Роль творчества в воспитании детей. Воспитание творческой личности в педагогической практике. Как создать в доме вдохновляющую атмосферу

Воспитание детей посредством творчества давно стало одной из самых распространенных и применяемых методик. Это совершенно не удивляет, учитывая количество положительных эффектов, которые дает такой способ развития способностей ребенка.

Каждый ребенок – это удивительная личность, целая вселенная, заключенная в маленьком теле любимого чада и очень важно эту вселенную заметить и вовремя дать развиваться.

Какую же пользу приносит воспитание детей через творчество? Для начала, это отличный способ сублимации и перенаправления энергии ребенка. Представьте – вместо того, чтобы ломать мебель и стричь домашних животных, ваш ребенок будет рисовать, лепить что-то из пластилина или вышивать крестиком, к примеру. Не правда ли, заманчивая перспектива спокойствия и тишины в доме?

Самым важным в данном аспекте является обнаружение склонностей ребенка, необходимое для подбора вида творчества. Понаблюдайте за своим малышом – что ему больше нравится? После таких наблюдений вы можете смело приступать к перенаправлению его энергии в нужное русло. Это, так же, поможет избежать лишних расходов и нервотрепок. К примеру, если ваш малыш в душе художник и от рисования на обоях его могут отвлечь только мамины строгие выговоры, стоит задуматься над тем, как этот минус превратить в плюс. Такая проблема очень просто решается путем размещения ватманов в пределах досягаемости чада. Если есть на чем рисовать, обои останутся целыми. То же самое можно сказать и о нездоровой тяге к ножницам – купите ребенку набор цветной бумаги и ваши питомцы, а порой и детская челка, останутся в целости и сохранности.

В выборе творческого замещения стоит внимательно относиться к особенностям возраста ребенка. Ведь совершенно очевидно, что воспитание детей 4 лет существенно отличается от воспитания детей 9 лет. И, если в первом случае будет достаточно предоставления нужных материалов, то во втором можно подумать и о специализированных учреждениях, где творческий потенциал вашего ребенка раскроется в полной мере при помощи специалистов. Кто знает, может быть именно этот шаг станет некогда решающим в определении профессии вашим чадом.

Воспитание через творчество позволяет раскрывать и совершенствовать личность ребенка в самом полном объеме. Это не только интересно и весело, но и полезно во многом, так как совершенствует навыки ребенка в определенных сферах. К примеру, при занятии плетением или аппликацией, хорошо развивается моторика пальцев, а при пении улучшается работа голосовых связок, рисование развивает в ребенке чувство вкуса, а любой из этих видов творчества дает вам повод для законной родительской гордости.

Но, если обнаруживается, что у ребенка есть тяга к рисованию, то нужно это развивать обязательно. Не нужно запрещать ему делать это, поскольку он развивается этим и может показать то, что не ожидает никто. Почему же с самого детства нам внушали, что художник – это бедный человек, который всегда по жизни будет голодным? Ведь это не так уж и важно, потому как художники пишут такие шедевры, что душа, порой, разрывается на части. Они как-то и думают по-другому, воспринимая мир совершенно в других красках.

Ведь, даже самый простой человек, взяв в руку карандаш или кисточку, может что-то нарисовать на листе бумаги. Может, это будет как попало, но, рисуя, человек всегда становится спокойнее. Вот так и детьми, которых воспитывают творчеством. Они начинают смотреть на мир иначе. Но, если у них случается какая-то радость или печаль, то непременно он сможет изложить всю свою душу на бумаге.

Профессиональные художники, которые дают уроки рисования детям, всегда являются хорошими психологами. Они знают, когда можно успокоить ребенка и рассказать ему о том, что жизнь прекрасна. И во время урока рисования показать ему на листе бумаги или на холсте, как же выглядит столь прекрасная жизнь. Ведь, оказывается, это так просто!

Необходимо запомнить, что для детского творчества не нужно слишком многого, потому как для этого нужна свобода действий, время и, самое главное, поддержка родителей.

Мне, как человеку с математическим складом ума, сложно выражать свои эмоции в ярких красках. Напишу кратко - 100% моя книга! Согласна с каждым словом автора!

Я уже давно думаю на тему творческого воспитания, давно с мужем обсуждаем некоторые аспекты этого вопроса. И тут такая книга вышла! Не готовлю кушать третий день - читаю))) С таким запоем я не читала даже Гиппенрейтер Ю.Б, хотя книга другой тематики, но и в ней затрагиваются некоторые психологические вопросы.

В книге 319 страниц, вот такой пухленький журнальчик:



Мне очень понравилось определение творчества, которое дает автор. Джин пишет, что творчество - это все, что наполнено красотой и вдохновением, с большей долей причуды.Творчество во всем, даже в быту, дает прекрасную возможность наслаждаться жизнью. Автор считает, что все члены семьи, что-то вместе созидая, таким образом воспевают саму жизнь



Если задуматься, то каждый из нас понимает, что творческие люди нужны в любой сфере деятельности, они ценятся своим нестандартным мышлением, их все считают генераторами гениальных идей. Но почему-то как дело доходит до воспитания, то детям навязываются стандарты и шаблоны. Дети учатся лишь тому, что им показывают. С них требуют беспрекословного повторения рисунка или поделки. Особенно это видно на выставках детских работ в детском саду. Мамы приходят за детками и видят 20 одинаковых чашечек из пластилина. Такие уроки препятствуют любым экспериментам и ребенок теряет творческую жилку, которая есть у него от природы.

Мы почему-то привыкли, что творческий человек-это обязательно художник или скульптор. Леонардо да Винчи был не только величайшим художником, но и гениальным инженером. М.В.Ломоносов достиг выдающихся результатов во многих областях не только благодаря природному гению, но и не затушенной любознательности, желанию постигать новое и нестандартному видению ситуации. Воспитав это в ребенке, мы в будущем лишим его серых будней и скуки. Так почему же наши дошкольные учреждения загоняют детей в рамки и форматы?!

Книга меняет взгляд на обыденные вещи, оказывается, что самое простое действие можно превратить в необычное и увлекательное занятие.



Джин Ван"т Хал делиться идеями интересных занятий с детьми и дает ценные советы, которые помогут не только правильно оценить свои действия, но и не уничтожить в ребенке желание к дальнейшему творчеству. Автор рассказывает правила и методику нового для нас творческого воспитания. Ведь мы зачастую даже не правильно реагируем на результат творчества наших детей и даже не представляем какой урон можем нанести ребенку несколькими словами! Мы, воспитанные в традиционной системе, часто используем методику, правила и даже слова, которые могут загубить весь творческий потенциал малыша.

Оказывается, очень важно правильно реагировать на результат творчества ребенка. Целая глава (Как поддержать начинающих художников) посвящена этому вопросу.


И надо понимать, что для ребенка важен не сколько результат, сколько процесс создания шедевра. Это родителю всегда хочется увидеть в рисунке ребенка что-то, а ребенок просто наслаждался игрой красок-смешивал, растушёвывал, выводил линии.



Джин Ван"т Хал занималась и занимается творчеством со своими девочками и ведет кружок для детей своих знакомых.Опыт у неё огромен и это видно сразу, т.к она дает такие рекомендации с учетом всех мелочей, она рассказывает

Как выбрать инструменты для творчества, где и как их хранить,


Как очень просто сшить из футболки рабочий халат для малыша,

Как хранить работы детей,

Как выбрать мольберт или как сделать его из подручных средств,

Делиться рецептами домашних пальчиковых красок, мягкого пластилина,



Делиться своими методами планирования..

Джин рассказывает в своей книге как добавить элементы творчества

В приготовление пищи


В изучение природы


В детские игры



В активный отдых

В сказки и др детскую литературу



В музыку

Очень меня порадовало и то, что издательство не просто сделало перевод текста с английского языка, а ещё и позаботилось о своих читателях. В книге много ссылок на русскоязычные блоги, сайты и детские книги, в которых можно найти интереснейшую информацию.

Кроме того, в книге собрано 60 мастер-классов (занятий) с детьми. Занятия очень интересны. Хочется все бросить и побыстрее начать заниматься с ребенком.


Некоторые задания поражают своей простотой. Кажется, что все просто, но вот самой в голову такая бы идея ни за что не пришла.



На первых парах можно просто следовать указаниям и повторять со своим ребенком эти занятия. А потом уже идеи можно комбинировать, вносить что-то своё. А уж ребенок, поверьте, обязательно привнесет в любое занятие что-то своё и это будет замечательно!


Для кого книга? Для всех родителей!

Кто-то будет черпать их неё интересные идеи,

Кому-то она поможет понять, что он на правильном пути,

Кого-то будет вдохновляться и заниматься творчеством с новыми силами,

А кто-то и вовсе пересмотрит свои взгляды на творчество и жизнь в целом.

"Впустив творчество в сою жизнь, мы делаем детям огромный подарок. Ведь когда мы чем-то занимаемся с ребенком, то отдаем ему свое время и внимание.Тогда мы можем показать новые материалы, рассказать о каких-то приемах или просто разделить радость от процесса.Но, пожалуй, самое важное во всем этом-чувство свободы. Возможность творить, руководствуясь только своим воображением."

Если у вас есть такая возможность, то позвольте себе эту книгу в подарок, читайте и вдохновляйтесь, творите и наслаждайтесь временем, проведенным вместе со своими чудными детками, вместе со своей семьей!

Купить книгу "Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье" можно



Приятного вам чтения и творческих успехов!

Творчество, как важный элемент в воспитании ребенка.

Свой идеал я вижу в том, чтобы буквально каждый ребенок увидел прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал прекрасное частицей своей души…»

В.А. Сухомлинский

Творческий учитель находится в постоянном поиске путей и средств решения задач эстетического и трудового воспитания. Склонность к эстетическому воспитанию у детей проявляется довольно рано. И важно вовремя приобщить ребенка к творчеству. Одним из действенных средств является искусство флористики. Растения и цветы и созданные из них художественные композиции вызывают у детей восхищение и радостные эмоции, желание самим из природного материала создавать красоту. Работая с природным материалом, дети обретают как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке они учатся видеть неповторимую красоту, образ.

Трудно переоценить значение приобщения к творчеству детей и подростков для их эстетического и экологического воспитания. Занятия флористикой воспитывают художественный вкус, чувство любви и подлинного уважения к окружающей природе, рождают желание оберегать и сохранять её, а в дальнейшем восполнит интересным творческим трудом свободное время. Работать в соавторстве с великой и доброй художницей, Природой, - огромное счастье!

Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей.

Уроки по декоративно-прикладному искусству позволяют успешно решать дидактические задачи по развитию самостоятельности и творческой инициативы детей. Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и художественного развития учащихся, может быть занятия по созданию картин и поделок из природных материалов, используя сухие листья деревьев, травы, мхи, цветы, различные веточки, коренья, семена и плоды растений, кусочки коры деревьев. Флористика - это такой вид искусства, который мало известен и редко кто занимался ей в школах, в центрах творчества.

Работа с природным материалом вполне доступна учащимся, т. к. его не надо искать где-то. Разнообразные формы листьев, цветов, корешков, веточек растений зачастую прямо-таки подсказывают интересные сюжеты. Это может быть пейзаж, натюрморт, сказочная композиция. Фантазируя, воображая, комбинируя природные материалы можно создать своими руками удивительный мир!

Зимой, когда за окном пасмурно и холодно, приятно порадовать друзей и близких композициями из растений, которые таят в себе тепло, аромат и цвет лета. Но для этого летом и ранней осенью нужно позаботиться об исходном материале, собрать и сохранить цветы, травы листья, шишки, семена, веточки многое другое.

В одном из разделов моей рабочей программы по ДПИ отводится несколько уроков для работы с природным материалом. В ней предусмотрено изучение правильного сбора природного материала и видов его подготовки (сушки) к использованию в аппликациях,построения композиций из цветов и листьев.

Здесь ребята приносят с собой засушенные осенние листочки,цветы, травинки и пытаются составить, например, какого-либо зверька, выбирая детали по формам листьев (березовый листок похож на голову цыпленка). Задачей такого урока является целенаправленное наблюдение детьми природы, помочь им увидеть и оценить своеобразие и красоту осени, её необычность: осыпающиеся деревья, устланную листьями землю и т.д.

Сравнивая листья ивы или ясеня с листьями березы или сирени, дети могут заметить разницу между ними: одни листья узкие, вытянутые, а другие -широкие и с заостренными концами. У одних листьев края ровные, у других - с зубчиками. Цвет их также различается. Работая с дарами природы, ребенок не только узнает признаки осени в природе, красоту форм и окраску растений, но и тем самым как бы подготавливает себя к восприятию окружающего мира. И этот этап является подготовительным в процессе дальнейшего обучения.

В дальнейшем проводятся более сложные упражнения. Знакомятся со способом набрызга, где ребята кладут на белый альбомный лист листик какого-либо дерева, а затем с помощью губки или щетки делают набрызг. Полученный результат очень нравится детям, и от этой работы они получают удовольствие.

Также можно работать на выявление форм с помощью трафарета. Когда гуашью или акварелью покрывают одну из сторон листа и отпечатывают на бумаге.

Все эти упражнения позволяют наиболее эффективно развивать как творческие способности детей, так и вырабатывать наблюдательность, умение анализировать формы.

Нередки случаи, когда детские увлечения становятся профессией. Но даже если в дальнейшем учащиеся не станут профессиональными мастерами и художниками, навыки, полученные на занятиях, помогут им по любому направлению. Недаром многие взрослые возвращаются к увлечениям детства.

Педагогическая ценность познания народного и декоративно-прикладного искусства объясняется следующими важными причинами: произведения этих видов искусства позволяют воспитывать в школьниках определенную культуру восприятия материала, способствуют формированию эстетического отношения к действительности, помогают глубже познать художественно - выразительные средства других видов изобразительного искусства.

Творческая работа в заключительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями сверх обязательных программ.

На каждом занятии преподаватель встречается со своими учащимися и порой дети бывают неусидчивыми, рассеянными, невнимательными. Как заинтересовать и увлечь детей? Как подготовить занятия, чтобы при своей методической и воспитательной направленности, они были интересными?

Планируя занятие, преподаватель учитывает общий уровень подготовки и способностей детей, наличие материалов и инструментов. На уроках по выполнению флористики я рекомендую проводить по следующему плану:

1. Выбрать тему урока и провести беседу с детьми.

2. Провести небольшую экскурсию по паркам, скверам, лесу в целях ознакомления с природными материалами.

3. Сбор разнообразных природных материалов.

4. Сушка природного материала вместе с детьми (с помощью утюга, или закладыванием листьев в книгу.

5. Анализ формы объекта труда, выбранного для украшения.

6. Показ и обсуждение сюжетов, мотивов для аппликаций.

7. Составление плана работы.

8. Самостоятельная работа учащихся:

А) составление эскиза композиции;

Б) подбор колорита;

В) разрезание необходимых фигур;

Г) склеивание;

Д) обсуждение готовых работ. Подведение итогов.

Структура занятия.

I этап - сообщение и постановка цели: чему дети должны научиться на данном занятии, что нового узнать, что закрепить.

II этап - подготовка к выполнению занятия. Она включает в себя анализ образца, сравнение, сопоставление, показ приемов работы, постановку простейшего опыта, составление плана предстоящей работы.

III этап - исполнение трудовых действий (самостоятельная работа учащихся).

IV этап - проверка правильности выполненных работ.

V этап - подведение итогов занятия: чему научились, что нового узнали.

    Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта г. 2012 №156

    «Природный материал и фантазия»Программа,рекомендации,разработки занятий /авт.-сост.Л.И.Трепетунова.-Волгоград:Учитель, 2009-255с. ISBN 978-5-7057-1724-8

    «Поделки из природного материала» «своими рукам». Л.В. Бакланова Тула,Родничок, Москва Астрель АСТ 2008г.УДК 372.3/4 ББК 74.200.54. Б19.

    Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. –ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

    Посашилина В. А. Развитие системы поддержки талантливых детей: чтобы ученик почувствовал себя успешным // Концепт. – 2012. – №10 (Октябрь). – ART 12144. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12144.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X. [Дата обращения 17.11.2013]

    Интернет источник ped-kopilka.ru







Джин Ван"т Хал смотрит на творчество гораздо шире, чем делают это обычно. В своей книге она показывает, что занятия творчеством полезны не только для воображения, моторики и эмоционального развития...

Читать полностью

На страницах своей книги Джин Ван"т Хал рассказывает о том, как развить в ребенке способности к творчеству, заложенные в нем с самого рождения, и как привнести творчество в повседневную жизнь семьи. Эта книга поможет вам:

Найти время для творчества в течение дня
Подобрать занятия, которые понравятся вашему ребенку
Обустроить место для занятий и хранения детских работ
Выбрать художественные материалы и инструменты
Поощрять и развивать творческое мышление
Правильно говорить с ребенком о его рисунках

Почему мы решили издать эту книгу
Джин Ван"т Хал смотрит на творчество гораздо шире, чем делают это обычно. В своей книге она показывает, что занятия творчеством полезны не только для воображения, моторики и эмоционального развития ребенка. Они учат его мыслить, сравнивать, исследовать, изобретать, принимать решения и действовать самостоятельно.

Фишка книги
Большинство мастер-классов в этой книге не похожи на традиционные задания, когда ребенок должен сделать что-то по инструкции и получить заранее известный результат. Джин Ван"т Хал предлагает занятия, в процессе которых ваш ребенок будет исследовать свои возможности, изучать материалы, художественные инструменты и приемы, пробуя каждый раз что-то новое. В творческом воспитании процесс гораздо важнее результата.

Для кого эта книга
Для родителей детей от 1 года до 8 лет.
Для воспитателей детских садов и учителей.
Для всех, кто ведет творческие занятия в группах.

Об авторе
Джин Ван"т Хал - автор популярного блога ArtfulParent.com, в котором делится своим опытом и идеями творческих занятий с родителями всего мира. Вся ее жизнь наполнена творчеством. Она изучала историю искусств в Wellesley College, работала в музее и арт-журнале, некоммерческих культурных организациях.
2-е издание.

Скрыть

Многие родители убеждены, что детям очень полезно заниматься творческой деятельностью. Это, в общем, совершенно верно, вот только под «творчеством» обычно понимается исключительно художественное творчество, искусство: чаще всего ИЗО и музыка. Многие родители убеждены, что сами по себе «занятия искусством» благотворно влияют на детей. Так ли это? Что это на самом деле такое – «творчество», и как можно его использовать в воспитании детей?

История 1. Бедная Аня

Как-то раз знакомая учительница музыки пригласила меня на концерт в детскую музыкальную школу. Концерт необычный - сольный. А солисту – вернее, солистке – 12 лет. Зовут её Аня Бойко, она лауреат всяких конкурсов, в том числе международных. Концертная программа рассчитана на полтора часа, исполняться будет, в основном, классика. Аня сыграет одна, с оркестром, с певцом и, наконец, со своей учительницей из музыкальной школы в четыре руки.

Я пошёл на концерт. Зал детской музыкальной школы мало чем отличается от обычного концертного зала: обитые зелёным бархатом откидные кресла, ярко освещённая сцена, оркестровая яма, откуда, как и положено, сверкают две-три отполированные до блеска лысины; на сцене – громадный, как мамонт, чёрный рояль. Зал набит битком и величиной тоже не уступает нормальному «взрослому» залу.

Вышла ведущая – та самая моя знакомая, солидная дама в длинном платье. Наконец, мы увидели героиню вечера – Аню. Знаменитая пианистка оказалась маленькой, тощенькой, бледненькой, заморенного вида девочкой. Одета в пышную, с кружевами и оборками, белоснежную блузку и тёмную длинную юбку – как курсистка XIX века.

Держалась на сцене она скованно, но совершенно спокойно: несложно догадаться, почему, – тут дело в привычке: она же постоянно выступает.

Потом она начала играть: детские пьесы Чайковского, этюды Черни – и в то же время большой кусок из 1-го концерта для фортепиано с оркестром Шопена, что-то – уже не помню – из Бетховена Все эти вещи она исполнила совершенно одинаково: очень старательно, отчётливо, очень правильно – именно так, как учат в музыкальной школе – и очень скучно . Никакой разницы в исполнении, с одной стороны, детских вещей или этюдов – а, с другой стороны, концерта Шопена – не наблюдалось. Ей явно всё равно было, что играть.

После каждой новой пьесы Аня вставала и заученно, как манекен, раскланивалась. Публика – в основном, ученики и ученицы той же школы, их родители и прочая родня, – словом, болельщики – шумно аплодировала. Какой-то толстый дядя во втором ряду всё время басом кричал «Браво!» – таким голосом, будто хотел напутать Аню. Но она нисколько не пугалась.

Постояв положенное время, церемонно поклонившись, она снова усаживалась за рояль на высокий стульчик – и так же старательно оттарабанивала очередную вещь: без интереса, без понимания, без всяких чувств – как автомат. Потом снова вставала раскланиваться.

У этой бедной девочки были два явных достоинства: первое – замечательная моторика, второе – старательность. Впрочем, она ещё и явно послушная, отличница, наверное, – из тех, что беспрекословно, не задумавшись ни на минуту, выполняют любые распоряжения взрослых. И вот кто-то догадался отдать её в раннем возрасте в музыкальную школу. Теперь имеем результат.

Её натренировали – и очень довольны: куча лауреатских званий – школе честь, родителям слава, да и у самой Ани тоже ведь самолюбие есть.

Вот только эта девочка сходит за звезду исполнительского искусства только сейчас, пока она сравнительно маленькая. Взрослых дядечек и тётечек умиляет, что такое дитё так бойко отстукивает сложнейшие пассажи Шопена, какие и взрослому-то исполнителю не всегда под силу.

Однако она не любит музыку, не чувствует, не понимает её. В то же время её убедили, что она музыкант, она к этому привыкла. У неё отняли здоровье: она хиленькая, бледненькая. Неудивительно: чтобы так отбрякивать Шопена с Бетховеном, надо тренироваться каждый день по 3-4 часа. А ведь есть ещё обычная школа. Ей и гулять-то, наверное, некогда.

У неё украли детство, украли здоровье, обманули, внушив ложные надежды, посеяв в её душу иллюзии, которым никогда не суждено сбыться. Станет взрослой – и никому не будет нужна. Будет тянуть лямку или аккомпаниатором, или, ещё вернее, учительницей музыки, и довольно плохой, потому что музыку не любит. И всю жизнь чувствовать себя обиженной, ущемлённой, как ребёнок, которому обещали конфетку и не дали: ведь сулили такое будущее, такую карьеру! – и где она?

Догадается ли Аня, что взрослые – в том числе, увы, и собственные родители – попросту обманывали её ради собственной корысти: удовлетворяли за её счёт своё честолюбие?

Бедная, бедная Аня!

История 2. Как хорошо быть художником!

Кира раньше училась в художественной школе. Сейчас ей уже 17 лет: художественную школу она так и не закончила, бросила. Рисует она, по-моему, неважненько: ничего особенного.

Как-то Кира – а она не лишена чувства юмора – рассказала мне об особенностях этой, кстати, очень солидной и престижной, художественной школы.

Одного их преподавателя зовут Авессалом Аввакумович. Они его называли между собой Салям-Алейкум. Это очень художественного вида человек: малого росточка, но зато с длинной гривой плохо расчёсанных полуседых волос и с козлиной бородкой. По словам Киры, Салям-Алейкума никто из них не слушал: все что-то своё рисовали, болтали, смеялись, ходили по аудитории, не обращая внимания на преподавателя. Но он на своих учеников не обижался, а продолжал говорить – так что все были довольны друг другом: ученики не мешали учителю высказывать свои мысли, а он, в свою очередь, не мешал им делать и говорить всё, что им заблагорассудится.

На вопрос, чему же она научилась на уроках Авессалома, Кира, смеясь, ответила, что научилась пользоваться губной помадой (ей было 11 лет). Правда, этому искусству её научил не учитель, а другая девочка, постарше неё.

Ещё одна преподавательница, Зарема Руслановна, обычно начинала занятие очень серьёзно, делала перекличку, строго спрашивала домашнее задание – но потом, минут через 10-15, ей обычно кто-то звонил, и она выходила в коридор поговорить. После чего, как правило, наведывалась в ближайший магазин, а придя оттуда, долго беседовала с кем-нибудь из встретившихся ей в коридоре коллег. Только когда занятие уже заканчивалось, Зарема Руслановна снова появлялась перед своими учениками и строго спрашивала, что они нарисовали. Обычно выясняюсь, что ничего, поскольку большинство тоже отлучалось в магазин и всякие иные привлекательные места. Зарема Руслановна строго выговаривала нерадивым ученикам, обещала за них взяться на следующем занятии – и прощалась. В следующий раз, разумеется, всё повторялось сначала в той же последовательности.

Были, конечно, и добросовестные преподаватели. «Но они не учили нас любить искусство, а учили технике живописи. Как размешивать краски, как накладывать. Композиция, перспектива – то-сё. Мне это было неинтересно».

В итоге, проучившись в этой замечательной и, между прочим, небесплатной школе 2,5 года (а это значит по 3 часа 3 раза в неделю, по вечерам, она проводила там). Кира бросила её, о чём нисколько не жалеет.
Вот только зачем она потеряла столько времени? Неужели только для того, чтобы познакомиться со столь выдающимися личностями, как Авессалом Аввакумович и Зарема Русланивна?

История 3. Иван – крестьянский сын

А вот персонаж совсем в другом роде. Ваня. Живёт Иван в большой деревне, на юге. И семья у него большая: шестеро братьев и сестёр, мама и папа, бабушки, дедушки.

Ваня не занимается никакой художественной деятельностью. Зато однажды он вместе с братом Костей построил вокруг своего двора настоящий забор из дикого камня, скрепленного глиной. Забор невысокий, потому что всё равно никто ничего не украдёт: в селе всё на виду. Но для порядка нужно.

Ваня и Костя делали забор сами: им никто не помогал. Только дедушка иногда давал советы, если его спрашивали: сколько воды налить в глину, как класть камни, чтобы не развалились.

Получилось неплохо, только некоторые камни выпирают. Теперь Ваня с удовольствием, проходя мимо, поглаживает рукой свой забор , а иногда подмазывает его свежей глиной.

Ещё одно, тоже совершенно не творческое, дело сделал Ваня: он натаскал с опушки леса хорошей чёрной земли, насыпал во дворе и посадил кусты чёрной смородины . Шесть кустов! Это тоже забота: их надо окапывать, поливать, удобрять, защищать от вредителей. И ничего: смородина у Вани хорошо растёт, с каждым годом урожай ягод всё больше – хотя, когда мальчик посадил кусты, ему было только 8 лет и никто ему опять-таки не помогал.

Ещё Ваня – птицелов. Ловит он, главным образом, щеглов: на них есть спрос на птичьем рынке в городе. Чтобы поймать птичку, нужна «заподка» – западня: небольшая клеточка, разделённая перегородкой надвое. В одну половину помещается ручная подсадная птичка: она весело прыгает, клюёт корм – соблазняя тем самым своих товарок. В другой половине – открытая дверка с пружинкой. Птичка подлетает, садится на палочку, вставленную в дверку, пружина срабатывает и дверка захлопывается.

Такие заподки все мальчишки, и Ваня тоже, делают себе сами. Это огромная работа: вырезать ножом ровные палочки, пробить в них гвоздиком на равном расстоянии дырочки, протянуть проволоку. Но самая тонкая работа – та самая дверка с пружинкой. Сделаешь её слабой – птичка улетит. Сделаешь слишком сильной – дверка так прихлопнет крошечную пичугу, что может её покалечить.

Но Ваня умеет делать заподки, и он ещё ни одной птице не повредил.

Однако западня – это ещё полдела. Надо знать места в лесу, где кормятся и ночуют щеглы. Знать их повадки. Ведь если пойманная птичка долго просидит в клетке, она будет биться, стараясь вырваться, и может повредить себе крылья и голову и даже вовсе погибнуть. Птичку надо достать из клетки почти сразу после того, как дверка захлопнулась, а для этого приходится проверять свои ловушки на рассвете, когда все нормальные люди ещё спят: ведь птички с утра голодные, а потому менее осторожные – и часто попадаются в ловушки именно рано утром.

Потом нужно добывать для своих птиц корм. Пока их никто не купил, они должны хорошо питаться, чтобы выглядеть бодрыми и здоровыми. Впрочем, Ваня не всех своих птиц продаёт, потому что он не коммерсант по натуре, а увлечённый человек, а кроме того, он просто любит птиц, ему нравится с ними возиться, нравятся они сами по себе.

Щеглы ещё ничего – они едят семена репейника, а этого добра везде полно: надо только осенью заготовить достаточно. А вот некоторых птиц: соловьёв, например – надо кормить червяками, мотылём – живым кормом. Это посложнее.

Я познакомился с Ваней, когда ему было 10 лет. Простецкая веснушчатая физиономия, волосы, как солома, - под стать имени. Но какой он живой, инициативный, весёлый, здоровый - и какой творческий! Всё сам: и всегда у него всё получается. Так кто же у нас более творческий человек: Аня, Кира - или всё-таки Ваня?

Именно самостоятельная деятельность, требующая проявления инициативы, преодоления трудностей и с ответственностью за результат – действительно очень полезна с воспитательной точки зрения. А вот полезна ли вашему ребёнку заниматься музыкой или ИЗО – это зависит от множества обстоятельств: состояния его здоровья, его способностей, личностных особенностей; наконец, от того, какие учителя ему попадутся.

«Творческая деятельность», по мнению большинства современных педагогов и психологов, – это самостоятельная деятельность, в которую входит постановка цели (самостоятельная! кто делать будет, тот и цель ставит), планирование всех этапов её достижения; самостоятельные действия, направленные к её достижению, и, наконец, ответственность за результат (ответственность – перед самим собой, прежде всего). При этом творческой может быть абсолютно любая деятельность, если она строится описанным выше образом. И труд на земле, и забота о животных, и строительство – даже и просто забора. Важно не что делать, а зачем и как .

Некоторым родителям льстит, что их дочь или сын будут пиликать на скрипочке или малевать пейзажики: им почему-то кажется, что подобные занятия облагородят их дитё, придадут ему интеллигентский лоск и вообще «приобщат к культуре». Так вот – это ещё большой вопрос.

Довольно нередкий результат усиленных занятий музыкой в раннем возрасте – отвращение к музыке (хорошо, если без сколиоза в придачу).

Хотя действительно художественно одарённых детей нужно учить обязательно и начинать как можно раньше. Но многие родители заблуждаются относительно талантов своих детей. А, кроме того, надо учитывать и склонности самого ребёнка. Если мальчик жаждет гонять в футбол и ходить на рыбалку, усаживать его на 3 часа в день за инструмент – по меньшей мере, бесчеловечно, да и педагогически нецелесообразно. Сначала надо увлечь – а уже потом технически обучать.

И ещё. Психолог В. Ротенберг как-то сказал: «Наградой за творчество является само творчество» . А не дипломы и награды.

Творчество очень нужно всем людям, а детям прежде всего. Но не надо искать его в особых «специально отведённых для этого» местах. Творчески можно отнестись к любому делу, было бы желание. Самостоятельность, поиск, инициатива, ответственность за результат – вот составляющие творчества.