Воспитание творчеством. Воспитание творческой личности в педагогической практике Творческое воспитание

В выборе цели воспитания необходимо опираться на воспитание личности, способной быстро реагировать на изменения в обществе, т.е. личности, готовой к творческому созиданию себя в интересах общества.

Целью воспитания должно стать воспитание творческой личности, способной к ответственному социально и личностнозначимому выбору на основе нравственных идеалов, самопознания, самовоспитания .

Проблема воспитания творческой личности включена как важнейший компонент в Концепцию непрерывного образования и воспитания детей и учащейся молодежи в Беларуси . При этом подчеркивается, что творческая личность обязательно должна быть нравственной.

Поэтому первой задачей в достижении выдвинутой цели является воспитание системы учебно-познавательных и социальных мотивов школьников как основы поведения человека.

Вторая задача целенаправленное нравственное воспитание.

Задача третья формирование стремления к самовоспитанию. Решение этой задачи должно идти в двух направлениях. Во-первых, выработка потребности к самовоспитанию через ""повышение планки"" не только образовательных заданий, но и уровня всех видов жизнедеятельности школьников. Во-вторых, воспитанников необходимо научить приемам самопознания, саморазвития, самосовершенствования.

Четвертая задача воспитание психофизического здоровья.

Решение указанных задач должно исходить из их диалектической взаимосвязи, так как система мотивов определяет направленность личности, психофизическое здоровье обеспечивает нормальное протекание самопознания и самовоспитания, которые в свою очередь способствуют нравственному совершенствованию личности.

Для того чтобы решить поставленные задачи и достигнуть поставленной цели необходимо в процессе обучения воспитывать у учащихся способности к мыслительным операциям, развивать воображения, эмоциональной сферы с опорой на индивидуальность каждого, стимулируя самопознание.

Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации у учащихся.

Ранее считалось, что суть воспитания составляет организация деятельности учащихся и поэтому педагогический процесс строился как совокупность различного вида деятельности. Это сводилось к тому, что чем шире диапазон различных видов деятельности, тем процесс воспитания эффективнее. Но на практике это оказалось не совсем так. У некоторых учащихся данный метод был эффективен, у других же это вызывало лишь негативное отношение.

Дело в том, что необходимо было выделить мотив т.е. ради чего совершается деятельность. С. Л. Рубинштейн писал, что учитель, неумеющий проникнуть в мотивы деятельности ребенка, работает по существу вслепую .

Таким образом, мотив это основа формирования необходимых качеств личности. При этом задачи воспитания не должны сводиться к организации творческой деятельности, а ставить во главу угла воспитание мотивации творчества.

В настоящее время признано, что все люди обладают творческим потенциалом в разной степени. В психологии делаются многочисленные попытки исследовать творческие способности в зависимости от интеллекта, памяти, сообразительности и прочих личностных качеств. Они показали, что творческая личность наделена многочисленными психологическими особенностями, которые нельзя свести к какой-либо функции, чтобы связать ее с памятью, вниманием, интеллектом, эрудицией. Как показывает практика, успеваемость у творческих личностей сравнительно редко бывает блестящей. Доказательством тому служат примеры великих людей, которые не блистали в школе .

Исследователи Ц. П. Короленко, Г. В. Фролова подчеркивают особую роль мотивации в осуществлении творческой деятельности . Однако именно мотивации деятельности творческой личности в учебно-воспитательном процессе нашей общеобразовательной школы уделяется значительно меньше внимания, чем должно быть.

Следует отметить, что мотивации нельзя обучить, ее можно только создать, стимулировать, повышать и развивать. Поэтому воспитание мотивации учения, творчества всецело определяется педагогическим мастерством учителя. Воспитание предполагает действие механизма сдвига мотива на цель. У учащегося изначально есть мотив на получение хорошей отметки, выделиться и учителю необходимо превратить это в мотив на получение удовольствия от учения. Тогда этот механизм будет иметь воспитательный результат рождения нового мотива, где получение отметки играет вторую роль.

Достижение цели действия подразумевает ее предвосхищение, а нахождение способа достижения цели предполагает умение мыслить. Поэтому для действия механизма сдвига мотива на цель, нужно вообразить цель, осмыслить способы ее достижения, иметь определенное эмоциональное напряжение. Итак, для воспитания мотивов творчества надо использовать средства обучения, направленные на воспитание воображения, мышления, эмоций.

Таких средств можно выделить три: использование теории синектики, «мозговой штурм», игра.

Применение теории синектики предполагает использование всех видов аналогий (прямые, символические, личностные). Например, прямые аналогии, технический объект биологический объект (самолет птица). Необходимо использовать символические аналогии ассоциации и синестетические образы: видеть звук, слышать цвет, ощущать музыку в движении. На занятиях, при изучении различных законов, понятий следует задавать вопрос: «Какого он (оно) цвета?», «Какой формы?», «Какой он на вкус?» и т.д. Необходимо производить и личностные аналогии. В этом случае ученик должен войти в образ исследуемого элемента, предложенной ситуации. Например, при изучении источников тока, учащиеся «входят в образ» аккумулятора и сравнивая «себя» с остальными должны определить «свои» преимущества.

Применение данной теории направлено на сознательное использование подсознательных психических механизмов, действующих в творческом процессе, на создание у учащихся личностно значимых, смыслообразующих мотивов учебной деятельности, на придание личностного смысла изучаемым объектам.

Мотивация творческой деятельности при «мозговом штурме» определятся двумя факторами: человек средних способностей может придумать почти вдвое больше решений, когда он работает в группе; принятие любых самых невероятных предложений, т.е. ученик имеет право на ошибку, что снимает эмоцию страха совершить ее и раскрепощает мышление, воображение, создает положительный эмоциональный настрой.

В мотивах игры проявляется потребность человека преобразовывать мир. В игре развивается воображение, мышление, так как участник находится в воображаемых ситуациях перед выбором вариантов действия, вынужден просчитывать свои и чужие ходы. Существенными являются и переживания, которые сопровождают процессы мышления и воображения в игровых ситуациях, т.е. чувства. Поэтому игра является незаменимым средством воспитания мышления, воображения, чувств . Примером игры могут быть ролевые игры такие как «Суд над силой трения», «Суд над инерцией», где роль обвиняемой, защитника, прокурора, свидетелей и присяжных выполняют учащиеся, а координирующая роль принадлежит учителю.

Опыт показывает, что использование вышеперечисленных средств стимулирует активную творческую деятельность на уроках именно слабых учеников, потому что в них без особых дидактических усилий реализуется мотив достижения. Для учащихся это привычные занятия, а не ответ у доски, окрашенный эмоциями страха. Использование этих средств в обучении не отвратит детей от учебы, не убьет талант, не заглушит стремление к творчеству.

Также очень значимым для воспитания творческой личности является воспитание у учащихся мышления.

Мышление это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности .

Сегодняшние методы обучения рассчитаны на меньшее обращение к памяти, а на большее к мышлению.

Для воспитания творческой личности необходимо воспитание понятийно-логического и творческого мышления. В мышлении учащихся в обучении исследователи (В. Ф. Паламарчук, Т. И. Шамова и др.) выделяют три основных компонента: мотивационный, содержательный и операционный . Мотивационный компонент является определяющим, так как он приводит в движение внутренние механизмы мышления. Поэтому задача учителя постоянно мотивировать умственную деятельность, заботясь о том, чтобы внешний мотив-стимул трансформировался во внутренний, смыслообразующий мотив. Мотивирование мыслительной деятельности должно учитывать возрастную динамику развития мотивов. У младшего школьника развиваются важные для будущей жизни потребности: в умственной деятельности во внутреннем плане; в теоретическом осмыслении наблюдаемых явлений. В подростковом возрасте отчетливо проявляются потребности в рефлексии и самооценке, в самоутверждении и самовоспитании. В юности возникает острая потребность в поиске смысла жизни, в мировоззрении как системе знаний, объясняющей окружающий мир. Раскрывая содержательный компонент нужно отметить, что обучение различным предметам необходимо потому, что восприятие предмета как целостного образа и представлений о нем различно в разных учебных дисциплинах. Одна из важных сторон содержательного компонента мышления проявляется через актуализацию всех видов связей и типов мышления.

В воспитании личности, способной к созиданию не только внешнего, но и внутреннего мира, готовой к успешному функционированию в обществе без ущерба для себя и окружающих, т.е. творческой личности, первостепенную роль играет развитие мышления, причем во многих его видах и проявлениях.

Каждый вид связей обусловливает определенный вид мышления. Во время школьного обучения у учащегося необходимо воспитать формально-логическое, научное, практическое и образное мышление, чтобы создать базу для категориального мышления в процессе дальнейшего образования.

Рассматривая операциональный компонент необходимо, чтобы каждый учитель обозначил для себя круг мыслительных операций в соответствии с содержанием предмета, отдельных тем и целенаправленно их формировал и совершенствовал с учетом возраста учащихся и конкретного учебного материала.

В настоящее время очень большую роль в воспитании и обучении занимает принцип наглядности. Считается, что чем больше он реализуется, тем эффективнее процесс обучения. На самом деле они воспринимаются учениками как увлекательное мероприятие и не способствуют восприятию учебного содержания .

Оценивая роль наглядности необходимо учитывать и возрастные особенности учащихся. Для младшего школьника роль наглядного материала определяется превалированием чувственного восприятия. В подростковом возрасте роль наглядности снижается так как учащийся ориентирован на постижение мыслительных операций, на выработку приемов самостоятельного добывания знаний и на изучение законов и правил мышления. В старшем школьном возрасте все больше увеличивается вес отвлеченного теоретического мышления.

Ведущая роль речи, слова в воспитании мышления заключается в том, что мысль не только формулируется, но и формируется в словах.

Итак, для воспитания творческой личности следует целенаправленным образом воспитывать мышление учащихся. Основой творческого мышления является формально-логическое, которому присущи творческие начала. Для воспитания данного мышления необходимо изучение предметов всех областей знаний, целенаправленное стимулирование всех типов мышления в рамках изучения одного предмета с учетом возрастной динамики мотивов деятельности учащихся, роли наглядности, речи в обучении .

В нынешнее время без развитого воображения у учащегося невозможен продуктивный процесс воспитания творческой личности.

Воображение психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта, в создании образов, которые соответствуют описанию объекта . Важнейшая задача воображения заключается в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.

Построение образов в педагогической практике происходит при воспитании восприятия, представления, памяти. При этом мало внимания уделяется воссоздающему воображению, т.е. построению образов объектов ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или изображением.

На сегодняшний день педагогическая практика и теория не выделяет воспитание воображения как особую педагогическую задачу.

Воображение входит в любой трудовой процесс, является необходимой стороной любой творческой деятельности художественной, конструкторской, научной.

В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления, если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задания.

Воображение становится жизненно важным, когда человек сталкивается с необходимостью осмысления наиболее сложных сторон действительности, которые столько многогранны, что выявить их сущность на основе мышления просто не возможно.

Без развитого воображения нет не только открытия, но и широкого взгляда на вещи, нет активного восприятия действительности, нет гармонически развитой личности.

Таким образом воображение играет важную роль в творческом процессе, зачастую являясь необходимым средством решения задачи.

Многие люди обладают способностью создавать психические картины не только объектов, которые они видели, но и предметов, которых они не видели никогда. Так некоторые люди могут слушать музыку «умственно», думая о музыкальной композиции или смотреть ноты и конструировать мелодию в воображении. Другие в состоянии переживать в воображении мышечные движения или оживлять запахи, которые они встречали ранее. Иногда человеку, обладающему выраженной способностью какого-либо вида воображения, бывает трудно представить себе, что другие не могут этого сделать. Часто считают, что люди с развитым одним видом воображения лишены другого вида. Однако это не так: у многих отмечается хорошее развитие различных видов воображения зрительного, слухового, обонятельного, вкусового и т.д. .

Творческий потенциал воображения определяется способностью переносить (обобщать) действия (деятельности) с одного материала на другой, с одних отношений на другие. У каждого человека способность воображать очень личностна, своеобразна. Таким образом, творческое воображение, с одной стороны характеризуется индивидуально-неповторимым своеобразием, с другой стороны проявлением во всех сферах человеческой деятельности.

Для воспитания воображения в условиях общеобразовательной школы, следует выделить особую роль художественного, научного и изобретательского или технического творчества, а также спорт, который развивает воображение в процессе представления результата единоборства. Отмеченные типы творчества реализуются в деятельностях, в которых можно выделить следующие виды: самообразование, художественное и техническое творчество, общественно-полезную работу.

Самообразование представляет собой целенаправленную активную деятельность личности по формированию у себя новых качеств.

Художественное и техническое творчество включает в себя изготовление декоративно-прикладного искусства, участие в художественной самодеятельности, литературное сочинительство, техническое конструирование и моделирование. Все эти занятия объединяет тот факт, что они направлены на создание культурных ценностей, потребителем которых является сам творец.

Общественно-полезная работа, которая является самой ценной деятельностью с точки зрения воздействия на личность. Она стимулирует участие в художественном и техническом творчестве, занятия самообразованием, способствует активному потреблению культурных ценностей.

Подводя итог сказанному о роли воображения в различных видах творчества можно сказать, что для того, чтобы учащиеся были гармонически развитыми личностями, необходимо воспитывать у них творческое воображение как необходимый элемент творчества.

Но педагогические аспекты воспитания творческого воображения в теории и практике разработаны недостаточно, за исключением только специализированных школ либо классов по художественному воспитанию. Это объясняется тем, что в педагогической психологии мало внимания уделено воспитанию творческого воображения.

Л. С. Выгодский выделяет четыре формы связи воображения и действительности. Первая форма связи определяется тем, что материал воображения берется из непосредственно отражения реальных предметов внешнего мира, причем на базе этого материала могут создаваться новые образы .

Вторая форма связи воображения и действительности заключается в том, что наше воображение может оперировать образами, которые никогда не имелись в собственном опыте субъекта, а черпаются из чужого опыта.

Третью форму связи Л. С. Выгодский называет эмоциональной и рассматривает ее в двух проявлениях . Первое заключается в том, что образы возникающие в нашем сознании под воздействием действительности определяются эмоциональным состоянием. Отсюда следует, что положительного эмоционального восприятия продуктов воображения, которые учитель пытается пробудить у учеников в течении урока, необходимо, чтобы на протяжении всего этого времени ученики находились в благоприятном эмоциональном состоянии, т.е. эмоциональное состояние школьника в учебно-воспитательном процессе должно быть целенаправленно управляемым. Другое проявление представляет собой обратную связь, когда воображение влияет на чувство. Восприятие произведений искусства возбуждает в нас возвышенные чувства, поэтому их роль в процессе обучения очень велика, так как это воспитывает сами чувства, создает положительный эмоциональный фон для восприятия объектов, изучения и создания их положительных образов. С этой целью полезно использовать в паузах уроков показ слайдов произведений изобразительного искусства в сопровождении классической музыки. Это раскрепощает сознание и подсознание.

Четвертая форма связи воображения и действительности заключается в том, что комбинируя образы действительности, воображение воплощается в реальный предмет, который сам изменяет окружающую действительность. Здесь проявляется действенность воображения, что является основой движущей силы творчества. Реализация данной формы связи является наиболее эффективным путем воспитания творческой личности, так как именно она обладает наибольшей личностной значимостью для учащихся.

Также важным условием развития творческого потенциала является свобода личности. Обладая свободой выбора и смены видов деятельности, личность получает возможность многообразно взаимодействовать с объектами внешнего мира, что влечет за собой создание множества разнообразных образов и их комбинаций в сознании. Таким образом, воображение состоит не только в создании образов, но и в их отборе и комбинировании, т.е. воображение вносит свой вклад в воспитание творческой личности, способной делать выбор целей, способов и средств своей деятельности.

Итак, воображение в творчестве играет как подчиненную роль, поставляя материал для мышления, так и самостоятельную, помогая человеку решать задачи тогда, когда мыслительным, логическим путем это невозможно. В педагогическом плане необходимо в процессе воспитания воображения максимально развивать и задействовать способность к построению образов в нашем сознании. В общеобразовательной школе необходимо воспитывать научное, художественное и техническое творчество.

В деятельности, как мышления, так и воображения огромную роль играет эмоциональная сфера психики человека. На связь воображения и эмоции указывал Л. С. Выгодский . Эмоции играют важную роль в мотивации творческой деятельности. Они представляют собой механизм превращения внешних раздражителей в мотивы, направляющие познание и преобразование окружающей действительности. Из этого следует, что для воспитания личности, способной к созиданию не только внешнего, но и своего внутреннего мира, необходимо целенаправленное воспитание умения чувствовать, переживать, управлять эмоциями и направлять их на пользу себе и людям.

Воспитание творческой личности предполагает и наличие педагогического творчества. В. С. Решетько выделяет основные признаки педагогического творчества:

Владение приемами научного анализа и синтеза;

Умение внедрять науку в практику;

Видение основополагающих внедрения;

Способность разрабатывать научно-практические методики (инструментарий) внедрения;

Способность видеть в опыте других педагогов идеи, которые помогают им двигаться к вершинам профессионализма;

Умение использовать опыт других учителей;

Выход за пределы образовавшейся системы знаний (рассмотрение явлений с новых сторон, умение восстановить связи между явлениями, уметь видеть общие признаки отдельных фактов);

Умение сопротивляться педагогическому консерватизму, преодолевать вредные стереотипы в образовании;

Умение переносить знания в различные педагогические условия и ситуации . На этот счет также сказал М. С. Абазовик: «Гаворя в данной связи о мастерстве педагогов, наиболее талантливыми нужно считать, вероятно, не тех учителей, которые обладают некоторой особенной методикой, а тех, которые умеют вызвать у воспитанников чувство удовлетворения от умственной работы, без которого не бывает таланта...»

Поэтому актуальной для учреждений образования становится задача организации методической работы по проблеме работы с одаренными учащимися. Целесообразно включения вопросов организации работы по развитию творческого потенциала учащихся в работу методических объединений, семинаров-практикумов, педагогических советов.

Значит, для воспитания творческой личности необходимо создать специальные условия, которые способствовали бы полноценному ее развитию. Для этого нужно в педагогической практике применять методы и приемы, которые мотивируют учащихся на творчество, развивают у них мышление, воображение, эмоции.

Ярче всего внутренний мир ребенка, особенности его мышления и воображения раскрываются перед нами в творчестве. Всякий раз, когда ребенок рисует, лепит, вырезает и клеит, он не просто проводит время. Он воспитывается и растёт.

1. Освобождение внутренней энергии. Всем нам, и особенно детям, через творчество можно решать разные психологические проблемы, давать выход эмоциям, которые в реальной жизни порой трудно выразить. Например, если ребенок переживает этап возрастного консерватизма, пусть крокодил будет именно зеленым и злым; а если у малыша период разрушения правил, то крокодил может быть розовым, жить на облаке и быть добрым. Через творчество дети освобождаются от неприятного и утверждают позитивное. Динамичные дети с помощью рисования могут снимать внутреннее напряжение, а заторможенные преодолевают трудности в самопроявлении.

2. Раскрытие визуального восприятия. Дети – чаще всего кинестетики. Проще говоря, они всё познают через прикосновение и движение. Занятия творчеством развивают иной аппарат восприятия – визуальный. Человек, ориентированный на визуальное восприятие может, как правило, прогнозировать свою жизнь эффективнее. Таким людям бывает легче принимать и находить решения, запоминать что-то. Поэтому важно уделять внимание развитию визуального канала восприятия, образного мышления.

3. Развитие фантазии и воображения. Рисование, лепка и другие виды творчества развивают воображение через механизмы творческого преобразования и способствуют развитию символического мышления. Сначала ребенок что-то переживает, получает впечатления и опыт реальной жизни, а потом преобразует его с помощью творчества и на основе полученных знаний конструирует свою, уникальную творческую реальность. Таким путем обогащается его внутренний мир – фантазиями, мечтами, картинами желаемого и представлениями способов их достижения.

4. Расширение кругозора. Ребёнок во время занятий творчеством начинает понимать, что реальность можно воспринимать по-разному, и, кроме того, каждый человек имеет своё индивидуальное восприятие. Он замечает, что отображение одного и того же мира может выглядеть по-разному. В творчестве ребенок учится видеть бесконечное количество вариантов, а в перспективе – становится толерантным и внимательным к проявлениям окружающих. Путешествуйте, ходите в гости, в детские театры, на концерты, берите детей на выставки – всё это станет потом отличным материалом для совместного творчества, а ребенок будет чувствовать себя полноправным участником большой жизни.

5. Развитие познавательной деятельности. Занятия творчеством дают мощный толчок в процессе познания окружающего мира. Во время занятий творчеством ребенок учится интерпретировать, следовательно развивается ассоциативное мышление. Кроме того, будет совершенствоваться способность находить нечто общее, а также видеть тонкие различия, т.е. умение сравнивать и обобщать. Чем успешнее познавательная деятельность, тем адекватнее человек к природному и социальному окружению, что является залогом его стабильного существования в мире.

6. Укрепление связи с ребенком. Занимаясь творчеством вместе с ребенком, не относитесь к этому как к очередной трате времени. Используйте это время, чтобы наладить и укрепить с ним связь, будьте внимательны к тому, что он делает. Старайтесь задавать открытые вопросы, чтобы побольше узнать о его «творении» - что он нарисовал, почему выбрал такие цвета, как зовут его пластилиновых героев, кого они напоминают. Детские игры и в частности – творческие занятия, это очень хорошая возможность посмотреть на ваши отношения и на отношения в семье глазами ребенка. При желании, можно показать детские рисунки специалисту-психологу и обсудить, что радует ребенка, а что может его беспокоить или травмировать.

Воспитание детей посредством творчества давно стало одной из самых распространенных и применяемых методик. Это совершенно не удивляет, учитывая количество положительных эффектов, которые дает такой способ развития способностей ребенка.

Каждый ребенок – это удивительная личность, целая вселенная, заключенная в маленьком теле любимого чада и очень важно эту вселенную заметить и вовремя дать развиваться.

Какую же пользу приносит воспитание детей через творчество? Для начала, это отличный способ сублимации и перенаправления энергии ребенка. Представьте – вместо того, чтобы ломать мебель и стричь домашних животных, ваш ребенок будет рисовать, лепить что-то из пластилина или вышивать крестиком, к примеру. Не правда ли, заманчивая перспектива спокойствия и тишины в доме?

Самым важным в данном аспекте является обнаружение склонностей ребенка, необходимое для подбора вида творчества. Понаблюдайте за своим малышом – что ему больше нравится? После таких наблюдений вы можете смело приступать к перенаправлению его энергии в нужное русло. Это, так же, поможет избежать лишних расходов и нервотрепок. К примеру, если ваш малыш в душе художник и от рисования на обоях его могут отвлечь только мамины строгие выговоры, стоит задуматься над тем, как этот минус превратить в плюс. Такая проблема очень просто решается путем размещения ватманов в пределах досягаемости чада. Если есть на чем рисовать, обои останутся целыми. То же самое можно сказать и о нездоровой тяге к ножницам – купите ребенку набор цветной бумаги и ваши питомцы, а порой и детская челка, останутся в целости и сохранности.

В выборе творческого замещения стоит внимательно относиться к особенностям возраста ребенка. Ведь совершенно очевидно, что воспитание детей 4 лет существенно отличается от воспитания детей 9 лет. И, если в первом случае будет достаточно предоставления нужных материалов, то во втором можно подумать и о специализированных учреждениях, где творческий потенциал вашего ребенка раскроется в полной мере при помощи специалистов. Кто знает, может быть именно этот шаг станет некогда решающим в определении профессии вашим чадом.

Воспитание через творчество позволяет раскрывать и совершенствовать личность ребенка в самом полном объеме. Это не только интересно и весело, но и полезно во многом, так как совершенствует навыки ребенка в определенных сферах. К примеру, при занятии плетением или аппликацией, хорошо развивается моторика пальцев, а при пении улучшается работа голосовых связок, рисование развивает в ребенке чувство вкуса, а любой из этих видов творчества дает вам повод для законной родительской гордости.

Но, если обнаруживается, что у ребенка есть тяга к рисованию, то нужно это развивать обязательно. Не нужно запрещать ему делать это, поскольку он развивается этим и может показать то, что не ожидает никто. Почему же с самого детства нам внушали, что художник – это бедный человек, который всегда по жизни будет голодным? Ведь это не так уж и важно, потому как художники пишут такие шедевры, что душа, порой, разрывается на части. Они как-то и думают по-другому, воспринимая мир совершенно в других красках.

Ведь, даже самый простой человек, взяв в руку карандаш или кисточку, может что-то нарисовать на листе бумаги. Может, это будет как попало, но, рисуя, человек всегда становится спокойнее. Вот так и детьми, которых воспитывают творчеством. Они начинают смотреть на мир иначе. Но, если у них случается какая-то радость или печаль, то непременно он сможет изложить всю свою душу на бумаге.

Профессиональные художники, которые дают уроки рисования детям, всегда являются хорошими психологами. Они знают, когда можно успокоить ребенка и рассказать ему о том, что жизнь прекрасна. И во время урока рисования показать ему на листе бумаги или на холсте, как же выглядит столь прекрасная жизнь. Ведь, оказывается, это так просто!

Необходимо запомнить, что для детского творчества не нужно слишком многого, потому как для этого нужна свобода действий, время и, самое главное, поддержка родителей.

ТВОРЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Одно из главных умений, которым мы можем помогать развивать нашим детям, это умение творить. В тот момент, когда ребенок создает, он становится творцом и учится взаимодействовать с окружающим миром.

Таким способом дети начинают осознавать, что они не просто пришли в этот мир запоминать информацию и пользоваться различными вещами, они пришли в этот мир познавать себя и других, создавать и улучшать окружающий их мир.

В какой-то степени каждый ребенок становится маленьким богом - начинает создавать что-то новое, чего еще не было в этом мире. Каждый человек может запоминать информацию, повторять за другими, но все же более важно совершенствовать свои навыки, развивать свои таланты и применять свои умения для улучшения себя и окружающих. Именно творчество служит прекрасным помощником для каждого человека, превращая его из потребителя в создателя.

Дети каждый день с радостью готовы заниматься творчеством, но, к сожалению, не у всех детей есть родители, готовые им в этом помочь, творить вместе с ними, отвести на курсы. Из-за этого проходят годы, и дети превращаются во взрослых, так и не побыв волшебниками.

Но в современном мире это легко исправимо. В продаже имеется огромное разнообразие материалов по доступным каждому ценам (различная бумага, краски любых цветов, ткани, ножницы, клей, изделия для украшений, пластилин, мел и тысячи других мелочей). А для родителей есть множество сайтов и книг, в которых представлены идеи - чем интересным и полезным можно заняться с ребенком любого возраста.

Также хочу вам посоветовать книгу Джины Ван’т Хал "Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье". В ней представлено 60 мастер-классов для детей от 1 до 8 лет.

Автор книги со своими двумя девочками ведет блог artfulparent.com , на котором постоянно выкладывает советы по творческим занятиям с фотографиями и подробными инструкциями. За годы существования блога накопилось большое количество материала, отобрав лучшие из которых, Джина внесла в книгу "Творческое воспитание”.

На страницах своей книги Джин Ван’т Хал рассказывает о том, как развить в ребенке способности к творчеству, заложенные в нем с самого рождения, и как привнести творчество в повседневную жизнь семьи.

Эта книга поможет вам:

Найти время для творчества в течение дня.

Подобрать занятия, которые понравятся вашему ребенку.

Обустроить место для занятий и хранения детских работ.

Выбрать художественные материалы и инструменты.

Поощрять и развивать творческое мышление.

Правильно говорить с ребенком о его рисунках.

«Творческое воспитание» - это книга о любви к детям, о воспитании свободной личности, о чутком созидательном отношении к миру, о том, как наполнить творчеством каждую минуту нашей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: знакомить детей с православным храмом его значением в жизни праволавных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры. Задачи:Образовательные:Познакомить...

Художественно - творческое воспитание детей в процессе реализации авторской интегрированной программы "Сказочный мир театра".

В материале представлен опыт работы по театрализованной деятельности в ДОУ....

Конспект НОД по творческому воспитанию "Букет маме" с детьми старшей группы (с использованием нетрадиционной техники рисования)

Цель:Выполнить праздничный букет маме в технике кляксография.Задачи: Совершенствовать работу по планированию предстоящих действий; Обучить...

сайт и издательство «МИФ.Детство» с помощью книги Джин Ван"т Хал «Творческое воспитание» хочет приоткрыть родителям некоторые тайны воспитания в ребенке творческих способностей в рамках дома, внутри семьи. Книга представляет собой жизненный опыт американской мамы двух детей, автора популярного блога о творческих занятиях с детьми (ArtfulParent.com). Внутри книги найдутся секреты и советы по развитию художественных способностей, а также 60 мастер-классов для детей от 1 года до 8 лет.

Судить конкурс и выбирать художественные шедевры будет Лиза Арье – популярный блоггер (www.lizon.org ), автор книги «Новогодний переполох. Поделки и подарки своими руками», трижды обладатель премии от Блоги Мам «Блог года» (в том числе «Блог года 2015») и просто креативная мама трех разновозрастных мальчишек. «Стремлюсь замечать красоту в окружающем нас мире. И жить в мечтах, как в детстве. Мне всегда особенно приятно попытаться создать что-то интересное самой» – Лиза Арье.

Для участия в конкурсе будьте участником/подписчиком групп организаторов, судьи и спонсоров тура, в котором принимаете участие. Выложите фотографию работы, сделанной на основе мастер-класса конкретного тура, в социальные сети на своей странице. Сделайте корректную подпись тура и поставьте хэштег #творческое_воспитание.

Обязательное условие для всех участников: в период проведения конкурса аккаунт должен быть открыт, чтобы можно было посмотреть конкурсную работу.

Вконтакте : подпишитесь на организаторов PARENTSRUS , MIFDetstvo , судью Lizon.org и спонсора тура..org, спонсор....».

Instagram : подпишитесь на все аккаунты организаторов, судьи и спонсоров. Ставьте хэштег и подпись «Конкурс #творческое_воспитание от @journal_сайтs и @MifDetstvo , cудья @Lizon_org , спонсор тура....».

Facebook: подпишитесь на все аккаунты организаторов, судьи и спонсоров. Ставьте хэштег и подпись «Конкурс #творческое_воспитание от ParentsRusMagazine и MifDetstvo , cудья Lizon.org , спонсор тура....».

Среди всех участников каждого тура будут выбраны 3 победителя вне привязки к социальной сети участия: Вконтакте, Instagram, которые получат подарки от спонсоров.

Количество фотографий от одного участника не ограничено, но они не должны повторяться, так как площадкой проведения конкурса являются сразу 3 соцсети.

Творческая работа должна быть выложена после начала конкурсной активности. Фотография, опубликованная ранее, может принять участие в конкурсе, если ее заново выложат с корректной подписью и хэштегом #творческое_воспитание.

3 победителей нашего последнего тура получат в подарок от магазина КубиРуби набор для развития мелкой моторики, воображения и пространственного мышления. Комплект состоит из: 1 кг кинетического песка , набора 3d формочек и песочницы . Доставка призов будет произведена только по России.

Магазин КубиРуби предлагает все для творчества вне зависимости от возраста. Родители и дети особенно оценят 3d формочки, производимые в Германии.

Разработанные немецкой компанией Sand Creation, 3d формочки для песка (в том числе и кинетического), гипса и других материалов дадут малышу по-новому взглянуть на лепку куличиков. Они позволят создавать объемные и невероятно детализированные фигуры на пляже, дома или во дворе, летом и зимой (даже из снега!). Новые 3d формочки идеально подойдут для набирающих популярность игр с живым или кинетическим песком и познакомят малышей с понятием объема и формы. Они состоят из двух частей, в каждую из которых нужно насыпать материал, совместить части, поставить на твердую поверхность и убрать детали формы.
Отмечайте в подписи нашего спонсора в соцсетях: Вконтакте - Магазин КубиРуби , Facebook - KUBIRUBI.RU и в Instagram - @kubirubi .

В этом туре у нас 2 спонсора : производители эко-лошадок для маленьких и взрослых Craft_horse и издательство настольных игр для всей семьи HobbyWorld . ВНИМАНИЕ: В подписи к конкурсной работе необходимо указать обоих спонсоров, так как 3 победителей получат сразу по 2 подарка! Доставка призов будет произведена только по России.

Итак по порядку о призах:

3 (трое) победителей получат сувенирную лошадку в деревянной коробочке с именем малыша . Все лошадки Craft_horse сделаны из картона и являются стильным элементом декора и добрым подарком.

Вконтакте - craft_horse и в Instagram - @craft_horse .

Также они получат в подарок одну из 3-х развивающих и увлекательных настольных игр для детей от HobbyWorld .

«День сырка» - игра на развитие логического мышления и памяти для детей от 5 лет. Детям предлагается выступить в роли непоседливых мышек и попытаться собрать как можно больше сырных дырок.
«Чудо в перьях» - это озорная детская игра с простыми правилами, в которой игрокам в прямом смысле слова придётся забрасывать птиц на крону дерева. Игра определит самых ловких и детишек и позволит весело провести время.
Игра «Пятнышки» предлагает угадать, кто затаился в кустах: безобидный кролик или бодливая бурёнка. Настольная игра проверит детей на внимательность и реакцию. Перепутать божью коровку и грозного леопарда не так уж трудно! Игра основана на развивающей методике сравнения цветов и узоров для детей самого младшего возраста.
Отмечайте в подписи нашего спонсора в соцсетях: Вконтакте - Hobbyworld и Instagram - @hobbyworld .

Дополнительно двое участников тура получат вдохновляющую книгу Джин Ван’т Хал «Творческое воспитание».

Объявление результатов 3 тура состоится 30 апреля после 12:00.
Фотографии, добавленные после этого времени - в конкурсе не учитываются.

Приз от компании «Две ладошки» - один из 3-х развивающих наборов для детей в возрасте от 1,5 до 5 лет. Доставка призов будет произведена бесплатно только по России.

«Две ладошки» - это коробка весёлых идей для детей и родителей, которая каждый месяц приходит прямо домой. В каждом наборе содержатся не только оригинальные авторские идеи по развивающим играм с детьми от 1,5 до 5 лет, но и все необходимые материалы – книги, канцелярские принадлежности, дидактический материал, заготовки для поделок, дробные методические инструкции и многое другое. Каждый набор посвящен новой теме - Космос, Насекомые, Птицы и преподнесен в виде игры-сказки, все материалы включены в набор, остается только открыть коробочку и приступить к изучению новой темы.

Также двое участников тура получат вдохновляющую книгу Джин Ван’т Хал «Творческое воспитание».

Приз от @Kotletka_shop и @Kottletka - один из 3-х стильных комплектов детской одежды, состоящих из модного свитшота с ярким принтом, легких леггинсов и аксессуара на голову (шапочки или повязки, на выбор), который очень пригодится летом.

Указывайте везде аккаунт нашего спонсора @Kotletka_shop .

Двое участников тура получат вдохновляющую книгу Джин Ван’т Хал «Творческое воспитание».