Быть отцом в наше время труднее. Роль отцов в формировании личности ребёнка. Они делают грязную работу

Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врожденного» права на главенство в семье, «наследственного» авторитета в настоящее время отец уже не имеет. «Врожденный» авторитет отца может быть замещен авторитетом приобретенным, который определяется всем поведением в семье, заботой о ней. Но и тогда этот авторитет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной, равноправной, демократической, коллективистской семьи.

В подавляющем большинстве семей труд отца почти полностью вынесен за пределы дома. Дети видят, как в домашнем хозяйстве трудится мать, но не видят, как трудится отец. Труд матери дает всеми ощущаемые блага и удобства дома: вкусную еду, чистую одежду, уют и порядок. А что дает труд отца? Зарплату - нечто недоступное и малопонятное детям. Не случайно ряд исследователей установил, что некоторые школьники отца в семье по всем параметрам ставят на второе место после матери, а по ряду обстоятельств - после бабушки, дедушки, сверстников.

А может, пусть так и будет: на первом месте мать? Ведь мать - природой данный воспитатель своих детей. Это верно. Но отец? Разве отец не менее способный воспитатель своих детей? Отец обладает хорошим запасом разносторонней информации для воспитания ребенка, часто не меньшим, а большим, чем мать. На труд в домашнем хозяйстве у отца уходит гораздо меньше времени, чем у матери, он в семье свободнее. Выходит, во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал, часто скрытый, неиспользованный.

Для сына отец - образец, с которого он сознательно или неосознанно копирует поведение. Перенятое в раннем детстве нередко остается на всю жизнь, в значительной мере определяя достойное (или недостойное) поведение молодого мужчины. Отец помогает мальчику развить в себе такие истинно мужские черты характера, как смелость, выдержка, великодушие и т.д.

Для дочери отец - первый образец мужчины, первый пример положительного (или отрицательного) мужского поведения. Думается, есть прямая связь, явная зависимость между хорошим примером отца и счастливой семьей, созданной его дочерью.

Отец - это сила, ум, опора семьи в житейских трудностях. Это рассудительный, справедливый старший друг детям. Отец великодушен и самоотвержен. Под его наблюдением и защитой детям хорошо и радостно жить. Отец своим присутствием и примером сообщает детям уверенность в поступках и достижении цели. Он не позволит идти в жизни ложным путем.

Положительный пример отца в воспитании детей настолько важен и значителен, что общество должно постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать его, когда он есть, и стремиться восполнить его отсутствие. С первым - ясно. А вот как возместить ребенку отсутствие отцовского авторитета?

Думается, прежде всего здесь нужна помощь матери со стороны самых близких мужчин: старшего брата, дедушки, дяди и т. д. Один инженер рассказывал мне, что отцу он остался благодарен за пример и науку, как жить. Но также на всю жизнь он запомнил хорошее отношение к себе отца его школьного друга. В этой семье он видел, как ладят отец и мать, родители и дети, брат с братом. А ребенку важно и доброе слово, и пример, и ласка, и прогулка с ним. Его сердце наполняется радостью, когда о нем заботится взрослый человек, мужчина.

Конечно, быть внимательным и заботливым к детям- это главное. Но отец должен быть и достаточно требовательным, ибо общий принцип нашей педагогики- единство уважения и требовательности - действует и в семье. Нельзя уважать, не требуя, и нельзя требовать, не уважая. Правда, очень важно, какой тон общения с детьми изберет отец. В семье требование лучше всего облекать в форму просьбы. Тон приказа и распоряжения здесь не пригоден или менее всего пригоден, особенно когда мы говорим с подростками или со взрослыми детьми. Иначе - срыв, конфликт. Замечено: конфликтные ситуации между детьми и матерью возникают чаще, чем с отцом, но они легче и быстрее разрешаются. Что же касается конфликтов детей с отцом, то они возникают реже, зато бывают глубже и драматичнее. На их разрешение требуется больше душевных усилий и времени. Вот почему их возникновение крайне нежелательно.

Жизнь отца в семье - на глазах у детей. Они все видят, замечают все ошибки и погрешности в поведении и осуждают за это строго, чуть ли не жестоко. «Ты обманул меня. Ты обещал сходить со мною в зоопарк и не пошел», «Ты обещал купить мне игрушку и не купил», «Ты требуешь, чтобы я не чавкал во время еды, а сам чавкаешь. ...». Сама жизнь подсказывает афоризм: родители учат;" маленьких детей всем наукам, а дети родителей одной-практической нравственности.

С годами дети начинают понимать, что ошибки в поведении родителей чаще всего непреднамеренны. Со временем, старея, отец все больше нуждается в сочувствии и в понимании его слабостей, в том, чтобы взрослеющие дети простили те его ошибки, которые он совершил по неопытности и незнанию. Вот когда отец лучше всего поймет, увидит, кого он воспитал: достойных людей или черствых эгоистов.

Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие отцы стали более внимательны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Социологами установлено, что явно растет доля мужского участия в воспитании детей. Мужчины гораздо более охотно ходят на родительские собрания и помогают детям делать уроки, чем участвуют в приготовлении пищи и стирке белья Однако все больше мужчин считают нужным делить с женой и работу в домашнем хозяйстве. Значит, они правильно понимают свой отцовский долг.

Итоговая работа по обществознанию 9 класс (в форме ОГЭ)

Вариант 1

    Засушливое жаркое лето в регионе Z стало причиной лесных пожаров. Жители многих населенных пунктов были эвакуированы. Этот пример иллюстрирует

    Влияние природы на жизнь общества

    Нарушение правил поведения в лесу

    Влияние культуры на жизнь общества

    Неустойчивость общественного развития

    Социальной 2) Политической 3) Духовной 4) Экономической

    Основной предпринимательской деятельности состоит в

    Удовлетворение запросов населения

    Наполнение рынка товарами

    Получение прибыли

    Вытеснение конкурентов с рынка

    Какая социальная роль типична для современного подростка?

    Военнослужащий срочной службы 3) пользователь Интернета

    Избиратель 4) учитель школы

    Нормами какой отрасли права регулируется следующая ситуация: работая на своем приусадебном участке, гражданин К. нашел клад со старинными монетами?

    Финансового 2) семейного 3) земельного 4) гражданского

    Школьник Захар готовится к контрольной работе по химии, а его отец работает над новым проектом. Сравните две формы (вида) деятельности, упомянутые в условии задания: учебу и труд. выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку- порядковые номера черт отличия.

    Создание материальных благ

    Использование необходимой информации

    Использование специальной технологии

    Возможность общения в результате деятельности

Черты сходства

Черта отличия

А

8. Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу... Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина... на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний - это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни...Учитесь любить учиться! (Д.С Лихачёв)

2. Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.

3. Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

Вариант 2 1.Влияние природы на общество иллюстрирует

1) посадка кустарника на обочинах автодорог

2) закрытие завода, загрязняющего реку

3) строительство домов на сваях в районах разлива рек

4) законодательное запрещение сбора ландышей в лесу

    С. является владельцем предприятия. Для увеличении прибыли он установил новое оборудование. В данной ситуации он проявил себя, прежде всего, как

    Потребитель 2) покупатель 3) Инженер 4) предприниматель

    Какие из перечисленных понятий используется в первую очередь при описании политической сферы?

1) род, племя 2) мораль, наука

3) власть, государство 4) собственность, прибыль

    В частной собственности гражданина России могут находиться

1) объекты оборонного производства 3) богатства континентального шельфа

2) здания министерств и ведомств 4) заводы, транспортные компании

    Какое из приведенных суждений характеризует человека как личность?

    У Лены светлые волосы и голубые глаза

    Сергей быстро устает во время утренней пробежки

    Володя стремится быть лидером во всех делах

    Школьник Георгий готовится к экзамену по химии, а его брат играет с моделью железной дороги. Сравните две формы (два вида) деятельности, упомянутые в условии задания: учёбу и игру.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку- порядковые номера черт отличия.

    Соблюдение определенных норм и правил

    Создание воображаемой обстановки

3)Использование различных предметов

4)Целенаправленное получение знаний

Черты сходства

Черта отличия

    Установите соответствие между отличительными признаками и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца:

Отличительные признаки области (формы) культуры

А) опора на общественное мнение 1) искусство

Б) образное отражение действительности 2) мораль

В) обоснованность и доказательность выводов 3) наука

Г) регулирование поведения людей с позиций добра и зла

Д) получение достоверных знаний о природе и обществе

Запишите в таблицу выбранные цифры. Ответ:

А

8. Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врождённого» права на главенство в семье, «наследственного» авторитета в настоящее время отец уже не имеет. «Врождённый» авторитет отца может быть замещён авторитетом приобретённым, который определяется всем поведением в семье, заботой о ней. Но и тогда этот авторитет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной, равноправной, демократической семьи. Исследователи установили, что некоторые школьники отца в семье по всем параметрам ставят на второе место после матери, а по ряду обстоятельств – после бабушки, дедушки, сверстников.

А может, пусть так и будет: на первом месте мать? Ведь мать – природой данный воспитатель своих детей. Это верно. Но отец? Разве отец не менее способный воспитатель своих детей? Отец обладает хорошим запасом разносторонней информации для воспитания ребёнка, часто не меньшим, а большим, чем мать. На труд в домашнем хозяйстве у отца уходит гораздо меньше времени, чем у матери, он в семье свободнее. Выходит, во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал, часто скрытый, неиспользованный.

Положительный пример отца в воспитании детей важен и значителен. Быть внимательным и заботливым к детям – это главное. Но отец должен быть и достаточно требовательным – нельзя уважать, не требуя. И нельзя требовать, не уважая. Правда, очень важно, какой тон общения с детьми изберёт отец. В семье требование лучше всего облекать в форму просьбы. Тон приказа или распоряжения здесь не пригоден или менее всего пригоден, особенно когда мы говорим с подростками или со взрослыми детьми. Иначе – срыв, конфликт.

Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие отцы стали более внимательны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Социологами установлено, что явно растёт доля мужского участия в воспитании детей. Мужчины гораздо более охотно ходят на родительские собрания и помогают детям делать уроки, чем участвуют в приготовлении пищи и стирке белья. Однако всё больше мужчин считают нужным делать с женой и работу в домашнем хозяйстве. Значит, они правильно понимают свой отцовский долг.

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

(Назовите две основные причины, указанные автором.)

3.Восьмикласснице Алине кажется, что родители слишком опекают её, относятся к ней, как к маленькому ребенку. Поэтому Алина часто ссорится с родителями. Используя текст и обществоведческие знания, сформулируйте по два совета Алине и её родителям, которые, по вашему мнению, смогут улучшить их взаимоотношения.

0 Родительская конференция «Роль отца в воспитании детей»

Россия, Архангельская область, Пинежский район, п. Сосновка

МБОУ "Сосновская СОШ №1"
Учитель химии

Глухарева Марина Клавдиевна

Родительская конференция «Роль отца в воспитании детей»

Оформление:

Выставка рисунков учащихся 1-5 классов «Мой папа»;

Выставка коллажей учащихся 6 - 9 классов «Мы без папы – никуда!»

Сочинение учащихся 10 - 11 классов «Я горжусь своим отцом»;

Выставка поделок, сделанная папами.

Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врожденного» права на главенство в семье, «наследственного» авторитета в настоящее время отец уже не имеет. «Врожденный» авторитет отца может быть замещен авторитетом приобретенным, который определяется всем поведением в семье, заботой о ней. Но и тогда этот авторитет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной, равноправной семьи. Равноправие семьи закреплено в «Семейном кодексе». С правами и обязанностями родителей вас познакомит директор школы Санковская Н.Е.

Для будущих отцов хорошей школой воспитания является служба в Армии. Выполняя роль Защитников Отечества, они готовятся к защите своей семьи. Готовы ли наши ребята к службе в Армии? Об этом расскажет инспектор военно-учетного стола МО «Сосновское» Булыгина Е.А.

В подавляющем большинстве семей труд отца почти полностью вынесен за пределы дома. Дети видят как в домашнем хозяйстве трудится мать, но не всегда видят как трудится отец. Труд матери дает всеми ощущаемые блага и удобства дома: вкусную еду, чистую одежду, уют и порядок. А что дает труд отца? Зарплату – нечто недоступное и малопонятное детям. В настоящее время не все отцы могут найти себе достойную работу.

Какая же ситуация с безработицей в нашем поселке? Предоставляем слово специалисту центра занятости Кузнецовой Н.А.

Ответы подростков показывают, что с матерью, а не с отцом они обсуждают большинство волнующих их проблем. Из – за того, что отец мало занимается воспитанием детей, взаимоотношения его с ребенком хуже, чем у жены. К нему реже, чем к матери, обращаются за помощью. Так, по вопросам, связанным со школьной и учебной жизнью, в первую очередь к матери обращается 31 % опрошенных детей, к отцу – 8 %, к обоим родителям – 23 %. В личных делах в первую очередь к матери обращаются 43 % девушек и 32% юношей. Выходит, во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал, часто скрытый, неиспользованный. И к чему же это приводит? Слово предоставляется социальному педагогу школы Морозовой Т.В.

Для сына отец – образец, с которого он сознательно или неосознанно копирует поведение. Перенятое в раннем детстве нередко остается на всю жизнь, в значительной мере определяя достойное (или недостойное) поведение молодого мужчины. Отец помогает мальчику развить в себе такие истинно мужские черты характера, как смелость, выдержка, великодушие и др. (Рассказ ученика о своем отце).

Для дочери отец – первый образец мужчины, первый пример положительного (или отрицательного) мужского поведения. Думается, есть прямая связь, явная зависимость между хорошим примером отца и счастливой семьей, созданной его дочерью. (Рассказ ученицы о своем отце).

Отец – это сила, ум, опора семьи в житейских трудностях. Это рассудительный, справедливый старший друг детям. Отец великодушен и самоотвержен. Под его наблюдением и защитой детям хорошо и радостно жить. Отец своим присутствием и примером сообщает детям уверенность в поступках и достижении цели. Он не позволит идти в жизни ложным путем.

Положительный пример отца в воспитании детей настолько важен и значителен, что общество должно постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать его, когда он есть, и стремиться восполнить его отсутствие. Как возместить ребенку отсутствие отцовского авторитета? Что думают об этом сами ученики? Каков отец в глазах детей? Об этом расскажет педагог – психолог Булыгина Г.И.

Сердце ребенка наполняется радостью, когда о нем заботится взрослый человек, мужчина.

Конечно, быть внимательным и заботливым к детям – это главное. Но отец должен быть и достаточно требовательным, ибо общий принцип нашей педагогики – единство уважения и требовательности – действует и в семье. Нельзя уважать, не требуя, и нельзя требовать, не уважая. Правда, очень важно, какой тон общения с детьми изберет отец. В семье требование лучше всего облекать в форму просьбы. Тон приказа и распоряжения здесь не пригоден или менее всего пригоден, особенно, когда мы говорим с подростками или со взрослыми детьми. Иначе – срыв, конфликт. Замечено: конфликтные ситуации между детьми и матерью возникают чаще, чем с отцом, но они легче и быстрее разрешаются. Что же касается конфликтов детей с отцом, то они возникают реже, зато бывают глубже и драматичнее. На их разрешение требуется больше душевных сил и времени. Вот почему их возникновение крайне нежелательно.

Жизнь отца в семье – на глазах у детей. Они все видят, замечают шибки и погрешности в поведении и осуждают за это строго, чуть ли не жестоко. Сама жизнь подсказывает афоризм: родители учат маленьких детей всем наукам, а дети родителей одной – практической нравственности. Своим опытом семейного воспитания поделится с нами Булыгин Владимир Викторович – отец четырех дочерей и Соловьев Евгений Алексеевич – отец 3 детей.

С годами дети начинают понимать, что ошибки в поведении родителей чаще всего непреднамеренны. Со временем, старея, отец все больше нуждается в сочувствии и в понимании его слабостей, в том, что взрослеющие дети простили те его ошибки, которые он совершил по неопытности и незнанию. Вот когда отец лучше всего поймет, увидит, кого он воспитал: достойных людей или черствых эгоистов.

Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие отцы стали более внимательны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Социологами установлено, что явно растет доля мужского участия в воспитании детей. Значит, они правильно понимают свой отцовский долг.

И хочется завершить нашу конференцию песней о папе. Песня «Про папу» звучит в исполнении пятиклассников.

Очень часто дети, выросшие в детдоме или неполной семье, где воспитывала их только мать, став взрослыми, мечтают найти отца. Причина для этого они называют разные. Одни говорят: «Чтобы посмотреть в глаза мужчине, отказавшемуся от своего ребёнка.» Другие хотят узнать свои корни. Третьи надеются найти именно в отце объяснение тех или иных своих поступков или черт характера.

Всё это подтверждает мысль о том, что в воспитании детей в семье особая роль отводится отцу, независимо от того, растут в ней мальчики или девочки.

В. А. Сухомлинский писал: «Отношения в семье исторические сложились так, что труд отца, имеющего своей целью заботы о здоровье, жизни, благополучии детей, становится основой его нравственности… Если мы говорим о гражданском облике отца, его способности быть образцом для детей, то гражданственность мужчины определяется прежде всего его способностью был долженствующим.»

Говоря проще, именно отец в семье у детей формирует понятие долга. Сначала это долг перед самим собой, затем – долг перед родными. И, наконец, самый высочайший долг гражданина, долг человека и личности – это долг перед Родиной.

А, по мнению учёных – психологов, в основе формирования всех черт характера личности и его способностей находится усвоенное подростком понятие долга, перешедшее в волевое качество, осознание того, что «если я не приложу максимум усилий, значит, не смогу достигнуть, помочь, создать и т. д. Примером же для детей в том случае является отец – ответственный, трудолюбивый, мудрый, любящий человек.

Самоустранение отцов от своих функций, в силу разных обстоятельств, сказывается в том, что формирование основных качеств детей будет отдана на «откуп жёнам, матерям». Социолог И.С. Кон утверждает, что женщина чаще всего становится фактически главой семьи.

Есть и такие семьи, в которых мать и отец как бы поменялись ролями: мать требовательна, а отец покладист, всё разрешает. Возникает неверная половая ориентация: мальчик в такой семье становится женственным, пассивным, девочка же властной. А это ведёт к конфликтам со сверстниками, приводит к неврозам и одиночеству.

Порой встречаются и семьи, в которых дети осведомлены о роли и месте отца не больше, чем во времена А. П. Чехова: «За этой комнатой есть другая, куда не пускают и где мелькает папа – личность в высшей степени загадочная. Няня и мама понятны: они одевают Гришу и укладывают спать, но для чего существует папа – неизвестно». Привыкшие со всеми своими проблемами обращаться к матери, а не к отцу, которому «нельзя мешать» или «некогда», дети перестают к нему обращаться, авторитет, которого падает до авторитета квартиранта.

Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врождённого» права, на главенство в семье, «наследственного» авторитета, как это было в традиционных русских семьях, в настоящее время отец уже не имеет. Но «врождённый» авторитет отца может быть замещён авторитетом приобретённым, который определяется всем его поведением в семье, заботой о ней.

Отец – это сила, ум, опора семьи в житейских трудностях. Это рассудительный, справедливый старший друг детям. Вспоминаю, как часта мама говорила нам: «Спросите у отца: он знает.» или «отец покажет, как надо сделать.» И мы знали, что это так.

Настоящий отец великодушен и самоотвержен. Под его наблюдением и защитой детям хорошо и радостно жить. Отец своим поведением и примером придаёт детям уверенности в их поступках и достижении цели. Он не допустит, чтобы дети в жизни шли ложным путём.

В нашей семье всё держалось на отце, хотя он был инвалидом Отечественной войны. Поэтому после его ухода из жизни (у мамы остались ещё мы с братом – школьники), она вынуждена была уехать из таёжного села на севере области к родственникам в Богдановичский район.

Каждому ребёнку важно и доброе слово отца, и пример, и ласка, и прогулка, и совместная работа. Его сердце наполняется радостью, когда о нём заботится взрослый человек, мужчина.

Конечно, быть внимательным и заботливым к детям – это главное. Но отец должен быть и достаточно требовательным, т. к. общий принцип педагогики – единство уважения и требовательности. Нельзя уважать, не требуя, и нельзя требовать, не уважая. Поэтому очень важно, какой тон изберёт отец в общении с детьми.

В семье требования лучше облекать в форму просьбы. Тон приказа и распоряжения бывает особенно непригоден, когда дети в подростковом возрасте. Иначе – срыв, конфликты между детьми и матерями происходят чаще, чем между ними и отцами. Эти конфликты менее болезненные, менее продолжительные.

Что же касается конфликтов детей с отцами, то они возникают реже, зато бывают глубже и драматичнее. Чтобы разрешить их, требуется больше душевных усилий и времени.

Жизнь отца в семье – на глазах у детей. Они всё видят, замечают все ошибки и погрешности в поведении и осуждают за это строго, чуть ли не жестоко: «Ты обманул меня. Обещал сходить на каток и не пошёл,» «Ты обещал почитать книжку, а сам…,» «Ты говоришь, чтобы я не сопел носом, а сам сопишь…» и т.д.

Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей трудолюбивыми, ответственными, самостоятельными, но как часто отцы забывают о том, что в основе формирования этих качеств детей находится пример родителей, особенно пример отца. Ведь не зря в народе говорится: «Яблоко от яблони недалеко падает». Хотя есть исключение из этого правила.

Г. Гузь, ветеран педтруда.

Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врожденного» права на главенство в семье, «наследственного» авторитета в настоящее время отец не имеет. «Врожденный» авторитет отца может быть замещен авторитетом приобретенным, который определяется всем поведением в семье, заботой о ней. Но и тогда этот авторитет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной, равноправной, демократической семьи.

В подавляющем большинстве семей труд отца почти полностью вынесен за пределы дома. Дети видят, как в домашнем хозяйстве трудится мать, но не видят, как трудится отец. Труд матери дает всем ощущаемые блага и удобства дома: вкусную еду, чистую одежду, уют и порядок. А что дает труд отца? Зарплату - нечто недоступное и малопонятное детям.

Для сына отец - образец, с которого он сознательно или неосознанно копирует поведение. Перенятое в раннем детстве нередко остается на всю жизнь, в значительной мере определяя достойное (либо недостойное) поведение молодого мужчины. Отец помогает мальчику развить в себе такие истинные мужские черты характера, как выдержка, великодушие, смелость и т.д.

Для дочери отец - первый образец мужчины, первый пример положительного (или отрицательного) мужского поведения.

Отец - это сила, ум, опора семьи в житейских трудностях. Это рассудительный, справедливый старший друг детям. Под наблюдением и защитой отца детям хорошо и радостно жить.

Положительный пример отца в воспитании детей настолько важен и значителен, что общество должно постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать его, когда он есть, и стремиться восполнить его отсутствие. С первым ясно. А вот как возместить ребенку отсутствие отцовского авторитета?

Прежде всего здесь нужна помощь матери со стороны близких мужчин: старшего брата, дедушки, дяди и т.д.

Жизнь отца в семье - на глазах у детей. Они все видят, замечают ошибки и погрешности в поведении и осуждают за это строго, чуть ли не жестоко. «Ты обманул меня. Ты обещал сходить со мной в зоопарк, а сам не пошел», «Ты обещал купить мне игрушку и не купил», «Ты требуешь, чтобы я заправлял кровать, а сам не заправляешь…» Родители учат маленьких детей всем наукам, а дети родителей одной - практической нравственности. С годами дети начинают понимать, что ошибки в поведении детей чаще всего непреднамеренны. Со временем, старея, отец все больше нуждается в сочувствии и в понимании его слабостей, в том, чтобы взрослеющие дети простили те его ошибки, которые он совершил по неопытности и незнании. Вот тогда отец лучше всего поймет, увидит, кого он воспитал: достойных людей или черствых эгоистов. Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие стали более внимательны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Сейчас мужчины гораздо более охотно ходят на родительские собрания и помогают детям делать уроки, чем участвуют в приготовлении пищи и стирке белья. Однако все больше мужчин считают нужным делить с женой и работу в домашнем хозяйстве. Значит, они правильно понимают отцовский долг.