Сборник сценариев "мы - патриоты". Февраль - месячник военно-патриотического воспитания. «Памятные даты воинской славы России

На Прохора и зима заохает, а февраль бушует, но весну чует (Фото: nodff, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 10 февраля

Праздник получил название по имени святого Прохора Печерского, память которого отмечается православной церковью в этот день. Преподобный Прохор был родом из Смоленска и принял пострижение в Киево-Печерском монастыре. Он был великим подвижником по строгому воздержанию, вместо хлеба употреблявший лебеду, за что получил прозвище «лебедника». Скончался преподобный в 1107 году, и был погребен в Ближних пещерах. Также в этот день чтят священномученика Харалампия.

Весновеем Прохора прозвали за то, что в этот день начинался поворот на весну. С этим днем связано несколько поговорок и присказок о погоде, например такая: «До Прохора старуха охала: ох, студено. Пришел Прохор да Влас: никак весна у нас?» (память святого Власа отмечается на следующий день).

В то же время зимы еще остерегались и просили: «Лютуй, февраль, не лютуй, а на весну брови не хмурь» . Впрочем, мороз, по мнению людей, и сам понимал, что властвовать ему оставалось недолго: «На Прохора и зима заохает, а февраль бушует, но весну чует» .

Харалампий (Харлампий) считался в русском народе хранителем от внезапной, без покаяния, смерти. В этот день ему нужно было молиться об избавлении от такой беды. Также этого святого называют покровителем чиновников.

Именины в этот день

Анна, Антон, Аркадий, Валентина, Василий, Галина, Геннадий, Герман, Григорий, Иван, Карп, Марк, Петр, Порфирий, Прохор, Семен, Харлампий

День воинской славы России - День защитника Отечества

Сегодня это праздник всех тех, кто защищал, защищает и готов защищать Отечество (Фото: Shutterstock)

Стоим мы на посту, повзводно и поротно.
Бессмертны, как огонь. Спокойны, как гранит.
Мы - армия страны. Мы - армия народа.
Великий подвиг наш история хранит.

Музыка Г.Мовсесяна, слова Р.Рождественского

23 февраля отмечается один из дней воинской славы России - День защитника Отечества . Эта дата была установлена Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России», принятым Государственной думой и подписанным президентом РФ Б.Ельциным 13 марта 1995 года.

Принято было считать, что 23 февраля 1918 года отряды Красной гвардии одержали свои первые победы под Псковом и Нарвой над регулярными войсками кайзеровской Германии. Вот эти первые победы и стали «днем рождения Красной Армии».

В 1922 году эта дата была официально объявлена Днем Красной Армии . Позднее 23 февраля ежегодно отмечался в СССР как всенародный праздник - День Советской Армии и Военно-Морского Флота .

10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в котором 23 февраля имеет следующее название: «День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) - День защитников Отечества».

Федеральным законом № 48-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России», принятым 15 апреля 2006 года, было установлено, что «Согласно внесенным изменениям день воинской славы России 23 февраля переименован в День защитника Отечества…» . Он является официальным выходным днем. И, независимо от названия, в этот день всегда чествовали настоящих мужчин - защитников своей Родины.

Сегодня для некоторых людей праздник 23 февраля остался днем мужчин, которые служат в армии или в каких-либо силовых структурах. Тем не менее, большинство граждан России и стран бывшего СССР склонны рассматривать День защитника Отечества не столько, как годовщину победы или День Рождения Красной Армии, сколько, как День настоящих мужчин. Защитников в самом широком смысле этого слова. И для большинства наших сограждан это важная и значимая дата.

Необходимо также отметить, что в этот день поздравляют не только мужчин, а еще и женщин - ветеранов Великой Отечественной войны, женщин-военнослужащих. Среди традиций праздника, сохранившихся и сегодня, - чествование ветеранов, возложение цветов к памятным местам, в частности в Москве - это торжественное возложение венков к Могиле Неизвестного Солдата у стен Кремля первыми лицами государства. А также проведение праздничных концертов и патриотических акций, организация салютов во многих городах России.

Кстати, до 1917 года традиционно днем Русской армии являлся праздник 6 мая - День святого Георгия Победоносца, считающегося покровителем русских воинов.

Вместе с Россией сегодняшний праздник традиционно отмечают в Беларуси и Кыргызстане.

Cамый «мужественный» праздник в году

День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь - самый «мужественный» праздник в году. Для одних - это памятная и торжественная дата, для других просто хороший повод собраться с друзьями. Так или иначе, но День защитников Отечества - это, прежде всего, государственный праздник, прошедший уже более чем восьмидесятилетний путь.

Считается, что День защитника Отечества был основан в 1918 году как «День рождения Красной Армии» в ознаменовании победы над германскими завоевателями под Нарвой и Псковом. В 1922 году этот день стал праздником и получил название Дня Красной Армии. С 1946 года он стал называться Днем Советской Армии и Военно-Морского флота. А в 2005 году праздник, отмечаемый в Республике 23 февраля, получил наименование - День защитника Отечества.

Хотя День защитников Отечества сегодня воспринимается скорее как «мужское восьмое марта», стоит помнить, что в первую очередь поздравлений заслуживают те, кто в разные годы защищал нашу Родину, и те, кто сейчас оберегает спокойный сон белорусов. Те, кто на протяжении десятилетий доказывали безграничную любовь к Родине, преданность Отчизне, верность долгу и присяге, храбрость в боях, дисциплину и порядок в несении службы.

И традиционно к 23 февраля приурочено проведение множества памятных и тожественных мероприятий с участием первых лиц государства.

День защитника Отечества в Кыргызстане

День защитника Отечества - государственный праздник (Фото: kg.akipress.org)

С 2003 года День защитника Отечества (Мекенди коргоочунун белгиленчү күнү) в Кыргызстане - государственный праздник, объявленный официальным выходным днем.

Праздник установлен постановлением Правительства Кыргызской Республики от 20 января 2003 года в целях военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, создания условий для оказания почета и достойного уважения ветеранов войны и Вооруженных сил Кыргызской Республики.

История этого праздника корнями уходит в революционное прошлое России. (15) 28 января 1918 года председатель Совета Народных Комиссаров В.И. Ульянов (Ленин) подписал декрет «Об организации Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА)», а (29 января) 11 февраля - декрет «Об организации Рабоче-крестьянского Красного Флота» (РККФ).

И 23 февраля 1918 года в Петрограде был проведен день Красной Армии под лозунгом защиты социалистического Отечества от «кайзеровских войск».

С 1922 года чествование Красной Армии и Флота приобрело характер большого всенародного праздника. С тех пор ежегодно 23 февраля в СССР отмечался как «День Красной Армии». А с 1946 года он стал называться «День Советской Армии и Военно-Морского флота». С 2003 года праздник носит название День защитника Отечества и является в стране выходным днем.

Это день, когда женщины одаривают своих мужей, отцов, сыновей особым вниманием и подарками. А по всей стране проходит множество памятных и праздничных мероприятий. Например, в Бишкеке в этот день традиционно на площади перед зданием мэрии проходит торжественное построение личного состава Бишкекского гарнизона, после чего военнослужащие под звуки оркестра проходят парадом до главной площади столицы «Ала-Тоо».

Народные праздники и традиции, занимают особую роль, в приобщении детей к народной культуре. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способный возродит ь преемственность поколений, передать нравственные устои, сохранить русские традиции и обычаи .

Участие детей в праздниках вызывает у них интерес и положительные эмоции, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Изучая с детьми праздники я для себя поставила цель:

В народном календаре каждое время года отмечено памятным праздником . Из всего многообразия я выбрала наиболее значимые праздники и составила план проведения народных праздников, его вы видите на слайдах

Календарные праздники справлялись в строго установленные дни года. Обрядовые песни и сами обряды постепенно утратили свое магическое значение, а стали забавой, формой выражения праздничного настроения в дни и часы отдыха. Старинные обряды и обрядовая поэзия остается одним из ценнейших памятников культуры нашего народа.

«Осенины» , к этому дню крестьяне уже собрали урожай с полей. Наступало время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. Во всех домах пекли пироги, замешанные на муке из недавно собранного урожая. Столы ломились от яств, нужно обязательно угостить всех родственников и соседей . - встреча осени, отмечается в октябре. Мы с детьми подробно изучали этот праздник и после этого вместе с родителями изготавливали поделки из овощей и других даров природы .

Следующий осенний праздник – это «Покров» - этот народный праздник на Руси праздновали как встречу осени с зимой. «На Покров до обеда осень, а после обеда зима». К этому дню все полевые работы были окончательно завершены и для народа наступали дни праздного времяпровождения, начинались посиделки и свадьбы. Но все действия из-за холодов переносились в избы, которые начинали тщательно утеплять и топить. Ведь «Батюшка – покров не натопит избу без дров».

Молодежь устраивала веселые посиделки с песнями и танцами, замужние женщины собирались вместе и пели песни, ткали полотно, шили, пряли, вязали и вышивали. Однако все поглядывали при этом в окно и наблюдали за природными явлениями в этот день, так как существовало много поверий, которые определяли дальнейшую судьбу людей.

«Кузьминки об осени поминки» - праздник церковный, а назван так в честь памяти бессребреников Кузьмы и Демьяна. Кузьма и Демьян- святые, покровители ремёсел, кузнечного искусства и женского рукоделия. Изучив историю этого праздника мы с детьми играли в игры проводимые в этот праздник «Кузнецы», «Бой петухов» и разыграли обряд сватовства так как в этот день хлопцы ходили свататься к девчатам

В новогодних праздниках детям наиболее интересны были колядки, они вызвали интерес к прошлому нашей малой Родины, ее культуре и музыкально-песенному искусству. Накануне рождества, парни и дедушки веселой гурьбой переходили от дома к дому и под окнами пели песни – колядки, прославляя хозяев дома, желая им всяческого благополучия, добра (за свое пение колядники получали в каждом доме что-нибудь из приготовленной к празднику снеди). При подготовке к этому празднику мы вместе с ребятами выучили колядки и пели их друзьям и знакомым, как в старину - вечером. Все обрядовое представление вызывало у детей много радости и смеха. Каждому хотелось принять участие в действии и исполнении какой-либо роли. Причем детям доставляло удовольствие не только исполнение роли, песен – колядок, но и получение за это подарков, а также и выслушивание хвалебных песенок и угощение других детей.

Как правило, в конце февраля празднуем мы один из самых любимейших народных праздников – « Масленицу », она длится целую неделю. Этот праздник делится на три части: понедельник - встреча Масленицы, четверг – разгул, воскресенье – прощание. Главную роль в русской Масленице играют блины, которые по народной традиции пекли и у нас. На блины зовут гостей и угощают блинами всех. Так же большое значение имеет чучело Масленицы. Его мастерили из соломы, наряжали в красивый наряд и выставляли на самом видном месте, а в последний день праздника сжигали. Проведение этого праздника доставило детям много радости и веселья.

Алексей - с гор потоки. Скромный праздник , приходившийся на Великий пост. Крестьяне с этого дня начинали подготовку к весенним работам. Этот праздник связан с первыми ручьями. Первые ручьи! Кто же не любит игру: «Ручеек», в которую с давних времен играли в этот день, еще в этот день мы с детьми изготавливали кораблики, чтобы пускать их в ручьях»

«Вербное воскресенье» . С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Вот поэтому в Вербное воскресенье ветками, принесенными из церкви, хлестали друг друга, и в первую очередь детей . А мы с детьми изучив историю этого праздника украшали веточки вербы .

Пасха – Светлое Воскресение Христово , считается самым главным праздником христианской церкви . Дети через игры знакомились с народными преметами , обменивались друг с другом яйцами, желали друг дугу здоровья, душевной чистоты . Узнали, что яйцо символизирует возрождение .

Свои впечатления о празднике дети выразили в творческих работах: рисунках, поделках, в составлении рассказов, отражая особенности кубанского края , красоту его природы

Семик - седьмой четверг после Пасхи «Тройца» - считается большим праздником. Он знаменует прощание с весной и встречу лета, прославляет зеленеющую землю. На семицкой неделе особое внимание оказывали березке. В этот праздник дома и улицы украшали срезанными березками, березовыми ветками, цветами, Веселье начиналось после обеда. Молодежь гуляла, играла в народные игры. Ещё в этот день принято водить хороводы. Мы с детьми вспомнили хоровод «Во поле берёза стояла» и играли в игру «Карусель »

Еще один разгульный праздник, с которым знакомились дети – « Ивана Купала» , в основе этого праздника лежат культы воды, огня и солнца. В купальной песенке пелось:

Подготовка к обрядовым праздникам и их проведение доставляют детям большую радость, песни на кубанском говоре схватываются на лету и поются с удовольствием. Ребята становятся более разговорчивыми, эмоциональными, раскрепощенными; они с интересом и удовольствием готовятся к развлечениям, принимая участие в изготовлении различных атрибутов, костюмов, подарков. У детей стали проявляться артистические таланты. И главное - почти каждый ребенок смог заменить другого, сыграть его роль и при этом не испытать страха и неудобства. Никто не остался в стороне.

Я пришла к выводу, что знакомство детей с семейными обрядами и традиционными праздниками, приобщение к национальной культуре, ознакомление их с народно-прикладными искусствами помогает обрести прекрасные образцы поведения, речи и мастерства, подражание которым позволяет ребенку понять ценность национальной культуры, испытать гордость от причастности к ней. Приобщение дошкольников к ценностям народной кубанской культуры, к тому, что создали наши предки - это не только вопрос нравственности, духовности, но и залог психического здоровья детей, так как это благовидное ласковое поглаживание генетической памяти, того, что унаследовано от далеких предков.

Цель классного часа: Воспитание гражданских, патриотических чувств у учащихся

Задачи классного часа:

  1. вывести термины патриот, патриотизм, патриотический
  2. познакомить учащихся с историей праздников;
  3. формировать гражданскую позицию

Оборудование: интерактивная доска, компьютер

Ход урока

1. Учащимся предлагается выбрать из предложенных вариантов те, которые ассоциируются с термином «патриот»: человек, который заботится о бездомных животных, врач, который добросовестно лечит своих пациентов, солдат, которых служит на границе, журналист, написавший статью о своем родном городе, учитель, который ведет исторический кружок, изучая вместе со школьниками историю своего края, полицейский, следящий за порядком в своем районе и т.д. (Примеров может быть гораздо больше, главное, чтобы учащиеся могли аргументировано высказать свое мнение.)

Учащимся предлагается определить, каких людей можно назвать патриотами? Какие качества присущи патриотам? – Доброта, сострадание, решительность, любовь к Родине и т.д.?

Класс разделяется на группы, каждой из которых предлагается записать свое определение слова «патриот». По окончании работы, представитель каждой группы зачитывает свое определение и объясняет причину выбора.

Выводится понятие «патриот»

Патриот - человек, который любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Патриотизм - чувство, основой которого является любовь к Родине.

Патриотизм – патриотизм предполагает гордость достижениями, традициями и культурой своей Родины, желание сохранять её культурные ценности, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Патриот, патриотизм, патриотический – однокоренные слова, в переводе с греческого: «земляк», «соотечественник», «отечество».

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

Патриоты ли вы? Почему вы так считаете? Кого можно назвать патриотом своей Родины?

В течение года в России отмечается множество праздников и некоторые из них можно назвать патриотическими. Какие? Почему вы так считаете?

Учащимся предлагается обсудить эти вопросы в группах и записать свои варианты ответов, затем выступить и объяснить свой выбор.

2. Нескольким учащимся за неделю до проведения классного часа было предложено изучить историю праздников: Российской армии, Дня Победы, Дня Независимости, Дня единения и примирения и подготовить презентацию.

1) День Защитника Отечества один из самых любимых праздников в нашей стране, в этот день поздравления получают не только ветераны войны и военные, но и все мужское население России, потому что именно мужчины являются нашими защитниками. История праздника начинается с 28 января 1918 года, когда был принят первый декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной Армии. Затем на несколько лет об этом событии забыли. И лишь в 1922 году только уже 23 февраля годовщина создания Красной Армии была отпразднована.

С этого года праздник носит название День Красной Армии, затем добавлено: Красной Армии и Военно-Морского Флота.

В 1946 году этот праздник переименован - в День Советской Армии и Военно-Морского флота.

С 2006 года праздник отмечается как День Защитника отечества. С 2002 года он объявлен выходным днем.

2) Самым важным среди патриотических праздников является День Победы, который отмечается 9 мая. День Победы - праздник победы народа Советского Союза над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Именно 9 мая в 01:00 по московскому времени в Берлине был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Закончилась самая кровавая война в истории человечества. И именно советский народ сумел освободить мир от фашизма.

Праздник получил официальный статус в 1945 году – в год победы.

Впервые военный парад на Красной площади был проведен к 20-летию победы в 1965 году.

Праздничные шествия в честь Дня Победы проходят во всех городах-героях, крупных городах России.

В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к Могиле Неизвестного Солдата, памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют.

3) День России, или же День принятия Декларации о государственном суверенитете России, как именовался этот праздник до 2002 года, - это один из самых «молодых» государственных праздников в стране.

День России отмечается ежегодно с 1992 года в день принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР - 12 июня.

Сейчас День России - праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник - символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.

Учащимся предлагается ответить на вопросы.

Как называется праздник? Что означает название этого праздника? Почему возникла необходимость возродить этот праздник? Какие события стали основой идеи народного единения и кто возглавил борьбу за независимость страны?

4 ноября наша страна отмечает День народного единства. Этот праздник отдает дань памяти событиям 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народным ополчением Минина и Пожарского была освобождена Москва, и было положено начало выхода страны из глубокого политического, духовного и нравственного кризиса, известного как Смутное время.

Проникнутый идеями национального согласия и сплочения общества, упрочения российской государственности, День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях. Любое, даже самое малое доброе дело в этот день для каждого должно стать первым шагом к исцелению души, а добрые дела миллионов добровольцев вместе взятые приведут нас к духовному оздоровлению всего общества.

В этот день мы вспоминаем тех, кто в трудное для страны время проявил беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.

4 ноября – это не только повод вспомнить о трагических страницах истории нашей страны. День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях.

3. А теперь давайте определим, внимательно ли вы слушали?

Кто такой патриот? Что такое патриотизм? С какого года начинается история празднования Дня Защитника отечества?

Учащимся предлагается ответить на вопросы (работа в группах). Вопросы заранее распечатываются на листах.

4. В конце урока учащимся предлагается обсудить, насколько важны патриотические праздники для нашего народа?

Пофантазируйте: что бы вы сделали для укрепления национального единства в стране, окажись вы на месте президента?

Татьяна Мартынова
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание в культуре, традициях, праздниках россиян»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам .

В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы . Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей . Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма .

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Известны педагогические принципы : любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Проблема проекта –как помочь дошкольникам развить нравственно -патриотическую активность; любовь к Родине; интерес к традициям своего народа , праздникам ; развитие познавательного интереса к истории своей земли.

Цель проекта –формирование духовности, любви к традициям и культуре , формирование нравственно -патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта :

1) Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;

2) Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

3) Развитие интереса к русским традициям и промыслам ;

4) Формирование элементарных знаний о правах человека;

5) Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) .

6) Разработать содержание,методы, приемы, формы организации познавательной деятельной деятельности, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста;

7) Создать предметно-развивающую среду;

8) Формировать нравственно -патриотические качества через традиции , искусство, культуру .

Средства патриотического воспитания :

Целевые прогулки, экскурсии

Театрализованная деятельность

Подготовка и проведение патриотических, народных праздников

Образовательная деятельность

Тематические занятия на патриотическую тему

Выставки

Создание проектов

Оформление развивающей среды

Тип проекта :

По доминирующей в проекте деятельности : познавательной, художественно-эстетической, игровой;

- по времени проведения : краткосрочный.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели групп , родители воспитанников , музыкальный руководитель.

Основные формы реализации проекта :

Занятия;

-праздничные мероприятия ;

Чтение рассказов, стихов о Родине;

Игровая деятельность;

Экскурсии;

Работа с родителями;

Изобразительная деятельность детей.

Значимость данного проекта заключается в применении интегрированного подхода в образовательных отношениях по формированию патриотических чувств детей дошкольного возраста, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к семейным и народным традициям , истории и культуре России , уважение и любовь к своему народу, а также активное участие родителей в разработке и презентации семейных проектов .

Обеспечение :

-методическое :

1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе д/сада, Т. Ц. «Учитель» 2004

2. Матова В. И. «Краеведение в детском саду» - Детство- Пресс,2013

3. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Детство Пресс 2015

4. Синова И. В. «Герб, гимн, флаг России » -изд. дом «Литера» 2010

5. Шорыгина Т. А. «Познавательные сказки» -ТЦ «Сфера» 2014

6. Хрестоматия для старшей группы -«Самовар» 2015

-материально-техническое :

1. Гимн, флаг, герб России ;

2. Герб, флаг Мордовии;

3. Альбом «Роспись России » ;

4. Карточки «Животные России » ;

5. Карточки «Растения России » ;

6. Куклы в национальных костюмах;

7. Плакаты.

Ожидаемые результаты

Для успешной реализации поставленных задач данного проекта мной взята модель взаимодействия педагог - дети - родители, впоследствии которого у детей сформируются и разовьются такие качества :

Развитие музыкально-эстетического вкуса;

Проявление любви к Родине, народной культуре , традициям ;

Проявление заботы, доброты, взаимопомощи по отношению к ближним; формирование таких личностных качеств, как умение договариваться и работать в команде; способность принимать точку зрения товарища;

В процессе осуществления проекта родители - непосредственные участники и источники информации приобретут такие качества :

Повышение интереса и внимания к музыкальной деятельности ребенка;

Сближение с детьми и педагогами, интерес к событиям, происходящим в детском саду;

Изменение приоритетов родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания детей .

У педагогов подразумеваются развитие таких качеств :

Совершенствование системы взаимодействия между детьми, родителями и педагогами;

Определение влияния традиционных и народных праздников , которые послужат средством воспитания эмоциональной отзывчивости;

Желание после проведённого проекта продолжить работу в этом направление,

заинтересованность других воспитателей проектным методом .

Ход проекта:

1 этап : подготовительный (разработка проекта ) .

Срок : декабрь

Определение проблемы, постановка цели и задачи;

Определение методов работы;

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала;

Подбор материала для дальнейшей деятельности;

Составление перспективного плана мероприятий.

Совместная с детьми деятельность :

Введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;

Формирование устойчивого интереса к тематике проекта ;

Проведение праздников .

2 этап : исследовательский (выполнение проекта ) .

Срок : январь-май.

Закрепление знаний, умений, навыков при решении проблем;

-, культуре своего народа .

Раздел программы Формы и методы работы

Художественно-эстетическое развитие Рисование : «Дымковская игрушка» ,

«Искусство гжельских мастеров» ,

«Городецкие узоры» , «Украшение посуды мордовским узором» , «Хохломские чудеса» , «Жостовский орнамент» , «День защитника Отечества» ,

«Флаг Республики Мордовия» , «кукла в Мордовском костюме» , «День Победы»

Лепка : «Блюдо с мордовским узором» ,

«Русская Матрешка»

Аппликация : «Закладка с мордовским орнаментом» , «Русская изба» , «Во поле березка стояла»

Познавательное развитие Природный мир :«Животные России » , «Растения России »

Развитие речи, познавательное развитие Чтение худож. литературы : «Малые фольклорные формы : пословицы, поговорки, загадки» ; Б. Житков «Что я видел?» ; С Есенин «Белая береза»

Социально-коммуникативное развитие «Я и моя семья» , «Я люблю тебя, Россия , «День Победы»

Физическое развитие, игровая деятельность Эстафета «Самый быстрый, ловкий, сильный» к празднику 23 февраля ;

Подвижные игры : «Мороз –Красный нос» , рус. нар. игра «Салки» , «Лапта»

Д/игры : «Каких животных мы знаем?»

«Растения моей Родины»

-Воспитание интереса к традициям , праздникам культуре своего народа .

Календарь планируемых мероприятий :

Декабрь «Моя малая Родина» -совместное мероприятие со 2 группой, «Новогодний утренник»

Январь «Святки : колядки, песни, гадания»

Февраль «День защитника Отечества» -эстафета

Март «Широкая Масленица» -совместное мероприятие со 2 группой; «Международный женский день»

Апрель «День Космонавтики»

Май «Пасха» , «День Победы»

3 этап : заключительный (обобщающий) .

Срок : май

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;

Обобщение результатов работы, формулировка выводов;

Слайд 1 : Народные праздники – эффективное средство гражданско-патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом воспитании. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.

На историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время наблюдается "дефицит нравственности" во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Он уступил место западным моделям, так называемой толерантности и глобализации. Подлинная революция произошла в информационном пространстве с внедрением и подключением к глобальной сети Интернет, имеющий как позитивные, так и негативные последствия.

Слайд 2

В сознании личности получает широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению, государству. Русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур.

Слайд 2

На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы,

Слайд 2

героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. По радио звучат мотивы, отличающиеся от традиционной русской музыки, на новогодние маскарады приходят люди-пауки, черепашки - ниндзя, бэтмэны. Новый год наступает с приходом Санта-Клауса и уже в меньшей степени Деда Мороза.

Слайд 2

Как же наши чудесные мультфильмы, изумительные фильмы-сказки, где добро всегда побеждает зло?

Слайд 3

«Русский народ не должен терять своего народного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом», - сказал академик Д.Лихачев.

В современном мире ребенок, имея ограниченный запас социального опыта, по большей части дезориентирован и просто теряется среди множества вариантов и форм поведения.

Именно поэтому первая ступень института социализации ребенка - детский сад должен активизировать работу по патриотическому воспитанию.

Слайд 4

Патриотизм – это чувство. Чувство причастности к месту, в котором живешь, к природе родного края, к людям, которые живут рядом, это чувство любви к Родине, гордости за свой народ.

К основным понятиям патриотического воспитания можно причислить :

    духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу.

    духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

    духовно-нравственные отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

    воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

Однако существует необходимость в творческом, неординарном подходе к данному вопросу.

Слайд 5 Цель проводимой мной работы – поиск эффективных форм и методов, способствующих воспитанию патриотизма у дошкольников.

Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма .

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия “патриотизм” в современном мире.

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста – это формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувствовать сопричастность к окружающему, развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Слайд 5

Так как в рассмотрении данной темы можно выделить очень много различных аспектов, я ограничилась следующими задачами :

    Проанализировать сущность основных понятий патриотического воспитания.

    Проанализировать психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, которые необходимо учитывать при формировании патриотизма.

    Определить наиболее эффективные методы деятельности по формированию патриотизма.

    Рассмотреть праздник как отражение социокультурной жизни общества, его роль и место в формировании патриотических качеств;

    Выявить особенности патриотического воспитания дошкольников.

    Провести диагностику гражданско-патриотической воспитанности детей.

    Изучить роль праздников в процессе патриотического воспитания дошкольников;

Анализируя психические и физиологические особенности детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что ведущими особенностями этого возраста являются эмоциональность, стремление к массовым действиям, склонность к подражанию . В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, образы восприятия очень яркие и сильные и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Чрезвычайно важно процесс воспитания патриотизма начинать в дошкольном возрасте.

Слайд 6

Чтобы выявить уровень сформированности знаний о родном доме, культурном наследии, о нашей стране и родном городе, в котором мы живем, индивидуально с каждым ребенком была проведена беседа. В процессе беседы детям были заданы следующие вопросы:

1. Как называется страна, в которой мы живем?

2. Какой город является столицей нашей Родины?

3. Как называются люди, которые живут в нашей стране?

4. Как называется область, в которой мы живем?

5. Как называется город, в котором ты живешь?

6. Знаешь ли ты название реки, на которой расположен наш город?

7. Знаешь ли ты название улицы, на которой ты живешь?

8. Какие достопримечательности своего города ты знаешь?

9. Какие интересные места ты посетил с родителями?

10. Знаешь ли ты символ нашего города?

Ответы детей на вопросы оценивались по 3 бальной системе, по следующим критериям:

Беседа проходила в спокойной доверительной обстановке. В ходе беседы экспериментатором были использованы наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий, которые являлись подсказками ответов на вопросы.

Слайд 7

Анализ ответов детей показал следующее.

Дети лучше всего знают свой адрес, хотя был мальчик, который не назвал своего адреса. Хуже всего дети знают герб города и символы, изображенные на нем. Одна девочка ответила, что на гербе изображены два пушистых черных зверька с высунутыми языками, похожие на кошку.

Из интересных мест, которые дети посещали с родителями самое популярное – зоопарк. Зачастую ребята не различают понятия «россияне» и «русский».

Слайд 8

Изменились ведущие методологические подходы к проблеме патриотического воспитания. Появились новые программы музыкального воспитания и образования дошкольников. В настоящее время существует множество программ, я работаю по программе «Гармония» под общей редакцией К.Л.Тарасовой с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и по программе «Малыш» В.А.Петровой с детьми младшего дошкольного возраста, в которых отражена современная концепция нравственно-патриотического воспитания человека за счет обновления и расширения музыкального материала. Введен фольклор, классические произведения известных композиторов, привлечены другие виды искусства (так называемые интегрированные занятия). Важнейшая роль в этих программах отводится чувствам и эмоциям, которые являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность ребенка к любви – к матери, к Матери – Родине, к родному Отечеству, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.

Слайд 9

В своей многолетней педагогической деятельности я использую большой спектр форм музыкального воспитания дошкольников: различные виды занятий (по составу детей – фронтальные, индивидуальные, объединённые; по содержанию - традиционные, тематические, доминантные, комплексные, интегрированные);

Слайд 10

дидактические игры, праздничные утренники, досуги, вечера развлечений, концерты, конкурсы,

Слайд 11

экскурсии и прогулки,

Слайд 12

театрализованные представления.

На своих занятиях я стараюсь пробудить в детях интерес к народной, родной музыке, развить уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т.к. в нем воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души.

Серьезную помощь в деле патриотического воспитания оказывает обращение к фольклору. Фольклор - это отдельная, богатая, многообразная область культуры. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок сердцем познает родной народ, становится духовным наследником его традиций, без чего немыслимо стать настоящим человеком.

Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания я отдаю тем, которые, во-первых, интегральны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям;

Слайд 13

Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная культура. Она имеет познавательную, развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни.

Поэтому поиск путей и возможностей воспитания дошкольников на материале народной культуры, считаю наиболее интересным и перспективным в современных условиях жизни нашего общества.

С богатейшими традициями русского народа мы начинаем знакомить детей с раннего возраста, постепенно переходя от малых форм (потешек, присказок, колыбельных) к крупным – участие в праздниках.

Почему именно праздник?

Праздник является одним из существеннейших элементов человеческой культуры, это день, наполненный радостью, весельем; р адость ребенка, получившего долгожданную игрушку из рук живого Деда Мороза, радость от встречи с героями любимых сказок. Праздник – это день, когда люди объединяются. Взрослые и дети в праздничные дни чувствуют эмоциональный подъем, одновременно создаются условия для выражения радости, хорошего настроения, предоставляются возможности открытого выражения своих чувств. В праздник происходит духовное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие творческих сил. Праздник – это настрой на добро и радость. Именно в праздник всем хочется делать что-то приятное друг другу. По старинным обычаям праздник – это прощение всех обид, примирение врагов.

Слайд 14

Каким бы тусклым и серым было бы детство без праздников.

Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус. Дети с удовольствием участвуют в оформлении своих групповых комнат, музыкального зала, готовят костюмы, разучивают песни и пляски, участвуют в играх. Совместная деятельность детей и взрослых позволяет ярче раскрыть талант ребенка. Праздник способствует формированию активной позиции у детей, изучению традиций русского народа.

Как уже говорилось выше, понятие патриотизм очень обширно. Оно включает в себя не только любовь к родной земле и Отечеству, но и к малой родине, к своей семье. Исходя из этого, важным ресурсом воспитания патриота становятся праздники, имеющие патриотическую направленность. К ним относятся:

Слайд 15 государственно-гражданские праздники.

Праздники официально принятые на государственном уровне.

Слайд 15 Любой из нас, конечно, ждет

Веселый праздник – Новый год.

Но больше всех на свете

Ждут этот праздник дети.

Слайд 15

Так в канун праздника Защитников Отечества в деском саду проводится праздник- конкурс «Армейские учения», где ребята исполняют известные военные песни, показывают свои физические и интеллектуальные знания , исполняют известные военные песни .

Аты-баты, шире шаг,

Эй, держи равнение.

Скоро в армии родной

Будет пополнение.

Слайд 15 День Победы – праздник дедов,

Этот праздник твой и мой.

Пусть же чистым будет небо

У ребят над головой.

Слайд 16 Международные праздники

Слайд 16 В марте солнце заиграло на снегу,

Вместе с солнцем заглянула к нам весна,

Дети к мамам с поздравленьями бегут,

Мамин праздник отмечает вся страна.

Слайд 16 День защиты детей.

Слайд 17 Праздники, ставшие традиционными в определённом социуме: День рождения детского сада.

День рождения отмечаем -

Караваем угощаем.

Слайд 17 День моды

Наше поле каменисто,

Нельзя полюшком идти.

Наши девочки форсисты –

Нельзя близко подойти.

Слайд 18 И всё же лучшим «воспитателем» подрастающего поколения был и остаётся традиционный народный праздник , т.к. именно он приобщает ребёнка к культурному наследию нашей страны.

На Руси законом было

Щедро зиму провожать,

Всех блинами угощать

И аж целую неделю

Масленицу-Просковею

Прославлять и величать.

Так, при помощи фольклорного персонажа, являющегося проводником исторических знаний и вызывающего доверие у детей, в процессе общения с ними, дети все больший интерес проявляли и к реальной действительности.

Слайд 18

Программа праздника обсуждается и утверждается на педсовете, уточняются обязанности членов коллектива, выбирается ведущий. Роль ведущего в процессе праздника велика. Именно он должен объединить детей и взрослых, создать хорошее настроение, а для этого он должен быстро реагировать на всё происходящее, быть эмоционален и искренен.

Так давайте славить Осень

Песней пляской и игрой.

Будут радостными встречи.

Осень, это праздник твой.

Слайд 18 Мы вокруг березки хороводом встали,

Яркие платочки высоко подняли.

Слайд 19

Недопустимы в празднике муштра и бесконечные репетиции. Если ведется планомерная, последовательная работа, репетиции не нужны. Логично, когда дети вводятся в праздничное действие естественно, с тем репертуаром, который накоплен к этому дню. Праздник не готовится для гостей, а устраивается для детей!

Не надо бояться, что дети собьются в танце, вдруг неслаженно начнут петь или забудут слова... Должна быть такая обстановка, при которой ребята чувствуют себя спокойно и уверенно, доверяют взрослым, уверены в их поддержке, чуткости и доброжелательности.

Вся работа по развитию и воспитанию патриотических качеств дает хорошие результаты :

    Дети осмысленно, активно, с удовольствием участвуют в народных праздниках;

    У них появляется устойчивый интерес к народной музыке и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям того края, где они родились.

    Знают историю возникновения русских праздников, традиций.

    Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

    Праздник отражает не только мировоззрение людей, но и политику государства, трудовую культуру.

Слайд 20

Вывод : народный праздник является той средой, на которой легко формируются гражданско-патриотические чувства дошкольников. Он олицетворяет в себе лучшие культурные достижения общества и как нельзя лучше влияет на развитие патриотизма дошкольника.

«Народ, не знающий своего прошлого,

Не имеет права на будущее!»

А.Пушкин