,вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;

Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации деятельности общественных родительских формирований (Совета учреждения, попечительского совета, родительского комитета,Совета отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи,одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы);

Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса) ;

Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни», «Основы семейного воспитания») ;

Разработка тематического оформления (зала, уголка для родителей, музея семейных традиций и др.) ;

Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

Приобщение родителей к педагогическому процессу;

Неограниченное (по времени) пребывание родителей на занятиях в период адаптации ребенка;

Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Взаимодействие семьи и учреждений образования в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через :

Разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

Семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы;

Систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и т. д.);

Традиционные встречи многодетных семей;

Благотворительные праздники и концерты для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды;

Встречи опекунов детей, оставшихся без родителей;

Семейные клубы и мастерские.

Формы взаимодействия педагогов и родителей.

Взаимодействие педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Процесс сотворчества семьи и учреждения образования, его особенности определяются прежде всего типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.

В практической работе с родителями воспитанников педагог использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, реализуя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание.

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы - одна семья», «О доброте и милосердии» , «Учимся общению» и др.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью педагог организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции-размышления, собрание «Роль отцов в воспитании детей» и др.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в виде «круглого стола» ,тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультаций со специалистами и др.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений воспитанников, их возможностей, степени продвижения коллектива в учебной деятельности. Родительское собрание дает возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ детей, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета о работе школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы.
Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

· родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;

· тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

· собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;

· собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей детей.

Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др.- способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого- педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. в определении тематики мероприятий участвуют родители.

Родительские конференции (общеклассные, общешкольные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье - вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в образовательном учреждении. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители.

Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях) вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Презентация опыта семейного воспитания. Проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов. На такие мероприятия приглашаются родители детей разновозрастных групп.

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из форм повышения уровня педагогической культуры родителей. Она позволяет им участвовать в обсуждении важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление.

Встречи родительской общественности с администрацией учреждения.

Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предметам, выслушивают пожелания родителей. В процессе обсуждения проблем возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Индивидуальные консультации -одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с детьми. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы его познакомить в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:
- особенности здоровья ребенка;
- его увлечения, интересы;
- предпочтения в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивации учения;
- моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребенок», которая заполняется педагогом совместно с родителями:
1. Когда он родился, то_____________________________________________
2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было__________________
3. О здоровье можно сказать следующее________________________________
4. Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы______________________
5. Его отношение к школе было_______________________________________
6. В первые годы он учился в основном________________________________
7. Ему нравились такие предметы, как__________________________________
8. Отношения с первой учительницей были_____________________________
9. Общаясь с одноклассниками,_______________________________________
10. Трудности в воспитании связаны с _________________________________
11. Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на__________________

Тематические консультации. В каждом классе есть дети и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят конфиденциальный характер, и тогда их можно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут найти оптимальный вариант ее решения. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т. д. в ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует.

Примерная тематика консультаций для родителей:
- Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
- Плохая память ребенка. Как ее развить?
- Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
- Наказания детей. Какими им быть?
- Тревожность детей. К чему она может привести?
- Застенчивый ребенок. Проблема и пути ее преодоления.
- Грубость и непонимание в семье.
- Талантливый ребенок в семье.
- Друзья детей - друзья дома или враги?
- Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Беседа в воспитательном арсенале педагога имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.

Посещение воспитанника на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью.

Родительский комитет. Родительский актив - это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации коллективных творческих дел, решению проблем коллектива.

Родительские чтения - очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их больше всего волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, где можно найти ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:
- Год рождения ребенка - каким он был, этот первый год?
- Первые книжки моего ребенка.
- Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
- Друзья моего ребенка.
- Праздники нашей семьи.
- «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
- День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
- Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительские тренинги. Это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут активно в них участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка» , «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства» , «фильм о моей семье».

Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.

Организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов образовательного учреждения - это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В учреждениях образования сложились разнообразные виды сотрудничества с семьей:
- в познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых дверей, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, творческие отчеты. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит» , «Семейное увлечение» ; читательские конференции «Круг семейного чтения» и другие;
- в трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение помещений, посадка аллей, ярмарка-распродажа поделок, выставки «Мир моих увлечений» и др. ;
- в досуге: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы, слеты, экскурсионные поездки, домашние клубы выходного дня, где родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.

Таким образом, эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется среди прочих факторов и тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса.

Советы педагогам и родителям:

Если
- ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
- ребенка высмеивают, он становится замкнутым
- ребенка хвалят, он учится быть благородным
- ребенка поддерживают, он учится ценить себя
- ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины
- ребенок растет в терпимости, он учится понимать других
- ребенок растет в честности, он учится быть справедливым
- ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей
- ребенок растет во вражде, он учится быть агрессивным
- ребенок растет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

Сотрудничество школы и семьи как условие
педагогизации микросреды.

Одним из важных условий воспитания и самовоспитания личности является педагогизация микросреды, основанная на повышении педагогической культуры личности, являющаяся предпосылкой для уменьшения влияния взаимоисключающих воздействий микросреды на личность ребенка и усиливающая фактор целенаправленного воспитания.

Одно из условий педагогизации микросреды - развитие, укрепление сотрудничества школы и семьи в воспитании ребенка.

Основные аспекты сотрудничества:
- изучение ребенка, особенностей его развития, возможностей и способностей;
- определение цели и задач воспитания;
- определение основных направлений содержания воспитательного процесса, организация деятельности воспитуемого;
- своевременный обмен информацией о продуктивности воспитательного процесса;
- выработка единого подхода к пониманию сущности воспитания, роли и значения социальной среды, взаимодействия и сотрудничества в воспитании;
- коррекция воспитательных усилий на основе анализа результатов педагогического воздействия, оценки уровня развития и воспитанности ребенка.

Таким образом, содержание взаимодействия школы и семьи имеет целью создание атмосферы взаимной заинтересованности в организации процесса воспитания, координацию воспитательных усилий, выработку общего педагогического подхода к проблемам изучения и воспитания ребенка.

Сложность проблемы определяется тем, что степень влияния школы, семьи, других микросоциумов на детей неодинаковы, разные типы микросреды по-разному влияют на одного и того же ребенка. Кроме того, микросреда улицы может опережать или отставать по социальному влиянию от тех отношений, которые складываются в школьных, классных, других коллективах.

Социальная основа сотрудничества школы и семьи в воспитании детей заключается в совпадении целей школы и родителей.

Сотрудничество становится реальностью, если опирается на следующие принципы:
- целеполагание;

- открытость, взаимное доверие;
- взаимное уважение, взаимопомощь, поддержание авторитета друг друга;
- систематичность и последовательность в организации воспитательного процесса;
- включенность воспитанника в разностороннюю социальную и личностно значимую деятельность;
- создание благоприятного эмоционального, психологического фона воспитания;
- оптимизм процесса воспитания, опора на положительное в поведении и качествах личности воспитанника.

Условия, обеспечивающие продуктивность взаимодействия школы и семьи в воспитании:
- высокий авторитет воспитательного учреждения, социального педагога как носителя идей педагогики сотрудничества;
- реализация идей гражданского, гуманистического воспитания;
- объективная оценка воспитательного потенциала сторон (семьи, школы, внешкольных и дошкольных учреждений и др.) ;
- развитие демократических начал во взаимоотношениях, исключение из воспитательного арсенала морализаторства;
- продуктивное, конструктивное обсуждение возникающих проблем, стремление к консенсусу на всех этапах воспитательного процесса;
- включенность сторон в созидательный воспитательный процесс, единство слова и дела как основа педагогической позиции;
- забота о росте педагогической культуры, об обогащении опыта воспитания;
- профилактика аморальных проявлений и поступков, умение предвидеть последствия воспитательных действий.

Очевидны факторы, тормозящие развитие сотрудничество социальных педагогов и родителей. Тормозящими развитие сотрудничества факторами в позиции учителя, социального педагога являются:
- авторитарный характер действий;
- неумение трансформировать современные социальные требования и установки в педагогические задачи;
- низкая педагогическая культура;
- негибкость педагогической позиции;
- неумение реально оценить воспитательные возможности семьи, родителей;
- недостаточная коммуникабельность, низкая культура общения;
- отсутствие педагогического кредо;
- недостаточно развитые организаторские способности.

В позиции родителей продуктивность сотрудничества сдерживают следующие факторы:
- низкая общая и педагогическая культура;
- недооценка роли сотрудничества в воспитательном процессе;
- отсутствие должного внимания к воспитанию детей;
- субъективный подход к оценке поведения и черт характера ребенка;
- переоценка своих воспитательных возможностей;
- безответственность в вопросах воспитания детей;
- аморальность в поведении.

Изучение опыта взаимодействия школы и семьи позволило выделить следующие типы сотрудничества:
- деятельно-продуктивный, характеризующийся большой ответственностью и заинтересованностью сторон в решении воспитательных задач;
- разумно-согласованный, характеризующийся пониманием задач воспитания, стремлением действовать согласованно, однако реализация задач сдерживается рядом субъективных причин (недостаточность опыта, знаний) ;
- взаимный поиск путей укрепления сотрудничества характеризуется стремлением лучше понять позицию друг друга, найти возможности наилучшим образом сделать благоприятной воспитательную среду, выработать единые педагогические требования с учетом особенности семейного воспитания школьной и внешкольной среды;
- декларативно-согласованный, характеризующийся внешней согласованностью, но внутренней разобщенностью воспитательных усилий социального педагога и родителей;
- взаимное недоверие, характеризующееся отсутствием открытости, стремления идти навстречу друг другу в решении воспитательных задач;
- конфликтный, характеризующийся взаимными упреками, обвинениями, подозрительностью, доходящей до неприязни во взаимоотношениях.

Базовым фактором для развития сотрудничества и, следовательно, создания благоприятной микросреды является педагогическая культура личности воспитателя(родителей, социальных педагогов).

На основе анализа целей, задач, содержания и методов деятельности воспитателя стало возможным создать эмпирическую модель педагогической культуры личности.

Она включает следующие аспекты:
- интеллектуальность, характеризующуюся известным объемом педагогических знаний, познавательным интересом и активностью, стремлением к углублению знаний и самосовершенствованию;
- интеллигентность, характеризующуюся нравственными установками и идеалами личности;
- педагогическую эрудицию, являющуюся выражением педагогической опытности, умения трансформировать социальные требования в педагогические задачи, принимать продуктивные решения в конкретных педагогических ситуациях, предвидеть,»каков будет окончательный исход процесса развития, какова будет... зрелая личность» (Л. Выготский) ;
- качества личности, определяющие отношения к обществу, к другим людям, к себе;
- педагогические умения, реализуемые в проектировании, организации воспитательного процесса, в стимулировании деятельности, в многообразии методов, в аналитико-критическом подходе к оценке результатов воспитательных воздействий и взаимодействий.

Педагогическая культура формируется на базе общей культуры и на основе специальной подготовки.

От уровня специальной педагогической подготовки родителей, учителей, социальных педагогов зависит во многом уровень,содержание и направленность взаимодействий участников воспитательного процесса и его продуктивность в целом. Получают развитие следующие основные пути подготовки учителей, воспитателей, социальных педагогов к развитию сотрудничества с семьей в целях формирования благоприятного микросоциума:
- спецкурсы, спецсеминары в системе вузовской подготовки будущих учителей, социальных педагогов;
- привлечение студентов к выполнению обязанностей помощников социальных педагогов;
- семинары для учителей, обучающихся на отделении заочного обучения;
- курсовая переподготовка педагогов в системе институтов повышения квалификации работников образования;
- семинары, практикумы для воспитателей, выполняющих обязанности социальных педагогов.

Определились и пути повышения педагогической культуры родителей.

Формы пропаганды педагогических знаний:
- педагогический всеобуч;
- обучение в университете педагогических знаний;
- лекции по психолого-педагогической тематике;
- семинары-практикумы по отдельным вопросам воспитания;
- индивидуальные и групповые консультации;
- публикации в печати, выступления по радио и телевидению;
- ознакомление с психолого-педагогической литературой;
- обогащение и осмысление педагогического (воспитательного) опыта.

Целенаправленная работа по повышению педагогической культуры учителей, социальных педагогов, родителей создает основу плодотворного сотрудничества в воспитании детей, оказывает серьезное влияние на формирование микросоциума.

Понятийный словарь

Воспитание – степень эффективности воспитательного процесса, результат личностных достижений как педагога, так и воспитанника.

Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки человеческих отношений.

Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения окружающей действительности.

Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидуальных свойств человека, отличающее его от других людей.

Наследственность – сохранение и передача биологического сходства родителями своему потомству.

Развитие – поступательное движение, переход от старого к новому, процесс смены низших ступеней высшими. Развитие ребенка. процесс становления его как члена общества, процесс формирования и совершенствования его как личности.

Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами родителями и детьми, детей между собой.

Социализация – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.

1. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? М., 1993
2. Болотина Т.В. , к. п. н., доцент, зав. кафедрой социально-политического образования и права АПК и ПРО.
3. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской федерации в вопросах, ответах и комментариях. - М.: АПК и ПРО, 2003. – 46 с.
4. Болотина Т.В. Права человека в современной школе: Методическое пособие для преподавателей школ. – М., 2003.
5. Болотина Т.В., Дерзкова Н.П., Новикова Т.Г., Фонякин А.И. Программа курсов для региональных проектных команд по проблеме: «Права детей: социальные и образовательные программы». - М., 2003 г.
6. Воликова Т.В. Учитель и семья школьника. М., 1979
7. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Семья – субъект и объект воспитания // Кн. Общая педагогика. М., 2000, Тема 9
8. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М., 1982
9. Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985
10. Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. М., 1996
11. Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1,2. М., 2001
12. Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодёжи. - М., 2003.
13. Капралова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980
14. Капустин Н.П. Работа школы с родителями. М., 1999. Гл.5
15. Коляда М. Шпаргалка для родителей. Гл.4,5,8. Донецк, 1998
16. кризис семьи и детства, дети-инвалиды. – М., 2003.
17. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие. Учебное пособие для учащихся средних школ. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 186 с.
18. Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие. Программа курса для учащихся старшей школы.\ Сост. Т.В. Болотина. – М., 2002.- 12 с.
19. Лебедев О. Е., Золотухина В.И., Кошкина В.С., Вершловский С.Г., Бакушина А.Н., Конасова Н.Ю., Неупокоеваа Н.И. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования. Доклад/ под ред. Лебедева О.Е. – М.: «Интеллект-центр», 2003. – 236 с.
20. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. М., 2000.
21. Маленкова Л.И. Право и подросток. М., 1996.
22. Новикова Т.Г. Программа подготовки педагогов по курсу «Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие». – М.: АПК и ПРО,2002. – 20 с.
23. Новикова Т.Г., Болотина Т.В. Программа курса повышения квалификации руководителей образовательных учреждений «Организационные основы деятельности учреждений по обеспечению прав детей». – М.: 2003.
24. Петряевская Л.Г. Образование родителей и школа. М., 1999.
25. Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред. В.Я.Попиловского. М., 1992.
26. Пособие по гражданскому образованию. Для педагогов и работников образования. Сборник материалов разработанный под эгидой Совета Европы. \ Под редакцией. Воскресенской Н., Фрумина И.
27. Программа курсов повышения квалификации учителей «Обучение школьников правам ребёнка». – М., 2002 г.
28. Прутченков А.С. Психолого - педагогические и организационно-методические аспекты развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. Программа курса повышения квалификации. – М.: АПК и ПРО МО РФ, 2003. – 23с.
29. Реализация прав ребёнка: возможности демократического школьного климата: Сборник учебно-методических материалов \ Сост.: Вощенкова Н.С.,
30. РОО «Право ребёнка» Российского исследовательского центра по правам человека. Организация работы по профилактике семейного неблагополучия, детской безнадзорности, социального сиротства и по защите прав детей на региональном и местном уровнях: опыт российских регионов. – М., 2003.
31. Семейное воспитание. Краткий словарь / Сост. И.В.Гребенников, Л.В.Ковинько. М., 1990.
32. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. М., 2001, Ч.6.
33. Симоненко П.П.; Отв. Ред. Т.В. Болотина. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 177 с.
34. Т.В. Кашанина, А. В.Кашанин. Право и экономика. Методическое пособие: Для учителя 10-11 кл.\ Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». – М.: Вита – Пресс, 2000. – 608 с.
35. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.
36. Целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие. Методическое пособие для учителя\ Под ред. Прутченкова. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 138 с.
37. Щуркова Н.Е. Родители // Кн. Классное руководство. М., 1999. Гл. 7.

В основе работы ДОУ с семьей лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьей .

Детство - незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь дает человеку "запас прочности", формирует чувство психологической защищенности. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели - первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, так как родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Родители. Родителей. Родителям… можно хоть, сколько склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между ДОУ и семьями. В этой связи меняется и позиция ДОУ в работе с семьей .

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами - практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л.М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.

Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Формы взаимодействия детского сада с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны .

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы - это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы - устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.