Осенние Деды — дни почитания предков – Женская Санга. Осенние Деды: особенности и традиции праздника

По просьбе моей любимой кумы Оксаны Абубекировой пишу этот пост. Долго вынашивала, сводила во едино разные кологодные календари и как всегда у меня родилось свое мнение по данному вопросу:) ПОДЧЕРКИВАЮ, ЧТО ДАТЫ ПРАЗДНИКОВ И ВРЕМЯ ПОЧИТАНИЯ ПРЕДКОВ ОСЕНЬЮ - ЭТО МОЕ СВЕДЕНИЕ ВОЕДИНО НЕСКОЛЬКИХ КОЛОГОДНЫХ КАЛЕНДАРЕЙ (АСОВА, ОБЩИНЫ СТАРОВЕРОВ СВАРОЖИЧ, КАЗАКОВА И АНАЛИЗ СКАЗОК БУРОГО МЕДВЕДЯ).
Осенние Деды - это время почитания Предков перед закрытием Сварги на бессолнечный период. Деды - это Духи Предков улетевших в Сваргу, души Святых предков и Праведников. Длиться он меньше чем Весениие Деды, когда Сварга открывается, и почитаются, или вспоминаются или отмаливаются не только Деды, но и и заложные покойники - умершие насильственной, не своей смертью, утопленники, самоубицы и т.д. и т.п. Но Предкам - Дедам нашим важно почитание и воспоминание их перед бессолнечным периодом, да и нам внукам Богов важно совершить последние Славления, что бы зиму пережить душевное тепло и свет солнечный в сердце сохраняя, безопасно, тепло и уютно.
Осенние деды начинаются в ближайшую субботу к 1 славеня, он же эвелисень,он же грудень (22 октября), т.е. в этом году 24 сентября. В этот день хорошо делать поминальную Тризну - варить кисель, кутью, печь блины, для нерожденных или мертворожденных детей - оладушки, предлагать пищу Богам и Предкам, ставить на стол лишние приборы и класть лишние ложки(есть всё ложками - все ложки обязательно класть горкой вверх, что бы нечисть не поселилась в них) и оставлять накрытый стол на ночь. Важно утром поблагодарить Богов и Предков и попросить их вернуться в свое время и Простарнство.
Начинаясь в ближайшую субботу к 1 славня Осенние Деды, проходят через Макошье - последняя пятница октября - Параскеева пятница в Христианстве - в этом году выпадает на 30 октября. В этот день хорошо почитать женщин Рода, молиться женским Богиням и делать медитации и поклоны Проматерям Рода.
Далее 31 октября - время, когда границы между Мирами сильно истощены и ближе к Нави, чем к Прави уже - та самая переходная точка от Белобога к Чернобогу, от Богов Прави к Богам Нави. В этот день впервые начинают рядиться, что бы обмануть нечисть. И этот день празднуется во многих культурах - Самхейн, Хеллоуин. В этот день так же очень хорошо делать поминальную Тризну.
И в этот же период Сварожки - Сварожья Седьмица. Начинается она с осеннего Макошья и длиться 7 дней - в этом году соответственно с 30 октября по 5 ноября. Праздник - Деда Богов Сварога. Каждый день седмитцы посвящен соответсвующему Духу-покровителю. 1 день (30 октября)- Семарглу, прошу заметить, что это не противоречит Славленью Макоши - Богини судеб. Женщина берегиня своей семьи, своего Рода и криница силы, которая отвечает за силу берегини - это шестая синяя чакра, которой покровительствует Семаргл. Так, что одно другое только дополняет. 2 день (31 октября) - Яриле, 3 день (1 ноября) - Велесу, 4 день (2 ноября) - Перуну, 5 день (4 ноября) - Дажьбогу, 6 день (5 ноября) - Сварогу, 7 день (6 ноября) - Крышню. В эти дни хорошо славить соответствующих Богов, в день Перуна молиться за души войнов Рода.
Хорошо на весь период Осенних Дедов взять какое либо благое дело и делать его каждый день во Славу Рода. Что можно делать - молиться Роду, Славить Богов, кланяться Роду, делать кукол - кукла всегда между человеком и Богом, писать поминальные писанки - сорококлинки синего цвета, кормить птиц, животных, делать благотворительные пожертвования и все это во Славу Рода.
Помним, что какун праздника был очень важен, и самые мощные обряды и ритуалы женские делались в канун Праздника. Поэтому предлагаю завтра в канун Осенних Дедов написать свое намерение на этот период, какое дело в качестве аскезы берете на период с 24 октября по 6 ноября, и как вы будете жить по завершению этого периода, важно осознавать для чего все это делается. 6 ноября так же важно письменно завершить период Осенних Дедов, поблагодарить Богов и Предков и написать пожелание своему Роду. Очень много и подробно об практиках почитания Предков есть в Женской Санге http://womansanga.ru/ , но там на ведический индийский манер - перекладываете на наше славянское. Очень хорошо русские славянские обычаи дает Анна Вокина

«Осенние деды» празднуются 1-2 ноября. Это день поминовения своих родных, наших общих предков, пращуров. Дедов - душ предков, улетевших в Вырий. Об умершем говорили, что он «пошел до дедов» или «гуляет с дедами». А вот современный американский праздник Хэллоуин (Halloween) — является такой своеобразной христианской смесью чествования злых духов и поклонения христианским святым и поэтому кроме временной составляющей ничего общего с древним праздником почитания предков не имеет. Рассмотрим подробнее представление наших пращуров по данной теме.

Вот как описывается смерть и жизнь в «Велесовой книге»:

«Смерти мы не боимся, так как сейчас есть жизнь земная, а есть жизнь высшая, вечная . И ту вечную добыть хотим, так как земная против нее ничто. Мы на земле как искры, и те искры исчезнут во тьме, яко и не было нас никогда

Так слава наша пойдет к матери Славе и пребудет в ней до конца концов земных и иных жизней. Это у нас с вами по свойски не боятся смерти, потому как мы потомки Славные, и Дажьбог породил нас - корень наш Корова Земун (древнее название нашей галактики Небесная Корова или по современному Млечный путь). И вот мы коровичи (то есть жители нашей галактики) - и Скифы, Анты, Русы, Борусины и Сурожцы. Так мы с пением идем в небо во Сваргу синию (после смерти идем в другие миры нашей галактики)….

И знаем, аки Правь есть с нами, а Нави не боимся. Так как Навь не имеет силы против нас. Поэтому молимся Богам о помощи в трудах ратных наших и течем на рать к славе воинской. И та Перуница летит до нас и ту ругу (круга- кружка с круглой ручкой, а руга посудина без ручки) дает, полную воды живой для жизни вечной героям нашим, от мечей вражеских главы свои отсеченные утративших. Такие смерть не имеют, и ныне же жизнь у них вечная….

…Как умрешь, ко Сварожьим лугам отойдешь и там Перуница (богиня Дива, жена Перуна) речет: « То никто иной - Руш (рус) гордый и не грек, и не варяг, он славянского славного рода, он пришел сюда воспевая матерь Сва ("сва" это по древне-русски—небесная) нашу, до твоих лугов, о великий Сварог!» И Сварог небесный промолвит: «Ты ступай-ка, сын мой, до красоты той вечной! Там увидишь ты деда и бабу. О, как будет им радостно, весело вдруг увидеть тебя! До сего дня лили слезы они, а теперь они могут возрадоваться о твоей вечной жизни до конца концов ! Той красе ты ещё не внимал, ибо вои (воины) Ясуни (Света) имеют иные места, нежели греки (здесь скорее всего имеется ввиду грешные люди). И имеют славу иную и так иди до Ирия нашего и смотри красоту ту прекрасную, и деревья и луга с травами пахучими, и жатву в полях собирай, ячмень, пшено, просо, до закромов Сварожьих, то блага иные, яко на земле вы были во прахе и в болезнях все, и в страданиях, ныне ж будут мирные дни»…..

И омытые идем на заре, поднимаемся со славою и там идем, яко то Матерь Сва бьет крылами охватывая всех, и сияет возженным светом до нас всякое перо её - червленое, синее, мореное, желтое, серебренное, златое, белое, и так светит, как только солнце-царь умеет, когда по кругу Суне (солнце) идет. И то сияние до седьмой красы, как завет о Богах наших. Так узрим, как мгновенно отсекают жизнь старую нашу от новой, так точно, как рассекают дрова в домах огнищанских….

…..А в ночи Велес (славянский Бог мудрости, встречает души умерших у врат в другие миры, отсюда и ещё одно название праздника "Велесова ночь") идет в Сварге по молоку небесному (Млечный путь), и идет в чертоги свои, и к заре приводит нас (души умерших) до врат Вырия. И там мы ожидаем, чтобы начинать петь песни и славить Велеса от века до века и хоромы (храм) его, которые блестят огнями многими и становимся агнцами (огнями) чистыми….

И течет та река времени сын мой, растрачиваясь, и нынче вечны предки наши. И увидим Пращуров своих и матерей которые уже в Сварге, и там стада свои пасут, и жатву свою жнут, и жизнь имеют , и ждут нас.…..

…..И так речем славу Богам, которые суть - отцы наши, а мы - сыны их. И будем достойны их чистотой телес и душ наших, — которые никогда не умрут . И не умирают они в час смерти наших тел . И падшему на поле брани Перуница (богиня Дива) давала выпить Воду живую. И выпивший её отправлялся к Сварге на белом коне. И там Перунько его встречал и вел во благие свои чертоги. И там он прибудет то время, пока достанет себе новое тело, и так живет, радуясь и творя славу за нас ныне, и присно, и от века до века… ».

Некоторые особенности празднований.

У всех народов существуют праздники в честь мертвых. У славян после смерти делались третины, девятины, сорочины и поминки сопровождались пирушками. На праздник Радоницы (гробки) в Саксонии, Лаузице, Богемии, Силезии и Польше шли на кладбище в час рассвета и там приносили жертвы усопшим. Франки тоже совершали подобное торжество, и в память усопших проводили представления и песнопения. Радоницу ещё называют «навий день», так как усопшие уходят согласно Вед в мир Нави. В России в Радоницу на кладбище приносят лепешки, пироги, крашеные яйца, вино и поминают с пиршеством покойников. Потом льют на могилку вино из рюмок, и оставив на могиле 2-3 яйца, очищенных на половину, и ещё чего ни будь на долю покойника, уходят.

Праздник памяти ушедших душ «Осенние деды», проводится 1-2 ноября. У шотландцев и германцев в это время зажигают поминальные огни (засидки) и считают их огнями мира и спокойствия покойников. В Дании и Персии тоже в это время ублажали тени усопших принося на гробницы вино, мед, масло, яйца, плоды и цветы и совершали три-зну (приобщение к зна ниям третьего бога С-три-бога отвечавшего за мир Нави). На тризне проводились ристалища(бои), показывались сцены из жизни усопших, как они сражались. В Литве и Беларусии перед наступление поминального или задушного дня для покойников готовится целая пирушка там делают стол с различными блюдами и напитками и вызывают души усопших, зажигая вино и лен и по цвету пламени судят о явлении душ говоря при этом: «Чего потребуешь душечка, чтобы попасть на небо?» Иногда пир устраивают не на кладбище, а дома тогда по окончании его хозяин берет полотенце и укладывает его на открытое окно ставит рюмку с вином или стакан воды и кладет по кусочку всех кушаньев и оставляет на ночь.

Празднование «Осенних дедов» в Беларусии

Несоблюдение обычая поминать и оставлять пищу для Дедов, считающихся хранителями рода, может вызвать недовольство и всевозможные беды. "Нельзя не отмечать дедов,— говорили белорусы,— один раз не отметишь — и уже у тебя скотина издохла”.

С христианизацией обряды поминания Предков превратились в родительские субботы (до шести раз в год) и в таком виде существуют до сих пор. Дмитриевская суббота — отмечают на третьей неделе после Покрова. Обряды поминания проводятся несколько раз в год. Для каждого обряда установлен промежуток времени в 10-14 дней, в течение которого его следует провести, но при этом в соответствии с христианскими канонами обряд всегда проводится в субботу.

У белорусов Восеньскiя Дзяды до сих пор проводят "без слёз” - это праздник семейный, домашний, обязательным является присутствие в доме всех членов семьи. Лишь в некоторых западных районах Беларуси известны случаи, когда люди ходили сами навещать предков на кладбище. Это весной, на Радуницу принято навещать умерших на кладбище, а на Дзядов приглашают предков к себе домой , чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство.
Перед Дзядами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные блюда, обязательным считалось на столе присутствие мясных блюд, а также горячих, "чтобы пар шёл”. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы души предков могли беспрепятственно заходить и садиться за стол. Хозяин зажигал свечу и приглашал всех предков на ужин. Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Колюще-режущих предметов на столе быть не должно — кушали ложками, которые время от времени оставляли на столе, чтобы Предки могли ими воспользоваться. Каждое блюдо подавалось парно (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие.

Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах — их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно.

Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам.

На Дзяды каждая крестьянская семья щедро наделяла нищих, которые ходили по деревне. Украина: Дiдова субота; Белоруссия: Дзяды; Литва: Ilges; Латвия: Velines () возможно в честь Велеса); Дания: Sialuda.

- 5363

Ежегодно 2 ноября в Беларуси отмечается День памяти. Он был учрежден Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 и считается государственным Днем памяти.
В народе этот день называют Осенние Деды (Восеньскія Дзяды). Этот праздник православные отмечали на третьей неделе после Покрова. В народном календаре существует универсальный алгоритм для вычисления дат всех народных праздников. К сожалению, в отношении Восеньскiх Дзядоу, когда День памяти был включен в список государственных праздников, народная традиция не была соблюдена. У белорусов и украинцев особенно почитаем обряд, проводимый в субботу перед Дмитриевым днём (Дмитриевская суббота). А католическая церковь отмечает День памяти (Деды) 2 ноября. Сейчас этот праздник принято отмечать в одну из суббот с 1 по 11 ноября.

Деды (белор. Дзяды, укр. Діди, польск. Dziady, лит. Ilgės) - поминальные дни в народном календаре белорусов и украинцев, а также населения приграничных с Белоруссией территорий (Подляшье, Смоленщина, Аукштайтия).
На Осенние Деды в Беларуси принято устраивать домашний семейный обед или ужин, на который, как верят белорусы, к ним в гости придут предки. К этому празднику было принято готовиться с особой тщательностью: убирать в доме, мыться в бане. Примечательно, что обязательно после посещения бани оставляли к празднику ведро чистой воды и свежий веник для душ предков.
Женщины на Осенние Деды в Беларуси обычно готовят праздничные блюда, а хозяину дома полагается перед ужином зажечь свечу и прочесть молитву, а также пригласить души предков к столу. При этом все двери в доме остаются открытыми, чтобы предки могли войти и сесть за стол. Традиционным блюдом была поминальная кутя.
Перед тем как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов. Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Каждое блюдо подавалось парно в четном количество (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие.
Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода. Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах - их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно. Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам.
На Дзяды каждая крестьянская семья щедро наделяла нищих, которые ходили по деревне.
На протяжении 20 века традиция поминать своих предков на Дзяды не имела большого распространения.
Современное празднование Осенних Дедов в Беларуси уже редко проводится с тщательным соблюдением всех обрядов. Но все равно, во многих селах и даже городах страны находится немало семей, которые отмечают данный праздник так, как раньше.

ОКНА МЫЛИ, ЧТОБЫ ДУШАМ ЛЕГЧЕ БЫЛО ЗАЛЕТЕТЬ В ДОМ
Считалось, что на Дзяды души умерших предков приходят в дом, чтобы посмотреть, как живут их внуки и правнуки. Залетают души через окна и открытые двери. Поэтому стекла перед этим праздником обязательно мыли. Через чистое окно душам якобы легче пробраться. Вообще же утром в субботу нужно убрать дом, приготовить специальные блюда, одеться в праздничную одежду.
Семейный обряд таков: вечером вся семья собирается за столом. Дзядов зовут стихами:
Святыя дзяды, завём вас,
хадзіце да нас!
Ёсць тут усё, што Бог даў,
чым толькі хата багата.
Просім вас: «Ляціце да нас!»
Потом зажигают свечу и читают молитву. На столе обязательно должна стоять одна пустая тарелка - для Дзядов. На нее откладывают часть еды. А посуду со стола после ужина не спешат убирать. Ее можно оставлять даже на ночь. Чтобы души посидели за накрытым столом.

КТО ПЕРВЫМ ИЗ-ЗА СТОЛА ВСТАЕТ, ТОТ ПЕРВЫЙ И УМРЕТ
Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Каждое блюдо подавалось парно в четном количество (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Считалось, что так никто не останется в обиде: ни живые, ни мертвые.
Обязательные блюда - это кутья и блины. А еще разные кисели, пряники и мед.
Разговаривать за столом лучше про своих предков, вспоминать, как они жили, рассказывать детям.
Есть примета: кто первым встает из-за поминального стола, тот в этом году и умрет. Поэтому, пока самый старший член семьи не поднялся, вставать никому нельзя. По этому поводу часто и повторяли поговорку: «Не спяшайся паперад бацькі ў пекла».
На прощание Дзядам говорили: “Святыя дзяды! Елі і пілі - ідзіце да сябе!”.

НАРОДНЫЕ РЕЦЕПТЫ

КУТЬЯ ПО-БЫСТРОМУ
В отваренный рис (примерно 1 стакан) добавить полстакана изюма (его заранее замочить). Добавить 2 - 3 ложки клубничного варенья и грецких орехов.
КУТЬЯ КЛАССИЧЕСКАЯ
Пшеницу перебрать, промыть водой, залить новой и варить до готовности, отцедить, остудить. Мак заварить кипятком, отцедить на сите, пропустить через мясорубку. Перемешать с пшеницей, добавить измельченные орехи, ошпаренный кипятком и отцеженный изюм, мед и сахар по вкусу, ванильный сахар. Перемешать со сливками, переложить в блюдо. Подавать охлажденной.

КСТАТИ
Дзяды можно отмечать каждую неделю

У белорусов каждый день недели имел свое значение. Суббота всегда считалась днем почтения предков, всех умерших. По сути это и есть еженедельные Дзяды.

Дзядов у белорусов четверо:
Зимние (масленичные) - перед воскресеньем Масленицы
Весенние - на Радовницу,
Летние - в субботу перед Семухой
Осенние (их еще называют Дмитриевские, Богатые или Большие) - перед днем святого Дмитрия.
Зимние, весенние и летние Дзяды посвящаются памяти недавно умерших предков, близких родственников, а осенние - целому Роду. Поэтому осенние Дзяды и считаются главными.

Дзяды. Сказка. Легенда

На родительской неделе подходит к деревне старик – слепец, а вместе с ним – поводырь.

Возле кладбища старик остановился, потянул воздух ноздрями и спросил:

Никак костёр запалили?

Запалили, дедушка, – отвечает поводырь. – Большой кострище посреди могил.

А вокруг него люди собрались – пьют да закусывают.

Не пойму – зачем среди дня костёр жгут?

Да они же покойничков своих греют. Ныне праздник дедов. Прилетают их души из светлого Ирия, греются у костра, трапезу разделяют с живыми.

Веди меня туда – будет нынче и нам много еды!

В славянском календаре есть особый праздник, в который происходит чествование и поминовение всех усопших родственников, - Осенние Деды.

По времени он соотносится с распространенным сейчас европейским праздником Хэллоуином. Следуя европейской моде, многие люди нашей страны стали вырезать тыквы и украшать ими свои дома, совершенно забыв и презрев традиции своих предков. Между тем славянский праздник Осенние Деды имеет свою традицию, уходящую в глубокую древность.

Древние славяне верили, что раз в год – на Осенние Деды - их пращуры, перешедшие в мир иной, могут повлиять на весь свой живой род, помочь ему в его делах и поспособствовать гармонизации его жизни. Праздник Осенние Деды приходится на исход осени неспроста. Дело в том, что у славян весь ритм жизни сводился к календарю времен года, и осень у славян была сезоном размышлений и анализа того, как они прожили текущий год. Исправить совершённые ошибки и тем самым защитить и направить своих потомков на верный путь славянам помогали их умершие предки, которые в Осенние Деды были близки к своему роду. Предваряла Осенние Деды подготовительная Навья седмица, завершался же праздник Марьиной ночью, самой страшной и опасной ночью в году.

СУТЬ ПРАЗДНИКА

Праздник Осенние Деды отмечался славянами испокон веков, и только последние два-три столетия его празднование стало особенно истребляться христианской церковью. Церковь всегда отрицала то, что наши предки знали ещё на заре времён - духи предков приходят к своим потомкам в особые дни и творят обереги для своих родов. «Живы родители – почитай, а умерли – поминай» - эта пословица была основой в общении славян с духами тех, кто давно прошёл свой земной Путь и отправился в Ирий – славянский рай, дабы оттуда наблюдать и направлять свой род в соблюдении законов Богов - Поконов Рода Небесного.

Праздник Осенние Деды у славян был очень распространен и имел огромный сакральный смысл, который впоследствии был предан забвению, а в наше время ещё и заменён другим праздником – Хэллоуином, пришедшим к нам из Западной Европы. Жители славянских государств, так же как европейцы, празднуя Хэллоуин, просто отдают дань моде, не понимая или не принимая всей глубины мистерий этого древнего праздника.

Осенние Деды, как никакое другое событие в жизни славян, показывали и укрепляли связь единого рода. А от этой связи зависело, да и поныне зависит очень многое в жизни отдельно взятого человека. То, как Предки рода заботятся о своих потомках, сказывается на развитии всего рода. Это и благополучие рода, и деторождаемость, и здоровье членов рода, да и сама их судьба. Недаром в предшествующей этому празднику Навьей седмице есть день Макоши – великой славянской богини судьбы и плодородия.

НАВЬЯ СЕДМИЦА – ПОДГОТОВКА К ОСЕННИМ ДЕДАМ

Итак, Навья седмица начинается с 25 октября и заканчивается 31 октября Марьиным днём. Во время этой седмицы идёт подготовка к самому празднику, и есть особенные правила этой подготовки. Во время этой недели наводится чистота в доме и на подворье. Готовится сурья – праздничный напиток. Важно успеть сделать всё в доме к Макошиному дню, который приходится на последнюю пятницу октября. В Макошин день все дела по дому прекращаются, и начинается время рукодельниц, так как богиня Макош – великая повелительница судьбы, прядущая нить жизни вместе со своими помощницами Долей и Недолей, является покровительницей всех прях, вышивальщиц, вязальщиц. Раньше любая женщина в роду умела рукодельничать: шить вязать, прясть, вышивать, и очень приятно осознавать, что в наше время стала высоко цениться ручная работа, в которую мастерица вкладывает частичку силы Макоши, созидая оберег для того, кому предназначена сделанная вещь. В этом году Макошин день приходится на 31 октября. В этот день все рукодельницы могут почувствовать присутствие Богини–Матери и принести ей дары, как это делалось в старину, дабы укрепить свой род, привнести в него благополучие и здоровье.

В дар Макоши приносились хлеб и молоко, а также на капише Макоши выливалась сурья и выкладывались разного рода изделия или просто мотки пряжи, как просьба вплести нити Доли в родовую нить, дабы укрепить её. Жрицы Макоши умели по нитям предсказывать судьбу рода или отдельного человека. В этот день, да и во все последующие дни, вплоть до Марьиного дня, запрещалось гадание. Только жрицы имели право в эти дни заниматься предсказаниями, а человека, который, не будучи жрецом, провел гадание, ждали болезни, бедность и страдание. Этот запрет имел огромный смысл и был, прежде всего, для того, чтобы уберечь людей от опасности, грозящей человеку в дни, когда духи умерших находились в непосредственной близости.

ЗАЗЫВАНИЕ ДУХОВ ПРЕДКОВ

Во время всей Навьей седмицы происходило зазывании Духов Предков. Старшие мужчина и женщина рода каждый день поутру, выходя во двор либо садясь за обеденный стол, сказывали призыв:

Деды–прадеды, в дом детей своих приходите,

Трапезу с ними вкусите,

Род свой в молитвах помяните.

Мы вас почитаем, с добром поминаем,

Вы же нас берегите,

От злыдень хороните.

Сами приходите и тех, кому идти некуда, с собой приводите.

Таким образом, славяне почитали не только своих предков, но и духов, которые остались в этот день без помина, чтобы они не навредили роду.

На стол при этом ставились горячие блюда, дабы духи предков могли ощутить аромат пищи и вспомнили своё земное существование. В эти дни на столе всегда присутствовала лишняя посуда: ложки и стаканы. Стаканы наполнялись сурьей для духов и накрывались куском хлеба. Этот поминальный обычай жив и поныне.

ПОМИНАНИЕ ПРЕДКОВ

Сам праздник Осенние Деды отмечался вечером 31 октября после захода солнца и плавно переходил в Марьину ночь. Считалось, что за Навью неделю все духи рода, как бы далеко они ни были, успели прийти в дом своих потомков. В доме зажигались свечи в помин духов, накрывался стол, и начинался поминальный обед с призыва, который произносился в последний раз. После этого первым блюдом была кутья, первая ложка которой откладывалась в отдельную посудину для духов. Все члены рода преламывали хлеб, и даже чадам давали маленький кусочек ржаного хлеба. Перед этим его разжевывали и, замотав в тонкую тряпицу, вставляли в рот в виде соски.

На столе, как и всю неделю, ставилась лишняя посуда и горячие блюда, чтобы духи могли вкусить подношение. На ночь посуда и еда не убирались, и свечи не тушились. Один человек, как правило, это отрок лет 14, должен был не спать всю ночь и следить за тем, чтобы свечи не погасли, иначе роду грозили большие неприятности. Для каждого отрока было делом чести не спать в Марьину ночь, это было своего рода посвящением из отрока в юношу, и после такой ночи отрок считался взрослым то есть юношей. Дело в том, что Марьина ночь считалась самой страшной ночью в году. В эту ночь врата между миром живых Явью и миром мертвых Навью открывались, и все духи умерших переходили из мира Богини смерти Мары в Явь. Они отвечали на призыв своих потомков и являлись в их дома, дабы защитить их от огромной опасности, грозившей людям в Марьину ночь.

Для того чтобы понять весь смысл праздника Осенние Деды, нужно иметь хотя бы малейшее представление о мире Нави. Навь является домом не только для духов умерших, она также является местом, где обитают все человеческие пороки: ложь, гнев, похоть, гордыня и т.д. – именно от этих «злыдней» и просили защиты у духов Рода. В Марьину ночь человеческие пороки в виде сущностей выходят из Нави и проникают в жилища домов, сея раздоры, несчастья и болезни.

1 ноября, в Марьин день, всю пищу, которая пробыла на столе ночь, относили к воде или оставляли в лесу, хлеб крошили на крышу для пролетающих птиц, считая, что в каждой птице в этот день присутствует дух умершего предка.

Этот праздник имел огромное значение в жизни наших предков, он составлял единый круг сакральных праздников славян и отмечался на большей части территории современной России, а также Украины и Белоруссии.

Новость отредактировал LjoljaBastet - 26-10-2016, 10:08

Осенние Деды! Думаю о приближающейся Навьей Седмице, начинают дрожать коленки. То ли от страха, то ли от предвкушения желанного опасного приключения. Время общения с Духами Предков. Оглядываюсь вокруг и понимаю. Многие даже и не заметят этих особых дней, продолжая равнодушно двигаться в череде серых будней. Славянские традиции для них мертвы.

А в «Северной сказке» не проходят мимо таких событий, ведь праздники древних славян – особая форма гармонии Вселенной. Время, когда границы между мирами стираются и наступает единение, открываются двери в иную реальность. Мы постепенно учимся пользоваться возможностями, которые даются нам предками. Мы гадаем на Славянских Резах Рода, ведь это наша история и наши традиции.

Семь дней Коло Сварога в конце октября-листопада, что дадут нам время настроиться на перемены. Одна неделя, на стыке осени - зимы, когда истончаются границы миров. Время, по славянским традициям, остановиться, почувствовать помощь Духов Предков, безмолвной чередой встающих за спиной. Любимая бабушка, дед по материнской линии, с которым не удалось посмеяться, отцовская матушка, строгий дед – глава когда-то большой семьи… Мои Пращуры. Некоторые думают - это просто потемневшие фотографии в старом альбоме? Скоро Осенние Деды. Следуя живым славянским традициям, я проведу обряд поминовения Предков, попрошу помощи, поддержки - и предсказаний на будущее. Таков праздник древних славян - Осенние Деды.

Что открывают нам славянские традиции?

Славянские традиции просты и глубоки. Следуй их природным ритмам, и мир вокруг станет понятнее, надёжнее, радостнее. И много уже людей вокруг душой почувствовали это. Здоровье, чистота и мудрость – слова, которые приходят на ум при встрече с ними. Простое признание того, что человек подобен Богу. Душа его бессмертна, а возможности огромны. Например, выход за границы обыденности, способность увидеть жизнь за пределами жизни. Праздники древних славян – вот способ открыть двери в другие миры. Говорить, подобно Богам, с миром Прави и миром Нави. Приглашать к себе своих Предков, говорить с ними, советоваться, гадать о будущем, слышать ответы.

А еще славянские традиции ─ это простые способы укреплять свой Род, свою семью, воспитывать здоровых, чистых и умных детей. Праздновать Осенние Деды, рассказывать своим детям о самых известных далеких предках, о недавно умерших, создавая тем самым связь времён и поколений. Вспоминать Предков хорошим словом, и никогда – плохим. И делать это торжественно, в свой положенный час, за праздничным столом, каждый год.

Простота славянских традиций

И вот что сделаю я. В выходные почищу - намою дом, чтобы Душам, что придут на поминальный праздник, было приятно видеть - все у меня хорошо в хозяйстве. Что порядок и лад царят в моей семье. Все будет чисто, намыто, радостно. В понедельник подготовлю продукты для особых поминальных блюд.

Много готовить не буду, но обязательно испеку блины. Сделаю сладкую кутью из зерен пшеницы с мёдом и изюмом. Приготовлю канун из меда, пресного коржа и мака, чтобы отлить первую ложку для Дедов, и черпать по одной ложке, передавая чашу по кругу в печальном обряде, как требует это древний славянский праздник.

Как сделать праздник древних славян?

Соберу всех вокруг нашего праздничного стола. Стоит свеча, расстелена белая скатерть, специальный прибор для предков, праздничные одежды, взволнованные лица, семейный праздник Осенние Деды. Старший мужчина нашей семьи откроет входную дверь. Зажжет свечу и, в лучших славянских традициях, обойдёт с ней вкруг дома. Прошепчет обережные слова, что достались нам из глубины веков.

По славянской традиции освятим требу, подержав её над огнем свечи. Принесём её в дар, положив на приготовленную тарелку. Начнём нашу трапезу. Ритуальный ужин, когда мы будем вспоминать о смешных и грустных событиях с нашими родственниками, говорить с ними, рассказывать о своей жизни, советоваться. И мы обязательно услышим ответ. И обязательно нам станет легче, понятнее и спокойнее. И дети поймут важное, почувствуют ответственность наследников Рода. И, если верить славянским традициям, Предки наши получат силу для новых воплощений в своих потомках.

И вот наступает время старинных гаданий

Закончен ужин. Поминальная еда, ложки, вилки остаются на столе. Дети занялись своими разноцветными делами. Время ритуала старинного гадания. Достану свои славянские Резы Рода. Мне нравятся те, что в колоде. Вгляжусь в лики Богов и Богинь. Рванусь душой к той, где Род, создавший этот мир.

О Род, наш мир родивший. Давно ль это было, иль недавно, но взгляни на меня сейчас, как смотришь ты на светлое небо, на щедрую землю, на ясные звёзды. Пусть Боги славянские, божественные Первопредки, откликнутся на мой зов, ответят на мой вопрос.

Не буду сейчас думать, какой вопрос задам Богам в первый день праздника древних славян Осенних Дедов. По славянским традициям, что ведут меня по жизни, крепко взяв за руку, будет у меня до 27 октября время, чтобы беседовать с Богами.

По славянской традиции вспомнить Сварога Небесного, Первопредка славян. Поздороваться с Макошь – Покровительницей. И, пока открыты двери между мирами в Навью Седмицу, позволить Душе своей вечной обогатиться знанием того, что было и будет вновь.

Обратитесь к родным Богам. Закройте двери в другой мир на исходе седьмицы. Подобно первому дню, обойдите дом со свечой с обрядовой просьбой. Соберите остатки поминальной еды, вынесите во двор, отдайте птицам. Потушите свечу. Осознайте происходящее.

Соблюдайте славянские традиции!

Осенние Деды! Время общения с Духами Предков. Неделя для того чтобы подумать о прошлом и будущем, укрепить свою Душу, порадоваться за то хорошее, что произошло в жизни.

Издательство «Северная сказка» поможет вам в этом. Мы долгое время собирали, сохраняли и старались приумножить древние, почти забытые, знания наших предков, чтобы потом передать их будущему поколению. Славянские мифы и легенды, волшебство славянской магии - все легло в основу сохранения древней истории. Тех крупиночек бытия наших предков, которые сегодня недостойно потеряны в серости современности. Мы с радостью помогаем всем тем, кто хочет поддерживать связь со своим родом, осуществить это желание.

Поэтому в честь праздника приглашаем всех желающих пройти бесплатное гадание на желание и увидеть, как же сохраняется эта удивительная связь с Богами. Попробуйте с помощью нашей ведающей Ма-коши обратиться к своим предкам и получить от них помощь. С 21 по 28 октября, ровно в Навью неделю, время, когда гадания только приветствуются, вы можете и получить на него ответ. Ведающая Ма-кошь будет отвечать на ваши вопросы ежедневно с 21.00 до 22.00, онлайн гадая на Славянских Резах Рода. Присоединяйтесь!

Вот то, что даёт нам здоровье, силу и мудрость на нашем Пути! С праздником, славяне!

Иванова Ирина, главный редактор издательства «Северная сказка»