Принципы воспитания и реализация их в современном доу. Принципы и закономерности процесса воспитания Цель и принципы воспитания дошкольников

Дошкольное воспитание и обучение представляет собой важный фундамент, на котором в дальнейшем будет развиваться личность ребенка, подростка. В дошкольном возрасте формируются основные умения и способы мировосприятия, из которых затем произрастает и взрослое мировоззрение. Дошкольное воспитание и основы обучения воспринимаются многими родителями как подготовка ребенка к школе, к тем задачам, которые он будет решать в первых классах. Это не совсем правильно. Цель воспитания не должна ограничиваться направленностью на подготовку к школе. Воспитание детей дошкольного возраста должно быть ориентировано на их личностное развитие, которое имеет намного больше проявлений, чем те умения, что понадобятся в младшей школе.

Современное дошкольное образование в нашей стране сегодня предлагает большой выбор методик, используемых в разных дошкольных учреждениях. Детские сады, школы творчества, курсы подготовки к школе могут дать ребенку очень много полезного. Однако важнейшим стимулом развития детской личности является участие в воспитательном и образовательном процессе родителей. Поэтому методики воспитания детей обязательно должны интересовать родителей, даже если род основных профессиональных интересов папы и мамы очень далек от педагогики. Какие же принципы и методы воспитания дошкольников должны знать все родители?

Человек развивается и изменяется в течение всей своей жизни. Однако именно в первые 6-7 лет закладывается личностный и психологический фундамент, который в дальнейшем определяет очень многое в жизненном пути каждого человека. При этом любая концепция дошкольного воспитания сегодня настаивает на том, что ключевыми субъектами воспитательного процесса являются родители. В законодательстве Норвегии, например, несколько лет назад была введена норма о том, что после рождения ребенка на декретный отпуск имеет права не один, а оба родителя. Это объясняется тем, что человеческий капитал — главное достояние страны, а дошкольное воспитание детей является одним из ключевых этапов формирования такого капитала.

Но может ли получить ребенок что-то реально полезное от родителей, не обладающих какими-то специальными психологическими и педагогическими познаниями? На самом деле, для того чтобы воспитывать своего малыша, родители должны проявлять не столько профессионализм в вопросах обучения, сколько уделять достаточное время и внимание. При этом необходимо понимать в общих чертах специфику разных этапов, на которые делится воспитание дошкольников.

Возраст 0-3 года

Этот период имеет особое влияние на формирование личности человека. Здесь родители должны понимать, что маленький человечек, который даже и ограничен в движениях, уже воспринимает окружающий мир и особенно чутко впитывает модели поведения окружающих его взрослых. Важнейший же отпечаток на психологию и личность ребенка откладывает стиль взаимоотношений отца и матери. Как бы это ни было сложно в некоторых случаях, необходимо исключить из общения грубость, агрессию, взаимные претензии и другие негативные проявления межличностной коммуникации. Любая ссора между родителями может навсегда отложиться в подсознании ребенка и всю жизнь производить негативное влияние на его психику.

В целом же, воспитание детей дошкольного возраста на этом этапе должно учитывать следующие важнейшие моменты:

  • Развитие мелкой моторики рук. Неудивительно, что сегодня в детских магазинах предлагается огромное количество всевозможных игрушек. Он необходимы, чтобы ребенок развивал мелкую моторику рук, от которой зависят не только ловкость и сила, но и ментальный, интеллектуальный и психологический потенциал малыша. Важно стараться как можно больше занимать ребенка какими-то игрушками.
  • Цветовое разнообразие. Чем большим количеством ярких и приятных цветов будет наполнена жизнь малыша, тем более подвижной и гибкой будет его будущая психическая структура. Приятные визуальные впечатления формируют позитивную эмоционально-психологическую основу характера.
  • Формирование коммуникативных навыков. Общение, ласка, взаимные тактильные контакты являются неотъемлемым элементом корректного воспитания малыша в самые первые годы жизни.

Эти принципы и дошкольного возраста в первые годы жизни легко выполнимы. Родителям нужно лишь уделять своему малышу достаточное внимание.

Третий год — проявление самостоятельности

Для многих родителей становится очень сложным. Именно в этот период проявляется феномен самостоятельности. В психике и сознании ребенка формируется образ того, что он является отдельной личностью, способной самостоятельно совершать те или иные действия. Этот этап очень важен, ведь он отличает нас от животных. Именно в это время человек начинает понимать, что его отражение в зеркале — это он, а не другое существо. В жизни животных этот момент не наступает никогда.

В этот период особую роль приобретает воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста. Здесь рекомендации психологов и педагогов очень разнятся. Одни утверждают, что ребенку нужно дать как можно более свободы для самореализации инстинкта самостоятельности. Другие настаивают на том, что этот инстинкт должен достаточно строго вводиться в определенное воспитательное русло социализации. Родителям здесь важно проявить собственное чутье. В каждом отдельном случае нужно самим решить, что ребенку позволительно делать самостоятельно, а что — нет.

К тому же нужно быть очень терпеливыми, ведь самостоятельность малыша будет проявляться там, где захочет он, а не родители. Например, ребенок может сеть и «поработать» на компьютере, после чего последнему может понадобиться серьезный ремонт. А вот в убирании за собой игрушек самостоятельность может не проявиться совсем.

4-6 лет: готовимся к школе

Является самым счастливым. Маленький человечек уже почувствовал свою самостоятельность, ощутил себя личностью. При этом взрослые продолжают ему угождать и относиться с максимальной лаской и нежностью. А самое главное состоит в том, что еще нет строгих социальных ограничений, ведь еще не нужно ходить в школу, быть как все, носить униформу и т.д. В этот период родители просто обязаны сделать все для полноценного развития личности маленького, но уже настоящего человека. Общие рецепты, которым следует методика дошкольного воспитания в этом возрасте, являются следующими:

  • Активное физическое развитие. Начиная с первого класса, школьнику придется по несколько часов в день сидеть за партой. К этому времени важно сформировать хорошую осанку, приучить ребенка ровно держать спину, сформировать достаточно крепкую и упругую мышечную основу. Если родители ведут здоровый образ жизни, занимаются пробежками, то для них не будет проблемой организовать ежедневные физкультурные занятия для своего малыша. Такие совместные занятия спортом и физкультурой имеют не только оздоровительный, но и мощный коммуникативно-психологический эффект. Если же родителям сложно выделить в своем рабочем графике несколько часов на занятия физкультурой с ребенком, его можно отдать в спортивную секцию для детей соответствующего возраста. Посещение таких секций положительно влияет на воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста.
  • Психологическая и эмоциональная подготовка к школьному общению. Для многих современных детей, которые не ходят в садик, а счастливо проводят время в домашних условиях, достаточно сильным психологическим шоком становятся первые дни в школе. Поэтому если родители не доверяют садикам и воспитывают малыша сами, то все равно важно обеспечить ребенку достаточное . Общение с друзьями, занятия в спортивной секции или школе творчества, организованные детские походы в развлекательные центры или на праздничные мероприятия — все это поможет ребенку безболезненно включиться в процесс общения со своими одногодками. Благодаря этому он не ощутит психологический дискомфорт, когда ему придется каждый день общаться с одноклассниками.
  • Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Родители постепенно должны приучать малыша к проявлению ответственности в домашних делах. Можно поручить ребенку ежедневно самостоятельно ходить в магазин за хлебобулочными изделиями, конечно, если торговая точка находится недалеко и можно договориться с продавцами о регулярном посещении маленького покупателя. Также можно доверить выгуливать собаку и совершать другие ответственные, но безопасные семейные дела. При этом ребенку постоянно нужно намекать на важность выполняемых функций, на их полезность для семьи в целом. Это будет воспитывать не только самостоятельность, но и дисциплину, сочетаемую с ответственностью.
  • Развитие творческих способностей. Воспитание детей старшего дошкольного возраста в обязательном порядке должно включать в себя какой-нибудь вид творческой деятельности. Сегодня в любом городе работает много кружков для дошкольников. В зависимости от того, к чему у ребенка появляются склонности или увлеченность, родители должны обеспечить малышу возможность посещения дошкольных учреждений творческой направленности. Здесь под руководством профессиональных педагогов ребенок начнет осознавать, что мир намного богаче и интереснее, чем просто круг семьи или друзей. Для малыша начнет открываться огромный мир искусства, пусть сначала и в достаточно примитивной форме. Занятия музыкой, танцами, рисованием, театральными представлениями просто незаменимы в детском возрасте. Они делают будущую взрослую личность более творческой, целеустремленной, успешной и счастливой.

Таким образом, у современных родителей есть богатый выбор воспитательных средств для того, чтобы сделать дошкольные годы ребенка максимально счастливыми и наполненными радостными событиями и увлекательной творческой деятельностью. Однако не стоит забывать и об интеллектуальном развитии малыша.

Развитие интеллектуальных способностей

В развитии детской личности фундаментальную роль играет процесс формирования логических и интеллектуальных способностей. Конечно, на это влияет и наследственность, однако современная педагогика ориентирована на принцип, согласно которому умственный потенциал каждого ребенка можно скорректировать в положительную сторону. В этом аспекте было бы неплохо, чтобы ребенка водили в какое-то дошкольное учреждение (детский сад, школу творчества, специальную школу раннего развития). Но и сами родители могут дать малышу очень многое в плане интеллектуального развития. При этом не нужно сильно нагружать ребенка. В рамках такого обучения будет достаточно:

  • разучивать небольшие стишки;
  • формировать первичные арифметические навыки;
  • выучить алфавит и постигнуть первые азы чтения;
  • научиться полезным умениям (пользоваться часами, звонить родителям, совершать покупки, ухаживать за домашними животными).

Родителям не составит труда заняться такими вещами с ребенком, а для его развития это очень важно.

Дошкольное воспитание в России определяется Национальной доктриной образования в Российской Федерации. Именно этот документ, наряду с Федеральным законом «Об образовании» и Государственными стандартами обучения, декларирует принципы обучения детей дошкольного возраста.

Терминология

Концепция дошкольного воспитания — это документ, заявляющий текущие принципы воспитания подрастающего поколения. Рабочие программы воспитателей детских садов поясняют и раскрывают эту концепцию, объясняют и перечисляют методы воспитания дошкольников. Педагогическая психология определяет особенности развития психики обучающихся, выявляет закономерности воспитания детей дошкольного возраста, на которых строится вся образовательная система. Психология разрабатывает базис для педагогики, превращающий законы возрастной психологии в дидактические принципы.

Развитие и воспитание детей дошкольного возраста — одна из самых важных и сложных задач образования. Ведь на этом этапе начинается долгий путь социализации маленького человека, его дорога к становлению полноценным членом социума. Дошкольное воспитание — это отправная точка путешествия, знакомство с главными правилами жизни общества.

Принципы и цели

Принципы воспитания представляют собой главные ориентиры, организующие огромную и сложную систему воспитательной работы. Именно они определяют цель воспитания, его задачи и формы.

Цель воспитания представляет собой систему ценностей, которая может быть разобрана на части — задачи. Воспитательные задачи делятся на общие и конкретные, сейчас же, в связи изменениями, происходящими в нашем обществе и в школе, можно констатировать противоречие в определении конкретных задач воспитания. Со временем это противоречие не только не разрешается, но и становится еще острее.

Формы и методики

Как пример конкретной задачи воспитания дошкольников можно привести воспитание нравственных качеств — смелости, ответственности, патриотизма. Однако, что современное российское общество понимает под словом патриотизм? Это спорный вопрос, который наглядно иллюстрируют вышеописанное противоречие.

Формы воспитания — это способы организовать коллективную или индивидуальную деятельность учащихся. Например, формой воспитания является игра, во время которой дети примеряют на себя роли различных членов общества и пытаются смотреть на мир с другой точки зрения. В дошкольном возрасте это весьма трудная задача.

Современные методики воспитания детей дошкольного возраста включают развивающие и обучающие задачи, поскольку именно такой подход является главным законом дидактики. Например, при проведении ролевой игры к обучающим задачам можно отнести усвоение правил, а к развивающим — необходимость произнести определенные слова, чтобы речь ребенка совершенствовалась.

Этнокультурализм

В современном обществе, стремящемся к мультикультурализму, существует заказ на поликультурное самосознание. В то же время не следует забывать и об этнокультурном. В этом есть некоторый намек на противоречие, однако продуктивнее будет рассматривать это сочетание как преследующие различные цели, хоть и взаимосвязанные.

В России этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста базируется на принципе народности, выдвинутом выдающимся отечественным педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским. Он считал основой воспитания родной язык, обычаи и традиции народа, изучение истории родной страны. Этнокультурное воспитание в современной системе образования следует считать фундаментом патриотического воспитания, поскольку его целью является приобщение детей к духовным ценностям, родному языку, культуре, то есть к основным компонентам родного этноса, естественно, через призму этнокультурной специфики социума.

Кроме того, современный этнокультурализм стремится к гармонизации национальных и «общечеловеческих» ценностей, препятствует всяческим намекам на нетерпимость, используя так называемый принцип сравнительного обобщения. Он предполагает, что, подчеркивая специфичный феномен родной культуры, важно отметить и то общее, что объединяет все этносы. Таким образом, этнокультурное воспитание движется от принципа осознания своей идентичности и уникальности к пониманию многообразия этносов, к диалогу между ними и выстраиванию положительного взаимодействия с людьми. Эта цель этнокультурного воспитания носит название этнокультурной компетенции.

Поликультурализм

Другим важнейшим запросом современного общества является поликультурное воспитание дошкольников. В России социокультурная среда всегда была полиэтнична, поэтому данный аспект занимает особое место в системе образования. И если задачей этнокультурного воспитания является любовь к Родине, российской цивилизации, то в поликультурализме на первое место выходит толерантность, то есть уважение к другим народам, культурам и их ценностям. Поликультурное воспитание прививает общекультурные качества, которые в будущем позволят гражданам России успешно выстраивать отношения с представителями иных этнических групп и общностей.

Непрерывность воспитания

Воспитание детей дошкольного возраста — это крайне трудоемкий и, главное, непрерывный процесс. Ошибочно утверждать, что, находясь в детском саду, ребенок непрерывно является субъектом воспитания, а придя домой, отдыхает, остановившись в своем развитии. Худшее, что могут сделать родители, — это «свалить» воспитание малыша на детский сад и устраниться самим.

Для успешного развития детей дошкольного возраста необходимо продуктивное взаимодействие родителей и воспитателей. Важно понимать, что дошкольное воспитание — это тяжелый труд для всех участников процесса: для воспитателей, родителей и самого ребенка. Если воспитанник в детском саду слышит и видит одно, а дома совсем другое, то впрок такое противоречие явно не пойдет. Поэтому педагоги и психологи всегда готовы пойти на помощь, давая советы родителям дошкольников, проводя с ними беседы, разъясняя что-то непонятное и т. д. При этом необходимо помнить, что и родитель должен при необходимости прийти на помощь педагогу, например, пояснив характер ребенка, рассказав о его особенностях и привычках.

Поощрение и наказание

Образование начинается в семье. Традиционная педагогика считает золотыми правилами воспитания поощрение, наказание и личный пример. Наказание и поощрение — базовые правила определения хорошего и плохого в жизни маленького человека. Критерии добра и зла отнюдь не являются врожденными, как утверждали некоторые немецкие философы. Для ребенка добро — это его личное благо, а зло — то, что причиняет ему дискомфорт. В воспитательном процессе он учится абстрагироваться, смотреть на ситуацию с разных точек зрения, таким образом получая традиционные представления о том, что хорошо, а что дурно.

Поощрения и наказания играют роль помощников в определении зла и блага, давая ребенку возможность по ним ориентироваться в такой сложной окружающей его системе правил. Естественно, поощрение далеко не всегда предполагает торжественную покупку дорогой игрушки в магазине, а наказание — долгое стояние на горохе в углу. Одобрительный взгляд и укоризненное молчание дети чувствуют не хуже, а то и лучше взрослых, более того, зачастую это действует гораздо сильнее материальных подарков.

Личный пример

Воспитывать личным примером сложнее всего. С началом сензитивного периода ребенок, словно губка, впитывает окружающий мир. Ничто вокруг не скроется от его любопытства, а мама и папа — подавно. Поэтому у родителей нет права на ошибку, ведь их действия объяснят ребенку намного больше, чем их же слова, а тем более слова воспитательницы или окружающих детей.

Безусловно, и взрослым людям тяжело постоянно вести себя безукоризненно. Однако важно помнить, что это обязанность ответственных родителей, желающих своему ребенку занять достойное и уважаемое место в обществе. Если малыш заподозрит, что мама или папа на словах декларируют одно, например, что ругаться нехорошо и некрасиво и нельзя так делать, но в то же время не стесняются при любом удобном случае употребить несколько «запретных» слов, то и сам дошкольник в скором времени заставит впасть в ступор воспитательницу от обилия обсценной лексики в речи. И мантра «мы так поступаем, а ты не должен» не работает, ведь, как уже говорилось выше, действия куда важнее слов.

Работа с детьми — тяжелый труд, в котором работает и общество, и государство, и родители, и система образования. Все стараются не допустить ошибок, контролировать каждый аспект на пути развития ребенка. Именно до школы закладывается базис для всего дальнейшего образования, важно успешно привить ребенку ценности гуманизма и уважения. Довести до того периода, в котором главным воспитателем для него станет он сам.

Мы с семи месяцев перешли на смесь, так как молоко у меня закончилось, моя знакомая посоветовала мне взять Матерну "Extra Care". Я очень довольна своим выбором, смесь хорошая, быстро и легко растворяется, ребенок кушает с удовольствием. Так как я пробую все перед тем как дать малышу, я попробовала и эту смесь, лично мне понравилась, она имеет приятный сладковатый вкус и хорошую консистенцию. С этой смесью мы хорошо растем и у нас не возникает проблем с животиком! Брали смесь с сайта baby1care.

10 причин, почему кормящие мамы завидуют мамам на ИВ

Вот тот случай, когда благими намерениями вымощена дорога в ад. Оберегая психику ребенка от чувства вины, вы не даете ему возможности раскаяния. Только чувство раскаяния, чувство сожаления о своих плохих поступках удерживают от их повторения. Вместо того, чтобы пережить с ребенком и чувство вины, и чувство потери, вы лгали ему, вы внушали ему: "Ты ни в чем не виноват, ты ни в чем не виноват." Так растят эгоистов. Теперь, всякий раз поступая плохо, ваш сын будет повторять себе: "Я ни в чем не виноват!" А ведь у вашего сына есть совесть - он ЗНАЛ и ПОНИМАЛ, что животное погибло, и что именно он тому причиной. Вот только поделится своими переживаниями ему было не с кем. Вы лгали своему сыну - не удивляйтесь, когда он будет лгать вам. Вы единожды избавили его от чувства вины - не удивляйтесь, когда ваш выросший, взрослый сын откажется признавать хоть в чем-то свою вину и брать на себя ответственность за свои поступки

Тема: «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ»

1. Понятие о цели воспитания

2. Идеальная цель воспитания

3. Реальные цели воспитания

4. Объективный и субъективный характер цели воспитания

5. Концепции воспитания дошкольников

6. Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста

1. Понятие о цели воспитания

Процесс воспитания подрастающего поколения всегда связан с желанием получить результат. Собственно, ради него - конечного результата - и разрабатываются теории, системы, технологии педагогической науки, которые затем проверяются и утверждаются практикой.

Таким образом, цель воспитания - это ожидаемый ре­зультат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой дея­тельности.

2. Идеальнаяцель воспитания

С давних пор человек, становясь человеком, испытывал потребность в достижении наивысших результатов в той деятельности, которой занимался. И действительно, оказывалось, что человек способен к таким высшим достижениям, только одному удаётся одно, а другому - другое.

Стоит только внимательно вчитаться в произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, песен­ки - с целью определить, каков же был идеал у народа, и перед нами возникнет образ человека разностороннего - умелого, трудолюбивого, доброго, веселого, красивого, сильного.

Философы древности представляли себе человека сре­доточием фундаментальных добродетелей. Сложилось даже понятие «калокагатии» (от греч. kalos – прекрасный, agathos - добрый, т. е. гармоничное сочетание внешних фи­зических и внутренних духовных достоинств человека как идеал воспитания). Таким образом, здесь мы видим образ человека с развитым умом, добрым сердцем и восторжен­ной душой, т. е. личность всесторонне развитую.

В дальнейшем идея всесторонне развитой личности была сформулирована К. Марксом в «Коммунистическом мани­фесте» как цель, которая может стать реальностью в ком­мунистическом обществе по отношению к каждому его чле­ну, если только это общество сможет создать необходимые условия для развития.

Таким образом, всесторонне развитая гармоничная лич­ность - вот та цель, тот желаемый результат, который с тех пор, как человечество стало задумываться над воспитани­ем подрастающего поколения, над своим будущим, высту­пал в качестве ведущей идеи, идеала, к которому стоило стремиться и ради которого стоило жить.

Но история развития человеческого общества, изучение закономерностей развития индивида показали, что, во-пер­вых, в одном человеке реально не могут быть развиты с должной полнотой все стороны его личности (у каждого своя наследственность, своя предрасположенность к вос­приятию окружающего мира и т. д.), а во-вторых, социаль­но-политические условия каждого общества, хотя и влия­ют на создание благоприятных или неблагоприятных ус­ловий для развития, но даже в идеальном обществе, если такое возможно, личность, развитая в одинаковой степе­ни, всесторонне воспитаться не может.

История знает личности, феноменально развитые в ка­кой-то одной области: П. Чайковский - в музыке, И. Репин - в живописи, А. Эйнштейн - в математике, И. Курчатов - в физике и т.д. Можно привести примеры, когда в одной личности сочетаются почти равные достижения в несколь­ких направлениях - Леонардо да Винчи - художник, мате­матик, механик, М.Ломоносов - физик, литератор, химик, А. Грибоедов - писатель, композитор, дипломат. И тем не менее даже такие яркие личности не были развиты всесто­ронне в одинаковой степени.

Значит, цель - «воспитание всесторонне развитой лич­ности» - является по сути своей идеальной, нереальной це­лью воспитания. Так какую же тогда она выполняет функ­цию, нужна ли она?

Нужна. Она является ориентиром на возможности че­ловека и помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности. В ней за­ложено сильное гуманное начало - вера в возможности человека.

В воспитании детей дошкольного возраста ориентиро­ваться на идеальную цель особенно необходимо. Наука се­годня ещё не даёт ответа на вопрос, с каким «даром» при­шел человек на Землю, в какой области он будет наиболее выразителен и удачлив. И чтобы не допустить ошибки, сдер­живая одно и развивая другое (выбранное взрослым), не­обходимо создавать условия, в которых бы ребёнок мог пробовать себя в разных направлениях. Задача взрослого - внимательно наблюдая за развитием ребёнка, не пропус­тить ростки того, что характерно и ценно именно для это­го малыша, что может стать стержнем, вокруг которого будет выстраиваться гармония его личности.

3. Реальные цели воспитания

Если существует идеальная цель воспитания, то, вероят­но, должна существовать и реальная цель, т. е. такая цель, которая может быть осуществлена, реализована в конкретном обществе и по отношению к конкретным людям. Иначе воп­рос о воспитании подрастающего поколения не мог бы быть поставлен.

Реальные цели воспитания в отличие от идеальных не являются раз и навсегда заданными. Они изменяются в за­висимости от целого ряда условий.

Реальные цели воспитания имеют исторический харак­тер. Это значит, что в разные исторические периоды, на разных этапах развития человеческого общества ставились разные цели в зависимости от политики государства, от господствующей идеологии. Так, цель воспитания в фео­дальном обществе отличалась от цели воспитания в рабов­ладельческом обществе, цель воспитания в Афинах отли­чалась от цели воспитания в Спарте и т. д.

Цели воспитания направлены на удовлетворение потреб­ности общества в тех или иных качествах человека, в каче­ствах, которые могут служить укреплению ценностных ори­ентации общества.

4. Объективный и субъективный характер цели воспитания

Сформулированная обществом реальная цель воспита­ния носит объективный характер. Это значит, что она отражает принятые обществом ценности и направлена на воспитание необходимых обществу людей. Кроме того, при разработке реальной цели воспитания учитываются объективные закономерности раз­вития человека, особенности культуры, быта, традиций, даже географическое расположение и климатические усло­вия страны.

Цели воспитания могут носить и субъективный харак­тер. Как правило, это происходит в том случае, когда конк­ретная семья формулирует для себя, каким они хотят выра­стить своего ребенка. Такая цель может совпадать с реаль­ной объективной целью, а может и вступать с нею в противоречие. Если противоречия острые, трудно разреши­мые, это может оказаться пагубным для развивающейся личности. Но субъективные цели позитивны тем, что при их формулировании и реализации родители учитывают осо­бенности индивидуального развития своего ребенка, созда­ют условия для осуществления цели. Конечно, бывает и так, что родители не столько учитывают возможности своего малыша, сколько руководствуются своими желаниями (ре­бенок не проявляет особой склонности к музыке, а родите­ли решили сделать из него музыканта).

Государственные образовательные учреждения не обла­дают правом формулировать такую цель воспитания детей, которая бы не совпадала с реальной объективной целью, заданной государством, даже если они с ней не согласны. Частные же образовательные учреждения могут принимать субъективные цели, но и они не должны вступать в проти­воречие с государственными целями, иначе дети, воспиты­вающиеся и обучающиеся в таких учреждениях, в дальней­шем попадут в «тупиковую» ситуацию.

И все же, несмотря на видимость жесткой детерминиро­ванности цели воспитания социальными, политическими и экономическими условиями, прогресс в развитии личнос­ти был бы невозможен, если бы на цель воспитания не ока­зывали влияние и сама личность, и общечеловеческие, вне-исторические идеалы. Во все века, при всех общественных формациях ценились такие человеческие качества, как доб­рота, гуманность, милосердие, бескорыстие, способность жертвовать собой ради других людей, умение сочувствовать, содействовать. Возникает противоречие: обществу в определенный период его развития, например нашему об­ществу, требуются люди деловые, уверенные в себе, с яр­кой индивидуальностью, независимые. А все перечислен­ные ранее качества для развития и прогресса общества, для благополучия людей сегодня как бы и не очень нужны. Со­гласно логике социальной детерминированности цели вос­питания, все силы сегодня должны быть направлены на вос­питание деловых людей. И действительно, появилось мно­го таких людей, возникли учебные заведения, формирующие подобную модель современного человека. Но в обществе назревает своего рода социальный взрыв из-за «дефицита нравственности» у отдельных личностей и во взаимоотно­шениях между людьми... И общество как государственная структура вынуждено вносить коррективы в идеалы и цели воспитания. Таким образом, личность, личности не только следуют за обществом и предлагаемыми им целями, но и сами ведут его и корректируют цели воспитания. При этом субъективная цель выходит на уровень объективной ее фор­мулировки и характеристики.

Таким образом, цель воспитания является основополага­ющей категорией педагогики. От нее зависят задачи, содер­жание, методы воспитания. Конечно, реальная цель воспи­тания конкретизируется применительно к объекту воспита­ния: она едина для всех, но применительно к людям разных возрастных категорий наполняется тем содержанием, кото­рое реально выполнимо (может ли быть единой цель воспи­тания дошкольников, школьников, взрослых людей?).

Реальной целью воспитания детей дошкольного возраста является воспитание эмоционально благополучного, разно­сторонне развитого счастливого ребенка.

5. Концепции воспитания дошкольников

Каждая цель подкрепляется и аргументируется опре­деленной концепцией. Причем у одной цели может быть несколько концепций, объясняющих ведущий путь ее достижения, а у каждойконцепции - множество конкретных про­грамм.

Рассмотрим на примере одного исторического периода, как менялись концепции воспитания детей при единой цели. Очень показателен в этом отношении период 1917-1998 гг. в нашей стране. Мы взяли данный отрезок време­ни потому, что именно в это время наблюдалось активное развитие системы общественного дошкольного воспита­ния и происходили социальные, общественно-политичес­кие изменения. Все это не могло не привести к коррекции реальной цели и концепций воспитания подрастающего поколения.

После революции 1917 г., изменившей общественный строй страны, была сформулирована цель воспитания - обществу нужен человек с твердыми идейными убеждения­ми, готовый отстаивать и развивать коммунистические иде­алы. Подчеркивалось, что строящееся общество способно создать все условия для всестороннего гармоничного раз­вития личности. Для реализации сформулированной цели воспитания разрабатывались разные концепции.

В 20-е - начале 30-х гг. ведущей была концепция Н.К.Крупской. Концепция определила основные направ­ления реализации поставленной цели: воспитание в детях (дошкольниках в том числе) идейной направленности, кол­лективизма. Признавалась необходимость учета индивиду­альных и возрастных особенностей ребенка. Концепция конкретизировалась не в программе (ее еще не было в то время), а в «Методических письмах».

В 30-е гг. в этой концепции происходят изменения, кор­ректировка на цель: остаются «три кита», на которых пред­лагается выстраивать воспитание детей, - идейность, кол­лективизм, трудолюбие. Требование учета и ориентира на индивидуальное развитие постепенно уходит из концепции. Появляются первые программные документы - «Програм­ма работ дошкольных учреждений» (проект, 1932) и «Про­грамма и внутренний распорядок детского сада» (1934).

Признание педологии лженаукой (1936) резко сместило акценты с индивидуального воспитания на коллективное. В конце 30-х гг. к указанным выше положениям в концеп­цию вводится требование патриотического и интернацио­нального воспитания (правда, содержание интернациональ­ного воспитания было связано больше с национальностями бывшего СССР). Выходят новые программные документы (1938, 1945).

50-е гг. характеризуются вниманием к умственному раз­витию подрастающего поколения. В концепцию воспитания вносятся соответствующие коррективы. В эти годы в до­школьных учреждениях было введено обязательное обуче­ние детей (Программа 1953-1954 г.) (А.П.Усова, Е.И.Радина, Р.И.Жуковская, В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова и др.).

Постановление 1959 г. об объединении яслей и детского сада в единое дошкольное учреждение вызвало к жизни «Программу воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях нового типа» (1962). В дальнейшем эта Про­грамма переиздавалась с некоторыми дополнениями и уточ­нениями вплоть до 1979 г.

Все названные выше концепции и программы так или иначе были подчинены одной идеальной цели - воспита­нию всесторонне развитой, гармоничной личности, а дей­ствовавшая в тот или иной отрезок времени Программа всегда была единственной и обязательной для всей систе­мы дошкольного воспитания.

Общественно-политические события конца 80-х гг. по­требовали разработки новой концепции воспитания подрастающего поколения начиная с дошкольного возраста. Появляется концепция личностно-ориентированной моде­ли воспитания (1989). Ведущей идеей становится идея вос­питания, направленного на развитие индивидуальности, са­мобытности личности. В новой концепции отсутствовали требования воспитания идейности, патриотизма, коллекти­визма, трудолюбия. На первый план выдвигается развитие творчества, интеллекта, индивидуальной неповторимости.

Важным событием явился факт принятия народами мира (и наконец, и нашей страной) Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. Попытки составить документ, защищающий и определяющий права ребенка, предпринима­лись в разные периоды развития человечества (укажем лишь некоторые: теория Я.А.Коменского- XVII в.; Женевская декларация прав ребенка- 1924г.; Декларация прав ребен­ка Н.К.Вентцеля - 1914 г.). Генеральная Ассамблея ООН в 1959 г. приняла этот важнейший документ. В нем говорится, что ребенок обладает важными правами: правом на защиту, на социальное обеспечение, на получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его личности и др.

Конечно, принятие документа еще не означает, что все его положения активно реализуются в нашей стране. Нуж­ны не только новые концепции и программные документы - требуется изменить педагогическое мировоззрение всего на­селения, и педагогов прежде всего. А для этого необходимо время. Но тем не менее уже в Концепции воспитания 1989 г. прослеживаются новые подходы, большая ориентация на развитие личности и уважение к ней. За последние годы в стране появились новые вариативные программы, предла­гающие свое решение концепции личностно-ориентированного воспитания детей. Это программы «Радуга» (сост. Т.Н.Доронова. - М., 1996 и другие издания), «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурвич. - СПб., 1996), «Развитие» (подготовлена к публикации О. М. Дьячен­ко, Н. С. Баренцевой. - М., 1994), «Истоки» (М.,1997) и др.

Цель и концепции дают возможность сформулировать задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Если ориентироваться на идеальную цель, то задачи от­ражают стороны воспитания: нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое. Конкретные задачи мы рассмотрим ниже, когда приступим к изучению содержа­ния и методики педагогической работы с детьми по каждо­му аспекту воспитания. Здесь же важно уяснить, что, не­смотря на то что каждый аспект имеет свою специфику, в процессе формирования целостной личности они тесно вза­имосвязаны и оказывают существенное влияние друг на дру­га. Нравственное воспитание нельзя осуществить без реше­ния задач эстетического, умственного и даже физического воспитания. Задачи умственного воспитания теряют свою значимость для личности, если они искусственно отделены (если это возможно) от задач нравственного воспитания.

Одной из качественных характеристик любой науки яв­ляется нахождение закономерностей развития объекта иссле­дования. В частности, педагогика выясняет закономерности в области воспитания и обучения детей раннего и дошколь­ного возраста. Что же такое закономерности воспитания?

Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Закономерности воспитания - это связи между компонен­тами системы, которые обеспечивают определенный резуль­тат воспитания. Закономерности отражают сущностную характеристику процесса развития. Закономерности конкретизируются в принципах воспитания; принципы – в технологии; технология - в средствах, методах; методы - в приемах. Если такая цепочка имеет единый смысловой стержень - результат в воспитании в значительной мере обеща­ет быть положительным.

Рассмотрим данную цепочку на конкретных примерах.

Воспитание индивида становится возможным, если сам ребенок активен в данном процессе. Это объек­тивная, проверенная наукой и практикой закономерность. На основе данной закономерности педагогика формулиру­ет принцип воспитания - поддерживать и направ­лять потребность ребенка в активности, учитывать соотношение между мерой ак­тивности малыша и его возможностями. Для реализации этого принципа технология выстраивается так, чтобы ребенок имел возможность проявлять свою актив­ность в деятельности. Это значит, что педагогический про­цесс представляет собой логическое сочетание разных ви­дов деятельности, включаясь в которые ребенок не может оставаться пассивным. Для усиления активизирующей роли педагогического процесса подбираются методы и приемы, направленные на повышение познавательной, эмоциональ­ной, двигательной и другой активности. Если же педагог понимает закономерность воспитания, соглашается с ней, но в педагогическом процессе опирается только на репро­дуктивные методы, которые не требуют от ребенка «обратной связи», педагогическая работа не может считаться со­ответствующей данной закономерности.

Потребность ребенка в любви - зако­номерность. Малыш благополучно развивается и воспиты­вается в атмосфере любви и доброжелательности. Такая атмосфера создает благоприятные условия, для того что­бы ребенок реализовывал свои возможности как развива­ющаяся личность.

Принципом воспитания, который выстраивается на ос­нове данной закономерности, с учетом ее, являются терпи­мость, умение прощать, поддерживать ребенка, проявлять к нему свою любовь.

Технология включает обращенность педагога к ребен­ку, ситуации, которые дают малышу возможность почув­ствовать, что его любят, верят в его силы. Педагогический процесс обогащается совместной деятельностью детей и взрослых, «мажорными» ситуациями, обучением способам выражения любви.

Методы и приемы для конкретизации такой технологии должны быть личностно-ориентированы, т.е. показывать ребенку, что его уважают и любят. В этой связи особое зна­чение придается педагогической оценке и личностному об­щению.

Личность эффективно развивается лишь в ситуации успеха - закономерность. Маленькому че­ловеку на пути вхождения в мир людей важно постоянно ощу­щать, что он на правильном пути. Такое ощущение закреп­ляет нужные формы взаимодействия с социальным миром.

Конкретизирующий эту закономерность принцип - ува­жение ребенка и соблюдение его прав, отказ в воспитании от «обученной беспомощности».

Этот принцип ложится в основу технологии, методов, приемов воспитания. Мы часто «обучаем детей беспомощ­ности»: «Ты этого еще не умеешь», «Не берись не за свое дело», «Я так и знала, что ты разольешь воду» и т. п. По­добными оценками и характеристиками мы приучаем ре­бенка к тому, что он начинает бояться ошибиться, пред­восхищает ошибку, еще не начав что-то делать, и поэтому ограждает себя от отрицательной оценки взрослого, отка­зываясь от попытки действовать. В результате у него выра­батывается осторожно-пассивный тип поведения. Если же взрослые (воспитатель, родители) выстраивают воспитание в соответствии с обсуждаемыми закономерностью и прин­ципом, то в основе педагогической технологии будет формирование у детей умения не бояться ошибок, а исправлять их. Поломал игрушку - нужно вместе подумать, как ее по­чинить. И в соответствии с первой закономерностью про­цесс будет организован так, чтобы ребенок сам искал спо­соб ремонта и применял его. Не стоит говорить малышу с укором: «Вот, сам поломал - сам и ремонтируй». Это по­хоже на наказание трудом, что недопустимо. Лучше выра­зить сожаление и сказать: «Жаль, конечно, что поломалась. Но давай попробуем исправить. Подумай, как ты ее отре­монтируешь, а я немножко помогу, если тебе будет очень трудно». Постоянно ругая малыша за погрешности, мы вос­питаем человека неуверенного и, что особенно плохо, склон­ного ко лжи и апатии, а иногда и к агрессии. Страх никогда не был хорошим воспитателем свободной личности.

Множество ошибок совершается воспитателями и роди­телями именно из-за незнания и непонимания закономерно­стей воспитания и логики организации его процесса. Из-за этого к детям предъявляются неадекватные их возрасту тре­бования, не используются оптимальные формы организации деятельности и т.д. При анализе недостатков воспитания прежде всего следует установить, в какой системе взаимо­связей происходило формирование личности ребенка, какие законы его развития были нарушены.

Задания

1. Объясните и докажите на конкретных примерах положение о не­обходимости целостного подхода к формированию личности ребенка.

2. Определите противоречия, которые могут возникать между иде­альной и реальной, субъективной и объективной целями воспитания. Предложите выход из противоречия.

3. Найдите в программах воспитания и обучения детей в детском саду подтверждения их принадлежности к определенной концепции.

4. Подберите русские народные пословицы, поговорки, которые отражают идеал человека, сложившийся в народной педагогике.

5. На примере одной из закономерностей воспитания разработай­те соответствующую стратегию воспитания ребенка.

Часто дети младшего школьного возраста, к нашему удивлению, реагируют не так, как мы того ожидаем; еще более верно это утверждение относительно дошкольников. Чем меньше ребенок, тем больше расстояние между состоянием его и нашего сознания. Умный взгляд ребенка, обращенный на взрослого, вводит в искушение не заметить этого, требуя от ребенка следовать нашей позиции, вместо того, чтобы предоставить его своему собственному миру. Развитие души зависит от физического развития. Она должна сперва окрепнуть и обрести свою структуру. Чем больше мы будем считаться с этим обстоятельством, тем лучше мы справимся с нашими задачами относительно детей.

Представим себе, что человека побуждают к какому-либо действию, и сравним реакции взрослого и ребенка. Рассмотрим конкретный пример. К взрослому человеку обращаются с предложением сделать что-то в благотворительных целях. При этом ему сообщают об имеющихся потребностях и средствах, пригодных для их удовлетворения. Сначала ему рассказывают о бедственном положении, затем стремятся увлечь его этим делом и, наконец, призывают его к совместным действиям. Можно выделить три этапа. Первый - информационный, на нем сообщаются представления и понятия. Второй этап касается эмоционального участия, а третий аппелирует к воле, поскольку он должен побудить к действию. Итак, порядок таков: во-первых, мысль, во-вторых, чувство и, в-третьих, желание. Эту последовательность можно обнаружить в самых разнообразных житейских ситуациях. Например, ситуация продажи какого-либо товара. Сначала разъясняют, что это за товар и какими преимуществами он обладает. Затем пытаются убедить в том, что товар удовлетворяет личным запросам покупателя, и, наконец, убеждают совершить сделку. Перед нами все те же три шага: мысль, чувство и желание.

Давайте проследим традиционную последовательность действий при побуждении ребенка к определенному поступку. Начинают с разъяснений относительно данной ситуации, затем следуют призывы действовать так, как поступают "хорошие дети", и, наконец, ребенок должен действовать.

Но при этом слишком часто в самый решающий момент следует отказ - выраженный словами или неявный - и дело кончается разочарованием. После этого применяют поощрение или наказание, т. е. внешнее средство власти, и тем самым отказываются от собственно воспитательных мер. Ребенок вынужден действовать под внешним давлением, страстно желая похвалы или опасаясь наказания, и тогда он лишается возможности действовать исходя из своей сокровенной сущности, из любви к самому делу.

Чтобы уяснить, почему такие действия по отношению к ребенку непригодны, следует обратить внимание на ключевую позицию, характеризующуюся определенным понятием, а именно, понятием "хорошего ребенка". Мы, взрослые, знаем по опыту, насколько невыносимой может стать жизнь, когда в отношениях между людьми отсутствует кое-что из того, что заключается в слове "хороший". Наши понятия являются результатом многолетнего опыта, поэтому они для нас значимы и могут служить трамплином для наших поступков. Но в понятиях ребенка отсутствует контекст опыта, поэтому его поступки имеют слабую мотивацию. Однажды я слышала, как маленькая девочка сказала: "А как выглядит хороший ребенок, у него светлые волосы?" Миллионы детей в наше время подрастают на разрешениях и запретах, наградах и наказаниях. При этом совершенно не принимается во внимание, что, совершая поступки, маленький ребенок вовсе не руководствуется понятиями. Его поступки настолько тесно связаны с чувственными впечатлениями, получаемыми из окружающей обстановки, или с процессами, происходящими в собственном организме, такими, как голод или жажда, что требование при каждом поступке вспоминать сначала о разрешениях и запретах было бы для ребенка непосильной нагрузкой.

Если бы мы не располагали ничем иным, кроме несостоятельных понятий, воспитание детей этого возраста вряд ли было бы возможным без авторитарного давления. Это иное можно выявить наблюдая за детьми. При случае можно увидеть, как даже самые упрямые и непоседливые дети с благоговением следят за работой мастера-ремесленника. При этом они долго стоят совершенно спокойно и начинают сопротивляться, если попытаться их увести. Если при этом и самому понаблюдать сначала за действиями ремесленника, а потом - за игрой ребенка, то часто с удивительной ясностью бросается в глаза, что игра до" мельчайших подробностей воспроизводит действия ремесленника. Например, если ребенок видел, как столяр забивает гвозди, то потом, играя в столяра, он играет не в "забивание гвоздей" вообще, как это было бы в случае понятийного восприятия работы столяра, а в совершенно определенное "забивание гвоздей" определенным столяром. В жесте игры проскальзывает и то, был ли молоток тяжелым или легким, а также тщательно ли обдумывал столяр свои удары или же работал более напористо. В игре появляется тот же ухват молотка, тот же замах, а также и то, спорилось ли дело в руках, был ли столяр расслаблен или же утомлен, короче, весь процесс работы на фоне человеческих особенностей. Наблюдение ребенка не было пассивным присутствием, напротив, это очень активный процесс. Ребенок не смог бы описать словами все детали того, что видел; увиденное непосредственно перешло в его жизнь и поступки. Дети в первые семь лет жизни обладают интуитивной способностью проникновения в сущность действий и выразительных жестов окружающих их людей. Даже родной язык усваивается таким путем. Ребенок учится через тонкое, непосредственное и естественное подражание. Редко когда дети скажут, как они это делают. Но однажды одна маленькая девочка поразила меня своим замечанием: "Я умею сама завязывать ботинки. Знаешь, как я этому научилась? Я подсмотрела это у сестры. Когда я хочу чему-нибудь научиться, мне не надо ничего объяснять. Я просто смотрю, а потом уже могу сама".

То, как ребенок взаимодействует со своим окружением, прямо противоположно тому, как это происходит у взрослого. Ребенок проходит через такую последовательность шагов:

1. Сопереживание поступка, в чем непосредственно участвует воля;

2. Воспроизведение поступка в игре, в результате чего ребенок эмоционально связывает себя с поступком;3. Пробуждение интереса к поступку, возникновение вопросов, касающихся данного поступка, перенесение наблюдений в сознание ведет в конечном счете к формированию представлений и понятий.

Сопоставим в обобщенном виде эти противоположные процессы у взрослых и детей:

Взрослый Ребенок до 7 лет

1. Передача информации с 1. Сопереживание поступка,

помощью представлений и прямое обращение к воле.

понятий, обращение к

мышлению.

2. Установление личной 2. Эмоциональное переживание

отнесенности, обращение поступка-примера и соединение

к чувству. себя с поступком.

3. Побуждение к действию, 3. Пробуждение интереса, вспышка

обращение к воле. представлений и понятий.

Порядок - мысль, чувство и желание - при этом обратный: Взрослый Ребенок до 7 лет

1. Мысль 1. Желание

2.Чувство 2. Чувство

3. Желание 3. Мысль

Это противопоставление служит ключом к воспитанию детей младшего возраста. Ни дискуссия с ребенком, ни объяснения и обоснования не отвечают естественным особенностям этого возраста. Следует предоставить ребенку возможность прожить поступок взрослых, что для него станет ориентиром в жизни. Мы воспитываем ребенка в первую очередь своими каждодневными действиями, а не тем, что мы ему говорим. Если наши поступки пронизаны идеалами добра, красоты и истинного, мы и ребенку откроем путь к этим же идеалам.

Воспитание через подражание предъявляет к взрослому-воспитателю существенно более строгие требования, чем воспитание авторитетом. Ребенок ищет авторитета, но обычно не раньше семилетнего возраста. До этого он стремится во всем убедиться на своем собственном опыте; эту возможность ему дает воспитание через подражание. Если же слишком рано перейти к авторитарному воспитанию, то ребенок лишается возможности прожить все самому. Результатом же может оказаться определенный автоматизм, более того, в течение всей своей жизни человек будет действовать по готовым, установленным другими, людьми принципам. Одна мать рассказала мне недавно, что своего грудного ребенка она уже начала воспитывать авторитарно. Сейчас ребенку чуть больше года, и, по ее словам, он такой молодец, что не делает ничего недозволенного. Когда он впервые подошел к чайному столу, мать весьма энергично запретила ему хватать со стола вещи, и с тех пор он обходит стол стороной. В дальнейшей беседе она рассказала, что кое-кто из знакомых сказал, будто бы ее ребенок выглядит грустным, и спросила, не считаю ли и я так. В самом деле, ребенок производил впечатление очень милого существа, но при этом он явно отказывался от собственных желаний. Когда ребенку приходится начинать свою жизнь с подобных ограничений, мы сразу видим, как сильно он отличается от ребенка, которому позволили проявить жизненные силы и силу воли и который воспринимает жизнь энергично и радостно.

Маленький ребенок чрезвычайно застенчив и робок в первых попытках выйти из своего внутреннего мира и вступить в отношения с внешним миром по-своему, естественным для него образом, и при этом самоутвердиться. В то же время он говорит на другом языке, у него иной подход к жизни, он по-особому усваивает впечатления. Своим слишком нетактичным и решительным для ребенка противодействием, своими повелительными интонациями, чересчур быстрыми реакциями, запретами, вмешательством, выговорами и отпором, проявляющимися даже в мелочах, мы слишком легко лишаем ребенка возможности выбрать самостоятельно свой путь. Его истинная природа подавляется. Если же мы окружим ребенка участием и полным любви пониманием, если мы спокойно предоставим свободу его только зарождающимся чувствам, беспомощным (с нашей точки зрения) поискам контакта с окружающим миром, его ориентированию, - мы станем помощниками на его пути. Если мы будем вмешиваться как можно меньше, мы увидим, что ребенок действительно стоит на благодатной почве подражания и врастает ч жизнь естественно и успешно. Проявив выдержку и терпение, ....... поступать по приказанию, ребенок, сам того не ведая, всем своим.......... вом стремится к ранее им же отвергнутому поступку, но только в случае, если подобные поступки вошли в привычку у окружающий....... людей и относятся они к ним положительно. Почему бы нам не разрешить ребенку идти путем, соответствующим его природе, который помог бы ему овладеть жизнью, и правильно включиться в нее? Конечно, потребуются терпение и умение ждать, но если отнестись к этому серьезно, щедрой наградой станет то, что затем появится в ребенке; тем самым мы сохраним, быть может, сами того не подозревая................. ......... ........... взрослыми людьми, мысленно перерабатывающими свои впечатления, мы вступаем по отношению к вещам и явлениям в роли наблюдателей. Тем самым мы отстраняемся от них. Если мы сталкиваемся с неприветливостью или несправедливостью по отношению к себе, мы оцениваем подобное поведение, соотносим его с нашими собственными понятиями, обдумывая одновременно, стоит ли высказаться против этого или же не реагировать. Мы можем до известной степени замкнуться в себе и решить, как должно реагировать на впечатления.

Ребенок же открыт потоку впечатлений, его можно сравнить с органом чувств. Он полностью отдается ему, открыто и беззащитно. Независимо от того, полезны для ребенка впечатления или вредны, он не может отгородиться от них. Ребенок, которому однажды был сделан выговор, даже настолько строгий, что сделавший его испытал вслед за этим раскаяние, через несколько дней может, играя со своими кулаками, выговаривать кукле с той же интонацией, той же легкой дрожью в голосе, с теми же жестами. Наблюдения за ребенком, действительно, могут потрясти, когда мы видим, что в той ситуации, в которой взрослый человек спонтанно занял бы оборонительную позицию, ребенок лишь переживает и подражает.

При этом во многих случаях оказывается, что ребенок даже не понял, почему взрослый вмешался. Остается только состояние шока.

Ребенок может стать нормальным социальным существом, если он растет в нормальном и чутком окружении. Он будет воспитан честным и правдивым, если в его окружении царят честность и правдивость. То, чего мы хотим добиться в воспитании маленького ребенка, мы должны постоянно переносить из области мыслей в область поступков. На этом и строится вся методика воспитания в детском саду.

Против чего ребенок инстинктивно протестует, так это против такой формы порядка, которая сообщается ему в виде правил и понятий. Протест детей относится, в первую очередь, не к содержанию наших мероприятий как таковых, а к их форме в виде правил и понятий, относящихся к миру интеллектуального, к которому у ребенка доступа пока нет. По отношению к этому миру реакция ребенка может принимать различные формы: это............... возмущение, направленное против

принуждения со стороны взрослого, даже если оно проявляется только в ожидании, награде или наказаний. Возможна и такая реакция: ребенок как бы капитулирует, проявляя слишком мало инициативы, он как бы выжидает, выслушав данное нами указание, когда и где надо действовать, реагирует на все автоматически. Часто встречается и другая форма, выражающаяся в том, что ребенок проявляет слишком раннюю интеллектуальность. Он как бы впадает в резонерство, ищет оправданий и извинений и, в конце концов, прибегает ко лжи. Такая преждевременно пробужденная интеллектуальность будет использоваться в дальнейшем преимущественно для того, чтобы критиковать других, придираться к ним, предъявлять свои требования ко взрослым, демонстрируя поведение, совершенно не свойственное непосредственному, симпатичному ребенку. По своей природе и в кругу своих интересов ребенок добр. Недобрым и сложным он становится тогда, когда его оттуда вырывают, и прежде всего, подталкиванием к ранней интеллектуализации. В этом заключается самая распространенная и глубинная причина плохого поведения, неудовлетворенности и даже жажды разрушений. Проявления ранней интеллектуализации усугубляются воздействием радио, кино и телевидения. Имеются в виду лишь те, часто жуткие впечатления, которые ребенок выносит из кино и телефильмов, оказывающие на ребенка непосредственное внушающее воздействие, поскольку они передаются через движения и жесты. Они действуют на ребенка разрушительно и являются источником сильных впечатлений, до которых ребенок еще не дорос. Он не в состоянии отстоять перед их напором свой собственный мир. Многие дети в этом случае прекращают играть. Ребенок не знает, как заполнить время, он теряет внутреннюю уверенность и чувствует себя в своем детском мире незащищенным. Подавляется его сущность в самом сокровенном.

Воспитание в Вальдорфском детском саду поставлено так, чтобы избежать вмешательства в свободное естественное развитие ребенка и не нарушить равновесия его еще погруженного в мечту сознания. С другой стороны, Вальдорфское воспитание не предоставляет ребенка самому себе, а берет на себя руководство, да, заботливое руководство, но с подходящими для этого средствами примера и подражания.

Когда мы выращиваем цветы, мы сначала ухаживаем за листьями, способствуя тем самым формированию соцветий, которые появятся позже. Если мы хотим сформировать у ребенка хорошие мыслительные способности, чтобы он мог позже кое-чего достичь в школе и жизни, следует иметь в виду, что путь к этому лежит через поощрение прежде всего тех задатков, из которых впоследствии смогут вырасти соответствующие способности. Но у маленького ребенка эти задатки еще полностью связаны с его жаждой деятельности и имеют волевую природу. Во время обучения в младших классах они перемещаются в образный, окрашенный фантазией внутренний мир, и только позднее превращаются в суждения и понятия. С помощью воспитания, которое считается с естественной последовательностью этапов развития формирующегося человека, достигается совершенно иное качество интеллектуальной жизни по сравнению с тем, что достигается передачей готовых понятий. Понятия должны органически вырасти в человеке, как и все остальное. Тогда они приобретают глубину, силу убеждения и оригинальность. Понятия, усвоенные лишь памятью, приходится часто как тяжелый груз волочить через всю жизнь. Воспитание в Вальдорфском детском саду никогда не будет рассчитано на ранние плоды обучения, какое бы одобрение в обществе это ни встречало. В Вальдорфском детском саду строго избегают любой нагрузки на память, а также всего, идущего от школы, особенно обучения чтению и письму еще до первого класса. Тем самым силы детства и "детскости" в их своеобразном значении сохраняются для дальнейшей жизни.