Познание. Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности

Ложкина Тамара Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №231"
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности."
Дата публикации: 08.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №231»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Развитие творческих способностей детей

посредством театрализованной деятельности.

Воспитатель: Ложкина Тамара Николаевна

Ярославль 2017

Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты,

морали и нравственности. А чем они богаче,

тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…

Б.Н. Теплов

Введение

Современные дошкольные учреждения ищут новые подходы к образованию.

Я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во

взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и

ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной

жизни, как интересно можно жить в этом мире;

Как воспитывать и развивать основные его способности: слышать, видеть,

чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

Опираясь на поставленную задачу, меня, как воспитателя творческого,

привлекла театрализованная деятельность. Это один из самых, пожалуй,

эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко

проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры пользуются

у детей неизменной любовью. Театрализованная деятельность является

источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка,

приобщает его к духовным ценностям. «В процессе этого сопереживания, - как

отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов, - создаются определенные

отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую

принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для

внедрения его в практику своей группы, а так же пришла к выводу, что используя

данный материал, можно повысить интерес к театрально - игровой деятельности.

Актуальность опыта работы.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО

«Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать

развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных

видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками».

Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в

театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность

раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание всестороннего развития

личности. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя

не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает

стеснительность, скованность движений, исчезают имеющиеся комплексы.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (комплекс

сценариев, досугов с детьми, театрализованных постановок, разработка

театральных игр) может быть использован при проведении праздников,

развлечений, в повседневной жизни детей и в работе дошкольного учреждения.

Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении

проблемы развития творческих способностей дошкольников средствами

театрального искусства, в разработке форм и методов работы с детьми, как на

занятиях, так и в совместной деятельности, в обозначении основных

направлений.

Цель: Создание атмосферы творчества, социально-эмоционального развития

детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной

деятельности.

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра,

театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами

деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия,

физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).

4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и

взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей,

сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного

микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Ведущая педагогическая идея опыта работы: всестороннее развитие личности

ребёнка через театрализованную деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её

тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания

ребёнка. Речь их становится более выразительной, грамотной.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля,

приобретённая вера в свои силы повышает самооценку детей. Их игровая

деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную

насыщенность. Именно театрализованная игра развивает мышление,

воображение, тренирует память и образное восприятие, совершенствует речь.

По данному направлению я работаю несколько лет. В своей работе использовала

различные формы организации театрализованной деятельности.

Формы организации театрализованной деятельности:

1. Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей.

2. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные

игры в повседневной жизни.

3. Мини-игры, мини-сценки в ходе иной непосредственно-образовательной

деятельности.

4. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.

Театрализацию в работе с детьми я начала с младшего возраста. В группе

оборудовали театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может

побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть

иллюстрации к театрализации. В зоне театрализованной деятельности разместили

разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, плоскостной, театр

теней, театр на ложках, маски, ладошковый театр, платочный театр, реквизиты и

декорации. Следующим этапом работы было: подбор игр на развитие слуха,

звукоподражания, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика,

сценарии сказок, театрализованных игр, этюды. Так же мною был разработан

перспективный план проведения театральных игр и развлечений, досугов с

родителями. Подготовлены и проведены родительские собрания, анкеты для

родителей, памятки, консультации.

литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями,

костюмами. Развитию творческой активности детей способствовали как занятия

по театрализованной деятельности, так и индивидуальная работа с каждым

ребёнком.

Просмотр кукольных спектаклей

Игры-драматизации

Упражнения для социально-эмоционального развития детей

Упражнения по дикции

Упражнения на развитие детской пластики

Пальчиковый игротренинг

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства

пантомимы

Дидактические игры по сказкам с использованием интерактивной

Мультимедиа

В своей работе я использую интернет-ресурсы:

maam- Международный образовательный портал МААМ. RU

htth://o –detstve – О детстве

htth://solnet.ee/ - Детский портал Солнышко

dohcolonoc – Всё для воспитателей детских садов

На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных,

значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная

деятельность. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою

значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует

усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». В своей работе я часто

использую метод проектов, не исключение и театрализованная деятельность.

Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного

опыта у детей – длительная работа, которая требует участие родителей. Важно их

выступление в тематических вечерах, где дети вместе с родителями становятся

равноправными участниками. Они исполняют роли, являются авторами текстов,

изготавливают декорации, шьют костюмы и т.д. В любом случае совместная

работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному

и эстетическому развитию детей.

Театр в нашем саду «живет» давно. Стало хорошей традицией, проведение

утренников с включением театрализованной постановки. Используем спектакли и

родительского

собрания.

Количество

родителей

собрания

увеличилось в разы. Спектакли – это еще и развлечения для младших детей.

Опыт работы показывает, что дети с большим желанием участвуют в постановке

сказок. Ждут с нетерпением, когда же еще будет следующая репетиция.

Творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает

возможность детям получить массу впечатлений и эмоций. Занимаясь развитием

творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в

процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

У детей после первого года обучения улучшилась способность к импровизации,

особенно при прочтении художественных произведений;

Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты,

движения);

Повысилась эмоциональная отзывчивость;

Дети стали больше проявлять активность, инициативность;

У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества

личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело

или роль до конца);

У детей появилось желание придумывать, сочинять, рассказывать сказку;

Дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.

За 3 года работы количество детей с высоким уровнем творческого развития в

театрализованной деятельности увеличилось на 44%. При выполнении творческих

креативность, показала высокое качество выполненной работы.

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система

проделанной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной.

На протяжении этих трех лет дети показали свои достижения на праздниках,

конкурсах, развлечениях. Их выступления отличались ярким, артистическим

исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей

средствами театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от

самого процесса совместной творческой деятельности.

Наташа Рыбалко

1. Актуальность.

Сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка , интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх , дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру . Огромно и воспитательное значение театрализованных игр . У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой , их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

2. Цель : развитие речи детей посредством театрализованной деятельности .

3. Задачи :

Создание предметно – развивающей среды , способствующей развитию интереса к театрализованной деятельности .

Подбор литературных произведений для театрализованных игр : с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

Формирование умения эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер.

- развитие у детей художественно – речевых исполнительских способностей - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки.

Воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Привлечение родителей к активному участию в театрализованных праздниках и развлечениях .

4. Тип проекта :

- по количеству участников : целевая группа;

- по направленности : познавательно-творческий; творческо-речевой;

- по продолжительности : краткосрочный 01.02. 2018- 30.04. 2018 года.

5. Этапы реализации проекта :

1 этап – Подготовительный - Подбор материала, литературы по теме проекта.

2 этап – Основной - Работа по реализации проекта.

3 Этап - Заключительный - Выступление на пед. часе с презентацией о проделанной работе по данному проекту.

6. Перспективный план работы над проектом.

22.02.18г. Изготовление атрибутов к сказке «Три медведя»

Цель : Заинтересовать и побудить родителей к изготовлению театральных кукол с последующим их использованием в театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста .

Форма и место проведения : Группа детей старшего возраста совместно с родителями. Ответственные : Воспитатели, дети, родители.

1.03.18г. Показ настольного театра детям младшей группы по сказке «Три медведя» Цель : Учить детей принимать на себя определенную роль, имитировать действия и интонацию голоса героев сказки.

Форма и место проведения

Ответственные : Воспитатели, дети.

07.03.18г. Показ сценки «Две бабушки»

Цель : Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность .

Форма и место проведения : Группа детей старшего возраста.

Ответственные : Воспитатели, дети.

14.03.18г. Поход в Гремячевскую школу на сказку «Муха – цокотуха»

Цель : Привлекать детей к

Форма и место проведения : Гремячевская школа.

Ответственные : Воспитатели, работники Гремячевской школы.

20.03.18г. - Чтение сказки «Лиса и заяц»

Показ сказки детьми «Лиса и заяц»

Рисование «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы – ледяная» (по

сказке «Лиса и заяц» )

Цель : - Познакомить с персонажами сказки, вызвать интерес и желание запомнить сюжет сказки и отдельные строки героев.

Учить детей принимать на себя определенную роль, имитировать действия и интонацию голоса героев сказки.

Продолжать развивать образные представления, воображение. Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения.

Форма и место проведения : Группа детей старшего возраста.

Ответственные : Воспитатели, дети.

29.0318г. Поход в Гремячевский ДК на сказку «Колобок»

Цель : Формировать у детей интерес к играм – драматизациям; развивать память , зрительное и слуховое внимание, образное мышление, воображение; воспитание любви, добра, бережного отношения к окружающему миру через сказку.

Форма и место проведения : Гремячевский ДК.

Ответственные

4.04.18г. Показ сказки «Царевна лягушка» Игра – викторина «Персонажи любимых книг» Цель : Познакомить детей с русской народной сказкой; учить слушать сказку в инсценированном варианте; развивать способность следить за действиями; желание отвечать на простые вопросы.

Форма и место проведения : Гремячевский ДК.

Ответственные : Воспитатели, дети, работники ДК.

11.04.18г. Мероприятие посвященное Пасхи Показ сказки «Пасхальный колобок»

Цель : Привлекать детей к театрально-игровой деятельности ; вызывать интерес к устному народному творчеству.

Форма и место проведения : Гремячевский ДК.

Ответственные : Воспитатели, дети, работники ДК.

19.04.18г. Создание альбома «Виды театра »

Цель : Дать необходимые знания о том, что такое театр , какие бывают виды театра . Форма и место проведения : Группа детей старшего возраста.

Ответственные : Воспитатели, дети.

27.04.18г. Мероприятие посвященное 9 Мая Цель : Учить детей имитировать движения, мимику, интонацию. Познакомить с событиями праздника.

Форма и место проведения : Подгруппа детей старшего возраста МБДОУ д/с №33 «Дельфин» .

Ответственные : Воспитатели, дети.

7. Взаимодействия : С детьми и воспитателями разновозрастной группы с 1 до 3 лет «Колобок» , с Гремячевским ДК, с Гремячквской школой, с родителями.

8. Оборудование : атрибуты кукольного театра , детская литература, магнитофон, книги, изобразительные материалы.

9. Ожидаемые результаты :

Умение владеть навыками выразительной речи ;

Умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;

Проявлять интерес, желание к театральному искусству ;

Передавать образы сказочных персонажей характерными движениями;

Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;

Умение последовательно высказывать свои мысли;

Умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;

Умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;

Умение владеть правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми;

10. Результат :

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению. Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как : находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках , кукольных спектаклях, играх - драматизациях

Выводы. Особых трудностей и проблем в ходе реализации проекта не было. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей огромно . С помощью театрализованных деятельности можно решать практически все задачи программы развития речи , с помощью чего проявляются их творческие способности. Отношение к проекту положительное, такая форма работы с детьми является наиболее действенной. Ребенок, увлеченный театральной постановкой учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.




Авторы: Воронина Ольга Илларионовна, Демихова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 9
Населённый пункт: Кемеровская область, город Осинники
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности»
Дата публикации: 17.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Кемеровская область, г. Осинники

МБДОУ Детский сад № 9

Демихова Ольга Викторовна,

старший воспитатель

Воронина Ольга Илларионовна,

воспитатель

Консультация для педагогов

Развитие творческих способностей детей посредством

театрализованной деятельности»

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского

театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у

каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко,

талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных

артистов».

К.С.Станиславский

Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка

счастливым,

возвысить

приобщить

творчеству,

удовлетворить

внутренние

потребность

справедливости. Самый

короткий

эмоционального

раскрепощения

зажатости,

обучения

чувствованию

воображению

театральная

деятельность.

фантазирование,

сочинительство.

эмоциями.

являются

источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка,

приобщают

духовным

ценностям.

сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

друзьями,

заговорили?;

рассказать

настоящими

партнерами

Оказывается,

возможно!

бессознательно

накапливает

жизненных

ситуаций»,

взро слого,

во спитательные

возм ожно сти

театрализованной деятельности широки, знакомится с окружающим миром

через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют его думать,

анализировать, делать выводы и обобщения.

Игра-драматизация

деятельности

дошкольном

театральное

искусство

Литературное

произведение

нравственную

направленность

(дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт

мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру

процессе

выразительностью

персонажей

незаметно

активизируется

совершенствуется

звуковая

структура

речи, её интонационный строй. Театрализованная деятельность направлена

на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, мышления, воображения,

фантазии, внимания, памяти, а также многих умений и навыков. Мир детства,

внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей

жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра.

необыкновенная

сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди

могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое

колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и

животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок

проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем

постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни.

Театрализованная

деятельность

помогает

попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный

восприятия

окружающей

действительности. Театрализованные игры

являются

благоприятной

творческого

развития

способностей

детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

деятельность

развивает

личность

прививает

устойчивый

интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в

определенные

переживания,

побуждает

созданию

побуждает к мышлению.

Для качественного усвоения материала детьми уместны следующие

методы и приемы обучения : рассказывание сказок, просмотр мультфильмов

диафильмов,

пересказ

рассказов,

слушание

художественной литературы, просмотр кукольных спектаклей и беседы по

ним, знакомство со средствами драматизации (мимикой, жестом, движением,

костюмом,

декорациями

разыгрывание

разнообразных

инсценировки, упражнение по формированию выразительности исполнений,

пальчиковый

игротренинг

развития

моторики

упражнения

социально- эмоциональному развитию детей, игры- превращения, образные

упражнения, упражнения по дикции, игры- драматизации, ролевые диалоги

по иллюстрациям, музыкальные игры, эмоционально- экспрессивные игры,

народно- хороводные игры.

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским

мастерством детей. Используются упражнения по психогимнастике: полил

дождик, дует ветер, солнышко, туча; ведется

работа над тем, чтобы дети

передавали

настроение,

над выражением

постигая

чувствуют

уверенность

возможностях. Исполняя роль, ребенок может не только представлять,

реально эмоционально переживать поступки изображаемого им

персонажа.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет

освоения

игры-драматизации. Игра-драматизация

деятельности

ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому театральное искусство близко и

понятно детям.

Любимый литературный жанр детей в любом возрасте

– сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и

сердцем, выражает с помощью воображения свое собственное отношение к

добру и злу. Драматизация сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Заюшкина

избушка»,

«Колобок»,

Теремок»,

заучивание

выразительное

рассказывание

произведений К. И. Чуковского. С целью формирования

актёрского мастерства, можно показывать разные сказки на фланелеграфе,

настольный и пальчиковый театр.

Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые

осваивает дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного

возраста.

Расширение

игрового

происходит

освоения

театрализованной

возрасте

осваивает

настольного

деревянный

конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур.

Доступен детям и театр верховых кукол, театр ложек и пр. Постепенно

усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

Более старшие дети

могут сочинять

маленькие

истории, придумывать

исполнять

мини-монологи

диалоги м е ж д у

персонажами, разыгрывать действия с применением

разнообразных движений, умеют согласовывать свои

действия с действиями партнеров, н е заслоняя их.

способствуют

специальные

упражнения,

направленные на выработку выразительности жестов.

развитии

играет предметно-

развивающая среда. Она должна предоставлять ребенку

право выбора деятельности, возможность максимально

активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир,

воспитатель

побуждает

дошкольника

активным

самостоятельным

действиям. Так как яркие впечатления дает не только спектакль, но и сама

атмосфера

декорации,

куклы и т.д, уместно оформление театрального уголка, где дети в свободное

время самостоятельно могут играть в «артистов». В уголке поместить весь

необходимый материал для театральной деятельности: разные виды театров,

шапочки героев, атрибуты, элементы костюмов, настольные игры, этюды,

декорации к сказкам.

Сказка в музыке – это интереснейший вид представления, ведь музыка

«наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».

является

богатейших

развитии

творческих

способностей,

обладает

эмоционального

воздействия.

использовать

произведения

Прокофьева,

Филлипенко и др. композиторов. После прослушивания произведений детям

предлагается пофантазировать, показать свое отношение к герою мимикой,

пластикой

движениями.

Продуманный

музыкальных

произведений

необходимое настроение,

усиливает

впечатления,

вызывает

эмоциональный

танцевальном

творчестве

уделить внимание воспитанию интереса и желания двигаться в различных

зверюшек,

снежинок,

петрушек,

использовать

различные атрибуты: цветы, листики, ленты, платочки, кубики, шарики.

Работа с родителями

Успешное

развитию

творческих

способностей

дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при

сотрудничестве

субъектов

педагогического

процесса.

является

организация

сотрудничества

соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример

важнейшее

обеспечение

успешности

организуемой

Объединение

педагогов,

родителей

совместной

приобщению

творчества

позволяет

совершенствовать

педагогическую

подготовленность

родителей

вопросах

воспитания

собственных

детей. Важно

помочь

родителям

активными

участниками сотворчества, которое сближает детей, родителей, педагогов,

приносит удовлетворение от результатов совместной деятельности. Семья это

среда,

развивается

адекватное

восприятие,

понимание

взрослым

действий ребенка, приобретается опыт совместных переживаний, изменяется

характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми.

Вниманию родителей могут быть

представлены различные альбомы,

консультации: «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Играем в

сказку», «Современная детская книга в зеркале психологии», «Как интересно

провести досуг в кругу семьи», «Вечерние игры с детьми», «Домашний

Можно привлечь родителей принять участие в пополнении сундучка с

костюмами,

подготовить

материалы

костюмов,

подобрать необходимую литературу, аудио и видео материалы.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста является

одним из перспективных направлений, так как творчество является важной

составляющей развития личности ребенка. В соприкосновении с театром

вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое

человеком,

внутреннюю

потребность

возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.

Хизбуллина Р.М., воспитатель МБДОУ «ДСОВ № 20» г.Усинска

Я работаю в детском саду № 20 г. Усинска, приоритетным направлением которого является развитие речи детей. Наблюдая за детьми 4-го года жизни, посещающими мою группу, отметила для себя, что различные формы нарушения речевого развития встречаются у большинства детей. Проанализировав ситуацию, проведя обследования речи детей, поняла, что у них бедный словарный запас, они не могут выразить полностью свою мысль, творческое воображение скованно, плохо развита связная речь, отсутствуют коммуникативные навыки, выразительность речи отсутствует. И пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию речи детей. Дети находятся большее время в детском саду вместе со сверстниками и воспитателем, и поэтому нужно создать такую ситуацию, чтобы направить развитие речи в нужное русло. Анализируя современные исследования детской речи, пришла к выводу, что оптимальным вариантом решения проблемы в дошкольном возрасте будет развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность – самый распространенный вид детского творчества. Это богатейшее поле для эстетического развития детей. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. А игра, как известно - один из главных видов детской деятельности. Игра используется взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. Это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, в игре он познает мир. На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берем на себя мы – воспитатели, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Кроме того, театрализованная деятельность помогает построить педагогический процесс в соответствии с ФГОС ДО, который требует создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных) .

Я поставила перед собой цель: создание условий для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности. Исходя из цели, разработала следующие задачи:

  • изучить литературу по театрализованной деятельности;
  • побуждать интерес детей к театрализованной деятельности и создать для этого все условия;
  • подготовить консультации для родителей по данной теме;
  • создать комплекс игр на развитие слуха, звукоподражания;
  • обогатить центр театральной деятельности новыми видами театра.

Первым делом я расширила свои знания о роли театрально-игровой деятельности в воспитании и развитии речи детей. На основе программы Н.Ф. Сорокиной составила программу для театрального кружка, стала вести кружок «Теремок» . Программа Н.Ф. Сорокиной «Театр - творчество – дети» предусматривает развитие природных способностей детей средствами театрального искусства. Изучая эту программу, я убедилась в том, что она разработана в соответствии с задачами, направленными на всестороннее развитие личности ребенка. Разработала план работы с детьми по театрализованной деятельности на год для детей дошкольного возраста, который включает в себя разнообразные формы и методы. При решении поставленных перед собой задач планировала работу с детьми с постепенным усложнением. При создании условий для театрально-игровой деятельности оборудовала театральный центр, в котором разместила разные виды театров и атрибутов к ним; картотеки различных игр.

Начиная работать с детьми второй младшей группы по данной теме много времени уделяла играм с пальчиковыми театрами. Дети принимали активное участие в «оживлении» своих пальчиков, разговаривали с ними, радовались новым персонажам из пальчикового театра. Потом я внесла группу новую игрушку и обыгрывала перед детьми потешки. В дальнейшем таким образом мы разучили много разных потешек, песенок, прибауток. Дети с моей помощью обыгрывали небольшие сказки, стихи. С помощью шапочек-масок, костюмов, театральных игрушек играли в подвижные игры. Я поддерживала стремление каждого ребенка включаться в общение всеми средствами, как речевыми, так и неречевыми (мимика, позы и др.) . Дети стали самостоятельно переодеваться в театральные костюмы, изображая сказочных героев. Они стали подвижнее и мимика стала выразительной, движения приобретали уверенность. Каждую сказку вначале детям показываю сама, используя различные виды театра, читаю текст. После показа сказки работаю с детьми совместно. Мы обсуждаем сказку для того, чтобы дети усвоили ее содержание, персонажей. Привлекаю детей к проговариванию отдельных фраз, отрывков из сказки. Затем еще раз читаю сказку и привлекаю детей к инсценировке полностью. Провожу игровые упражнения на умение передать образ персонажа, действия (как испугалась бабушка, как идет медведь и т.д) . По мере взросления детей и перехода их в более старшие группы дети берут настольный театр по сказке и полностью воспроизводят ее, при этом другие смотрят. Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми. Играем с куклами пальчикового театра, учим стихи, закрепляем знание сказок, учимся вести ролевой диалог. Здесь учитывается интерес ребенка, он сам выбирает сказку, игру, вид театра.

Занятия по театрализованной деятельности строила по единой схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • театрализованная деятельность разных формах, где воспитательно и каждый ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал;
  • эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельность.

На занятиях использую различные методы и приемы, которые позволяют детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные мною задачи. Во время занятий внимательно выслушиваю ответы и предложения детей – если они не отвечают, не требую объяснений, а перехожу к действиям с персонажами.

Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. В средних, старших и подготовительных группах наш театральный кружок «Теремок» показал ребятам детского сада множество сказок – как народных, так и авторских: «Теремок» , «Под грибом» , «Заюшкина избушка» , «Волк и семеро козлят» , «Телефон» , «Репка» , «Муха-цокотуха» и другие. Театрализованная деятельность находит отражение в праздниках, развлечения, как групповых, так и музыкальных, спортивных. На утренниках, посвященных к праздникам, мы готовим с детьми либо театрализованные сказки («Золушка» , «Стрекоза и муравей» ) , или какие-либо сценки из сказок, показывая родителям наши успехи и достижения. Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Теремок» каждый год является участие в отчетном концерте «Фабрика звезд» .

Работа над данной темой невозможно без участия родителей. Родители активно включались в оформление театрализованного центра. Приобретали и делали своими руками различные виды театров. Я оформила для них папку-передвижку «Развитие речи через театрально-игровую деятельность» , консультации «Построение среды для театрализованной деятельности» , «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральных игр в домашних условиях» и т.д. Постоянно публикую статьи на данную тему в своей странице на сайте.

Используемая литература:

  1. Антипина А.К. Театрализованная деятельность в детском саду. М.; ТЦ Сфера, 2006
  2. Р.И. Жуковская. Творческие ролевые игры в детском саду. М., 2005
  3. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. М., Просвещение, 2005
  4. Лебедев Ю.А. Сказка как источник творчества детей. М., ВЛАДОС, 2001
  5. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. Ростов-на –Дону, Феникс, 2008
  6. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем – СПб, Речь, М., ТЦ Сфера, 2008
  7. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. М.Мозаика-Синтез, 2008
  8. Интернет-ресурсы.

Уразова О.В. – старший воспитатель

СП – «Детский сад «Одуванчик»

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Глушица.

«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

« Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!»

В.Сухомлинский

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Ведущая педагогическая идея работы: развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем - в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка.

Цель:

Создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

Актуальность:

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, позитивные установки к различным видам творчества, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Помимо этого театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность.

В процессе театрализованной деятельности я решаю следующие задачи:

Развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности.

Создание атмосферы творчества.

Социально – эмоциональное и нравственное развитие детей.

Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей .

Для решения всех этих задач необходима предметно – пространственная среда , обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого у нас в группах имеются театральные уголки, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка, а также созданы:

картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры».

картотека мнемотаблиц

игровые упражнения; («Язык жестов», «Пойми меня», «Угадай героя», «Измени голос») физкультминутки; игры упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции; (Мыльные пузыри, «Веселый пятачок», «Фраза по кругу») упражнения у зеркала. И результат этой работы мы видим в театрализованных постановках, которые наши юные артисты показывают своим сверстникам и малышам.

Для обогащения предметно – развивающей среды в группе был разработан и реализован проект с участием родителей «Сказка своими руками», изготовлены персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов.

Результатом проекта стало инсценирование детьми сказки «Мешок Яблок» по одноименному произведению В.Сутеева.

Проигрывания отрывка из сказок

Прослушивания сказок, потешек, стихотворений.

Режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом.

Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Пантомимические этюды и упражнения.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые игры со словами

Разучивание чистоговорок.

В своей работе я используем все вышеперечисленные формы организации театрализованной деятельности.

Систематическое, целенаправленное использование различных форм театрализованной деятельности приводит к следующим результатам:

Дети приобретают уверенность в себе.

Дети умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения.

Дети умеют строить диалог.

Дети умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Дети умеют произносить одну, и туже скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями.

Дети умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение)

Дети умеют самостоятельно выбрать стихотворение, сказку, песню для постановки.

Дети умеют распределять между собой обязанности.

Дети могут запомнить и описать любимого героя.

Дети сочиняют этюды по сказкам.

Результатом работы стали постановки спектаклей:

«Заюшкина избушка», «Муха –Цокотуха на новый лад», «Теремок», «Колобок на новый лад», а я предлагаю вашему вниманию видео ролик инсценированной сказки «Мешок Яблок» по одноименному произведению В.Сутеева.

Итак . Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Перспективу мы видим в продолжении дальнейшей работы по данной теме: изучение, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомление с опытом работы других педагогов – практиков. Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли. Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады