Рекомендации для родителей по математическому развитию детей. Рекомендация для родителей по математическому развитию консультация на тему. Игры на развитие мыслительных процессов

С какого возраста можно учить ребёнка математике?

Как только у ребёнка проявится интерес к числам, так и начинайте учить.

Это важно: Считается, что сензитивный, т. е. наиболее благоприятный для математики период, - это 5 лет. Но это лишь приблизительная привязка и совсем не значит, что начинать надо ровно в пять. Один малыш уже в 4 года, благодаря хорошей памяти, считает до 15 и складывает в пределах 8, другой же и в 5 лет может затрудняться сложить даже колёса у автомобиля. Главное, отталкивайтесь от возможностей самого ребёнка.

Ребёнку трудно даётся сложение, он никак не может обойтись без пальцев. Как с ним заниматься?

Если ребёнку нет пяти лет, то абсолютно нормально и даже необходимо, чтобы ребёнок пользовался пальчиками. В этом возрасте малышу непонятны абстрактные числа, ему обязательно требуется опора на что-то осязаемое, на образ. Если же ребёнку шесть и даже шесть с половиной, в этом тоже нет ничего страшного. Счёт - это операция с символическим пространством: сложение - это шаги «вперёд», вычитание - «назад». Маленькому ребёнку сложно научиться считать в уме: включить это числовое пространство в свой внутренний план и там ориентироваться. Некоторые дети даже к концу первого класса продолжают считать на пальцах (или на палочках, или по линейке, делая ошибки в счёте с переходом через десяток.

Это важно : Главное при обучении счёту совсем не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны.

Как заниматься с ребёнком счётом?

Главная рекомендация - постоянно считайте всё, что вы видите. Повторяйте цифры вслух, громко и чётко, прежде чем что-либо сделать - расставляя тарелки, убирая с ребёнком игрушки, раскачивая его на качелях или прикинув, сколько осталось шагов до подъезда. Важно, чтобы счёт для ребёнка вошёл в привычку. Считайте до заранее заданного числа. Положите перед малышом горсть фасолин (деталей лего, бусин, пуговиц и т. д.) и попросите отсчитать 3. Раскладывайте их на кучки по 3,5,7 штук в каждой. Предложите ребёнку выложить ряд фасолин, например, из 5 штук, а рядом ряд, в котором фасолин будет меньше.

Считайте поочерёдно: вы говорите 1, ребёнок 2, вы - 3 и т. д. Меняйтесь очерёдностью, приглашайте в эту игру папу или ребят на площадке. Начинайте считать не только с единицы, но и с других чисел.

Ребёнок не научиться вычитать, если не умеет «считать назад». Для того чтобы обучить малыша обратному счёту, воспользуйтесь забавным приёмом - запустите ракету. Надуйте воздушный шарик и считайте, начиная с 10 до 0. Вместо 0 произносите «пуск» и отпускайте шарик. Восторг обеспечен, а как вы помните, особо прочно запечатлевается то, что эмоционально окрашено.

Поиграйте в угадывание «соседей числа»: предыдущих и последующих чисел. Спросите, например, какое число больше пяти, но меньше семи; меньше трёх, но больше единицы и т. д. Или загадайте загадку: задумайте, например, число в пределах 10 и попросите ребёнка называть разные числа, а сами говорите, больше названное число задуманного или меньше. Меняйтесь ролями.

Для изучения состава числа можно использовать любые мелкие предметы. Возьмите, например, четыре палочки, и пусть ребёнок разделит их. Спросите его, как ещё можно разложить четыре палочки. Пусть он поменяет расположение счётных палочек таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой - три. Точно также последовательно разберите все числа и пределах десятка. Чем больше число, тем больше вариантов разбора.

Учите ребёнка сравнивать. Используйте любой подходящий момент. К примеру, накрываете на стол. Дайте возможность ребёнку положить к каждой тарелке по ложке. Усложните задачу: дайте ложек больше или меньше и посмотрите, как поступит ребёнок. Обсудите с ним: «Чего тут больше и чего меньше?».

Помимо счёта ребёнок должен усвоить и такие понятия, как «много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну, такой же» . Во время прогулки или игры просите ребёнка называть предметы, которых много, мало или всего один. Например, листьев на цветке много, а ствол один, книг на полке больше, чем дисков, и т. д.

Почаще давайте творческие задания. Например, сосчитать и подчеркнуть в детском журнале все трёх-, четырёх-, пятибуквенные слова, пересчитать все одинаковые слова, например имя персонажа, на странице книги, найти самое короткое и самое длинное предложения и тексте и т. д. Читая ребёнку книжку, просите его отложить столько счётных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того, как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, каких зверей было больше, каких - меньше, а каких - поровну.

Играйте с детьми и все у вас получится!

Содержание программы математического развития детей дошкольного возраста построена в соответствии с требованиями государственного стандарта. Основным положением педагогической технологии при реализации программы является организация целенаправленной интеллектуальной - познавательной деятельности дошкольников. Реализация программы осуществляется на основе деятельностного подхода, состоящего в том, что ребёнку не сообщаются готовые знания, а создаются условия для включения его в процесс познания, в процесс получения представлений и знаний в собственной игровой, учебной, практической деятельности, в быту, там, где возникает потребность в ряде знаний, умений и навыков, которыми они должны овладеть на занятиях по математике и в общении с окружающей действительностью.

Работа по развитию наглядных математических представлений начинается во второй младшей группе .

Формирование представлений, выражаемых словами много, один;

- понимание вопроса : «Сколько?» ; выражений : столько - сколько, поровну, по одному, больше - меньше;

Умение составлять группу из отдельных предметов, разложить группу на отдельные предметы;

Знание о равенстве или неравенстве групп по количеству элементов, умение последовательно накладывать один предмет на другой или прикладывать один предмет к другому; ознакомление с тем, как образуется равенство из неравенства путём добавления или удаления одного предмета.

Дети знакомятся и с порядковым счётом. В процессе непосредственного сравнения (путём наложения или приложения) учатся различать предметы по величине (размеру) одинаковые и разные и обозначать словами : длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий.

В этом возрасте дети учатся обследовать величину предметов с помощью зрительного анализатора, также на ощупь, с помощью движений руки.

В этой возрастной группе формируются знания о форме предметов, о геометрических фигурах как эталонах формы. Дети учатся различать шар, куб, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, а также в этом возрасте учатся анализировать сложные формы, выделять знакомые фигуры в рисунках и создавать новые рисунки из известных геометрических фигур.

Детей четвёртого года жизни учат различать пространственные направления от себя, такие как вперёд (впереди, назад (сзади, вверх, вниз; различать правую и левую руку.

Уже в этом возрасте у детей развивают начальные представления об одной из особенностей времени - его сменяемости; необходимо упражнять детей в правильном понимании и назывании времени действий разных событий.

Получать знания по математике ребенок должен не только на занятиях в детском саду, но и из своей повседневной жизни. И в этом ему должны помочь родители . Если родители будут заинтересованы в развитии своего ребёнка , то в этом направлении они могут оказать необходимую помощь.

Знакомить ребенка с математикой нужно тогда , когда он не занят каким-либо интересным делом. По дороге в детский сад, во время похода в магазин, на прогулке, на кухне - всегда можно организовать игру, связанную с математическим развитием вашего малыша .

Играйте с ребёнком всегда и везде . Варите суп, спросите, чего больше картофеля или моркови. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная и т. д. Играет ваш ребенок с машинками, попросите сравнить его две машинки по размеру (какая машинка больше) . Построил из кубиков домики, спросите какой выше, ниже. По дороге в детский сад или домой можно рассматривать деревья, дома (выше - ниже, толще - тоньше) .

Учите вашего ребенка ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни.

Играя, обращайте внимание ребёнка на то , что находится слева, справа от него, впереди - сзади.

Играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям , способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике .

Содержание программы математического развития детей дошкольного возраста построена в соответствии с требованиями государственного стандарта. Основным положением педагогической технологии при реализации программы является организация целенаправленной интеллектуальной - познавательной деятельности дошкольников. Реализация программы осуществляется на основе деятельностного подхода, состоящего в том, что ребёнку не сообщаются готовые знания, а создаются условия для включения его в процесс познания, в процесс получения представлений и знаний в собственной игровой, учебной, практической деятельности, в быту, там, где возникает потребность в ряде знаний, умений и навыков, которыми они должны овладеть на занятиях по математике и в общении с окружающей действительностью.

Работа по развитию наглядных математических представлений начинается во второй младшей группе .

Формирование представлений, выражаемых словами много, один;

- понимание вопроса : «Сколько?» ; выражений : столько - сколько, поровну, по одному, больше - меньше;

Умение составлять группу из отдельных предметов, разложить группу на отдельные предметы;

Знание о равенстве или неравенстве групп по количеству элементов, умение последовательно накладывать один предмет на другой или прикладывать один предмет к другому; ознакомление с тем, как образуется равенство из неравенства путём добавления или удаления одного предмета.

Дети знакомятся и с порядковым счётом. В процессе непосредственного сравнения (путём наложения или приложения) учатся различать предметы по величине (размеру) одинаковые и разные и обозначать словами : длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий.

В этом возрасте дети учатся обследовать величину предметов с помощью зрительного анализатора, также на ощупь, с помощью движений руки.

В этой возрастной группе формируются знания о форме предметов, о геометрических фигурах как эталонах формы. Дети учатся различать шар, куб, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, а также в этом возрасте учатся анализировать сложные формы, выделять знакомые фигуры в рисунках и создавать новые рисунки из известных геометрических фигур.

Детей четвёртого года жизни учат различать пространственные направления от себя, такие как вперёд (впереди, назад (сзади, вверх, вниз; различать правую и левую руку.

Уже в этом возрасте у детей развивают начальные представления об одной из особенностей времени - его сменяемости; необходимо упражнять детей в правильном понимании и назывании времени действий разных событий.

Получать знания по математике ребенок должен не только на занятиях в детском саду, но и из своей повседневной жизни. И в этом ему должны помочь родители . Если родители будут заинтересованы в развитии своего ребёнка , то в этом направлении они могут оказать необходимую помощь.

Знакомить ребенка с математикой нужно тогда , когда он не занят каким-либо интересным делом. По дороге в детский сад, во время похода в магазин, на прогулке, на кухне - всегда можно организовать игру, связанную с математическим развитием вашего малыша .

Играйте с ребёнком всегда и везде . Варите суп, спросите, чего больше картофеля или моркови. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная и т. д. Играет ваш ребенок с машинками, попросите сравнить его две машинки по размеру (какая машинка больше) . Построил из кубиков домики, спросите какой выше, ниже. По дороге в детский сад или домой можно рассматривать деревья, дома (выше - ниже, толще - тоньше) .

Учите вашего ребенка ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни.

Играя, обращайте внимание ребёнка на то , что находится слева, справа от него, впереди - сзади.

Играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям , способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике .

Выпускаясь из детского сада дети, как правило умеют читать, считать, а некоторые даже писать. Но придя в первый класс обнаруживается, что зная первоначальные азы знаний, ребёнок встречает на школьном пути, определённые трудности. Причина-недостаточное развитие словестно-логического мышления. Чтобы уровень знаний был высоким, необходимо как можно раньше начать развивать логическое мышление у дошкольников от меньшего к большему. Каждая такая игра будет требовать от ребёнка развернутые речевые высказывания, что немаловажно при выполнении некоторых заданий.

Развивающие игры на сообразительность

"Говори наоборот"

Вы называете слово, и ребёнок называет слово, но только наоборот, например:большой-маленький. Можно использовать следующие пары слов: весёлый -грустный, быстрый-медленный, тяжёлый-лёгкий, высокий-низкий, трусливый-храбрый и т. д.

"Бывает-не бывает"

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребёнку мяч. Он должен поймать мячик, только в случае, если это бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно. Например:"Собака стирает бельё"- и бросаете мяч. Он его не ловит. Затем ребёнок уже придумывает, что-то сам и бросает Вам мяч.

Игры на развитие зрительного воображения

Нужно приготовить для ребёнка незаконченный рисунок, и попросить его дорисовать, затем, чтобы он рассказал, что он нарисовал.

"Точки"

На примере покажите ребёнку, как можно соединить точки, чтобы получился рисунок, а затем предложите самому нарисовать что-либо, соединяя точки. Все точки каждый раз использовать не обязательно.

"Комбинирование"

Предложите ребёнку, используя как можно больше геометрических фигур придумать и нарисовать как можно больше предметов. Основное правило в этой игре-нельзя добавлять произвольные фигуры.

Игра на развитие гибкости ума.

Нужно предложить ребёнку назвать как можно больше слов, которые обозначают какое-либо понятие. Например:- транспорт (автобус, машина, мотоцикл и т. д., посуда (бокал, чашка, сковорода и т. д.) ;звери;одежда;мебель и т. д.

Игры на развитие мыслительных процессов

"Найди лишнее слово"

Нужно предложить ребёнку определить слово, которое оказывается здесь лишним:

Сковорода, кувшин, половник, портфель.

Кефир, йогурт, сыр, булочка.

Банан, персик, огурец, мандарин.

Специальных условий при проведении таких игр не требуется, достаточно наглядного пособия в виде картинок и. желания родителей.

Используемая литература: Кутявина Н. Л. "Логика. Учимся самостоятельно думать,

сравнивать, рассуждать. "-М., 2001.

Масару Ибука. "После трёх уже поздно".-М., 1991.

www.maam.ru

Психолого-педагогические рекомендации для родителей по развитию волевых качеств у детей дошкольного возраста

Проявите терпение и дайте возможность ребёнку самому выполнить запланированное действие (например, надеть и застегнуть кофточку, помочь взрослым сделать что-либо). Оказывайте помощь только там, где ребёнок не может справиться сам. Подчеркните незаменимость ребёнка, похвалите. Радость от полученного самостоятельно результата станет залогом будущих активных действий.

Продумайте и следуйте определённому режиму и распорядку дня.

Создайте внешние опоры, условные сигналы, которые бы помогали ребёнку осуществлять саморегуляцию (например, ритуалы перед сном) .

Наделите функциями контролёра, носителя норм и требований любимую игрушку.

Выдвигайте промежуточные цели и добивайтесь их реализации ребёнком.

Установите единый подход к ребёнку, единство требований окружающих взрослых. Обратная ситуация может способствовать двойственности поведения ребёнка, развитию хитрости.

Соблюдайте принцип последовательности – не разрешайте ребёнку то, что было запрещено до этого. Необходимо постепенно воспитывать в ребёнке умение овладевать своими желаниями, сдерживаться.

www.maam.ru

Рекомендации родителям по развитию математических способностей у ребенка дошкольного возраста в домашних условиях

Развитие математических способностей, умения анализировать поставленную задачу, искать пути решения, общее развитие интеллекта у ребенка.

В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.

Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Почему одни детки с легкостью определяют, сколько яблок осталось у Оли, если она купила 10 и съела 3, а другие долго пыхтят над простыми примерами и все же выдают неправильный ответ?

Возможно, с ними не играли в правильные игры.

Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач. Что же отличает математически одаренного ребенка от крохи-гуманитария? Малыш с математическим складом ума способен на лету схватывать структуру материала (или учебной задачи, делать логические выводы из исходных данных.

Прежде всего следует ознакомить родителей с различными видами занимательных математических игр и упражнений, их назначением, что позволяет детям легче воспринимать школьную программу, побеждать на математических олимпиадах, успешно решать нестандартные задачи. Но все это потом, когда они поступят в школу. Самые маленькие учатся, играя. Воспитатель на конкретных примерах знакомит родителей с педагогическим положением о развивающем воздействии игр с занимательным математическим материалом.

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм. Математические способности, как и многие другие, развиваются в дошкольном возрасте. Но объяснять трехлетке, что цифра 9 на четыре единицы больше цифры 5, бессмысленно.

А вот отправиться в увлекательное путешествие по удивительной математической стране, решая по пути сложные задачи, которые предлагают Мыслитель, Кляксич и Ластик, самое время.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели-составить фигуру, модель, дать правильный ответ, получить результат- стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий.

Приступая к работе с детьми дошкольного возраста, очень важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность жизни детей. Для этого необходимо следующее:

Помнить, что принудительное обучение бесполезно. Обучение организуйте таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научиться новому.

Знать, что только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.

Учитывать, что лучше слышат того, кто тише говорит.

Помнить, что у каждого ребенка свой срок и свой час постижения. Ж. Ж. Руссо писал: «… чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро».

Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей. В дошкольном возрасте нужно избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

Ребенку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях. Следует чаще обращаться к детям с заданиями: подумать, догадаться.

Математика- наука точная, и при обучении очень важно, чтобы дети приучались точно и связно выражать свои мысли. Не надо знакомить детей с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. Важнее объяснить суть понятий. Понимание важнее запоминания!

Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути и способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить х с условием, оценивать полученный результат) . Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребенка умение воспринимать занимательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творческих способностей (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок, блоков, фигур-силуэтов из спец. наборов «Танграм» и т. д.) .

Правильные игры

Они не только развлекут кроху, но и помогут развить математический интеллект.

«Домики»

Вырежьте несколько разноцветных кружков из цветного картона. Предложите малышу выбрать кружок любимого цвета. Это будет его домик (положите кружок на стол). Ваш домик, к примеру, синего цвета. Пусть кроха поместит его правее своего домика. А папин, зеленый, левее.

Желтый, бабушкин дом, построили слева от маминого дома. Куда надо положить желтый кружок?

Спросите, чей дом находится между папиным и бабушкиным, чей дом - после бабушкиного. Обязательно хвалите, подбадривайте малыша в ходе игры.

Игра хороша для формирования пространственных представлений, развития логического мышления, внимания, памяти.

«Найди отличия»

Простейшая игра, которую очень любят дети, тоже является отличным средством развития математического интеллекта, ведь она тренирует внимание, усидчивость.

Хорошо, если картинки, которые вы предложите ребенку для этой игры, будут отличаться именно по количеству предметов. Например, в руках у девочки на одной картинке 5 цветочков, на другой - 7, на одной картинке на ветке 3 птицы, а на другой - 4. Нарисовать такие развивающие карточки легко самим.

«Считаем все подряд»

Для формирования и закрепления понятия числа полезно считать вместе с крохой все, что попадает в его поле зрения. Можно считать ступеньки на лестнице, красные машины по пути в садик, количество героев в книжке.

Предлагайте ребенку показать число, которое у него получилось, на пальчиках, а если пальчиков не хватает - на счетных палочках, пуговицах или любых других предметах. Задавайте крохе отвлеченные вопросы на сравнение количества, например: «Чего в комнате больше - полок с книгами или ящиков с игрушками? Деревянных кубиков или карандашей? »

Геометрия на ладони

Во время приготовления ужина можно познакомить малыша с геометрическими фигурами. Вам понадобятся обыкновенные спички или сухие макароны. Покажите ребенку, как можно сложить из этих «палочек» треугольник, ромб, квадрат, трапецию. Вместе посчитайте углы и стороны у этих фигур. Когда кроха достаточно натренируется в выкладывании простых фигур, усложните задачу, предлагая ему сложить треугольник со стороной в 2 спички, квадрат со стороной в 4 спички, треугольник со сторонами в 3 вермишелинки. Пусть ребенок попробует из одного и того же количества спичек сложить несколько разных фигур, например ромб и квадрат.

Загадки и логические игры

Развивать интеллект маленького математика можно не только на занятиях дома, но и, скажем, по дороге в детский сад.

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, настоятельного сопоставления цели с полученным результатом.

Работу с родителями и детьми нужно вести одновременно. Этим будет обеспеченно разностороннее воздействие на ребенка, направленное на воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам, обучение их способам поиска ответа и решения.

Использованные материалы:

1. Я. И. Перельмана «Занимательная арифметика», «Занимательная алгебра», «Занимательная геометрия», «Живая математика»;

2. Е. И. Игнатьева «В царстве смекалки»,

3. И. Я. Депмана «Рассказы о математике»;

4. Б. А. Кордемского «Математическая смекалка»;

5. Ф. Ф. Нагибина «Математическая шкатулка»;

6. А. И. Островского и Б. А. Кордемского «Геометрия помогает арифметике»

а так же различные занимательные сайты:

http://pochemu4ka.ru - Почемучка

http://udivit-matem.narod.ru/str2.html - Занимательная математика

http://children.kulichki.net - Математические задачи

http://funnymath.ru/ - Занимательная математика

http://www.math-on-line.com - Математика оn-line

http://matemka.ucoz.ru/ - Занимательная математика

http://develop-kinder.com - Развивающие заданий, игры и конкрусы по математике

www.math-on-line.com - каталог развивающих программ по математике.

http://udivit-matem.narod.ru/ - удивительная математика. Большой обзор занимательных задач по математике.

http://www.turgor.ru - занимательная математика для начинающих

http://childmath.ru - интересная Математика в младшем дошкольном возрасте

http://smartkids.ru - занимательная математика

http://www.books4all.ru - книги по занимательной математике и арифметике

www.kindereducation.com - Занимательная математика и счет для дошкольников

Помогут вашим детям развить интерес к математике.

Математика математикой, но о здоровье ребенка никогда забывать не следует.

В народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между активностью кисти психическим состоянием: «всё из рук валится», «руки опускаются», «с лёгкой руки» и т. д. Однако, большинство у нас, употребляя в быту подобные поговорки, редко задумываются над тем, насколько глубокий смысл заложен в них.

Всю глубину народной мудрости осознаёшь тогда, когда знакомишься с результатами проведённых психологами исследований и наблюдений, которые показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребёнка. К сожалению, анализ показателей силы кисти правой руки школьников, за последние десятилетия показывает во всех возрастных группах отрицательную динамику. На лицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Жизнь показывает, что у любой медали две стороны. Так, следствием развития цивилизации является общее моторное состояние у детей. Причем уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики.

В результате то что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребёнка возможности больше работать руками. Ну, например, в современном цейтноте не каждый может найти время для того, чтобы дождаться, пока ребёнок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнёт пуговицы. Поэтому родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку или толстовку… В результате в жизни ребёнка максимально исключаются мелкие движения кисти, развитие речи, можно существенно ускорить, т. к., по-видимому, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук. Такая тренировка может ускорить созревание областей. Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев» - писал Сухомлинский В. А. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка.

В процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями в первую очередь пальцев рук. Таким образом, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это значит, что формирование устной (разговорной) речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В раннем и младшем дошкольном возрасте выполняйте с ребёнком простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

Например, вы можете поговорить с малышом о транспорте, вспомнить правила дорожного движения, рассмотреть рисунки и заучить пальчиковую гимнастику, соответствующую возрасту вашего ребёнка.

Уважаемые, родители! Ежеминутно, ежесекундно дарите своим детям радость общения, радость открытия нового для них мира. Развивайте умение и интеллект ваших детей и, поверьте, это не пройдёт даром. Ваш ребёнок уникален, одарён просто ему надо немного помочь найти себя в этом мире!

www.maam.ru

Обучение рассказыванию, связной речи.

Развитие выразительности речи.

Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.

Вот некоторые упражнения и игры, которые помогут развить речевые навыки ребенка.

1. Подберите эпитеты к словам:

Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

Человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

Дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

Луна (яркая, растущая и т. д.)

2. Рассказывайте, читайте детям сказки. Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие.

Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.

3. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь. Массируя пальцы можно активизировать работу внутренних органов.

Большой – отвечает за голову;

Материал nsportal.ru

младшего дошкольного

возраста

РЕЧЬ- один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в

жизни человека. С ее помощью выражаются

мысли, желания, передают свой жизненный

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей) , т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому

так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью

не уверены в себе, неохотно вступают в общение

со сверстниками и взрослыми.

Советы родителям

  • Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи детей имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает.
  • Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых.
  • Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша) , научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
  • Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
  • Как можно больше знакомьте малышей с фольклором, рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
  • Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

По теме:

Источник nsportal.ru

Первый и главный вопрос – чему учить? Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными,хотя бы по 10-15 минут.

Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни.

Прежде всего, займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель» и т.д. , а также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду» и т.д. эти простые примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, к всеобщему удивлению окружающих.

Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребенок, говорящий, к примеру, о жевательной резинке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания ипредложения.

Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?») . Ваша цель – «приохотить» ученика говорить много и правильно.

Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и беседс ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, пней, веток.

Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величавое, другое – веселое, третье – грустное.

Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камешка) . Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.

Можно сыграть с ребенком в игру «Что, на что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, ветка?».

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.

Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книгах.

Орел на горе, перо на орле.

Наш Полкан попал в капкан.

    «Один – много»: взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки) ;

    «Назови ласково»: взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка) ;

    «Какой? Какая? Какое?»: взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо предмет (ложка – большая, металлическая, красивая) ;

    «Четвертый лишний»: взрослые предлагают ребенку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Необходимо четыре картинки, три из которых относятся к одному обобщающему понятию (заяц, волк, лиса, кошка; платье, юбка, футболка, сапоги) ;

    «Угадай первый звук в слове»: взрослые предлагают ребенку определить первый звук в произнесенном слове (ложка – , кошка –) ;

    «Придумай слово на звук »: взрослые предлагают ребенку придумать как можно больше слов на заданный звук;

    «Я к вам пишу…»: в отсутствие ребенка взрослые пишут ему «письмо» и прикрепляют, например, на холодильнике, чтобы он смог самостоятельно его прочесть. Текст может быть любым.

Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционнаягимнастика. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков, специальные занятия.

Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры. Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать правильностьсвоих движений.

Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит. Принуждать ребенка заниматься нельзя.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие.

Все упражнениянадо выполнять естественно, без напряжения. Можно проводить следующие упражнения:

Построить забор

Сделать трубочку

Лопаточка

Киска сердится

Вкусное варенье

Маляр

Чашечка

Качели

Пощелкать кончиком языка

Барабанщики

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком д-д-д сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы.

У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.

Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.

Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.

Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.

Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные с первых лет жизни, никогда не исчезнут из памяти.

Новости

Материал с сайта detsad85orel.ru

ИГРЫ

«Цепочка примеров»

Цель. Упражнять детей в умении производить арифметические действия.

Ход игры. Две группы участников садятся на стулья - одна против другой, Один ребенок берет мяч» называет простой арифметиче­ ский пример: 3 + 2 - и бросает мяч кому-нибудь из другой группы.

Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо про­ извести действие с числом, являющимся ответом в первом приме- . частник игры, давший неверный ответ или пример, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой остаюсь больше иг­ роков.

«Отгадай число»

Цель. Закрепить умение детей сравнивать числа.

Ход игры. По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать числа (чжела) меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т.д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок.

При деле­нии детей на 2 группы ответивший неправильно выбывает из игры.

«Назови число»

Цель. Упражнять детей в умении производить устные вычисления.

Ход игры. Взрослый или старший ребенок говорит: «Я могу отга­ дать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к резуль­ тату прибавь 1. У тебя получилось число 5».

«Сколько взять конфет?»

Цель, Упражнять детей в соотнесении условия задачи с результа­ том.

Ход игры. Предлагается условие задачи: «В бумажном кульке ле­ жат конфеты 2 сортов. Наугад берут несколько конфет.

Какое наи­меньшее количество конфет нужно взять, чтобы среди них оказа­ лись хотя бы 2 конфеты одного сорта?» (Не менее 3) . Задача реша­ ется путем логического размышления.

«Цепочка примеров»

Цель, Закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

Ход игры. Двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами от- 1 до 10.

При этом каждому из детей дается определенное количество кар­точек с цифрами (например, до 13) . Некоторые из цифр встречают­ ся в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности бе­ рет" карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой.

Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначен­ное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше - правее.

Если же он возьмет карту с числом, уже открытым им, то возвращает ее на ме­ сто, а право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.

Подробней на сайте nsportal.ru

Предварительный просмотр:

Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, для мамы так важно играть вместе!

Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.

Первый и главный вопрос – чему учить? Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам.Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными,хотя бы по 10-15 минут.Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни.

Прежде всего,займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель» и т.д., а также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду» и т.д. эти простые примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи.Дети болтают без умолку, ещё когда им это по возрасту не положено, к всеобщему удивлению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребенок, говорящий, к примеру, о жевательной резинке: «Пожеваю и покладу на стол».

Чтобы подобного не случилось,объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания ипредложения. Не забудьте и о частях речи.

Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?») . Ваша цель – «приохотить» ученика говорить много и правильно.

Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и бесед сребенком. В лесу или в паркестарайтесь максимально точно называть цветалистьев, пней, веток.

Найдите на поляне три цветка (травинки, шишки) . Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.

Попросите ребенкаопределить характер деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величавое, другое – веселое, третье – грустное.

Предложите ребенкунайти два совершенно одинаковых листка(цветка, камешка) . Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.

Можно сыграть с ребенком вигру«Что, на что похоже и почему?».Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень, ветка?».

Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка.

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие:придумывание и отгадывание загадок.

Следующий вид упражнений –скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книгах.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Орел на горе, перо на орле.

Наш Полкан попал в капкан.

Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.

Можно поиграть с ребенком в следующие игры:

  • «Один – много»:взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки) ;
  • «Назови ласково»:взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка) ;
  • «Какой? Какая? Какое?»:взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо предмет (ложка – большая, металлическая, красивая) ;
  • «Четвертый лишний»:взрослые предлагают ребенку определить лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Необходимо четыре картинки, три из которых относятся к одному обобщающему понятию (заяц, волк, лиса, кошка; платье, юбка, футболка, сапоги) ;
  • «Угадай первый звук в слове»:взрослые предлагают ребенку определить первый звук в произнесенном слове (ложка – , кошка –) ;
  • «Придумай слово на звук »:взрослые предлагают ребенку придумать как можно больше слов на заданный звук;
  • «Топ-хлоп»: взрослые произносят различные речевые звуки и предлагают ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит звук и топнуть ногой, если он услышит звук ;
  • «Я к вам пишу…»:в отсутствие ребенка взрослые пишут ему «письмо» и прикрепляют, например, на холодильнике, чтобы он смог самостоятельно его прочесть. Текст может быть любым.

Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости для родителей вести с детьми, неправильно произносящими ту или иную группу звуков, специальные занятия.Проводить их следует ежедневно или через день в форме игры.

Для детей с пяти лет они проводятся перед зеркалом, в котором ребенок может контролироватьправильность своих движений. Давая определенные целенаправленные упражнения, родители, помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению тех звуков, которые он плохо говорит.

Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка. За одно занятие не следует давать больше двух – трех упражнений. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие.

Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Можно проводить следующие упражнения:

Построить забор

Улыбнуться без напряжения, показать сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Сделать трубочку

Вытянуть губы вперед трубочкой (как при звуке у) . Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5-2 см. от губ) и взять ее губами.

Лопаточка

Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удержать в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Киска сердится

Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку.

Вкусное варенье

Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.

Улыбнуться. Приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Улыбнуться. Приоткрыть рот, поднять широкий, вогнутый внутрь, язык за верхние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

При открытом рте (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий кончик языка за верхние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкать кончиком языка

При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.

Барабанщики

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звукомд-д-дсначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.

Материал с сайта nsportal.ru

Дошкольный возраст детейявляется наиважнейшим, потому что за этот период они учатся большему, чем за всю жизнь. Эти знания будут основой для каждого ребенка и послужат в дальнейшей жизни.

  • Подготовить ребенка к школе.

Обучайте ребенка в интересной игровой форме: нужно овладеть речевыми навыками, развить логику, мышление. Для этого пользуйтесь развивающими играми: пазлы, раскраски, лепка, рисование, музыка.

Эти навыки ребенку пригодятся в будущем. В детском саду ребенка научат многому, но нужно помнить, что образование – это двусторонний процесс, в котором сообща участвуют родители и педагоги. Не оставляйте образовательную функцию на плечи педагогов, занимайтесь детьми сами.

  • Форма обучения - игровая.

Не рубите на корню стремление ребенка к новым знаниям. Обучайте ребенка так, словно вы с ним играете. Не учите его тому, что учиться надо, должен. Пусть он учиться, познает не с позиции «надо», а с позиции «интересно».

Развивайте в нем тягу к обучению, пусть ему будет интересно, для этого найдите такую форму, чтобы у него было желание учиться и демонстрировать свои умения.

  • Уделите внимание речи .

Не останавливайтесь на том, что ребенок говорит. Обратите внимание, как он говорит. Оцените роль речи в жизни человека.

Ребенок должен не только говорить, но и уметь выражать свои мысли точно, словарный запас должен быть расширенным. Играйте с ним в различные игры, где нужно воображение, и знакомство с новыми словами или воспользуйтесь играми развивающими речь ребенка. Не останавливайтесь на том, что ребенок знает базовые слова, расширяйте словарный запас слов. Если вы думайте, что всему этому он научится в школе, то обратите внимание на тот факт, что есть много людей, которые не могут выражать мысли, и у них скудный словарный запас, то есть не оставляйте эту задачу школе.

Советы логопеда: обследовать процесс формирования речевого аппарата. В последнее время чаще встречаются дети, которым требуется подрезание уздечки языка. Нужно, чтобы логопед обследовал артикуляционный аппарат, и дал рекомендации ребенку.

Не забывайте об артикуляционной гимнастике.

Говорите с ребенком правильной речью, не нужно подражать детям и использовать детские выражения. Наоборот, дети, услышав речь взрослого, будут подражать ему. Когда родители говорят с дошкольниками «детским» языком, это приводит к проблемам с речью и мышлением.

Чем лучше речь, тем лучше будет письмо.

Родители должны привить в ребенке желание быть здоровым и сильным. Для этого нужно культивировать здоровый образ жизни, дать понять, что здоровье и сила взаимосвязаны. Этим самым ребенок должен научиться бережно относится к здоровью.

Зная, что здоровье ребенка – бесценное богатство, нужно беречь и укреплять его физическое и психическое здоровье.

В дошкольном возрасте родители должны обратить внимание на:

  • Психическое здоровье (благоприятная обстановка в семье, исключение стрессовых ситуаций) ;
  • Очень важен и режим дня дошкольника - ведь если его не установить в этом возрасте, позже ребенку будет еще тяжелее.
  • В этом возрасте слабо развиты мышцы, поэтому нельзя долго находиться в статической позе. Активная деятельность поможет избежать такого диагноза, как гиподинамия.
  • Ребенок должен быть ознакомлен с правилами гигиены, которые должны соблюдаться. Гигиена – основа здоровья.

Возраст дошкольника является важным. Ведь, в этот период он научится тому, чему сложно обучиться в старшем возрасте. Например, если по какой-то причине ребенок до 6 лет не научился говорить, то с каждым годом шансы на то, что он научиться, уменьшаются.

И чем ребенок взрослее, тем труднее его научить навыкам, которые он приобретает до школы. Используйте период, когда он впитывает информацию как губка, и заложите в него знания и навыки, которые будут инструментом для его обучения в школьный период.

  • Сухоносова Ксения Александровна , студент
  • Угрюмова Ирина Ивановна , студент
  • Ставропольский государственный педагогический институт
  • ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
  • РОДИТЕЛИ
  • РЕБЕНОК
  • ДОШКОЛЬНИК
  • МАТЕМАТИКА

В статье дано представление о важности использования игровых приемов родителями по формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений. Разработаны рекомендации для родителей по использованию игровых приемов в повседневной жизни для математического развития детей.

  • Педагогические условия в формировании культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста
  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
  • Информационное моделирование предметной области деятельности специалиста
  • Консалтинг образования в условиях сельской социальной среды
  • Проблемы адаптации первокурсников в студенческой среде вуза

В процессе освоения детьми окружающего мира и приобретении знаний одним из главных направлений познания является математика. Это определяется необходимостью развития мышления и интеллектуального уровня ребенка, ежедневным использованием математики в быту , подготовкой к обучению в школе. Познание детьми математики и развитие соответствующих способностей должно осуществляться не только в дошкольных образовательных организациях (ДОО), но и в семье.

Детская память избирательна. Они запоминают лишь ту информацию, которая вызывает у них эмоциональный отклик. Как бы взрослый не настаивал, ребенок, вряд ли запомнит что-то неинтересное и скучное . Поэтому, чтобы обучение математике не стало скучным занятием для ребенка необходим творческий подход.

Продуктивность процесса обучения можно повысить путем организации практической и игровой деятельности с учетом создания таких условий, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся основой для решения конкретной практической задачи, а потому усваиваются легче и быстрее.

Многие специалисты, анализируя современную ситуацию состояния обучения дошкольников, приходят к выводу о необходимости организации процесса познания в играх. Очевидные плюсы использования игры в обучении – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе является немаловажным элементом повышения продуктивности обучения, но так же с ее помощью активно развиваются внимание, память, мышление, воображение ребенка. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом .

Играя, дети действуют на пределе сил преодоления трудности, при этом столь высокий уровень активности достигается ими добровольно, без принуждения, что объясняется повышенным уровнем мотивации к нахождению решения поставленной задачи. Высокая степень активности, эмоциональная окрашенность игры способствуют и высокой степени вовлеченности участников. Всем этим и объясняется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций .

Можно выделить следующие особенности игры для развития дошкольников:

1. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, следовательно, это наиболее доступный метод взаимодействия с детьми.

2. Игра является эффективным средством формирования как личности дошкольника в целом, так и его морально-волевых качеств в отдельности.

3. Все психологические новообразования берут начало в игре.

4. Процесс игры способствует формированию всех сторон личности ребенка, что может привести к значительным изменениям в его психике.

5. Игра выступает важным средством умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов

Педагогам и родителям для воспитания у детей интереса к процессу познания, к самостоятельному поиску решений, к преодолению трудностей при обучении основам математики необходимо определить формы и методы работы с детьми в данном направлении.

На этапе определения форм и методов работы с детьми по формированию элементарных математических представлений некоторые родители могут испытывать затруднения в связи с недостаточным уровнем знаний о многообразии форм и методов.

На основе изученного нами материала , мы разработали рекомендации для родителей по выбору методов и форм работы с ребенком по формированию элементарных математических представлений.

В процессе формирования элементарных математических представлений уместно использовать дидактические игры, которые включаются в качестве учебного задания или упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования математических представлений.

В формировании у детей математических представлений уместно использовать занимательные по форме и разнообразные по содержанию дидактические игровые упражнения. Их отличие от стандартных учебных заданий и упражнений заключается в необычности постановки задачи (найти, догадаться), неожиданности преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя .

Игровые упражнения отличаются от дидактической игры, как правило, по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли взрослого. Они, обычно, не включают в себя такие структурные элементы дидактической игры как: дидактическая задача, правила и игровые действия. Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. Упражнение проводит взрослый, дает задание, контролирует ответ, но дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

Также при формировании математических представлений у дошкольников родителям рекомендуется использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.

Не смотря на все многообразие игр, их центральной задачей должно быть развитие логического мышления, умение устанавливать простейшие закономерности, например: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Еще одной проблемой, возникающей при стремлении родителя способствовать формированию элементарных математических представлений у ребенка, является ограниченность свободного времени. Для решения подобного рода трудностей не обязательно специально выбирать свободное время для занятий и игр с ребенком. Элементы игровых или обучающих заданий можно включать в беседу по дороге в детский сад, дома на кухне, когда одеваетесь на прогулку, на самой прогулке и т. д. Поскольку программные задачи по математике для детей дошкольного возраста объединены в блоки: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени», то формированию и развитию этих понятий необходимо уделить внимание родителям в повседневной жизни ребенка.

В жизни нас окружает множество предметов, с помощью которых, детям будет просто и интересно усваивать, закреплять понятия. Например, за ужином, стоит обратить внимание детей на форму окружающих предметов, их количество: тарелки круглые, тарелок четыре, скатерть прямоугольная, часы круглые и т.д. После изучения формы предметов предложить задания, например: какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет, найди предмет похожий по форме на ту или иную фигуру.

Расставляя на столе посуду можно спросить: «Сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут ужинать 3 человека?». Задать вопросы о положении предметов, например: «С какой стороны относительно тарелки лежит ложка (вилка)?».

Когда есть фрукты на столе можно отрабатывать понятия количество и счет. Например, спросить ребенка чего больше: яблок или груш? Как сделать так, чтоб яблок и груш стало поровну. Если количество фруктов такое, что ребенок не может сосчитать, то объяснить или напомнить ему: ответить на вопрос необходимо путем попарного сопоставления.

Нужно стремиться, чтобы ребенок в повседневной жизни употреблял слова, характеризующие параметры величины предмета: длинный - короткий, широкий - узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий. На прогулке или по дороге в детский сад следует обращать внимание детей на размеры деревьев, задавать вопросы о том, какое из них выше (ниже), толще (тоньше); на дома, какие из них выше, какие ниже, какие короче, какие длиннее; на дорогу, тротуар, что уже, что шире.

Во время чтения художественной литературы родителям следует обращать внимание детей на характерные особенности животных, связывая их с элементарными математическими представлениями детей. Например: у жирафа длинная шея, у зайца короткий хвост; у собаки четыре лапы; у козы рога меньше, чем у оленя.

Когда дети начинают знакомиться с цифрами, необходимо обращать внимание на цифры, которые окружают их в повседневной жизни и ситуациях. Например: на циферблате часов; календаре; телефоне; номерах домов, квартир, почтовых ящиков, общественного транспорта; деньгах и т.п. Целесообразно приобрести ребенку игру, где задействованы цифры, например, «Пятнашки». По дороге в детский сад, домой, магазин можно поиграть «Кто больше найдет цифр в окружении?», «Какое число пропущено?» и т.п.

В непосредственной обстановке на кухне можно ребенка познакомить с понятием «объем» (вместимостью сосудов), сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

Таким образом, в непосредственной обстановке, уделив немного времени, родители могут отработать с ребенком многие математические понятия, способствовать их лучшему усвоению, поддержать и развивать интерес к математике. Также необходимым условием, обеспечивающим продуктивность обучения, является творческое отношение родителей к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, повторение игр с усложнением.

Список литературы

  1. Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // Kant. – 2016. - №1(18). - с.37-40.
  2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. – М.: «Мозаика-Синтез», 2009.
  3. Новикова В.П. Математика в детском саду. – М.: «Мозаика-синтез», 2010.
  4. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
  5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. – М.: «Просвещение», 1988.